СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации «Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе представлены рекомендации по организации проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы, а также назначение, специфика и структура исследовательской работы в современном начальном образовании. Также, здесь  представлены  возможные варианты критериев оценивания выступления, типичные ошибки при выборе темы исследования, при защите исследовательских работ. Данные методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов и студентов, обучающихся по специальности « Преподавание в начальных классах».

 

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации «Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы»»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КРАСНОЯРСКИЙ пЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №1 ИМ.м.гОРЬКОГО»



Выполнила: студентка
20П-1 группы, отделения
« Преподавание в начальных классах»
Колягина Елисавета

Методические рекомендации «Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы»



Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Составители: Колягина Е.А.- студентка 20П-1 группы отделения
« Преподавание в начальных классах».

Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы/ Колягина. Е.А, Министерство образования Красноярского края КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им.М.Горького», 2023.- 21 с

Красноярск, 2023, 21 с



Аннотация

В данной работе представлены рекомендации по организации проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы, а также назначение, специфика и структура исследовательской работы в современном начальном образовании. Также, здесь представлены возможные варианты критериев оценивания выступления, типичные ошибки при выборе темы исследования, при защите исследовательских работ. Данные методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов и студентов, обучающихся по специальности «Преподавание в начальных классах».

























Содержание



1.Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура 4

1.1 Выбор темы исследования 6

1.2 Цель, задачи, гипотеза исследовательской работы 10

1.3 Культура защиты исследования 11

1.4 Как организовать в классе исследование? 12

2. Проект: назначение и структура 15

2.1 Что такое паспорт проекта? 17

Список используемой литературы 21



























1.Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура


Современная педагогика и педагогическая психология интенсивно разрабатывают новые образовательные технологии. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектная деятельность. В настоящее время проектная работа внесла свои изменения в устоявшуюся классно-урочную технологию. Эти изменения диктуются самой жизнью, развитием новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией, формированием у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия. Всё это потребовало широкого внедрения альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности, а также разработки понятийного аппарата и методики их применения. Исследовательская деятельность младших школьников – это творческая познавательная деятельность, направленная на постижение мира, «открытие» детьми новых для них знаний. Она обеспечивает условия для продуктивного развития их ценностного, интеллектуального, культурного, творческого потенциала, является средством активизации обучающимися, формирования у них интереса к изучаемому материалу, позволяет существенно расширить рамки изучаемого. [1, 15 стр.]

Данная форма в основном распространена в старших классах, но, целесообразно вводить основы данной деятельности в учебный процесс с начальной школы. Особенностью организации исследовательской деятельности в начальном звене является то, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие ученики. Просто уровень исследования будет иным.

Целью организации исследовательской деятельности учащихся является формирование у них познавательной активности. Цель может быть достигнута, если будут решены следующие задачи: развитие логического мышления, творческих способностей, кругозора, устной и письменной речи; умений обобщать и систематизировать информацию, коммуникативных умений; формирование наблюдательности и внимания, умений работы с художественными и научными текстами. [1]

В процессе исследовательской деятельности учащиеся используют следующие методы и приемы работы: изучение теоретических источников; наблюдение; поисковый эксперимент; описательный метод; анкетирование; интервьюирование.

Исследовательская деятельность позволяет придать личностный смысл знаниям, дает возможность ученику и учителю реализовать собственные идеи и замыслы, поэтому девизом исследовательской деятельности может стать китайская мудрость: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня – и я научусь.». [2, стр 15]

По моему мнению, любое самостоятельное исследование руководимо: педагог помогает определить его исправление, корректирует цели и задачи, определяет совместно с учеником индивидуальный «маршрут» и выступает консультантом.

Многие считают, что исследователем человек может стать только тогда, когда приобретет жизненный опыт, будет иметь определённый запас знаний и умений. На самом деле для исследования не нужен запас знаний, тот, кто исследует должен сам «узнать», «выяснить», «понять», «сделать вывод». У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться и, как известно, именно период жизни младших школьников отличается огромным стремлением к творчеству, познанию, активной деятельности. Но чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное и умелое руководство взрослых.

В школе уже много лет продолжается противодействие традиционного и исследовательского обучения. По-прежнему традиционное обучение, в особенности в нашей стране, строится не на методах самостоятельного, творческого исследовательского поиска, а на репродуктивной деятельности, направленной на усвоение уже готовых, кем-то добытых истин. Благодаря этому обучению у ребенка в значительной мере утрачивается главная черта исследовательского поведения - поисковая активность. Итогом становится потеря любознательности, способности самостоятельно мыслить, делая в итоге практически невозможными процессы самообучения, самовоспитания, а, следовательно, и саморазвития.

Я считаю, что подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя

1.1 Выбор темы исследования

Увидеть проблему подчас ценится выше, чем способность ее решить. Главная задача любого исследователя - найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. Самый простой способ развить у себя умение видеть проблемы - учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения. Можно предложить подумать и записать проблемы, которые волнуют или интересуют ребенка. [6, стр. 92-94]

Выбрать тему оказывается несложно, если точно знаешь, что интересует ребенка в данный момент, какая проблема волнует больше других. Для уточнения можно провести анкету:

1. Что мне интересно больше всего?

2. Чем я хочу заниматься в первую очередь (например, математикой или поэзией, астрономией или историей)?

3. Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

4. Что позволяет мне получать лучшие отметки в школе?

5. Что из изученного в школе хотелось бы узнать глубже?

6. Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?

Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его, нести в себе познавательный заряд.

Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная ребенку, какой бы важной она ни казалась взрослым, не дает должного эффекта. Вместо живого увлекательного поиска ребенок будет чувствовать себя вовлеченным в очередное скучное, «добровольно-обязательное мероприятие.

Натолкнуть ребенка на ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, - задача сложная, но без ее решения работа теряет смысл.

Мы рассмотрели 28 тем исследований. К примеру, темы: «Особенности поведения и питания моей кошки Симки», «Шум в школе на уроках и перемене в лицее №103 «Гармония». Данные темы актуальны для самого ребёнка, но не актуальны для слушателей. Формулировать и выбирать такие темы не стоит. Следует ориентироваться на аудиторию, которая будет слушать выступление, но не выпускать из вида своих интересов. Также темы: «Способы подкармливания зимующих птиц в микрорайоне «Взлетка» г. Красноярска», «Какие заповедники есть в Красноярском крае?», «О чём рассказывает фонтан «Реки Сибири?» могут быть неинтересны для слушателей, которые живут не в данном микрорайоне, не в данном городе.

Примерами интересных тем, которые не касаются личных аспектов жизни, являются « Как влияют разные марки мыла на кожу человека» , данная тема является актуальной, ведь все мы ежедневно пользуемся этим средством гигиены, поэтому нам необходимо иметь о нем хотя бы минимальный набор знаний, ведь очень важно знать подходит ли вашей коже мыло, которым мы пользуемся. Также, тема «Какая порода собаки подходит для нашей семьи?», является достаточно интересной, ведь каждой семье важно узнать, какая порода собаки подойдет. «Как вырастить Крымский арбуз в условиях пригорода г. Красноярска?», тема является интересной и необычной, потому что в ней происходит исследование, как в Красноярске можно вырастить арбуз из другого региона.

Нами были проанализированы темы детских исследовательских работ и на основе анализа составлена таблица. Были выделены лучшие формулировки, неудачные и спорные формулировки. Темы предоставлены в таблице 1.

Таблица 1. Формулировки тем исследований.

Лучшие формулировки

Спорные формулировки

Неудачные формулировки

«Взаимоотношения кошки и собаки в семье»

«Влияние отработанных батареек на растения»

Как влияют разные марки мыла на кожу человека

«Как вырастить Крымский арбуз в условиях пригорода г. Красноярска?»

«Какая порода собаки подходит для нашей семьи?»

«Почему говорят, что лук злой?»

«Почему мыло наш друг?»

«Что такое плесень?»


Аквариум и его обитатели

«Как вырастить лекарственные растения в домашних условиях?»

«Кока-кола. Польза или вред?»

Орхидея – символ совершенства.

Уход за орхидеями в домашних условиях

«Откуда берется радуга?

«Почему листья осенью меняют цвет?»

Чем может загрязняться вода и как ее очистить?


«Все ли мы знаем о ежах?»

«Выращивание кристалла в домашних условиях»

«Зачем нужны дождевые черви в природе?»

«Как влияют внешние факторы на поведение улитки Ахатина?»

«Как приготовить Иван-чай в домашних условиях?»

Как развести костер в полевых условиях?

Какие заповедники есть в Красноярском крае?»

«О чём рассказывает фонтан «Реки Сибири?»

«Особенности поведения и питания моей кошки Симки»

Отличительные особенности грача от черной вороны»

«Польза козьего молока»

«Способы подкармливания зимующих птиц в микрорайоне «Взлетка» г. Красноярска»

«Шум в школе на уроках и перемене в лицее №103 «Гармония»


Среди спорных и неправильных формулировок допускаются типичные ошибки при выборе и формулировке темы исследования. На основе таблицы можно выделить некоторые ошибки.

1. Тема не соответствует возрасту и уровню учащегося

2. Отсутствие познавательного интереса учащихся к теме исследования или к исследовательской деятельности в целом.

Как правило, эта проблема возникает или при навязывании неинтересной обучающемуся темы, или при отсутствии желания (способностей) к исследовательской деятельности.

3. Некорректная формулировка темы исследования.

4. Не оригинальность темы исследования.

5. Название темы не соответствует проблеме исследования

Таким образом, формулируя тему исследования, необходимо помнить, что это детское исследование, ограниченное объёмом, возрастом, педагогическими задачами и временем, которого у современных школьников не так много. Ответственность за формулировку темы лежит на научном руководителе, несмотря на то, что часто тему выбирают сами учащиеся.

1.2 Цель, задачи, гипотеза исследовательской работы

Цель исследования – это тот научный результат, который должен быть получен в итоге всего исследования. Формулировку цели рекомендуется обычно начинать глаголом совершенного вида в неопределенной форме: выявить, обосновать, разработать, определить и т. п.

Гипотеза – это предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое не подтверждено и не опровергнуто. Гипотеза – это предполагаемое решение проблемы. Она определяет главное направление научного поиска и является основным методологическим инструментом, организующим весь процесс исследования. [2]

К научной гипотезе предъявляются следующие два основных требования:

- гипотеза не должна содержать понятий, которые не уточнены;

- она должна быть проверяема при помощи имеющихся методик.

Формулируя гипотезу, исследователь должен строить предположение о том, каким образом, при каких условиях проблема исследования и поставленная цель будут успешно реализованы.

Что значит проверить гипотезу? Это значит проверить те следствия,которые логически из нее вытекают. В результате проверки гипотезу подтверждают или опровергают.

Сформулированные цель и гипотеза исследования определяют задачи исследования, т. е. задачи вытекают не только из цели, но и гипотезы.

Задачи исследования – это те исследовательские действия, которые необходимо выполнить для достижения поставленной в работе цели, решения проблемы или для проверки сформулированной гипотезы исследования.

1.3 Культура защиты исследования

Завершающим этапом исследования является доклад как закономерный итог выполнения исследовательской работы. Очень важно грамотно и правильно, аргументировано и эффективно подготовиться к защите работы на конференции или любом другом мероприятии, на котором конкурсанты представляют результат своего научного творчества. [10, стр. 50]

Подготовка доклада начинается с определения его структуры, далее разрабатывается план доклада, по которому пишется текст защиты материала. Рекомендуется провести несколько репетиций своего выступления на защите исследовательской работы, чтобы запомнить ключевые моменты в тексте и ориентироваться в установленном для выступления регламенте. Время, выделяемое на доклад, составляет не более 5-7 минут.

Построение доклада происходит таким образом, что сначала раскрывается справочная информация об исследовании, затем излагается ход и содержание проведенного исследования, итоги которого приводятся в заключении исследовательской работы. Текст выступления на защиту желательно оформить письменно и согласовать с руководителем исследовательской работы. Во время выступления не рекомендуется пользоваться текстом доклада, потому что публика лучше воспринимает информацию, предоставляемую от себя, понятным разговорным языком. Для простоты выступления следует вынести все ключевые вопросы в презентацию, это поможет правильно ориентироваться в последовательности излагаемого материала. В презентацию может быть вынесен план проведенного исследования, развернутые определения ключевых понятий в тексте, картинки, графики, теоретические выкладками и практические результаты исследовательской работы. То есть задача презентации — максимально подробно и обоснованно преподнести все преимущества вашего исследования. [10, стр. 51]

Нами были выделены критерии оценивания исследовательских работ учащихся в таблице 2 (максимальное количество баллов – 18 баллов)

Таблица 2. Критерии оценивания выступления на конференции.

Критерии оценивания

Количество баллов

1

соответствие содержания выступления заявленной теме, целям и задачам

0-2

2

последовательность и логичность изложения материала исследования

0-2

3

наглядность, доходчивость и информативность презентационных материалов

0-2

4

аргументированность основных положений и выводов

0-2

5

обоснование использованных методов и средств

0-2

6

самостоятельность выполнения работы

(свободное владение представляемым материалом)

0-2

7

умение отвечать на вопросы

0-2

8

культура публичного выступления

0-2

9

качество презентационных материалов

0-2


1.4 Как организовать в классе исследование?

Проведение исследовательской деятельности среди младших школьников играет важную роль в организации процесса познания, обеспечивает поисковую ориентацию учащихся, направленную на творческое развитие личности, накопление у детей представлений об окружающем мире, знаний, которые являются основой для последующего их осознания, раскрытия причин и взаимосвязей в окружающем детей мире, формирование трудолюбия, ответственности и самостоятельности. [4]

Приучать учеников к исследованиям необходимо уже с первого класса. В период обучения в первом и во втором классе исследовательская работа проводится коллективно, но каждый ученик учится вносить личный вклад в общую работу и ставить общие интересы выше своих. В третьем и четвертом классе у учащихся уже формируются собственные интересы и предпочтения, любимый предмет в школе, появляются вопросы, на которые они с удовольствием будут искать ответы. В процессе проведения исследования учащиеся формируют навыки работы с источниками информации: книгой, газетой, учебниками и интернет-ресурсами (под наблюдением руководителя работы или родителей). [5]

Организация исследовательской работы в начальной школе осуществляется в соответствии с планом: [4]

1.Актуальность.
Под руководством учителя учащиеся формулируют проблему своего исследования и обосновывают ее актуальность исследования

2.Определение задач и области исследования.

Этот этап работы подразумевает формулирование учащимися вопросов, на которые они хотят получить ответы в процессе исследования.

3.Выбор темы исследования.

Тема должна быть интересной, звучать необычно и соответствовать уровню знаний и интересам ребенка.

4.Установление гипотезы исследования.

5.Организация проведения исследования и методика его проведения. На данном этапе работы необходимо объяснить исследователям, что их задача–получить как можно больше новых сведений о том, что (кто) является предметом их исследования.

6.Анализ и обобщение полученных материалов.

7. Подготовка к защите исследования.

Во-первых, одной из главных задач работы школы на учебный год должно быть обозначено такое направление работы, как исследовательская деятельность учащихся. Для реализации данной задачи вся методическая работа включает в себя данное направление деятельности. Так, оно включается в тематику педагогических советов, совещаний при директоре, методического объединения учителей начальных классов, внутришкольный контроль, темы самообразования учителей. [8, стр.5]

Во-вторых, важно понять самим педагогам принципиальное отличие проекта от исследования. Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта.

Результат проекта известен заранее, а результат исследования может быть непредсказуем. Исследовательский метод–это процесс поиска неизвестного, новых знаний, предполагает проведение эксперимента, опыта, результат которого заранее неизвестен. Для учащегося школы проведение исследовательской работы делится конкретные этапы и сроки выполнения, необходимо составить план работы, найти и подготовить информационный материал по теме исследования, организовать анкетирование, провести само исследование и в итоге проанализировать полученные результаты и написать вывод научно-исследовательской работы.

Для эффективной организации и проведения исследовательских работ, в том числе научно-исследовательских, необходимо понять цель данной работы школьника. Главная цель учебной исследовательской работы учащегося-осуществление познавательного процесса путем непосредственного участия в нем ученика. Все этапы индивидуальной исследовательской работы должны осуществляться учеником самостоятельно. Учитель в данном случае осуществляет контролирующую и консультационную функции. [4]

2. Проект: назначение и структура

Проект–это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. [3, стр. 35]

Метод проектов–совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой–интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», т.е., если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.

Целью проектной деятельности в школе не является получение продукта. Для школьника-проектная деятельность мотивирована стремлением к самостоятельности, для педагога она является средством решения педагогических задач. По мнению К.Н. Поливановой, проектная деятельность не может и не должна заменять собой учебную деятельность и быть единственной деятельностью в школе.

Специфика

Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития. Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть сдвоенными уроками) или одной-двумя неделями в режиме урочно - внеурочных занятий.[7]

Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями. Например, можно задать ученикам такие вопросы: Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где ещё вы сможете впоследствии применять такие умения?

Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск, например: «Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К каким источникам информации следует обратиться (интернет, справочники, художественная литература, учебники)?» [8, стр 10]

Я считаю, что целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. В этом контексте представляют интерес опросы, интервьюирование учащимися отдельных лиц, для которых предназначен детский проект. Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта. Важно, чтобы дети ощутили потребность в тех изделиях, которые они изготовили.

Структура

К.Н. Поливанова выделяет следующую структуру проектной деятельности в начальной школе: [7, стр 29]

1. Необходимо наличие социально значимой задачи (пробле­мы)- исследовательской, информационной, практической.

2.  Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами — с проектирования са­мого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации.

3.  Каждый проект обязательно требует исследовательской рабо­ты учащихся.

4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое раз­работали участники проектной группы для разрешения поставлен­ной проблемы.

5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказ­чику и (или) представителям общественности, и представлен до­статочно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Итогами проектной деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько личностное развитие младших школьников, формирование и развитие умения сотрудничать в коллективе и работать самостоятельно [10, с. 6 -7].

2.1 Что такое паспорт проекта?

При проведении исследовательской работы в начальной школе составляется паспорт проекта.

Паспорт проектно-исследовательской работы должен строиться по следующему алгоритму:

1. определение темы в рамках обозначенного объекта исследования;

2.  обоснование актуальности;

3. определение и формулировка научного аппарат исследовательской работы: проблема исследования, объект, цель, задачи, гипотеза, методы и тип  исследования;

4. определение этапов работы над исследованием с указанием содержания деятельности;

5. определение оборудования для проведения исследования;

6. определение предполагаемого продукта исследования;

7.  определение перспективы исследования;

8. оформление используемых источников.

Исходя из данного алгоритма был составлен паспорт собственной проектно-исследовательской работы по теме «Загрязнение воздуха». (см. табл. 3)

Таблица 3. Пример паспорта



ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Компоненты паспорта

Описание проекта

1

ФИО участника

Колягина Елисавета Александровна

2

Тема проекта

«Опасность воздуха »

3

Актуальность проекта

Развитие промышленности, транспорта приводит к повышению содержания в воздухе множества вредных газов. Люди, получая необходимые продукты, энергию, товары, производят большое количество вредных веществ и отходов, которые попадают в атмосферу, в том числе и в организм человека. В последнее время участились случаи загрязнения воздуха, а ведь воздух главный компонент жизни. Однако, мы даже не догадываемся насколько загрязненным может быть воздух.

4

Объект исследования

Воздух

5

Цель проекта

Для учителя: развитие исследовательских умений обучающихся по выявлению уровня загрязненности воздуха.

Для ученика: изучить уровень загрязненности воздуха

Задачи:

  1. Изучить значение воздуха в жизни человека.

  2. Узнать, как влияют вредные вещества на организм человека.

  3. Выявить уровень загрязненности воздуха.

6

Тип проекта

групповой, краткосрочный (5 дней), исследовательский

7

Этапы реализации проекта

  1. Подготовительный( 1 день)

На данном этапе планируется встреча с экологом, где он расскажет обучающимся о том, какое значение воздух имеет в нашей жизни и как влияет загрязненный воздух на наш организм. Просмотр статистики самых загрязненных районов города.
Исследовательский ( 2-4 день)

Деление класса на группы. Проведение экспериментов.

  1. Взятие пробы снега в разных местах
    ( возле дома, около леса, у дороги). Данные пробы снега нужно растопить и сделать результаты на основе цвета и запаха.

  2. Определение загрязнения воздуха с помощью ватмана и клейкой ленты.

Разработка максимального количества идей по содержанию и внешнему виду буклета.Отбор материла для буклета, в соответствии с принятым решением по его содержанию

3)Итоговый ( 5 день)

Представление результатов каждой группы и их сравнение.

Создание буклета « Берегите воздух», в котором будут указаны причины загрязнения воздуха и способы, которые помогут сберечь воздух.

8

Исследовательский этап проекта

Цель исследования: выявление уровня загрязненности воздуха посредством проведения экспериментов.

Гипотеза исследования: предположим, что с помощью проведения экспериментов, можно выявить уровень загрязненности воздуха

Методы исследования:
Теоретические: анализ и обработка информации

Практический: эксперименты

Оборудование: банки, ватман, клейкая лента , нитки , микроскоп

Ход исследования:

Эксперимент 1:

Каждой группе дается своя определенная территория для взятия проб снега . 1 группа- возле дома, 2 группа- снег около леса,3 группа- у дороги). После того, как они возьмут снег на пробы, им нужно растопить его, каждая баночка должна быть пронумерована. Провести сравнение воды по цвету и запаху. Сделать выводы.

Эксперимент 2:

Разрезать ватман на 4 части и приклеить клейкую ленту. Повесить данные прямоугольники в разных местах ( в классе, возле окна в школе, возле входа в школу, дома)

На следующий день собрать прямоугольники из ватмана и посмотрев на клейкую ленту сделать выводы сначала визуально, а затем с помощью микроскопа определить уровень загрязнения воздуха при наличии пыли на этих кусочках ватмана. Сделать выводы.


9

Продукт проекта

Создание буклета « Берегите воздух»

10

Перспектива проекта

Изучение смежных тем. Далее можно подробнее изучить факторы, влияющие на загрязнение воздуха. Также, полученную информацию можно применить на различных научных конференциях, конкурсах.



Таким образом, можно сделать вывод, что проектная деятельность неоднородна на разных этапах школьной жизни ребенка. Она выполняет разные функции, служит разным целям, строится по-разному. Проектная деятельность в начальной школе необходима. Она помогает развивать творческие способности, самостоятельность, воображение учащихся, а так же умения сотрудничать и договариваться в коллективе. Можно сказать, что проектная деятельность является средством обучения и развития личности младших школьников.

































Список используемой литературы

1.Дереклеева Н.И. Научно – исследовательская работа в школе. – М.: Вербум-М, 2001 г.-48с.

2. Залуговская В.М. Развитие исследовательской компетентности учащихся. Учимся выдвигать гипотезы. – 2017г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/657469

3.Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе/ Начальная школа. 2010 г. №2.с.150

4 Кулик Е. Н. «Организация исследовательской деятельности учащихся в начальной школе». – 2014.

5. Малиновская Е.А. Структура, логика и оформление исследовательских работ учащихся.–2017г. [Электронный ресурс].-Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/210579

6. Мастрюков А. В. Как выбрать тему исследования. Практические рекомендации для участников НШО «Эрудит» / А. В. Мастрюков, О. В. Петина. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2017. — № 4 (13). — 110 с. — [Электронный ресурс]. - Режим доступа:: https://moluch.ru/young/archive/13/1015/

7.Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К. Н. Поливанова. — 2-е изд.— М.: Просвещение, 2011 г. — 192 с.

8. Прохорова О.Г. Методические рекомендации по организации по содержанию учебно – исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальных классов.– 2019 г. – 19 с.

9.Озеров А.Г. «Историко-этнографические исследования учащихся». – 2007 г- 157 с.

10.Турчен Д.Н. Проектная деятельность как один из методических приёмов формирования универсальных учебных действий. - 2017 г - 10 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!