СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по организации и выполнению практических работ обучающимися дисциплина: «МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации являются пособием для обучающихся ФКП образовательного учреждения № 243, изучающих дисциплину «Матермаловедение» с целью выполнения практической работы, содержат  общие указания, контрольные вопросы.

Данные методические рекомендации содержат общие требования к кратким теоретическим сведениям, инструкции по выполнению работы, правила техники безопасности, правила выполнения отчётов и получения оценки за проделанную работу. Методические рекомендации по выполнению  практических работ направлены на закрепление теоретических знаний на практике, выработку таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива, а также реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации и выполнению практических работ обучающимися дисциплина: «МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ»»

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ


федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение № 243 Федеральной службы исполнения наказаний














Методические рекомендации

по организации и выполнению практических работ обучающимися




дисциплина:

«МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ»


профессия

29.01.29 «Мастер столярного и мебельного производства».










г.Невьянск

2018г.

Методические рекомендации являются пособием для обучающихся ФКП образовательного учреждения № 243, изучающих дисциплину «Матермаловедение» с целью выполнения практической работы, содержат общие указания, контрольные вопросы.

Данные методические рекомендации содержат общие требования к кратким теоретическим сведениям, инструкции по выполнению работы, правила техники безопасности, правила выполнения отчётов и получения оценки за проделанную работу. Методические рекомендации по выполнению практических работ направлены на закрепление теоретических знаний на практике, выработку таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива, а также реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности. 


Автор: Мастер производственного обучения, преподаватель спецдисциплин ФКП образовательного учреждения № 243 Веньгин С. А.




СОДЕРЖАНИЕ



Пояснительная записка………………………………………

4

1.

Критерии оценки практической работы…………………….

6

2.

Перечень практических работ………………………………...

7

3.

Методика выполнения практических работ……………….

8


Практическая работа № 1…………………………………….

8


Практическая работа № 2……………………………………..

9


Практическая работа № 3…………………………………….

11

















Пояснительная записка


Методические указания по выполнению практических работ предназначены для закрепления теоретических знаний, приобретение необходимых практических навыков и умений по учебной дисциплине «Материаловедение».

Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование практических умений, необходимых в последующей учебной деятельности и жизни, а содержанием практических занятий является выполнение разного рода заданий.

На практических занятиях обучающиеся овладевают первоначальными умениями и навыками, которые будут использовать в профессиональной деятельности и жизненных ситуациях.

Наряду с формированием умений и навыков в процессе практических занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • подбирать и применять в работе основные конструкционные и вспомогательные материалы для изготовления столярных и мебельных изделий;

  • определять породы древесины, сортировать древесину по порокам, рационально использовать ее при изготовлении столярных и мебельных изделий;

  • хранить и сушить лесо- и пиломатериалы;

  • подбирать и применять в работе древесные материалы (шпон, фанеру, древесностружечные и древесноволокнистые плиты) для изготовления столярных и мебельных изделий;

  • подбирать и применять в работе крепежные изделия, арматуру, фурнитуру, стекольные изделия, зеркала и другие вспомогательные материалы;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • конструкционные и вспомогательные материалы для производства столярных и мебельных изделий;

  • строение дерева и древесины, ее физические, химические и механические свойства, специфику применения при производстве столярных и мебельных изделий;

  • основные породы древесины, их характеристику, пороки и сортность древесины, основы лесного товароведения;

  • правила хранения и сушки лесо- и пиломатериалов;

  • специфику и сортимент древесных материалов, область их применения;

  • специфику и сортамент крепежных деталей, арматуры, фурнитуры, стекольных изделий, зеркал и других вспомогательных материалов.


Данная дисциплина базируется на знаниях умениях и навыках, полученных обучающимися при изучении общепрофессиональных и общетехнических дисциплин. В процессе изучения прослеживается теснейшая связь с этими дисциплинами.

Методические указания по выполнению практических работ состоят из перечня практических работ, правил выполнения практических работ, списка литературы.

Для выполнения практической работы необходимо пользоваться рекомендованной литературой.

В дальнейшем методические указания могут перерабатываться при изменении рабочей программы учебной дисциплины.

  1. Критерии оценки практической работы


Оценка «5» (отлично) ставится, если работа оформлена правильно; правильно применены теоретические знания; если работа выполнена полностью, без ошибок; даны правильные ответы на заданные вопросы; сделаны необходимые выводы.


Оценка «4» (хорошо) ставится, если работа удовлетворяет основным требованиям к работе на оценку «5», но в ней допущены одна ошибка или не более двух недочетов; допущены ошибки при оформлении работы, работа выполнена небрежно; выводы сделаны недостаточно полно; даны ответы не на все вопросы.


Оценка «3» (удовлетворительно) ставится, если понятен поставленный вопрос, но в знаниях имеются пробелы, не мешающие выполнению основных требований, предусмотренных программой; если правильно выполнена 2\3 всей работы или допущено не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.


Оценка «2» (неудовлетворительно) ставится, если выполнено менее 2\3 работы или допущено больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3» и «4» не усвоены основные понятия по курсу учебной дисциплины.



  1. Перечень практических работ


1. Определение механических свойств различных пород древесины. Изгиб сухой и влажной древесины различных пород. Механическая обработка сухой и влажной древесины. Влияние плотности дерева на стойкость инструмента. Испытание древесины на скручивание.

2. Определение сортности древесины по внешним признакам. Влияние пороков при обработке древесных материалов на качество продукции.

3. Влияние свойств вспомогательных материалов в столярных изделиях.









3. Методика выполнения практических работ


Практическая работа №1.

Определение механических свойств различных пород древесины. Изгиб сухой и влажной древесины различных пород. Механическая обработка сухой и влажной древесины. Влияние плотности дерева на стойкость инструмента. Испытание древесины на скручивание


Цель: изучить:

  1. изучение механических свойств различных пород древесины.

  2. влияние влажности на механических свойств различных пород древесины.

  3. влияние плотности дерева на стойкость инструмента

  4. безопасные приемы труда

Время выполнения 20 ч.



Оснащение рабочего места: верстак, тиски, набор образцов из различной древесины различной степени влажности, столярный инструмент, справочный материал на мультимедийном оборудовании.


Основные теоретические положения.

Древесина имеет высокие механические и технологические характеристики, хорошо и просто обрабатывается, имеет высокую прочность при небольшой массе. При правильном проектировании, изготовлении и эксплуатации конструкции и изделия из древесины надежны и долговечны.


Перечень вопросов для допуска к практическому занятию:

  1. Что характеризуют механические свойства древесины?

  2. Понятие деформации. Виды деформаций?

  3. Дать понятие прочности, твердости, деформативности, ударной вязкости древесины. Предел прочности?

  4. Перечислить технологические свойства древесины?

  5. Типы влажности древесины. Способы измерения влажности?


Практические задания и рекомендации по их выполнению

Выполнение заданий необходимо начинать с изучения теоретического материала, руководствуясь справочной литературой. Определить степень влажности древесины различных пород весовым методом. Путем измерения линейных размеров образцов определить степень усушки древесины. Рассматривая образцы различных пород древесины определить по таблице её средние значения плотности и предела прочности.

Навести порядок на рабочем месте.


В результате изучения основных источников литературы обучающиеся также должны суметь ответить на поставленные вопросы:



Закрепить знания ответив на контрольные вопросы.

  1. Объяснить недостатки весового и элктровлагомерного методов измерения влажности.

  2. Назвать основные причины коробления древесины?

  3. Как изменяются линейные размеры пиломатериалов при разбухании

  4. Как изменяется предел прочности при растяжении вдоль и поперек волокон?

  5. Как изменяется способность к гнутью при увеличении температуры и влажности?


Основные источники:

Степанов Б.А. Материаловедение (Деревообработка). – М.: Академия, 2016.


Дополнительные источники:

  1. Амалицкий В.В. Деревообрабатывающие станки и инструменты. М.: Академия, 2017.

  2. Обливин В.Н. Охрана труда на деревообрабатывающих предприятиях. М.: Академия, 2016

  3. Рыкунин С.Н. Технология деревообработки. М.: Академия, 2016.

  4. Степанов Б.А. Справочник столяра и плотника. М.: Академия, 2016.



      

Практическая работа №2.


Определение сортности древесины по внешним признакам.

Влияние пороков при обработке древесных материалов на качество продукции.


Цель: изучить:

  1. определение сортности древесины по внешним признакам.

  2. влияние пороков при обработке древесных материалов на качество продукции. технологию разборочно-сборочных и измерительных работ;

  3. безопасные приемы труда.

Время выполнения 14 ч.


Оснащение рабочего места: верстак, тиски, набор образцов из различной древесины различной степени влажности, столярный инструмент, справочный материал на мультимедийном оборудовании.


Основные теоретические положения.

Пороками древесины называют отклонения строения древесины от нормального для данной породы, изменения внешнего вида, а также различные повреждения естественного и искусственного происхождения.


Перечень вопросов для допуска к практическому занятию:

  1. Перечислить группы пороков древесины по ГОСТ2140-81?

  2. Пороки формы ствола?

  3. Перечислить пороки строения древесины?

  4. Виды трещин, химической окраски, грибных поражений?


Практические задания и рекомендации по их выполнению

Выполнение заданий необходимо начинать с изучения теоретического материала, руководствуясь справочной литературой. Рассматривая и сравнивая различные образцы древесины определить и назвать выявленные дефекты древесины и определить её сортность. Результаты занести в таблицу.

№ образца

Порода древесины

Название порока

Описание порока

Сортность древесины







Навести порядок на рабочем месте.


В результате изучения основных источников литературы обучающиеся также должны суметь ответить на поставленные вопросы:


Закрепить знания ответив на контрольные вопросы.

  1. Как влияют различные дефекты на сортность древесины и пиломатериалов?

  2. Какие дефекты являются определяющими при определении сортности древесины?

  3. Как влияет нарушение технологии распиловки сушки и хранения на коробление пиломатериалов?



Основные источники:

Степанов Б.А. Материаловедение (Деревообработка). – М.: Академия, 2016.


Дополнительные источники:

  1. Амалицкий В.В. Деревообрабатывающие станки и инструменты. М.: Академия, 2017.

  2. Обливин В.Н. Охрана труда на деревообрабатывающих предприятиях. М.: Академия, 2016

  3. Рыкунин С.Н. Технология деревообработки. М.: Академия, 2016.

  4. Степанов Б.А. Справочник столяра и плотника. М.: Академия, 2016.



Практическая работа №3.

Влияние свойств вспомогательных материалов в столярных изделиях.


Цель: изучить:

  1. вспомогательные материалы в столярных изделиях.

  2. влияние свойств вспомогательных материалов в столярных изделиях.

  3. безопасные приемы труда.

Время выполнения 6 ч.


Оснащение рабочего места: верстак, тиски, набор образцов из различной древесины различной степени влажности, столярный инструмент, различные виды клеевых материалов, справочный материал на мультимедийном оборудовании.


Основные теоретические положения.

Клеи представляют собой составы для жесткого соединения различных материалов. При нанесении клея на соединяемые поверхности и плотном контакте этих поверхностей образуется прочное неразъемное соединение.


Перечень вопросов для допуска к практическому занятию:

  1. Назовите общие требования для всех клеев?

  2. Виды клеев по реакционной способности?

  3. Как подразделяются вспомогательные вещества?

  4. Что такое модификация клея?

  5. Вредные факторы при работе с клеями?


Практические задания и рекомендации по их выполнению

Выполнение заданий необходимо начинать с изучения теоретического материала, руководствуясь справочной литературой. Произвести склеивание образцов из различных пород древесины, используя при этом различные типы и марки клеев. При проведении данной операции руководствоваться инструкциями по применению данного вида клея. Произвести фиксацию клеевого соединения в струбцине на срок указанный в инструкции по применению. По истечению срока выдержки оценить качество склейки.

Результаты занести в таблицу:

№ образца

Порода древесины

Тип клея

Марка клея

Срок выдержки

Результат







Навести порядок на рабочем месте.


В результате изучения основных источников литературы обучающиеся также должны суметь ответить на поставленные вопросы:


Закрепить знания ответив на контрольные вопросы:

  1. Почему толстые клеевые швы имеют низкую прочность?

  2. Как влияет вязкость на жизнеспособность клея?

  3. Основные достоинства синтетических клеев?

Основные источники:

Степанов Б.А. Материаловедение (Деревообработка). – М.: Академия, 2016.


Дополнительные источники:

  1. Амалицкий В.В. Деревообрабатывающие станки и инструменты. М.: Академия, 2017.

  2. Обливин В.Н. Охрана труда на деревообрабатывающих предприятиях. М.: Академия, 2016

  3. Рыкунин С.Н. Технология деревообработки. М.: Академия, 2016.

  4. Степанов Б.А. Справочник столяра и плотника. М.: Академия, 2016.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!