СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по изучению лирики И.А. Бунина в 11 классе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по лирике Бунина содержат аспектный подход к изучаемой лирике в 11 классе, также включают 1 аспектный анализ стихотворения Бунина "Ночь".

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по изучению лирики И.А. Бунина в 11 классе»

Методические рекомендации

по анализу поэтических текстов

на уроках литературы в старших классах

(на примере анализа стихотворения

И.А. Бунина «Ночь» в 11 классе по общеобразовательной программе под редакцией В.Я. Коровиной).








При всём обилии в литературоведении различных вариантов анализа стихотворений всё же нет чётких его канонов. Цель анализа поэтического текста заключается в понимании замысла, идеи автора, прийти к ней через осознание необходимости применения автором тех или иных художественных средств в конкретном стихотворении.

Утвердившийся в своё время традиционный подход к анализу поэтического текста требует от обучающихся умения в самом начале анализа называть тему стихотворения и его идею, основываясь на собственных читательских ощущениях. И, сформулировав идею и тему, старшеклассники начинают при помощи анализа художественных средств доказывать свою идею, возможно, и не совпадающую с идеей автора. Даже если и поможет им острое читательское чутьё абсолютно точно определить авторский замысел, то всё- таки - зачем тогда весь дальнейший анализ текста? Ради чего? Ведь вслед за автором они уже сказали главное, то, ради чего и само стихотворение, и художественные особенности!

Знаниевый подход к изучению литературы не даёт возможности обучающимся целостно воспринимать поэтический текст. Все составные части анализа стихотворения остаются для них скучными и зачастую непонятными тропами, фигурами, размерами… А главное - творческая деятельность здесь уже и не нужна, потому что нет места для интуиции, фантазии и вопроса: “Зачем автору понадобилось именно это средство, что он хотел этим сказать?”

Учебная работа с учениками по программе В.Я. Коровиной помогла ещё раз убедиться, что только деятельностный подход к изучению предмета может максимально развить у обучающихся необходимую компетентность. В рамках такого подхода выработался определённый алгоритм анализа стихотворения. Ученик, осваивающий такой алгоритм, начинает осознавать, что анализ поэтического текста - не цель, а увлекательный путь к постижению авторской истины. В индивидуальной и групповой деятельности открываются для него новые уровни авторского замысла, новые грани поэтического текста, богатые возможности художественных средств.

Самый главный вопрос, который ставлю перед учениками- ЗАЧЕМ? Зачем автору понадобились именно эти художественные средства, именно такая композиция и именно такая система стихосложения? Какой глубинный смысл таится за каждым элементом стиха? Какая самая главная авторская мысль постепенно открывается нашему пониманию?

Поиск ответов на эти вопросы сначала лучше делать коллективно, вместе с учителем, затем - в группах или индивидуально. Групповая работа позволяет обучающимся не только полно ответить на вопрос, но и научиться эффективно взаимодействовать в процессе общения. Группоцентрированный подход, используемый учителем, позволяет ученикам ощущать себя главными участниками учебного процесса, распределять деятельность и ответственность членов группы между собой, давая возможность всем в группе быть эффективными и успешными.

Каждая группа выполняет определённый объём задания, касающийся части анализа текста. Постепенно на доске выстраивается общая таблица, которую заполняют группы по мере готовности у них материала, выписывая из него в эту таблицу краткую информацию. В левую колонку таблицы помещается собственно анализируемый текст, а в правую - всё то, что определяет истинный, глубинный смысл произведения; причём чем ближе ученик подходит к истинному замыслу поэта, тем чаще будут повторяться фразы и предложения в правой колонке, и ученику легче будет определить идею автора. Частично группа может подготовиться дома, если задание слишком объёмно и необходимо поработать с источниками. Конечно, и состав групп, и задания постоянно меняются.

Работа каждой группы оценивается обучающимися всех групп по критериям, определённым учителем и (или) учениками, критерии могут добавляться и усложняться по мере овладения учениками определёнными знаниями. Одним из важных критериев оценки выступления группы считаю критерий “единый текст”: приобретается навык соединения всей информации в логичный текст. А это одна из самых трудных задач в процессе работы над поэтическим текстом.

Приведу пример коллективной работы обучающихся 11 класса (в 2013 – 2014 учебном году) над анализом стихотворения И.А. Бунина «Ночь» (1901).

Задания группам.

1-я группа. Название стихотворения. Образ лирического героя.

2-я группа. Композиция стихотворения. Сюжет. Образная система.

3-я группа. Тропы и фигуры, используемые в тексте.

4-я группа. Историко-географический антураж. Ассоциации.

5-я группа. Метрика. Рифма.

6-я группа. Фоника. Интонация.

Литературное понятие и его роль в стихотворении.

I. Название стихотворения

Ночь - 1. Часть суток от вечера до утра (по толковому словарю).

2. Самая таинственная часть суток, время загадок, тайн и любви.

Зачем? Таинственность, неизвестность, угасание дня, время перед рождением нового.

II. Лирический герой ищет “сочетанья прекрасного и вечного”. Его глаза, как и “мирьяды глаз” других людей, следят за вечными звёздами. Вспоминает о ночи любви, “когда весь мир любил я для одной!”

Зачем? Человек, познающий любовь, понимает, что она - часть вселенской любви. Истинная Любовь - это прикосновение к вечности.

III. Композиция стихотворения.

Композиция стихотворения кольцевая; первая и последняя строфы обрамляют стихотворение. В кульминационной строфе (5-я: “Вот снова ночь…”) свет “столпом стеклянным” пронизывает вечность. Хронотоп стихотворения: от настоящего - к прошлому - и опять к настоящему; в центре прошлого - мгновение настоящего.

Зачем? В кольце вечности всё повторяется, всё выходит на круги своя. И что-то в виде “светлой полосы” пронизывает вечность, как луч света; тот стержень, на котором держится мир. Время не имеет чётких границ, оно переплетено: прошлое существует в нашей памяти в виде реальности. Но есть что-то, что всегда истинно, то есть настоящее.

IV. Сюжет.

Лирический сюжет стихотворения отражает поиски лирическим героем “прекрасного и вечного”. “Мирьяды глаз” смотрели на царственные звёзды, пытаясь познать мир. Во все века, влюблённые обращали свой взор к вечным звёздам. И всё то, что было когда-то центром цивилизации, исчезает, превращаясь в “пески среди молчанья”. Лирический герой, рассуждая о бренности земного мира, понимает, что только любовь “связует нас с отжившими”, только она вечна и всегда жива.

Зачем? Всё на земле преходяще, всё умирает, рождая новое. И только одно - любовь - живёт вечно, на ней держится Вселенная.

V. Образная система

Образ лирического героя гармонично сочетается с элементами образной системы стихотворения:

  • тихой, тайной ночью;

  • царственными звёздами, несущими тайную информацию;

  • зеркалом воды;

  • влюблёнными, наблюдающими за вечными звёздами.

Зачем? Во все времена человек пытался понять смысл вселенской жизни, свою причастность к истине. Человек - это часть мироздания, но он одинок в своём познании любви.

VI. Тропы

Сравнения:

  • “Столпом стеклянным светит полоса”

  • “Как письмена, мерцают в тверди синей Плеяды, Вега, Марс и Орион”

  • “Как ныне я, мирьяды глаз следили их древний путь”

  • “Все… исчезли в ней, как след среди песков”

Зачем? Звёзды - носители манящих тайн вечности. Человек, чувствуя свою причастность к вечному, пытается разгадать его сущность

Метафора: “в зеркале воды”

Зачем? Символ вечности; мироздание, глядящее в себя.

  • “их теченье над пустыней”

  • “море… сыплет… пыль”

Зачем? Звёздные реки как реки жизни. Всё в мире исчезает, превращаясь в пыль и песчинки, маленькие частички общего.

Метонимия: “мирьяды глаз следили”

Зачем? Во все века заворожённые взгляды людей следили за звёздами.

Эпитеты:

  • “царственных имён”

  • “…нежных и любивших, и девушек, и юношей, и жён”

  • “над бледной сталью”

  • “ночи звёздной”

  • “туманной и обманчивой мечтой”

Эпитетов в тексте немного, но все они точные, чёткие, звучные, подчёркивающие основные признаки сущего.

Зачем? Это мечта о любви.

VII. Фигуры

Синтаксический параллелизм:

  • “Пусть я живу мечтою бесполезной, туманной и обманчивой мечтой…”

  • “Ищу я в этом мире сочетанья прекрасного и тайного, как сон…”

  • “Люблю её за счастие слияния в одной любви с любовью всех времён!”

Зачем? Смысл жизни для лирического героя - поиск “прекрасного и вечного” - любви.

Повторение:

  • “Ищу я в этом мире сочетанья прекрасного и вечного”.

  • “Ищу я в этом мире сочетанья прекрасного и тайного, как сон”.

Зачем? Человек всегда находится в поиске того “прекрасного и вечного”, без чего жизнь не имеет смысла. Но даже познанная любовь остаётся для него тайной. Начало и завершение жизни - в познании любви.

VIII. Историко-географический антураж

  • “Их было много… Ночей и звёзд, прозрачно-серебривших Евфрат и Нил, Мемфис и Вавилон!”

  • “Над бледной сталью Понта Юпитер озаряет небеса…”

Евфрат и Нил - реки жизни. Мемфис и Вавилон - древние столицы великих государств. Зачем? Звёзды всегда освещали великие земные дела. Творение рук человека - не вечно, вечно лишь то, что принадлежит вечности.

IX. Ассоциации - тот приём в данном стихотворении, на котором построен весь текст.

Ассоциативные ряды: поиски прекрасного и вечного - вижу ночь: пески и звёзды – глаза влюблённых всегда следили за звёздами в ночи - и снова ночь - была такая же ночь, ночь любви-вечная мечта о любви.

Зачем? Смысл жизни - в любви, в счастье “слиянья // В одной любви с любовью всех времён!” “Прекрасное и вечное” - это любовь.

X. Метрика

Стихотворение написано чётким, торжественным пятистопным ямбом с пиррихием:

Ищу я в этом мире сочетанья
Прекрасного и вечного. Вдали
Я вижу ночь: пески среди молчанья
И звёздный свет над сумраком земли.

Пятистопный ямб - пульс стихотворения; пиррихий выделяет важные в смысловом отношении слова: “сочетанья” - “прекрасного и вечного” - “над сумраком земли”.

Зачем? Ритм звёздной вечности.

Пульс жизни: всплески любви и пропадающие и неясно выраженные черты бесконечности.

XI. Рифма

  • Все рифмы в тексте точные, усиливающиеся опорными согласными: Понта - горизонта; небеса - полоса.

Зачем? Чёткий, равномерный ритм жизни.

  • В каждом стихе - сочетание женской и мужской рифм, как переплетение женского и мужского начал: … следили … веков …светили …песков

Зачем? Постоянные и мгновенные моменты жизни. Пульсация жизни - в чередовании мгновений на фоне таинственной Вечности.

  • Из 36 строк стихотворения только 12 закрытых рифм, остальные открытые.

Рифма перекрёстная: a b a b

XII. Фоника

Аллитерация: ш, ч, щ (ночь, молчанье, нежных и любивших, прозрачно-серебривших).

Зачем? Загадочность, таинственность, “шелест” Бытия.

Ассонанс: преобладание звуков

  • [а] (“а способствовать может к изображению великолепия, великого пространства, глубины и вышины…” - М. Ломоносов).

Зачем? Бесконечность, открытость мироздания.

  • [и] (звук сквозной, пронизывающий и пронзительный)

Зачем? Искрящиеся мгновения жизни.

  • [о] (утверждающий, сильный) преобладает только в трёх строках:

Зачем? Только любовь, властительница ночи, вечная и прекрасная, способна соединить мгновения жизни в вечность.

XIII. Интонация.

Интонация стихотворения лирическая, с повышением голоса во 2-й, 4-й, 8-й, 9-й строфах. Интонационный всплеск достигает максимальной высоты в последней строфе стихотворения. Восклицательные предложения в этих строфах имеют важный философский смысл, каждое из этих предложений содержит слово “любовь” в различных его формах (“люблю”, “любивших”, “любил”), а в последнем - трижды повторенное - утверждение: “люблю”, “любви”, “с любовью”.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!