СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по исследовательской деятельности обучающихся.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Даны рекомендации по исследовательской деятельности в секциях естественнонаучного цикла.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по исследовательской деятельности обучающихся.»

ПАМЯТКА

Как готовиться школьникам к выступлению на конференции

в секциях по предметам естественнонаучного цикла”.


Подготовка к выступлению

Прежде всего, необходимо сформировать команду из нескольких человек, один или два их которых будут представлять доклад на конференции.

Выступление

1. Время доклада ограничено - до 10 минут. За это время требуется наглядно и доступно изложить полученные результаты.

2. Следует приготовить наглядные материалы: презентации, слайды, видеозаписи, демонстрационные эксперименты. Однако во время выступления следует демонстрировать лишь то, что оригинально, необычно, красиво.

3. В презентации (на пленках) может быть представлена следующая информация:

- название доклада, фамилия и имя докладчика, краткая формулировка задания;

- список основной использованной литературы;

- основные уравнения, чертежи и т.п., если они необходимы;

- схема экспериментальной установки;

- экспериментальные результаты, их сравнение с теоретическими.

4. Может быть приготовлен некий раздаточный материал для жюри (буклеты)

(во время выступления нет необходимости в ссылках на эти материалы).

Один из возможных вариантов плана доклада:

  1. Постановка задачи.

  2. Обзор литературных данных.

  3. Анализ следствий, допускающих проверку.

  4. Выбор критерия правильности гипотез.

  5. Анализ гипотез, теоретические оценки, перспективы дальнейших исследований.

  6. Выводы.

Очень важно умение найти и осуществить пусть маленькое, может быть по частному вопросу, но собственное оригинальное исследование или суждение по заданной теме. В докладе этот факт следует обязательно выделить и неоднократно подчеркнуть.

5. После завершения доклада выступающему задают вопросы по теме доклада, ряд из которых возможно предусмотреть во время тренировочных выступлений.

ПАМЯТКА

Как красиво задать вопрос?

Задавая вопрос человеку, главное – не поставить его в «тупик». Ведь в такой ситуации человек себя чувствует очень неловко и у него отпадает охота общаться. По этой причине вопрос должен состоять из двух частей. Первая часть вопроса, направлена на то, чтобы отвечающий смог сориентироваться, в какой отрасли знаний предстоит найти ответ или о какой из ранее описанных проблем идет речь. Вторая часть – это и есть тот вопрос, ответ на который хотели бы получить.

Например, вопросы можно построить по следующим схемам:

  • В вашем выступлении прозвучало «…», правильно ли я вас понял…?

  • В средствах массовой информации много говорится о …, означает ли это, что… ?

  • Всем известно, что …, а может ли быть …?

  • Прежде чем перейти к контраргументам, необходимо внимательно выслушать докладчика до конца.

Как грамотно ответить на вопрос

Умение красиво отвечать на вопросы, так же как и умение от них красиво уходить - характеризует умного, эрудированного, грамотного и тактичного человека.

Очень важно, в первую очередь, поблагодарить человека за интересный, заданный им вопрос. Если вопрос, на ваш взгляд, не является таковым, то можно подчеркнуть положительную черту собеседника, характеризующую его начитанность, осведомленность, компетентность... Например: «как красиво был задан вопрос…», «автор такого вопроса, на самом деле, специалист в этой отрасли…» или даже «не ожидал услышать такой серьезный вопрос от такой симпатичной дамы…». Хорошо, если в «багаже» окажется пару нестандартных фраз-благодарностей. Именно такое начало диалога вызовет у оппонента приятные ощущения, что положительно скажется на отношении к докладчику. И, возможно, если он не до конца будет удовлетворен ответом, не станет «заваливать» дополнительными вопросами.

Если непонятна суть вопроса, общепринято задавать уточняющие вопросы. Никто не требует мгновенного ответа, можно подумать, посоветоваться с членами команды, не забывая, что приемлемая верхняя граница рассуждений – 30 секунд. Отвечать кратко и на поставленный вопрос. Использовать свои дополнительные материалы, опираться на наглядность. Ответив на поставленный вопрос, можно поинтересоваться, насколько человек, его задававший, удовлетворен ответом – это может стать зарождением интересной дискуссии. И, наоборот, если нет уверенности в своей правоте, не давать повода для дальнейших бесед.

Конечно же, самая сложная ситуация, когда выступающий не знает точного ответа на поставленный вопрос. В этом случае можно:

  • высказать пускай и ошибочную, но свою точку зрения, сказав что-нибудь вроде: «Я точно не знаю, но думаю, что…»;

  • не бояться отвечать: « Это мы не оценивали, но можно попробовать предположить…»;

  • попросить разрешения посовещаться с членами команды, вместе с которыми делали работу;

  • пролонгировать свой ответ (от англ. long – длинный), т.е. дать возможность себе ответить на него позже, с указанием точной даты и формы ответа: «На данный момент я не могу точно ответить, но я посмотрю документацию и через неделю изложу свою точку зрения на школьном сайте».


Методические рекомендации по организации исследовательской работы

Что означает слово "исследование"? Этимология слова "исследование" - обозначает извлечь нечто из "следа", т.е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, случайным предметам. Здесь заложено понятие о способности личности сопоставлять, анализировать факты и прогнозировать ситуацию, т.е. понятие об основных навыках, требуемых от исследователя. Вместе с этим этимология слова "реферат", напротив связана с понятием "референция" т.е. интерпретация реально существующих, уже готовых для деятельности объектов. Суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и производимых на его основании новых выводов.
Как готовиться к проведению исследования? Последовательность действий такова:
1.Определение объектной области, объекта и предмета исследования;
2.Выбор и формулировка темы, проблемы и обоснование их актуальности;
3.Изучение научной литературы и уточнение понятий;
4.Формулирование гипотезы;

5.Формулирование цели и задач исследования.

Что такое "объектная область"?

Объектная область - это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования.
Что такое "объект исследования" "предмет исследования"?
Объект исследования - это носитель проблемы, на который направлена исследовательская деятельность. Предмет исследования - это конкретная часть объекта, внутри которой ведётся поиск (явления, отдельные их стороны, некоторые аспекты и т.д.).

Тема, проблема и актуальность исследования.
Тема - это сфера производимой исследовательской деятельности. Она представляет объект изучения в определённом аспекте, характерном для данной работы. Проблема - это некая противоречивая ситуация, возникшая в результате работы, определившая тему исследования и требующая своего разрешения в итоге исследовательской работы. Проблема определяет тактику и стратегию исследования.

Цель и задачи исследования.

Цель - это конечный результат, который бы хотелось достичь исследователю. Чаще всего она формулируется со словами: выявить, установить, обосновать, уточнить, разработать. Цель - это идеальное видение результата. Задачи исследования - выбор путей и средств, для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Гипотеза - "основание, предположение" - научное обоснование предположения о явлении, процессе, деятельности. Для гипотезы типичны конструкции: "если…, то…"; "при условии, что…"; "так…, как…". После формулирования гипотезы окончательно определяются цели и задачи, сформированные в начале деятельности.

Ход и порядок исследования.

Определяется с научным руководителем исходя из темы работы.

Программа исследования.

Определяется с научным руководителем исходя из темы работы.
Как проводить и оформлять исследование?

Оформлять в формате Word 6.0 - 11.0; шрифт 14-й; Times New Roman; 28-30 строк по 60 знаков; 1800 знаков на странице; поля справа 2,5 см; скреплена или прошита вместе с приложениями. Титульный лист - первая страница. Сверху указывается полное название образовательного учреждения; посредине - название работы, затем фамилия ,имя автора, класс; фамилия, имя, отчество, должность научного руководителя; внизу - дата, город, область (полный адрес, телефоны для связи). Оглавление следует за титульным листом по схеме: введение, главы, параграфы, заключение (выводы), список литературы, приложения. Страницы номеруются в правом нижнем углу, начиная с титульного листа и заканчивая приложениями. Введение - 2-3 страницы. Основная часть - 2-3 главы (анализ литературы, обоснование исследования, описание практической работы с выводами по каждой главе). Заключение (1-3) страницы не должно дословно повторять выводы по главам, а формулирует выводы по результатам исследования и степень достижения цели работы, обозначает перспективы. Иллюстрации размещаются для придания ясности и конкретности материалу и нумеруются в пределах главы. Таблицы размещаются с заголовками после первого упоминания о них. Цитаты заключаются в кавычки с указанием источника.

Памятка для докладчиков математических проектов.

Хорошо изложить свою работу – это отдельная большая задача. Мы собрали несколько советов о том, как избежать типичных ошибок. Как готовить доклад :

1. Старайтесь донести до слушателей идеи, а не подробности доказательств. Подробности обычно интересны и доступны лишь специалистам. Не пожалейте 3-5 минут на подробное изложение простого примера, а затем кратко скажите, как его удалось обобщить («я доказал, что то же будет и для всех простых n»).

2. Компьютер позволяет легко вывести на экран таблицу с экспериментальными данными в Excel, чертёж в Живой геометрии и т.д., которые сделают ваш пример наглядным. Но часто хватит и доски! Уберите из примера всё лишнее и случайное, сосредоточьтесь на главном. Чертежи делайте с минимумом отвлекающих деталей, таблицу – только с необходимыми данными.

3. Собравшись доказать какое-то идейное утверждение, потрудитесь сначала ясно и корректно его сформулировать («Если 1) можно построить правильный n-угольник и правильный k-угольник, 2) n и k взаимно просты, то можно построить и правильный nk-угольник»). Следите за обозначениями! Если n у вас вначале обозначало число сторон, то к концу оно не должно превратиться в длину отрезка!

4. Программой Power Point надо пользоваться очень осторожно. Она позволяет напихать в доклад много текста и картинок, которые не нужны. Она перелистывает слайд за слайдом, не оставляя ничего перед глазами у зрителей (в отличие от доски). Подбирайте читаемую комбинацию цветов. Из мелочей: не делайте фон совершенно белым и не пишите в конце «Спасибо» оранжевыми буквами поперёк экрана!

Как делать доклад:

  1. Вы рассказываете свою работу людям, поэтому обращаться надо к ним, а не к стене или экрану. Желательно следить за их реакцией, и в случае непонимания остановиться и повторить подробнее. Стоять надо так, чтобы не загораживать от слушателей доску и экран. Помните, что кроме голоса, у вас есть ещё много средств общения с аудиторией. Например, стоит показывать указкой на ту формулу, деталь чертежа или строчку таблицы, о которой вы сейчас говорите.

  2. В начале доклада надо написать на доске свою фамилию, имя и тему доклада. Затем по ходу выступления там же должны появляться основные утверждения и результаты. (Выделите для этих целей часть доски, скажем, правую, с которой не будете ничего стирать.) Таким образом, к концу доклада вся его структура будет перед глазами слушателей, и они смогут задать вам компетентные вопросы.

  3. Не читайте вслух формулы – пишите их! Не пишите длинные фразы – произносите их!

  4. Слушателям будет интересно, если интересно рассказывает докладчик .



ПАМЯТКА

участнику конкурса (конференции), выступающему с докладом и презентацией об исследовательской работе

Чтобы ваше выступление было интересным, доходчивым и представляло выполненную вами работу наилучшим образом, рекомендуется воспользоваться советами, изложенными ниже.

1. При подготовке к защите работы помните, что ваш доклад должен отвечать на следующие вопросы:

Цель и задачи исследования. Гипотеза. Объект и предмет исследования.

Степень разработки данной проблемы по литературным данным.

Где и когда проводились исследования?

Какие методы использовались и почему?

В каких условиях проводилась работа?

Параметры, используемые при исследовании.

Какие результаты получены?

Каким образом вы объясните полученные вами результаты?

Какие выводы сделаны? Подтверждена ли гипотеза?

Ответить на данные вопросы (в указанной последовательности) необходимо при защите любого исследовательского проекта.

2. При подготовке выступления следует учесть, что доклады не читают по тексту, а рассказывают. Поэтому необходимо подготовить конспект (план) выступления. В качестве такового можно использовать тезисы вашей работы с подчёркнутыми в них основными мыслями.

3. Чтобы говорить без «бумажки», не стоит заучивать текст выступления наизусть. Гораздо полезнее понять, что именно требуется рассказать (см. п.1) и выбрать из отчёта основные цифры, факты и утверждения, раскрывающие суть выполненной работы.

4. Презентация (диаграммы, графики, схемы, таблицы и т.п.), используемая вами при выступлении, должна быть легко читаема и чётко видна сидящим в зале и понятна. без дополнительных объяснений. Поэтому они должны быть подписаны и иметь расшифровку условных обозначений.

5. Презентация это опорный конспект. Не пытайтесь туда включить всю работу.

6. При демонстрации презентации следует использовать лазерную указку, авторучку, карандаш. При этом нужно повернуться к слушателям лицом. Для переключения слайдов использовать презентёр...

7. Во время выступления смотрите на своих слушателей, лишь по необходимости заглядывая в конспект (план) выступления.

8. Чтобы преодолеть неуверенность, полезно найти (глазами) в зале внимательно слушающего и доброжелательно смотрящего на вас (таковым может быть ваш друг). Чаще смотрите на него (или на неё) во время выступления.

9. Старайтесь уложиться в регламент (10 минут на защиту работы). Для этого полезно потренироваться заранее, засекая время. Сокращать доклад можно, убирая из него все то, что не соответствует плану, предложенному в пункте 1.

10. Не бойтесь вопросов, так как они обычно (как из зала, так и от жюри) задаются не для того, чтобы уличить вас в незнании, а для того, чтобы лучше понять суть вашей работы. Кроме того, наличие вопросов свидетельствует о том, что сказанное вами заинтересовало слушателей и жюри. Отвечая на вопросы, вы можете показать свой уровень владения материалом. Не упускайте такую возможность!

11. Выступая, помните, что вы имеете, по крайней мере, два преимущества. Во-первых, вы рассказываете об интересующих вас исследованиях или опытах тем, кому это также весьма интересно, а во-вторых, вы лучше всех владеете данным материалом, так как никто, кроме вас (не считая соавторов и руководителя), эту работу не выполнял.

12. Свое выступление необходимо рассматривать как обмен опытом работы с коллегами по интересующей вас тематике. Не надо волноваться, вы обязательно успешно защитите свою работу.

Критерии оценки конкурсных исследовательских работ в баллах:


1. Конкретность формулировки темы, четкость в постановке целей и задач исследования, определенность ожидаемых результатов, грамотное планирование этапов и программы исследования. (0-10 баллов).

2. Логичность составления плана исследования и полнота раскрытия темы. (0-10 баллов) .

3. Творчество и наличие аргументированной точки зрения автора. (0-10 баллов) .
4. Актуальность исследования. Определение объектной области, объекта и предмета исследования. (0-10 баллов).

5.Отражение в работе историографии рассматриваемого вопроса, отечественного и зарубежного опыта по рассматриваемой проблеме. (0-10 баллов).
6. Научный аппарат исследования, наличие гипотезы и её представление, отражение в выводах работы. Соответствие целей и задач исследования полученным результатам (0-10 баллов).
7. Способность к ведению дискуссии по вопросам, затронутым в исследовании, и наличие глубоких, обоснованных выводов в работе. (0-10 баллов).
8. Культура речи и ответы на вопросы. Научный стиль изложения, литературный язык работы. (0-10 баллов).
9. Качество электронной версии и презентации. (0-10 баллов).
10. Соответствие оформления работы ГОСТу: объем, размещение текста на странице, правильность оформления библиографического аппарата (цитаты, ссылки, сноски), правильность оформления списка литературы, правильность оформления таблиц, диаграмм, приложений. (0-10 баллов).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!