СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по организации практических занятий 18.02.09 Переработка нефти и газа

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по организации практических занятий  являются частью основной профессиональной образовательной программы подготовки рабочих, служащих профессий: 18.02.09 Переработка нефти и газа

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации практических занятий 18.02.09 Переработка нефти и газа»

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение

«Оренбургский государственный колледж»














Методические рекомендации по организации практических занятий




ДИСЦИПЛИНА: БОУД.08 Основы безопасности жизнедеятельности

по профессии:

18.02.09 Переработка нефти и газа




























Оренбург 2023 г.





Рассмотрено и одобрено на заседании

МЦК общеобразовательных дисциплин

Протокол № __ от «____» августа 2023 г.

Председатель МЦК

_____________/Г.П.Михалкина/

СОГЛАСОВАНО Зам. директора

_______/Синкина Е.В/

«____» сентября 2023 г.



Составитель: Ковш Юлия Александровна



Методические рекомендации по организации практических занятий являются частью основной профессиональной образовательной программы подготовки рабочих, служащих профессий: 18.02.09 Переработка нефти и газа




СОДЕРЖАНИЕ


Темы практических занятий

страницы

№ 1 Правила поведения и действия при пожаре.


№ 2 Меры личной безопасности при вооруженном нападении на образовательную организацию


№ 3 Острая сердечная недостаточность. Первая помощь при нарушениях сердечной деятельности


№ 4 Первая помощь при утоплении и коме,


№ 5 Строевая подготовка и воинское приветствие.






Введение


УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!


Методические рекомендации по дисциплине «ОБЖ» - для выполнения практических работ созданы Вам в помощь для работы на занятиях, подготовки к ним, правильного составления проектов документов.

Приступая к выполнению практической работы, Вы должны внимательно прочитать цель и задачи занятия, ознакомиться с требованиями к уровню Вашей подготовки в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами третьего поколения, краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме практической работы, ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.

Наличие положительной оценки по практическим работам необходимо для получения дифференцированного зачета по дисциплине, поэтому в случае отсутствия на уроке по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за практическую работу Вы должны найти время для ее выполнения или пересдачи.

Внимание! Если в процессе подготовки к практическим работам или при решении задач у Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений.




Желаем Вам успехов!!!

Практическая работа № 1:

Тема: Правила поведения и действия при пожаре.

Учебная цель: научиться выполнять действия пр пожаре

Учебные задачи:

1. Овладеть действиями при пожаре

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС:

Студент должен уметь:

Что необходисо делать при пожаре.

Обеспеченность занятия (средства обучения):

1. Тетради, ручки

2. Видеоматериалы.

3. перевязочный материал.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы


Основные понятия пожарной безопасности

Под явлением «пожар» понимают стихийное распространение огня, который вышел из-под контроля и приводит к уничтожению материальных ценностей и создает угрозу для жизни людей (слайд №2).

Основные параметры, характеризующие пожары, это – площадь огня, интенсивность горения, скорость распространения и продолжительность пожара.

Для возникновения пожаров необходимо присутствие трех факторов:

  1. наличие окислителя, в качестве которого обычно выступает кислород воздуха;

  2. наличие горючего вещества;

  3. наличие источника тепла, создающего температуру, при которой горючее вещество может гореть самостоятельно.

При отсутствии хотя бы одного из этих условий горение становится невозможным. На этом постулате базируется большинство профилактических мероприятий, направленных на предупреждение пожаров.

Таким образом, исходя из условий возникновения горения, основным заданием пожарной безопасности является уменьшение до минимально возможного количества горючих веществ в помещении и максимальное удаление потенциальных источников возгорания.

Основными причинами возникновения пожаров являются: невнимательность человека, дефекты электрических установок и приборов, самовозгорание, молнии, неправильное пользование пиротехническими средствами.

Практически все пожары, кроме возникших из-за взрыва, сначала небольшие по площади, их легко потушить, если вовремя проявить бдительность. Время, отведенное на тушение пожара, невелико, и необходимо знать, какие именно меры следует принять в первую очередь для локализации огня, не поддаваясь при этом панике.

Если пожар случился:

  • самое первое правило – не поддавайтесь панике и не теряйте самообладания;

  • необходимо быстро реагировать на пожар, используя все доступные способы для тушения огня (песок, вода, покрывала, одежда, огнетушители и т.п.);

  • любой огонь, который нельзя полностью победить в короткое время, требует работы пожарных. Звонить 01 нужно сразу же. Вызов должен содержать четкую информацию о месте пожара, его причине и вероятных последствиях для окружающих. Нужно назвать свое имя и дать свой номер телефона для получения дальнейших уточнений;

  • во время пожара необходимо постоянно использовать воду для тушения, закрыть окна и двери, потому что потоки воздуха питают огонь;

  • закройте газ и отключите электроэнергию, чтоб не попасть под напряжение при использовании воды для тушения пожара;

  • если есть дым, то идти нужно, пригнувшись или передвигаться ползком, закрывая голову влажной тряпкой, обильно смочив одежду водой;

  • если есть возможность потушить пламя, лучше двигаться против огня, пытаясь ограничить его распространение и «толкая» огонь к выходу или туда, где нет горючих материалов;

  • наиболее эффективное тушение пламени осуществляется с высоты на уровне огня;

  • потушив источник возгорания, необходимо проверить существование других возможных пожарищ.

Изучение первичных средств пожаротушения.

  • Внутренние пожарные краны

Предназначены для тушения водой твердых сгораемых материалов и горючих жидкостей и для охлаждения ближайших резервуаров. Внутренний пожарный кран вводится в работу двумя работниками. Один прокладывает рукав и держит наготове пожарный ствол для подачи воды в очаг горения, второй проверяет подсоединение пожарного рукава к штуцеру внутреннего крана и открывает вентиль для поступления воды в пожарный рукав.

  • Асбестовое полотно, войлок (кошма)

Используется для тушения небольших очагов горения любых веществ. Очаг горения накрывается асбестовым или войлочным полотном с целью прекращения к нему доступа воздуха.

  • Песок

Применяется для механического сбивания пламени и изоляции горящего или тлеющего материала от окружающего воздуха.  Подается песок в очаг пожара лопатой или совком.

  • Огнетушители (просмотр видеоролика)

Виды огнетушителей и правила их использования для тушения возгораний.

Пенные огнетушители  ОВП-5, ОВП-10, ОХП-10, ОХВП-10

Предназначены для тушения различных веществ и материалов, разлитых горючих жидкостей на небольших площадях за исключением электроустановок, находящихся под напряжением. Продолжительность действия - 40-70 секунд.

Последовательность действий при использовании пенных огнетушителей:

  1. Поднесите огнетушитель к очагу горения на возможно близкое расстояние.

  2. Прочистите шпилькой отверстие спрыска.

  3. Отбросьте вверх до отказа ручку запорного устройства.

  4. Левой рукой возьмитесь за днище огнетушителя, правой рукой — за боковую
    ручку, переверните огнетушитель спрыском вниз и направьте струю пены в
    огонь.

  5. Если пена не пошла, переверните огнетушитель спрыском вверх, несколько раз
    встряхните его и вновь переверните спрыском вниз.

Углекислотные огнетушители

Используются для тушения электроустановок и электропроводов под напряжением до 380В, различных веществ, горючих материалов и жидкостей, возгораний на автомашинах. Продолжительность действия - 25-40 с.

Последовательность действий при использовании углекислотных огнетушителей:

  1. Снимите огнетушитель и левой рукой возьмитесь за рукоятку.

  2. Правой направьте струю огнетушителя в сторону очага возгорания

  3. Вращая маховичок вентиля против часовой стрелки, пустить струю углекислоты на огонь.

Порошковые огнетушители ОП-Т «Момент», ОП-2

Используются для тушения нефтепродуктов, горючих газов и жидкостей, зажигательных веществ, электроустановок и проводов под напряжением до 1000 В, ценных материалов и загораний на автомобильном транспорте. Продолжительность действия – 40с.

Принцип действия порошкового огнетушителя:

Рабочий газ закачан непосредственно в корпус огнетушителя. При срабатывании запорно-пускового устройства порошок вытесняется газом по сифонной трубке в шланг и к стволу-насадке или в сопло. Порошок можно подавать порциями. Он попадает на горящее вещество и изолирует его от кислорода и воздуха.

Последовательность действий при использовании порошковых огнетушителей:

1.Снимите огнетушитель и левой рукой возьмитесь за рукоятку.

2. Откройте вентиль газового баллончика

3. Направьте струю порошка через выкидную насадку в очаг горения.

Задания для практического занятия:


Выдаются рисунки с изображением огнетушителей, обучающиеся должны определить самостоятельно вид огнетушителя и выполнить следующие задания:

Задание 1 (уровень А):

1. Указать устройство углекислотного огнетушителя ОУ – 2.

2. Указать устройство порошкового огнетушителя ОП-2.

Задание 2 (уровень В):

Определить порядок действия при использовании:

  1. Пенного огнетушителя ОХВП-10;

  2. Порошкового огнетушителя ОП-2;

  3. Углекислотного огнетушителя ОУ – 5.

Задание 3 (уровень С). Укажите ваши действия в перечисленных ситуациях:

1.СитуацияВозгорание в квартире

Ваши действия:

2. СитуацияЗапах дыма (гари) на лестничной площадке

Ваши действия:

3.СитуацияЗагорелся телевизор (любой другой электроприбор)

Ваши действия:

4. СитуацияЗагорелась одежда на человеке

Ваши действия:

Задание 4. Внимательно прочитайте утверждения, оцените их правильность и разместите их в соответствующие графы таблицы («Правильно» или «Неправильно»).

При выполнении данного задания необходимо использовать теоретический материал из инструкций к практической работе и лекционного материала.

Правильно

Неправильно

  1. При возгорании сковороды необходимо залить ее водой.

  2. Если загорелась мебель, пытайтесь тушить ее водой.

  3. Загоревшийся компьютер или телевизор нельзя тушить во­дой.

  4. Если загорелась занавеска, сбивайте огонь мокрой тряпкой, шваброй или метлой.

  5. Токсичные продукты, выделяемые при горении, не опасны для человека.

  6. Чтобы быстрее выбраться из горящего здания, воспользуйтесь лифтом.

  7. Если вы почувствовали запах дыма, постарайтесь не покидать
    комнату.

  8. Возгорание необходимо начать тушить как можно раньше.

  9. Мебель с трудом воспламеняется и легко тушится.

  10. Короткое замыкание внутри корпуса может привести к возго­ранию компьютера или телевизора.

  11. При обнаружении пожара надо сразу перекрыть газ, выключить электричество.

  12. При вызове МЧС при пожаре необходимо четко сообщить точ­ный адрес, место пожара (помещение, этаж), время возгорания, цвет дыма, свою фамилию, номер своего телефона.

  13. Лучше не сообщать о пожаре людям, работающим по соседству, чтобы избежать паники.

  14. При пожаре надо распахнуть все окна и двери, чтобы не задо­хнуться от дыма.

 

Инструкция по выполнению практической работы

При выполнении задания необходимо чёткое выполнение необходимых правил безопасности при оказании доврачебной помощи.

Форма контроля выполнения практической работы:

Наглядный.

Критерии оценки:

«Отлично» выставляется в случае, если действия выполнены аккуратно, грамотно, нет ошибок в теоретических знаниях и практических действиях.

«Хорошо» выставляется в случае, если допущены незначительная ошибка или в теоретических знаниях или в практических действиях.

«Удовлетворительно» - в случае, если допущены ошибки как в теоретических, так и в практических действиях.

«Неудовлетворительно» - если допущены грубые ошибки как в теоретических, так и в практических действиях.

Практическая № 2

Тема. Меры личной безопасности при вооруженном нападении на образовательную организацию.

Название практической работы:

Учебная цель: научиться алгоритму правильный действий

Учебные задачи:

1. Овладеть навыками преиения действия при нападении

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС:

Студент должен уметь:

Соблюдать правла

Обеспеченность занятия (средства обучения):

1. Тетради, ручки

2. Видеоматериалы.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы


  1. Действия ученика в случае вооруженного нападения

Если вы услышали звук выстрела/взрыв, увидели вооруженного человека, услышали сообщение по громкой связи, получили информацию от работника школы о человеке или группе людей, вооруженных огнестрельным оружием:

  1. Не паниковать! Действовать по указанию учителя

  2. Скрыться в классе или любом ином помещении

  3. Запереть класс на ключ изнутри (если помещение без замка – забаррикадировать дверь мебелью: парты, стулья)

  4. Отойти дальше от входной двери и окон. При наличии в классе дополнительных помещений необходимо спрятаться в них. Не пытаться самостоятельно эвакуироваться, в том числе через окно

  5. Проследить, чтобы гаджеты были переведены на беззвучный режим, вибросигнал отключить

  6. Отключить все возможные источники шума и освещение

  7. В случае штурма лечь под парты, прикрыть голову руками и использовать парты как щит

  8. Ждать помощи, она обязательно придет!



  1. Действия школьника при угрозе жизни и здоровью на улице

Если вы увидели человека с угрожающими жизни и здоровью предметами на улице (школьной территории):

На школьной территории

  1. Не паниковать!

  2. Убежать (уйти) от злоумышленников, укрыться в здании школы

  3. Сообщить о злоумышленниках сотруднику охраны

При нахождении на улице

  1. Не паниковать!

  2. Убежать (уйти) от злоумышленников, не привлекая к себе внимания, проследовать к ближайшему скоплению людей и обратиться к взрослым

  3. Позвонить по телефону 112 и сообщить о происшествии и о своем местонахождении

  4. До прибытия сотрудников полиции не отходить от взрослых людей.


Задания для практического занятия:

Показать и рассказать правильный алгоритм действий при вооружённом нападении

Инструкция по выполнению практической работы

При выполнении задания необходимо чёткое выполнение необходимых правил безопасности при оказании доврачебной помощи.

Форма контроля выполнения практической работы:

Наглядный.

Критерии оценки:

«Отлично» выставляется в случае, если действия выполнены аккуратно, грамотно, нет ошибок в теоретических знаниях и практических действиях.

«Хорошо» выставляется в случае, если допущены незначительная ошибка или в теоретических знаниях или в практических действиях.

«Удовлетворительно» - в случае, если допущены ошибки как в теоретических, так и в практических действиях.

«Неудовлетворительно» - если допущены грубые ошибки как в теоретических, так и в практических действиях.





























Практическая № 3

Тема: Острая сердечная недостаточность. Первая помощь при нарушениях сердечной деятельности

Учебная цель: научиться оказывать первую медицинскую помощь.

Учебные задачи:

1. Овладеть первичными навыками оказания медицинской доврачебной помощи

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС:

Студент должен уметь:

оказывать первую медицинскую помощь при ранениях и травмах

Обеспеченность занятия (средства обучения):

1. Тетради, ручки

2. Видеоматериалы.

3. перевязочный материал.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы


Структура сердечно-сосудистой системы

Сердечно-сосудистая система – это единая анатомо-физиологическая система, обеспечивающая кровообращение в организме и кровоснабжение органов и тканей, необходимое для доставки к ним кислорода, а также питательных веществ и отведения продуктов обмена. Благодаря функции кровообращения сердечно-сосудистая система участвует в газо- и теплообмене между организмом и окружающей средой, в регуляции физиологических процессов и согласовании различных функций организма.

Сердечно-сосудистая система состоит из сердца и кровеносных сосудов.

Сердце – это орган кровеносной системы, сокращения которого создают энергию для движения крови. Форма сердца приближается к конической с закруглёнными верхушкой и основанием. Масса сердца колеблется в пределах 200-400 г.

Кровеносные сосуды – это эластичные биологические трубки различного диаметра, образующие замкнутую систему, по которой осуществляется циркуляция крови от сердца ко всем органам и тканям организма и обратно к сердцу.

В соответствии с направлением движения крови кровеносную систему подразделяют на артерии и вены, между которыми располагается соединяющее их микроциркулярное русло (артериолы, венулы и капилляры).

Артерии несут кровь от сердца к тканям. Они разветвляются на всё более мелкие сосуды и наконец превращаются в артериолы, а те, в свою очередь, превращаются в капилляры. Капилляры переходят в венулы, от которых начинаются мелкие вены, они постепенно сливаются между собой и укрупняются. К сердцу кровь поступает по самым крупным венам.

От сердца, являющегося центром сердечно-сосудистой системы, берут начало большой и малый круги кровообращения.

Кровь, омывая все ткани, отдаёт им кислород, забирает питательные вещества из кишечника, отдаёт их тканям, а также насыщается углекислым газом и другими продуктами жизнедеятельности клеток. Постепенно капилляры сливаются в две большие полые вены, по которым кровь попадает в правое предсердие, замыкающее большой круг кровообращения. Венозная кровь из правого предсердия попадает в правый желудочек, откуда вновь направляется по малому кругу кровообращения.

Малый круг кровообращения начинается лёгочным стволом, отходящим от правого желудочка сердца. Сокращаясь, правый желудочек выбрасывает венозную, отработанную кровь в лёгочную артерию и далее в лёгкие. Обогащённая кислородом кровь через лёгочные вены попадает в левое предсердие. Путь крови от правого желудочка через капилляры лёгких до левого предсердия называется малым кругом кровообращения.

Первая помощь при сердечной недостаточности

Сердечная недостаточность – это патологическое состояние, характеризующееся недостаточностью кровообращения вследствие снижения насосной функции сердца.

Инсульт – это острое нарушение кровообращения в головном мозге, вызывающее гибель мозговой ткани.

Основными причинами сердечной недостаточности могут быть заболевания сердца: ревматические пороки, инфаркты, миокардиты (воспаление миокарда при различных заболеваниях в результате повреждения миокарда инфекционными агентами), а также длительная перегрузка сердечной мышцы, приводящая к её переутомлению.

По скорости проявления выделяют острую сердечную недостаточность, возникающую почти внезапно или в течение нескольких часов, и хроническую, развивающуюся в течение недель, месяцев, лет.

Острая сердечная недостаточность чаще всего проявляется у больных с острым инфарктом миокарда (заболевание сердца, вызванное недостаточностью его кровоснабжения), после физической перегрузки у лиц с некоторыми пороками сердца, при гипертонической болезни, при миокардите.

Хроническая сердечная недостаточность на ранних стадиях развития характеризуется быстрой утомляемостью, мышечной слабостью, чувством нехватки воздуха, зябкостью.

Сердечная недостаточность может возникать при перегрузке левых отделов сердца (левожелудочная недостаточность) или при перегрузке и поражении правых отделов сердца (правожелудочная недостаточность).

Левожелудочная недостаточность проявляется снижением мозгового кровообращения (головокружение, потемнение в глазах, обмороки). При правожелудочной недостаточности происходит набухание шейных вен, появляется синюшность пальцев, кончика носа, ушей, подбородка, появляется небольшая желтушность и отёчность разной степени.

Первую помощь при острой сердечной недостаточности оказывают соответственно её клиническим проявлениям и причинам.

В общем случае необходимо уложить больного на спину, голову повернуть набок, обеспечить ему доступ воздуха и обязательно вызвать врача.

Первая помощь при инсульте

Основными причинами инсульта могут быть гипертоническая болезнь , атеросклероз, заболевание крови.

Инсульт разделяют на геморрагический (кровоизлияние в мозг, под оболочки и в желудочки мозга) и ишемический (тромбоз мозговых сосудов, нетромбатическое размягчение мозгового вещества при патологии сонных и позвоночных артерий).

Геморрагический инсульт возникает в результате разрыва патологически изменённого кровеносного сосуда головного мозга. Развивается обычно внезапно, часто днём после психического или физического перенапряжения. Отмечается внезапная потеря сознания, вплоть до комы (состояние глубокого угнетения центральной нервной системы, характеризующееся утратой сознания и реакции на внешние раздражители, расстройством регуляции жизненно важных функций организма), больной падает. Наблюдается приток крови к лицу (гиперемия лица), пот на лбу, усиленная пульсация сосудов на шее, хриплое, громкое, клокочущее дыхание; повышается артериальное давление, пульс резкий, иногда бывает рвота. Глазные яблоки часто отклонены в сторону. Определяются паралич верхней и нижней конечностей на стороне, противоположной очагу кровоизлияния в мозг, и нарушения речи.

Ишемический инсульт (инфаркт мозга) возникает чаще при атеросклерозе сосудов головного мозга, понижении артериального давления, повышении свёртывающих свойств крови, в результате закупорки мозгового сосуда тромбом.

Ишемическому инсульту нередко предшествуют нарушения мозгового кровообращения. Появляются головная боль, головокружение, онемение конечностей, обмороки, иногда боли в области сердца.


Паралич конечностей развивается постепенно.

Течение инсульта имеет три варианта:

  1. Благоприятное, когда постепенно восстанавливаются нарушенные функции организма.

  2. Перемежающееся, когда состояние периодически ухудшается.

  3. Прогрессирующее, с постепенным ухудшением состояния и со смертельным исходом.

Прежде всего больного необходимо удобно уложить на кровать и расстегнуть затрудняющую дыхание одежду. Голову повернуть набок, чтобы не западал язык. Положить к ногам грелку. Срочно вызвать «скорую помощь». Эвакуация больного допускается только в положении лёжа и только с медработником.

Задания для практического занятия:

1. Определите, приступ какого заболевания случился с больным, если наблюдается следующая картина: потеря способности двигать правой рукой, потеря зрения на пра­вый глаз, затруднения с речью, сильная головная боль, потеря рав­новесия. Какую первую помощь в этом случае необходимо оказать больному?

2. Ситуационная задача. Ваш сосед позвонил к вам в квартиру и по­жаловался на острую загрудинную боль, общую слабость и сильное чувство страха. Пульс у него неровный, слабой наполняемости. Вы предложили со­седу пойти прилечь и принять валидол. Все ли вы сделали правильно

Инструкция по выполнению практической работы

При выполнении задания необходимо чёткое выполнение необходимых правил безопасности при оказании доврачебной помощи.

Форма контроля выполнения практической работы:

Наглядный.

Критерии оценки:

«Отлично» выставляется в случае, если действия выполнены аккуратно, грамотно, нет ошибок в теоретических знаниях и практических действиях.

«Хорошо» выставляется в случае, если допущены незначительная ошибка или в теоретических знаниях или в практических действиях.

«Удовлетворительно» - в случае, если допущены ошибки как в теоретических, так и в практических действиях.

«Неудовлетворительно» - если допущены грубые ошибки как в теоретических, так и в практических действиях.

Практическая работа № 4

Тема: Первая помощь при утоплении и коме.

Название практической работы:

Первая помощь при утоплении и коме.

Учебная цель: научиться оказывать первую помощь при утоплении и коме

Учебные задачи:

1. Овладеть первичными навыками строевых приемов

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС:

Студент должен уметь:

Обеспеченность занятия (средства обучения):

1. Тетради, ручки

2. Видеоматериалы.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы

Основной угрозой, которая приводит к трагическому исходу, становится попадание жидкости внутрь дыхательных путей и легких. Объем попавшей жидкости напрямую связан со временем, которое было проведено человеком под водой.

Актуальной первая помощь при утоплении будет при нахождении под водой в течение трех минут.

После прохождения отметки в пять минут шансы на выживание стремятся к нулю.

Главное, что нужно запомнить перед тем, как осуществить оказание первой медицинской помощи при утоплении ‒ действовать следует выверено, хладнокровно и спокойно. Закономерно, когда паникует утопающий – он борется за свою жизнь. И совсем другое дело, когда паникует спасатель. Важным пунктом, который повлияет на вероятность успеха, является наличие навыков плаванья. Если вы прошли базовую подготовку в школе или же университете на занятиях физкультуры, то их вполне хватит (Рисунок 1). Будьте готовы к тому, что утопающий может случайно затянуть вас под воду, обхватив намертво, ведь он находится в состоянии смертельной паники. Приемы первой помощи при утоплении будут разниться, в зависимости от количества воды в легких.

Существуют различные виды утопления, первая медицинская помощь в которых потребует особой сноровки, и первичные из них:

  • Первая помощь при утоплении в воде будет наиболее результативной, если во время ее проведения шанс на спасение объективно высок. Для неквалифицированного спасателя она сработает только в случае, когда барахтающийся в воде человек был замечен сразу. Помогите ему стабилизироваться на воде, сделать вдох, откашлять воду и прийти в себя. В ситуациях, когда легкие пострадавшего наполнились водой, вас ждет марш-бросок с телом наперевес. Подплывите сзади и ухватите его за подмышки или, в крайнем случае, – за волосы. Переверните утопающего на спину и плывите к берегу, избегая попыток обхватить вас;

  • Первая помощь утонувшему на суше ‒ спасительная соломинка тому, кто находился в воде более трех минут, и был молниеносно доставлен к берегу в бессознательном состоянии. При данном сценарии необходимо как можно быстрее начать оказание первой помощи при утоплении. Она будет состоять из процедуры восстановления пульса, выталкивания воды из легких и восстановления самостоятельного дыхани

Во избежание летального исхода необходимо знать, как оказать первую помощь утопавшему Лишняя трата времени на проверку пульса может сыграть злую шутку, поэтому лучше пропустите этот момент;

  1. Приступите к процедуре очищения желудка от излишней жидкости;

  2. Перекиньте взрослого животом вниз через бедро или скамейку, после чего нажмите с усилием на спину. Маленького ребенка же можно перевернуть вверх ногами и потрясти;

  3. Проведите очистку ротовой полости от попавших песка и водорослей;

  4. Далее вызовите рвотный рефлекс, засунув два пальца глубоко в глотку и совершая нажатие на язычок;

  5. При возникновении рвоты можно расслабиться, ведь это обозначает наличие пульса;

  6. Если рвотный рефлекс не последовал, нужно начать процедуру непрямого массажа сердца;

  7. Когда настал момент удаления воды из легких, обхватите человека за подмышки сзади, начните сдавливать грудную клетку по бокам. Параллельно просуньте два пальца утопленнику в глотку;

  8. Как только закончится отхаркивание пострадавшим жидкости, переверните его на бок и накройте чем-нибудь теплым: покрывалом, полотенцем, верхней одеждой.

Асфиктическое или «сухое»

Бледная кожа и мелкая розовая пена из легких – показатели сухого утопления. Причины, предшествующие этому – сильное расслабление нервной системы в состоянии алкогольного опьянения, или любые другие нарушения работы ЦНС. «Сухое» – это довольно распространенный вид, вызываемый непроизвольным спазмом голосовой щели из-за попавшей на неё жидкости, влекущей за собой раздражение.

Замыкая вход в легкие, ларингоспазм приводит к удушению по причине кислородной недостаточности (Рисунок 3). Однако жидкость не проникает в легкие до того, как человек потеряет сознание и настанет фаза расслабления, многократно облегчая спасение. Поэтому можно пропустить фазу выдавливания жидкости из легких и сразу перейти к более необходимым процедурам.

Первая помощь утонувшему, которую следует оказать, будет весьма простой, но требующей предварительной подготовки или опыта:

  1. Уложите пострадавшего вверх животом на твердую поверхность. К примеру, на жесткий деревянный лежак или бетонные плиты;

  2. Начните процедуру реанимации;

  3. Не сгибая в локтях, положите руки на грудную клетку пострадавшего;

  4. Делайте толчки весом всего своего тела раз в полсекунды;

  5. Запрокиньте голову пострадавшего до образования тупого угла между подбородком и шеей;

  6. Нажатия чередуйте с искусственной вентиляцией легких по принципу рот в рот (Рисунок 4);

  7. Зажмите нос пациенту и сделайте резкий вдох;

  8. Сделайте резкий выдох в его рот и откройте нос;

  9. Осуществляйте процедуру с интервалом в 4-5 секунд. Рекомендуемая частота – это 2 выдоха на 30 нажатий;

  10. При появлении пульса и самостоятельного дыхания можно успокоиться и оказать дальнейшую помощь: помочь пострадавшему добраться до ближайшего теплого помещения для дальнейшего отогревания чаем и теплым пледом.

Первая помощь при коме:

Необходимо освободить больного от стесняющей одежды, придать ему горизонтальное положение, вынуть съемные зубные протезы, чтобы они не попали в дыхательные пути. В этот период нужно срочно вызвать скорую помощь.



Задания для практического занятия:

    • Промонстрировать алгоритм действий первой помощи при утоплении.

    • Промонстрировать алгоритм действий первой помощи при коме.

Инструкция по выполнению практической работы

При выполнении задания необходимо чёткое выполнение необходимых правил безопасности при оказании доврачебной помощи.

Форма контроля выполнения практической работы:

Наглядный.

Критерии оценки:

«Отлично» выставляется в случае, если действия выполнены аккуратно, грамотно, нет ошибок в теоретических знаниях и практических действиях.

«Хорошо» выставляется в случае, если допущены незначительная ошибка или в теоретических знаниях или в практических действиях.

«Удовлетворительно» - в случае, если допущены ошибки как в теоретических, так и в практических действиях.

«Неудовлетворительно» - если допущены грубые ошибки как в теоретических, так и в практических действия.









.




Практическая работа № 5.

Тема: Строевая подготовка и воинское приветствие.

Учебная цель: научиться оказывать первую медицинскую помощь.

Учебные задачи:

1.Научиться выполнять воинское приветсвие.

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС:

Студент должен уметь: выполнять воинское приветсвие.

Обеспеченность занятия (средства обучения):

1. Тетради, ручки

2. Видеоматериалы.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы

Строевая подготовка организуется и проводится на основе Строевого устава Вооружённых Сил Российской Федерации.

Строй - установленное уставом размещение военнослужащих, подразделений и частей для их совместных действий в пешем порядке и на машинах.

Шеренга - строй, в котором военнослужащие размещены один возле другого на одной линии на установленных интервалах.

Линия машин - строй, в котором машины размещены одна возле другой на одной линии.

Фланг - правая (левая) оконечность строя. При поворотах строя названия флангов не изменяются.

Фронт - сторона строя, в которую военнослужащие обращены лицом (машины - лобовой частью).

Тыльная сторона строя - сторона, противоположная фронту.

Интервал - расстояние по фронту между военнослужащими (машинами), подразделениями и частями.

Дистанция - расстояние в глубину между военнослужащими (машинами), подразделениями и частями.

Ширина строя - расстояние между флангами.

Глубина строя - расстояние от первой шеренги (впереди стоящего военнослужащего) до последней (позади стоящего военнослужащего), а при действиях на машинах - расстояние от первой линии машин (впереди стоящей машины) до последней (позади стоящей машины).

Двухшереножный строй - строй, в котором военнослужащие одной шеренги расположены в затылок военнослужащим другой шеренги на дистанции одного шага (вытянутой руки, наложенной ладонью на плечо впереди стоящего военнослужащего). Шеренги называются «первая» и «вторая». При повороте строя названия шеренг не изменяются.

Ряд - двое военнослужащих, стоящих в двухшереножном строю в затылок один другому. Если за военнослужащим первой шеренги не стоит в затылок военнослужащий второй шеренги, такой ряд называется неполным.

При повороте двухшереножного строя кругом военнослужащий неполного ряда переходит в впереди стоящую шеренгу.

Одношереножный и двухшереножный строи могут быть сомкнутыми или разомкнутыми.

В сомкнутом строю военнослужащие в шеренгах расположены по фронту один от другого на интервалах, равных ширине ладони между локтями.

В разомкнутом строю военнослужащие в шеренгах расположены по фронту один от другого на интервалах в один шаг или на интервалах, указанных командиром.

Колонна - строй, в котором военнослужащие расположены в затылок друг другу, а подразделения (машины) - одно за другим на дистанциях, установленных уставом или командиром.

Колонны могут быть по одному, по два, по три, по четыре и более. Они применяются для построения подразделений и частей в развёрнутый или походный строй.

Развёрнутый строй - строй, в котором подразделения построены на одной линии по фронту в одношереножном или двухшереножном строю (в линию машин) или в линию колонн на интервалах, установленных уставом или командиром.

Развёрнутый строй применяется для проведения поверок, расчётов, смотров, парадов, а также в других необходимых случаях.

Походный строй - строй, в котором подразделение построено в колонну или подразделения в колоннах построены одно за другим на дистанциях, установленных уставом или командиром. Походный строй применяется для передвижения подразделений при совершении марша: прохождения торжественным маршем, с песней, а также в других необходимых случаях.

Направляющий - военнослужащий (подразделение, машина), движущийся головным в указанном направлении. По направляющему сообразуют своё движение остальные военнослужащие (подразделения, машины).

Замыкающий - военнослужащий (подразделение, машина), движущийся последним в колонне.


Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении

Воинское приветствие является воплощением товарищеской сплочённости военнослужащих, свидетельством взаимного уважения и общей культуры.

Все военнослужащие обязаны при встрече (обгоне) приветствовать друг друга.

Подчинённые и младшие по воинскому званию приветствуют первыми, а при равном положении первым приветствует тот, кто считает себя более вежливым и воспитанным.

Военнослужащие обязаны, кроме того, приветствовать:

  • Могилу Неизвестного Солдата;

  • братские могилы воинов, павших в боях за свободу и независимость Отечества;

  • Государственный флаг Российской Федерации, Боевое знамя воинской части, а также Военно-морской флаг с прибытием на военный корабль и при убытии с него;

  • похоронные процессии, сопровождаемые воинскими подразделениями.

Воинское приветствие выполняется чётко и молодцевато, с точным соблюдением правил строевой стойки и движения.

Для выполнения воинского приветствия на месте вне строя без головного убора за три-четыре шага до начальника (старшего) повернуться в его сторону, принять строевую стойку и смотреть ему в лицо, поворачивая вслед за ним голову.

Если головной убор надет, то, кроме того, приложить кратчайшим путём правую руку к головному убору так, чтобы пальцы были вместе, ладонь прямая, средний палец касался нижнего края головного убора (у козырька), а локоть был на линии и высоте плеча. При повороте головы в сторону начальника (старшего) положение руки у головного убора остаётся без изменения.

Выполнение воинского приветствия: на месте и в движении

Когда начальник (старший) минует выполняющего воинское приветствие, голову поставить прямо и одновременно с этим опустить руку.

Для выполнения воинского приветствия в движении вне строя без головного убора за три-четыре шага до начальника (старшего) одновременно с постановкой ноги прекратить движение руками, повернуть голову в его сторону и, продолжая движение, смотреть ему в лицо. Пройдя начальника (старшего), голову поставить прямо и продолжать движение руками.

При надетом головном уборе одновременно с постановкой ноги на землю повернуть голову и приложить правую руку к головному убору, левую руку держать неподвижно у бедра; пройдя начальника (старшего), одновременно с постановкой левой ноги на землю голову поставить прямо, а правую руку опустить.

При обгоне начальника (старшего) воинское приветствие выполнять с первым шагом обгона. Со вторым шагом голову поставить прямо и правую руку опустить.

Отдание воинского приветствия

Если у военнослужащего руки заняты ношей, воинское приветствие выполнять поворотом головы в сторону начальника (старшего).


Задания для практического занятия:

Продемонстрировать правильный алгоритм действий воинского приветсвия на месте и в движении.

Инструкция по выполнению практической работы

При выполнении задания необходимо чёткое выполнение необходимых правил безопасности при оказании доврачебной помощи.

Форма контроля выполнения практической работы:

Наглядный.

Критерии оценки:

«Отлично» выставляется в случае, если действия выполнены аккуратно, грамотно, нет ошибок в теоретических знаниях и практических действиях.

«Хорошо» выставляется в случае, если допущены незначительная ошибка или в теоретических знаниях или в практических действиях.

«Удовлетворительно» - в случае, если допущены ошибки как в теоретических, так и в практических действиях.

«Неудовлетворительно» - если допущены грубые ошибки как в теоретических, так и в практических действия



20



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!