СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по обучению письменной речи леворуких детей младшего школьного возраста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по обучению письменной речи леворуких детей младшего школьного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по обучению письменной речи леворуких детей младшего школьного возраста.»


Методические рекомендации по обучению письменной речи леворуких детей младшего школьного возраста


Подготовку леворуких детей к обучению письму и коррекцию письма будем проводить в нескольких направлениях[3]:

- гимнастика пальцев и кистей рук (моторики);

- ориентировка на листе бумаги (зрительно-моторная координация и точность пространственного восприятия);

- формирование элементарных графических навыков.

Гимнастика пальцев и кистей рук - это игровые занимательные упражнения на сгибание и выпрямление пальцев рук, расслабление кистей и удержание их в определенном положении, серии последовательных движений. Комплекс несложных упражнений для развития мышц руки.

Комплекс упражнений для развития мышц руки

- Разведение и сведение пальцев рук.

- Сжимание и разжимание кистей в кулак.

- Одновременное и поочередное соприкосновение пальцев обеих рук.

- Круговое движения кистями рук в лицевой плоскости, во внутрь и наружу.

- Отведение большого пальца левой и правой руки (одновременное и поочередное) и противопоставление его остальным пальцам.

- Противопоставление пальцев одной руки пальцам другой.

- Соединение пальцев обеих рук подушечками и пружинящие движения ладонями.

Чтобы сделать упражнения более привлекательными для детей и дать им возможность проявить фантазию, мы будем использовать мелкие эластичные игрушки, эспандеры, пищалки для сжимания и тренировки пальцев, мячики, шарики, палочки; сопровождать действия стихами, потешками, песенками, считалочками.

Упражнения выполняются как левой, так и правой рукой (не только ведущей). Выполнение может быть попеременным и одновременным для обеих рук.

Ориентировка на листе бумаги. Умение ориентироваться на листе тетради чрезвычайно важно для обучающегося письму ребенка. Многие леворукие дети только после соответствующих коррекционных мероприятий начинают определять верхний и нижний край листа, правый и левый угол и т.д. Особые затруднения вызывают инструкции типа "в правом нижнем углу напиши...", "слева от точки поставь...", "сверху вниз проведи..." Разработанная нами методика обучения ориентировке на листе бумаги предписывает сначала упражнять ребенка в определении верхней и нижней части листа, правой и левой стороны листа, правого и левого нижнего и верхнего углов. Для таких упражнений используется неразлинованный лист бумаги. Детям нравится рисовать под диктовку, поэтому мы предлагаем упражнения следующего типа: "На небе появилась луна. Нарисуй ее в верхней части листа. В верхней левом углу нарисуй яркую крупную звездочку. Слева от звездочки нарисуй еще одну, поменьше. В верхнем правом углу листа изобрази ракету. В правом нижнем углу нарисуй дом. слева от дома - высокое дерево. Над домом повисла грозовая туча. Нарисуй сверху вниз след молнии. Под деревом слева нарисуй рыжего щенка. который спрятался от дождя" и т.д.

После освоения плоскости листа мы перейдем к заданиям в тетради в крупную клетку. Нам необходимо научить ребенка "видеть", выделять клетку. Для этого мы будем использовать:

- обведение контура клетки;

- маркировку клеток точками;

- закрашивание клетки цветным карандашом;

- штриховку.

Эффективным методом на этом этапе будет являться графический диктант: "Поставь точку на пересечении клеток. Проведи линию на одну клеточку вправо, потом на две клеточки вниз, на одну клеточку вправо, на одну клетку вверх" и т.д.

Мы можем "закодировать" направление линий, усложнив задачу ребенка. Код может быть:

- вербальный ("Если услышишь слово "день" - проведи линию на одну клетку вправо, если услышишь слово "ночь" - на одну клетку "вниз");

- графический ("Если увидишь на картинке солнышко - проведи линию на одну клетку вправо, если увидишь луну - на одну клеточку вниз. а если звездочку - на одну клеточку вверх");

- акустический ("Если услышишь, что играет дудочка - проведи линию на одну клеточку вправо, если услышишь звук свистка - вниз, если заиграет колокольчик - проведи линию на одну клеточку вверх") и т.д.

Формирование элементарных графических навыков. Овладение элементарными графическими навыками будет происходить в процессе систематической тренировки. Мы будем использовать самые простые способы подготовки руки к письму: штриховка; рисование по точкам; обведение контуров рисунков; дорисовывание симметричных изображений; рисование по клеткам; графические игры.

Штриховка способствует формированию навыка равномерного движения руки под контролем зрения. Мы будем использовать различные виды штриховки: горизонтальную; вертикальную; диагональную; волнистыми линиями; круговую; полуовальную; петельную; двустороннюю прямую и наклонную (диагональную); штрих в несколько рядов; штрих по кругу; штрих-зигзаг с удлинением и укорочением и др. (см. Рисунок 1).








Рисунок 1.


При выполнении штриховки дети будут использовать трафареты и лекала. Сначала с их помощью они создадут изображение, а потом выполнят штриховку. Ниже представлены примеры трафаретов и лекал (См. Рисунок 2.)


Рисунок 2.


Рисование по точкам представляет собой соединение точек одной линией, не отрывая карандаша от бумаги. Более простым вариантом для ребенка является рисование по штриховой линии. Ниже представлены примеры заданий "Рисование по точкам"(См. Рисунок 3).

Рисунок 3.

Обведение контуров рисунков - простой, но эффективный вид упражнений, цель которых - обвести тонкий контур изображения более толстой линией. В силу особой сложности данного вида заданий для леворуких детей мы допускаем при проведении линии отрывать карандаш от бумаги. эти задания предназначены для тренировки амплитуды движения кисти руки и пальцев. Ниже представлены примеры заданий "Обведение контуров"(См. Рисунок 4).

Рисунок 4.

Дорисовывание симметричных изображений позволит нам сформировать навык точного копирования, обучит планированию размещения элементов на листе. Ниже представлены примеры заданий "Дорисовывание симметричных изображений"(См. Рисунок 5).

Рисунок 5.


Похожий вид заданий - дорисовывание предметов по точкам. Пример задания "Дорисовывание предметов по точкам"(См. Рисунок 6).

Рисунок 6.











Рисование по клеткам дает возможность ребенку прописывать мелкие элементы фигур с опорой на линии клеток, выдерживать строку и определенный ритм изображений. Пример задания "Рисование по клеткам" (См. Рисунок 7).

Рисунок 7.


Графические игры привлекают детей, так как имеют конкретную игровую задачу, способствуют формированию мотивации при выполнении графических действий, активизируют внимание.

Примеры графических игр:

"Попади в цель" Проведи прямые линии от лука к мишеням и попади в цель (См. Рисунок 8).

Рисунок 8.


"Чудесные клеточки" Если правильно выполнить инструкции, из клеточек сложится картинка (См. Рисунок 9).

  1. Одна клеточка вправо

  2. Три вверх

  3. Одна вправо

  4. Три вниз

  5. Одна вправо

  6. Три вверх

  7. Одна вправо

  8. Четыре вниз

  9. Пять влево

  10. Четыре вверх

  11. Одна вправо

  12. Соединяй с первой точкой


Р исунок 9.

Графические упражнения - это первые шаги в письме в тетради. Начнем с самого простого: выполнение размашистых линий слева направо, не отрывая ручку от листа. Это упражнение тренирует кисть руки и дает представление о направлении письма слева направо. Перед написанием штрихов в тетради можно имитировать движение в воздухе, а затем на поверхности стола (См. Рисунок 10).

Рисунок 10.

Упражнение "Заборчик".

Упражнение предназначено для совершенствования ритмичных движений кисти сверху вниз и снизу вверх (См. Рисунок 11).

Рисунок 11.

Упражнение "Восьмерки".

Упражнение для отработки пальцев и кисти руки. Алгоритм выполнения: а) прописывание в воздухе; б) обведение в тетради по точкам; в)самостоятельное письмо в тетради на выделенной цветным карандашом строчке (См. Рисунок 12).

Рисунок12.


Упражнение "Пружинки".

Упражнение для отработки движений кисти сверху вниз по часовой и против часовой стрелки (См. Рисунок 13).

Рисунок 13.



Упражнение "Петельки".

Упражнение тренирует переключаемость движений пальцев и кисти. При написании следует обратить особое внимание на правильность опоры кисти - только на мизинец! Этапы выполнения аналогичны предыдущему упражнению (См. Рисунок 14).

Рисунок 14.

Упражнение "Кружева".

Предназначено для освоения сложной амплитуды движения. Упражнение научит ребенка свободно передвигать руку по строке слева направо по линии письма (См. Рисунок 15).

Рисунок 15.

Упражнение "Клубочки".

Упражнение способствует отработке вращательных движений кисти и пальцев по часовой и против часовой стрелки (См. Рисунок 16).


Рисунок 16.

Вначале дети учатся свободно регулировать движения руки по размаху, направленности, степени нажима на карандаш, по ритму, затем - проводить волнистые, зигзагообразные, петлеобразные, ломаные линии слева направо.

В графических заданиях особое внимание обращается на правильность и тщательность выполнения. От ребенка нельзя требовать, чтобы он писал быстро и много. перед каждым заданием нужно объяснить, что сделать и как, а также убедиться, что инструкция ребенку понятна.

Для детей, испытывающих стойкие трудности в выполнении графических упражнений, мы рекомендуем блок подготовительных игровых заданий, способствующих развитию глазомера и пространственной координации движений, - "письмо без письма". Ведь писать можно не только ручкой или карандашом и не только на бумаге или доске. Эффективно написание фигур на песке, на полу, в воде, в воздухе. Писать можно любой частью тела - ногой, головой, носом, туловищем, кулаком, ладонью одной или обеих рук одновременно. Фигуры можно пропрыгать и даже проплясать. Начинать нужно с простых геометрических фигур, хорошо знакомых детям: круг, квадрат, треугольник, постепенно усложняя фигуры и задания. Примеры таких упражнений:

Упражнение "Гляделки".

Представить, что рисуешь взглядом, что будто бы от глаз идут лучи. Рисовать фигуры взглядом.

Упражнение "Бабочка".

Соединить тыльной стороной большие пальцы рук. Это бабочка. Быстро-быстро, махая крылышками-ладошками, бабочка изображает в воздухе фигуры (См. Рисунок 17).


Рисунок 17.


Список литературы: 

  1. Нейропсихология детского возраста. Альбом / Под ред. Семенович А.В. - М., 2009.

  2. Николаева Е.И. Леворукий ребенок: диагностика, обучение, коррекция. Спб.: Детство-пресс, 2005.

  3. Пятница Т.В. Левша в начальной школе. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2014.

  4. Семенович A.B. Психолого-педагогическое сопровождение детей-левшей. Методические рекомендации для педагогов и родителей. - М., 2012.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!