СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по организации гражданско-патриотического воспитания в летних оздоровительных лагерях

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по организации гражданско-патриотического воспитания в летних оздоровительных лагерях

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации гражданско-патриотического воспитания в летних оздоровительных лагерях»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ

ГРАЖДАНСКО–ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

В ЛЕТНИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЯХ.


Гражданско–патриотическое воспитание – это целенаправленный процесс по формированию у учащихся качеств гражданина и патриота.

Любовь к Родине, своей семье, своему дому, окружающей природе, к земле, на которой родился и живёшь, чувство сопричастности истории своего Отечества и ответственность за окружающую жизнь, сочувствие, потребность защищать своих близких и Родину, уважение к правам и свободам человека – воспитание этих качеств является одной из приоритетных образовательных задач, требующих для своего решения определённой системы педагогической деятельности.

Системность работы, прежде всего, подразумевает чёткое определение цели как ожидаемого результата деятельности и задач, решение которых поможет достижению поставленной цели.

Если конечный результат работы по гражданско–патриотическому воспитанию – формирование личности, обладающей качествами перечисленными выше, то задачи должны быть различными в зависимости от возраста, психолого–педагогических особенностей учащихся, от особенностей образовательной среды.

При составлении плана в летнем оздоровительном лагере с учётом возрастных особенностей ребят, решаются следующие задачи у учащихся начальной школы:

  • Формирование понятия о большой и малой Родине; первоначальные знания об истории Родины и замечательных людях, внесших вклад в историю России;

  • Формирование бережного отношения и уважения к жизни и всему живому.

  • Воспитание трудовых навыков и уважительного отношения к труду другого человека.

  • Воспитание навыков выполнения правил поведения в обществе.

  • Воспитание чувства сострадания, чуткости, честности и доброжелательности.

У учащихся средней возрастной группы:

  • Формировать гордость за Россию и желание что- либо сделать для неё, знакомство с историей Родины, её людьми.

  • Воспитывать интерес к своей родословной, к другим людям.

  • Формировать понятие о труде на благо Родины.

  • Воспитывать чувство коллективизма и соотносить свои действия с действиями окружающих людей.

Старший возраст учащихся:

  • Воспитывать стремление к созидательной деятельности на благо себя, своей семьи, общества, Родины;

  • Формировать высокий уровень духовного развития;

Воспитывать понимание наивысших ценностей жизни;

  • Дать понятие о роли семьи в жизни отдельного человека и в жизни общества;

  • Помочь осмыслить свои жизненные цели, свою жизненную позицию;

  • Воспитать способность к взаимодействию с окружающим миром;

  • Воспитать уважительное отношение к материальным ценностям и т.д.

Решение этих задач может быть достигнуто через разнообразные виды и формы деятельности.

Вот некоторые из них:

Тематические отрядные часыодна из основных форм работы воспитателя или вожатого. Такие часы можно проводить в форме встреч с интересными людьми, авторами книг и публикаций о данных событиях,

потомками людей, о которых идёт речь, учёными – историками, ветеранами ВОВ, в форме конкурсов знатоков данного исторического события.

Дни воинской славы – День России – 12 июня.

День памяти и скорби – 22 июня.

День Военно–Морского флота – 30 июля.

День Воздушно-десантных войск – 2 августа.

День Военно–воздушных сил – 20 августа.

День Государственного флага РФ – 22 августа.

Экскурсии и походытакая форма работы очень популярна и любима учащимися, но использовать её нужно не хаотично, а системно. Определить для каждой возрастной группы, какие музеи должны посетить обязательно, а какие желательно. Посещение музея предварить подготовительной работой (общим знакомством с историей и направленностью музея, с правилами поведения в музее), завершить посещение музея следует обобщением впечатлений увиденного. Подобная работа может вестись и при проведении экскурсий и походов.

Тимуровская работа – такая форма работы воспитывает у детей чувство сострадания, заботы и уважения к пожилым людям.

Военно–спортивные мероприятия - проводятся с целью повышения физического развития, привития морально – волевых качеств, формирование здорового образа жизни.

В период подготовки к летней лагерной смене должна быть проведена предварительная работа по созданию библиотеки и видео – фонотеки связанной с темой гражданско–патриотического воспитания, тематических выставок

Встречи с ветеранами – работа с окружным советом ветеранов войны и труда, проведение совместных мероприятий.

Эффективная организация гражданско – патриотического воспитания учащихся – это путь к духовному возрождению общества, восстановлению величия нашего Отечества. Пробудить в ребёнке любовь к Родине, к её героическому прошлому, развить в нём интерес и окружающему миру, воспитать в нём стремление сделать мир лучше, чище, счастливее – эти задачи, стоящие перед педагогами – организаторами воспитания в образовательном учреждении, могут быть решены только в условиях систематизированного воспитательного процесса.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ВОСПИТАТЕЛЯМ, ВОЖАТЫМ, РАБОТАЮЩИМ В ШКОЛЬНОМ ЛЕТНЕМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ

Вожатый создает благоприятные условия, позволяющие воспитанникам проявлять нравственную и гражданскую позицию, реализовывать их потребности и интересы, интересно и с пользой проводить свободное время. Вожатый заботится о жизни и здоровье, безопасности доверенных ему воспитанников, изучает и использует передовой опыт работы с детьми, организует досуг детей.

Что должен знать вожатый:

Вожатый должен знать Конвенцию о правах ребенка, возрастную и социальную педагогику и психологию, физиологию, гигиену, педагогику, детскую возрастную и социальную психологию отношений, индивидуальные и возрастные особенности детей, развитие интересов и потребностей воспитанников, основы творческой деятельности, методику поиска и поддержки талантов, досуговой деятельности, отдыха и развлечений, нормы и правила охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

  • Рекомендации по реализации культурно-воспитательной программы лагеря.

Массовые мероприятия являются значительным событием жизни летнего лагеря. Они необходимы для создания приподнятого эмоционального настроения, творчества, для организации взаимодействия детей. Тематика мероприятий рождается из детских предложений, которые отражают их прошлый опыт, поэтому такие праздники придумывают все вместе, их ждут.


  • Варианты планирования мероприятий:


1. Рекомендуется принять участие в запланированных массовых городских (районных) мероприятиях, а именно:

-праздник «Здравствуй, лето», посвященный Дню защиты детей,

-праздник «Пусть всегда будет солнце»,

-праздничная программа, посвященная Дню независимости России,

-акция ко Дню памяти и скорби «В зоне особого внимания»,

-концерт-реквием «И помнит мир спасенный»;


2. Возможно планирование мероприятий, связанных с памятными датами июня, а именно:

01.06 Международный день защиты детей

05.06 Всемирный день охраны окружающей среды

06.06 Пушкинский день России

12.06 День независимости России

22.06 День памяти и скорби, День летнего солнцестояния

24.06 День дружбы, единения славян, День изобретателя и рационализатора

26.06 День борьбы с наркоманией

27.06 День российской молодежи


3. Возможно планирование мероприятий, связанных с жизнью замечательных людей, рожденных в июне, а именно:

01.06 1804 Михаил Глинка, композитор

01.06 1844 Василий Полено, художник

05.06 1220 Александр Невский, князь, освободитель Руси

09.06.1672 Петр 1, император-преобразователь

10.06.1930 Илья Глазунов, живописец и график

11.06.1910 Жак Ив Кусто, океанограф

19.06.1924 Василь Быков, писатель

20.06.1934 Юрий Визбор, бард

21.06.1910 Александр Твардовский, писатель, поэт


  • Рекомендуемые массовые мероприятия летнего лагеря:

День знакомства, День русских традиций, День защитника окружающей среды, День наоборот, День рекордов, День Золушек, День принцев, День творчества, День чудес и т.д.

  • Рекомендуемые фестивальные мероприятия:

Фестиваль цирка, фестиваль кино, фестиваль танца, фестиваль песни, фестиваль сатиры, фестиваль театра, фестиваль спорта, фестиваль народного творчества, фестиваль сказок, фестиваль изящных искусств, фестиваль праздников, фестиваль здоровья.


  • Рекомендации по организации оздоровительных мероприятий с детьми, отдыхающими в лагере:

Рекомендуется проведение ежедневных утренних гимнастических зарядок и физкультминуток, а также проведение летних подвижных игр детворы на свежем воздухе.

Игры должны быть по силам всем участника, поэтому лучше устраивать такие соревнования, в которых участвуют все дети отряда. Если ребенок выбывает из игры, ждет своей очереди или проигрывает, он тут же начинает скучать и даже может обидеться. Чтобы этого не произошло, разделите всех участников соревнования или эстафеты на команды и к каждой прикрепите одного взрослого – чтобы тот следил за игрой и порядком. Тогда все будут заняты чем-то одновременно, и никто не почувствует себя забытым. Очень интересно играть командами, с одной стороны, это гораздо веселее, а с другой - это дает детям ощущение причастности к победе, даже тем, кто играет хуже других. Не заставляйте играть тех, кто не хочет, пусть они в это время займутся чем-то более для себя увлекательным – порисуют, полепят из пластилина.

Следите за здоровьем детей вместе с медицинскими работниками. Пожалуй, самым важным в работе является сохранение жизни и здоровья, поэтому необходимо оформить уголок по обеспечению безопасности жизнедеятельности, включающий в себя правила поведения в лагере, памятку для родителей, безопасные маршруты в лагерь и обратно домой, сигналы тревоги и действия при экстренной ситуации из здания, оказание первой помощи.


  • Рекомендации по организации совместной деятельности детей в каждом отряде:

При оформлении отрядных уголков необходимо дать волю детям в изобретательстве и творчестве и можно быть уверенным, что отрядные комнаты будут выглядеть ярко и необычно.

  • Предлагаем возможные рубрики для отрядного уголка:

Календарь, план на смену, сегодня, поздравляем, спорт, список отряда, в других отрядах, наша песня, наши достижения, добьемся, всякая всячина, очень важная информация, наше настроение, книга жалоб и предложений, законы отряда.

  • В большом калейдоскопе лагерных праздников есть два традиционных – праздник открытия и праздник закрытия.

  • В начале смены провести можно презентацию отряда, включающую представление отряда, его названия, девиза, песни, речевки. Придумайте с ребятами современное название вашему отряду, к примеру, это может быть республика или государство с правительством, государственной думой и различными министерствами ваших помощников.

  • В течение смены возможно ведение дневника-календаря событий, произошедших в отряде, т.е. ведение своеобразной летописи отряда. Для этого выберите в начале смены ребят, ответственных за выпуски этой летописи или стенных газет, ребят, которые увлекаются фотографированием.

  • Придумайте с ребятами праздники только вашего отряда, пусть ребята дадут этим праздникам свои названия.

  • Оформите уголок самоуправления (включает фамилии, имена детей, их обязанности, план работы). Желательно, чтобы каждый ребенок входил в один из органов детского самоуправления. Самым необходимыми органами самоуправления являются совет командиров, совет здоровья, совет спорта, редакционная коллегия. Можно выбрать и совет красоты, библиотекарей, ответственных за музыкальное оформление и т.д.


Возможные формы работы в летнем лагере:

Линейка

Огонек

Конкурсы: рисунков, поделок из природного материалов, талантов, сказочников «Жили-были», эрудитов, знатоков спорта, музыки, кинофильмов, поэзии, анекдотов, конкурс коллекционеров, «безумных идей», «Слабо!», «А ну-ка, мальчики!», «А ну-ка, девочки!»

КВН

Что? Где? Когда?

Проведение праздников, а именно:

День именинника

День смеха

День сказок

День игры и игрушки

Карнавал

Ярмарка поделок

Академия веселых затей

Открытие смены, праздник Нептуна, Мойдодыра, сладкоежки, мультипликации, закрытия смены.

Дело по секрету – «Уют»

Операция «Подарок друзьям»

Диспут

«Веселые старты»

«Спартакиада»

Экскурсии

Поход

Установите вместе с ребятами Законы вашего лагеря, к примеру:

Закон «ноль-ноль» (закон точности)

Закон «территории» (территориальное ограничение, бережливость, хозяйственность)

Закон зелени (охрана природы)

Закон поднятой руки (внимание, прошу слова)

Закон «рука об руку» (все делать вместе, сообща)

Закон доброго отношения

Закон уважения личности, чужого труда, чужого мнения




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!