СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации "Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации "Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы"»



Министерство образования Красноярского края КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»





Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы





г. Красноярск, 2024



Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта Начального Общего Образования.

Составитель: Александрович Н.М. – студентка 21П-5 группы отделения «Преподавание в начальных классах».

Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности в начальной школе / Александрович Н.М. / Министерство образования Красноярского края КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им.М.Горького», 2024- стр.

«Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького», 2024.





Аннотация

В данной работе представлены рекомендации по организации проблемно-поисковой деятельности на уроке в начальной школе, с целью развития учебной мотивации младших школьников. Данные методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов, а также студентов, обучающихся по специальности «Преподавание в начальных классах».

В данном сборнике рассмотрены назначение, специфика и структура исследовательской и проектной деятельности. Типичные ошибки при выборе тем, как правильно ставить цель, задачи и гипотезу исследования. Рассмотрены методы исследования, а также предоставлены паспорта исследований и проектные задачи.

Данные методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями федерального образовательного стандарта начального общего образования.





















Оглавление


РАЗДЕЛ 1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура 5

1.1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура 5

1.2. Типичные ошибки при проведении исследования 9

1.3. Критерии оценивания детских исследовательских работ 15

1.4. Паспорт исследования «Откуда берется звук?» 17

1.5. Паспорт исследования «Качество водопроводной и бутилированной воды» 22

РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 28

2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура 28

2.2. Проектная задача «Наш класс идет в театр» 34

2.3. Проектная задача «Лягушка-путешественница» 45

Заключение 54

Список источников 55







РАЗДЕЛ 1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура 1.1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура

Исследование -  процесс научного изучения какого-либо объекта (предмета, явления) в целях выявления его закономерностей возникновения, развития и преобразования его в интересах общества» (Н.И. Кондаков).

Исследовательская деятельность - творческий процесс взаимодействия учителя и учащихся по поиску решения (или понимания) неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которого является развитие исследовательской позиции к миру, другим и самому себе, а также формирование (или расширение) мировоззрения» (А.С. Обухов)

Исследовательская деятельность учащихся — это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности (Фролова Е.Ю.).

К исследовательской деятельности новый стандарт ФГОС НОО предъявляет требования, которые отражены в разделе метапредметных результатов. Захватывается два пункта, это «базовые исследовательские действия» и «Работа с информацией».

Далее представлены основные требования к базовым исследовательским действиям:

  • определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;

  • с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;

  • сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

  • проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);

  • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);

  • прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

Работа с информацией:

  • выбирать источник получения информации;

  • согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

  • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;

  • соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;

  • анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;

  • самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

Основной целью исследовательской деятельности в начальной школе является, формирование мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни в информационную эпоху.

Основными задачами исследовательской деятельности в начальной школе являются:

  • знакомство с проведением учебных исследований;

  • развитие творческой исследовательской активности;

  • стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам;

  • ознакомление с научной картиной мира;

  • вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс.

Существует два вида исследования: экспресс – исследования и долговременные исследования.

Экспресс-исследование. Эта форма, организации предполагает массовое кратковременное участие детей разных по своему уровню развития. Дети оперативно проводят кратковременные исследования по предложенной педагогом тематике.

Долговременные исследования. Это форма индивидуальной работы или небольшой группы обучающихся, которая проходит определённый путь: сначала ребенок выделяет и ставит проблему); предлагает возможные варианты решения этой проблемы, подбирает необходимый материал и готовится к выступлению и защите.

Любая исследовательская работа состоит из нескольких этапов:

  1. выбор темы;

  2. постановка цели и задач;

  3. гипотеза исследования;

  4. организация исследования;

  5. подготовка к защите и защита работы.



Тема исследовательской деятельности учащихся может быть:

  • фантастической;

  • экспериментальной;

  • изобретательской;

  • теоретической.

В качестве исследовательских умений младших школьников А.И. Савенков называет: умение видеть проблемы, вырабатывать гипотезы, наблюдать, проводить эксперименты, давать определение понятиям, добывать информацию, проводить самостоятельное исследование, делать сравнения, давать оценку, доказывать правильность точки зрения, составлять внутренний план умственных действий, формулировать суждения.

Задача учителя – является увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Помочь ученикам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.

Большими помощниками в исследовательской работе являются родители. Но родитель выступает только как помощник, консультант и «технический секретарь».

Таким образом, исследовательская деятельность играет важную роль в процессе обучения. Она развивает творческие способности ребенка, что является немало важным аспектом в образовании.







1.2. Типичные ошибки при проведении исследования

Примеры ошибок в детских исследовательских работах

Как выбрать тему исследования?

Существует несколько способов выбора темы:

- из жизненно-важных ситуаций, в которые попадает ребенок, вопросов

- из предложенных конкурсов различного уровня: школьных, городских, и т.д.:

- из предложений учителя (наименьшая степень самостоятельности)

Для того чтобы начать исследование, надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. А что значит найти проблему?

Главная задача любого исследователя - найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. Самый простой способ развить у себя умение видеть проблемы - учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения. Можно предложить подумать и записать проблемы, которые волнуют или интересуют ребенка.

Выбрать тему оказывается несложно, если точно знаешь, что интересует ребенка в данный момент, какая проблема волнует больше других.

Типичные ошибки при выборе темы и примеры этих ошибок

Основные ошибки старшеклассников при выборе и формулировании названия темы:

  • Тема не должна быть широкой

Например, тема «Птицы», данная тема очень широка, не имеет конкретики в исследовательской деятельности;

  • Не должна иметь вычурное или перегруженное метафорами название

(«Плоскостопие и цивилизация», «Как поживаете господин позвоночник?»).

Постановка цели и задач исследования

Определить цель исследования – значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы это исследование проводим. Цель указывает общее направление деятельности.

Поэтому к постановке цели предъявляют следующие требования. Цель должна быть:

1. Конкретна, определяет результат деятельности.

2. Формулировка цели должна начинаться с глагола в неопределённой форме (например, создать, сформулировать...)

3. Достижима.

4. Измерима, контролируема, в отдельных случаях диагностируема.

5. Определена во времени, так как определены сроки проведения исследования.

Также при постановке цели, стоит учитывать следующие рекомендации:

1. Краткосрочные цели – самые важные, при их постановке нужно быть более чем реалистичным.

2. Убедитесь, что сформулированная цель определяет именно ту деятельность, которую вы задумали.

3. Прислушайтесь к чувствам, возникающим в момент определения целей – любые сомнения или ощущения дискомфорта свидетельствуют о неправильно выбранной или сформулированной цели.

4. Периодическая коррекция или кардинальная смена целей естественны – мир меняется, и мы меняемся вместе с ним.

5. Время, потраченное на целеполагание, с лихвой окупается благодаря минимальным потерям от бессмысленных метаний.

Определить цель исследования – это замечательно. Её ещё надо реализовать. Поэтому после того, как определили ЗАЧЕМ, а именно цель исследования, надо решить – КАК ДЕЛАТЬ, это задачи исследования.

Деление цели на задачи происходит для того, чтобы:

1. выделить более простые и доступные для выполнения операции;

2. создать последовательность выполнения операций с учётом их связи, сложности, времени выполнения, то есть выработать тактику достижения целей;

3. смоделировать весь объём работы и рассчитать свои силы.

Ошибки, которые можно допустить при определении цели исследования:

  • Неточный выбор слов

Цель работы: «выделить основные виды литературных блогов; выделить основные особенности литературных блогов» (стилистика автора).

  • Отсутствие конкретики

Цель работы: выявить эволюцию темы «маленького» человека.
Ошибка этой формулировки заключается в отсутствии конкретики. Слишком широкий замах при объёме работы в 17 страниц. Несоответствие поставленной цели и выполненной работы привело к тому, что работа не была принята как исследование.

Как сформулировать гипотезу?

Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения, то есть развёртывается следующая фаза мыслительного процесса – фаза решения проблемы.

Часто именно этап выдвижения гипотез исследования вызывает трудности. Избежать их возможно, если применять специальные методы:

1. Метод подбрасывания идей. Суть его в том, что чужая идея не так вдохновляет на деятельность, как своя. Поэтому необходимо в процессе обсуждения подбрасывать разные темы, идеи, решать вместе задачи, и не выяснять далее чьи были предположения.

2. Метод личного примера. Если учитель излагает материал увлечённо и заинтересованно, то проблем не бывает. Материал должен нравиться ученику и учителю.

3. Мозговой штурм. Это метод свободного генерирования идей.

4. Дискуссия. Рассматривая дискуссию, как коллективное обсуждение какого-либо спорного или важного вопроса с целью нахождения истины, необходимо помнить, что многое здесь зависит от ведущего. В этой роли лучше всего выступить учителю.

5. Деловая игра.

Выдвинуть гипотезу значит высказать догадку, предположение, ложность или истинность которого должна установить проверка. Та гипотеза, которая выдержит проверку и станет решением проблемы, называется решающей, остальные – ошибочными.

Выделяют следующие требования к формулировке гипотезы.

Она должна:

- содержать предположение;

- быть проверяема, подтверждена;

- быть логически непротиворечивой;

- быть реально опровергаемая или доказуемая.

Как оформить исследовательскую работу?

Оформление результатов исследования – один из самых трудоёмких этапов работы. Оно должно показать умение обучающихся самостоятельно проводить исследования с применением современных методик, анализировать полученные результаты, сравнивать их с литературными данными, делать правильные и обоснованные выводы, а также уметь правильно оформлять свою работу. Исследовательская работа обучающегося имеет научный стиль изложения, который имеет свои особенности:

- Строгая логичность – все предложения располагаются в последовательности, соответствующей причинно-следственным связям явлений, а выводы вытекают из фактов, изложенных в тексте

- Точность – достигается тщательным подбором слов, употреблением их в прямом значении, широким использованием терминов и специальной лексики

- Объективность изложения фактов, недопустимость субъективизма и эмоциональности

- Ясность – умение писать доступно и доходчиво

- Краткость – умение избежать ненужных повторов и «словесного мусора».

Работа должна быть построена не произвольно, а по определённой структуре, которая является общепринятой:

• титульный лист

• оглавление

• введение

• основная часть

• заключение

• список литературы

• приложения

При оформлении исследовательских работ возникает больше всего ошибок, а именно:

1. Небрежность в оформлении титульного листа.

2. Небрежность в оформлении содержания.

3. Отсутствие нумерации страниц.

4. Наличие ошибок всех типов (невычитанные работы!).

5. Ошибки в цитировании.

6. Стилистический разнобой текста исследования (это наводит на мысль, что основой работы является отсканированный текст какого-то исследования, слегка разбавленный собственными стилистическими (и отнюдь не выигрышными) изысками).

7. Нет чёткости выводов — как в их формулировке, так и в оформлении.







1.3. Критерии оценивания детских исследовательских работ

Я разработала критерии оценивания детских исследовательских работ, данные критерии представлены в Таблице 1.

Таблица 1.

Критерии оценки детских исследовательских работ

Количество баллов

  1. Актуальность темы

1-0

  1. Соответствие темы и содержания

1-0

  1. Тема соответствует возрасту

1-0

  1. Актуальность проблемы

1-0

  1. Цель соответствует теме исследования

1-0

  1. Задачи соответствуют цели исследования


1-0

  1. Количество задач не менее 3

1-0

  1. Гипотеза сформулирована верно


1-0

  1. Гипотеза соответствует теме

1-0

  1. Наличие анализа литературы

1-0

  1. Анализ литературы соответствует теме


1-0

  1. Количество литературных источников:

2- изучено 5 и более источников;

1 – изучено 3-5 источников;

0 - изучено менее 5 источников.

2-0

  1. Верно подобраны методы исследования, соответствуют возрасту.

1-0

  1. Выводы исследования оформлены, верно

1-0

  1. Структура и логика не нарушены


1-0

  1. Данные представлены:

2- таблицы, диаграммы, схемы и тд;

1 - рисунок, описание;

0 - данные отсутствуют.

2-0

  1. Оформление работы , соответствие техническим требованиям

1-0

  1. Грамотность письменной речи (орфография, пунктуация)

1-0

Всего

20



1б – критерий проявлен

0б – критерий не проявлен























1.4. Паспорт исследования №1

В данной главе представлены паспорта детских исследований.

Данный паспорт разработала: Александрович Надежда

Таблица 2.

Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

Откуда берется звук?

2

Актуальность исследования

Меня всегда интересовало, откуда берется звук. Мы применяем звуки не задумываясь. И мне захотелось узнать, как появляются звуки, какие звуки нас окружают. Мне стало интересно: все ли звуки мы слышим?

3

Проблема исследования

Узнать, как образуется звук и от чего он зависит

4

Объект исследования

Звук

5

Цель исследования

Для учителя: - организация деятельности обучающихся по формированию базовых исследовательских действий по теме «Откуда берется звук?».

Для ученика: - узнать, как появляется звук, какие звуки нас окружают.

6

Задачи исследования

Для ученика:

  1. Изучить научную литературу по теме исследования.

  2. Выяснить, как появляется звук.

  3. Узнать, как мы слышим звуки.

  4. Исследовать звук опытным путем.

  5. Подготовить материалы и оборудования для проведения опытов.

  6. Оформить по результатам проведения опытов лист исследования.

  7. Сделать практический вывод о том, откуда берется звук.

  8. Представить свою работу на научной конференции.

7

Гипотеза исследования

Действительно ли, что звук образуется тогда, когда что – то дрожит.

8

Методы исследования

Наблюдение, опыт, анализ научной литературы, анализ полученных результатов.

9

Тип исследования

По продолжительности: краткосрочный.

По организационной форме: групповой.

По содержанию: монопредметный.

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

1. Подготовительный: на этом этапе проводится подбор необходимой методической литературы (по теме исследования), а также первичное оформление содержания научной работы.

2. Теоретический: на этом этапе анализируется необходимая научная литература, по итогу работы выявляется главная, необходимая информация, с которой происходит дальнейшая работа.

3. Практический: на этом этапе проводятся опыты, исследуются научные положения, представленные в научной литературе, проходит наблюдение за объектом наблюдения.

4. Аналитический: на этом этапе все полученные практическим способом выводы оформляются в лист наблюдения, производится заполнение основной части исследовательской документации, подтверждается или опровергается гипотеза.

5. Презентационный: на этом этапе результат работы представляется научному сообществу.

6. Рефлексивный: анализируются трудности, возникшие в ходе работы, имеется ли дефицит информации и как можно избежать этих проблем в дальнейшем.

11

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Цель исследования: узнать, как появляется звук.

Ход исследования:

Опыт 1: Качества звука

Прикладываем руку к горлу и произносим звуки Б, Р, Л, Н, Д, Г. Голосовые звуки дрожат, вибрируют, звуки получаются звонкие.

      Прикладываем руку к горлу и произносим звуки П, Т, С, Ц, К. Голосовые звуки не дрожат, не вибрируют, звуки получаются глухие.

Делаем общий вывод по этому опыту, что звуки могут быть разной высоты: высокие – низкие; звуки могут быть иметь разную силу звучания громкие – тихие; звуки могут быть разные по звонкости, яркости: звонкие, глухие.  

Опыт 2:

«Как возникает звук?»

Цель: понять причину возникновения звука. Материал: Длинная линейка, натянутая струна, наше горло.

 Один конец линейки прижимаем к столу, а за свободный конец дергаем – возникает звук. Выясняем, что происходит в это время с линейкой. (Она дрожит, колеблется). Если коснутся линейки рукой - дрожание останавливается (звук прекращается).

Мы прикладывали руки к горлу и говорили –горло дрожало.

Линейка, струна, горло дрожали и заставляли дрожать воздух вокруг себя. Эти колебания воздуха достигли наших ушей, и мы слышали звуки.

Опыт 3:

«Характеристики звука».

1) Звучащая бутылка.

Берем бутылку и дуем в горлышко. Слышится низкий звук. Теперь наполняем в бутылку воду до половины и еще раз пробуем подуть, делаем вывод, что звук станет более высоким. Это значит, что «сыграна» другая музыкальная нота. Когда мы дуем через горлышко бутылки, воздух внутри бутылки начинает вибрировать, и появляется звук. Чем больше высота столба воздуха в бутылке, тем ниже получается звук, который можно из неё «выдуть».




11

Оборудование для проведения исследования

Бутылки, листы бумаги, линейка.

12

Продукт исследования

Лист исследования

13

Перспектива исследования

Выступление на научно-практической конференции.

14

Используемые источники

https://videouroki.net/razrabotki/proiektno-issliedovatiel-skaia-rabota-taina-zvuka.html

https://class-fizika.narod.ru/9_26.htm











1.5. Паспорт исследования №2

Паспорт исследования: «Качество водопроводной и бутилированной воды».

Данный паспорт разработала Куимова Валерия

Таблица 3.

Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

Качество водопроводной и бутилированной воды.

2

Актуальность исследования

Для человека по значимости вода занимает второе место после кислорода. Без неё наш организм не может существовать. Вода помогает пищеварению, кровообращению, выводу шлаков и усвоению витаминов. В настоящее время вопросы качества питьевой воды не утратили своей значимости. Для нормального функционирования организма нужна вода, не содержащая вредных примесей и механических добавок, т.е. хорошего качества. Мне стало интересно, качественную ли воду мы пьем?

3

Проблема исследования

Качественную воду ли мы пьем каждый день?

4

Объект исследования

Вода.

5

Цель исследования

Для учителя: организовать деятельность учащихся 4 класса по формированию исследовательских умений по теме «Определение качества питьевой воды».

Для ученика: проверить качество питьевой воды.

6

Задачи исследования

Для ученика:

  1. Подбор и анализ литературы;

  2. Изучить качественный состав воды;

  3. Проведение эксперимента по определению качества питьевой воды;

  4. Проанализировать результаты эксперимента;

  5. Заполнить дневника исследователя.

7

Гипотеза исследования

Предположим, что все образцы исследованной воды соответствуют стандартам.

8

Методы исследования

Теоретический (анализ литературных источников)

Практический (эксперимент, наблюдение, сравнение)

Аналитический (анализ, обобщение)

9

Тип исследования

По продолжительности: краткосрочный.

По организационной форме: индивидуальный.

По содержанию: моно (окр.мир)

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

  1. Подготовительный:

- Определение проблемы;

- Выбор темы;

- Определение цели и задач исследования;

- Составление плана исследования;

- Поиск литературы по теме исследования

- Подбор и подготовка необходимого материала для проведения исследования;

  1. Теоретический:

- Изучение литературы по теме исследования.

  1. Практический:

- Формулировка гипотезы и ее выдвижение;

- Проведение эк…;

  1. Аналитический:

- Заполнение дневника исследователя.

- Проанализировать полученные данные в ходе проведения исследования.

  1. Презентационный:

- Оформить полученные результаты;

- Представить результаты исследования.

  1. Рефлексивный:

- Проанализировать исследовательскую работу.

11

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Цель исследования: определение качества питьевой воды.

Ход исследования:

  1. Опыт №1. Определение цвета (прозрачность) воды

Оборудование: стеклянный стакан, вода разных производителей.

Ход работы:

1. Налить в стеклянный стакан воды до середины объёма.

2. Посмотреть через стакан на лист с текстом, который подставили за стакан с водой.

3. Полученные результаты записать в Дневник исследователя.

2. Опыт № 2. Определение качества воды на жёсткость

В домашних условиях намыливанием можно определить жесткость воды, если в воде мыло плохо пенится - вода жесткая. Мягкая вода полезней для организма.

Оборудование: стеклянный стакан, вода разных производителей, маленький кусочек мыла.

Ход работы:

1. Налить в стакан воды до середины объёма.

2. Взять маленький кусочек мыла.

3. Положить мыло в стакан с водой, хорошо размешали.

4. Полученные результаты записать в Дневник исследователя.

4. Опыт № 3. Определение в воде органических веществ.

В каждый образец нужно добавить раствор перманганата калия (марганцовки), и если окраска останется прежней, значит, что органических веществ в воде не содержится.

Материалы и оборудование: стеклянный стакан, марганцовка.

Ход работы:

1. Налить в стакан воды до середины объёма.

2. Добавить светло-розовый раствор перманганат калия.

3. Полученные результаты записать в Дневник исследователя.

5. Опыт № 4. Определение кислорода в воде

Если на стенках ёмкости появились пузырьки - означает наличие кислорода в воде, чем больше кислорода в воде, тем больше пузырьков.

Материалы и оборудование: стеклянный стакан, воды разных производителей

Ход работы:

1.Налить в стаканы воды до середины объёма.

2.Оставить стаканы с водой на сутки.

3. Полученные результаты записать в Дневник исследователя.





11

Оборудование для проведения исследования

Стеклянные стаканы, бутилированная вода: лель, святой источник, водопроводная вода, мыло, марганцовка,

12

Продукт исследования

Заполненный дневник исследователя.

13

Перспектива исследования

Изучение способов очистки воды.

14

Используемые источники

Зацепина, Г.Н. Физические свойства и структура воды [Текст]. - М.: МГУ, 1998.

СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода» (второе издание, частично переработанное и дополненное в полном соответствии с современной обстановкой, документальный приемник санитарных правил и норм 2.1.4.559-96);

ГОСТ 2874-82 «Вода питьевая. Гигиенические требования и контроль за качеством» (распространяется на центрально-магистральные системы водоснабжения, отвечающие за одновременную подачу воды для хозяйственно-питьевых и технических нужд).



РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура

Проектная деятельность – это совокупность действий, направленных на решение конкретной задачи в рамках проекта, ограниченного целевой установкой, сроками и достигнутыми результатами (или продуктами).

Работа по методу проектов — это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию учителя. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса - учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту - совершенно особые.

1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) - исследовательской, информационной, практической.

Дальнейшая работа над проектом — это разрешение данной проблемы. В идеальном случае проблема обозначена перед проектной группой внешним заказчиком. Например, учащиеся школы посещают спортивный клуб, руководство которого заказало проектной группе дизайн оформления помещений клуба. Однако в роли заказчика может выступать и сам учитель (проект по подготовке методических пособий для кабинета биологии), и сами учащиеся (проект, нацеленный на разработку и проведение школьного праздника).

Поиск социально значимой проблемы - одна из наиболее трудных организационных задач, которую приходится решать учителю-руководителю проекта вместе с учащимися - проектантами.

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами — с проектирования самого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации.

Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. Но некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до самого конца.

3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.

4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.

5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы [5, c. 43].

Таким образом, проект — это "пять П": проблема - проектирование (планирование) - поиск информации - продукт - презентация. Шестое "П" проекта — это его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.







Готовность младших школьников к проектной деятельности

Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10 лет, а также беря во внимание опыт работы, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения. В связи с этим необходимо рассмотреть особенности и варианты организации метода проектов с детьми младшего школьного возраста.

Эффективность использования того или иного развивающего активного метода, к которым в полной мере относится и проектный, во многом обусловлена позицией учителя, его направленностью на создание личностно-ориентированного педагогического пространства, демократическим стилем общения, диалоговыми формами взаимодействия с детьми [9, c. 26].

Однако для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима еще и особая готовность, “зрелость”, заключающаяся в следующем.

Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:

- умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий);

- умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);

- умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано, его доказывать);

- умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

Во-вторых, вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, определенная “интеллектуальная зрелость”. Прежде всего, имеется в виду сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя:

- развитие аналитико-синтетических действий;

- сформированность алгоритма сравнительного анализа;

- умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;

- возможность выделять общий способ действий;

- перенос общего способа действий на другие учебные задачи.

К «интеллектуальной зрелости» также относится наличие у младших школьников таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность.

В качестве третьего показателя готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности рассмотрим опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:

- адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;

- обоснованно и доброжелательно оценивать. как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;

- выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.

Требуется особо подчеркнуть, что формирование выделенных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для становления субъективности младшего школьника в процессе обучения.



Формы продуктов проектной деятельности. Основные требования к проектному продукту.

Выбор формы продукта проектной деятельности - важная организационная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта - презентабельной и убедительной, а предложенные решения - полезными для решения выбранной социально значимой проблемы.

Приведем перечень (далеко не полный!) возможных выходов проектной деятельности:

Web-сайт; Анализ данных социологического опроса; Атлас; Атрибуты несуществующего государства; Бизнес-план; Видеофильм; Видеоклип; Выставка; Газета; Действующая фирма; Журнал; Законопроект; Игра; Карта; Коллекция; Костюм; Макет; Модель; Музыкальное произведение; Мультимедийный продукт; Оформление кабинета; Пакет рекомендаций; Письмо в ... ; Праздник; Прогноз; Публикация; Путеводитель; Серия иллюстрации; Система школьного самоуправления; Сказка; Справочник; Сравнительно-сопоставительный анализ; Статья; Сценарий; Учебное пособие; Чертеж; Экскурсия.

Презентация проектов.

Как уже отмечалось, одним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация. Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности.

Виды презентационных проектов могут быть различными, например:

  • воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа);

  • деловая игра;

  • демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий;

  • диалог исторических или литературных персонажей;

  • защита на Ученом Совете;

  • игра с залом;

  • иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций;

  • инсценировка реального или вымышленного исторического события;

  • научная конференция;

  • отчет исследовательской экспедиции;

  • пресс-конференция; путешествие;

  • реклама;

  • ролевая игра;

  • соревнования;

  • спектакль;

  • спортивная игра;

  • телепередача;

  • экскурсия.

В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся, аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Очень важно, чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом. При этом демонстрируется и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений.

2.2. Проектная задача №1

В данной главе представлены варианты проектных задач и их паспорта.

Паспорт проектной задачи «Наш класс идет в театр».

Таблица 4.

Тип проектной задачи

Межпредметная (математика, русский язык)


Место проектной задачи в образовательном процессе

4 класс. 1 урок

Дидактические цели проектной задачи


1. Комплексное использование освоенных математических, языковых и естественнонаучных умений в нестандартных условиях квазиреальной ситуации.

2. Сотрудничество в микрогруппах: коллективно-распределительная деятельность при решении ряда практических задач.


Предметные знания и умения и метапредметные действия, на которые опирается задача


Предметные:

1. Читают и анализируют схему;

2. Осознают ситуацию общения (с какой целью, с кем, где происходит общение);

3. Выбирают адекватные языковые средства в ситуации общения;

4. Создают небольшие устные и письменные тексты (3–5 предложений) для конкретной ситуации письменного общения; корректируют порядок предложений и частей текста

Метапредметные:

1. Извлекают и интерпретируют информацию, представленную в таблице;

2. Договариваются для выполнения коллективно-распределительной работы при решении ряда задач;

3.Описывают практическую ситуацию использованием изученной терминологии;

4. Представляют информацию в разных формах;

5. Объективно оценивают себя, рефлексируют.

Планируемые результаты


1. Демонстрируют навыки усвоения предметного материала;

2. Применяют предметные навыки в нестандартных условиях;

3. Создают конечный «продукт» — объявление о посещении классом новогоднего представления в городском театре юного зрителя.

Проектный продукт

Объявление о посещении классом новогоднего представления в городском театре юного зрителя.

Критерии оценивания


- правильность выполнения предметных заданий.

- верно составлено объявление;

- продуктивность взаимодействия учащихся в микрогруппе при выполнении отдельных заданий и при «сборке» конечного продукта.



Проектная задача «Наш класс идет в театр»

Здравствуйте, мои ученики!

Скоро наступят новогодние праздники. Традиционно мы всем классом ходим на театрализованные новогодние представления. До этого момента организацией этого похода в театр занимались взрослые: ваши родители и я. Сегодня предлагаю вам, мои ученики, самим продумать организацию посещения новогоднего представления в городской театр юного зрителя: выбрать дату посещения, время, каким образом наш класс доберется до театра, какую сумму денег нужно собрать, чтобы посетить новогоднее представление.

Нам предстоит подготовить объявление о посещении нашим классом новогоднего представления в городском театре юного зрителя. Нужную информацию для объявления вы получите, выполнив задания. Подумайте, какие умения вам могут пригодиться для успешного выполнения проектной задачи (учитель вместе с детьми обсуждает возможные и необходимые умения. Данные умения вам действительно помогут выполнить задания проектной задачи с успехом. И сегодня на уроке вы продолжите их совершенствовать.

Задание 1. Рассмотрите афишу новогодних представлений театра юного зрителя. Обсудите, какую информацию можно узнать из этой афиши.

Ответьте на вопросы:

1. В какие месяцы театром запланированы представления? …………………………… …………………………… ………………….

2. Сколько дней буду проходить представления? …………………………… …………………………… ………………….

3. Можно ли купить билеты на представление на 5 января? …………………………… …………………………… ………………….

4. Если планируется посещение на утреннее представление, то на какое время нужно купить билеты? …………………………… ……………………………

5. Какую новогоднюю сказку покажут зрителям? …………………………… ………………………………………………………………………………………

6. Какой важной информации в этой афише нет? …………………………… …………………………… …………………………… ………………….………… ……………………………

Задание 2.

Воспользуйтесь календарем, для того чтобы выбрать дату, когда можно пойти на новогоднее представление всем нашим классом.

Эта дата должна отвечать следующим требованиям:

1) не 22 декабря, потому что еще не начались зимние каникулы;

2) дата не в январе, потому что большинство детей с семьями на новогодние каникулы уедут на отдых в другие города;

3) дата обозначается круглым двузначным числом;

4) дата, когда есть дневной сеанс новогоднего представления.

Запишите дату посещения новогоднего представления…………………………….

Задание 3. В кассе театра предложили следующий прейскурант цен на билеты.

Ответ свой обоснуйте…………………………………………...............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Задание 4. Воспользуйтесь схемой зрительного зала театра юного зрителя из предыдущего задания и соотнесите количество свободных мест в зале определенной стоимости и на диаграмме.

Проверьте данные диаграммы.

Сделайте вывод и запишите его. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Задача 5. Нужно рассчитать, какая сумма денег будет необходима для оплаты посещения новогоднего представления всем классом, если купить билеты на свободные места в 4-м и 5-м рядах зрительного зала.

Подумайте, какие данные вам понадобятся для совершения покупки.

Запишите в таблицу возможные варианты стоимости покупки билетов на новогоднее представление:

Выберите самый удобный вариант для зрителей по размещению в зрительном зале театра и обозначьте в последнем столбце таблицы строчку буквой «У». Выберите самый экономный вариант для зрителей и обозначьте в последнем столбце строчку буквой «Э».

Задание 6. Для того чтобы можно было доехать до театра юного зрителя и посетить новогоднее представление, транспортное бюро предлагает комфортабельные автобусы следующей вместимости:

Нужно определиться с видом транспорта таким образом, чтобы не платить за лишние места.

По технике безопасности организованные группы детей должны сопровождать взрослые, поэтому в театр с вами поедут некоторые родители и учитель. Один взрослый может присматривать только за десятью школьниками.

Заполните таблицу:




Задание 7. Договорились, что все, кто пойдет на новогоднее представление, собираются около школы. Рассчитайте время подачи транспорта при условии, что общее время в пути от школы до театра составляет 1 час 20 минут и в театр нужно прибыть за 20 минут до начала представления.

Ответ:……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Задание 8. По окончании новогоднего представления было решено вернуться этим же транспортом к зданию школы. Рассчитайте время возвращения из театра при условии, что продолжительность новогоднего представления 1 час 35 минут.

Ответ:…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Задание 9 (итоговое). Прежде чем составить объявление, ответьте на следующие вопросы:

1. К кому обращено объявление? ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

2. Что сообщается в объявлении? ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

3. Где и когда будет проходить то, о чем говорится в объявлении? ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

4. От чьего имени написано объявление? ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Представление результатов работы.

Оценка выполнения проектной задачи.

Подведем итог работы над проектной задачей. Каждая из групп составила объявление о предстоящем новогоднем представлении. Вначале сравним эти объявления. Выберите то объявление, которое содержит наиболее полную информацию о посещении классом новогоднего представления в городском театре юного зрителя.

Мы закончили работу над проектной задачей. Какие умения помогли вам выполнить итоговое задание — составить объявление? Оцените их по схеме:



2.3. Проектная задача №2

Паспорт проектной задачи «Лягушка-путешественница»

Данную проектную задачу разработала Мараева Елизавета

Таблица 5.

Тип проектной задачи

Межпредметная (русский язык, математика, окружающий мир, литературное чтение)

Одновозрастная

Место проектной задачи в образовательном процессе

4 класс. 2 урока

Дидактические цели проектной задачи


1. Комплексное использование освоенных математических, языковых и естественнонаучных умений в нестандартных условиях квазиреальной ситуации.

2. Сотрудничество в микрогруппах: коллективно-распределительная деятельность при решении ряда практических задач.


Предметные знания и умения и метапредметные действия, на которые опирается задача


Предметные:

1. Различают виды уток.

2.Работают с деформированным текстом, выделяют ошибки.

3. Решают задачи на сложение и вычитание в концентре «сотня»; задачи на нахождение расстояния, времени и скорости.

4. Умеют пользоваться картой.

Метапредметные:

1. Анализируют информацию с точки

зрения заданного условия конкретного задания

и выбирают существенную информацию из предложенного объема.

2. Обобщают полученную информацию

(для выполнения итогового задания).

3. умеют читать географические карты.

4. Договариваются для выполнения коллективно-распределительной работы при решении ряда задач.

5. Объективно оценивают себя, рефлексируют.


Планируемые результаты


1. Демонстрируют навыки усвоения предметного

материала.

2. Применяют предметные навыки в не-

стандартных условиях.

3. Создают конечный «продукт» — разработать памятку «как собраться в путешествие».

Проектный продукт

памятка «как собраться в путешествие».

Критерии оценивания


- правильность выполнения предметных заданий.

- верно составлена памятка по сбору в путешествие (4 пункта: знакомство с попутчиками, сообщение близким о уезде, вес багажа, маршрут путешествия).

- продуктивность взаимодействия учащихся в микрогруппе при выполнении отдельных заданий и при «сборке» конечного продукта.



Проектная задача «Лягушка – путешественница»

Дорогие ребята вы любите сказки? Наверное, да. Ведь только там можно побывать в волшебной стране, встретиться с необычными названиями, спасти друзей от злой колдуньи и многое, многое другое. А что для этого нужно? Прежде всего, умение работать вместе при решении общей задачи.

Читали ли вы произведения Всеволода Михайловича Гаршина лягушка-путешественница? Понравилось ли оно вам? Предлагаю, вам, помочь ещё одной лягушке отправится в путешествие. А что для этого нужно?

Надеемся, что вам понравится эта задача, и вы с интересом будете её решать. Желаем вам успеха!

После выполнения всех заданий вам нужно составить памятку для путешественника.

Прочитайте некоторые факты из произведения «Лягушка-путешественница».

– Жила-была лягушка-квакушка на берегу Ладожского озера. Ловила комаров да мошек, весною громко квакала вместе со своими подругами.

– Однажды она сидела на сучке высунувшейся из воды коряги и наслаждалась теплым мелким дождиком.

– Вдруг тонкий, свистящий, прерывистый звук раздался в воздухе. Это были утки. Есть такая порода уток: когда они летят, то их крылья, рассекая воздух, точно поют, или, лучше сказать, посвистывают. Фью-фью-фью-фью - раздается в воздухе, когда летит высоко над вами стая таких уток, а их самих даже и не видно, так они высоко летят. На этот раз утки, описав огромный полукруг, опустились и сели как раз в то самое место, где жила лягушка.

Задача 1. Определите, к какому виду относятся утки, прилетевшие на озеро.

Название утки

Изображение

Мандаринка (японка, китайская утка, мандаринская утка, дупловка) — небольшая чрезвычайно ярко-окрашенная утка. В России мандаринка гнездится в Амурской и Сахалинской областях, в Хабаровском и Приморском краях.

Селезень мандаринки имеет медно-красные затылок и большой хохол сверху, нижняя часть хохла блестящая сине-зеленая, щеки и подбородок ярко-рыжие, от глаза к затылку проходит белая полоса, грудь блестящая фиолетовая, по бокам груди три черные и три белые полоски, бока туловища серо-зеленые испещренные черными и серовато-белыми струйчатыми полосками, брюхо белое, на крыльях зеленые зеркальца, клюв ярко-красный, лапы желтые, глаза темно-бурые.

Мандаринки селятся в горных речках, окруженных лесами, со свисающими над водой ветвями и завалами из бурелома. На воде эта утка сидит высоко, с поднятым хвостом. Взлетает и с воды, и с земли легко, может взлететь почти вертикально.


Кряква — крупная речная утка, наиболее распространенная и самая популярная среди охотников. Кряква гнездится и встречается на пролете на всей территории нашей страны. Голос самки кряквы — спокойное, перемежающееся короткими паузами размеренное кряканье (квачка), при появлении селезня утка переходит на серию следующих друг за другом почти без перерыва квачков (осадку). Самец кряквы издает приглушенный бархатистый звук «шааак» или «шяааарк».

Кряквы летают очень шумно, но плавно, довольно маневренно и быстро.

Взмахи крыльев кряквы сопровождаются частыми звонкими звуками «Фью-фью-фью-фью», по которым её можно отличить, даже не видя.


Пеганка (бугровая утка, атайка) — крупная утка с удлиненными шеей и ногами, занимает промежуточное положение между гусями и утками.

Пеганка имеет белый фон оперения, на котором выделяются черная с зеленым металлическим отливом голова, ярко-красный клюв, рыже-каштановая перевязь от груди к лопаткам, черный полосы на лопатках и посередине брюха.

Самец пеганки издает свист напоминающий «дью-дью-дью», «дьиу», «дье-дье-дье». Самка пеганки издает звуки напоминающие «аак, аак…», «арра», «корр», «атататата», самка может производить звуки настолько часто, что они сливаются в трель.




Ответ:

Задача 2. Лягушка написала письмо всем лягушкам о том, что уезжает. Проверьте его и запишите верно на специальном листе.

Дарагие маипадруги! Яулитайу найук нанаши озиро прилитела стайа издвадцатипяти уток ани сабирайуца втеплый крайа атних яузнала кактам харашо типло тамцэлые тучи камароф имошэк яизобрила новый неабыкнавеный спосап путишествийа наутках абамне узнает весьмир

Щаслива аставаца!



Задача 3. Решите задачи и помогите лягушке рассчитать массу багажа, который она может взять с собой.

1. Две утки смогут перенести 88 грамм. Лягушка весит 22 г, палка 19 грамм. Смогут ли утки отправится в путешествие с лягушкой?



Ответ:

2. Смогут ли утки подняться в небо, если лягушка перед путешествием решит подкрепиться 5 червяками? 2 мелкими рыбками?

Название животного

Вес одной особи (г)

Червяк

1 г

Мелкая рыбка

35 г







Ответ:



Задача 4. Лягушка не знает, сколько она будет находиться в пути в теплые края. Для этого задания вам понадобиться карта.

Какое расстояние предстоит пролететь уткам и за какое время, чтобы добраться до юга (от Ладожского озера до Каспийского моря), если они летели со скоростью 100 км/ч?

Ответ:

Вы выполнили все задания, теперь составьте памятку «Как собраться в путешествие».

ПАМЯТКА

«Как собраться в путешествие»

1.

2.

3.

4.























Дети представляют результата работы группы (защита проектной задачи).

Рефлексивная анкета (заполняется каждым участником по окончании работы в группе).

Поставь галочку на оценочной шкале:

1. Оцени, насколько интересной показалась тебе проектная задача «Лягушка- путешественница». Поставь галочку на оценочной шкале:

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2. Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3.Оцени свой вклад в решение проектной задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении заданий).

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10



4. Оцени, насколько комфортно тебе было работать в данной группе.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10







Заключение

Проектно-исследовательская деятельность играет важную роль в процессе обучения младших школьников. Она помогает развивать личность учащегося, а также накапливать у них точные представления о мире вокруг нас.

Правильная организация исследовательской работы помогает ученикам неосознанно развивать трудолюбие, ответственность, самостоятельность и предприимчивость. Учитель должен понимать психологию исследовательского поведения младших школьников, знать методы и формы организации такой деятельности в начальной школе, уметь организовать проектную и исследовательскую работу учеников в учебном процессе начальной школы, стимулировать саморазвитие учеников в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

В данных методических рекомендациях была рассмотрена организация исследовательской работы учащихся начальной школы и организация проектной деятельности учащихся начальной школы.

Все рекомендуемые разработки направлены на реализацию требований обновленного ФГОС НОО. Методические рекомендации в данной работе предназначены как для работы учителей начальных классов, так и студентов, обучающихся по специальности «Преподавание в начальных классах».











Список источников

1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [Электронный ресурс] : Постановление от 31 мая 2021 года №286 – С. 49. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028 (дата обращения 17.01.2023).

2. Воронцов А. Б. Проектная задача как инструмент мониторинга способов действия школьников в нестандартной ситуации, URL: https://nsc.1sept.ru/article.php?ID=200700608.

3. Зубова О. А. Исследовательская работа в начальной школе по ФГОС НОО (из опыта работы) [Электронный ресурс]. https://urok.1sept.ru/articles/511559 (дата обращения 15.01.2024).

4. Леонтович А.В., Саввичев А.С. Исследовательская и проектная работа школьников. 5-11 классы / Под ред. А.В. Леонтовича. – М.: ВАКО, 2014. – 160 с.

5. Методические рекомендации по написанию исследовательской работы [Электронный ресурс] URL : https://педпроект.рф/лебедева-и-и-публикация/.

6. Островская И. Ю. Как избежать типичных ошибок при организации исследовательской деятельности школьников [Электронный ресурс]. https://cyberleninka.ru/article/n/kak-izbezhat-tipichnyh-oshibok-pri-organizatsii-issledovatelskoy-deyatelnosti-shkolnikov (дата обращения 22.01.2024).

7. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

8. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников образовательных учреждений. М.: АРКТИ. 2003

25



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!