СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по организации практических занятий 15.01.05 Сварщик (ручной и частично автоматизированной сварки (наплавки))

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Методические рекомендации по организации практических занятий  являются частью основной профессиональной образовательной программы подготовки рабочих, служащих профессий: 15.01.05 Сварщик (ручной и частично автоматизированной сварки (наплавки))

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации практических занятий 15.01.05 Сварщик (ручной и частично автоматизированной сварки (наплавки))»

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение

«Оренбургский государственный колледж»














Методические рекомендации по организации практических занятий




ДИСЦИПЛИНА: БОУД.07 Основы безопасности жизнедеятельности

по профессии:

15.01.05 Сварщик (ручной и частично автоматизированной сварки (наплавки))































Оренбург 2023 г.




Рассмотрено и одобрено на заседании

МЦК общеобразовательных дисциплин

Протокол № __ от «____» августа 2023 г.

Председатель МЦК

_____________/Г.П.Михалкина/

СОГЛАСОВАНО Зам. директора

_______/Синкина Е.В/

«____» сентября 2023 г.




Составитель: Ковш Юлия Александровна.



Методические рекомендации по организации практических занятий являются частью основной профессиональной образовательной программы подготовки рабочих, служащих профессий: 15.01.05 Сварщик (ручной и частично автоматизированной сварки (наплавки))




СОДЕРЖАНИЕ


Темы практических занятий

страницы

№ 1 Острая сердечная недостаточность. Первая помощь при нарушениях сердечной деятельности


№ 2 Первая помомощь при травмах и травматическом шоке.


№ 3 Первая помощь ранения. Виды ран.


№ 4 Первая помощь при утоплении и коме,


№ 5 Выполнение воинского приветсвия на месте и в движении.






Введение


УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!


Методические рекомендации по дисциплине «ОБЖ» - для выполнения практических работ созданы Вам в помощь для работы на занятиях, подготовки к ним, правильного составления проектов документов.

Приступая к выполнению практической работы, Вы должны внимательно прочитать цель и задачи занятия, ознакомиться с требованиями к уровню Вашей подготовки в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами третьего поколения, краткими теоретическими и учебно-методическими материалами по теме практической работы, ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.

Наличие положительной оценки по практическим работам необходимо для получения дифференцированного зачета по дисциплине, поэтому в случае отсутствия на уроке по любой причине или получения неудовлетворительной оценки за практическую работу Вы должны найти время для ее выполнения или пересдачи.

Внимание! Если в процессе подготовки к практическим работам или при решении задач у Вас возникают вопросы, разрешить которые самостоятельно не удается, необходимо обратиться к преподавателю для получения разъяснений.




Желаем Вам успехов!!!

Практическая работа № 1:

Тема: Острая сердечная недостаточность. Первая помощь при нарушениях сердечной деятельности

Учебная цель: научиться оказывать первую медицинскую помощь.

Учебные задачи:

1. Овладеть первичными навыками оказания медицинской доврачебной помощи

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС:

Студент должен уметь:

оказывать первую медицинскую помощь при ранениях и травмах

Обеспеченность занятия (средства обучения):

1. Тетради, ручки

2. Видеоматериалы.

3. перевязочный материал.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы


Структура сердечно-сосудистой системы

Сердечно-сосудистая система – это единая анатомо-физиологическая система, обеспечивающая кровообращение в организме и кровоснабжение органов и тканей, необходимое для доставки к ним кислорода, а также питательных веществ и отведения продуктов обмена. Благодаря функции кровообращения сердечно-сосудистая система участвует в газо- и теплообмене между организмом и окружающей средой, в регуляции физиологических процессов и согласовании различных функций организма.

Сердечно-сосудистая система состоит из сердца и кровеносных сосудов.

Сердце – это орган кровеносной системы, сокращения которого создают энергию для движения крови. Форма сердца приближается к конической с закруглёнными верхушкой и основанием. Масса сердца колеблется в пределах 200-400 г.

Кровеносные сосуды – это эластичные биологические трубки различного диаметра, образующие замкнутую систему, по которой осуществляется циркуляция крови от сердца ко всем органам и тканям организма и обратно к сердцу.

В соответствии с направлением движения крови кровеносную систему подразделяют на артерии и вены, между которыми располагается соединяющее их микроциркулярное русло (артериолы, венулы и капилляры).

Артерии несут кровь от сердца к тканям. Они разветвляются на всё более мелкие сосуды и наконец превращаются в артериолы, а те, в свою очередь, превращаются в капилляры. Капилляры переходят в венулы, от которых начинаются мелкие вены, они постепенно сливаются между собой и укрупняются. К сердцу кровь поступает по самым крупным венам.

От сердца, являющегося центром сердечно-сосудистой системы, берут начало большой и малый круги кровообращения.

Кровь, омывая все ткани, отдаёт им кислород, забирает питательные вещества из кишечника, отдаёт их тканям, а также насыщается углекислым газом и другими продуктами жизнедеятельности клеток. Постепенно капилляры сливаются в две большие полые вены, по которым кровь попадает в правое предсердие, замыкающее большой круг кровообращения. Венозная кровь из правого предсердия попадает в правый желудочек, откуда вновь направляется по малому кругу кровообращения.

Малый круг кровообращения начинается лёгочным стволом, отходящим от правого желудочка сердца. Сокращаясь, правый желудочек выбрасывает венозную, отработанную кровь в лёгочную артерию и далее в лёгкие. Обогащённая кислородом кровь через лёгочные вены попадает в левое предсердие. Путь крови от правого желудочка через капилляры лёгких до левого предсердия называется малым кругом кровообращения.

Первая помощь при сердечной недостаточности

Сердечная недостаточность – это патологическое состояние, характеризующееся недостаточностью кровообращения вследствие снижения насосной функции сердца.

Инсульт – это острое нарушение кровообращения в головном мозге, вызывающее гибель мозговой ткани.

Основными причинами сердечной недостаточности могут быть заболевания сердца: ревматические пороки, инфаркты, миокардиты (воспаление миокарда при различных заболеваниях в результате повреждения миокарда инфекционными агентами), а также длительная перегрузка сердечной мышцы, приводящая к её переутомлению.

По скорости проявления выделяют острую сердечную недостаточность, возникающую почти внезапно или в течение нескольких часов, и хроническую, развивающуюся в течение недель, месяцев, лет.

Острая сердечная недостаточность чаще всего проявляется у больных с острым инфарктом миокарда (заболевание сердца, вызванное недостаточностью его кровоснабжения), после физической перегрузки у лиц с некоторыми пороками сердца, при гипертонической болезни, при миокардите.

Хроническая сердечная недостаточность на ранних стадиях развития характеризуется быстрой утомляемостью, мышечной слабостью, чувством нехватки воздуха, зябкостью.

Сердечная недостаточность может возникать при перегрузке левых отделов сердца (левожелудочная недостаточность) или при перегрузке и поражении правых отделов сердца (правожелудочная недостаточность).

Левожелудочная недостаточность проявляется снижением мозгового кровообращения (головокружение, потемнение в глазах, обмороки). При правожелудочной недостаточности происходит набухание шейных вен, появляется синюшность пальцев, кончика носа, ушей, подбородка, появляется небольшая желтушность и отёчность разной степени.

Первую помощь при острой сердечной недостаточности оказывают соответственно её клиническим проявлениям и причинам.

В общем случае необходимо уложить больного на спину, голову повернуть набок, обеспечить ему доступ воздуха и обязательно вызвать врача.

Первая помощь при инсульте

Основными причинами инсульта могут быть гипертоническая болезнь , атеросклероз, заболевание крови.

Инсульт разделяют на геморрагический (кровоизлияние в мозг, под оболочки и в желудочки мозга) и ишемический (тромбоз мозговых сосудов, нетромбатическое размягчение мозгового вещества при патологии сонных и позвоночных артерий).

Геморрагический инсульт возникает в результате разрыва патологически изменённого кровеносного сосуда головного мозга. Развивается обычно внезапно, часто днём после психического или физического перенапряжения. Отмечается внезапная потеря сознания, вплоть до комы (состояние глубокого угнетения центральной нервной системы, характеризующееся утратой сознания и реакции на внешние раздражители, расстройством регуляции жизненно важных функций организма), больной падает. Наблюдается приток крови к лицу (гиперемия лица), пот на лбу, усиленная пульсация сосудов на шее, хриплое, громкое, клокочущее дыхание; повышается артериальное давление, пульс резкий, иногда бывает рвота. Глазные яблоки часто отклонены в сторону. Определяются паралич верхней и нижней конечностей на стороне, противоположной очагу кровоизлияния в мозг, и нарушения речи.

Ишемический инсульт (инфаркт мозга) возникает чаще при атеросклерозе сосудов головного мозга, понижении артериального давления, повышении свёртывающих свойств крови, в результате закупорки мозгового сосуда тромбом.

Ишемическому инсульту нередко предшествуют нарушения мозгового кровообращения. Появляются головная боль, головокружение, онемение конечностей, обмороки, иногда боли в области сердца.


Паралич конечностей развивается постепенно.

Течение инсульта имеет три варианта:

  1. Благоприятное, когда постепенно восстанавливаются нарушенные функции организма.

  2. Перемежающееся, когда состояние периодически ухудшается.

  3. Прогрессирующее, с постепенным ухудшением состояния и со смертельным исходом.

Прежде всего больного необходимо удобно уложить на кровать и расстегнуть затрудняющую дыхание одежду. Голову повернуть набок, чтобы не западал язык. Положить к ногам грелку. Срочно вызвать «скорую помощь». Эвакуация больного допускается только в положении лёжа и только с медработником.

Задания для практического занятия:

1. Определите, приступ какого заболевания случился с больным, если наблюдается следующая картина: потеря способности двигать правой рукой, потеря зрения на пра­вый глаз, затруднения с речью, сильная головная боль, потеря рав­новесия. Какую первую помощь в этом случае необходимо оказать больному?

2. Ситуационная задача. Ваш сосед позвонил к вам в квартиру и по­жаловался на острую загрудинную боль, общую слабость и сильное чувство страха. Пульс у него неровный, слабой наполняемости. Вы предложили со­седу пойти прилечь и принять валидол. Все ли вы сделали правильно

Инструкция по выполнению практической работы

При выполнении задания необходимо чёткое выполнение необходимых правил безопасности при оказании доврачебной помощи.

Форма контроля выполнения практической работы:

Наглядный.

Критерии оценки:

«Отлично» выставляется в случае, если действия выполнены аккуратно, грамотно, нет ошибок в теоретических знаниях и практических действиях.

«Хорошо» выставляется в случае, если допущены незначительная ошибка или в теоретических знаниях или в практических действиях.

«Удовлетворительно» - в случае, если допущены ошибки как в теоретических, так и в практических действиях.

«Неудовлетворительно» - если допущены грубые ошибки как в теоретических, так и в практических действиях.

Практическая работа № 2:

Тема: Первая помомощь при травмах и травматическом шоке.

Учебная цель: научиться оказывать первую помощь.

Учебные задачи:

1. Овладеть первичными навыками оказания медицинской доврачебной помощи

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС:

Студент должен уметь:

оказывать первую медицинскую помощь при ранениях и травмах

Обеспеченность занятия (средства обучения):

1. Тетради, ручки

2. Видеоматериалы.

3. перевязочный материал.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы

Травма (от греч. trauma — рана) — это повреждение тканей организма человека с нарушением их целостности и функций, вызванное внешним (главным образом механическим, термическим) воздействием.

Рана (открытое повреждение) — это нарушение целости кожи, слизистых оболочек с повреждением различных тканей и органов, вызванное механическим воздействием.

Неглубокие раны с повреждением только поверхностных слоев кожи или слизистой оболочки, нанесенные плоским предметом на большом протяжении, называются ссадинами, а поверхностные повреждения, нанесенные острым предметом в виде тонкой линии,— царапинами.

По механизму нанесения ран, характеру ранящего предмета и объему разрушения тканей различают резаные, колотые, рубленые, укушенные, рваные, огнестрельные раны.

В момент нанесения раны в нее могут попасть кусочки одежды и другие инородные тела. Кроме того, рана может быть загрязнена самим ранящим предметом или при падении человека, получившего ранение. В момент ранения в рану могут проникнуть ядовитые вещества.

Ранение сопровождается болью, нарушением или ограничением функции пораженной части тела, особенно при повреждении костных структур, суставов, мышц, сухожилий, нервных стволов. Любое ранение сопровождается кровотечением. Обычно при небольших ранах отмечается капиллярное или смешанное кровотечение, которое останавливается самостоятельно или после наложения повязки. При повреждении крупных сосудов, кровотечение более интенсивное, и для его остановки может потребоваться наложение кровоостанавливающего жгута (рис. 4, 5).

При оказании первой медицинской помощи на месте ранения необходимо остановить кровотечение. Перед наложением повязки поверхность, окружающую рану, следует освободить от одежды и обуви и обработать антисептическим раствором. При обработке ран необходимо соблюдать меры асептики и антисептики, подробно изложенные ниже.

Асептика — система профилактических мероприятий, направленных против возможности попадания микроорганизмов в рану, ткани, органы, полости тела пострадавшего при оказании ему медицинской помощи. Она включает стерилизацию инструментов и обработку рук, оказывающего медицинскую помощь. Асептика — это метод, обеспечивающий предупреждение попадания микробов в рану при ее обработке. При обработке ран должен соблюдаться основной закон асептики: все, что приходит в соприкосновение с раной, должно быть стерильно.

Антисептика подразумевает комплекс мероприятий, направленных на уничтожение микробов на коже, в ране или в организме (в целом). При оказании первой медицинской помощи при травмах и ранениях с учетом их тяжести и особенностей можно выделить определенную последовательность проведения мероприятий первой помощи.

Это может быть:

• проведение мероприятий по прекращению действия травмирующих факторов;

• восстановление нарушенного дыхания и сердечной деятельности (проведение сердечно-легочной реанимации);

• борьба с болью;

• временная остановка кровотечения;

• закрытие ран стерильными (чистыми) повязками;

• обездвиживание травмированных участков тела подручными средствами;

• придание пострадавшему наиболее удобного положения;

• обеспечение как можно более быстрой и бережной доставки пострадавшего в лечебное учреждение либо вызов к месту происшествия «скорой помощи».

Правовой аспект оказания первой медицинской помощи

В соответствии с мнением специалистов в области первой помощи целесообразными являются следующие действия:

• передвижение пострадавшего должно осуществлять лишь в том случае, если его жизни угрожает опасность;

• прежде чем приступить к оказанию первой помощи, обеспечьте проходимость дыхательных путей пострадавшего, проверьте у него наличие дыхания и пульса;

• вызовите «скорую помощь» для получения квалифицированной медицинской помощи;
• до прибытия «скорой помощи» не прекращайте оказание первой помощи пострадавшему, если он находится в критическом состоянии;

• если пострадавший находится в сознании, спросите его разрешение на оказание первой помощи.

В большинстве случаев первая медицинская помощь осуществляется со снятия одежды и обуви с пострадавшего полностью или частично. При этом во избежание возможных осложнений и нанесения пострадавшему дополнительной травмы необходимо соблюдать следующие правила:

Начинать снимать одежду с пострадавшего следует с нетравмированной стороны. Например, если травмирована левая рука, то рубашку раньше снимают с правой руки. Если одежда пристала к ране, то ткани одежды не следует отрывать, а нужно обрезать их вокруг раны.

При сильном кровотечении одежду нужно быстро разрезать и освободить место ранения.



Рис. 4. Остановка артериального кровотечения

При артериальном кровотечении кровь ярко-красного (алого) цвета бьет прерывистой струёй.

При повреждении крупных сосудов кровотечение останавливают пальцевым прижатием (точки прижатия артерий изображены на позиции 1}, а затем накладывают стандартный жгут или закрутку. В качестве закрутки можно использовать подручный материал (галстук, косынку, носовой платок и т. п.). Закрутку (жгут) накладывают на кожу, прикрытую бинтом (марлеи, одеждой). Под закрутку (жгут) необходимо подложить записку, в которой должно быть Указано точное время ее наложения. Более 1,5—2 ч закрутку (жгут) держать нельзя. Если за это время врачебная помощь не будет оказана, то на несколько минут закрутку (жгут) ослабляют, останавливая кровотечение пальцевым прижатием.

Кровотечение также можно остановить методом максимального сгибания конечности (2, 3, 4, 5}



Рис.5. Остановка венозного и капиллярного кровотечения

При венозном кровотечении темная кровь вытекает медленно, равномерно, непрямой струёй.

При капиллярном кровотечении кровь сочится каплями со всей раневой поверхности. Капиллярное и венозное кровотечение останавливают наложением давящей стерильной повязки. При венозном кровотечении поврежденную конечность следует приподнять.

При травмах голени или стопы обувь надо разрезать по шву задника, а потом снимать, освобождая в первую очередь пятку. Раздевать пострадавшего полностью нежелательно. В подобных ситуациях освобождают только ту часть тела, где необходимо выполнить определенные манипуляции.

Для этого достаточно в одежде прорезать «окно» так, чтобы после наложения повязки и остановки кровотечения можно было закрыть оголенную часть тела.

Правила наложения давящей повязки

На кровоточащую рану накладывают стерильную или чистую ткань, проглаженную горячим утюгом. Поверх нее кладут плотный валик из бинта или ваты, который туго прибинтовывают. Признаком правильно наложенной давящей повязки является прекращение кровотечения (повязка не промокает). Давящую повязку можно накладывать практически на любой участок тела. При остановленном кровотечении ее можно не снимать до поступления пострадавшего в лечебное учреждение.

Правила наложения жгута

При первой медицинской помощи обычно применяются так называемые жгуты-закрутки, которые можно быстро сделать из ремня, платка, полотенца, косынки и пр. Наложение жгутов, в том числе жгута-закрутки, требует соблюдения определенных правил.

• Жгут накладывают выше раны на расстоянии 5—7 см от ее верхнего края.

• Конечность перед наложением жгута поднимают вверх.

• На место наложения жгута предварительно накладывают какую-либо ткань.

• Жгут затягивают только до остановки кровотечения. Под него следует положить записку с указанием времени его наложения.

• Перед наложением жгута кровоточащий сосуд выше раны прижимают пальцем, что позволяет без излишней спешки подготовиться к выполнению этой манипуляции.

• В теплое время года жгут можно не снимать в течение 2 ч, а в холодное время года — 1 ч. Для обеспечения питания конечности по неповрежденным сосудам через определенное время жгут ослабляют, предварительно прижав пальцем поврежденный сосуд выше раны, и через 2—3 мин повторно затягивают.

Техника наложения жгута-закрутки

Из указанного выше подручного материала делают прочную петлю диаметром, в полтора-два раза превышающим окружность раненой конечности. После наложения на кожу какой-либо ткани на конечность надевают петлю узлом вверх. Под узел вставляют прочную палочку длиной 20—25 см, посредством которой свободную часть петли закручивают до сжатия конечности и полной остановки кровотечения. Конец ее во избежание раскручивания привязывают к жгуту.

Борьба с болью

Существуют достаточно эффективные способы и средства ликвидации или хотя бы уменьшения болевых ощущений.

Закрытие ран повязками обеспечивает ограждение травмированных тканей от раздражающего действия воздуха, дополнительного попадания инородных тел, травматизации одеждой, носилочными средствами и др.

Обездвиживание исключает дополнительное раздражение нервных окончаний в области повреждения.

Правильная укладка на носилки снимает излишнее напряжение мышц и его нежелательное воздействие на травмированные ткани.

Бережная переноска или перевозка исключает толчки и встряхивания, что уменьшает боль.
Способы обездвиживания (иммобилизации)

При всех повреждениях, сопровождающихся переломами костей, обширными ранениями и ожогами, рекомендуется иммобилизация. В одних случаях необходимо правильно уложить пострадавшего, а в других — применить специальные обездвиживающие приспособления — шины.

Главная цель иммобилизации — обеспечить по возможности полный покой поврежденной части тела, что исключает дополнительную травматизацию и уменьшает боль.

При отсутствии стандартных шин можно пользоваться импровизированными из подручного материала с соблюдением следующих правил:

• Для надежной иммобилизации следует обездвижить два сустава, выше и ниже места перелома.
• Перед наложением шин на определяющиеся под кожей костные выступы следует положить слой ваты или мягкую ткань.

• Накладывать шины надо осторожно, не нанося дополнительной травмы пострадавшему.
• Обездвиживающее средство должно быть прочным и как можно более легким.

Переноска пострадавшего

Оказав первую медицинскую помощь, пострадавшего надо доставить в ближайшее лечебное учреждение.

Способ переноски зависит от характера и локализации повреждений, общего состояния пострадавшего, а также от количества оказывающих помощь и их физических возможностей.

В зависимости от конкретных условий пострадавших можно переносить на стандартных или импровизированных носилочных средствах либо на руках или посредством носилочных лямок, изготовленных из куска брезента длиной 2 м и шириной до 10 см.

При всех видах травм надо быстро и бережно доставить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение, а если есть возможность, быстро вызвать врача или «скорую помощь».


Первая медицинская помощь при травмах

Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата

Травмы опорно-двигательного аппарата являются наиболее распространенными (от обычных синяков до тяжелых переломов и вывихов). Первая помощь при подобных травмах направлена на уменьшение боли и предотвращение дальнейших повреждений.

Их можно получить при различных обстоятельствах: падении, неловком или неожиданном движении либо при автомобильной аварии.

Существует четыре основных вида травм опорно-двигательной системы: переломы, вывихи, растяжения или разрывы связок, растяжения или разрывы мышц и сухожилий.

Перелом — это нарушение целостности кости. Он может быть полным и неполным (рис. 6).

Вывих — это смещение кости по отношению к ее нормальному положению в суставе. Вывихи обычно происходят при воздействии большой силы

Растяжение и разрыв связок происходят, когда кость выходит за пределы обычной амплитуды движения. Чрезмерная нагрузка на сустав может привести к полному разрыву связок и вывиху кости. Наиболее распространенными являются растяжения связок голеностопного и коленного суставов, пальцев и запястья.

Растяжение мышц и сухожилий. Подобные растяжения обычно вызываются подъемом тяжестей, чрезмерной мышечной работой, резким или неловким движением.

Наиболее распространенными являются растяжения мышц шеи, спины, бедра или голени.



Рис.6. Переломы конечностей

Переломы бывают закрытые (без повреждения кожи) (1), открытые (с повреждением кожи, нередко в ране видны костные отломки) (2), со смещением (3) и без смещения костных фрагментов (4).

Профилактика травм опорно-двигательного аппарата. Физические упражнения благотворно влияют на опорно-двигательную систему в целом и на отдельные группы мышц. Эффективная программа физической подготовки (бег, ходьба, аэробика, велоспорт, плавание, лыжи) способствует укреплению организма и профилактике травм.

Первая медицинская помощь при всех травмах опорно-двигательного аппарата одинакова (рис. 7). Во время оказания помощи постарайтесь не причинять пострадавшему дополнительной боли. Помогите ему принять удобное положение. Соблюдайте основные моменты первой помощи:

• покой;

• обеспечение неподвижности поврежденной части тела;

• холод;

• приподнятое положение поврежденной части тела.

Перемещение пострадавшего необходимо только в том случае, если не ожидается быстрого прибытия «скорой помощи» или если нужно транспортировать пострадавшего самостоятельно.

При любой травме, за исключением открытого перелома, целесообразно прикладывать лед. Холод помогает облегчить боль и уменьшить опухоль. Обычно лед прикладывают на 15 мин через каждый час.

При растяжении связок и мышц, после того как спадет припухлость, можно прикладывать теплые компрессы для ускорения процесса заживления.




Первая помощь при черепно-мозговой травме

Черепно-мозговая травма наиболее жизнеопасный вид травмы, в основе которой могут лежать контузия головного мозга либо разрушения его вещества.

Черепно-мозговые травмы по механизму разделяются на ушибы, сдавления и ранения, а по своим проявлениям и характеру изменений — на сотрясения и ушибы головного мозга с повреждением или без повреждения костей, оболочек, вещества мозга.

Первая медицинская помощь: наложить асептические повязки; уложить пострадавшего на спину с головой, повернутой набок; на голову положить холод (снег или лед в полиэтиленовых мешках); при отсутствии сознания — фиксация языка; при отсутствии дыхания и сердечной деятельности приступить к непрямому массажу сердца и искусственной вентиляции легких.

Первая медицинская помощь при травмах груди

Травма груди — это в первую очередь в разной степени выраженные нарушения функции дыхания и кровообращения, обусловленные расстройством дыхательных движений груди, уменьшением дыхательной емкости легких, кровопотерей и ограничением сократительной деятельности сердечной мышцы.

Травмы груди делятся на ушибы, сдавления и ранения с повреждением или без повреждения остова груди и органов грудной полости.

Первая медицинская помощь: освободить от стягивающих одежд; обеспечить доступ свежего воздуха; закрыть рану воздухонепроницаемыми повязками; дать доступное обезболивающее средство; больному придать полусидячее положение.

Первая медицинская помощь при травмах живота

Травма живота возникает от резкого механического воздействия на переднюю брюшную стенку, органы брюшной полости и забрюшинного пространства, приводит к выраженным нарушениям функции дыхания и кровообращения, а в ряде случаев, при разрывах внутренних органов, к внутренним кровотечениям, острому перитониту, шоку.

Травмы живота по механизму делятся на ушибы, сдавления и ранения, а по характеру — на открытые и закрытые, с повреждением или без повреждений внутренних органов.

Первая медицинская помощь: при закрытой (тупой) и открытой травме — холод на живот; при открытой ране — закрытие раны асептическими повязками.

Первая медицинская помощь при травмах в области таза

Травмы тазовой области — комплекс самых разнообразных повреждений костей таза и прилегающих к нему мягких тканей и внутренних органов.

Травмы тазовой области подразделяются на ушибы, сдавления и ранения.

Первая медицинская помощь: уложить больного на спину со сведенными ногами, согнутыми в тазобедренных и коленных суставах

При переломах ключицы и лопатки верхнюю конечность подвесить на косынке (1). При переломах плечевой кости и костей предплечья нужно с наружной и внутренней поверхностей конечности наложить шины, руку подвесить на косынке (2). При переломе бедренной кости наложить одну шину с наружной стороны таким образом, чтобы она захватывала всю ногу и туловище до подмышечной впадины, другую шину — на внутреннюю поверхность бедра от подошвы до промежности (3). При переломе костей таза пострадавшему надо придать положение «лягушки»: ноги немного согнуть и развести в стороны, положить под колени валик из одеяла, одежды; пострадавшего положить на щит (сколоченные доски, толстая фанера) (4). При переломе позвоночника пострадавшего надо уложить спиной на ровную жесткую поверхность — щит. При отсутствии щита уложить на носилки животом вниз, подложив под плечи и голову валик.

При переломе ребер наложить вокруг грудной клетки умеренно стягивающую повязку из бинта, простыни, полотенца (в состоянии выдоха) (5). При переломе челюсти наложить пращевидную повязку на подбородок, прижимая нижнюю челюсть к верхней (6).

(валик из одежды под коленные суставы); дать обезболивающее средство; закрыть рану асептическими повязками; на место раны положить холод (снег или лед в полиэтиленовых мешочках).





Первая медицинская помощь при повреждении позвоночника, спины


Рис. 8. Иммобилизация при переломе позвоночника


Травма позвоночника, спины — одно из наиболее тяжелых повреждений, лишающих организм опоры, а при вовлечении в травматический процесс спинного мозга — функции внутренних органов и конечностей.

Травмы позвоночника, спины подразделяются на ушибы и переломы с вовлечением или без вовлечения в травматический процесс спинного мозга. Травма может быть закрытой и открытой (ранения).

Первая медицинская помощь: дать обезболивающее средство; уложить больного на спину или живот; закрыть раны асептическими повязками (рис.8).



Задания для практического занятия:

  1. Продемонстрировать последовательность оказания доврачебной помощи при травме живота.

  2. Продемонстрировать праильное наложение жгута при венозном кровтесчении.

  3. Показать порядок действий при открытом и закрытом преломах.


Инструкция по выполнению практической работы

При выполнении задания необходимо чёткое выполнение необходимых правил безопасности при оказании доврачебной помощи.

Форма контроля выполнения практической работы:

Наглядный.

Критерии оценки:

«Отлично» выставляется в случае, если действия выполнены аккуратно, грамотно, нет ошибок в теоретических знаниях и практических действиях.

«Хорошо» выставляется в случае, если допущены незначительная ошибка или в теоретических знаниях или в практических действиях.

«Удовлетворительно» - в случае, если допущены ошибки как в теоретических, так и в практических действиях.

«Неудовлетворительно» - если допущены грубые ошибки как в теоретических, так и в практических действиях.






































Практическая работа № 3:

Тема: Первая помощь ранения. Виды ран.

Учебная цель: научиться оказывать первую медицинскую помощь.

Учебные задачи:

1. Овладеть первичными навыками оказания медицинской доврачебной помощи

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС:

Студент должен уметь:

оказывать первую помощь

Обеспеченность занятия (средства обучения):

1. Тетради, ручки

2. Видеоматериалы.

3. перевязочный материал.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы


Ранением называют повреждение кожи, слизистых, иногда — глубоких тканей. Травма сопровождается кровотечением и болью разной силы. Боль обусловлена повреждением нервных окончаний и рецепторов. Интенсивность боли зависит от нескольких факторов:

числа пострадавших нервных окончаний;

чувствительности пострадавшего;

характера оружия.

Интенсивность кровотечения определяется количеством поврежденных сосудов. Наиболее сильно идет кровь при повреждении крупной артерии. Зияние определяет глубину, масштаб и уровень нарушения эластичных волокон, а также характер повреждения.

Грамотное оказание первой медицинской помощи при ранениях предотвратит опасные последствия, а в некоторых ситуациях — спасет жизнь. Чтобы не навредить раненому, следует немного разбираться в типах повреждений и способах оказания помощи до приезда медиков. В некоторых случаях от грамотного поведения окружающих зависит человеческая жизнь.

Классификация ранений учитывает характер повреждений. Различают следующие виды ранений:

Огнестрельное

В результате осколочного либо пулевого воздействия. Бывает сквозным (есть вход и выход в теле), слепым (пуля застряла в мягкой или костной ткани), касательным (лишь слегка задеты кожа и мягкие ткани).

Резаное

Повреждение острыми режущими предметами, такими как стекло или нож. Края у раны ровные, а зона поражения обычно небольшая. Кровотечение при открытом ранении сильное. Опасны резаные раны на шее и конечностях на участках пролегания крупных вен и артерий.


Колотое

Как результат проникновения в тело острого предмета (шила, иглы, штыка и пр.). Кожные покровы и слизистые повреждаются мало, но глубина поражения значительная. Опасность таких травм заключается в поражении внутренних органов и риске внутреннего кровотечения.

Рубленое

Следствие воздействия острого предмета с параллельным ушибом тканей. Опасная травма, поскольку глубокое проникновение ранящего предмета вызывает сильные разрушения.

Ушибленное

Возникает от удара тупым предметом. Основные характеристики ушибленных ран — широкий участок размозжения, кровоподтеки, неровные края.

Укушенное

Последствия контакта с животными. Раны характеризуются неправильной формой, заражаются слюной, поэтому сложно заживают.

Политравмы

Они же множественные, сочетанные. Предполагают наличие ряда повреждений, которые опасны для жизни.

Определив вид травмы, первую помощь при ранении оказывают в соответствии со специфическими правилами.

Правила оказания первой помощи пострадавшему при ранениях.

Несмотря на то, что действия при ранениях разного типа отличаются, общая последовательность оказания первой помощи при ранении подразумевает следующий алгоритм действий:

  1. Осмотреть пострадавшего, визуально оценить его состояние.

  2. Вызвать бригаду неотложной помощи.

  3. Пока медики в пути, попытаться остановить кровотечение.

  4. По необходимости наложить повязку и придать телу пострадавшего безопасное положение с учетом характера травмы.

  5. Контролировать состояние раненого, пока не приедут врачи.

Пытаясь спасти кому-то жизнь, главное — не навредить еще больше. Поэтому нужно руководствоваться основными правилами оказания первой помощи при ранениях. Речь о том, что любые манипуляции следует проводить чистыми руками. Если нет мыла с водой, продезинфицировать их спиртосодержащими средствами или крепкими алкогольными напитками. Нельзя промывать рану ни лекарственными средствами, ни водой. Запрещено пользоваться спиртом и йодом, самостоятельно удалять инородное тело из раны, вдавливать выпавшие органы и ткани.

Порезы в зависимости от глубины

Мелкие порезы

Мелкие порезы проходят через верхние слои кожи. При своевременной обработке поврежденного участка кожи, такие раны редко инфицируются.

Повреждения могут быть получены ногтями, куском металла, веткой дерева или куста.

Обычно неглубокий порез или царапину можно лечить дома. Главное, чтобы в раневой поверхности не было загрязнений.

Глубокие порезы

Глубокие порезы проходят через все слои кожи.

Они возникают при воздействии на кожу острым предметом: ножом, бритвой, куском стекла или острым краем куска металла. При осмотре важно убедиться, что в ране нет загрязнений.

Если размер повреждения имеет значительные размеры, то необходимо обратиться за медицинской помощью, чтобы наложить швы.

Помощь при порезах

Для оказания первой помощи при порезе необходимо:

Очистить рану неволокнистым материалом или стерильной марлей

  1. Остановить кровотечение путем надавливания на рану

  2. Обработать рану стерильным физиологическим раствором или чистой водой

  3. Обработать повреждение антисептиком.

  4. Закрыть очищенную рану стерильной повязкой

  5. Следить за чистотой раны



Задания для практического занятия:

  1. Промонстрировать порядок действий первой помощи при различных видах ран.

Инструкция по выполнению практической работы

При выполнении задания необходимо чёткое выполнение необходимых правил безопасности при оказании доврачебной помощи.

Форма контроля выполнения практической работы:

Наглядный.

Критерии оценки:

«Отлично» выставляется в случае, если действия выполнены аккуратно, грамотно, нет ошибок в теоретических знаниях и практических действиях.

«Хорошо» выставляется в случае, если допущены незначительная ошибка или в теоретических знаниях или в практических действиях.

«Удовлетворительно» - в случае, если допущены ошибки как в теоретических, так и в практических действиях.

«Неудовлетворительно» - если допущены грубые ошибки как в теоретических, так и в практических действиях





































Практическая работа № 4

Тема: Первая помощь при утоплении и коме.

Название практической работы:

Первая помощь при утоплении и коме.

Учебная цель: научиться оказывать первую помощь при утоплении и коме

Учебные задачи:

1. Овладеть первичными навыками строевых приемов

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС:

Студент должен уметь:

Обеспеченность занятия (средства обучения):

1. Тетради, ручки

2. Видеоматериалы.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы

Основной угрозой, которая приводит к трагическому исходу, становится попадание жидкости внутрь дыхательных путей и легких. Объем попавшей жидкости напрямую связан со временем, которое было проведено человеком под водой.

Актуальной первая помощь при утоплении будет при нахождении под водой в течение трех минут.

После прохождения отметки в пять минут шансы на выживание стремятся к нулю.

Главное, что нужно запомнить перед тем, как осуществить оказание первой медицинской помощи при утоплении ‒ действовать следует выверено, хладнокровно и спокойно. Закономерно, когда паникует утопающий – он борется за свою жизнь. И совсем другое дело, когда паникует спасатель. Важным пунктом, который повлияет на вероятность успеха, является наличие навыков плаванья. Если вы прошли базовую подготовку в школе или же университете на занятиях физкультуры, то их вполне хватит (Рисунок 1). Будьте готовы к тому, что утопающий может случайно затянуть вас под воду, обхватив намертво, ведь он находится в состоянии смертельной паники. Приемы первой помощи при утоплении будут разниться, в зависимости от количества воды в легких.

Существуют различные виды утопления, первая медицинская помощь в которых потребует особой сноровки, и первичные из них:

  • Первая помощь при утоплении в воде будет наиболее результативной, если во время ее проведения шанс на спасение объективно высок. Для неквалифицированного спасателя она сработает только в случае, когда барахтающийся в воде человек был замечен сразу. Помогите ему стабилизироваться на воде, сделать вдох, откашлять воду и прийти в себя. В ситуациях, когда легкие пострадавшего наполнились водой, вас ждет марш-бросок с телом наперевес. Подплывите сзади и ухватите его за подмышки или, в крайнем случае, – за волосы. Переверните утопающего на спину и плывите к берегу, избегая попыток обхватить вас;

  • Первая помощь утонувшему на суше ‒ спасительная соломинка тому, кто находился в воде более трех минут, и был молниеносно доставлен к берегу в бессознательном состоянии. При данном сценарии необходимо как можно быстрее начать оказание первой помощи при утоплении. Она будет состоять из процедуры восстановления пульса, выталкивания воды из легких и восстановления самостоятельного дыхани

Во избежание летального исхода необходимо знать, как оказать первую помощь утопавшему Лишняя трата времени на проверку пульса может сыграть злую шутку, поэтому лучше пропустите этот момент;

  1. Приступите к процедуре очищения желудка от излишней жидкости;

  2. Перекиньте взрослого животом вниз через бедро или скамейку, после чего нажмите с усилием на спину. Маленького ребенка же можно перевернуть вверх ногами и потрясти;

  3. Проведите очистку ротовой полости от попавших песка и водорослей;

  4. Далее вызовите рвотный рефлекс, засунув два пальца глубоко в глотку и совершая нажатие на язычок;

  5. При возникновении рвоты можно расслабиться, ведь это обозначает наличие пульса;

  6. Если рвотный рефлекс не последовал, нужно начать процедуру непрямого массажа сердца;

  7. Когда настал момент удаления воды из легких, обхватите человека за подмышки сзади, начните сдавливать грудную клетку по бокам. Параллельно просуньте два пальца утопленнику в глотку;

  8. Как только закончится отхаркивание пострадавшим жидкости, переверните его на бок и накройте чем-нибудь теплым: покрывалом, полотенцем, верхней одеждой.

Асфиктическое или «сухое»

Бледная кожа и мелкая розовая пена из легких – показатели сухого утопления. Причины, предшествующие этому – сильное расслабление нервной системы в состоянии алкогольного опьянения, или любые другие нарушения работы ЦНС. «Сухое» – это довольно распространенный вид, вызываемый непроизвольным спазмом голосовой щели из-за попавшей на неё жидкости, влекущей за собой раздражение.

Замыкая вход в легкие, ларингоспазм приводит к удушению по причине кислородной недостаточности (Рисунок 3). Однако жидкость не проникает в легкие до того, как человек потеряет сознание и настанет фаза расслабления, многократно облегчая спасение. Поэтому можно пропустить фазу выдавливания жидкости из легких и сразу перейти к более необходимым процедурам.

Первая помощь утонувшему, которую следует оказать, будет весьма простой, но требующей предварительной подготовки или опыта:

  1. Уложите пострадавшего вверх животом на твердую поверхность. К примеру, на жесткий деревянный лежак или бетонные плиты;

  2. Начните процедуру реанимации;

  3. Не сгибая в локтях, положите руки на грудную клетку пострадавшего;

  4. Делайте толчки весом всего своего тела раз в полсекунды;

  5. Запрокиньте голову пострадавшего до образования тупого угла между подбородком и шеей;

  6. Нажатия чередуйте с искусственной вентиляцией легких по принципу рот в рот (Рисунок 4);

  7. Зажмите нос пациенту и сделайте резкий вдох;

  8. Сделайте резкий выдох в его рот и откройте нос;

  9. Осуществляйте процедуру с интервалом в 4-5 секунд. Рекомендуемая частота – это 2 выдоха на 30 нажатий;

  10. При появлении пульса и самостоятельного дыхания можно успокоиться и оказать дальнейшую помощь: помочь пострадавшему добраться до ближайшего теплого помещения для дальнейшего отогревания чаем и теплым пледом.

Первая помощь при коме:

Необходимо освободить больного от стесняющей одежды, придать ему горизонтальное положение, вынуть съемные зубные протезы, чтобы они не попали в дыхательные пути. В этот период нужно срочно вызвать скорую помощь.



Задания для практического занятия:

    • Промонстрировать алгоритм действий первой помощи при утоплении.

    • Промонстрировать алгоритм действий первой помощи при коме.

Инструкция по выполнению практической работы

При выполнении задания необходимо чёткое выполнение необходимых правил безопасности при оказании доврачебной помощи.

Форма контроля выполнения практической работы:

Наглядный.

Критерии оценки:

«Отлично» выставляется в случае, если действия выполнены аккуратно, грамотно, нет ошибок в теоретических знаниях и практических действиях.

«Хорошо» выставляется в случае, если допущены незначительная ошибка или в теоретических знаниях или в практических действиях.

«Удовлетворительно» - в случае, если допущены ошибки как в теоретических, так и в практических действиях.

«Неудовлетворительно» - если допущены грубые ошибки как в теоретических, так и в практических действия.













Практическая работа № 5.

Тема: Выполнение воинского приветствия на месте и в движении

Учебная цель: научиться выполнять действия.

Учебные задачи:

1.Научиться выполнять воинское приветсвие.

Образовательные результаты, заявленные во ФГОС:

Студент должен уметь: выполнять воинское приветсвие.

Обеспеченность занятия (средства обучения):

1. Тетради, ручки

2. Видеоматериалы.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практической работы

Для выполнения воинского приветствия в строю на месте, когда начальник подойдет на 40-50 шагов, командир роты подает команду "Рота, СМИРНО, равнение на-ПРАВО (на-ЛЕВО, на-СРЕДИНУ)".

По этой команде все принимают строевую стойку и поворачивают голову в указанную сторону, а находящиеся в строю заместители командира роты, командиры взводов и старший техник, кроме того, прикладывают руку к головному убору.

Командир роты, подав команду, прикладывает руку к головному убору, подходит строевым шагом к начальнику, за два-три шага до него останавливается и докладывает.

Например: "Товарищ майор. Первая рота занимается тем-то. Командир роты капитан Семенов".

Окончив доклад, командир роты, не опуская руку от головного убора, делает левой (правой) ногой шаг в сторону с одновременным поворотом направо (налево) и, пропустив начальника вперед, следует за ним в одном-двух шагах сзади и с внешней стороны строя.

По прохождении начальника или по команде "ВОЛЬНО" командир роты командует: "ВОЛЬНО" - и опускает руку.

124. Выполнение воинского приветствия в строю в движении осуществляется, как указано для отделения и взвода. При этом заместители командира роты, командиры взводов и старший техник прикладывают руку к головному убору.

Если начальник обгоняет колонну роты, команда для выполнения воинского приветствия не подается; воинское приветствие выполняют только командиры подразделений от взвода и выше, а также старший техник роты.


  1. Выполнение воинского приветствия на месте вне строя — 10 мин.

Руководитель показывает обучаемым порядок выполнения воинского приветствия без оружия на месте вне строя без головного убора, а затем при надетом головном уборе.

Для выполнения воинского приветствия без оружия на месте вне строя без головного убора при подходе начальника, за пять-шесть шагов до него, повернуться в его сторону, встать по стойке «смирно» и смотреть ему в лицо, поворачивая вслед за ним голову.

Если головной убор надет, то, кроме того, приложить правую руки к головному убору так, чтобы пальцы были вместе, ладонь прямая, средний палец касался нижнего края головного убора (у козырька), а локоть был на линии и высоте плеча.

При повороте головы в сторону начальника положение руки остается без изменений. Когда начальник минует отдающего воинское приветствие, голову поставить прямо и одновременно с этим опустить руку.

Обучение выполнению воинского приветствия без головного убора по разделениям проводится по команде:

- «Для выполнения воинского приветствия, начальник с фронта (справа, слева, сзади), по разделениям делай — РАЗ, делай — ДВА».

По счету «Делай — РАЗ» при движении начальника с фронта обучаемый за пять- шесть шагов до него принимает положение «смирно» и смотрит начальнику в лицо, поворачивая вслед за ним голову.

Если начальник двигается справа, слева или сзади, то за пять-шесть шагов до него обучаемый поворачивается в его сторону, принимает положение «смирно» и смотрит в лицо начальнику, поворачивая вслед за ним голову.

По счету «Делай — ДВА» ставит голову прямо и принимает поло­жение «вольно».

Обучение приемам выполнения воинского приветствия на месте при надетом головном уборе проводится в том же порядке, что и без го­ловного убора, только одновременно с принятием положе­ния «смирно» обучаемые прикладывают руку к головному убору.

Закончив показ и объяснение, руководитель проверяет, как обучаемые усвоили материал, а затем приказывает ко­мандирам отделений приступить к тренировке.

Командиры отделений строят свои отделения в одну шеренгу, размыкают на пять-шесть шагов и приступают к обучению каждого обучаемого. После этого проводят трени­ровку попарно, добиваясь от обучаемых четкого и молодцеватого выполнения воинского приветствия с соблюдением правил строевой стойки.

Убедившись, что обучаемые усвоили выполнение воинского приветствия на месте, руководитель знакомит их с выполнением воинского приветствия в движении.

  1. Выполнение воинского приветствия в движении — 15 мин.

Построив обучаемых в две шеренги, руководитель показы­вает обучаемым выполнение воинского приветствия в движении — сначала без головного убора, затем при надетом головном уборе.

Для выполнения воинского приветствия в движении вне строя без головного убора за пять-шесть шагов до начальника одновременно с постановкой ноги прекратить движение руками, повер­нуть голову в сторону начальника и, продолжая движение, смотреть ему в лицо. Пройдя начальника, голову поставить прямо и продолжать движение руками.

Разучивание выполнения воинского приветствия в движении по разделениям проводится на шесть счетов по команде:

- «Для выполнения воинского приветствия в движении, начальник справа (слева), по разделениям, делай — РАЗ, делай — ДВА».

По счету «Делай — РАЗ» сделать шаг левой ногой, одновременно с постановкой ноги на землю прекратить движение руками и повернуть голову в сторону начальника.

П о счету «Делай - ДВА», «Делай — ТРИ», «Делай — ЧЕТЫРЕ, «Делай - ПЯТЬ», «Делай — ШЕСТЬ» продолжать движение с прижатыми к корпусу руками и смотреть начальнику в лицо.

По следующему счету «Делай — РАЗ» одновременно с постановкой левой ноги на землю голову поставить прямо и продолжать движение руками. Затем, сделав три свободных шага, повторить упражнение в таком же порядке.

Закончив показ и объяснение, руководитель приказывает командирам отделений приступить к тренировке в выполнении приема - сначала по разделениям, а затем в целом. Для последующей тренировки выстраивает отделение в колонну по одному, пропускает обучаемых мимо себя и проверяет действия каждого из них.

Методика обучения выполнения воинского приветствия при надетом головном уборе такая же, только при этом одновременно с поворотом головы обучаемый должен приложить правую руку к головному убору, а левую держать неподвижно у бедра. Пройдя начальника, одновременно с постановкой левой ноги на землю голову поставить прямо, а правую руку опустить.

Для проверки умения обучаемых выполнять воинское приветствие в движении руководитель выстраивает обучаемых в колонну по одному и подает команду:

- «Для выполнения воинского приветствия, начальник справа (слева), дистанция десять шагов, шагом МАРШ».

Обучаемые поочередно проходят мимо руководителя и отдают ему воинское приветствие — сначала без головного убора, а затем при надетом головном уборе. Если обучаемый допустил ошибку, руководитель указывает ему на это и приказывает повторить прием.

Затем руководитель показывает прием выполнения воинского приветствия при обгоне начальника и приказывает командирам отделений приступить к тренировке в выполнении этого приема


Задания для практического занятия:

Продемонстрировать правильный алгоритм действий воинского приветсвия на месте и в движении.

Инструкция по выполнению практической работы

При выполнении задания необходимо чёткое выполнение необходимых правил безопасности при оказании доврачебной помощи.

Форма контроля выполнения практической работы:

Наглядный.

Критерии оценки:

«Отлично» выставляется в случае, если действия выполнены аккуратно, грамотно, нет ошибок в теоретических знаниях и практических действиях.

«Хорошо» выставляется в случае, если допущены незначительная ошибка или в теоретических знаниях или в практических действиях.

«Удовлетворительно» - в случае, если допущены ошибки как в теоретических, так и в практических действиях.

«Неудовлетворительно» - если допущены грубые ошибки как в теоретических, так и в практических действия



27



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!