Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Бурятский республиканский педагогический колледж»
Кафедра «Физической культуры»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
проведения занятий
по аэробике (степ-аэробике)
с использованием степ-платформы.
(В помощь студентам специальности 49.02.01 «Физическая культура» СПО, изучающим дисциплину Аэробика
Составитель:
Преподаватель ритмики,
хореографии Карнакова Е.А.
Улан-Удэ
2017
Степ-аэробика появилась в 90-х годах и быстро завоевала популярность. Один из наиболее популярных видов аэробики, применяемых более чем в 40 странах мира. Движения выполняются с использованием специальной степ-платформы. Платформа позволяет выполнять различные шаги, подскоки на неё и через неё в различных направлениях. Степ-платформу можно применять не только с целью воспитания выносливости, в качестве кардио-тренажёра, но и использовать для силовых тренировок.
Аэробика-система физических упражнений, энергообеспечение которых осуществляется за счёт использования кислорода. К аэробным относятся только те циклические упражнения, в которых участвуют не менее 2/3 мышечной массы.
Термин «аэробный» означает «живущий в воздухе» или «использующий кислород». Аэробные упражнения относятся к таким видам физической нагрузки, когда необходимо наличие кислорода в течение продолжительного времени. Они предъявляют организму требования, заставляющие его увеличивать потребление кислорода. В результате происходят благоприятные изменения в лёгких, сердце и сосудистой системе.
Степ-аэробика позволяет решать самые разнообразные оздоровительные, лечебные, воспитательные и образовательные задачи:
формировать правильную осанку, укреплять костно-мышечный корсет.
развивать координацию движений.
укреплять сердечно-сосудистую и дыхательную систему.
развивать основные физические качества (силу, выносливость, быстроту, координацию и др).
улучшать музыкальную и двигательную память детей.
расширять двигательный опыт детей.
развивать эстетический вкус и интерес к занятиям.
По степени влияния на организм все виды оздоровительной физической культуры можно разделить две большие группы: упражнения циклического и ациклического характера. Циклические упражнения-это такие двигательные акты, в которых длительное время постоянно повторяется один и тот же законченный двигательный цикл. К ним относятся бег, ходьба, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, плавание.
В ациклических упражнениях структура упражнений не имеет стереотипного цикла и изменяется в ходе их выполнения. К ним относятся гимнастические и силовые упражнения, прыжки, метание, спортивные и подвижные игры. Ациклические упражнения оказывают преимущественно влияние на функции опорно-двигательного аппарата, в результате чего повышается сила мышц, быстрота реакции, гибкость и подвижность суставов, лабильность нервно-мышечного аппарата. Опыт работы со студентами показывает, что все перечисленные формы оздоровительной физической культуры положительно влияют на организм ребёнка.
Но наиболее эффективно - аэробика.
Занятия аэробикой доставляют студентам большое удовольствие. Для того, чтобы занятия были более интересными и насыщенными, можно исползовать степ-платформы.
Размеры степ-платформы:
Высота - не более 8 см.
Ширина-25 см.
Длина-40 см.
Занятия степ-аэробикой сопровождаются бодрой, ритмичной музыкой, которая создаёт у студентов хорошее настроение. Степ-аэробикой можно заниматься в различных вариантах:
- в форме полных занятий оздоровительно-тренирующего характера с первокурсниками.
- как урок (продолжительностью 45 минут).
- в форме утренней гимнастики.
- в показательных выступлениях на праздниках.
- как степ-развлечение.
Структура занятий степ – аэробики.
Один комплекс степ-аэробики, как полного занятия, выполняется студентами в течение трёх месяцев, некоторые упражнения по мере их усвоения могут видоизменяться, усложняться.
Каждый комплекс занятий должен состоять из трёх частей:
- подготовительная часть (разминка)- 10-15 минут;
- основная часть – 15-20 минут;
- заключительная часть – 8-10 минут.
время | содержание | Темп музыки | Контроль нагрузки |
Подготовительная часть | | | |
10-15 мин. | Обеспечивает разогревание организма, подготовку его к главной физической нагрузке. Упражнения выполняются с небольшой амплитудой. Стретчинг. | 120 акцентов в минуту | Внешнее проявление, самооценка. |
Аэробная часть (основная) | | | |
15-20 мин. | Комбинации из элементов степ-аэробики, новые упражнения или комплекс стилизованных танцевальных движений, в завершении основной части можно включить подвижную игру | 130-140 | Пульс, дыхание, внешнее проявление. |
Заключительная часть | | | |
8-10 мин. | Упражнения на расслабление, равновесие, растягивание, а так же на гибкость – стретчинг, выполняемых в положении сидя, лёжа, стоя. | Медленная, танцевальная музыка. | Внешнее проявление, самооценка. |
Не забывайте научить детей правильно ставить стопу на платформу, без «провисов» со степа!
Основные элементы степ-аэробики.
базовый шаг
шаг ноги врозь, ноги вместе.
приставной шаг с касанием на платформе или на полу.
шаги с подъёмом на платформу и сгибанием ноги вперёд (различные варианты)
касание платформы носком свободной ноги.
шаг через платформу
выпады в сторону и назад
приставные шаги вправо, влево, вперёд, назад, с поворотами.
шаги на угол
В – степ
А – степ
подскоки (наскок на платформу на одну ногу)
Прыжки
верхняя часть мышц спины. Лёжа на животе, на степ-платформе, голени лежат на полу, руки согнуты, предплечья вверх. Отвести руки назад, вернуться в и.п.
«Лодочка» на животе.
Приводящие мышцы бедра. Лежа на боку, положить «верхнюю» ногу на платформу. Работает (подъёмы вверх) «нижняя» нога.
отжимание в упоре лёжа усложняться, если стопы фиксированы на платформе.
упор сзади, используйте край платформы, является хорошим упражнением для трицепса.
ряд упражнений для мышц живота целесообразно выполнять лёжа на спине, на платформе.
шасси – боковой галоп в сторону, небольшими шажками.
Литература:
«Обруч» № 2/2010
«Обруч» №1/2012
«Обруч» №5/2015.
Чаленко И.А. Современные уроки физкультуры в старшей школе.-Ростов – на Дону.:Феникс.
Железняк Н.Ч. Занятия на тренажёрах старшеклассников.- М.: Скрипторий, 2018.