СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации "Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные методические рекомендации посвящены методике организации проектно-исследовательской деятельности в начальной школе и составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации "Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы"»

Министерство образования Красноярского края

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького»













Методические рекомендации

Организация проектно – исследовательской работы учащихся в начальной школе





Выполнила: Шмарёва Вероника,

студентка 21П-1 группы отделения

«Преподавание в начальных классах»

Руководитель: Власова Елена Владимировна,

преподаватель КГБПОУ

«Красноярский педагогический

колледж №1 им. М. Горького»













Красноярск, 2024 г.

Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Составители: Шмарёва В.С. - студентка 21П-1 группы отделения «Преподавание в начальных классах», Власова Е.В., научный руководитель.

Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской работы учащихся в начальной школе / Шмарёва В.С., Власова Е.В., КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького», 2024.



Аннотация

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту, учащиеся начальной школы должны овладеть универсальными учебными действиями: уметь учиться, быть любознательными и самостоятельными. Следуя этому, учителю необходимо организовывать проектно – исследовательскую деятельность, которая поможет достичь УУД вносить в процесс обучения такие способы и методы, которые позволят достигнуть универсальных учебных действий, приписанных стандартом. В данной работе представлены рекомендации по организации проектно-исследовательской работы учащихся в начальной школе для учителей и студентов, обучающихся по специальности «Преподавание в начальных классах».


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

Глава 1. Исследовательская деятельность 5

1.1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура. 5

1.2. Типичные ошибки при выборе и формулировке темы исследования 9

1.3. Типичные ошибки при определении цели, задач и гипотезы исследования 11

1.4. Методы организации исследования 16

1.5. Критерии оценивания детских исследовательских работ 21

Глава 2. Проектная деятельность 22

1.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура. 22

1.2. Проектирование и исследование в современном образовании 25

1.3. Проектная задача в начальной школе 27

1.4. Отличие проектной задачи от других типов задач 33

1.5. Алгоритм построения проектной задачи 34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 40

ВВЕДЕНИЕ

Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого обучающегося, формирование активной позиции учащихся в учебном процессе.

Исследовательская деятельность стала актуальной частью образовательного процесса в связи с обновлёнными требованиями ФГОС НОО. Образовательная программа, по требованиям нового стандарта должна быть ориентирована на формирование базовых исследовательских действий во всех предметных областях. На основании положения нового ФГОС НОО были внесены изменения и в Федеральную образовательную программу, а именно в формулировки метапредметных универсальных учебных действий, которые базируются на предметном содержании с включением исследовательского характера учебной деятельности, вследствие чего у обучающихся происходить формирование умения учиться. В основе исследовательской деятельности лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Проектная работа позволяет обучающимся не только углубить свои знания в различных предметных областях, но и развить такие навыки, как самоорганизация, коммуникация, критическое мышление и презентационные умения. Введение проектно-исследовательской работы в начальной школе способствует формированию целостного и глубокого понимания учебного материала, а также активизации интереса к обучению и творческому мышлению. В настоящее время методы организации проектной работы становятся все более популярными в начальной школе и предоставляют ученикам возможность активного и самостоятельного участия в образовательных процессах.

Глава 1. Исследовательская деятельность
    1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура.

Исследовательская деятельность – это специфическая человеческая деятельность, которая регулируется сознанием и активностью личности, направлена на удовлетворение познавательных интеллектуальных потребностей, продуктом которой является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью и в соответствии с объективными законами и наличными обстоятельствами, определяющими реальность и достижимость цели. (Шашенкова Е.А.)

Собственную исследовательскую деятельность ребенка следует рассматривать, в первую очередь, как одно из основных направлений развития творческих способностей, любознательности.

В статье Зубовой О.А. говорится, что актуальность исследовательской деятельности в начальной школе связана с тем, что «По стандартам второго поколения в начальной школе закладываются фундаментальные основы формирования универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса. Функция универсальных учебных действий заключается в обеспечении   обучающихся умением учиться.» Поэтому главной целью исследовательской работы является: формирование мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни в информационную эпоху.

Исследовательская деятельность в начальной школе отличается от исследовательской деятельности в старших классах исследовательскими методами, используемыми и демонстрируемыми учащимися. В начальной школе исследование проводится под руководством учителя, который стимулирует обсуждение и задает вопросы, чтобы помочь учащимся развивать исследовательские навыки.

Специфика исследовательской деятельности в начальной школе включает в себя:

  1. Простые исследовательские проекты. Ученики могут изучать окружающую среду, растения, животных или общество вместе с учителем.

  2. Активные методы обучения. Учитель может использовать активные методы обучения, такие как игры, дискуссии, творческие задания и проекты, чтобы помочь учащимся развивать навыки исследования.

  3. Развитие наблюдательности и критического мышления. Учащиеся учатся наблюдать и анализировать свою среду, задавать вопросы и искать ответы на них.

  4. Практическое применение знаний. Ученики могут применять полученные знания и навыки в реальной жизни, чтобы решать проблемы и делать выводы.

  5. Поддержка и руководство учителя. Учитель играет важную роль в исследовательской деятельности, поддерживая и направляя учеников в процессе исследования.

Исследовательская деятельность в начальной школе способствует развитию учащихся, позволяет им развивать навыки работы с информацией, критического мышления, анализировать результаты, делать выводы и применять полученные знания в практической жизни. Это помогает им стать активными и независимыми учениками. Также исследовательская деятельность помогает формировать у детей позитивное отношение к учению, так как они видят, что образование не ограничивается учебниками и уроками, а может быть интересным и практичным.

Основными задачами исследовательской деятельности в начальной школе являются:

  1. знакомство с проведением учебных исследований;

  2. развитие творческой исследовательской активности;

  3. стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам;

  4. ознакомление с научной картиной мира;

  5. вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс.



Задача учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Учитель выполняет роль консультанта, подсказывает направление и редактирует текст.

Основные этапы исследовательской работы:

1. Найти проблему. Проблема – выполнима, несёт реальную пользу участникам исследования. Проблема – это тема.

2. Тема – оригинальная, с элементом неожиданности, необычности. Она должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

3. Актуальность – объяснение, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать.

4. Цель – какой результат предполагается получить, каким, в общих чертах, видится этот результат еще до его получения. Обычно цель заключается в изучении определенных явлений.

5. Гипотеза – это предвидение событий, это вероятное знание, ещё не доказанное. Изначально гипотеза не истина и не лож – она просто не доказана.

6. Выделение новизны. Это то, что исследователь видит, а другие не замечают. Положение в процессе работы либо подтверждается, либо отвергается.

7. После определения цели и гипотезы формулируются задачи исследования. Задачи показывают, что вы собираетесь делать. Формулировка задач тесно связана со структурой исследования. Причем, отдельные задачи могут быть поставлены для теоретической части и для экспериментальной.

8. Литературный обзор, т. е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов. В обзоре вы должны показать, что знакомы с областью исследований по нескольким источникам, что вы ставите новую задачу, а не делаете то, что уже давно сделали до вас.

9. Методика исследования — это подробное описание того, что и как делал автор исследования для доказательства справедливости выдвинутой гипотезы.

10. Далее представляются результаты исследования. Собственные данные, полученные в результате исследовательской деятельности. Полученные данные необходимо сопоставить с данными научных источников из обзора литературы по проблеме и установить закономерности, обнаруженные в процессе исследования. Необходимо отметить те результаты, которые получены впервые (новизна).

Рабочие данные обрабатывают и представляют только самые необходимые. Однако, нужно помнить, что кто-то может захотеть познакомиться с первичным материалом исследования. Чтобы не перегружать основную часть работы, первичный материал может выноситься в приложение.

11. И завершается работа выводами. В которых тезисно, по порядку выполнения задач, излагаются результаты исследования. Выводы – это краткие ответы на вопрос – как решены поставленные исследовательские задачи.

Следующий этап – доклад как закономерный итог выполнения исследовательской работы. Результаты работы представляются на конференции, публично. Задача докладчика: точно и эмоционально изложить саму суть исследования. В ходе доклада недопустимо зачитывание работы, а кратко отразить основное содержание всех глав и разделов работы.

Таким образом, введение исследовательской деятельности в начальную школу является важным шагом на пути к развитию творческого мышления и самостоятельности учащихся. Этот подход позволяет детям более активно изучать мир вокруг себя и как результат, стимулирует их интеллектуальный и личностный рост.

    1. Типичные ошибки при выборе и формулировке темы исследования

Определение темы исследования является ключевым фактором написания самой работы, так как в ней заключён основной смысл того, что исследуется и интерес обучающегося в определённой предметной области.

Для того чтобы начать исследование, надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Она-то и подскажет, как сформулировать тему исследования.

Главная задача любого исследователя - найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. Самый простой способ развить у себя умение видеть проблемы - учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения. Можно предложить подумать и записать проблемы, которые волнуют или интересуют ребенка.

Выбрать тему оказывается несложно, если точно знаешь, что интересует ребенка в данный момент, какая проблема волнует больше других. Для уточнения можно провести анкету:

1. Что мне интересно больше всего?

2. Чем я хочу заниматься в первую очередь (например, математикой или поэзией, астрономией или историей)?

3. Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

4. Что позволяет мне получать лучшие отметки в школе?

5. Что из изученного в школе хотелось бы узнать глубже?

6. Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?

Очень важно не ошибиться при выборе темы, так как она играет ключевую роль в исследовании. Существует перечень, в котором обозначены типичные ошибки, допускаемые в определении темы исследования:

1. Тема ребёнку не интересна и не несёт в себе познавательный характер.

Тема, навязанная ребенку, какой бы важной она ни казалась взрослым, не дает должного эффекта. Вместо живого увлекательного поиска ребенок будет чувствовать себя вовлеченным в очередное скучное, «добровольно-обязательное мероприятие.

  1. Несоответствие темы исследования личным интересам исследователя.

Если исследователь не заинтересован в выбранной теме, это может отразиться на качестве его работы и мотивации для проведения исследования.

  1. Неправильное определение цели исследования.

Цель исследования должна быть четко сформулирована и обоснована.

  1. Недостаточно оригинальный подход к исследованию.

Хороший исследователь должен представить новый или улучшенный подход к изучаемой проблеме, иначе результаты исследования могут быть незначительными или неинтересными.

  1. Неопределенная или слишком широкая тема исследования.

Такая тема может быть сложной для исследования и ограничить возможности получения четких результатов.

Исходя из вышеперечисленного стоит отметить, что при выборе темы исследования необходимо обращать внимание на ее актуальность, интересность, доступность информации, наличие новизны, а также уровень своей компетенции в выбранной области.

1.3. Типичные ошибки при определении цели, задач и гипотезы исследования

Определить цель исследования – значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы это исследование проводим. Цель указывает общее направление деятельности.

В литературе выделяют следующие недостатки формулировки целей:

1. Цели исследования завышены.

2. Несоответствие цели теме и проблеме исследования.

3. Неясность, неточность формулировки целей.

Поэтому к постановке цели предъявляют следующие требования.

Цель должна быть:

1. Конкретна, определяет результат деятельности.

2. Формулировка цели должна начинаться с глагола в неопределённой форме (например, создать, сформулировать..)

3. Достижима.

4. Измерима, контролируема, в отдельных случаях диагностируема.

5. Определена во времени, так как определены сроки проведения исследования.

Задача – это условие достижения цели, последовательность действий, шагов. Задачи описывают основные шаги исследователя.

Задачи по отношению к цели выступают как самостоятельные «цели».

Деление цели на задачи происходит для того, чтобы:

1. выделить более простые и доступные для выполнения операции;

2. создать последовательность выполнения операций с учётом их связи, сложности, времени выполнения, то есть выработать тактику достижения целей;

3. смоделировать весь объём работы и рассчитать свои силы.

Технология формирования задач состоит в «расщеплении» цели на составляющие, одновременно в своей совокупности они дают представления о том, каким путём будет достигнута цель.

Выделяют классы задач:

1. Связанные с изучением теории: изучить состояние проблемы…, провести анализ…

2. Связанные с изучением состояния практики и проявлением предмета исследования: охарактеризовать …, описать опыт…, определить роль и место…

3. Связанные с созиданием новых теорий, идей, учений: разработать…, классифицировать…, систематизировать…, обобщить…, выявить…, подготовить.

4. Связанные с экспериментом: экспериментально проверить, изучить…

5. Разработанные на протяжении всего исследования методические рекомендательные материалы: рекомендации по использованию…., комплекс заданий…

Формулирование гипотезы исследования

Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения, то есть развёртывается следующая фаза мыслительного процесса – фаза решения проблемы.

Часто именно этап выдвижения гипотез исследования вызывает у учителей трудности. Избежать их возможно, если применять специальные методы:

1. Метод подбрасывания идей. Суть его в том, что чужая идея не так вдохновляет на деятельность, как своя. Поэтому необходимо в процессе обсуждения подбрасывать разные темы, идеи, решать вместе задачи, и не выяснять далее чьи были предположения.

2. Метод личного примера. Если учитель излагает материал увлечённо и заинтересованно, то проблем не бывает. Материал должен нравиться ученику и учителю.

3. Мозговой штурм. Это метод свободного генерирования идей.

4. Дискуссия. Рассматривая дискуссию, как коллективное обсуждение какого-либо спорного или важного вопроса с целью нахождения истины, необходимо помнить, что многое здесь зависит от ведущего. В этой роли лучше всего выступить учителю.

5. Деловая игра. Выдвинуть гипотезу значит высказать догадку, предположение, ложность или истинность которого должна установить проверка. Та гипотеза, которая выдержит проверку и станет решением проблемы, называется решающей, остальные – ошибочными.

Требования к гипотезе:

Она должна:

- содержать предположение;

- быть проверяема, подтверждена;

- быть логически непротиворечивой;

- быть реально опровергаемая или доказуемая.

При определении цели, задач и гипотез исследования могут возникать следующие типичные ошибки:

1. Недостаточно конкретная цель исследования: цель должна быть ясной и четко сформулированной, чтобы исследователь знал, что он хочет достичь. Неопределенная или слишком общая цель может привести к неопределенным и неясным результатам исследования.

2. Неправильно поставленные задачи: задачи должны быть специфичными и измеримыми, чтобы исследователь знал, что он должен сделать для достижения цели. Неправильно сформулированные задачи могут привести к неверным выводам и неправильным исследовательским действиям.

3. Необоснованные или нерелевантные гипотезы: гипотезы должны быть основаны на логическом размышлении и опыте. Неправильные или необоснованные гипотезы могут привести к неверной интерпретации результатов исследования и неправильным выводам.

4. Смешение цели, задач и гипотез: часто исследователи путают цель, задачи и гипотезы исследования, что приводит к неправильному определению их роли в исследовательском процессе. Неопределенность в определении этих компонентов может привести к некорректным и несогласованным результатам.

5. Недостаточная обоснованность: цель, задачи и гипотезы исследования должны быть обоснованными и основанными на литературных источниках, предыдущих исследованиях и логическом размышлении. Несоблюдение этого принципа может привести к недостаточной оценке предмета исследования и ошибочному включению непознаваемого.

6. Не постановка конкретных границ исследования: цель, задачи и гипотезы исследования должны быть определены с учетом объема исследования и временных и ресурсных ограничений. Неправильное определение границ может привести к невозможности достижения цели и выполнения задач.

В целом, определение цели, задач и гипотез исследования требует внимания к деталям и основательного анализа предмета исследования. Неправильное определение этих компонентов может привести к недостоверным и неполным результатам исследования.

1.4. Методы организации исследования



Для проверки гипотезы используют методы наблюдения и эксперимента.

Наблюдение – древнейший общенаучный метод познания. Оно включается во все виды деятельности и позволяет получить некоторую первичную информацию об объектах окружающего мира. Для того, чтобы проводить наблюдение, необходимо развивать такое качество, как наблюдательность, которую можно охарактеризовать как деятельность, направленную на анализ изучаемого, факта, события с целью выявления определённой закономерности. Этот метод относится в науке к числу наиболее употребимых. Термин «наблюдение» имеет несколько значений.

Наблюдение – целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности. (Энцикл. словарь)

1. Наблюдение – восприятие и запоминание личностью окружающего мира. (Википедия)

2. Наблюдение – метод исследования, основанный на работе органов чувств.

3. Наблюдение – преднамеренное и целенаправленное восприятие реальных объектов.

Но встречается и общее определение: наблюдение – преднамеренное и целенаправленное восприятие внешнего мира с целью отыскания смысла в явлениях.

Важно грамотно простроить исследовательскую работу, чтобы получить качественный и желаемый результат и одним из основных компонентов является метод исследования. Каждый из них актуален, так как посредством его действия можно выявить важные моменты, которые приведут к желаемому результату, поэтому необходимо помнить и принимать во внимание перечень типичных ошибок, которые можно допустить при выборе метода исследования:

  1. Неправильное определение цели исследования. Часто исследователи выбирают методы, не соответствующие цели исследования, что может привести к некорректным результатам.

  2. Отсутствие обоснования выбора метода. Исследователи должны предоставить обоснование выбора используемых методов, чтобы показать, почему они наиболее подходят для решения поставленных вопросов.

  3. Недостаточное количество данных. Исследователи могут совершить ошибку, собирая недостаточное количество или неподходящие данные для своего исследования. Это может повлиять на достоверность результатов исследования.

  4. Неправильное использование статистических методов. Неверное применение статистических методов может привести к искажению результатов исследования. Некорректное использование статистических методов может включать неправильные предпосылки, неправильное рассмотрение взаимосвязей и неправильные выводы.

  5. Неполучение разрешений или согласий. В некоторых исследованиях требуется получение разрешений или согласий от соответствующих организаций или лиц. Ошибка в получении необходимых разрешений или согласий может привести к неправильным результатам или даже юридическим проблемам.

  6. Неправильное описание методов. Исследователи могут допустить ошибку, нечетко описывая использованные методы и процедуры. Это может затруднить воспроизводимость исследования и повлиять на доверие к его результатам.

  7. Неправильный выбор образца. Ошибка в выборе образца может привести к искажению результатов исследования. Неправильный выбор образца может включать неправильное определение критериев для включения или исключения участников исследования.

  8. Неправильное обращение с данными. Исследователи могут сделать ошибку, обрабатывая или анализируя данные. Это может включать неправильное кодирование переменных, ошибки ввода данных или неправильное извлечение статистической информации.

  9. Неправильный выбор источников информации. Исследователи могут сделать ошибку, выбирая неправильные источники информации для своего исследования. Это может привести к неправильным или неполным данным, а также ограничить область применимости результатов.

  10. Неправильное интерпретация результатов. Исследователи могут совершить ошибку, неправильно интерпретируя полученные результаты. Это может привести к неверным выводам и неправильным рекомендациям на основе исследования.

Получить качественную информацию помогает тщательная процедура планирования.

Выделяются следующие этапы планирования наблюдения:

1. Определение задачи и цели (для чего? с какой целью?)

2. Выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?)

3. Выбор способа (вида) наблюдения (как наблюдать?)

4. Выбор способов регистрации наблюдения (как вести записи?)

5. Обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?)

Когда все обстоятельства продуманы, составляется план наблюдения.



п/п

Объект наблюдения

Цель наблюдения

Время

наблюдения

Продолжи-

тельность наблюдения

Предполагаемый результат

Вывод исследования

1

Листья деревьев (тополь)

у дороги

Определить количество пыли на листовых пластинах

12 ч дня

Июль-август

Определить разницу содержания пыли в г/м² в точках с антропогенной нагрузкой и природных ландшафтах для заполнения экопаспорта


2

Листья деревьев (тополь)

в 125 м от дороги

12 ч дня

Июль-август




В методике наблюдения одним из самых важных вопросов является регистрация (запись) наблюдаемых объектов. Основное требование к фиксации данных в том, чтобы запись велась на месте наблюдения ив момент совершения наблюдаемых событий. Универсального способа записи не существует и зачастую зависит от вида наблюдения. Предлагаются следующие варианты записи:

• кратковременная запись, проводимая на месте наблюдения

• дневник

• карточки, которые служат для регистрации информации

• протокол наблюдения

• видео-фото-кино, звукозапись

Недостатки метода:

- возможность вмешательства исследователя в наблюдаемые события;

- однократность исследуемой ситуации;

- результаты наблюдения зачастую зависят от наблюдателя;

- методу доступны лишь внешние проявления процесса, ведь наблюдать можно лишь то, что поддаётся восприятию органов чувств.

В целом, выбор метода исследования является сложным процессом, который может быть подвержен различным ошибкам. При выборе метода необходимо четко определить цели исследования, учесть ограничения и ресурсы, выбрать соответствующую методологию и учитывать тип исследуемой проблемы, чтобы получить достоверные и полезные результаты.

1.5. Критерии оценивания детских исследовательских работ

Критерии оценки детских исследовательских работ играют решающую роль в обеспечении качества и последовательности оценок. Четко определенные критерии помогают учащимся понять, что от них ожидается, и предоставляют им ясные цели, к которым они должны стремиться.

Критерии оценки должны быть разработаны таким образом, чтобы они охватывали все важные аспекты исследовательской работы, включая постановку проблемы, методологию, анализ данных и выводы. Они также должны быть адаптированы к уровню развития учащихся и учитывать возрастные особенности их познавательного развития.

Использование рубрик оценки может еще больше повысить надежность и объективность оценок. Рубрики предоставляют подробные описания уровней достижений для каждого критерия, что упрощает для учащихся понимание своих сильных и слабых сторон.

Помимо обеспечения обратной связи учащимся, критерии оценки также могут быть использованы учителями для совершенствования своей педагогической практики. Анализируя результаты учащихся по различным критериям, учителя могут определить области, в которых необходимо дополнительное обучение и поддержка.

Нами были разработаны критерии оценки детских исследовательских работ (Таблица 1). По критериям был произведён анализ 4 детских работ, которые отличались проблематикой и актуальностью.

Таблица 1. Критерии оценки детских исследовательских работ.

Критерии оценки детских исследовательских работ

Количество баллов

13

14

15

16

Актуальность выбранной темы

0-1


1

1

1

1

Сформулирована проблема исследования

0-1

1

1

1

0

Цель соответствует теме исследования

0-1

1

0

1

0

Задачи соответствуют теме и цели

0-1

1

1

1

0

Верно выделены объект и предмет исследования

0-2

2

0

2

0

Гипотеза соответствует цели и теме

0-1

1

1

1

0

Соответствие методов исследования гипотезе

0-1

0

1

1

1

Соответствие структуры работы требованиям

0-1

1

1

1

1

Представлены научные факты и обоснование

0-1

1

1

1

1

Результаты исследования соответствуют цели и содержанию исследовательской работы

0-1

1

1

1

1

Выводы соответствуют результатам исследования

0-1

1

1

1

1

Итого

12

11

9

12

6



Паспорт исследования

Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

Химчистка на дому

2

Актуальность исследования

Согласно статистике с сайта cleanprice.ru за 2022 год в России люди отдают предпочтение выведению пятен посредством сдачи вещей в химчистку, нежели самостоятельному устранению пятен.

На основе столбчатой диаграммы прослеживается то, что за последние несколько лет актуальность и востребованность предприятий, специализирующихся на чистке одежды только возрастала, а вместе с ней и стоимость услуг. Но сдавать вещи в химчистку дорого, а средство против пятен имеет высокую стоимость и не всегда бывает эффективно и легкодоступно.

3

Проблема исследования

Необходимо найти альтернативное средство дорогим пятновыводителем.

4

Объект исследования

Домашний пятновыводитель

5

Предмет исследования

Эффективность домашнего пятновыводителя

6

Цель исследования

Выяснить можно ли вывести пятно с помощью домашнего пятновыводителя.

7

Задачи исследования

1) Подобрать и изучить литературу по проблеме исследования;

2) провести опыты, найти средство, с помощью которого, можно выводить пятна в домашних условиях;

3) обобщить полученные результаты, сделать выводы, оформить памятку «Как вывести пятна в домашних условиях».

8

Гипотеза исследования

Пятна от жира и фруктов можно выводить в домашних условиях.

9

Методы исследования

1 Анализ.

2. Синтез.

3. Опыт.

4. Наблюдение.

5. Обобщение.

10

Тип исследования (по продолжительности)

Экспресс-исследование

11

Этапы реализации исследования, краткое их описание

Подготовительный

Выделение проблемы, постановка гипотезы, цели и задач исследования

Поиск необходимой для исследования литературы, в которой явно отражены пятновыводители собственного производства и загрязнение, на устранение которого направлено средство. Рассмотрение предоставленных учителем образцов тканей с загрязнениями и продолжение поиска материалов на основе новых данных.

Основной

Проведение 2 опытов с использованием сочетаний соды и уксуса и соды, и перекиси. Данные продукты применяются на тканях с загрязнениями от фруктов и жира. Заполнение таблицы наблюдения и составление выводов проведённого опыта.

Заключительный

Обсуждение получившихся результатов, составление аргументированных выводов, которые показывают завершённость проводимого исследования. Составление памятки с инструкцией по изготовлению домашних пятновыводителей.

12

Оборудование для проведения исследования

Сода, перекись, уксус, сосуд для смешивания (пластиковые стаканы), ткань с пятнами, таблица для проведения опыта, одноразовые ложки, резиновые перчатки, маски.

13

Продукт исследования

Памятка «Инструкция по выведению пятен в домашних условиях».

14

Перспектива исследования

Работа рассматривает лишь один из аспектов проблемы. Исследования в этом направлении могут быть продолжены. Это могло бы быть изучение не только пятновыводителей из уксуса и перекиси, но и из других материалов, которые также имеют способность выводить пятна с одежды.

15

Используемые источники

  1. Журнал «Академия домоводства». Электронный ресурс – [Режим доступа]: http://domovodstvo.com/piatna.html

  2. BusinesStat «Готовые обзоры рынков» Статья «Анализ рынка химчисток, прачечных и услуг окрашивания одежды в России в 2019-2023 гг.». Электронный ресурс – [Режим доступа]: https://businesstat.ru/catalog/id1864/

  3. Портал Компании «Albatros Media» Статья «Актуальная статистика по рынку химчисток и прачечных». Электронный ресурс – [Режим доступа]: https://www.cleanprice.ru/news4206-aktualnaya-statistika-po-rynku-himchistok-i-prachechnyh-/



В заключение отметим, что критерии оценки детских исследовательских работ являются неотъемлемой частью процесса обучения. Они обеспечивают структуру и руководство для учащихся, помогают учителям оценивать прогресс учащихся и способствуют общему качеству исследовательских работ учащихся. Регулярный пересмотр и обновление критериев оценки с учетом изменяющихся потребностей учащихся и образовательных стандартов гарантируют, что они остаются актуальными и эффективными.

Глава 2. Проектная деятельность
    1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура.

Проектная деятельность учащихся в начальном образовании является важным и актуальным аспектом современного образовательного процесса. Она представляет собой метод обучения, основанный на самостоятельном исследовании и решении проблем, что способствует развитию у учащихся критического мышления, коммуникативных навыков и умения работать в команде.

Проектная деятельность позволяет учащимся применить полученные знания на практике, проявить творческий подход и инициативу, а также развить навыки самоорганизации и самообучения. Она является одной из форм организации учебного процесса, которая позволяет учащимся самостоятельно исследовать тему, формулировать вопросы и искать ответы на них.

Савенков И.С. писал, что «разработка проекта - обычно дело творческое, но зависит это творчество от многих внешних обстоятельств, часто никак не связан­ных с задачами бескорыстного поиска истины». [1, с. 8] Из этого следует, что разработка детского проекта может быть очень увлекательным и творческим процессом. Важно учитывать возраст и интересы детей, чтобы проект был интересным и привлекательным для них. Можно использовать различные материалы, такие как бумага, краски, пластилин, конструктор и т.д., чтобы создать что-то уникальное и запоминающееся. Также важно учитывать безопасность и доступность проекта для детей, чтобы они могли наслаждаться им без риска для своего здоровья.

Сергеев И.С. выделяет следующие основные требования к проекту:

1. Необходимо наличие социально значимой задачи (пробле­мы) - исследовательской, информационной, практической.

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами — с проектирования са­мого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации.

3. Каждый проект обязательно требует исследовательской рабо­ты учащихся.

4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое раз­работали участники проектной группы для разрешения поставлен­ной проблемы.

5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказ­чику и (или) представителям общественности, и представлен до­статочно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Таким образом, проект - это "пять П": проблема - проектирование (планирование) - поиск информации - продукт - презентация. Шестое "П" проекта - это его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др. [2, с. 8]

Перечень возможных выходов про​ектной деятельности:

Web-сайт;​ Анализ данных социологического опроса; Атлас; Атрибуты несуществующего государства; Бизнес-план; Видеофильм; Видеоклип; Выставка; Газета; Действующая фирма; Журнал; Законопроект; Игра; Карта; Коллекция; Костюм; Макет; Модель; Музыкальное произведение; Мультимедийный продукт; Оформление кабинета; Пакет рекомендаций; Письмо в…; Праздник; Прогноз; Публикация; Путеводитель; Серия иллюстрации; Система школьного самоуправления; Сказка; Справочник; Сравнительно-сопоставительный анализ; Статья; Сценарий; Учебное пособие; Чертеж; Экскурсия.

Виды презентационных проектов: воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа); деловая игр; демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий; диалог исторических или литературных персонажей; защита на Ученом Совете; игра с залом; иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций; инсценировка реального или вымышленного исторического события; научная конференция; отчет исследовательской экспедиции; пресс-конференция; путешествие; реклама; ролевая игра; соревнования; спектакль; спортивная игра; телепередача; экскурсия.

Проектная деятельность учащихся в начальном образовании является важным инструментом для развития у детей критического мышления, коммуникативных навыков, умения работать в команде и самоорганизации. Она также помогает учителям лучше понять своих учеников и оценить их успехи.

    1. Проектирование и исследование в современном образовании

Проектирование, в наиболее упрощенном виде, можно рассматривать как процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния).

Исследование в обыденном употреблении понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создание какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

Таким образом, проектирование и исследование - изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование - бескорыстный поиск истины, а проектирование - решение определенной, ясно осознаваемой задачи.

Разработка проекта - обычно дело творческое, но зависит это творчество от многих внешних обстоятельств, часто никак не связанных с задачами бескорыстного поиска истины. Проект можно выполнить, пользуясь готовыми алгоритмами и схемами действий.

В отличие от проектирования исследование всегда творчество, и в идеале оно представляет собой вариант бескорыстного поиска истины. Если в итоге исследования и удается решить какую-либо практическую проблему, то это не более чем побочный эффект. Реальный исследователь стремится к новому знанию инстинктивно, зачастую не зная, что принесет ему сделанное в ходе исследований открытие, и, как следствие, ему нередко бывает вовсе неизвестно, как можно на практике использовать добытые им сведения.

Исследование, и проектирование имеют высокую ценность для современного образования. Исследование как бескорыстный поиск истины чрезвычайно важно в деле развития творческих способностей. А проектирование не так однозначно ориентировано на развитие креативности, но оно учит строгости и четкости в работе, умению планировать свои изыскания, формирует важное для жизни стремление - двигаться к намеченной цели.

Проектирование — это не творчество в полной мере, это творчество по плану, в определенных контролируемых рамках. В то время как исследование - творчество в чистом виде. Проектирование изначально задает предел, глубину решения проблемы, в то время как исследование строится принципиально иначе. Оно допускает бесконечное движение вглубь.

Таким образом, проектирование и исследование играют ключевую роль в современном образовании, помогая совершенствовать образовательный процесс и обеспечивать качество обучения учащихся.

    1. Проектная задача в начальной школе

Термин «задача» имеет несколько значений, одно из которых трактуется как «сложный вопрос, проблема, требующая исследования и разрешения» (Толковый словарь С. И. Ожегова). В образовательной практике используются разные типы задач; учебная, конкретно-практическая, исследовательская, творческая и др. Ведущей в деятельностной технологии является учебная задача, которая направлена на нахождение общих способов решения большого круга частных задач, требующих детального анализа и теоретического (содержательного) обобщения (В.В. Давыдов). Как правило, учитель (через содержание программы) сам «ведет» класс к постановке и решению очередной учебной задачи, создавая ситуации, приводящие: тетей к выбору именно этой задачи. Учебная задача - всегда новая задача. До нее подобных задач дети не решали, и поэтому «с ходу» она не может быть: решена учащимися. Она - поисковая задача. Именно в результате поиска дети смогут решить эту задачу.

Конкретно-практическая задача ориентирована на применение (отработку) уже освоенных способов действий (знаний, умений) в известной школьникам ситуации, как правило, внутри конкретного учебного предмета. Итогом решения такого типа задач является правильное использование знаний, умений и навыков учащихся (получение правильного ответа).

Творческая (олимпиадная) задача — это задача, не имеющая готового формального способа решения. Ученик за счет своих способностей, как правило, спонтанно пытается найти его сам.

Существует ряд того, что не позволяют осуществить проектные задачи, а именно:

  1. Научить самостоятельному выбору способа решения (проблемы) в ситуации, когда он не виден явно и однозначно из условия задачи. Как правило, способ решения либо лежит на поверхности, либо задается автором или учителем.

  2. Стимулировать получение принципиально нового «продукта», которого никто (включая учителя) не знает до решения.

  3. Содержательно мотивировать поиск решения в малой группе. Как правило, задачи, которые мы предлагаем решить детям на уроке, связываются с групповыми формами обучения, формами учебного сотрудничества.

  4. Оценить возможности детей действовать в незнакомой, не стандартной ситуации (отличие от творческой задачи), но с использованием известных способов действия.

  5. Задать разные «стратегии» решения задачи с получением «веера» возможных результатов.

Под проектной задачей мы понимаем задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата (продукта), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер. Другими словами, проектная задача должна через систему или набор знаний (реперные точки) задать возможные «стратегии» своего решения.

Проектные задачи предназначены для достижения следующих целей:

  1. Развитие критического мышления и решения проблем

  2. Улучшение навыков общения и совместной работы

  3. Повышение мотивации и вовлеченности учащихся

  4. Применение знаний и навыков в практических ситуациях

  5. Подготовка учащихся к реальным жизненным ситуациям

Проектные задачи могут быть разными по масштабу и сложности. Некоторые распространенные типы проектных задач включают:

  1. Исследовательские проекты: Учащиеся проводят исследования по определенной теме и представляют свои выводы в виде отчета или презентации.

  2. Проекты по проектированию: Учащиеся разрабатывают и создают продукт или решение проблемы, соответствующее определенным критериям.

  3. Проекты по обслуживанию: Учащиеся обслуживают или ремонтируют существующий продукт или систему.

  4. Проекты по решению проблем: Учащиеся идентифицируют и решают проблему, используя свои знания и навыки.

Проектные задачи обычно оцениваются на основе следующих критериев:

  1. Планирование: Качество планирования проекта, включая постановку целей, определение ресурсов и составление графика.

  2. Исследования: Глубина и точность проведенных исследований.

  3. Разработка: Оригинальность и качество разработанного продукта или решения проблемы.

  4. Тестирование: Эффективность тестирования продукта или решения и внесение необходимых улучшений.

  5. Презентация: Четкость и эффективность презентации проекта.

Отличие проектной задачи от проекта лишь в том, что школьникам задаются все необходимые средства и материалы в виде системы (или набора) заданий, требуемые для их выполнения.

Какие педагогические эффекты имеют проектные, задачи?

  1. Дают реальную возможность организовать взаимодействие (сотрудничество) детей, определяют место и время для наблюдения и экспертных оценок за деятельностью учащихся в группе.

  2. Учат (без явного указания на это) проектировать через специально разработанные задания.

  3. Позволяют посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных способов действий в модельную ситуацию, где эти способы изначально скрыты, зашумлены, а иногда и требуют переконструирования.

В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть сформированы следующие способности:

  1. Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное — почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки).

  2. Ставить и удерживать цели.

  3. Планировать свою деятельность.

  4. Моделировать (представлять способ действия в виде схемы - модели, выделяя все существенное и главное).

  5. Проявлять инициативу при поиске способов решения задачи.

  6. Взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других.

Обобщив всю вышеперечисленную информацию, можно составить сравнительную таблицу, которая станет наглядным материалом для упрощённого понимания того, что из себя представляет проектная задача.

Таблица 2. Сравнительная таблица проекта и проектной задачи


Основание для сравнения

Проект

Проектная задача

1

Педагогическая цель

формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.

- стимулирование системы детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата (продукта), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение детей.

- формирование разных способов учебного сотрудничества. Возможность наблюдать за способами работы, как отдельных учащихся, так и целой группы школьников.

Цель детская

решение конкретной проблемы, достижение оптимальным способом заранее запланированного результата

Решение системы знаний (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального (до этого – неизвестного) продукта.

2

Продолжительность

от урочных до годичных

Урочные занятия

3

Форма организации

индивидуальные или групповые

Носит исключительно групповой характер

4

Структура

1.Проблема (целеполагание)

2.Проектирование (планирование)

3.Поиск информации

4.Продукт

5.Презентация.

  • Анализ ситуации (надо ли ее разрешать?). Переформулирование ее в проблему (в чем Проблема?)

  • Выявление дефицитов, их типов. Установление приоритетов ценностей (почему именно этих ценностей будем придерживаться?)

  • Оценка необходимости восполнения дефицита. Формулирование принципов отбора целей (зачем двигаться в этом направлении?)

  • Быстрая и точная постановка (принятие) цели действия. Выработка критериев постановки и достижения цели (куда придем в итоге?)

  • Поиск средств, возможных путей решения - перевод проблемы в Задачу.

  • Выбор средств решения проблемы (адекватных способов действий (что будем делать и каким будет результат?)

  • Решение проблемы (под решением понимается реальное продуктивное действие, а не только предложение выхода из сложившейся ситуации)

  • Анализ полученного результата, соотнесение его с проблемой (разрешили ли мы проблему?)

  • Представление окружающим полученного результата («продукта»).

5

Деятельность учащихся

Разрабатывают замысел, ищут пути реализации,

Решают систему заданий, направленную на поиск лучшего пути достижения результата

воплощают его в продукте, демонстрируют готовый продукт

Создают ранее неизвестный продукт, который является решением проектной задачи

6

Результат

Должно происходить качественное изменение учащегося

  • Во-первых, это реальный «продукт» ( текст, схема или макет, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми. Он может быть «оторван» от самой задачи и жить своей жизнью.

  • Во-вторых, это нематериальный «продукт» - качественное изменение самого ребенка (группы детей).

не предсказуем

реальный продукт, который можно представить другим

7

Формируемые универсальные умения

1. Рефлексивные

2. Поисковые (исследовательские)

3. Навыки оценочной самостоятельности.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве

5. Менеджерские умения и навыки

6. Коммуникативные

7. Презентационные умения и навыки

•Рефлексивные (видеть проблему; анализировать сделанное — почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки).

•Ставить и удерживать цели.

•Планировать свою деятельность.

•Моделировать (представлять способ действия в виде схемы - модели, выделяя все существенное и главное).

•Проявлять инициативу при поиске способов решения задачи.

•Взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других.

8

Средства

Проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств

Школьникам задаются все необходимые средства и материалы в виде системы (или набора) заданий, требуемые для их выполнения.

9

Возраст участников

Старшеклассники (подростковая школа)

От 1 до 11 класса




Проектные задачи являются ценным инструментом обучения, так как они позволяют учащимся применять свои знания и навыки в практических ситуациях и развивать важные жизненные навыки.

    1. Отличие проектной задачи от других типов задач

В современной образовательной среде учителя ищут инновационные методы обучения, которые развивают у учащихся важные навыки 21 века. Проектные задачи становятся все более популярными, поскольку они предоставляют учащимся возможность применять свои знания и навыки в практических ситуациях и развивать такие навыки, как критическое мышление, решение проблем и общение.

Хотя проектные задачи имеют много общего с другими типами задач, они также обладают уникальными характеристиками, которые отличают их от других типов задач. Понимание этих различий имеет решающее значение для учителей и учащихся, чтобы максимально использовать преимущества проектных задач.

• наличие квазижизненной (модельной) ситуации, сочетающее в себе множество отдельных предметных заданий, которая побуждает учащегося на основе известных ему способов действия, по существу, конструировать собственный новый способ действия;

• имеет общий сюжет, задается реальные ситуации, в которой детям необходимо воспользоваться набором известных или не известных им способов действия;

• состоит из нескольких взаимосвязанных сюжетом заданий, которые помогают учащимся разрешить поставленную задачу;

• двигаться от задания к заданию можно как последовательно, так и выборочно (в зависимости от уровня подготовленности группы);

• неопределенность относительно способа решения и конкретного результата (отсутствия явной ориентации на неопределенную тему, области знания; результат, как правило, называемый конкретным числом, определенный, однозначным ответом и т.п.);

• задания могут иметь определенные «шумы» (отвлекающие маневры), создающие разные препятствия для решения поставленной задач;

• отсутствие жестко определенного «ответа»;

• заключительное задание задачи позволяет собрать вместе все то, что выполняла группа в отдельных заданиях.

Итог решения проектной задачи должен рассматриваться в двух аспектах.

• Во-первых, это реальный «продукт» (текст, схема или макет, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми. Он может быть «оторван» от самой задачи и жить своей жизнью.

• Во-вторых, это нематериальный «продукт» - качественное изменение самого ребенка (группы детей).

Основные этапы проекта:

• Анализ ситуации. Переформулирование ее в проблему.

• Выявление дефицитов, их типов. Установление приоритетов ценностей.

• Оценка необходимости восполнения дефицита. Формулирование принципов отбора целей.

• Быстрая и точная постановка (принятие) цели действия.

• Поиск средств, возможных путей решения – перевод проблемы в задачу.

• Выбор средств решения проблемы (адекватных способов действий).

• Решение проблемы.

• Анализ полученного результата, соотнесение его с проблемой.

• Представление окружающим полученного результата («продукта»).

Общая структура проектной задачи связана напрямую с общим способом разрешения проблемных ситуаций и, как правило, включает в себя в качестве основных этапов этап анализа, моделирования и синтеза.

Чтобы включение системы проектных задач в образовательный процесс давало эффект, необходимы серьезные изменения в содержании и организации всего образовательного процесса (динамическое расписание, появление линии самостоятельной работы учащихся, другая система оценивания, разновозрастное сотрудничество, и др.).

    1. Алгоритм построения проектной задачи

В быстро меняющемся мире образования проектные задачи становятся все более важным педагогическим инструментом. Они предоставляют учащимся возможность применять свои знания и навыки в практических ситуациях, развивать важные жизненные навыки и готовиться к реальным жизненным ситуациям.

Алгоритм проектной задачи — это структурированный процесс, который направляет учащихся на каждом этапе проектной задачи. Он обеспечивает четкое представление о том, что ожидается от учащихся на каждом этапе, и помогает им оставаться на правильном пути.

Алгоритм построения проектной задачи принято рассматривать через последовательность следующих этапов:

Алгоритм разработки проектной задачи для учителя:

1. Определить вид и место проектной задачи.

1) Стартовая, текущая или итоговая.

2) Монопредметная или тематическая задача - встраивается в тематическое планирование рабочей программы по выбранному предмету;

3) Межпредметная задача - найти точки пересечения областей знаний в нескольких предметах, для проведения выделяются отдельные часы учебного плана данного класса;

4) Одновозрастная или межвозрастная - найти точки пересечения областей знаний в одном (монопредметная) или нескольких (межпредметная) предметах с учетом принципа концентрического освоения предметного содержания.

2. Сформулировать (для себя) диагностическую цель проектной задачи.

3. Сформулировать проблему (условие задачи).

1) Наличие квазижизненной ситуации.

2) Наличие отвлекающих «шумов» (возможно отсутствие).

3) Наличие сформулированного вопроса (возможно отсутствие).

4. Составить систему взаимосвязанных сюжетом заданий (инструкцию).

1) Учесть, что двигаться от задания к заданию можно как последовательно, так и выборочно (в зависимости от подготовленности группы).

2) Запланировать отвлекающие маневры, создающие разные препятствия для решения поставленной задачи (возможно отсутствие).

3) Составить заключительное «ключевое» задание так, чтобы оно являлось

общей «сборкой», позволяющей собрать вместе все то, что выполнила группа в отдельных заданиях (готовый к презентации продукт).

5. Продумать форму рефлексии (устно, письменно, в группе, перед классом…).

6. Продумать форму представления готового продукта (решения задачи).

7. Продумать форму оценки (кто, когда и как (по какой форме) оценивает).

Алгоритм решения проектной задачи для ученика:

1. Определить роль каждого участника групповой работы.

2. Ознакомиться с условием задачи.

3. Обсудить организацию работы в группе по решению проектной задачи.

4. Ознакомиться с инструкцией (содержанием заданий).

5. Выполнить задания, сформулированные в инструкции. В 1 классах (возможно) учитель читает задания совместно с детьми.

6. Подготовиться к презентации решения проектной задачи.

7. Предъявление готового продукта.

8. Рефлексия своей деятельности (с выходом на причины).

9. Оценивание своего продукта по форме (каждого, группы в целом, взаимооценка между группами).

Для оценивания проектной задачи обычно используются такие критерии, как:

  1. дидактические цели проектной задачи;

  2. предметные знания и умения и метапредметные действия (на которые опирается задача);

  3. средства обучения;

  4. планируемые результаты;

  5. проектный продукт;

  6. система оценивания.

Критерии можно дополнять в зависимости от желания экспертов по необходимости. Разбалловка также варьируется, относительно результатов общего обсуждения.

Содержание проектной задачи:

1 Определить вид и место проектной задачи.

Игровая проектная задача, монопредметная (математика), одновозрастная (3 класс),

2. Сформулировать (для себя) диагностическую цель проектной задачи.

Выявление уровня сформированности представления о геометрических фигурах

3. Сформулировать проблему (условие задачи).

В издательстве города «Геометрика» пропали все журналисты, которые готовили сборник интервью разных жителей города, а сборник должен выйти в продажу уже завтра. Необходимо самостоятельно провести интервью у конкретных обитателей Геометрики и узнать всю необходимую информацию для составления сборника.

4. Составить систему взаимосвязанных сюжетом заданий (инструкцию).

Класс делится на 5 групп, которые принимают роль журналистов и внутри своей группы распределяют между собой роли: корреспондента, писателя, оформителя и презентующего. Каждая группа «берёт интервью» у определённых жителей города Геометрика с целью узнать о нём информацию, которая должна быть представлена в сборнике «Удивительные жители Геометрики». На пути журналистов появляются преграды в виде различных логических и математических загадок, которые охраняют каждого жителя. После решения загадки журналисты могут приступать к интервью. В конце занятия проводится демонстрация полученных результатов (из группы выходят 3 обучающихся, которые представляют результат своей работы в виде игры: один обучающийся становится интервьюером, второй обучающийся становится жителем города у которого берут интервью, а третий обучающийся является оператором. Остальные члены группы следят за соблюдением критериев выступления). В конце занятия проводится сборка всех полученных материалов с интервью, после чего составляется сборник, который выпускается в издательстве.

5. Продумать форму рефлексии (устно, письменно, в группе, перед классом…).

Организация рефлексии посредством приёма «Кубик Блума» посредством подбрасывания кубика каждой группой и ответом на выпавший вопрос.

6. Продумать форму представления готового продукта (решения задачи).

Продукт представляется посредством демонстрации всему классу в виде интервью

7. Продумать форму оценки (кто, когда и как (по какой форме) оценивает).

При подведении итогов работы оценивается:

  • Владение предметными знаниями и умениями;

  • Умение применять их для решения конкретно-практической задачи.

Оценивание производится по разработанным критериям, относящимся к решению проектной задачи.

Организация и структурирование работы с помощью алгоритма позволяет избежать ошибок, снизить риски и повысить эффективность проекта в целом. Поэтому важно уделить достаточно времени на разработку алгоритма и обсуждение его с участниками проекта.

В итоге, хорошо разработанный алгоритм проектной задачи поможет достичь поставленных целей, успешно завершить проект и получить удовлетворение от проделанной работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проектная и исследовательская деятельность играет жизненно важную роль в начальной школе, закладывая основу для будущих академических успехов и навыков 21 века. Интегрируя проектные и исследовательские задачи в учебный план, учителя могут вовлечь учащихся в активное и увлекательное обучение, которое развивает их любознательность, критическое мышление, решение проблем и навыки общения.

Предоставляя учащимся возможности проводить исследования, задавать вопросы и создавать оригинальные продукты, проектная и исследовательская деятельность помогает им стать независимыми учащимися, которые могут эффективно справляться с информацией и решать проблемы. Более того, это развивает у них чувство ответственности, гордости и удовлетворения за свой труд.

По мере того, как учащиеся начальной школы участвуют в проектной и исследовательской деятельности, они развивают навыки, которые необходимы им для успеха в школе и за ее пределами. Они учатся ставить цели, управлять своим временем, сотрудничать с другими и эффективно общаться. Эти навыки являются основой для дальнейшего обучения и успешной карьеры.

Поощряя проектную и исследовательскую деятельность в начальной школе, мы готовим наших учеников к будущему, в котором им необходимо будет адаптироваться, мыслить критически и решать сложные проблемы. Инвестируя в проектную и исследовательскую деятельность сегодня, мы вкладываем в будущее наших детей и общества в целом.

Таким образом, проектная и исследовательская деятельность в начальной школе имеет большое значение для развития учащихся. Она способствует формированию ключевых навыков и компетенций, таких как самостоятельность, критическое мышление, коммуникативные навыки и творческое мышление. Кроме того, благодаря таким проектам дети могут лучше понимать учебный материал, применять его на практике и развивать свои умения и увлечения. Таким образом, внедрение проектной и исследовательской деятельности в учебный процесс помогает создать более эффективную и интересную среду для обучения и развития учащихся.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. И.А. Зимняя., Е.А. Шашенкова, статья «Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности». [Электронный ресурс]. – режим доступа: https://eanbur.unatlib.ru/handle/123456789/3217

2. О.А. Зубова, Статья «Исследовательская работа в начальной школе». [Электронный ресурс]. – режим доступа: file:///C:/Users/User/Desktop/%D1%83%D1%87%D1%91%D0%B1%D0%B0/3%20%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81/%D0%B0%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%20%D0%97%D1%83%D0%B1%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9%20%D0%98%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5.pdf

3. Е.А. Малиновская, Статья «Структура, логика и оформление исследовательских работ учащихся». [Электронный ресурс]. – режим доступа: file:///C:/Users/User/Desktop/%D1%83%D1%87%D1%91%D0%B1%D0%B0/3%20%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81/%D0%B0%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B/%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%20%D0%95.%D0%90.%20%D0%9C%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F.pdf

4. С.Г. Щербакова, статья «Организация проектной деятельности в школе: система работы», Волгоград: Учитель, 2017. – 353 с.

5. Савенков А.И., Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]. – Самара: Издательство «Учебная литература», 2004. – 80 с.

6. И.С. Сергеев, Учебное пособие «Как организовать проектную деятельность учащихся». [Электронный ресурс]. – режим доступа: file:///C:/Users/User/Desktop/%D1%83%D1%87%D1%91%D0%B1%D0%B0/3%20%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81/%D0%B0%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B/%D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%B5%20%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B5%D0%B2.pdf

7. Материалы исследовательских работ. [Электронный ресурс]. – режим доступа: https://obuchonok.ru/plan




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!