СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по организации практических занятий 15.01.20 Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации практических занятий 15.01.20 Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике»

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение

«Оренбургский государственный колледж»









Родина Е.А.







Методические рекомендации по организации практических занятий






Дисциплина: Литература

Профессия: 15.01.20 Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике










ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ











Оренбург 2023 г.

Рассмотрено на заседании МЦК преподавателей общеобразовательных дисциплин

Председатель МЦК_________/Илларионова Л.А./







Составитель: Родина Евгения Александровна




Методические рекомендации по организации практических работ являются частью программы подготовки специалистов среднего звена (программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих) ГАПОУ «ОГК» по профессии СПО 15.01.20 Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике


Методические указания по выполнению практических работ адресованы студентам очной формы обучения.



СОДЕРЖАНИЕ


Темы практических занятий

Кол-во часов

Практическое занятие № 1. Федор Иванович Тютчев. Жизнь и творчество. Философская и любовная лирика. Анализ стихотворений «Умом Россию не понять...», «Весенние воды», «О, как убийственно мы любим…»

2

Практическое занятие № 2. Николай Алексеевич Некрасов. Жизнь и творчество. Лирика: («Внимая ужасам войны…», «Вчерашний день, часу в шестом…»

2

Практическое занятие №3. Антон Павлович Чехов. Жизнь и творчество. Анализ рассказов «Человек в футляре», «Ионыч», «Смерть чиновника», «Дама с собачкой»

2

Практическое занятие № 4. Александр Александрович Блок. Жизнь и творчество. Анализ стихотворений «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «Россия», «О я хочу безумно жить»

2

Практическое занятие № 5. Анна Андреевна Ахматова. Жизнь и творчество. Анализ стихотворений «Песня последней встречи...», «Сжала руки под темной вуалью...», «Я научилась просто, мудро жить...», «Мужество». Поэма «Реквием»

2

Практическое занятие № 6. Анализ глав романа «Мастер и Маргарита» Судьба художника в мире, в котором гибнут таланты. Трагическая любовь героев. Проблемы милосердия, всепрощения, справедливости.

2

Практическое занятие № 7. Поэзия о Великой Отечественной войне. Д.С. Самойлов «Сороковые», «Выезд». К.М. Симонов «Жди меня и я вернусь», «Родина»

2

Практическое занятие № 8. Василий Макарович Шукшин. Анализ рассказов «Срезал», «Микроскоп», «Мастер».

2

Практическое занятие № 9. Николай Михайлович Рубцов. Анализ стихотворений «Звезда полей», «Тихая моя родина!», «Привет, Россия», «Русский огонек».

2

Практическое занятие № 10. Иосиф Александр Бродский. Обзор жизни и творчества. Анализ стихотворений «Пилигримы», «Осенний крик ястреба», «Стансы», «Рождественский романс».

2

Практическое занятие № 11. Юрий Валентинович Трифонов. Анализ произведений «Обмен», «Другая жизнь», «Дом на набережной»

2

Практическое занятие № 12. Оскар Уайльд. Анализ комедии «Идеальный муж».

Бернард шоу. «Пигмалион». Власть социальных предрассудков над сознанием людей

2



Введение


УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!


Методические рекомендации по дисциплине литература - для выполнения практических работ созданы Вам в помощь для работы на занятиях, подготовки к ним, правильного составления проектов документов.

Приступая к выполнению практической работы, Вы должны внимательно прочитать цель и задачи занятия, ознакомиться с требованиями к уровню Вашей подготовки в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами третьего поколения, краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме практической работы, ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.

Наличие положительной оценки по практическим работам необходимо для получения дифференцированного зачета по дисциплине: литература, поэтому в случае отсутствия на уроке по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за практическую работу Вы должны найти время для ее выполнения или пересдачи.


Внимание! Если в процессе подготовки к практическим работам или при решении задач у Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений.




Желаем Вам успехов!!!


Практическое занятие №1

Федор Иванович Тютчев. Жизнь и творчество. Философская и любовная лирика. Анализ стихотворений «Умом Россию не понять...», «Весенние воды», «О, как убийственно мы любим…»

Цель: научиться грамотно анализировать лирическое стихотворение.

Обеспеченность занятия (средства обучения):

Лебедев Ю.В., Литература.10 кл. Учебник. Базовый уровень. В 2-х частях. Ч.1"Просвещение", 2022, рабочая тетрадь, ручка, карандаш.

Задание: выполнить анализ стихотворений «Умом Россию не понять...», «Весенние воды», «О, как убийственно мы любим…» по заданной схеме.

Схема анализа лирического стихотворения:

1. С чего начать?

- ассоциации, которые вызывает стихотворение;

- настроение, которое создает стихотворение

- мысли, которые оно вызывает

- факты биографии поэта, имеющие отношение к данному стихотворению

- рассуждения о месте стихотворения в творчестве поэта

- суждения об общих закономерностях творчества поэта, нашедших отражение в конкретном стихотворении;

- цитата из стихотворения;

- отзыв о стихотворении критика.

2. Тема и идея. Заглавие.

Тема – о чем стихотворение? (любовная лирика, философская, пейзажная, тема поэта и поэзии, исповедальная и т.д.)

Идея мыслится как восприятие темы. Идея индивидуальна. Чтобы определить идею можно применить один из вопросов:

Зачем поэт написал это стихотворение, что он хотел сказать своему читателю?

Что нового Я узнал, понял, прочитав это стихотворение?

3. Анализ художественной формы с целью «создания» содержания.

Анализ формальных элементов имеет смысл только тогда, когда можно выделить их смыслообразующую функцию. Каждый из элементов должен приближать исследователя к основанию конуса.

1) Жанр.

- эпиграмма (сатирический портрет)

- эпитафия (посмертное)

- элегия (стихотворение медитативного характера)

- ода (хвалебное)

- послание - стихотворное произведение, написанное в форме обращения к кому-либо и содержащее призывы, просьбы, пожелания

- сонет - стихотворение из 14-ти строк: два четверостишия и два трехстишия.

2) Принадлежность к определенному литературному направлению:

Сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм

3) Композиция.

Деление на смысловые части

Строфическое и синтаксическое членение. (Строфа - группа стихов с заданным количеством строк и расположением рифм, обычно повторяющимся в других таких же группах.)

4) Ритм, рифма, рифмовка.

Ритм - (от.греч. rhythmos - соразмерность) - периодическое повторение в стихотворной речи однородных элементов.

Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест.

Рифма может быть

- богатая: полное совпадение звуков, предшествующих ударному гласному, (ограда - винограда; труды - руды)

- бедная: созвучия ударных гласных при отсутствии совпадения предшествующих им согласных звуков (ветер - метил).

Рифмовка

- смежная (парная) ААББ (смысловая автономность рифмующихся строк)

- перекрестная АБАБ (смысловые переклички, цельность)

- опоясывающая (кольцевая) АББА (монолитность)

5) Особенности языкового оформления.

Синтаксис(разные типы предложений, наличие осложненных простых предложений, роль однородных членов, обращений, уточнений и т.п.)

Морфология (преобладание определенных частей речи, форм)

Морфемика (роль некоторых морфем)

Звуковая организация - способы акцентирования в сознании определенных строк: ассонанс (повторение гласных звуков), аллитерация (повторяются согласные звуки)

Лексика: синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы, индивидуально-авторские образования.

Тропы (слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении):

- аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы

- гипербола - художественное преувеличение,

- ирония - скрытая насмешка

- литота - художественное преуменьшение

- метафора - скрытое сравнение, без союза. А как В = ВА

- метонимия - сближение, сопоставление понятий по принципу смежности (содержащее – содержимое, вещь – материал, автор – его произведение и т. п.)

- оксюморон – сочетание противоположных по смыслу слов

- перифраз - описательный оборот речи, употребляемый вместо слова или словосочетания

- сравнение – А как (словно, будто) В, А похоже на В, АВ (Тв.п.)

- эпитет - художественное определение

- олицетворение – наделение неодушевленных предметов человеческими свойствами

Стилистические фигуры - обороты речи, отступающие от обычного течения речи и призванные эмоционально воздействовать на читателя или слушателя. В отличие от тропов называют различные синтаксические конструкции, речи.

Анафора, антитеза, инверсия, эпифора, градация, парцелляция, бессоюзие,, многосоюзие, синтаксический параллелизм, риторические вопрос, восклицание, обращение 

4. Чем закончить?

Подвести итоги.

Какие чувства отражены в стихотворении?

Критерии оценивания письменного анализа стихотворений:

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок или с 1-2 ошибками (минусами).

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более 3-4 ошибок (минусов).

Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при наличии 5-6 ошибок (минусов)

Оценка 2 ставится за работу, в которой более 6 ошибок (минусов).

Форма контроля выполнения практических заданий: рабочая тетрадь

Минусы и плюсы анализа содержания

1. Содержание

- МИНУСЫ

а) Непоследовательность и нерациональность изложения.

б) Искажение проверяемых фактов.

в) Частая несогласованность частей или членов предложения.

г) Необоснованная смена повествователя или места действия.

д) Отсутствие единой сюжетной линии или её нечёткость.

е) Возникновение ложных прочтений.

ж) Плагиат и чрезмерное заимствование.

з) Примитивизм изложения и поэтическая безыдейность.

и) Побочные сюжетные элементы, не имеющих отношений к повествованию.

к) Несоответствие тематике группы.  \Имеется в виду тематическая заданность конкурса - прим. ШК)

+ ПЛЮСЫ

а) Новизна в выборе предмета повествования.

б) Яркий и органичный эмоциональный фон.

в) Уместные аллюзии и реминисценции.

г) Комический эффект (для иронический стихов).

д) Гармоничные авторские ремарки внутри стиха.

е) Новизна образов и метафор.

ж) Логическая завершённость и "сильная" концовка.

з) Нетривиальный взгляд на проблему.

и) Сюжет оригинален или же необычна его интерпретация.

к) Идея находит логическое обоснование в стихе.

2. Техника.

- МИНУСЫ

а) Несоблюдение размера или цезуры.

б) Несоответствие концевых пауз сток логическим фразовым (анжабеманы).

в) Переносы ударений и несоответствие фонетических акцентов логическим.

г) Неудачная перестановка слов (инверсии).

д) Неудачные пропуски ударений и сверхсхемные ударения.

е) Неблагозвучие (неудачные сочетания гласных или согласных звуков).

ж) Неуместное чередование клаузул или его отсутствие (альтернанс).

з) Плохо звучащие рифмы.

и) Грамматические и затасканные рифмы.

к) Неправильная постановка ударений в словах.

+ ПЛЮСЫ

а) Многофонемные рифмы.

б) Постоянные аллитерации и ассонансы.

в) Чистый размер (без пропусков и сверхсхемных ударений).

г) Составные и внутренние рифмы (в том числе и панто).

д) Редкие клаузулы (гипердактилические).

е) Введение строки-рефрена с последующим ограничением набора рифм.

ж) Редкий размер.

з) Минимум необязательных по сюжету слов и вставок для заполнения ритма.

и) Звукопись и звукоподражание.

к) Цезурированность знаков препинания. 

3. Композиция и стилистика.

- МИНУСЫ

а) Неверное употребление фразеологических оборотов.

б) Неоправданное употребление малопонятных иноязычных слов.

в) Употребление слов в несуществующих значениях и неуместные авторские неологизмы.
г) Нагромождение излишних фраз и выражений (эпитетов, метафор).

д) Неуместное и излишнее употребление канцеляризмов и речевых штампов.

е) Неоднородность стиля речи и несоответствие лексики содержанию.

ж) Необоснованная смена строфики.

з) Большое кол-во ритмических затычек и бесполезных слов (плеоназмы).

и) Чрезмерная затянутость для выбранного сюжета (в пределах 16 срок).

к) Несоответствие твёрдой форме для группы с данными требованиями.

+ ПЛЮСЫ

а) Речевая стилизация.

б) Необычная композиция.

в) Оправданно малый объём стиха для раскрытия взятой темы.

г) Умелое использование специальной лексики.

д) Уместное использование эллипсисов для разгрузки лексики стиха.

е) Параллелизм.

ж) Градация.

з) Умелое использование тропов и фигур речи.

и) Повествование строится на ярких антитезах или тонких аналогиях.

к) Сложная строфика.

Список рекомендуемой литературы:

1. Лебедев Ю.В. Литература:10 класс: Учебник: В 2ч. – М.: Просвещение.

2. Литература: 10 класс: Учебник: В 2 ч. / Под ред. В.И.Коровина. – М.: Просвещение.

Интернет-ресурсы для ученика и учителя:

1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8

2. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page.

Практическое занятие №2

Николай Алексеевич Некрасов. Жизнь и творчество. Лирика: («Внимая ужасам войны…», «Вчерашний день, часу в шестом…»

Цель: научиться грамотно анализировать лирическое стихотворение.

Обеспеченность занятия (средства обучения):

Лебедев Ю.В., Литература.10 кл. Учебник. Базовый уровень. В 2-х частях. Ч.1"Просвещение", 2022, рабочая тетрадь, ручка, карандаш.

Задание: выполнить анализ стихотворений «Внимая ужасам войны…», «Вчерашний день, часу в шестом…» по заданной схеме СМОТРЕТЬ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СМОТРЕТЬ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1.

Форма контроля выполнения практических заданий: рабочая тетрадь

Список рекомендуемой литературы:

1. Лебедев Ю.В. Литература:10 класс: Учебник: В 2ч. – М.: Просвещение.

2. Литература: 10 класс: Учебник: В 2 ч. / Под ред. В.И. Коровина. – М.: Просвещение.

Интернет-ресурсы для ученика и учителя:

1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8

2. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page.

Практическое занятие №3

Антон Павлович Чехов. Жизнь и творчество. Анализ рассказов «Человек в футляре», «Ионыч», «Смерть чиновника», «Дама с собачкой»

Цель: закрепить умения прозаического анализа текста.

Обеспеченность занятия (средства обучения):

Лебедев Ю.В., Литература.10 кл. Учебник. Базовый уровень. В 2-х частях. Ч.1"Просвещение", 2022, рабочая тетрадь, ручка, карандаш.

Задание: выполнить анализ рассказов по заданному плану. Прочитали текст, теперь необходимо составить план анализа рассказа. Начните с определения его темы. Обычно их в тексте несколько: темы дружбы, преданности, долга, любви. Необходимо выявить самые основные.

Далее нужно установить, для чего автор написал это произведение. Как правило, рассказ чему-то учит, призывает задуматься над происходящим. Иначе говоря, необходимо определить его идею (или мысль).

Теперь стоит перейти к описанию главных героев. Это не только внешний вид, который тоже немаловажен, но и основные черты характера персонажей. После переходим к роли героев в раскрытии проблематики рассказа. Их взаимоотношения также являются важным аспектом плана. Второстепенные герои нередко играют важную роль в произведении. Литературный анализ рассказа должен включить и их описание и характеристику. Далее переходим к структуре самого рассказа. Каждое произведение имеет индивидуальные особенности построения. Для начала определим пролог, то есть момент предварения основного действия. После перейдем к завязке и опишем момент начала конфликта или проблемы произведения. Теперь необходимо выявить развитие действия в рассказе. Эта часть композиции обычно самая продолжительная. В ней мы увидим главных героев, их описание, основные события. А вот самый острый момент в рассказе называют кульминацией. Это событие, в котором раскрываются все тайны произведения, происходят самые напряженные действия. Теперь осталось лишь закончить анализ композиции развязкой. Это такой элемент, который снимает так называемое напряжение после кульминации, описывает, что стало с героями после произошедших событий. Заканчивая исследование произведения, осталось определить его художественное своеобразие. Следует указать творческую манеру любого писателя, которая отличает его от других авторов. Средства использованной художественной выразительности, найденные вами в тексте, сделают анализ более полным и глубоким. Не забудьте об эпитетах, олицетворениях, метафорах и других тропах.

После этого приступите к выводу, который будет включать в себя авторское отношение к проблеме, а также ваше собственное мнение и впечатление.

Перечислим основные пункты, которые содержит план анализа рассказа по литературе:

- Тема рассказа.

- Идея.

- Анализ главных героев.

- Второстепенные персонажи.

- Особенности композиции.

- Средства выразительности, использованные в тексте.

- Авторская позиция.

- Впечатление читателя.

Критерии оценивания:

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно раскрывает тему; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 — 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Форма контроля выполнения практических заданий: рабочая тетрадь

Список рекомендуемой литературы:

1. Лебедев Ю.В. Литература:10 класс: Учебник: В 2ч. – М.: Просвещение.

2. Литература: 10 класс: Учебник: В 2 ч. / Под ред. В.И. Коровина. – М.: Просвещение.

Интернет-ресурсы для ученика и учителя:

1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8

2. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page.

Практическое занятие №4

Александр Александрович Блок. Жизнь и творчество. Анализ стихотворений «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «Россия», «О я хочу безумно жить»

Цель: научиться грамотно анализировать лирическое стихотворение.

Обеспеченность занятия (средства обучения):

Лебедев Ю.В., Литература.10 кл. Учебник. Базовый уровень. В 2-х частях. Ч.1"Просвещение", 2022, рабочая тетрадь, ручка, карандаш.

Задание: выполнить анализ стихотворений «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «Россия», «О я хочу безумно жить» по заданной схеме (СМОТРЕТЬ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1)

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СМОТРЕТЬ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1.

Форма контроля выполнения практических заданий: рабочая тетрадь

Список рекомендуемой литературы:

1. Лебедев Ю.В. Литература:10 класс: Учебник: В 2ч. – М.: Просвещение.

2. Литература: 10 класс: Учебник: В 2 ч. / Под ред. В.И. Коровина. – М.: Просвещение.

Интернет-ресурсы для ученика и учителя:

1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8

2. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page.

Практическое занятие №5

.Анна Андреевна Ахматова. Жизнь и творчество. Анализ стихотворений «Песня последней встречи...», «Сжала руки под темной вуалью...», «Я научилась просто, мудро жить...», «Мужество». Поэма «Реквием»

Цель: научиться грамотно анализировать лирическое стихотворение.

Обеспеченность занятия (средства обучения):

Лебедев Ю.В., Литература.10 кл. Учебник. Базовый уровень. В 2-х частях. Ч.1"Просвещение", 2022, рабочая тетрадь, ручка, карандаш.

Задание: выполнить анализ стихотворений «Песня последней встречи...», «Сжала руки под темной вуалью...», «Я научилась просто, мудро жить...», «Мужество» по заданной схеме (СМОТРЕТЬ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1)

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СМОТРЕТЬ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1.

Форма контроля выполнения практических заданий: рабочая тетрадь

Список рекомендуемой литературы:

1. Лебедев Ю.В. Литература:10 класс: Учебник: В 2ч. – М.: Просвещение.

2. Литература: 10 класс: Учебник: В 2 ч. / Под ред. В.И. Коровина. – М.: Просвещение.

Интернет-ресурсы для ученика и учителя:

1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8

2. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page.




Практическое занятие №6

Анализ глав романа «Мастер и Маргарита» Судьба художника в мире, в котором гибнут таланты. Трагическая любовь героев. Проблемы милосердия, всепрощения, справедливости.

Цель: формировать умение выражать собственное мнение по самостоятельно прочитанному произведению, дать инструментарий для анализа художественного произведения; помочь выделять главные мысли автора через художественные средства;

- развивать способность формулировки своих мыслей, интерпретировать текст, строить связное высказывание на основе анализа прочитанного текста;

- формировать активную гражданскую позицию.

Обеспеченность занятия (средства обучения):

Лебедев Ю.В., Литература.10 кл. Учебник. Базовый уровень. В 2-х частях. Ч.1"Просвещение", 2022, рабочая тетрадь, ручка, карандаш.

Задание: обсуждение понравившихся глав по роману «Мастер и Маргарита»..

Темы для беседы:

1. Нравственно-философский смысл романа «Мастер и Маргарита».

2. Вечные проблемы в романе «Мастер и Маргарита».

3. Тема творчества в романе «Мастер и Маргарита».

4. Жанровое своеобразие романа «Мастер и Маргарита».

5. Мастерство М. А. Булгакова-сатирика. (На примере одного или нескольких произведений.)

6. Маргарита в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и женские образы в русской классике.

7. Роль фантастики в романе «Мастер и Маргарита».

8. Мои любимые страницы в романе «Мастер и Маргарита».

9. Роль библейского сюжета в романе «Мастер и Маргарита».

10. Смысл названия романа «Мастер и Маргарита».

11. Образ автора в романе «Мастер и Маргарита».

12. Идея справедливости и ее воплощение в романе «Мастер и Маргарита».

13. Образ Воланда и его место в художественной системе романа «Мастер и Маргарита».

14. Проблематика и сюжетно-тематические особенности романа «Мастер и Маргарита».

15. Автор и его герои в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

16. «Рукописи не горят...» (О Судьбе книги М. А Булгакова «Мастер и Маргарита»),

17. Булгаковская Москва. (По роману «Мастер и Маргарита».)

18. Время и пространство в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

19. Трагическое и комическое в романе «Мастер и Маргарита».

20. Гоголевские традиции в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

21. Проблема нравственного выбора в романе «Мастер и Маргарита».

22. Добро и зло в романе «Мастер и Маргарита».

23. Композиционные особенности романа «Мастер и Маргарита».

24. Афористичность и изобразительная сила языка романа «Мастер и Маргарита».

25. Противостояние свободы личности и несвободы в романе «Мастер и Маргарита».

26. Чем похож и чем отличается булгаковский Воланд от своих литературных предшественников.

27. Тема личной ответственности и личного выбора человека в романе «Мастер и Маргарита».

Критерии оценивания:

«5» - сочинение написано аккуратно; верно сформулирована проблема; написанное соответствует теме сочинения; приведено не менее 2 примеров, соответствующих теме сочинения; нет орфографических, пунктуационных или фактических ошибок; соблюдены все речевые и литературные нормы; учащийся выразил свое мнение.

«4» - сочинение написано аккуратно; верно сформулирована проблема; написанное соответствует теме сочинения; приведено не менее 2 примеров, соответствующих теме сочинения; имеются 1 орфографическая или 3 пунктуационных ошибки, нет фактических ошибок; соблюдены все речевые и литературные нормы; учащийся не выразил свое мнение.

«3» - сочинение написано с исправлениями; верно сформулирована проблема; написанное соответствует теме сочинения; приведен хотя бы 1 пример из текста, соответствующий теме сочинения; имеются 2 орфографических или 3 пунктуационных ошибки, нет фактических ошибок; соблюдены не все речевые и литературные нормы; учащийся не выразил свое мнение.

«2» - сочинение написано с исправлениями; неверно сформулирована проблема; написанное не соответствует теме сочинения; не приведены примеры из текста; имеются более 3 орфографических или более 4 пунктуационных ошибок, имеются фактические ошибки; не соблюдены речевые и литературные нормы; учащийся не выразил свое мнение.

Форма контроля выполнения практических заданий: рабочая тетрадь

Список рекомендуемой литературы:

1. Лебедев Ю.В. Литература:10 класс: Учебник: В 2ч. – М.: Просвещение.

2. Литература: 10 класс: Учебник: В 2 ч. / Под ред. В.И. Коровина. – М.: Просвещение.

Интернет-ресурсы для ученика и учителя:

1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8

2. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page.

Практическое занятие №7

Поэзия о Великой Отечественной войне. Д.С. Самойлов «Сороковые», «Выезд». К.М. Симонов «Жди меня и я вернусь», «Родина»

Цель: научиться грамотно анализировать лирическое стихотворение.

Обеспеченность занятия (средства обучения):

Лебедев Ю.В., Литература.10 кл. Учебник. Базовый уровень. В 2-х частях. Ч.1"Просвещение", 2022, рабочая тетрадь, ручка, карандаш.

Задание: выполнить анализ стихотворений «Сороковые», «Выезд». К.М. Симонов «Жди меня и я вернусь», «Родина» по заданной схеме (СМОТРЕТЬ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1)

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СМОТРЕТЬ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1.

Форма контроля выполнения практических заданий: рабочая тетрадь

Список рекомендуемой литературы:

1. Лебедев Ю.В. Литература:10 класс: Учебник: В 2ч. – М.: Просвещение.

2. Литература: 10 класс: Учебник: В 2 ч. / Под ред. В.И. Коровина. – М.: Просвещение.

Интернет-ресурсы для ученика и учителя:

1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8

2. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page.

Практическое занятие №8

Василий Макарович Шукшин. Анализ рассказов «Срезал», «Микроскоп», «Мастер».

Цель: закрепить умения прозаического анализа текста.

Обеспеченность занятия (средства обучения):

Лебедев Ю.В., Литература.10 кл. Учебник. Базовый уровень. В 2-х частях. Ч.1"Просвещение", 2022, рабочая тетрадь, ручка, карандаш.

Задание: выполнить анализ рассказов по заданному плану. (СМОТРЕТЬ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3)

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СМОТРЕТЬ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №3.

Форма контроля выполнения практических заданий: рабочая тетрадь

Список рекомендуемой литературы:

1. Лебедев Ю.В. Литература:10 класс: Учебник: В 2ч. – М.: Просвещение.

2. Литература: 10 класс: Учебник: В 2 ч. / Под ред. В.И. Коровина. – М.: Просвещение.

Интернет-ресурсы для ученика и учителя:

1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8

2. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page.

Практическое занятие №9

Николай Михайлович Рубцов. Анализ стихотворений «Звезда полей», «Тихая моя родина!», «Привет, Россия», «Русский огонек».

Цель: научиться грамотно анализировать лирическое стихотворение.

Обеспеченность занятия (средства обучения):

Лебедев Ю.В., Литература.10 кл. Учебник. Базовый уровень. В 2-х частях. Ч.1"Просвещение", 2022, рабочая тетрадь, ручка, карандаш.

Задание: выполнить анализ стихотворений «Звезда полей», «Тихая моя родина!», «Привет, Россия», «Русский огонек» по заданной схеме (СМОТРЕТЬ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1)

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СМОТРЕТЬ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1.

Форма контроля выполнения практических заданий: рабочая тетрадь

Список рекомендуемой литературы:

1. Лебедев Ю.В. Литература:10 класс: Учебник: В 2ч. – М.: Просвещение.

2. Литература: 10 класс: Учебник: В 2 ч. / Под ред. В.И. Коровина. – М.: Просвещение.

Интернет-ресурсы для ученика и учителя:

1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8

2. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page.

Практическое занятие №10

Иосиф Александр Бродский. Обзор жизни и творчества. Анализ стихотворений «Пилигримы», «Осенний крик ястреба», «Стансы», «Рождественский романс».

Цель: научиться грамотно анализировать лирическое стихотворение.

Обеспеченность занятия (средства обучения):

Лебедев Ю.В., Литература.10 кл. Учебник. Базовый уровень. В 2-х частях. Ч.1"Просвещение", 2022, рабочая тетрадь, ручка, карандаш.

Задание: выполнить анализ стихотворений «Пилигримы», «Осенний крик ястреба», «Стансы», «Рождественский романс» по заданной схеме (СМОТРЕТЬ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1)

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СМОТРЕТЬ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1.

Форма контроля выполнения практических заданий: рабочая тетрадь

Список рекомендуемой литературы:

1. Лебедев Ю.В. Литература:10 класс: Учебник: В 2ч. – М.: Просвещение.

2. Литература: 10 класс: Учебник: В 2 ч. / Под ред. В.И. Коровина. – М.: Просвещение.

Интернет-ресурсы для ученика и учителя:

1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8

2. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page.

Практическое занятие №11

Юрий Валентинович Трифонов. Анализ произведений «Обмен», «Другая жизнь», «Дом на набережной»

Цель: закрепить умения прозаического анализа текста.

Обеспеченность занятия (средства обучения):

Лебедев Ю.В., Литература.10 кл. Учебник. Базовый уровень. В 2-х частях. Ч.1"Просвещение", 2022, рабочая тетрадь, ручка, карандаш.

Задание: выполнить анализ рассказов по заданному плану. (СМОТРЕТЬ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3)

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СМОТРЕТЬ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №3.

Форма контроля выполнения практических заданий: рабочая тетрадь

Список рекомендуемой литературы:

1. Лебедев Ю.В. Литература:10 класс: Учебник: В 2ч. – М.: Просвещение.

2. Литература: 10 класс: Учебник: В 2 ч. / Под ред. В.И. Коровина. – М.: Просвещение.

Интернет-ресурсы для ученика и учителя:

1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8

2. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page.

Практическое занятие №12

Оскар Уайльд. Анализ комедии «Идеальный муж».

Бернард шоу. «Пигмалион». Власть социальных предрассудков над сознанием людей

Цель: закрепить умения анализа текста.

Обеспеченность занятия (средства обучения):

Лебедев Ю.В., Литература.10 кл. Учебник. Базовый уровень. В 2-х частях. Ч.1"Просвещение", 2022, рабочая тетрадь, ручка, карандаш.

Задание: выполнить анализ комедий по заданному плану. (СМОТРЕТЬ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3)

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СМОТРЕТЬ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №3.

Форма контроля выполнения практических заданий: рабочая тетрадь

Список рекомендуемой литературы:

1. Лебедев Ю.В. Литература:10 класс: Учебник: В 2ч. – М.: Просвещение.

2. Литература: 10 класс: Учебник: В 2 ч. / Под ред. В.И. Коровина. – М.: Просвещение.

Интернет-ресурсы для ученика и учителя:

1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8

2. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!