СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации "Организация проектно-исследовательской работы с учениками начальной школы".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации "Организация проектно-исследовательской работы с учениками начальной школы".»

Министерство образования Красноярского края

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 имени М. Горького»






Методические рекомендации "Организация проектно-исследовательской работы с учениками начальной школы".

















Красноярск 2023

АННОТАЦИЯ


Методические рекомендации «Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы» содержат описание исследовательской деятельности, ее назначение, специфику и структуру. По мимо этого в документе представлены общие правила для руководителей проекта, типичные ошибки при выборе и формулировке темы, методов исследования, критерии. Имеется описание проектной деятельности учащихся в современном начальном образовании, ее назначение, специфика, структура.

Данные рекомендации помогут педагогу освоить понятие «Проектная деятельность» и «Исследовательская деятельность» и определить в чем их суть и их отличия. В работе представлен практический пример проведения экспресс-исследования и проектной деятельности, которые могут служить образцом.




Методические рекомендации составлены в соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.


Составитель: Данилова А.А. - студентка 20П – 3 группы отделения «Преподавание в начальных классах».


Методические рекомендации «Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы» /Петерсон Ю.Д. / Министерство образования Красноярского края КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького», 2023. – 44с.

Оглавление

Пояснительная записка………………………………………..……………….4

раздел 1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании

1.1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура.....................................5 – 11

1.2. Типичные ошибки при выборе темы исследования………………12 – 13

1.3 Типичные ошибки при формировании цели, задач, гипотезы…....14 – 15

1.4 Типичные ошибки при выборе методов исследования.…………..16 – 17

1.5. Паспорт исследования………….…………………………………..18 – 20

Раздел 2. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании

2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура...................................21 – 23

2.2. Проектные задачи……………….………………………..................24 – 29

Список используемой литературы……………………………….30 – 31











Пояснительная записка

Актуальность использования исследовательской и проектной деятельности определяется тем, что работа над такими видами деятельности прочно вошла в жизнь начальной школы и стала для нее существенным вкладом в решении задач, поставленных как в урочное, так и неурочное время. Проектная деятельность позволяет учащимся выйти за рамки объема школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности.

Современный педагог начальной школы ищет новые пути для развития у учеников творческих способностей, умения ориентироваться в мире информации. Одним из возможных способов решения этой проблемы может быть организация проектно-исследовательской деятельности в начальной школе. Проектно-исследовательская деятельность является разновидностью творческой деятельностью, которая позволяет активизировать учебно-познавательную деятельность младших школьников в процессе обучения и во внеурочное время, предоставляя им реализовать свои способности и удовлетворить познавательные интересы.

Очень часто педагоги не понимают и не видят разницы между такими понятиями, как «Исследовательская деятельность», «Проектная деятельность», «Метод проектов» и др. Составленные методические рекомендации помогут разделить эти понятия и выделить отличительные особенности.






раздел 1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании

1.1 Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура.

В связи с внедрением нового ФГОС в педагогическую практику стала актуальна проблема формирования УУД, в число которых можно включить и исследовательские умения; формирование целостной картины мира, в урочной и внеурочной деятельности.

Исследовательской считается работа, направленная на получение новых знаний в той или иной области науки, техники, искусства объясняющая и предсказывающая факты и явления, дающие ответы на наиболее актуальные в данный момент вопросы, обнаруживающие противоречия, имеющие место в практике.

Существует два понятия: «научно-исследовательская деятельность» и «учебно-исследовательская деятельность». В контексте нашей работы рассмотрим подробнее учебно-исследовательскую деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение обучающихся, развитие у них исследовательского типа мышления. Главное в учебно-исследовательской деятельности не новые факты, а алгоритм ведения исследования, который может быть использован в исследованиях любой сложности и тематики уже не в стенах школы. Учебно-исследовательская деятельность является видом научно-исследовательской деятельности. Многие авторы подчеркивают, что умственная деятельность ученого, делающего открытие, и умственная деятельность ребенка, познающего и открывающего знание «только для себя», идентичны по своей внутренней сущности. Но самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя собственные исследования, ставя эксперименты и др.), чем получать добытые кем-то знания в «готовом виде».

Вместе с тем известно, что дети – исследователи по своей природе. Потребность ребенка в исследовательском поиске обусловлена его природой. Здесь идет речь о врожденной модели поведения, присущей не только человеку, но и многим животным. Иначе это называется любопытством. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает соответствующее поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

В учебно-исследовательской деятельности главной целью является образовательный результат, и она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления. Главное в учебно-исследовательской деятельности не новые факты (это научное исследование), а алгоритм ведения исследования, который может быть затем использован в исследованиях любой сложности и тематики.

Исследовательская деятельность младших школьников – это творческая познавательная деятельность, направленная на постижение мира, «открытие» детьми новых для них знаний. Она обеспечивает условия для продуктивного развития их ценностного, интеллектуального, культурного, творческого потенциала, является средством активизации обучающимися, формирования у них интереса к изучаемому материалу, позволяет существенно расширить рамки изучаемого.

Можно выделить общие цели исследовательской деятельности учащихся:

- установление непосредственно воспринимаемых эмпирических свойств изучаемых объектов;

- изучение истории возникновения, развития, преобразования предмета исследования;

- изучение конкретных данных об изученном объекте на основе широкого круга информации;

- установления взаимосвязей объекта исследования с окружающей действительностью, другими объектами, событиями;

- выявление возможностей исследуемого объекта (реальных и выдуманных) и др.

Задачи учебно-исследовательской деятельности детей:

- развитие мотивации к процессу получения знаний;

- ознакомление с ролью науки, научных и учебных исследований в жизни людей; знакомство с природой научного знания, методами исследований;

- формирование умений осуществляется через учебное исследование, работать с информацией, организовывать свою учебно-исследовательскую деятельность, анализировать и оценивать ее, презентовать результат;

-развитие творческого, критического мышления, расширения кругозора учащихся;

-развитие умений, способствующих саморазвитию обучающихся: самовыражения, самопрезентации и рефлексии;

-воспитание целеустремленности, самостоятельности, инициативности, творческого отношения к делу.

Исследовательская работа вместе с тем должна содержать аналитический материал, сопоставление фактов и собственные умозаключения, выводы. Выполнение учебных проектов, решение проблемно-ситуационных заданий относятся к элементам исследовательской работы.

Виды проводимых исследований:

а) по содержанию:

1.исследование, направленное на выявление свойств изучаемых объектов, что позволяет описать явные свойства предметов;

2.вербальное исследование, смысл которого в постановке детьми вопросов и нахождению ответов на них. Значение вопросов неоценимо для развития ребенка. В начальной школе важно учить задавать проблемные вопросы, что позволяет впоследствии развивать умение видеть и вычленять проблемы;

3. комплексное исследование, которое может включать в себя все предшествующие виды исследовательского поведения или часть из них;

4.собственное исследование, направленное на всестороннее изучение предмета, целенаправленное, включающее определенные этапы, действия, средства.

Каждый из видов исследований характерен для детей определенного возраста. Первый и второй вид свойственен первоклассникам, затем, постепенно овладевая знаниями и исследовательскими умениями, обучающиеся способны осуществлять более полные и сложные учебные исследования.

б) по количеству участников:

1. индивидуальные;

2. групповые;

3. коллективные.

в) по месту проведения: урочные, внеурочные;

г) по времени: кратковременные или долговременные;

д) по теме: предметные, свободные.

Исследовательская деятельность в образовании используется с целью приобщить учеников к конкретике науки как профессиональной деятельности. Однако существует и другой подход, согласно которому исследование понимается как один из универсальных способов познания действительности, способствующий развитию и бытию личности в современном динамично изменяющемся мире. В этом случае оно выступает как учебная практика, использующая опыт, наработанный наукой в сфере организации исследования в конкретных предметных областях.

Ученые, разрабатывающие проблему развития исследовательской деятельности учащихся, подчеркивают необходимость четкой ее организации и направленности. Важно постоянно, систематически включать обучающихся в разнообразные формы исследовательской деятельности. Формирование исследовательских умений предполагает специальную организацию всего учебного процесса: обучение должно быть проблемным, содержать элементы исследовательского поиска, строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск. Тогда обучение уже не репродуктивная, а творческая деятельность, в нем есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить познавательную активность. Таким образом, можно подчеркнуть необходимость наличия четкой системы, относительно которой будет реализовываться процесс формирования исследовательских умений младших школьников.

Таким образом, учебная исследовательская деятельность младших школьников – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью. В процессе реализации этой деятельности осуществляется с различной степенью самостоятельности активный поиск и открытие обучающимися субъективного знания, с использованием доступных для детей методов исследования. Ее результатом является формирование познавательных мотивов и исследовательских умений, субъективно новых для обучающегося знаний и способов деятельности, личностное развитие ученика.

В учебно-исследовательской деятельности под руководством учителя дети реализуют этапы, имеющие место в научном исследовании: выявление проблемы, выдвижение гипотез, учение эмпирических данных, информации др. Сходны и методы исследования: наблюдение, сравнение, измерение и прочие.

Однако реализация этапов и применение методов должны быть соразмерны возрасту исследователей, а новое знание, открываемое учеником, является новым только для него самого, т.е. субъективно новым. Важно учитывать и то, что исследовательская деятельность детей направлена не на добывание какого-то научно или социально значимого результата, а на развитие их способностей, умений, мышления. Здесь важен сам учебно-исследовательский процесс, в котором обучающиеся овладевают способами поиска и открытия, новых для себя знаний, получают опыт применения исследовательских умений.

Учебно-исследовательские умения рассматриваются как способность выполнять умственные и практические действия, подразумевающие самостоятельный выбор и применение приемов и методов исследования на доступном детям уровне.

Учебное исследование предполагает осуществление всех этапов исследовательской деятельности (от постановки проблемы до презентации результатов своей работы), требует умений работать с информацией, с эмпирическими данными, владение исследовательскими методами. Кроме того, не менее важно осуществлять анализ проделанной работы, уметь оценивать ее согласно определенным критериям. Можно выделить пять блоков умений младших школьников, которые необходимы, формировать для успешной реализации исследовательской деятельности.

Учитывая, что формами организации исследовательской деятельности являются не только индивидуальное, но и групповое, и коллективное решение исследовательских задач, можно предположить и вероятность успешного формирования коммуникативных УУД в процессе их решения. Принимая во внимание то, что в результате решения той или иной исследовательской задачи ребёнок получает не только определённый продукт (новое знание), но и переживания, личный опыт, можно говорить и возможности формирования личностных УУД.

Таким образом, можно сделать вывод, что в своей сущности исследовательская деятельность предполагает активную познавательную позицию, связанную с внутренним поиском, глубоко осмысленной и творческой переработкой информации, работой мыслительных процессов путем «проб и ошибок», озарением, личными и личностными открытиями, а также является одним из способов формирования универсальных учебных действий младших школьников.



















1.2 Типичные ошибки при выборе темы исследования

Любое исследование начинается с выбора темы. Существует несколько способов

выбора темы:

- из жизненно-важных ситуаций, в которые попадает ребёнок, вопросов;

- из предложенных конкурсов различного уровня: школьных, городских, и т.д.;

- из предложений учителя (наименьшая степень самостоятельности).

Мастрюков А.В. в своей статье «Как выбрать тему исследования?» утверждает, что выбрать тему для исследования несложно, если точно знать, что интересует ребёнка в данный момент, какая проблема волнует больше других. Для уточнения можно провести анкету:

1. Что мне интересно больше всего?

2. Чем я хочу заниматься в первую очередь (например, математикой или поэзией, астрономией или историей)?

3. Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

4. Что позволяет мне получать лучшие отметки в школе?

5. Что из изученного в школе хотелось бы узнать глубже?

6. Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?

Выбор темы — это важнейшая составляющая содержания исследовательской работы. Именно поэтому надо очень внимательно подходить к формулировке и выбору темы, выбирать точные и правильные слова, понятия, термины.

В статье «Как избежать типичных ошибок при организации исследовательской деятельности школьников», учитель русского языка и литературы Островская И.Ю. выделяет типичные ошибки, которые допускают младшие школьники при выборе и формулировании темы исследования.

1. Взята слишком узкая тема исследования («Реалистические черты в рассказе «Бирюк», «Образ моря в элегии А.С. Пушкина «Погасло дневное светило»).

2. Тема исследования сформулирована слишком широко («Внимание, Акулы!»).

Правильное название темы исследования: «Исследование причин и факторов нападения акул на человека».

3. Тема не соответствует возрасту и уровню учащегося («Непристойная лексика в переписке школьников на страницах Интернета»).

4. Отсутствие познавательного интереса учащихся к теме исследования или к исследовательской деятельности в целом.  

Как правило, эта проблема возникает или при навязывании неинтересной учащемуся темы, или при отсутствии желания (способностей) к исследовательской деятельности.

5. Некорректная формулировка темы исследования.

Например: «Пушкин и одиночество» (грамматическая ошибка: разнородные понятия оформлены как однородные без пояснения).

6. Не оригинальность темы исследования.

7. Название темы не соответствует проблеме исследования.

Таким образом, формулируя тему исследования, необходимо помнить, что это детское исследование, ограниченное объёмом, возрастом, педагогическими задачами и временем, которого у современных школьников не так много. Ответственность за формулировку темы лежит на научном руководителе, несмотря на то что часто тему выбирают сами учащиеся.


1.3 Типичные ошибки при выборе цели, задач, гипотезы

Когда выбирается цель для исследования нужно ответить на вопрос о том, зачем мы это исследование проводим. Цель указывает общее направление деятельности.

Выделяют три основные проблемы при выборе цели:

1. цель исследования завышена;

2. цель не соответствует теме и проблеме исследования;

3. цель неясная и неточно сформулирована.

Поэтому при выборе цели следует обратить внимание на следующие требования. Цель должна быть:

1. конкретная, определяет результат деятельности;

2. формулировка цели должна начинаться с глагола в неопределенной форме;

3. достижима;

4. измерима, контролируема, в отдельных случаях диагностируемая;

5. определена во времени, так как определены сроки проведения исследования.

Определить цель исследования – это замечательно. Ее еще надо реализовать. Поэтому после того, как определили зачем, надо решить – как делать.

Задачи – это, как правило, конкретизированные или более частные цели. Задачи по отношению к цели выступают как самостоятельные «цели».

Задачи рекомендуется формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута «научить», «найти», «проанализировать», «выявит» и т.д. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. Как правило, задач не бывает больше четырех.

Любое исследование состоит из формулирования гипотезы.

Гипотеза – это «основание, предположение». В современной научной практике гипотеза определяется как научное обоснование, предложенное для решения проблемы.

Гипотеза должна соответствовать определенным требованиям:

1. быть проверяемой;

2. содержать предположение;

3. быть логичной;

4. соответствовать фактам.

Таким образом, выдвигаемая гипотеза должна быть доступна для ее проверки различными методами исследования.





1.4 Типичные ошибки при выборе методов исследования

Ошибки, допускаемые при отборе методов исследования:

1. Выбранные методы не соответствуют заявленной теме исследования и не позволяют проверить гипотезу;

2. Методы не подходят для проведения обучающимися, основываясь на их возрастные особенности.

Для проверки гипотезы используют методы наблюдения и эксперимента.

Наблюдение – общенаучный метод познания. Оно включается во все виды деятельности и позволяет получить некоторую первичную информацию об объектах окружающего мира. Для того, чтобы проводить наблюдение, необходимо развивать такое качество, как наблюдательность, которую можно охарактеризовать как деятельность, направленную на анализ изучаемого, факта, события с целью выявления определённой закономерности. Этот метод относится в науке к числу наиболее употребимых.

Виды наблюдения:

- Неструктурированное (отсутствует детальный план, определён только объект)

- Структурированное (наблюдение по плану)

- Полевое (наблюдение в естественной обстановке)

- Лабораторное (наблюдение, при котором объект находится в искусственно созданных условиях)

- Открытое (наблюдение протекает в условиях осознанного факта присутствия исследователя, при этом исследователь своим присутствием не должен менять привычную обстановку)

- Скрытое (наблюдение ведётся с применением технических средств или визуально с такой позиции, когда присутствие наблюдателя не обнаруживается)

- Непрерывное (исследование контролируемого процесса ведётся от начала до конца)

- Непосредственное (при котором между объектом и исследователем имеются прямые отношения. Это наблюдение с помощью органов чувств).

- Опосредованное или косвенное (дополняет непосредственное наблюдение. Оно проводится с помощью тех или иных технических средств).

Научный эксперимент является методом исследования, обеспечивающим научно-обоснованную проверку правильности сформулированной в начале исследования гипотезы. В отличие от наблюдения, эксперимент позволяет искусственно отделить изучаемое явление от других, целенаправленно изменять условия его проведения.

Выделяют два вида экспериментов:

1. Лабораторный. Проводится в специально подготовленных условиях – лаборатории, где объект вычленяется из сложной системы взаимосвязей. Основные достоинства метода – активная позиция исследователя.

2. Естественный. По принципу организации он похож на наблюдение, но отличается от него активной позицией исследователя. Исследователь незаметно для испытуемых организует их деятельность таким образом, чтобы проявились необходимые особенности и качества. Либо экспериментатор, находясь в естественных условиях, наблюдает исходное состояние объекта, его развитие и исчезновение. При этом объект может быть подвергнут определённому воздействию со стороны экспериментатора.






1.5 Паспорт исследования

Паспорт исследования «Тайны воды»

Компоненты паспорта

Описание исследования

Тема исследования

Тайны воды

Актуальность исследования

Человек может прожить какое – то время без еды, а вот без обычной пресной воды он не проживет более трех дней. Водой мы пользуемся каждый день. Нам известно, что вода прозрачная, не имеет вкуса и запаха, она текуча, не имеет формы, растворяет другие вещества. В связи с этим поднялся вопрос.

Проблема исследования

Все ли эти свойства, которыми обладает простая вода

Объект исследования

Питьевая вода

Цель исследования

Выяснить, все ли свойства воды нам известны

Задачи исследования

1. изучить литературу по этой теме;

2. узнать о значении воды;

3. выявить состояние воды в природе;

4. провести опыты по выявлению свойств воды в природе;

5. обобщить и сделать выводы.

Гипотеза исследования

Мы предполагаем, что вода обладает не только бесформенностью и безвкусием, но и другими свойствами.

Методы исследования

1. теоретический:

- сравнение;

- обобщение.

2. эмпирический:

- изучение литературы;

- экспериментирование;

- наблюдение.

Тип исследования

Краткосрочный

Этапы реализации исследования, краткое их описание

1. подготовительный этап:

- изучение литературы по теме;

- составление плана исследования;

- формулирование проблемы;

- определение цели и задач;

-распределение обязанностей.

2. основной этап:

- проведение эксперимента;

- внесение данных в дневник наблюдения.

3. итоговый этап:

- подведение итогов;

- формирование выводов.

Оборудование для проведения исследования

2 прозрачных стакана, вода, ножницы, магниты

Продукт исследования

Доклад

Используемые источники

Интернет-ресурсы:

  1. https://urok.1sept.ru/articles/580456

  2. https://infourok.ru/issledovatelskiy-proekt-udivitelnie-svoystva-vodi-2752510.html

  3. https://obuchonok.ru/node/4172

  4. https://videouroki.net/razrabotki/urok-dlya-nachalnykh-klassov-voda-i-ee-svoystva.html


Паспорт исследования «Снег – жизнь для растения»

Компоненты паспорта

Описание исследования

Тема исследования

«Снег – жизнь для растений»

Актуальность исследования

Каждый человек должен знать ту часть природы, которая его окружает, даже если это обычный снег. Каждый участок нуждается в крепкой и здоровой рассаде, а ее поможет вырастить талая вода.

Тайная жизнь семени — это очень интересно. Семя — это будущее растение. Задача при прорастании создать наиболее благоприятные условия: тепло, кислород, вода, которая поможет семени «проснуться». Дальнейшая жизнь растения зависит и от почвы и освещения, и даже от «руки» человека! Думаю, что природная талая вода поможет создать наиболее качественные условия для прорастания семян.

Проблема исследования

Нуждается ли семя растения для прорастания в снеге.

Объект исследования

Снег

Цель исследования

Узнать о полезности снега и талой воды, как помощниках в прорастании семян.

Задачи исследования

1. Изучить литературу о снеге и талой воде.

2. Провести анализ чистой воды и снега под микроскопом.

3. Провести опыт: «Прорастание в земле»

4. Провести опыт: «Прорастание в земле со снегом»

Гипотеза исследования

Талая вода лучше активизирует процессы роста и развития растений и ее нужно использовать при проращивании растений.

Методы исследования

Анализ, опыт.

Тип исследования

Долгосрочный

Этапы реализации исследования, краткое их описание

1 этап - начало исследования

Информация о полезности снега

2 этап - основная часть исследования

1. Анализ снега под микроскопом

2. Проведение опыта: Прорастание в обычной земле

3. Проведение опыта: Прорастание в снеге

4. Изготовление флаера «Как лучше прорастить растение».

3 этап - заключительная часть исследования

Подведение итогов, результат – флаер, в котором будет описана инструкция как лучше прорастить растение.

Оборудование для проведения исследования

Снег, микроскоп, чаша, земля, вода, пакет, семена.

Продукт исследования

Флаер о том, как лучше прорастить растение.

Перспектива исследования

Проведении серии мастер классов среди сверстников на тему «Снег – жизнь для растений».

Используемые источники

Стрельникова Л.Н. Из чего все сделано? -М.: Яуза-пресс,2017. -208с.

Пономарева И.А. Рассказы о веществе. -М:Вентана-Граф, 2019.- 115 с.

Пасечник И. К. Что такое вещество. - М.: Дрофа,2018 год.245 с.


2.1 Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура.

Проект - слово иноязычное, происходит оно от латинского рго-jectus. Уже его прямой перевод объясняет многое - «брошенный впе­ред». В современном русском языке слово «проект» имеет несколько весьма близких по смыслу значений. Так называют, во-первых, сово­купность документов (расчетов, чертежей и др.), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия; во-вторых, это может быть предварительный текст какого-либо документа и, наконец, третье значение - какой-либо замысел или план. В свою очередь проектирование, в наиболее упрощенном виде, можно рассматривать как процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния).

Виды проектов:

1. Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

2.Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

3.Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

4.Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

5.Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

Учебный проект должен содержать следующие структурные элементы:

  1. титульный лист;

  2. содержание;

  3. введение;

3.1 описание и результат анализа проблемных вопросов избранной специальности с целью выбора и формулировки темы учебного проекта;

3.2 описание противоречия, проблемы, проблемной ситуации, проблемного вопроса для проведения исследования;

3.3 обоснование актуальности, практической полезности темы учебного проекта;

3.4 цель и задачи для проведения исследования;

3.5 гипотезу исследования;

3.6 перечень и описание методов исследования на каждом этапе выполнения исследовательской работы.

3.7. общий объем введения не менее 2 страниц

  1. описание исследования;

4.1 план этапов выполнения исследовательской работы;

4.2 описание дополнительной информации и экспериментальных данных для проведения исследования, выявленных в ходе поиска в интернете;

4.3 собственно процесс исследования.

  1. заключение (результаты исследования).

Заключение должно содержать представление результатов исследования.

В качестве приложений может быть использован фотоотчёт о проведённом мероприятии, фотографии изготовленной модели, изготовленных творческих работ и т.п.

В обязательном порядке к описанию проекта прилагается продукт проектной деятельности (или фотографии /видеозаписи/ аудиозаписи, на которых запечатлён продукт проектной деятельности).

Продуктом проектной деятельности могут быть:

1. аналитические материалы;

2. обзорные материалы;

3. стендовый доклад;

4. художественная творческая работа, представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, компьютерной анимации, макет, иное конструкторское изделие, мультимедийные продукты и др.



2.2 Проектные задачи

Проектная задача «Деньги»

Задание 1.

С коро День Рождения у Маши и Никиты, чего только не придумают они, чтобы заработать на карманные расходы. Вот какой листок повесили они на кухне.

Всю неделю мама Маши и Никиты отмечает выполненные задания. Как только работа закончена, она ставит галочку. Вот что получилось за одну неделю.

Задания

Маша

Никита

Стирка

Поручения

Собака

Бельё

Машина

Грядки

А теперь посчитайте, что у них получилось.

Маша заработала ___________ руб., постирав носовые платки.

Никита заработал ____________ руб., выполнив поручения.

Маша погуляла с собакой и заработала __________ руб.

Никита погладил бельё и заработал ____________ руб.

Маша заработала 60 руб., _______________________________.

Никита заработал 30 руб., _________________________________.

Всего Маша заработала _________________ руб.

Всего заработал Никита __________________ руб.

Задание 2.

М аша и Никита получили свои заработанные деньги. На следующий день они пошли в школу, после уроков за ними пришла мама и устроила развлекательный день. От они пошли вниз к кафе, чтобы перекусить и потратили 1000 руб. Дальше мама повела их покататься на колесо обозрения, где отдала 300 руб. за взрослый билет и 200 руб. за детский, а после к фонтану, чтобы поесть морожено и сладкую вату, отдав 350 руб. Последним местом развлечения был зоопарк – 300 руб. за детский билет и 500 руб. за взрослый билет, где посмотрели и покормили животных, оттуда они отправились домой (на карте дом отмечен ). Сколько денег отдали за развлечения?

Задание 3.

Наступил День Рождения Маши и Никиты. Папа получает зарплату 30000 руб. Мама получает 20000 руб. Каждый месяц на покупку продуктов расходуется примерно 16000 рублей, на оплату транспорта, услуг химчистки и др. – 3800 руб. На оплату завтраков в школе, обедов родителей на работе и другие ежедневные расходы примерно 12200 руб. Вычислите, сколько рублей удалось накопить семье на организацию дня рождения.

Задание 4.

На день рождения пригласили много друзей Маши и Никиты. Родители организовали замечательный праздник. Сначала все проходило дома: куплено много шаров, фруктов, сладостей, 2 торта, приготовлены разные блюда – на все было потрачено 8000 руб. После родители повезли всех в боулинг, где потратили 2000 руб. Последнее место, которое они посетили – развлекательный центр, где родители потратили оставшиеся отложенные деньги на организацию праздника. В конце вечера Маша и Никита подарили подарки друг другу на свои карманные деньги, которые накопили, выполняя задания. Сколько Маша и Никита потратили вместе на подарки?

Задание 5. Заполните таблицу.

Вопрос

Ответ

Сколько заработала Маша?


Сколько заработал Никита?


Сколько было потрачено на развлечения?


Какое место было самым дорогим?


Сколько родители накопили на организацию дня рождения?

Представьте свои расчеты.


Сколько Маша и Никита вместе потратили на подарки друг другу?



Дидактические цели: сотрудничество в группах, заполнение таблицы заданной информацией.

Знания и умения:

1) Умение вычленять требуемую информацию (выделять существенную, зашумлённую несущественной), представленную в различных видах (например, таблица, словесное описание);

2) Владение способом арифметических действий с многозначными числами;

3) Работа в малой группе: организация работы, распределение заданий между участниками группы, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи.

Планируемые результаты:

Рассчитывать финансы, с учетом доходов и расходов.

Создавать конечный продукт.

Проектная задача «Семейный бюджет».

Задание 1. Помоги семье Петровых вспомнить основные понятия семейного бюджета. Переставив местами буквы, образуйте новые слова:

Платазар -

Логан -

Голд -

Додох -

Сходра -

Тодал -

Зявл -

Задание 2. Семья Петровых вспоминает, что такое семейный бюджет, из каких частей состоит семейный бюджет. Заполните пропуски в тексте.

Семейный бюджет – план доходов и _______семьи.

Доход семьи – это те деньги, которые _________и получают члены _______.

Расход семьи - ______ на самые разные товары и услуги.

Наполняется семейный бюджет благодаря ______ – зарплатам мамы и ____, пенсиям бабушки и ______, стипендии старших братьев и ____.

Задание 3. Прочитайте текст и заполните таблицу 1, пользуясь данными текста. Расскажите, что у вас получилось.

Папа Сергей Константинович – сотрудник МЧС, его заработная плата – 40 тыс. рублей в месяц. Мама Ирина Викторовна – учитель в школе, её ежемесячная заработная плата – 25 тыс. рублей. Также семья каждый месяц получает социальные пособия на детей: по 500 рублей на каждого ребёнка.

На продукты питания семья тратит в месяц 15 тыс. рублей.

На коммунальные услуги (оплата электроэнергии, холодной и горячей воды, отопления, газа) и связь (телефоны и интернет) уходит 6 тыс. рублей в месяц.

На покупку хозяйственных товаров – 500 рублей в месяц.

Так как детский сад, в который ходит Саша, а также школа, в которой учится Маша и работает мама, и работа папы, находятся рядом с домом, поэтому семья не тратит деньги на транспортные расходы.

На одежду траты составляют примерно 3 тысячи в месяц.

На книги и игрушки – 1 тыс. рублей в месяц.

В выходные дни вся семья любит сходить в кинотеатр, в кафе или в

парк. В среднем, расходы на досуг составляют 3 тыс. рублей в месяц. У Саши недавно было день рождение, на которое родители ему подарили футбольный мяч. Саша расстроился, ведь он хотел получить велосипед в подарок.

Таблица 1.

Вид дохода

Сумма доход

Вид расход

Сумма расхода

Зарплата мамы


Коммунальные услуги и связь


Зарплата папы


Питание


Детские пособия


Одежда




Книги, игрушки




Транспортные расходы




Досуг


Итог:


Итог:



Задание 4. Пользуясь данными таблицы 1, посчитайте, есть ли разница между суммой доходов и суммой расходов семьи. Если есть, какую сумму составляет эта разница? Пользуясь таблицей 2, определите, хватит ли этих денег на покупку велосипеда для Саши, если велосипед стоит 9000 рублей.

Таблица 2.

Наименование товара

Цена товара

Мяч футбольный

700 рублей

Велосипед

9 тысяч рублей

Машинка на пульте управления

3 тысячи рублей

Конструктор

2500 рублей

Медведь плюшевый

600 рублей

Предложите, пользуясь таблицей, что мог бы получить в подарок Саша вместо футбольного мяча на такую же сумму. 

Задание 5. Пользуясь данными таблицы 1 и таблицы 2, посчитайте, сколько месяцев потребуется родителям Маши и Саши, чтобы накопить сумму, нужную для покупки велосипеда, при условии, что в семейном бюджете каждый месяц будет оставаться одна и та же сумма неизрасходованных денег. Докажите свой ответ.

Задание 6. Подумайте, что можно посоветовать Саше и Маше Петровым, а также другим детям в подобной ситуации. Составь свою памятку.







Список используемой литературы

1. Жакулина И.В. Как обеспечить эффективность проектной деятельности учащихся? – 2017 г. [Электронный ресурс]. -  Режим доступа: https://nsportal.ru.  

2. Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии – 2 / Н.И. Запрудский. – Минск: Сэр-Вит, 2017 г. – 256 с.

3. Мастрюков А. В. Как выбрать тему исследования. Практические рекомендации для участников НШО «Эрудит» ГБОУ СОШ № 4 пгт Алексеевка, г. о. Кинель Самарской области / А. В. Мастрюков, О. В. Петина. — Текст: непосредственный // Юный ученый. — 2017. — № 4 (13). — С. 92-94.

4. Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников: книга для учителя начальных классах/ Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. – Москва: Вентана – Граф, 2017. - 106 с.

5. Малиновская Е.А. Структура, логика и оформление исследовательских работ учащихся. – 2017 г. [Электронный ресурс]. -  Режим доступа: https://urok.1sept.ru.

6. Островская И.Ю. Как избежать типичных ошибок при организации исследовательской деятельности школьников. - 2017 г. – 147-155 с.

7. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад. - М.: Большая рос. энцикл., 2017г. - 527 с.

8. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К. Н. Поливанова. — 2-е изд.— М.: Просвещение, 2011. — 192 с.

9. Поляк Н.С. Специфика организации исследовательской деятельности в начальной школе. – 2017 г. [Электронный ресурс]. -  Режим доступа: https://nsportal.ru.

10.Островская И.Ю. Как избежать типичных ошибок при организации исследовательской деятельности школьников. - 2017 г. – 147-155 с.

2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!