Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с дошкольниками с ОВЗ
Е.Ю.Мелехина,
Учитель-логопед
Поддержание и укрепление психического и физического здоровья детей дошкольного возраста – одна из важнейших задач педагогов и родителей. Но, к сожалению, в последние годы количество детей с проблемами здоровья значительно увеличилось. Это вызвано рядом факторов:
- ухудшение экологической обстановки;
- некачественная вода, химические добавки в продуктах;
-. хронический психогенный стресс у родителей;
- значительные ограничения двигательной активности (длительное сидение перед телевизором, компьютерные игры);
- высокий процент курящего населения;
- анамнестические факторы;
- неблагоприятные социальные факторы.
Среди детей, поступающих в детские сады, всё больше детей с ограниченными возможностями здоровья: ЗПР, ТНР, аутизмом, а так же дети с нарушением слуха и зрения. Такие дети отличаются нервной истощаемостью, повышенной утомляемостью, замкнутостью, вспыльчивостью, гиперактивностью. Такие особенности приводят к трудностям в общении и обучении детей.
Поэтому актуальность внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОО обусловлена необходимостью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ. Внедрение данных технологий способствует не только сохранению и укреплению здоровья детей с проблемами в развитии, но и улучшению активных и компенсаторных возможностей детского организма.
Задачи:
*повышение умственной и физической работоспособности;
*охрана нервной системы, снятие психического и нервного напряжения;
*стимулирование речевых зон коры головного мозга;
*совершенствование общей и мелкой моторики;
*повышение резервов дыхательной системы;
*создание благоприятного эмоционального фона.
Основные принципы использования здоровьесберегающих технологий:
- доступность;
- систематичность;
- последовательность (постепенное усложнение);
- комплексное воздействие на все анализаторы;
- совместное педагогическое воздействие (учителя-логопеда, родителей, воспитателя).
Организация коррекционно-развивающей работы с использованием здоровьесберегающих технологий включает в себя:
- ознакомление педагогов ДОО и родителей с комплексом оздоровительных мероприятий;
- накопление практического материала;
- составление годового планирования работы;
- организация непосредственной образовательной деятельности с детьми с использованием здоровьесберегающих технологий;
- работа с родителями (консультации, беседы, практикумы);
- внесение изменений в предметно-развивающую пространственную среду ДОУ;
- выступление с анализом проделанной работы на итоговом педсовете ДОУ;
- Выступление с анализом достижений детей на ПМПк ДОУ.
В коррекционно-логопедической работе с детьми с ОВЗ мною используются следующие здоровьесберегающие технологии:
Биоэнергопластика – синхронные ритмичные движения артикуляционного аппарата и руки. Совместные движения руки и языка, губ помогают активизировать распределение биоэнергии в организме. Это оказывает благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей (Лазаренко О.И., Ястребова А.В.). Отмечаются положительные изменения в виде улучшения работоспособности, внимания, памяти, мышления, речи.
Дыхательная гимнастика – комплекс упражнений, направленный на развитие физиологического и речевого дыхания, которое способствует насыщению кислородом коры головного мозга и улучшению работы всех центров, а также профилактике и лечению заболеваний дыхательной системы.
Гимнастика для глаз – комплекс упражнений, направленный на тренировку глазных мышц и сохранение зрения детей. Включение таких упражнений в логопедические занятия способствует снятию зрительного напряжения и профилактике нарушений зрения у детей.
Игры на координацию речи с движением – игровая деятельность, направленная на развитие общей моторики детей. Двигательная активность улучшает работоспособность, эмоциональное состояние детей, активизирует внимание, память, мышление. Движения способствуют развитию физиологических систем растущего организма.
Сопряжённая гимнастика – комплекс упражнений, сочетающий пальчиковую и артикуляционную гимнастику (театр пальчиков и языка). Динамичное выполнение упражнений для рук, ног, пальцев, языка, губ способствует синхронной работе полушарий головного мозга.
Пескотерапия – работа детей с песком, стабилизирующая эмоциональное состояние детей. Этот вид терапии развивает тонкую моторику рук, стимулирует тактильные ощущения, нормализует мышечный тонус. Вместо песка можно использовать крупы, фасоль, семена арбуза, макаронные изделия.
Самомассаж кистей и пальцев рук – активное механическое воздействие на нервные окончания с помощью различных предметов: колючих шариков Су-Джок, шишек, массажных колечек, прищепок, щёток. Кинестетические импульсы, идущие от пальцев рук, изменяют функциональное состояние коры головного мозга, усиливают её регулирующую и координирующую функции.
Расслабляющие упражнения (релаксация) – коррекционный приём, направленный на снятие мышечного и эмоционального напряжения у детей. Умение расслабляться и регулировать мышечный тонус помогает детям с заиканием, неврозами, высокой тревожностью.
Перечисленные выше здоровьесберегающие технологии способствуют не только сохранению и укреплению здоровья детей с проблемами в развитии, но и улучшению адаптивных и компенсаторных возможностей детского организма.