СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уважаемые коллеги, в даннном разделе вы можете ознакомиться с методическими рекомендациями, которые помогут вам организовать проектно-исследовательскую деятельность в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы»



Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы

г. Красноярск

2023 г.



Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Составители: Губина А.С. – студентка 20П-2 группы отделения «Преподавание в начальных классах», e-mail – sashagybuna03@gmail.com

Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы / Губина А.С. , Министерство образования Красноярского края КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького», 2023. – 47 с.

Красноярск, 2023, 47 с.







Аннотация

В данной работе представлены рекомендации по организации проекто-исследовательской работы учащихся в начальной школе. В работе представлено понятие исследовательской деятельности, ее цели, задачи и умения, которая она формирует, а также структура и логика оформления исследовательских работ. В данных методических рекомендациях содержится важная информация о типичных ошибках при проведении исследования, и присутствуют критерии оценки детских исследовательских работ. Данные рекомендации дают возможность ознакомиться с примерами детских исследований, оформленных в виде паспорта. Второй раздел наполнен информацией о проектной деятельности, осуществляемой через решение проектных задач. В нем отражено определение данной деятельности, классификация проектов и основные требования к ним, а также особенности осуществления проектов в начальной школе.

Данные методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов, а так же студентов обучающихся по специальности «Преподавание в начальных классах.



СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..4

РАЗДЕЛ 1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ………………………………………………………..5

1.1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура…………………………….5

1.2. Типичные ошибки при проведении исследований…………………..10

1.3. Критерии оценки детских исследовательских работ. Анализ детских исследований…………………………………………………………………..11

1.4. Паспорта исследований………………………………………………..14

1.4.1. Паспорт исследования «Какое мыло: жидкое или твердое более эффективное?»……………………………………………………………...…14

1.4.2. Паспорт исследования «Можно ли создать радугу самим в школьном кабинете?»……………………………………………………………………..17

РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ………………………………………………………20

2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура…………………………..20

2.2. Проектная задача………………………………………………………23

2.3. Проектная задача «Школьная история»……………………………...24

2.4. Проектная задача «Моя семья и Я» …………………………………..27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….30

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..31

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………32

Приложение 1 «Детская исследовательская работа по теме: «Что такое плесень?»»…………………………………………………………………….32

Приложение 2. Реализация исследовательской работы «Какое мыло: жидкое или твердое более эффективное?»………………………………….40

Приложение 3. Проектная задача «Школьная история»…………………...41

Приложение 4. Проектная задача «Моя семья и Я»………………………..46

ВВЕДЕНИЕ

Введение стандарта второго поколения во многом меняет школьную жизнь ребенка. Важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности.

Важно научить ребёнка умению самостоятельно работать с информацией. Для того, чтобы развить эту способность нужны специальные педагогические технологии. Использование таких методик помогут обучающимся стать самостоятельным, повысить свою успеваемость, развить творческий потенциал, социализироваться в обществе. Когда учащиеся сами добывает информацию, а учитель лишь направляет своих учеников, то эти умения, способы действия и знания лучше усваиваются ими.

Исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте, следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. И ответственность учителя существенно возрастает - «не научить» ребёнка на всю жизнь, а научить учиться всю жизнь».

ФГОС нового поколения нацеливает образовательные учреждения на формирование у учащихся умения учиться. В основу ФГОС положен системно-деятельностный подход, который обеспечивает не только системное освоение предметных знаний и умений, но и развитие универсальных учебных действий. Также предполагает учёт индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья).

Проектно-исследовательская деятельность направлена на достижение общего результата, которая способствует развитию всех групп УУД (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных).

В ФГОС НОО в пункте 2.1.4. сказано, что такая деятельность направлена на развитие не только предметных, но и метапредметных умений. Важно, что именно в такой деятельности ученик становился субъектом образовательного процесса. Психологическая наука рассматривает человека в трёх аспектах: как индивида, как личность и как субъекта. Индивидные качества обычно определяются природой и генетикой. Личностные качества проявляются в отношении к миру и его «содержимому»: предметам, явлениям, людям, социальному окружению; человек как личность ко всему подходит «со своей меркой». А вот субъектные качества проявляются в деятельности, в активном преобразовании всего того, что окружает человека: вещей, явлений, отношений с родными и близкими людьми.





РАЗДЕЛ 1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1.1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура.

Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не интересует работа со школьным учебником, они читают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому важно именно в школе привить интерес к различным областям науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Для этой цели в школе создаются исследовательские секции. Личный интерес, личная увлечённость – вот залог успеха [2].

 Какое значение для обучающихся имеет исследовательская работа? Она даёт возможность осознать свою значимость, развивает познавательный интерес, любознательность, умению работать с различными источниками информации, учит общению со сверстниками и единомышленниками, даёт возможность принимать участие в научных конференциях по исследовательской и проектной работе.    

Исследовательская практика ребенка – это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля учебной деятельности, позволяющий трансформировать обучение в самообучение. Собственную исследовательскую деятельность ребенка следует рассматривать, в первую очередь, как одно из основных направлений развития творческих способностей [2].

Для учащегося школы проведение исследовательской работы делится конкретные этапы и сроки выполнения, необходимо составить план работы, найти и подготовить информационный материал по теме исследования, организовать анкетирование, провести само исследование и в итоге проанализировать полученные результаты и написать вывод научно-исследовательской работы.

Организация и проведение исследовательских работ:

  • развивает интерес, расширяет и актуализирует знания учащихся по предметам школьной программы;

  • формулирует представления о межпредметных связях;

  • создает условия для развития научного образа мышления;

  • формирует творческий подход к любому виду деятельности;

  • обучает информационным технологиям и работе со средствами коммуникации;

  • способствует профессиональному самоопределению детей и получению предпрофессиональной подготовки.

Специфика такой работы заключается в направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Учитель должен показать значимость их деятельности, вселять уверенность. Для большей мотивации ребенка привлечь родителей для совместной деятельности. В процессе исследования работа станет интересной и захватывающей как для ребенка, так и для родителей.

Понаблюдав уроки на практике, мы поняли, что в 1 и во 2 классах в основном преобладают работы коллективной деятельности. Тематика определяется учителем. Каждый ученик должен внести свой личный вклад в работу. В команде они учатся работать сообща в коллективе.

В 3 и 4 классах ученик уже может сам определить, какой предмет ему нравится больше всего. Учитель выступает в роли помощника, направляет ребенка к правильному выбору [2].

Мы выделили следующие вопросы, которые можно задать ученику для определения направления исследовательской работы:

-Чем занимаешься в свободное время?

-Чем интересуешься больше всего?

-О чем хочешь узнать больше?

Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тесу исследования можно выбрать. Тема может быть:

• фантастической;

• экспериментальной;

• изобретательской;

• теоретической.

Для получения положительного результата детской исследовательской работы учителю необходимо дать позитивный настрой и показать перспективу обучающемуся. Учитель должен чутко и умело руководить исследовательской деятельностью своих учеников.

Большими помощниками в исследовательской работе являются родители. Какова роль родителей на каждом этапе исследовательской деятельности?

  • На этапе выбора темы исследования возможные действия родителей могут быть следующие: помочь выбрать лучшую из тем, обосновать свой выбор.

  • Следующий этап: выдвижение первоначальных идей. Возможные действия родителей: помочь ребенку выдвинуть как можно больше идей и записать их, а потом систематизировать.

  • В ходе сбора материала родители могут посоветовать, дополнить список необходимых источников по теме исследования или исключить из него те, которые не совсем соответствуют выбранной теме. Взрослые помогут ребенку в посещении библиотеки, ориентировании в книжных магазинах, поиске источников дополнительной информации. Источниками информации могут быть: опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, Интернет, а также книги и периодические издания.

  • На этапе обобщения материалов родители могут помочь ребенку кратко изложить самое главное и рассказать об этом другим людям. Для этого нужно приготовить текст выступления и подготовиться к ответам на вопросы по результатам исследования, создать графики, макеты, чертежи и др. Детям может потребоваться помощь в редакционной поправке, грамматическом и стилистическом контроле.

  • На этапе подготовки к защите проекта родители могут помочь провести последнюю проверку перед презентацией, прорепетировать выступление, снять волнение ребенка перед выступлением.

Таким образом, в ходе выполнения проекта родитель может выступать одновременно в нескольких ролях:

• консультирует,

• отслеживает выполнение плана,

• решает оперативные вопросы,

• помогает в предварительной оценке проекта,

• участвует в подготовке презентации,

• обеспечивает наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.

Помогая ребенку, родитель должен помнить: главное действующее лицо осуществляемой работы по исследованию – ребенок! Родитель выступает только как помощник, консультант, «технический секретарь».

Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Учебные исследования могут разворачиваться вне уроков и обычной учебной работы как дополнительная, внеклассная, внеурочная работа. Малиновская Е.А. выделяет следующие этапы исследовательской работы [3]:

• Найти проблему – что надо изучать.

• Тема – как это назвать.

• Актуальность – почему эту проблему нужно изучать.

• Цель исследования – какой результат предполагается получить.

• Гипотеза – что не очевидно в объекте.

• Новизна – что нового обнаружено в ходе исследования.

• Задачи исследования – что делать – теоретически и экспериментально.

• Литературный обзор – что уже известно по этой проблеме.

• Методика исследования – как и, что исследовали.

• Результаты исследования – собственные данные.

• Выводы – краткие ответы на поставленные задачи.

• Значимость – как влияют результаты на практику.

Рассмотрим перечисленные этапы подробнее.

Структура исследовательской работы стандартна, и от стандартов нельзя отступать. В разработке, с которой начинается исследование, выделяют две основные части: методологическую и процедурную. Во-первых, необходимо выделить то, что надо изучить – проблему.

Проблема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования. Затем это надо назвать – тема.

Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности, она должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать – это актуальность.

В исследовательской работе должна быть сформулирована цель – какой результат предполагается получить, каким, в общих чертах, видится этот результат еще до его получения. Обычно цель заключается в изучении определенных явлений.

В исследовании важно выделить гипотезу и защищаемые положения. Гипотеза – это предвидение событий, это вероятное знание, ещё не доказанное. Изначально гипотеза не истина и не лож – она просто не доказана.

Защищаемые положения — это то, что исследователь видит, а другие не замечают. Положение в процессе работы либо подтверждается, либо отвергается. Гипотеза должна быть обоснованной, т. е. подкрепляться литературными данными и логическими соображениями.

После определения цели и гипотезы формулируются задачи исследования. Задачи и цели – не одно и то же. Цель исследовательской работы бывает одна, а задач бывает несколько. Задачи показывают, что вы собираетесь делать. Формулировка задач тесно связана со структурой исследования. Причем, отдельные задачи могут быть поставлены для теоретической части и для экспериментальной.

В работе должен присутствовать литературный обзор, т. е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов. В обзоре вы должны показать, что знакомы с областью исследований по нескольким источникам, что вы ставите новую задачу, а не делаете то, что уже давно сделали до вас.


Затем описывается методика исследования. Её подробное описание должно присутствовать в тексте работы. Это описание того, что и как делал автор исследования для доказательства справедливости выдвинутой гипотезы.

Далее представляются результаты исследования. Собственные данные, полученные в результате исследовательской деятельности. Полученные данные необходимо сопоставить с данными научных источников из обзора литературы по проблеме и установить закономерности, обнаруженные в процессе исследования.

Необходимо отметить новизну результатов, что сделано из того, что другими не было замечено, какие результаты получены впервые. Какие недостатки практики можно исправить с помощью полученных в ходе исследования результатов.

Необходимо четко понимать разницу между рабочими данными, и данными, представленными в тексте работы. В процессе исследования часто получается большой массив чисел, которые в тексте представлять не нужно. Поэтому рабочие данные обрабатывают и представляют только самые необходимые. Однако, нужно помнить, что кто-то может захотеть познакомиться с первичным материалом исследования. Чтобы не перегружать основную часть работы, первичный материал может выноситься в приложение.

Наиболее выигрышной формой представления данных является графическая, которая максимально облегчает читателю восприятие текста. Всегда ставьте себя на место читателя.

И завершается работа выводами, в которых тезисно, по порядку выполнения задач, излагаются результаты исследования. Выводы – это краткие ответы на вопрос – как решены поставленные исследовательские задачи [4].

Таким образом, можно утверждать, что технология исследовательской деятельности в начальной школе – это сильнейший инструмент для развития личности младшего школьника, создания мотивации к изучению точных наук и включения родителей в учебно-воспитательный процесс образовательной организации.















1.2. Типичные ошибки при проведении исследований.

Когда ученик приступает к проведению исследования, он часто сталкивается с ошибками при формулировке и выборе темы, при постановке цели, определение задач и гипотезы, а также при выборе методов исследования. В данном разделе представлены самые типичные ошибки, которые может совершить юный исследователь.


1. Ошибки при выборе и формулировке темы

  • Тема не интересна ребенку, не увлекает его, не несет в себе познавательный заряд.

  • Выбор темы, навязан ребенку взрослым.

  • Выбрана сложная и долгая по выполнению тема, работа будет выполняться долго, и может быть не закончена до конца

  • Формулировка темы не оригинальна, в ней не присутствует элемент неожиданности, необычности.

  • Тема не соответствует цели исследования

  • Тема не соответствует проблеме исследования


2. Ошибки при определении цели, задач и гипотез исследования

• Цель не указывает общее направление деятельности.

• Цель не соответствует теме и проблеме исследования.

• Цели исследования завышены.

• Неясность, неточность формулировки целей.

• Задачи не связаны со структурой работы.

• Задачи исследования не обеспечивают достижение установленной цели работы.

• Формулировки задач дублируют определение цели.

• Гипотеза не содержит предположения.

• Гипотезу невозможно проверить и подтвердить.

• Гипотеза является противоречивой.

• Сформулировано слишком много задач (свыше 5).


3. Ошибки при выборе методов исследования

  • Методы исследования не указаны.

  • Выбранные методы не обеспечивают возможность выяснить сущность проблемы.

  • При выборе метода не учтены реальные условия его применения на практике.

  • Данные наблюдения не фиксируются.





1.3. Критерии оценки детских исследовательских работ. Анализ детских исследований

Каждая исследовательская конференция выдвигает свой ряд требований, как к оформлению детской работы, так и к описанию хода исследовательской деятельности. В наших методических рекомендациях мы предлагаем таблицу с критериями, которую можно использовать в качестве точек контроля перед отправкой работы на конференцию.

Таблица 1. Критерии оценки

Критерии оценки детских исследовательских работ

Количество баллов 

Комментарии 

Соответствие темы с содержанием 

1 балл - тема соответствует содержанию работы

0 баллов - тема не соответствует содержанию работы  


Актуальность темы

1 балл -  указана актуальность темы 

0 баллов - актуальность отсутствует или ее нет


Цель соответствует теме исследования, она конкретна, достижима, измерима.

1 балл - цель соответствует теме исследования;

0 баллов - цель не соответствует теме исследования


Задачи соответствуют теме и цели исследования.

2 балла - задачи соответствуют теме и цели исследования;

1 балл - задачи частично соответствуют теме и цели исследования/ задачи соответствуют теме ИЛИ цели исследования;

0 баллов - задачи не соответствуют теме и цели исследования


Наличие проблемы в соответствии с темой исследования

1 балл - указана проблема исследования

0 баллов - проблема исследования отсутствует


Гипотеза доказуема и соответствует теме исследования

1 балл - гипотеза доказуема и  соответствует теме исследования

0 баллов - гипотеза не доказуема


Выделен верно объект и предмет исследования

2 балла - в исследование верно выделены объект и предмет соответствующие теме исследовательской работы

1 балл - в исследование верно выделен объект ИЛИ предмет в соответствии теме исследовательской работы

0 баллов - неверно выделены предмет и объект исследования/не выделены предмет и объект


Методы соответствуют практической и теоретической части исследования 

2 балла -  выбранные методы исследования соответствуют практической и теоретической части 

1 балл -  выбранные методы исследования соответствуют практической ИЛИ теоретической части

0 баллов - выбранные методы исследования не соответствуют практической и теоретической части


Полнота цитируемых источников, ссылок 

2 балла – автор осуществляет цитирование, делает сноски и ссылки на используемые источники

1 балл – автор осуществляет цитирование, но не делает сноски и ссылки на используемые источники ИЛИ автор делает сноски и ссылки на используемые источники, но не осуществляет цитирование 

0 баллов - автор не осуществляет цитирование и не делает ссылки и сноски на используемые источники 


Соответствие работы стандартам оформления 

2 балла – работа соответствует стандартам оформления

1 балл – работа частично соответствует стандартам оформления

0 баллов – работа не соответствует стандартам оформления  


Четкость выводов 


2 балла – выводы полностью соответствуют целям и задачам работы

1 балл – выводы по работе имеются, но не соответствуют целям и задачам

0 баллов – нет выводов 


ИТОГО:

19 баллов



Приведем пример детской исследовательской работы (см. Приложение 1. «Что такое плесень?») и таблицы с результатами оценивания по приведенным критериям.


Таблица 3. Анализ детской исследовательской работы: «Что такое плесень?»

Критерии оценки детских исследовательских работ

Количество баллов 

Комментарии 

Соответствие темы с содержанием 

1 балл - тема соответствует содержанию работы 


Актуальность темы

1 балл -  указана актуальность темы 


Цель соответствует теме исследования.

1 балл - цель соответствует теме исследования

Цель не противоречит установленной теме

Цель конкретна, достижима, измерима.

1 балл - цель является конкретной, достижимой, измеримой


Задачи соответствуют теме и цели исследования.

2 балла - задачи соответствуют теме и цели исследования;

Задачи не повторяют цель. Задачи отталкиваются от темы

Наличие проблемы в соответствии с темой исследования

1 балл - указана проблема исследования


Наличие гипотезы в соответствии с темой исследования

1 балл - присутствует гипотеза в соответствии с темой

Гипотеза не противоречит установленной теме

Выделен объект и предмет исследования

2 балла - в исследование присутствует объект и предмет соответствующие теме исследовательской работы

Объект и предмет не противоречат установленной теме

Методы соответствуют практической и теоретической части исследования 

2 балла -  выбранные методы исследования соответствуют практической и теоретической части 

В данной работе используются и описываются те методы, которые выбрал автор 

Полнота цитируемых источников, ссылок 

1 балл – автор делает сноски и ссылки на используемые источники, но не осуществляет цитирование 

В исследовательской работе отсутствует цитирование.

Соответствие работы стандартам оформления 

1 балл – работа частично соответствует стандартам оформления

Оформления части, где указывается содержания со страницами исследовательской работы, не соответствует стандартам

Четкость выводов 

2 балла – выводы полностью соответствуют целям и задачам работы


ИТОГО:

16 баллов
























1.4. Паспорта исследований

1.4.1. Паспорт исследования: «Какое мыло: жидкое или твёрдое более эффективное?»

Паспорт исследовательского проекта по теме «Какое мыло: жидкое или твёрдое более эффективное». Автор: Губина Александра Сергеевна.


Таблица 4. Паспорт исследовательского проекта

Компоненты паспорта

Описание проекта

ФИО участника

Губина Александра 

Тема проекта/исследования

Какое мыло: жидкое или твёрдое более эффективное?

Актуальность проекта/исследования

Чистота — залог здоровья! В полном соответствии с этой народной мудростью современный человек моет руки, умывается, принимает душ, используя при этом различные гигиенические средства, чаще всего мыло. На сегодняшний день существует два вида мыла: твердое и жидкое. Проблема в том, что люди чаще всего используют мыло, не задумываясь о его эффективности.

Объект исследования

Жидкое и твердое мыло

Цель проекта/исследования 

Для учителя: организация деятельности учащихся по формированию базовых исследовательских умений по теме " Какое мыло: жидкое или твёрдое более эффективное?".

Для ученика: исследование жидкого и твердого мыла, для выявления более эффективного.

Задачи: 

1. Изучить литературу про историю появления мыла.

2. Сравнить состав жидкого и твердого мыла.

3. Провести опыт по выявлению, какое мыло: жидкое или твердое более эффективное.

4. Создать видеоролик на тему: «Какое мыло: жидкое или твёрдое более эффективное?»

Тип проекта/исследования

По содержанию: монопроект (окружающий мир)

По организационной форме: групповой

По продолжительности: краткосрочный 2-3 занятия

Сроки реализации: 3 четверть

Этапы реализации проекта/исследования (включая исследовательский), краткое их описание

1.Подготовительный этап:

Учитель проводит анкетирование с целью выявления использования мыла обучающимися на протяжении дня. Проводит беседу исходя из результатов анкетирования. Совместно с обучающимся формулирует тему, цель и задачи. Распределяет обучающихся на группы.

2.Теоретический этап:

Учитель дает группам тексты про историю возникновения мыла для ознакомления. Затем учитель на группы дает иллюстрации с составом твердого и жидкого мыла. Обучающиеся анализируют состав, находят общее и различия.

3.Практический этап:

Дети формулируют гипотезу. Учитель организует проведение исследования группами, дает инструкцию по пользованию микроскопа. Следит за выполнением опыта по выявлению более эффективного мыла, совместно с учащимися делает выводы.

4.Аналитический этап:

Исходя из полученных выводов и результатов, обучающиеся готовят видео о том, какое мыло: жидкое или твердое самое эффективное.

5.Презентационный этап:

Каждая группа представляет результат своего исследования. Представляют свой видеоролик «Какое мыло: жидкое или твёрдое более эффективное?»

6. Рефлексивный этап:

Обучающиеся проводят анализ и оценку своей деятельности. Отвечают на вопрос учителя, какое мыло все же является более эффективным, жидкое или твердое.

  1. о

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Цель исследования: исследование жидкого и твердого мыла.

Гипотеза исследования: предположим, что твердое мыло более эффективней, чем жидкое.

Методы исследования:

Эмпирические: наблюдение, опыт, анкетирование

Теоретические: анализ, синтез

Оборудование для проведения исследования:

Микроскоп, стеклышко, жидкое и твердое мыло, пакетик с землёй, перчатки.

Ход исследования:

В начале исследования учащиеся формулируют гипотезу, исходя из работы по тексту и анализа состава мыла. Ученики предполагают, какое мыло эффективней.

Перед началом работы проводится инструктаж по пользованию микроскопом.

1. Поставьте микроскоп штативом к себе посередине парты на 5-10 см от края стола.

2. Зрительную трубку опустите вниз на расстояние 1-2 см от предметного столика.

3. Направьте свет при помощи зеркальца на предметный столик, глядя в окуляр. Добейтесь яркого света.

4. Положите на предметный столик напротив отверстия в нём готовый препарат. Зажмите предметное стекло зажимами.

5. В окуляр смотрите одним глазом, не зажмуривая и не закрывая другой.

6. Глядя в окуляр, очень медленно при помощи винтов поднимайте зрительную трубку до тех пор, пока не достигнете четкого изображения.

Первой группе выдается жидкое мыло, второй группе твердое, которое необходимо исследовать, а также стеклышко и пакетик с землёй.

На первом этапе учащиеся, работая в перчатках, обтирают стеклышко землей, затем моют его с жидким/твердым мылом. Немного ждут пока стёклышко обсохнет и кладут его под микроскоп, чтобы узнать, остались ли на нем следы грязи и в каком количестве. По результатам заполняют таблицу.

Жидкое мыло

Осталось много следов грязи


Осталось немного следов грязи


Следов грязи не осталось


Твердое мыло

Осталось много следов грязи


Осталось немного следов грязи


Следов грязи не осталось


После этого сравнивают два стёклышка (одно помытое жидким мылом, другое помытое твёрдым мылом), определяют на каком стеклышке осталось больше следов грязи.

Далее учащиеся делают выводы, ориентируясь на результаты проведенного опыта и прочитанных текстов. Гипотеза опровергается/подтверждается.

Список источников:

https://www.yaklass.ru/

Продукт проекта/исследования

Видео с информацией о том, какое мыло: жидкое или твердое более эффективное.

Перспектива проекта/исследования

Исследование самого эффективного жидкого мыла. Исследование самого эффективного твердого мыла.

Данная исследовательская работа была организована в модельных условиях на студентах группы 20П-2 Красноярского педагогического колледжа №1 им. М. Горького.

Фото проводимого исследования прикреплены в Приложение 2.







1.4.2. Паспорт исследования «Можно ли создать радугу самим в школьном кабинете?»

Таблица 5. Паспорт исследовательского проекта

Компоненты паспорта

Описание проекта

ФИО участника

Рыженкова Татьяна

Тема проекта/исследования

Можно ли создать радугу самим в школьном кабинете?

Актуальность проекта/исследования

На нашей земле после дождя можно увидеть радугу на небосводе. Для того, чтобы полюбоваться радугой, необязательно ждать дождя. Проблема заключается в том, что мы не знаем, как создать радугу самим в школьном кабинете.

Для детей: всем детям нравится радуга, но радуга появляется редко, особенно в зимнее время года. Можно ли сделать радугу самим, не выходя из школьного кабинета?

Объект исследования

Радуга

Цель проекта/исследования

Для учителя: организация деятельности учащихся по формированию базовых исследовательских действий по теме «Можно ли создать радугу самим в школьном кабинете?»

Для ученика: исследование по созданию радуги в школьном кабинете?

Задачи:

1. Изучить литературу, выделив условия появления радуги.

2. Провести исследование по теме «Можно ли создать радугу самим в школьном кабинете?».

3. Обобщить результаты и записать видео о том, как создать радугу самим в школьном кабинете.

Тип проекта/исследования

По продолжительности: краткосрочный (3 занятия)

По организационной форме: групповой

По содержанию: монопроект (окружающий мир)

Срок реализации: 03.04.-07.04.2023

Этапы реализации проекта/исследования (включая исследовательский), краткое их описание

1. Подготовительный этап:

Просмотр мультфильма про радугу.
Проведение опроса. «Знаете ли вы, как создать радугу в нашем школьном кабинете?». Учитель делит детей на 3 группы.

2. Теоретический

Изучение теоретического материала по выделению условий появления радуги: источник света и высокая влажность воздуха. (Использование энциклопедии «Я познаю мир»).


3. Практический

Дети формулируют гипотезу. Учитель организует проведение исследования по созданию радуги в школьном кабинете для подтверждения гипотезы. Совместно с детьми подводят итоги.


4. Аналитический

Исходя из проведённого исследования, обучающиеся обобщают результаты и делают вывод о том, как создать радугу самим в школьном кабинете.


5. Презентационный

Каждая группа представляет результат своего исследования по теме «Как создать радугу самим в школьном кабинете?». Представляют свой видео-ролик.


6. Рефлексивный

Учитель проводит повторный опрос о том, знают ли обучающиеся, как создать радугу самим в школьном кабинете.

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Цель исследования: выделить условия и доказать возможность/невозможность создания радуги в школьном кабинете.

Гипотеза исследования: предположим, что радугу можно создать самим в школьном кабинете при определенной влажности воздуха.

Методы исследования: теоретические (анализ), эмпирические (анкетирование, опыт)

Оборудование для проведения исследования: пульверизаторы с водой.

Ход исследования:


Выделение условий появления радуги – источник света и высокая влажность воздуха.

Обучающиеся определяют гипотезу исследования. В ходе проверки гипотезы обучающиеся заранее подготавливают пульверизаторы, наполненные водой, находят в школьном кабинете источник света. Проведение опыта проходит следующим образом.

1) Обучающиеся берут пульверизаторы.

2) Поворачиваются спиной к солнцу.

3) Распыляют воду из пульверизаторов вперед. Распыляют воду 5, 10, 20, 40, более 80 раз.

4) Проведение опыта и фиксация результатов в таблице. Наблюдение за облаком капель и источником света.

Количество нажатий на пульверизатор

Радуга

5

-

10

-

20

-

40

-

Более 80

+

Вывод: радуга образовалась после … нажатий на пульверизатор.

4) Рассматривают радугу в школьном кабинете.

5) Делают вывод о том, что создать радугу можно самим в школьном кабинете с помощью пульверизатора с водой и света солнца при определенной влажности воздуха.


Продукт проекта/исследования

Короткий видео-ролик в котором дети расскажут, как сделать радугу самому в школьном кабинете.

Перспектива проекта/исследования

Определить, можно ли сделать радугу самим в школьном кабинете другими способами.



Подведем итог по первому разделу: исследовательская деятельность – это один из педагогических инструментов формирования универсальных учебных действий, а также диагностирования уровня их сформированности. Став активным участником работы над исследованием, обучающийся получает возможность почувствовать себя в роли настоящего ученого, совершить собственные открытия в разных научных областях.

















РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура

Образованный человек в современном обществе – это человек, не столько вооруженный знаниями, сколько умеющий добывать знания, применять их на практике и делать это целенаправленно. Возникает необходимость выйти за рамки сложившихся традиционных подходов, работать в режиме, побуждающем к поиску новой информации, самостоятельной продуктивной деятельности, направленной на развитие творческого мышления школьника [1].

В настоящее время произошли глобальные изменения в системе образования: пересмотрены прежние ценности, приоритеты, целевые установки и педагогические средства.

Современная школа ориентирована на формирование у обучающихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в сознании приоритетов общечеловеческих ценностей. Поэтому одна из главных задач современной начальной школы - создание необходимых условий для личностного развития каждого ребёнка и формирование его активной позиции. В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся начальной школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально-волевую сферу, создаёт условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу.

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Включение младших школьников в проектную деятельность учит размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.

Конечно, младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений [5]. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривать как малозначительный, “проходной” для методов проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удается в последствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

Проект – план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, программу, отношение, модель, книгу, фильм, сценарий и т.д. Проект – это одна из форм исследовательской работы. В педагогике под методом проектов понимается совокупность приёмов, операций, которые помогают овладеть определённой областью практических или теоретических знаний в той или иной деятельности. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершится практическим результатом.

В педагогике метод учебных проектов используют уже почти столетие. Основоположником считается американский философ-прагматик, психолог и педагог Джон Дьюи. Главной особенностью метода проектов является обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, соответствующую его личным интересам.

Цель учебного проекта в начальной школе - развитие личности детей, их гражданской позиции, их социальной ориентации и адаптации в социуме, самоутверждения.

Задачи:

  1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

  2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

- умение вести диалог;

- координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

- способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать.

  1. Формирование социально адекватных способов поведения.

Учебный проект с точки зрения педагога — это дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся. Роль учителя, организующего проектно-исследовательскую деятельность, состоит не столько в преподавании, сколько в создании условий для проявления у детей интереса к познавательной деятельности, самообразованию и применению полученных знаний на практике. Учитель перестает быть “предметником”, а становится педагогом широкого профиля и как руководитель проекта, должен обладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способностями [1].

Существуют различные основания для классификации.

Рассмотрим те, которые предлагает в своей работе Сергеев И.С. [5]:

1) по содержанию:

  • монопроекты (организуется в рамках одного предмета или одной области знания);

  • межпредметные проекты (выполняются во внеурочное время и

интегрируют в себя знания из нескольких предметных областей).

2) по продолжительности:

  • мини-проекты (1 урок);

  • краткосрочные проекты (4-6 уроков);

  • недельные проекты (их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов);

  • годичные проекты (выполняется во внеурочное время)

Классификация может основываться по числу участников:

  • индивидуальные (личностные);

  • парные;

  • групповые;

  • общеклассные.

Разработка проекта – это путь к саморазвитию личности, через сознание собственных потребностей через самореализацию творческой деятельности. Ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования. Помимо работы с конкретной темой, предлагается широкий спектр личностных, коммуникативных связей с ребятами в группе, с педагогом, с другими людьми. В процессе работы дети получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, определяется социальная позиция ребенка, активизируется мыслительная деятельность [1].























2.2. Проектная задача

Проектная задача – это задача, в которой через систему заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата (продукта), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение детей.

Проектная задача ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действия, средств и приемов не в стандартной (учебной) форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к реальным. На такой задаче нет «этикетки» с указанием того, к какой теме, к какому учебному предмету она относится. Итогом решения такой задачи всегда является реальный продукт (текст, схема или макет прибора, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми. Он может быть далее «оторван» от самой задачи и жить своей отдельной жизнью.

Решение проектных задач способствует воспитанию чувства ответственности, формированию умений общаться, договариваться, чутко относиться к сверстникам. Проектные задачи, встраиваясь в учебную деятельность, кардинально меняют практически все составные части образовательного процесса: систему оценивания, тип отношений школьников друг с другом и с педагогами, отбор учебного содержания, и т. д. Особое место проектные задачи должны занять на переходе из начальной школы в основную школу, т. е. в 5 классе, как необходимое условие плавного перехода к проектным формам учебной деятельности в подростковой школе. Внеурочная деятельность для младших школьников – это способ научиться тому, чему не может научить обычный урок, это ориентация в реальном мире, проба себя, поиск себя [5].



















2.3. Проектная задача «Школьная история»

Школьная история

Ежедневно мы ходим в школу, узнаем что-то новое, делаем уроки, учим стихи и правила и, даже не задумываемся, как учились много лет назад наши сверстники и как менялось обучение на протяжении этих лет. Давайте это сегодня и узнаем.

1 задание.

А знаете ли вы, когда появилась самая первая школа на Руси и как она называлась? Для того, чтобы узнать вам нужно решить уравнение, ответом будет являться год появления первой школы. А также решить примеры и сопоставить ответ с буквой. Из букв вам нужно будет сложить название первой школы. В этом вам поможет номер примера, который соответствует положению буквы.

4. 6100 * 80 =

5. 667 - 373 =

13. 364000 : 700 =

10. 87500 : 250 =

1.1000 : 25 =

9. 560 * 60 =

11. 994 - 85 =

6. 34500 : 30 =

2.899 - 760 =

8. 730000 : 500 =

12. 440 + 299 =

3.70400 : 44 =

7. 22 * 90 =

1460

1980

139

1600

488000

350

33600

40

909

1150

520

1600

294

у

е

н

и

ж

е

ч

к

н

о

е

и

н


Ознакомься с историей возникновения первой школы в Приложении 3 (приложение 1), вставь не достающую информацию в текст приложения.


2 задание.

Ознакомься с информацией, представленной в Приложении 3 (приложении 2) и ответь на вопросы. Ответив на вопросы, вы познакомитесь с традициями раздельного обучения, которое берет свое начало в царские времена.







Вопросы:

1. Какой был основной принцип раздельного обучениям в дореволюционной России?

___________________________________________________________

2. Почему у девушек была более облегченная программа?

___________________________________________________________

3. Назовите главную цель образования того времени?

___________________________________________________________

4. Чей образ является примером для образования мальчиков и девочек?

___________________________________________________________

3 задание.

Прочитай информацию о современной школе в Приложении 3 (приложение 3).

Воспользуйся информацией с приложений 1,2 и 3, и заполни таблицу.

Заполнив таблицу, вы увидите ключевые различия данных школ.


Первая школа

Школа для девочек

Современная школа

Различия






4 задание.

А одной из современных школ является наша 7 гимназия. Ознакомься с историей возникновения 7 гимназии в Приложении (приложение 4) и ответьте на вопросы.

1. Сколько директоров школы было от начала создания гимназии №7 до нынешнего времени? Подтверди строками из представленного текста.

___________________________________________________________

2. Когда появилась традиция школы проводить вечера «За честь школы»? Подтверди строками из представленного текста.

___________________________________________________________

3. В каком году появилась школа «Гимназия №7»? Сколько ей лет на данный момент?

___________________________________________________________

4. Знаете ли вы интересные факты о своей школе, которых не было прописано в тексте?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. В 2022 году нашей школе исполнилось 80 лет. И в честь юбилея, подготовьте поздравления для школы в виде плакатов и текстового сообщения.





















































































2.4. Проектная задача «Моя семья и Я»


Моя семья и Я”


Установка.

Все наши радости и успехи зависят от семьи, её тепла и радушия. Из всех человеческих отношений, семья – самое древнее и самое великое. Семья – это дом! И где бы мы не были, мы всегда помним о нем, он притягивает нас своим теплом. 15 мая отмечается Международный день семьи. Дорогие ребята, чтобы подготовиться к такой важной дате, предлагаем создать от класса стенгазету на тему предстоящего праздника. Стенгазета будет размещена в общедоступном месте для ребят других классов. Предлагаемая задача необычная: её нельзя отнести к какому-то предмету, но для её решения вам потребуются знания из разных школьных предметов. Задача большая по объему, состоит из целого ряда заданий. Поэтому очень важно правильно распределить работу между собой. Вы должны продемонстрировать умение работать вместе при решении общей задачи так, чтобы каждый из вас смог внести свой вклад в результат вашей группы. Обратите особое внимание на последнее задание: выполняя его, вам необходимо подвести итог всей выполненной работы. Желаем вам успеха!


Задание № 1


У каждой семьи есть свои традиции, праздники и знаменательные даты. Попробуй вспомнить 3 самых важных праздника для каждой семьи и придумай для них эмблемы. Вспомни, какие праздники посвящены твоим членам семьи (маме, папе,  бабушке), если испытываешь трудности, обратись к Приложению 4 (приложение 1). Нарисуй эмблему на шаблоне и подпиши название праздника ниже. При выполнении задания можешь пользоваться цветной бумагой, ножницами и клеем, чтобы сделать аппликацию.

Например:

 

праздник 8 марта - международный женский день.

_____________________________________________


______________________________________________



Задание № 2


Найди как можно больше слов, связанных с тематикой семьи, взаимоотношениями в семье и семейными ценностями. Все найденные слова необходимо выписать и посчитать общее количество слов. 






Задание № 3



В этом задании зашифровано слово, которое связано с предстоящим праздником. Разгадай ребус. Зашифруй полученное слово в свой ребус, который ты поместишь в стенгазету.




Задание № 4


Подготовьте статью, посвященную Международному дню семьи для стенгазеты к празднику Семьи. В своей статье расскажите, что для вас значит семья, как вы понимаете понятие «семейные ценности», какие традиции имеются в семьях вашей группы. Не забудьте использовать в своей статье слова, найденные в задании номер 2. Используя сеть Интернет, найдите один интересный факт, связанный с праздником. Оформите стенгазету: поместите туда статью и запишите найденный вами факт.





Задание № 5


Подготовьтесь к презентации своей работы. Вам необходимо собрать все разработки и создать плакат, на котором вы поместите свою работу. Определитесь с ролями в соответствии с выполненными заданиями. Составьте текст презентации по плану и ответам на вопросы:


Введение:

  1. Название проекта.

  2. Продукт (что в итоге работы у вас получилось).

  3. Важность проекта.

Основная часть:

  1. С чего начали?

  2. Что было на середине работы?

  3. Чем завершилась работа?

Заключение:

  1. Что получилось?

  2. Где были трудности?

  3. Какой результат получили?

  4. Что нового узнали?














ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сохранение исследовательского поведения обучающихся как средства развития познавательного интереса является важной функцией проектно-исследовательской деятельности в начальной школе. Проведение подобных исследований и проектных задач стимулирует у школьников мыслительный процесс, направленный на поиск и решение проблемы.

Проектно-исследовательская деятельность требует высокого уровня знаний, в первую очередь от самого педагога, хорошего владения методиками исследования объектов окружающего мира и в целом желания углубленно работать со школьниками в данном направлении.



































СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2017. – 175 с.

  2. Зубова О. А. Исследовательская работа в начальной школе по ФГОС НОО. http://history.altai22.ru

  3. Малиновская Е. К. Структура, логика и оформление исследовательских работ учащихся. https://urok.1sept.ru

  4. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников / А. И. Савенков. – С: Учебная литература, 2014. – 80 с.

  5. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся / И. С. Сергеев. – 6-е изд. – М: АРКТИ, 2016. – 80 с



























Приложение 1.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ирбейская средняя общеобразовательная школа № 2»

имени полного кавалера ордена Славы И.Н. Демьянова







Учебно-исследовательская работа
«Что такое плесень?»




Выполнила:

Руководитель:









Ирбейское 2019











СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ 3-4



ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 4-10

  1. Что такое плесень? Чем она опасна? Полезная плесень?.................4-6

  2. Проведение опытов ……………………………………………………6-7




ЗАКЛЮЧЕНИЕ 8



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………………… 9
































ВЕДЕНИЕ


Однажды автор работы в подполье у бабушки увидела нечто желто-белое, пушистое, что покрыло весь угол дома. Дед объяснил, что это «грибок», или по другому называется плесень. А бабушка повела автора работы в комнату, отодвинула кровать и показала на обоях серо- желтые пятнами. В связи с этим у автора работы возникло несколько вопросов. Что такое плесень? Где еще можно найти такую плесень? Как она появляется?

Рисунок 1 Плесень на обоях

Н а эти вопросы и и попробуем ответить в своем исследовании.

Рисунок 2 Плесень в подполье



Актуальность темы: Плесень и грибки скрытно сопровождают человечество на протяжении всей его истории, а появилась она гораздо раньше самого человека. Несмотря на множество научных исследований, плесень остаётся одной из загадок, она до конца не изучена и появляется каждый раз в новом качестве.

Цель: изучение условий появления и развития плесени в домашних условиях.

Задачи:

  1. Узнать, что собой представляет плесень и как она появляется.

  2. Опытным путем изучить особенности появления и развития плесени.

  3. Сделать выводы.


Гипотеза: Предположим, плесень образуется на разных продуктах питания неодинаково.

Объект исследования: плесень

Предмет исследования: плесень на различных продуктах питания.

Методы исследования:

1. Изучение информационных источников по данной проблеме.

2. Проведение серии опытов с целью наблюдения за плесенью.

3. Анализ полученных результатов.


Продолжительность: 1 месяц

Место проведения опыта: домашние условия.

Оборудование и материалы: банки с томатной пастой и лечо, пакеты с хлебом и сыром: томатная паста в банке, белый и нарезка хлеб, сыр, лечо в банке.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ


  1. Что такое плесень? Чем она опасна? Полезная плесень?

Мы изучили несколько источников информации о плесени и выяснили следующее.

Плесень — это грибы, образующие характерные налёты на продуктах питания, фруктах, растительных остатках, обоях, коже и других предметах. Плесневые грибки распространены практически всюду. Они обнаруживаются, как в жилище человека, так во внешней среде. Плесень (плесневые грибки) - особое царство живой природы. Представители этого царства имеют сходства и различия как с бактериями, растениями, так и с животными. Плесень относится к классу грибов, которых насчитывается свыше 100.000 видов, включая шляпочные грибы, ржавчинные грибы и дрожжи.

Плесень образует подобные нитям клетки, называемые гифами. Когда гифы переплетаются между собой, образуется пушистый клубок нитей - мицелий. Это и есть то, что мы называем плесенью. Внешне плесень также может напоминать грязь или пятна, например, когда она образуется на стенах в ванной комнате между плитками кафеля и в подпольях [1].

Нам было интересно узнать, что в отличие от человека и животных, которые сначала проглатывают пищу, а затем переваривают её, у плесени часто всё происходит наоборот. Если органические молекулы слишком велики или их состав очень сложен, плесень выделяет пищеварительные ферменты, которые расщепляют молекулы на более простые, легко усвояемые организмом соединения. Поскольку плесень не может передвигаться в поисках пищи, она должна жить в самой пище. Другими словами плесень не способна производить пищу для себя самостоятельно - так, как это делают зелёные растения, а потому учёные относят её к простейшим грибковым паразитическим растениям [2].

Мы выяснили, что в повседневной жизни плесень не представляет серьёзной угрозы для здоровья. Обычно от воздействия плесени страдают люди с заболеваниями дыхательных путей, такими, как астма; аллергики и те, кто по роду своей деятельности часто соприкасается с большим количеством плесени, например фермеры. Наиболее уязвимы также маленькие дети и пожилые. Кроме того, многие плесневые грибы вырабатывают антибиотики, которые нашли применение в медицине.

Наиболее известен пенициллин. Первый антибиотик, то есть антимикробный препарат, полученный на основе продуктов жизнедеятельности микроорганизмов. Он был обнаружен на основе случайного открытия, что попадание в культуру бактерий плесневого грибка из внешней среды оказывает бактерицидное действие на культуру [2].

Самым интересным фактом, который нас поразил, было следующее. Оказывается, не всякий продукт, на котором поселились плесневые грибки, съедобен. Совсем иное дело – сыр с плесенью. Польза и вред такого изысканного кушанья известны немногим, поэтому и спрос на него у нас невысок. Не все решаются приобрести этот деликатес. Некоторых отпугивают его внешний вид и стоимость [3].


  1. Проведение опытов.

Нас заинтересовало, а в каких условиях плесень появляется и развивается быстрее, то есть факторы, которые влияют на появление и разрастание плесени, а также время, которое проходит с момента возникновения первых признаков плесени на продуктах до того, когда продукт покроется ею полностью и будет совершенно не пригодным для еды. Для этого мы провели несколько опытов.

Для опытов мы взяли: белый хлеб в пакете и без упаковки, лечо домашнее в банке и магазинную томатную пасту в банке. Из источников информации мы выяснили, что главным условием появления и роста плесени является влажность, повышенная температура воздуха и плохой воздухообмен: чем выше температура, тем появления и развития происходит быстрее. Поэтому мы поместили продукты в разные условия.

Опыт №1

Рисунок 3 Образование плесени на хлебе.

В зяли 2 куска одинакового хлеба и полиэтиленовый пакет. Один кусок хлеба положили в пакет, другой оставили на столе. Через некоторое время в пакете появилась плесень. Такой хлеб нельзя есть и нельзя давать животным. А хлеб, который лежал на столе высох и превратился в сухарь, но остался пригодным в пищу.

Вывод: плесень образуется быстрее в закрытом пространстве.


Опыт № 2.

Для опыта взяли томат пасту и лечо домашнее в одинаковых банках. После вскрытия по банке томатной пасты и лечо поставили в холодильник, и по банке оставили в холодильнике:

На томате и лечо на свету и в тепле плесень появилась уже на пятый день, а в холодильнике только к концу второй недели. позднее всего, хотя условия были очень комфортные.

Вывод: плесень активно развивается при комнатной температуре. А в холодильнике продукты хранятся дольше.

Проведя опыты, мы можем смело сказать, что плесень появляется, если имеются такие факторы как тепло,  влага и нет проветривания. Плесень начинает, быстро расти, если появилась питательная среда для образования грибка.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе проведённого исследования, мы узнали, что собой представляет плесень и как она появляется.

Изучили особенности появления и развития плесени.

Наблюдали за развитием плесени в домашних условиях.

Таким образом. Все задачи исследования были решены, цели мы достигли. Гипотезу о том, что плесень образуется на разных продуктах питания неодинаково, подтвердили. Плесень развивается в тёплых влажных местах, которые плохо проветриваемые.






СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Плесень и полезна, и вредна http://www.med2.ru/story.php?id=28243

  2. Полезные и вредные свойства плесени http://biofile.ru/bio/5973.html

  3. Плесень и вред и польза и вред http://polza-ili-vred.ru/plesen-i-vred-i-pol-za-i-vred.html



































Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 1.

_____ год — это время крещения Руси и зарождения школьного образования.

Князь Владимир Святославович издаёт указ: дети бояр должны учиться книжному делу. Так появилась школа под названием «________________». Там учеников делили на небольшие группы, и в каждой был свой учитель грамоты и чтения.

Впоследствии первые учебные заведения открылись при монастырях в Киеве, Новгороде, Смоленске, Суздале и Курске. Учителями были монахи, а программу утверждал сам князь Владимир.

Спустя столетие, в 1086 году, Анна Всеволодовна, сестра Владимира Мономаха, открыла первое женское училище при церкви, где девочки из зажиточного населения обучались грамоте, чтению и пению.



Приложение 2.

Традиции раздельного обучения России

История раздельного обучения девочек и мальчиков берёт начало в царские времена. Основной принцип раздельного обучениям в дореволюционной России — женщинам и мужчинам необходимы разные знания для продуктивного пребывания в обществе. поэтому девушка – это будущая жена и мать, которая умеет вести домашнее хозяйство.

Девушек готовили к замужеству и материнству. Они изучали иностранные языки, брали уроки словесности. Будущие жёны занимались рукоделием, танцам. Учились вести домашнее хозяйство. Считалось, что у девушек есть трудности в изучении точных и технических наук, так что надобности в их изучении никто не видел.

А вот юношам представляли более широкий спектр дисциплин, считая их способными к овладению техническим наукам. Мужчины имели возможность обучаться в высших учебных заведениях.

После революции и закрепления всеобщего равенства конституционно, раздельные школы сменились смешанными. Главной целью образования было формирование дружбы и товарищества между девочками и мальчиками. Однополые классы были отменены.

В 1943 году раздельное обучение мальчиков и девочек в некоторых городах страны было восстановлено.

Основным в образовании девушек стал образ матери, а в мужском – защитника Отечества. Политики ожидали, что и девушки, и юноши будут добросовестно трудиться на благо Родины. Девушки в школе изучали педагогику, стенографию, занимались рукоделием, а в мужских школах много времени занимались допризывной и физической подготовкой.

В 1954 году советская школа стала вновь смешанной. Современные попытки раздельного обучения наблюдались в 90 годы 20 века.

Современное раздельное обучение мальчиков и девочек заключается в том, что мальчики и девочки учатся в разных классах, но в одном учебном заведении. Базовые предметы одинаковы для мальчиков и девочек, но есть несколько дисциплин, которые входят в вариативную часть.



Приложение 3.

Современная школа

Школа для многих детей – второй дом, ведь здесь приходится проводить полдня, а ученики начальных классов могут ещё и на продленку оставаться. Современная школа отличается от школы советского времени наличием компьютерных технологий. Сейчас у школьников есть электронные дневники, в классах появилось больше нового оборудования, домашние задания стало выполнять легче благодаря вездесущему интернету. Современные школьники, конечно, более продвинутые, чем ученики в школах прошлого столетия. Но я думаю, что и нагрузка в современной системе образования стала намного больше. Например, младшим школьникам порой задают такие задания, решить которые не могут даже их родители. Детям уже в начальных классах задают много заданий, поэтому у них уходит много свободного времени на их выполнение. Получается, что у детей с поступлением в школу быстро заканчивается детство, появляется ответственность за свои успехи в школе, за своё поведение на уроках.

Несмотря на то, что в современном мире появилось много новой техники, – ни один робот и ни один компьютер всё равно не сможет заменить живого учителя, предающего детям свои знания. Я считаю, что современная школа отличается от школ советского времени только тем, что процесс обучения в ней стал более совершенным, в нём стало использоваться больше электронной техники, с помощью которой ученикам показывают слайды, обучающие фильмы, презентации. И сами школьники используют компьютеры в своём обучении, получают в интернете необходимую информацию, печатают рефераты в компьютерных программах. Многие работы, которые раньше сдавались в бумажном виде, теперь сдаются в печатном варианте. Различная информация передаётся друг другу на флэш носителях и на дисках, даже шпаргалки многие школьники распечатывают с помощью принтера. В целом же школа так и осталась школой со строгими учителями, с классным руководителем, с переменами, каникулами и оценками!



Приложение 4.

«Гимназия № 7. Как всё начиналось…»

В Красноярск во время войны эвакуировалось много предприятий из европейской части страны. Многие переезжали вместе с семьями, с детьми, а детей надо было учить. Вскоре приняли решение открыть на правом берегу Енисея новую школу в 1942 году. Эта школа получила № 15 и стала женской средней. Располагалась она на Проспекте красноярский рабочий в здании нынешней аптеки №91. Первым директором новой школы стала Степанова Ольга Васильевна, эвакуированная из Ленинграда. Помещений не хватало, занятия проходили в три смены. В 1944 году на место директора пришла Кужель Елена Павловна. С окончанием войну, школа перешла в другое помещение в здание УПК Ленинского района, где произошло объединение 15 женской и 48 мужской школы. С 1947 года школу возглавила Лихачева Татьяна Николаевна, именно при ней школа получает своё собственное здание, построенное 1952 году. В те годы существовал школьный хор, составленный практически из всех классов, который был хорошо известен в нашем районе. Традиция хорового пения сохранилась в гимназии до сегодняшнего дня.

Гордостью школы были цветники, превратившие двор школы в оранжерею и сегодня учителя биологии кропотливо вместе с ребятами, украшают наш школьный двор. При школе был опытный участок, где производились эксперименты по скрещиванию растений. Перед фасадом гимназии пятьдесят лет назад был фонтан, в который весной запускали рыбок. Примечательной особенностью был в кабинете биологии живой уголок, где жили лисичка, заяц, птички, мышки, рыбки. При новом директоре Медведеве Евгении Васильевиче в конце 50-х годов было завершено строительство спортивного зала и школьных мастерских. За достижения в учебе, работе и спорте школа была награждена грамотами Министерства просвещения СССР. В 1962 году нашу школу принимает Елизавета Ефремовна, в те годы большой популярностью пользовались вечера «За честь школы», «За честь класса». До сегодняшнего дня эта традиция сохраняется, и в конце учебного года подводятся итоги. Самые лучшие ученики получают почетный значок «за честь класса», «За честь Гимназии». Запомнились поезда «Здоровье», когда вся школа выезжала в лес на отдых.

В это же время зародилась традиция 1 февраля проводить вечер встречи с выпускниками. С 1985 года должность директора занимал Андреев Валерий Михайлович. При нём к зданию школы присоединилось здание нынешней начальной школы, тогда школы Рабочей молодежи №6, открылась новая столовая. В трудные годы Толстикова Мария Васильевна собрала коллектив учителей, который из школы №15 создали Гимназию №7. 1990 году появились классы с углубленным изучением предметов, 1995 году школа №15 стала называться школой «с углубленным изучением предметов эстетического цикла и информатики». В 2000-х годах получила статус Гимназии. Школа прошла огромный путь от небольшой школы на окраине города до гимназии, получившей звание «Школа Века». С 2004 года руководителем гимназии является Литвинцева Люция Абрамовна – почетный работник общего образования Российской Федерации, заслеженный педагог Красноярского края, лауреат премии мэра города Красноярска. Сегодня Гимназия №7 – один из лидеров Красноярского образования.

Здесь обучается более 1000 учеников, трудятся более 100 педагогов и являются настоящими мастерами своего дело, много педагогов получили заслуженные награды за свою работу, в том числе и премией мэра города Красноярска. С 2009 года реализуется программа «От одаренности к успеху», позволяющая раскрыть самые разнообразные способности ребят. Гимназисты призеры и победители разных муниципальных региональных и всероссийских олимпиад, спортивных соревнований, творческих фестивалей и конкурсов. Среди выпускников Гимназии последних лет, Иванов Никита – лауреат премии мэра. Замятин Денис – стипендиат губернатора Красноярского края. Чернов Вадим – чемпион мира по хоккею с мячом среди юниоров. Кузин Данил – победитель многочисленных региональных и всероссийских конкуров. Зоркина Полина – лауреат премии главы ленинского района города Красноярска.





Приложение 4.

(Приложение 1)



День матери.

Международный День матери в разных странах отмечается в разное время. В Российской Федерации праздник День матери учрежден в 1998 году и отмечается в последнее воскресенье ноября. Цель праздника – поддержать традиции бережного отношения к женщине, закрепить семейные устои, особо отметить значение в нашей жизни главного человека – Матери.

Ещё не сложилась традиция, как его отмечать в семье. Главное, чтобы каждая мама была окружена заботой, вниманием и любовью самых близких людей, особенно своих детей. Президент Российской Федерации поздравляет в этот день многодетных матерей, посвятивших свою жизнь семье, заботе о детях. Ведь вырастить и воспитать даже одного ребёнка — нелёгкий труд каждой матери. Самым отличившимся матерям вручают орден «Родительская слава». 

В России ко Дню матери приурочена Всероссийская социальная акция «Мама, я тебя люблю!». Волонтеры раздают открытки, которые можно подарить маме. А на одежду, в свою очередь, можно прикрепить цветок незабудку. В знак того, что мы никогда не должны забывать свою маму. Кстати, изображения плюшевых мишек с незабудкой в лапках — тоже атрибут праздника.



День отца.

Большинство стран мира отмечают День пап в третье воскресенье лета — в 2023 году это 18 июня. А вот в России День отца отмечают в третье воскресенье октября — соответствующий указ подписал президент России в 2021 году. Поэтому российские папы отметят свой официальный день в 2023 году 15 октября. 

В России День отца — самый молодой праздник. Первое празднование Дня отца в России состоялось в 2014 году. В этот год в Москве прошел фестиваль «Папа Фест». С этого времени он проходит ежегодно не только в столице, но и Новосибирске, Калининграде и Казани. Также в этот день в городах устраиваются квесты и праздничные гуляния. А региональные администрации выдают денежные премии многодетным отцам.


День пожилого человека.

День пожилого человека - праздник, который должен напомнить о том, что старшим нужно помогать и уважать их, имеет огромную важность для всего общества, поэтому с 1991 года отмечается на международном уровне.

День пожилого человека принято отмечать повсеместно в первый день второго осеннего месяца — 1 октября: это торжество имеет международный статус. Кстати, дата выбрана не случайно: бытует мнение, что старость — это золотое время, осень, как известно, тоже называют золотой порой, поэтому и было решено выделить старшему поколению специальный день в самый разгар осеннего сезона.

В 2023 году мир будет праздновать День пожилого человека, как обычно, 1 октября. Главное целью этого дня является обратить внимание всех обитателей планеты на проблемы и трудности, с которыми сталкиваются люди пожилого возраста. Кстати, у праздника даже есть свой логотип. Он представляет собой раскрытую ладонь — символ доброты и помощи.


День защиты детей.

Международный день защиты детей — один из самых старых международных праздников. Решение о его проведении было принято в 1925 году. История умалчивает, почему этот детский праздник было решено отмечать именно 1 июня.

В День защиты детей традиционно устраивают конкурсы рисунков на асфальте, спортивные соревнования, концерты а также благотворительные акции. Особое внимание уделяется детям из малообеспеченных и многодетных семей.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!