СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации "Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации "Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы"»








Министерство образования Красноярского края

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж

№ 1 им. М. Горького»







Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы








Выполнила:

Моргачёва Алина,

Студентка 21 группы отделения «Преподавание в начальных классах»


Руководитель:

Елена Владимировна Власова,

преподаватель КГБОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»









Красноярск, 2024 г.

Аннотация

Данные методические рекомендации посвящены организации проектной и исследовательской работе с обучающимися начальной школы. В методической рекомендации подробна описана структура, специфика, типичные ошибки и другие аспекты, о которых необходимо знать, чтобы осуществлять проектную и исследовательскую работу с младшими школьниками.

Методические рекомендации адресованы учителям начальных классов, студентам, обучающимся по специальности «Преподавание в начальных классах».

Данные методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями федерального образовательного стандарта начального общего образования.



Составители: Моргачёва А.А., студентка 21 группы отделения «Преподавание в начальных классах», Власова Е.В., научный руководитель.

Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы/ Моргачёва А.А., Власова Е.В., КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М.Горького», 2024. – 33с.

Красноярск, 2024, 33с.





































Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура. 5

Глава 2. Типичные ошибки 9

2.1. Типичные ошибки при выборе темы исследования 9

2.2. Типичные ошибки при постановке цели и определения задач исследования. Способы формулирования гипотезы 11

2.3. Типичные ошибки при выборе методов исследования 13

2.4. Паспорт исследования 14

Глава 3. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура 16

3.1. Чем отличается проект от проектной задачи? 19

3.2. Проектная задача «Одно увлекательное путешествие» 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 32































ВВЕДЕНИЕ

Современное образование ориентировано не только на получение знаний и формирование умений, но и создание перспективы использования полученных в школе навыков в дальнейшей практической деятельности. Нормативные документы, регламентирующие начальное общее образование, определяют итоговые результаты, которые должны быть достигнуты учащимися к завершению четырехлетнего обучения. В рамках этих результатов акцент делается на овладение универсальными, предметными и личностными действиями.

Формирование и дальнейшее развитие данных действий комплексно можно осуществлять в рамках исследовательской и проектной деятельности. Обозначенные виды деятельности дают возможность погрузить младшего школьника в мир учебного исследования и учебного проекта, которые в свою очередь позволяют затронуть реальные проблемы, актуальные не только в процессе обучения, но и в реальной практике. Проблемы окружающего мира, научных открытий, искусства, родного и иностранного языка, техники и других областей, с которыми знакомится ребенок в начальной школе, мотивируют его на личные открытия, пробуждают интерес к науке и творчеству, формируют базу для дальнейших исканий.

Исследовательская деятельность младшего школьника, осуществляемая как на уроках, так и на внеурочных занятиях, помогает формировать целый комплекс умений, среди которых умения строить гипотезы, анализировать, наблюдать, проводить эксперименты, собирать информацию, сравнивать, сопоставлять и другие. Эти умения необходимы ребенку в процессе собственного развития, а также способствуют лучшему пониманию учебного материала, освоения основной образовательной программы.

Проектная деятельность в начальной школе на сегодняшний день приобретает все большую значимость, так как позволяет формировать умения, необходимые школьникам, в том числе и для социализации, раскрытия своего творческого потенциала. Среди этих умений – поисковые, исследовательские, рефлексивные, презентативные, умения находить и определять проблему, планировать деятельность, осуществлять работу в группе, взаимодействовать и другие.

При всей значимости и полезности исследовательской и проектной деятельности в начальной школе следует отметить проблемы их осуществления. Одной из основных проблем является организация учебного исследования и проектирования. Так как речь идет о младших школьниках, сложно говорить о высокой степени их самостоятельности в процессе учебного исследования или проектирования. Кроме того, ребенок, приходя в первый класс, хоть и является интуитивным исследователем, но не умеет ни работать с информацией, ни полноценно наблюдать, анализировать, соединять свои мысли и находки в открытия нового знания.

Поэтому для младшего школьника учитель выступает примером и направляющим субъектом. Естественно, что исследовательская активность учителя, его участие и инициирование разных значимых проектов привлекают детей, мотивируют их на совместную поисковую деятельность. Учитель как направляющий субъект помогает младшему школьнику познакомиться с миром открытий, учит его выстраивать предположения, доказывать или опровергать их, взаимодействовать с другими в процессе решения проблемы, защищать и представлять свои идеи.
















Глава 1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура.

К школьнику относиться нужно не как к сосуду,

который предстоит наполнить информацией,

а как к факелу, который необходимо зажечь.

Василий Александрович Сухомлинский







Среди современных педагогических технологий, получивших широкое распространение в начальной школе, особое место занимают проектная и исследовательская деятельность. Обучение путем исследований в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира.

Приоритетной задачей современного образования является создание условий для всестороннего развития личности обучающегося. Каждый ребенок наделен способностями, которые необходимо раскрывать и развивать. Поскольку все дети — по природе исследователи, любопытны и полны желания учиться и самосовершенствоваться, то одним из средств раскрытия и развития способностей ребенка, является исследовательская деятельность.

Зубова Ольга Анатольевна, в своей статье пишет: «Исследовательская практика ребенка – это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля учебной деятельности, позволяющий трансформировать обучение в самообучение».

Обухов Алексей Сергеевич исследовательскую деятельность рассматривает как творческий процесс совместной деятельности двух субъектов по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция культурных ценностей, результатом которой является формирование мировоззрения.

Александр Васильевич Леонтович под исследовательской деятельностью понимает деятельность обучающихся, связанную с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающую наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы; изучение теории, посвященной данной проблематике; подбор методик исследования и практическое овладение ими; сбор собственного материала, его анализ и обобщение; выводы.

Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Основными задачами исследовательской деятельности в начальной школе являются:

  • знакомство с проведением учебных исследований;

  • развитие творческой исследовательской активности;

  • стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам;

  • ознакомление с научной картиной мира;

  • вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс.

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах. Это способствует развитию интереса к научной деятельности, утверждает Зубова Ольга Анатольевна.

Важно привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Заинтересованные родители играют большую роль в развитии у ребёнка интереса к исследованиям. Они могут оказать неоценимую помощь учителю в приучении ребёнка к научно-исследовательской деятельности.

Необходимо приучить учеников к самому слову «исследование», «исследуем». Исследуя, мы задаём себе вопрос и ищем на него ответ, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя, и, сделав вывод, фиксируем результаты.

Процесс формирования исследовательский умений у учащихся начальной школы включает в себя следующие этапы:

I. Структура и логика исследовательской работы.

Подготовительный:

  • Найти проблему – что надо изучать.

  • Определить оригинальную тему.

  • Актуальность – почему эту проблему нужно изучать.

  • Цель исследования – какой результат предполагается получить.

  • Гипотеза – что не очевидно в объекте. Гипотеза – это предвидение событий, это вероятное знание, ещё не доказанное. Изначально гипотеза не истина и не лож – она просто не доказана.

  • Новизна – что нового обнаружено в ходе исследования.

  • Задачи исследования – что делать – теоретически и экспериментально.

  • Методы (пути познания) исследования:

- наблюдение;

- эксперимент (опыт);

- анкетирование;

- интервью;

- тестирование;

- анализ литературы.

Основной:

  • Литературный обзор – что уже известно по этой проблеме.

  • Методика исследования – как и что исследовали (исследования для доказательства справедливости выдвинутой гипотезы).

  • Результаты исследования – собственные данные, полученные в результате исследовательской деятельности.

Заключительный:

  • Выводы – краткие ответы на поставленные задачи.

  • Значимость – как влияют результаты на практику. Насколько удалось или нет на проблему воздействовать.

II. Процедура защиты.

  • Результаты работы представляются на конференции, публично.

Задача докладчика: точно и эмоционально изложить саму суть исследования. В ходе доклада недопустимо зачитывание работы, а кратко отразить основное содержание всех глав и разделов работы. Надо иметь ввиду, что допускаемая регламентом продолжительность выступления 10-15 минут.

Отмечу, что даже маленький успех в самостоятельной научной работе вызывает у обучающихся огромное удовольствие, служит сильнейшим стимулом для дальнейших исследований. Начав развивать у учеников навыки научно-исследовательской работы уже в начальных классах, учителя средней школы замечают, насколько они самостоятельны в суждениях и заинтересованы в поиске ответов на интересующие их вопросы.

































Глава 2. Типичные ошибки 2.1. Типичные ошибки при выборе темы исследования

Любая исследовательская работа начинается с выбора темы исследования. Выбор темы школьной исследовательской работы — важный и очень ответственный момент.

Учитель, предлагающий тему исследования обучающемуся, или ученик, самостоятельность решивший избрать некоторую тему, должны хорошо представлять:

1. направление научного поиска;

2. проблему, которую необходимо решить.

Главная задача любого исследователя - найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. Самый простой способ развить у себя умение видеть проблемы - учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения.

Выбрать тему оказывается несложно, если точно знаешь, что интересует ребенка в данный момент, какая проблема волнует больше других. Для уточнения можно провести анкету:

  1. Что мне интересно больше всего?

  2. Чем я хочу заниматься в первую очередь (например, математикой или поэзией, астрономией или историей)?

  3. Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

  4. Что позволяет мне получать лучшие отметки в школе?

  5. Что из изученного в школе хотелось бы узнать глубже?

  6. Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?

Чтобы избежать ошибок при выборе темы необходимо знать проблемы, которые могут возникнуть при выполнении этой работы.

Типичные ошибки, которые допускают младшие школьники при выборе и формулировании темы исследования:

1. Взята слишком узкая тема исследования.

2. Тема исследования сформулирована слишком широко.

3. Тема не соответствует возрасту и уровню учащегося.

4. Отсутствие познавательного интереса учащихся к теме исследования или к исследовательской деятельности в целом.  

Как правило, эта проблема возникает или при навязывании неинтересной учащемуся темы, или при отсутствии желания (способностей) к исследовательской деятельности.

5. Некорректная формулировка темы исследования.

6. Название темы не соответствует проблеме исследования.

Следовательно, не рекомендуется при формулировке темы:

- слишком общее название, которое может ввести в заблуждение;

- выбирать масштабные или сложные темы, которые оказываются непосильными для их раскрытия в рамках учебного исследования;

- примеры некорректных тем: «Почему школьники не летают?».

Таким образом, формулируя тему исследования, необходимо помнить, что это детское  исследование, ограниченное объёмом, возрастом, педагогическими задачами и временем. Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его, нести в себе познавательный заряд.


2.2. Типичные ошибки при постановке цели и определения задач исследования. Способы формулирования гипотезы

Выбор цели – один из самых ответственных моментов работы, т.к. она фактически является ответом на вопрос: «Зачем мы это делаем?». 

К постановке цели предъявляются определенные требования:

1. Конкретность.

2. Формулировка цели должна начинается с глагола в неопределённой форме.

3. Достижимость.

4. Измеримость, контролируемость.

5. Определенность во времени.

(по А. И. Савенкову «Методика исследовательского обучения младших школьников»)

Бывает, даже, когда, кажется, что все требования соблюдены, цель получается неудачной. Разберем несколько типичных ошибок:

1. Цели исследования завышены.

2. Несоответствие цели теме и проблеме исследования.

3. Неясность, неточность формулировки целей.

После определения цели идет ее реализация, ответив на вопрос: «Зачем мы это делаем?», переходим к вопросу: «Как мы это сделаем?», т.е. к задачам исследования. Важно знать, что задачи делятся на несколько классов:

1. Связанные с изучением теории: изучить состояние проблемы…, провести анализ…

2. Связанные с изучением состояния практики и проявлением предмета исследования: охарактеризовать …, описать опыт…, определить роль и место…

3. Связанные с созиданием новых теорий, идей, учений: разработать…, классифицировать…, систематизировать…, обобщить…, выявить…, подготовить.

4. Связанные с экспериментом: экспериментально проверить, изучить…

5. Разработанные на протяжении всего исследования методические рекомендательные материалы: рекомендации по использованию…., комплекс заданий…

Экспериментальные исследования требуют формулирования гипотезы.

Умение выдвигать гипотезы, строить предположения – одно из главных, базовых умений исследователя. В этом процессе обязательно требуются оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества как решительность и смелость.

Выдвинуть гипотезу значит высказать догадку, предположение, ложность или истинность которого должна установить проверка. Та гипотеза, которая выдержит проверку и станет решением проблемы, называется решающей, остальные – ошибочными.

Требования к гипотезе, она должна:

- содержать предположение;

- быть проверяемой, подтвержденной;

- быть логически непротиворечивой;

- быть реально опровергаемой или доказуемой.

Таким образом, при определении цели исследования, необходимо помнить, что цель всегда одна и цель – это значит нужно ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы это исследование проводим. При определении задач исследования, необходимо помнить, что задачи должны быть конкретными и исходить из цели исследования, то есть, какие шаги нужно сделать, чтобы достичь поставленной цели. При определении гипотезы исследования, необходимо помнить, что выдвинуть гипотезу значит высказать догадку, предположение, ложность или истинность, которую должна установить проверка.



2.3. Типичные ошибки при выборе методов исследования

Выбор методов исследования определяется, прежде всего, характером объекта изучения, предметом, целью и задачами исследования.

Метод – способ достижения цели исследования. От выбора метода зависит возможность реализации исследования – его проведения и получения определенного результата.

Метод (от греческого слова methodos) – способ, приём познания явлений окружающего мира.

Рассмотрим типичные ошибки при выборе методов исследования:

1. Выбранные методы не соответствуют заявленной теме исследования и не позволяют проверить гипотезу.

2. Выбранные методы не подходят для проведения обучающимися, основываясь на их уровень.

Для проверки гипотезы используют методы наблюдения и эксперимента.

Наблюдение включается во все виды деятельности и позволяет получить некоторую первичную информацию об объектах окружающего мира.

Для того, чтобы использование метода было продуктивным, выделим типичные ошибки:

1) Не определен план наблюдения. Наблюдение должно проводиться строго по плану, составленному исходя из задачи исследования, то есть наблюдение должно отвечать такому параметру, как планомерность.

2) Заранее не выбран способ фиксирования результатов наблюдения. Перед тем, как обучающие начнут наблюдение, необходимо спланировать способ фиксации результатов наблюдения и показатели наблюдения.

3) Данные наблюдения не фиксируются в протоколах или дневниках наблюдения/ запись не ведется в момент совершения наблюдаемых событий. В методике наблюдения одним из самых важных вопросов является запись наблюдаемых объектов. Основное требование к фиксации данных в том, чтобы запись велась на месте наблюдения в момент совершения наблюдаемых событий.

4) Наблюдение не является целенаправленным. Внимание наблюдателя должно фиксироваться только на интересующих объектах в рамках исследовательской работы.

Научный эксперимент является методом исследования, обеспечивающим научно-обоснованную проверку правильности сформулированной в начале исследования гипотезы. В отличие от наблюдения, эксперимент позволяет искусственно отделить изучаемое явление от других, целенаправленно изменять условия его проведения.

Выделим типичные ошибки использования метода эксперимента:

1) Не определены действия изучения. Необходимо составить рабочий план, где будут рассмотрены действия по подготовке и проведению эксперимента.

2) Эксперимент не предполагает ведения протокола. Эксперимент требует ведения протокола, в котором с помощью текста, символов, схем заносятся факты экспериментальной деятельности.

Можно сделать вывод о том, что к основным требованиям относят планирование и фиксация полученных результатов. При выборе методов исследования необходимо соблюдать требования, которые позволят обучающимся простроить работу так, чтобы уровень качественности и продуктивности не уменьшался.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что следует выбирать те методы, которые будут соответствовать теме исследования и помогут проверить гипотезу, а также будут соответствовать уровню младшего школьника.

2.4. Паспорт исследования

Компоненты паспорта

Описание исследование

1

Тема исследования

История поздравительной открытки.

2

Актуальность исследования



В современном мире поздравления часто передаются в электронном виде, так как это удобно, быстро и не требует дополнительных расходов. Такое поздравление приятно, но хотелось бы получить поздравительную открытку лично. В продаже имеется множество разнообразных поздравительных открыток «на любой вкус и цвет»…

По словам экспертов, в 2022 году в России в полной мере не сформировалась традиция общения и поздравления с помощью печатных карточек. 

Продажи открыток в России продолжают уменьшаться


Но открытка из магазина никогда не бывает эксклюзивной. Сегодня рукотворные открытки пользуются большим спросом.

Старшее поколение, категорически не воспринимают виртуальные поздравления просто потому, что во время их молодости, к подаркам относились по-другому.

Для них важен каждый подаренный букет цветов или какая-нибудь вещь, сделанная собственными руками. Данный факт был отмечен в ответе психолога Александры Кондрахиной.

Разве может изображение из сети доступное всем, заменить открытку, сделанную с любовью только для вас?

3

Проблема исследования

Есть ли будущее у открыток, сделанных своими руками, в цифровую эпоху?

4

Объект исследования

Процесс изготовления открытки своими руками

5

Предмет исследования

Открытка

6

Цель исследования

Изучить историю появления открытки и узнать новые интересные формы авторского направления в развитии открытки. 

7

Задачи исследования

1) Познакомиться с историей появления первых открыток, их видами.

2) Найти интересные факты об открытках.

3) Познакомиться с технологией изготовления открыток.

4) Создать поздравительную открытку своими руками.

8

Гипотеза исследования

Открытка в век технического прогресса перестала быть единственным средством передачи информации, но она по-прежнему может быть интересной и востребованной, особенно в авторском исполнении.

9

Методы исследования

1) Изучение литературных источников.

2) Анализ, наблюдение, моделирование.

10

Тип исследования

Исследовательский, краткосрочный.

11

Этапы реализации исследования, краткое их описание

Подготовительный: Теоретическая часть

Выделение проблемы, постановка гипотезы, цели и задач исследования.

В подготовительном этапе мы исследуем с помощью литературы, как появились открытки, как они менялись, узнаем, как открытка отражала исторические события. Познакомимся с видами открыток. Поподробнее рассмотрим «открытки ручной работы», и техники, в которых они могут оформляться.

Основной: Практическая часть

Создадим открытку собственными руками в технике «Объёмная аппликация»

Заключительный

Сбор данных полученных в ходе исследования, структурирование полученного материала, возвращение к гипотезе. Определена значимость работы и её развития.

12

Оборудование для проведения исследования

Раздаточный материал (тексты), картон, цветная бумага, шаблоны с поздравлением.

13

Продукт исследования

Создание открытки своими руками с помощью технологии «Объёмная аппликация»

14

Перспектива исследования

Создание коллекции открыток выполненных в разных техниках.

Проведение мастер-класса учениками по изготовлению открытки собственными руками, для других параллелей класса.





Глава 3. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура

В последнее время в отечественном образовании наблюдается необычайный интерес к методу проектов. Федеральный государственный стандарт начального общего образования нацеливает учителя начальных классов на формирование у учащихся универсальных учебных действий. При этом возрастает роль проектной деятельности.

По мнению Поливановой К. Н., проект – это «целенаправленное управляемое изменение, фиксированное во времени». Систематическое применение метода проектов в обучении позволяет научить школьников любого возраста ставить цели и планировать свою работу (как индивидуально, так и в группе), распределять обязанности и ответственность (прежде всего в случае группового проекта), оценивать результат деятельности, решать практические и исследовательские задачи.

Структура проектной деятельности по Поливановой К. Н.:

- ориентация на получение конкретного результата;

- предварительная фиксация (описание) результата в виде эскиза в разной степени детализации и конкретизации;

- относительно жесткая фиксация срока достижения результата;

- предварительное планирование действий по достижению результата;

- программирование - планирование во времени с конкретизацией результатов отдельных действий (операций), обеспечивающих достижение общего результата проекта;

- выполнение действий с их одновременным мониторингом и коррекцией;

- получение продукта проектной деятельности, его соотнесение с исходной ситуацией проектирования, анализ новой ситуации.

Необходимо учитывать, что роль учителя велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе - этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали. Самому же учителю рекомендуется общаться в демократическом стиле, вести диалог с обучающимися, создавать личностно-ориентированное педагогическое пространство, постепенно увеличивать степень детской самостоятельности в учебно-познавательной деятельности и уменьшать различные виды учительской помощи. Также учителю необходимо учитывать возрастные особенности детей: наглядно-образное мышление, любопытство, интерес к окружающему миру.

Чтобы разобраться, что такое проектная деятельность и как она реализуется в начальной школе, рассмотрим специфику проектов:

1. Практико-ориентированный проект.

Имеет на выходе конкретный продукт и направлен на решение какой-либо проблемы, на практическое воплощение в жизнь какой-то идеи.

2. Исследовательский проект.

Направлен на доказательство или опровержение какой-либо гипотезы, исследование какой-либо проблемы.

3. Информационный проект.

Направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

4. Творческий проект.

Направлен на создание какого-то творческого продукта; проект, предполагающий свободный, нестандартный подход к оформлению результатов работы;

5. Ролевой проект.

Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания.

Далее следует рассмотреть классификацию проектов по продолжительности, они бывают:

- мини-проекты могут укладываться в один урок или менее.

- краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.

Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

- недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.

Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.

- годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.

Выделяют следующие основные требования к проекту:

1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) - исследовательской, информационной, практической.

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами — с проектирования самого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации.

3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.

5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Таким образом, проект — это "пять П": проблема - проектирование (планирование) - поиск информации - продукт - презентация. Шестое "П" проекта — это его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

Что касается презентации (защиты проекта), на которой обучающиеся докладывают о проделанной ими работы, то необходимо относиться к этому этапу серьёзно. На данном этапе, необходимо простроить обучающимся выступление так, чтобы было понятно, что ученики совершили осознанные действия для достижения цели (решения проблемы). А также, обучающиеся должны осуществить рефлексию своей деятельности.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что проектная деятельность в начальной школе необходима. Она помогает развивать творческие способности, самостоятельность, воображение учащихся, а также умения сотрудничать и договариваться в коллективе. Можно сказать, что проектная деятельность является средством обучения и развития личности младших школьников.


3.1. Чем отличается проект от проектной задачи?


Основание для сравнения

Проект

Проектная задача

1

Педагогическая цель

формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.

способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества. 

Именно на подобных уроках учитель имеет возможность понаблюдать за способами работы как отдельных учащихся, так и отдельной группы учащихся. Основной метод – встроенное наблюдение.

Цель детская

решение конкретной проблемы, достижение оптимальным способом заранее запланированного результата

решение системы знаний (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального (до этого – неизвестного) продукта.

2

Продолжительность

от урочных до годичных

урочные занятия (1-2 урока)

3

Форма организации

индивидуальные или групповые

Проектная задача принципиально носит групповой характер.

4

Структура

1.Проблема (целеполагание) 2.Проектирование (планирование)

3.Поиск информации

4.Продукт

5.Презентация.

1. Проблема (целеполагание)

2. Решение системы заданий

3. Продукт

4. Презентация

5. Рефлексия

5

Деятельность учащихся

Разрабатывают замысел, ищут пути реализации

Решают систему заданий, направленную на поиск лучшего пути достижения результата

Воплощают его в продукте, демонстрируют готовый продукт

Создают ранее неизвестный продукт, который является решением проектной задачи

6

Результат

Должно происходить качественное изменение учащегося

Итог решения проектной задачи должен рассматриваться в двух аспектах.

  • Во-первых, это реальный «продукт» (текст, схема или макет, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми. Он может быть «оторван» от самой задачи и жить своей жизнью.

  • Во-вторых, это нематериальный «продукт» - качественное изменение самого ребенка (группы детей).


Важен самостоятельный выбор учащимися наиболее подходящего способа описания и представления результатов.

не предсказуем

реальный продукт, который можно представить другим

7

Формируемые универсальные умения

1. Рефлексивные

2. Поисковые (исследовательские)

3. Навыки оценочной самостоятельности.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве

5. Менеджерские умения и навыки

6. Коммуникативные

7. Презентационные умения и навыки

Осваивая способы проектной деятельности, учащиеся приобретают умения:

  • анализировать ситуацию;

  • выявлять и формулировать проблему;

  • проектировать цель и декомпозировать ее в задачах;

  • выдвигать и верифицировать гипотезы;

  • сравнивать и оценивать варианты решений;

  • делать обоснованный выбор;

  • планировать деятельность;

  • организовывать взаимодействие;

  • эффективно работать самостоятельно и в команде;

  • рефлексировать и оценивать полученный результат;

  • адекватно распределять и принимать ответственность.

1. Личностные УУД: развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование самооценки, развитие доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству.

2. Регулятивные УУД: умение в сотрудничестве с учителем определять цели деятельности, ставить новые учебные задачи, составлять план работы и следовать ему, сопоставлять получающийся результат с исходным замыслом, понимать причины возникающих затруднений и искать способы выхода из ситуации, оценивать полученную информацию.

3. Познавательные УУД: умение самостоятельно выделять и формулировать проблему, ставить цель, выдвигать гипотезы и их обосновывать, предполагать, какая информация нужна, отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников, сравнивать, обобщать, делать выводы.

4. Коммуникативные УУД: умение работать в группе, слушать собеседника и вступать с ним в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, задавать вопросы, выражать мысли.

8

Средства

Проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств

Обучающимся предоставляют все необходимые средства и материалы в виде системы заданий, требуемые для их выполнения.

9

Возраст участников

Старшеклассники (подростковая школа)

С 1 по 11 класс


3.2. Проектная задача «Одно увлекательное путешествие»

Паспорт проектной задачи

Название

Одно увлекательное путешествие

Возраст обучающихся

4 класс

Тип

Межпредметная (окружающий мир, математика, русский язык)

Цель


Формировать умение осуществлять перенос полученных знаний в изменённую ситуацию.


Продолжительность

2 урока

Форма организации

Групповая

Структура

1. Проблема (целеполагание)

2. Решение системы заданий

3. Продукт

4. Презентация

5. Рефлексия

Формируемые универсальные умения

- находить и использовать представленную в разных формах информацию;

- делать обоснованные выводы;

- работать в группе (договариваться, приходить к общему мнению, слушать и слышать одноклассников);

- презентовать полученный продукт;

- рефлексировать и оценивать полученный результат.

Результат

Конечный результат, которого обучающиеся достигают, работая в группах, — информационная листовка о планируемом путешествии класса на одно из озер Красноярского края.


Замысел проектной задачи

Обучающиеся работают в группах по 4 человека, выполняя 8 заданий. Деятельность всех групп направлена на создание общего результата: информационной листовки для учеников и родителей о путешествии на одно из озер Красноярского края (итоговое задание 8). Выполнение заданий проектной задачи рассчитано на два урока.

Содержание проектной задачи

Описание конкретно-практической, проблемной ситуации.

Друзья, совсем скоро вы закончите 4-й класс. Предлагаю вам отправиться в небольшое путешествие. На уроках окружающего мира мы изучали озера нашего края. Многие из вас с родителями путешествовали по Красноярскому краю. Видели, насколько красива и удивительна наша природа.

Ее многообразие связано с тем, что на территории нашей области есть и горы, леса и степи, множество рек и озер.

Предлагаю сегодня вам поучаствовать в организации нашего путешествия. Мы должны с вами вместе спланировать наш маршрут: выбрать, на какое озеро можно поехать, как добраться до места отдыха и выбрать подходящий день для нашего путешествия.

Формулировка задачи

В ходе выполнения проектной задачи вы будете собирать необходимую информацию для организации путешествия.

В заключение вы подготовите информационную листовку. Это будет результат вашей работы. В ходе выполнения заданий вам необходимо обратить внимание на следующие умения (см. п. 4 «Представление результатов работы. Оценка выполнения проектной задачи»). В конце работы мы проведем их оценку. Итак, приступаем к выполнению проектной задачи!


Задание 1. На территории Красноярского края насчитывается более 323 тысячи озёр. Рассмотрите изображения известных озер Красноярского края

Сравните глубины этих озер.

Большое

29 м

Подгорное

3 м

Святое

40 м

Инголь

94 м

Белё

50 м



Рис. 1 Сравнение глубин озер Красноярского края

Сравните диаграмму и данные о глубинах пяти озер Красноярского края. Насколько достоверно представлена информация на диаграмме?

Сделайте вывод по итогам сравнения.

Запишите свой ответ.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 2. Изучите таблицу:

Название озера

Расстояние от города Красноярска до озера

Описание озера

Парное

(Большое)

345 км

Озеро Парное — один из живописных водоемов Красноярского края Шарыповского района. Имеет два названия, каждое связано с определенными характеристиками местности. Первое появилось в связи с тем, что озеро раскинулось к северу от деревни Парная. Другое указывает на размеры. В крае оно считается одним из самых впечатляющих. Длина достигает 12 км, ширина — в пределах 5 км. Глубина почти 30 м, а площадь около 33 м2.

Дно озера у берегов в основном песчаное, но местами илистое, пологое. Вода пресная, прозрачная, летом хорошо прогревается.

Богато рыбой, водятся: окунь, щука, плотва, карась. 

Озеро проточное, в него впадают ручьи и речушки. 

Из всех пресных водоемов юга края это озеро самое крупное и наиболее популярное.

Подгорное

30 км

Озеро Подгорное (Голубое озеро). Водоем, имеющий искусственное происхождение, называют также Тартатским водохранилищем.

Это озеро находится за посёлком Подгорным (ЗАТО Железногорск).

Водохранилище окружено лесом и горами. Главной достопримечательностью пляжа на Подгорном озере являются скульптуры животных: дельфин, черепаха, крокодил, морской котик и бегемот. В зависимости от уровня воды в озере, они оказываются либо на берегу, либо в воде.

Длина озера - 4 км, средня ширина - около 1 км. Глубины по озеру от 3 до 10 метров. В центральной части озера находится воронка, диаметром 15-20 метров и глубиной 15 метров.

Летом и осенью вода чистая, а вот весной, когда уровень воды в реке Тартат поднимается за счет талых вод, озеро мутнеет.

Из озера, как раз в месте подхода к пляжу, течет родник. Некоторое время назад он был облагорожен и даже, по словам местных, освящен.

Святое

356 км

Озеро Святое расположено в Абанском районе Красноярского края, в 17 км от поселка Абан. Памятником природы считается с 1991 года.  Ширина озера — 310 м, длина — 380 м. По форме озеро представляет собой почти идеальный круг. 

Это молодое озеро, вода в нем кристально чистая и прозрачная, лазурного цвета, на девять метров в глубину можно увидеть дно по краям озера. Озеро пресноводное, пополняется дождевой водой и таянием снегов. Границы Святого озера постоянно меняются. Окружено лесным массивом. В лесу много грибов и ягод.

Существует несколько версий появления Святого озера. По одной из них, раньше на месте озера под землей находился пласт угля. В результате его выгорания появился провал, который со временем наполнился водой. По второй версии, Святое образовалось в кратере метеорита.

Уникальность озера состоит в лечебных и целительных свойствах воды и голубой глины, которая находится не дне. Глина богата серебром. Святое озеро пользуется славой и к нему приезжают отдыхать и лечиться со всех уголков Красноярского края и других мест.

Озеро богато рыбой. Здесь прекрасная рыбалка. В водах озера водятся окуни, караси, щуки, сорога. Возле Святого озера запрещена вырубка леса и строительство крупных комплексов для отдыха. Территория охраняется, как уникальный памятник природы.

Инголь

350 км

Озеро Инголь жемчужина Красноярского края.

Озеро имеет практически идеальную овальную форму, без заливов и бухт, но дно его отличается неровностью и большими перепадами глубин. Длина озера составляет 3,5 км, его ширина – 1,5 км. Наибольшая глубина - 94 м.

Возникло озеро около 15-20 миллионов лет назад под воздействием горообразовательных процессов. Во время оседания слоев земной коры появлялись расколы и огромные впадины. В результате в одной из таких глубоких котловин возникло озеро Инголь. 

Вода в озере издавна славится своими целебными свойствами, ведь даже само название «Инголь» говорит само за себя - с хакасского языка оно переводится как «озеро здоровья». А благодаря содержанию в ней серебра, всегда остается удивительно прозрачной и не цветет на протяжении всего лета. Даже в самое жаркое время года вода в озере остается холодной.

Привлекает озеро не только своими красотами и целебными водами. Рыбалка на озере Инголь просто великолепная, ведь это озеро с давних времен славится обилием рыбы. Здесь водится окунь, карась, лещ, щука, сорога, ряпушка. 

Белё

320 км

Озеро Белё является самым большим минеральным водоемом Хакасии, имеет тектоническое происхождение и состоит из двух плесов – Большого (площадью 52 м.кв.) и Малого (площадью 26 м.кв.), соединенных протокой. Одна половина озера соленая, а другая — пресная.

Белё - одно из самых неразгаданных озер края, так как исследования ведутся до сих пор и специалисты даже затрудняются назвать его максимальную глубину и точный состав всех подводных источников. Несмотря на это известно, что вода в озере щелочная, среднеминерализированная. При этом одна его часть более пресная, а вторая имеет соленую, похожую на морскую воду, содержащую большое количество соли.

На территории озера найдены запасы бальнеологических грязей высокого качества, формировавшихся тысячелетиями и используемых в наше время с лечебной целью.

В этом озере разводят форель, кету, окуня.



¹Аринский язык — мёртвый язык енисейской семьи.





Выбери по описанию озеро, о котором известно следующее.


Это озеро одно из молодых и глубоких озёр Красноярского края. Оно известно своей целительной и чистейшей водой. Это озеро расположено дальше всего от Красноярска.


Запишите свой ответ: озеро _______________________


Задание 3. Изучите прайс-листы туристических компаний, которые предлагают услуги по организации туров на озера Красноярского края.

Турагентство «Вокруг света» предлагает автобусный тур на 1 день на одно из озер Красноярского края.

Стоимость тура для человека: 1000 рублей.

В стоимость включено: транспортное обслуживание Красноярск — озеро — Красноярск, сопровождение представителем компании, входные билеты на территорию, страховка от несчастного случая.

Продолжительность тура: 10 часов.












Туристическая фирма «Клуб путешествий» предлагает тур «Озерное ожерелье Красноярского края».

Стоимость тура для человека: 1400 рублей / взрослый, 1300 рублей /пенсионер, 1100 рублей / дети от 3 до 13 лет включительно. В стоимость включено: проезд на автобусе туристического класса, услуги сопровождающего группы.











Туристическая фирма «Робинзон» предлагает тур «Голубая жемчужина».

Стоимость: 1100 рублей с 1 человека.

Включено: трансфер из Красноярска и обратно; входные билеты на пляж; сопровождение группы.









Используя информацию о турах на озеро, предоставленную туристическими компаниями, заполните таблицу:

Название туристической компании

Название тура

Стоимость тура

для участников

организованной

поездки с классом

Что включено

в стоимость

тура


1.






2.






3.







Задание 4. Проанализируйте данные в таблице из задания 3 и сделайте вывод, услугами какой туристической компании воспользоваться будет наиболее выгодным.


Вы решили воспользоваться услугами

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Почему вы сделали такой выбор, что вас заинтересовало?

Какими предложениями вы можете убедить воспользоваться услугами именно этой туристической компании?


Запишите свой ответ

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 5. Рассчитайте стоимость поездки для всего класса с учетом предложения выбранной вами туристической компании.

Какая информация вам нужна для выполнения окончательного расчета стоимости путешествия на озеро?


Запишите свой ответ

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Расчет стоимости путешествия.

Решение:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 6. Изучите прогноз погоды на третью неделю июня, когда планируется путешествие на озеро.



Выберите все верные утверждения об ожидаемой погоде на неделю, когда планируется путешествие на озеро, и запишите в строку ответа их номера.

1) В пятницу весь день стоит ясная погода.

2) Во вторник будет безветренная и пасмурная погода.

3) Самый теплый день будет в субботу.

4) В понедельник ночью будет самая низкая температура воздуха.

5) В среду и четверг будет идти дождь.


Запишите номера правильных ответов: ____________________


Задание 7. Используя рисунок из задания 6, выберите самый благоприятный день для поездки. Обоснуйте свой ответ.


Запишите свой ответ

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


















Задание 8 (итоговое). Составьте информационную листовку о путешествии на озеро.

Для справки. Листовка — лист бумаги с текстом и иногда с иллюстрациями. Листовка предназначена для сообщения важной и интересной информации людям. Листовка должна быть написана простыми словами

__________июня_______года

Путешествие на озеро ______________________









Мы выбрали это место, потому что _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В программе путешествия ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В стоимость включено ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ждём Вас, друзья!















































Представление результатов работы

Оценка выполнения проектной задачи


Подведем итог работы над проектной задачей. Каждая из групп составила свою информационную листовку о путешествии всем классом на озеро Красноярского края. Сравните свою работу с листовками других групп. Выберите ту листовку, которая содержит наиболее полную и интересную информацию о предстоящем увлекательном путешествии.

Я благодарю вас за выполненную работу. Какие умения способствовали успешному выполнению работы?

Оцените их по схеме: (максимум 3 балла)



Умения

Самооценка

ученика

Оценка

группы


Умение выполнять арифметические действия



Умение решать задачи на покупки



Умение понимать прочитанный текст



Умение составлять письменный текст листовки (не менее 5 предложений)



Умение заполнять данными таблицу с опорой на прочитанный текст



Умение использовать информацию из прочитанного текста, прайс-листа, рисунков, диаграммы, таблицы для выполнения задания



Умение записывать ответы на вопросы, выводы 1–2 предложениями на основе прочитанного текста



Умение ответственно выполнять совместное проектное задание



Умение демонстрировать полученный результат



Умение без конфликтов работать в группе









































ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современная образовательная практика требует новых подходов к построению содержания образования. Одной из главных составляющих такого содержания является научно-практическое образование, которое объединяет исследовательскую и проектную деятельность. Основной ожидаемый результат - развитие творческих способностей, положительная динамика процесса формирования учебной мотивации, опыт самостоятельной исследовательской работы. Любая форма исследовательской работы учащихся является учебным процессом, одним из этапов развития творческого мышления учащегося. При оценке успешности, обучающихся в исследовательской деятельности положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.

В процессе проектно-исследовательской деятельности дети могут добывать знания самостоятельно, ведь они получили первоначальные навыки исследовательской и проектной работы и знают, что такое дух творчества, поиска.

Возможно, учащиеся и не станут учеными, но знания, которые они приобрели, пригодятся им в жизни. Их ждет множество других открытий, ведь любое открытие зажигает маленькие искорки желания искать и творить, которые обязательно приведут к успешности ребенка в школьной жизни.

















СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утверждён Приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286)

  2. Зубова О.А. «Исследовательская работа в начальной школе» по ФГОС НОО [Электронный ресурс]. URL: https://urok.1sept.ru/articles/511559.

  3. Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников: пос. для учителя/ Поливанова К. Н. – М.: Просвещение. 2008.

  4. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. –– Самара: Издательство «Учебная литература», 2004.

  5. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. — 2-е изд., испр. и доп.— М.: АРКТИ, 2005.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!