СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по оформлению Курсовой работы (разработанные методическим отделом "ХГМК")

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка для студентов по правильному оформлению Курсовой работы

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по оформлению Курсовой работы (разработанные методическим отделом "ХГМК")»

Министерство здравоохранения Хабаровского края

Краевое государственное бюджетное образовательное

учреждение среднего профессионального образования

«Хабаровский государственный медицинский колледж»


НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ












КУРСОВАЯ РАБОТА


Учебно-методическое пособие

по выполнению и оформлению курсовой работы

по дисциплине или профессиональному модулю
















Рассмотрено УМС УТВЕРЖДАЮ

Протокол №____________ Зам. директора по УМР «___»______________2020 г ______________Е. С. Новик


«____»_____________2020 г.






Составитель:

Кобылкина О. И., начальник научно-методического отдела.







Учебно-методическое пособие «Курсовая работа» разработана научно-методическим отделом КГБОУ СПО «Хабаровский государственный медицинский колледж» и содержит методические рекомендации по подготовке, оформлению и защите курсовой работы по дисциплине или профессиональному модулю.

Настоящее учебно-методическое пособие состоит из следующих раз-делов:

1. Подготовка и выполнение курсовой работы.

2. Оформление курсовой работы.

3. Рецензирование и защита курсовой работы.

4. Типичные ошибки, которые студенты допускают при выполнении и оформлении курсовых работ.

Пособие предназначено для студентов всех специальностей и преподавателей колледжа.




СОДЕРЖАНИЕ


  1. ПОДГОТОВКА И ВЫПОЛНЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ………………5

    1. Общие положения ………………………………………………………...5

    2. Выбор темы курсовой работы…………………………………………….5

    3. Структура курсовой работы………………………………………………5

    4. Организация и руководство курсовым проектированием………………8

    5. Написание курсовой работы ……………………………………………...9

    6. Проведение эмпирических исследований……………………...................9

    7. Содержание курсовой работы……………………………………………13

  2. ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ……………………………………20

    1. Общие требования……………………………………………...................20

    2. Размер полей …………………………………………………...................20

    3. Объем курсовой работы ……………………………………………….... 20

    4. Структурирование курсовой работы…………………………………… 20

    5. Оформление титульного листа………………………………...................21

    6. Оформление текста курсовой работы…………………………………...21

    7. Язык и стиль курсовой работы………………………………...................21

    8. Оформление иллюстраций……………………………………………….23

    9. Оформление ссылок на литературные источники и нормативные акты…………………………………………………………………………. 25

    10. Оформление списка использованной литературы…………………….. 26

    11. Оформление приложений……………………………………...................28

  3. РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ И ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ…………….... 29

    1. Срок сдачи курсовой работы…………………………………………... .29

    2. Рецензирование курсовой работы…………………………………….... 29

    3. Защита курсовой работы………………………………………………... 30

    4. Параметры оценки доклада…………………………………………….. 32

  4. ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ, ДОПУСКАЕМЫЕ СТУДЕНТАМИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ И ОФОРМЛЕНИИ КУРСОВЫХ РАБОТ……………...33

  5. ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………...34

Приложение 1

Образец оформления титульного листа……………..……………………..35

Приложение 2

Примеры библиографического описания литературного источника…….36





















1. ПОДГОТОВКА И ВЫПОЛНЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ


    1. Общие положения


Курсовая работа – это небольшая научно-исследовательская работа реферативного, практического или опытно-экспериментального характера.

Реферативная работа представляет собой полный и систематизированный критический обзор литературы по конкретной научной проблеме.

Курсовая работа опытно-экспериментального (эмпирического) характера включает обзор литературы по заданной теме и результаты собственного практического исследования с обязательным их обсуждением.

Подготовка курсовой работы способствует закреплению, углублению и обобщению теоретических знаний и практических умений, полученных студентами по общепрофессиональным дисциплинам или профессиональным модулям, и готовит их к применению этих знаний на практике. Системой курсового проектирования студент подготавливается к выполнению выпускной квалификационной работы.


    1. Выбор темы курсовой работы

Тема курсовой работы избирается студентом из утвержденного директором колледжа перечня тематики курсовых работ по соответствующей учебной дисциплине или профессиональному модулю.

Тематика курсовой работы должна быть реальной, что предполагает ее научность, современность, направленность на приобретение студентом навыков самостоятельной исследовательской работы.

Тема курсовой работы не должна повторяться в одной учебной группе.

По решению цикловой методической комиссии студенту назначается научный руководитель курсового проектирования.

Курсовую работу на последних курсах можно планировать как главы будущей выпускной квалификационной работы, что облегчает написание выпускной квалификационной работы и повышает ее уровень.


1.3. Структура курсовой работы


1.3.1. Структура курсовой работы реферативного характера

Курсовая работа состоит из следующих частей:

♦ Титульный лист.

♦ Содержание (оглавление).

♦ Введение, в котором раскрывается актуальность и значение темы, формулируется цель работы.

♦ Теоретическая часть, в которой даны история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике посредством сравнительного анализа литературы.

♦ Заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов работы.

♦ Список литературы.

♦ Приложение (при необходимости).


1.3.2. Структура курсовой работы практического характера

Курсовая работа состоит из следующих частей:

♦ Титульный лист.

♦ Содержание (оглавление).

♦ Введение, в котором раскрывается актуальность и значение темы, формулируются цели и задачи работы.

♦ Основная часть, которая обычно состоит из двух глав (разделов):

- в первом разделе содержатся теоретические основы разрабатываемой темы;

- вторым разделом является практическая часть, которая представлена расчетами, графиками, таблицами, схемами и т.п.

♦ Заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения материалов работы.

♦ Список литературы.

♦ Приложение (при необходимости).


1.3.3. Структура курсовой работы опытно-экспериментального характера

Курсовая работа состоит из следующих частей:

♦ Титульный лист.

♦ Содержание (оглавление).

♦ Введение, в котором раскрывается актуальность и значение темы, формулируются цели и задачи эксперимента.

♦ Основная часть, которая обычно состоит из двух глав (разделов):

- в первом разделе содержатся теоретические основы разрабатываемой темы, даны история вопроса уровень разработанности проблемы в теории и практике;

- второй раздел представлен практической частью, в которой содержатся план проведения эксперимента, характеристики методов экспериментальной работы, обоснование выбранного метода, основные этапы эксперимента, обработка и анализ опытно-экспериментальной работы.

♦ Заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации о возможности применения полученных результатов.

♦ Список литературы.

♦ Приложение (при необходимости).


1.3.4. Титульный лист

Титульный лист курсовой работы должен содержать следующие ука-зания:

♦ название министерства;

♦ название учебного заведения;

♦ название цикловой методической комиссии;

♦ название специальности;

♦ название курсовой работы;

♦ вид работы (курсовая работа);

♦ фамилию, имя и отчество студента, выполнившего работу, указание курса, специальности, группы и формы обучения;

♦ фамилию, инициалы, ученую степень и ученое звание научного ру-ководителя;

♦ штамп о защите курсовой работы с указанием числа защиты и отметки, на которую работа защищена, фамилия, инициалы председателя цикловой методической комиссии с указанием его ученой степени и ученого звания;

♦ место и год выполнения работы.

_________

Образец оформления титульного листа содержит Приложение 1.


1.3.5. Содержание (оглавление)

Содержание (оглавление) курсовой работы представляет структуру исследования, его план. Оно включает указание на следующие элементы: введение, наименование всех разделов, подразделов и пунктов (если последние имеют наименование по тексту работы), заключение. Кроме этого, оно должно содержать ссылку на список использованных источников, имеющиеся приложения. В содержании обязательно отражение номеров страниц, на которых размещается начало соответствующего материала.


1.3.6. Введение

Введение должно содержать оценку современного состояния решаемой проблемы, основания и исходные данные для разработки темы. Во введении обосновывается также значимость и актуальность темы исследования. Студент должен также определить предмет и пределы своего исследования, обозначить его цель.


1.3.7. Основная часть

В основной части раскрывается содержание темы курсовой работы. Студент должен дать определение основным понятиям, используемым в работе, раскрыть основные научные положения, представить их критический анализ, отразить спорные вопросы, поднимаемые в научной литературе и на практике.

Основная часть курсовой работы состоит, как правило, из двух глав (разделов). Каждая глава должна быть разбита на 2-3 параграфа. Каждая глава и параграф работы должны содержать законченную информацию.

Содержание работы рекомендуется иллюстрировать схемами, табли-цами, диаграммами, графиками и т.д.


1.3.8. Заключение

Заключение должно содержать основные выводы студента по каждому параграфу курсового исследования и оценку полученных результатов. Студент должен дать итоговые определения понятиям, обобщить положения науки и медицины по соответствующей проблеме, обозначить свою точку зрения по дискуссионным вопросам, затронутым в работе.


1.3.9. Список использованных источников

Список использованных источников должен включать в себя норма-тивные акты, официальные документы, научную литературу, медицинскую практику, справочники, архивные материалы, на которые сделаны ссылки в курсовой работе. Число использованных источников должно быть достаточно репрезентативным, что будет свидетельствовать о глубине и всесторонности разработки темы курсовой работы.

_________

Образец оформления списка использованной литературы приведен в Приложении 2.


1.3.10. Приложение

Приложения являются факультативной (необязательной) частью курсовой работы. В качестве приложений могут выступать как готовые документы, схемы, таблицы, диаграммы, графики, использованные студентом при написании курсовой работы, так и составленные им самостоятельно по результатам исследования.


1.4. Организация и руководство курсовым проектированием


Выбрав тему курсовой работы, студент должен, прежде всего, опреде-лить вид планируемого исследования, его характер (реферативный, практический либо эмпирический).

В дальнейшем, на основе анализа учебной литературы, студент должен составить план курсовой работы. В случае возникновения затруднений с составлением плана либо неуверенности в его правильности и полноте студенту следует обратиться с проектом плана к научному руководителю. Студент может обратиться к научному руководителю также тогда, когда он испытывает сложности с подбором литературы по теме курсовой работы, определением предмета исследования и прочее. В этих ситуациях рекомендуется составление задания на проект.

При написании студентом курсовой работы эмпирического (опытно-экспериментального) характера, научный руководитель оказывает студенту помощь в составлении программы исследования.

Научный руководитель консультирует студента по всем вопросам, возникающим в ходе выполнения курсовой работы, указывает на ошибочность, односторонность или другие недостатки позиции студента. При этом научный руководитель не должен навязывать свою точку зрения студенту на спорные теоретические положения, уважая его право на самостоятельность суждений.


1.5. Написание курсовой работы


Написанию курсовых работ должно предшествовать изучение учебной литературы по теме работы. Это позволит студенту получить первона-чальное представление по существу вопроса.

После этого студенту необходимо проанализировать нормативную базу по соответствующей проблеме.

Подготовка курсовой работы предполагает также детальный анализ научной литературы, изданной по теме работы: монографий и статей. Студент должен проявить знание современной разработки проблемы, поэтому в курсовой работе, наряду с основополагающими трудами ученых, обязательно должна быть использована литература, изданная за последние 5 лет. Это могут быть как монографии, так и статьи из периодических печатных изданий.


1.6. Проведение эмпирических исследований


Не рекомендуется выбирать эмпирическую направленность работы студентам, не занимавшимся научной разработкой темы на предыдущем курсе. Курсовая работа, носящая эмпирический характер, должна базироваться на достаточном уровне теоретических знаний студента, позволяющем ему определиться с современной научной проблематикой по теме курсовой работы и определить круг актуальных, дискуссионных вопросов, связанных с предметом его курсового проектирования.

Вместе с тем проведение эмпирических исследований при выполнении курсовой работы является значительным шагом к написанию выпускной квалификационной работы (ВКР). Для выпускной квалификационной работы проведение эмпирических исследований является необходимым условием получения при защите

положительных отметок на уровне «хорошо» и «отлично». Поэтому даже если студент при написании курсовой работы проводит только реферативное или теоретическое исследование, но данную тему он планирует разрабатывать в дальнейшем для защиты выпускной квалификационной работы, ему рекомендуется предварительно, в черновом варианте набросать примерную программу проведения эмпирического исследования. Это облегчит работу в будущем.


1.6.1. Методы эмпирического исследования

Из основных методов сбора первичной информации (наблюдение, анализ документов, опрос, эксперимент) наиболее приемлемыми для про-ведения эмпирического исследования являются методы анализа документов и опрос. При выполнении курсовой работы рекомендуется использовать один из указанных методов.

Анализ документов определяют как изучение материальных источни-ков, предназначенных для передачи и хранения информации по отдельным их признакам. Использование данного метода при написании курсовой ра-боты представляет собой программированное изучение медицинской практики. Основным объектом исследования в данном случае выступает анализ официальных документов.

Технология анализа документов включает в себя разработку справки – анкеты, изучение отобранных документов и заполнение справок-анкет, статистическую обработку результатов и их интерпретацию.

Основной раздел справки-анкеты представляет собой отражение тех характеристик изучаемых документов, анализ которых является задачей исследования.

Опрос определяют как обращение опрашивающего лица к опраши-ваемому (респонденту) с вопросами. В подавляющем большинстве случаев при проведении эмпирических исследований в ходе курсового проектиро-вания респондентами выступают специалисты в какой-либо сфере здравоохранения. Поэтому применение данного метода студентами приобретает вид опроса экспертов или метода экспертных оценок. Рекомендуется при использовании данного метода выбрать одну или две категории респондентов.

Виды опроса: очный – интервью (непосредственный) и заочный – ан-кетирование (опосредованный).

Интервью – личная беседа опрашивающего (интервьюера) и респон-дента по заранее подготовленному перечню вопросов. Непосредственный опрос имеет ряд положительных черт, поскольку позволяет уточнять во-просы «опросного листа», гарантирует ответы на все вопросы и т.д. В ходе интервью, при возникновении на то необходимости, можно задавать до-полнительные вопросы. Данный вид опроса предоставляет интервьюеру возможность составить собственное представление о личности опрашиваемого, дать оценку его субъективным суждениям, мотивам поведения и установкам. Однако при этом интервьюирование требует больших временных затрат, а также не обеспечивает анонимность опроса, что может повлиять на достоверность ответов.

Анкетирование – вид опроса, основанный на опосредованном взаимо-действии опрашивающего и опрашиваемого, при котором последний само-стоятельно заполняет бланк, содержащий перечень вопросов (анкету). При проведении эмпирических исследований студентами предпочтение следует отдавать анкетированию. Данный метод опроса имеет определенные пре-имущества, поскольку, во-первых, позволяет в короткий период времени охватить большое количество респондентов. Во-вторых, достигается ано-нимность опроса. В-третьих, результаты анкетирования легко обработать.

Однако необходимо учитывать тот факт, что результаты анкетирования могут быть искажены непониманием респондентом сути поставленного в анкете вопроса. Поэтому студенту следует особо внимательно отнестись к составлению вопросов анкеты. Рекомендуется также апробировать анкету на микрогруппе из 10-15 человек, для того, чтобы в случае необходимости откорректировать формулировки вопросов.

Конструкция вопросов в анкете предполагает изложение всех наиболее вероятных вариантов ответов. Вопросы могут быть построены также по принципу ответа «да» и «нет. Не запрещается постановка «открытых» вопросов, т.е. вопросов, предлагающих респонденту самостоятельно вписать ответ в пустую строку. Однако злоупотреблять данной группой вопросов не следует.

В зависимости от поставленных задач исследования, вопросы анкеты могут включать в себя позиции, которые позволили бы отнести респондента к представителям определенной категории той или иной профессиональной группы по определенному формальному признаку (возрасту, стажу и проч.). При этом следует помнить о необходимости обеспечения анонимности анкетного опроса.


1.6.2. Этапы организации и проведения эмпирического исследования

Эмпирическое исследование состоит из нескольких этапов:

1) подготовка;

2) сбор информации;

3) статистическая обработка полученной информации;

4) формулирование выводов;

5) разработка конкретных предложений по результатам исследований.


1) Проведению исследования должна предшествовать тщательная подготовка, обязательным элементом которой является составление программы.

Разработка программы эмпирического исследования включает:

• Постановку целей и задач исследования.

• Определение его предмета и объекта.

• Сбор и анализ необходимой литературы (нормативных актов, научных работ, результатов прежних аналогичных исследований и проч.).

• Выработку рабочих гипотез (предположений, проверяемых в процессе исследования).

• Разработку инструментария исследования – т.е. тех конкретных методик, которые будут применяться в процессе сбора информации (анкет, опросных листов, плана-интервью, справок-анкет и др.).

• Составление плана-графика исследования, где с учетом трудоемкости каждого этапа исследования отражается сроки выполнения каждого из них.

2) Вторым этапом эмпирических исследований выступает непосредственный сбор студентом информации в соответствии с выбранной методикой.

3) Третий этап – статистическая обработка полученной информации. На этом этапе студент осуществляет подсчет полученных данных по показа-телям, отраженном в программе исследования.

4) На четвертом этапе студент формулирует выводы. Выводы целесооб-разно вырабатывать следующим образом:

а) Первоначально должны быть обобщены полученные результаты, составлены сводные таблицы изучения практики, осуществлен подсчет не только абсолютных, но и относительных показателей.

б) Затем студент должен на базе полученных данных вычленить эм-пирический факт. При этом могут быть использованы методы сравнения, классификации и т.д.

в) В завершении за эмпирическим фактом студент должен сделать вывод о наличии теоретического факта.

5) Последним, пятым этапом проведения эмпирического исследования, является разработка конкретных предложений по результатам исследований. В этом случае студент может сделать рекомендации по внесению изменений в законодательство (принятие новых нормативно-правовых актов, корректировка действующих нормативных предписаний), по совершенствованию существующей практики и т.д.

Качественное выполнение студентом последнего этапа эмпирического исследования является показателем проведения исследования на хорошем уровне и оценивается достаточно высоко.

Результаты эмпирических исследований должны быть приведены сту-дентом не только в соответствующих таблицах и включены в курсовую ра-боту в качестве приложения, но и использованы в теоретической части ра-боты для обоснования выводов, иллюстрации рассуждений полученными статистическими данными и т.д.






1.7. Содержание курсовой работы


1.7.1. Как и любая научно-исследовательская работа курсовая должна включать следующие разделы:


ВВЕДЕНИЕ

В нем раскрывается актуальность, практическая значимость, цель и задачи, объект и предмет исследования.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ включает, как правило, 2 ‒ 3 главы.

Глава 1. Анализ современной литературы и журнальных научных публикаций по выбранной проблеме, реферирование различных точек зрения авторов, обоснование выбора методологической базы эмпирического исследования, определение собственной исследовательской позиции, обоснование конкретных целей и задач собственного исследования.

Обязательными являются ссылки на использованные источники и соблюдение этики цитирования.

Глава 2. Описание организации, методов и методик исследования, обоснование выбора методик (раскрытие возможностей использованных экспериментальных и диагностических методов и методик, технологии их применения, методов обработки данных, методов анализа). Характеристика выборки испытуемых, с обоснованием критериев отбора.

Глава 3. Анализ данных исследования. Общая характеристика полученных данных: количество, полнота для числовых данных. Описание статистической и содержательной обработки полученных данных. Анализ и интерпретация полученных результатов. Результаты должны быть представлены как в текстовой форме, так и в табличной и графической.


Выводы в виде тезисов, в краткой форме представляющих основные результаты работы, пишутся либо в конце каждой главы, либо как отдельная глава ВЫВОДЫ.

Выводы должны точно соответствовать задачам исследования.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В нем обсуждается соответствие полученных результатов поставленным задачам исследования, трудности, перспективы разработки проблемы.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


ПРИЛОЖЕНИЕ





      1. Требования к содержанию курсовой работы


1) Содержание введения


Во введении автор определяет актуальность, цель, объект и предмет исследования, перечисляет задачи исследования. Задачи исследования могут быть решены с помощью методов, которые применяет исследователь в своей работе.

Рекомендуется отметить также новизну и практическую значимость исследования (как они представляются автору работы).

Исследование должно проводиться на конкретной базе. В качестве базы исследования могут выступать организации, предприятия, учреждения и т.д.

1. Цель исследования формулируется, исходя из проблемы, которую следует разрешить студенту в процессе выполнения работы и представляет собой в самом сжатом виде тот результат (результаты), который планируется получить. Цель исследования формулируется лаконично и четко и должна соответствовать теме исследования.

2. Объект исследования — это то явление, на которое направлен процесс познания. Объект может служить как определенным процессом, так и явлением, которое побуждает проблемную ситуацию, то есть это категория, которая обозначает целостность, выделенную из реального мира, и выступает в качестве области человеческого познания.

Существует несколько точек зрения на формулирование объекта исследования. Отметим, что если в исследовании присутствуют реальные испытуемые (группа респондентов), то при формулировании объекта необходимо конкретизировать выборку. Например: «Объект исследования: больные сахарным диабетом, женщины, в возрасте 40-45 лет, в количестве 50 человек» и др.

3. Предмет исследования ‒ это наиболее важные признаки, свойства, стороны, отношения реальных объектов, рассматриваемые в определенных условиях, и исследуемые с определенной целью.

Предмет исследования подразумевает конкретную часть объекта, внутри которого ведется научный поиск.

Предмет исследования должен быть четко обозначен для того, чтобы "принадлежность" его к объекту исследования не вызывала сомнения, то есть предмет исследования ‒ это формулировка того, что изучает студент. Предмет исследования может существовать лишь в голове у исследователя. Другими словами, предмет исследования может зависеть только от знания автора работы.

4. В соответствии с целью и предметом исследования логически определяются задачи исследования (должно быть не больше трех задач).

5. Методы исследования – это способы познания явлений и процессов реальной действительности. В случае научного исследования методы, применяемые в нём, должны быть описаны кратко, и при этом полностью отражать используемый диагностический аппарат. Следует описывать методы исследования, по следующей схеме (Б.Г. Ананьев):

  • Организационные методы исследования (сравнительный, комплексный).

  • Эмпирические методы исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, беседа, архивный, психодиагностический и т.д.).

  • Методы обработки данных (качественные: контент – анализ, типологизация, классификация и т.п.; количественные: методы математико-статистической обработки данных и т.д.).

  • Интерпретационные методы (структурное, генетическое описание).


2) Содержание основной части курсовой работы


А. Теоретический обзор

Содержательная сторона основной части работы должна продемонстрировать полученный студентом в процессе обучения комплекс теоретических знаний, практических умений и личностных качеств. Обычно основная часть состоит из двух ‒ трех глав.

Первая глава посвящается теоретическим аспектам исследуемой проблемы (анализ и интерпретация литературных источников, выявление нерешенных, слабоосвещенных или требующих уточнения проблем и задач исследования и т.п.).

Основой первой главы является аналитический обзор литературы (состояние вопроса), который должен полно и систематизировано излагать состояние проблемы, которой посвящена работа. Предметом анализа в обзоре должны быть новые идеи и проблемы, возможные подходы к решению этих проблем, результаты предыдущих исследований по вопросу, которому посвящена работа, и по смежным вопросам (при необходимости), возможные пути решения задачи. Завершить аналитический обзор желательно обоснованием выбранного направления научной или научно-практической работы. Изложение материала необходимо проводить не в виде набора фактов и цитат, а давать обоснованный ссылками авторский анализ и интерпретацию предлагаемых подходов и известных фактов. В обзоре литературы должен соблюдаться баланс между степенью обобщения и подробности анализа предыдущих исследований. После обзора представляются краткие выводы, которые выступают логическим основанием для проведения эмпирической части исследования.

Стоит особо отметить, что если автором были поставлены задачи по теоретической части работы, то в конце 1 главы обязательно должны присутствовать выводы по ней (соответствующие задачам).

В теоретическую часть могут включаться схемы, таблицы, графики. При этом они также носят название и нумеруются. Например: Таблица 1.1., Рисунок 1.1. Согласно правилам оформления: таблицы подписываются сверху справа, а рисунки – снизу справа.

 

Б. Организация и методы исследования

Обоснование выбранного направления работы должно показывать преимущества выбранного направления по сравнению с другими. Обоснование выбранного направления должна опираться на рекомендации, содержащиеся в аналитическом обзоре. Обоснование выбранного направления работы не следует подменять обоснованием целесообразности (или необходимости) самой работы.

Вторая глава основной части обычно содержат описание этапов исследования, выборки, методов и методик, математико-статистических методов обработки данных, где должно быть подробно и последовательно изложено содержание выполненного исследования.

Организация исследования

В этом разделе обычно представляют этапы и ход исследования. Описывают способ работы с испытуемыми (индивидуальный, групповой), представляют план исследования, последовательность предъявления методик.

Описание выборки

Указывается количество испытуемых, коллективы, в которых применялись методы исследования, и другие данные, характеризующие выборку (например, социально-демографические).  Кроме того, в этом разделе представляется способ подбора испытуемых, критерии подбора, указываются критерии разделения респондентов на группы.

Методы и методики исследования

Задачи, выдвигаемые в исследовании, могут быть решены с помощью как основных, так и специализированных методов. Различают организационные, эмпирические, математико-статистические и интерпретационные методы.

Перечисляются все использованные методики исследования с обоснованием цели их использования.

Описание аппаратуры и/или материалов должно содержать информацию об использованном в исследовании стандартном оборудовании с указанием общепринятого названия, производителя и номера модели, или специально изготовленном устройстве с указанием его основных характеристик.

Методы математико-статистической обработки данных исследования

В этом разделе описываются способы статистической обработки данных, использованные в работе, и обосновываются цели их применения. Здесь также указываются статистические программы, которые были использованы в процессе обработки.

Третья глава. В этой главе автор представляет результаты своего исследования на основе проведенных с испытуемыми процедур. Таблицы, графики, рисунки, математические расчеты и т.п. должны  демонстрировать достоверность полученных, в ходе исследования результатов.

В части, посвященной анализу результатов исследования, должна оцениваться точность и достоверность полученных данных, сопоставляться с теоретическими данными; отсутствие такого сопоставления должно быть объяснено.

Этот раздел завершаются интерпретацией (объяснением со своей точки зрения) полученных результатов и описанием практических рекомендаций по их возможному применению.

В конце каждого из параграфов (пунктов) к главам составляется резюме, делается краткий вывод, излагается сущность исследуемого вопроса. Каждая из глав заканчивается промежуточными выводами. Их может быть несколько. В них даются аргументированные ответы на поставленные в главе вопросы, выделяется существенное, главное как результат исследовательской работы.

В. Содержание выводов

Общие выводы (выводы по всей работе) необходимо представить в тексте, как ее самостоятельную главу, упомянутую в содержании (оглавлении).

1. Количество выводов может быть разным, но лучше разделить их на группы по некоторому логическому основанию.

2. Выводы должны содержать оценку соответствия результатов поставленным задачам, оценку продвижения в решении проблемы.

3. Решение каждой из перечисленных в начале письменного изложения задач должно быть отражено в выводах.

Нередко встречаются работы, не содержащие выводов. Отсутствие выводов значительно снижает уровень представленной работы. Ошибочно полагать, что раздел ВЫВОДЫ может быть заменен разделом ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Выводы ‒ это не организационные итоги, нельзя писать: "Все поставленные в исследовании задачи решены" или "Решена часть поставленных задач".

ВЫВОДЫ — это утверждения, выражающие в краткой форме содержательные итоги исследования, то новое, что получено самим автором. Выводы должны быть конкретными. Их пишут в форме утверждений. Например: «В структуре обсуждаемого явления обнаружены такие компоненты…».

Желательно написать выводы в такой форме, таким языком, который понятен не только специалистам, имеющим опыт научных медицинских исследований, но и медицинским работникам - практикам, а также специалистам, работающим в других областях (педагогам, социальным педагогам, социальным работникам и т.д.).

Г. Заключение

Заключение — это краткий обзор выполненного исследования, общая оценка эффективности выбранного подхода.

В заключении автор может вновь обратиться к актуальности изучения проблемы в целом или ее отдельных аспектов, подчеркнуть перспективность использованного подхода, высказать предположение о возможных путях его модификации, поделиться мнением о необходимости апробировать иной исследовательский подход, о целесообразности применения тех или иных методов и методик, о полезности обращения к тем или иным контингентам испытуемых и т.п.

Часто в разделе ЗАКЛЮЧЕНИЕ намечают пути и цели дальнейшей работы или аргументируют нецелесообразность ее продолжения. В заключении желательно указывать практическую, научную, социальную ценность результатов работы.

В конце заключения можно остановиться на том, чем завершена работа, например:

- получением научных данных о новых объектах, и процессах, явлениях, закономерностях;

- разработкой научных основ, новых методов и принципов исследования;

- получением качественных и количественных характеристик явления;

- составлением инструкции, руководящих материалов, рекомендаций, методик, разработкой норм и правил, программ и т.д.;

- внедрением в практику вновь созданных или усовершенствованных продуктов, разработок;

- получением прочих положительных результатов.

Если при завершении работы получены отрицательные результаты, это также указывается в заключении.

Построение заключения зависит от сложности работы и характера её содержания. В наиболее полном виде оно строится примерно по такому плану:

  • утверждение о достижении цели исследования и доказанности;

  • соответствие полученных результатов поставленным задачам исследования;

  • резюме как кратчайший обзор проделанной работы;

  • новые положения (идеи, суждения, оценки), полученные в результате исследования;

  • определение научной новизны проделанной работы;

  • определение практической значимости проделанной работы.

 Обычно заключение является последней частью основного текста работы. За ним следует список литературы, включающий все источники (публикации), на которые есть хотя бы одна ссылка в тексте (и упоминание, и цитирование).


Д. Список литературы следует за заключением.

Список литературы оформляется с новой страницы.

Количество источников литературы, внесённых в список, зависит во многом от формы исследовательской работы (включая литературу на иностранном языке). Вносимая в список литература – это опубликованные теоретические источники, нормативно – правовые документы, а также архивные материалы (Приложение 2).

Все указанные в списке источники должны соответствовать ссылкам, отмеченным в тексте работы. Несоответствие количества источников и ссылок в теоретической части является недостатком работы.


Е. Приложение

В приложения следует включать вспомогательный материал, который при включении в основную часть отчета загромождает текст. К вспомогательному материалу относятся: таблицы вспомогательных цифровых данных; протоколы опытов; инструкции (превышающие по объему один ‒ два абзаца), методики и т.п.; иллюстрации вспомогательного характера и т.п. В тексте работы на Приложения обязательно должны даваться ссылки, то есть связь между приложениями и основной работой обязательна.

В приложения лучше выносить таблицы с теми данными, которые только лишь дополняют основные результаты. Таблицы с данными, занимающими центральное место в используемых вами доказательствах, надо поместить в основном тексте.

Приложения располагаются в порядке ссылки на них в тексте курсовой работы. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху справа страницы слова Приложение и его номера (без значка № перед цифрой и точки в конце). Например: Приложение 1

Приложение должно иметь содержательный заголовок, который располагают посередине страницы и пишут с Заглавной буквы без точки в конце надписи.


  1. ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ


2.1. Общие требования

Курсовые работы выполняются на одной стороне листа белой писчей бумаги формата А4 по ГОСТ 9327-60 (297х211 мм), которые должны быть сшиты в папке-скоросшивателе или переплетены. Иллюстрации и таблицы могут оформляться на листах формата А3 (594х422 мм).


2.2. Размер полей

Размеры полей: левое – 30 мм, правое – 15 мм, нижнее – 20 мм, верхнее – 20 мм.


2.3. Объем курсовой работы

Объем курсовой работы не должен превышать 25 печатных страниц (с учетом титульного листа, листов с оглавлением, списком использованной литературы и приложений).

Страницы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту (от титульного листа до последней страницы, включая список литературы и приложения). Первой страницей считается титульный лист, но на нем цифра «1» не ставится, на следующей странице (оглавление) ставится цифра «2» и т.д. Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, и распечатки с ЭВМ на листе формата А3 учитываются как одна страница.

Порядковый номер страницы проставляется в центре нижней части листа без точки в конце.


2.4. Структурирование курсовой работы


Курсовая работа подразделяется на главы и параграфы. Каждая глава и каждый параграф в главе должны иметь свое название.

НАЗВАНИЯ ГЛАВ, а также слова ВВЕДЕНИЕ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ следует располагать в середине строки без точки в конце с отступлением от текста на 1 интервал и печатать прописными буквами. Переносы слов в заголовках не допускаются.

Названия параграфов в главах печатаются на той же странице, где помещено название главы либо где закончился предыдущий параграф, с отступлением от текста сверху и снизу на 1 интервал.

Заголовки параграфов печатают с абзацного отступа с прописной (Заглавной) буквы без точки в конце. Перенос слов в заголовках не допускается. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Заголовки не следует подчеркивать.

Главы должны иметь нумерацию в пределах основной части работы арабскими цифрами с точкой с применением абзацного отступа. Парагра-

фы должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждой главы. Номер параграфа включает номер главы и порядковый номер самого параграфа в пределах главы, разделенные точкой, например, параграф 2.1. (первый параграф второй главы).

Названия глав и параграфов воспроизводятся в оглавлении с указанием страниц, на которых они помещены.

Слова ВВЕДЕНИЕ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ПРИЛОЖЕНИЕ не имеют порядкового номера.


2.5. Оформление титульного листа


Титульный лист оформляется по образцу, представленному в Прило-жении 1.


2.6. Оформление текста курсовой работы


Способы выполнения курсовых работ могут быть следующими:

С применением печатающих и графических устройств вывода на ЭВМ (на компьютере):

на листах одного формата А4; на одной стороне листа; шрифт 14; Times New Roman; междустрочный интервал 1,5; абзац – 1,5; в текстовом редакторе Word-2010. Печать на принтере в режиме качественной печати.


2.7. Язык и стиль  курсовой работы

Важно, чтобы курсовая работа была написана в жанре (стиле) научной статьи. Основная задача комиссии, принимающей защиту, — оценить профессиональную подготовку студента. Чтобы положительно оценить этот уровень, комиссии должны быть продемонстрированы доказательства, подтверждающие уровень подготовки студента. Одна лишь оригинальность суждений, новизна тезисов (без развернутых доказательств) не может свидетельствовать о достаточно высоком уровне подготовки. Студент должен показать свое знание литературы в соответствующей области, умение анализировать состояние вопроса, формулировать цели, ставить задачи, планировать и осуществлять сбор материала, обрабатывать его, интерпретировать, делать выводы.

Научный стиль характеризуется логической последовательностью изложения, упорядоченной системой связей между частями высказывания, стремлением автора к точности, сжатости, однозначности при сохранении насыщенности содержания.


Основные характеристики научного стиля изложения

Логичность — это наличие смысловых связей между последовательными единицами (блоками) текста.

Последовательностью обладает только такой текст, в котором выводы вытекают из содержания, они непротиворечивы, текст разбит на отдельные смысловые отрезки, отражающие движение мысли от частного к общему или от общего к частному.

Ясность как качество научной речи предполагает понятность, доступность.

Точность научной речи предполагает однозначность понимания, отсутствие расхождения между означаемым и его определением. Поэтому в научных текстах, как правило, отсутствуют образные, экспрессивные средства; слова используются преимущественно в прямом значении, что способствует однозначности текста.

Жёсткие требования точности, предъявляемые к научному тексту, делают ограничение на использование образных средств языка: метафор, эпитетов, художественных сравнений, пословиц и т. п. Иногда такие средства могут проникать в научные произведения, так как научный стиль стремится не только к точности, но и к убедительности, доказательности. Иногда образные средства необходимы для реализации требования ясности, доходчивости изложения.

Характерной чертой стиля научных работ является их насыщенность терминами. Не следует, однако, переоценивать степень этой насыщенности.

Большую роль в стиле научных работ играет использование абстрактной лексики.

В области морфологии наблюдается использование более коротких вариантов форм, что соответствует принципу экономии языковых средств.

Для связи частей текста используются специальные средства (слова, словосочетания и предложения):

  • указывающие на последовательность развития мыслей («вначале», «потом», «затем», «прежде всего», «предварительно» и др.),

  • на связь предыдущей и последующей информации («как указывалось», «как уже говорилось», «как отмечалось», «рассмотренный» и др.),

  • на причинно-следственные отношения («но», «поэтому», «благодаря этому», «следовательно», «в связи с тем, что», «вследствие этого» и др.),

  • на переход к новой теме («рассмотрим теперь», «перейдем к рассмотрению» и др.), на близость, тождественность предметов, обстоятельств, признаков («он», «тот же», «такой», «так», «тут», «здесь» и др.).


Общие стилистические рекомендации

  • Следует избегать слишком длинных сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

  • Закончив написание работы, перечитайте написанное: каждое написанное слово и предложение должно быть Вам понятно.

  • Абзацы следует делать чаще, не забывая, однако, о том, что в них должно быть больше одного предложения. Лучше избегать абзацев более страницы, так как они трудны для восприятия при чтении;

  • Нежелательно употребления местоимения "я", и "мы". Лучше всего использовать безличные выражения, а именно:  "можно сделать вывод", "в данном случае следует сказать", "нельзя согласиться с мнением" и т.д. Так как курсовая работа представляет собой отчет об уже проведенном исследовании, следует использовать глаголы в прошедшем времени.

  • При написании работы не следует использовать метафоры, и другие литературные средства; по крайней мере, нужно свести их к минимуму; а также следует избегать просторечных выражений.

 

2.8. Оформление иллюстраций


Наглядное представление результатов исследования позволяет продемонстрировать полученные данные и может способствовать пере­ходу осмысления полученных результатов на новую ступень. Иллюстрации в курсовой работе размещаются тогда, когда они могут придать излагаемому материалу ясность, конкретность и образность.

Если иллюстрация превышает по объему 50% страницы, её рекомендуется выносить в Приложение.

В научных работах, как правило, используются такие виды диаграмм, как: гистограмма, график, а также круговая диаграмма.

Следует руководствоваться следующими рекомендациями по построению гистограмм и графиков:

1. Гистограмма/график должны включать все необходимые обозначения, чтобы быть понятными, наименования осей должны быть указаны. Наглядное представление и текст должны взаимно дополнять друг друга.

2. На одной диаграмме может быть представлено такое количество показателей, чтобы не возникало затруднений при её рассмотрении. Если есть потребность отобразить большое количество результатов по одной методике, имеет смысл построить несколько диаграмм.

3. На одном графике могут быть представлены результаты, полученные по одной методике. Нельзя помещать на один график показатели по разным методикам.

4. При построении графика следует учитывать, что у некоторых методик существует нормативный интервал, соотношение полученных результатов и нормативного интервала должно быть отражено на рисунке.

5. Графики могут быть представлены как в цветном, так и в чёрно – белом варианте. Основное требование – чтобы представляемый материал был удобен для прочтения.

6. Для отображения данных сравнительного исследования следует пользоваться гистограммами (например, при отображении данных по двум группам).

Иллюстрации (графики, схемы, диаграммы, фотоснимки и т.п.) распо-лагают в работе непосредственно после текста, в котором они впервые упоминаются либо на следующей странице. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в тексте курсовой работы.

Фотоснимки размером меньше формата А4 могут быть наклеены на стандартные листы белой бумаги.

Иллюстрации, при необходимости, могут иметь наименования и пояс-нительные надписи (подрисуночный текст). Слово «рисунок» («схема», «график» и т.п.) и наименование помещают после пояснительных данных и располагают следующим образом: Схема 1 – Патогенез бронхиальной астмы.

Иллюстрации, за исключением приложений, следует нумеровать араб-скими цифрами в пределах всей работы, либо в пределах раздела, например, Диаграмма 2 либо Диаграмма 1.2., то есть диаграмма вторая в главе первой.

Если в работе только одна иллюстрация, то она обозначается только словом, например, Рисунок.

Таблицы

Цифровой и иной материал может оформляться в виде таблиц. Таблицу следует выполнять в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.

Все таблицы в тексте работы нумеруют арабскими цифрами. Таблицы следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всей работы, либо в пределах раздела (главы).

Слово Таблица с указанием порядкового номера (без значка № перед цифрой и без точки в конце) помещают в правой части страницы над тематическим заголовком таблицы. Например: Таблица 1

Таблицы снабжают тематическими заголовками, которые располагают посередине страницы и пишут с Прописной буквы без точки в конце надписи.

При переносе таблицы на следующую страницу шапку таблицы следует повторить и над ней поместить слова Продолжение таблицы 2. Если шапка громоздкая, то ее можно не повторять. В этом случае пронумеровывают столбцы и повторяют их нумерацию на следующей странице, а заголовок таблицы не повторяют.


2.9. Оформление приложений

Вспомогательные, дополнительные и справочные материалы допуска-ется выносить в конец работы и оформлять в виде приложений. В прило-жения могут быть включены таблицы, диаграммы, рисунки, схемы и т.п.

Заголовок ПРИЛОЖЕНИЕ печатается на отдельном листе, за которым следуют, также на отдельных листах, сами Приложения с порядковыми номерами.

Каждое приложение следует начинать с нового листа с указанием справа на верху страницы слова Приложение и его порядковый номер. Порядковые номера приложений обозначаются арабскими цифрами без точки в конце. После слова Приложение следует цифра, обозначающая его порядковый номер, значок № не ставится, например: Приложение 5

Если приложение одно, оно обозначается Приложение.

Приложение должно иметь содержательный заголовок, который записывают симметрично относительно текста с приписной (Заглавной) буквы отдельной строкой без точки в конце.

Приложения должны иметь общую с остальной частью работы сквозную нумерацию страниц.


2.10. Оформление ссылок на литературные источники и нормативные акты


По тексту работы автор должен ссылаться на литературные источники. Это делается тогда, когда текст литературного источника цитируется дословно или когда используются мысли или идеи того или иного исследователя.

Ссылки на литературные источники заключаются в квадратные скобки, в которых проставляются номера источников из приводимого в конце работы списка литературы.

При использовании прямого цитирования в скобках приводится номер источника в списке литературы и, через запятую, страница. Например:

Текст [17, С. 42].

В случае использования косвенного цитирования в скобках приводится порядковый номер источника в списке литературы. Например: Текст [17].

Ссылки в тексте располагают перед точкой, запятой, двоеточием, тире, после многоточия, вопросительного и восклицательного знаков, кавычек и графического сокращения.

Подстрочные примечания помечаются цифрой  или символом * в тексте и воспроизводятся под чертой в конце страницы. Например:

________________________________________________________________

1 (или *) — указание источника или пояснительный текст.

Примеры оформления внутритекстовых ссылок


Прямое цитирование


Пример 1:

Здесь В.И. Ковалев, опираясь на концепцию В.Н. Мясищева, определил отношение ко времени не как рядоположенное другим отношениям (к людям, жизни, деятельности и т. д.), а как «сердцевину всех отношений личности» [86, С. 20], носящее ценностный характер.

Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому документу, то в начале ссылки указывается «цит. по» с указанием источника заимствования.

Пример 2:

«В зависимости от того, что отдельный человек считает в своей жизни самым важным, необходимым и существенным, как раз и образуется различное отношение к использованию каждым человеком времени собственной жизни и ее различная ценностно-временная ориентация» [цит. по: 5, С. 35].

Косвенное цитирование

Пример 3:

Однако они оказались оторванными от целого исследовательского направления, представленного Брагиной Н.Н., Доброхотовой Т.А., Забродиным Ю.М., Бороздиной А.В., Мусиной Н.А., Освальдом Я., Шервудом С. и др., в котором изучались нейрофизиологические, психофизиологические особенности временной организации человека [3, 128, 75, 46], а также процессуально - динамические и в этом смысле объективные временные характеристики самой психики, такие, как скорость запоминания, скорость реакций, темпы, ритмы нейрофизиологических, психофизиологических процессов, исследованные в работах Гримака Л.П., Эльконина Д.Т.,  Козиной Т.М., Узнадзе Д.Н. [23, 16, 72]. Этот уровень был охарактеризован только много лет спустя после разработки и создания в ряде исследований различных временных типологий [7].


2.10. Оформление списка использованной литературы


Большое значение для правильного оформления курсовой работы имеет составление списка использованной литературы.

В список литературы включают все использованные в работе источники в алфавитном порядке.

Список литературных источников содержит библиографическую информацию об использованных источниках и является составной частью справочного аппарата научной работы и помещается после текста Заключения.

Составление библиографического описания на­учного документа регламентируется государственным стандартом ГОСТ 7.1–84. (дата введения 1986–01–01), в котором установлены общие требования к описанию доку­мента и правила его составления.

Библиографическое описание документа состоит из приводимых в определенной последовательности фрагментов (областей описания). Каждый из них содержит сведения о конкретном признаке издания, статьи и т.п.

Сведения о книгах (монографиях, учебниках, учебных пособиях, справочниках и т.п.) должны включать: фамилию, инициалы автора (авторов), название, место издания, издательство, год издания и объем в страницах

В сведения о статье из периодической печати включают: фамилию и инициалы автора (авторов), название статьи, наименование издания (журнала), наименование серии (если она обозначена), место издания, издательство, год выпуска, том, номер издания (журнала), страницы, на которых помещена статья.

Источники должны располагаться в алфавитном порядке по первой букве фамилий авторов. Если несколько фамилий начинаются на одну букву, то в алфавитном порядке учитываются последующие буквы. Работы одного автора указываются в хронологическом порядке.

Указывается общее количество страниц в работе.

Если работа издана отдельной книгой, указывается общее количество страниц в книге; если работа помещена в собрании сочинений, в сборнике статей или в журнале, указываются (через тире) номера страниц, которыми начинается и оканчивается данная работа (глава; параграф);

ГОСТ 7.1-84 предусматривает применение следующих условных разделительных знаков:

. ‒ точка и тире
. точка
, запятая
: двоеточие
; точка с запятой
/ косая черта
// две косых черты
() круглые скобки
[ ] квадратные скобки
+ плюс
= знак равенства


Схема библиографического описания научного документа предполагает указание следующих сведений:

Фамилия и инициалы автора.

Основное заглавие
: сведения, относящиеся к заглавию (тематика, вид, жанр, назначение документа и т.п.)
/ сведения об ответственности (информация о редакторе, соста­вителе, организации, от имени которых опубликован научный до­кумент)

Сведения об издании (данные о повторности издания, его пере­работке и т.п.):

Место издания
: Издательство
. Дата издания

Объем (сведения о количестве страниц).


Названия книг, статей, журналов, газет, сборников, а также издательств пишутся без кавычек.

Место издания пишется сокращенно в 6-ти случаях: для Москвы – М., для Санкт-Петербурга – СПб, для Ленинграда – Л., для Ростова-на-Дону – Ростов н/Д, Нижнего Новгорода – Н. Новгород; New York – N.Y.; New Jersey – N.J.

Во всех остальных случаях указывается полное название города (Самара, Тверь и т.д.).

Слово «страница» в сносках обозначается одной прописной буквой: «С.», а не «стр.».

В ряде случаев, предусмотренных ГОСТом, допускается сокращенное написание слов (например: Собр. соч. и т.п.)*.


____________________________________________________________

* Образец оформления списка использованной литературы дан в При-ложении 2.



3. РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ И ЗАЩИТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ


Общее руководство и контроль выполнения курсовой работы осуществляет преподаватель соответствующей дисциплины, междисциплинарного курса или профессионального модуля.

В ходе консультаций студенту преподавателем разъясняются назначение и задачи, структура и объем, принципы разработки и оформления, примерное распределение времени на выполнение отдельных частей курсовой работы, даются ответы на вопросы студента.

По завершении студентом курсовой работы в сроки, утвержденные цикловой методической комиссией, руководитель проверяет, подписывает ее и вместе с письменным отзывом (копией) передает студенту для ознакомления и подготовке к защите.


3.1. Срок сдачи курсовой работы

Курсовая работа должна быть сдана в цикловую методическую комиссию для защиты и защищена в сроки, установленные учебным отделом колледжа.


3.2. Рецензирование курсовой работы

Курсовые работы подлежат обязательному рецензированию.

По всем курсовым работам должна выставляться итоговая отметка (отлично, хорошо, удовлетворительно или неудовлетворительно), которая заносится в ведомость.

Положительная отметка выставляется также в зачетную книжку студента.

Отметка за курсовую работу может быть поставлена по результатам выступления студента с докладом по теме курсовой работы на ежегодной студенческой межрегиональной научно-практической конференции колледжа.

Критериями оценки курсовой работы являются:


    • актуальность и степень разработанности темы;

    • творческий подход и самостоятельность в анализе, обобщениях и выводах;

    • полнота охвата первоисточников и научной литературы;

    • уровень овладения методикой исследования;

    • научная обоснованность и аргументированность обобщений, выводов и рекомендаций;

    • научный стиль изложения;

  • практическое применение результатов работы;

    • соблюдение требований к оформлению курсовой работы и сроков ее

исполнения.

Письменный отзыв на курсовую работу должен включать:


  • заключение о соответствии курсовой работы заявленной теме;

  • выполнение графика подготовки курсовой работы;

  • оценку качества выполнения курсовой работы;

  • оценку полноты разработки поставленных вопросов, теоретической и практической значимости курсовой работы;

  • итоговую отметку за курсовую работу.


В письменном отзыве на курсовую работу должны быть отмечены:

♦ степень раскрытия студентом темы работы;

♦ отличительные особенности работы, положительно ее характеризующие (нестандартный подход к анализу проблемы, изучение большого количества источников, анализ существующей практики и т.д.);

♦ недостатки работы (использование устаревшего или недостаточного круга источников, наличие ошибок или неточностей и т.д.);

♦ рекомендации по устранению ошибок в процессе защиты курсовой работы или при написании новой (в случае получения неудовлетворительной отметки).


3.3. Защита курсовой работы


Защита курсовой работы является обязательной и проводится за счет объема времени, предусмотренного на изучение дисциплины или профессионального модуля.

Курсовая работа оценивается по пятибалльной системе. Положительная итоговая отметка по дисциплине, междисциплинарному курсу или профессиональному модулю, по которым предусматривается курсовая работа выставляется только при условии успешной сдачи курсовой работы на отметку не ниже «удовлетворительно».

Результаты защиты курсовой работы вносятся в соответствующий раздел зачетной книжки студента.

Студентам, получившим неудовлетворительную отметку по курсовой работе, предоставляется право выбора новой темы курсовой работы или, по решению преподавателя, доработки прежней темы, и определяется новый срок для ее выполнения.

Студенты, не представившие в установленный срок курсовые работы, или не защитившие их по неуважительным причинам, считаются, имеющими академическую задолженность.

Выполненные курсовые работы после их защиты сдаются в цикловую методическую комиссию, где хранятся 2 года. После этого все курсовые работы списываются по акту.


3.3.1. Защита курсовой работы состоит в кратком докладе студента по выполненному проекту и ответах на поставленные вопросы.

В процессе защиты студент должен дать объяснения по существу представленной им работы и ответить на все замечания, отмеченные в рецензии.

Время для выступления ‒ 7 ‒ 10 минут. Обязательно вслух проговорите выступление заранее и отметьте затраченное время, чтобы скорректировать объем доклада.


3.3.2. Примерный план доклада на защите курсовой работы


Обязательными моментами доклада, требующими хотя бы краткого освещения в докладе, являются следующие:

1. Цель и задачи исследования.

2. Методы и методики.

3. Выборка (испытуемых, обследованных или респондентов): количество, состав по полу и возрасту, уровень образования, профессиональная принадлежность (если эта характеристика значима). Если были взяты экспериментальная и контрольная группы, то охарактеризовать их сходство и различие по существенным моментам.

4. Объект и предмет исследования.

5. Процедура исследования (в общих чертах).

6. Процедура обработки данных. Описание процедуры обработки данных необходимо только, в том случае, если использовалась оригинальная или малоизвестная методика. Часто достаточно лишь перечислить, какие именно показатели подсчитывались.

7. Основные результаты исследования. Лучше этот раздел структурировать в соответствии с последовательностью задач Вашего исследования.

8. Выводы. Это важнейшая часть выступления, она требует тщательного продумывания.


3.3.3. Типичные ошибки выступающего


1. Выступающий обстоятельно доказывает актуальность исследования.

Лучше исходить из того, что ваше выступление слушают и оценивают специалисты. Специалистам актуальность и новизна работы достаточно понятны без длительных объяснений.

2. Выступающий подробно характеризует современное состояние обсуждаемой проблемы.

Достаточно оценить состояние обсуждаемой проблемы, не переходя к развернутому анализу. При небольшом времени доклада обзор должен быть фрагментарным.

3. В докладе отсутствуют выводы или выводы изложены слишком кратко.

Выше уже было сказано о значении выводов. По сути, это то, для чего и проводилась работа. Если их нет, комиссия вправе полагать, что поставленная в исследовании цель не достигнута.


3.4. Параметры оценки доклада


1. Четкое, ясное изложение содержания. Следует избегать противоречивой информации.

2. Умение анализировать результаты, давать их интерпретацию, т.е. объяснять выявленные факты на языке научных понятий и закономерностей, а не только на языке зафиксированных проявлений или языке количественных характеристик.

3. Умение отвечать на вопросы, демонстрируя знание своей работы и знание современного состояния той проблемы, к которой работа относится.

4. Умение наглядно представить основные материалы исследования с помощью иллюстративного материала.

4. ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ, ДОПУСКАЕМЫЕ СТУДЕНТАМИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ И ОФОРМЛЕНИИ КУРСОВЫХ РАБОТ


1. Во введении студенты раскрывают понятия, разъясняют положения темы курсовой работы, т.е. кратко излагают содержание основной части курсовой работы.

2. В заключении студенты:

• делают общие, абстрактные выводы по работе, не представляя итоговую характеристику исследованным проблемам;

• поднимают проблемы, не затронутые в основной части работы;

• ограничиваются повторением сказанных ими во введении положений о значимости темы исследования для той или иной отрасли знаний и т.д.

3. Раскрывая тему курсовой работы, студенты не дают характеристику общих положений ее проблематики.

5. Студенты не разбивают главы на параграфы, и изложение материала становится сплошным. Ошибочна и иная тенденция – в курсовой работе выделяется 5 ‒ 10 параграфов, не объединенных в отдельные главы.

6. Студенты стремятся охватить все вопросы темы курсовой работы и существенно превышают ее объем.

В том случае, если тема курсовой работы широкая, многоаспектная, студенту достаточно во введении четко обозначить ее предмет – круг тех проблем, которые он затронет в курсовой работе.





















ПРИЛОЖЕНИЕ












































Приложение 1


ОБРАЗЕЦ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА КУРСОВОЙ РАБОТЫ


Комсомольский-на-Амуре филиал краевого государственного бюджетного

профессионального образовательного учреждения

«Хабаровский государственный медицинский колледж»

Министерства здравоохранения Хабаровского края



ЦМК «Общепрофессиональных дисциплин»



КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: Сестринская помощь пациенту с острой пневмонией

МДК 02.01. 03 «Сестринский уход в педиатрии»

ПМ. 02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном

процессах»


студентки 3 курса

специальности

34.02.01 Сестринское дело

группы С-32

очной формы обучения

Ивановой А.Б.


Научный руководитель:

преподаватель первой квалификационной категории

_____________ Халецкая Д.С.

Работа защищена

«____» _________ 2020 г.

Отметка: _________

Председатель ЦМК-2

____________ Романова Е.В.



Комсомольск-на-Амуре

2020

Приложение 2

Примеры библиографического описания

литературного источника


Библиографическое описание литературного источника зависит от его вида. Ниже излагаются правила описания наиболее типичных, чаще всего встречающихся при проведении исследования научных документов.

  1. Книги (один ‒ три автора)

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.‒ М.: Изд-во Смысл, Издательский центр «Академия», 2009.– 352 с.

Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии: Учебное пособие для студ. высш. учебн. заведений.‒ М.: Изд-во ВЛАДОС, 2005.– 144 с.

  1. Книги (более трех авторов)

Психологическое сопровождение выбора профессии. Научно-методическое пособие /Митина Л.М., Брендакова Л.В., Вачков И.В. и др./Под ред. Л.М. Митиной.‒ М.: МПСИ, Изд-во Флинта, 2005.– 184 с.

  1. Словари и справочники

Большой психологический словарь /Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко.‒ СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003.– 672 с. (Проект «Психологическая энциклопедия»)

  1. Многотомное издание

Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 томах. /Под ред. А.В. Запорожца и др.‒ М.: Педагогика, 1982. Т.1–6.

  1. Один том из многотомного издания

Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. /Под ред. В.В. Давыдова и В.П. Зинченко.‒ М.: Педагогика, 1986. Т.2: Развитие произвольных движений.– 296 с.


  1. Сборник трудов

Общая психодиагностика /Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина.‒ М.: Изд-во МГУ, 2007.– 356 с.

  1. Статья из журнала

Андрущенко Т.Ю. Диагностика принятия первоклассником нового возрастного статуса //Семейная психология и семейная терапия. ‒ 2010. ‒ № 3 ‒ С. 48–59.

  1. Статья из сборника

Беляускайте Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка //Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. ‒ М.: 2007.‒ С. 67–80.

  1. Глава из монографии

Столин В.В. Самосознание и проблема психологической помощи //Самосознание личности.‒ М.: МГУ, 2003. ‒ С. 231–270.

  1. Диссертация

Виноградова Е.В. Особенности межличностных отношений в детских домах и школах-интернатах: Дисс. канд. психол. наук.‒ М.,2002.– 135 с.

  1. Автореферат

Парнюк Н.В. Образ преподавателя в сознании студентов гуманитарных вузов: Автореф. дисс. канд. психол. наук: 19.00.01. ‒ СПб.: ЛГУ, 2003. – 23 с.

  1. Документ из Интернета

Сабитов Р.А. Основы научных исследований: Учебное пособие /Челябинский гос. Университет. Челябинск, 2002.– 138 с. (http://dis.finansy.ru)




37



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!