СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации "Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленные методические рекомендации разработаны для организации проектно-исследовательской работы в начальной школе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации "Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы"»

Министерство образования Красноярского края

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького»













Методические рекомендации

Организация проектно – исследовательской работы учащихся в начальной школе





Выполнила: Фокина Екатерина Сергеевна,

студентка 21П-1 группы отделения

«Преподавание в начальных классах»

Руководитель: Власова Елена Владимировна,

преподаватель КГБПОУ

«Красноярский педагогический

колледж №1 им. М. Горького»









г. Красноярск

2024 г.

Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Составители: Фокина Е.С. - студентка 21П-1 группы отделения «Преподавание в начальных классах», Власова Е.В., научный руководитель.

Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской работы учащихся в начальной школе / Фокина Е.С, Власова Е.В., КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького», 2024.


Аннотация

Федеральный государственный образовательный стандарт диктует основные требования обучающимся младших классов, это заключается в том, что учащимся начальной школы необходимо развивать универсальные учебные действия (УУД), включая умение учиться, любознательность и самостоятельность. Для достижения этих целей учителям необходимо интегрировать проектно-исследовательскую деятельность в учебный процесс.

В данной работе представлены рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы. Эти рекомендации могут быть полезны учителям и студентам, специализирующимся на преподавании в начальных классах. Рекомендации направлены на то, чтобы помочь педагогам внедрять в свою практику методы и подходы, которые способствуют развитию УУД, требуемых стандартом.





СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

Глава 1. Исследовательская деятельность 5

1.1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура. 5

1.2. Типичные ошибки при выборе и формулировке темы исследования 9

1.4. Типичные ошибки при выборе методов исследования 13

1.5. Критерии оценивания детских исследовательских работ. 16

Глава 2. Проектная деятельность 21

2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура. 21

2.2. Проектирование и исследование в современном образовании 22

2.3. Проектная задача в начальной школ. 23

2.4. Отличие проектной задачи от других типов задач 24

2.5. Алгоритм построения проектной задачи. 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...……..37

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 38



ВВЕДЕНИЕ

В современном российском обществе возрастает потребность к людям неординарно мыслящим, творческим, активным, способным нестандартно решать поставленные задачи и формировать новые цели. Способность творчески мыслить, нестандартно видеть проблемы окружающего мира, очень важна для человека, поэтому раскрытие его творческих возможностей является ведущей целью образования и воспитания.

В условиях внедрения ФГОС ведущее место принадлежит сегодня проектно-исследовательской деятельности. Главной задачей и результатом этой деятельности является изменение учащегося, перевод его от незнания к знанию, от неумения к умению. Эта деятельность позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их практического применения.

По требованиям ФГОС НОО обучающиеся готовят первые проекты под руководством учителя, уже начиная с первого класса. Но, учеников необходимо подготовить к новому виду обучения. Новому не только для детей, но и для большинства родителей. А именно они помогут младшему школьнику выдвинуть как можно больше идей и записать их, а потом систематизировать; помочь обучающимся кратко изложить самое главное и рассказать об этом другим людям.















Глава 1. Исследовательская деятельность
    1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура.

Исследовательская деятельность – это специфическая человеческая деятельность, которая регулируется сознанием и активностью личности, направлена на удовлетворение познавательных интеллектуальных потребностей, продуктом которой является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью и в соответствии с объективными законами и наличными обстоятельствами, определяющими реальность и достижимость цели. (Шашенкова Е.А.)

Исследовательская деятельность в образовании используется с целью приобщить учеников к конкретике науки как профессиональной деятельности. Однако существует и другой подход, согласно которому исследование понимается как один из универсальных способов познания действительности, способствующий развитию и бытию личности в современном динамично изменяющемся мире. В этом случае оно выступает как учебная практика, использующая опыт,  наработанный наукой в сфере организации исследования в конкретных предметных областях [4].


Назначение исследовательской работы в современном начальном образовании заключается в развитии и стимулировании у младших школьников навыков и способностей к самостоятельному поиску, анализу и созданию знаний.

Первое и главное назначение исследовательской работы в начальной школе - это развить у детей любознательность и интерес к изучению мира. Младшие школьники на этом этапе своего развития очень любопытны и завораживаются новыми знаниями.

Второе назначение исследовательской работы - это развитие у обучающихся критического мышления и аналитических навыков. Работая над исследовательскими проектами, младшие школьники вынуждены предлагать гипотезы, искать доказательства, анализировать информацию и делать выводы. Это позволяет им глубже понять и осмыслить изучаемую тему, а также развить навыки аргументации и логического мышления.

Третье назначение исследовательской работы - это развитие самостоятельности и самоорганизации учащихся. Проводя исследовательскую работу, младшие школьники сталкиваются с необходимостью планирования своего времени, организации материалов, постановки целей и контроля за выполнением задач. Это помогает им стать более самостоятельными и ответственными в своей учебной деятельности.

Наконец, назначение исследовательской работы также заключается в формировании научного подхода к исследованию окружающего мира. Младшие школьники учатся задавать вопросы, собирать и анализировать данные, проверять гипотезы и делать выводы на основе полученных результатов.

Специфика исследовательской работы учащихся в начальных классах.

«Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя». [2, с. 2] Рассмотрим несколько ключевых аспектов, которые являются специфическими для исследовательской работы учащихся в начальных классах.

1. Формирование и развитие исследовательских навыков. В данной возрастной группе особенно важно обратить внимание на формирование навыков наблюдения, сравнения, классификации, анализа и систематизации информации.

2. Тесная взаимосвязь с родителями. «Большими помощниками в исследовательской работе являются родители». [2, с.3] Исследовательская работа учащихся в начальных классах может быть создана с вовлечением родителей обучающихся. Они могут быть задействованы во всех основных этапах исследовательской работы и служить опорой и помощниками, младшему школьнику.

3. Сопровождение и поддержка учителя. Учитель в начальных классах играет важную роль в организации исследовательской работы учащихся. Ему необходимо создать подходящие условия для проведения исследовательских проектов, а также оказывать сопровождение и поддержку детям на всех этапах их работы.

Структура исследовательской работы в начальном образовании.

Исследовательская работа в начальном образовании имеет свою структуру, которая включает в себя несколько этапов и составляющих. Разберем каждый из них подробнее.

Подготовительный этап:

1. этап – найти интересную для обучающегося «проблему». Проблема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования. [1, с. 1]

2. этап исследовательской работы в начальных классах – выбор темы исследования. Важно, чтобы тема исследования была актуальной, возможностей для исследования и была связана с содержанием предметов обучения.

3. Постановка формулирование цели: На этом этапе учащиеся определяют, какую цель они хотят достичь через свою исследовательскую работу и определяют задачи «шаги» через которые они должны пройти для ее достижения.

4. Составление гипотезы: На этом этапе учащиеся составляют план исследования, в котором определяют не очевидный объект своего исследования.

Основной этап:

5. Методика исследования: На этом этапе учащиеся исследуют выбранную тему, собирая необходимую информацию. Важно научить учеников оценивать достоверность и надежность информации, впоследствии описание методики исследования будет служить доказательной базой по опровержению или доказательству гипотезы.

5. Результаты исследования. Обучающиеся выделяют основные факты, закономерности и выводы на основе проведенного исследования. Они могут использовать графики, диаграммы, таблицы и другие средства визуализации данных для более наглядного представления результатов своего исследования. «Необходимо отметить новизну результатов, что сделано из того, что другими не было замечено, какие результаты получены впервые.» [1, с. 2]

Заключительный этап, в который входят:

6. Формулирование выводов: На этом этапе учащиеся формулируют свои выводы и обобщения, которые связываются с поставленной проблемой и целью исследования.

7. Значимость. На последнем этапе учащиеся говорят о том, почему им было важно провести данную исследовательскую работу и в чем они смогли вырасти за счет нее.















1.2.Типичные ошибки при выборе и формулировке темы исследования


При выборе и формулировке темы исследования в начальной школе учащиеся могут совершать типичные ошибки, которые могут оказать негативное влияние на результаты их проектно-исследовательской работы.

Одной из распространенных ошибок является выбор слишком широкой или слишком узкой темы. Если тема слишком широкая, учащимся может быть трудно, сосредоточиться на конкретном аспекте исследования, и они могут потеряться в изучении большого количества информации.

Напротив, если тема слишком узкая, учащиеся могут столкнуться с нехваткой доступных источников информации или с ограниченными возможностями для проведения исследования. Чтобы избежать этой ошибки, учащимся следует выбирать тему, которая является интересной и актуальной для них самих, и в то же время имеет достаточно информации для исследования. При выборе темы можно консультироваться с учителем или библиотекарем, чтобы получить рекомендации и подсказки.

Еще одной ошибкой, совершаемой при выборе и формулировке темы исследования, является отсутствие ясной и понятной проблемной ситуации. Учащиеся могут выбирать слишком общие темы, которые не вызывают интереса у них самих или не представляют особого значения для решения конкретной проблемы. Такие исследования могут быть малоценными и неинтересными для остальных участников проекта. Чтобы избежать этой ошибки, учащимся следует сформулировать четкую цель исследования и определить проблему, которую они хотят решить или вопрос, на который они хотят найти ответ. Такой подход поможет им углубиться в тему исследования и сделать его результаты более значимыми.

Также учащиеся могут ошибаться в выборе темы, которая не соответствует их возможностям или имеет слишком высокий уровень сложности. В результате они могут столкнуться с трудностями при поиске информации, проведении исследования и анализе полученных результатов. Чтобы избежать этой ошибки, учащиеся должны оценить свои знания, навыки и доступные ресурсы перед выбором темы. Они могут консультироваться с учителем или другими экспертами, чтобы определить, насколько реалистично их возможности в рамках выбранной темы исследования.

В заключение, при выборе и формулировке темы исследования в начальной школе учащимся следует избегать типичных ошибок. Они должны выбирать тему, которая соответствует их интересам и возможностям, имеет ясную проблемную ситуацию и доступную информацию. Только так они смогут провести качественное исследование и достичь положительных результатов в своей проектно-исследовательской работе.



































1.3. Типичные ошибки при определении цели, задач и гипотезы исследования.

Ошибки, которые часто допускают учащиеся при определении цели, задач и гипотезы исследования, могут существенно повлиять на их работу и результаты. Постановка правильных и четких целей, задач и гипотез является важным этапом в проектно-исследовательской работе учащихся.

Первая распространенная ошибка заключается в том, что учащиеся часто формулируют цели, задачи и гипотезы слишком широко или неопределенно. Недостаточно указывать общие направления или темы исследования, необходимо сделать их конкретными и измеримыми. Важно иметь ясное представление о том, что исследуется и как можно получить результаты.

Вторая ошибка заключается в не выделении главной гипотезы исследования. Учащиеся могут формулировать несколько гипотез, не различая главную от второстепенных. Главная гипотеза должна отражать основную идею исследования и ответить на поставленные вопросы. Чтобы избежать путаницы, необходимо ясно обозначить главную гипотезу и определить ее связь с задачами и целью исследования.

Третья распространенная ошибка связана с отсутствием связи между целью, задачами и гипотезами исследования. Учащиеся могут формулировать цели и задачи, которые не подтверждают или не проверяют гипотезу. Цель, задачи и гипотезы исследования должны быть связаны между собой логически и последовательно. Цель и задачи должны служить для проверки или подтверждения гипотезы, иначе исследование может потерять свою ценность и достоверность. Необходимо тщательно проверить соответствие цели, задач и гипотез между собой.

Четвертая распространенная ошибка заключается в формулировке нереалистичных целей или задач. Учащиеся могут ставить слишком амбициозные цели или выделять слишком много задач с ограниченными ресурсами и временем. Необходимо оценить свои возможности и ресурсы, чтобы поставить реальные и достижимые цели и задачи. Слишком большие или неосуществимые задачи могут привести к неудаче и разочарованию.

Пятая ошибка заключается в отсутствии адекватной мотивации исследования. Учащиеся часто формулируют цели и задачи из-за обязательства или из-за желания получить высокую оценку, а не из-за интереса к изучаемой теме. Недостаточная мотивация может отразиться на качестве исследования и его результатов. Необходимо найти внутреннюю мотивацию, которая будет поддерживать учащихся на протяжении всего исследовательского процесса. Ошибки при определении цели, задач и гипотез исследования являются распространенными и влияют на качество исследовательской работы учащихся. Чтобы избежать этих ошибок, важно уделить достаточно времени и внимания на этапе постановки целей, задач и гипотез, а также обратиться за помощью к учителю или наставнику для консультации и руководства. Корректная и четкая постановка целей, задач и гипотез будет служить основой для успешного проведения исследования и достижения желаемых результатов.

1.4. Типичные ошибки при выборе методов исследования



При выборе методов исследования в рамках проектно-исследовательской работы учащихся в начальной школе существует ряд типичных ошибок, которые могут повлиять на качество и результативность исследования. Ниже приведены некоторые из них.

Первой ошибкой является неправильный выбор метода исследования, не соответствующего поставленным целям и задачам. Предварительный анализ поставленной задачи и определение необходимых методов является ключевым этапом организации исследовательской работы. Некоторые учащиеся могут выбирать метод, который прост и быстр, не учитывая его пригодность для решения задачи. Например, если задача требует сбора и анализа количественных данных, использование метода наблюдения может быть неприемлемо. Важно помочь учащимся осознать, что каждый метод имеет свои особенности и подходит для определенных исследовательских целей.

Для систематизации знаний и как способ избежать ошибки составляется план наблюдения.

1. Определение задачи и цели (для чего? с какой целью?)

2. Выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?)

3. Выбор способа (вида) наблюдения (как наблюдать?)

4. Выбор способов регистрации наблюдения (как вести записи?)

5. Обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?)











Таблица 2. Создание плана наблюдения.

п/п

Объект наблюдения

Цель наблюдения

Время

наблюдения

Продолжи-

тельность наблюдения

Предполагаемый результат

1

Листья деревьев (тополь)

у дороги

Определить количество пыли на листовых пластинах

12 ч дня

Июль-август

Определить разницу содержания пыли в г/м² в точках с антропогенной нагрузкой и природных ландшафтах для заполнения экопаспорта

2

Листья деревьев (тополь)

в 125 м от дороги

12 ч дня

Июль-август





Второй ошибкой является отсутствие системности и последовательности в использовании методов. Учащиеся могут выбирать методы случайно, без понимания их взаимосвязи и возможности получить комплексные и достоверные результаты. Например, проведение анкетирования без предварительного изучения предметной области может привести к искажению данных или неполной информации. Важно указать учащимся на необходимость планирования и последовательного применения выбранных методов в рамках исследования.

Третей ошибкой является неправильное использование качественных и количественных методов. Некоторые учащиеся могут пренебрегать одним из этих подходов, считая его более сложным или ненужным. Однако, использование только одного типа метода может привести к неполной или неправильной интерпретации результатов исследования. Важно помочь учащимся понять, что объединение качественных и количественных методов позволяет получить более полную картину исследуемого явления.

Ошибкой пятой является неправильный анализ и интерпретация полученных данных. Учащиеся могут необоснованно упрощать или повышать сложности результаты исследования, делать неверные выводы или неправильные интерпретации данных. Важно обучить учащихся применять аналитические и логические навыки для правильного анализа и интерпретации полученных данных.

1.5. критерии оценивания детских исследовательских работ.



Качественная и последовательная оценка детских исследовательских работ во многом зависит от четких критериев оценки. Они дают учащимся ясное представление об ожидаемых результатах и помогают им сосредоточиться на достижении поставленных целей.

Критерии оценки должны охватывать все ключевые элементы исследовательской работы, такие как формулировка проблемы, методология, анализ данных и выводы. При этом важно учитывать уровень развития и возрастные особенности учащихся.

Использование рубрик оценки повышает надежность и объективность оценок. Рубрики подробно описывают уровни достижений по каждому критерию, что упрощает для учащихся понимание собственных сильных и слабых сторон.

Помимо обратной связи для учащихся, критерии оценки также служат ценным инструментом для учителей. Анализируя результаты обучающихся, учителя могут выявить области, требующие дополнительного внимания и поддержки.

Нами были разработаны критерии оценки детских исследовательских работ (Таблица 1). По критериям был произведён анализ 4 детских работ, которые отличались проблематикой и актуальностью.

Таблица 1. Критерии оценки детских исследовательских работ.

Критерии оценки детских исследовательских работ

Количество баллов

13

14

15

16

Актуальность выбранной темы

0-1


1

1

1

1

Сформулирована проблема исследования

0-1

1

1

1

0

Цель соответствует теме исследования

0-1

1

0

1

0

Задачи соответствуют теме и цели

0-1

1

1

1

0

Верно выделены объект и предмет исследования

0-2

2

0

2

0

Гипотеза соответствует цели и теме

0-1

1

1

1

0

Соответствие методов исследования гипотезе

0-1

0

1

1

1

Соответствие структуры работы требованиям

0-1

1

1

1

1

Представлены научные факты и обоснование

0-1

1

1

1

1

Результаты исследования соответствуют цели и содержанию исследовательской работы

0-1

1

1

1

1

Выводы соответствуют результатам исследования

0-1

1

1

1

1

Итого

12

11

9

12

6



Критерии оценки детских исследовательских работ являются основой процесса обучения. Они предоставляют учащимся структуру и руководство, позволяя учителям отслеживать прогресс учащихся и повышать общее качество исследовательских работ.

Для обеспечения актуальности и эффективности критерии оценки должны регулярно пересматриваться и обновляться в соответствии с меняющимися потребностями учащихся и образовательными стандартами. Это гарантирует, что критерии остаются значимыми и помогают учащимся достигать наилучших результатов в своих исследовательских работах.



Пример детской работы.

Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

Влияние технологий на изобразительное искусство


2

Актуальность исследования

Новые технические средства имеют значительное влияние на развитие изобразительного искусства в современном мире. С появлением и развитием цифровых технологий, компьютеров, программного обеспечения и интернета, художники и обычные люди получили широкий спектр новых возможностей и инструментов для творчества.

Цифровая графика и компьютерные программы для рисования и дизайна позволяют не только художникам экспериментировать с различными стилями, цветами и текстурами, а также создавать сложные композиции с помощью мультимедийных элементов. Морковин Е. А. говорил о том, что необходимо понять, как обычный человек, далекий от профессии художника, может работать с подобными технологиями и извлекать из них выгоду.

С другой стороны в работе рассматривается актуальность публичного распространения своих работ, касающихся многих людей в современном мире, будь – то выставление фотографий в инстаграмм или публикация картины сгенерированной нейросетью и выставленной на «DevientArt». Художники могут создавать свои произведения и мгновенно делиться ими с миллионами людей, по всему миру. Это дает возможность получить обратную связь, найти новых поклонников и даже продавать свои работы онлайн. Интернет также стал площадкой для создания виртуальных галерей и художественных сообществ, где художники могут обмениваться опытом, вдохновляться другими и находить новые возможности для своего развития и Чарли В. Гриз. «От холста к экрану: эволюция цифрового искусства» затрагивает тему публикации цифровых работ и критику, направленную в их адрес.

В исследовании отмечается и создание новых возможностей для художественного выражения, и расширение границы традиционных форм искусства, появление новых жанров и то, как относятся «сгенерированные» картины к ним (прямо или опосредованно).

Подобные технологии только добавляются, необходимо осознавать их широкий спектр и прогнозировать дальнейшие тенденции развития для их включения в свою деятельность.

3

Проблема исследования

человек, не умеющий рисовать и не предрасположенный к рисованию, хочет создавать картины

4

Объект исследования

Влияние технологических средств

5

Предмет исследования

Влияние технологий на изобразительное искусство

6

Цель исследования

Определить, как технологии повлияли на прогресс изобразительного искусства и помогли современному человеку

7

Задачи исследования

  1. Описать, какие новые стили живописи и направления изобразительного искусства появились, с помощью технических средств, у каких снизилась популярность.

  2. В ходе исследования выяснить, как может видоизмениться изобразительное искусство, на основе проведенного анализа литературы и логичных рассуждений.

  3. Создание картины стилистики «Ренессанса» с помощью нейросети «Шедеврум».

  4. Сделать выводы на основе проведенного эксперимента.

8

Гипотеза исследования

Человек, не обладая художественными навыками, способен создавать оригинальные картины

9

Методы исследования

Анализ (литературы), сравнение (картин), эксперимент/ моделирование (создание картины с помощью нейросети)

10

Тип исследования (по продолжительности)

Экспресс – исследование

11

Этапы реализации исследования, краткое их описание

Подготовительный: Теоретическая часть – Написание паспорта исследования. Выделение проблемы. Постановка гипотезы, целей и задач исследования. В подготовительном этапе мы исследуем с помощью литературы, как новые технологии влияют на изобразительное искусство, включая цифровую графику, компьютерные программы и интернет с помощью обзора литературы и анализа полотен XX и XXI, сравнивая их с картинами, созданными с помощью современных технологий.



Основной: Практическая часть - эксперимент по созданию картины с помощью нейросети «Шедеврум» и обоснование положительного влияния технологий на изобразительное искусство, написание картины с помощью кистей и красок и графического планшета с выводом об удобстве и отличительных особенностей рисования с помощью техники и традиционной живописи.



Заключительный: Сбор данных полученных в ходе исследования, структурирование полученного материала, возвращение к гипотезе, сделанный акцент на положительном и отрицательном влиянии технологий на искусство со ссылками на источники информации, определена значимость работы и возможность ее развития.

12

Оборудование для проведения исследования

Графический планшет, ПК, ноутбуки, краски и холст.

13

Продукт исследования

Созданные картины с помощью новых технологий (нейросети «Шедеврум»)

14

Перспектива исследования

Перспектива данного исследования заключается в работе с другими сторонними программами для создания картин (видео – арт) дальнейшем практическом использовании в качестве создания иллюстрационного материала к книгам и открыткам.

15

Используемые источники

  1. Ермакова Д. М. ИСТОРИЯ ФОТОИСКУССТВА. СТАНОВЛЕНИЕ, РАЗВИТИЕ, СОВРЕМЕННОСТЬ. / Студенческий научный форум / 2022 —

  2. Морковин Е. А. и др. Искусственный интеллект как средство изобразительного искусства. / Cyberleninka / 2021 —

  3. Мурзаханова Р. ВЛИЯНИЕ ФОТОГРАФИИ НА ЖИВОПИСЬ И СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО. / История искусств Archives | Блог о фотографии / 2020

  4. Чарли В. Гриз. От холста к экрану: эволюция цифрового искусства / The European Times / 2023




Глава 2. Проектная деятельность

2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура.

Проектная деятельность является ключевым элементом современного начального образования. Ее назначение заключается не только в передаче знаний, но и в развитии учебных и жизненно важных навыков учащихся.

Целью проектной деятельности в школе не является получение продукта. Для школьника - проектная деятельность мотивирована стремлением к самостоятельности, для педагога она является средством решения педагогических задач. По мнению К.Н. Поливановой, проектная деятельность не может и не должна заменять собой учебную деятельность и быть единственной деятельностью в школе [6, с. 67].

Основная специфика проектной деятельности заключается в том, что учащиеся активно участвуют в процессе обучения, самостоятельно исследуя и решая проблемы, что способствует их креативному мышлению.

Структура проектной деятельности включает несколько этапов. Сначала формулируется проблема или вопрос, который требует исследования. Затем учащиеся планируют и проектируют свои действия для решения поставленной задачи. Далее идет этап исследования, где учащиеся собирают и анализируют информацию. После этого они приступают к реализации своего проекта, представляя результаты своей работы. В завершение проекта происходит оценка проделанной работы и обсуждение полученного опыта.

Проектная деятельность в современном начальном образовании помогает учащимся развивать коммуникативные навыки, умение работать в команде, критическое мышление и самостоятельность. Такой подход к обучению способствует формированию у обучающихся навыков самоорганизации и самоуправления, что является важным в условиях современного общества. В целом, проектная деятельность является эффективным инструментом обучения, который стимулирует интерес учащихся к учебному процессу, помогает им применять знания на практике и развивать ключевые компетенции, необходимые для успешной адаптации в современном мире.

По мнению Н.В. Матяш, младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Овладение опытом проектной деятельности обогащает учебную деятельность как ведущую для младшего школьного возраста, способствует развитию всех сторон личности, прежде всего трудолюбия, добросовестного и творческого отношения к труду с ранних лет, оказывает влияние на познавательную сферу.

2.2. Проектирование и исследование в современном образовании



Проектирование и исследование в современном образовании играют ключевую роль в формировании деятельностного подхода к обучению. Эти методы позволяют учащимся не только усваивать знания, но и развивать навыки самостоятельной работы, критического мышления, сотрудничества и творческого подхода к решению задач.

Проектирование в образовании предполагает создание осмысленных и целенаправленных проектов, которые включают практическую составляющую в виде исследовательской работы.

Учащиеся не только изучают материалы по определенной теме, но и применяют их на практике, решая реальные проблемы или задачи. Этот процесс позволяет им лучше усваивать информацию и развивать навыки применения полученных знаний.

Исследовательская деятельность также имеет большое значение в современном образовании. Она способствует формированию у учащихся критического мышления, аналитических способностей, умения проводить анализ информации и делать выводы. Учащиеся, занимаясь исследованиями, учатся самостоятельно находить нужную информацию, выделять главное, аргументировать свои выводы.

Сочетание проектирования и исследования в учебном процессе позволяет создать более глубокое и осмысленное обучающее окружение, где учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса. Они не просто получают информацию из учебников или лекций, а сами строят свое знание, основываясь на результатах собственного творческого труда и исследований.

Таким образом, проектирование и исследование в современном образовании помогают формировать у учащихся не только академические знания, но и ключевые компетенции, необходимые для успешной адаптации в быстро меняющемся мире. Эти методы позволяют развивать креативное мышление, коммуникативные навыки, умение работать в коллективе и самостоятельно решать сложные задачи.



2. 3. Проектная задача в начальной школе.

Проектная задача в начальной школе – это ключевой элемент проектно-исследовательской работы учащихся, который ставит перед ними определенную цель для реализации.

Проектная задача формулируется в виде конкретной задачи или проблемы, которую учащиеся должны решить с помощью проведения исследования и разработки проекта. В начальной школе проектные задачи могут быть разнообразными и охватывать различные области знаний. Например, это может быть задача по созданию экологического проекта по озеленению школьного двора, исследованию животного мира или изучению традиций и обычаев разных стран.

Важно, чтобы проектная задача была интересной и доступной для учащихся, стимулировала их к самостоятельному поиску информации, анализу и обобщению результатов. Проектная задача в начальной школе должна быть поставлена таким образом, чтобы учащиеся могли четко понимать, что от них требуется, какие шаги им нужно предпринять для достижения поставленной цели, какие ресурсы им понадобятся. Это поможет им структурировать свою деятельность, распределить задачи между участниками команды, разработать план работы.

Важным аспектом проектной задачи является ее соответствие возрастным и уровневым особенностям учащихся. Задача должна быть понятной, интересной, вызывать у детей желание развивать свои знания и умения. При этом она должна быть достаточно сложной, чтобы требовать от учащихся применения учебных знаний на практике, развития критического мышления и творческого подхода к решению проблем.

Таким образом, проектная задача в начальной школе играет важную роль в развитии учащихся, обеспечивая им возможность применять полученные знания на практике, развивать навыки самостоятельной работы, коммуникации и коллективного взаимодействия. Составление и выполнение проектных задач способствует формированию у учащихся комплекса компетенций, необходимых им в современном информационном обществе.

2. 4.Отличие проектной задачи от других типов задач



Отличие проектной задачи от других типов задач заключается в ее уникальных особенностях и специфике. Прежде всего, проектная задача ориентирована на достижение конкретного результата или создание определенного продукта. В отличие от типовых задач, которые могут иметь стандартные решения, проектная задача требует творческого подхода и индивидуального проектирования.

Еще одним важным отличием проектной задачи является фокус на самостоятельном исследовании, анализе и решении проблемы или вопроса. Учащиеся при работе над проектной задачей должны проявить свою исследовательскую активность, умение работать с информацией, анализировать данные и делать выводы. Это способствует развитию критического мышления и умению применять знания на практике.

Кроме того, проектные задачи обычно предполагают командную работу, что также отличает их от других типов задач. Учащиеся учатся взаимодействовать, обсуждать и договариваться в рамках группы, распределять ответственность и совместно добиваться поставленных целей. Такой подход не только способствует социальной интеграции, но и развивает навыки коллективной работы.

Наконец, проектная задача часто имеет многомерный характер, то есть включает в себя несколько аспектов или компонентов, которые необходимо объединить в целостное решение. Это требует у учащихся способности к системному мышлению, умению видеть взаимосвязи и влияние различных факторов на результат проекта.

Таким образом, отличие проектной задачи от других типов задач заключается в ее индивидуальности, акценте на исследовательской деятельности, командной работе и многомерности подхода. Работа над проектной задачей не только обогащает знания учащихся, но и развивает их ключевые компетенции, необходимые в современном мире.

2. 5.Алгоритм построения проектной задачи.



Алгоритм построения проектной задачи включает в себя несколько этапов, которые помогают структурировать и четко определить цели и задачи проекта. Первым шагом является определение темы проекта и его целей. Это поможет ученикам понять, к чему они стремятся, и какую проблему или задачу они собираются решать.

Далее следует определить круг задач, которые необходимо выполнить для достижения поставленных целей. Это включает в себя разбиение проекта на подзадачи и определение последовательности их выполнения. Следующим шагом в алгоритме является определение критериев успешности проекта.

Учащиеся должны понимать, каким образом будет оцениваться результат и какие показатели будут использоваться для оценки эффективности проделанной работы. Это способствует более четкому пониманию того, что от них ожидается, и мотивирует к более качественному выполнению задач.

Далее необходимо определить ресурсы, необходимые для реализации проекта. Это включает в себя как материальные ресурсы (учебные пособия, оборудование), так и человеческие (распределение ролей и обязанностей среди участников). Понимание ресурсов поможет избежать недостатка средств и оптимизировать процесс работы над проектом.

Затем следует спланировать временные рамки выполнения проекта. Ученики должны учитывать сроки, в течение которых им необходимо завершить работу, чтобы успеть представить результаты. Это позволяет эффективно управлять временем и не допускать просрочек. И наконец, важным шагом в алгоритме является оценка и коррекция выполненной работы.

Учащиеся должны регулярно анализировать ход проекта, оценивать достигнутые результаты и вносить необходимые коррективы в план, если появляются какие-либо проблемы или изменения в условиях. Это поможет учащимся гибко реагировать на изменения и обеспечивать качественное завершение проекта.

Таким образом, алгоритм построения проектной задачи позволяет учащимся систематизировать свою деятельность, планировать ее основные этапы и обеспечивать успешную реализацию поставленных целей и задач.

Итогами проектной деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько личностное развитие младших школьников, формирование и развитие умения сотрудничать в коллективе и работать самостоятельно [7, с. 6 -7].

Не обязательно, чтобы все действия совершались последовательно. Как правило, во время проектной деятельности параллельно идёт несколько процессов, которые необходимо координировать [6, с. 29].

В проектной деятельности школьников возникает нематериальный продукт — изменение самого ребенка, превращение его в автора некоторого, пусть и весьма скромного «произведения» [6, с. 87].









Проектная задача: Празднование Дня Космонавтики для учащихся 3 класса.

  1. Определить вид и место проектной задачи.

Игровая проектная задача, межпредметная (математика, окружающий мир, ИЗО), одновозрастная (3 класс)

  1. Сформулировать (для себя) диагностическую цель проектной задачи.

Оценить уровень усвоения базовых знаний о космосе, космических полетах и знаменитых космонавтах учащимися 3 класса через участие в интерактивных мероприятиях и получение обратной связи от учителей и родителей.

  1. Сформулировать проблему (условие задачи)

Школа не готова к проведению праздника ко дню космонавтики, так как обучающиеся 3 класса, которые готовили праздник для школы перепутали материалы, строчки своего доклада и разбили поделки по дороге в школу из – за того, что слишком быстро бежали в школу и упали. Помогите ребятам восстановить все испорченные поделки и подготовиться к выступлению в школе, чтобы праздник не был испорчен.

  1. Составить систему взаимосвязанных сюжетом заданий (инструкцию). Ниже.

  2. Продумать форму представления готового продукта (решение задачи). Организация рефлексии с помощью приема «тонкие и толстые» вопросы и «кубик Блума» Что ты запомнил? Что узнал? Что понравилось? Что тебе не понравилось? Что было сложного? Что ты сможешь рассказать другим?

  3. Продумать форму предоставления готового продукта (решение задачи). Продукт предоставляется в виде выставки для других обучающихся и родителей, в процессе выставки обучающиеся «помогают» выполнять задания ребятам из другого класса»

  4. Продумать форму оценки (кто, когда и как (по какой форме) оценивает).

Во время мероприятий:

    1. Учителя оценивают активное участие учеников, их интерес к мероприятиям, а также уровень усвоения информации с помощью листов наблюдения.

    2. Ведущие мероприятий могут использовать анкеты для оценки уровня участия и интереса учеников.

После мероприятия:

    1. Родители могут заполнить анкеты или прислать обратную связь по электронной почте о том, насколько мероприятие было полезным и интересным для их детей.

    2. Учителя могут провести устные опросы, раздать тесты для оценки уровня усвоения материала и интереса учеников к теме космоса.



Задание № 1 Для того, чтобы подготовиться ко дню космонавтики ребята из другого класса подготовили небольшое сообщение о Юрии Гагарине, но когда собирались в школу перепутали абзацы сообщения и фотографии, помоги им восстановить первоначальную версию доклада в правильном порядке расположив абзацы текста и фотографии к ним.

Юрий Алексеевич Гагарин — лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза, кавалер высших знаков отличия ряда государств, почётный гражданин многих российских и зарубежных городов.


12 апреля 1961 года Юрий Гагарин стал первым человеком в мировой истории, совершившим полёт в космическое пространство.

27 марта 1968 года Юрий Гагарин погиб в авиационной катастрофе вблизи деревни Новосёлово Киржачского района Владимирской области, выполняя учебный полёт на самолёте МиГ-15УТИ под руководством опытного инструктора В. С. Серёгина.



В последующие годы Гагарин вёл большую общественно-политическую работу, окончил Военно-воздушную инженерную академию имени профессора Н. Е. Жуковского, работал в Центре подготовки космонавтов и готовился к новому полёту в космос.


Задание №2 После того, как ребята из соседнего класса с помощью посторонней помощи смогли восстановить свой доклад они решили дойти до школы, чтобы посмотреть, что еще необходимо исправить, однако, при входе в школу весело объявление о мастер – классе в 14:00 на следующую тему: «Запуск ракеты» Мастер-класс «Конструирование ракеты из бумаги» для празднования к Дню Космонавтики, подумайте, что космонавту совершенно не обойтись без ракеты. Проводит Елена Николаевна учитель 2 «Г» класса. За буклетами обратиться к ученикам 3 класса. Поискав буклеты в портфелях, они нашли их смятыми и испорченными, помоги им создать новые буклеты.

План выполнения буклета:

  1. Возьми 2 конца листа бумаги А4 и согни их внутрь, затем отогни. 2 складку отогни в другую сторону, чтобы получилась гармошка.

  1. В верхней части буклета помести тему мастер – класса

  2. Ниже размести информацию о том, что представляет из себя мастер –класс.

  3. На следующей части буклета гармошки помести изображение продукта полученного в ходе мастер – класса.

  4. На следующей части буклета помести контактную информацию и время проведения мастер – класса.



Задание № 3 Ребята с вашей помощью смогли воссоздать буклеты и успели раздать их до начала мероприятия, но столкнулись с другой проблемой. Они потратили намного больше материалов, которые взяли в классной комнате, чем планировали. Помоги им подсчитать, что необходимо докупить, чтобы в классной комнате были все материалы.

Потратили

Сколько было

Осталось

Сколько нужно вернуть

Сколько нужно докупить

45 листов бумаги

100


50 листов


9 бутылок клея «ПВА»

18


10 бутылок


36 Листов цветной бумаги

68


25 листов


15 склянок с блестками

23


5 склянок


17 листов фотобумаги

33


15 листов




Задание № 4 Следующее, что сделали ребята, после того как сходили в магазин вместе с классным руководителем и докупили материалы, это пошли организовывать одну из площадок для квеста на тему «Космическая математика» они подготовили все материалы и открыли презентацию, но оказалось, что они выронили по дороге ключи к задачкам. Помоги им создать новые ключи.

8















Задание № 5 После того, как ключи были восстановлены, ребята успешно провели свою станцию. В конце им предложили подвести итоги, продемонстрировав заранее изготовленные модели солнечной системы для выставки, но ребята сломали их по пути. Они предложили создать эти модели вместе с другими ребятами, однако результаты получились разными. Определи, какие из них подходят под критерии поделки «модель солнечной системы» для выставки, а какие нет. Сделай Вывод.

Как выглядит модель

1 критерий: подписаны названия планет

2 Критерий:

На макете присутствует солнце

3 Критерий:

Планеты расположены в правильном порядке

4 Критерий

На макете расположены 8 планет солнечной системы

5 Критерий Планеты изготовлены из пластилина, расположены на черном фоне.























Задание № 6 После того как ребята смогли заново организовать выставку, она произвела фурор. Они уже планировали собираться домой, но услышали крик из соседнего кабинета. Оказалось, что для выставки учитель 2 «Г» класса проводил мастер – класс по изготовлению созвездий из макарон, но в конце дня оказалось, что ему не хватает 5 поделок. Помогите ребятам создать поделки созвездий из макарон по плану и помочь учителю 2 «Г» класса. Пример 1 из работы ты можешь наблюдать ниже.

План:

  1. Выбери созвездие из предложенных: Водолей, Большая медведица, Жираф, Телец, Козерог

  2. На столе с фотографиями найди свое созвездие и рассмотри его.

  3. Возьми на столе с материалами макароны как минимум 2 видов, клей, шпажки, лист картона

  4. По памяти изготовь модель созвездия, наклеивая на картон макароны, соединения звезд покажи шпажками.

  5. Подпиши Названия своего созвездия

  6. Сравни свою модель и ту, что изображена на фотографии. При необходимости внеси коррективы

  7. Дополни по желанию модель звездами.

Ребята помогли учителю из 2 «Г» класса и она успела отнести все поделки на выставку. День прошел замечательно. И теперь эти ребята предлагают остальным кинуть кубик и узнать, ответить на выпавший вопрос, чтобы они могли узнать, что думают об их организации другие учащиеся.



Что ты запомнил? Что узнал? Что понравилось? Что тебе не понравилось? Что было сложного? Что ты сможешь рассказать другим?









































ЗАКЛЮЧЕНИЕ В заключении следует отметить, что все вышесказанное говорит о необходимости организации проектно-исследовательской работы учащихся в начальной школе. Проектное обучение способствует развитию творческого мышления, самостоятельности, коммуникативных навыков учащихся. Оно позволяет стимулировать интерес к учебе, активизировать познавательную деятельность школьников и формировать у них умение работать в команде. Исследовательская деятельность обладает практической направленностью, что позволяет учащимся применять знания на практике, а не только запоминать теоретический материал. В данном методическом пособии были рассмотрены основные принципы построения проектных задач и алгоритм их разработки, организация исследовательских работ и их принципиальная значимость в образовании.





СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ



1. Самсонова В.П. Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности младших школьников. – 2018 г. – 32 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nsportal.ru

2. Структура, логика и оформление исследовательских работ учащихся. Малиновская Евдокия Андреевна [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/210579

3. Зубова Ольга Анатольевна, учитель начальных классов - Статья «Исследовательская работа в начальной школе» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://urok.1sept.ru/

4. Жакулина И.В. Как обеспечить эффективность проектной деятельности учащихся? – 2017 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nsportal.ru.

5. Мастрюков А. В. Как выбрать тему исследования. Практические рекомендации для участников НШО «Эрудит» ГБОУ СОШ № 4 пгт Алексеевка, г. о. Кинель Самарской области / А. В. Мастрюков, О. В. Петина. — Текст: непосредственный // Юный ученый. — 2017. — № 4 (13). — С. 92-94.

6. Малиновская Е.А. Структура, логика и оформление исследовательских работ учащихся. – 2017 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://urok.1sept.ru.

7. Прохорова О.Г. Методические рекомендации по организации по содержанию учебно – исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальных классов.– 2019 г. – 19 с.

8. Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников: книга для учителя начальных классах/ Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. – Москва: Вентана – Граф, 2017. - 106 с.

9. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К. Н. Поливанова. — 2-е изд.— М.: Просвещение, 2011. — 192 с.

10.Турчен Д.Н. Проектная деятельность как один из методических приёмов формирования универсальных учебных действий. - 2017 г - 1-10 с. 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!