СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по организации научно-исследовательской деятельности студентов и обучающихся ГАПОУ ЧАО «Чукотский многопрофильный колледж»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации помогут обучающимся при организации научно-исследовательской деятельности студентов и обучающихся в ГАПОУ ЧАО "ЧМК"

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации научно-исследовательской деятельности студентов и обучающихся ГАПОУ ЧАО «Чукотский многопрофильный колледж»»

ГАПОУ ЧАО «ЧМК»


УПРАВЛЕНИЕ ДОКУМЕНТАЦИЕЙ


СТО СМК 4.2.01 - 2022

Лист 2/19


Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Чукотского автономного округа

«Чукотский многопрофильный колледж»

(ГАПОУ ЧАО «ЧМК»)



УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по НМР

______________ /Николаенко Т.М.

от «03» октября 2022г.









Методические рекомендации по организации научно-исследовательской деятельности студентов и обучающихся ГАПОУ ЧАО «Чукотский многопрофильный колледж»

СОСТАВИТЕЛИ

Заместитель директора по НМР, к.вет.н, доц. ___________/Николаенко Т.М.

















Анадырь

2022


СОДЕРЖАНИЕ

1.

Общие положения

3

2.

Научно-исследовательская деятельность студентов и принципы её организации

3

3.

Основные этапы и формы организации научно-исследовательской деятельности студентов

5

4.

Управление научно-исследовательской деятельностью студентов

13

5.

Список использованной литературы

15











1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Повышение роли человеческого фактора в различных сферах жизни и деятельности общества обусловливает усложнение требований, предъявляемых к уровню профессионализма выпускников среднего профессионального образования. Повсеместно наблюдается спрос на высококвалифицированных специалистов, способных решать сложные задачи, прогнозировать и моделировать результаты собственной профессиональной деятельности, искать пути и средства самореализации в условиях практической, самостоятельной работы.

Многие из работодателей отмечают низкий уровень готовности будущих специалистов к выполнению профессиональных функций, нестандартному решению производственных вопросов. Недооценка научного подхода к решению профессиональных задач позволяет прийти к выводу о том, что в подготовке кадров все еще не полностью используется потенциал научно-исследовательской деятельности.

2. Научно-исследовательская деятельность студентов и принципы её организации

Одним из важнейших условий подготовки мобильных специалистов является интеграция в процессе обучения двух видов деятельности - научной и образовательной.

В период становления информационного общества происходит:

  • вхождение научных достижений в повседневную и обыденную жизнь;

  • наука и научные методы стали неотъемлемой частью многих традиционных специальностей;

  • вхождение научной деятельности в качестве «функциональной обязанности» рядовых специалистов во многих профессиях;

  • невозможность эффективного карьерного роста без использования научных методов обработки информации и принятия профессионально важных решений и др.

Следовательно, овладение опытом исследовательской деятельности для современного специалиста означает развитие «...способностей, позволяющих легко приспособиться к окружающей среде, воспользоваться её выгодами и преимуществами и устроить себе комфортную и обеспеченную жизнь» [2].

Действительно, повседневная практическая деятельность человека «...сродни научному творчеству» [2]. Прежде чем выполнить любой вид деятельности, человек прогнозирует и проектирует цель, продукт, технологию и следствия. Поэтому опыт исследовательской деятельности востребован в практической жизни, особенно в ситуациях, характеризующихся неопределённостью и непредсказуемостью, когда приходится действовать не по готовым алгоритмам а, сталкиваясь с новыми условиями, принимать нестандартные решения и прогнозировать их последствия.

Занятия наукой содействуют формированию основных компонентов готовности будущих специалистов к профессиональной мобильности.

Не случайно, научно-исследовательские компетенции, лежащие в основе познания окружающего мира, исследования его объектов, явлений и процессов, входят, в соответствии с ФГОС, в число общих компетенций, которые особенно актуальны в ситуации множественного выбора, динамики перемен, многочисленных проблем свойственных современной действительности [4]. Они рассматриваются как важнейшие способности человека к самостоятельному познанию, к разрешению проблем, к оптимальному выбору стратегий поведения и деятельности.

Поэтому базовыми компонентами научной деятельности должен овладеть каждый, чтобы стать «творцом» своей жизни.

Научному исследованию обычно предшествует возникновение проблемной ситуации, когда практика сталкивается с необходимостью решения насущных задач, не имеющих в данный момент теоретического решения.

Проблемная ситуация порождает проблему. Если проблемная ситуация является движущей силой исследования, то проблема - ее исходной, начальной точкой.

Проблемные ситуации можно классифицировать на:

  1. проблемные ситуации, созданные преподавателем при изучении нового материала, результатом которых является новое знание, сообщаемое преподавателем;

  2. проблемные ситуации, возникающие при изучении нового материала и основанные на реальных противоречиях науки (могут иметь и не иметь разрешения). Они способствуют развитию познавательных потребностей и интереса студентов к научно-исследовательской деятельности;

  3. проблемные ситуации, возникающие в ходе рассуждения студентов. Результатом таких ситуаций является формирование процессов теоретического мышления, (анализ, обобщение, синтез, конкретизация, и др.), на базе которых осуществляется формирование умений научно-исследовательской деятельности.

Выделенные проблемные ситуации способствуют активизации научно-исследовательской деятельности.

Развитие способностей к научному творчеству всегда являлось составной частью образования.

Основными принципами организации научно-исследовательской деятельности студентов, при формировании готовности к профессиональной мобильности, являются:

  • развитие потребности в творческой самореализации в рамках профессиональной деятельности;

  • закрепление теоретических знаний;

  • формирование умения обрабатывать информацию;

  • формирование основ научно-исследовательской деятельности как составляющей общих компетенций: умение анализировать и систематизировать поступающую информацию; выявлять проблему; планировать этапы исследовательской работы; проводить исследования; анализировать и обобщать полученные результаты и др.;

  • развитие коммуникативной и корпоративной компетенции при совместной научной деятельности.

3. Основные этапы и формы организации научно-исследовательской деятельности студентов

При различных подходах формирования интереса к научно-исследовательской деятельности [3; 6], можно выделить инвариантную основу, в состав которой входят следующие умения:

  • формулировать проблему исследования;

  • ставить цели и задачи исследования;

  • определять объект и предмет исследования;

  • выдвигать гипотезу исследования и предлагать пути её проверки, отличать гипотезы от научных теорий;

  • выбирать и использовать методы исследования;

  • работать с информацией (находить информацию и критически ее оценивать; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную информацию; различать в информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории, аргументы и выводы);

  • выполнять наблюдения, измерения, описания, эксперименты, анализировать явления;

  • делать выводы на основе экспериментальных данных;

  • дискутировать и отстаивать свою точку зрения;

Для успешного формирования научно-исследовательских компетенций необходимо:

  • привлечение студентов к активной научной работе на ранних этапах обучения;

  • участие студентов первых курсов в работе научных семинаров, научных конференций преподавателей, что способствует погружению в научно-исследовательскую деятельность с первых дней обучения;

  • предоставление возможности студентам осуществления научных исследований не только по профилю выбранной специальности, но и по другим профессиональным областям.

Научная работа не является самоцелью. Навыки, полученные в ходе освоения подобных курсов, служат основой дальнейшей учебно-профессиональной деятельности студента, что крайне важно при формировании готовности к профессиональной мобильности. Большинство студентов воспринимают свое участие в исследовательской работе как подготовку к будущей практической деятельности. Поэтому большинство исследований, лежащих в основе выполнения курсовых и дипломных работ, носят практико-ориентированный характер. Это позволяет выбирать тематику этих работ в контексте проблем города, региона.

Организация научно-исследовательской работы опирается на следующие положения:

  • это важнейшее средство повышения качества подготовки специалистов, способных к профессиональной мобильности в социально-экономических условиях информационного общества.

  • это одно из основных компонентов системы содействия формированию и развитию готовности к профессиональной мобильности.

  • это возможность развития новых методических подходов, организационных форм, использования новых стимулов, накопления, анализа и внедрения практического опыта.

  • это один из компонентов образовательного процесса, который способствует повышению образовательного уровня специалистов и их конкурентоспособности при трудоустройстве.

Общими принципами организации научно-исследовательской деятельности (далее – НИДС) студентов могут быть:

  1. НИДС выполняется в кружках студенческого научного общества (СНО), которые функционируют при отделениях, методических объединениях.

  2. Темы НИДС могут быть связаны:

  • с углубленным изучением отдельных разделов лекционного материала;

  • разработкой компьютерных программ и использованием их в учебном процессе для совершенствования преподавания общеобразовательных, общепрофессиональных и специальных дисциплин;

  • с тематикой работ отделения, методического объединения, возможен также вариант, когда студент сам предлагает тему своей работы.

В качестве основных направлений организации научно-исследовательской деятельности студентов можно сформулировать следующее:

  • повышение качества учебного процесса за счет совместного участия студентов и преподавателей в выполнении различных видов НИР;

  • участие студентов в исследованиях;

  • развитие у студентов способностей к самостоятельным суждениям и выводам;

  • повышение результативности НИДС;

  • активизация участия преподавательского состава в организации и руководстве НИДС.

Исследовательская деятельность студентов в колледже может осуществляться на двух уровнях:

  • учебно-исследовательская деятельность в ходе аудиторных и внеаудиторных занятий, предусмотренная учебным планом, программами учебных дисциплин. К данному уровню исследований также относится выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ;

  • исследования, осуществляемые в рамках Научного студенческого общества. Данные исследования осуществляются на основе разработанных исследовательских программ.

Существуют различные виды организации научно-исследовательской деятельности студентов:

Каждое из вышеперечисленных направлений имеет свои цели. В рамках профессиональной подготовки специалиста, выполнение их способствует становлению и повышению исследовательской культуры личности студента, а также их профессиональной компетентности.

В зависимости от содержания и порядка осуществления НИДС по отношению к учебному процессу, можно классифицировать эту деятельность по следующим основным видам:

1. Научно-исследовательская работа, встроенная в учебный процесс, которая предусматривает следующие организационные формы:

  • выполнение индивидуальных заданий (рефератов), лабораторных работ, курсовых и дипломных работ/проектов;

  • выполнение конкретных нетиповых заданий в период производственной практики;

  • планирования и организации научного эксперимента, обработки научных данных.

2. Научно-исследовательская работа, дополняющая учебный процесс.

3. Научно-исследовательская работа, параллельная учебному процессу.

Основными наиболее действенными организационными формами НИДС являются:

  • студенческие научные группы по проблемам;

  • участие студентов в состязательных мероприятиях различного уровня (региональные, всероссийские, международные): научные семинары, конференции, симпозиумы, смотры/конкурсы, олимпиады по дисциплинам и специальностям;

  • организация специальных факультативов, курсов, программ с группами наиболее способных и мотивированных к науке студентов;

  • введение курса «Основы научных исследований» во все учебные планы с целью подготовки студентов к выполнению самостоятельной научной работы путем привития им умений, навыков выполнения научно-исследовательских работ (НИР), ознакомления с методами НИР;

  • привлечение студентов к различным видам участия в инновационной деятельности.

Система НИДС должна обеспечивать непрерывное участие студентов в научной работе в течение всего периода обучения. Важным принципом такой системы является преемственность ее методов и форм от курса к курсу, от одной учебной дисциплины к другой, от одних видов учебных занятий и заданий к другим. При этом необходимо, чтобы сложность и объем приобретаемых студентами знаний, умений и навыков в процессе выполняемой ими научной работы возрастали постепенно.

Например, на 1-м и 2-м курсах может быть полезна реферативная работа и исследования в рамках лабораторных, курсовых работ, т.е. происходит обучение студентов элементам исследовательского труда, привитие им навыков этого труда. Наиболее удобной является форма исследовательской работы в студенческих исследовательских группах, кружках. Группа или кружок объединяют студентов, проявляющих интерес к одной и той же дисциплине, и могут функционировать как на временной, так и на постоянной основе.

Наряду с кружковой формой организации исследовательской работы широко распространённой формой является работа в составе педагогических мастерских. Студенты в педагогических мастерских заняты разработкой какой-либо одной, общей для всей группы проблемы. Как правило, педагогическая мастерская состоит из 6-15 человек и функционирует под руководством опытного педагога. В педагогической мастерской могут заниматься студенты разных курсов и специальностей.

Основными формами представления исследовательской работы являются:

  • курсовая работа;

  • учебно-исследовательский проект;

  • доклад;

  • сообщение по теме;

  • дневник педагогических наблюдений;

  • алгоритм решения конкретной задачи;

  • конструкция дидактического средства;

  • аннотированный библиографический список;

  • терминологический словарь;

  • реферат;

  • аннотация;

  • план решения проблемы (простой или сложный).

На 3-м курсе должно стать обязательным активное участие в конференциях, конкурсах научных работ. Усложняются задачи и формы научно-исследовательской работы, увеличивается их объем. Работа приобретает все более ярко выраженный творческий характер. На 4-м курсе должно стать обязательным участие в комплексных дипломных и курсовых проектах.

Основными формами представления исследовательской работы на данном уровне являются:

  • исследовательский проект;

  • научный отчёт;

  • программа;

  • словарь;

  • справочное издание;

  • доклад;

  • статья;

  • выступление;

  • курсовая работа/проект;

  • выпускная квалификационная работа;

  • и др.

Лучшие студенческие работы направляются на региональные, республиканские и всероссийские конкурсы.

Результативность научной работы во многом определяется своевременным стимулированием (моральным, социальным и материальным) студентов, участвующих в научно-исследовательской работе, преподавателей и сотрудников, руководящих научной работой студентов.

Основными формами стимулирования являются:

  • учет результатов, полученных в процессе выполнения научной работы, при оценке знаний на зачетах, экзаменах;

  • поощрения за публикацию работ;

  • выдвижение на конкурсной основе наиболее одаренных студентов на соискание Губернаторской и именных стипендий;

  • представление лучших студенческих работ на конкурсы, выставки и другие организационно-массовые мероприятия, предусматривающие награждение победителей;

  • соответствующие меры материального и морального поощрения преподавателей и сотрудников;

  • финансовая и материально-техническая поддержка кафедр отделений, методических объединений, активно работающих в системе НИДС.

За успехи, достигнутые в научно-исследовательской работе и организации системы НИДС, студенты, преподаватели могут награждаться почетными грамотами, дипломами, ценными подарками, премироваться денежными премиями.

Престижно, если награды вручаются на общем мероприятии. Например, приказ зачитывает председатель Методического совета, а вручает грамоты, дипломы, премии и объявляет благодарности директор образовательного учреждения. Результаты научно-исследовательской деятельности представляются на страницах периодического издания, сайта ОУ, Департамента образования.

Все составляющие звенья учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности студентов представляют собой сложный и взаимосвязанный процесс, результативность которого определяется системным подходом к его организации.

Системный подход предусматривает определение целей и задач научной работы, создание концепции (основных направлений, стратегии их реализации, программы и методики) подготовки будущих педагогов к научно-исследовательской деятельности; определение структурных компонентов этой системы; установление характера взаимосвязи между ними; выявление уровней и критериев оценки результативности научной работы; выбор форм, методов, средств реализации намеченной программы; приемов рефлексирующей, диагностирующей и корректирующей деятельности студентов в области научного поиска.

Реализация системного подхода предполагает поэтапное решение задач: выработка концептуальных положений, создание материальной и научно-методической базы; разработка графика научной работы в соответствии со спецификой факультета и границами учебного процесса; обеспечение грамотным научным руководством студентов; включение их в учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую деятельность с учетом уровня их подготовленности и опыта научной работы.

Решение проблемы эффективной организации исследовательской деятельности студентов ОУ должно осуществляться поэтапно.

На первом этапе необходимо разработать целевые программы повышения квалификации, организации модульных курсов для преподавательского состава по управлению исследовательской работой студентов, систему повышения квалификации преподавательских кадров в режиме семинаров-практикумов.

На втором этапе создать Временный научно-исследовательский коллектив по разработке внутренней документации. В итоге должно быть определено содержание пакета научно-методической и учебно-методической документации, способной обеспечить нормативные предпосылки для системной организации учебно-исследовательской работы студентов.

На третьем этапе осуществляются проектные действия:

  • разрабатывается и апробируется алгоритм работы с педагогическим коллективом по формированию системы требований к содержанию учебно-исследовательской деятельности студентов;

  • выделяются пути и формы установления профессиональных связей в области исследовательской деятельности с социальными партнерами, ВУЗами, СУЗами.

Эффективность разработанной системы организации учебно-исследовательской деятельности студентов в ОУ может быть подтверждена следующими результатами:

  • качество защиты курсовых и выпускных квалификационных работ;

  • участие студентов в конференциях, олимпиадах, конкурсах разного уровня;

  • награждение исследовательских работ студентов дипломами и грамотами областных, региональных и всероссийских конференций.

4. Управление научно-исследовательской деятельностью студентов

Задача образовательного учреждения состоит в том, чтобы сократить период адаптации студентов к учебно-исследовательской и научной работе. Решение этой задачи возможно в том случае, если с первых дней пребывания в колледже студент будет активно участвовать в разнообразных формах научной работы, проводимых отделениями, методическими объединениями.

Успешность и результативность научной работы в первую очередь определяется созданием органа управления, который призван определить цель, задачи, основные направления научной деятельности, задачи, формы, методы и средства их реализации.

Таким органом может выступать научно-методический совет (НМС). Научно-методический совет определяет содержание работы по годам обучения и по направлениям работы. Главная его цель: обеспечение условий для формирования личности будущего специалиста, способного и готового к научно-исследовательской деятельности. В рамках организации НИДС научно-методический совет координирует научную работу методических объединений, курсов, планирует общие мероприятия, направленные на формирование положительной мотивации и позитивного отношения студентов к исследовательской работе.

Организация НИДС осуществляется через научное студенческое общество. Основной целью научного студенческого общества является организационно-координационное руководство деятельностью системы НИДС.

Научное студенческое общество (НСО) является формой добровольного объединения студентов. НСО содействует проведению научных исследований студентов и публикации результатов их деятельности в различных изданиях, осуществляет взаимодействие с научными студенческими организациями других образовательных учреждений.

Большое значение придается проведению олимпиад и конкурсов в рамках предмета, профессии/специальности. Их цель: проверить уровень знаний и способности решать нестандартные задачи профессиональной направленности. Конкурсы на лучшую научную работу проводятся в разнообразных формах выражения научного результата: реферат, научная статья, макеты, плакаты, компьютерные программы, творческие работы. Требования по их проведению формулируются в «Положении», где четко определяются задачи конкурса, его содержание, сроки, критерии оценки и формы поощрения победителей. Для объективной оценки результатов конкурсных работ создаются комиссии экспертов по разным направлениям: литературно-языковедческие, естественно-математические, технические, художественно-эстетические. Конкурсные работы, занявшие призовые места рекомендуются на итоговую научно-практическую студенческую научную конференцию, которая проводится ежегодно в конце учебного года. Лучшие работы публикуются в сборнике студенческих работ.

Таким образом, научно-исследовательская деятельность - это сложный компонент учебной работы, который включает в себя совокупность мотивационной сферы студента, обеспечение которой берет на себя педагог, методов и форм научного познания, необходимых для полноценного исследовательского процесса.

Для этого в образовательном учреждении должна быть создана образовательная среда, направленная на развитие познавательного интереса и самостоятельности студентов, выявлены возможности проблемного обучения в формировании готовности студентов к научно-исследовательской деятельности:

  • ориентация на потенциальные возможности личности;

  • осознание студентами ценности и смысла научно-исследовательской деятельности;

  • превращение студента в субъекта исследовательской деятельности в процессе поиска путей разрешения проблемных ситуаций;

  • организация субъект-субъектных отношений между преподавателем и студентами.

Вся деятельность по организации научной работы студентов должна носить системный характер и решаться на основе системного подхода.

Конечным результатом учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности в образовательном учреждении является формирование личностных качеств студента, его мотивации, рефлексии и самооценки.

5. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гавров С.Н., Никандров Н.Д. Образование в процессе социализации личности//Вестник УРАО, 2008. – С. 21-29.

  2. Балашов В.В., Лагунов Г.В., Малюгина И.В., Масленников В.В. Организация научно-исследовательской деятельности студентов в России. Монография: в 3 ч. - М., 2007. – 65 с.

  3. Ольховая Т.А. Развитие студентов как субъектов научно-исследовательской деятельности//Международный журнал экспериментального образования, 2010. - №11. – С. 122.

  4. Логинова А.В. Самостоятельная работа студентов как важная часть подготовки компетентного специалиста//Вестник СПО, 2010. – №2. – С. 4.

  5. Середенко П.В. Развитие исследовательских умений//Среднее профессиональное образование, 2008. – №8. – С. 125-128.

  6. Завражин А.В., Шубина И.В. Научно-исследовательская компетентность студента как основа профессиональной деятельности специалиста//Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО, 2011. – №5. – С. 14-20.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!