СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации "Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации "Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы".»

Министерство образования Красноярского края КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»



Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы

г. Красноярск, 2024

Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта Начального Общего Образования.

Составители: Гарбуз Я.В. – студентка 21П-4 группы отделения «Преподавание в начальных классах»

«Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького», 2024.





Аннотация

В обновленном Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) особое внимание уделяется проектно-исследовательской деятельности. Проектно-исследовательская деятельность представляет собой совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность с общей целью, согласованными методами и способами, направленную на достижение общего результата.

Данное руководство посвящено организации проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы и призвано педагогически просветить учителей начальных классов. В нем отражены цели и задачи проектных и исследовательских работ, их структура, критерии оценивания, а также приведены примеры проектных задач для исследования. Они необходимы для заинтересованности учеников в захватывающем мире, где они могут стать творцами.

Оглавление

РАЗДЕЛ 1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура 7

1.1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура 7

1.2. Типичные ошибки при проведении исследования 11

Примеры ошибок в детских исследовательских работах 11

1.3. Критерии оценивания детских исследовательских работ 17

1.4. Паспорт исследования «Почему вулканы извергаются?» 18

Почему вулкан извергается? 18

РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 34

2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура 34

2.2. Проектная задача «Масленица» 3 класс. 55

2.3. Проектная задача «» для обучающихся класса 60

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 64



















РАЗДЕЛ 1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура 1.1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура

Исследование -  процесс научного изучения какого-либо объекта (предмета, явления) в целях выявления его закономерностей возникновения, развития и преобразования его в интересах общества» (Н.И. Кондаков).

Исследовательская деятельность - творческий процесс взаимодействия учителя и учащихся по поиску решения (или понимания) неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которого является развитие исследовательской позиции к миру, другим и самому себе, а также формирование (или расширение) мировоззрения» (А.С. Обухов)

Исследовательская деятельность учащихся - это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности (Фролова Е.Ю.).

К исследовательской деятельности новый стандарт ФГОС НОО предъявляет требования, которые отражены в разделе метапредметных результатов. Захватывается два пункта, это «базовые исследовательские действия» и «Работа с информацией».

Далее представлены основные требования к базовым исследовательским действиям:

  • определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;

  • с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;

  • сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

  • проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);

  • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);

  • прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

Работа с информацией:

  • выбирать источник получения информации;

  • согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

  • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;

  • соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности припоиске информации в сети Интернет;

  • анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;

  • самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

Основной целью исследовательской деятельности в начальной школе является, формирование мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни в информационную эпоху.

Основными задачами исследовательской деятельности в начальной школе являются:

  • знакомство с проведением учебных исследований;

  • развитие творческой исследовательской активности;

  • стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам;

  • ознакомление с научной картиной мира;

  • вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс.

Существует два вида исследования: экспресс – исследования и долговременные исследования.

Экспресс-исследование. Эта форма, организации предполагает массовое кратковременное участие детей разных по своему уровню развития. Дети оперативно проводят кратковременные исследования по предложенной педагогом тематике.

Долговременные исследования. Это форма индивидуальной работы или небольшой группы обучающихся, которая проходит определённый путь: сначала ребенок выделяет и ставит проблему); предлагает возможные варианты решения этой проблемы, подбирает необходимый материал и готовится к выступлению и защите.

Любая исследовательская работа состоит из нескольких этапов:

  • выбор темы;

  • постановка цели и задач;

  • гипотеза исследования;

  • организация исследования;

  • подготовка к защите и защита работы.



Тема исследовательской деятельности учащихся может быть:

  • фантастической;

  • экспериментальной;

  • изобретательской;

  • теоретической.

В качестве исследовательских умений младших школьников А.И. Савенков называет: умение видеть проблемы, вырабатывать гипотезы, наблюдать, проводить эксперименты, давать определение понятиям, добывать информацию, проводить самостоятельное исследование, делать сравнения, давать оценку, доказывать правильность точки зрения, составлять внутренний план умственных действий, формулировать суждения.

Задача учителя – является увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Помочь ученикам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.

Большими помощниками в исследовательской работе являются родители. Но родитель выступает только как помощник, консультант и «технический секретарь».

Таким образом, исследовательская деятельность играет важную роль в процессе обучения. Она развивает творческие способности ребенка, что является немало важным аспектом в образовании.









1.2. Типичные ошибки при проведении исследования Примеры ошибок в детских исследовательских работах

Как выбрать тему исследования?

Существует несколько способов выбора темы:

- из жизненно-важных ситуаций, в которые попадает ребенок, вопросов

- из предложенных конкурсов различного уровня: школьных, городских, и т.д.:

- из предложений учителя (наименьшая степень самостоятельности)

Для того чтобы начать исследование, надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. А что значит найти проблему?

Главная задача любого исследователя - найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. Самый простой способ развить у себя умение видеть проблемы - учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения. Можно предложить подумать и записать проблемы, которые волнуют или интересуют ребенка.

Выбрать тему оказывается несложно, если точно знаешь, что интересует ребенка в данный момент, какая проблема волнует больше других.

Типичные ошибки при выборе темы и примеры этих ошибок

Основные ошибки старшеклассников при выборе и формулировании названия темы:

  • Тема не должна быть широкой

Например тема «Птицы», данная тема очень широка, не имеет конкретики в исследовательской деятельности;

  • Нe должна иметь вычурное или перегруженное метафорами название

(«Плоскостопие и цивилизация», «Как поживаете господин позвоночник?»).

Постановка цели и задач исследования

Определить цель исследования – значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы это исследование проводим. Цель указывает общее направление деятельности.

Поэтому к постановке цели предъявляют следующие требования. Цель должна быть:

1. Конкретна, определяет результат деятельности.

2. Формулировка цели должна начинаться с глагола в неопределённой форме (например, создать, сформулировать..)

3. Достижима.

4. Измерима, контролируема, в отдельных случаях диагностируема.

5. Определена во времени, так как определены сроки проведения исследования.

Также при постановке цели, стоит учитывать следующие рекомендации:

1. Краткосрочные цели – самые важные, при их постановке нужно быть более чем реалистичным.

2. Убедитесь, что сформулированная цель определяет именно ту деятельность, которую вы задумали.

3. Прислушайтесь к чувствам, возникающим в момент определения целей – любые сомнения или ощущения дискомфорта свидетельствуют о неправильно выбранной или сформулированной цели.

4. Периодическая коррекция или кардинальная смена целей естественны – мир меняется, и мы меняемся вместе с ним.

5. Время, потраченное на целеполагание, с лихвой окупается благодаря минимальным потерям от бессмысленных метаний.

Определить цель исследования – это замечательно. Её ещё надо реализовать. Поэтому после того, как определили ЗАЧЕМ, а именно цель исследования, надо решить – КАК ДЕЛАТЬ, это задачи исследования.

Деление цели на задачи происходит для того, чтобы:

1. выделить более простые и доступные для выполнения операции;

2. создать последовательность выполнения операций с учётом их связи, сложности, времени выполнения, то есть выработать тактику достижения целей;

3. смоделировать весь объём работы и рассчитать свои силы.

Ошибки, которые можно допустить при определении цели исследования:

  • Неточный выбор слов

Цель работы: «выделить основные виды литературных блогов; выделить основные особенности литературных блогов» (стилистика автора).

  • Отсутствие конкретики

Цель работы: выявить эволюцию темы «маленького» человека.
Ошибка этой формулировки заключается в отсутствии конкретики. Слишком широкий замах при объёме работы в 17 страниц. Несоответствие поставленной цели и выполненной работы привело к тому, что работа не была принята как исследование.

Как сформулировать гипотезу?

Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения, то есть развёртывается следующая фаза мыслительного процесса – фаза решения проблемы.

Часто именно этап выдвижения гипотез исследования вызывает трудности. Избежать их возможно, если применять специальные методы:

1. Метод подбрасывания идей. Суть его в том, что чужая идея не так вдохновляет на деятельность, как своя. Поэтому необходимо в процессе обсуждения подбрасывать разные темы, идеи, решать вместе задачи, и не выяснять далее чьи были предположения.

2. Метод личного примера. Если учитель излагает материал увлечённо и заинтересованно, то проблем не бывает. Материал должен нравиться ученику и учителю.

3. Мозговой штурм. Это метод свободного генерирования идей.

4. Дискуссия. Рассматривая дискуссию, как коллективное обсуждение какого-либо спорного или важного вопроса с целью нахождения истины, необходимо помнить, что многое здесь зависит от ведущего. В этой роли лучше всего выступить учителю.

5. Деловая игра.

Выдвинуть гипотезу значит высказать догадку, предположение, ложность или истинность которого должна установить проверка. Та гипотеза, которая выдержит проверку и станет решением проблемы, называется решающей, остальные – ошибочными.

Выделяют следующие требования к формулировке гипотезы.

Она должна:

- содержать предположение;

- быть проверяема, подтверждена;

- быть логически непротиворечивой;

- быть реально опровергаемая или доказуемая.

Как оформить исследовательскую работу?

Оформление результатов исследования – один из самых трудоёмких этапов работы. Оно должно показать умение обучающихся самостоятельно проводить исследования с применением современных методик, анализировать полученные результаты, сравнивать их с литературными данными, делать правильные и обоснованные выводы, а также уметь правильно оформлять свою работу. Исследовательская работа обучающегося имеет научный стиль изложения, который имеет свои особенности:

- Строгая логичность – все предложения располагаются в последовательности, соответствующей причинно-следственным связям явлений, а выводы вытекают из фактов, изложенных в тексте

- Точность – достигается тщательным подбором слов, употреблением их в прямом значении, широким использованием терминов и специальной лексики

- Объективность изложения фактов, недопустимость субъективизма и эмоциональности

- Ясность – умение писать доступно и доходчиво

- Краткость – умение избежать ненужных повторов и «словесного мусора».

Работа должна быть построена не произвольно, а по определённой структуре, которая является общепринятой:

• титульный лист

• оглавление

• введение

• основная часть

• заключение

• список литературы

• приложения

При оформлении исследовательских работ возникает больше всего ошибок, а именно:

1. Небрежность в оформлении титульного листа.

2. Небрежность в оформлении содержания.

3. Отсутствие нумерации страниц.

4. Наличие ошибок всех типов (невычитанные работы!).

5. Ошибки в цитировании.

6. Стилистический разнобой текста исследования (это наводит на мысль, что основой работы является отсканированный текст какого-то исследования, слегка разбавленный собственными стилистическими (и отнюдь не выигрышными) изысками).

7. Нет чёткости выводов — как в их формулировке, так и в оформлении.















1.3. Критерии оценивания детских исследовательских работ

Я разработала критерии оценивания детских исследовательских работ, данные критерии представлены в Таблице 1.

Таблица 1.

Критерии оценки детских исследовательских работ

Количество баллов

  1. Актуальность темы

1-0

  1. Соответствие темы и содержания

1-0

  1. Тема соответствует возрасту

1-0

  1. Актуальность проблемы

1-0

  1. Цель соответствует теме исследования

1-0

  1. Задачи соответствуют цели исследования


1-0

  1. Количество задач не менее 3

1-0

  1. Гипотеза сформулирована верно


1-0

  1. Гипотеза соответствует теме

1-0

  1. Наличие анализа литературы

1-0

  1. Анализ литературы соответствует теме


1-0

  1. Количество литературных источников:

2- изучено 5 и более источников;

1 – изучено 3-5 источников;

0 - изучено менее 3 источников.

  1. Верно подобраны методы исследования, соответствуют возрасту.

1-0

  1. Выводы исследования оформлены, верно

1-0

  1. Структура и логика не нарушены


1-0

  1. Данные представлены в виде диаграмм, схем, рисунков.


2- таблицы, диаграммы, схемы;

1 - рисунок, описание;

0 - данные не представлены.

  1. Оформление работы , соответствие техническим требованиям

1-0

  1. Грамотность письменной речи (орфография, пунктуация)

1-0

Всего

20



1б – критерий проявлен

0б – критерий не проявлен



1.4. Паспорт исследования «Почему вулканы извергаются?» Почему вулкан извергается?

Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

Почему вулкан извергается?

2

Актуальность исследования

Однажды я посмотрел передачу и узнал, что жизнь людей в разных странах зависит от активности вулканов. Потому, что извержение вулканов – это опасные природные явления. Они могут причинить вред имуществу и даже жизни людей.

Многие извержения не наносят заметного ущерба окружающей среде. Но бывают извержения очень мощные и разрушительные. Во время таких извержений лава может выливаться и стекать вниз с вулкана, заливая прилегающие к нему территории; вниз могут обрушиваться удушающие клубы пара, пепла, горячие газы и камни, которые с большой скоростью спускаются на землю, покрывая ее на многие километры вокруг. (Когда, например, в 1980 г. произошло извержение вулкана Святой Елены на горе Вашингтон, оно погубило миллионы деревьев.)

И мне захотелось узнать, как появляются вулканы? Что дает толчок к извержению вулкана? Какие последствия извержения может ощутить человек и окружающий мир? Поэтому я решил провести исследование на эту тему.

3

Проблема исследования

Отсутствие знаний о строении вулкана и о том, как он извергается.

4

Объект исследования

Действующие вулканы мира

5

Предмет исследования

Механизм извержения вулкана

6

Цель исследования

Цель для учителя: создание условий по формированию базовых исследовательских действий учащихся 4 класса по теме …

Цель для ученика: изучить строение вулкана и узнать о том, как он извергается

7

Задачи исследования

  • Изучить литературу по теме и выяснить, что такое вулкан, его устройство и виды

  • Провести опыт;

  • Сделать вывод о проделанной работе.


8

Гипотеза исследования

Предположим, что вулкан извергается потому, что происходят какие-то процессы внутри горы.

9

Методы исследования

Теоретические

анализ литературы по данной проблеме;

обобщение

практический:

опыт

моделирование

10

Тип исследования (по продолжительности)

Краткосрочный

Групповой

Монопредметный (окружающий мир)

11

Этапы реализации исследования, краткое их описание

1.Подготовительный: обсуждение актуальности, проблемы, выбор темы, постановка цели и задач. Планирование составление плана работы и подбор литературы.

2. Теоретический: анализ литературы по теме, изучение, что такое вулкан, особенности вулкана и виды вулканов.

Работа ведется в группах. 1 группе дается текст про вулканы на территории России (без информации про строение вулканов), 2 группе дается информация про вулканы в мире (без информации про строение вулканов). Также даются таблицы.

+ - то что знаю

! – то, что вызвало эмоциональный отклик

Хз – хочу знать.

Дети заполняют таблицу, обмениваются друг с другом информацией.

Незаполненной остается колонка «ХЗ». Дети вместе с педагогом приходят к тому, что они не знают ничего о строении вулкана и причин его извержения.

2. беседа и презентация о том, как устроен вулкан

Беседа у видах вулкана:

Щитовые: почти плоские – так как они формируются потоками плохо застывающей жидкой – лавой, растекающейся на тысячи километров.

Стратовулканы: по форме напоминают конус, с высотой их склоны становятся всё круче. Они формируются наслоениями и отложениями застывшей лавы.

Подводные: образуются на дне моря, под действием воды они не взрываются, а растекаются по дну океана. Исключения составляют вулканы, расположенные на небольшой глубине, тогда из выбросов может образоваться новый остров.

Конусообразные: ровные, крутые склоны и широкий чашевидный кратер. Редко бывают выше 300 метров.



Грязевые вулканы.

Беседа и презентация о том, как извергается вулкан

2 типа извержения вулкана:

Более холодная, а значит жёсткая магма часто извергается взрывами, выбрасывая в воздух огромные массы пыли и пепла. Они появляются, когда легкие магматические породы, встречаясь с кислородом сгорают.

Через отверстие из недр Земли на ее поверхность изливается расплавленная масса горных пород - лава.

Из жерла вулкана могут вырываться раскалённые газы, расплавленные камни и пепел.

Вулканический пепел разлетается на несколько километров.

Извержение вулкана обычно начинается внезапно, люди не всегда успевают спастись.

Другой тип извержения — медленный. Таков вулкан Этна, время от времени извергающийся уже в течение 2500 лет

До извержения вулкана часто происходит землетрясение. Во время извержения из кратера помимо лавы вылетают горячие камни, газы, пары воды, пепел. Их высота может достигать 5 км.

Однако наибольшую опасность для людей представляет именно извержение лавы, которая может даже расплавить камни. Но извержение вулкана не всегда сопровождается потоком лавы.

Вулкан может «спать» много лет, а извержение продолжается от нескольких дней до нескольких месяцев.

3. Практический выдвижение гипотезы и проведение опыта

4. Аналитический

5. Презентационный

6. Рефлексивный

11

Исследовательский этап

Цель: скопировать для ученика

Ход исследования

Опыт «вулкан из соды и уксуса».

С помощью уксуса, соды и красителя можно сделать настоящее извержение вулкана дома.



1. Берем куски туалетной и пластиковый стакан, начинаем формировать вулкан при помощи бумаги и воды.



2. Помещаем наш вулкан на поддон, поднос или большую тарелку.



3. Засыпаем в столовую ложку соды и краситель. Если красителя нет, можно использовать сок красного бурака, правда, лава будет не такая яркая.



4. Заливаем в жерло воду с лимонной кислотой.

Ученики получают текст, и готовят друг для друга памятку о том, как действовать при извержении вулкана.


12

Оборудование для проведения исследования



  1. пластиковый стакан

  2. лимонная кислота

  3. туалетная бумага

  4. краситель

  5. сода

  6. ложка


13

Продукт исследования

Макет извержения вулкана

14

Перспектива исследования

Такой опыт можно использовать как на уроках окружающего мира, так и на занятиях по внеурочной деятельности.

Выступление на ко-ии

15

Используемые источники

  • Большая книга «Почему». Перевод с итальянского Ольги Живаго, - М.: РОСМЕН - ПРЕСС, 2006г.- 240 с.

  • Большая книга опытов

  • Творческие проекты. Проект «домашний вулкан». https://tvorcheskie-proekty.ru/node/3279?ysclid=ls92aydgud611963628

  • Энциклопедия «кругосвет». «вулканы»

  • Большая электронная Российская энциклопедия. https://old.bigenc.ru/geology/text/3475125







1.4. Паспорт исследования «Вредны ли наши любимые чипсы?»

Компоненты паспорта

Описание исследования

1.

Тема исследования

Вредны ли наши любимые чипсы?

2.

Актуальность исследования

Чипсы считаются одним из самых популярных продуктов среди детей, при этом они неизменно занимают первые места в рейтингах вредных для здоровья человека товаров. На первый взгляд, кажется, что ничего вредного для организма в чипсах содержаться не может, ведь, по сути, это тот же продукт, что и варёная картошка, которую во многих семьях готовят чуть ли не каждый день. Мне стало интересно выяснить вредны ли чипсы для человека.


3.

Проблема исследования

Отсутствие знаний о вредности чипсов.

4

Объект исследования

Чипсы.

5.

Цель исследования

Цель для учителя: организация деятельности учащихся 3 класса по формированию базовых исследовательских действий по теме «Вредны ли наши любимые чипсы?».

Цель для ученика: узнать вредны ли чипсы.

6.

Задачи исследования


  1. Изучить литературу по теме исследования.

  2. Доказать опытным путем, наличие вредных добавок в продукте.

  3. Зафиксировать результаты опытов в лист исследователя.


7.

Гипотеза исследования

Предположим, что в чипсах отсутствуют вредные вещества.

8.

Методы исследования

1. Анализ литературы.

2. Опыт.

3. Наблюдение.

4. Анализ и обобщение.

9.

Тип исследования (по продолжительности)

Краткосрочный (3-5 дней)

Индивидуальный

Внепредметный

10.

Этапы реализации исследования, краткое их описание

  1. Подготовительный: выбор темы, постановка цели и задач, выбор методов исследования, подбор литературы.

  2. Теоретический: изучение литературы, ученику выдается текст, в котором они должны найти вредные вещества и записать их в лист исследователя (возникновение проблемы).

  3. Практический: выдвижение гипотезы, проведение опытов с чипсами:

  4. Аналитический: анализ результатов, формулировка выводов.

  5. Презентационный: представление результатов работы

  6. Рефлексивный: анализ проделанной работы, выявление собственных трудностей.

11.

Исследовательский этап

Цель исследования: узнать вредны ли чипсы.

Ход исследования:

ОПЫТ №1

Берём ломтик чипсов, кладем его на салфетку и осторожно сгибаем её пополам, раздавив испытуемый образец на сгибе бумаги. Удаляем кусочки чипсов с салфетки.


Наблюдения: на салфетке образовалось большое жирное пятно, это говорит о большом содержании жира в продукте.


Вывод: Чипсы содержат большое количество жира.Этот опыт доказал, что в чипсах содержится большое количество жира. В 100 г он содержит жиры в таких количествах, что для ребенка составляет половину дневной нормы еды. А это и способствует ожирению.


ОПЫТ №2

Возьмём 3%-ый раствор йода и капнем на чипсу.


Наблюдения: через несколько секунд появляется тёмно-синее пятно, что выдаёт присутствие крахмала.


Вывод: В чипсах много крахмала. По результатам проведенного в США исследования, крахмал, оставшийся во рту, в течение двух часов преобразуется в глюкозу. А это - идеальная питательная среда для кариесных бактерий.


ОПЫТ №3

Берём ломтик чипсов и осторожно поджигаем его, соблюдая все меры пожарной безопасности.


Наблюдения: при поджигании ломтика чипсов появляется едкий запах пластмассы. Это говорит о присутствии опасного канцерогена – акриламида.


Вывод: В чипсах содержится опасный канцероген – акриламид. Акриламид - считается ядом для нашего организма, поражающий главным образом нервную систему, печень и почки. В пластике его запах ярко выражен, а в чипсах он завуалирован с помощью ароматизаторов.

(заполнение листа исследователя)

Формулирование вывода: в чипсах не содержится не полезных веществ, не витаминов. В процессе изготовления, картофель теряет все свои полезные природные качества. И приобретает лишь набор вредных для здоровья веществ.

Опыты показали: 1. Съедая пачку чипсов, мы потребляем половину дневной нормы жиров, и не полезных, а канцерогенов. 2. Половину детской нормы соли. 3. Присутствуют вредные красители и ароматизаторы.

11.

Оборудование для проведения исследования

раздаточный материал- текст, чипсы, салфетки, йод, спички (мне).

12.

Продукт исследования

Заполненный лист исследователя.

13.

Перспектива исследования

Продолжить исследование и узнать вредны ли газированные напитки.

14.

Используемые источники

  1. https://infourok.ru/proekt-himicheskij-analiz-chipsov-6730042.html?ysclid=ls924uqedq794769000

  2. https://dzen.ru/a/Yy48Bd5EXH4hFBr_




Чипсы – это тонкие ломтики картофеля или других корнеплодов, обжаренные в масле. В их состав входит картофель, растительное масло, соль, пшеничная или кукурузная мука, различные ароматизаторы и консерванты, соя, регулятор кислотности (молочная или лимонная кислота).

Картофель, масло, соль и мука – всем известные полезные продукты, регулятор кислотности мне уже встречался в Кока-коле. Я решила узнать остальные ингредиенты.

Ароматизаторы – это вещество, добавляемое в продукты для придания им вкуса и аромата. Может вызывать аллергию.

Консерванты – вещества, которые убивают бактерии и помогают долго хранить продукт. Их нельзя считать полностью безвредными.

Соя – крайне дешёвый пищевой продукт, которым можно заменить более дорогостоящий картофель.

Считается, что чипсы случайно придумал индеец Джордж Крам в 1853 году. По легенде, одним из фирменных рецептов его ресторана был «картофель фри». Однажды на ужине железнодорожный магнат вернул жареный картофель на кухню, сказав, что он «слишком толстый». Шеф-повар Крам решил подшутить над магнатом и нарезал картофель буквально бумажной толщины и обжарил. Блюдо понравилось магнату и его друзьям. Это блюдо назвали «Чипсы Саратога», которое за короткое время получило огромную популярность почти по всему миру.





РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура

А. Б.  Воронцов определяет проектную деятельность как совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся, имеющую общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение общего результата. [2]

Проектная деятельность содержит следующие основные этапы:

– анализ проблемы;

– постановка цели и задач проекта;

– выбор средств ее достижения;

– поиск и обработка информации, ее анализ и синтез;

– оценка полученных результатов и выводов. Основные признаки проекта:

– координированное выполнение многочисленных взаимосвязанных действий;

– уникальность;

– временный характер, ограниченность во времени с четко обозначенным началом и концом; – конкретность целей, задач и результатов;

– постепенное уточнение в процессе разработки и реализации;

– наличие неопределенности, которая является следствием уникальности проекта и не позволяет точно сформулировать параметры проекта;

– последовательная разработка;

– координация группы (команды участников) и наставником.

Проектная деятельность занимает важное место в современном начальном образовании. Она направлена на развитие личности ребенка, его творческих способностей, и достижения универсальных учебных действий. Но перед внедрением проектной деятельности в образовательный процесс, необходимо подготовить школьников к ней. Для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима еще и особая готовность, “зрелость”, заключающаяся в следующем.

Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:

  • умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий);

  • умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);

  • умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано, его доказывать);

  • умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

Данные умения формируются с первых дней ребенка в школе, когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях “открывают” и доступно для себя формулируют необходимые “Правила общения”, регулирующие как внешнюю сторону, построение высказываний, так и внутреннюю сторону, содержание высказываний.

Во-вторых, вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, определенная “интеллектуальная зрелость”. Прежде всего, имеется в виду сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя:

  • развитие аналитико-синтетических действий;

  • сформированность алгоритма сравнительного анализа;

  • умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;

  • возможность выделять общий способ действий;

  • перенос общего способа действий на другие учебные задачи.

При этом качественными характеристиками развития всех составляющих обобщенности умственных действий у учащихся начальной школы являются широта, мера самостоятельности и обоснованность.

К “интеллектуальной зрелости” также относится наличие у младших школьников таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность.

Целенаправленное формирование как обобщенности умственных действий, так и названных качеств мышления осуществляется с 1-го по 4-й класс в русле работы над становлением у учащихся центрального психического новообразования младшего школьного возраста - теоретического мышления через особое учебное теоретическое содержание, активные методы и приемы обучения, диалоговые формы взаимодействия учителя с детьми и учеников друг с другом.

В качестве третьего показателя готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности рассмотрим опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:

  • адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;

  • обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;

  • выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.

Требуется особо подчеркнуть, что формирование выделенных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для становления субъективности младшего школьника в процессе обучения.

И. С. Сергеев выделяет следующие виды проектов:

1.Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

2.Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

3.Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

4.Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

5.Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор? [4].

Основные требования к проекту:

Работа по методу проектов - это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию учителя. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса - учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту - совершенно особые.

1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) - исследовательской, информационной, практической.

Дальнейшая работа над проектом - это разрешение данной проблемы. В идеальном случае проблема обозначена перед проектной группой внешним заказчиком. Например: учащиеся школы посещают спортивный клуб, руководство которого заказало проектной группе дизайн оформления помещений клуба. Однако в роли заказчика может выступать и сам учитель (проект по подготовке методических пособий для кабинета биологии), и сами учащиеся (проект, нацеленный на разработку и проведение школьного праздника).

Поиск социально значимой проблемы - одна из наиболее трудных организационных задач, которую приходится решать учителю-руководителю проекта вместе с учащимися - проектантами.

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами — с проектирования самого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации.

Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. Но некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до самого конца.

3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.

4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.

5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Таким образом, проект - это "пять П": проблема - проектирование (планирование) - поиск информации - продукт - презентация. Шестое "П" проекта - это его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

Формы продуктов проектной деятельности:

Выбор формы продукта проектной деятельности - важная организационная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта - презентабельной и убедительной, а предложенные решения - полезными для решения выбранной социально значимой проблемы.

Приведем перечень (далеко не полный!) возможных выходов про​ектной деятельности:

Анализ данных социологического опроса; Атлас; Атрибуты несуществующего государства; Видеофильм; Видеоклип; Выставка; Газета; Журнал; Игра; Карта; Коллекция; Костюм; Макет; Модель; Мультимедийный продукт; Оформление кабинета; Пакет рекомендаций; Письмо в ... ; Праздник; Прогноз; Публикация; Путеводитель; Серия иллюстрации; Сказка; Справочник; Сравнительно-сопоставительный анализ; Статья; Сценарий; Чертеж; Экскурсия.

Чем проект отличается от исследования?

Проект- в современном русском языке слово «проект» имеет несколько весьма близких по смыслу значений.

  1. совокупность документов (расчетов, чертежей и др.), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия;

  2. это может быть предварительный текст какого-либо документа и, наконец,

  3. какой-либо замысел или план.

В свою очередь проектирование, в наиболее упрощенном виде, можно рассматривать как процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния).

Исследование-процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

Отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создание какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа [2].

Что такое проектная задача?

термин «задача» имеет несколько значений, одно из которых трактуется как «сложный вопрос, проблема, требующая исследования и разрешения» (Толковый словарь С. И. Ожегова). В образовательной практике используются разные типы задач; учебная, конкретно-практическая, исследовательская, творческая и др. Ведущей в деятельностной технологии является учебная задача, которая направлена на нахождение общих способов решения большого круга частных задач, требующих детального анализа и теоретического (содержательного) обобщения (В.В. Давыдов). Как правило, учитель (через содержание программы) сам «ведет» класс к постановке и решению очередной учебной задачи, создавая ситуации, приводящие: детей к выбору именно этой задачи. Учебная задача - всегда новая задача. До нее подобных задач дети не решали, и поэтому «с ходу» она не может быть: решена учащимися. Она - поисковая задача. Именно в результате поиска дети смогут решить эту задачу.

Конкретно-практическая задача ориентирована на применение (отработку) уже

освоенных способов действий (знаний, умений) в известной школьникам ситуации, как правило, внутри конкретного учебного предмета. Итогом решения такого типа задач является правильное использование знаний, умений и навыков учащихся (получение правильного ответа). В отдельных случаях конкретно-практическая задача может быть использована для выявления границ применения освоенного способа действия и тем самым становится условием для постановки новой учебной задачи.

Творческая (олимпиадная) задача - это задача, не имеющая готового формального способа решения. Ученик за счет своих способностей, как правило, спонтанно пытается найти его сам.

Как правило, этот способ решения не поддается алгоритмизации. Поэтому такие задачи обычно решает небольшой круг учащихся (обладающих нестандартным мышлением).

Практика современного образования показала, что вышеуказанных типов задач недостаточно для мониторинга результатов и эффектов обучения.

Что не могут сделать в обучении такие задачи, как учебная и конкретно практическая? Они не позволяют:

  • Научить самостоятельному выбору способа решения (проблемы) в ситуации, когда он не виден явно и однозначно из условия задачи. Как правило, способ решения либо лежит на поверхности, либо задается автором или учителем.

  • Стимулировать получение принципиально нового «продукта», которого никто

  • (включая учителя) не знает до решения.

  • Содержательно мотивировать поиск решения в малой группе. Как правило, задачи, которые мы предлагаем решить детям на уроке, связываются с групповыми формами обучения, формами учебного сотрудничества.

  • Оценить возможности детей действовать в незнакомой, нестандартной ситуации

  • (отличие от творческой задачи), но с использованием известных способов действия.

  • Задать разные «стратегии» решения задачи с получением «веера» возможных результатов.

А именно эти действия лежат в основе формирования новых образовательных результатов современной школы, вид задач - проектные задачи.

Под проектной задачей мы понимаем задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата (продукта), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер. Другими словами проектная задача должни через систему или набор знаний (реперные точки) задать возможные «стратегии» своего решения.

Через опыт решения пробных задач на протяжении 5-6 первых лет обучение в школе, младшие школьники (без специального акцента) осваивают основы проектной деятельности в учебном сотрудничестве. В более старших классах целесообразно вместо использовать неупорядоченный набор: чтобы дети сами строили свою стратегию решения. А первом случае отдельные задания не вообще не выявляются явным образом изначально, самими учащимися. Такая форма проектной задачи наиболее приближена к собственно проекту.

Итак, проектная задача – это система (набор) знаний (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального (до этого – неизвестного) продукта.

Почему задачи такого типа получили название проектных? Проект есть целенаправленное управляемое изменение, фиксированное во времени.

При его реализации не задается порядок действий, проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств, материалов и действий, с помощью которых будет достигнут результат.

Отличие проектной задачи от проекта лишь в том, что школьникам задаются все необходимые средства и материалы в виде системы (или набора) заданий, требуемые для их выполнения.

Какие педагогические эффекты имеют проектные, задачи?

  • Дают реальную возможность организовать взаимодействие (сотрудничество) детей, определяют место и время для наблюдения и экспертных оценок за деятельностью учащихся в группе.

  • Учат (без явного указания на это) проектировать через специально разработанные задания.

  • Позволяют посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных способов действий в модельную ситуацию, где эти способы изначально скрыты, зашумлены, а иногда и требуют переконструирования.

В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное — почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки).

  • Ставить и удерживать цели.

  • Планировать свою деятельность.

  • Моделировать (представлять способ действия в виде схемы - модели, выделяя все существенное и главное).

  • Проявлять инициативу при поиске способов решения задачи.

  • Взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других.

  • В структуру проекта входит паспорт, который включает в себя [8]:

  • 1. Название проекта.

  • 2. Руководитель проекта.

  • 3. Консультант(ы) проекта.

  • 4. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту.

  • 5. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта.

  • 6. Возраст учащихся, на который рассчитан проект.

  • 7. Состав проектной группы (Ф.И. учащихся, класс).

  • 8. Тип проекта (реферативный, информационный, исследовательский, творческий, практико-ориентированный, ролевой).

  • 9. Заказчик проекта.

  • 10. Цель проекта (практическая и педагогическая цели).

  • 11. Задачи проекта (2-4 задачи).

  • 12. Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта).

  • 13. Необходимое оборудование.

  • 14. Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко — содержание).

  • 15. Предполагаемые продукт(ы) проекта.

  • 16. Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа).

  • 17. Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.

  • Паспорт помещается в папку проекта, которая предъявляется к презентации (защите) проектной работы.

  • Отличие проекта от проектной задачи.


Основание для сравнения

Проект

Проектная задача

1

Педагогическая цель

формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.

Подготовить младших школьников к проектной деятельности, формирование способов учебного сотрудничества, формирование способности к переносу известных способов действий в новую для себя модельную ситуацию.

Цель детская

решение конкретной проблемы, достижение оптимальным способом заранее запланированного результата

решение конкретной проблемы, достижение оптимальным способом заранее запланированного результата, на основе известных способов действий, т.е. сконструировать новый способ действих.

2

Продолжительность

от урочных до годичных

1–2 урока

3

Форма организации

индивидуальные или групповые

групповая

4

Структура

1.Проблема (целеполагание) 2.Проектирование (планирование)

3.Поиск информации

4.Продукт

5.Презентация.

1. Описание квазижизненной, модельной ситуации

2. Поиск средств, возможных путей решения - перевод Проблемы в Задачу.

3. Решение проблемы (под решением понимается реальное продуктивное действие, а не только предложение выхода из сложившейся ситуации)

4. Анализ полученного результата, соотнесение его с проблемой (разрешили ли мы проблему?)

5. Представление окружающим полученного результата («продукта»).






5

Деятельность учащихся

Разрабатывают замысел, ищут пути реализации,

Замысел дает учитель, пути решения указаны

воплощают его в продукте, демонстрируют готовый продукт

воплощают его в продукте, демонстрируют готовый продукт, еще не существовавшего для ребенка продукта.

6

Результат

Должно происходить качественное изменение учащегося

Должно происходить качественное изменение учащегося

не предсказуем

предсказуем

реальный продукт, который можно представить другим

Реальный детский «продукт», который можно представить другим

7

Формируемые универсальные умения

1. Рефлексивные

2. Поисковые (исследовательские)

3.Навыки оценочной самостоятельности.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве

5. Менеджерские умения и навыки

6. Коммуникативные

7. Презентационные умения и навыки

-рефлексировать

-целеполагать

-планировать

-моделировать

-проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

-вступать в коммуникацию со сверстниками


8

Средства

Проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств

Большой объём разнородного материала предоставляет учитель.

9

Возраст участников

Старшеклассники (подростковая школа)

1-4 класс



Итог решения проектной задачи должен рассматриваться в двух аспектах.

  • Первое, это реальный «продукт» (текст, схема или макет, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми. Он может быть «оторван» от самой задачи и жить своей жизнью.

  • Второе, это нематериальный «продукт» - качественное изменение самого ребенка (группы детей).

Как же устроена проектная задача, где ее место в образовательном процессе, как могут оцениваться ее результаты? Сформулируем основные этапы любого проекта и соответствующие действия, необходимые для ее реализации:

  • Анализ ситуации (надо ли ее разрешать?). Переформулирование ее в Проблему (в чем Проблема?)

  • Выявление дефицитов, их типов. Установление приоритетов ценностей ( почему именно этих ценностей будем придерживаться?)

  • Оценка необходимости восполнения дефицита. Формулирование принципов отбора целей (зачем двигаться в этом направлении?)

  • Быстрая и точная постановка (принятие) цели действия. Выработка критериев постановки и достижения цели (куда придем в итоге?)

  • Поиск средств, возможных путей решения - перевод Проблемы в Задачу.

  • Выбор средств решения проблемы (адекватных способов действий (что будем делать и каким будет результат?)

  • Решение проблемы (под решением понимается реальное продуктивное действие, а не только предложение выхода из сложившейся ситуации)

  • Анализ полученного результата, соотнесение его с проблемой (разрешили ли мы проблему?)

  • Представление окружающим полученного результата («продукта»).

Общая структура проектной задачи связана напрямую с общим способом разрешения проблемных ситуаций и, как правило, включает в себя в качестве основных этапов этап анализа, моделирования и синтеза.

Моделирование исходной ситуации позволяет провести анализ задачи и выделить в ней отдельные предметные составляющие задачи, что диктует выбор соответствующих средств и способов работы с этими составляющими. На этапе синтеза полученные результаты, касающиеся отдельных сторон рассматриваемой ситуации, объединяются в единый (цельный) «продукт». При этом нужно подчеркнуть, что на этапе синтеза вполне естественным является возврат к этапу анализа с целью коррекции полученных на этом этапе частных решений.

Итак, проектные задачи есть шаг к проектной деятельности в школе. Эти задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания - они вольны придумывать, фантазировать. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность, дают возможность опробования различных путей решения. Они помогают сложиться учебному сообществу, поскольку учат видеть и слышать друг друга. Благодаря проектным задачам уже в начальной школе у детей появляется не только возможность овладения культурными способами действий, но и возможность опробовать их в квазиреальных (модельных) ситуациях. Осваивается реальная практика произвольного поведения: самоорганизация группы и каждого внутри нее, управление собственным поведением в групповой работе.

Чтобы включение системы проектных задач в образовательный процесс давало эффект, необходимы серьезные изменения в содержании и организации всего образовательного процесса (динамическое расписание, появление линии самостоятельной работы учащихся, другая система оценивания, разновозрастное сотрудничество, и др.) [1].



Таблица № 6. Сравнительная таблица проекта и проектной задачи по Воронцову А.Б.


Основание для сравнения

Проект

Проектная задача

1

Педагогическая цель

формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.

1 - 3 класс: формирование разных способов учебного сотрудничества.

4 класс: формирование способности к переносу известных способов действий в новую для них модельную ситуацию.

Цель детская

решение конкретной проблемы, достижение оптимальным способом заранее запланированного результата

разрешить поставленную задачу на основе известных способов действия по существу конструировать собственный новый способ действия.

2

Продолжительность

от урочных до годичных

на решение предметных проектных задач требуется два урока, на решение межпредметных задач - по два урока ежедневно в течение недели.

3

Форма организации

индивидуальные или групповые

групповая.

4

Структура

1.Проблема (целеполагание) 2.Проектирование (планирование)

3.Поиск информации

4.Продукт

5.Презентация.

  • Анализ ситуации (надо ли ее разрешать?). Переформулирование ее в Проблему (в чем Проблема?)

  • Выявление дефицитов, их типов. Установление приоритетов ценностей ( почему именно этих ценностей будем придерживаться?)

  • Оценка необходимости восполнения дефицита. Формулирование принципов отбора целей (зачем двигаться в этом направлении?)

  • Быстрая и точная постановка (принятие) цели действия. Выработка критериев постановки и достижения цели (куда придем в итоге?)

  • Поиск средств, возможных путей решения - перевод Проблемы в Задачу.

  • Выбор средств решения проблемы (адекватных способов действий (что будем делать и каким будет результат?)

  • Решение проблемы (под решением понимается реальное продуктивное действие, а не только предложение выхода из сложившейся ситуации)

  • Анализ полученного результата, соотнесение его с проблемой (разрешили ли мы проблему?)

  • Представление окружающим полученного результата («продукта»).

5

Деятельность учащихся

Разрабатывают замысел, ищут пути реализации,

Выполняют несколько взаимосвязанных сюжетом заданий, которые помогают учащимся разрешить поставленную задачу

воплощают его в продукте, демонстрируют готовый продукт

получение ещё никогда не существовавшего в практике ребёнка результата (продукта)

6

Результат

Должно происходить качественное изменение учащегося

качественное изменение самого ребёнка (группы детей)

непредсказуем

отсутствие жёстко определённого «ответа»

реальный продукт, который можно представить другим

реальный «продукт» (текст, схема или макет, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми.

7

Формируемые универсальные умения

1. Рефлексивные

2. Поисковые (исследовательские)

3. Навыки оценочной самостоятельности.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве

5. Менеджерские умения и навыки

6. Коммуникативные

7. Презентационные умения и навыки

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное — почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки).

  • Ставить и удерживать цели.

  • Планировать свою деятельность.

  • Моделировать (представлять способ действия в виде схемы - модели, выделяя все существенное и главное).

  • Проявлять инициативу при поиске способов решения задачи.

  • Взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других.


8

Средства

Проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств

задаются все необходимые средства и материалы в виде схемы (или набора) заданий, требуемые для их выполнения.

9

Возраст участников

Старшеклассники (подростковая школа)

Младшеклассники (начальная школа)









2.2. Проектная задача «Масленица» 3 класс.

Паспорт разработал:

ФИ студента: Гарбуз Яна.

Дети работают в группах по 6 человек, выполняя последовательно 5 заданий. Для удобства работы в группе учитель может распечатать задания в нужном количестве для каждой группы. Для детей с ОВЗ задания могут выбираться «по силам»,а остальные задания даваться в готовом виде. Результаты выполнения с первого по четвертое задание заносятся в афишу. Задание 5 - позволяет детям добавить свои картинки, информацию из других источников. Итогом совместной работы группы является свой «продукт»: афиша.

Создавая свой «продукт», дети берут данные из задания. При этом осуществляют отбор материала, анализируют, преобразовывают «продукт», дополняя информацией из жизненного опыта.

Работа рассчитана на 1 урок. Желательно предоставить учащимся возможность пользоваться дополнительной литературой, которую необходимо предоставить и интернетом.

Таблица № 7. Проектная задача «Масленица».

Тип проектной задачи

Межпредметная (математика, окружающий мир, литературное чтение)

Место проектной задачи в образова­тельном процессе

Рекомендуемое время проведения — 1 урок

Дидактические цели проектной задачи

Создание условий для комплексного использо­вания освоенных математических и читательских, естественнонаучных умений в нестандартных условиях квазиреальной ситуации (проявление математической, читательской естественнонаучной грамотности).

Отработка навыков сотрудничества в микрогруппах: коллективно-распределительная деятельность при решении ряда практических задач.

Предметные знания и умения и метапредметные действия, на которые опирается задача

Предметные

1. Умение вычленять главную информацию из текстов.

Метапредметные

1. Умение анализировать информацию с точки зрения заданного условия конкретного задания и выбирать существенную информацию из предложенного объема.

2. Умение обобщать полученную информацию (для выполнения итогового задания).

3. Умение договариваться для выполнения коллективно-распределительной работы при решении ряда задач.

4. Умение выбирать оптимальный вариант решения задачи.

5. Умение объективно оценивать себя, рефлексировать

Планируемые результаты


В области математической грамотности

Способность применять следующие предметные математические умения в не­стандартных условиях:

  • составлять целое из заданных частей, обобщать информацию

  • читать, заполнять и интерпретировать данные таблиц, столбчатой диаграммы

  • интерпретировать данные, приведенные в тексте и на рисунке

  • выполнять реальные расчеты с извлечением данных из таблицы и текста.

В области читательской грамотности

  • понимать фактологическую информацию

  • находить и извлекать одну или несколько единиц информации

  • соотносить визуальное изображение с вербальным текстом

  • оценивать содержание текста или его элементов

  • использовать информацию из текста для решения практической задачи.



В области естественнонаучной грамотности:

Анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы

  • объяснять принцип действия технического устройства или технологии

  • анализировать, интерпретировать данные

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

  • умение планировать деятельность

  • умение осуществлять контроль процесса и результатов деятельности (при выполнении итогового задания)

  • умение осуществлять самооценку и оценку работы группы

Коммуникативные УУД

  • умение договариваться для выполнения коллективно-распределительной работы при решении ряда задач построение речевого высказывания в письменной и устной форме

Проектный продукт

Афиша

Критерии оценивания


Правильность выполнения предметных заданий.

Продуктивность взаимодействия учащихся в группе при выполнении заданий и при «сборке» конечного продукта



Описание проблемной ситуации

Ребята, эта неделя масленичная. У каждого класса свое задание. Наша задача составить афишу к празднику «Масленица». Для этого выполним несколько заданий.

Афиша – это объявление, которое вывешивается на видном месте. В афише обязательно указывается дата, время и место проведения праздника, концерта или спектакля.



Прежде чем составить афишу, нужно определить, когда будет проходить праздник.

1 задание.

Прочитайте и выберите, в какой день масленичной недели лучше провести народные гуляния: конкурсы, состязания и кулачные бои.

Масленица — один из древнейших русских праздников, который символизирует приход весны. Длится он 7 дней.

Понедельник – «Встреча», гостей встречали. И застолье посвящалось началу масленицы.

Вторник – «Заигрыш», в этот день молодые люди искали себе невест.

Среда – «Лакомка», пекли блины с разными начинками.

Четверг – «Разгуляй – четверок» Раньше с этого дня люди переставали работать и начинали веселиться: устраивали кулачные бои, конкурсы и состязания, водили хороводы, пели веселые песни.

Пятница – «Тёщины вечёрки», ходили к тёще на блины.

Суббота – «Золовкины посиделки», в этот день посещали сестёр мужа.

Воскресенье – «Прощённый день», этим днем завершалась масленичная неделя.



День недели определен.



Пользуясь календарем, определите дату проведения праздника, если масленица в 2024 году начинается с 11 марта. Впишите в афишу выбранную дату.

Выберите из предложенных картинок ниже, ту, которая изображает праздник масленица. Вырежьте и приклейте ее в афишу.







Теперь давайте определим в какое время в каком месте начнется наш праздник.

2 задание.

Ознакомьтесь с программой праздника. Определите время и место начала мероприятия и внесите его в афишу.

Программа мероприятия!

Время

Программа праздника

13:00

Встреча на стадионе

13:15-14:00

Масленичные развлечения,

14:00-14:30

Интересные представления,

14:30-15:00

Всевозможные задания,

15:00-15:20

Хороводов дружное завивание,

15:20-16:00

И, конечно, с Масленицей прощание.

Определите, какие занятия ждут детей на празднике, и впишите их в афишу.

В последний день масленицы всегда сжигали чучело. Сжигание означало полную победу над зимой. Давайте узнаем, как делали чучело на масленицу.

3 задание.

Соедини картинку с нужным описание.

Картинка

Описание

Возьмите светлый полотняный мешок, набейте его бумагой и зашейте. Повяжите «голову» ярким платком и им же прикрепите ее к туловищу.


Заплетите косы и нарисуйте лицо.

Используйте легковоспламеняющиеся материалы – солому и бумагу. Прикрепите их к основе с помощью веревки.

Возьмите два сухих броска: один длиннее для туловища, а второй – для рук, и соедините крестом между собой.



Выберите из предложенных ту куклу, которая соответствует празднику «Масленица» .



Есть блины на Масленицу – важный ритуал. Наши предки считали, что с каждым кусочком они получают энергию солнца. В нашей столовой хотят испечь блины для всех детей. Давайте поможем поварам. Нам нужно узнать, сколько всего детей учатся с 1 по 4 класс.

4 задание.

Пользуясь диаграммой с данными о количестве детей, определи, сколько детей в каждом классе.

Определите, сколько всего учеников в первых, вторых, третьих и четвертых классах. Занесите данные в таблицу.

Класс

1-ые классы

2-ые классы

3-ие классы

4-ые классы

Итого

Всего






Пользуясь полученными данными, сосчитайте сколько нужно испечь блинов на всех детей, если каждый ученик съест по 2 блина.

Нужно испечь ______________________ блинов.

5 задание.

Дополните афишу рисунками или дополнительной информацией.

Выполните итоговое задание.

2.3. Проектная задача «» для обучающихся класса

Ниже представлен паспорт проектной задачи, разработанный моей одногруппницей Сушко Алиной Витальевной.

Таблица № 8. Проектная задача «Золотое кольцо России».



Тип проектной задачи

Межпредметная (литературное чтение, математика,

окружающий мир) проектная одновозрастная задача

Место проектной задачи в образовательном процессе

Проводится в течение учебного года в 3 классе, рекомендуемое время проведения — 2 урока


Дидактические цели проектной задачи


1. Комплексное использование освоенных математических, языковых и естественнонаучных умений в нестандартных условиях квазиреальной ситуации.

2. Проверка умений заполнять таблицу заданной информацией на основе ее самостоятельного поиска и преобразования. Проверка читательской грамотности при работе с текстами

3. Сотрудничество в группах: коллективно-распределительная деятельность при решении ряда практических задач

Предметные знания и умения и метапредметные действия, на которые опирается задача


Предметные

1. Умение работать с денежными величинами: переводить, вычислять.

2. Умение находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;

3. Умение вычленять главную информацию из текстов.

Метапредметные

1. Умение анализировать информацию с точки зрения заданного условия конкретного задания и выбирать существенную информацию из предложенного объема.

2. Умение обобщать полученную информацию (для выполнения итогового задания).

3. Умение читать, дополнять и самостоятельно составлять таблицы для решения поставленных задач.

4. Умение договариваться для выполнения коллективно-распределительной работы при решении ряда задач.

5. Умение выбирать оптимальный вариант решения задачи.

6. Умение объективно оценивать себя, рефлексировать

Планируемые результаты


  • Демонстрация навыков усвоения предметного материала.

  • Умение применять предметные навыки в нестандартных условиях.

  • Умение создать конечный «продукт» — журнал

Проектный продукт

Туристический журнал

Критерии оценивания


  • Правильность выполнения предметных заданий.

  • Составлен журнал, в котором отражены данные о путешествии по маршруту, достопримечательности.

  • Продуктивность взаимодействия учащихся в группе при выполнении заданий и при «сборке» конечного продукта





ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Применение проектно-исследовательской деятельности в обучении младших школьников является крайне важным, поскольку оно способствует всестороннему развитию личности учащегося и формированию у него достоверных представлений о мире. Понимая психологию и поведение младших школьников, а также методы и формы организации проектной работы в начальной школе, педагог с опытом может стимулировать саморазвитие учеников, развивая в них такие качества, как трудолюбие, ответственность, самостоятельность и предприимчивость.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ



1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [Электронный ресурс] : Постановление от 31 мая 2021 года №286 – С. 49. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028 (дата обращения 17.01.2023).

2. Воронцов А. Б. Проектная задача как инструмент мониторинга способов действия школьников в нестандартной ситуации, URL: https://nsc.1sept.ru/article.php?ID=200700608.

3. Зубова О. А. Исследовательская работа в начальной школе по ФГОС НОО (из опыта работы) [Электронный ресурс]. https://urok.1sept.ru/articles/511559 (дата обращения 15.01.2024).

4. Леонтович А.В., Саввичев А.С. Исследовательская и проектная работа школьников. 5-11 классы / Под ред. А.В. Леонтовича. – М.: ВАКО, 2014. – 160 с.

5. Методические рекомендации по написанию исследовательской работы [Электронный ресурс] URL : https://педпроект.рф/лебедева-и-и-публикация/.

6. Островская И. Ю. Как избежать типичных ошибок при организации исследовательской деятельности школьников [Электронный ресурс]. https://cyberleninka.ru/article/n/kak-izbezhat-tipichnyh-oshibok-pri-organizatsii-issledovatelskoy-deyatelnosti-shkolnikov (дата обращения 22.01.2024).

7. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

8. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников образовательных учреждений. М.: АРКТИ. 2003.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!