СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с дошкольниками с ОВЗ

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье описаны основные здоровьесберегающие технологии, используемые в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с дошкольниками с ОВЗ»

Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с дошкольниками с ОВЗ


Е.Ю.Мелехина,

Учитель-логопед


Поддержание и укрепление психического и физического здоровья детей дошкольного возраста – одна из важнейших задач педагогов и родителей. Но, к сожалению, в последние годы количество детей с проблемами здоровья значительно увеличилось. Это вызвано рядом факторов:

- ухудшение экологической обстановки;

- некачественная вода, химические добавки в продуктах;

-. хронический психогенный стресс у родителей;

- значительные ограничения двигательной активности (длительное сидение перед телевизором, компьютерные игры);

- высокий процент курящего населения;

- анамнестические факторы;

- неблагоприятные социальные факторы.

Среди детей, поступающих в детские сады, всё больше детей с ограниченными возможностями здоровья: ЗПР, ТНР, аутизмом, а так же дети с нарушением слуха и зрения. Такие дети отличаются нервной истощаемостью, повышенной утомляемостью, замкнутостью, вспыльчивостью, гиперактивностью. Такие особенности приводят к трудностям в общении и обучении детей.

Поэтому актуальность внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОО обусловлена необходимостью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ. Внедрение данных технологий способствует не только сохранению и укреплению здоровья детей с проблемами в развитии, но и улучшению активных и компенсаторных возможностей детского организма.

Задачи:

*повышение умственной и физической работоспособности;

*охрана нервной системы, снятие психического и нервного напряжения;

*стимулирование речевых зон коры головного мозга;

*совершенствование общей и мелкой моторики;

*повышение резервов дыхательной системы;

*создание благоприятного эмоционального фона.

Основные принципы использования здоровьесберегающих технологий:

- доступность;

- систематичность;

- последовательность (постепенное усложнение);

- комплексное воздействие на все анализаторы;

- совместное педагогическое воздействие (учителя-логопеда, родителей, воспитателя).

Организация коррекционно-развивающей работы с использованием здоровьесберегающих технологий включает в себя:

- ознакомление педагогов ДОО и родителей с комплексом оздоровительных мероприятий;

- накопление практического материала;

- составление годового планирования работы;

- организация непосредственной образовательной деятельности с детьми с использованием здоровьесберегающих технологий;

- работа с родителями (консультации, беседы, практикумы);

- внесение изменений в предметно-развивающую пространственную среду ДОУ;

- выступление с анализом проделанной работы на итоговом педсовете ДОУ;

- Выступление с анализом достижений детей на ПМПк ДОУ.

В коррекционно-логопедической работе с детьми с ОВЗ мною используются следующие здоровьесберегающие технологии:

Биоэнергопластика – синхронные ритмичные движения артикуляционного аппарата и руки. Совместные движения руки и языка, губ помогают активизировать распределение биоэнергии в организме. Это оказывает благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей (Лазаренко О.И., Ястребова А.В.). Отмечаются положительные изменения в виде улучшения работоспособности, внимания, памяти, мышления, речи.

Дыхательная гимнастика – комплекс упражнений, направленный на развитие физиологического и речевого дыхания, которое способствует насыщению кислородом коры головного мозга и улучшению работы всех центров, а также профилактике и лечению заболеваний дыхательной системы.

Гимнастика для глаз – комплекс упражнений, направленный на тренировку глазных мышц и сохранение зрения детей. Включение таких упражнений в логопедические занятия способствует снятию зрительного напряжения и профилактике нарушений зрения у детей.

Игры на координацию речи с движением – игровая деятельность, направленная на развитие общей моторики детей. Двигательная активность улучшает работоспособность, эмоциональное состояние детей, активизирует внимание, память, мышление. Движения способствуют развитию физиологических систем растущего организма.

Сопряжённая гимнастика – комплекс упражнений, сочетающий пальчиковую и артикуляционную гимнастику (театр пальчиков и языка). Динамичное выполнение упражнений для рук, ног, пальцев, языка, губ способствует синхронной работе полушарий головного мозга.

Пескотерапия – работа детей с песком, стабилизирующая эмоциональное состояние детей. Этот вид терапии развивает тонкую моторику рук, стимулирует тактильные ощущения, нормализует мышечный тонус. Вместо песка можно использовать крупы, фасоль, семена арбуза, макаронные изделия.

Самомассаж кистей и пальцев рук – активное механическое воздействие на нервные окончания с помощью различных предметов: колючих шариков Су-Джок, шишек, массажных колечек, прищепок, щёток. Кинестетические импульсы, идущие от пальцев рук, изменяют функциональное состояние коры головного мозга, усиливают её регулирующую и координирующую функции.

Расслабляющие упражнения (релаксация) – коррекционный приём, направленный на снятие мышечного и эмоционального напряжения у детей. Умение расслабляться и регулировать мышечный тонус помогает детям с заиканием, неврозами, высокой тревожностью.


Перечисленные выше здоровьесберегающие технологии способствуют не только сохранению и укреплению здоровья детей с проблемами в развитии, но и улучшению адаптивных и компенсаторных возможностей детского организма.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!