СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по биологии на тему "Питание и пищеварение" (9 класс)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации  по биологии по теме "Питание и пищеварение", 9 класс

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по биологии на тему "Питание и пищеварение" (9 класс)»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА №146 ГОРОДА ДОНЕЦКА»



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТЕМЕ «ПИТАНИЕ И ПИЩЕВАРЕНИЕ»

9 КЛАСС



Подготовила учитель биологии

Артеменко Людмила Васильевна



Усвоение материала темы "Питание и пищеварение" важно как для развития понятий об обмене ве­ществ, нервно-гуморальной регуляции, гомеостазе, эволюции систем органов, так и для приобретения важных гигиенических понятий: о гигиене питания и гигиене ротовой полости; о профилактике пищевых отравлений, а также первой помощи при отравлениях и желудочно-кишечных заболеваниях.

В данной теме продолжается конкретизация понятий о взаимосвязи строения органов и выполняемых ими функциях. Изучение темы «Питание и пищеварение» в курсе 9 класса базируется на знаниях, полученных учащимися в разделе «Животные» при изучении темы «Пищеварение млекопитающих».

В соответствии с целями школьного биологического образования на этапе основной школы учащиеся должны знать:

  • сущность и значение питания и пищеварения, строение и функции органов пищеварительной систе­мы, роль пищеварительных желез и ферментов в пи­щеварении, сущность и значение всасывания;

  • состав пищи человека и роль пищевых компо­нентов в жизнедеятельности организма;

  • роль нервно-гуморальной регуляции процессов пищеварения;

  • методы изучения пищеварения;

  • гигиенические требования к составу пищи;

  • ме­ры профилактики зубных и желудочно-кишечных за­болеваний;

  • влияние курения, алкоголя, наркотиков на функционирование пищеварительной системы.

Учащиеся должны уметь:

  • распознавать органы пищеварительной системы на таблицах, муляжах, рисунках, объяснять взаимо­связь их строения и функций;

  • обосновывать основные гигиенические правила питания и пищеварения, вредное воздействие алкого­ля, курения, наркотиков на пищеварение;

  • оказывать первую доврачебную помощь при пи­щевых отравлениях и желудочно-кишечных заболе­ваниях;

  • соблюдать правила личной гигиены питания и зубной полости рта.

На изучение данной темы в программе отводится 6 часов.


План изучения темы «Пищеварение»

№ урока

Тема урока

1

Питательные вещества и пищевые продукты. Питание и его значение.

2

Пищеварение. Органы пищеварения, их строение и функции. Ферменты, их роль в пищеварении.

3

Пищеварение в ротовой полости. Зубы и уход за ними. Пищеварение в желудке, в тонком и в толстом кишечнике. Всасывание питательных веществ. Всасывание воды. Лабораторная работа № 5 «Исследование действия ферментов слюны на крахмал».

4

Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа, их роль в пищеварении.

5

Микробиом человека – совокупность микроорганизмов, населяющих организм человека. Регуляция пищеварения. Методы изучения органов пищеварения. Работы И. П. Павлова.

6

Гигиена питания. Предупреждение глистных и желудочно-кишечных заболеваний, пищевых отравлений. Влияние курения и алкоголя на пищеварение.






Урок 1. Питательные вещества и пищевые продукты. Питание и его значение.


Цель: познакомиться с понятиями «пищевые продукты», «питательные вещества», значением пищеварения, пластической и энергетической функциями пищи.

Задачи:

- продолжить формирование понятий «пита­тельные вещества», «пищеварение»;

- сформировать понятие «пищевые продукты»;

- совершенствовать умения выделять главное;

- осуще­ствлять гигиеническое воспитание учащихся.

Тип урока: урок изучения нового материала и комплексного применения знаний.

Планируемые результаты:

Предметные:  раскрыть понятия о питании и пищеварении, сформировать у учащихся представление о составе и качестве пищевых продуктов; продолжить формировать умение работать с разными источниками информации.

Личностные: формировать уважительное отношение к чужому мнению; стимулировать развитие познавательного интереса; развивать самостоятельность в информационной деятельности; формировать установку на здоровое питание, здоровый образ жизни.

Метапредметные (УУД):

регулятивные – управлять своей деятельностью, контролировать и оценивать результаты своей и чужой деятельности;

познавательные – трансформировать информацию и предъявлять её различными способами; 

коммуникативные – уметь вести диалог и коллективные обсуждения, аргументировать и доказывать своё мнение, формировать навык активного слушания.

Оборудование: учебник, иллюстрации, тест.


Ход урока:

  1. Организационный этап.

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

III. Актуализация знаний.

Ребята, как вы понимаете словосочетание «питательные вещества»? Выслушиваю ответы обучающихся, дополняю или исправляю.


ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС. В чем заключается значение питания для человека?


IV. Изучение нового материала

Изучение материала происходит в процессе беседы, рассказа учителя.


  1. Когда ребёнок рождается, он не умеет ни сидеть, ни ходить, ни разговаривать. Но он умеет есть! Почему?

Ответы обучающихся, при необходимости - дополнения к ним.


Мы знаем без воздуха человек может прожить 5 минут,

- Сколько человек проживет без воды?

- Сколько человек проживет без пищи?

- Почему человеку необходимо есть?

Пища необходима для поддержания жизни, это источник энергии и строительного материала. Питание поддерживает пластический и энергетический обмен с окружающей средой.

В чем заключается пластическая и энергетическая функция пищи? (найти определение в учебнике, записать в тетрадь).

Функции пищи

Пластический обмен Энергетический обмен

Расщепление на питательные Биологическое окисление органических

вещества белков жиров и углеводов, веществ до углекислого газа и воды,

построение новых белков, жиров освобождение энергии, необходимой

и углеводов, свойственных организму, для теплообразования, сокращения мышц,

для построения новых клеток, проведения нервных импульсов, работы

для роста и развития. органов.


Необходимые для жизни питательные вещества человек получает из пищи.


- На какие группы по происхождению подразделяют пищу?

На пищу растительного и животного происхождения.

В разных продуктах содержится неодинаковое количество белков, жиров, и углеводов.


- Назовите продукты питания наиболее богатые белками, жирами и углеводами?

- Почему для полноценного питания рацион человека должен включать и животную и растительную пищу?

Белки животной пищи содержат незаменимые аминокислоты, а овощи и фрукты содержат витамины, минеральные соли, воду и клетчатку, балластное вещество, необходимое для развития микрофлоры кишечника, и нормальной перистальтики кишечника.

Пища состоит из питательных веществ, одни используются в том же виде, в котором поступили, а другие подвергаются расщеплению.

- Как вы думаете, а почему молекулы белков, жиров и углеводов расщепляются ?

Эти вещества не могут непосредственно поступить в кровь, потому что они чужеродные для организма, необходимо чтобы молекулы распались на составные части.

  1. Из чего мы готовим пищу? (Из продуктов питания). Что называют пищевыми продуктами? (Продукты, которые человек употребляет в пищу).

  2. На какие группы по происхождению можно разделить пищевые продукты? Составьте в тетради схему и приведите примеры.

  3. Организму важны продукты питания не сами по себе, а их питательные вещества.

- Что такое питательные вещества? На какие две группы по составу можно разделить питательные вещества?

- Все ли продукты питания имеют одинаковый состав?

- Каких питательных веществ больше должен потреблять растущий организм? Ответ поясните.

5. Рассмотрим таблицу «Питательные вещества различных продуктов и их основные функции» и определим степень важности полноценного питания


Группы продуктов

Основные питательные вещества

Основная функция

Источники

Молоко и молочные продукты

Кальций, витамин А и Д

Способствует росту, укреплению костей, зубов, помогают работе мышц

Молоко, сыр, творог, йогурты, мороженое

Хлеб, крупы, картофель

Углеводы, витамины группы В

Источники энергии, укрепляют нервную систему

Макаронные изделия, хлебобулочные, каши

Мясо, яйцо, рыба

Белок, железо

Участвуют в образовании и восстановлении кожи, костей, крови

Мясо животных, рыба, яйца

Фрукты и овощи

Углеводы, витамины, минеральные соли

Источники энергии, клетчатки, регулируют обмен веществ, способствуют хорошему зрению

Все фрукты, овощи, ягоды

Вывод: полноценное питание включает в себя продукты как растительного, так и животного происхождения. Одни питательные вещества могут быть только в растительных продуктах (витамины, клетчатка), другие – в продуктах животного происхождения (незаменимые белки), поэтому растущий организм должен получать полноценное питание

6. Учёные и диетологи определили продукты:

- для увеличения энергии и заряда мозга (баклажан, изюм, кукуруза, курица, фасоль, мед, грецкий орех, треска, тунец, инжир, лимон);

- для улучшения зрения (клубника, льняные семечки, морковь, черника);

- против простуды (имбирь, перец, зелёный чай, тыква, чеснок, лук, клюква, шиповник, апельсин, мандарин).

- какие продукты вы используете при простуде?

7. А все ли продукты полезны для человека?

Существуют натуральные продукты и продукты с пищевыми добавками. Пищевые добавки принято отмечать буквой Е с указанием индекса. Пищевые химические добавки не всегда распознаются в нашем организме, и как инородное тело вызывает чаще всего аллергию.

Коды пищевых добавок:

Вызывают рак: Е103, Е105, Е121, Е123, Е125, Е 126, Е130, Е131,Е142, Е152, Е210 – 217, Е 240, Е 330, Е447.

Вызывают заболевания желудочно – кишечного тракта: Е221 – 226, Е 320 -322.

Вызывают болезни почек и печени: Е171-173, Е320 -322.

Вызывают аллергию: Е230 -232, Е239,Е311, Е312.

Вызывают нарушение давления: Е250, Е251.

Повышают холестерин: Е320, Е321.

Вызывают расстройство желудка: Е338 -341, Е407, Е450, Е461 – 466.

Сорбат  калия Е202, бензоат натрия Е211, сорбиновая кислота Е200, бета каротин Е160а.

Вывод: необходимо читать состав продукта перед покупкой, не рекомендовано покупать продукты с большим сроком годности и малопонятными химическими названиями.

  1. Наиболее часто употребляемый газированный напиток кока-кола, он же самый опасный, разъедает эпителий пищеварительной системы, разрушает зубы. Многие люди используют её для очистки унитазов от ржавчины и  известкового налёта.

  2. Что такое переваривание пищи. Найдите определение в учебнике §24,  выпишите его в тетрадь.

- Усвоение питательных веществ происходит в клетках, которые меньше, чем сами питательные вещества (белки, жиры, углеводы), поэтому в пищеварительной системе, под действием ферментов – ускорителей химических реакций, они превращаются в более простые

Белки расщепляются до аминокислот, углеводы до глюкозы, жиры до глицерина и жирных кислот.

Пищеварение состоит из механической и химической обработки пищи.

10. Наше здоровье – самое ценное, что у нас есть. На всю жизнь нам даётся только один организм. Если мы небрежно обращаемся с любимыми предметами, их можно заменить, но заменить свой организм мы не сможем. Если вы полагаете, что поскольку здоровы сейчас, то будете здоровы всегда, вы ошибаетесь. Внимательно посмотрите на окружающих людей, и вы поймёте, что необходимо заботиться о себе уже сейчас. Многие болезни – всего лишь результат неправильного питания. Не кажется ли вам, что можно сохранить здоровье, если проследить за характером питания и позаботиться о своём организме? На последующих уроках биологии по теме «Пищеварение», вы узнаете, что качество жизни можно улучшить благодаря правильному питанию. Помните, ваше здоровье во многом зависит от вашего питания.


V. Рефлексивно-оценочный этап.

1.Какими цифрами обозначены пищевые продукты, а какими питательные вещества?

2. Закончите, пожалуйста, предложение: «Сегодня я понял(а), что …»

- Где вы можете применить знания, полученные на уроке?

- За что вы себя можете похвалить? А одноклассников?

Сегодня оценки получают…..(комментарии к оценкам).


V.Организация домашнего задания.

1. Изучить §24, ответить на вопросы к параграфу устно, составить схему «Состав питательных веществ».



Урок 2. Пищеварение. Органы пищеварения, их строение и функции. Ферменты, их роль в пищеварении.


Цели урока: ознакомить учащихся со значением пищеварения, сделать общий обзор пищеварительной системы, рассказать о роли ферментов в пищеварении.

Оборудование и материалы: таблица "Органы пищеварения", таблицы из курса зоологии с изображением различных типов пищеварительных систем.

Базовые понятия и термины: пищеварение, ферменты, пищеварительный канал, слизистая, подслизистая, мышечная и наружная оболочки, ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник.


I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности учащихся

Беседа с элементами опроса. Проверка домашнего задания по теме «Питательные вещества и пищевые продукты. Питание и его значение».

 

III. Изучение нового материала

Рассказ учителя с элементами беседы.



Что такое пищеварение?

Питание - процесс поступления в организм питательных веществ.

Пищеварение - процесс, в ходе которого пища, поступающая в организм, подвергается физическому и химическому изменению и всасывается в кровь или лимфу.

Пищеварение - это процесс расщепления сложных органических веществ на простые растворимые соединения, которые могут всасываться и засасываться организмом. Пищеварение может происходить только с помощью ферментов.


Строение пищеварительной системы

Пищеварительная система человека состоит из следующих отделов:

  1. ротовая полость

  2.  глотка

  3. пищевод 

  4. желудок

  5. тонкий кишечник 

  6. толстый кишечник


Пища в ходе передвижения по желудочно-кишечному тракту подвергается механической и химической обработке.


Каким изменениям подвергается пища на различных этапах пищеварения?

Ротовая полость – апробация, смачивание, обезвреживание, измельчение пищи. Расщепление углеводов.

Пищевод – продвижение пищи в желудок.

Желудок – механическая переработка и обеззараживание пищи. Расщепление белков и частичное жиров.

12-перстная кишка – расщепление белков, жиров и углеводов, под действием поджелудочного сока и желчи.

Тонкий кишечник – всасывание питательных веществ в кровь и лимфу.

Толстый кишечник – формирование каловых масс, переваривание клетчатки, синтез витаминов.


Функции пищеварительной системы:

  1. моторная (механическая)

  2. измельчение пищи

  3. продвижение пищи по пищеварительному тракту

  4. выделение

  5. секреторная (химическая)

  6. выработка ферментов, пищеварительных соков, слюны, желчи

  7. всасывающая

  8. всасывание белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей, воды


Пищеварительные ферменты и их действие

Группа пищеварительных ферментов

На какие вещества пищи действуют

До каких конечных веществ расщепляют

Куда поступают продукты расщепления

Амилазы 

(амилолитические ферменты)

углеводы



Глюкоза и другие моносахара

в кровь



Протеазы 

(протеолитические ферменты)

белки

Олигопептиды

и аминокислоты

в кровь

Липазы 

(липолитические ферменты)

жиры

Глицерин и жирные кислоты

в лимфу



Нуклеазы 

(нуклеолитические ферменты)

нуклеиновые кислоты

Нуклеотиды


вкровь


Оболочки стенок пищеварительного канала:

- слизистая;

- подслизистая;

- мышечная;

- внешняя.

 

IV. Рефлексивно-оценочный этап.

1. Что такое пищеварение?

2. Какую роль в пищеварении играют ферменты?

3. На какие отделы разделено пищеварительный канал?

4. Какие функции выполняет пищеварительная система?

5. Закончите, пожалуйста, предложение:

- «Сегодня я понял(а), что …»

- Где вы можете применить знания, полученные на уроке?

- За что вы себя можете похвалить? А одноклассников?

Сегодня оценки получают…..(комментарии к оценкам).


V.Организация домашнего задания.

Изучить §25, ответить на вопросы к параграфу устно, выполнить тестовые вопросы.


Тестовые вопросы к уроку 2

1. В каком порядке расположены органы пищеварения

А) ротовая полость - пищевод - желудок - тонкий кишечник - толстая кишка - прямая кишка

Б) ротовая полость - пищевод - желудок - толстая кишка - тонкая кишка - прямая кишка

В) ротовая полость - желудок - пищевод - толстая кишка - тонкая кишка - прямая кишка

Г) ротовая полость - желудок - пищевод - прямая кишка - толстая кишка - тонкая кишка

2. Слюна содержит ферменты, участвующие в расщеплении

А) жиров Б) гормонов В) белков Г) углеводов

3. В каком органе обезвреживаются ядовитые вещества крови?

А) печени Б) коже В) почках Г) кишечнике

4. Соляная кислота образуется в

А) желчном пузыре Б) желудке В) клетках печени Г) поджелудочной железе

5. В процессе пищеварения у человека белок расщепляется на

А) простые сахара Б) глицерин и жирные кислоты

В) аминокислоты Г) углекислый газ, воду и аммиак

6. Питательные вещества в желудке и кишечнике перевариваются под действием содержащихся в пищеварительных соках

А) гормонов Б) ферментов В) витаминов Г) антител

7. Наиболее интенсивно всасывание питательных веществ происходит в

А) ворсинках тонкой кишки Б) двенадцатиперстной кишке

В) желудке Г) толстой кишке

8. Обезвреживание ядовитых веществ, попавших вместе с пищей в пищеварительный канал, происходит в

А) печени Б) желудке В) толстой кишке Г) тонкой кишке

9. В каком отделе пищеварительного канала человека всасывается основная масса воды

А) желудке Б) пищеводе В) тонкой кишке Г) толстой кишке

10. В каком отделе кишечника человека происходит расщепление растительной клетчатки

А) двенадцатиперстной кишке Б) толстой кишке

В) тонкой кишке Г) слепой кишке


Ключ к тесту

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

А

Г

А

Б

В

Б

А

А

Г

Г



Урок 3. Пищеварение в ротовой полости. Зубы и уход за ними. Пищеварение в желудке, в тонком и в толстом кишечнике. Всасывание питательных веществ. Всасывание воды.


Цель: развить знания учащихся о роли пищеварительных желез и фер­ментов в процессе пищеварения.

Задачи:

Образовательные: раскрыть процессы пищеварения в ротовой полости, в желудке, поджелудочная железа, роль ферментов в пищеварении.

Развивающие: развивать умение слушать, наблюдать, сопоставлять, делать выводы; включать каждого ученика в активную познавательную самостоятельную деятельность.

Воспитательные: воспитание культуры здоровья, положительной мотивации к учебно- познавательной деятельности.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: фронтальная, групповая.

Методы обучения: частично-поисковый и объяснительно-иллюстративный.

Оборудование: таблица «Схема строения органов пищеварения», мо­дель торса человека, тёплый крахмальный клейстер, спиртовой раствор йода, штатив для пробирок, пробирки, дополнительный материал для ра­боты в группах.


ХОД УРОКА

  1. Организационный этап.

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

III. Актуализация знаний.

ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС

- Каково значение пищи?

- Чем пища отличается от питательных веществ?

- Какие функции выполняет пищеварительная система?


IV. Изучение новой темы

Рассказ учителя с элементами беседы. Подготовка к лабораторной работе.


Пищеварение в ротовой полости

Пережёвывая пищу, человек передвигает её в полости рта с помощью языка. Благодаря рецепторам языка мы чувствуем вкус, определяем температуру и консистенцию пищи. В ротовой полости находятся зубы, необходимые для механического измельчения пищи в процессе пережёвывания. Чем лучше пережёвана пища, тем легче она расщепляется в пищеварительном тракте под действием ферментов.

Во рту пища смачивается слюной, которая выделяется слюнными железами. Слюна на 98–99 % состоит из воды.

В слюне содержатся:

  • ферменты, расщепляющие сложные углеводы до простых углеводов (например, фермент птиалин расщепляет крахмал до промежуточного продукта, который другой фермент мальтаза превращает в глюкозу).

  • муцин  слизистое вещество, склеивающее частицы пищи в комок;

  • лизоцим — обеззараживающее вещество, которое уничтожает попадающие в ротовую полость бактерии и способствует заживлению мелких повреждений.

Пережёванная и смоченная слюной пища из полости рта попадает в глотку, проглатывается и оказывается в пищеводе.

Пища передвигается по пищеводу благодаря его перистальтике — волнообразным сокращениям мышечной стенки. Вырабатываемая железами слизь снижает трение и способствует проталкиванию пищи к желудку.

Пищеварение в желудке

В желудке начинают перевариваться белки и некоторые жиры (например, жир молока).

В комке пищи какое-то время под действием ферментов слюны продолжается расщепление углеводов, но вскоре пища насыщается желудочным соком, и его ферменты начинают расщеплять белки.

В желудке пища попадает в кислую среду, т. к. содержащиеся в желудочном соке ферменты могут выполнять свои функции только в присутствии кислоты.

В состав желудочного сока входит соляная кислота, которая активирует фермент пепсин, а также вызывает денатурацию, т. е. разрушение структуры молекул белков, и таким образом обеспечивает условия для их расщепления до аминокислот.

Перемешиванию пищи с желудочным соком способствует медленное сокращение стенок желудка.

В желудке пища задерживается на некоторое время  (3 — 10 ч). Затем содержимое желудка попадает в двенадцатиперстную кишку (начальный отдел тонкого кишечника).


Пищеварение в тонком кишечнике

Продолжается переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке. Здесь происходит как полостное пищеварение (в полости кишки), так и пристеночное — на клеточных мембранах ворсинок, образованных эпителием внутреннего слоя тонкого кишечника. 

В двенадцатиперстной кишке на пищу действуют:

- ферменты кишечного сока (образуется железами стенок кишечника),

- ферменты панкреатического сока (сока, вырабатываемого поджелудочной железой);

- желчь (выделяется печенью).

В тонкой кишке происходит окончательное расщепление веществ до простых соединений и всасывание образовавшихся продуктов в кровь и лимфу. Из белков образуются аминокислоты, из сложных углеводов — глюкоза, а из жиров — глицерин и жирные кислоты. 

Поверхность тонкой кишки покрыта ворсинками, которых так много (2500 ворсинок на 1 см²), что поверхность кажется бархатистой. Ворсинки увеличивают общую всасывающую поверхность (общая поверхность ворсинок в кишечнике достигает 200 м²).

Стенки ворсинок образованы одним слоем эпителия. В каждой ворсинке есть лимфатический капилляр (в него попадают продукты расщепления жиров), а также кровеносные капилляры (в кровь поступают аминокислоты и глюкоза).

Особенностью и условием эффективного пищеварения в кишечнике является слабощелочная среда.

Стенки кишечника постоянно сокращаются, перемешивая пищевые массы и продвигая их к толстому кишечнику. Между тонким и толстым кишечником расположен сфинктер, который обеспечивает движение содержимого кишечника порциями и препятствует его возвращению в тонкий кишечник.


Толстый кишечник

Толстая кишка служит в основном для удаления непереваренных остатков пищи. Поступившие в неё каловые массы содержат до 70 % воды и непереваренные остатки (в основном клетчатку).

В толстом кишечнике всасываются вода и продукты расщепления клетчатки.

Бактерии-симбионты, обитающие в толстом кишечнике человека, выполняют ряд функций — брожение клетчатки, синтез витаминов К и В.

Передвижение пищевых остатков по толстому кишечнику осуществляется примерно 12 часов. В стенки кишечника из остатков всасывается вода и растворённые в ней полезные вещества. Железы толстого кишечника выделяют сок, в котором нет ферментов, но содержится много слизи, необходимой для образования каловых масс. Кал скапливается в прямой кишке и удаляется через анальное отверстие.

VI. Выполнение лабораторной работы.


Лабораторная работа№ 5
Тема
: Исследование действия ферментов слюны на крахмал

Цель: убедиться, что в слюне есть ферменты, расщепляющие крахмал.

Выяснить, какие изменения происходят с крахмалом под действием ферментов слюны.

Оборудование:

  • Накрахмаленные бинт, нарезанный на кусочки 10 см.

  • Вата.

  • Спички.

  • Блюдце.

  • Аптечный 5% йод.

Ход работы:

  1. Приготовить реактив на крахмал – йодную воду (несколько капель йода добавляют в воду до получения жидкости цвета крепкого заваренного чая).

Намотать на спичку вату, смочить её слюной написать букву на накрахмаленном бинте.

Расправленный бинт зажать в руках и подержать его некоторое время, чтобы он нагрелся (1-2 минуты)

Опустить бинт в йодную воду, тщательно расправив его. Участки, где остался крахмал окрасятся в синий цвет, а места, обработанные слюной, останутся белыми, так как крахмал в них распался до глюкозы, которая под действием йода не дает синего окрашивания. Если опыт прошел успешно, на синем фоне получится белая буква.

Проделав данный опыт я увидел(а), что при действии йода крахмал окрашивается в темно-синий цвет, что мы и наблюдаем на крахмале, за исключением места, где была нанесена слюна.

На крахмале, обработанном слюной, окрашивания не произошло. Значит, под действием слюны произошло расщепление крахмала. Ферменты слюны — амилаза и мальтаза — в слабощелочной среде при температуре тела расщепляют крахмал до мальтозы и глюкозы.


Слюна — прозрачная бесцветная жидкость, состоящая из воды, солей различных кислот, муцина, который формирует и склеивает пищевой комок, лизоцима, который обеззараживает пищу, и ферментов амилазы и мальтазы. Как отмечалось выше, амилаза и мальтаза расщепляют сложные углеводы до простых.


  1. Наблюдайте, как окрасился кусочек марли. Объясните результаты опыта, запишите в тетрадь.

Результаты эксперимента

Условия опыта

Результат йодно-крахмальной реакции

Вывод из опыта

Крахмал+слюна (температура тела)



Крахмал+слюна (температура 0 С)



Крахмал+вода





Сделайте вывод:


Вывод: Я убедился(лась), что в слюне есть ферменты, способные расщеплять крахмал. А ещё я узнал(а), что ферменты – это вещества белковой природы, выполняющие роль биокатализаторов. Они вырабатываются в пищеварительных железах, входят в состав пищеварительных соков, расщепляют питательные вещества до более простых веществ

VII. Рефлексия

Закончите, пожалуйста, предложение:

- «Сегодня я понял(а), что …»

- Где вы можете применить знания, полученные на уроке?

- За что вы себя можете похвалить? А одноклассников?


VIII. Домашнее задание.

Изучить §26, ответить письменно на вопрос: У людей, привыкших съедать много пищи и пить много жидкости, желудок сильно растягивается, и его мышцы становятся слабыми. Это отрицательно сказывается на пищеварении. Почему?



Урок 4. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа, их роль в пищеварении.


Цель: развить знания учащихся о пищеварительных железах: печени и поджелудочной железе, их роли в пищеварении.

Задачи урока:

- формировать знания учащихся о строении, функции пищеварительных желез;

- развивать логическое мышление, память, умение обобщать, анализировать;

- воспитание бережного отношения к своему здоровью, заботиться о правильном питании, вести здоровый образ жизни.

Тип урока: урок изучения нового материала и комплексного применения знаний.

Планируемые результаты:

Предметные:  раскрыть понятия пищеварительных желез: печени и поджелудочной железы, сформировать у учащихся представление о их роли в пищеварении; продолжить формировать умение работать с разными источниками информации.

Личностные: формировать уважительное отношение к чужому мнению; стимулировать развитие познавательного интереса; развивать самостоятельность в информационной деятельности;

Метапредметные (УУД):

регулятивные – управлять своей деятельностью, контролировать и оценивать результаты своей и чужой деятельности;

познавательные – трансформировать информацию и предъявлять её различными способами; 

коммуникативные – уметь вести диалог и коллективные обсуждения, аргументировать и доказывать своё мнение, формировать навык активного слушания.

Оборудование: рисунок «слюнные железы», «печень», схемы, учебник, тест.


Ход урока

  1. Организационный этап.

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

III. Актуализация знаний.

Ответы на вопросы:

Из каких отделов состоят зубы?

Какое строение имеет зуб?

Какие группы зубов у человека?

Сколько зубов у взрослого человека?

В каком возрасте появляются молочные зубы?

В каком возрасте они меняются на постоянные?

Как правильно ухаживать за зубами?


ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС. В чем заключается роль печени и поджелудочной железы в пищеварении человека?


IV. Изучение нового материала


    1. Активизация знаний учащихся:

Процесс пищеварения складывается из следующих этапов:

- механическая обработка пищи в ротовой полости и желудке, ее размельчение и смешивание с пищеварительными соками;

- расщепление углеводов, белков и жиров ферментами пищеварительных соков до элементарных органических соединений;

- всасывание этих соединений в кровь и лимфу;

- удаление непереваренных остатков из организма.


    1. Органы пищеварения

Органы пищеварения состоят из:

- пищеварительного канала;

- пищеварительных желез.


Пищеварительный канал образуют ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник.

Пищеварительными железами называют те железы, которые находятся во внутренней стенке пищеварительного канала (например, железы желудка и кишечника), и те, которые связаны с пищеварительным каналом протоками: три пары слюнных желез, печень и поджелудочная железа.


Пищеварительные железы


слюнные печень поджелудочная


железы внешней секреции железа смешанной секреции

3 пары:

  • околоушные- 20- 30 гр

  • подъязычные- 14-15 гр

  • пдчелюстные – 5 гр


    1. Пищеварительные ферменты.

Ферментыбиологические катализаторы, при помощи которые происходит расщепление пищи. Они представляют собой белки сложного строения. Наибольшую активность они проявляют при температуре 37-39°С. Вещество, на которое действует фермент, называют субстратом. Каждый фермент специфичен, то есть действует на строго определенный субстрат. Ферменты работают строго при определенных условиях. Фермент слюны амилаза – в слабощелочной среде; фермент желудка пепсин – в кислой среде; ферменты поджелудочной железы трипсин и амилаза в слабощелочной среде. При кипячении ферменты, как и другие белки, свертываются и теряют активность.

Во рту пища смешивается со слюной, которая выделяется тремя парами слюнных желез: подъязычных, поднижнечелюстных и околоушных. Кроме того, вся слизистая оболочка ротовой полости усеяна мелкими железками. Околоушные железы выделяют самую жидкую слюну, а подъязычные – самую вязкую. Слюна, как правило, является смесью секретов всех слюнных желез и представляет собой бесцветную слизистую мутноватую жидкость. В ротовой полости расщепляются сложные углеводы до простых.


В желудке пища задерживается 2–8 часов, а затем поступает в тонкий кишечник, длина которого составляет 5–6 метров. Первый отдел тонкого кишечника — двенадцатиперстная кишка. В неё открываются протоки двух крупных желез — печени и  поджелудочной железы.

Печень представляет собой самый большой орган в организме человека. Печень расположена в брюшной полости справа под диафрагмой. Она не образует пищеварительных ферментов, но выполняет ряд важных функций:

  • выделяет в полость кишечника желчь, необходимую для эмульгирования и расщепления жиров;

  • создаёт в кишечнике щелочную среду и стимулирует работу поджелудочной железы;

  • служит барьером для ядовитых веществ, образующихся в результате переваривания пищи;

  • превращает глюкозу в гликоген, а при понижении уровня сахара в крови расщепляет гликоген и освобождает глюкозу.

Поджелудочная железа расположена слева под желудком. Это железа смешанной секреции. Её функция в пищеварении заключается в выделении поджелудочного (панкреатического) сока, богатого пищеварительными ферментами.  Под действием ферментов панкреатического сока в тонком кишечнике происходит окончательное расщепление белков до аминокислот, углеводов — до глюкозы, а жиров — до жирных кислот и глицерина.

Важнейшая функция тонкого кишечника — всасывание продуктов пищеварения. Слизистая тонкого кишечника имеет особое строение. Она образует многочисленные ворсинки, многократно увеличивающие всасывающую поверхность.


IV. Рефлексия и закрепление изученного материала.

- Что образует пищеварительную систему?

- Почему пищеварительные железы относятся к внешним железам?

- Что такое ферменты? Какую функцию они выполняют?

- Закончите, пожалуйста, предложение:

- «Сегодня я понял(а), что …»

- Где вы можете применить знания, полученные на уроке?

- За что вы себя можете похвалить? А одноклассников?


V. Домашнее задание.

Изучить §27, уметь устно отвечать на вопросы параграфа, ответить на вопросы теста:


Тест

1. Где происходит механическая обработка пищи?

а) в желудке б) в ротовой полости

в) в толстом кишечнике г) в ротовой полости и желудке.

2. Какие условия необходимы для расщепления белков в желудке?

а) температура тела, кислая среда, наличие ферментов желудочного сока

б) щелочная среда, температура тела, наличие ферментов желудочного сока

в) температура тела, желчь, кислая среда

г) кислая среда, температура тела

3. Какую функцию выполняет кишечник?

а) секреторную, двигательную б) секреторную, двигательную, пищеварительную

в) секреторную, двигательную, всасывающую г) секреторную и всасывающую

4. Какое действие оказывает желчь на питательные вещества?

а) разделяя жиры на мельчайшие капельки, облегчает расщепление пищеварительными соками

б) расщепляет жиры на глицерин и жирные кислоты

в) облегчает расщепление белков

г) облегчает расщепление углеводов

5. На какие питательные вещества действуют ферменты поджелудочного сока в щелочной среде при температуре тела?

а) на белки и жиры б) на жиры и углеводы

в) на белки, жиры и углеводы г) на углеводы и белки.




Урок 5. Микробиом человека – совокупность микроорганизмов, населяющих организм человека. Регуляция пищеварения. Методы изучения органов пищеварения. Работы И. П. Павлова.



Цель: развить знания учащихся о микробиоме человека, регуляции пищеварения, познакомить с деятельностью И. П. Павлова, с методом фистул; выявить связи гуморальной и нервной регуляции деятельности органов пищеварения; объяснить понятие «аппетитный сок», «мнимое кормление»; формировать творческое мышление, интеллектуальные умения.

Тип урока: урок изучения нового материала и комплексного применения знаний.

Планируемые результаты:

Предметные:  раскрыть понятие о микробиоме человека; сформировать у учащихся представление о регуляции пищеварения и методах изучения органов пищеварения, работах И.П. Павлова; продолжить формировать умение работать с разными источниками информации.

Личностные: формировать уважительное отношение к чужому мнению; стимулировать развитие познавательного интереса; развивать самостоятельность в информационной деятельности;

Метапредметные (УУД):

регулятивные – управлять своей деятельностью, контролировать и оценивать результаты своей и чужой деятельности;

познавательные – трансформировать информацию и предъявлять её различными способами; 

коммуникативные – уметь вести диалог и коллективные обсуждения, аргументировать и доказывать своё мнение, формировать навык активного слушания.

Оборудование: учебник, презентация.


Ход урока

  1. Организационный этап.

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

III. Актуализация знаний.

Из каких этапов складывается процесс пищеварения?

Из чего состоят органы пищеварения?

Что такое пищеварительные железы? Какие железы к ним относятся?

Что такое ферменты и как они работают? Приведите примеры.


ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС. Что представляет собой микробиом человека?


IV. Изучение нового материала

Показ презентации, слайды 1 -11


  1. Понятие микробиота, микробиом

Микробиота – совокупность всех микроорганизмов, населяющих тело человека.

Микробиом - совокупность всех генов этих микроорганизмов.

В человеческом организме обитает свыше 10 тысяч видов различных микробов. Если в геноме человека содержится 22 тысячи генов, кодирующих белки для регуляции метаболизма, микробиом добавляет ещё около восьми миллионов уникальных бактериальных генов.

На одной человеческой клетке живёт около 10 клеток бактерий, но они настолько малы, что собранные вместе микробы составляют приблизительно от 1 до 3 % массы тела.

Это ещё не все: разнообразие микробов, которые живут на нас и внутри нас, просто потрясает. Если сравнивать ДНК, то все мы, люди, примерно одинаковы: наш геном на 99,99 % совпадает с геномом любого другого человека, например вашего соседа.

Это не касается микрофлоры вашего кишечника: здесь могут совпадать всего 10 % микробов. Почти у каждого человека в теле содержится низкое количество патогенных микроорганизмов. Когда человек здоров, они спокойно сосуществуют с полезными микробами.

Не существует какого-то основного состава микроорганизмов, которые выполняют определённые функции, это могут делать разные сочетания бактерий.

Содержание микробов в организме адаптируется в зависимости от местности проживания человека, его диеты и ряда других факторов.


  1. Роль микробиоты

Микробиота играет важную роль в поддержании здоровья на оптимальном уровне. В настоящее время микробиота рассматривается как метаболически активный орган.

Микробиота и слизистые находятся в тесном взаимодействии, оказывая взаимное влияние.

Совокупность микробов внутри нас представляет нечто вроде объединения различных сообществ. Разные части организма населяют различные группы видов, имеющие специализированные функции.

Пять ключевых мест человеческого тела обильно населены различными видами микробов, а именно:

- кишечник,

- полость рта,

-дыхательные пути,

- кожные покровы,

-мочеполовая система.

В связи с этим они играют важную роль в поддержании иммунитета, обмена веществ, пищеварения и других функций.


  1. Микрофлора кожи

На различных участках кожи обитают различные микробы, причём разнообразие – количество видов – необязательно пропорционально количеству микробов, имеющихся на том или ином участке.

На лбу и под мышками огромное количество микробов, но сравнительно немногих видов; и наоборот, на руках (ладонях и предплечьях) относительно немного микробов, зато весьма разнообразных.

Микробные сообщества на руках у женщин, как правило, более разнообразны, чем у мужчин, и эта разница сохраняется, несмотря даже на мытье рук. Оказалось возможно по микробному профилю ладони с точностью до 90 % определить хозяев компьютерной мыши.

Микробное сообщество на вашей руке сильно отличается от аналогичных сообществ других людей (по разнообразию видов – в среднем на 85 %), что означает, что у каждого из нас, помимо обычных, есть ещё и микробные отпечатки пальцев.

Микробы, живущие на вашей левой руке, отличаются от живущих на правой. Вы можете потирать руки, хлопать в ладоши и касаться обеими руками одних и тех же поверхностей – на каждой все равно развивается отдельное микробное сообщество.


  1. Регуляция пищеварения. Методы изучения органов пищеварения. Работы И. П. Павлова.

Ребята, давайте вспомним, что вам уже известно из курса биологии животных о работах физиолога И.П. Павлова?

- Какие методы были использованы для изучения пищеварения И. П. Павловым?

- Чем различаются безусловные и условные рефлексы?

- Молодцы, вы многое вспомнили о методах изучения процессов пищеварения на животных. Но перед тем как начать нашу работу по теме урока, мне бы хотелось рассказать о великом учёном Иване Петровиче Павлове.

Русский физиолог И. П. Павлов разработал методы, с помощью которых удалось собрать чистые пищеварительные соки, не содержащие частичек пищи. Методы Павлова позволили изучить механизмы и регуляцию выделения слюны и пищеварительных соков. За эти работы в 1904 году И. П. Павлову была присуждена Нобелевская премия.

Для изучения процессов пищеварения на железу или пищеварительный орган накладывали фистулу, т. е. искусственно создавали отверстие и выводили его на поверхность тела.

И. П. Павлов установил, что под влиянием вкуса, запаха, вида пищи происходит рефлекторное выделение слюны и желудочного сока. Нервные импульсы от рецепторов передаются в центр пищеварения, расположенный в продолговатом мозге. Из продолговатого мозга импульсы поступают к слюнным железам и железам стенок желудка, стимулируя образование и выделение слюны и желудочного сока.

 Основными принципами Павловской физиологии являются:

1. Организм — единое, целое:

Живой организм представляет собой единое целое, в котором деятельность клеток, тканей, органов, физиологических систем согласована и связана. Организм обладает способностью к саморегуляции функций.

2. Единство организма и среды.

Организм находится в постоянном взаимодействии с окружающей средой. Между внешней средой и организмом происходит постоянный обмен веществ и энергии. Для выживания организм должен постоянно адаптироваться к внешней среде.

3. Принцип нервизма.

Связь организма с внешней средой происходит непрерывно за счет простых и сложных взаимоотношений: простые осуществляются при участии врождённых безусловных рефлексов, сложные — за счёт приобретаемых условных рефлексов. Однако, человек находится так же под влиянием социальной среды. Во взаимодействиях человека с социальной средой важнейшая роль принадлежит так называемой второй сигнальной системе, которая лежит в основе речи и мышления человека.


Какова же роль головного мозга в регуляции пищеварения?

Нервная регуляция желудочного сокоотделения:

Первая фаза секреции является результатом действия комплекса условных и безусловных раздражителей, предшествующих попаданию пищи в желудок (вид и запах пищи, разговоры о ней).

Условно-рефлекторная регуляция осуществляется с участием коры больших полушарий головного мозга:

Вид и запах пищи вызывает выделение желудочного сока

Шум, посторонние разговоры, чтение тормозят пищеварительные рефлексы.

Стресс, раздражение, ярость приводят к усилению, а страх и тоска к торможению, как секреции, так и моторики желудка.

Безусловно-рефлекторное выделение желудочного сока:

Импульсы от рецепторов ротовой полости и желудка проводятся в продолговатый мозг.

От продолговатого мозга импульсы идут к железам желудка по блуждающему нерву (парасимпатическая нервная система).

Приправы, соль, перец, горчица усиливают возбуждение рецепторов ротовой полости и желудка, улучшая аппетит.

Неприятные ощущения голода связаны с усиленным сокращением стенок желудка, что стимулирует к действиям по утолению чувства голода.

Сигналы о насыщении поступают в головной мозг с опозданием в 20 минут (это связано с гуморальным механизмом возникновения чувства насыщения, центры насыщения и голода находятся в гипоталамусе).

Вторая фаза секреции - желудочная, или нейрогуморальная, - обусловлена раздражением пищей рецепторов слизистой оболочки желудка в результате механического и химического воздействия на них.

Ведущую регуляторную роль в этой фазе играет гормон гастрин, вырабатываемый некоторыми клетками слизистой оболочки желудка. Он активирует секрецию желудочного сока и регулирует двигательную активность желудка и кишечника.

Таким образом, желудочное сокоотделение регулируется как нервным, так и гуморальным путём.


Это интересно!

Алкоголь, попадая в желудок не переваривается, а быстро всасывается в кровь, вызывая опьянение.

Желудок также быстро покидает вода, некоторые простые сахара и водорастворимые микроэлементы.

Еда, попавшая в желудок с помощью желудочного сока превращается в полужидкую субстанцию, которая называется химусом.

Жидкости и напитки через желудок проходят за минуты, углеводы – за пару часов. Немного дольше перевариваются белки, а вот жиры – до пяти часов.

Процессы пищеварения происходят внутри организма и их невозможно наблюдать. Поэтому изучение этих процессов проводилось с использованием оперированных животных.


V. Рефлексия и закрепление изученного материала.

- Что такое микробиота и микробиом?

- Назовите основные принципы физиологии Павлова.

- Закончите, пожалуйста, предложение:

- «Сегодня я понял(а), что …»

- Где вы можете применить знания, полученные на уроке?

- За что вы себя можете похвалить? А одноклассников?


VI. Домашнее задание.

Изучить презентацию «Микробиом человека – совокупность микроорганизмов, населяющих организм человека», записать тему урока,  сделать краткий конспект в тетради.




Урок 6. Гигиена питания. Предупреждение глистных и желудочно-кишечных заболеваний, пищевых отравлений. Влияние курения и алкоголя на пищеварение.


Цели урока:

Образовательные: учить оценивать последствия своей деятельности по отношению к своему здоровью и здоровью других людей;

Развивающие: продолжить развитие умений чётко и грамотно выражать свои мысли, аргументировать и доказывать необходимость здорового образа жизни;

Воспитательные: формирование навыков бережного отношения к своему здоровью. Воспитание экологической и гигиенической грамотности.

Оборудование: учебник, таблицы «Пищеварительная система», «Предупреждение желудочно-кишечных инфекций».

Форма организации учебной деятельности: индивидуально-групповая.


  1. Организационный этап.

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

III. Актуализация знаний.

Какую роль играет микробиота в поддержании здоровья на оптимальном уровне?

Какова роль головного мозга в регуляции пищеварения?

В чем заключается принцип нервизма?

В чем заключается принцип физиологии «Организм — единое, целое»?


Тема, которой мы посвятим наш урок актуальная, жизненно-важная для каждого человека на нашей планете. Я надеюсь, что сегодня на уроке вы сделаете шаг к здоровому образу жизни, и многие из вас по иному будут относиться к своему организму.

Извечные вопросы о питании – как, когда, сколько и что мы едим – интересуют, наверное, каждого человека, потому что здоровье человека определяется количеством и качеством пищи, режимом питания и другими факторами. Правильное питание является абсолютно необходимым фактором для обеспечения нормального кроветворения, зрения, полового развития, повышения защитной функции организма. Но каковы, же секреты правильного питания? Нам сегодня необходимо в этом разобраться.

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС. Как предупреждают глистные и желудочно-кишечные заболевания, пищевые отравления?


  1. Изучение нового материала


  1. Правильное питание

Состояние здоровье человека во многом определяется его питанием. Пища должно быть разнообразной, она должна содержать необходимые человеку белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные соли (чтобы обеспечить организм всем необходимым).

Правильное питание должно восполнять потери энергии и обеспечивать человека достаточным количеством веществ. В среднем в сутки человеку требуется 100–150 г белков, 400–500 г углеводов и около 80 г жиров.

Важное правило здорового питания — умеренное потребление пищи. В головной мозг сигнал о насыщении поступает не сразу, а с задержкой около 20 минут, и если есть очень быстро, то возникает опасность переедания. К тому же слишком большое количество пищи — это большая нагрузка на органы пищеварения. Поэтому есть надо неспеша и понемногу. Рекомендуется четырёхразовое питание и более обильные приёмы пищи в первой половине дня. Завтрак должен содержать примерно 25 % всего дневного объёма еды, обед — около 50 %, полдник — 15 %, ужин — 10 %.

Если еда вкусная, имеет приятный запах и привлекательно выглядит, то выделение пищеварительных соков происходит активнее, пища быстро переваривается в пищеварительном тракте и всасывается стенками кишечника.

Лучше чтобы пища была тёплой (но не горячей, так как горячая пища может вызвать ожоги слизистых рта и пищевода). Резкое чередование горячей и холодной пищи приводит к микротрещинам на эмали зубов и её разрушению со временем.

Некоторые продукты нельзя употреблять в больших количествах. Это жирная пища, острые приправы, чипсы, уксус, алкоголь и др.

Сухую пищу лучше запивать, т. к. переваривание такой пищи затруднено и может быть повреждена слизистая пищевода и желудка.


  1. Гигиена питания

Желудочно-кишечные инфекции не зря называют болезнями грязных рук. Из-за нарушения правил гигиены при приготовлении пищи могут возникнуть кишечные заболевания. С загрязнёнными продуктами в желудочно-кишечный тракт могут попасть разные опасные микробы, вызывающие холерудизентерию, брюшной тиф и т. д.

Болезнетворные микроорганизмы могут загрязнить питьевую воду при попадании в колодцы и реки неочищенных сточных вод.

Переносят возбудителей инфекций некоторые насекомые, например, мухи и тараканы. 

Бактерии могут оказаться в нашем организме через бытовые предметы, которые использовал больной человек, или через руки, если их не помыть перед едой.

Соблюдение правил гигиены питания снижает вероятность заражения желудочно-кишечными инфекциями. Руки и кухонные принадлежности должны быть чистыми.

Нельзя употреблять в пищу продукты, у которых истёк срок годности. Фрукты и овощи нужно тщательно мыть и ополаскивать кипячёной водой.

Пищеварительный тракт человека имеет защитные механизмы для борьбы с возбудителями желудочно-кишечных заболеваний (в слюне — лизоцим, в желудке — соляная кислота, в кишечнике — желчь). Если эти вещества оказываются неэффективными, то для лечения кишечных инфекций врач может назначить антибиотики. Но использование антибиотиков может оказаться губительным и для полезных бактерий, например кишечной палочки, что неблагоприятно сказывается на работе органов пищеварения.


Работа в группах. Заполните таблицу.

Гигиена питания

Пословица

Правила гигиены питания

Физиологическое обоснование

Хорошо прожуёшь – сладко проглотишь.



Чистота – залог здоровья.



От воды и мыла у микробов тают силы.



Мясо – не доваривай, рыбу – пережаривай!



Когда я ем, я глух и нем.



Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу.




  1. Первая помощь при пищевых отравлениях

Употребление недоброкачественных продуктов может привести к пищевому отравлению. Такое отравление очень опасно, так как может привести к поражению печени, нарушению кровообращения и дыхания.

При отравлении кружится голова, появляются боли в брюшной полости, понос и рвота.

При появлении признаков отравления нужно немедленно удалить из желудка находящуюся в нём пищу, сделав промывание желудка. Больному нужно выпить несколько кружек тёплой воды, а затем вызвать рвотный рефлекс, надавливая ложкой (или пальцами) на корень языка.

Также можно дать слабительное или сделать клизму для быстрого выведения из организма яда, который не успел всосаться.

При тяжёлых отравлениях, когда прекратилось дыхание или работа сердца, нужно проводить искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Потом пострадавшему дать обильное питьё и уложить. Обязательно нужно вызвать врача.


  1.  Заболевания органов пищеварения и их профилактика

Инфекционные заболевания пищеварительной системы.

Одно из наиболее коварных заболеваний, связанных с пищеварительной системой, является ботулизм. Болезнь вызывает ботулиновая бактерияБактерия попадает в пищеварительную систему с заражённой пищей. В организме человека она начинает быстро размножаться. Через несколько часов после заражения начинается  боль в животе, рвота, сильно болит голова. Температура при этом остаётся нормальной. Если больному вовремя не оказать помощь, то уже на следующий день может наступить потеря зрения, паралич и смерть.

Ботулиновая бактерия живёт в почве и размножается в бескислородной среде, а её споры обладают устойчивость к разным неблагоприятным условиям. Бактерия ботулизма попадает в организм человека с овощами, грибами, недоброкачественными консервами.

Дизентерия — инфекционное заболевание, вызываемое одноклеточными паразитами (амёбами) или бактериями (дизентерийная палочка), которые поражают стенку толстой кишки. Дизентерийная амёба может попасть в организм с грязной водой или с загрязнённой пищей. Она размножается в толстом кишечнике и поражает его стенки. Эту амёбу могут переносить мухи.

Симптомы дизентерии: повышение температуры тела, боли в животе (обычно боль локализована слева), понос (диарея).

К инфекционным заболеваниям относится сальмонеллёзЕго вызывает бактерия сальмонелла. Чаще всего сальмонеллёзом заражаются через яйца, молоко, мясо. При этом заболевании наблюдается частый стул (диарея), больной быстро слабеет и может умереть. Болезнь начинается с высокой температуры, рвоты, болей в животе.

Очень опасно ещё одно инфекционное заболевание — холера, вызывается бактерией — холерным вибрионом. Заражение холерой происходит при питье или заглатывании воды при купании в загрязнённых водоёмах, а также при мытье посуды заражённой водой. Заражение может происходить при употреблении пищи, инфицированной во время её хранения или мытья, а также через загрязнённые руки. Кроме того, холерные вибрионы могут переноситься мухами.

Глистные заболевания (гельминтозы)

Причины глистных заболеваний — несоблюдение правил гигиены и употребление пищи, заражённой яйцами глистов.

Глисты, или гельминты — это черви-паразиты (плоские или круглые), обитающие в желудочно-кишечном тракте человека и животных. Глисты могут повреждать кишечник и выделять вещества, ядовитые для организма хозяина. Наиболее распространённые виды — аскарида и солитёры (бычий и свиной цепни).

Аскарида человеческая — круглый червь длиной до 35 см, который живёт в тонком кишечнике. Заражение аскаридой происходит через грязные руки или продукты питания. Личинки выходят из яиц в кишечнике и с кровью через печёночную вену попадают в лёгкие, где некоторое время растут. Затем из органов дыхания они перебираются в глотку и опять попадают в кишечник. Заражение аскаридами вызывает боль в животе, часто сопровождается рвотой, в некоторых случаях может спровоцировать аппендицит. Живущие в лёгких личинки аскариды могут привести к воспалению.

Личинки плоского червя — свиного цепня (а также бычьего цепня) — иногда поселяются в мышцах человека и приводят к трудноизлечимым заболеваниям.

Глисты имеют очень высокую плодовитость, их яйца могут долго сохраняться жизнеспособными во внешней среде.

Заболевания желудка и 12-перстной кишки.

Гастрит — воспаление слизистой оболочки желудка, которая в силу различных причин (бактерии, психическая травма, неправильный приём лекарств и др.) не справляется с воздействием соляной кислоты и пепсина, находящихся в желудке.

Запущенный невылеченный гастрит может привести к возникновению язвы желудка. Язва — это нарушение целостности внутренней слизистой оболочки желудка. При обострениях язва может привести к прободению, т. е. полному разрушению стенки желудка и образованию сквозного отверстия.

Часто встречается также язва 12-перстной кишки (в той её части, которая прилежит к желудку).

Заболевания печени и желчного пузыря.

Болезни печени часто вызваны неправильным питанием. Одно из заболеваний печени — гепатит. Характерным признаком гепатита является желтуха: кожа больного желтеет, так как печень не справляется с разрушением некоторых веществ.

Причин гепатита много, но чаще всего его вызывает заражение вирусами. Возбудители этого заболевания достаточно устойчивы к разным внешним воздействиям и опасны только для человека. После устранения причины гепатита печень может регенерировать, т. е. восстановить повреждённые участки.

Иногда в желчном пузыре происходит образование желчных камней. Камни оказывают раздражающее действие на стенки желчного пузыря и могут вызвать его воспаление (острый холецистит). Камни могут привести также и к воспалению поджелудочной железы (панкреатиту). При повторяющихся воспалительных процессах камни удаляют хирургическим путём.


  1. Рефлексия и закрепление изученного материала.

  1. Всегда ли полезно жевать жевательную резинку?

  2. Какую диету вы бы порекомендовали человеку, которому хирург удалил часть:

а) желудка, б) поджелудочной железы, в) печени?

- Закончите, пожалуйста, предложение:

- «Сегодня я понял(а), что …»

- Где вы можете применить знания, полученные на уроке?


  1. Домашнее задание.

Изучить §28 (с.126-130), ответить на вопросы к параграфу №1,4 на с.129.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!