СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по организации проектно - исследовательской деятельности младших школьников

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа представляет методические рекомендации, которые  необходимы для организации проектно-исследовательской деятельности в начальной школе. Здесь вы сможете ознакомиться со спецификой данного вида деятельности, его важными составляющими и увидеть это на примере работ. Ученики начальной школы активны, подвижны, любознательны и открыты для всего нового, и чтобы данные качества лишь развивались, применение деятельностных технологий является актуальным, а возможность их применять как раз предоставляет проектно-исследовательская деятельность. Тем самым, проектно-исследовательская деятельность помогает не только развивать у учеников их исследовательские умения, но и формировать метапредметные результаты, в том числе и группу новых познавательных универсальных действий: базовые исследовательские действия

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации проектно - исследовательской деятельности младших школьников»

Министерство образования Красноярского края

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького»









Методические рекомендации по организации

проектно - исследовательской деятельности младших школьников



























г. Красноярск

2023 г.



Аннотация

Данная работа представляет методические рекомендации, необходимые для организации проектно-исследовательской деятельности в начальной школе. Здесь вы сможете ознакомиться со спецификой данного вида деятельности, его важными составляющими и увидеть это на примере работ. Ученики начальной школы активны, подвижны, любознательны и открыты для всего нового, и чтобы данные качества лишь развивались, применение деятельностных технологий является актуальным, а возможность их применять как раз предоставляет проектно-исследовательская деятельность. Тем самым, проектно-исследовательская деятельность помогает не только развивать у учеников их исследовательские умения, но и формировать метапредметные результаты, в том числе и группу новых познавательных универсальных действий: базовые исследовательские действия.


Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Составитель: Ефименко М. С. - студентка 20П-2 группы отделения «Преподавание в начальных классах», e-mail – marina_efimenko_2020@mail.ru.

Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности младших / Ефименко М. С., Министерство образования Красноярского края КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького», 2023.

Красноярск, 2023.





















ВВЕДЕНИЕ 4

РАЗДЕЛ 1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ……………………………………………………………………………………..5

1.1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура …………………………………………………………5

1.2. Типичные ошибки при проведении исследований 6

1.3. Критерии оценки детских исследовательских работ. Анализ детских исследований 6

1.4. Паспорта исследований 9

1.4.1. Паспорт исследований «Что очищает руки лучше: кусковое мыло, жидкое мыло или антибактериальные салфетки?» 9

1.4.2. Паспорт исследования «Какие виды ткани подходят для школьной формы?»……………………………………………………………………………………...12

РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 17

2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура 17

2.2. Проектная задача 18

2.3. Проектная задача «Школьная история» 19

2.4. Проектная задача «История Нового года» 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26

ПРИЛОЖЕНИЯ 26

Приложение 1 «Детская исследовательская работа «Откуда берется радуга?»..............26

Приложение 2 «Что очищает руки лучше: кусковое мыло, жидкое мыло или антибактериальные салфетки?». 34

Приложение 3. «Школьная история» 37

Приложение 4. «История Нового года» 41











ВВЕДЕНИЕ

В школе закладываются первоначальные знания, умения и навыки или согласно ФГОС универсальные учебные действия. Главной задачей школы на современном этапе является формирование всесторонне развитой личности с основами креативного мышления, свободно ориентирующейся в современном мире и способной принимать самостоятельные решения. Перед учителем стоит задача не просто научить, а научить «добывать» знания самостоятельно, научить применять эти знания в жизни. Научить отбирать нужную информацию, овладеть основами анализа и синтеза знаний. Научить выстраивать логические цепочки и строить умозаключения. Согласно требованиям ФГОС, обучающиеся с начальной ступени овладевают основами проектной деятельности, проводят несложные исследования под руководством учителя и родителя. Именно в этот период выявляются приоритеты детей, сфера деятельности, в которой они себя наибольшим и наилучшим образом проявляют.

Чтобы школьники загорелись исследованиями, педагоги - должны сами быть уверены в том, что делают и зачем. Когда для учителя проект ребенка - навязанная и ненужная нагрузка, ребенок потеряет мотивацию, а этого нельзя допускать. Важно привить мысль о том, что исследования - это интересно и захватывающе, а наука - хорошая возможность показать себя и быть полезным. Особенно тяжело организовывать исследование молодым специалистам – научным руководителям по причине нехватки знаний и педагогического опыта. Поэтому данные методические рекомендации станут вашим помощником по знакомству со спецификой данного вида деятельности, его важными составляющими и увидеть это на примере работ.

Целью разработки методических рекомендаций является систематизация научного материала, знаний и опыта по проектно-исследовательской деятельности в начальной школе.
















РАЗДЕЛ 1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

    1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура.

Исследовательская деятельность – это деятельность, связанная с решением исследовательских задач и приобретением базовых исследовательских действий. Зубова Ольга Анатольевна – учитель начальных классов, в своей статье отмечает, что исследовательская работа «даёт возможность осознать свою значимость, развивает познавательный интерес, любознательность, умению работать с информационными источниками, учит общению со сверстниками и единомышленниками, даёт возможность принимать участие в научных конференциях по исследовательской и проектной работа» [1]. Назначение исследовательской деятельности учащихся формирование универсальных учебных действий в процессе исследовательской деятельности учащихся. Использование исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности является средством формирования универсальных учебных действий, которые в свою очередь:

- обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;

- создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать с взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность;

- обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Исследовательская деятельность учащихся прописана в стандарте образования. И она имеет особую специфику в начальной школе. Проектно-исследовательская деятельность учащихся позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы. Следовательно, каждый ученик должен быть обучен этой деятельности. Под проектно-исследовательской деятельностью мы понимаем вид развивающего обучения, направленный на выработку самостоятельных проектных умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, приобщает к конкретным проблемам. Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной проектно- исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Учитель должен организовать работу детей так, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях [3].

Структура исследовательской работы:

1. Найти проблему и определить актуальность исследования для младшего школьника.

2. Тема - как назвать исследование так, чтобы оно было необычных и охватывало всё, что предполагает в данной работе.

3. Актуальность - почему эту проблему нужно изучать на данный момент времени.

4. Цель исследования - какой результат предполагается получить.

5. Гипотеза - что не очевидно в объекте. Гипотеза - это мысленное предположение. Начинается со слов, «допустим…», «предположим…».

6. Новизна - что нового будет обнаружено в ходе исследования.

7. Задачи исследования - что делать - теоретически и экспериментально. Это шаги по достижению цели. Они демонстрируют ход работы и являются тесно связанными со структурой исследования.

8. Литературный обзор - что уже известно по этой проблеме.

9. Методика исследования - как и что исследовали. Это изложение проведенного исследования с подобной характеристикой каждого используемого метода.

10.Результаты исследования - собственные данные.

11.Выводы - краткие ответы на поставленные задачи, которые сжато излагают результаты проделанной работы: достижение поставленной цели, опровержение или доказательство гипотезы, определение перспективы исследования

12. Значимость - как влияют результаты на практику. Можно ли продолжить исследование



    1. Типичные ошибки при проведении исследований.

  • Тема неактуальна и неинтересна школьнику.

  • Тема слишком широкая.

  • Тема имеет неинтересную формулировку.

  • Тема непонятна и не соответствует возрастным особенностям обучающегося.

  • Тема отражает исследование, в котором очевиден результат.

  • Тема отражает исследование, которое будет длиться слишком долго для школьника в силу его возрастных особенностей.

  • Гипотеза не соответствует теме исследования.

  • Задачи не соответствуют цели исследования.

Таким образом, исследование — это творчество, развитие исследовательских умений и фантазии, умения ставить вопросы и искать ответы. Любое исследование — это поиск информации. Ученики начальной школы активны, подвижны, любознательны и открыты для всего нового, и чтобы данные качества лишь развивались, применение деятельностных технологий является актуальным, а возможность их применять как раз предоставляет исследовательская деятельность.


    1. Критерии оценки детских исследовательских работ.

В наших методических рекомендациях мы предлагаем таблицу с критериями, которую можно использовать в качестве точек контроля перед отправкой работы на конференцию.

Таблица 1. Критерии оценки детских исследовательских работ.



Критерии оценки детских исследовательских работ

Количество баллов

1.Тема исследования актуальна и интересна.

2 балла - критерий соблюден.

1 балл -критерий соблюден частично.

0 баллов - критерий не соблюден.


2.Содержание исследования соответствует теме.

2 балла - критерий соблюден.

1 балл -критерий соблюден частично.

0 баллов - критерий не соблюден.

3.Определена проблема исследования.

2 балла - критерий соблюден.

1 балл -критерий соблюден частично.

0 баллов - критерий не соблюден.

4.Содержание исследования соответствует цели.

2 балла - критерий соблюден.

1 балл -критерий соблюден частично.

0 баллов - критерий не соблюден.

5.Тема, цель и задачи взаимосвязаны между собой, достигаемые, конкретные.

2 балла - критерий соблюден.

1 балл -критерий соблюден частично.

0 баллов - критерий не соблюден.


6. Цели и задачи исследовании реализованы

2 балла - критерий соблюден.

1 балл - критерий соблюден частично.

0 баллов - критерий не соблюден.

7. Определено не менее 3 задач

2 балла - критерий соблюден.

1 балл - критерий соблюден частично.

0 баллов - критерий не соблюден.

8.Структура и оформление исследования соответствует требованиям

2 балла - критерий соблюден.

1 балл - критерий соблюден частично.

0 баллов - критерий не соблюден.

9.Выделены объект, предмет, гипотеза

2 балла - критерий соблюден.

1 балл - критерий соблюден частично.

0 баллов - критерий не соблюден.

10. Проблема, гипотеза, объект, предмет соответствуют теме.

2 балла - критерий соблюден.

1 балл - критерий соблюден частично.

0 баллов - критерий не соблюден.

11. Гипотеза достигаема и может быть доказана

2 балла - критерий соблюден.

1 балл - критерий соблюден частично.

0 баллов - критерий не соблюден.

9.Раскрыто введение и теоретическое содержание исследования

2 балла - критерий соблюден.

1 балл - критерий соблюден частично.

0 баллов - критерий не соблюден.

10.Раскрыто практическое содержание исследования

2 балла - критерий соблюден.

1 балл - критерий соблюден частично.

0 баллов - критерий не соблюден.

11.Представлены доказательства представленного исследования.

2 балла - критерий соблюден.

1 балл - критерий соблюден частично.

0 баллов - критерий не соблюден.

12.Сделаны выводы

2 балла - критерий соблюден.

1 балл - критерий соблюден частично.

0 баллов - критерий не соблюден.

13.Оформлен список источников информации

2 балла - критерий соблюден.

1 балл - критерий соблюден частично.

0 баллов - критерий не соблюден.

Приведем пример детской исследовательской работы (см. Приложение 1 «Откуда берется радуга?») и таблицу с результатами оценивания по приведенным критериям. Если вы оценили данную авторскую работу по предложенным критериям и определили другое количество баллов, то можете сообщить мне об этом по электронной почте, которая приведена на первых страницах методических рекомендаций.

Таблица 4. Анализ детской исследовательской работы.



Критерии оценки детских исследовательских работ

Количество баллов

1.Тема исследования актуальна и интересна.

2


2. Содержание исследования соответствует теме.

2

3.Определена проблема исследования.

0

4.Содержание исследования соответствует цели.

2

5.Тема, цель и задачи взаимосвязаны между собой, достигаемые, конкретные.

2

6. Цели и задачи исследовании реализованы

2

7. Определено не менее 3 задач

2

8.Структура и оформление исследования соответствует требованиям

2

9. Выделены объект, предмет, гипотеза

2

10. Проблема, гипотеза, объект, предмет соответствуют теме.

1

11. Гипотеза достигаема и может быть доказана

2

9.Раскрыто введение и теоретическое содержание исследования

2

10.Раскрыто практическое содержание исследования

1

11.Представлены доказательства представленного исследования.

1

12.Сделаны выводы

2

13.Оформлен список источников информации

2





    1. Пример паспорта исследований: «Что очищает руки лучше: кусковое мыло, жидкое мыло или антибактериальные салфетки?»

В качестве примера приведем паспорт исследовательского проекта по теме «Что очищает руки лучше: кусковое мыло, жидкое мыло или антибактериальные салфетки?». Автор: Ефименко Марина Сергеевна.



Паспорт исследования «Что очищает руки лучше: кусковое мыло, жидкое мыло или антибактериальные салфетки?»


Компоненты паспорта

Описание проекта

1

ФИО участника

Ефименко Марина

2

Тема исследования

Что очищает руки лучше: кусковое мыло, жидкое мыло или антибактериальные салфетки?

3

Актуальность исследования

Ученые давно доказали, почему важно мыть руки, особенно после посещения общественных мест. О том, как важно мыть руки с мылом говорят родители и тщательно следят, чтобы дети не пропускали это привычное действие. Ещё несколько лет назад, отправляясь в магазин за необходимым в каждой семье очищающим средством для рук – туалетным мылом, люди особо и не задумывались какое взять. Сортов было немного, а отличались они лишь названиями и отдушками. Сейчас же перед покупателями стоит проблема в выборе: приобрести привычный с прежних времён твёрдый кусок, жидкое средство с различными добавками или же воспользоваться антибактериальными салфетками? Для многих протирание рук салфетками стало привычным ритуалом, заменяющим частое мытье рук с мылом. Правильно ли это? Разберёмся, какое из данных средств очищения работает эффективнее. В школе стоят разные виды мыла и школьники попадали в ситуацию, когда возникал интересный и актуальный вопрос, чем лучше мыть руки лучше. В магазине, какое бы посоветовали

4

Объект исследования

Виды очищающих средств (антибактериальные салфетки, кусковое мыло, жидкое мыло)

5

Цель исследования

Для учителя: организация деятельности обучающихся по формированию базовых исследовательских действий по теме «Что очищает руки лучше: кусковое мыло, жидкое мыло или антибактериальные салфетки?»

Для ученика: выяснить, чем лучше пользоваться для очищения рук, кусковым мылом, жидким мылом или антибактериальными салфетками.

Задачи:

  1. Провести опрос среди учеников класса, о том, каким очищающим средством они чаще всего предпочитают пользоваться для очищения рук: кусковое мыло, жидкое мыло или антибактериальные салфетки.

  2. Узнать теоретический материал о достоинствах и недостатках использования очищающих средств: кусковое мыло, жидкое мыло или антибактериальные салфетки.

  3. Сравнить и понять, каким очищающим средством эффективнее пользоваться: кусковое мыло, жидкое мыло или антибактериальные салфетки.

  4. Снять видеоролик «Что очищает руки лучше: кусковое мыло, жидкое мыло или антибактериальные салфетки?».

6

Тип исследования

По содержанию: монопроект

По организационной форме: групповой

По продолжительности: краткосрочный, 3 занятия.

7

Этапы реализации

1.Подготовительный

Просмотр видео: https://youtu.be/GCrI6tUu-VA . Учитель обсуждает с учениками важность мытья рук и использования для этого очищающих средств. Обсуждение показывает, что средств очищающих очень много, что является проблемой в выборе эффективного средства. Выбор останавливается на кусковом мыле, жидком мыле и антибактериальных салфетках. С помощью опроса определяется количество учеников класса предпочитающих определенное очищающее средство. Ученики совместно с учителем формулируют гипотезу: кусковое мыло, жидкое мыло и антибактериальные салфетки обладают разной эффективностью очищения рук. Тем самым, целью исследования становится узнать, какое из данных средств эффективнее очищает руки лучше.

2.Основной

    1. Теоретический

Ученики изучают достоинства и недостатки использования очищающих средств: кусковое мыло, жидкое мыло и антибактериальные салфетки с помощью интернет источников:

Плюсы и минусы жидкого мыла, твердого, антибактериальных салфеток: https://profsnabvl.ru/stati/otlichie-tverdogo-myla-ot-zhidkogo/. Найденную информацию ученики анализируют и соотносят с гипотезой. Ученики с помощью анализированной информации приходят к выводу о том, какое очищающее средство является самым эффективным.

.

    1. Практический

Полученные выводы, с помощью анализа информации, ученики проверяют проведением опыта с кусковым мылом, жидким мылом и антибактериальными салфетками. В магазине приобретается хлеб, который продается в готовой нарезке и становится «помощником» в проведении опыта. Все моменты опыта фиксируются с помощью видеокамеры для создания дальнейшего видеоролика. Следующим важным этапом работы становится процесс наблюдения итогов опыта, где ученики сравнивают, измеряют и фиксируют внешние изменения ломтиков хлеба и, тем самым, приходят к выводу, который подтверждает или опровергает поставленную гипотезу. На основе результатов и процесса опыта и наблюдений создается видеоролик «Что очищает руки лучше: кусковое мыло, жидкое мыло или антибактериальные салфетки?».

  1. Рефлексивный

Ученики оценивают проделанную работу над исследованием «Что очищает руки лучше: кусковое мыло, жидкое мыло или антибактериальные салфетки?», определяют достижение цели, трудности и успехи в проделанной работе.

  1. Презентационный

Демонстрация видеоролика среди учеников школы, публикация видеоролика на доступных интернет-платформах, например, YouTube. Публикация в группе школы.

8

Исследовательский этап

Цель исследования: выяснить, чем лучше пользоваться для очищения рук, кусковым мылом, жидким мылом или антибактериальными салфетками?

Гипотеза исследования: кусковое мыло, жидкое мыло и антибактериальные салфетки обладают разной эффективностью очищения рук.

Методы исследования:

  1. Опрос

  2. Опыт

  3. Наблюдение

  4. Анализ литературы.

Оборудование исследования:

Свежий хлеб (нарезка), кусковое мыло, жидкое мыло, антибактериальные салфетки, линейка, лупа, файлы, маркер, раковина, бумажные салфетки.

Ход исследования:

    1. Практический

Полученные выводы, с помощью анализа информации, ученики проверяют проведением опыта с кусковым мылом, жидким мылом и антибактериальными салфетками. В магазине приобретается хлеб, который продается в готовой нарезке и становится «помощником» в проведении опыта. Все моменты опыта фиксируются с помощью видеокамеры для создания дальнейшего видеоролика. Ученики распределяют деятельность между собой: проведение опыта, наблюдение, измерение образований на ломтиках хлеба, съемка видео. Предварительно, для проведения опыта ученики не моют руки. Первый ломтик хлеба ученики трогают грязными руками и убирают в файл с подписью «грязные руки», следующий ломтик хлеба берет ученик, который помыл руки с помощью твердого мыла и отправляет в файл с подписью «твердое мыло». Аналогично происходит с использованием жидкого мыла и антибактериальных салфеток. Хлеб лежит на полке в шкафу в течение пяти дней. Ученики фиксируют наблюдения в видеокадрах. Следующим важным этапом работы становится процесс наблюдения итогов опыта, где ученики через 5 дней сравнивают, измеряют и фиксируют внешние изменения ломтиков хлеба в таблице (ученики заполняют общую таблицу):

и, тем самым, приходят к выводу, который подтверждает или опровергает поставленную гипотезу. На основе результатов и процесса опыта и наблюдений создается видеоролик «Что очищает руки лучше: кусковое мыло, жидкое мыло или антибактериальные салфетки?».

Ученики приходят к выводу, что хуже всего очищает руки антибактериальные салфетки. Жидкое мыло и твердое оказываются наиболее эффективными средствами очищения рук. Рефлексивный

Ученики оценивают проделанную работу над исследованием «Что очищает руки лучше: кусковое мыло, жидкое мыло или антибактериальные салфетки?», определяют достижение цели, трудности и успехи в проделанной работе с помощью индивидуальных листов.

  1. Презентационный

Учитель и ученики организовывают демонстрацию видеоролика среди учеников школы. Организовывают публикацию видеоролика на доступных интернет-платформах, например, YouTube, публикацию в группе/на сайте школы.

9

Продукт исследования

Видеоролик «Что очищает руки лучше: кусковое мыло, жидкое мыло или антибактериальные салфетки?». Видеоролик повлияет на отношение к гигиене и станет полезным для тех, кто сомневается в выборе очищающего средства в магазине и в его использовании. Поможет убедить в не эффективности антибактериальных салфеток.

10

Перспектива исследования

Очищающих средств достаточно много, поэтому перспективой можно рассматривать исследование новых очищающих средств и публикацию серии полезных видеороликов на данную тему.



Данная исследовательская работа была организована в модельных условиях на студентах 20П-2 группы Красноярского педагогического колледжа №1 им. М. Горького. Вы можете посмотреть фотографии в Приложении 2.

      1. Паспорт исследования «Какие виды ткани подходят для школьной формы?»

Вы также можете ознакомиться с паспортом исследовательского проекта по теме «Какие виды ткани подходят для школьной формы». Автор: Карелина Ульяна Сергеевна.


Паспорт исследования «Какие виды ткани подходят для школьной формы»

Компоненты паспорта

Описание проекта

ФИО участника

Карелина Ульяна

Тема проекта/исследования

«Какие виды ткани подходят для школьной формы?»

Актуальность проекта/исследования

Актуальность проекта заключается в том, что при выборе школьной формы люди часто не задумываются из какой ткани лучше выбрать форму. И не знают, каким требованиям она должна соответствовать. Современные производители школьной формы предлагают огромное разнообразие всевозможных моделей разных расцветок и материалов. Как же угнаться за модой, не потеряв в качестве и удобстве? Проблема мы не знаем, какие виды ткани лучше всего подходит для школьной формы? Этот вопрос волнует многих людей.

Объект исследования

Виды ткани:(Коттон- сатин- стрейч, лен, фланелевая ткань)

Цель проекта/исследования

Для учителя: организация деятельности учащихся по формированию базовых исследовательских умений по теме "Какая ткань лучше всего подходит для школьной формы?".

Для ученика: исследование свойств ткани для ответа на вопрос «Какая ткань лучше всего подходит для школьной формы».

Задачи:

1.Посмотреть видео с требованиями, предъявляемые к школьной форме.

2.Узнать теоретический материал про свойства тканей.

3.Провести опыты по выяснению воздухопроницаемости, сминаемости и электризуемости ткани.

4. Заполнить сравнительную таблицу и снять видеоролик «Какая ткань подходит для школьной формы».

Тип проекта/исследования

По содержанию: монопроект (окружающий мир)

По организационной форме: групповой

По продолжительности: краткосрочный 3 занятия

Этапы реализации проекта/исследования (включая исследовательский), краткое их описание

Подготовительный этап:

Учитель проводит анкетирование с целью выявления мнений, обучающихся о школьной формы и какой она должна быть.

В какой форме удобней? Проводит беседу исходя из результатов анкетирования. Совместно с обучающимся формулирует тему, цель и задачи. Учитель делит на 3 группы c помощью цветных карточек (синий – Коттон- сатин- стрейч, красный- лен, желтый – Фланелевая ткань).

Теоретический этап:

Учитель дает группам тексты про особенности различных тканей для ознакомления. Группы отвечают на вопросы по тексту. Смотрят видео с требованиями к школьной форме.

Практический этап:

Дети формулируют гипотезу. Учитель организует проведение исследование группами. Следит за выполнением опыта по выявлению какими свойствами обладают ткани, совместно с учащимися делает выводы.

Аналитический этап:

Исходя из полученных выводов и результатов, обучающиеся готовят видео о том, какая ткань лучше всего подходит для изготовления школьной формы и заполняют таблицу.

Презентационный этап:

Каждая группа представляет свое видео с результатами проведенных опытов с тканью.

Рефлексивный этап:

Учащиеся оценивают проделанную работу над исследованием «Какая ткань лучше всего подходит для школьной формы?», определяют достижение цели, трудности и успехи при выполнении исследования.

  1. о

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Цель исследования: определить какая ткань подходит для изготовления школьной ткани.

Гипотеза исследования: предположим, что все виды ткани подходят для школьной формы.

Методы исследования:

Эмпирические: наблюдение, опыт, опрос

Теоретические: анализ, синтез

Оборудование для проведения исследования: кусочки ткани, секундомер, щипцы, кусочки бумаги, вода.

Ход исследования:

В начале исследования, учащиеся формулируют гипотезу, исходя из работы по тексту. Ученики предполагают, какая ткань лучше подходит для школьной формы.

На каждую группу выдаются кусочки ткани, которую необходимо исследовать, а также секундомер, щипцы, вода и бумажные кусочки.

После чего проводятся опыты на свойства ткани:

1.Прочность

 - Нужно вытянуть из образца долевую нить и проверить ее на разрыв.

 - После чего сравнить ткань по степени прочности с другими образцами и показателями эталона.

- Результаты занести в таблицу.

2.Сминаемость

- Необходимо сжать образец в руке и подержала его в таком состоянии 30 секунд. Разжала руку и подождала 30 секунд (отдых после смятия).

- Определить какая ткань оказывает наибольшее сопротивление смятию и быстрее восстанавливает первоначальное состояние после смятия.

- Проделала опыты с другими образцами. Результаты занести в таблицу.

3.Намокаемость

1.Необходимо намочить в воде руку и провести ей по образцу ткани и определить какая ткань лучше впитывает воду.

2. Проделать опыты с другими образцами. Результаты занести в таблицу.

3.Воздухопроницаемость

1.Необходимо взять образец ткани и расположить руку на некотором расстоянии от него (не более 1 см) и направить на ткань поток воздуха (подуть). По ощущениям определить какая ткань лучше пропускает воздух.

2. Проделать опыты с другими образцами. Результаты занести в таблицу.

4. Электризуемость

1.Необходимо взять образец ткани, сложить его вдвое и потереть. Развернуть ткань и приложить её к кусочкам бумаги. Таким образом мы определим степень её электризуемости по степени прилипания бумажек к образцу.

2. Проделать опыты с другими образцами. Результаты занести в таблицу.


Коттон- сатин- стрейч

Лён

Фланелевая ткань

Воздухопроницаемость

Хорошая пропускаемость воздуха

Средняя пропускаемость воздуха

Низкая пропускаемость воздуха

Хорошая пропускаемость воздуха

Средняя пропускаемость воздуха

Низкая пропускаемость воздуха

Хорошая пропускаемость воздуха

Средняя пропускаемость воздуха

Низкая пропускаемость воздуха

Электризуемость

Высокая степень электризуемости

Средняя степень электризуемости

Низкая степень электризуемости

Высокая степень электризуемости

Средняя степень электризуемости

Низкая степень электризуемости

Высокая степень электризуемости

Средняя степень электризуемости

Низкая степень электризуемости

Сминаемость

Хорошо сминается

Плохо сминается

Хорошо сминается

Плохо сминается

Хорошо сминается

Плохо сминается

Вывод:



Учащиеся делают выводы, ориентируясь на результаты проведенного опыта и прочитанных текстов. Вывод:

Лучшие результаты, по изученным свойствам, показал образец…



Список источников:

https://www.yaklass.ru/

Продукт проекта/исследования

Видео с информацией о том, из каких видов ткани лучше покупать школьную форму.

Перспектива проекта/исследования

Участие в научных конференциях - представление видеоматериалов и результатов исследования на тему «Какие виды ткани подходят для школьной формы?».



Подведем итог: исследовательская деятельность школьника - деятельность учащихся по решению творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом; есть основные этапы, характерные для исследования в научной сфере. Главный результат исследовательской деятельности – интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования.



РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика.

Одной из основных проблем современного образования является развитие самостоятельного мышления ребенка, его способности не только усваивать передаваемые взрослыми (родителями, педагогами) знания, но и уметь анализировать эти знания, обобщать их и применять на практике. Именно поэтому проектная деятельность, как педагогический метод, стала одной из наиболее востребованных в педагогике последних десятилетий. По мнению Писаревой Е. В. : «Главной целью проектной деятельности является создание уникального «образовательного продукта», который разрабатывают участники проекта. Главная педагогическая цель такого проекта - формирование различных компетенций - умений, связанных с опытом их применения в практической деятельности» [5].

Задачи проектной деятельности в школе:

• обучение планированию (уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы);

• формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

• умение анализировать (креативность и критическое мышление);

• умение составлять письменный отчет (уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять работу и приложения, иметь понятие о библиографии);

• формирование познавательной активности и позитивного отношения к работе (проявлять интерес к изучению темы, инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы)

При этом проектная деятельность несёт особую специфику, где рассматривается ксовместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана реализации проекта) и реализации [6].

Проектная деятельность существенно отличается от исследовательской деятельности. Любой проект направлен на получение вполне конкретного задуманного, замысленного разработчиком результата – продукта, обладающего определенной системой свойств, предназначенного для определенного конкретного использования. Тогда как в ходе научного исследования, как правило, организуется поиск в какой-то определенной области, и при этом на начальном этапе лишь обозначается направление исследования, может быть, формулируются отдельные (далеко не все) характеристики итогов работ. Значимой особенностью исследовательской деятельности, существенно отличающей ее от проектной, является то, что научное исследование может привести к самым разным, иногда и неожиданным результатам – в научной среде говорят: «отрицательный результат, тоже результат». То есть исследователь зачастую не может прогнозировать всех точных характеристик результата своей деятельности, часто не знает, всех сфер, где итоги его работы смогут найти свое практическое применение.

2.2 Проектная задача как способ реализации проектной деятельности

А. Б. Воронцов о проектной задаче говорил следующее: «Проектная задача ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действия, средств и приемов не в стандартной (учебной) форме, а в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к реальным. На такой задаче нет «этикетки» с указанием того, к какой теме, к какому учебному предмету она относится. Итогом решения такой задачи всегда является реальный продукт созданный детьми. Он может быть далее «оторван» от самой задачи и жить своей отдельной жизнью».

Проектная задача имеет свои особенности. Она может состоять из нескольких заданий, которые связаны между собой общим сюжетом и служат ориентирами при решении поставленной задачи в целом. Перед собственно постановкой задачи обязательно должна быть описана конкретно-практическая, проблемная ситуация, которая фиксируется в формулировке задачи и реализуется через систему заданий. Система заданий, входящих в данный тип задачи, может требовать разных стратегий ее решения (в одних задачах задания необходимо выполнять последовательно, раскрывая отдельные стороны поставленной задачи, в других задачах возможно выполнение заданий в любой последовательности, в третьих требуемая последовательность выполнения заданий скрыта и должна быть выявлена самими учащимися и т.п.). Основная интрига заключается в использовании результатов выполненных заданий в общем контексте решения всей задачи. Проектные задачи могут быть как предметными, так и межпредметными. Главное условие – возможность переноса известных детям способов действий (знаний, умений) в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский продукт. Подобные задачи, как правило, занимают несколько уроков.

Участвуя в ходе решения проектной задачи, младший школьник получает возможность научиться видеть проблему; анализировать результаты собственной деятельности; ставить и удерживать поставленные цели; планировать ход групповой работы; отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других. Проектные задачи в начальной школе можно рассматривать как шаг к проектной деятельности в основной школе, позволяющие поддержать детскую индивидуальность, дают возможность опробования различных путей решения, помогают сложиться учебному сообществу, у детей появляется возможность овладеть культурными способами действий, возможность их использования в модельных ситуациях. Проектная задача, проект непосредственно связан с деятельностным подходом в обучении и воспитании.


2.3 Проектная задача «Школьная история»

В качестве примера приведем межпредметную проектную задачу по теме «Школьная история» для учеников второго класса системы развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова. Авторы: Губина А.С., Гирфонова А.А., Ефименко М.С., Карелина У.С. Ознакомиться с остальными материалами (приложением к проектной задаче) вы можете в приложении 3. Предложенные задания вы можете адаптировать под уровень своего класса и под специфику УМК, по которому осуществляете образовательную деятельность.

Проектная задача «Школьная история»

Ежедневно мы ходим в школу, узнаем что-то новое, делаем уроки, учим стихи и правила и, даже не задумываемся, как учились много лет назад наши сверстники и как менялось обучение на протяжении этих лет. Давайте это сегодня и узнаем.

1 задание.

А знаете ли вы, когда появилась самая первая школа на Руси и как она называлась? Для того, чтобы узнать вам нужно решить уравнение, ответом будет являться год появления первой школы. А также решить примеры и сопоставить ответ с буквой. Из букв вам нужно будет сложить название первой школы. В этом вам поможет номер примера, который соответствует положению буквы.

4. 6100 * 80 =

5. 667 - 373 =

13. 364000 : 700 =

10. 87500 : 250 =

1.1000 : 25 =

9. 560 * 60 =

11. 994 - 85 =

6. 34500 : 30 =

2.899 - 760 =

8. 730000 : 500 =

12. 440 + 299 =

3.70400 : 44 =

7. 22 * 90 =

1460

1980

139

1600

488000

350

33600

40

909

1150

520

1600

294

у

е

н

и

ж

е

ч

к

н

о

е

и

н


Ознакомься с историей возникновения первой школы (приложение 1), вставь не достающую информацию в текст приложения.


2 задание.

Ознакомься с информацией, представленной в приложении 2 и ответь на вопросы. Ответив на вопросы, вы познакомитесь с традициями раздельного обучения, которое берет свое начало в царские времена.

Вопросы:

1. Какой был основной принцип раздельного обучениям в дореволюционной России?

________________________________________________________________

2. Почему у девушек была более облегченная программа?

________________________________________________________________

3. Назовите главную цель образования того времени?

________________________________________________________________

4. Чей образ является примером для образования мальчиков и девочек?

3 задание.

Прочитай информацию о современной школе в приложении 3.

Воспользуйся информацией с приложений 1,2 и 3, и заполни таблицу.

Заполнив таблицу, вы увидите ключевые различия данных школ.


Первая школа

Школа для девочек

Современная школа

Различия






4 задание.

А одной из современных школ является наша 7 гимназия. Ознакомься с историей возникновения 7 гимназии в приложении 4 и ответьте на вопросы.

1. Сколько директоров школы было от начала создания гимназии №7 до нынешнего времени? Подтверди строками из представленного текста.

________________________________________________________________

2. Когда появилась традиция школы проводить вечера «За честь школы»? Подтверди строками из представленного текста.

________________________________________________________________

3. В каком году появилась школа «Гимназия №7»? Сколько ей лет на данный момент?

________________________________________________________________

4. Знаете ли вы интересные факты о своей школе, которых не было прописано в тексте?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. В 2022 году нашей школе исполнилось 80 лет. И в честь юбилея, подготовьте поздравления для школы в виде плакатов и текстового сообщения.





2.3 Межпредметная проектная задача «История Нового года»

Также вы можете ознакомиться с примером ещё одной проектной задачи. Авторами данной разработки являются Липуновская Дарья, Крупко Наталия, Парилова Екатерина, Захарина Мария. Остальные материалы для организации данной проектной задачи вы можете найти в Приложении 4.

Установка:

Дорогие ребята как вы знаете, скоро Новый год. Это очень важный праздник, который отмечается по всей стране. Мы уверены, что вы много знаете об этом празднике и его традициях. Но знаете ли вы, откуда взялся этот праздник? Сегодня вам предстоит выполнить ряд заданий по изготовлению альбома, который поможет вам углубиться в историю Нового года. Готовые альбомы вы представите другим классам, чтобы они тоже могли познакомиться с историей. Надеемся, что данный вид работы будет вам интересен и вдохновит вас на создание исторических альбомов для других праздников.

Желаем удачи!



Задание 1.

Прочитайте текст и на его основе составьте ленту времени*(см. в Приложении)



На Руси дата Нового года была непостоянной. Земледельцы начинали работы в поле с 1 марта, и эту дату считали первым днем года. В других случаях Новый год совмещали с днем весеннего равноденствия* 22 марта. Хотя для некоторых славян-язычников первым днем года считался так называемый «зимний солнцеворот»* 22 декабря (самый короткий и холодный в году), обычно праздник все же устраивали тогда, когда земля «просыпалась» и готовилась подарить очередной урожай.

В конце декабря 1699 года Петр I издал именной указ № 1736 «О праздновании Нового года». Он ввел новую систему исчисления — от Рождества Христова, и 7208 год «от сотворения мира» стал 1700 годом. А Новый год указ предписывал праздновать по образу и подобию европейских держав с 31 декабря на 1 января, которые впечатлили царя во время Великого посольства в зарубежные страны.


Задание 2. Прочитайте текст про Деда Мороза. Составьте последовательность изменения образа Деда Мороза в истории. Можете использовать иллюстрации для своей последовательности.


Маленькому проценту людей известно, что Дедушка Мороз стал тем, кто он есть из-за существования вполне конкретного и живого прототипа. В IV веке в малой Азии жил и творил богоугодные дела святой Николай Чудотворец (в католической и лютеранских версиях – святой Николас или Клаус). Дедушка Мороз изначально был злобным и жестоким языческим божеством, Великим Старцем Севера, повелителем ледяного холода и пурги, который морозил людей. Мороз впервые появился на Рождество в 1910 году, однако он не приобрел массового распространения.



В советское время был распространён новый имидж: он появлялся детям под Новый год и дарил подарки; этот образ создан советскими кинематографистами в 1930-х годах. В декабре 1935 года соратник Сталина, Павел Постышев опубликовал в газете «Правда» статью, где предложил организовать для детей празднование Нового Года. Был торжественно организован детский новогодний утренник. На праздник Дед Мороз приходит с внученькой - девочкой Снегурочкой. Собирательный образ Дедушки Мороза выстроен по мотивам биографии Святого Николая, а также описания древнеславянских божеств Зимника, Позвезда, и Карочуна.



Ни на что не похожий характер языческих божеств положил начало поведению Дедушки Мороза - он не был добрым божеством. Однако со временем - как это бывает - всё изменилось, и под влиянием православных традиций Дедушка Мороз подобрел и стал уже сам одаривать детишек. Этот образ был окончательно оформлен в Советской России: Дедушка Мороз стал символом празднования Нового Года, заменившего в идеологии атеизма наиболее любимый детьми в дореволюционной России праздник Рождества Христова. Профессиональный праздник Дедов Морозов отмечается каждое последнее воскресенье августа.


Задание 3.

В тексте вы можете найти ингредиенты, которые входят в “Оливье”. Посчитайте, сколько советских рублей требовалось для приготовления салата “Оливье”.

Вычислите, сколько российских рублей потребовалось бы для приготовления салата “Оливье”. Один советский рубль равен 279 рублям. Внесите выполнение задания на страницу 4.



Изначально Новый год советские власти позиционировали как праздник для детей. Но уже в конце 1930-х годов традицию подхватили граждане всех возрастов.

1 января долго оставался рабочим днем. Но в конце декабря 1947 г. первый новогодний день был объявлен праздничным нерабочим днем.

В честь Нового года город украшали к празднику, организовывали уличные ярмарки, елочные базары. Все магазины обязаны были выбрасывать на прилавки наборы новогодних подарков. В некоторые годы для развоза поздравлений и подарков городские власти даже выделяли по несколько сотен легковых такси и грузовиков.
Студии звукозаписи предлагали всем желающим записать поздравления и направить друзьям пластинки. На радио проводились поздравительные часы, в которые можно было передать знакомым свой новогодний привет и пожелания. Особым ритуалом была отправка новогодних открыток.
Для детей организовывали утренники. Каждому ребенку дарили сладкий подарок.
Одним из главных символов Нового года являлись мандарины. Цитрусовые были популярным подарком в СССР. Другие фрукты в стране зимой были недоступны.
Еще одним традиционным украшением стола были салаты, особенно оливье. Они считались признаком гостеприимства и хлебосольства. У каждой хозяйки был свой особенный рецепт “Оливье”, но оставались и универсальные ингредиенты. Нужна вареная колбаса (2.20-2.60 рублей), баночка майонеза (33 копейки), яйца (рубль десять за десяток), жестянка консервированного зеленого горошка (39 копеек), картофель 1 кг (14 копеек), морковь 1 кг (10 копеек).


Задание 4.

Прочитайте снова предыдущие задания. Найдите традиции в текстах и внесите в ленту времени. Обсудите в группе, какие новогодние традиции есть в вашей семье. Запишите их на отдельном листе. Также, традиции можете дополнить иллюстрациями.


Задание 5.

Создайте исторический альбом. При создании альбома можно использовать такие средства как: листы бумаги, картон, клей, степлер, цветные карандаши, фломастеры, краски. На 1 и 2 странице альбома разместите ленту времени. На 3 странице задание №2. На 4 странице решенную задачу. На 5 странице список новогодних традиций вашей группы.

Также подготовьте представление вашего исторического альбома, опираясь на план.

Пример выполнения:

ПЛАН:

  1. О чём была проектная задача?

  2. Расскажите о выполненных вами заданиях.

  3. Что вам удалось \ не удалось выполнить?

  4. Из-за чего у вас возникли трудности?

  5. Как были распределены роли в группе?

  6. Удалась ли работа в группе?

  7. Какой вывод вы можете сделать из проделанной работы?



























ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог, хочется отметить важность работы, которая была проделана при создании данных методических рекомендаций. Здесь вы смогли ознакомиться со спецификой данного вида деятельности, его важными составляющими и увидеть это на примере работ. Ученики начальной школы активны, подвижны, любознательны и открыты для всего нового, и чтобы данные качества лишь развивались, применение деятельностных технологий является актуальным, а возможность их применять как раз предоставляет проектно-исследовательская деятельность. Тем самым, проектно-исследовательская деятельность помогает не только развивать у учеников их исследовательские умения, но и формировать метапредметные результаты, в том числе и группу новых познавательных универсальных действий: базовые исследовательские действия.





































СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «31» мая 2021 г. № 286) - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028, свободный.

2. Писарева, Е. В. Проектная деятельность в начальной школе / Е. В. Писарева. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2022. - № 31 (426). - С. 93-97. - URL: https://moluch.ru/archive/426/94304/, свободный.

3. Савенко, И. А. Исследовательская и проектная работа в школе как средство развития современного ученика. Планирование исследования (из опыта работы) / И. А. Савенко. -Текст: непосредственный // Молодой ученый. -2018. - № 9 (195). - С. 168-171. - URL: https://moluch.ru/archive/195/48582/, свободный.

4. Чувашова, Е. В. Зачем нужна проектная деятельность младших школьников? / Е. В. Чувашова. -Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2016. -№ 15.1 (119.1).- С. 42-45. — URL: https://moluch.ru/archive/119/33094, свободный.

5. «Проектная задача как инструмент мониторинга способов действия школьников в нестандартной ситуации учения», А.Б. Воронцов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nsc.1sept.ru/article.php?ID=200700608, свободный.

6. «Исследовательская работа в начальной школе», О.А. Зубова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/511559, свободный.
















ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1 «Детская исследовательская работа

«Откуда берется радуга?»


Муниципальное автономное общеобразовательное

учреждение «Гимназия №1» города Сосновоборска








Учебно - исследовательская работа

«Откуда берется радуга?»





Выполнила:


Руководитель:



Сосновоборск, 2019


Содержание



Введение 3

Основное содержание. 4

Теоретическая часть. 4

Практическая часть 6

Опыт первый. 6

Опыт второй. 6

Опыт третий. 7

Опыт четвертый. 8

Опыт пятый. 9

Опыт шестой. 9

Опыт седьмой. 10

Выводы. 11

Список литературы, используемой для написания работы. 12



Введение

Тема моей исследовательской работы – «Откуда берётся радуга?». Я много раз видела радугу на небе, и всегда это явление приводило меня в восторг. И каждый раз я взрослым задавала много вопросов: «Что такое радуга?», «Почему появляется радуга?», «А можно ли потрогать радугу?», «А можно ли на ней прокатиться?» «А где еще можно увидеть радугу?».

Таким образом, мне захотелось провести свое исследование и ответить на интересующие меня вопросы.

Цель работы – выяснение причин появления радуги и возможности ее получения в домашних условиях.

Задачи исследования:

- изучить научную литературу по данной теме;

- объяснить – явление радуга;

- выяснить, при каких условиях можно увидеть радугу;

- попробовать получить радугу в домашних условиях различными способами.

Объект исследования - радуга.

Предмет исследования – процесс появления радуги.

В своей работе буду использовать следующие методы исследования:

- изучение научной литературы и материалов в сети Интернет;

- постановка опытов;

- наблюдение, выводы.

Гипотеза исследования:

Предположим, что радуга появляется в солнечную погоду во время дождя и ее можно получить, если заменить солнечные лучи искусственным источником света.

Основное содержание. Теоретическая часть.

Меня очень интересовал вопрос, почему самое красивое природное явление назвали радугой. Чтобы ответить на интересующий меня вопрос, я изучила научную литературу.

Согласно, этимологического словаря Успенского Л.В., есть два правдоподобных объяснения: либо «РаДуга» сложилась из «радъ» («весёлый») и «дуга» (в народе радугу называли веселуха). Либо же в прошлом слово это звучало как «РайДуга», «Рай» переводится как пёстрый, получается, что радуга – это «пёстрая дуга». Другая группа учёных связывает происхождение этого слова с именем Бога Солнца Ра. РаДуга – это дуга Бога солнца Ра.

В Толковом словаре Ожегова, радуга – это разноцветная дуга на небесном своде, образующаяся вследствие преломления солнечных лучей в дождевых каплях.

Каждый человек, в детстве хотел дотянуться до радуги, потрогать её или скатиться, как с горки. Но, к сожалению, с точки зрения физики всё это совершенно невозможно. А чтобы понять, что же такое радуга, нужно разобраться, как устроен свет. Белый свет, состоит из нескольких цветов. Первым это продемонстрировал английский физик Иссак Ньютон (1642-1727) в 1672г [1, стр.53]. Он пропустил через небольшое отверстие в ставне окна солнечный свет, направил его на треугольную стеклянную призму [2,стр. 67]. Солнечный луч, падая в темной комнате на призму, преломлялся и давал на противоположной стене удлиненное изображение с ярким радужным чередованием цветов (рис. 1). Ньютон выделил семь основных цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый [3, стр.170].









Рис.1 – Опыт Ньютона по разложению белого света.

Что бы запомнить цвета радуги, люди придумали поговорку, в которой первая буква каждого слова совпадает с первой буквой названия цвета соответствующих полос радуги: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан» [4, стр.44] .

Получается, что радуга образуется, когда дождевая туча удаляется от нас, над нами уже светит солнце, а вдали ещё идёт дождь, т.е. в воздухе находится много маленьких капелек воды. [1, стр.56]. Солнечный луч проходит через дождевые капли, как сквозь призму, он преломляется и отражается на другой стороне неба в виде большой разноцветной дуги [4, стр. 44]. При этом с земли радуга кажется нам в форме арки, на самом деле она имеет круглую форму. Целиком её можно увидеть только с самолёта или находясь на высокой горе.

В ходе изучения литературы, я узнала, что на земле бывают разные радуги [5], но чаще всего наблюдается Солнечная радуга. Радуга бывает лунная (ночная), туманная, огненная, зимняя, двойная, тройная.



Практическая часть

Для проверки своих предположений, о том, что радуга появляется в солнечную погоду, а так же о том, что радугу можно получить в домашних условиях я провела несколько опытов.

Опыт первый.

Для первого опыта мне понадобился пульверизатор. В солнечный день, когда солнца светило в мою комнату, я стала разбрызгивать из пульверизатора воду на солнечный луч света, в результате чего у меня в комнате появилась радуга, а если хорошо присмотреться, то можно увидеть эффект двойной радуги (рис.2).

Так же, я решила провести данный опыт с пульверизатором в пасмурный день, в результате чего, радуга не появилась.

Д анный опыт подтвердил, что для получения радуги нужен солнечный свет и вода.

Рис. 2.

Опыт второй.

Для второго опыта мне понадобился стеклянный бокал, вода, лист белой бумаги и солнечный день.

В солнечный день, на подоконник, я поставила бокал наполненный водой. Регулируя бокал и белый лист бумаги, мне удалось увидеть радугу.

Рис. 3.

Полученные фотографии опыта очень наглядно показывают, как солнечные лучи света, проходят через бокал с водой и в результате преломления образуют радугу на белом листе бумаги.

Опыт третий.

Однажды, я обратила внимание, что когда солнце светит в мою комнату, то при попадании солнечных лучей на зеркало шкафа, на противоположной стороне от него образуется радуга (рис.4).

Первые три опыта доказывают, что радугу можно получить и в домашних условиях с использованием лучей солнца.

Рис 4.

Теперь я решила получить радугу, используя искусственный источник света.

Опыт четвертый.

Для данного опыта мне понадобился cd-диск, светильник и фонарик.

В начале, я расположила диск под включенным светильником, в результате чего, на диске мы наблюдали очень красивую радугу (рис. 5).

Рис. 5.

Затем, я взяла диск и посвятила на него фонариком, поймав им свет, направила его на стену и получилась вот такая радуга (рис.6).

Рис. 6.

Опыт пятый.

Данный опыт, я решила провести в ванной комнате, используя зеркальце и фонарик.

В ванну, я набрала немного воды. Затем опустила в воду зеркальце и осветила его фонариком. Подвигая зеркало, нашла такое положение, при котором на стенках ванны образовалась радуга (рис.7).

Рис. 7.

Четвертый и пятый опыт показали, что радугу можно получить в домашних условиях даже с помощью искусственного источника света.

Опыт шестой.

Мне захотелось сделать радугу при помощи красок. Для данного опыта, мне понадобились 6 стаканов, вода, краска акварельная, бумажные салфетки.

П ервый, третий, пятый стаканы наполнила водой и закрасила красками. Затем, бумажные салфетки, скрученные в трубочку, опустила в стаканы, через час я обнаружила, что цвета смешались, и получилась вот такая радуга (рис.8).

Рис 8.

В ходе данного опыта, я показала, что радугу можно получить при помощи воды и всего трех цветов (красный, желтый и синий).

Проделанные мною опыты показали, что и в домашних условиях можно получить радугу.

Опыт седьмой.

Чтобы убедиться, что белый свет состоит из семи цветов, дома с родителями провела такой опыт. Круг, раскрашенный в семь цветов радуги, прикрепили к палочке и раскрутили (рис. 9).

Рис. 9.

Мы увидели, как разноцветный круг стал превращаться в белый. После этого мы убедились, что свет состоит из семи цветов.



Выводы.

За время работы над темой «Откуда появляется радуга», я достигла цели моей исследовательской работы: узнала, как появляется такое удивительное природное явление, как радуга. Выяснила, какая существует связь между дождем, солнцем и появлением радуги. А так же получила радугу в домашних условиях.

В ходе данной исследовательской работы я узнала много нового о радуге. Работала с дополнительной литературой, расширила свой кругозор. Училась проводить эксперименты, анализировала полученные результаты.

Из истории изучения радуги я, так же, узнала, что природу этого явления раскрыл Исаак Ньютон.

Проведенные мною опыты показали, что эффект радуги можно получить и в домашних условиях при помощи солнечного света или фонарика.

Выдвинутые мной гипотезы подтвердились. Я пришла к выводу, что радуга – это разноцветная дуга на небесном своде, которая образуется, вследствие, преломления солнечных лучей в дождевых каплях.

Спасибо за внимание!




















Приложение 2 Фотографии с проведенного исследования

в модельных ситуациях














Приложение 3 «Проектная задача «Школьная история»

Приложение 1.

_____ год — это время крещения Руси и зарождения школьного образования.

Князь Владимир Святославович издаёт указ: дети бояр должны учиться книжному делу. Так появилась школа под названием «________________». Там учеников делили на небольшие группы, и в каждой был свой учитель грамоты и чтения.

Впоследствии первые учебные заведения открылись при монастырях в Киеве, Новгороде, Смоленске, Суздале и Курске. Учителями были монахи, а программу утверждал сам князь Владимир.

Спустя столетие, в 1086 году, Анна Всеволодовна, сестра Владимира Мономаха, открыла первое женское училище при церкви, где девочки из зажиточного населения обучались грамоте, чтению и пению.



Приложение 2.

Традиции раздельного обучения России

История раздельного обучения девочек и мальчиков берёт начало в царские времена. Основной принцип раздельного обучениям в дореволюционной России — женщинам и мужчинам необходимы разные знания для продуктивного пребывания в обществе. поэтому девушка – это будущая жена и мать, которая умеет вести домашнее хозяйство.

Девушек готовили к замужеству и материнству. Они изучали иностранные языки, брали уроки словесности. Будущие жёны занимались рукоделием, танцам. Учились вести домашнее хозяйство. Считалось, что у девушек есть трудности в изучении точных и технических наук, так что надобности в их изучении никто не видел.

А вот юношам представляли более широкий спектр дисциплин, считая их способными к овладению техническим наукам. Мужчины имели возможность обучаться в высших учебных заведениях.

После революции и закрепления всеобщего равенства конституционно, раздельные школы сменились смешанными. Главной целью образования было формирование дружбы и товарищества между девочками и мальчиками. Однополые классы были отменены.

В 1943 году раздельное обучение мальчиков и девочек в некоторых городах страны было восстановлено.

Основным в образовании девушек стал образ матери, а в мужском – защитника Отечества. Политики ожидали, что и девушки, и юноши будут добросовестно трудиться на благо Родины. Девушки в школе изучали педагогику, стенографию, занимались рукоделием, а в мужских школах много времени занимались допризывной и физической подготовкой.

В 1954 году советская школа стала вновь смешанной. Современные попытки раздельного обучения наблюдались в 90 годы 20 века.

Современное раздельное обучение мальчиков и девочек заключается в том, что мальчики и девочки учатся в разных классах, но в одном учебном заведении. Базовые предметы одинаковы для мальчиков и девочек, но есть несколько дисциплин, которые входят в вариативную часть.

Приложение 3.

Современная школа

Школа для многих детей – второй дом, ведь здесь приходится проводить полдня, а ученики начальных классов могут ещё и на продленку оставаться. Современная школа отличается от школы советского времени наличием компьютерных технологий. Сейчас у школьников есть электронные дневники, в классах появилось больше нового оборудования, домашние задания стало выполнять легче благодаря вездесущему интернету. Современные школьники, конечно, более продвинутые, чем ученики в школах прошлого столетия. Но я думаю, что и нагрузка в современной системе образования стала намного больше. Например, младшим школьникам порой задают такие задания, решить которые не могут даже их родители. Детям уже в начальных классах задают много заданий, поэтому у них уходит много свободного времени на их выполнение. Получается, что у детей с поступлением в школу быстро заканчивается детство, появляется ответственность за свои успехи в школе, за своё поведение на уроках.

Несмотря на то, что в современном мире появилось много новой техники, – ни один робот и ни один компьютер всё равно не сможет заменить живого учителя, предающего детям свои знания. Я считаю, что современная школа отличается от школ советского времени только тем, что процесс обучения в ней стал более совершенным, в нём стало использоваться больше электронной техники, с помощью которой ученикам показывают слайды, обучающие фильмы, презентации. И сами школьники используют компьютеры в своём обучении, получают в интернете необходимую информацию, печатают рефераты в компьютерных программах. Многие работы, которые раньше сдавались в бумажном виде, теперь сдаются в печатном варианте. Различная информация передаётся друг другу на флэш носителях и на дисках, даже шпаргалки многие школьники распечатывают с помощью принтера. В целом же школа так и осталась школой со строгими учителями, с классным руководителем, с переменами, каникулами и оценками!



Приложение 4.

«Гимназия № 7. Как всё начиналось…»

В Красноярск во время войны эвакуировалось много предприятий из европейской части страны. Многие переезжали вместе с семьями, с детьми, а детей надо было учить. Вскоре приняли решение открыть на правом берегу Енисея новую школу в 1942 году. Эта школа получила № 15 и стала женской средней. Располагалась она на Проспекте красноярский рабочий в здании нынешней аптеки №91. Первым директором новой школы стала Степанова Ольга Васильевна, эвакуированная из Ленинграда. Помещений не хватало, занятия проходили в три смены. В 1944 году на место директора пришла Кужель Елена Павловна. С окончанием войну, школа перешла в другое помещение в здание УПК Ленинского района, где произошло объединение 15 женской и 48 мужской школы. С 1947 года школу возглавила Лихачева Татьяна Николаевна, именно при ней школа получает своё собственное здание, построенное 1952 году. В те годы существовал школьный хор, составленный практически из всех классов, который был хорошо известен в нашем районе. Традиция хорового пения сохранилась в гимназии до сегодняшнего дня.

Гордостью школы были цветники, превратившие двор школы в оранжерею и сегодня учителя биологии кропотливо вместе с ребятами, украшают наш школьный двор. При школе был опытный участок, где производились эксперименты по скрещиванию растений. Перед фасадом гимназии пятьдесят лет назад был фонтан, в который весной запускали рыбок. Примечательной особенностью был в кабинете биологии живой уголок, где жили лисичка, заяц, птички, мышки, рыбки. При новом директоре Медведеве Евгении Васильевиче в конце 50-х годов было завершено строительство спортивного зала и школьных мастерских. За достижения в учебе, работе и спорте школа была награждена грамотами Министерства просвещения СССР. В 1962 году нашу школу принимает Елизавета Ефремовна, в те годы большой популярностью пользовались вечера «За честь школы», «За честь класса». До сегодняшнего дня эта традиция сохраняется, и в конце учебного года подводятся итоги. Самые лучшие ученики получают почетный значок «за честь класса», «За честь Гимназии». Запомнились поезда «Здоровье», когда вся школа выезжала в лес на отдых.

В это же время зародилась традиция 1 февраля проводить вечер встречи с выпускниками. С 1985 года должность директора занимал Андреев Валерий Михайлович. При нём к зданию школы присоединилось здание нынешней начальной школы, тогда школы Рабочей молодежи №6, открылась новая столовая. В трудные годы Толстикова Мария Васильевна собрала коллектив учителей, который из школы №15 создали Гимназию №7. 1990 году появились классы с углубленным изучением предметов, 1995 году школа №15 стала называться школой «с углубленным изучением предметов эстетического цикла и информатики». В 2000-х годах получила статус Гимназии. Школа прошла огромный путь от небольшой школы на окраине города до гимназии, получившей звание «Школа Века». С 2004 года руководителем гимназии является Литвинцева Люция Абрамовна – почетный работник общего образования Российской Федерации, заслеженный педагог Красноярского края, лауреат премии мэра города Красноярска. Сегодня Гимназия №7 – один из лидеров Красноярского образования.

Здесь обучается более 1000 учеников, трудятся более 100 педагогов и являются настоящими мастерами своего дело, много педагогов получили заслуженные награды за свою работу, в том числе и премией мэра города Красноярска. С 2009 года реализуется программа «От одаренности к успеху», позволяющая раскрыть самые разнообразные способности ребят. Гимназисты призеры и победители разных муниципальных региональных и всероссийских олимпиад, спортивных соревнований, творческих фестивалей и конкурсов. Среди выпускников Гимназии последних лет, Иванов Никита – лауреат премии мэра. Замятин Денис – стипендиат губернатора Красноярского края. Чернов Вадим – чемпион мира по хоккею с мячом среди юниоров. Кузин Данил – победитель многочисленных региональных и всероссийских конкуров. Зоркина Полина – лауреат премии главы ленинского района города Красноярска













































Приложение 4. Межпредметная проектная задача

Приложение













Лента времени - это временная шкала, на которую в хронологической последовательности наносятся события

Равноденствие – это время, когда день и ночь практически равны.

Солнцестоя́ние (древнеславянское название: солнцеворо́т) — астрономическое событие, при котором Солнце над горизонтом в истинный полдень находится на максимальной (летнее солнцестояние) или минимальной высоте (зимнее солнцестояние).

Атеи́зм — отвержение веры в существование любого божества/бога или уверенность в том, что богов не существует.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!