СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации «Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая рекомендация предназначена для учителей и обучающихся, организуемых исследовательскую деятельность в младших классах. В данной методической рекомендации представлены структура и особенности исследовательской и проектной деятельности, и способы их организации.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации «Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы»»


Министерство образования Красноярского края

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 имени М. Горького»

Методические рекомендации «Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы»

Выполнила: Громова Анастасия Юрьевна, студентка III курса специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах группы 20П-5

























Красноярск, 2023




Сборник составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Авторы – составители: Громова А.Ю. студентка 3 курса КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» отделения «Преподавание в начальных классах». В. Ю. Голубева, преподаватель «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького»

Сборник методических материалов по организации проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы /Громова А.Ю.

. – Красноярск: КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького», 2023. – № с42.




























СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 2

РАЗДЕЛ 1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ. 4

1.1. Исследовательская работа обучающихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура. 4

1.2. Частые ошибки при формулировке темы проектно — исследовательских работ обучающихся начальной школы. 9

1.3 Частые ошибки при формулировке цели, задач и гипотезе проектно-исследовательских работ обучающихся начальной школы. 13

1.4. Частые ошибки при формулировке методов проектно - исследовательских работ 16

1.5. Паспорт исследования 18

1.5.1. Паспорт исследования «Изменение воды при добавлении кислоты и щелочи» 18

1.5.2. Паспорт исследования «Контрольная закупка. В мире творога» 20

РАЗДЕЛ 2. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании. 22

2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура. 22

2.2.1. Проектная задача «Профессия копирайтера» 27

2.2.2. Проектная задача «Финансовая грамотность семьи Копейко» 31

Содержание проектной задачи. 31

2.2.3. Проектная задача «Я. Друг. Дыра в бюджете» 37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41












ВВЕДЕНИЕ

В Федеральном Государственном стандарте начального образования говорится, что «В целях обеспечения реализации программы начального общего образования в Организации для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность: ... работы с одаренными детьми, организации интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности; выполнения индивидуальных и групповых проектных работ, включая задания межпредметного характера, в том числе с участием в совместной деятельности; участия обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников в разработке программы начального общего образования, проектировании и развитии в Организации социальной среды, а также в разработке и реализации индивидуальных учебных планов; + познавательные УУД (базовые исследовательские ...))». Например: определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;

Проектно-исследовательская работа является одним из самых эффективных методов обучения, который помогает учащимся развивать не только познавательные навыки, но и социальные компетенции, такие как коммуникация, сотрудничество и лидерство. Для учителей начальной школы это может быть сложным заданием, но организация проектно-исследовательской работы может стать интересным и познавательным опытом для учащихся. Данные методические рекомендации предназначены для учителей, которые хотят научить своих учеников эффективно работать в группе, исследовать новые темы и представлять свои результаты. Рекомендации помогут учителям убедиться, что учащиеся понимают, что такое проект, и как он может быть использован для достижения целей. Кроме того, рекомендации помогут учителям выбрать подходящую тему проекта и организовать работу, чтобы учащиеся могли получить максимальную выгоду от участия в проекте.

В этих методических рекомендациях будет представлено руководство по организации проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы. Каждый этап будет подробно рассмотрен и снабжен рекомендациями для учителей, которые планируют провести проектно-исследовательскую работу с учащимися начальной школы.

Организация проектно-исследовательской работы может стать интересным и познавательным опытом для учащихся начальной школы, который поможет им развить критическое мышление, творческий подход и социальные навыки. Эти методические рекомендации могут помочь учителям организовать и провести проектно-исследовательскую работу с учащимися начальной школы и добиться максимальных результатов.

























РАЗДЕЛ 1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ.

1.1. Исследовательская работа обучающихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура.

В Федеральном Государственном стандарте начального образования говорится, что «В целях обеспечения реализации программы начального общего образования в Организации для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность: ... работы с одаренными детьми, организации интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности; выполнения индивидуальных и групповых проектных работ, включая задания межпредметного характера, в том числе с участием в совместной деятельности; участия обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников в разработке программы начального общего образования, проектировании и развитии в Организации социальной среды, а также в разработке и реализации индивидуальных учебных планов; + познавательные УУД (базовые исследовательские ...))».

В современном образовании исследовательская работа является важным компонентом обучения, особенно в начальном образовании. Она позволяет учащимся развивать критическое мышление, умение анализировать информацию, аргументировать свои мысли и идеи, а также развивать навыки самостоятельной работы и поиска информации.

Основным назначением исследовательской работы в начальном образовании является развитие у учащихся умения и навыков работы с информацией, критического мышления и самостоятельности. Исследовательская работа позволяет ученикам научиться:

  • задавать вопросы;

  • формулировать гипотезы;

  • анализировать данные;

  • организовывать и представлять результаты своих исследований.

Специфика исследовательской работы в начальном образовании заключается в том, что она ориентирована на развитие познавательных способностей детей. Она помогает формировать у них навыки самостоятельной работы, умение поиска информации, анализа и оценки ее достоверности. Исследовательская работа также помогает развивать коммуникативные навыки, поскольку она предполагает обмен идеями и опытом между учащимися.

Структура исследовательской работы в начальном образовании может включать следующие этапы:

  1. Выбор темы исследования. Учащиеся выбирают тему, которая вызывает у них интерес и которая связана с учебной программой;

  2. Постановка проблемы. Учащиеся формулируют проблему, которую они хотят решить, определяют цель исследования и формулируют вопросы, на которые они будут искать ответы;

  3. Сбор информации. Учащиеся ищут информацию о своей теме исследования, используя различные источники: учебники, энциклопедии, интернет – ресурсы, литературу и т.д.;

  4. Анализ информации. Учащиеся анализируют собранную информацию, выделяют главное, делают выводы, формулируют гипотезы и предположения;

  5. Проведение эксперимента (при необходимости). Если исследование требует проведения эксперимента, учащиеся планируют его, проводят и анализируют результаты;

  6. Оформление результатов исследования. Учащиеся оформляют свои результаты в виде презентации, доклада, эссе, статьи или иной формы, представляют их своим одноклассникам и учителю.

  7. Защита исследования. Учащиеся защищают свое исследование перед своими одноклассниками и учителем, отвечают на вопросы и делятся своими мыслями и идеями.

Исследовательская работа в начальном образовании помогает учащимся развивать не только познавательные способности, но и творческий потенциал, что является важным условием для их успешной адаптации к быстро меняющемуся миру.

Таким образом, у детей на подсознательном уровне формируется представление о некоторых нравственных нормах и закрепляются определенные формы поведения.

Особенностью организации с обучающимися 1 класса исследовательской деятельности является использование игр-занятий. Для поддержки интереса к экспериментированию, некоторые проблемные ситуации могут формироваться от имени сказочного героя. К детям в гости приходит Мудрая Сова или Домовенок Кузя и просят их помочь.

С учениками 2-4 классов можно переходить частично на научный язык, это поспособствует созданию рабочего настроя и дисциплинирует обучающихся. Материалом для исследовательской работы в начальных классах школы может стать жизненная ситуация, учебные интересы, хобби, личные вопросы и т.п.

Роль учителя при на каждом этапе исследования остаётся неизменной, он выступает в качестве наставника, консультанта, к которому обучающиеся могут обратиться на протяжении всего исследования.

Родителей также стоит привлекать к исследованию. Они могут оказать помощь, быть источником информации для обучающегося. Служить его поддержкой и опорой.

Для успешной реализации детского исследования следует придерживаться определённой структуры. Малиновская Евдокия Андреевна в своей статье «Структура, логика и оформление исследовательских работ учащихся» предлагает данную структуру детского исследования:

  • найти проблему – что надо изучать (опираясь на интересы обучающихся, выслушать их мнение);

  • тема – как это назвать (подобрать совместно интересное название, которое будет характеризовать исследование);

  • актуальность – почему эту проблему нужно изучать (совместно определить зачем нужно начинать исследование, что побудило);

  • цель исследования – какой результат предполагается получить (совместно определить, что обучающиеся хотели бы получить от исследования);

  • гипотеза – что не очевидно в объекте (предположить исход, спросить обучающихся их мнение);

  • новизна – что нового обнаружено в ходе исследования (определить, что принципиального нового можно выделить);

  • задачи исследования – что делать – теоретически и экспериментально (предложить обучающимся назвать «шаги» по достижению цели);

  • литературный обзор – что уже известно по этой проблеме (обсудить, где можно добыть информацию, какие источники в приоритете);

  • методика исследования – как и что исследовали (предложить письменно описать процесс самого исследования);

  • результаты исследования – собственные данные (зафиксировать то, что уже получилось, информацию, которую удалось найти);

  • выводы – краткие ответы на поставленные задачи (предложить подвести итог, вернуться к цели, получилось её достичь или нет);

  • значимость – как влияют результаты на практику.

Структура исследовательской работы стандартна, и от стандартов нельзя отступать. Если работа по обработке информации окончена, её нужно представить аудитории.

Участие младших школьников в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе и развивает лидерские качества. Поэтому данный вид работы широко применяется в начальной школе.

В заключении можно сказать, что исследовательская работа обучающихся в начальном образовании является важным инструментом развития у учащихся познавательных способностей, творческого потенциала и ключевых компетенций, необходимых для успешной адаптации в современном мире.

1.2. Частые ошибки при формулировке темы проектно — исследовательских работ обучающихся начальной школы.

В начальной школе проектно-исследовательская работа является важным инструментом для развития навыков и умений учеников, в том числе и навыков самостоятельной работы и критического мышления. Однако, при выборе темы проекта, ученики могут совершать некоторые ошибки, которые могут привести к неудачному проекту и потере мотивации.

Некоторые из частых ошибок при формулировке темы проектно-исследовательской работы обучающихся начальной школы могут включать в себя:

  • Слишком широкая тема: когда тема слишком широкая, ученики могут не знать, как начать работу над проектом. Тема должна быть сфокусирована на конкретном вопросе или проблеме;

  • Тема, которая не интересует учеников: если тема не интересна ученикам, они могут потерять мотивацию и не захотеть работать над проектом;

  • Недостаточно оригинальная тема: если тема уже была исследована или она не оригинальна, то проект может быть скучным и неинтересным для учеников;

  • Недостаточно ресурсов для исследования темы: если тема требует большого количества ресурсов или доступна только для профессиональных исследователей, ученики могут столкнуться с трудностями при поиске и использовании информации;

  • Тема, которая не соответствует возрасту и уровню знаний учеников: если тема слишком сложна или не соответствует возрастным интересам и уровню знаний учеников, то проект может оказаться трудным для понимания и выполнения;

  • Неопределенная тема: если тема не ясно определена, то ученики могут не знать, что именно должно быть включено в проект;

  • Тема, которая не имеет практического значения: если тема не имеет практического значения или не относится к повседневной жизни учеников, то они могут не видеть ценности в работе над проектом;

  • Неясные цели исследования: если цели исследования не определены или не ясно сформулированы, то ученики могут потерять направление и не знать, как оценить свой прогресс;

  • Необходимость дополнительной помощи: если тема слишком сложна и требует дополнительной помощи со стороны преподавателя, то ученики могут не развивать свои навыки и самостоятельность.

Итак, мы рассмотрели несколько частых ошибок, которые ученики могут совершить при формулировании темы проектно-исследовательской работы в начальной школе. Учителям стоит помнить об этих ошибках при подборе тем для проектов и помогать ученикам правильно формулировать свои тема, чтобы проекты были интересными, оригинальными, конкретными и соответствовали возможностям ученикам.

Чтобы не допускать ошибок при формулировке те проектно-исследовательской работы, учителям необходимо обеспечить поддержку учеников на каждом этапе работы. Начиная с выбора темы, учителя должны помочь сформулировать вопросы и цели, которые они хотят достичь. Они должны быть корректными и ясными, чтобы ученики понимали, что им необходимо исследовать и какие результаты они должны получить. Кроме того, стоит проводить регулярные консультации и помогать ученикам сформировать план работы, который поможет им достичь поставленных целей.

И наконец, учителям стоит уделять внимание оценке проектов. Они должны обеспечивать ясные критерии оценки и объяснять ученикам, как их работа будет оценена. Критерии оценки должны быть конкретными и связанны с целями проекта.

Подводя итоги, хочется отметить, что формулирование темы проектно-исследовательской работы в начальной школе – это важный этап в обучении учеников. Учителям необходимо помочь ученикам выбрать интересную, оригинальную и конкретную тему, которая соответствует их возможностям и уровню знаний. Это поможет ученикам развивать навыки исследования и достигать поставленных целей.

1.3 Частые ошибки при формулировке цели, задач и гипотезе проектно-исследовательских работ обучающихся начальной школы.

Конечная цель любого проекта – это то, что должно быть достигнуто в результате его выполнения. Формулирование цели – это важный этап проектно-исследовательской работы в начальной школе. Однако, ученики могут допустить некоторые ошибки при ее формулировании, которые могут привести к нежелательным результатам или даже неуспешному выполнению работы.

Следует обратить внимание на возможные ошибки при формулировке цели для проектно-исследовательских работ, чтобы правильно выстроить работу обучающихся:

Невыполнимая цель: Некоторые ученики формулируют цель, которую невозможно достичь или которая требует слишком большого объема времени и ресурсов. Цель должна быть реалистичной и достижимой в пределах заданных временных рамок и доступных ресурсов.

Отсутствие связи с актуальной проблемой. Некоторые ученики формулируют цель, которая не имеет связи с реальной проблемой или не является актуальной. Цель должна быть связана с реальной проблемой или вопросом, который может быть решен или проанализирован в рамках проектно-исследовательской работы.

Формулировка цели должна начинаться с глагола в неопределённой форме (например, создать, сформулировать...)

Недостаточное определение сроков. Некоторые ученики формулируют цель без учета сроков ее достижения. Цель должна иметь определенные сроки выполнения, которые позволят ученикам планировать свою работу и достигать поставленных целей вовремя.

Задачи исследовательской работы — это все последовательные этапы теоретической и экспериментальной работы учащегося с начало до конца.

Чтобы определить задачи исследовательской работы, нужно последовательно отвечать себе на вопрос: «Что мне сделать, чтобы достичь цели исследования?». Задачами ещё называют более мелкие и подробные цели.

При формулировке задач так же можно наблюдать ряд ошибок:

Недостаточно конкретная задача: некоторые ученики формулируют задачи слишком общими словами, что затрудняет их понимание и планирование дальнейших шагов. Задачи должны быть конкретными и содержать детальное описание шагов, которые необходимо предпринять для их выполнения.

Излишняя сложность задачи: некоторые ученики формулируют задачи, которые слишком сложны для их возраста и уровня образования. Задачи должны быть соответствующими возрасту и уровню образования учеников, чтобы они могли успешно выполнить их.

Несоответствие задачи цели: задачи должны быть направлены на достижение цели работы и помогать ученикам решать задачи, связанные с исследуемой проблемой.

Неполное описание задачи: некоторые ученики формулируют задачи слишком кратко, что затрудняет понимание, какие действия необходимо выполнить. Задачи должны содержать подробное описание шагов, которые необходимо выполнить для их выполнения.

Отсутствие ясных критериев оценки: задачи должны содержать ясные критерии оценки, которые позволят ученикам понимать, что необходимо выполнить, чтобы задача была выполнена успешно.

Формулировка гипотезы является ключевым этапом проектно-исследовательской работы, так как гипотеза предполагает предположение о том, что ученики будут исследовать и доказывать. Ученики часто формулируют гипотезу слишком просто, без конкретики и доказательств.

При постановке гипотезы необходимо избегать таких ошибок, как

Неопределенность гипотезы. Одной из наиболее частых ошибок является неопределенность гипотезы. Гипотеза должна быть ясной, конкретной и четко определенной. Например, гипотеза может быть сформулирована так: "Если увеличить время, которое ученики проводят на занятиях физкультурой, то их физическое здоровье улучшится". Такая гипотеза ясно и конкретно определяет, что исследовать и что ожидать от результатов.

Несоответствие гипотезы цели проекта. Гипотеза должна соответствовать цели проекта. Если цель проекта заключается в исследовании влияния экологических факторов на здоровье населения, то гипотеза должна быть сфокусирована на этой теме. Например, гипотеза может быть сформулирована так: "Если уровень загрязнения окружающей среды снизится, то количество людей, страдающих от аллергии, уменьшится".

Недостаточность гипотезы. Гипотеза должна быть достаточной и обоснованной. Недостаточная гипотеза может привести к неудаче проекта. Для того, чтобы гипотеза была достаточной, необходимо провести предварительное исследование, оценить литературу и получить все необходимые данные. Например, гипотеза о влиянии физкультурных занятий на здоровье учеников может быть подтверждена предварительными исследованиями, проведенными другими исследователями.

Неубедительность гипотезы. Гипотеза должна быть убедительной и основанной на доказательствах. Недостаточная подготовка или отсутствие аргументов могут привести к тому, что гипотеза не будет убедительной.

Итак, мы рассмотрели некоторые из частых ошибок, которые ученики могут допускать при формулировке цели, задач и гипотез проектно-исследовательских работ в начальной школе. Для успешного выполнения работы необходимо четко и ясно сформулировать цель, разработать задачи и гипотезу, выбрать актуальную и интересную тему, а также использовать научные методы и подходы.

1.4. Частые ошибки при формулировке методов проектно - исследовательских работ

Методы исследования – это способы и приемы, которые используются для получения знаний о каком-то объекте, явлении, процессе или событии. В контексте проектно-исследовательских работ, методы исследования используются для сбора и анализа данных, необходимых для достижения поставленных целей и задач.

Когда выбирают методы исследования для проектно-исследовательских работ, могут возникать различные ошибки, которые негативно влияют на качество исследования. Некоторые из частых ошибок при выборе методов исследования могут включать в себя:

  1. Неподходящий метод. Исследователи могут выбрать метод, который не соответствует задачам и целям исследования, что может привести к неправильным результатам и выводам.

  2. Неправильное использование методов. Исследователи могут неправильно использовать выбранный метод, что может привести к искажению данных и не верных выводов.

  3. Методы не обоснованы поставленным задачам. При выборе методов исследования, нам необходимо опираться на прописанные задачи.

  4. Отсутствие описание методов. Некоторые ученики могут указать методы, но не описать их подробно.

  5. Неправильный порядок методов. Некоторые ученики могут не следовать логическому порядку при описании методов. Например, ученик может написать, что он собирается провести опросник, затем интервью, а затем провести эксперимент. Это может привести к тому, что данные, полученные в ходе опросника и интервью, могут повлиять на результаты эксперимента. Чтобы избежать этой ошибки, ученики должны описывать методы в логическом порядке.

  6. Непродуктивность и некорректность метода. Метод выбранный исследуемым, не несёт никакой пользы для исследования, а только затрачивает время.

Таким образом, важно выбрать подходящие методы исследования в зависимости от целей и задач проекта, а также возможностей и ограничений, существующих у участников проекта. Чтобы избежать ошибок, исследователи должны тщательно рассмотреть все доступные методы и выбрать те, которые наилучшим образом соответствуют целям и задачам исследования, с учетом соответствующих норм и принципов, а также проверить достоверность метода и возможность комбинирования различных методов.

1.5. Паспорт исследования

1.5.1. Паспорт исследования «Изменение воды при добавлении кислоты и щелочи»

Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

«Изменение воды при добавлении кислоты и щелочи»

2

Актуальность исследования

Вода – это прозрачная, безвкусная и бесцветная жидкость, которая состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода (H2O). Вода является важным растворителем и поддерживает жизненные процессы на Земле. Она обладает свойством поверхностного натяжения, благодаря которому она образует капли и позволяет некоторым организмам жить на поверхности воды.

Кислоты имеют кислотный вкус и могут вызывать раздражение на коже и слизистых оболочках.

Взаимодействие воды, кислот и щелочей может приводить к различным реакциям. Например, кислоты и щелочи могут реагировать между собой, образуя соль и воду. Вода может также использоваться для разбавления кислот и щелочей, чтобы снизить их концентрацию и уменьшить их раздражающие свойства на человеческий организм.

3

Проблема исследования

Как изменяется вода при добавлении кислоты и щелочи? Эта проблема является важной, так как вода - один из наиболее распространенных веществ на Земле, и понимание того, как она реагирует на различные химические вещества, имеет большое значение для нашей жизни и окружающей среды.

4

Объект исследования

Объект исследования: вода (изменения происходящие при добавлении кислоты и щелочи)

Предмет исследования: процессы происходящие в воде при добавлении кислоты и щелочи, а именно изменение ее вкуса и цвета.

5

Цель исследования

Изучить, как изменяются свойства воды при добавлении кислоты и щелочи.

6

Задачи исследования

- изучение различных источников информации;

- посмотреть, как вода реагирует с щелочью и кислотой по отдельности;

- провести эксперименты с разными концентрациями кислот и щелочей, добавляя их в воду и наблюдая за изменениями свойств воды.

- смешать кислотную и щелочную воду;

- увидеть бурную реакцию щелочи и кислоты в воде, и увидеть, что щелочь нейтрализует кислоту;

- подвести итоги исследования.

7

Гипотеза исследования

Если добавить кислоту или щелочь в воду, то она изменит свой вкус и цвет.

8

Методы исследования

- анализ источников информации;

- опыт;

- наблюдение;

- сравнение.

9

Тип исследования (по продолжительности)

Долгосрочный.

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

изучение литературы;

наблюдение за реакцией кислоты и щёлочи в воде;

заполнение сравнительной таблицы;

оформление выводов.

11

Оборудование для проведения исследования

Две ёмкости для жидкости;

лимонная кислота;

пищевая сода (щёлочь);

таблица для сравнения.

12

Продукт исследования

Сравнительная таблица кислотно-щелочного баланса в зависимости от кислого, нейтрального или горького вкуса.

13

Перспектива исследования

Доведение кислотной воды с pH (кислотно-щелочной баланс) меньше 7 до нейтрального pH (7)

14

Используемые источники

1. https://cyberleninka.ru/article/n/himicheskiy-eksperiment-v-rossiyskih-shkolah/viewer

2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/12/08/zanimatelnye-opyty-dlya-detey

1.5.2. Паспорт исследования «Контрольная закупка. В мире творога»

Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

«Контрольная закупка. В мире творога»

2

Актуальность исследования

Организму человека для нормального роста, развития и жизнедеятельности требуется большое количество разнообразных веществ. Практически все они поступают из пищи, поэтому здоровое и правильное питание так важно.

Известный диетолог России Юлия Бастригина говорит, что одними из самых важных продуктов для людей различного возраста являются кисломолочные продукты, а именно творог. Он обладает массой полезных свойств, быстро усваиваются и не требуют приготовления. Такие продукты обязательно следует включать в ежедневный рацион каждому человеку, особенно школьнику. Однако не все кисломолочные продукты, реализуемые в торговых сетях и магазинах, обладают заявленным на этикетках качествами. Но весь ли творог полезен, который мы покупаем в магазине? От этого вопроса у нас возникли мысли, на какие параметры опирается покупатель при выборе продукта? Таким образом, нами был проведен опрос среди наших знакомых: «Контрольная закупка. На что Вы обращаете внимание при покупке творога?». По данным результатам нами было выявлено, что 3 человека отдают предпочтение составу продукта, а 8 человек – стоимости творога. В данной связи встает острая потребность в разработке рекомендаций для обычного покупателя по правильному отбору кисломолочной продукции.

3

Проблема исследования

Какой творог самый полезный?

4

Объект исследования

Творог

5

Цель исследования

Разработка рекомендаций для покупателя по правильному выбору творога

6

Задачи исследования

1. изучить научную литературу о пользе творога;

2. выбрать популярные среди покупателей марки творога;

3. провести опыты с творогом на выявление качества продукта;

4. оформить результаты в виде таблицы.

7

Гипотеза исследования

Предположим, что весь творог, продаваемый в магазинах, качественный

8

Методы исследования

Анализ научной литературы, наблюдение, опыт

9

Тип исследования (по продолжительности)

Экспресс – исследование

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

1 этап – отбор информации

2 этап – описание опытов

3 этап – обобщение

11

Оборудование для проведения исследования

Чайник с кипятком, творог, уксус 70%, ложка, йод, емкость для творога

12

Продукт исследования

Памятка с рекомендациями, как выбрать качественный творог в магазине

13

Перспектива исследования

На основе памятки покупатели могут выбирать наиболее качественный творог.

Уроки окружающего мира и классные часы, беседы о правильной и здоровой пище.

14

Используемые источники

Дружинина А. Здоровое питание. – М. : АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2004. – 336 с.: ил.

Как проверить качество молочных продуктов? Режим доступа: URL: http://annisa-today.ru/eda/pravilnoe-pitanie/kak-proverit-kacestvo-molocnyh-produktov-281/.

Качественная реакция на йод. Режим доступа: URL: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c2d27777-5bfd-693c-ba9d-58449cf690f9/index.htm.

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.08.2016 № 614 «Об утверждении рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания». Режим доступа: URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71385784/.

Творог. Технические условия: ГОСТ 31453-2013. Введ. 2014-07-01. -Электронный текст документа подготовлен АО «Кодекс» и сверен по: официальное издание М.: Стандартинформ, 2013. Режим доступа: URL: http://docs.cntd.ru/document/1200102733.















РАЗДЕЛ 2. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании.

2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура.

Проектная деятельность в современном начальном образовании в рамках ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта) является одним из важных компонентов образовательного процесса. Она направлена на развитие у учащихся навыков самостоятельной работы, поисковой деятельности, коммуникативных и творческих способностей.

Проектная деятельность в начальной школе представляет собой форму организации учебного процесса, которая основывается на решении практических задач, целью которых является развитие у учащихся не только умения применять полученные знания, но и способности к самостоятельной деятельности, инициативности и творческого мышления. В рамках проектной деятельности учащиеся работают в группах, используют различные источники информации, проводят исследования, разрабатывают свои проекты и представляют их на защите. В процессе работы они применяют свои знания и умения, а также развивают такие навыки, как коммуникация, сотрудничество, творческое мышление, критическое мышление, самостоятельность и ответственность.

Проектная деятельность может проводиться как в рамках учебных программ, так и во внеурочное время. В начальной школе проектная деятельность может быть связана с такими темами, как экология, история, культура, наука и технологии. Например, учащиеся могут проводить исследования и создавать презентации по теме «Как сохранить природу», строить модели древних зданий или изучать основы программирования.

Проектная деятельность в начальной школе имеет следующие цели:

  • развитие творческих способностей учащихся;

  • развитие навыков самостоятельной работы;

  • формирование коммуникативных навыков и умений;

  • формирование у учащихся умения работать в коллективе;

  • формирование навыков поисковой деятельности;

  • формирование у учащихся навыков анализа и обобщения информации.

Основными задачами проектной деятельности в начальной школе являются:

  1. Развитие творческого мышления и самостоятельности учащихся. Проектная деятельность позволяет детям проявлять свою индивидуальность и креативность, развивать способность к самостоятельной работе, поиску информации и ее анализу.

  2. Формирование умений и навыков коммуникации и сотрудничества. Работа в группах над проектами помогает учащимся развивать умения слушать друг друга, находить компромиссы, учитывать мнения других, а также решать конфликтные ситуации.

  3. Развитие навыков планирования и организации. В процессе работы над проектом учащиеся учатся планировать свое время, определять цели и задачи, разрабатывать план действий и следить за его выполнением.

  4. Формирование навыков исследовательской деятельности. Работа над проектами позволяет учащимся изучать различные темы, искать информацию, анализировать ее и использовать для решения конкретных задач.

  5. Развитие умения работать в информационном обществе. Работа над проектами помогает учащимся ориентироваться в информационном пространстве, выбирать надежные источники информации, а также использовать различные средства коммуникации и информационные технологии для работы над проектами.

Организация проектной деятельности в начальной школе требует от учителя грамотного планирования, проведения и оценивания проектов. Учитель должен определить цели и задачи проекта, выбрать методы работы, обеспечить доступ к необходимой информации и материалам, контролировать процесс выполнения заданий, оценивать результаты и проводить защиту проектов.

Проектная деятельность в начальной школе позволяет не только развивать учебные навыки и знания, но и формировать у учащихся уверенность в своих силах, уважение к мнению других, толерантность, инициативность и ответственность. Она стимулирует интерес учащихся к учебному процессу и позволяет им осознать свою роль в обществе.

Назначение проектной деятельности в современном начальном образовании заключается в том, чтобы развивать у учащихся такие компетенции, как умение решать задачи, работать в коллективе, искать и анализировать информацию, вырабатывать собственные решения и представлять их перед аудиторией. Проектная деятельность также способствует формированию у учащихся уверенности в своих силах, уважения к мнению других, толерантности, инициативности и ответственности.

Специфика проектной деятельности в начальной школе заключается в том, что она ориентирована на решение реальных проблем, которые могут возникнуть в жизни учащихся. Это может быть проект по созданию электронной презентации, поиску информации в интернете, организации экологической акции и т.д.

Структура проектной деятельности включает в себя несколько этапов:

  1. Планирование проекта - определение целей и задач проекта, выбор методов работы, определение ролей и ответственностей участников проекта.

  2. Поиск и анализ информации - сбор информации, анализ и оценка полученных данных.

  3. Создание продукта проекта - разработка конечного продукта, например, создание презентации, ролика, доклада и т.д.

  4. Представление результатов - проведение защиты проекта перед аудиторией.

  5. Оценка результатов - оценка достижений и результатов проекта, а также определение следующих шагов для дальнейшей работы.

К.Н. Поливанова выделяет следующие признаки деятельности, которую можно квалифицировать как проектную:

  • ориентация на получение конкретного результата;

  • предварительная фиксация (описание результата) в виде эскиза в разной степени детализации и конкретизации;

  • фиксация срока достижения результата;

  • предварительное планирование действий по достижению результата;

  • программирование – планирование во времени с конкретизацией результатов отдельных действий (операций), обеспечивающих достижение общего результата проекта;

  • выполнение действий с их одновременным мониторингом и коррекцией;

  • получение продукта проектной деятельности, его соотнесение с исходной ситуацией проектирования, анализ новой ситуации.

Важным моментом в проектной деятельности является поддержка со стороны учителей и родителей. Учителя могут помочь учащимся в формулировании целей и задач проекта, помочь сбором и анализом информации, а также дать обратную связь по результатам работы. Родители также могут поддержать детей, помочь с поиском информации, обеспечить доступ к необходимым ресурсам, а также поучаствовать в защите проекта.

Таким образом, проектная деятельность в начальной школе является важным компонентом образовательного процесса, позволяющим учащимся развивать не только учебные, но и социальные навыки, необходимые для успешной адаптации в современном обществе.

2.2. Проектная задача

2.2.1. Проектная задача «Профессия копирайтера»

П рофессия копирайтера1 возникла в начале XX века и первоначально называлась "рекламный писатель2" (advertising writer) или "копирайтер-писатель" (copywriter-writer).

Эти термины использовались в США, где и началось развитие рекламной индустрии. Впоследствии термин "копирайтер" (copywriter) стал более распространенным и прочно закрепился в профессиональной лексике. С тех пор профессия копирайтера стала все более популярной и сегодня является одной из наиболее востребованных в сфере маркетинга3 и рекламы.

Прочитайте текст и выполните задания.



Копирайтер – это специалист, занимающийся созданием текстов различных жанров и направлений: от рекламных слоганов и баннеров до статей для сайтов и брошюр. Копирайтеры работают в рекламных агентствах4, издательствах5 и редакциях6, а также могут работать на фрилансе 7

Основной задачей копирайтера является написание текстов, которые будут привлекать внимание целевой аудитории 8и донести до нее нужную информацию. Для этого копирайтер должен обладать не только хорошим знанием языка, но и умением формулировать мысли кратко и емко, а также использовать яркие и запоминающиеся образы и метафоры.

Копирайтер должен знать, как работают поисковые системы, чтобы создавать тексты, которые будут оптимизированы под поисковые запросы. Для этого копирайтеры используют ключевые слова и фразы9, которые помогают привлекать целевую аудиторию на сайт. Обладать внимательностью и грамотностью, чтобы избегать ошибок в текстах и создавать качественный продукт. Для этого копирайтеры часто используют различные средства правописания и грамматики, а также проверяют тексты на наличие ошибок перед их публикацией.

Важной чертой копирайтера является его способность работать в команде, общаться с заказчиками и находить решения в нестандартных ситуациях. Кроме того, копирайтер должен постоянно совершенствовать свои навыки и следить за новыми тенденциями в мире маркетинга и рекламы.













Задание 1. Кто такой копирайтер?

а) человек, который занимается ремонтом компьютеров

б) специалист, создающий тексты различных жанров и направлений

в) человек, который занимается созданием графического дизайна

Ответ: б) специалист, создающий тексты различных жанров и направлений.

Задание 2. Где могут работать копирайтеры?

а) только в издательствах

б) только на фрилансе

в) в рекламных агентствах, издательствах и редакциях, а также на фрилансе

Ответ: в) в рекламных агентствах, издательствах и редакциях, а также на фрилансе.

Задание 3. Какую задачу выполняет копирайтер?

а) создание сложных математических формул

б) написание текстов, привлекающих внимание целевой аудитории и передающих нужную информацию

в) создание графического дизайна для сайтов и брошюр

Ответ: б) написание текстов, привлекающих внимание целевой аудитории и передающих нужную информацию.

Задание 4. Зачем копирайтерам нужно знать, как работают поисковые системы?

а) чтобы продавать компьютеры

б) чтобы создавать тексты, оптимизированные под поисковые запросы

в) чтобы создавать рекламные баннеры

Ответ: б) чтобы создавать тексты, оптимизированные под поисковые запросы.

Задание 5. Какие качества должен обладать копирайтер?

а) знание языка и умение формулировать мысли кратко и емко

б) знание правописания и грамматики

в) способность работать в команде и совершенствовать свои навыки

Ответ: все варианты верны.

2.2.2. Проектная задача «Финансовая грамотность семьи Копейко»

Содержание проектной задачи.

Знакомьтесь, это семья Копейко: папа – Сергей Александрович, мама – Светлана Викторовна, дочь – Полина, сын – Александр. Они очень хотят сделать ремонт в квартире в течение 2023 года. Для того чтобы осуществить свою мечту, им необходимо 1 миллион рублей. У них уже есть небольшие сбережения в банке – 100 тысяч рублей.











Папа работает в автосервисе. Его зарплата составляет 80 тысяч в месяц. Мама – работает инспектором ПДН. Её заработная плата составляет 40 тысяч рублей в месяц. Полина, учится в 4 классе, а Саша только пошёл во 2 класс.


Задание 1.

Семья Копейко, вела дневник наблюдений за расходами в течение всего прошлого года. Вот что они выяснили:

В месяц на питание уходит 30 тысяч рублей, за коммунальные услуги они платят 4 тысячи рублей, на школьные обеды дочери и сына уходит 3 тысячи 500 рублей. Секции и кружки детей оплачиваются по5 тысяч с зарплаты каждого родителя. Стоимость на бензин для автомобиля меньше в 3 раза суммы, потраченной на питание. Стоимость досуга равна разнице между суммой питания и суммой (коммунальных услуг и стоимости бензина), на дополнительные нужды семья тратит около 18 тысяч рублей.

Используя записи дневника, заполни таблицу 1.

Таблица 1. Таблица доходов и расходов

Вид дохода

Сумма дохода

Вид расхода

Сумма расхода

Зарплата папы




Зарплата мамы




Сбережения в банке






Питание




Коммунальные услуги




Школьные обеды




Секции и кружки




Транспорт




Досуг




Дополнительные нужды


Итого





Задание 2.

Распределите в таблицу 2 обязательные и необязательные расходы.

Таблица 2. Расходы

Обязательные расходы

Необязательные расходы

Добавить свои примеры.




Электричество, налоги, телефон, сумочка, планшет, туфли, газ, интернет, вода, платье, домофон, сотовая связь.


Задание 3.

На семейном совете Копейко решили увеличить доходы в своём семейном бюджете, подобрав дополнительную работу и занятие.

На сайте Работа.ру они узнали, какие услуги пользуются спросом в городе. Предложения они оформили в виде таблицы.

Таблица 3. Перечень услуг и их стоимость

Вид заработка

Примерная стоимость

Единица

Сколько раз в неделю планируем заниматься?

Расход на выполнение заказа

Сколько примерно заработаем

(минимальный доход)

за неделю?

Мойка машин

500 р

1 день

вторник, четверг

-


Изготовление сладких букетов

1500 р

1 букет

суббота, воскресенье

200 р – оберточная бумага,

100 р – ленты,

500 р – конфеты (набор указан из расчета изготовления 1 букета)


Мыловарение

от 700 р

1 мыло

Понедельник, пятница

-65 р – красители,

50 р – флакон с распылителем

100 р – мыльная основа


Выпечка тортов на заказ

от 1200 р

1кг торта

пятница, суббота, воскресенье

700 р


Раздача листовок

500 р

1 день

суббота

-


Помощь в выгуле домашних животных

200 р

1 выгул

ежедневно (по запросу)

Мусорные мешки

(60 р за упаковку) – 1 раз в мес.


Сезонные фермерские работы

20 000 р

1 месяц

июль-август

2 000 р в мес. (стоимость проездного в электропоезде)



Сделай вывод, какая услуга принесет семье Копейко наибольший доход? Запиши название услуги

________________________________________________________________

Задание 4.

В таблице 4 представлена корзина с продуктами, которые Копейко приобрели в обычный будний день.

Таблица 4. Продукты приобретённые Копейко в будний день

120 р

315 р

58 р

413 р

550 р

1115 р

125 р

240 р

643 р

342 р

375 р

178 р

278 р

413 р

250 р


- Что из приобретенного можно было не покупать?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


- Сколько денег могла бы экономить семья Копейко за один поход в магазин?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Задание 5.

Сколько времени семья Копейко будет копить на квартиру, если будет жить только на заработную плату папы, а мамину зарплату переводить на счет в банк?

Запиши вычисления.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Задание 6.

Как бы вы потратили деньги на прочие расходы? Всего можно выбрать 10 ответов.

  1. Подарки друзьям

  2. Игрушки

  3. Кино

  4. Бассейн

  5. Чипсы, кола

  6. Сотовая связь

  7. Пиццерия

  8. Батутный парк

  9. Обувь

  10. Одежда

  11. Булочки в школьной столовой

  12. Компьютерные игры

  13. Парикмахерская

  14. Аттракционы в торговом центре

  15. Суши-роллы с доставкой

  16. Такси

  17. Посещение стоматолога

  18. Школа танцев

  19. Аксессуары

  20. Канцтовары


Задание 7.

Составьте памятку о правилах использования карманных денег.

Памятка

  1. ­­­­­­­­­­­­­­_________________________________________________

  2. _________________________________________________

  3. _________________________________________________

  4. _________________________________________________

  5. _________________________________________________

  6. _________________________________________________

  7. _________________________________________________

  8. _________________________________________________

  9. _________________________________________________

  10. _________________________________________________















Задание 8.

За какой период Копейкины накопят необходимую сумму на квартиру, если будут перечислять зарплату мамы и весь доход от дополнительного заработка на счет в банк? Не забудь про расходы. В этом тебе помогут ответы из заданий 1,3, 5.

Запиши вычисления:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



2.2.3. Проектная задача «Я. Друг. Дыра в бюджете»

К ребятам Маше и Антону приехал друг из другого города. И для них этот весенний полдень казался самым счастливым. Он никогда не был в Красноярске. Маше и Антону нужно показать ему места для развлечения и отдыха, но у них ограниченный бюджет – 1500 р.

1.Ребята решили отправиться со своим другом в кино. Из всей суммы они запланировали потратить 400 рублей, часть из которых должна быть потрачена на вкусный карамельный попкорн за 100 рублей. Посмотрите на афишу, скажите, на какой сеанс могли отправиться ребята?



2
.
После кинотеатра ребята собрались в кафе. Поблизости кафе не оказалось. Куда могут отправиться ребята, чтобы успеть полакомиться вкусным обедом до 16:00? Сколько денежных средств потратят на поездку, если проезд стоит 40 рублей?

3. На оставшуюся сумму денег ребята дружно отправились в парк прокатиться на карусели. На какие карусели можно приобрести билет так, чтобы Антон посетил два аттракциона, включая аттракцион «Родео»?

Парк работает с 12:00 до 18:00


Наименование

аттракциона


Количество


Цена


Время


Флайн-карусель

Один билет – одно место

250 рублей

15 минут

Колесо обозрения

Один билет – одно место

150 рублей

10 минут

Родео

Один билет – одно место

300 рублей

7 минут

Автодром


Машина – 2 места

180 рублей

25 минут

Лагуна

Один билет – одно место

100 рублей

30 минут



Перечисли аттракционы: ________________________________________________________________________________________________________________________________



4.Посчитайте, сколько времени ребята потратят на посещение мест развлечений и отдыха, включая время на обед.

Место

Примерное время















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проектно-исследовательская деятельность является важным методом обучения в начальной школе, который позволяет учащимся развивать свой творческий потенциал, навыки коммуникации и сотрудничества, а также учиться решать проблемы и применять знания на практике.

Важно, чтобы учителя были готовы к организации проектно-исследовательской деятельности и предоставляли учащимся необходимые ресурсы и поддержку. Также важно, чтобы проекты были выбраны с учетом интересов и возможностей учащихся и проводились в форме групповой работы. Для успешной организации проектно-исследовательской деятельности необходимо иметь четкий план и расписание работы, а также подготовить учащихся к работе с информацией, поиску решений и реализации своих идей в проекте.

Также важно создать комфортные условия для работы, обеспечить доступ к необходимым ресурсам и инструментам, а также организовать систему поддержки, которая поможет учащимся решать возникающие проблемы и вопросы.

В результате проектно-исследовательской деятельности учащиеся могут получить не только новые знания, но и уверенность в своих способностях, что способствует развитию их личности и подготавливает к дальнейшему обучению и жизни в обществе.

Важно помнить, что проектно-исследовательская деятельность не является целью самой по себе, а представляет собой средство для достижения образовательных целей. Поэтому при организации проекта необходимо четко определить цели и задачи, которые ставятся перед учащимися, и регулярно оценивать выполнение проекта.

В целом, проектно-исследовательская деятельность в начальной школе является эффективным методом обучения, который помогает детям развивать творческие способности, учиться решать проблемы и работать в команде. Она также позволяет учащимся приобретать новые знания и уверенность в своих способностях, что является важным для их дальнейшего обучения и жизни в обществе.














































СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Утвержден приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от «31» мая 2021 г. № 286. -2021. – 31 с.

  2. Малиновская Е.А. Структура, логика и оформление исследовательских работ учащихся.

  3. Зубова О.А. Статья «Исследовательская работа в начальной школе».

  4. Мартынова А.В., Салаватова А.М. Основы исследовательской деятельности студентов в определениях, таблицах и схемах. Учебно-методические пособие. [Электронный ресурс] https://nvsu.ru/ru/Intellekt/2281/Martynova,_Salavatova_Osnovy_issled_deyat-ti_stud_UMP_2020.pdf свободный – с.9

  5. Савенкова А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Электронный ресурс]. - https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2014/04/12/metodicheskie-rekomendatsii-kak.





1 Копирайтер – это специалист, занимающийся созданием текстов различных жанров и направлений: от рекламных слоганов и баннеров до статей для сайтов и брошюр.

2 Рекламный писатель - это профессионал в области рекламы и маркетинга, который занимается созданием рекламных текстов.

3 Маркетинг - это дисциплина, которая занимается исследованием и планированием процессов создания, продвижения и продажи товаров и услуг на рынке.

4 Рекламное агентство - это компания, которая специализируется на создании, планировании и реализации рекламных кампаний для своих клиентов.

5 Издательство - это организация, которая занимается выпуском книг, журналов и других печатных изданий.

6 Редакция - это отдел издательства, который отвечает за редактирование и подготовку текста для печати.

7 Фриланс - это вид занятости, при котором специалист работает независимо от организации, на прямую с клиентами или посредством фриланс-платформы.

8 Целевая аудитория - это группа людей, которая является потенциальной или фактической аудиторией для определенного продукта, услуги или информации. Копирайтеры создают тексты, которые будут привлекать именно эту целевую аудиторию, учитывая ее потребности, интересы, возраст, пол, образование и другие характеристики.

9 Ключевые слова и фразы - это слова или фразы, которые часто используются в определенном контексте и помогают поисковым системам понять, на какие темы относится страница. Копирайтеры используют ключевые слова и фразы для оптимизации текстов под поисковые запросы, что помогает улучшить позиции сайта в поисковых системах и привлечь больше целевой аудитории на сайт.

25



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!