СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по организации практических занятий 18.01.28 Оператор нефтепереработки

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации практических занятий 18.01.28 Оператор нефтепереработки»

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение

«Оренбургский государственный колледж»









Родина Е.А









Методические рекомендации по организации

практических занятий






Дисциплина: Родная русская литература

Профессия: 18.01.28 «Оператор нефтепереработки»




















Оренбург 2023 г.



Рассмотрено на заседании МЦК преподавателей общеобразовательных дисциплин

Председатель МЦК_________/Илларионова Л.А./







Составитель: Родина Е.А.




Методические рекомендации по организации практических работ по дисциплине Родная русская литература являются частью программы подготовки квалифицированных кадров по профессии: 18.01.28 «Оператор нефтепереработки».






































Содержание


Темы практических занятий

1

Практическое занятие №1. Анализ романа М.А. Булгакова «Белая гвардия»

2

Практическое занятие №2. Тема родины в поэзии Н.М. Рубцова

3

Практическое занятие №3. В.Т.Шаламов. Проблематика и поэтика «Колымских рассказов»

4

Практическое занятие №4. Нравственная проблема повести «Завтра была война»

5

Практическое занятие №5. Летопись народной жизни в тетралогии «Братья и сестры»

6

Практическое занятие №6. Нравственные проблемы в рассказе «Царь- рыба».

7

Практическое занятие  №7. Нравственная проблематика пьесы «Валентин и Валентина»

















































Введение


УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!


Методические рекомендации по дисциплине Родная литература – для выполнения практических работ созданы Вам в помощь для работы на занятиях, подготовки к ним, правильного составления проектов документов.

Приступая к выполнению практической работы, Вы должны внимательно прочитать цель и задачи занятия, ознакомиться с требованиями к уровню Вашей подготовки в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами третьего поколения, краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме практической работы, ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.

Наличие положительной оценки по практическим работам необходимо для получения допуска к зачету, поэтому в случае отсутствия на уроке по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за практическую работу Вы должны найти время для ее выполнения или пересдачи.


Внимание! Если в процессе подготовки к практическим работам или при решении задач у Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений.




Желаем Вам успехов!!!



Практическое занятие №1. Анализ романа М.А. Булгакова «Белая гвардия»


Цель: научиться грамотно анализировать художественное произведение.

Задание:

  1. Прочитайте произведение.

  2. Расскажите об истории создания произведения.

  3. Выпишите в тетрадь характеристики главных героев.

  4. Расскажите об особенностях композиции произведения.

  5. Расскажите об особенностях сюжетной линии.

  6. Какие темы, проблемы и идеи затрагивает автор в своем произведении.

  7. Напишите отзыв о прочитанном.

Критерии оценивания.

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок или с 1-2 ошибками.

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более 3-4 ошибок.

Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при наличии 5-6 ошибок.

Оценка 2 ставится за работу, в которой более 6 ошибок или отсутствует работа вовсе.


Практическое занятие №2. Тема родины в поэзии Н.М. Рубцова


Цель: развивать умение интерпретировать и анализировать стихотворения, аргументировать свой ответ, выразительно читать стихотворения.

Задание: проанализируйте стихотворение по заданной схеме

-История создания стихотворения.

-Смысл названия.

-Тема, идея, проблема.

-Жанровая принадлежность.

-Образ лирического героя.

-Средства художественной выразительности.

-Эмоции и переживания, вызванные прочтением данного стихотворения.

Критерии оценивания.

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок или с 1-2 ошибками.

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более 3-4 ошибок.

Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при наличии 5-6 ошибок.

Оценка 2 ставится за работу, в которой более 6 ошибок или отсутствует работа вовсе.


Практическое занятие №3. В.Т.Шаламов. Проблематика и поэтика «Колымских рассказов»


Цель: развивать умение интерпретировать и анализировать предложенные произведения писателя, аргументировать свой ответ, участвовать в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

Задание:

1. Прочитайте рассказ В.Т. Шаламова «Сгущенное молоко».

2. Устно ответьте на все представленные вопросы практической работы, подготовьте письменный ответ на 5 вопросов (по выбору студента).

– Кто такой Шестаков?

– Почему рассказчик называет его «счастливцем»?

– Что предложил Шестаков? О чем шел разговор?

– Почему рассказчик обращает внимание на носки Шестакова? Почему именно шахматные носки?

– Какие у вас возникают ассоциации?

–Объясните, почему рассказчик вдруг испугался Шестакова?

– Согласны ли вы, что его страх не заблуждение? Почему?

– Мог ли действительно Шестаков достать консервы? Почему?

– Почему Шестаков так спокойно отреагировал на отказ рассказчика?

– Дайте 3 объяснения, почему рассказчик отказался от побега?

– Согласны ли вы, что он поступил правильно?

– Почему Шестаков не отомстил? Не донес на него начальству?

– Как вы считаете – виноват ли автор, что не предупредил других о побеге?

– Можно ли это назвать местью?

– Как вы считаете, о какой расплате идет речь? Кто расплатился и кто поплатился?

– Какой мир изобразил автор, по каким законам этот мир существует?

– На какие качества героев рассказчик обращает внимание?

- Какую мысль Шаламов хотел донести до читателя?

– Что чувствовал наш герой в тот момент, когда вспоминал о сгущенном молоке?

– Почему Шаламов выбрал такое название для своего рассказа?

– Какие чувства вы испытали за время прочтения рассказа?

– Можно ли, на ваш взгляд, общественно-историческими условиями оправдать человеческую жестокость.

Критерии оценивания.

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок или с 1-2 ошибками.

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более 3-4 ошибок.

Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при наличии 5-6 ошибок.

Оценка 2 ставится за работу, в которой более 6 ошибок или отсутствует работа вовсе.


Практическое занятие №4. Нравственная проблема повести «Завтра была война».


Цель: развивать умение интерпретировать и анализировать предложенное произведение писателя, аргументировать свой ответ.

Задание:

1. Прочитайте произведение.

2. Расскажите об истории создания произведения.

3. Выпишите в тетрадь характеристики главных героев. Заполните таблицу.

Герой повести

Характеристика

Искра Полякова


Вика Люберецкая


Зина Коваленко


Артём Шефер

решительный и трудолюбивый юноша с сильным и волевым характером, четко представляющий, чего он хочет добиться в жизни;

Саша Стамескин


Лена Бокова



1. Расскажите об особенностях композиции произведения.

2. Расскажите об особенностях сюжетной линии.

3. Какие темы, проблемы и идеи затрагивает автор в своем произведении.

4. Напишите отзыв о прочитанном произведении.

Критерии оценивания.

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок или с 1-2 ошибками.

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более 3-4 ошибок.

Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при наличии 5-6 ошибок.

Оценка 2 ставится за работу, в которой более 6 ошибок или отсутствует работа вовсе.


Практическое занятие №5. Летопись народной жизни в тетралогии «Братья и сестры».


Цель: развивать умение интерпретировать и анализировать предложенное произведение писателя, выражать собственную точку зрения.

Прочитайте произведение.

Запишите в тетрадях определение.

Тетралогия – ( от греч. tetra - четыре и logos - слово) –произведение одного автора, состоящее из четырех самостоятельных, 

имеющих особые заглавия частей, которые объединяет общий замысел, а также, 

как правило, персонажи, переходящие из одной части в другую.

Подготовьте ответы на вопросы. Письменно.

  • Какая мысль пронизывает все произведение, определяет пафос романа «Братья и сестры»?

  • Какие конфликты в романе «Две зимы и три лета» писатель выдвигал на первый план? Кроме социальных проблем, о чем еще роман?

  • К кому обращает свои названия автор тетралогии?

  • Что каждый из вас открывает на страницах тетралогии?

Критерии оценивания.

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок или с 1-2 ошибками.

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более 3-4 ошибок.

Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при наличии 5-6 ошибок.

Оценка 2 ставится за работу, в которой более 6 ошибок или отсутствует работа вовсе.




Практическое занятие №6.Нравственные проблемы в рассказе «Царь – рыба».


Цель: развивать умение интерпретировать и анализировать предложенное произведение писателя, аргументировать свой ответ, участвовать в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

Задания:

В центре нашего внимания рассказ «Царь - рыба». Он дал название всему сборнику, став средоточием всех философско-нравственных мыслей автора.

1.Подготовьте краткий пересказ главы.

2. Подготовьте ответы на вопросы, обращаясь к тексту.

– Кто его герой?

– Как жители поселка относятся к Игнатьичу?

– Какие взаимоотношения Игнатьича с младшим братом Командором?

Чтение и анализ эпизода «Поединок человека с царь-рыбой»

– Почему царь-рыба, а не осётр?

– Какие чувства испытал Игнатьич, поняв, что на этот раз попалась крупная рыба?

Чтение и анализ отрывка поединка Игнатьича и рыбы.

– Как и почему «реки царь и всей природы царь» оказались на одной ловушке?

– В чем заключается поединок?

Чтение отрывка из текста.

«Фамилия Игнатьича Утробин произошла от слова «утроба» - живот, брюхо, внутренности; ненасытная утроба – так говорят о прожорливом, в переносном значении – о жадном, алчном человеке».

От жадности пострадала душа. Но это безнадежная болезнь? Или заговорившая совесть свидетельствует о начале выздоровления? А что такое совесть?

3. Словарная работа. Запишите определение в тетради.

«Совесть – это чувство нравственной ответственности за своё поведение перед обществом, перед людьми».

– Зачем совесть нужна человеку?

– Какие факты говорят о том, что совесть у Игнатьича пробудилась?

– Почему несколькими минутами ранее Игнатьич был уверен в своих силах, а сейчас нет? Что изменилось?

– Что понимает Игнатьич?

Чтение отрывка «Ни на одну женщину…»

– Для чего Астафьев поведал нам эту историю?

– Какую нравственную проблему поднимает автор?

– Что спасает Игнатьича?

– Что испытывает Игнатьич после покаяния?

– Почему стало на душе Игнатьича легче, когда освободилась царь-рыба? Почему он обещает ни­кому ничего не говорить о ней?

– Какую нравственную проблему нравственную проблему мы можем выделить из этого эпизода?

Критерии оценивания.

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок или с 1-2 ошибками.

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более 3-4 ошибок.

Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при наличии 5-6 ошибок.

Оценка 2 ставится за работу, в которой более 6 ошибок или отсутствует работа вовсе.


Практическое занятие  №7. Нравственная проблематика пьесы «Валентин и Валентина»

Цель: научиться видеть основные художественные особенности анализируемого произведения, понимать природу эволюции творческого метода, проводить историко-культурные аналогии с русской литературой 19 века.

Задания:

Прочитайте текст пьесы по ролям.

Проанализируйте пьесу по заданной схеме.

1.Название произведения и его смысл.
2.Тема и идея произведения. Проблематика.
3.Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.
4. Система образов произведения.
5. Композиция произведения.
6. Отзыв о произведении.

Критерии оценивания.

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок или с 1-2 ошибками.

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более 3-4 ошибок.

Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при наличии 5-6 ошибок.

Оценка 2 ставится за работу, в которой более 6 ошибок или отсутствует работа вовсе.


16




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!