СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по организации проектно - исследовательской деятельности младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе раскрыты понятия проектной и исследовательской деятельности, их специфика, структура. Приведены примеры паспортов исследования и проектных задач для учеников начальной школы.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации проектно - исследовательской деятельности младших школьников»







Аннотация



В данной работе представлены рекомендации по организации проектно – исследовательской деятельности в начальной школе. Данные методические рекомендации направлены на формирование метапредметных результатов. Материалами работы могут быть использованы как учителями начальных классов, так и студентами, обучающимися по специальности «Преподавание в начальных классах».











Методические рекомендации соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Составитель: Пирогова Н. Н. – студентка 20П – 2 группы отделение «Преподавания в начальных классах». Методические рекомендации по организации проектно – исследовательской деятельности младших школьников / Пирогова Н. Н., Министерство образования Красноярского края КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького», 2023. – 45 с. СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

РАЗДЕЛ 1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 5

1.1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура 5

1.2. Типичные ошибки при выборе и формулировке темы, цели, задач и гипотезы исследования. 6

1.3. Критерии оценки детских исследовательских работ. Анализ детских исследований 8

1.4. Паспорта исследований 13

1.4.1. Паспорт исследования «В каких условиях лучше хранить дома разные сорта хлеба (пшеничный, ржаной, бородинский)?» 13

1.4.2. Паспорт исследования «В какой реке вода чище: Мана или Кача?» 18

РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 21

2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура 21

2.2 . Проектная задача как один из способов реализации проектной деятельности в начальной школе 23

2.2.1. Проектная задача «Моя семья и Я» 24

2.2.2. Проектная задача «Школьная история» 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37

ПРИЛОЖЕНИЯ 38

Приложение 1 «Тексты к заданию № 1 проектной задачи «Моя семья и я»» 38

Приложение 2 «Фото проведения исследования «В каких условиях лучше хранить дома разные сорта хлеба (пшеничный, ржаной, бородинский)?»» 40



ВВЕДЕНИЕ



Федеральный государственный образовательный стандарт содержит в себе требования к предметным результатам освоения программы, но и метапредметным, которые включают в себя три раздела: познавательные, коммуникативные, регулятивные. В связи с требованиями, учителю необходимо создать условия, которые обеспечат достижения результатов.

Существует множество способов, технологий, приемов, которые учитель может использовать для достижения и формирования универсальных учебных действий. Одной из многих технологий, которые способствуют формированию образовательных результатов, является проектно – исследовательская деятельность, которая, в свою очередь, также способствует формированию познавательного интереса младших школьников.

Молодым специалистам и учителям, которые не имели опыт в организации проектно – исследовательской деятельности младших школьников, достаточно проблематично искать в значительном потоке информации нужный материал, именно поэтому было решено создать данные методические рекомендации.

Цель работы – структурирование знаний об организации проектно – исследовательской деятельности в начальной школе.

В результате данной работы представлены методические рекомендации, которые содержат в себе понятия проектно – исследовательской деятельности, ее специфику, структуру, типичные ошибки в организации, а также примеры паспортов исследования и проектных задач для учеников начальной школы.



РАЗДЕЛ 1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ



    1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура


В современном образовании существует такое понятие, как «исследовательская деятельность». Данное понятие раскрывается как деятельность по решению исследовательских и творческих задач, которая формирует исследовательские умения. Данные умения необходимо формировать с начальной школы, что трактуется в обновленном стандарте.

С выходом обновленного Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО) произошли значительные изменения в трактовке требований к достижению метапредметных результатов, одним из таких новшеств является новый раздел познавательных результатов, который называется «Базовые исследовательские действия». В данный раздел входят такие умения, как:

  1. определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;

  2. с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;

  3. сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

  4. проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);

  5. формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);

  6. прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях [1].

Главной целью исследовательской работы является: формирование мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни в информационную эпоху.

Основными задачами исследовательской деятельности в начальной школе являются:

  1. знакомство с проведением учебных исследований;

  2. развитие творческой исследовательской активности;

  3. стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам;

  4. ознакомление с научной картиной мира;

  5. вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс [2].

Главной задачей учителя в организации детской исследовательской работы является увлечение ребенка исследованием, разжечь интерес к познанию.

Структура исследовательской работы школьника представляет собой: титульный лист; оглавление; введение; основная часть (главы); заключение; список использованной литературы; приложения (если это необходимо необходимости) [5].

    1. Типичные ошибки при выборе и формулировке темы, цели, задач и гипотезы исследования.


Выбор темы является важной структурной единицей детского исследования. Тема должны быть интересной для обучающегося. Тема исследования исходит из проблемы, которую хотелось бы решить. Проблемы может исходить из различных житейских ситуаций, с которыми обучающийся сталкивался или может столкнуться в повседневной жизни. Также проблема может исходить из задач и содержания конкурса, на котором планируется презентация своего исследования или же из предложений учителя. Приведем типичные ошибки, которые часто допускаются при выборе и формулировке темы исследования:

  1. Неактуальная тема исследования. Данная ошибка часто связана с тем, что тема не актуальна именно для обучающегося, а не для всех людей. Тема исследования должна быть интересна ребенку.

  2. Широкая тема, которая является затратной по времени и ресурсам. Детское исследование на то и детское, что оно должно быть возможным для реализации самим ребенком.

  3. Тема не соответствует детскому интересу/исследованию. Ребенок должен быть заинтересован в ходе исследования, чтобы исследовательская работа была детской, а не учительской.

Определившись с проблемой и темой исследования необходимо поставить цель, то есть определить, для чего мы будем проводить исследование. Цель указывается на область действия. В формулировке цели часто допускаются ошибки. Здесь представлен примерный список типичных ошибок:

  1. Цель не соответствует заявленной теме исследования. В цели должна быть отражена планируемая деятельность в ходе исследования. Необходимо в цели отразить заявленную тему, чтобы цель относилась именно к вашему исследованию.

  2. Широкая цель/недостижима в короткие сроки. Исследование предполагает определение сроков. Цель должна быть достижима именно в заявленные сроки.

  3. Поставленная цель не является диагностируемой/измеримой.

  4. Цель сформулирована неправильно (не с отглагольного существительного).

Исходя из поставленной цели, необходимо продумать шаги к ее достижению или же сформулировать и обозначить задачи исследования. В определении задач исследования есть ряд требований, что влечет к допуску ошибок:

  1. Некоторые задачи являются целью. Широкие задачи, которые дублируют цель исследования – частая ошибка.

  2. Широкие задачи, которые затратны по времени. Решение задач исследования должно укладываться в заявленные сроки.

  3. Задачи не соответствуют поставленной цели и теме исследования. В задачах необходимо отразить тему именно вашего исследования, связать их с поставленной целью.

Предположение, то есть гипотеза - немаловажная часть исследования, ведь, в конце необходимо сделать соответствующие выводы, доказали ли предположение или же опровергли. Формулирование гипотезы так же вызывает затруднения, что влечет ошибки, приведем некоторые из них:

  1. Гипотеза не содержит предположение.

  2. Гипотеза не является проверяемой в ходе исследования.

  3. Гипотеза не соответствует поставленной проблеме исследования.

  4. Гипотезу нельзя подтвердить или опровергнуть в реальных условиях.

Перечисленные ошибки помогут предотвратить подобные в организации и реализации исследовательской деятельности в педагогической практике учителя, который является организатором деятельности обучающего.

    1. Критерии оценки детских исследовательских работ. Анализ детских исследований


Любая работа должна быть оценена по определенным критериям, которые составляются исходя из содержания задания. Предлагаем вам ознакомиться с примером критериев оценки исследовательских работ и заполненных таблиц с критериями, в которых отражены результаты исследовательских работ обучающихся.

Таблица 1. Критерии оценки детских исследовательских работ.


Критерии оценки детских исследовательских работ

Количество баллов 

Комментарии 

Соответствие темы с содержанием 

1 балл - тема соответствует содержанию работы;

0 баллов - тема не соответствует содержанию работы.  


Актуальность темы

1 балл -  указана актуальность темы; 

0 баллов - актуальность отсутствует или ее нет.


Цель соответствует теме исследования, она конкретна, достижима, измерима.

1 балл - цель соответствует теме исследования;

0 баллов - цель не соответствует теме исследования.


Наличие проблемы в соответствии с темой исследования

1 балл - указана проблема исследования;

0 баллов - проблема исследования отсутствует.


Гипотеза доказуема и соответствует теме исследования

1 балл - гипотеза доказуема и  соответствует теме исследования;

0 баллов - гипотеза не доказуема


Выделен верно объект и предмет исследования

2 балла - в исследование верно выделены объект и предмет соответствующие теме исследовательской работы

1 балл - в исследование верно выделен объект ИЛИ предмет в соответствии теме исследовательской работы

0 баллов - неверно выделены предмет и объект исследования/не выделены предмет и объект


Полнота цитируемых источников, ссылок 

2 балла – автор осуществляет цитирование, делает сноски и ссылки на используемые источники

1 балл – автор осуществляет цитирование, но не делает сноски и ссылки на используемые источники ИЛИ автор делает сноски и ссылки на используемые источники, но не осуществляет цитирование 

0 баллов - автор не осуществляет цитирование и не делает ссылки и сноски на используемые источники .


Четкость выводов 

Указан список используемой литературы (1 балл)

Практические методы исследованиями реализованы, представлены в виде:фотографий, видео (3 балла)

Представлены теор. методы на основе анализа: литературы, энциклопедии и др 

Наличие продукта

Исследовательская работа соответствует заявленному возрасту

2 балла – выводы полностью соответствуют целям и задачам работы;

1 балл – выводы по работе имеются, но не соответствуют целям и задачам;

0 баллов – нет выводов. 


ИТОГО:

19 баллов



Таблица 2. Анализ детской исследовательской работы: «Что такое плесень?»


Критерии оценки детских исследовательских работ

Количество баллов 

Комментарии 

Соответствие темы с содержанием 

1 балл - тема соответствует содержанию работы 


Актуальность темы

1 балл -  указана актуальность темы 


Цель соответствует теме исследования.

1 балл - цель соответствует теме исследования

Цель не противоречит установленной теме

Цель конкретна, достижима, измерима.

1 балл - цель является конкретной, достижимой, измеримой


Задачи соответствуют теме и цели исследования.

2 балла - задачи соответствуют теме и цели исследования;

Задачи не повторяют цель. Задачи отталкиваются от темы

Наличие проблемы в соответствии с темой исследования

1 балл - указана проблема исследования


Выделен объект и предмет исследования

2 балла - в исследование присутствует объект и предмет соответствующие теме исследовательской работы

Объект и предмет не противоречат установленной теме

Полнота цитируемых источников, ссылок 

1 балл – автор делает сноски и ссылки на используемые источники, но не осуществляет цитирование 

В исследовательской работе отсутствует цитирование.

Соответствие работы стандартам оформления 

1 балл – работа частично соответствует стандартам оформления

Оформления части, где указывается содержания со страницами исследовательской работы, не соответствует стандартам

Четкость выводов 

2 балла – выводы полностью соответствуют целям и задачам работы


ИТОГО:

16 баллов



Таблица 3. Анализ детской исследовательской работы: “Откуда берется радуга?”


Критерии оценки детских исследовательских работ

Количество баллов 

Комментарии 

Соответствие темы с содержанием 

1 балл - тема соответствует содержанию работы 

Тема соответствует содержанию работы, т.к. автор в теоретической и практической части описывает то, как появляется радуга 

Цель соответствует теме исследования.

1 балл - цель соответствует теме исследования;

Цель не противоречит установленной теме

Задачи соответствуют теме и цели исследования.

2 балла - задачи соответствуют теме и цели исследования;

Задачи не повторяют цель. Задачи отталкиваются от темы

Наличие проблемы в соответствии с темой исследования

0 баллов - проблема исследования отсутствует

Проблема не обозначена. Из-за этого непонятно почему автор выбрал данную тему (автору было просто интересно узнать откуда берется радуга или взрослые не могли дать ответа на данный вопрос)

Наличие гипотезы в соответствии с темой исследования

1 балл - присутствует гипотеза в соответствии с темой

Гипотеза не противоречит установленной теме 

Выделен объект и предмет исследования

2 балла - в исследование присутствует объект и предмет соответствующие теме исследовательской работы

Объект и предмет не противоречат установленной теме 

Методы соответствуют практической и теоретической части исследования 

2 балла -  выбранные методы исследования соответствуют практической и теоретической части 

В данной работе используются и описываются те методы, которые выбрал автор 

Полнота цитируемых источников, ссылок 

1 балл – автор осуществляет цитирование, но не делает сноски и ссылки на используемые источники 

В исследовательской работе отсутствует цитирование.

Четкость выводов 

2 балла – выводы полностью соответствуют целям и задачам работы

В выводе автор отталкивается от поставленной цели и задач

ИТОГО:

  1. аллов


    1. Паспорта исследований

В данном разделе представлены примеры паспортов исследования, составителями которых являются студенты 3-го курса.

      1. Паспорт исследования «В каких условиях лучше хранить дома разные сорта хлеба (пшеничный, ржаной, бородинский)?»


Компонентыпаспорта

Описаниепроекта

ФИО участника

Пирогова Надежда Николаевна

Тема проекта/исследования

В каких условиях лучше хранить дома разные сорта хлеба (пшеничный, ржаной, бородинский)?

Актуальность проекта/исследования

Хлеб является самым частым продуктом, который покупают и употребляют в пищу. Многие дети любят есть хлеб. Хлеб мы едим каждый день, если мы его не съели за один день, то на следующий день он черствеет и теряет свой вкус и аромат. Проблемой является то, что многие люди не знают, в каких условиях лучше хранить дома хлеб разных сортов (пшеничный, ржаной, бородинский), от чего он портится раньше своего срока годности, поэтому необходимо знать условия хранения хлеба.

Объектисследования

Условия хранения дома разные сорта хлеба (пшеничный, ржаной, бородинский).

Цельпроекта/исследования

Для учителя: организация исследовательской деятельности по формированию базовых исследовательских действий по теме: «В каких условиях лучше хранить дома разные сорта хлеба (пшеничный, ржаной, бородинский)?»

Для ученика: исследование условий хранения хлеба дома для ответа на вопрос: «В каких условиях лучше хранить дома разные сорта хлеба (пшеничный, ржаной, бородинский)?

Задачи:

  1. 1. Изучить теоретический материал по изготовлению хлеба разных сортов (пшеничный, ржаной, бородинский) и его составу;

  2. 2. Провести опыт по выяснению лучших условий для хранения хлеба разных сортов (пшеничный, ржаной, бородинский) дома;

  3. 3. Создать видеоролика на тему: «В каких условиях лучше хранить дома разные сорта хлеба (пшеничный, ржаной, бородинский)?»

Типпроекта/исследования

По содержанию: монопроект (окружающий мир).

По организационной форме: групповой.

По продолжительности: краткосрочный (3 занятия).

Этапы реализации проекта/исследования (включая исследовательский), краткое их описание

Подготовительный:

Учитель проводит беседу с обучающимися о том, в состав каких продуктов входит пшеница и обозначает то, что самым популярным продуктом является хлеб.

Проводит опрос обучающихся, чтобы определить, кто ест хлеб и в каких условиях зачастую хранят хлеб дома и как долго его можно хранить.

После фиксации результатов формулируется тема, цель и задачи исследования. Учитель делит обучающихся на группы по изучаемому сорту хлеба (пшеничный, ржаной, бородинский).

Основной:

Теоретический:

Обучающиеся изучают литературу на тему «Состав хлеба и условия хранения». Отвечают на вопросы по тексту.

Практический:

Обучающиеся формулируют гипотезу. Учитель создает условия для исследования по изучению состояния хлеба, который хранился в разных условиях дома.

По истечению 3 дней хранения хлеба разных сортов (пшеничный, ржаной, бородинский) дома в разных условиях, обучающиеся в группах изучают изменение в кусках хлеба.

Аналитический:

Исходя из результатов исследования, обучающиеся формулируют вывод о лучших условиях хранения хлеба разных сортов (пшеничный, ржаной, бородинский) дома.

Каждая группа готовит видеоролик о лучших условиях хранения хлеба разных сортов (пшеничный, ржаной, бородинский) дома.

Презентационный:

Каждая группа представляет свой видеоролик о том, в каких условиях лучше хранить хлеб разных сортов (пшеничный, ржаной, бородинский) дома.

Рефлексивный:

Обучающиеся оценивают свою деятельность и вклад в совместную деятельность в группе в исследовании изменений в кусках хлеба разных сортов, которые хранились в различных условиях, отвечают на вопросы учителя о том, что бы они хотели еще узнать о хлебе.

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Цель исследования: исследование условий хранения хлеба дома.

Гипотеза исследования: предположим, что лучше хранить хлеб дома в шкафу в полиэтиленовом пакете.

Методы исследования:

Теоретические: анализ, синтез.

Эмпирические: опрос, наблюдение, опыт.

Оборудование для проведения исследования:

Хлеб, перчатки, полиэтиленовый пакет.

Ход исследования:

В начале исследования обучающиеся формулируют гипотезу, исходя из текста о составе хлеба и примерах условий его хранения. Ученики предполагают, что лучше хранить дома хлеб разных сортов (пшеничный, ржаной, бородинский) в полиэтиленовом пакете в шкафу.

Каждая группа обучающихся заворачивает в 3 пакета куски хлеба:

1 группа: пшеничный.

2 группа: ржаной.

3 группа: бородинский.

Относят их домой, размещая в разные места: шкаф на кухне, холодильник и хлебница.

Спустя три дня (срок годности хлеба) приносят пакеты с хлебом и проводят исследование, заполняя таблицу (каждая группа вносит данные в таблицу, по изучаемому сорту хлеба). Отмечают знаком «+» наличие признаков:



Сорт хлеба:

Признаки

Хлеб, который хранился в шкафу

Хлеб, который хранился в холодильнике

Хлеб, который хранился в хлебнице

Неприятный запах




Наличие плесени




Черствость




Вывод:



Обучающиеся в группах изучают изменения в исследуемых кусках хлеба: присутствие неприятного запаха, изменения в цвете, форме, присутствие плесени.

Исходя из изучения хлеба, который хранился в разных местах, обучающиеся заполняют общую таблицу и выявляют лучшие условия хранения разных сортов хлеба (пшеничный, ржаной, бородинский), отмечая в таблице количество + из первой таблице, чем меньше «+» было определено в первой таблице, тем лучше условия хранения хлеба:

Условия хранения

Пшеничный хлеб

Ржаной хлеб

Бородинский хлеб

В полиэтиленовом пакете в шкафу




В полиэтиленовом пакете в холодильнике




В полиэтиленовом пакете в хлебнице




Вывод:



  1. Хлеб, который хранился в холодильнике остался без видимых изменений.

  2. Хлеб, который хранился в хлебнице подсох и имеет неприятный запах.

  3. Хлеб, который хранился в шкафу, зачерствел, покрылся плесенью и имеет неприятный запах.

Вывод: гипотеза опровергнута. Хлеб разных сортов (пшеничный, ржаной, бородинский) лучше хранить в холодильнике не больше 3-х дней.

Источники: википедия, докс.ру.





Продуктпроекта/исследования

Видеоролик «В каких условиях лучше хранить хлеб дома?»

Перспективапроекта/исследования

Изучение различных видов хлеба в различных условиях хранения дома. Представление исследования на различныхконференциях и конкурсах.


В приложении «» вы можете ознакомиться с фотографиями, которые являются подтверждением проведения исследования в модельных условиях по представленному паспорту.

      1. Паспорт исследования «В какой реке вода чище: Мана или Кача?»


Компоненты паспорта

Описание проекта

1

ФИО участника

Липуновская Дарья Максимовна

2

Тема проекта

В какой реке вода чище: Мана или Кача?

3

Актуальность проекта

Актуальность проекта заключается в том, что почти у каждого населенного пункта есть река. В нашем крае протекает множество рек, которые люди используют в своей обыденной жизни. Например, в деревнях часто берут воду для полива из ближайших рек. Но проблема в том, что не все задумываются, насколько чистые реки, которые протекают возле населенных пунктов. Есть ли в ней примеси или микроорганизмы, вредные для живых существ. Поэтому необходимо знать, в какой реке вода чище.

4

Объект исследования

Вода из рек Мана и Кача

5

Цель проекта

Для учителя: организация деятельности учащихся по формированию базовых исследовательских умений по теме " В какой реке вода чище: Мана или Кача?"

Для учащихся: исследование воды из рек Мана и Кача для выяснения, какая из них чище

Задачи

  1. Изучить теоретический материал о загрязнении рек.

  2. Провести опыты по выяснению, какая вода в реке чище: Мана или Кача.

  3. Подвести итоги по тому, какая вода из рек чище: Мана или Кача и создать видеоролик.

6

Тип проекта

По содержанию: монопроект (окружающий мир)

По организационной форме: групповой

По продолжительности: краткосрочный 1-2 урока, весной.

7

Этапы реализации проекта (включая исследовательский), краткое их описание


  1. Подготовительный этап

Проведение опроса о реке Мана и Кача, о том, знают ли учащиеся, где протекают эти реки, насколько они чистые. Совместно с обучающимся формулирует тему, цель и задачи. Учитель делит детей на группы.

  1. Исследовательский

Изучение теоретического материала о реках Мана и Кача, о том, где протекают эти реки, о загрязнении рек.

Постановка гипотезы учащимися. Учитель организует проведение опытов группами, дает инструкцию по пользованию микроскопом. Учащиеся изучают образцы под микроскопом, визуально сравнивают чистоту воды, фильтруют ее с помощью ватных дисков. Группы фиксируют полученные результаты в таблицу, которая заполняется в ходе исследования

Учащиеся делают выводы, исходя из полученных результатов, опровергают или подтверждают гипотезу. На основе полученных результатов готовят и представляют видеоролик о том, какая вода чище: из реки Мана или Кача.

  1. Итоговый

Учащиеся оценивают не только свою деятельность, но и деятельность группы, какой вклад они внесли в работу. Учитель проводит повторный опрос о реке Мана и Кача, чтобы увидеть, улучшили ли учащиеся свой результат.

8

Исследовательский этап проекта (полное описание)


Цель исследования: выяснить, в какой реке вода чище: Мана или Кача

Гипотеза исследования: предположим, что вода из реки Мана чище, чем из реки Кача.

Методы исследования:

Эмпирические: наблюдение, опыт, опрос

Теоретические: анализ, синтез

Оборудование: вода из рек, микроскоп, пипетка, ватные диски, салфетки

Ход исследования:

В начале исследования учащиеся ставят гипотезу, исходя из работы с теоретическим материалом. На каждую группу выдается свой образец воды из рек.

Для начала учащимся предлагается визуально сравнить выданные образцы. Группы выделяют отличия и фиксируют их в таблицу, выделяя первый критерии.

Далее учащимся необходимо с помощью пипетки взять немного воды и посмотреть на нее под микроскопом. Перед работой учитель проводит инструктаж по пользованию микроскопом.

1. Поставьте микроскоп штативом к себе посередине парты на 5-10 см от края стола.
2. Зрительную трубку опустите вниз на расстояние 1-2 см от предметного столика.
3. Направьте свет при помощи зеркальца на предметный столик, глядя в окуляр. Добейтесь яркого света.
4. Положите на предметный столик напротив отверстия в нём готовый препарат. Зажмите предметное стекло зажимами.
5. В окуляр смотрите одним глазом, не зажмуривая и не закрывая другой.
6. Глядя в окуляр, очень медленно при помощи винтов поднимайте зрительную трубку до тех пор, пока не достигнете четкого изображения.

Полученные результаты учащиеся фиксируют в таблицу, выделяя второй критерий.

В последнем опыте учащиеся с помощью ватных дисков фильтруют воду и проверяют, насколько она была грязной. Полученные результаты фиксируются в таблицу, выделяя третий критерий.

При анализе результатов учащиеся делают вывод, из какой реки вода чище.

Критерии

Кача

Мана

Внешний вид



Микроорганизмы



Загрязненность воды





Источник: https://naukatv.ru/articles/500



9

Продукты проекта

Видеоролик на тему: “В какой реке вода чище: Мана или Кача?”

10

Перспектива проекта

Проверить чистоту других рек.

Исходя из всего сказанного, в данном разделе были раскрыты понятие и специфика организации детской исследовательской работы. Такой вид деятельности способствует формированию различных познавательных компетенций, познавательного интереса и мотивации ребенка открывать что-то новое в различных областях жизни.

РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


    1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура


Наряду с исследовательской деятельностью, которая способствует реализации требований ФГОС НОО, так же можно говорить о проектной деятельности как о механизме формирования универсальных учебных действий в начальной школе.

А. Б.  Воронцов определяет проектную деятельность как совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся, имеющую общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение общего результата [4]. В проектной деятельности заранее определен результат, который необходимо достигнуть.

Существует ряд типов проектов. Одну из классификаций предлагает И. С. Сергеев [3]:

По комплексности (по предметно-содержательной области):

  1. Монопроекты. Проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

  2. Межпредметные проекты. Выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

По продолжительности:

        1. Мини-проекты могут укладываться в один урок или менее.

        2. Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков.

        3. Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит при участии руководителя. Возможно сочетание классных форм работы (мастерские, лекции, лабораторный эксперимент) с внеклассными (экскурсии и экспедиции, натурные видеосъемки и др.).

        4. Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально.

Требования к проектной деятельности:

  • Необходима социально значимая проблема (задача), которая будет понятна и интересна обучающимся.

  • Планирование действий является началом работы над проектом.

  • Каждый проект требует детское исследование.

  • Результат – продукт.

  • Защита продукта (результата).

В структуру проекта входит паспорт, который включает в себя [3]:

  1. Название проекта.

  2. Руководитель проекта.

  3. Консультант(ы) проекта.

  4. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту.

  5. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта.

  6. Возраст учащихся, на который рассчитан проект.

  7. Состав проектной группы (Ф.И. учащихся, класс).

  8. Тип проекта (реферативный, информационный, исследовательский, творческий, практико-ориентированный, ролевой).

  9. Заказчик проекта.

  10. Цель проекта (практическая и педагогическая цели).

  11. Задачи проекта (2-4 задачи).

  12. Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта).

  13. Необходимое оборудование.

  14. Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко — содержание).

  15. Предполагаемые продукт(ы) проекта.

  16. Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа).

  17. Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.

Данный паспорт помещается в папку проекта, которая предъявляется к презентации (защите) проектной работы.

Отличительной чертой проектной деятельности от исследовательской является наличие известного результата, который необходимо получить в результате реализации проекта. В ходе исследования можно уделить место импровизации, в ходе чего может получиться результат, который никто не ожидал.

    1. . Проектная задача как один из способов реализации проектной деятельности в начальной школе

Обратимся к определению проектной задачи, которое предлагает А. Б. Воронцов. Под проектной задачей он подразумевает «задачу, которая ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действия, средств и приемов не в стандартной (учебной) форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к реальным. На такой задаче нет «этикетки» с указанием того, к какой теме, к какому учебному предмету она относится» [4].

В результате решения такой задачи является реальный продукт, который может быть представлен в различных форматах (текст, модель, схема, диаграмма, плакат и т. п.).

Проектная задача имеет ряд специфических особенностей. Такая задача может содержать ряд заданий, которые связаны между собой определенным сюжетом. Как и требует проектная деятельность, проектная задача должна содержать установку. В которой описана социальная проблема, которая решается черед систему заданий.

Стратегии решения заданий могут быть разными. В одном случае требуется решать заданий последовательно, ведь последующее задание требует данных из предыдущего задания, а в другом случае последовательность может быть нарушена.

Проектные задачи могут быть предметные и межпредметные, но главное – это перенос уже известных обучающимся способов действий в новую для них практическую ситуацию.

Применение таких задач в практике является одним из способов мониторинга сформированности учебной деятельности и познавательных компетенций у обучающихся.

      1. Проектная задача «Моя семья и Я»


В качестве примера приведем проектную задачу, которые разрабатывали студенты 3-го курса для обучающихся 3-го класса системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина – в. В. Давыдова.

Установка.

Все наши радости и успехи зависят от семьи, её тепла и радушия. Из всех человеческих отношений, семья – самое древнее и самое великое. Семья – это дом! И где бы мы не были, мы всегда помним о нем, он притягивает нас своим теплом. 15 мая отмечается Международный день семьи. Дорогие ребята, чтобы подготовиться к такой важной дате, предлагаем создать от класса стенгазету на тему предстоящего праздника. Стенгазета будет размещена в общедоступном месте для ребят других классов. Предлагаемая задача необычная: её нельзя отнести к какому-то предмету, но для её решения вам потребуются знания из разных школьных предметов. Задача большая по объему, состоит из целого ряда заданий. Поэтому очень важно правильно распределить работу между собой. Вы должны продемонстрировать умение работать вместе при решении общей задачи так, чтобы каждый из вас смог внести свой вклад в результат вашей группы. Обратите особое внимание на последнее задание: выполняя его, вам необходимо подвести итог всей выполненной работы. Желаем вам успеха! 

Задание № 1

У каждой семьи есть свои традиции, праздники и знаменательные даты. Попробуй вспомнить 3 самых важных праздника для каждой семьи и придумай для них эмблемы. Вспомни, какие праздники посвящены твоим членам семьи (маме, папе,  бабушке), если испытываешь трудности, обратись к Приложению 1. Нарисуй эмблему на шаблоне и подпиши название праздника ниже. При выполнении задания можешь пользоваться цветной бумагой, ножницами и клеем, чтобы сделать аппликацию.

Например:

 

Праздник 8 марта - международный женский праздник.
Задание № 2

Найди как можно больше слов, связанных с тематикой семьи, взаимоотношениями в семье и семейными ценностями. Все найденные слова необходимо выписать и посчитать общее количество слов. 


Задание № 3

В этом задании зашифровано слово, которое связано с предстоящим праздником. Разгадай ребус. Зашифруй полученное слово в свой ребус, который ты поместишь в стенгазету.

Задание № 4

Подготовьтесь к презентации своей работы. Вам необходимо собрать все разработки и создать плакат, на котором вы поместите свою работу. Определитесь с ролями в соответствии с выполненными заданиями.

Составьте текст презентации по плану и ответам на вопросы:

Введение:

  1. Название проекта.

  2. Продукт (что в итоге работы у вас получилось).

  3. Важность проекта.

Основная часть:

  1. С чего начали?

  2. Что было на середине работы?

  3. Чем завершилась работа?

Заключение:

  1. Что получилось?

  2. Где были трудности?

  3. Какой результат получили?

  4. Что нового узнали?

      1. Проектная задача «Школьная история»


Ежедневно мы ходим в школу, узнаем что-то новое, делаем уроки, учим стихи и правила и, даже не задумываемся, как учились много лет назад наши сверстники и как менялось обучение на протяжении этих лет. Давайте это сегодня и узнаем.

1 задание.

А знаете ли вы, когда появилась самая первая школа на Руси и как она называлась? Для того, чтобы узнать вам нужно решить уравнение, ответом будет являться год появления первой школы. А также решить примеры и сопоставить ответ с буквой. Из букв вам нужно будет сложить название первой школы. В этом вам поможет номер примера, который соответствует положению буквы.

4. 6100 * 80 =

5. 667 - 373 =

13. 364000 : 700 =

10. 87500 : 250 =

1.1000 : 25 =

9. 560 * 60 =

11. 994 - 85 =

6. 34500 : 30 =

2.899 - 760 =

8. 730000 : 500 =

12. 440 + 299 =

3.70400 : 44 =

7. 22 * 90 =

1460

1980

139

1600

488000

350

33600

40

909

1150

520

1600

294

у

е

н

и

ж

е

ч

к

н

о

е

и

н


Ознакомься с историей возникновения первой школы, вставь не достающую информацию.

_____ год — это время крещения Руси и зарождения школьного образования.

Князь Владимир Святославович издаёт указ: дети бояр должны учиться книжному делу. Так появилась школа под названием «________________». Там учеников делили на небольшие группы, и в каждой был свой учитель грамоты и чтения.

Впоследствии первые учебные заведения открылись при монастырях в Киеве, Новгороде, Смоленске, Суздале и Курске. Учителями были монахи, а программу утверждал сам князь Владимир.

Спустя столетие, в 1086 году, Анна Всеволодовна, сестра Владимира Мономаха, открыла первое женское училище при церкви, где девочки из зажиточного населения обучались грамоте, чтению и пению.

2 задание.

Ознакомься с информацией и ответь на вопросы после текста.

Традиции раздельного обучения России

История раздельного обучения девочек и мальчиков берёт начало в царские времена. Основной принцип раздельного обучениям в дореволюционной России — женщинам и мужчинам необходимы разные знания для продуктивного пребывания в обществе. поэтому девушка – это будущая жена и мать, которая умеет вести домашнее хозяйство.

Девушек готовили к замужеству и материнству. Они изучали иностранные языки, брали уроки словесности. Будущие жёны занимались рукоделием, танцам. Учились вести домашнее хозяйство. Считалось, что у девушек есть трудности в изучении точных и технических наук, так что надобности в их изучении никто не видел.

А вот юношам представляли более широкий спектр дисциплин, считая их способными к овладению техническим наукам. Мужчины имели возможность обучаться в высших учебных заведениях.

После революции и закрепления всеобщего равенства конституционно, раздельные школы сменились смешанными. Главной целью образования было формирование дружбы и товарищества между девочками и мальчиками. Однополые классы были отменены.

В 1943 году раздельное обучение мальчиков и девочек в некоторых городах страны было восстановлено.

Основным в образовании девушек стал образ матери, а в мужском – защитника Отечества. Политики ожидали, что и девушки, и юноши будут добросовестно трудиться на благо Родины. Девушки в школе изучали педагогику, стенографию, занимались рукоделием, а в мужских школах много времени занимались допризывной и физической подготовкой.

В 1954 году советская школа стала вновь смешанной. Современные попытки раздельного обучения наблюдались в 90 годы 20 века.

Современное раздельное обучение мальчиков и девочек заключается в том, что мальчики и девочки учатся в разных классах, но в одном учебном заведении. Базовые предметы одинаковы для мальчиков и девочек, но есть несколько дисциплин, которые входят в вариативную часть.

Современная школа

Школа для многих детей – второй дом, ведь здесь приходится проводить полдня, а ученики начальных классов могут ещё и на продленку оставаться. Современная школа отличается от школы советского времени наличием компьютерных технологий. Сейчас у школьников есть электронные дневники, в классах появилось больше нового оборудования, домашние задания стало выполнять легче благодаря вездесущему интернету. Современные школьники, конечно, более продвинутые, чем ученики в школах прошлого столетия. Но я думаю, что и нагрузка в современной системе образования стала намного больше. Например, младшим школьникам порой задают такие задания, решить которые не могут даже их родители. Детям уже в начальных классах задают много заданий, поэтому у них уходит много свободного времени на их выполнение. Получается, что у детей с поступлением в школу быстро заканчивается детство, появляется ответственность за свои успехи в школе, за своё поведение на уроках.

Несмотря на то, что в современном мире появилось много новой техники, – ни один робот и ни один компьютер всё равно не сможет заменить живого учителя, предающего детям свои знания. Я считаю, что современная школа отличается от школ советского времени только тем, что процесс обучения в ней стал более совершенным, в нём стало использоваться больше электронной техники, с помощью которой ученикам показывают слайды, обучающие фильмы, презентации. И сами школьники используют компьютеры в своём обучении, получают в интернете необходимую информацию, печатают рефераты в компьютерных программах. Многие работы, которые раньше сдавались в бумажном виде, теперь сдаются в печатном варианте. Различная информация передаётся друг другу на флэш носителях и на дисках, даже шпаргалки многие школьники распечатывают с помощью принтера. В целом же школа так и осталась школой со строгими учителями, с классным руководителем, с переменами, каникулами и оценками!

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________­­­

3 задание

А одной из современных школ является наша 7 гимназия. Ознакомься с историей возникновения 7 гимназии.

«Гимназия № 7. Как всё начиналось…»

В Красноярск во время войны эвакуировалось много предприятий из европейской части страны. Многие переезжали вместе с семьями, с детьми, а детей надо было учить. Вскоре приняли решение открыть на правом берегу Енисея новую школу в 1942 году. Эта школа получила № 15 и стала женской средней. Располагалась она на Проспекте красноярский рабочий в здании нынешней аптеки №91. Первым директором новой школы стала Степанова Ольга Васильевна, эвакуированная из Ленинграда. Помещений не хватало, занятия проходили в три смены. В 1944 году на место директора пришла Кужель Елена Павловна. С окончанием войну, школа перешла в другое помещение в здание УПК Ленинского района, где произошло объединение 15 женской и 48 мужской школы. С 1947 года школу возглавила Лихачева Татьяна Николаевна, именно при ней школа получает своё собственное здание, построенное 1952 году. В те годы существовал школьный хор, составленный практически из всех классов, который был хорошо известен в нашем районе. Традиция хорового пения сохранилась в гимназии до сегодняшнего дня.

В это же время зародилась традиция 1 февраля проводить вечер встречи с выпускниками. С 1985 года должность директора занимал Андреев Валерий Михайлович. При нём к зданию школы присоединилось здание нынешней начальной школы, тогда школы Рабочей молодежи №6, открылась новая столовая. В трудные годы Толстикова Мария Васильевна собрала коллектив учителей, который из школы №15 создали Гимназию №7. 1990 году появились классы с углубленным изучением предметов, 1995 году школа №15 стала называться школой «с углубленным изучением предметов эстетического цикла и информатики». В 2000-х годах получила статус Гимназии. Школа прошла огромный путь от небольшой школы на окраине города до гимназии, получившей звание «Школа Века». С 2004 года руководителем гимназии является ЛитвинцеваЛюция Абрамовна – почетный работник общего образования Российской Федерации, заслеженный педагог Красноярского края, лауреат премии мэра города Красноярска. Сегодня Гимназия №7 – один из лидеров Красноярского образования.

Здесь обучается более 1000 учеников, трудятся более 100 педагогов и являются настоящими мастерами своего дело, много педагогов получили заслуженные награды за свою работу, в том числе и премией мэра города Красноярска. С 2009 года реализуется программа «От одаренности к успеху», позволяющая раскрыть самые разнообразные способности ребят. Гимназисты призеры и победители разных муниципальных региональных и всероссийских олимпиад, спортивных соревнований, творческих фестивалей и конкурсов. Среди выпускников Гимназии последних лет, Иванов Никита – лауреат премии мэра. Замятин Денис – стипендиат губернатора Красноярского края. Чернов Вадим – чемпион мира по хоккею с мячом среди юниоров. Кузин Данил – победитель многочисленных региональных и всероссийских конкуров. Зоркина Полина – лауреат премии главы ленинского района города Красноярска.

1)Ответьте на вопросы:

1. Сколько директоров школы было от начала создания гимназии №7 до нынешнего времени? Подтверди строками из представленного текста.

___________________________________________________________

2. Когда появилась традиция школы проводить вечера «За честь школы»? Подтверди строками из представленного текста.

___________________________________________________________

3. В каком году появилась школа «Гимназия №7»? Сколько ей лет на данный момент?

___________________________________________________________

4. Знаете ли вы интересные факты о своей школе, которых не было прописано в тексте?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. В 2022 году нашей школе исполнилось 80 лет. И в честь юбилея, подготовьте поздравления (открытки, плакаты, текстовое поздравление).





























ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Исходя из всего вышеизложенного, в данной работе представлены рекомендации по организации проектно – исследовательской деятельности в начальной школе, которые учителя могут использовать в своей практике как в урочное время, так и во внеурочных занятиях. Все рекомендуемые разработки направлены на реализацию требований обновленного ФГОСС НОО. Методические рекомендации в данной работе предназначены не только для работы учителей начальных классов, но и студентов, обучающихся по специальности «Преподавание в начальных классах».


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



    1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 )

    2. Исследовательская работа в начальной школе, URL: http://urok.1sept.ru/ (дата обращения: 18.01.2023).

    3. Как организовать проектную деятельность учащихся, И. С. Сергеев URL:https://s17001.edu35.ru/attachments/article/264/как%20организавать%20проектную%20деятельность%20в%20школе.pdf

    4. Проектная задача как инструмент мониторинга способов действия школьников в нестандартной ситуации, А. Б. Воронцов URL: https://nsc.1sept.ru/article.php?ID=200700608

    5. Роль педагога в организации исследовательской деятельности учащихся // мультиурок URL: https://multiurok.ru/blog/rol-piedaghogha-v-orghanizatsii-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia.html?ysclid=ld1c3yq9wi170497159 (дата обращения: 18.01.2023)


ПРИЛОЖЕНИЯ


Приложение 1 «Тексты к заданию № 1 проектной задачи «Моя семья и я»»

День матери.

Международный День матери в разных странах отмечается в разное время. В Российской Федерации праздник День матери учрежден в 1998 году и отмечается в последнее воскресенье ноября. Цель праздника – поддержать традиции бережного отношения к женщине, закрепить семейные устои, особо отметить значение в нашей жизни главного человека – Матери.

Ещё не сложилась традиция, как его отмечать в семье. Главное, чтобы каждая мама была окружена заботой, вниманием и любовью самых близких людей, особенно своих детей. Президент Российской Федерации поздравляет в этот день многодетных матерей, посвятивших свою жизнь семье, заботе о детях. Ведь вырастить и воспитать даже одного ребёнка — нелёгкий труд каждой матери. Самым отличившимся матерям вручают орден «Родительская слава». 

В России ко Дню матери приурочена Всероссийская социальная акция «Мама, я тебя люблю!». Волонтеры раздают открытки, которые можно подарить маме. А на одежду, в свою очередь, можно прикрепить цветок незабудку. В знак того, что мы никогда не должны забывать свою маму. Кстати, изображения плюшевых мишек с незабудкой в лапках — тоже атрибут праздника.

День отца.

Большинство стран мира отмечают День пап в третье воскресенье лета — в 2023 году это 18 июня. А вот в России День отца отмечают в третье воскресенье октября — соответствующий указ подписал президент России в 2021 году. Поэтому российские папы отметят свой официальный день в 2023 году 15 октября. 

В России День отца — самый молодой праздник. Первое празднование Дня отца в России состоялось в 2014 году. В этот год в Москве прошел фестиваль «Папа Фест». С этого времени он проходит ежегодно не только в столице, но и Новосибирске, Калининграде и Казани. Также в этот день в городах устраиваются квесты и праздничные гуляния. А региональные администрации выдают денежные премии многодетным отцам.

День пожилого человека.

День пожилого человека - праздник, который должен напомнить о том, что старшим нужно помогать и уважать их, имеет огромную важность для всего общества, поэтому с 1991 года отмечается на международном уровне.

День пожилого человека принято отмечать повсеместно в первый день второго осеннего месяца — 1 октября: это торжество имеет международный статус. Кстати, дата выбрана не случайно: бытует мнение, что старость — это золотое время, осень, как известно, тоже называют золотой порой, поэтому и было решено выделить старшему поколению специальный день в самый разгар осеннего сезона.

В 2023 году мир будет праздновать День пожилого человека, как обычно, 1 октября. Главное целью этого дня является обратить внимание всех обитателей планеты на проблемы и трудности, с которыми сталкиваются люди пожилого возраста. Кстати, у праздника даже есть свой логотип. Он представляет собой раскрытую ладонь — символ доброты и помощи.

День защиты детей.

Международный день защиты детей — один из самых старых международных праздников. Решение о его проведении было принято в 1925 году. История умалчивает, почему этот детский праздник было решено отмечать именно 1 июня.

В День защиты детей традиционно устраивают конкурсы рисунков на асфальте, спортивные соревнования, концерты а также благотворительные акции. Особое внимание уделяется детям из малообеспеченных и многодетных семей.


Приложение 2 «Фото проведения исследования «В каких условиях лучше хранить дома разные сорта хлеба (пшеничный, ржаной, бородинский)?»»

Рис 1. Реализация исследовательской работы «В каких условиях лучше хранить дома разные сорта хлеба (пшеничный, ржаной, бородинский)?»


Рис 2. Реализация исследовательской работы «В каких условиях лучше хранить дома разные сорта хлеба (пшеничный, ржаной, бородинский)?»


Рис 3. Реализация исследовательской работы «В каких условиях лучше хранить дома разные сорта хлеба (пшеничный, ржаной, бородинский)?»


Рис 4. Реализация исследовательской работы «В каких условиях лучше хранить дома разные сорта хлеба (пшеничный, ржаной, бородинский)?»



20



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!