СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по использованию педагогической технологии "Вечерний круг"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации раскрывают суть инновационной педагогической технологии "Вечерний круг", которая используется в ДОУ, как рефлексивный момент, позволяющий подветси итог прожитому дню.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по использованию педагогической технологии "Вечерний круг"»

Инновационная педагогическая технология

«Вечерний круг»
























«Утренний круг» и «Вечерний круг» — это новые элементы программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой.

Цель: научить детей осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников.

Задачи вечернего круга:

  • Рефлексия

(Вспомнить с детьми прошедший день, все самое хорошее и интересное, чтобы у детей формировалось положительное отношение друг к другу и к детскому саду в целом)

  • Обсуждение проблем

(Обсуждаем проблемные ситуации, если в течение дня таковые возникали, подвожу детей к самостоятельному разрешению и урегулированию проблемы)

  • Развивающий диалог

(Предлагаю тему в соответствии с программой)

  • Детское сообщество (Дружить, быть внимательными, создавать положительный настрой)

  • Навыки общения (учимся культуре диалога: слушать внимательно, не перебивать)

Задачи педагога

Вспомнить с детьми прошедший день, все самое хорошее и интересное, чтобы у детей формировалось положительное отношение друг к другу и к детскому саду в целом.


Предложить для обсуждения проблемную ситуацию, интересную детям, в соответствии с образовательными задачами Программы.


Обсудить проблемные ситуации, если в течение дня таковые возникали, подвести детей к самостоятельному разрешению и урегулированию проблемы, организовать обсуждение планов реализации совместных дел (проектов, мероприятий, событий и пр.).


Учить детей культуре диалога (говорить по очереди, не перебивать, слушать друг друга, говорить по существу, уважать чужое мнение и пр.).


Учить детей быть внимательными друг к другу, поддерживать атмосферу дружелюбия, создавать положительный эмоциональный настрой.


Вечерний круг проводится в форме рефлексии — обсуждения с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня. Вечерний круг помогает детям научиться осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников. Дети учатся справедливости, взаимному уважению, умению слушать и понимать друг друга. В теплое время года вечерний круг можно проводить на улице.


«Вечерний круг» помогает детям научиться осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников – это и есть цель «Вечернего круга».  Дети учатся справедливости, взаимному уважению, умению слушать и понимать друг друга.

Основное отличие вечернего круга от утреннего в том, что он проводится в форме рефлексии — МЫ обсуждаем с детьми наиболее важные моменты прошедшего дня: то есть о том, что мы делали, что запомнили, что понравилось и что не понравилось.

Рекомендовано вечерний круг организовать  во второй половине дня. Обсуждение в младшем дошкольном возрасте занимает от 5 до 20 минут, в старшем дошкольном возрасте от 10 до 20 минут.

Ожидаемый образовательный результат

  • Коммуникативное развитие: развитие навыков общения, умения доброжелательно взаимодействовать со сверстниками, готовности к совместной деятельности.

  • Когнитивное развитие: развитие познавательного интереса, умения формулировать свою мысль, ставить задачи, искать пути решения. регуляторное развитие: развитие умения соблюдать установленные нормы и правила, подчинять свои интересы интересам сообщества, планировать свою и совместную деятельность.

  • Навыки, умения, знания: ознакомление с окружающим миром, развитие речи.

  • Развитие детского сообщества: воспитание взаимной симпатии и дружелюбного отношения детей друг к другу, положительного отношения к детскому саду.

  • Эмоциональный комфорт: обеспечение эмоционального комфорта, создание хорошего настроения, формирование у детей желания прийти в детский сад на следующий день.


Структура вечернего круга

1. Вводная часть

Условный сигнал.

Условный сигнал должен отличаться от сигнала на утренний круг. Например, на утреннем круге используется звон колокольчика, а на вечернем - созывает детей определенная спокойная мелодия: желательно одна и та же каждый день, чтобы дети её запомнили и уже понимали, для чего эта мелодия звучит.

Так же можно использовать речевку, например:

«1,2,3,4,5 становитесь в круг опять. Слева друг и справа друг. Очень дружный общий круг. Крепче за руки держитесь, и друг другу улыбнитесь». Или «Колокольчик вновь звенит, деткам в круг всем встать велит»

Коммуникативная игра.


2. Основная часть

Беседа.

На вечернем круге мы вспоминаем с детьми прошедший день, обсуждаем проблемные ситуации, если они возникли в течение дня.

На вечернем круге необходимо создать определенный психологический настрой: включить медитативную музыку (желательно одну и ту же на определённый период времени, поставить в центр (круга свечу, фонарик).)


Здесь мы уточняем и закрепляем знания о том:

• Какой день недели сегодня? Какое число? Какой день недели завтра?

• Какая часть суток сейчас?

• Что вы делаете в это время в детском саду?

• Что делают в это время ваши близкие?

• Что интересного сегодня вы узнали? Чем занимались?

• Как выполнили свою работу?

Проводятся различные рефлексивные игры на разные темы.

Например: к детям прилетает красивая птичка.

Воспитатель задает вопросы по теме прошедшего дня, и птичка прилетает на ладошку к тому ребенку, который хочет высказаться.

Пример

  • Что сегодня мы сделали по теме?

  • Что больше всего удалось?

  • Что сегодня было интересно?

  • Кому с кем было интересно играть (трудиться, работать в центрах активности)?

  • Было ли что-то такое что вас сегодня огорчило?

  • Что бы вы хотели изменить?

  • За что ты можешь похвалить воспитателя?

  • За что ты можешь похвалить себя?

Дети по кругу передают друг другу какой-нибудь предмет (мячик, колокольчик, камушек, кубик и т.д.) Для того чтобы, обсуждение проходило эффективно, необходимо создать определённый психологический настрой: включить спокойную музыку (желательно одну и ту же на определённый период времени, поставить в центр (круга свечу, фонарик).

3. Заключительная часть

Ваши пожелания на завтрашний день (группе, друг другу).

Завершающий ритуал.



Пример проведения «Вечернего круга» на практике.










Пример

Все дети становятся в круг, затем воспитатель начинает передавать длинную ленточку. При передаче ленточки по кругу каждый должен сказать друг другу ласковое слово или комплимент. После этого, все дети садятся на ковер и к ним «прилетает» красивая птичка. Воспитатель задает вопросы по теме прошедшего дня, и птичка прилетает на ладошку к тому ребенку, который хочет высказаться. В конце нашего круга, ребята рассказывают о своих планах и желаниях на следующий день и обнимают друг друга.

Благодаря творческому подходу к организации данного компонента режима пребывания в ДОУ у детей формируется положительный настрой на весь день, что благоприятно сказывается на воспитательно-образовательном процессе в целом.

Рекомендации

Желательно, чтобы круг, образованный детьми, находился всегда в одном и том же месте, так как дети через два-три месяца привыкают обсуждать свои проблемы в кругу. А в старшем возрасте могут уже сами без присутствия воспитателя пользоваться этой технологией для обсуждения своих проблем.

Вечерний круг проводится во второй половине дня, например, сразу после полдника, чтобы в группе присутствовали практически все дети.


Обсуждение в младшем дошкольном возрасте занимает от 5 до 20 минут, в старшем дошкольном возрасте от 10 до 20 минут.

Какие могут быть варианты содержательной части: в основном это варианты рефлексии.


Пример:

  • Что мы делали сегодня? Чем будем заниматься завтра?  

  • Что интересного произошло у нас в группе за сегодняшний день и что интересного вы помните из вчерашнего дня?

  • Что вас порадовало (огорчило, удивило)?

  • Что мы узнали? Например, можно уточнить и закрепить знания, полученные за день. (какой сегодня день недели, какое число, какой день недели был вчера или будет завтра) Какие новые слова узнали?

  • Составление письма родителям.

  • Сочинение сказок.

  • Что понравилось, что не понравилось?

Так же может быть планирование на завтра.

Или информирование детей о том, что же мы завтра будем делать.


Пример

Что мы делали сегодня? Эта рефлексия важна для детей, так как ребенку трудно ориентироваться во времени, особенно в младшем возрасте. Трудно вспомнить, что было. Поэтому в младшей группе мы обсуждаем, что делали сегодня. А в старших группах уже можно обсуждать, что мы делали на этой неделе. Для этого можно сделать плакаты или использовать флипчарт на которых ежедневно записываем или рисуем (можно схематично) происходящие в группе события.


Так же мы можем обсуждать, чем мы будем заниматься завтра. Можно выбирать тему или обсуждать тему, предложенную воспитателем. Можно сообщить о том, что мы будем проводить эксперимент, соответствующий этой теме.


Рефлексия позволяет устанавливать обратную связь: мы понимаем, что было сложно, что понравилось, что нет и на что обратить внимание. И что дети вообще не запомнили или не заметили.


Что понравилось, что не понравилось? – очень хороший вопрос, так как это открытый вопрос и здесь дети могут высказывать свое мнение, размышлять.

Кому-то очень понравилось, как его товарищ рассказал стихотворение. А кому-то из детей не понравилось поведение одногруппника.


Когда мы проводим рефлексивные круги, мы получаем массу обратной связи и массу информации о том, что детям нравится и что не нравится, и как нам лучше это сделать в следующий раз.


Если проводить круги ежедневно, дети научатся:

  • делать выбор;

  • выбирать из личного опыта самое значимое;

  • слушать и слышать;

  • соблюдать правила;

  • выражать словами свое состояние и желание;

  • рассказывать кратко, последовательно и логично;

  • формулировать и аргументировать суждения;

  • планировать собственную деятельность.



При этом педагогу необходимо соблюдать несколько правил:

  • принимайте любые ответы детей (даже если они вам не нравятся)

  • принимайте новости детей как факт;

  • после вопроса дайте подумать (так как дети не могут сразу дать ответ);

  • комментируйте слова детей (это не возбраняется, а даже полезно);

  • время от времени подводите итог того, что было сказано;

  • заранее нужно продумывать вопросы, которые зададите детям, но никогда не продумывать ответы детей;

  • показывайте детям, что все их идеи, гипотезы и все их мысли очень интересны.




















Вечерний круг способствует:

• сплочению детского коллектива;

• формированию умения слушать и понимать друг друга;

• формированию общей позиции относительно различных аспектов жизни в группе;

• обсуждению планов на день, неделю, месяц;

• развитию умения выражать свои чувства и переживания публично.


Утренний и вечерний круг — это не занятие.

А отличие их в следующем:

  • Это позиция педагога: воспитатель не учитель, а член сообщества, равный со всеми детьми. Так же, как у каждого ребенка у него есть своя точка зрения.

  • У круга нет четкого плана, так как мы не можем предположить все детские ответы и куда пойдет обсуждение. Круг – это живое общение и педагогу нужно очень гибко реагировать.

  • Когда педагог в позиции учителя – он обладает знаниями, и он передает эти знания детям. Когда мы проводим круг – у каждого из детей есть свои знания, есть свои мысли и свое отношение.

  • Воспитатель не должен быть инструктором. Он должен оставлять детям инициативу. Дети должны решать, что делать и как делать.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!