Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Красногорский колледж»
Методические рекомендации по организации практической работы
по дисциплине «Основы философии»
Составитель: Трушина Е.Ю.
Тучково
2021
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Требования к начальной подготовке, необходимые для выполнения практической работы.
Знание основных взглядов философов, понятие и сущность философских методов мышления, особенностей философского мировоззрения
Умение работать с источниками, осуществлять поиск ответов на вопросы и специальной литературы в заданном направлении
Умение составлять конспекты по основным вопросам, использовать основные законы логики при построении устных и письменных ответов.
умение логично и грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения по философской проблематике.
Грамотность
Подготовку к практическому занятию следует начинать с изучения теоретического материала. Особое внимание при подготовке уделяется закреплению основных понятий и терминологического аппарата. В соответствии с поставленными вопросами составляется конспект.
Проверка правильности освоенного материала проводится на самом занятии в виде устного опроса студентов с подробным обсуждением основных проблем.
На занятиях предлагаются задания, связанные с практическим освоением теоретического материала – работа с источниками.
Критерии выставления оценок при выполнении практических работ по дисциплине «Основы философии»
Оценка «5» ставится если:
-с достаточной полнотой раскрыты все вопросы работы;
-работа выполнена аккуратно и в тетради;
- в конце сделаны общие выводы;
-студент может дать ответы на вопросы по теме работы.
Оценка «4» ставится если:
-раскрыты не все вопросы работы;
-работа сдана после положенного срока, сдана не сразу.
Оценка «3» ставится если:
-выполнена лишь половина работы;
-вопросы раскрыты с недостаточной полнотой.
Практическая работа № 1
«Предмет и определение философии»
Цель: закрепление изученного лекционного материала и уяснение понятия «Философия»
Вопросы для обсуждения:
Что изучает философия? Философия в понимании различных философов
Каковы основные функции философии?
Что такое основной вопрос философии? Охарактеризуйте материалистический и идеалистический подходы
Какое значение имеет изучение философии для личности и общества?
Что такое философский стиль жизни?
Платон о назначении философии.
Темы докладов и рефератов
Исторические типы мировоззрения.
Проблемы зарождения и становления философии.
Основные философские концепции и направления.
Основные разделы философии
Роль философии в жизни человека.
Практическая работа № 2
«Предпосылки философии в древнем мире (Индия и Китай)»
Цель: Анализ особенностей и характерных черт развития древневосточной философии, проблем, поднимаемых в древнеиндийской м китайской философии, их значения для развития философской мысли.
Вопросы для обсуждения:
Каковы культурно-исторические предпосылки формирования философии Древнего Востока? Сущность источников древневосточной мысли.
Влзникновение и особенности древнеиндийской философии: Веды, Бхавадгита. Ортодоксальные философские школы: санкхья, йога и др. Сущность философской системы буддизма.
Древнекитайская философия. Онтология и этика даосизма. Антропология и этика Конфуцианства. Легизм.
Темы докладов и рефератов
Истоки философии Востока : мифы, легенды, знания.
Техника йоги и психическая саморегуляция человека.
Философия Агни-Йоги.
Соотношение философии и религии в буддизме.
Этико-политическое ученике Конфуция.
Запад и Восток: диалог культур.
Практическая работа № 3
Античная философия. Сократ, Платон. Аристотель.
Цель: анализ особенностей античной философии, материалистических и ид5алистических концепций
Вопросы для обсуждения
Особенности античной философии, философские школы. Сущность натурфилософскиз взглядов.
Личность, этика Сократа. Метод Сократа.
Что такое мир идей в понимании Платона?
В чем сущность учения Платона о душе?
Что такое форма по Аристотелю, в отличие от идеи?
За что критиковал Аристотель платоновский мир идей?
В чем сущность этики Аристотеля?
Темы докладов и рефератов
Учение Сократа о нравственности.
Учение Платона о государстве.
Этическая философия Аристотеля.
4. Философская концепция Эпикура
Практическая работа № 4.
Средневековая философия: патристика, схоластика.
Цель: анализ особенностей философии средневекового периода, сущности теологических концепций философов, их связь с античной философией
Вопросы для обсуждения
Основные особенности средневековой философии
Как соотносится с античной философией представления Августина?
В чем сущность учения Августина о граде земном и граде Божьем?
Как соотносятся с античной философией представления Фомы Аквинского?
Сущность реализма и номинализма в средневековой философской литературе.
В чем отличия средневековой философии от античной?
Темы докладов и рефератов
Номиналисты и реалисты в средневековой философии
Фома Аквинский – ангельский доктор.
«Град земной» и «град Божий» в учении Августина Блаженного.
Доказательства бытия Божия Ф, Аквинского
Практическая работа № 5
«Особенности философии Нового времени: рационализм и эмпиризм в теории познания»
Цель: закрепление лекционного материала о философии нового времени, сравнение рационализма и эмпиризма в философском познании
Вопросы для обсуждения
Особенности европейской философии Нового времени.
Каковы основные положения учения Ф. Бэкона?
Что нового внес в философию французский ученый Р. Декарт?
В чем разница между эмпиризмом и рационализмом?
В чем сущность учения Д. Локка?
Сущность теории общественного договора Т. Гоббса.
Темы докладов и рефератов
Значение трудов Р. Декарта для науки и философии
Особенности философии Французского Просвещения.
Взгляды Монтескье.
«Левиафан» Т. Гоббса.
Практическая работа № 6
«Немецкая классическая философия Х1Х века»
Цель: анализ философских концепций немецкой классической философии: субъективного идеализма Канта, объективного идеализма Гегеля, антропологического материализма Фейербаха.
Вопросы для обсуждения:
Особенности немецкой классической философии
Что такое феномен и «веешь в себе» по Канту.
Как соотносятся у Канта рациональное и чувственное познание?
Основные положения философской системы (учения) Г. Гегеля?
Охарактеризуйте основные законы диалектики Г. Гегеля.
В чем сущность антропологического материализма Фейербаха?
Темы для докладов и рефератов
Становление и развитие немецкой классической философии
Моральная философия Э. Канта.
Г.В.Ф. Гегель о смысле человеческой истории
Практическая работа № 7.
«Постклассическая философия. Философия позитивизма и эволюционизма».
цель: анализ особенностей философии постклассического периода в сравнении с классикой. развернутый анализ концепций позитивизма и эволюционизма.
Вопросы для обсуждения
Что такое позитивное знание с точки зрения О. Канта?
В чем сущность исторического прогресса с точки зрения Конта?
Эволюционизм Г. Спенсера. Основные положения учения.
Каковы основные положения трактата Шопенгауэра. «Мир как воля и представление»?
Какова концепция человека в философии Ницше. Основные черты.
Темы докладов и рефератов.
Программа положительной философии О. Конта.
Буддистские идеи в философии Шопенгауэра.
Переоценка ценностей в философии Ф. Ницше.
Кант и Шопенгауэр о роли совести в жизни человека.
Практическая работа № 8
Основные направления философии ХХ века: неопозитивизм, прагматизм и экзистенциализм.
Цель: анализ основных философских концепций ХХ века в западноевропейской философии.
Вопросы для обсуждения
В чем сущность позитивизма и неопозитивизма? ( Витгенштейн, Рассел, Поппер)
Экзистенциализм. Сущность гуманистических идей Сартра и Хайдеггера.
Каковы основные характеристики двух моделей поведения по Фромму?
Каковы основные исходные предпосылки и выводы прагматизма?
Прагматизм ( Джеймс, Дьюи) Дейл Карнеги – книга с советами.
В чем проявился скептицизм в философии ХХ в?
Темы докладов и рефератов
Особенности философии экзистенциализма.
Проблема страха и смерти в истории философии
Проблема свободы и абсурдности существования в философии экзистенциалистов.
Теория психоанализа З. Фрейда.
Практическая работа № 9
«Особенности русской философии с древнейших времен до конца ХVIII в»
Цель: выявление особенностей древнерусской философии, этапов её развития, основных идей этого периода
Вопросы для обсуждения
Каковы особенности русской философии
Какие этапы развития прошла русская идея?
В чем сущность идеи «Москва – третий Рим» старца Филофея?
Философская концепция М.В. Ломоносова.
Темы докладов и рефератов
Особенности русской философии
Этапы развития «Русской идеи» в русской философии.
Основные черты программы развития русской философии И.В. Киреевского.
Философия «всеединства» В.С. Соловьева.
Значение русской философии
Идея «Москва – третий Рим» и её современное значение.
Практическая работа № 10
«Традиции и особенности развития русской философии в Х1Х – ХХ в. Русская идея в философии».
Цель: анализ особенностей русской философской мысли в Х1Х - ХХ веках, сравнительный анализ философских школ славянофилов и западников
Вопросы для обсуждения
Общая характеристика и исторические особенности русской философии Х1Х – ХХ века.
Западники и славянофилы, их роль в развитии русской философии. Русская идея.
Социально-философские воззрения революционно-демократического ( М. Бакунин, Н. Чернышевский, и др.) и либерального ( П. Лавров, Н. Михайловский) народничества.
Неославянофильство и почвенничество второй половины Х1Х века (Н. Данилевский, К. Леонтьев, Ф. Достоевский)
Русская философия конца Х1Х – нач. ХХ века: русский марксизм (Г.В. Плеханов, В. И. Ленин) ; религиозно-философские учения ( Л. Толстой, В. Соловьев, Н. Бердяев и др.) Русский космизм (Н. Федоров, В. Вернадский и др.
Темы докладов и рефератов
«Русская идея»: истоки и эволюция
П.Я. Чаадаев о русской истории
Особенности философии Н.А. Бердяева
Основные направления развития советской философии.
Русский космизм в творчестве В. Вернадского.
6. Русская идея. Антология. – М., 1992.
Практическая работа № 11
«Этапы философии. Основные картины мира – философская, религиозная, научная»
Цель: анализ основных этапов развития философского знания, философской, религиозной и научной картин мира.
Вопросы для обсуждения
В чем состоят основные различия идеализма и материализма?
Основные отличия новоевропейской философии от древнегреческой
Какие два вектора воздействовали на философию ХХ века?
В чем сходство и различие между двумя кругами философии – античным, средневековым и новоевропейским? Каковы закономерности в развитии каждого круга?
В чем суть диалектического, прагматического метода?
Какова структура философского знания?
Каковы возможные альтернативы будущего развития философии?
Темы докладов и рефератов
Сходства и различия между философией Сократа и Декарта
Соотношение разума и веры в развитии философии.
Философский метод и философские принципы.
Практическая работа № 12
«Онтология – учение о бытии. Происхождение и устройство мира».
Цель: изучение основных положений учения о бытии, анализ концепций о происхождении и устройстве мира
Вопросы для обсуждения
Понятие бытия. Основные атрибуты природного бытия. Понимание природы в истории философии.
Понятие «субстанция». Философские представления о субстанции.
Понятие духа и материи. Основные формы существования материи.
Движение и его формы. Развитие. Виды развития.
Детерминизм и закономерность.
Организованность. Структурность. Многомерность. (Теория Большого взрыва. Уровни организации материи в Космосе).
Темы докладов и рефератов
Современная наука и философия о проблеме возникновения человека
Пространство и время в современной научной картине мира.
Научные исследования о происхождении мира.
Практическая работа № 13
«Гносеология – учение о познании. Методология научного познания».
Цель: анализ теории познания, основных этапов познавательного процесса, учения об истине и роли практики в познании.
Вопросы для обсуждения:
Социально-историческая природа познания. Диалектика субъекта и объекта познания.
Чувственное и рациональное познание, их элементы.ю Формы логического мышления и язык. Творчество и интуиция.
Проблема истины в философии: объективность, абсолютность, относительность и конкретность истины. Критерии истины. Истина и заблуждение.
Вненаучные формы познания: обыденное, религиозное, художественно-эстетическое познание.
Научное познание, его формы и уровни. Методы научного познания. Специфика естественнонаучного и гуманитарного знания. Философия и научная картина мира.
Темы докладов и рефератов
Скептицизм как принцип и метод познания.
Диалектическая природа истины.
Роль заблуждений в процессе познания. 4. Противоречивое единство истины и пользы.
Искусство как форма познания мира.
Научная истина и правда повседневности.
Этика науки.
Практическая работа № 14
«Общезначимость этики. Религиозная этика. Свобода и ответственность»
Цель: анализ основных этических понятий, сущности религиозной этики в вероучениях буддизма, христианства и ислама
Вопросы для обсуждения
Раскройте соотношение понятий «Этика», «мораль», «нравственность». Опишите структуру морали.
Назовите функции морали.
Идея нравственного совершенствования человека – неотделимый элемент буддизма.
Рождение христианства. Заповеди Христа.
Нравственное содержание ислама.
Свобода и ответственность личности и общества
Что для вас означают слова Сократа: «смерти избежать нетрудно, гораздо труднее уйти от нравственной порчи»?
Сократ утверждал, что добродетель есть знание. Считаете ли вы, что можно стать нравственным человеком, выучив все правила поведения и хорошо зная, что хорошо, а что плохо?
Темы докладов и рефератов
Принцип удовольствия в философии киренаиков
Эпикур: как жить счастливо
Экологическая этика.
Основные принципы биоэтики
Наставления Будды.
Учение Христа.
Жизнь пророка Мухаммеда и появление ислама.
Практическая работа № 15
«Философия общества и истории. Глобальные проблемы современности»
Цель: анализ основных концепций исторического развития: линейная, циклическая, цивилизационная. Анализ глобальных проблем человечества и путей их решения.
Вопросы для обсуждения:
Понятие и круг проблем социальной философии и философии истории
Что есть общество? Структура и сферы общества.
Единство и полицентризм мировой истории.
Спектр современных глобальных проблем.
Сущность и пути преодоления глобальных проблем
Темы докладов и рефератов
Выдающаяся личность немецкого мыслителя О. Шпенглера.
Ученый Л.Н. Гумилев об этногенезе.
Н.Я. Данилевский о судьбах России и Европы.
Космоцентрический взгляд на судьбы современной цивилизации. (Н. Федоров, К. Циолковский, В. Вернадский и др.
Практическая работа № 16
«Философия как рациональная отрасль духовной культуры»
Цель: проведение сравнительного анализа особенностей философии как формы культуры с другими формами культуры: искусством, религией, наукой. Анализ структуры философского знания.
Вопросы для обсуждения
Философия в системе культуры. Рациональность философии.
Философия и искусство. Сходства и различия.
Философия и религия. Сходства и различия.
Философия и идеология.
Взаимодействие философии и науки.
Темы докладов и рефератов
Соотношение веры и знания в истории человеческой мысли
Связь философии с представлениями о целостной гармонически развитой личности.
Мировоззренческое значение философии.
4. Основные философские концепции исторического развития: концепции циклического развития
5. Кризис современной цивилизации и попытка его глобального преодоления.
Практическая работа № 17-18
«Структура философии творчества. Философия и мировоззрение. Философия и смысл жизни».
Цель:. Анализ структуры философского знания, взаимосвязи философии и мировоззрения, типов мировоззрения, концепций о личности человека и смысле жизни.
Вопросы для обсуждения
Специфика философии
Философия как мировоззрение.
Философия и философии.
Философия и смысл жизни
Философия как учение о целостности личности
Будущее философии
Темы докладов и рефератов
Взаимоотношения философии и частных наук
Философия в системе культуры
Как относятся философия и религия к проблеме смерти?
Философия как синтез науки, искусства и религии.