СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по использованию информационных технологий на уроках географии и обществознания

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по использованию информационных технологий на уроках географии и обществознания»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Зимёнковская средняя общеобразовательная школа















МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по использованию информационных технологий на уроках географии и обществознания





Лапаева Юлия Геннадьевна











2021 год



В настоящее время существует множество направлений использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе обучения.

Первое направление предполагает овладение компьютерной грамотностью для получения знаний и умений по темам в определенной области учебных дисциплин. Второе направление рассматривает компьютерные технологии как мощное средство обучения, которое способно значительно повысить его эффективность и качество знаний учащихся.
Уроки географии и обществознания с использованием ИКТ кроме учебных целей по предметам имеют еще и задачи по формированию информационной грамотности учащихся:

  • получение знаний, позволяющих перерабатывать, осмыслять, оценивать большие потоки современной информации и умений пользоваться и управлять ей для различных практических целей

  • овладение современными информационнo-коммуникационными технологиями (ИКТ) как инструментом профессиональной деятельности и общей культуры человека.

К наиболее часто используемым элементам ИКТ в учебном процессе относятся:

  • электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора,

  • интерактивные доски,

  • электронные энциклопедии и справочники,

  • тренажеры и программы тестирования,

  • образовательные ресурсы Интернета,

  • DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями,

  • видео и аудиотехника,

  • интерактивные карты и атласы, геоинформационные программы,

  • интерактивные конференции и конкурсы,

  • материалы для дистанционного обучения,

  • научно-исследовательские работы и проекты.

  • дистанционное обучение.

Сегодня существует большое количество мультимедийных учебников по разным предметам и классам. Поэтому использование на уроках их демонстрационных средств (слайды, атласы, рисунки в учебнике, картины, анимации, видеозаписи) способствуют формированию у детей образных представлений, а на их основе – понятий. Интересны различные энциклопедии и электронные справочники, которые издают большое количество издательств. Но не всегда в таких учебниках можно найти то, что действительно необходимо в конкретном случае и подходит данному классу и данному учителю. Тогда учитель начинает создавать и использовать свои уроки с ИКТ.В зависимости от дидактических целей и специфики курса обществознания и географии, как учебных предметов можно выделить такие виды компьютерных программ: учебные, тренажёры, контролирующие, демонстрационные, имитационные, справочно-информационные, мультимедиа-учебники. Наиболее часто в своей работе учителя используют демонстрационные программы, к которым кроме картин, видеофрагментов, фотографий можно отнести и интерактивные атласы, и компьютерные лекции и уроки-презентации, разработанные при помощи Power Point, Smart Notebook и других.

Использовать данные программы можно и на уроках закрепления знаний, практических умений и навыков, уроках повторения и систематизации знаний, оценки и проверки полученных знаний.

Компьютерная лекция, разработанная средствами Power Point – это тематически и логически связанная последовательность информационных объектов, демонстрируемая на экране или мониторе. В ходе лекции используются различные информационные объекты: изображения (слайды), звуковые и видеофрагменты. Изображения (слайды) – это рисунки, фотографии, графики, схемы, диаграммы. Видеофрагменты – это фильмы, включённые в презентацию целиком или частично. Звуковые фрагменты – дикторский текст, музыкальные или иные записи, сопровождающие демонстрацию слайдов.

Эффективность работы со слайдами, картинами и другими демонстрационными материалами будет намного выше, если дополнять их показом схем, таблиц.

Урок закрепления, обобщения и систематизации знаний – это урок, требующий от учителя постоянного внимания к ответам учащихся с целью проверки глубокого понимания учащимися темы (или раздела). Использование для этого презентации может происходить по-разному. Можно вывести на экран проблемные вопросы и постепенно приходить к их решению всем классом, можно создать игровую ситуацию с использованием иллюстративного материала.

После таких уроков изученный материал остаётся у учащихся в памяти как яркий образ и помогает учителю стимулировать познавательную активность школьника.

Чаще всего в своей практике учитель проводит уроки комбинированного типа, где присутствует и опрос домашнего задания, и объяснение нового материала. Объяснение же нового материала происходит с использованием средств, описанных ранее.

Немаловажным условием использования на уроке средств Power Point является параллельное использование карт в атласе. Это позволяет ребятам переносить знания в новые условия обучения и быстрее находить отображаемый объект. На последнем слайде обязательно должно быть домашнее задание для учащихся. Программа разработки презентаций Power Point, входящая в состав Microsoft Office, позволяет подготовить материалы к уроку, комбинируя различные средства наглядности, максимально используя достоинства каждого и нивелируя недостатки.

Типы уроков с использованием презентаций в программе Power Point

1) лекционные, которые имеют главной целью, не иллюстрировать, а зрительно дать сложный материал  для записи учащимся в удобной форме;
2) уроки-иллюстрации по темам, где существует необходимость ярких зрительных образов,  
3) уроки-наглядные пособия, помогающие как образцы, создавать  учащимся подобные работы самостоятельно.



Компьютерная презентация Power Point –

  • это яркий, наглядный, отражающий главный смысл и поясняющий главные тезисы, материал, сопровождающий выступление докладчика или учителя.

Презентации отличаются по содержанию и оформлению в зависимости от целей. Приступая к созданию презентации необходимо определить:

  • Какова цель, которую должна решить презентация?

  • Через какие задачи будет достигнута цель?

  • Какова аудитория, перед которой предстоит выступать?

  • Каковы мотивы аудитории, чтобы Вас слушать?

  • В каких технических условиях будет демонстрироваться презентация?

Условия презентации

1. Проецирование на большой экран (участники  следят за показом со своих мест, изменить порядок и быстроту кадров не могут).
2. Демонстрация на компьютерах слушателей (но управление презентацией осуществляется  только автором).
3. Самостоятельный просмотр готовой презентации на компьютере в автоматическом или управляемом слушателем, а не автором, режиме.

Проецирование на большой экран подходит для  докладов, отчетов, лекций, ознакомительных уроков, конференций.
Демонстрация на компьютерах слушателей подходит для семинаров, текущих уроков, учебных практических занятий по образцу.
Управляемая слушателем, готовая презентация подходит для повторения материала, описания предстоящей практической работы, справочных материалов, самотестирования

Презентации для докладов

При составлении данной презентаций автор сам решает, как будет проходить «навигация» по кадрам. Он должен учесть расстояние от слушателей до экрана (для масштаба шрифта), условия освещения и видимости слушателем (для фона), демонстрируемый проектором, а не компьютером, цвет и эффекты Материал должен быть четко и наглядно   иллюстрирован и структурирован (содержать и раскрывать только главные тезисы), так как слушатель чаще всего слушает, а не вчитывается в текст на экране. Анимация применяется для последовательного выхода текста и не должна отвлекать слушателя от содержания.

Презентации для демонстрации на компьютере

Слушатели могут четко видеть текст и его может быть много, он может носить обучающие функции, давать лекционный материал. Требования к «навигации» по кадрам должны быть понятны слушателю, а не автору, так он уже только сопровождает презентацию. Диаграммы, рисунки, фотографии, видеоролики, музыка, речь диктора, шумовое оформление должны соответствовать тексту и последовательности кадров.

Требования к презентациям

Официальные презентации (доклады, отчеты, выступления на конференциях) должны иметь строгий дизайн, единый шаблон оформления, не отвлекающий от содержания материала.

  • Анимация должна быть строго дозирована и разумна по смыслу материала.

  • Информация на экране не должна напрягать зрение: четко разграничены предложения, минимум вводных слов, крупный текст.

  • Презентация должна быть четко рассчитана по времени, не быть слишком объемной, кадры для текста должны демонстрироваться не менее 10–15 секунд, а к последним слайдам по нарастающей должны содержать больше накладывающихся друг на друга материалов и эффектов. («разогретый зритель»)

В официальной презентации можно сознательно пойти на такой прием, как быстрое перелистывание (только в середине выступления) вспомогательных слайдов на ссылке с таблицами, схемами, диаграммами, что бы показать глубину и объем Ваших материалов, а слушателей предупредив, что Вы не хотите отвлекать их подробностями исследования, за что они будут Вам благодарны. Если вы демонстрируете схему и диаграмму не поленитесь еще раз напомнить, что выделено и каким цветом, чтобы облегчить восприятие и не раздражать зрителя необходимостью вчитываться в условные знаки.
Если на выступление Вам отведено 10 минут, то Ваша презентация не должна содержать более 20–25 слайдов (на каждый слайд с вашим пояснением по 25–30 секунд).

В официально-эмоциональной презентации (не перед начальством, а перед единомышленниками) можно допустить отход от единого шаблона оформления, разбив материал на 2–3 части, выделив какую то из них для создания эмоционального настроя (смена планов от портретного к общему, яркие фотографии без пояснений, показывающих достижения Вашей деятельности...)

Презентации-плакатыдолжны иметь минимум текстового сопровождения, обязательно единый светлый шаблон, много карт, схем, фотографий, приятное звуковое сопровождение. Информация на слайдах может либо пояснять  содержимое кадра, либо расширять его.
Например: раскрывая устройство автомобиля,  для пояснения следует поместить его фотографию и  технические характеристики, а расширяя  информацию – фотографию, данные о применении, рекордах, видах...
В гуманитарных науках, например, поместить портрет деятеля, а  наслаивать его действия, или менять портреты в хронологической последовательности.
Если Вы рассчитываете на диалог с аудиторией, то в презентации допустимы множественные анимации и эффекты, разветвления текста и ссылки, которые Вы используете в зависимости от реакции слушателей.

Презентации для самостоятельного изучения и работы лучше настраивать по щелчку мыши, чтобы не подгонять зрителя, можно выделить специальные дополнительные интересные факты, используя гиперссылки.

Презентации-информационные ролики должны работать в полностью автоматическом режиме.

Презентации-рекламные ролики, должны быть созданы по законам кино: эффектное название, интригующее начало, нарастание темпа событий, в конце полный калейдоскоп событий, фотографий, накладывающихся друг на друга мелким и крупным планом. Чтобы не сделать презентацию скучной, избегайте анимации заголовков на пустом слайде, слишком крупных текстов, блеклых или очень темных фонов, лишних кадров!

Часть 2. Методические рекомендации «Порядок действий при создании презентации»:

Создание презентации

  1. Откройте приложение PowerPoint.

  2. В левой области выберите Новый.

  3. Выберите один из вариантов:

    • Чтобы создать презентацию с нуля, выберите Пустая презентация.

    • Чтобы использовать подготовленный макет, выберите один из шаблонов.

    • Чтобы посмотреть советы по использованию PowerPoint, выберите. Принять тур, а затем выберите Создать.

Добавление слайда

  1. В области слева в области эскизов выберите слайд, на который вы хотите ввести новый слайд.

  2. На вкладке Главная в разделе Слайды выберите Новый слайд.

  3. В разделе Слайды выберите Макет, а затем выберите нужный макет в меню.

Добавление и форматирование текста

  1. Поместите курсор в текстовое поле и введите текст.

  2. Вы выберите текст, а затем в разделе Шрифт на вкладке Главная выберите один или несколько параметров, таких как Шрифт, увеличить размер шрифта, уменьшить размер шрифта, Полужирный, Выделенный, Подчеркнутая и т. д.

  3. Чтобы создать маркированный или нумерованный список, выделите текст, а затем выберите элемент Маркеры или Нумерация.

Добавление рисунка, фигуры и других

  1. Перейдите на вкладку Вставка.

  2. Добавление рисунка

    • В разделе Изображения выберите Рисунки.

    • В меню Вставить рисунок из выберите нужный источник.

    • Найдите нужный рисунок, выберите его и выберите Вставить.

  3. Чтобы добавить иллюстрации:

    • В разделе Иллюстрации выберите ФигурыЗначкиТрехd-модели, SmartArtили Диаграмма.

    • В диалоговом окне, которое открывается при выборе одного из типов иллюстраций, выберите нужный элемент и следуйте подсказкам, чтобы вставить его.

Часть 3. Методические рекомендации «Порядок действий при работе с программой Smart Notebook»

Интерактивная доска любой марки сопровождается программным обеспечением, в состав которого входят средства для подготовки материалов к уроку. Пожалуй, наиболее удобный инструмент такого рода –Smart Notebook из программного обеспечения Smart Board.

Учимся работать с Smart Notebook

Начнем с запуска программы. После установки на компьютер программного обеспечения Smart Board (а это делается очень легко), на панели задач в правом нижнем углу экрана появится маленький значок:


 

Щелчок левой кнопкой мыши по этому значку позволит открыть меню, в котором нужно выбрать первую строку – Notebook.




Рассмотрим окно открывшейся программы:

Традиционная строка меню. Наиболее важные и часто используемые возможности, предоставляемые этими меню, вынесены в виде значков на Панель инструментов.

Пустое рабочее поле – это и есть Ваш первый слайд, который Вы будете наполнять информацией.

Справа – поле выбора режимов. Всего их три: режим сортировщика страниц (как в PowerPoint), режим работы с коллекциями и режим работы с вложениями. По умолчанию активен режим сортировщика страниц. Когда Вы будете вставлять новые страницы, они так же, как и первая, отобразятся справа в виде прямоугольников с нумерацией. Выделяя мышкой нужный, Вы будете иметь возможность работать с любой страничкой (слайдом).

Имеются две кнопки, которые позволяют перемещать панель инструментов вниз или вверх, а поле выбора режимов вправо или влево. Ребятам младшего возраста, например, у доски работать легче, если панель инструментов расположена внизу (рост маленький! J).

Ну что ж, все готово, начинаем заполнять информацией первый слайд. Откуда ее взять? Есть несколько источников. Во-первых, Вы можете создавать различные информационные объекты самостоятельно, используя Панель инструментов. Давайте с ней познакомимся поближе:

1-3.Значки для работы со страницами (перейти к предыдущей, перейти к следующей, вставить новую страницу);

4юТо же, что и Файл à Сохранить

5.Вставить (что-то, что Вы предварительно скопировали в буфер);

6.Отменить действие (сделали что-то не так, жмите сюда J);

7.Удалить предварительно выделенный объект (объекты);



8.Затемнить страницу, т. е. вставить шторку, закрывающую всю страницу или ее часть. Эту шторку можно в процессе урока открывать-закрывать в направлениях вверх-вниз и вправо-влево:



9. Переход к полноэкранному режиму, при этом слайд занимает весь экран (как во время показа презентации), строка меню, Панель инструментов и Поле выбора режимов не отображаются, зато появляется маленькая панель, позволяющая переходить от слайда к слайду, работать с инструментами и возвратиться в обычный экранный режим:

10. Вызов панели инструментов Захвата экрана, очень мощный и удобный инструмент. Будучи открытой, эта панель отображается не только в Notebook, но и в любом другом приложении, работающем в фоновом режиме. «Захваченная» область немедленно вставляется на текущую или следующую страницу Notebook (это зависит от галочки на панели). А выглядит эта панель следующим образом:

11.Инструмент выбора (то же, что в офисных приложениях Выбор объектов). Позволяет выделить сразу несколько объектов для дальнейшего их изменения. Для этого достаточно нарисовать прямоугольную область выделения. Щелчок по выделенной области правой кнопкой вызывает контекстное меню, которое позволяет задать вид изменения, в частности, можно все выделенные объекты сгруппировать, превратив их в единый объект:




12 Инструмент Перо. Представьте, что у Вас в руках просто карандаш или кусочек мела, которым Вы можете рисовать и писать все, что угодно. При этом есть возможность выбора цвета линии, ее толщины, вида начала линии и ее конца, прозрачности. Все эти параметры - в меню настройки инструмента (черный треугольник рядом со значком).




13.Инструмент Художественное перо. Тот же карандаш, но теперь он рисует одним из следующих способов. Выбор – в меню кнопки:





14.Инструмент Ластик. Все, что нарисовано и написано пером или художественным пером может быть стерто Ластиком. По размеру есть три вида ластика (выбор в меню кнопки). Принцип работы прост – с прижатой левой кнопкой проводим круг Ластика по нужной области.

15.Инструмент Линия. С его помощью проводим прямые линии. Меню настройки инструмента – точно такое же, как и у инструмента Перо.







16.Инструмент Фигуры. Позволяет вставить на страничку фигуру одного из следующих видов:

При этом имеется возможность редактирования каждой фигуры. Настройки – как у инструмента Перо.







17.Инструмент Текст. Позволяет выбрать параметры текста и напечатать его в рамке надписи. Настройка текста – по обычному принципу:



















18.Цвет контура и заливки. Вы можете выделить любую фигуру (фигуры), нарисованные инструментами Линия и Фигура и при помощи этого значка изменить цвета их контура и заливки:









19 Инструмент Прозрачность. Позволяет выбрать степень прозрачности при наложении объектов. Принцип работы – выделить фигуру, установить степень прозрачности:




20 Инструмент Свойства линии. Позволяет изменить толщину линии, ее вид, вид начала и конца линии. Принцип работы – выделяем объект (объекты), выбираем в меню нужные свойства. Если выделена фигура, изменяется только ее контур.




Освоить все эти инструменты не составит особого труда, достаточно нескольких часов практики за компьютером и у интерактивной доски.

Но Панель инструментов – вовсе не единственная возможность вставки чего-либо на слайды. К вашим услугам большая (более 5000 экз.) коллекция готовых объектов – это картинки и фотографии, фоны, карты, чертежи, интерактивные объекты (флэш-ролики) и т. д. Правда, в основном коллекция рассчитана на англоязычного пользователя, что привносит некоторые неудобства, тем не менее, она дает богатые возможности для использования. Причем эта стандартная коллекция может пополняться за счет добавления собственных коллекций пользователя.

Рассмотрим приемы работы с коллекцией.

Прежде всего, нужно перейти в нужный режим, для этого в Поле выбора режимов работы нужно щелкнуть Коллекция:





В верхней части раскрывшихся в режиме Коллекции окон будет представлено дерево коллекций в традиционной форме, с возможностью раскрытия и свертывания отдельных его ветвей. В нижней – отобразятся объекты выбранного набора. Работать с коллекцией просто – нужно взять мышкой нужный объект и вытащить его на страничку:



Для пополнения коллекции нужно выбрать в дереве Мое содержимое, раскрыть меню этой строки, щелкнув по черному треугольнику, справа:

Появилась возможность создавать в коллекции свои собственные тематические папки (Новая папка) и пополнять их объектами (Добавить в «Мое содержимое»).

Интересно еще и то, что любой объект, перемещенный мышкой со странички в какую-нибудь коллекцию, там и остается. Ват Вам еще один способ пополнения!

Еще один удобный и рациональный способ заполнения страницы информацией – использование схемы Копировать – Вставить. Notebook совместим практически с любой офисной, (и не только!), программой. Поэтому можно, находясь в любом другом приложении (например, в Word), скопировать фрагмент текста, а затем вставить его в Notebook. Причем с возможностью дальнейшего редактирования. Или так же поступить с любой таблицей, картинкой, диаграммой.

Очень удобно пользоваться панелью инструментов Захвата экрана, о которой уже говорилось выше. Эта панель, будучи открытой, отображается на экране постоянно, даже если с Notebook мы уже не работаем. Можно, используя эти инструменты, «захватить» любую область экрана, которая автоматически вставится в Notebook (если программа закрыта, она откроется). Вставлять можно на текущую страницу или на новую (за это отвечает галочка на панели). Попробуйте – Вам очень этот способ понравится! И Вы очень быстро поймете, что захват удобно применять не только при работе с материалом для интерактивной доски, его возможности намного шире.

И последнее на эту тему. Со всеми объектами, которые Вы поместили на страницу, можно работать, есть возможность их редактирования. Любой объект можно перемещать, поворачивать, можно изменять его размеры и свойства. Как это делать? Мышкой, если Вы находитесь за компьютером. Рукой (маркером) – у интерактивной доски. При щелчке по объекту он приобретает следующий вид:



Зеленый кружок позволяет вращать объект, а щелчок по черному треугольнику открывает меню:

Разобраться с этим меню несложно, основные настройки – в Свойствах.

Расскажем еще об одной интересной возможности программы – задании прозрачности вставленной картинки. Иногда необходимо убрать общий фон заднего плана или, например, оставить из большой картинки (фотографии) только какую-то ее часть. Щелчок правой кнопкой по изменяемому объекту вызовет меню, в котором нужно выбрать Задать прозрачность рисунка:























Далее, работая пипеткой, делаем прозрачными ненужные области, т. е. наводим пипетку на некоторую часть рисунка и щелкаем левой кнопкой мышки. Прозрачные области отображаются фиолетовым цветом. При неправильном действии мышкой можно повторить щелчок по той же области, прозрачность отмениться:

























Вот что получилось в результате. Как видите, фон исчез:



* * * * * * * * *



Как быть, если Вы в процессе работы с интерактивной доской захотите показать, например, презентацию Power Point, сделанную ранее или открыть некий документ Word, таблицу Excel или что-то еще в этом роде? Причем, не выходя из Notebook? На помощь придет третий режим – Вложения, который включается щелчком по соответствующей надписи:

Щелкаем кнопку Вставка, выбираем из раскрывшегося списка Копию файла, Гиперссылку на Web-ресурс или Ярлык для файла и указываем местоположение объекта на компьютере (или Web-адрес для гиперссылки). После этого выбранные объекты начинают отображаться в поле Имя файла. Запуск их – двойным щелчком мыши.

В приведенном примере мы имеем копию файла презентации Вступлекция. ppt, гиперссылку на школьный сайт и ярлык для запуска презентации Клавиатура. ppt. В первом случае при запуске сразу же запустится презентация (появится 1 слайд), во втором – откроется Web-страница, в третьем – запустится программа Power Point со слайдами, но запуск презентации придется делать дополнительно.

Теперь поговорим еще о некоторых интересных возможностях, предоставляемых различными меню. Вставка:























Если первые 6 пунктов меню в комментариях не нуждаются, то о вставке Ссылок и Звука следует поговорить особо.

Ссылки – очень мощное средство при правильном их использовании. При выборе в меню Вставка à Ссылка у Вас поинтересуются, на что, собственно, будет эта ссылка:





















Возможные варианты:

§  На Web-страницу;

§  На конкретную страницу в презентации, с которой Вы в данный момент работаете (какая прекрасная возможность создания системы навигации!);

§  На любой файл компьютера, за которым Вы работаете;

§  На текущие вложения, если таковые у Вас уже имеются.

Здесь же нужно указать, каким образом предполагается этими ссылками пользоваться – щелчком по самому объекту или по угловому значку, который будет рядом с этим объектом находиться:





При вставке звука нужно, воспользовавшись кнопкой Обзор, указать местоположение звукового файла и способ запуска. В следующем примере выбран способ с угловым значком:

И в заключение – поговорим о сохранении созданной в Notebook презентации. Поможет в этом меню Файл. Сохранять можно традиционным способом Файл à Сохранить, в результате Вы получите файл с выбранным Вами именем и стандартным расширением программы, например – Urok1.notebook.

А можно воспользоваться возможностью экспорта в другие форматы и сохранить работу, как, например, обычную презентацию Power Point:





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!