СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации "Организация проектно-исследовательской работы обучающихся начальной школы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации "Организация проектно-исследовательской работы обучающихся начальной школы"»


Министерство образования Красноярского края

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»






Методические рекомендации

«Организация проектно-исследовательской работы обучающихся начальной школы»

















Красноярск, 2023

Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Автор-составитель: Горлина Ольга Алексеевна – студентка 3 курса группы 20П-3 КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» отделения «Преподавание в начальных классах».


Методические рекомендации для студентов и учителей по организации проектно-исследовательской работы обучающихся начальной школы"/ Горлина О.А., Министерство образования Красноярского края КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького», 2023. – 53 с. Красноярск, 2023, 53 с.


Аннотация

Данные методические рекомендации предназначены для студентов и учителей начальных классов образовательных учреждений. В данных методических рекомендациях вы сможете узнать, как правильно организовать проектно-исследовательскую деятельность обучающихся в начальной школе.

Методические рекомендации включают в себя назначение, специфику, структуру исследовательской и проектной деятельностей в начальной школе.

Представлен ряд возможных типичных ошибок при выборе и формулировке темы исследовательской работы, при определении цели, задач и гипотезы исследования. Также методические рекомендации содержат в себе примеры исследовательских и проектных работ.


СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3

ВВЕДЕНИЕ 5

1.1. Исследовательская деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура 9

1.2. Типичные ошибки при написании исследовательской работы 12

1.1.1. Типичные ошибки при выборе темы исследования 12

1.1.2. Типичные ошибки при определении цели, задач и гипотезы исследования 14

1.3. Паспорта исследования 17

1.3.1. Паспорт исследования «Какую воду мы пьём?» 17

1.3.2. Паспорт исследования «Что за невидимка вокруг нас?» 23

РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 31

2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура 31

2.2. Проектные задачи 34

2.2.1. Проектная задача «Экскурсия по Красноярску» 34

.2.2. Проектная задача «Праздничный кекс» 43

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1. 51

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2. 52




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


В настоящее время в рамках ФГОС НОО наиболее актуальным становиться использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы и умозаключения, принимать самостоятельные решения. ФГОС НОО устанавливает требования к результатам освоения обучающимися программ начального общего образования. Метапредметные результаты отражают овладение обучающимися базовыми исследовательскими действиями. Достичь этого можно через организацию проектной - исследовательской деятельности на уроке и вне урока.

Проектно-исследовательская деятельность занимает особое место в арсенале инновационных педагогических средств и методов, которая ставит учащихся начальной школы в позицию первооткрывателя, искателя истины. Именно в начальной школе закладывается фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приемов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности.

ВВЕДЕНИЕ


Проектная деятельность в учебном процессе и внеурочной деятельности особенно актуальна в настоящее время. В современном российском обществе возрастает потребность к людям неординарно мыслящим, творческим, активным, способным нестандартно решать поставленные задачи и формировать новые цели. Всё это очень важно для человека, поэтому раскрытие его творческих возможностей является ведущей целью образования и воспитания.

В ФГОС НОО устанавливает требования к результатам освоения обучающимися программ начального общего образования. Метапредметные результаты освоения программы начального общего образования должны отражать: владение универсальными учебными познавательными действиями, одними из которых являются базовые исследовательские действия.

Приобщение обучающихся к исследовательской и проектной деятельности на ранней стадии общего образования позволяет наиболее полно выявлять, а затем развивать интеллектуальные и творческие способности детей. Стимулирование исследовательской активности, поддержка любознательности, стремления экспериментировать, самостоятельно искать истину – главная задача учителя. Проектно-исследовательская деятельность – это специально организованная познавательная творческая деятельность учащихся, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, новых для учащихся знаний или способов деятельности.

Для учащихся «исследование» - один из видов познавательной деятельности, когда осуществляется процесс выработки новых знаний относительно конкретного ученика. 

Проектно-исследовательская деятельность:

- учит детей ставить и решать проблемы, которые требуют не только применение полученных знаний, но и приобретения новых в рамках самостоятельного и совместного со взрослыми исследования;

- раскрывает личностные качества;

- повышает самооценку, мотивацию, интерес к учебной деятельности;

- помогает школьникам чувствовать себя уверенно в нестандартных ситуациях;

- развивает творческие способности, критическое мышление, умение обобщать, анализировать, делать выводы.

Проектная деятельность является частью самостоятельной творческой работы обучающихся. Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы.

Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

Основные этапы исследовательской работы выделила Малиновская Е.А.:

1. Выделить проблему. Она должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования. Для обучающихся необходимо создать такую ситуацию, которая вызовет у них затруднение, неопределенность, которая заставит остановиться и задуматься.

2. Выбрать тему. Тема должна быть оригинальной, отвечать интересам обучающихся и быть соразмерна предполагаемому объёму работу. Чтобы обучающиеся определили тему можно использовать приём «Мозговой штурм» или предложить обучающимся составить тему из составленных не по порядку слов.

3. Определить актуальность, т.е. почему эту проблему нужно изучать, для чего её необходимо решить. На данном этапе для обучающихся можно задавать вопросы, в также попросить продолжить фразы, которые приведут к актуальности.

4. Определить цель исследования – какой результат предполагается получить. Цель исследовательской работы одна. Можно предложить обучающимся продолжить фразы, которые помогут выявить цель.

5. Выделить гипотезу. Гипотеза – это предвидение событий, это вероятное знание, ещё не доказанное. Изначально гипотеза не истина и не лож – она просто не доказана.

6. Отметить новизну – что нового обнаружено в ходе исследования, какие результаты получены впервые, какие недостатки практики можно исправить с помощью полученных в ходе исследования результатов.

7. Выделить задачи исследования. Задач должно быть несколько, и они показывают, какие шаги вы будете предпринимать для решения проблемы, именно поэтому их формулировка тесно связана со структурой исследования.

8. Описать литературный обзор. Краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов.

9. Описать методику исследования. Это описание того, что и как делал автор исследования для доказательства справедливости выдвинутой гипотезы. Представить её можно в виде таблицы, реферата.

10. Выявить результаты исследования, т.е. собственные данные, которые необходимо сопоставить с данными научных источников из обзора литературы по проблеме и установить закономерности, обнаруженные в процессе исследования. Результаты можно представить в форме кластера.

11. Сделать выводы – дать краткие ответы на поставленные задачи.

12. Определить значимость. Обучающие должны определить, как влияют результаты на практику, насколько важно это для них, школы, как это поможет в жизни.

Проектно-исследовательская деятельность учащихся подразумевает наличие этапов (приведены выше), которые характерны для типичного научного исследования и, которых необходимо придерживаться.

Таким образом, в ходе реализации исследовательского метода на уроках и во внеклассной деятельности младшие школьники овладевают рядом практических умений и навыков, выявляют характер и особенности объектов окружающей среды по их признакам и свойствам. В условиях правильной организации проектно-исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают некоторыми нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые “нравственные привычки”. Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такими качествами личности овладевают обучащиеся в результате приобщения к исследовательской работе. Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.

РАЗДЕЛ 1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1.1. Исследовательская деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура


В настоящее время главной целью организации исследований школьников является развитие их исследовательской позиции, навыков аналитического мышления. Из этого следует, что на каждом этапе исследований нужно дать учащемуся определенную свободу в работе.

Зубова Ольга Анатольевна утверждает, что исследовательская работа даёт возможность осознать свою значимость, развивает познавательный интерес, любознательность, умению работать с информационными источниками, учит общению со сверстниками и единомышленниками, даёт возможность принимать участие в научных конференциях по исследовательской и проектной работе.

Основными задачами исследовательской деятельности в начальной школе, которые выделяет Зубова Ольга Анатольевна являются:

- знакомство с проведением учебных исследований;

- развитие творческой исследовательской активности;

- стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам;

- ознакомление с научной картиной мира;

- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

Также следует отметить, что исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, так как современные дети увлечены компьютером, Интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир.

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.

Стоит отметить, что любая исследовательская работа состоит из нескольких этапов (по Малиновской Евдокии Андреевны):

Найти проблему – что надо изучать. Проблема должна быть выполнима, решение должно приносить пользу участникам исследования.

Тема – как это назвать. Название должно быть оригинальным и интересным, должно содержать элемент неожиданности и необычности

Актуальность – почему эту проблему нужно изучать.

Цель исследования – какой результат предполагается получить.

Гипотеза – что не очевидно в объекте. Предвидение событий, это вероятное знание, еще не доказанное. Должна быть обоснованной т. е. подкрепляться литературными данными и логическими соображениями.

Новизна – что нового обнаружено в ходе исследования. Указание на то, какие результаты получены впервые.

Задачи исследования – что делать – теоретически и экспериментально. Задачи показывают, что вы собираетесь делать

Литературный обзор – что уже известно по этой проблеме. Краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов (делаем новое, неизвестно до нас.)

Методика исследования – как и что исследовали. Её подробное описание должно присутствовать в тексте работы. Это описание того, что и как делал автор исследования для доказательства справедливости выдвинутой гипотезы.

Результаты исследования – собственные данные. Собственные данные, полученные в результате исследовательской деятельности. Полученные данные необходимо сопоставить с данными научных источников из обзора литературы по проблеме и установить закономерности, обнаруженные в процессе исследования.

Выводы – краткие ответы на поставленные задачи исследования.

Значимость – как влияют результаты на практику.

Таким образом, исследовательская деятельность в начальной школе – это необходимая в образовательном процессе деятельность, которая способствует нахождению ответов на вопросы учащихся, которая также предназначена для раскрытия творческого потенциала младших школьников.

1.2. Типичные ошибки при написании исследовательской работы 1.1.1. Типичные ошибки при выборе темы исследования


В данном пункте представлены типичные ошибки, которые могут возникнуть при выборе темы исследования.

Любое исследование начинается с выбора темы. В зависимости от того, какой вопрос автор намерен рассматривать, у него могут возникнуть те или иные сложности. Чтобы минимизировать их, важно правильно выбрать тему исследования.

Мастрюков А.В. в своей статье «Как выбрать тему исследования?» утверждает, что выбрать тему для исследования несложно, если точно знать, что интересует ребёнка в данный момент, какая проблема волнует больше других.

В статье «Распространённые ошибки при выполнении учащимися исследовательских работ» кандидат биологических наук Калачихина О.Д. выделяет наиболее распространенные ошибки, возникающие при выборе темы исследования:

1. Проблема и тема не связаны между собой.

2. Тема является не актуальной.

3. Тема может быть слишком широкой / узкой. Так сформулированные темы не дают возможности выполнить качественное исследование.

4. Тема не соответствует возрасту и уровню обучающихся.

5. Отсутствие познавательного интереса учащихся к теме исследования или к исследовательской деятельности в целом. Как правило, эта проблема возникает или при навязывании неинтересной учащемуся темы, или при отсутствии желания (способностей) к исследовательской деятельности.

6. Некорректная формулировка темы исследования.

7. Не оригинальность темы исследования.

Таким образом, выбор темы – это важный этап, без которого невозможен переход к следующей деятельности. Формулируя тему исследования, необходимо помнить, что это детское исследование, ограниченное объёмом, возрастом, педагогическими задачами и временем. Ответственность за формулировку темы лежит на научном руководителе, несмотря на то, что часто тему выбирают сами учащиеся.

1.1.2. Типичные ошибки при определении цели, задач и гипотезы исследования


В данном пункте представлены типичные ошибки, которые могут возникнуть при определении и формулировке цели, гипотезы и задач исследования.

Исследование должно быть полностью подчинено его цели, гипотезе, задачам, определяющим всё содержание работы. Корректное формулирование цели, гипотезы и задач предполагает, прежде всего, отсутствие в данных формулировках ошибок.

Рассмотрим типичные ошибки при формулировке цели исследования.

В первую очередь, стоит сказать, что цель – это конечный результат, который предполагается получить. Она может быть только одна.

Цель отвечает следующим требованиям:

  • реальная;

  • достижимая;

  • конкретная;

  • диагностичная.

Грамотная формулировка цели очень важна. Она формулируется фразой с отглагольным существительным. Рекомендуется начинать со слов: «Выявление…», «Определение…», «Исследование…», «Изучение…» и другие.

Типичными ошибками формулирования цели работы являются следующие:

1. Цель не связана с рассматриваемым научным противоречием.

2. Цель определяет содержание деятельности, а не получаемое знание.

3. Предполагается получить уже известные знания, то есть цель банальна.

4. Несоответствие цели теме и проблеме исследования.

5. Неясность, неточность формулировки целей.

После формулирования цели выдвигается гипотеза. Гипотеза – это предположение, рассуждение, догадка, ещё не доказанная и не подтверждённая опытом.

Гипотеза должна отвечать ряду требований:

 быть проверяемой;

 содержать предположение;

 соответствовать фактам.

Обычно гипотезы начинаются словами: «Предположим…», «Допустим…», «Возможно…», «Что, если…». Также это может быть утверждение, требующее доказательства или опровержения.

Существуют ошибки, которые допускают большинство обучающихся при написании гипотезы исследования.

1. Гипотеза не содержит предположение.

2. Гипотеза не связана с темой, целью, предметом исследования.

3. Утверждения не носят верифицируемого характера (невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть).

Вслед за выработкой гипотезы начинается следующий этап организации научно-исследовательской работы в начальной школе – определение ее задач. Существенную трудность для обучающихся представляет формулировка задач исследования.

Задачи –  это все последовательные этапы теоретической и экспериментальной работы учащегося от её начала и до конца, это выбор путей и средств, необходимых для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи формулируются с помощью глаголов: «изучить», «установить», «проверить», «разработать» и другие.

Обучающиеся часто допускают следующие ошибки при формулировании задач:

1. Задачи крупнее цели.

2. Задачи повторяют заявленную цель.

3. Задачи непосильны для ученика.

4. Задачи выходят за рамки предмета исследования, т.е. нарушают целостность и системность.

5. Задачи не ведут к решению указанной проблемы.

6. Формулируется чрезмерно большое количество задач.

Таким образом, можно сказать, что допущение подобных ошибок может привести к тому, что исследование может не состояться, не будет конечного результата. Необходимо относиться к данной работе со всей ответственностью и внимательностью.

Делая вывод, нужно сказать, что умение формулировать цели, определять задачи, выдвигать гипотезы, строить предположения – одно из важных базовых исследовательских умений. В этом процессе обязательно требуются оригинальность и гибкость мышления, продуктивность.

1.3. Паспорта исследования 1.3.1. Паспорт исследования «Какую воду мы пьём?»


Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

«Какую воду мы пьем?»

2

Актуальность исследования

Вода источник жизни на Земле. Она необходима для жизни всех без исключения живых существ на планете. Для хорошего здоровья необходимо пить чистую воду. Мы заинтересовались: а качественную мы пьем воду или нет.

3

Проблема исследования

Отсутствие знаний о качестве питьевой воды разных производителей.

4

Объект исследования

Питьевая вода разных производителей.

5

Цель исследования

Проверить качество образцов питьевой воды разных производителей.

6

Задачи исследования

1. Изучить теоретическую литературу по теме исследования.

2. Изучить качественный состав воды.

3. Провести опрос среди одноклассников какую воду они употребляют чаще всего и считают ли они её качественной.

4. Провести исследование образцов воды разных производителей. 5. Проанализировать полученный результат.

6. Сделать выводы.

7

Гипотеза исследования

Предположим, что все образцы воды разных производителей соответствуют стандартам.

8

Методы исследования

Методы:

- анализ теоретической литературы;

- опыты;

- наблюдение;

- анализ;

- сравнение.

9

Тип исследования (по продолжительности)

Краткосрочный.

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

Исследовательская работа:

1. Введение

Вода – самое удивительное, самое распространенное и самое необходимое вещество на Земле.


Известный советский учёный академик И. В. Петрянов свою научно-популярную книгу о воде назвал «Самое необыкновенное вещество в мире». А «Занимательная физиология», написанная доктором биологических наук Б. Ф. Сергеевым, начинается с главы о воде – «Вещество, которое создало нашу планету».


Вода оказывает огромное влияние на здоровье человека. Для выживания живого организма ежедневно требуется определенное количество воды. Вопрос качества подаваемой воды играет важную роль в сохранении здоровья людей. Судя по историческим свидетельствам, ещё Гиппократ связывал качество питьевой воды со здоровьем человека: «следует знать о водах, какие воды вредны и какие очень здоровы, какие неудобства и какое благо происходит от употребления вод, так как они имеют большое влияние на здоровье человека».


На сегодняшний день сохранение и укрепление здоровья человека - одна из наиболее актуальных проблем современности.

Для того чтобы хорошо себя чувствовать, человек должен употреблять только чистую качественную питьевую воду. Как определить качество питьевой воды в домашних условиях?


2. Основная часть

2.1. Теоретическая часть


Вода второе по значимости вещество после воздуха для жизни человека. Значение воды в жизни человека очень велико.  Достаточное поступление воды в организм является одним из основных условий здорового образа жизни. Вода доставляет питательные вещества в каждую клетку, выводит токсины, шлаки и излишки солей, содействует понижению кровяного давления.


Потребление достаточного количества воды — это один из лучших способов предотвратить образование камней в почках. Вода как бы «смазывает» суставы, а также регулирует температуру тела и   обеспечивает эластичность кожи. Вода необходима для нормального пищеварения. Участвуя в обмене веществ, эта уникальная жидкость позволяет уменьшить жировые накопления и снизить вес.  


Потеря воды для организма, опаснее, чем голодание: без пищи человек может прожить больше месяца, без воды не более нескольких суток.


Вода может оказывать на здоровье людей не только положительное, но и отрицательное влияние. Прежде всего, это связано с качеством употребляемой воды. 


По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) - 85% всех заболеваний в мире передается водой. Болезни, передаваемые через загрязненную воду, вызывают ухудшение состояния здоровья, инвалидность и гибель огромного числа людей, особенно детей. Ежегодно 25 миллионов человек умирает от этих заболеваний.


Вода, которую мы потребляем, должна быть чистой. По санитарным нормам любая вода, которая продается в магазинах, должна отвечать стандартам питьевой воды. (СанПиН 2.1.4.1074 - 01 «Питьевая вода»). 


Существуют основные показатели качества питьевой воды. Их условно можно разделить на группы:

1. Запах

2. Вкус.

3. Цвет.

4. Мутность.

5. Жесткость.

6. Химические вещества.


Как правило, питьевая вода перед подачей потребителю подвергается одному или нескольким видам очистки. Однако бывает, что такая очистка проводится с нарушениями либо является недостаточной.


Очень опасно присутствие в питьевой воде микроорганизмов, особенно бактерий из группы кишечных палочек и энтеровирусы, поражающих желудочно-кишечный тракт, а также вирус гепатита.


Вода также отвечает за зубы человека. От того сколько фтора содержится в воде зависит частота заболеваемости кариесом.

При длительном употреблении питьевой воды и пищевых продуктов, содержащих значительные количества нитратов снижает способность крови к переносу кислорода, что ведет к неблагоприятным последствиям для организма.


Многие химические вещества чаще всего вызывают рак либо воздействуют на печень и почки и как следствие – на кровь, поскольку почки и печень — «очистные органы человеческого организма».  


Следовательно, можно сделать вывод, что к выбору воды нужно относится ответственно, чтобы избежать негативных последствий.


2.2. Практическая часть

Мы провели опрос среди обучающихся нашего класса. В опросе приняли участие 12 человек. Всем были заданы два вопроса:

  1. Какую воду из предложенных вы пьете чаще всего?

  2. Что вы думаете о качестве питьевой воды, которую употребляете?

Результаты представлены на диаграммах:


По результатам первого вопроса нами был сделан вывод о том, что большая часть обучающихся нашего класса (9 человек) употребляет воду марки «Лель», на втором месте «Тагарский источник» (2 человека), на третьем «Агуша» (1 человек).


Результатом второго вопроса является то, что большая часть обучающиеся нашего класса (9 человек) считают, что выбранная ими вода соответствует нормам. Всего лишь 3 человека думают, что вода, покупаема в магазинах находится на высоком уровне. Можно заметить, что никто из учеников не ответил, что выбранная ими вода находится на низком уровне.


Все мы знаем, что вода, приобретенная в магазинах должна быть качественной. Рассмотрим упаковки воды разных производителей: «Лель», «Тагарский источник», «Агуша».


Опыты с водой разных производителей

Мы купили несколько образцов воды разных марок: «Лель», «Тагарский источник», «Агуша».


Опыт №1. Определение жесткости воды.


Для определения жесткости воды мы добавили мелко покрошенное мыло и размешивали его в течении 1 минуты. Можно видеть, что в «Агуше» наибольшее количество пены, а это значит, что по жесткости она мягкая. В «Тагарском источнике» и «Леле» пены меньше, чем в «Агуше», следовательно, у них средняя жесткость.


Вывод: по результатам тестирования, мы выявили, что «Агуша» - мягкая, а «Тагарский источник» и «Лель» - средней жесткости.


Опыт №2. Определение вкусовых качеств воды.


Для следующего опыта нам понадобились три стакана, наполненные водой разных производителей. Мы налили воду до в каждый стакан до середины объёма. Затем, по очереди из каждого стакана сделали несколько глотков.


Вывод: результат тестирования воды на вкус показал, что «Лель» и «Тагарский источник» не имеют привкуса. Питьевая вода «Агуша» имела непонятный привкус.


Эксперимент. Определение на содержание органических веществ.


Для данного эксперимента нам понадобился цифровой микроскоп. С помощью пипетки мы добавили на увеличительное стекло каплю воды разных производителей. Рассмотрели данные образцы под микроскопом.


Вывод к практической части


Гипотеза нашего исследования не подтвердилась, так как исследованные нами образцы воды показали, что не все марки питьевой воды соответствуют стандартам качества.


3. Заключение


Из всех образцов покупной воды, «Агуша» имела непонятный вкус и запах. Также, оказалось, что вода под данной маркой имеет мягкую жесткость. У такой воды, как «Тагарский источник» и «Лель» вкус и запах отсутствуют, жесткость – средняя. Органические вещества во всех трёх образцах отсутствуют.

Рекомендации:

Итак, теперь вы сами можете проверить, что за вода стоит у вас в холодильнике. Будьте внимательны при покупки покупной воды.

11

Оборудование для проведения исследования

Вода разных производителей, микроскоп, стаканы, мыло.

12

Продукт исследования

Рекомендации к выбору воды разных производителей.

13

Перспектива исследования

В дальнейшем мы планируем продолжить исследование по данной теме. В ходе эксперимента нам стало интересно проверить воду других производителей.

14

Используемые источники

1. Виталий и Татьяна Тихоплав. Вода ключ к здоровью человека. – М: Астрель, 2007
2. Г.Н. Красовского Гигиеническая оценка вредных веществ в воде, М., 1987;
3. Яковлев П.И. Беззащитная вода. Экология и жизнь. - 2007. - №8.
4. СанПиН 2.1.4.1074-01 «Гигиенические требования и нормативы качества питьевой воды» Минздрав России, М., 2003

6. http://www.studzona.com/referats/view/11651







1.3.2. Паспорт исследования «Что за невидимка вокруг нас?»



Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

Что за невидимка вокруг нас?

2

Актуальность исследования

Воздух – это уникальная «субстанция». Его нельзя увидеть, потрогать, он безвкусен. Поэтому так сложно дать четкое определение, что это такое. Обычно просто говорят – воздух, это то, чем мы дышим. Он находится вокруг нас, хотя мы его совсем не замечаем. Что будет, если воздух исчезнет? Без него не может жить ни один живой организм, а значит, все люди и животные погибнут. Он не обходим для процесса дыхания. Важное значение имеет, насколько чист и полезен воздух, которым все дышат.

Без воздуха немыслимо существование любого живого организма. Без воды можно прожить несколько дней. Без пищи – несколько недель. А без воздуха лишь несколько мгновений. Воздух является одним из важнейших объектом окружающей человека среды. Поэтому мы и выбрали эту тему для исследования.

3

Проблема исследования

Многие люди не задумываются о том, что благодаря воздуху мы живём.

4

Объект исследования

Воздух

5

Цель исследования

Выявление свойств воздуха и его значение для существования жизни.

6

Задачи исследования

1) Изучить научно – познавательную литературу по данной теме;

2) Познакомиться с некоторыми свойствами воздуха;

3) Провести исследование по выявлению свойств воздуха;

4) Разработать буклет.

7

Гипотеза исследования

Предположим, что воздух не такой невидимый, как кажется, и у него есть много интересных свойств, о которых мы не подозреваем.

8

Методы исследования

Наблюдение, опыт, эксперимент, опрос, изучение литературы.

9

Тип исследования (по продолжительности)

Краткосрочный

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

Теоретическая часть.

1.1 Самый большой из всех океанов на Земле— воздушный.

Кроме Атлантического, Тихого, Индийского, Северного Ледовитого и Южного океанов есть на свете еще один океан — самый большой из всех. И мы каждый день, каждый час, каждую минуту, сами того не замечая, «купаемся» в нем. И прохожие на улице, и животные, и все предметы каждый день «купаются» в этом океане. Океан этот не соленый, не пресный и к тому же без берегов и воды. Словно огромные серебряные рыбы, проплывают по его просторам самолеты. Океан этот называется ВОЗДУХ.

Все то, чем мы каждую секунду наполняем свои легкие для того, чтобы жить на наше планете. Кажется, что его нет – мы не видим его и не можем потрогать, однако, на самом деле, он есть и состоит из различных газов. И еще крошечные частички солей, пыли и воды.

1.2 Функции и роль воздуха.

Очень важную работу выполняет воздух — следит за климатом на нашей планете. Перегоняет холодный воздух на юг, тёплый — на север. С морей и океанов, рек и озёр собирает влагу и отдает её суше. Летом поливает землю дождями, а зимой укрывает пушистым, снежным одеялом, чтобы не помёрзли растения, чтобы не страдали от жестоких морозов звери и птицы. Все живые организмы дышат воздухом. Каждой клетке нашего организма необходим кислород. Почти мгновенно без кислорода погибают клетки мозга, останавливается сердце, начинают разрушаться другие органы. В организме нет запаса кислорода, и поэтому он должен непрерывно поступать в организм через органы дыхания.

Воздух помогает нам общаться. Издаваемые звуки приводят в колебание воздух. Рождающиеся звуковые волны заставляют колебаться барабанную перепонку в ушах. Колебания передаются в головной мозг, который воспринимает их как звук. На Луне нет атмосферы, поэтому там царит абсолютная тишина. А общаться можно только с помощью специальных устройств или жестами.

1.3 Состав воздуха.

Воздух – смесь газов, первым из которых является азот. Он входит в состав белков и нуклеиновых кислот человеческого организма. Хоть его доля в клетках невелика – не более трех процентов, газ имеет важнейшее значение для нормальной жизнедеятельности.

Наибольшее количество азота используют в химической промышленности, в первую очередь при изготовлении удобрений.

Газовый состав атмосферного воздуха сохраняется за счет природного круговорота веществ. Для жизнедеятельности человека чрезвычайно важен кислород, который образуется с помощью растений. Так, ученым удалось рассчитать, что потеря всего 3% кислорода может привести к полной остановке всех биологических процессов на Земле. Озон требуется для разбавления кислорода, а также он концентрируется в верхних слоях стратосферы, создавая озоновый слой, который защищает Землю от солнечной радиации.

Газ, входящий в состав воздуха, находится на третьем месте по важности - аргон. Области применения аргона: лампы накаливания, заполнение пространства между стекол в пластиковых окнах, защитная среда при сварке, средство пожаротушения, для очистки воздуха, химический синтез. Человеческому организму особой пользы не приносит. При высокой концентрации газа приводит к удушению.

Атмосферный воздух содержит также углекислый газ (диоксид углерода), который образуется разными путями – при разложении органических веществ, если нагревается или горит топливо, в процессе дыхания животных и растений. Поглощают его в основном растения – поэтому поддержка достаточного растительного покрова чрезвычайно важна для стабильной работы атмосферы.оведение опыта и эксперимента на выявление свойств.

2.1. Практическая часть.

Проведение опыта и эксперимента на выявление свойств.

2.1 Эксперимент. Обнаружение воздуха.

Материалы исследования: пустая бутылка, емкость с водой.

Ход исследования. Возьмём пустую прозрачную пластиковую бутылку и проверим, что там действительно ничего нет. Если мы опустим бутылку в воду, то увидим, что из горлышка выходят пузырьки. Это вода вытесняет воздух из бутылки. (фото 1).

Фото 1. Обнаружение воздуха.

Материалы исследования: стакан, емкость с водой, вата.

Ход исследования. Закрепим на дне стакана ватку. Перевернем его и опустим в емкость с водой. Вынем стакан и посмотрим на ватку. Она не намокла, так как вода не попала в перевернутый бокал. Кажется, что стакан пуст, но на самом деле это не так. Он заполнен воздухом, и в нем нет места для воды. Вот почему вода не затекает внутрь стакана, и ватка остается сухой. (фото 2).

Фото 2. Обнаружение воздуха.

Вывод: данное исследование показывает, что воздух занимает место.

2.2 Опыт № 1. Горячий воздух легче, чем холодный.

Материалы исследования: спираль из бумаги, свеча.

Ход исследования. Нарисуем на бумаге спираль и вырежем ее. Заточенным карандашом проделаем небольшое отверстие в центре спирали. Проденем через него нитку. Подержим спираль над пламенем свечи. Спираль начинает вращаться вокруг своей оси. (Фото 3).

Фото 3. Выявление того, что горячий воздух легче, чем холодный.

Вывод: данный опыт доказал, что горячий воздух легче, так как он поднимается вверх и спираль начинает вращаться.

2.3 Опыт № 2. Воздух расширяется и сжимается.

Материалы исследования: две емкости с горячей и холодной водой, две бутылки, 2 воздушных шара.

Ход исследования. Возьмем пустую бутылку и две емкости с горячей и холодной водой. Используя резинку, закрепим шарик на горлышке бутылки. Поставим бутылку в емкость с горячей водой. Мы увидим, что шарик начинает надуваться. Поставим эту же бутылку в емкость с холодной водой. Шарик сдувается. (Фото 4).

Фото 4. Воздух расширяется и сжимается.

Вывод: воздух состоит из очень маленьких частиц, которые называются молекулами. Когда бутылка находится в горячей воде, тепло заставляет молекулы внутри нее удаляться друг от друга. Из-за этого воздух внутри бутылки расширяется и поэтому ему нужно больше места. Он поступает в шарик и надувает его. Когда бутылка погружается в холодную воду, молекулы начинают сближаться, в результате чего воздух помещается в бутылке.

2.4 Опыт № 3. Воздух давит одинаково во всех направлениях.

Материалы исследования: картонка, стакан с водой.

Ход исследования. Полностью заполним стакан водой. Положим открытку на стакан. Перевернем стакан, придерживая открытку. Аккуратно отпустим открытку. Открытка держится на стакане и не падает. (Фото 5).

Фото 5. Воздух давит одинаково со всех сторон.

Вывод: в какую бы сторону мы не наклонили, картонка не упала, а значит, что воздух давит одинаково со всех сторон.

Заключение.

В ходе исследовательской работы выяснилось, что у воздуха много интересных и удивительных свойств, а также то, что воздух не такой уж невидимый. Следовательно, гипотеза, которую мы поставили в начале – подтвердилась.

Зная о важности воздуха, нужно охранять и заботиться о его чистоте, ведь человеку и другим живым существам нужен чистый воздух.

В дальнейшем, мы планируем продолжить изучение таких жизненно-важных факторов для человека и исследуем воду.

Продукт исследования.






11

Оборудование для проведения исследования

Картон, стакан, шар воздушный, бутылка пластиковая, емкость, свечи, бумага, вата.

12

Продукт исследования

Буклет

13

Перспектива исследования

В дальнейшем, мы планируем продолжить изучение таких жизненно-важных факторов для человека и исследуем воду.



РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура


В настоящее время проектная деятельность является актуальной в образовательном процессе. ФГОС НОО требует использования в образовательной деятельности технологий деятельностного типа. Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы включают проектную деятельность в содержание различных учебных предметов, курсов и во внеурочной деятельности.

Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.

Целью проектной деятельности в школе не является получение продукта, а является изменение самого ребенка, превращение его в автора некоторого, пусть и весьма скромного «произведения». Для школьника - проектная деятельность мотивирована стремлением к самостоятельности, для педагога она является средством решения педагогических задач. По мнению К.Н. Поливановой, проектная деятельность не может и не должна заменять собой учебную деятельность и быть единственной деятельностью в школе.

Итогами проектной деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько личностное развитие младших школьников, формирование и развитие умения сотрудничать в коллективе и работать самостоятельно.

Проектная деятельность – это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить возникшую проблему. Для этого ученики участвуют в самостоятельной деятельности, а в конечном результате презентуют свои результаты. Данная деятельность позволяет сформировать у обучающихся метапредметные: познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД. При этом у обучающихся развивается критическое мышление.

Следовательно, можно отметить, что в рамках реализации проектной деятельности происходит формирование и развитие всех видов универсальных учебных действий, прописанных в ФГОС НОО.

Проектная деятельность имеет ряд особенностей:

1. Необходимо наличие социально значимой задачи (пробле­мы) - исследовательской, информационной, практической.

Дальнейшая работа над проектом - это разрешение данной про­блемы. Поиск социально значимой проблемы - одна из наиболее труд­ных организационных задач, которую приходится решать учителю-ру­ководителю проекта вместе с обучающимися.

2. Каждый проект обязательно требует исследовательской рабо­ты учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельнос­ти - поиск информации, которая затем будет обработана, осмыс­лена и представлена участниками проектной группы.

3. В проектной деятельности отражается последовательное выполнение серии четких определенных шагов.

4.         Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое раз­работали участники проектной группы для разрешения поставлен­ной проблемы. Результат является конкретным (чаще всего материальный).

5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказ­чику и (или) представителям общественности, и представлен до­статочно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Поливановой К.Н. выделяется следующая структура проектной деятельности в начальной школе:

1. Подготовительная работа.

2. Формулировка темы, проблемы, цели и задач.

3. Определение источников необходимой информации.

4. Планирование действий по разрешению проблемы - определение способа представления результата, вида продукта, формы презентации.

5. Сбор и уточнение информации (интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т.д.).

6. Выявление и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта. Выбор оптимального варианта хода проекта.

7. Поэтапное выполнение задач проекта.

8. Публичная презентация продуктов проектной деятельности.

9. Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. Подготовка описания проекта.

Делая вывод, проект - это "пять П": проблема - проектирование (планирование) - поиск информации - продукт - презентация. Шестое "П" проекта - это его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что проектная деятельность неоднородна на разных этапах школьной жизни ребенка. Она выполняет разные функции, служит разным целям, строится по-разному. Проектная деятельность в начальной школе необходима. Она помогает развивать творческие способности, самостоятельность, воображение учащихся, а также умения сотрудничать и договариваться в коллективе. Можно сказать, что проектная деятельность является средством обучения и развития личности младших школьников.  

2.2. Проектные задачи 2.2.1. Проектная задача «Экскурсия по Красноярску»


Дорогие четвероклассники!

Наш класс, состоящий из 28 человек, может отправиться на экскурсию по городу Красноярск. Необходимо определиться с маршрутом экскурсии.

Экскурсия включает в себя посещение нескольких объектов. Экскурсионный автобус отъезжает от школы в 10:00, а вернется в школу к 18:00.

Объекты для экскурсии:

Экскурсионный объект

Время экскурсии

Часовня Параскевы Пятницы

30 мин

Красноярский краеведческий музей

1 ч 30 мин

Пароход-музей «Святитель Николай»

1 ч

Красноярский краевой театр кукол

40 мин

Остров Татышев

2 ч



Задание 1. Рассмотрите представленные таблицу и карту.

1) Рассчитайте время, которое будет затрачено на экскурсии:

________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Рассчитайте время, которое будет затрачено на дорогу:

________________________________________________________________________________________________________________________________

3) Выясните, успеет ли ваш класс вовремя вернуться в школу. Во сколько будет прибытие?

________________________________________________________________

________________________________________________________________





Задание 2. Школе необходимо сделать заказ экскурсионного автобуса. Заполните таблицу «Заказ транспортного средства».

По технике безопасности детей на экскурсии должны сопровождать взрослые, поэтому на экскурсию с вами поедут некоторые родители и учитель. Один взрослый может присматривать только за десятью школьниками.

Заказ транспортного средства

Кол-во взрослых

Кол-во детей

Общее кол-во экскурсантов







Условимся, что один взрослый билет на экскурсию в любом направлении в 2 раза дороже детского. В экскурсионном бюро предложили следующий прейскурант цен. Заполните пустые ячейки.

Экскурсионный объект

Прейскурант цен (руб.)

Взрослый билет

Детский билет

Часовня Параскевы Пятницы

32


Красноярский краеведческий музей


22

Пароход-музей «Святитель Николай»


24 руб. 50 коп.

Красноярский краевой театр кукол

54


Остров Татышев

28




Рассчитайте денежную сумму, которая понадобится для выбранного вами экскурсионного маршрута с учетом всех экскурсантов: детей и взрослых.

Смета расходов

Экскурсионный маршрут

Цена взрослого билет (руб.)

Кол-во взрослых (чел.)

Стоимость взрослых билетов (руб.)

Цена детского билета (руб.)

Кол-во детей (чел.)

Стоимость детских билетов (руб.)




































Всего за взрослые билеты

________ руб.

Всего за детские билеты

________ руб.

Общая стоимость экскурсионного маршрута


__________________ руб.





Задание 3. Условимся, что один взрослый билет на экскурсионный объект в 2 раза дороже детского. В экскурсионном бюро предложили следующий прейскурант цен. Заполните пустые ячейки.

Экскурсионный объект

Прейскурант цен (руб.)

Взрослый билет

Детский билет

Часовня Параскевы Пятницы

0


Красноярский краеведческий музей

150


Пароход-музей «Святитель Николай»


60

Красноярский краевой театр кукол

240


Остров Татышев


0







Необходимо рассчитать денежную сумму, которая понадобится для выбранных экскурсионных объектов с учетом всех экскурсантов: детей и взрослых. Для этого заполните таблицу «Смета расходов».

Смета расходов

Экскурсионный объект

Цена взрослого билет (руб.)

Кол-во взрослых (чел.)

Стоимость взрослых билетов (руб.)

Цена детского билета (руб.)

Кол-во детей (чел.)

Стоимость детских билетов (руб.)




































Всего за взрослые билеты

________ руб.

Всего за детские билеты

________ руб.

Общая стоимость экскурсии


__________________ руб.



Так как экскурсионный день будет длиться около 8 часов, целесообразно взять с собой продукты для организации легкого обеда в походных условиях. Это сэкономит время и даст возможность продолжить путешествие







Задание 4. Определите, какие понадобятся продукты и в каком количестве. Подсчитайте сумму расходов на покупку этих продуктов. Для этого заполните таблицу «Смета расходов».

Продукт и цена на него

Задание

Количество

Стоимость


42 руб./бул.

Посчитайте количество кусков хлеба в одной булке.

Рассчитайте, какое кол-во булок нужно купить, чтобы хватило всем участникам экскурсии, если на каждого человека рассчитывается по 2 куска.




135 руб./упак.

Посчитайте количество сосисок в упаковке.

Рассчитайте, какое кол-во упаковок нужно купить, чтобы хватило всем участникам экскурсии, если на каждого человека рассчитывается по 2 сосиски.





288 руб./упак.

Посчитайте количество бутылок воды в упаковке.

Рассчитайте, какое кол-во упаковок нужно купить, чтобы хватило всем участникам экскурсии, если на каждого человека рассчитывается по 1 бутылке.






48 руб./упак.

Посчитайте количество овсяных печенья в упаковке.

Рассчитайте, какое кол-во упаковок нужно купить, чтобы хватило всем участникам экскурсии, если на каждого человека рассчитывается по 1 печенья.



Общая стоимость за покупку продуктов




Так как пикник будет происходить на острове Татышев, вам будет необходимо покормить сусликов. Найдите информацию о том, чем можно кормить сусликов и выберите из предложенного списка подходящие продукты, отметьте .









Задание 5. Подведите итог всех расходов на экскурсию: на услуги экскурсионного бюро, на закупку продуктов.

Стоимость за маршрут

Стоимость за экскурсии

Стоимость за продукты

Общая сумма всех расходов







Заполните итоговую таблицу, ответив на вопросы.

Вопрос

Ответ

Сколько экскурсионных объектов посетит ваш класс за время экскурсии?



Какова продолжительность вашей экскурсии?



Успеет ли вернуться наш класс в школу к указанному в условии задачи времени?



Сколько человек вы отправляете на экскурсию?



Сколько потрачено на закупку продуктов?



Какова стоимость экскурсий?



Каков общий расход за экскурсионный день?







.2.2. Проектная задача «Праздничный кекс»


Даша и Вася - школьники города Красноярска. Они готовят маме праздничные кексы к 8 марта. Но у них не хватает некоторых ингредиентов, обязательных для приготовления. Давайте поможем им купить необходимые продукты и приготовить праздничные кексы на стол.


Прежде чем ехать в магазин, ребята считают общее количество денег, которое они могут потратить на покупки.


Задание 1. У Даши есть 1500 рублей, но ей нужно оплатить заказ из магазина «Пиши Рисуй» - 235 рублей, купить корм для хомячка- 150 рублей. А еще она хотела купить для Васи одно мороженое в павильоне «Славица», но не знает за какую стоимость: 35 рублей, 64 рубля или 59 рублей. Покупая мороженое, она давала продавцу 100 рублей, а он отдавал сдачу равную 36 рублям.


Заполни таблицу «Планируемые расходы детей»

Наименование расхода

Стоимость

Осталось денег
















Всего осталось:


(2 балла- таблица заполнена в полном объеме и верно;
1 балл- таблица заполнена в полном объеме, но допущены вычислительные ошибки\ нет вычислительных ошибок, но заполнена не в полном объеме;
0 баллов- таблица заполнена не в полном объеме и имеются вычислительные ошибки)


Теперь ребята знают, сколько денег они могут потратить на покупку ингредиентов.

Чтобы купить необходимые продукты, Даше и Васе нужно поехать в гипермаркет «Лента». Ребята уже оделись и пришли на остановку общественного транспорта.


Задание 2. Ребята едут в автобусе, стоимость проезда 36 рублей. Даша оплатила проезд социальной картой, а Вася нашел в кармане несколько монет: 4 монеты номиналом 10 рублей, 3 монеты 5-ти рублей, 6 монет по рублю и 1 монета 2-х рублей.


Автобус совершает первый рейс, поэтому у кондуктора не будет сдачи для Васи.

Какой комбинацией (сочетанием) монет мальчик может оплатить проезд?


__________________________________________________________
(1балл- комбинация монет подобрана верно (без сдачи))

(0 баллов- комбинация монет не равна 36)


Замечательно! Ребята доехали до гипермаркета «Лента» и готовы покупать недостающие ингредиенты.


Задание 3. Список необходимых продуктов писал Вася, он еще маленький и смог написать так ,как слышал. Расшифруйте слова и заполните таблицу.


Запись Васи

Верная запись

[малако]


[какаа]


[сахарнай'а пудра]


[сухафрукты]


[шокалат]


[ван'ил'ный' с’ироп]


[разрыхл’и́т’ил’]


[маргар'ин]


(1 балл-все названия написаны верно;
0 баллов- допущена 1 и более ошибок)



Теперь, когда список восстановлен, нужно приобрести необходимые продукты согласно списку.

Задание 4. На прилавках магазина множество товаров, помоги ребятам положить в корзину только нужные продукты, отметь их.


=55р. =70р. =68р. =17р.
=102р. =59р. =30р.

= 86р. =115р. =83р.


=217р. =37р. =170р.


Посчитай стоимость покупки. Хватит ли денег у Даши для покупки? Есть ли сдача? Если есть, то сколько?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(2 балла- выделены все продукты, необходимые для покупки, даны все ответы на вопросы;
1 балл- продукт выделены верно, на 1 вопрос не дан ответ;

0 балл- неверно выделены 1 и более продуктов\не даны ответы на вопросы.)


Задание 5. Итоговое.

Ребята купили продукты и отправились домой на общественном транспорте, оплачивая его так, как ехали в магазин.

Составьте схему\таблицу\рисунок, отображающие расходы Даши и Васи в этот день.





Рефлексия

1)Закрась первый круг зеленый цветом круг, если задания были интересными для тебя и ты старался справиться с трудностями.
Красным, если ты не смог справиться ни с одним заданием.
Желтым, если были трудности, с которыми ты не смог справиться.


2) Нарисуй во втором круге свою роль в группе, выполняя задания.


3) Напиши одно существительное к проектной задаче «Праздничный кекс».

4) Чтобы ты изменил в этой проектной задаче?



5) Напиши пожелания своей группе.

________________________________________________________________

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Таким образом, проектно-исследовательская деятельность позволяет раскрыть индивидуальные способности детей младшего школьного возраста и дает им возможность приложить свои знания, принести пользу и публично показать достигнутый результат.

Проектно-исследовательская деятельность четко ориентирована на реальный практический результат. Во время работы, строятся новые отношения между учениками, а также между учителем и учащимися. Расширяется их образовательный кругозор, возрастает стойкий познавательный интерес.

Проектно-исследовательская деятельность помогает учащимся проявить себя с самой неожиданной стороны. У них есть возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты, а также умение самостоятельно добывать знания, что является очень существенным для организации процесса обучения в современной школе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. –М.: Просвещение, 2015.

2. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000 г.-1233 с.

3. Мастрюков А. В. Как выбрать тему исследования. Практические рекомендации для участников НШО «Эрудит» ГБОУ СОШ № 4 пгт Алексеевка, г. о. Кинель Самарской области / А. В. Мастрюков, О. В. Петина. — Текст: непосредственный // Юный ученый. — 2017. — № 4 (13). — С. 92-94.

4. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К. Н. Поливанова. — 2-е изд.— М.: Просвещение, 2011. — 192 с.

5. Савенков А. И. Методические рекомендации по подготовке к Всероссийскому конкурсу исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я — ИССЛЕДОВАТЕЛЬ». — М.: Национальный книжный центр, 2016. — 48 с.

6. Турчен Д.Н. Проектная деятельность как один из методических приёмов формирования универсальных учебных действий. - 2017 г - 1-10 с.

7. Зубова, О. А. «Исследовательская работа в начальной школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://urok.1sept.ru. – (Дата обращения: 11.11.2022).

8. Калачихина, О. Д. «Распространенные ошибки при выполнении учащимися исследовательских работ» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pionerov.ru/assets/downloads/mc/biblio/UM/r4.pdf. – (Дата обращения: 13.12.2022).

9. Малиновская, Е. А. «Структура, логика и оформление исследовательских работ учащихся» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/210579. – (Дата обращения: 11.11.2022).


ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.



Раздаточный материал к исследовательской работе «Какую воду мы пьём?»


Дневник исследователя

Вода

Жесткость

Вкус

Запах

Органические вещества

Лель





Агуша





Тагарский источник






ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.



Раздаточный материал к исследовательской работе «Что за невидимка вокруг нас?»


Дневник исследователя

Опыт/эксперимент

Обнаружение воздуха

Горячий и холодный воздух

Расширение и сжатие воздуха

Давление воздуха

Вывод
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!