СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации «Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном методическом пособие представлены рекомендации по организации проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы. Данные методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов, а также студентов, обучающихся по специальности «Преподавание в начальных классах». В методическом пособие размещены рекомендации: как выбрать тему исследования и проекта, как провести исследования в рамках учебного кабинета и так далее.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации «Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы»»

Министерство образования Красноярского края

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького»













Методические рекомендации «Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы»









































Красноярск, 2023 г.

Методические рекомендации составлены в соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Составитель: Ермолина А.А. – студентка 20П-1 группы отделения «Преподавание в начальных классах».

Методические рекомендации «Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы» / Ермолина А.А. / Министерство образования Красноярского края КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького», 2023. – 21 с.

Аннотация.

В данном методическом пособие представлены рекомендации по организации проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы. Данные методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов, а также студентов, обучающихся по специальности «Преподавание в начальных классах». В методическом пособие размещены рекомендации: как выбрать тему исследования и проекта, как провести исследования в рамках учебного кабинета и так далее.

























Оглавление

1. Исследовательская работа в начальной школе 3

1.1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура. 3

1.2. Как выбрать тему? 7

1.3. Выступление 9

1.4. Как провести исследования в классе? 12

2. Как организовать проект в начальной школе? 12

2.1. Что такое проектная деятельность? 12

2.2. Чем отличается от исследования? 13

2.3. Как организовать проектную деятельность в начальной школе? 13

2.4. Паспорт проекта 14

Используемая литература: 19

























  1. Исследовательская работа в начальной школе
    1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура.

В Федеральном компоненте Государственного образовательного стандарта начального общего образования формулируется идея реализации личностно-ориентированной, развивающей модели массовой начальной школы, содержание образования в которой будет ориентировано на обеспечение самоопределения и саморазвития личности, на овладение способами познавательной деятельности, приобретение детьми опыта различных видов деятельности. Это требует создания в образовательной практике определенных педагогических условий для включения младших школьников в активную познавательную деятельность, в частности, учебно-исследовательскую. [1]

Исследовательская деятельность в начальной школе - это организованная познавательная творческая деятельность учащихся начальных классов, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, мотивацией и сознательностью, в результате которой у обучающихся формируется познавательный интерес и исследовательские умения.

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах. Это способствует развитию интереса к научной деятельности. Направленность деятельности не на результат, а на процесс. Исследовательская деятельность в начальной школе может осуществляться на уроках, во внеурочное время, а также во внеклассной работе.

Проведение исследовательской деятельности среди младших школьников играет важную роль в организации процесса познания, обеспечивает поисковую ориентацию учащихся, направленную на творческое развитие личности, накопление у детей представлений об окружающем мире, знаний, которые являются основой для последующего их осознания, раскрытия причин и взаимосвязей в окружающем детей мире, формирование трудолюбия, ответственности и самостоятельности.

Исследовательская деятельность в начальных классах школы:

  • формирует активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в обучении;

  • развивает исследовательские, рефлексивные, самооценочные навыки;

  • формирует умения в совокупности с опытом их применения в практической деятельности;

  • нацелена на развитие познавательного интереса учащихся;

  • формирует представление о взаимодействии жизненных явлений с образование. [2]

Условия формирования исследовательских умений младших школьников:

  • Целенаправленность и систематичность.

Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в классе постоянно как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Учитель должен использовать материал различных уроков с целью формирования умений исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем.

  • Мотивированность.

Необходимо помогать, учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть эту возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.

  • Творческая среда.

Учитель должен способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе.

  • Психологический комфорт.

Одна из задач учителя – поощрять творческие проявления учащихся, стремление к творческому поиску. Важно, чтобы они не боялись допустить ошибку, воздержаться от негативных оценок. Задача учителя не подавлять желания, порывы, творческие идеи учащихся, а поддерживать и направлять их. Суждения «Ты сделал неправильно» или «Ты сделал не так» блокируют желание работать, двигаться дальше. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, поверить в себя.

  • Учет возрастных особенностей младшего школьника.

Так как речь идет об учащихся младшего школьного возраста, вопрос об учете их психологических особенностей очень важен. Обучение исследовательским умениям должно осуществляться на доступном для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным и полезным.

Исследования можно классифицировать:

  • по количеству участников (коллективные, групповые, индивидуальные);

  • по месту проведения (урочные и внеурочные);

  • по времени (кратковременные и долговременные);

  • по теме (предметные или свободные),

  • по проблеме (освоение программного материала; более глубокое освоение материала, изученного на уроке; вопросы, не входящие в учебную программу). [3]

Формирование исследовательской деятельности, как правило, проходит в несколько этапов.

Первый этап соответствует 1-му классу начальной школы. Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включают в себя:

- поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений;

- развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели;

- формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.

Второй этап - 2-й класс начальной школы - ориентирован:

- на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя;

- на развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования

- на поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников [1].

Третий этап соответствует 3-4-му классам начальной школы. На данном этапе обучения в центре внимания должно стать обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений. По сравнению с предыдущими этапами обучения усложнение деятельности заключается в увеличении сложности учебно-исследовательских задач, в развернутости и осознанности рассуждений, обобщений и выводов.


    1. Как выбрать тему?

Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его. Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Желание, что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес. Тема «навязанная» ребенку, какой бы важной она не казалась нам взрослым, должного эффекта не даст. Естественно, для того, чтобы выбрать тему, интересующую ребенка, нужно знать его склонности. Суметь услышать, понять, почувствовать его интересы сложная, но вполне решаемая педагогическая задача. Главное, чтобы ребенок выбрал тему исследовательского проекта для проведения исследования по своим увлечениям и интересным направлениям деятельности.

Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования. Подвести ребенка под ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки – задача сложная, но без её решения эта работа теряет смысл.

Тема также должна звучать так, чтобы можно было предположить, что будет выполнено в данном исследовании. Сформулировав правильно тему, можно привлечь внимание к исследованию.

Нами были проанализированы темы детских исследовательских работ и на основе анализа составлена таблица. Были выделены лучшие формулировки, неудачные и спорные формулировки.

Таблица 1. Формулировки тем

Лучшие формулировки

Неудачные формулировки

Спорные формулировки

«Аквариум и его обитатели»;

«Взаимоотношения кошки и собаки в семье»;

«Влияние отработанных батареек на растения»;

«Зачем нужны дождевые черви в природе?»;

«Почему говорят, что лук злой?»;

«Почему мыло наш друг?»;

«Чем может загрязняться вода и как ее очистить?»;

«Выращивание кристалла в домашних условиях»;

«Откуда берется радуга?»;


«Как вырастить лекарственные растения в домашних условиях?»;

«Как приготовить Иван-чай в домашних условиях?»;

Как развести костер в полевых условиях?

«Какая порода собаки подходит для нашей семьи?»;

«Особенности поведения и питания моей кошки Симки»;

«Какие заповедники есть в Красноярском крае?»;

«Отличительные особенности грача от черной вороны»;

«Что такое плесень?»; Реферат «Кока-кола. Польза или вред?;

«Как влияют внешние факторы на поведение улитки Ахатина?»;


«Все ли мы знаем о ежах?»;

Как влияют разные марки мыла на кожу человека?

«О чём рассказывает фонтан «Реки Сибири?»;

«Польза козьего молока»;

«Почему листья осенью меняют цвет?»;

«Способы подкармливания зимующих птиц в микрорайоне «Взлетка» г. Красноярска»;

«Шум в школе на уроках и перемене в лицее №103 «Гармония»;

«Орхидея – символ совершенства.

Уход за орхидеями в домашних условиях»;

«Как вырастить Крымский арбуз в условиях пригорода г. Красноярска?»;





От зависимости темы исследования формулируется объект исследования. Объект исследования указывает на то, что будет изучено в данном исследовании.

При разработке исследования необходимо не отклоняться от объекта исследования. Опираясь на объект исследования формулируется цель и задачи проекта. После этого происходит постановка гипотезы. Гипотезы формулируется их цели. Не всегда гипотезу можно доказать, но ее можно опровергнуть.

Каждая работа преследует те или иные задачи. Какие цели могут быть у исследовательского проекта? Цель — это конкретный результат, который предполагается получить.

Задачи — это то, что можно делать, как теоретически, так и экспериментально.

Примечательно, что цель исследования — одна, а вот поставленных задач может быть несколько. Все зависит от промежуточных этапов. К задачам может относиться теоретическая часть — все то, что известно на начальном этапе, и экспериментальная —, то что непосредственно узнается в ходе исследования.

Гипотеза — это предположение, некоторое представление о знаниях. Изначально гипотеза не может быть вымыслом или правдой. Она выдвигается и в процессе исследования обретает очертания и смысл, путем доказательств.

    1. Выступление

Защита исследовательской работы учащегося – итог исследовательской работы и один из главных этапов обучения начинающего исследователя.

При выступлении с исследовательской работой необходимо ориентироваться в материале, то есть владеть понятийным аппаратом.

Следует помнить, что главным результатом организации и проведения исследовательской работы обучающихся является интеллектуальный, творческий продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате проведенного исследования в школе.

Критерии, на основании которых может оцениваться выступление обучающихся.

Таблица 2. Возможные критерии оценивания выступления

Критерии

Баллы

Грамотная речь

0-2

Соблюдение временного регламента

(7-10 мин)

0-1

Логика выступления

0-1

Владеет понятийным аппаратом при рассказе и ответом на вопросы

0-1

Оформление презентации

0-1

Аргументированность ответов на вопросы

0-2

Актуальность озвучена

0-1

Вывод соответствует поставленной гипотезе

0-1

Целесообразность опытов

0-1

Целесообразность наглядности

0-1

Чтобы подготовить ребенка к выступлению исследовательской работы не нужно заучивать с ним всю исследовательскую работу. Для ребенка, прежде всего, необходимо выстроить комфортную зону. Не нужно давить на ребенка, давать ему материалы для заучивания, а совместно выбирать главную информацию для выступления. Главное, чтобы ребенок сам понимал, про что он говорит. Нужно поддерживать ребенка во время его подготовки к выступлению.

Здесь приведены несколько практических рекомендаций, которые следует учитывать при подготовке публичных выступлений школьников.

1. Внешний облик. Прежде всего, следует обратить внимание на внешний вид ученика на защите. Стоит отдать предпочтение деловому стилю одежды, соответствующему научной обстановке мероприятия. Опрятность и аккуратность не только придают ученику уверенность в собственных силах, но и располагают слушателей к выступающему.

2. Практика (репетиция) выступлений. Речь ученика на защите необходимо заранее подготовить и отрепетировать несколько раз. Учащийся будет чувствовать себя уверенно, если будет иметь четкое представление о том: что, как и когда он скажет. Большое значение имеет опыт выступления перед аудиторией. Чем чаще школьник будет выступать публично, тем быстрее он сможет избавиться от неуверенности в себе и страха перед выступлением.

3. Регламент выступления. Для публичной защиты выступающему будет отведено 5-7 минут, поэтому имеет смысл ввести для учащегося самозамер (хронометраж).

4. Текст выступления, доклада. Текст выступающего должен быть основательно продуман, логичен и состоять из нескольких частей:

Вступление. Начало доклада имеет большое значение и его стоит тщательно продумать. Оно должно быть кратким. Доклад можно начать словами: («Моѐ выступление будет посвящено...», «Мой доклад раскрывает тему...», «Проблема, обозначенная в..., имеет актуальное значение...»).

Проблема. После вступления необходимо перейти к проблеме, которой посвящен доклад. Ее необходимо изложить кратко и понятно.

Основная мысль. После изложения проблемы следует перейти к способам и путям ее решения. Здесь нужно отразить пути исследования, трудности этого пути, результаты проделанной работы.

Завершение. Доклад должен иметь логическое завершение. Лучше всего в заключении описать выводы, к которым пришел учащийся-исследователь.

5. Презентация. Презентация может состоять из 10-15 слайдов. Слайды не следует перегружать информацией. По возможности максимально используется верхняя часть слайда.

Для смыслового выделения текста можно использовать цвет или полужирную интенсивность. Не следует использовать более 2-3 цветов на слайде.

При выборе фона важно соблюсти контраст с текстом. Преимущество отдается темному тексту на светлом фоне.

Учащийся во время доклада не должен зачитывать информацию со слайда, а излагать его содержание своими словами.

Для смены слайдов лучше использовать один и тот же анимационный эффект. Презентация может включать фрагменты медиапродуктов (фильм, аудиозапись и т. д.).


    1. Как провести исследования в классе?

Чтобы провести исследование в классе, необходимо заранее приготовить все необходимое оборудование. Также нужно подготовить место для проведения исследования. Это место должно быть безопасно, а также полефункциональным. Учитель должен создать все необходимые условия для проведения исследования. Если это исследования на несколько дней, в ходе которых необходимо пронаблюдать за объектом исследования, то необходимо найти место, где будет размещен этот объект.

При проведении исследования необходимо соблюдать технику безопасности, заранее оповестив об этом обучающихся.

Все оборудование должно быть в нужном количество, но лучше всего если оно будет в запасе.

  1. Как организовать проект в начальной школе?
2.1. Что такое проектная деятельность?

В педагогической теории это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, которая имеет общую цель, методы, способы и направлена на достижение общего результата. 

Несмотря на такое скучное определение, сама работа над проектами куда более увлекательна. Она формирует необходимые исследовательские и практические навыки: дети учатся решать важную для себя проблему, выполняя определенные шаги, а на выходе получают конкретный продукт.

    1. Чем отличается от исследования?

Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, лично или социально значимой проблемы. Это отличает его от исследования. 

Исследователь ищет ответы на вопросы: Из чего состоит объект? Какие его свойства? Откуда он взялся? Каково его место в общей картине мира? Результатом исследования становятся новые знания. 

Исследование может быть частью проектной деятельности. Например, ученик найдет информацию, как гусеница превращается в бабочку — это будет исследовательской работой. А затем на основе новых знаний выполнит проект — вырастит бабочку из гусеницы в домашних условиях. 

    1. Как организовать проектную деятельность в начальной школе?

Поддерживать самостоятельность учеников. Проекты помогают школьникам проявлять свои исследовательские качества: им приходится предлагать идеи, высказывать свое отношение к проблеме, оценивать предложения одноклассников. Учителю важно поддерживать активность учеников, даже если идеи пока сложны в реализации. Не стоит давить авторитетом — нужно задавать правильные вопросы, чтобы школьники поняли, получится ли у них реализовать проект, так как они задумали. 

Не забывать о социальной и личной значимости проекта. Важно, чтобы проект не превращался в формальность. Ученикам важно работать, хорошо представляя себе «заказчиков» — тех, на кого ориентирован проект: создавать стенгазету, которую прочитают ребята из других классов, придумывать концерт для ветеранов. Также важно, чтобы проект стал личностно значимым для каждого ученика, вызывал эмоции. Дети могут понимать, что концерт нужен ветеранам, но быть к нему равнодушными. Тогда стоит обсуждать значимость проекта, чтобы школьники «зажглись» и не потеряли интерес в процессе работы. 

Обсуждать проект всем классом. Если учитель ведет диалог только с несколькими учениками, то проектная деятельность теряет смысл. Если время или количество детей не позволяет услышать каждого, делите класс на микрогруппы. Но важно уделять внимание каждой группе, чтобы контролировать степень участия каждого ученика и у всех ли есть возможность высказаться [5]. 

    1. Паспорт проекта

Паспорт проекта должен строиться по следующему алгоритму: (основание)

1. определение темы в рамках обозначенного объекта исследования;

2.  обоснование актуальности;

3. определение и формулировка научного аппарат исследовательской работы: проблема исследования, объект, цель, задачи, гипотеза, методы и тип исследования;

4. определение этапов работы над исследованием с указанием содержания деятельности;

5. определение оборудования для проведения исследования;

6. определение предполагаемого продукта исследования;

7.  определение перспективы исследования;

Таблица 3. Пример оформления паспорта проекта – 1.

№ № п/п

Компоненты паспорта

Описание проекта

11

Тема проекта

Секрет воздуха

22

Актуальность проекта

Воздух – это богатство человечества. Все мы с вами дышим воздухом. Воздух повсюду, он вокруг нас. Но что нам нужно сделать чтобы его увидеть?

33

Объект исследования

Воздух

44

Цель проекта

Для учителя: формирование исследовательских умений посредством проведения опытов.

Задачи:

- вовлечь обучающихся в постановку гипотезы;

- выявить совместно с обучающимися на основе просмотренного видео свойства воздуха;

- провести ряд опытов, способствующих определению могут свойства воздуха изменяться;

- подвести выводы;

- создать журнал «Свойства воздуха».

Для ученика: узнать свойства воздуха и проверить могут ли они измениться.


55

Тип проекта

Исследовательский, групповой, краткосрочный (1 день)

66

Этапы реализации проекта (включая исследовательский), краткое описание

Подготовительный: Просмотр видео о свойствах воздуха.

Обсуждение видео и выдвижение гипотезы.

Исследовательский: Проведение опытов.

Итоговый: Создание журнала «Свойства воздуха».

77

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Цель исследования: узнать свойства воздуха и проверить могут ли они измениться.

Гипотеза исследования: предположим, что свойства воздуха могут изменяться.

Методы исследования: проведение опытов.
Оборудования для проведения исследования: пробирка, пластмассовый стаканчик, мандарин, полиэтиленовый пакет, свеча, зажигалка.

Ход исследования

Инструктаж по технике безопасности.

Опыт 1.

Есть ли воздух вокруг нас?

Инструкция:

Ребята, сейчас я вам буду показывать опыт. Вы смотрите внимательно, чтобы увиденную информацию закрепить в нашем журнале.

Описание опыта:

Поджигается свеча, а сверху накрывается стаканом. Обучающиеся наблюдают, что со временем свеча гаснет.

Обучающиеся делают вывод и фиксируют это в журнале.

Опыт 2.

Есть ли запах у воздуха?

Ребята, чем пахнет у нас в кабинете?

(Имя), пройди по кабинету с пакетом мандарина.

Изменился ли у нас запах воздуха?

Обучающиеся делают вывод и фиксируют это в журнале.

Опыт 3.

Есть ли цвет у воздуха?

Поджигается свеча, а затем задувается.

-Что мы с вами видим?

Обучающиеся делают вывод и фиксируют это в журнале.



88

Продукт проекта

Журнал «Свойства воздуха»

99

Перспективы проекта

Выступление на конференциях.



Таблица 4. Пример оформления паспорта проекта – 2.

Компоненты паспорта

Описание проекта

1

ФИО участника

Ермолина Анастасия, Аветисян Марина

2

Тема проекта

Жизнь домашних растений в различных условиях

3

Актуальность проекта

Растения очень важны в жизни человека. Все мы знаем об их полезных функциях, без различных растений жизнь на Земле была бы невозможна. Среди растений есть и домашние. Домашние растения являются неотъемлемой частью в жизни каждого человека. Но для каждого растения необходимы свои условия жизни. Однако не все люди, в том числе и дети, знают об этом.

4

Объект исследования

Домашние растения

5

Цель проекта

Для учителя: формирование у обучающихся знаний о необходимых условиях для жизни домашних растений посредством проведения экспериментов.

Задачи:
- вовлечь обучающихся в постановку гипотезы;

- организовать встречу с представителем сферы растениеводства;

- провести опыты с целью подтверждения или опровержения гипотезы;

- создать памятку-плакат о необходимых условиях для жизни домашних растений.

Для ученика: провести эксперименты, чтобы узнать о необходимых условиях жизни домашних растений.

6

Тип проекта

Краткосрочный (7 дней), групповой, исследовательский.

7

Этапы реализации проекта (включая исследовательский), краткое их описание

Подготовительный: (1 день)

Просмотр видеофрагментов о значимости домашних растений в жизни человека.

Мотивация обучающихся посредством встречи с человеком, который разводит различные домашние растения с целью ознакомления с условиями необходимыми для жизни домашних растений.

Сообщение обучающимся о предстоящем эксперименте.

Исследовательский: (2-6 дня)

Воспроизведение полученных знаний о необходимых условиях для жизни домашних растений.

Проведение экспериментов.

Подведение итогов.

Итоговый: (7 день)

Разработка памятки-плаката о необходимых условиях для жизни домашних растений.

8

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Цель исследования: пронаблюдать как происходит рост домашних растений в различных условиях.

Гипотеза исследования: предположим, что для разных домашних растений необходимы разные условия для их жизни.

Методы исследования:

Практические: наблюдение, проведение экспериментов.

Оборудование для проведения исследования: документ-камера, интерактивная доска, ростки домашних растений, фотоаппарат, вода, стаканчики, подоконник с солнечной стороны, темное помещение, почва, горшки под цветы.

Ход исследования:

Воспроизведение полученных знаний о необходимых условиях для жизни домашних растений: выделение основных факторов, влияющих на жизнь растений.

Выделяем такие факторы, как: свет, вода, почва.

Получают информацию про домашние растения, с помощью которых будут проведены эксперименты.

Постановка гипотезы.

Обсуждение техники безопасности.

Эксперимент 1. «Почва». Каждой группе предоставляются ростки разных домашних растений по 2 экземпляра, по 2 горшка для посадки и почва.

Инструкция: вам необходимо посадить ростки домашних растений в 2 горшка при этом в 1 горшок нужно насыпать почвы больше половины горшка, а во 2 – меньше половины.

Посаженные домашние растения мы оставляем на партах. Каждый горшок мы подписываем. Фотографируем исходную версию посаженных домашних растений.

Оставляем на 5 дней. После сравниваем полученные результаты и каждая группа делает выводы на основе своего растения.

Эксперимент 2. «Вода»

Группы обучающихся получают по два горшка и по 2 экземпляра разных растений.

Инструкция: вам необходимо отметить горшки, которые вы будете поливать каждый день на протяжении 4 дней, но одной четверти стакана. Неотмеченный горшок мы польем сразу же 2 стаканами воды и больше поливать не будем.

Оставляем на 4 дня.

После сравниваем полученные результаты и каждая группа делает выводы на основе своего растения.

Эксперимент 3. «Свет»

Группы обучающихся получают по два горшка и по 2 экземпляра разных растений.

Инструкция: вам необходимо поставить один горшок на подоконник с солнечной стороны, а другой горшок убрать в темное помещение.

Оставляем на 3 дня. Фотографируем исходную версию.

После сравниваем полученные результаты и каждая группа делает выводы на основе своего растения.

Каждый день в ходе всех экспериментов фиксируем на фотоаппарат результаты.

С помощью документ-камеры рассматриваем и сравниваем фотографии исходного варианта с конечными.

После проведения всех экспериментов, происходит обобщение всех выводов, которые были получены после каждого эксперимента.

Доказываем или опровергаем поставленную гипотезу.

9

Продукт проекта

Памятка- плакат о необходимых условиях для жизни домашних растений.

10

Перспектива проекта

Участие в конференциях.


















Используемая литература:

1. Бунеев Р.Н. Ещё раз о личностно-ориентированном образовании // Начальная школа плюс до и после. Издание Министерства образования Российской Федерации, Российской Академии образования, Московского психолого-социального института, ООО Баласс.- № 12 - 2006. - с.3-5.

2. Разагатова Н. А. Джаджа С. Е. Вовлечение младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность // Изв. науч. центра РАН. 2016. № 3. С. 223-230., с. 83

3. Исследовательская деятельность в начальной школе [Электронный ресурс]. — URL: https://obuchonok.ru/node/5788 (дата обращения: 16.02.2023).

4. Колистратова Е. А. Исследовательская деятельность в начальной школе [Электронный ресурс]. — URL: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/prochee/issliedovatiel_skaia_dieiatiel_nost_v_nachal_noi_shkolie (дата обращения: 16.02.2023).

5. Миронова А. Как организовать проектную деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс]. — URL: https://pedsovet.org/article/kak-organizovat-proektnuu-deatelnost-v-nacalnoj-skole (дата обращения: 16.02.2023).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!