СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по написанию социального проекта "Правовое просвещение в школе"

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема правового просвещения в школе напрямую связана с соблюдением прав человека и прав ребёнка. Повышая правовую грамотность школьников, мы создаём условия, при которых ученики сами становятся активными защитниками своих прав и прав других участников образовательного процесса.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по написанию социального проекта "Правовое просвещение в школе"»

Проблема правового просвещения в школе напрямую связана с соблюдением прав человека и прав ребёнка. Ведь повышая правовую грамотность подрастающего поколения, мы создаём условия, при которых учащиеся сами становятся активными защитниками своих прав и прав других участников образовательного процесса. При этом они осознают, что соблюдение таких личных прав сопряжено с уважением прав других людей. Таким образом, исчезает возникающий в некоторых ситуациях перекос, который можно было бы образно охарактеризовать, как «игра в одни ворота». Поэтому данное направление представляется очень важным в современной школе. Однако недостаточно просто рассуждать о правовой культуре. Удачной формой работы может стать разработка и реализация социального проекта.

Перед началом работы мы актуализируем эту проблему. С этой целью предлагаем учащимся ознакомиться с документами и ответить на вопросы к ним, чтобы затем выйти на обсуждение уровня правовой культуры и грамотности в своём образовательном учреждении.

В качестве примера можно привести работу с текстом Арона Раймона «Демократия и тоталитаризм»:

Личности в любом сообществе должны хотя бы примерно представлять, кто отдаёт приказы, как эти деятели выбирались, как осуществляется власть. Предполагается, что индивиды, составляющие любой политический режим, знакомы с его механизмами. Мы не смогли бы жить в условиях той демократии, какая существует во Франции, если бы граждане не ведали о правилах, по которым этот режим действует. Вместе с тем любое познание политики может наталкиваться на противоречие между политической практикой существующего строя и других возможных режимов. Стоит лишь выйти за рамки защиты и прославления существующего строя, как надо отказаться от какой бы то ни было его качественной оценки (мы поступаем так, другие – иначе, и я воздерживаюсь от того, чтобы высказывать суждение об относительной ценности наших методов, равно как и тех, к которым прибегают другие) или же изыскивать критерии, по которым можно определить лучший режим.

Вопросы:

Почему гражданам нужны политические и правовые знания?

Какие противоречия может вызвать знание политических процессов? Почему? Как эти противоречия следует решать?

Согласны ли вы с позицией автора, что не следует давать качественной оценки существующего строя?

Существуют ли критерии, по которым можно определить лучший режим?

Что следует воспитывать в первую очередь – гордость за собственное государство или умение разбираться во всех политических режимах, находя сильные и слабые стороны каждого? Какова, на ваш взгляд, авторская позиция по этому вопросу? Совпадает ли она с вашим личным мнением?

Далее формируем цели и задачи проектов:

-Диагностика уровня правовой грамотности;

-Выявление отношения школьников к праву и правовой области жизни общества;

-Прогнозирование путей повышения правовой культуры молодёжи, определение ключевых трудностей в работе на данном направлении и основных проблем;

-Преодоление пренебрежительного отношения подростков к законам;

-Улучшение криминальной ситуации и правовой обстановке в школе;

Можно предложить следующие темы социальных проектов с учётом возрастного уровня и подготовленности учащихся:

  1. Право и интернет.

  2. Представления учащихся о праве.

  3. Профилактика конфликтных ситуаций.

  4. Повышение правовой культуры школьника.

  5. Эффективные модели правового просвещения.

  6. Пути преодоления правового нигилизма молодёжи.

  7. Социально-правовое освоение окружающего мира.

  8. Правовые ценности школьников в их практическом поведении.



Деятельность по проекту



1. Предварительный этап проекта.

Выборы темы проекта могут быть сделаны следующими способами: изучение знаний школьников о праве через различные формы социологического исследования – опросы, наблюдения, интервью и другие; изучение школьных средств массовой информации с целью определения правовой направленности материалов.

Примерные вопросы для социологических исследований:

  1. Зачем человеку нужны правовые знания?

  2. Где можно получить правовые знания и представления?

  3. Как школа может помочь правовому просвещению?

  4. Есть ли в вашей школе законы?

  5. Может ли школьник на практике применять свои правовые знания?

Приведем пример из школьной практики. В одном из проектов было разработано пять основных вопросов для проведения диагностики:

  1. Читали ли вы Устав школы ил выдержки из него?

  2. Знакомы ли вы с текстом Конституции РФ?

Данные вопросы включены в диагностику, так как принципы правовой культуры гражданина предусматривают знание действующего законодательства, Конституции, основных прав, свобод и обязанностей.

  1. Оцените по пятибалльной системе соблюдение ваших прав в школе.

Следует обратить внимание, что при использовании этого вопроса также важно узнать уровень знаний учащихся о своих правах.

  1. Оцените уровень выполнения вами своих обязанностей по пятибалльной шкале

Практика показала, что многие из этих вопросов непонятны учащимся начальных классов, поэтому при учёте мнения младших школьников вопросы необходимо скорректировать в сторону облегчения их формулировки для понимания.

5) Оцените по пятибалльной системе:

а) уровень демократии в школе;

б) уровень развития системы самоуправления в школе;

в) уровень справедливости;

г) уровень дисциплины.

Результаты диагностики лучше всего представить в виде таблицы, а по каждому вопросу могут быть сделаны отдельные графики для наглядности.

Проанализировав результаты ответов по каждому из вопросов, авторы одного из проектов сформулировали следующие общие выводы:

  1. Уровень правовой культуры школьников оставляет желать лучшего вследствие недостатка информированности, а также по причине нежелания многих школьников получать информацию по этико-правовым вопросам.

  2. Уровень правовой культуры постепенно возрастает у учащихся старших классов по мере изучения общественных дисциплин.

  3. Учащиеся и учителя в основной своей массе не умеют отстаивать и защищать свои права.

Затем формулируется идея проекта и его ожидаемые результаты. Например, может быть принято решение, что для повышения правовой культуры школьников необходимо провести ряд изменений в школьной жизни:

- ввести с более раннего возраста преподавание общественных дисциплин (с начальных классов), акцентировать внимание на их правовой направленности;

- на уроках знакомить учащихся не только с теоретическими положениями основ правовой культуры, но и давать практические навыки применения тех или иных законов;

- привлекать учащихся к конкретным исследованиям по проблемам правовой культуры школьников;

- продумать и использовать системы практических и самостоятельных работ учащихся в области применения и использования законодательства;

- организовать встречи учащихся с представителями милиции, прокураторы, судьями, профессиональными юристами;

- ввести кружки и факультативы, направленные на повышение правовой культуры;

- создать консультационный центр, цель которого – помогать школьникам в решении спорных правовых вопросов;

- работать с родителями (консультационный центр, родительские собрания);

- взрослым совместно с детьми создать законы, положения, регулирующие внутреннюю жизнь школы.

Формы реализации проекта могут быть самыми разнообразными:

- использование школьных средств массовой информации для распространения правовых знаний;

- подготовка и проведение конкурсов и Олимпиад в правовой области (разработка вопросов и заданий с их последующей экспертной оценкой);

- поощрение участия школьников в правовых проектах, разработка собственных сценариев мероприятий в этой области;

- проведение социологических опросов и оформление их результатов.

Очень важным этапом для проведения проект является разработка плана работы. Ниже будет продемонстрировано два разных варианта планирования шагов по проектам в области правового просвещения и повышения правовой культуры школьников.

Первый вариант

  1. Изучить литературу по проблеме правовой культуры.

  2. Составить вопросы для диагностики уровня правовой культуры школьников и учителей в школе.

  3. Провести диагностику.

  4. Обработать результаты и сформулировать выводы на основе анализа полученной информации.

  5. Продумать способы повышения правовой культуры школьников и учителей.

  6. Оформить и публично представить работу.



Второй вариант

  1. Провести анкетирование и тестирование с целью выяснения имеющихся знаний о правах человека, правах ребёнка и международном законодательстве по этим вопросам.

  2. Познакомиться с Конвенцией о правах ребёнка и законами РФ.

  3. Изучить и проанализировать школьные закончи и правила (в том числе с точки зрения соответствия международному и федеральному законодательству).

  4. Предложить свои поправки и дополнения в школьные законы, обратиться с предложениями в совет школы или администрацию.

  5. Проанализировать сложившуюся ситуацию по вопросам: выполняются ли на практике положения и требование школьных законов? Какие нормы чаще всего нарушаются? Почему происходят нарушения? Что могут сделать сами учащиеся, чтобы изменить ситуацию? Нужно ли изменять законы или лучше сконцентрировать внимание на воспитательной работе в школе?

  6. Наметить программу действий.

2. Основной этап проекта

Формы реализации проекта, которые можно избрать по заявленной теме, могут быть самыми разнообразными:

- проведение конкурса рисунков «Я и мое право», что позволит ярко заявить об отношении учащихся к работе в рамках проекта, увидеть уровень их творческой активности, выделить основные интересы и ключевые проблемы в области правовой грамотности;

- проведение конкурса сочинений – работа с акцентом на аналитические умения, высказывание и аргументирование собственного мнения, в отличии от рисунков сочинение переводят внимание от образного осмысления вопроса к его философской стороне;

- интервьюирование школьников, учителей, администрации и родителей по проблеме правовой грамотности и культуры позволит увидеть полный спектр мнений всех участников образовательного процесса, проанализировать общие позиции и выявить различия в понимании и подходах к проблеме;

- проведение бесед с учащимися младших классов о том, какие у детей в школе права и обязанности, где они записаны и для чего приняты.

В одном из проектов особое внимание обращалось на создание консультационного центра, работу которого предлагалось распределить по основным блокам деятельности:

  1. Работа с семьёй (подготовка и знакомство семьи с идеями и проектами центра, школы, оказание правовых услуг).

  2. Разработка программ (создание новых проектов, а также методики их проведения и внедрения в школьную жизнь).

  3. Управление (руководство и своевременный анализ существующего положения, прогнозирование будущей работы).

  4. Практическая деятельность (воплощение созданных проектов, помощь в решении конфликтных ситуаций и спорных вопросов).

  5. Консультации (элементарная правовая помощь школьникам, учителям, родителям).

Так как проблема повышения правовой грамотности даже на уровне одной школы является очень сложной и объемной, представляется рациональным распределить планируемые мероприятия по уровням в зависимости от степени охвата ими количества учащихся и места в общешкольной общественной жизни. Например, это могут быть:

мероприятия, проведенные на уровне школы:

- анкетирование (обязательно следует предположить количество участников, их возраст);

- проведение школьной конференции (подготовка такого мероприятия требует не только разработки содержания - вопросов для обсуждения, сценария проведения и т.п., но и организационных и административных мер, такая конференция должна быть согласована с администрацией школы, не пересекаться с запланированными ранее общешкольными мероприятиями);
- создание координационной группы (проект с широким спектром целей и задач не может быть проведен без формирования группы активистов и распределения ответственности и ролей всех участников проекта);

- родительские собрания (очень важным направлением работы является привлечение общественности, не следует забывать о том, что родители являются заинтересованными членами школьного сообщества и их участие будет важным и полезным).

мероприятия, проведенные на уровне класса:

- создание в классе правил против жестокого обращения (учащимся стоит объяснить, что прежде чем говорить о глобальных целях, надо попытаться хоть немного изменить отношения внутри классного коллектива, это позволит в дальнейшем показать реальную полезность задуманных вами мероприятий на общешкольном уровне);
- классные собрания (обсудите проблему правовой грамотности со своими одноклассниками, выясните их позицию в этом вопросе).

Индивидуальные мероприятия:

- беседы с участниками конфликта (мотивацией к разработке проекта повышения правовой культуры может стать разрешение конфликтов, которые возникают в школьной жизни);

- беседы с родителями и педагогами (трудно реализовать проект без помощи взрослых, некоторые из них могут стать экспертами или консультантами, поэтому следует обратить внимание на индивидуальные обращения к ним).

3. Заключительный этап. Подведение итогов проектной деятельности.

Завершение планируемых заранее мероприятий и подведение итогов не является самоцелью, но на этот этап важно обратить особое внимание, так как правовая культура не может быть сформирована после проведения одного или даже целой серии проектов. Поэтому заключительный этап проекта даёт представление о перспективах и направлениях дальнейшей работы.

Следует по школьному радио и через стенгазету объявить о результатах работы, назвать наиболее активных участников проекта. Общешкольная конференция также может быть посвящена подведению итогов работы. Но она не должна превращаться в очередную отчётную кампанию. В её рамках можно провести, например, общешкольную игру-викторину «Знаем ли мы школьные законы, свои права и обязанности?»

Все эти этапы работы необходимо освещать для школьной общественности: через школьный радиоузел или телевидение, выпуск газет о правах детей и о школьных законах.

Общие рекомендации по проведению проектов в области повышения правовой грамотности:

  1. Избегайте излишнего теоретизирования.

  2. Темы и вопросы не должны быть абстрактными для учащихся.

  3. Задачи проекта не следует выдвигать излишне широкими и глобальными.

  4. Повышение правовой культуры и грамотности является сложным и долгим процессом, поэтому необходимо тщательно продумать последовательность шагов по реализации проекта.

  5. Опора на школьные средства массовой информации является одним из обязательных условий успеха проекта по повышению правовой культуры.

Вопросы для итогового обсуждения по проекту:

- Какие мероприятия были проведены в ходе реализации проекта?

- Какие из них были наиболее эффективными?

- Что изменилось в уровне правовой грамотности в школе после проведения проекта?

- Может ли проект иметь ли дальнейшее продолжение? В каком направлении?

- Что не получилось при проведении проекта?

- Каковы основные результаты проекта? Как они соотносятся с выдвинутыми ранее целями и задачами, а так же ожидаемыми результатами?

- Насколько высоким было стремление учащихся повысить свою правовую грамотность?

- Изменилось ли отношение школьников, учителей, родителей к праву?

- Можно ли говорить о повышении правовой культуры подростков после завершения проекта?

- Существует ли статистика ситуации с правовыми нарушениями в школе до и после завершения проекта?

Место проектов данной темы в системе образования, их связь с учебными дисциплинами и внеклассной воспитательной работой

Вопросы правового просвещения наиболее тесным образом связаны с учебной деятельностью школьников. Практически все предметы обществоведческого цикла посвящены расширению правовых знаний и представлений. Особый акцент в этой теме проектирования может быть сделан быть сделан при изучении следующих вопросов: «Политика и общество. Политическая идеология. Политическое участие. Основные черты гражданского общества. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Источники права. Правовые акты. Правосознание. Правовая культура. Развитие права в современной России».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!