СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации "Организация проектно-исследовательской работы с учениками начальной школы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации «Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы» содержат описание исследовательской деятельности, ее назначение, специфику и структуру. По мимо этого в документе представлены общие правила для руководителей проекта, типичные ошибки при выборе и формулировке темы, методов исследования, критерии. 

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации "Организация проектно-исследовательской работы с учениками начальной школы"»

Министерство образования Красноярского края

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького

Методические рекомендации

«Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы»

МДК.04.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов

по специальности 44.02.02. Преподавание в начальных классах





Выполнила: Петерсон Ю.Д.

студентка группы 20П-7 отделения «Преподавание в начальных классах»

Руководитель: Яковец О.С.

преподаватель КГБОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»

Красноярск 2023

АННОТАЦИЯ

Методические рекомендации «Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы» содержат описание исследовательской деятельности, ее назначение, специфику и структуру. По мимо этого в документе представлены общие правила для руководителей проекта, типичные ошибки при выборе и формулировке темы, методов исследования, критерии. Имеется описание проектной деятельности учащихся в современном начальном образовании, ее назначение, специфика, структура.

Данные рекомендации помогут педагогу освоить понятие «Проектная деятельность» и «Исследовательская деятельность» и определить в чем их суть и их отличия. В работе представлен практический пример проведения экспресс-исследования и проектной деятельности, которые могут служить образцом.






Методические рекомендации составлены в соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Составитель: Петерсон Ю.Д. – студентка 20П-7 группы отделения «Преподавание в начальных классах».

Методические рекомендации «Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы» /Петерсон Ю.Д. / Министерство образования Красноярского края КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького», 2023. – 44с.

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4

1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 5

1.1 ПРИМЕР ПАСПОРТА ИССЛЕДОВАНИЯ 9

1.2 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ - НАСТАВНИКУ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТОЙ ШКОЛЬНИКА 16

1.3 ПРИМЕРНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ДЕТСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ 18

2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 21

3. ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА 26

3.1 ПРИМЕР ПРОЕКТНОЙ ЗАДАЧИ 31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33

Приложение 1 36




















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность использования исследовательской и проектной деятельности определяется тем, что работа над такими видами деятельности прочно вошла в жизнь начальной школы и стала для нее существенным вкладом в решении задач, поставленных как в урочное, так и неурочное время. Проектная деятельность позволяет учащимся выйти за рамки объема школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности.

Современный педагог начальной школы ищет новые пути для развития у учеников творческих способностей, умения ориентироваться в мире информации. Одним из возможных способов решения этой проблемы может быть организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе. Проектно-исследовательская деятельность является разновидностью творческой деятельностью, которая позволяет активизировать учебно-познавательную деятельность младших школьников в процессе обучения и во внеурочное время, предоставляя им реализовать свои способности и удовлетворить познавательные интересы.

Очень часто педагоги не понимают и не видят разницы между такими понятиями, как «Исследовательская деятельность», «Проектная деятельность», «Метод проектов» и др. Составленные методические рекомендации помогут разделить эти понятия и выделить отличительные особенности.





1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В самом начале учителю необходимо дать позитивный настрой и показать перспективу обучающемуся для получения положительного результата детской исследовательской работы. Чтобы организовать исследование, для начала стоит определить его вид. Выделяют следующие виды: экспресс-исследование и долговременное исследование.

Экспресс-исследование. Эта форма, организации предполагает массовое кратковременное участие детей разных по своему уровню развития. Дети оперативно проводят кратковременные исследования по предложенной педагогом тематике.

Долговременные исследования. Это форма индивидуальной работы или небольшой группы обучающихся, которая проходит определённый путь:

  • ребенок выделяет и ставит проблему (выбор темы исследования);

  • предлагает возможные варианты решения;

  • собирает материал;

  • делает обобщение;

  • готовится к защите работы;

  • защищает работу.

Определив вид исследования, переходим к самой организации исследовательской деятельности.

Этапы организации исследования (исследование, как деятельность):

  1. Формулировка проблемы (проблема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования.).

  2. Выбор темы

При выборе темы вы можете воспользоваться следующими вопросами, задав их учащимся:

  1. Что мне интересно больше всего?

  2. Чем я хочу заниматься в первую очередь (например, математикой или поэзией, астрономией или историей)?

  3. Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

  4. Что позволяет мне получать лучшие отметки в школе?

  5. Что из изученного в школе хотелось бы узнать глубже?

  6. Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?

Темы могут быть такими:

  • фантастические - темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;

- экспериментальные, эмпирические - темы, предлагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;

  • теоретические - темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках: книгах, кинофильмах и др.

  1. Выдвижение первоначальных идей (Нужно выдвинуть как можно больше идей и записать их, а потом систематизировать).

  2. Сбор материала (Посещение библиотеки. Источниками информации могут быть: опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, Интернет, а также книги и периодические издания. На этом этапе возможна помощь взрослых в отборе подходящего материала).

  3. Обобщение материала (Нужно кратко изложить самое главное и рассказать об этом другим людям. Для этого нужно приготовить текст выступления и подготовиться к ответам на вопросы по результатам исследования, создать графики, макеты, чертежи и др. Детям может потребоваться помощь в редакционной поправке, грамматическом и стилистическом контроле).

  4. Подготовка к защите исследования (Учитель, родители могут помочь провести последнюю проверку перед презентацией, прорепетировать выступление, снять волнение ребенка перед выступлением).

  5. Защита исследования (Задача докладчика: точно и эмоционально изложить саму суть исследования. В ходе доклада недопустимо зачитывание работы, а кратко отразить основное содержание всех глав и разделов работы. Надо иметь ввиду, что допускаемая регламентом продолжительность выступления 10-15 минут).

Организовав исследовательскую деятельность, необходимо весь процесс исследования оформить в виде текста.

Этап организации исследования (исследования, как текст):

Далее следует введение:

  1. Проблема

  2. Тема.

  3. Актуальность. (Необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать).

  4. Цель. (Цель – это конечный результат, решение научной проблемы, к чему в итоге следует прийти).

Обычно цель заключается в изучении определенных явлений.

Типичные ошибки при постановке цели:

  • неправильная постановка цели;

  • неумение разделять цель и задачи;

- дублирование цели в постановке задач;

  • цель не соответствует результату.

При постановке цели следует учитывать следующие рекомендации:

  • Краткосрочные цели – самые важные, при их постановке нужно быть более чем реалистичным.

  • Убедитесь, что сформулированная цель определяет именно ту деятельность, которую вы задумали.

  • Прислушайтесь к чувствам, возникающим в момент определения целей – любые сомнения или ощущения дискомфорта свидетельствуют о неправильно выбранной или сформулированной цели.

  • Периодическая коррекция или кардинальная смена целей естественны – мир меняется, и мы меняемся вместе с ним.

  • Время, потраченное на целеполагание, с лихвой окупается благодаря минимальным потерям от бессмысленных метаний.

5. Гипотеза

Гипотеза – это предвидение событий, это вероятное знание, ещё не доказанное. Изначально гипотеза не истина и не лож – она просто не доказана.

На этом этапе можно воспользоваться следующими методами:

  1. Метод подбрасывания идей. Суть его в том, что чужая идея не так вдохновляет на деятельность, как своя. Поэтому необходимо в процессе обсуждения подбрасывать разные темы, идеи, решать вместе задачи, и не выяснять далее чьи были предположения.

  2. Метод личного примера. Если учитель излагает материал увлечённо и заинтересованно, то проблем не бывает. Материал должен нравиться ученику и учителю.

  3. Мозговой штурм. Это метод свободного генерирования идей.

  4. Дискуссия. Рассматривая дискуссию, как коллективное обсуждение какого-либо спорного или важного вопроса с целью нахождения истины, необходимо помнить, что многое здесь зависит от ведущего. В этой роли лучше всего выступить учителю.

  5. Деловая игра.

  6. Задачи.

Задачи – это выбор путей и средств для достижения цели.

Типичные ошибки при постановке задач:

  • неправильная постановка задач;

  • неумение разделить цель и задачи; - цель прописывается в задачах.

Задачи и цели – не одно и то же. Цель исследовательской работы бывает одна, а задач бывает несколько. Задачи показывают, что вы собираетесь делать. Формулировка задач тесно связана со структурой исследования. Причем, отдельные задачи могут быть поставлены для теоретической части и для экспериментальной.

7. Литературный обзор.

Краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов. В обзоре вы должны показать, что знакомы с областью исследований по нескольким источникам, что вы ставите новую задачу, а не делаете то, что уже давно сделали до вас.

Каждое исследование имеет свой паспорт, который включает в себя выше перечисленные этапы. Рассмотрим пример одного исследования.

1.1 ПРИМЕР ПАСПОРТА ИССЛЕДОВАНИЯ


Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

«Вред или польза от губной помады?»

2

Актуальность исследования

Губная помада — одно из самых популярных косметических средств, позволяющее защищать губы от обветривания и сухости. По меньшей мере – это средство, которое способно сделать нас ярче и привлекательнее, а также позволяет обрести уверенность в себе.

Сегодня трудно найти такую девушку или женщину, которая не знает, что такое губная помада. Ей пользуются даже те, кто практически не использует косметику. В любой дамской сумочке вы найдете ее, может, даже несколько тюбиков, но это не просто обязательный атрибут женской сумочки.

Если верить статистическим опросам, около 64% женщин регулярно завершают свой макияж подкрашиванием губ. Интересный факт, французы давно подсчитали, что женщина, красящая губы три раза в день, съедает при этом 16 мг помады. А ведь некоторые делают это чаще!

Да, помада придает уверенность каждой девушке, но мало кто знает, что в ее состав входят тяжелые металлы (например, хром или алюминий). А ведь только в 6 из 1000 видов губных помад не содержатся эти металлы. Поэтому, покупая помаду, мало кто задумывается о ее составе.

3

Проблема исследования

В настоящее время большинство девушек ежедневно пользуются губной помадой, считая, что это придает им уверенности, но не задумываются о том, действительно это вредно или нет, поэтому необходимо найти помаду с наиболее безопасным составом для губ.

4

Объект исследования

Губная помада

5

Предмет исследования

Влияние губной помады на состояние губ

6

Цель исследования

Исследовать состав губной помады и его влияние на состояние губ девушки и создать губную помаду с безопасным составом.

7

Задачи исследования

1.Изучить историю губной помады.

2.Изучить виды и состав губных помад и их влияние на состояние губ девушки.

3.Проверить достоверность гипотезы.

4.Поиск рецепта и изготовление помады.

5.Оформить вывод исследования.

8

Гипотеза исследования

Помада, приготовленная в домашних условиях безопаснее, чем помада, созданная промышленным путем.

9

Методы исследования

Теоретические:

- анализ;

- сравнение.

Практические:

- опыт.

10

Тип исследования (по продолжительности)

Экспресс-исследование

11

Этапы реализации исследования, краткое их описание

1.Обсуждение актуальности, проблемы, цели и гипотезы исследования. Планирование исследования, используя прием «Перепутанный план».

2. Работа с текстом (История возникновения губной помады)

Согласно утверждениям археологов женщины, начали красить губы примерно 12 000 лет назад: тогда для этого использовали сок ягод и фруктов.

Прототипом помады принято считать кремообразную субстанцию из измельченных полудрагоценных камней и минералов, которую в Месопотамии представители аристократии обоих полов наносили на губы и веки около 5000 лет назад.

Древние египтяне изготавливали помаду из высушенных водорослей и брома. Считалось, что она защищает нежную кожу губ от воздействия солнечных лучей и пустынных ветров. Этот своеобразный гигиенический бальзам был одним из самых популярных косметических продуктов: им пользовались и мужчины, и женщины, и дети. Впрочем, вскоре выяснилось, что смесь этих ингредиентов довольно токсична, и косметологи Древнего Египта научились получать компонент помады из муравьиной кислоты, который окрашивал губы в характерный красный цвет. Согласно легенде именно, таким средством пользовалась Клеопатра.

В христианском мире косметика считалась дьявольским изобретением. Особенно свирепствовала католическая церковь. Женщины, заподозренные в подкрашивании губ, считались ведьмами и сжигались на костре.

3. Просмотр видео (Из чего делают помаду и как ее компоненты влияют на здоровье человека)

https://youtu.be/0_d5sQZ1678


4. Заполнение сравнительной таблицы

5. Приготовление помады.

6. Оформление вывода по сравнительной таблице.

12

Оборудование для проведения исследования

Различные виды губной помады, пчелиный воск, мед, оливковое масло, чашка, ложка.

13

Продукт исследования

Памятка, как приготовить помаду с безопасным и натуральным составом.

14

Перспектива исследования

Выявить помаду с наиболее безопасным составом для губ для любого времени года.

15

Используемые источники

1. http://diethics.com/vitamins-and-vitamin-deficiency/

2. http://vamp.rolbb.ru/viewtopic.php?id=111

3. Е. А. Алёхина «Изучение состава и определение качества губных помад»

4. http://f-journal.ru/sostav-pomady


Для проведения такого исследования необходимо заранее подготовить все материалы: карточки плана исследования на каждого ученика, разные виды губной помады, таблицу для фиксации наблюдений на пару, тексты на группу (3-4 человека), мед, оливковое масло, ложки, стаканы.

На первом этапе необходимо совместно с обучающимися выделить проблему исследования, затем выдвинуть гипотезы и поставить цель. Все это требует обязательной фиксации, для удобства была следует сделать специальную карточку, куда обучающиеся самостоятельно заносят свои ответы. Для того, чтобы исследование было качественно проведено необходим план работы, для данного исследования был использован прием «перепутанный план», обучающимся нужно было восстановить последовательность.

Начинается работа по составленному плану. Перед началом работы необходимо дать четкую инструкцию, благодаря которой обучающимся будет понятно для чего они выполняют эту работу. По мере выполнения пунктов плана важно отмечать сделанные, например, галочкой или плюсом. Так обучающиеся смогут отследить порядок своих действий для достижения цели, а педагог увидит деятельность каждого ученика.

После работы с текстом обучающиеся приступают к проведению опыта для доказательства или опровержения выдвинутой гипотезы. Перед началом необходимо вспомнить технику безопасности. Когда обучающиеся готовы к выполнению работы необходимо давать четкие инструкции и обратить их внимание на то, что необходимо фиксировать результат наблюдения в таблицу. Вместо устных инструкций можно дать распечатанный план действий, но нужно обращать внимание на возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Следующий этап – представление результатов наблюдения. Приглашается 1 участник от группы, а остальные могут высказывать свое отношение или задавать вопросы. После выступлений обучающиеся должны решить опровергли мы гипотезу или доказали, сделать вывод.

Далее обучающиеся работают над созданием продукта и составляют свои памятки по созданию безопасной губной помады.

В завершении группы представляют свои памятки, делаются выводы и проводится рефлексия, обучающиеся должны оценить свой собственный вклад в исследование и вклад в работу группы на линеечках в карточке исследователя.











































1.2 ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ - НАСТАВНИКУ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТОЙ ШКОЛЬНИКА

Прежде всего, учителю, ставшему руководителем исследовательской работы школьника, необходимо помнить следующее:

  • Учитель играет роль организатора. Главным исполнителем является школьник.

  • Тема может быть предложена учителем или сформулирована вместе с учеником с обязательным учётом интереса последнего и его личностных особенностей.

  • В ходе работы над исследованием учитель должен осуществлять постоянный контроль за работой, но этот контроль не должен быть навязчивым. Это могут быть консультации, проверка письменных отчётов, просто советы.

  • Нельзя подавлять творчество ученика-исследователя, навязывать ему свою позицию, нужно только направлять его деятельность.

  • Нельзя допускать критику ученика. Неосторожная критика может привести к негативным последствиям, т. к. у школьника нет достаточного жизненного опыта, который помог бы ему воспринимать критику как положительный момент.

  • Учителю необходимо не забывать хвалить ученика в процессе его исследования, даже за незначительные находки и открытия, ведь всё, что ему удаётся сделать - это результат его собственного поиска, его исследование.

  • Учитель должен создавать своему ученику ситуацию успеха, чтобы ему и дальше хотелось заниматься работой. Расскажите о его достижениях в классе или на родительском собрании.

  • Помните, что исследование - это активный процесс. Точка зрения Ваша и ученика может в чём-то не совпадать. Не спорьте с учеником, если он хочет отстоять свою позицию, ведь это его исследование.

  • Не забывайте, что научить исследовательской работе просто рассказав о ней, невозможно. Работа должна быть практической.

  • Задача учителя - создать условия для успешной работы ученика, оказывать благоприятное воздействие на него.











































1.3 ПРИМЕРНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ДЕТСКИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ

Критерии оценки детских исследовательских работ

Кол-во баллов

1. Актуальность темы

2 – выбранная тема актуальна, актуальность обоснована.

1 – актуальность обоснована слабо.
0 – актуальность не обоснована.

2. Предмет и объект исследования

2 – предмет и объект исследования сформулированы верно.

1 – предмет исследования сформулирован неверно, объект исследования сформулирован верно/объект исследования сформулирован неверно, предмет исследования сформулирован верно
0 – предмет и объект исследования сформулированы неверно/не определены совсем.

3. Цели и задачи

2 – цель соответствует теме и результату исследования, задачи являются путями ее достижения.

1 – цель сформулирована верно, но задачи не являются путями ее достижения.

0 – цель и задачи проекта не сформулированы.

4. Гипотеза

1 – гипотеза сформулирована корректно.

0 – гипотеза сформулирована, но она очевидна.

5. Соответствие выбранных методов

2 – все методы подобраны целесообразно и применены в соответствии с методикой.

1 – один из методов определен неверно, но применены не в соответствии с методикой\ метод заявлен, но не предъявляется.

0 – методы подобраны не целесообразно.

6. Ход исследования

2 – описание исследования четкое и обоснованное, отражает поставленные задачи, содержаться выводы и обобщения.

1 – описанное исследование соответствует теме и цели, но не отражает суть всей работы.

0 – описанное исследование не соответствует теме и цели, не отражает сути работы.


7. Практическая значимость

2 – результаты работы могут применяться в практике.

1 – результаты работы требуют доработки для применения в практике.

0 – работа не имеет практической значимости.

8. Соблюдение требований к оформлению

2 – соблюдены все общие требования к оформлению текста (поля, шрифт, заголовки, цитаты, таблицы, рисунки, формулы, сокращения), приложений.

1 – нарушено не более 1 из требований.

0 – требования не соблюдены.

9. Наглядность представления

3 – выступление сопровождается грамотно оформленной презентацией, текст выступления не совпадает с текстом на слайдах, в презентации присутствуют фото, схемы, таблицы, диаграммы и другой материал, представляющий процесс и результат работы + предъявляется продукт в виде материальной модели.

2 – выступление сопровождается грамотно оформленной презентацией, текст выступления не совпадает с надписями на слайдах, в презентации присутствуют фото, схемы, таблицы, диаграммы и другой материал, представляющий процесс и результат работы.

1 – не все слайды отражают суть работы, нет рисунков, таблиц графиков, много текста, выступление дублирует текст слайдов.

0 – презентация не помогает восприятию материала.

10. Оформление литературы

2 – список литературы оформлен корректно.

1 –список литературы оформлен некорректно.

0 – не указаны источники литературы.















































2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Проектная учебная деятельность является компонентом системы образования и развития учащихся, а не самой системой. В рамках организации полного дня данная форма работы особенно эффективна. Проектирование может использоваться как на уроках, так и на развивающих занятиях, факультативах, кружках. Проектное обучение личностно-ориентировано, самомотивируемо, следовательно, позволяет учиться на собственном опыте и опыте других, стимулировать познавательный интерес, получать удовлетворение от своего труда, создавать ситуацию успеха. Педагоги, в свою очередь, должны быть готовы возглавить проект, генерировать идеи проекта, быть в составе команд, работающих над другими проектами.

Цели проектной деятельности:

  • формирование системы личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий;

  • переход от усвоения знаний к овладению процессом частично самостоятельного приобретения знаний;

  • формирование умения адаптироваться в изменяющихся условиях, видеть проблемы, предлагать пути их решения;

  • развитие психических процессов младшего школьника (внимания, памяти, логического мышления, аналитических, оценочных способностей и т.д.);

  • воспитание у детей ответственности, инициативности, самостоятельности и предприимчивости;

  • эффективное сочетание общеклассной, групповой и индивидуальной работы учащихся.

Основные требования к проекту

1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами — с проектирования самого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации.

3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.

4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.

5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Таким образом, проект - это "пять П": проблема - проектирование (планирование) - поиск информации - продукт - презентация. Шестое "П" проекта - это его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

Структура проекта

Всякий проект, независимо от типа, имеет практически одинаковую структуру. Это позволяет составить единую циклограмму проведения любого проекта - долгосрочного или краткосрочного, группового или индивидуального - вне зависимости от его тематики.

1. Постановка проблемы.

2. Выдвижение путей решения.

3. Деление на группы.

4. Планирование деятельности.

5. Выбор форм продукта

Подготовка продукта:

1. Сбор информации

2. Структурирование информации

3. Изготовление продукта

4. Оформление продукта

5. Выбор формы презентации

6. Подготовка презентации

7. Презентация

8. Самооценка и самоанализ.

Формы продуктов проектной деятельности: Web-сайт; анализ данных социологического опроса; сравнительно-сопоставительный анализ; атлас, карта, учебное пособие; видеофильм; выставка; газета, журнал, справочник; костюм, модель, коллекция; игра, мультимедийный продукт; музыкальное или художественное произведение; постановка, праздник; экскурсия, поход; законопроект и т.д.

Виды презентаций проектов: деловая игра; демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий; инсценировка-диалог литературных или исторических персонажей; игра с залом; научная конференция, доклад; пресс-конференция; путешествие, экскурсия; реклама; ролевая игра; спектакль; соревнование; телепередача и т.д.

Портфолио проекта (проектная папка).

В состав проектной папки входят:

• паспорт проекта;

• планы выполнения проекта и отдельных его этапов (для долгосрочных проектов это могут быть недельные или помесячные планы; для проекта, выполняемого в ходе проектной недели, - ежедневные планы). В планах указываются: индивидуальное задание каждого участника проектной группы на предстоящий промежуток времени, задачи группы в целом, форма выхода очередного этапа;

• промежуточные отчеты группы;

• вся собранная информация по теме, в том числе распечатки из Интернета;

• результаты исследований и анализа;

• записи всех идей, гипотез и решений;

• отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, «мозговых штурмах» и т. д.;

• краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их решения;

• эскизы, чертежи, наброски продукта;

• материалы к презентации (сценарий);

• другие рабочие материалы и черновики группы. [11]

Какова же роль учителя в проектной деятельности? Она своеобразна. Главное правило, о котором должен помнить учитель: я выступаю не как толкователь готовых знаний и их транслятор, а как равноправный соучастник их добывания. Я некий вдохновитель для исследовательской деятельности учащихся.

Общие правила для педагогов – руководителей проектов

  • Старайтесь подходить ко всему творчески, боритесь с банальными решениями.

  • Ориентируйтесь на процесс исследовательского поиска, а не только на результат.

  • Стремитесь открыть и развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности.

  • Старайтесь меньше заниматься наставлениями, помогайте детям действовать независимо,

  • Оценивая, помните – лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что критиковать.

  • Помните о главном педагогическом результате – не делайте за ученика то, что он может сделать самостоятельно.

  • Не сдерживайте инициативы детей. Учите детей действовать независимо, приучайте их к навыкам оригинального решения проблем, самостоятельным поискам и анализу ситуаций.

•. Учите способности добывать информацию, а не проглатывать ее в готовом виде.

  • Старайтесь обучать школьников умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую ими информацию.

3. ПРОЕКТНАЯ ЗАДАЧА

Многие встречались с таким выражением, как «проектная задача». Но чем же она отличается от проектной деятельности?

Отличие проектной задачи от проекта лишь в том, что школьникам задаются все необходимые средства и материалы в виде системы (или набора) заданий, требуемые для их выполнения.

Под проектной задачей мы понимаем задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата (продукта), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение детей.

Другими словами, проектная задача должна через систему или набор знаний (реперные точки) задать возможные «стратегии» своего решения.

Проектная задача имеет следующую структуру:

Педагогические эффекты проектной задачи:

  • Задает реальную возможность организации взаимодействия (сотрудничества) детей между собой при решении поставленной ими самими задачи.

  • Учит (без явного указания на это) способу проектирования через специально разработанные задания.

  • Дает возможность посмотреть, как группа детей осуществляет «перенос» известных им предметных способов действий в модельную ситуацию.

Алгоритм разработки проектной задачи для учителя

1. Определить вид и место проектной задачи.

а) Стартовая, текущая или итоговая.

б) Монопредметная или тематическая задача — встраивается в тематическое планирование рабочей программы по выбранному предмету;

в) Межпредметная задача — найти точки пересечения областей знаний в нескольких предметах, для проведения выделяются отдельные часы учебного плана данного класса;

г) Одновозрастная или межвозрастная — найти точки пересечения областей знаний в одном (монопредметная) или нескольких (межпредметная) предметах с учетом принципа концентрического освоения предметного содержания.

2. Сформулировать (для себя) диагностическую цель проектной задачи.

3. Сформулировать проблему (условие задачи).

а) наличие квазижизненной ситуации;

б) наличие отвлекающих «шумов» (возможно отсутствие);

в) наличие сформулированного вопроса (возможно отсутствие).

4. Составить систему взаимосвязанных сюжетом заданий (инструкцию).

а) Учесть, что двигаться от задания к заданию можно как последовательно, так и выборочно (в зависимости от подготовленности группы);

б) Запланировать отвлекающие маневры, создающие разные препятствия для решения поставленной задачи (возможно отсутствие);

в) составить заключительное «ключевое» задание так, чтобы оно являлось общей «сборкой», позволяющей собрать вместе все то, что выполнила группа в отдельных заданиях (готовый к презентации продукт).

5. Продумать форму рефлексии (устно, письменно, в группе, перед классом…).

6. Продумать форму представления готового продукта (решения задачи).

7. Продумать форму оценки (кто, когда и как (по какой форме) оценивает).

Итог решения проектной задачи.

Реальный «продукт»: текст, схема, макет, график, таблица и др.

Нематериальный «продукт»: качественное изменение ребенка.

Чтобы чётко различать «проект» от «проектной задачи», была создана сравнительная таблица.

Основание для

сравнения

Проект

Проектная задача

Педагогическая цель

формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.

посмотреть, как осуществляет

группа детей

«перенос»

известных им

предметных способов действий в модельную ситуацию, где эти способы изначально скрыты, зашумлены, а иногда требуют переконструирования.


Цель детская

решение конкретной проблемы, достижение оптимальным способом заранее запланированного результата

Целенаправленное стимулирование системы детских действий через систему или набор

заданий

Продолжительнос

ть

от урочных до годичных

краткосрочные

(от 1-2 до 8-10

часов)

Форма организации

индивидуальные или групповые

Групповые

Структура

1.Проблема (целеполагание)

2.Проектирование (планирование)

3.Поиск информации

4.Продукт

5.Презентация.

  1. Описание ситуации

  2. Задание 1

  3. Задание2

  4. Задание 3

  5. Итоговое задание

Формируемые универсальные умения

  1. Рефлексивные

  2. Поисковые (исследовательские)

  3. Навыки оценочной самостоятельности.

  4. Умения и навыки работы в сотрудничестве

  1. Менеджерские умения и навыки

  2. Коммуникативные

  3. Презентационные умения и навыки

Рефлексировать (видеть

проблему;

анализировать

сделанное — почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки).

  • Ставить и удерживать цели.

  • Планировать свою деятельность.

  • Моделироват ь (представлять способ действия в виде схемы - модели, выделяя все существенное и главное).

  • Проявлять инициативу при поиске способов решения задачи.

  • Взаимодейств

овать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или

аргументировано отклонять точки зрения других.

Средства

Проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств

Система (набор)

заданий

Возраст участников

Младшие школьники, старшеклассники

Таким образом, проектная задача ориентирована на достижение, как предметных знаний и умений, так и на метапредметных. Особенностью проектной задачи является то, что в ней не содержится указаний, к какой теме, к какому учебному предмету она относится, как выполнять то или иное задание.

Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их выполнения данных. Проектная задача может быть решена за 15 минут или за несколько уроков.

Проектные задачи есть шаг к проектной деятельности в школе. Эти задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания - они вольны придумывать, фантазировать. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность, дают возможность опробования различных путей решения. Они помогают сложиться учебному сообществу, поскольку учат видеть и слышать друг друга. Благодаря проектным задачам уже в начальной школе у детей появляется не только возможность овладения культурными способами действий, но и возможность опробовать их в квазиреальных (модельных) ситуациях. Осваивается реальная практика произвольного поведения: самоорганизация группы и каждого внутри нее, управление собственным поведением в групповой работе.



3.1 ПРИМЕР ПРОЕКТНОЙ ЗАДАЧИ

Разработчики: Петерсон Ю.Д., Швабенланд К.А., Ширяева Д.М.

Данная проектная задача предполагает работу в группах по 4-5 человек и выполнение 6 заданий. Деятельность всех групп направлена на создание общего результата: создание памятки. Решение задачи начинается с письма, из которого дети узнают о герое и создании конечного результата. Работа рассчитана на 1 урок.

Паспорт проектной задачи

Название проектной задачи

День Робинзона Крузо

Тип проектной задачи

Предметная (математика)

Класс

3-4

Дидактические цели

1.Создать условия для группового взаимодействия при решении проектной задачи, развивая у учеников умения и навыки самостоятельной и групповой работы.

2.Отработать умения анализировать материал, обобщать, использовать эти умения в нестандартной ситуации.

3.Развивать рефлексивные и творческие способности учащихся. 4. Создать памятку «Правила выживания на необитаемом острове».

Предметные знания и умения и метапредметные действия, на которые опирается задача

Предметные:

- самостоятельно составляют собственные задачи по заданной математической модели — таблице;

Строят развертки и предметные модели куба, параллелепипеда;

- определяют в простейших случаях истинность и ложность высказывания «все», «если то», «верно неверно что», «иногда»;

- решают задачи с буквенными данными;

- распознают развернутый угол смежный и вертикальный тд.;

- кодируют информацию.

Метапредметные:

Познавательные:

- понимают таблицы, схемы;

- включаются в творческую деятельность.

Регулятивные:

- принимают и сохраняют учебную задачу;

- осваивают способы пошагового итогового контроля результата. Коммуникативные:

- слушают, принимают чужую точку зрения, представляют свою.


Планируемый педагогический результат

Умения, работая в группе, создать конечный результат: памятку «Правила выживания на необитаемом острове».

Критерии оценивания

При подведении итогов работы оценивается:

• владение необходимым предметным материалом, правильность выполнения отдельных заданий и умение выстроить с их помощью решение задачи в целом;

• умение действовать согласно инструкции;

• выполнять самооценку своих действий.

Оценивание взаимодействия учащихся при работе в малой группе проводится путем экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа, в котором фиксируются действия учащихся в процессе решения задачи, и делается общий вывод об уровне работы в малой группе.

В приложении 1 расположено содержание заданий проектной задачи.




































ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследовательская деятельность в начальной школе - это организованная познавательная творческая деятельность учащихся начальных классов, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, мотивацией и сознательностью, в результате которой у обучающихся формируется познавательный интерес и исследовательские умения.

Проектная деятельность является частью самостоятельной работы учащихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы. Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.

Проектная деятельность, которой уделяется много внимания на уроках и внеурочных занятиях, очень важна для формирования умения вести исследовательскую работу и дальнейшего постижения основ научно-исследовательской деятельности.

 Дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, представление своих проектов. В результате у детей развиваются речевые умения, формируется монологическая речь. Родители положительно оценивают занятия проектно-исследовательской деятельностью как возможность развития творческих способностей детей. Они консультируют своих детей в процессе поиска информации, оказывают помощь в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, в составлении плана предстоящей деятельности, наблюдают, контролируют соблюдение правил техники безопасности, следят за соблюдением временных рамок этапов деятельности, оказывают помощь в сборе информации, оформлении материалов.

Таким образом, использование проектно-исследовательского метода учителем позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, оживляет традиционный учебный процесс, способствует прогрессу в развитии индивидуальных качеств каждого ученика.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с. – (Работаем по новым стандартам).

2. Баранова Е.В. Как увлечь школьников исследовательской деятельностью / Е. В. Баранова, М. И. Зайкин // Математика в школе. - 2004. - N 2. - С. 7-10.

3. Безрукова В.С. Директору об исследовательской деятельности школы / В. С. Безрукова. - М.: Сентябрь, 2002. - 160 с.

4. Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений / под ред. Воронцова А. Б. – М.: Просвещение, 2011. – 149 с.

5. Зубова О.А. Статья «Исследовательская работа в начальной школе». https://urok.1sept.ru/articles/511559

6. Малиновская Е.А. Структура, логика и оформление исследовательских работ учащихся. https://urok.1sept.ru/articles/210579

7. Пчелинцева, Т. А., Львова А. Г. Сетевой проект как средство формирования у учащихся целостной картины мира // Математика в школе. – 2013. - № 1. – С. 64-69

8. Савенков А.И. Детское исследование, как метод обучения старших дошкольников [Текст] / А.И. Савенков // Детский сад от А до Я. – 2012. – №2. – с. 4-15.

9. Савенков А.И. Маленький исследователь: Как научить дошкольника приобретать знания [Текст] / А.И. Савенков - Ярославль: Академия развития, 2006. - 160 с.

9. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст] / А.И. Савенков - Самара: Издательство «Учебная литература», 2004. - 80с.

11. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников школ / И.С. Сергеев. – Аркти, 2020. – 80 с.

12. Сопельняк С.В., Коваленко Е.Г. Особенности проектной деятельности младших школьников. // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. Краснодар, 2020 – с. 80-83.

13. Улитко В.В. Проектные задачи в начальной школе: Методические рекомендации для учителя / авт.-сост. В. В. Улитко. - Тирасполь: ПГИРО, 2014. - 64 с.























Приложение 1

Слова учителя: «1 февраля отмечается праздник – День Робинзона Крузо. Вы наверняка слышали об этом персонаже. Во время плавания его корабль попал в шторм, и он оказался на острове совсем один. Подумайте, смог ли он выжить на этом острове?

Сегодня предлагаем вам отправиться в путешествие по пути Робинзона Крузо! Впереди вас ждут увлекательные задания и интересные открытия. Удачи! «

Письмо:

Дорогие далекие потомки. Когда-то, в 17 веке, я провел на этом необитаемом острове много лет. Я победил голод и холод, нашел способ обеспечить себе безопасность и не скучать. Хочу поделиться с вами тем, что я узнал об этом острове и что я здесь делал!

Передайте полученные знания другим, создав памятку!

Робинзон Крузо

Задание 1. Когда Робинзон оказался на острове, он заметил, что его корабль еще не до конца затонул и решил перевести оставшиеся там вещи и продукты на остров. Проблема заключалась в том, что необходимо было изготовить плот, на котором можно перенести все вещи. Предлагаем вам выполнить эту задачу и создать свой плот.

Задание 2. Через 25 лет Крузо нашел себе друга. Обстоятельства их встречи были немного странными, Робинзон спас своего будущего друга от рабства. Человек совсем не говорил на его языке и Робинзон не мог понять, как его зовут, поэтому придумал ему имя сам и оно, оказалось очень необычным. Если ты сможешь выполнить следующее задание ты узнаешь, как Робинзон назвал своего друга.


Выбери букву, которая находится в вертикальном угле

П



Л





К



А




Выбери букву, которая находится в смежном угле

Я

О

У


Выбери букву, которая находится в прямом угле

Л

Х

Т

Ж


Выбери букву, которая находится в развернутом угле

Н

Д

Э


Выбери букву, которая находится в остром угле

И

Ю

О


Выбери букву, которая находится в вертикальном угле

А

Ц

Р

У


Выбери букву, которая находится в смежном угле

К

ГГ

А

Ь


Задание 3. Робинзон Крузо пол жизни провел на острове, если ты сможешь решить эту задачу, ты узнаешь примерное количество дней, которых Робинзон прожил на острове.

После того как Крузо немного освоился на острове, он посадил зерно, которое перевез из корабля. Чтобы сохранить урожай, Крузо огородил поле плетнем. Для этого ему понадобилось n ветвей. А потом он стал плести корзины для хранения продуктов, на которое понадобилось m веток. Сколько веток всего израсходовал Робинзон, если n=8352, а m=2006.


Задание 4. Пятница начал помогать Крузо по хозяйству. Робинзон брал своего друга с собой на охоту в качестве помощника, приучал дикаря питаться мясом животных. Каждый раз, когда они ходили на охоту они искали самое высокое место на острове. Так они пришли к следующим результатам:

Место

Черепаховый пляж

Скалы

Наблюдательный пост

Календарный столб

Опасные скалы

Высота

2 метра

18 метров

6 метров

1 метр

24 метра

Придумайте задачу, используя эти данные и запишите в поле для ответа. Обозначьте высоту каждого места на карте.

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________




Задание 5. Впрочем, со временем Робинзону Крузо удалось справиться со своими страхами, ведь он привык к жизни на острове. Он перестал горевать, вел спокойную, размеренную жизнь и вполне был счастлив. Он успел полюбить этот остров. Изо дня в день он усердно трудился. В один день Робинзон нарисовал себе карту, где и что у него расположено, чтобы было удобно ориентироваться. Когда Пятница увидел карту, то попросил Робинзона объяснить. И тогда Робинзон решил упростить эту карту, разбив ее на пункты, но он мог допустить ошибки. Пользуясь картой определите истинные и ложные высказывания, тем самым вы поможете Пятнице. Поставьте рядом с высказываниями букву «И» – если описание верное, букву «Л» – если описание неверное.

  1. Если двигаться от наблюдательного поста идти на северо-запад, то сначала попадешь на дачу, а потом на черепаховый пляж.

  2. Неверно, что все 15 мест находятся на одном острове.

  3. Верно, что у Робинзона Крузо была дача, поле и наблюдательный пост.

  4. Если идти на юго-запад от опасных скал, то можно попасть на скалы.

  5. Мель, на которую сел корабль находится в океане.

  6. Дача находится в центре острова.


Задание 6. Моряки часто пользуются азбукой Морзе. Робинзон Крузо тоже был моряком. Используя кодировку, оставь послание (2-3 слова) тем, кто будет пользоваться памяткой.

Чтобы отделять буквы друг от друга оставляйте промежуток между ними.

Напишите небольшое письмо (2-3 предложения) Робинзону Крузо о том какие знания понадобились для выполнения заданий, о вашем отношении к занятию.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!