Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение
«Оренбургский государственный колледж»
Родина Е.А
Методические рекомендации по организации
практических занятий
Дисциплина: Родная русская литература
Профессия: 18.01.28 «Оператор нефтепереработки»
Оренбург 2023 г.
Рассмотрено на заседании МЦК преподавателей общеобразовательных дисциплин
Председатель МЦК_________/Илларионова Л.А./
Составитель: Родина Е.А.
Методические рекомендации по организации практических работ по дисциплине Родная русская литература являются частью программы подготовки квалифицированных кадров по профессии: 18.01.28 «Оператор нефтепереработки».
Содержание
№ | Темы практических занятий |
1 | Практическое занятие №1. Анализ романа М.А. Булгакова «Белая гвардия» |
2 | Практическое занятие №2. Тема родины в поэзии Н.М. Рубцова |
3 | Практическое занятие №3. В.Т.Шаламов. Проблематика и поэтика «Колымских рассказов» |
4 | Практическое занятие №4. Нравственная проблема повести «Завтра была война» |
5 | Практическое занятие №5. Летопись народной жизни в тетралогии «Братья и сестры» |
6 | Практическое занятие №6. Нравственные проблемы в рассказе «Царь- рыба». |
7 | Практическое занятие №7. Нравственная проблематика пьесы «Валентин и Валентина» |
Введение
УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!
Методические рекомендации по дисциплине Родная литература – для выполнения практических работ созданы Вам в помощь для работы на занятиях, подготовки к ним, правильного составления проектов документов.
Приступая к выполнению практической работы, Вы должны внимательно прочитать цель и задачи занятия, ознакомиться с требованиями к уровню Вашей подготовки в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами третьего поколения, краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме практической работы, ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.
Наличие положительной оценки по практическим работам необходимо для получения допуска к зачету, поэтому в случае отсутствия на уроке по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за практическую работу Вы должны найти время для ее выполнения или пересдачи.
Внимание! Если в процессе подготовки к практическим работам или при решении задач у Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений.
Желаем Вам успехов!!!
Практическое занятие №1. Анализ романа М.А. Булгакова «Белая гвардия»
Цель: научиться грамотно анализировать художественное произведение.
Задание:
Прочитайте произведение.
Расскажите об истории создания произведения.
Выпишите в тетрадь характеристики главных героев.
Расскажите об особенностях композиции произведения.
Расскажите об особенностях сюжетной линии.
Какие темы, проблемы и идеи затрагивает автор в своем произведении.
Напишите отзыв о прочитанном.
Критерии оценивания.
Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок или с 1-2 ошибками.
Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более 3-4 ошибок.
Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при наличии 5-6 ошибок.
Оценка 2 ставится за работу, в которой более 6 ошибок или отсутствует работа вовсе.
Практическое занятие №2. Тема родины в поэзии Н.М. Рубцова
Цель: развивать умение интерпретировать и анализировать стихотворения, аргументировать свой ответ, выразительно читать стихотворения.
Задание: проанализируйте стихотворение по заданной схеме
-История создания стихотворения.
-Смысл названия.
-Тема, идея, проблема.
-Жанровая принадлежность.
-Образ лирического героя.
-Средства художественной выразительности.
-Эмоции и переживания, вызванные прочтением данного стихотворения.
Критерии оценивания.
Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок или с 1-2 ошибками.
Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более 3-4 ошибок.
Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при наличии 5-6 ошибок.
Оценка 2 ставится за работу, в которой более 6 ошибок или отсутствует работа вовсе.
Практическое занятие №3. В.Т.Шаламов. Проблематика и поэтика «Колымских рассказов»
Цель: развивать умение интерпретировать и анализировать предложенные произведения писателя, аргументировать свой ответ, участвовать в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
Задание:
1. Прочитайте рассказ В.Т. Шаламова «Сгущенное молоко».
2. Устно ответьте на все представленные вопросы практической работы, подготовьте письменный ответ на 5 вопросов (по выбору студента).
– Кто такой Шестаков?
– Почему рассказчик называет его «счастливцем»?
– Что предложил Шестаков? О чем шел разговор?
– Почему рассказчик обращает внимание на носки Шестакова? Почему именно шахматные носки?
– Какие у вас возникают ассоциации?
–Объясните, почему рассказчик вдруг испугался Шестакова?
– Согласны ли вы, что его страх не заблуждение? Почему?
– Мог ли действительно Шестаков достать консервы? Почему?
– Почему Шестаков так спокойно отреагировал на отказ рассказчика?
– Дайте 3 объяснения, почему рассказчик отказался от побега?
– Согласны ли вы, что он поступил правильно?
– Почему Шестаков не отомстил? Не донес на него начальству?
– Как вы считаете – виноват ли автор, что не предупредил других о побеге?
– Можно ли это назвать местью?
– Как вы считаете, о какой расплате идет речь? Кто расплатился и кто поплатился?
– Какой мир изобразил автор, по каким законам этот мир существует?
– На какие качества героев рассказчик обращает внимание?
- Какую мысль Шаламов хотел донести до читателя?
– Что чувствовал наш герой в тот момент, когда вспоминал о сгущенном молоке?
– Почему Шаламов выбрал такое название для своего рассказа?
– Какие чувства вы испытали за время прочтения рассказа?
– Можно ли, на ваш взгляд, общественно-историческими условиями оправдать человеческую жестокость.
Критерии оценивания.
Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок или с 1-2 ошибками.
Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более 3-4 ошибок.
Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при наличии 5-6 ошибок.
Оценка 2 ставится за работу, в которой более 6 ошибок или отсутствует работа вовсе.
Практическое занятие №4. Нравственная проблема повести «Завтра была война».
Цель: развивать умение интерпретировать и анализировать предложенное произведение писателя, аргументировать свой ответ.
Задание:
1. Прочитайте произведение.
2. Расскажите об истории создания произведения.
3. Выпишите в тетрадь характеристики главных героев. Заполните таблицу.
Герой повести | Характеристика |
Искра Полякова | |
Вика Люберецкая | |
Зина Коваленко | |
Артём Шефер | решительный и трудолюбивый юноша с сильным и волевым характером, четко представляющий, чего он хочет добиться в жизни; |
Саша Стамескин | |
Лена Бокова | |
… | |
1. Расскажите об особенностях композиции произведения.
2. Расскажите об особенностях сюжетной линии.
3. Какие темы, проблемы и идеи затрагивает автор в своем произведении.
4. Напишите отзыв о прочитанном произведении.
Критерии оценивания.
Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок или с 1-2 ошибками.
Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более 3-4 ошибок.
Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при наличии 5-6 ошибок.
Оценка 2 ставится за работу, в которой более 6 ошибок или отсутствует работа вовсе.
Практическое занятие №5. Летопись народной жизни в тетралогии «Братья и сестры».
Цель: развивать умение интерпретировать и анализировать предложенное произведение писателя, выражать собственную точку зрения.
Прочитайте произведение.
Запишите в тетрадях определение.
Тетралогия – ( от греч. tetra - четыре и logos - слово) –произведение одного автора, состоящее из четырех самостоятельных,
имеющих особые заглавия частей, которые объединяет общий замысел, а также,
как правило, персонажи, переходящие из одной части в другую.
Подготовьте ответы на вопросы. Письменно.
Какая мысль пронизывает все произведение, определяет пафос романа «Братья и сестры»?
Какие конфликты в романе «Две зимы и три лета» писатель выдвигал на первый план? Кроме социальных проблем, о чем еще роман?
К кому обращает свои названия автор тетралогии?
Что каждый из вас открывает на страницах тетралогии?
Критерии оценивания.
Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок или с 1-2 ошибками.
Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более 3-4 ошибок.
Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при наличии 5-6 ошибок.
Оценка 2 ставится за работу, в которой более 6 ошибок или отсутствует работа вовсе.
Практическое занятие №6.Нравственные проблемы в рассказе «Царь – рыба».
Цель: развивать умение интерпретировать и анализировать предложенное произведение писателя, аргументировать свой ответ, участвовать в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
Задания:
В центре нашего внимания рассказ «Царь - рыба». Он дал название всему сборнику, став средоточием всех философско-нравственных мыслей автора.
1.Подготовьте краткий пересказ главы.
2. Подготовьте ответы на вопросы, обращаясь к тексту.
– Кто его герой?
– Как жители поселка относятся к Игнатьичу?
– Какие взаимоотношения Игнатьича с младшим братом Командором?
Чтение и анализ эпизода «Поединок человека с царь-рыбой»
– Почему царь-рыба, а не осётр?
– Какие чувства испытал Игнатьич, поняв, что на этот раз попалась крупная рыба?
Чтение и анализ отрывка поединка Игнатьича и рыбы.
– Как и почему «реки царь и всей природы царь» оказались на одной ловушке?
– В чем заключается поединок?
Чтение отрывка из текста.
«Фамилия Игнатьича Утробин произошла от слова «утроба» - живот, брюхо, внутренности; ненасытная утроба – так говорят о прожорливом, в переносном значении – о жадном, алчном человеке».
От жадности пострадала душа. Но это безнадежная болезнь? Или заговорившая совесть свидетельствует о начале выздоровления? А что такое совесть?
3. Словарная работа. Запишите определение в тетради.
«Совесть – это чувство нравственной ответственности за своё поведение перед обществом, перед людьми».
– Зачем совесть нужна человеку?
– Какие факты говорят о том, что совесть у Игнатьича пробудилась?
– Почему несколькими минутами ранее Игнатьич был уверен в своих силах, а сейчас нет? Что изменилось?
– Что понимает Игнатьич?
Чтение отрывка «Ни на одну женщину…»
– Для чего Астафьев поведал нам эту историю?
– Какую нравственную проблему поднимает автор?
– Что спасает Игнатьича?
– Что испытывает Игнатьич после покаяния?
– Почему стало на душе Игнатьича легче, когда освободилась царь-рыба? Почему он обещает никому ничего не говорить о ней?
– Какую нравственную проблему нравственную проблему мы можем выделить из этого эпизода?
Критерии оценивания.
Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок или с 1-2 ошибками.
Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более 3-4 ошибок.
Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при наличии 5-6 ошибок.
Оценка 2 ставится за работу, в которой более 6 ошибок или отсутствует работа вовсе.
Практическое занятие №7. Нравственная проблематика пьесы «Валентин и Валентина»
Цель: научиться видеть основные художественные особенности анализируемого произведения, понимать природу эволюции творческого метода, проводить историко-культурные аналогии с русской литературой 19 века.
Задания:
Прочитайте текст пьесы по ролям.
Проанализируйте пьесу по заданной схеме.
1.Название произведения и его смысл.
2.Тема и идея произведения. Проблематика.
3.Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.
4. Система образов произведения.
5. Композиция произведения.
6. Отзыв о произведении.
Критерии оценивания.
Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок или с 1-2 ошибками.
Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более 3-4 ошибок.
Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при наличии 5-6 ошибок.
Оценка 2 ставится за работу, в которой более 6 ошибок или отсутствует работа вовсе.
16