СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уважаемые коллеги, предлагаю вам методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы»


Министерство образования Красноярского края

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького»



Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы









г.Красноярск

2023 г.

Аннотация


В данной работе представлены рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности в начальной школе с целью формирования метапредметных результатов у учащихся младшей школы, а также развитию их познавательного интереса. Данные методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов, а также студентов, обучающихся по специальности «Преподавание в начальных классах».






Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.


Составитель: Парилова Е.Е. – студентка группы 20П-2 отделения «Преподавание в начальных классах», e-mail – [email protected] Методические рекомендации по организации проектно- исследовательской деятельности учащихся начальной школы / Парилова Е.Е., Министерство образования Красноярского края КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького», 2023 г.- с.


Красноярск, 2023, с.




СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................4

РАЗДЕЛ 1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.....................................................................................6

1.1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура ..........................................6

1.2. Типичные ошибки при проведении исследования .................................9

1.3. Критерии оценки детских исследовательских работ. Анализ детских исследований....................................................................................................14

1.4. Паспорта исследований ..........................................................................19

1.4.1. Паспорт исследования «Какой вишнёвый сок: «Сады Придонья», «ФрутоНяня» и «Добрый» самый полезный?» ............................................19

1.4.2 Паспорт исследования «Какая же вода чище: из-под крана, из бутылки или из фонтанчика?»........................................................................................24

1.4.3. Паспорт исследования «В какой воде - пресной или сильно и слабо соленой, объекты держатся на плаву лучше?»………………………………29

РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ....................................................................................34

2.1 Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура ..........................................34

2.2 Проектная задача……………………………….........................................36

2.3. Межпредметная проектная задача «Новый год» ....................................37

2.4. Межпредметная проектная задача «Мой двор»……………………......42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………............................................43

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ........................................44 Приложение 1 Исследовательская работа «Что такое плесень?»..................45

Приложение 2 Проектная задача «Новый год» ...........................................55

Приложение 3 Проектная задача «Мой Двор»………………………68

ВВЕДЕНИЕ


Согласно обновленному Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования(далее ФГОС) к концу обучения в 4 классе учащиеся должны достичь не только предметных результатов, но также и метапредметных, которые в свою очередь делятся на несколько видов: универсальные познавательные учебные действия (базовые логические и исследовательские действия, а также работу с информацией), универсальные коммуникативные действия (общение, совместная деятельность, презентация), а также универсальные регулятивные действия (саморегуляция, самоконтроль).[1]

Каждый учитель имеет право выбирать средства достижения как предметных, так и метапредметных результатов. Наиболее эффективным видом работу младших школьников для достижения метапредметных результатов из раздела начальные исследовательские действия является организация исследовательских работ младших школьников, так как помимо прямого назначения, такой вид работы помогает пробудить в учащихся познавательный интерес и активность.

В наши дни организация исследовательских работ младших школьников всё больше набирает популярность среди педагогов. Именно поэтому на просторах сети Интернет много различной информации, которая разбросана на разных сайтах. а иногда и совсем не имеет отношения к данной теме, даже если так заявлено.

Именно поэтому было принято решение разработать данную методическую рекомендацию для педагогов, где будет собрана основная информация по данной теме, что поможет педагогам быстрее понять и разобраться в том, что такое исследовательские проекты учащихся, как их организовывать и на что стоит обратить внимание.

Цель разработки: систематизация знаний и обобщение опыта организации проектно-исследовательской деятельности в начальной школе.

В результате работы будут представлены методические рекомендации, которые содержат особенности и назначение проектно-исследовательской деятельности, типичные ошибки её организации, а также примеры паспортов исследования и проектных задач для младших школьников.
























РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1.1 Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура.

Во ФГОС сказано, что существует несколько форм организации образовательного процесса: урочная и внеурочная. Исследовательская работа может быть организована учителем как на уроке, так и на внеурочном занятии. Главная цель учителя при организации исследовательской деятельности - побудить в учащихся познавательной интерес к теме работы.

Перед тем как учитель организует исследовательскую работу с учащимися, он задаётся вопросами о том, почему такой формат работы наиболее эффективен и что в нём особенного. Ради чего учителю вообще пытаться организовывать нечто подобное.

Исследовательская деятельность - это деятельность по решению задач. в которых результат заведомо неизвестен. Именно поэтому заинтересовать детей в исследовательских работах учителю намного проще, чем может показаться на первый взгляд. По мнению Ольги Анатольевны Зубовой «Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми».[2] Главное найти ту тему, которая бы была интересна конкретному школьнику. В этом учителю поможет наблюдение. Только наблюдая, учитель сможет выявить то, чем интересуется конкретный школьник, с которым планируется дальнейшая работа над исследованием. Также на помощь учителю могут прийти родители, которые могут поделиться с учителем интересами школьника, которые не имеют ничего общего с учебным процессом.

Посредством такой работы учитель может спланировать работу с конкретным учащимся, а также создать мотивацию к работе над исследованием.

Если же говорить о том, какое значение такой вид работы имеет для самого школьника, то Ольга Анатольевна отмечает, что «Она даёт возможность осознать свою значимость, развивает познавательный интерес, любознательность, умению работать с информационными источниками, учит общению со сверстниками и единомышленниками, даёт возможность принимать участие в научных конференциях по исследовательской и проектной работе.» [3]

Стоит отметить, что исследовательская деятельность в начальной школе имеет несколько специфический характер. Основной задачей этой работы является знакомство школьников с научным знанием за пределами предметных областей. В ходе работы над исследованием в них должно пробудиться желание к изучению окружающего мира, совершению открытий и участие в поиске ответов на вопросы, которые зарождаются в детских умах. В ходе исследовательской деятельности обучающийся сможет научиться формулировать гипотезы, доказывать или опровергать их, обобщать и систематизировать информацию, делая выводы, находить нужную информацию в информационных источниках. Целью учителя является поддержание мотивации у школьников, создание позитивного эмоционального настроя, обеспечение необходимой консультативной поддержки.

Родители, помимо роли помощников учителя, также может выступать в качестве эксперта проделанной работы, осуществлять помощь при подготовке презентации и проведении ряда экспериментов, обеспечивать режим отдыха и питания для того, что поддерживать юного исследования в форме. Таким образом можно сказать, что успех ребёнка зависит не только от учителя, но и от родителей и их вклада.

Говоря о структуре исследовательской работы в начальной школе, нужно уточнить, что у разных авторов этапы отличаются. Так, Ольга Анатольевна выделяет следующие этапы: «выбор темы; постановка цели и задач; гипотеза исследования; организация исследования; подготовка к защите и защита работы.» [3]. По мнению же Малиновской Е.А. основными этапами в исследовательской работе являются [4]:

  • Найти проблему – изучаемая проблема должна быть интересна, в первую очередь самому школьнику.

  • Тема – как назвать работу. Название работы должно быть необычной и интересной.

  • Актуальность – почему эту проблему нужно изучать в данный момент времени.

  • Цель исследования – какой результат предполагает получить школьник по итогу исследования.

  • Гипотеза – что не очевидно в объекте. Гипотеза – это предположение обучающего, которое либо им подтверждается, либо опровергается в ходе исследования.

  • Новизна – что нового обнаружено в ходе исследования.

  • Задачи исследования – что делать – теоретически и экспериментально. Задачи – это шаги по достижению цели.

  • Литературный обзор – что уже известно по этой проблеме. Анализ литературы позволит учащимся выстроить дальнейший план действий для достижения цели.

  • Методика исследования – как и что исследовали. Это изложение проведенного исследования с подобной характеристикой каждого используемого метода.

  • Результаты исследования – собственные данные. Школьнику необходимо сравнить те данные, которые появились после изучения литературы.

  • Выводы – краткие ответы на поставленные задачи.

  • Значимость – как влияют результаты на практику.



Таким образом можно сделать вывод, что исследовательская деятельность в начальной школе – это сильнейший инструмент для развития личности младшего школьника, создания мотивации к изучению точных наук и включения родителей в учебно-воспитательный процесс образовательной организации

1.2. Типичные ошибки при проведении исследования

Безусловно, при организации исследования учитель, как наставник, так и школьник, который, в свою очередь, является автором, могут столкнуться с ситуацией, где учащийся или же сам учитель может допустить ошибки.

Мы решили проанализировать, систематизировать и обобщить все типичные ошибки для того, чтобы они перестали быть типичными и больше не встречались в исследовательских работах.

Для выделения типичных ошибок были проанализированы несколько текстов, таких как «Как выбрать тему исследования?» и «Определение цели и задач исследования», «Выбор методов исследования».

Ссылаясь на вышеуказанную структуру исследования, работа начинается определения проблемы исследования, на основе которой идёт выбор темы.

Главное, что нужно помнить учителю исследование должно быть в первую очередь интересно самому школьнику, тогда и работа получится намного лучше, так как учащийся будет замотивирован намного больше, чем он бы работал по теме, которую ему навязал учитель. Конечно, учитель может предложить темы школьнику, исходя из результатов наблюдения и беседы с родителями, но не принуждать учащегося писать работу именно по этой теме. Исследовательская деятельность в первую очередь должна иметь добровольный характер и творческую составную для успешного её выполнения.

Для упрощения работы учителя, мы предлагаем провести анкетирование из следующих вопросов для наиболее точного определения интересной темы для конкретного учащегося:

  1. Что тебе интересно больше всего?

  2. Чем ты хочешь заниматься в первую очередь (например, математикой или поэзией, астрономией или историей)?

  3. Чем ты чаще всего занимаюсь в свободное время?

  4. Что позволяет тебе получать лучшие отметки в школе?

  5. Что из изученного в школе хотелось бы узнать глубже?

  6. Есть ли что-то такое, чем ты особенно гордишься?

Если же говорить о типичных ошибках при выборе темы, они бывают следующими:

  1. Тема не отражает проблему, на решение которого направленно детское исследование. Например, проблема исследования в незнании того, насколько чист снег в городе, а тема звучит как «Самый грязный район города Красноярска». Исходя из проблемы упор должен быть на том, в каком районе снег самый чистый, а не наоборот.

  2. Тема навязана ребенку, он не испытывает к ней познавательный интерес. Как уже говорилось выше, исследовательская деятельность должна нести в себе добровольный характер и творческую составную, если же тема ребёнку навязана – эти два фактора отпадают сразу. Контрпример: Тема исследования «Как влияют вешние факторы на поведение улитки Ахатины?». Учащиеся выбрали данную тему исходя из собственного инетереса и проблема заключалась в том, что многие хотели бы иметь домашнее животное, но даже не знали о таких улитках.

  3. Отсутствие оригинальности, необычности в названии темы. Ученик однобоко рассматривает предметы и явления. Например, «Что такое плесень?». На сегодняшний день таких исследований очень много, именно поэтому учитель стоит помочь учащемуся увидеть тему и предмет изучения под другим углом.

  4. Выбрана обширная тема, которая затянет процесс исследованию. Минус заключается в том, что школьник в силу своих возрастных особенностей не способен долговременно быть сосредоточенным в ходе одного вида деятельности. Не пытайтесь охватить всё и сразу, лучше всего оставить часть на дальнейшие исследования.

  5. По выбранной теме не может быть проведено исследование младшим школьником. Например, «Есть ли вода на Марсе?»

После того, как выбрана тема исследования, необходимо поставить цель. Представим основные критерии цели:

1. Конкретность. Она определяет результаты деятельности.

2. Достижимость. Результата исследования реально добиться в рамках работы младшего школьника за ограниченный промежуток времени.

3. Измеримость. Возможно осуществление контроля за её реализацией и диагностирование результатов деятельности.

А теперь рассмотрим типичные ошибки при постановке цели исследования:

1. Цель не соответствует теме и проблеме исследования.

2. Цель не конкретна. Не понятен результат исследования и то, к чему стремится ученик в ходе осуществления деятельности.

3. Поставленная цель не может быть достигнута учеником начальной школы или обладает долгосрочным характером достижения.

При выборе задач исследования стоит помнить, что задачи – это шаги по достижению цели. Задачи описывают основные этапы исследовательской работы.

Почему же формулировка задач так важна в исследовательской работе? Представим ряд причин, которые покажут, что задачи необходимы.

  1. Задачи позволяют построить конкретный план действий по достижению цели и результата.

  2. Задачи позволяют разбить цель на несколько простых шагов для лучшего понимания действий школьника.

  3. Задачи позволяют проанализировать объём работы и понять свои возможности.

Типичные ошибки при формулировке задач:

  1. Задачи не соотносятся с целью исследования и не направлены на ее достижение.

  2. В задачах не отражено использование нескольких методов исследования. Наличие теоретической и практической частей исследования.

  3. Сформулировано большое количество задач (свыше 5).

После определения проблемы исследования идёт поиск средств её решения, именно тогда главным двигателем дальнейшего исследования становится гипотеза, формулирование предположения, которое в будущем нужно будет подтвердить или опровергнуть использованием различных методов исследования.

Приведем примеры типичных ошибок при формулировке гипотезы:

  1. Гипотеза не содержит предположение. Должна начинаться со слов: «Допустим, что ...», «Предположим, что…».

  2. Гипотеза не может быть опровергнута или доказана.

  3. Гипотеза не соотносится с проблемой исследования и его целью.

При выборе методов исследования стоит помнить, что в современной науке методы делятся на две группы: эмпирические и теоретические. Эмпирические – основаны на чувственном познании (например, наблюдение), а теоретические заключаются в подборе «доказательств» изучаемых явлений, описание их с точки зрения логики, выделение связей компонентов (например, изучение литературных источников).

Приведем пример типичных ошибок при выборе методов исследования.

  1. Используемые методы исследования не способны опровергнуть или доказать поставленную гипотезу.

  2. Не зафиксированы результаты использования метода. (фотографии, видео, протокол интервью).

  3. Не обоснован выбор метода исследования и его значимость для проведения исследования.

Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод, что в этой части на примере типичных ошибок мы выделили рекомендации по написанию детской исследовательской работы.























1.3. Критерии оценки детских исследовательских работ. Анализ детских исследований

У каждой исследовательской конференции есть свой перечень критериев оценивания детских исследовательских работ. Критерии затрагивают как оформление работы, так и описание хода исследования. Предлагаем вам таблицу с обобщёнными критериями оценивания детских исследовательских работ.

Таблица 1. Критерии оценивания детских исследовательских работ

Критерии оценки детских исследовательских работ

Количество баллов

Комментарии

Актуальность

1б — Обоснована актуальность темы исследования.

0б — Актуальность темы исследования не обосновывается.


Структура работы

2б — В работе соблюдены все требования к ее структуре: введение (тема, цель, задачи, объект, предмет, проблема, гипотеза), основная часть, заключение, список литературы, наблюдается полное соответствие выводов целям и задачам работы.

1б — Часть требований к структуре работы не выполнена, или наблюдается неполное соответствие выводов целям и задачам работы.

0б— Отсутствует логика изложения, выводы не соответствуют целям и задачам.


Цель и задачи исследования

1б - цели и задачи исследования соответствуют теме исследования и достигаемы.

0б - цели и задачи исследования не соответствуют теме исследования или не достигаемы.


Гипотеза

1б – Гипотеза доказуема в рамках, описанных ребенком и проверяема.

0б – Гипотеза не доказуема в рамках описанных ребенком и не проверяема.


Объект и предмет

1б – объект и предмет соответствуют цели исследования.

0б – объект и предмет не соответствуют цели исследования.

Следует учитывать, что объект должен быть шире, чем предмет.

Глубина исследования

4б – Исследование проведено в полном объеме, представлена достаточная теоретическая часть исследования. Применены практические методы исследования, представлены доказательства проведенного исследования (фотографии, видео, аудиофайл, итоговый продукт). Представлены выводы к работе.

3б - Исследование проведено в полном объеме, представлена достаточная теоретическая часть исследования. Применены практические методы исследования, представлены доказательства проведенного исследования (фотографии, видео, аудиофайл, итоговый продукт).

2б - Исследование проведено в полном объеме, представлена не достаточная теоретическая часть исследования. Применены практические методы исследования, представлены доказательства проведенного исследования (фотографии, видео, аудиофайл, итоговый продукт).

1б – В исследовании применена большая часть задуманных методов, не представлены доказательства проведенного исследования (отсутствуют фотографии, видео, аудиофайл, итоговый продукт).

0б – Применены методы исследования, отличающиеся от задуманных или не применены вообще, не представлены доказательства проводимого исследования.


Достоверность информации

2б – Представлены источники информации и ссылки на них.

1б – Представлены источники информации, но отсутствуют ссылки на них.

0б – Не представлены источники информации.


Качество итогового продукта

2б – Продукт полностью соответствует теме и цели исследования.

1б – Итоговый продукт не соответствует заявленной теме и цели исследования.

0б – Итоговый продукт отсутствует.


Качество оформления работы

1б — Работа оформлена в соответствии с требованиями.

0б — Текст работы оформлен не в соответствии с требованиями к работе.


Чёткость и полнота ответов на дополнительные вопросы


3б – Ответы полные, четкие.

2б – Ответы на вопросы даны, но некоторые ответы нечёткие.

1б - Все ответы нечёткие/ неполные.

0б – Ответы на вопросы не даны.

Оценивается при презентации исследовательской работы.

Форма представления

2б – Свободная речь.

1б – Свободная речь с опорой на текст доклада.

0б – Представление исследования при помощи чтения доклада.

Оценивается при презентации исследовательской работы.


Приведем пример детской исследовательской работы (см. Приложение 1 «Что такое плесень?») и таблицу с результатами оценивания по приведенным критериям. Если вы оценили данную авторскую работу по предложенным критериям и определили другое количество баллов, то можете сообщить мне об этом по электронной почте, которая приведена на первых страницах методических рекомендаций.

Таблица 2. Анализ детской исследовательской работы

Критерии оценки детских исследовательских работ

Количество баллов

1

Актуальность

1 б

2

Структура работы

3

Цель и задачи исследования

4

Гипотеза

5

Объект и предмет

6

Глубина исследования

7

Достоверность информации

8

Качество итогового продукта

9

Качество оформления работы









1.4. Паспорта исследований

1.4.1. Паспорта исследования на тему «Какой вишнёвый сок:»Сады Придонья», «ФрутоНяня» и «Добрый» самый полезный?»

В качестве примера приведем паспорт исследовательского проекта по теме «Какой вишнёвый сок: «Сады Придонья», «ФрутоНяня» и «Добрый» самый полезный?» Автор: Парилова Екатерина Евгеньевна.

Таблица 3. Паспорт исследовательского проекта

Компоненты паспорта

Описание проекта

1.

ФИО участника

Парилова Е.Е.

2.

Тема проекта/исследования

Какой вишнёвый сок: «Сады Придонья», «ФрутоНяня» и «Добрый» самый полезный?

3.

Актуальность проекта/исследования

У многих на дачах растёт вишня. И летом дети могут сорвать ягоду с дерева, но возникает проблема, когда приходит зима и ягоды больше не растут на дереве. Ягоду можно заморозить, сделать варенье, а также сок. Сок можно купить в магазине, но какой же сок самый полезный?

4.

Объект исследования

Вишнёвый сок «Сады Придонья», «ФрутоНяня» и «Добрый»

5.

Цель проекта/исследования

Для учителя: организация деятельности учащихся по формированию базовых исследовательских действий по теме «Какой вишнёвый сок: «Сады Придонья», «ФрутоНяня» и «Добрый» самый полезный?»

Для учащихся: определить, вишнёвый сок какой марки самый полезный.

Задачи:
1. Провести опрос: вишнёвый сок какой марки по мнению обучающихся самый полезный.

2. Провести анализ сока посредством анализа состава.

3. Провести опыты, позволяющие определить качество сока.

4. Создать видеоролик о самом полезном соке.

6.

Тип проекта/исследования

По содержанию: монопроект (окружающий мир).
По организационной форме: групповой.
По продолжительности: краткосрочный (6 занятий)

7.

Этапы реализации проекта/исследования (включая исследовательский), краткое их описание

Подготовительный (1 занятие): учитель проводит беседу о роли сока в жизни обучающихся и какой сок можно назвать полезным. Организация опроса, цель которого выявить, какой сок, по мнению обучающихся, полезнее. Учитель демонстрирует результаты опроса, чем подчеркивает актуальность данной темы для класса (различные мнения, нужно прийти к общему). В зависимости от результата опроса учитель делит учащихся на группы.

Теоретический (1 занятие): ученики анализируют различные небольшие тексты и видео для поиска способов проверки сока. Происходит обсуждение на основе которых выделяются самые лучшие способы проверки (по мнению учащихся)

Исследовательский (2 занятия): учитель возвращается к результатам опроса. На основе мнения большинства по этому вопросу учащиеся совместно с учителем формулируют гипотезу. Учитель совместно с детьми обсуждает технику безопасности. Учащиеся в группах (у каждой группы разные марки сока) проводят опыты для проверки сока и заполняют листы наблюдений.

Аналитический (1 занятие): ученики совместно с учителем формулируют выводы о том, какой сок самый полезный по результатам опытов.

Презентационный (1 занятие): учащиеся готовят видеоролик, в котором демонстрируют способы проверки сока и результаты поверки.

8.

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Цель исследования: определить, какой вишнёвый сок самый полезный

Гипотеза исследования: предположим, что вишнёвый сок «Добрый» самый полезный.

Методы исследования:

1)теоретические: анализ, обобщение.

2)эмпирические: опрос, опыт.

Оборудование для проведения исследования: прозрачные пластиковые стаканчики, различные марки сока, листочки с текстом, видео, вода, сода, пипетки, листы наблюдений.

Ход исследования:

  1. Учитель выводит на доску результаты опроса о том, какой сок самый полезный и на основе этих результатов учащиеся совместно с учителем ставят гипотезу: предположим, что вишнёвый сок «Добрый» самый полезный.

  2. Учитель говорит о том, что сейчас группы будут подтверждать или опровергать эту гипотезу с помощью тех способов, которые они нашли. Также группы будут заполнять листы наблюдения.

  3. Учитель совместно с учениками обсуждают технику безопасности.

  4. Учитель демонстрирует учащимся листы наблюдений и объясняет, как заполнять их: нужно поставить плюс, если опыт показал наличие того, на что проверяли. В колонку с подсластителями необходимо записать время. Учитель показывает на примере.

  1. Учащиеся в группах осуществляют следующий опыт:

  • Содержание красителей. Для этого в сок учащиеся вливают раствор соды и воды. Учащиеся перемешивают и наблюдают: если цвет изменился на бурый – в соке не содержится красителей.

Каждая группа делает выводы о их соке.

9.

Продукт проекта/исследования

Видеоролик, в котором учащиеся расскажут, какой сок самый полезный и как можно это проверить.


10.

Перспектива проекта/исследования

Проверка других соков: яблочного, апельсинного и так далее.



Данная исследовательская работа была организована в модельных условиях на студентах группы 20П-2 Красноярского педагогического колледжа №1 им. М. Горького. Вы можете посмотреть видеозапись проведения, перейдя по ссылке – https://drive.google.com/file/d/1D6wd06XoVM-XOO7p1Hzvxi4GXWzY8w0r/view?usp=drivesdk




























1.4.2. Паспорт исследования «Какая же вода чище: из-под крана, из бутылки или из фонтанчика?»

Помимо этого, вы также можете ознакомиться с паспортом исследовательского проекта по теме «Какую же вода чище: из-под крана, из бутылки или из фонтанчика?» Автор: Захарина Мария Владимировна.

Компоненты паспорта

Описание проекта

ФИО участника

Захарина М.В.

Тема проекта/исследования

Какая же вода чище: из-под крана, из бутылки или из фонтанчика?

Актуальность проекта/исследования

У нас в школе есть разная вода: вода из-под крана, есть фонтанчики, некоторые из вас приносят с собой воду в бутылках. Я думаю, что многим родители говорили, что нельзя пить воду из-под крана, потому что она грязная. Поэтому некоторым детям родители покупают воду в бутылках. Но ученые считают, что иногда вода в бутылках может быть даже опаснее, чем вода из-под крана. Из-за этого возникает проблема: какая же вода чище, какую вам пить? Чтобы ответить на этот вопрос и не навредить своему здоровью крайне важно знать способы, которые помогут проверить чистоту воды, которую мы пьем.

Объект исследования

Вода (из-под крана, бутилированная, из школьного фонтанчика).

Цель проекта/исследования

Для учителя: организация деятельности учащихся по формированию базовых исследовательских действий по теме «Какая же вода чище из-под крана, из бутылки или из школьного фонтанчика?»

Для учащихся: определить, какая вода чище: из-под крана, из фонтанчика или бутилированная вода.

Задачи:
1. Провести опрос: какая вода, по мнения обучающихся, чище: из-под крана, из бутылки или из фонтанчика.

2. Изучить теоретический материал о способах проверки чистоты воды.

3. Провести опыты, позволяющие определить, качество воды и перечислить: из-под крана, из бутылки или вода после очищения фильтром.

4. Снять видео-ролик по теме «Какая же вода чище из-под крана, из бутылки или из фонтанчика?»

Тип проекта/исследования

По содержанию: монопроект (окружающий мир).
По организационной форме: групповой.
По продолжительности: краткосрочный (6 занятий).

Этапы реализации проекта/исследования (включая исследовательский), краткое их описание

Подготовительный (1 занятие): учитель проводит беседу о роли воды в жизни человека. Организация опроса, цель которого выявить, какая вода, по мнения обучающихся, чище: из-под крана, из бутылки или из фонтанчика. Учитель демонстрирует результаты опроса, чем подчеркивает актуальность данной темы для класса (различные мнения, нужно прийти к общему). В зависимости от результата опроса учитель делит учащихся на группы.

Теоретический (1 занятие): ученики анализируют видеоролики о способах проверки чистоты воды. Происходит обсуждение на основе которых выделяются общие критерии чистоты: прозрачность, отсутствие запаха, мягкость, нормальная кислотность, отсутствие посторонних веществ.

Исследовательский (2 урока): учитель возвращается к результатам опроса. На основе мнения большинства по этому вопросу учащиеся совместно с учителем формулируют гипотезу. Учитель совместно с детьми обсуждает технику безопасности. Учащиеся в группах (у одной группы вода из-под крана, у другой – вода из бутылки, у третьей – вода из фонтанчика) проводят опыты для проверки чистоты воды.

Аналитический (1 урок): ученики совместно с учителем формулируют выводы о том, какая вода самая чистая, опираясь на результаты исследования и критерии чистоты.

Презентационный (1 урок): учащиеся готовят видеоролик, в котором рекламируют, какую воду нужно пить.

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Цель исследования: определить, какая вода чище: из-под крана, из фонтанчика или бутилированная вода.

Гипотезы исследования (у каждой группы своя):

  • предположим, что бутилированная вода самая чистая;

  • предположим, что вода из фонтанчика самая чистая;

  • предположим, что вода из бутылки самая чистая.

Методы исследования:

1)теоретические: анализ, обобщение.

2)эмпирические: опрос, опыт.

Оборудование для проведения исследования: прозрачные пластиковые стаканчики, вода из-под крана, вода из бутылки, вода из фонтанчика, марганцовка, мыло, лакмусовая бумажка, палочки для размешивания, тарелки.

Ход исследования:

  1. Учитель выводит на доску результаты опроса о том, какая вода самая чистая и на основе этих результатов учащиеся совместно с учителем ставят гипотезу: предположим, что бутилированная вода самая чистая.

  2. Учитель говорит о том, что сейчас группы будут подтверждать или опровергать эту гипотезу с помощью тех способов, которые они нашли. Также группы будут заполнять листы наблюдения. На каждый опыт свой лист.

  3. Учитель совместно с учениками обсуждают технику безопасности: нельзя ничего пробовать на вкус, внимательно слушать учителя.

  4. Учитель демонстрирует учащимся листы наблюдений и объясняет, как заполнять их: нужно закрасить те колонки, в которых записаны результаты опыта, которые получили обучающиеся и показывает на примере.

  5. Учащиеся в группах осуществляют следующие опыты по плану действий:

  • Определение прозрачности. Под прозрачный пластиковый стаканчик с водой учащиеся подкладывают небольшую карточку с текстом. Учащиеся фиксируют на листе наблюдений: получилось ли у них прочитать текст или нет. Если получилось, они фиксируют, что вода прозрачная.

  • Определение запаха. Учащиеся подносят воду в пластиковом стаканчике к носу и нюхают ее. Учащиеся фиксируют на листе наблюдений есть ли у воды запах.

  • Определение мягкости воды. Учащиеся мочат руки водой и начинают их мылить. Учащиеся фиксируют на листе наблюдений, хорошо ли мылится мыло. Если мылится хорошо, учащиеся фиксируют, что вода мягкая. Если мылится плохо, ученики делают вывод, что вода жесткая.

  • Определение кислотности. Учащиеся берут лакмусовую бумажку и опускают ее в стаканчик с водой. Держат в ней 5 секунд, затем достают и ждут еще 15 секунд. После этого ученики сравнивают цвет со шкалой на упаковке. Если от 5 до 8, ученики фиксируют, что вода нормальной кислотности.

  • Определение наличия/отсутствия посторонних веществ. Учащиеся берут тарелочку с 3 кристаллами марганцовки и высыпают их в воду. Затем с помощью палочки перемешивают воду с марганцовкой. После этого ученики смотрят на цвет и фиксируют, есть ли в воде посторонние вещества. Если он желтый, значит в воде есть посторонние вещества.

  1. Каждая группа делает вывод о чистоте их воды.

Продукт проекта/исследования

Видеоролик, в котором учащиеся расскажут, какая вода самая чистая.


Перспектива проекта/исследования

Изучение способов очищения воды в туристических условиях.

Изучение чистоты воды в домашних условиях, изучение бутилированной воды разных производителей.















1.4.3. Паспорт исследования «В какой воде - пресной или сильно и слабо соленой, объекты держатся на плаву лучше?»

А также с паспортом исследовательского проекта по теме «В какой воде - пресной или сильно и слабо соленой, объекты держатся на плаву лучше?» Автор: Степанчёнок Виктория Маиловна.

Компоненты паспорта

Описание проекта

1

Тема исследования

«В какой воде - пресной или сильно и слабо соленой, объекты держатся на плаву лучше?»

2

Актуальность исследования

Многие ученики рассказали, что на летних каникулах часто ездят отдыхать на озера и реки. В ходе обсуждения, выяснилось, что на некоторых озёрах, на которых они были была какая-то особая вода. Что они даже думали, что научились плавать, ведь так хорошо держались на поверхности воды. Но на других водоемах не было такой «волшебной» воды. Какой же секрет скрывает вода? Проблема в том, что ребята так и не смогли прийти к общему мнению, почему пресная и соленая вода по-разному держит объекты наплаву.

3

Объект исследования

Вода (пресная, сильно и слабо соленая).

4

Цель исследования

Для учителя: организация деятельности учащихся по формированию базовых исследовательских действий, по определению какая вода удерживает объекты на поверхности.

Для ученика: исследовать почему объекты ведут себя по-разному в соленой и пресной воде.

Задачи:

  1. Провести опрос среди всех учеников второго класса: в каких водоемах они плавали, и в каких из них было легче плавать.

  2. Найти теоретический материал, обосновывающий свойства соленой и пресной воды держать объекты на плаву.

  3. Провести опыты, позволяющие определить, какая вода лучше удерживает объекты на поверхности воды.

  4. Подвести итоги исследования по теме «В какой воде - пресной или сильно и слабо соленой, объекты держатся на плаву лучше?»

5

Тип исследования

По содержанию: монопроект (окружающий мир).

По организационной форме: групповой.

По продолжительности: краткосрочный (4-5 занятий).

6

Этапы реализации исследования (включая исследовательский), краткое их описание

  1. Подготовительный: Проведение опроса среди учеников вторых классов, с целью выявления в каких водоемах плавают учащиеся, в каких из них это делается проще всего. Совместное с учителем и обучающимися формулирование темы, цели и задач исследования.

  2. Теоретический: ученики анализируют дополнительные источники информации (techinsider.ru; vchemraznica.ru) с учетом результатов опроса, чтобы узнать какая вода преобладает в водоемах, выделенных учениками, а также уточняют свойства пресной и соленой воды держать объекты на плаву. Узнают, как в домашних условиях создать соленую воду как в природных водоемах.

  3. Исследовательский: учитель совместно с детьми обсуждает технику безопасности при проведении опытов с водой. Учащиеся в группах проводят опыты, проверяя в какой воде, соленой или пресной одинаковые объекты лучше остаются на поверхности воды.

  4. Аналитический: учащиеся совместно с учителем формулируют выводы основываясь на результаты опытов, о том какая вода лучше держит объекты на поверхности, тем самым определяя в какой воде легче плавать.

  5. Презентационный: учащиеся создают короткий видеоролик, в котором наглядно демонстрируют в какой воде объектам легче оставаться на поверхности.

7

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Цель исследования: определить в какой воде соленой (сильно и слабо соленой) или пресной объекты лучше остаются на поверхности.

Гипотеза исследования: предположим, что объект держится лучше на плаву в сильно соленой воде.

Методы исследования:

  1. теоретические: анализ, обобщение;

  2. эмпирические: опыт.

Оборудование для проведения исследования: тазики, пресная вода, соль, чайник, сырые яйца, листы наблюдения.

Объект наблюдения

Пресная вода

Слабо соленая вода

Сильно соленая вода

Яйцо










Условные обозначения:

- погрузился на дно

+ остался на поверхности воды

^ погрузился под воду, но не касается дна

Ход исследования:

  1. Учитель совместно с обучающимся обсуждает результаты, полученные учениками в ходе теоретического исследования, и ставят гипотезу: предположим, что один и тот же объект ведет себя по-разному в соленой и пресной воде.

  2. Обсуждение и фиксация правил техники безопасности при работе с водой: не пробовать воду на вкус, не брызгаться. Организация рабочего пространства: каждая группа получает два тазика с разной водой и объекты на которых будет проводиться опыт.

  3. Учащиеся в группах осуществляют опыты и заполняют листы наблюдений:

  • Каждая группа сначала погружает один объект в пресную воду и фиксирует в карточки, утонул или остался ли он на поверхности воды. После этот же объект погружают в соленую воду и фиксируют погрузился ли он в воду или остался на поверхности.

  • Учащиеся проводят подобный опыт с оставшимися объектами, погружая их поочередно в пресную, а после в соленую воду.

  1. Каждая группа делает выводы о том, в какой воде объекты лучше всего остаются на поверхности, основываясь на результатах опытов, зафиксированных в лист наблюдения.

8

Продукт исследования

Короткий видеоролик, в котором наглядно демонстрируется в какой воде объекты лучше оставаться на поверхности.

9

Перспектива исследования

Определение в воде с какой концентрацией соли человек лучше остается на поверхности.



Подводя итоги первого раздела, можно сказать, что исследовательская деятельность – одно из средств учителя для формирования метапредметных результатов у учащихся младшей школы, а также развитию их познавательного интереса. Один раз став активным участником исследовательской деятельности, учащийся получит возможно совершить для себя открытия, в интересной для самого учащегося, области.

















РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

2.1 Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура

Для реализации требований, предъявляемых ФГОС НОО, проектная деятельность является одним из средств для формирования универсальных учебных действий у младших школьников как в урочное, так и во внеурочное время.

По мнению И. М. Дудиной: «Проектная деятельность – это уникальная деятельность, направленная на достижение заранее определенного результата, создание определенного уникального продукта или услуги» (ссылка). Стоит упомянуть, что сейчас, в конце 4 класса выпускники выполняют проектную задачу в группах, поэтому для учителя важно начать работу с учащимися с первого класса.

Проектная деятельность делится на несколько видов. Сергеев И.В. предлагают следующую классификацию:

  • по содержанию:

  • монопроекты (организуется в рамках одного предмета или одной области знания);

  • межпредметные проекты (выполняются во внеурочное время и интегрируют в себя знания из нескольких предметных областей).

  • по продолжительности:

  • мини-проекты (1 урок);

  • краткосрочные проекты (4-6 уроков);

  • недельные проекты (их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов);

  • годичные проекты (выполняется во внеурочное время).

Чем же отличается исследовательская деятельность от проектной?

  1. В проектной деятельности важен социальный подтекст проблемы, актуальный и понятный для младшего школьника.

Учителю здесь очень важно подобрать такую проблему, чтобы учащиеся активно включились в деятельность.

  1. Выполнение проекта начинается с планирования действий для решения предложенной проблемы. Необходимо на этом этапе определиться с продуктом проектной деятельности.

  2. Каждый проект должен включать в себя элементы исследовательской деятельности. Но отличие заключается в том, что информация, которую находят младшие школьники, проходит стадии осмысления и переработки для того, чтобы потом быть включённой в итоговый продукт.

  3. Результатом работы над проектом является продукт.

  4. Подготовленный продукт должен быть представлен защищен.

Ещё раз обращаем внимание на то, что проектная деятельность от исследовательской отличается тем, что действия младших школьников совершаются в определённых рамках и по плану. В свою очередь исследовательская ограничивается только ресурсами участников деятельности.












2.2. Проектная задача

По мнению А. Б. Воронцова: «Проектная задача – это задача, в которой через систему заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата (продукта), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение детей»[2]. Также по мнению Воронцова проектная задача обязательно должна быть организована так, чтобы учащиеся взаимодействовали в мини-группах.

Отличительной чертой проектной задачи от проекта является то, что при решении проектной задачи учащимся даются все необходимые материалы для её решения и получения итогового продукта. Также отличительными чертами проектной задачи являются:

  • наличие модельной ситуации, сочетающей в себе ряд заданий;

  • задания имеют единый сюжет и являются логически связанными между собой;

  • группа может самостоятельно выбирать очередность выполнения заданий;

  • задания могут содержать лишнюю информацию или, наоборот, не содержать важную информацию, делается это для создания препятствия для решения задач и побуждения познавательной активности школьников;

  • последнее задание, чаще всего, является обобщающим, позволяющим собрать вместе все то, что выполняла группа в предыдущих заданиях.

При проведении проектной задачи учитель получит возможность отследить уровни сформированности метапредметных результатов, а также уровень предметных знаний младших школьников, что позволит в дальнейшем скорректировать работу с учащимися.



2.3. Межпредметная проектная задача «Новый год»

В качестве примера приведем межпредметную проектную задачу по теме «Новый год» для учащихся четвертого класса системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова. Авторы: Захарина Мария Владимировна, Парилова Екатерина Евгеньевна, Липуновская Дарья Максимовна, Крупко Наталия Владимировна. Полное содержание проектной задачи с приложениями вы сможете увидеть в Приложении 2. Так как задача межпредметная вы можете адаптировать задания под ваш класс, независимо от УМК.

Установка:

Дорогие ребята как вы знаете, скоро Новый год. Это очень важный праздник, который отмечается по всей стране. Мы уверены, что вы много знаете об этом празднике и его традициях. Но знаете ли вы, откуда взялся этот праздник? Сегодня вам предстоит выполнить ряд заданий по изготовлению альбома, который поможет вам углубиться в историю Нового года. Готовые альбомы вы представите другим классам, чтобы они тоже могли познакомиться с историей. Надеемся, что данный вид работы будет вам интересен и вдохновит вас на создание исторических альбомов для других праздников.

Желаем удачи!

Задание 1.

Прочитайте текст и на его основе составьте ленту времени*(см. в Приложении)

На Руси дата Нового года была непостоянной. Земледельцы начинали работы в поле с 1 марта, и эту дату считали первым днем года. В других случаях Новый год совмещали с днем весеннего равноденствия* 22 марта. Хотя для некоторых славян-язычников первым днем года считался так называемый «зимний солнцеворот»* 22 декабря (самый короткий и холодный в году), обычно праздник все же устраивали тогда, когда земля «просыпалась» и готовилась подарить очередной урожай.

В конце декабря 1699 года Петр I издал именной указ № 1736 «О праздновании Нового года». Он ввел новую систему исчисления — от Рождества Христова, и 7208 год «от сотворения мира» стал 1700 годом. А Новый год указ предписывал праздновать по образу и подобию европейских держав с 31 декабря на 1 января, которые впечатлили царя во время Великого посольства в зарубежные страны.

Задание 2. Прочитайте текст про Деда Мороза. Составьте последовательность изменения образа Деда Мороза в истории. Можете использовать иллюстрации для своей последовательности.

Маленькому проценту людей известно, что Дедушка Мороз стал тем, кто он есть из-за существования вполне конкретного и живого прототипа. В IV веке в малой Азии жил и творил богоугодные дела святой Николай Чудотворец (в католической и лютеранских версиях – святой Николас или Клаус). Дедушка Мороз изначально был злобным и жестоким языческим божеством, Великим Старцем Севера, повелителем ледяного холода и пурги, который морозил людей. Мороз впервые появился на Рождество в 1910 году, однако он не приобрел массового распространения.

В советское время был распространён новый имидж: он появлялся детям под Новый год и дарил подарки; этот образ создан советскими кинематографистами в 1930-х годах. В декабре 1935 года соратник Сталина, Павел Постышев опубликовал в газете «Правда» статью, где предложил организовать для детей празднование Нового Года. Был торжественно организован детский новогодний утренник. На праздник Дед Мороз приходит с внученькой - девочкой Снегурочкой. Собирательный образ Дедушки Мороза выстроен по мотивам биографии Святого Николая, а также описания древнеславянских божеств Зимника, Позвезда, и Карочуна.

Ни на что не похожий характер языческих божеств положил начало поведению Дедушки Мороза - он не был добрым божеством. Однако со временем - как это бывает - всё изменилось, и под влиянием православных традиций Дедушка Мороз подобрел и стал уже сам одаривать детишек. Этот образ был окончательно оформлен в Советской России: Дедушка Мороз стал символом празднования Нового Года, заменившего в идеологии атеизма наиболее любимый детьми в дореволюционной России праздник Рождества Христова. Профессиональный праздник Дедов Морозов отмечается каждое последнее воскресенье августа.

Задание 3.

В тексте вы можете найти ингредиенты, которые входят в “Оливье”. Посчитайте, сколько советских рублей требовалось для приготовления салата “Оливье”.

Вычислите, сколько российских рублей потребовалось бы для приготовления салата “Оливье”. Один советский рубль равен 279 рублям. Внесите выполнение задания на страницу 4.

Изначально Новый год советские власти позиционировали как праздник для детей. Но уже в конце 1930-х годов традицию подхватили граждане всех возрастов.

1 января долго оставался рабочим днем. Но в конце декабря 1947 г. первый новогодний день был объявлен праздничным нерабочим днем.

В честь Нового года город украшали к празднику, организовывали уличные ярмарки, елочные базары. Все магазины обязаны были выбрасывать на прилавки наборы новогодних подарков. В некоторые годы для развоза поздравлений и подарков городские власти даже выделяли по несколько сотен легковых такси и грузовиков.
Студии звукозаписи предлагали всем желающим записать поздравления и направить друзьям пластинки. На радио проводились поздравительные часы, в которые можно было передать знакомым свой новогодний привет и пожелания. Особым ритуалом была отправка новогодних открыток.
Для детей организовывали утренники. Каждому ребенку дарили сладкий подарок.
Одним из главных символов Нового года являлись мандарины. Цитрусовые были популярным подарком в СССР. Другие фрукты в стране зимой были недоступны.
Еще одним традиционным украшением стола были салаты, особенно оливье. Они считались признаком гостеприимства и хлебосольства. У каждой хозяйки был свой особенный рецепт “Оливье”, но оставались и универсальные ингредиенты. Нужна вареная колбаса (2.20-2.60 рублей), баночка майонеза (33 копейки), яйца (рубль десять за десяток), жестянка консервированного зеленого горошка (39 копеек), картофель 1 кг (14 копеек), морковь 1 кг (10 копеек).

Задание 4.

Прочитайте снова предыдущие задания. Найдите традиции в текстах и внесите в ленту времени. Обсудите в группе, какие новогодние традиции есть в вашей семье. Запишите их на отдельном листе. Также, традиции можете дополнить иллюстрациями.

Задание 5.

Создайте исторический альбом. При создании альбома можно использовать такие средства как: листы бумаги, картон, клей, степлер, цветные карандаши, фломастеры, краски. На 1 и 2 странице альбома разместите ленту времени. На 3 странице задание №2. На 4 странице решенную задачу. На 5 странице список новогодних традиций вашей группы.

Также подготовьте представление вашего исторического альбома, опираясь на план.

Пример выполнения:

ПЛАН:

  1. О чём была проектная задача?

  2. Расскажите о выполненных вами заданиях.

  3. Что вам удалось \ не удалось выполнить?

  4. Из-за чего у вас возникли трудности?

  5. Как были распределены роли в группе?

  6. Удалась ли работа в группе?

  7. Какой вывод вы можете сделать из проделанной работы?



















2.4. Межпредметная проектная задача «Мой двор»

Также в качестве второго примера приведем межпредметную проектную задачу по теме «Мой двор» для учащихся четвертого класса системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова. Авторы: Степанчёнок Виктория Маиловна, Назарова Дарья Валерьевна. Полное содержание проектной задачи с приложениями вы сможете увидеть в Приложении 3. Так как задача межпредметная вы также можете адаптировать задания под ваш класс, независимо от УМК.

Проектная задача “Мой двор”

Краткое содержание проекта: проект предназначен для расширения представлений об архитектурном проектировании. Ребята узнают что необходимо сделать для благоустройства придомовой территории.

Цель проекта: ознакомление обучающихся с общими понятия градостроительного формирования городской жилой застройки, с проблемами организации существующих жилых дворов и с основными подходами архитектурного проектирования и комплексного благоустройства жилых дворовых территорий.

Задачи проекта:

  • организовать среду для учащихся с целью знакомства с градостроительными понятиями;

  • организовать деятельность учащихся, для развития математической грамотности, читательской грамотности;

  • привлечь внимание учащихся к экологической обстановки их двора.

Предметы интеграции: окружающий мир, математика, литературное чтение.

Форма выполнения проекта: распределение по группам (4-5 человек).

Примерная продолжительность проекта: краткосрочный проект: 2-3 урока.

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта: клей-карандаш, ножницы, письменные принадлежности, листы А4, А3.

















Заключение

В заключении хочется отметить, что данные виды работ хоть и кажутся сложными в организации, и не будем скрывать, для учителя действительно могут возникнуть сложности, но они очень важны для формирования метапредметных результатов у учащихся младшей школы, а также развитию их познавательного интереса. Вы сами заметите какая разница будет между вашими учениками до использования данных видов работ и после. А также данные виды работ являются эффективными средствами для достижения конкретных метапредметных результатов обновленного ФГОС НОО, а точнее базовых исследовательских действий.




















СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «31» мая 2021 г. № 286) - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028, свободный.

2.Воронцов А. Б. Проектная задача / Воронцов А. Б. // Журнал «Начальная школа». — 16-31.03.2007. — № 607.

3. Зубова Ольга Анатольевна, статья «Исследовательская работа в начальной школе по ФГОС НОО (из опыта работы)», ссылка доступа: http://urok.1sept.ru/ Статья «Исследовательская работа в начальной школе»

4. Малиновская Евдакия Андреевна, статья «Структура, логика и оформление исследовательских работ учащихся»



















ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1 Исследовательская работа «Что такое плесень?»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ирбейская средняя общеобразовательная школа № 2»

имени полного кавалера ордена Славы И.Н. Демьянова




Учебно-исследовательская работа
«Что такое плесень?»



Выполнила:

Руководитель:





Ирбейское 2019







СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3-4


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 4-10

  1. Что такое плесень? Чем она опасна? Полезная плесень?.................4-6

  2. Проведение опытов ……………………………………………………6-7



ЗАКЛЮЧЕНИЕ 8


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………………… 9




















ВЕДЕНИЕ


Однажды автор работы в подполье у бабушки увидела нечто желто-белое, пушистое, что покрыло весь угол дома. Дед объяснил, что это «грибок», или по другому называется плесень. А бабушка повела автора работы в комнату, отодвинула кровать и показала на обоях серо- желтые пятнами. В связи с этим у автора работы возникло несколько вопросов. Что такое плесень? Где еще можно найти такую плесень? Как она появляется?

Рисунок 1 Плесень на обоях

Н а эти вопросы и и попробуем ответить в своем исследовании.

Рисунок 2 Плесень в подполье



Актуальность темы: Плесень и грибки скрытно сопровождают человечество на протяжении всей его истории, а появилась она гораздо раньше самого человека. Несмотря на множество научных исследований, плесень остаётся одной из загадок, она до конца не изучена и появляется каждый раз в новом качестве.

Цель: изучение условий появления и развития плесени в домашних условиях.

Задачи:

  1. Узнать, что собой представляет плесень и как она появляется.

  2. Опытным путем изучить особенности появления и развития плесени.

  3. Сделать выводы.


Гипотеза: Предположим, плесень образуется на разных продуктах питания неодинаково.

Объект исследования: плесень

Предмет исследования: плесень на различных продуктах питания.

Методы исследования:

1. Изучение информационных источников по данной проблеме.

2. Проведение серии опытов с целью наблюдения за плесенью.

3. Анализ полученных результатов.


Продолжительность: 1 месяц

Место проведения опыта: домашние условия.

Оборудование и материалы: банки с томатной пастой и лечо, пакеты с хлебом и сыром: томатная паста в банке, белый и нарезка хлеб, сыр, лечо в банке.














ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ


  1. Что такое плесень? Чем она опасна? Полезная плесень?

Мы изучили несколько источников информации о плесени и выяснили следующее.

Плесень — это грибы, образующие характерные налёты на продуктах питания, фруктах, растительных остатках, обоях, коже и других предметах. Плесневые грибки распространены практически всюду. Они обнаруживаются, как в жилище человека, так во внешней среде. Плесень (плесневые грибки) - особое царство живой природы. Представители этого царства имеют сходства и различия как с бактериями, растениями, так и с животными. Плесень относится к классу грибов, которых насчитывается свыше 100.000 видов, включая шляпочные грибы, ржавчинные грибы и дрожжи.

Плесень образует подобные нитям клетки, называемые гифами. Когда гифы переплетаются между собой, образуется пушистый клубок нитей - мицелий. Это и есть то, что мы называем плесенью. Внешне плесень также может напоминать грязь или пятна, например, когда она образуется на стенах в ванной комнате между плитками кафеля и в подпольях [1].

Нам было интересно узнать, что в отличие от человека и животных, которые сначала проглатывают пищу, а затем переваривают её, у плесени часто всё происходит наоборот. Если органические молекулы слишком велики или их состав очень сложен, плесень выделяет пищеварительные ферменты, которые расщепляют молекулы на более простые, легко усвояемые организмом соединения. Поскольку плесень не может передвигаться в поисках пищи, она должна жить в самой пище. Другими словами плесень не способна производить пищу для себя самостоятельно - так, как это делают зелёные растения, а потому учёные относят её к простейшим грибковым паразитическим растениям [2].

Мы выяснили, что в повседневной жизни плесень не представляет серьёзной угрозы для здоровья. Обычно от воздействия плесени страдают люди с заболеваниями дыхательных путей, такими, как астма; аллергики и те, кто по роду своей деятельности часто соприкасается с большим количеством плесени, например фермеры. Наиболее уязвимы также маленькие дети и пожилые. Кроме того, многие плесневые грибы вырабатывают антибиотики, которые нашли применение в медицине.

Наиболее известен пенициллин. Первый антибиотик, то есть антимикробный препарат, полученный на основе продуктов жизнедеятельности микроорганизмов. Он был обнаружен на основе случайного открытия, что попадание в культуру бактерий плесневого грибка из внешней среды оказывает бактерицидное действие на культуру [2].

Самым интересным фактом, который нас поразил, было следующее. Оказывается, не всякий продукт, на котором поселились плесневые грибки, съедобен. Совсем иное дело – сыр с плесенью. Польза и вред такого изысканного кушанья известны немногим, поэтому и спрос на него у нас невысок. Не все решаются приобрести этот деликатес. Некоторых отпугивают его внешний вид и стоимость [3].


  1. Проведение опытов.

Нас заинтересовало, а в каких условиях плесень появляется и развивается быстрее, то есть факторы, которые влияют на появление и разрастание плесени, а также время, которое проходит с момента возникновения первых признаков плесени на продуктах до того, когда продукт покроется ею полностью и будет совершенно не пригодным для еды. Для этого мы провели несколько опытов.

Для опытов мы взяли: белый хлеб в пакете и без упаковки, лечо домашнее в банке и магазинную томатную пасту в банке. Из источников информации мы выяснили, что главным условием появления и роста плесени является влажность, повышенная температура воздуха и плохой воздухообмен: чем выше температура, тем появления и развития происходит быстрее. Поэтому мы поместили продукты в разные условия.

Опыт №1

Рисунок 3 Образование плесени на хлебе.

В зяли 2 куска одинакового хлеба и полиэтиленовый пакет. Один кусок хлеба положили в пакет, другой оставили на столе. Через некоторое время в пакете появилась плесень. Такой хлеб нельзя есть и нельзя давать животным. А хлеб, который лежал на столе высох и превратился в сухарь, но остался пригодным в пищу.

Вывод: плесень образуется быстрее в закрытом пространстве.


Опыт № 2.

Для опыта взяли томат пасту и лечо домашнее в одинаковых банках. После вскрытия по банке томатной пасты и лечо поставили в холодильник, и по банке оставили в холодильнике:

На томате и лечо на свету и в тепле плесень появилась уже на пятый день, а в холодильнике только к концу второй недели. позднее всего, хотя условия были очень комфортные.

Вывод: плесень активно развивается при комнатной температуре. А в холодильнике продукты хранятся дольше.

Рисунок 5 Плесень на лечо

Рисунок 4 Плесень на томат пасте

П роведя опыты, мы можем смело сказать, что плесень появляется, если имеются такие факторы как тепло,  влага и нет проветривания. Плесень начинает, быстро расти, если появилась питательная среда для образования грибка.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе проведённого исследования, мы узнали, что собой представляет плесень и как она появляется.

Изучили особенности появления и развития плесени.

Наблюдали за развитием плесени в домашних условиях.

Таким образом. Все задачи исследования были решены, цели мы достигли. Гипотезу о том, что плесень образуется на разных продуктах питания неодинаково, подтвердили. Плесень развивается в тёплых влажных местах, которые плохо проветриваемы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Плесень и полезна, и вредна http://www.med2.ru/story.php?id=28243

  2. Полезные и вредные свойства плесени http://biofile.ru/bio/5973.html

  3. Плесень и вред и польза и вред http://polza-ili-vred.ru/plesen-i-vred-i-pol-za-i-vred.html


















Приложение 2. Проектная задача «Новый год»

Установка:

Дорогие ребята как вы знаете, скоро Новый год. Это очень важный праздник, который отмечается по всей стране. Мы уверены, что вы много знаете об этом празднике и его традициях. Но знаете ли вы, откуда взялся этот праздник? Сегодня вам предстоит выполнить ряд заданий по изготовлению альбома, который поможет вам углубиться в историю Нового года. Готовые альбомы вы представите другим классам, чтобы они тоже могли познакомиться с историей. Надеемся, что данный вид работы будет вам интересен и вдохновит вас на создание исторических альбомов для других праздников.

Желаем удачи!


Задание 1.

Прочитайте текст и на его основе составьте ленту времени*(см. в Приложении)


На Руси дата Нового года была непостоянной. Земледельцы начинали работы в поле с 1 марта, и эту дату считали первым днем года. В других случаях Новый год совмещали с днем весеннего равноденствия* 22 марта. Хотя для некоторых славян-язычников первым днем года считался так называемый «зимний солнцеворот»* 22 декабря (самый короткий и холодный в году), обычно праздник все же устраивали тогда, когда земля «просыпалась» и готовилась подарить очередной урожай.

В конце декабря 1699 года Петр I издал именной указ № 1736 «О праздновании Нового года». Он ввел новую систему исчисления — от Рождества Христова, и 7208 год «от сотворения мира» стал 1700 годом. А Новый год указ предписывал праздновать по образу и подобию европейских держав с 31 декабря на 1 января, которые впечатлили царя во время Великого посольства в зарубежные страны.


Задание 2. Прочитайте текст про Деда Мороза. Составьте последовательность изменения образа Деда Мороза в истории. Можете использовать иллюстрации для своей последовательности.


Маленькому проценту людей известно, что Дедушка Мороз стал тем, кто он есть из-за существования вполне конкретного и живого прототипа. В IV веке в малой Азии жил и творил богоугодные дела святой Николай Чудотворец (в католической и лютеранских версиях – святой Николас или Клаус). Дедушка Мороз изначально был злобным и жестоким языческим божеством, Великим Старцем Севера, повелителем ледяного холода и пурги, который морозил людей. Мороз впервые появился на Рождество в 1910 году, однако он не приобрел массового распространения.


В советское время был распространён новый имидж: он появлялся детям под Новый год и дарил подарки; этот образ создан советскими кинематографистами в 1930-х годах. В декабре 1935 года соратник Сталина, Павел Постышев опубликовал в газете «Правда» статью, где предложил организовать для детей празднование Нового Года. Был торжественно организован детский новогодний утренник. На праздник Дед Мороз приходит с внученькой - девочкой Снегурочкой. Собирательный образ Дедушки Мороза выстроен по мотивам биографии Святого Николая, а также описания древнеславянских божеств Зимника, Позвезда, и Карочуна.


Ни на что не похожий характер языческих божеств положил начало поведению Дедушки Мороза - он не был добрым божеством. Однако со временем - как это бывает - всё изменилось, и под влиянием православных традиций Дедушка Мороз подобрел и стал уже сам одаривать детишек. Этот образ был окончательно оформлен в Советской России: Дедушка Мороз стал символом празднования Нового Года, заменившего в идеологии атеизма наиболее любимый детьми в дореволюционной России праздник Рождества Христова. Профессиональный праздник Дедов Морозов отмечается каждое последнее воскресенье августа.


Задание 3.

В тексте вы можете найти ингредиенты, которые входят в “Оливье”. Посчитайте, сколько советских рублей требовалось для приготовления салата “Оливье”.

Вычислите, сколько российских рублей потребовалось бы для приготовления салата “Оливье”. Один советский рубль равен 279 рублям. Внесите выполнение задания на страницу 4.


Изначально Новый год советские власти позиционировали как праздник для детей. Но уже в конце 1930-х годов традицию подхватили граждане всех возрастов.

1 января долго оставался рабочим днем. Но в конце декабря 1947 г. первый новогодний день был объявлен праздничным нерабочим днем.

В честь Нового года город украшали к празднику, организовывали уличные ярмарки, елочные базары. Все магазины обязаны были выбрасывать на прилавки наборы новогодних подарков. В некоторые годы для развоза поздравлений и подарков городские власти даже выделяли по несколько сотен легковых такси и грузовиков.
Студии звукозаписи предлагали всем желающим записать поздравления и направить друзьям пластинки. На радио проводились поздравительные часы, в которые можно было передать знакомым свой новогодний привет и пожелания. Особым ритуалом была отправка новогодних открыток.
Для детей организовывали утренники. Каждому ребенку дарили сладкий подарок.
Одним из главных символов Нового года являлись мандарины. Цитрусовые были популярным подарком в СССР. Другие фрукты в стране зимой были недоступны.
Еще одним традиционным украшением стола были салаты, особенно оливье. Они считались признаком гостеприимства и хлебосольства. У каждой хозяйки был свой особенный рецепт “Оливье”, но оставались и универсальные ингредиенты. Нужна вареная колбаса (2.20-2.60 рублей), баночка майонеза (33 копейки), яйца (рубль десять за десяток), жестянка консервированного зеленого горошка (39 копеек), картофель 1 кг (14 копеек), морковь 1 кг (10 копеек).


Задание 4.

Прочитайте снова предыдущие задания. Найдите традиции в текстах и внесите в ленту времени. Обсудите в группе, какие новогодние традиции есть в вашей семье. Запишите их на отдельном листе. Также, традиции можете дополнить иллюстрациями.


Задание 5.

Создайте исторический альбом. При создании альбома можно использовать такие средства как: листы бумаги, картон, клей, степлер, цветные карандаши, фломастеры, краски. На 1 и 2 странице альбома разместите ленту времени. На 3 странице задание №2. На 4 странице решенную задачу. На 5 странице список новогодних традиций вашей группы.

Также подготовьте представление вашего исторического альбома, опираясь на план.

Пример выполнения:

ПЛАН:

  1. О чём была проектная задача?

  2. Расскажите о выполненных вами заданиях.

  3. Что вам удалось \ не удалось выполнить?

  4. Из-за чего у вас возникли трудности?

  5. Как были распределены роли в группе?

  6. Удалась ли работа в группе?

  7. Какой вывод вы можете сделать из проделанной работы?









Приложение













Лента времени - это временная шкала, на которую в хронологической последовательности наносятся события

Равноденствие – это время, когда день и ночь практически равны.

Солнцестоя́ние (древнеславянское название: солнцеворо́т) — астрономическое событие, при котором Солнце над горизонтом в истинный полдень находится на максимальной (летнее солнцестояние) или минимальной высоте (зимнее солнцестояние).

Атеи́зм — отвержение веры в существование любого божества/бога или уверенность в том, что богов не существует.




























Приложение 3. Проектная задача «Мой Двор»

Проектная задача “Мой двор”

Краткое содержание проекта: проект предназначен для расширения представлений об архитектурном проектировании. Ребята узнают что необходимо сделать для благоустройства придомовой территории.

Цель проекта: ознакомление обучающихся с общими понятия градостроительного формирования городской жилой застройки, с проблемами организации существующих жилых дворов и с основными подходами архитектурного проектирования и комплексного благоустройства жилых дворовых территорий.

Задачи проекта:

  • организовать среду для учащихся с целью знакомства с градостроительными понятиями;

  • организовать деятельность учащихся, для развития математической грамотности, читательской грамотности;

  • привлечь внимание учащихся к экологической обстановки их двора.

Предметы интеграции: окружающий мир, математика, литературное чтение.

Форма выполнения проекта: распределение по группам (4-5 человек).

Примерная продолжительность проекта: краткосрочный проект: 2-3 урока.

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта: клей-карандаш, ножницы, письменные принадлежности, листы А4, А3.







Содержание:

- Однажды А.П. Чехов сказал: “Если бы каждый человек на клочке земли своей сделал всё, что он может, как прекрасна, была бы Земля наша”. Много жителей из ближайших домов разделяют его точку зрения и обратились в администрацию города. Граждане хотели бы благоустроить свой двор. Скажите нравится ли вам ваш собственный двор?

- Сегодня вы попробуете создать проект идеального двора. Для этого вам необходимо стать настоящими подрядчиками. Знаете кто это?

-Подрядчик - это человек, который выполняет определенные операции различного характера по заданию заказчика.

- Сегодня у каждой группы уже обозначены задания, вам нужно будет выполнить их, для того, чтобы обустроить идеальный двор. Этот проект вы можете предложить своим родителям и поднять вопрос о детской площадки на общедомовом собрании, и возможно именно ваш проект послужит основой для детской площадки.

Желаем вам удачи!

Задание 1

Определите стоимость затрат, необходимых для благоустройства идеального двора. Занесите результаты ваших расчетов в таблицу «Смета затрат на благоустройство двора».

Воспользуйтесь перечнем оборудования, которые подойдут для благоустройства двора, материалом из справочника “Допустимые материалы для ».обустройства двора”, прейскурантом цен из магазина “Забава”.

Смета затрат на благоустройство двора

Наименование товара

Количество

Цена (за 1 товар)

Стоимость





































Общая стоимость покупки


Оборудование, подходящее для благоустройства двора:

  1. Горка

  2. Качели

  3. Песочница

  4. Качалка на пружине

  5. Качалка-балансир

  6. Турник для подтягивания

  7. Карусель

  8. Беседка

  9. Вазоны для цветов

  10. Качеля-гнездо

  11. Полоса препятствий

  12. Скамейка

  13. Урна

  14. Освещение

  15. Игровой комплекс

  16. Забор



Материал из справочника

Допустимые материалы для обустройства двора”

Ко всем перечисленным видам оборудования предъявляют ряд требований безопасности. Края и углы изделий обязательно должны быть скругленными, чтобы исключить риск получения случайной травмы. Детские площадки из дерева считаются самыми экологичными и безопасными для детей, но также допускается использование металлических элементов. Главный минус дерева - его высокая стоимость. И если деревянная площадка стоит совсем небольших денег, нужно выяснить, из чего она изготовлена на самом деле. В производстве детских площадок стали чаще использовать материал - пластик, но оценить безопасность, долговечность, устойчивость материала к выгоранию и перепадам температур сложно.

Для окрашивания применяется краска с повышенной стойкостью к износу и атмосферным воздействиям. Сами конструкции должны иметь достаточный уровень прочности, жесткости и устойчивости.

Благоустройство детских площадок предусматривает использование оборудования, оформленного в ярких насыщенных цветах. Это необходимое условие, поскольку игровые комплексы должны привлекать и заинтересовывать детей.

Не менее важно правильно выбрать место установки. Это не должна быть открытая местность, поскольку тогда в жаркую погоду детям придется играть под прямыми солнечными лучами. Лучше выбрать место в тени деревьев или домов, а если такой возможности нет – использовать навесы или беседки.

Согласно правилам обустройства детских площадок, они должны иметь напольное амортизирующее покрытие, которое поглощает ударные нагрузки и снижает риск получения травмы. В рамках обустройства детской игровой площадки особое внимание необходимо уделить ее наружному освещению.

Прейскурантом цен из магазинов


Наименование

Цена за одну единицу

Горка

Пластиковая - 18 000 руб.

Металлическая - 53 000 руб.

Качели

Деревянные - 25 000 руб.

Пластиковые - 22 040 руб.

Качели - диван - 43 000 руб.

Песочница

Без навеса -11 280 руб.

С навесом - 11 000 руб.

Качалка на пружине

На одного человека - 15 700 руб.

На два человека - 24 000 руб.

Качалка-балансир

25 000 руб.

Турник для подтягивания

34 310 руб.

Карусель

“Дружба” 41 600 руб.

“Вертушка” 47 400 руб.

Беседка

Восьмигранная - 120 000 руб.

Со столиком - 104 964 руб.

Вазоны для цветов

19 800 руб.

Качеля гнездо

15 000 руб.

Лазы

35 000 руб.

Скамейка

12 600 руб.

Урна

5 000 руб.

Освещение

4 600 руб.

Игровой комплекс

“Поезд” -23 910 руб.

“Корабль” - 180 865 руб.

Забор

Цена варьируется в зависимости от периметра площадки


Задание 2

Определите, как лучше всего разместить элементы детской площадки, ориентируйтесь на отзывы жильцов и свой личный опыт. В зависимости от этого разместите на плане придомовой территории место расположения каждого объекта. Для этого используйте изображения оборудования подходящего для благоустройства двора из приложения №1.

Отзывы жильцов:



Макет:


















Задание 3

Вы наверняка часто обращаете внимание, что на улицах города есть много дорожных знаков обозначающих как следует себя вести рядом с дорогой.

Все взрослые, и даже дети не умеющие читать, только посмотрев на символы, понимают, как следует себя вести в той или иной ситуации. Вот эти символы и расшифровки к ним.

Таблица символов

Во двор часто приходят семьи с маленькими детьми, которые ещё только узнают как следует вести себя в обществе. Создайте подобные знаки поведения во дворе. Для выполнения задания используйте приложение №2.


Задание 4

Чтобы реализовать ваш проект необходимо согласовать его с управляющей компанией. Для этого напишите письмо-обращение, используя требования к письму.

Не забудьте указать кто разрабатывал проект, материалы созданные вами, рекомендации по реализации данного проекта. Для заполнения письма, воспользуйтесь приложением №3.

Требования к письму:

  1. Наименование организации к которой обращаетесь;

  2. Указать электронный почтовый адрес для обратного ответа;

  3. Текст обращение начинается со слов “прошу” / “просим”.

  4. Указана дата и подпись.















Карточка рефлексии


Имя ______________________


Ответь, пожалуйста, на вопросы:

  1. Тебе понравилось работать в группе? Подчеркнуть свой ответ.

ДА НЕТ

  1. Понравилась ли тебе тема проекта? _______________________

  2. Какое задание было для тебя самым интересным? Почему?

______________________________________________________

______________________________________________________

  1. Какое задание было самым лёгким? Отметь его номер. _______

  2. Какое задание было самым сложным? Отметь его номер. _____


Оцени своё отношение к выполненной работе, раскрасив домик:

  • Всё получилось

  • Были сложности

  • Ничего не получилось


Укажите знак +, напротив фамилии участника группы, обозначив его вклад в решении проектной задачи.

Участники группы

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4


























Приложение №1

Приложение №2










Приложение №3




Скачать

© 2023 92 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!