СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по организации проектно - исследовательской деятельности младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные методические рекомендации составлены для учителей начальной школы. В первом разделе «Организация исследовательской деятельности» вы можете узнать особенности организации и проведения проектно-исследовательской работы с обучающимися начальной школы. Второй раздел посвящен проектной деятельности учащихся, его структура и назначение.  

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации проектно - исследовательской деятельности младших школьников»

Министерство образования Красноярского края

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им.

М. Горького



Методические рекомендации по организации проектно - исследовательской деятельности младших школьников




г. Красноярск

2023 г



Аннотация

Данные методические рекомендации составлены для учителей начальной школы. В первом разделе «Организация исследовательской деятельности» вы можете узнать особенности организации и проведения проектно-исследовательской работы с обучающимися начальной школы. Вам будут предложены методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности обучения в начальной школе: правила выбора темы, структурирования содержания исследовательской и проектной работы. Второй раздел посвящен проектной деятельности учащихся, его структура и назначение.  Также, в данных методических рекомендациях рассматриваются типичные ошибки, допускаемые руководителем учебно-исследовательской деятельностью детей, и способы их устранения. На страницах методического пособия находятся примеры паспортов исследовательской работы для обучающихся.













Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Составитель: Карелина У.С - студентка 20П-2 группы отделения «Преподавание в начальных классах», email – [email protected]

Методические рекомендации по организации проектно- исследовательской деятельности младших / Карелина У.С., Министерство образования Красноярского края КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького», 2023. - 56 с.

Красноярск, 2023, 56 с.



СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 5

1.1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура 5

1.2. Типичные ошибки при проведении исследований 8

1.3. Критерии оценки детских исследовательских работ. Анализ детских исследований 9

1.4. Паспорта исследований 13

1.4.1. Паспорт исследований «Какие виды ткани подходят для школьной формы?»……………………………………………………………………………………...13

1.4.2. Паспорт исследования «Какое мыло: жидкое или твердое более эффективней?» 18

РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 22

2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура 22

2.2. Проектная задача 25

2.3. Проектная задача «Школьная история» 25

2.4. Проектная задача «Мой двор» 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39

ПРИЛОЖЕНИЯ 40

Приложение 1. Детская исследовательская работа «Что такое плесень?» 39

Приложение 2. Фотографии проведения фрагмента исследовательской работы в модельной ситуации 45

Приложение 3. Материалы для проведения проектной задачи «Школьная история» 46

Приложение 4. Материалы для проведения проектной задачи «Мой двор»……………52









ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в рамках ФГОС НОО (Федеральный государственный стандарт начального общего образования) наиболее актуальным становиться использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы и умозаключения, принимать самостоятельные решения. Достичь этого можно через организацию проектной- исследовательской деятельности на уроке и вне урока [1].

Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социуме и адаптации в нем. Для решения этой задачи необходимо перейти к идеологии развития, на основе личностно-ориентированной модели образования.

Цель проектно-исследовательской деятельности заключается в развитии интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника. Проектно-исследовательская деятельность занимает особое место в арсенале инновационных педагогических средств и методов, которая ставит учащихся начальной школы в позицию первооткрывателя, искателя истины. Именно в начальной школе закладывается фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приемов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности.

























РАЗДЕЛ 1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

    1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура

Начиная с начальной школы можно встретить таких учеников, которых не ограничиваются материалом, получаемым на уроках, они читают дополнительную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных интернет источниках. Важно именно в школе привить интерес к различным областям науки и техники, направить учеников для раскрытия своих способностей, при помощи исследовательской деятельности.

Исследовательская работа является процессом активной познавательной и творческой деятельности субъекта, имеющая определенную направленность на достижение результата.

Зубова О. А. (учитель начальных классов) в своей статье «Исследовательская работа в начальной школе» говорит о том, что: «Исследовательская практика ребенка – это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля учебной деятельности, позволяющий трансформировать обучение в самообучение».

Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Собственную исследовательскую деятельность ребенка помогает развивать творческий подход к различным заданиям и ситуациям. Путей развития творческих способностей обучающегося существует много, но собственная исследовательская деятельность один из самых эффективных. Умения и навыки исследования, самостоятельного постижения истины легко прививаются и переносятся в дальнейшем на все виды деятельности.

Специфика исследовательской работы, по мнению Зубовой О. А., в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.

По мнению Зубовой О. А. целью может быть «дать обучающемуся возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой исследовательской деятельности, с учётом индивидуальных особенностей и склонностей».

Основными задачами исследовательской деятельности в начальной школе являются:

⎯ знакомство с проведением учебных исследований;

⎯ развитие творческой исследовательской активности;

⎯ стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам;

⎯ ознакомление с научной картиной мира;

⎯ вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс.

В ходе исследовательской деятельности у учащихся формируются следующие исследовательские умения: умение видеть проблему, выдвигать гипотезу, искать информацию по исследованию, проводить опыты и доказывать свои гипотезы, умение оформить и представить результат своей работы.

Структура исследовательской работы стандартна, и от стандартов нельзя отступать. Для того, что раскрыть структуру исследовательской деятельности, обратимся к статье «Структура, логика и оформление исследовательских работ учащихся» Малиновская Е. А.

Проблема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования. Затем это надо назвать – тема.

Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности, она должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать – это актуальность.

В исследовательской работе должна быть сформулирована цель – какой результат предполагается получить, каким, в общих чертах, видится этот результат еще до его получения.

В исследовании важно выделить гипотезу и защищаемые положения. Гипотеза – это предвидение событий, это вероятное знание, ещё не доказанное. Изначально гипотеза не истина и не ложь – она просто не доказана

Защищаемые положения — это то, что исследователь видит, а другие не замечают. Положение в процессе работы либо подтверждается, либо отвергается. Гипотеза должна быть обоснованной, т. е. подкрепляться литературными данными и логическими соображениями.

После определения цели и гипотезы формулируются задачи исследования. Задачи и цели – не одно и то же. Цель исследовательской работы бывает одна, а задач бывает несколько. Задачи показывают, что вы собираетесь делать. Формулировка задач тесно связана со структурой исследования.

В работе должен присутствовать литературный обзор.

В обзоре вы должны показать, что знакомы с областью исследований по нескольким источникам, что вы ставите новую задачу, а не делаете то, что уже давно сделали до вас.

Затем описывается методика исследования в тексте работы. Это описание того, что и как делал автор исследования для доказательства справедливости выдвинутой гипотезы.

Далее представляются результаты исследования. Собственные данные, полученные в результате исследовательской деятельности. Полученные данные необходимо сопоставить с данными научных источников из обзора литературы по проблеме и установить закономерности, обнаруженные в процессе исследования.

Необходимо отметить новизну результатов, что сделано из того, что другими не было замечено, какие результаты получены впервые. Какие недостатки практики можно исправить с помощью полученных в ходе исследования результатов.

Необходимо четко понимать разницу между рабочими данными, и данными, представленными в тексте работы. В процессе исследования часто получается большой массив чисел, которые в тексте представлять не нужно. Поэтому рабочие данные обрабатывают и представляют только самые необходимые. Чтобы не перегружать основную часть работы, первичный материал может выноситься в приложение.

Наиболее выигрышной формой представления данных является графическая.

И завершается работа выводами. Выводы – это краткие ответы на вопрос – как решены поставленные исследовательские задачи.

Цель может быть достигнута даже в том случае, если первичная гипотеза оказывается несостоятельной.

Процедура защиты является итогом выполнения исследовательской работы. Результаты работы представляются на конференции, публично. Задача докладчика: точно и эмоционально изложить саму суть исследования. Допускаемая регламентом продолжительность выступления 10-15 минут. Поэтому при подготовке доклада из текста работы отбирается самое главное.

Таким образом, умения и навыки исследования, полученные в ходе исследовательских проектов, переносятся в дальнейшем на все виды деятельности, что является основой умения учиться.





    1. Типичные ошибки при проведении исследований

Перед тем как начать работать над исследованием, необходимо выбрать тему. При выборе и формулировке темы встречаются следующие типичные ошибки: 1. Трудность в выборе темы, поскольку ребенок затрудняется выделить проблему, которая бы его интересовала и волновала.

2. Сформулированная ребенком тема не оригинальная, не содержит элемент неожиданности, необычности.

3. Сформулированная тема не привлекает учащихся к самостоятельной познавательной исследовательской деятельности.

4. Выбранная тема имеет широкую направленность и требует относительно долгого времени выполнения (не достижима в рамках определенного времени).

После выбора актуальной темы, необходимо грамотно сформулировать цель и задачи исследования и здесь могут быть возможные ошибки при формулировке цели:

1. Цель является более глобальной, чем заявленная тема.

2. Несоответствие цели теме и проблеме исследования.

3. Неясность, неточность формулировки целей.

4. Сформулированная цель не относится к запланированной деятельности. 

5. Цель и тема совпадают.

6. Задача сформулирована в виде цели.

7. Задачи не соответствуют условиям достижения цели

Также затруднения может вызвать формулировка методов исследования. Какие могут возникнуть типичные ошибки при выборе методов исследования:

1. Выбранные методы исследования не подходят для его проведения.

2. Неверно определены методы исследования.

Исходя из вышесказанного, для успешного проведения исследовательских работ учащихся, в процессе организации детского исследования, необходимо учитывать типичные ошибки при выборе темы, постановки цели и задач, определении гипотезы, а также выборе методов исследования.






Конец формы

Начало формы

Конец формы

Конец формы



    1. Критерии оценки детских исследовательских работ. Анализ детских исследований

Таблица 1. Критерии оценки детских исследовательских работ.

Критерии оценки детских исследовательских работ

Количество баллов 

Соответствие темы с содержанием 

1 балл - тема соответствует содержанию работы

0 баллов - тема не соответствует содержанию работы  

Актуальность темы

1 балл -  указана актуальность темы 

0 баллов - актуальность отсутствует или ее нет

Цель соответствует теме исследования, она конкретна, достижима, измерима.

1 балл - цель соответствует теме исследования;

0 баллов - цель не соответствует теме исследования

Задачи соответствуют теме и цели исследования.

2 балла - задачи соответствуют теме и цели исследования;

1 балл - задачи частично соответствуют теме и цели исследования/ задачи соответствуют теме ИЛИ цели исследования;

0 баллов - задачи не соответствуют теме и цели исследования

Наличие проблемы в соответствии с темой исследования

1 балл - указана проблема исследования

0 баллов - проблема исследования отсутствует

Гипотеза доказуема и соответствует теме исследования

1 балл - гипотеза доказуема и соответствует теме исследования

0 баллов - гипотеза не доказуема

Выделен верно объект и предмет исследования

2 балла - в исследование верно выделены объект и предмет, соответствующие теме исследовательской работы

1 балл - в исследование верно выделен объект ИЛИ предмет в соответствии теме исследовательской работы

0 баллов - неверно выделены предмет и объект исследования/не выделены предмет и объект

Методы соответствуют практической и теоретической части исследования 

2 балла -  выбранные методы исследования соответствуют практической и теоретической части 

1 балл -  выбранные методы исследования соответствуют практической ИЛИ теоретической части

0 баллов - выбранные методы исследования не соответствуют практической и теоретической части

Полнота цитируемых источников, ссылок 

2 балла – автор осуществляет цитирование, делает сноски и ссылки на используемые источники

1 балл – автор осуществляет цитирование, но не делает сноски и ссылки на используемые источники ИЛИ автор делает сноски и ссылки на используемые источники, но не осуществляет цитирование 

0 баллов - автор не осуществляет цитирование и не делает ссылки и сноски на используемые источники 

Соответствие работы стандартам оформления 

2 балла – работа соответствует стандартам оформления1 балл – работа частично соответствует стандартам оформления0 баллов – работа не соответствует стандартам оформления  

Четкость выводов 


2 балла – выводы полностью соответствуют целям и задачам работы

1 балл – выводы по работе имеются, но не соответствуют целям и задачам

0 баллов – нет выводов 

ИТОГО:

19 баллов



Приведем пример детской исследовательской работы (см. Приложение 1 «Что такое плесень») и таблицу с результатами оценивания по приведенным критериям


Таблица 2. Анализ детской исследовательской работы: «Что такое плесень?»

Критерии оценки детских исследовательских работ

Количество баллов 

Комментарии 

Соответствие темы с содержанием 

1 балл - тема соответствует содержанию работы 


Актуальность темы

1 балл -  указана актуальность темы 


Цель соответствует теме исследования.

1 балл - цель соответствует теме исследования

Цель не противоречит установленной теме

Цель конкретна, достижима, измерима.

1 балл - цель является конкретной, достижимой, измеримой


Задачи соответствуют теме и цели исследования.

2 балла - задачи соответствуют теме и цели исследования;

Задачи не повторяют цель. Задачи отталкиваются от темы

Наличие проблемы в соответствии с темой исследования

1 балл - указана проблема исследования


Наличие гипотезы в соответствии с темой исследования

1 балл - присутствует гипотеза в соответствии с темой

Гипотеза не противоречит установленной теме

Выделен объект и предмет исследования

2 балла - в исследование присутствует объект и предмет соответствующие теме исследовательской работы

Объект и предмет не противоречат установленной теме

Методы соответствуют практической и теоретической части исследования 

2 балла -  выбранные методы исследования соответствуют практической и теоретической части 

В данной работе используются и описываются те методы, которые выбрал автор 

Полнота цитируемых источников, ссылок 

1 балл – автор делает сноски и ссылки на используемые источники, но не осуществляет цитирование 

В исследовательской работе отсутствует цитирование.

Соответствие работы стандартам оформления 

1 балл – работа частично соответствует стандартам оформления

Оформления части, где указывается содержания со страницами исследовательской работы, не соответствует стандартам

Четкость выводов 

2 балла – выводы полностью соответствуют целям и задачам работы


ИТОГО:

16 баллов








1.4 Паспорта исследований

В данном разделе представлены паспорта различных исследовательских работ для учащихся начальной школы.

1.4.1 Паспорт исследований «Какие виды ткани подходят для школьной формы»

Предлагаю рассмотреть паспорт детского исследования для 1 класса на тему «Какие виды ткани подходят для школьной формы?». Автор: Карелина Ульяна Сергеевна.

Компоненты паспорта

Описание проекта

ФИО участника

Карелина Ульяна

Тема проекта/исследования

«Какие виды ткани подходят для школьной формы?»

Актуальность проекта/исследования

Актуальность проекта заключается в том, что при выборе школьной формы люди часто не задумываются из какой ткани лучше выбрать форму. И не знают, каким требованиям она должна соответствовать. Современные производители школьной формы предлагают огромное разнообразие всевозможных моделей разных расцветок и материалов. Как же угнаться за модой, не потеряв в качестве и удобстве? Проблема мы не знаем, какие виды ткани лучше всего подходит для школьной формы? Этот вопрос волнует многих людей.

Объект исследования

Виды ткани:(Коттон- сатин- стрейч, лен, фланелевая ткань)

Цель проекта/исследования

Для учителя: организация деятельности учащихся по формированию базовых исследовательских умений по теме "Какая ткань лучше всего подходит для школьной формы?".

Для ученика: исследование свойств ткани для ответа на вопрос «Какая ткань лучше всего подходит для школьной формы».

Задачи:

1.Посмотреть видео с требованиями, предъявляемые к школьной форме.

2.Узнать теоретический материал про свойства тканей.

3.Провести опыты по выяснению воздухопроницаемости, сминаемости и электризуемости ткани.

4. Заполнить сравнительную таблицу и снять видеоролик «Какая ткань подходит для школьной формы».

Тип проекта/исследования

По содержанию: монопроект (окружающий мир)

По организационной форме: групповой

По продолжительности: краткосрочный 3 занятия

Этапы реализации проекта/исследования (включая исследовательский), краткое их описание

Подготовительный этап:

Учитель проводит анкетирование с целью выявления мнений, обучающихся о школьной формы и какой она должна быть.

В какой форме удобней? Проводит беседу исходя из результатов анкетирования. Совместно с обучающимся формулирует тему, цель и задачи. Учитель делит на 3 группы c помощью цветных карточек (синий – Коттон- сатин- стрейч, красный- лен, желтый – Фланелевая ткань).

Теоретический этап:

Учитель дает группам тексты про особенности различных тканей для ознакомления. Группы отвечают на вопросы по тексту. Смотрят видео с требованиями к школьной форме.

Практический этап:

Дети формулируют гипотезу. Учитель организует проведение исследование группами. Следит за выполнением опыта по выявлению какими свойствами обладают ткани, совместно с учащимися делает выводы.

Аналитический этап:

Исходя из полученных выводов и результатов, обучающиеся готовят видео о том, какая ткань лучше всего подходит для изготовления школьной формы и заполняют таблицу.

Презентационный этап:

Каждая группа представляет свое видео с результатами проведенных опытов с тканью.

Рефлексивный этап:

Учащиеся оценивают проделанную работу над исследованием «Какая ткань лучше всего подходит для школьной формы?», определяют достижение цели, трудности и успехи при выполнении исследования.

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Цель исследования: определить какая ткань подходит для изготовления школьной ткани.

Гипотеза исследования: предположим, что все виды ткани подходят для школьной формы.

Методы исследования:

Эмпирические: наблюдение, опыт, опрос

Теоретические: анализ, синтез

Оборудование для проведения исследования: кусочки ткани, секундомер, щипцы, кусочки бумаги, вода.

Ход исследования:

В начале исследования, учащиеся формулируют гипотезу, исходя из работы по тексту. Ученики предполагают, какая ткань лучше подходит для школьной формы.

На каждую группу выдаются кусочки ткани, которую необходимо исследовать, а также секундомер, щипцы, вода и бумажные кусочки.

После чего проводятся опыты на свойства ткани:

1.Прочность

 - Нужно вытянуть из образца долевую нить и проверить ее на разрыв.

 - После чего сравнить ткань по степени прочности с другими образцами и показателями эталона.

- Результаты занести в таблицу.

2.Сминаемость

- Необходимо сжать образец в руке и подержала его в таком состоянии 30 секунд. Разжала руку и подождала 30 секунд (отдых после смятия).

- Определить какая ткань оказывает наибольшее сопротивление смятию и быстрее восстанавливает первоначальное состояние после смятия.

- Проделала опыты с другими образцами. Результаты занести в таблицу.

3.Намокаемость

1.Необходимо намочить в воде руку и провести ей по образцу ткани и определить какая ткань лучше впитывает воду.

2. Проделать опыты с другими образцами. Результаты занести в таблицу.

3.Воздухопроницаемость

1.Необходимо взять образец ткани и расположить руку на некотором расстоянии от него (не более 1 см) и направить на ткань поток воздуха (подуть). По ощущениям определить какая ткань лучше пропускает воздух.

2. Проделать опыты с другими образцами. Результаты занести в таблицу.

4. Электризуемость

1.Необходимо взять образец ткани, сложить его вдвое и потереть. Развернуть ткань и приложить её к кусочкам бумаги. Таким образом мы определим степень её электризуемости по степени прилипания бумажек к образцу.

2. Проделать опыты с другими образцами. Результаты занести в таблицу.


Коттон- сатин- стрейч

Лён

Фланелевая ткань

Воздухопроницаемость

Хорошая пропускаемость воздуха

Средняя пропускаемость воздуха

Низкая пропускаемость воздуха

Хорошая пропускаемость воздуха

Средняя пропускаемость воздуха

Низкая пропускаемость воздуха

Хорошая пропускаемость воздуха

Средняя пропускаемость воздуха

Низкая пропускаемость воздуха

Электризуемость

Высокая степень электризуемости

Средняя степень электризуемости

Низкая степень электризуемости

Высокая степень электризуемости

Средняя степень электризуемости

Низкая степень электризуемости

Высокая степень электризуемости

Средняя степень электризуемости

Низкая степень электризуемости

Сминаемость

Хорошо сминается

Плохо сминается

Хорошо сминается

Плохо сминается

Хорошо сминается

Плохо сминается

Вывод:

Учащиеся делают выводы, ориентируясь на результаты проведенного опыта и прочитанных текстов. Вывод:

Лучшие результаты, по изученным свойствам, показал образец…


Список источников:

https://www.yaklass.ru/


Продукт проекта/исследования

Видео с информацией о том, из каких видов ткани лучше покупать школьную форму.

Перспектива проекта/исследования

Участие в научных конференциях - представление видеоматериалов и результатов исследования на тему «Какие виды ткани подходят для школьной формы?».

Фотографии с проведения исследовательской работы в модельной ситуации можно посмотреть в Приложении 2.

Ниже представлен паспорт исследовательской работы одной из моих однокурсниц в рамках проведения исследования с группой. Автор: Губина Александра, студентка 20П-2 группы.


Компоненты паспорта

Описание проекта

ФИО участника

Губина Александра

Тема проекта/исследования

Какое мыло: жидкое или твёрдое более эффективное?

Актуальность проекта/исследования

Чистота — залог здоровья! В полном соответствии с этой народной мудростью современный человек моет руки, умывается, принимает душ, используя при этом различные гигиенические средства, чаще всего мыло. На сегодняшний день существует два вида мыла: твердое и жидкое. Проблема в том, что люди чаще всего используют мыло, не задумываясь о его эффективности.

Объект исследования

Жидкое и твердое мыло

Цель проекта/исследования

Для учителя: организация деятельности учащихся по формированию базовых исследовательских умений по теме " Какое мыло: жидкое или твёрдое более эффективное?".Для ученика: исследование жидкого и твердого мыла, для выявления более эффективного.

Задачи:

1. Изучить литературу про историю появления мыла.

2. Сравнить состав жидкого и твердого мыла.

3. Провести опыт по выявлению, какое мыло: жидкое или твердое более эффективное.

4. Создать видеоролик на тему: «Какое мыло: жидкое или твёрдое более эффективное?»

Тип проекта/исследования

По содержанию: монопроект (окружающий мир)

По организационной форме: групповой

По продолжительности: краткосрочный 2-3 занятия

Сроки реализации: 3 четверть

Этапы реализации проекта/исследования (включая исследовательский), краткое их описание

1.Подготовительный этап:

Учитель проводит анкетирование с целью выявления использования мыла обучающимися на протяжении дня. Проводит беседу исходя из результатов анкетирования. Совместно с обучающимся формулирует тему, цель и задачи. Распределяет обучающихся на группы.

2.Теоретический этап:

Учитель дает группам тексты про историю возникновения мыла для ознакомления. Затем учитель на группы дает иллюстрации с составом твердого и жидкого мыла. Обучающиеся анализируют состав, находят общее и различия.

3.Практический этап:

Дети формулируют гипотезу. Учитель организует проведение исследования группами, дает инструкцию по пользованию микроскопа. Следит за выполнением опыта по выявлению более эффективного мыла, совместно с учащимися делает выводы.

4.Аналитический этап:

Исходя из полученных выводов и результатов, обучающиеся готовят видео о том, какое мыло: жидкое или твердое самое эффективное.

5.Презентационный этап:

Каждая группа представляет результат своего исследования. Представляют свой видеоролик «Какое мыло: жидкое или твёрдое более эффективное?»

6. Рефлексивный этап:

Обучающиеся проводят анализ и оценку своей деятельности. Отвечают на вопрос учителя, какое мыло все же является более эффективным, жидкое или твердое.

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Цель исследования: исследование жидкого и твердого мыла.

Гипотеза исследования: предположим, что твердое мыло более эффективней, чем жидкое.

Методы исследования:

Эмпирические: наблюдение, опыт, анкетирование

Теоретические: анализ, синтез

Оборудование для проведения исследования:

Микроскоп, стеклышко, жидкое и твердое мыло, пакетик с землёй, перчатки.

Ход исследования:

В начале исследования учащиеся формулируют гипотезу, исходя из работы по тексту и анализа состава мыла. Ученики предполагают, какое мыло эффективней.

Перед началом работы проводится инструктаж по пользованию микроскопом.

1. Поставьте микроскоп штативом к себе посередине парты на 5-10 см от края стола.

2. Зрительную трубку опустите вниз на расстояние 1-2 см от предметного столика.

3. Направьте свет при помощи зеркальца на предметный столик, глядя в окуляр. Добейтесь яркого света.

4. Положите на предметный столик напротив отверстия в нём готовый препарат. Зажмите предметное стекло зажимами.

5. В окуляр смотрите одним глазом, не зажмуривая и не закрывая другой.

6. Глядя в окуляр, очень медленно при помощи винтов поднимайте зрительную трубку до тех пор, пока не достигнете четкого изображения.

Первой группе выдается жидкое мыло, второй группе твердое, которое необходимо исследовать, а также стеклышко и пакетик с землёй.

На первом этапе учащиеся, работая в перчатках, обтирают стеклышко землей, затем моют его с жидким/твердым мылом. Немного ждут пока стёклышко обсохнет и кладут его под микроскоп, чтобы узнать, остались ли на нем следы грязи и в каком количестве. По результатам заполняют таблицу.

Жидкое мыло

Осталось много следов грязи


Осталось немного следов грязи


Следов грязи не осталось


Твердое мыло

Осталось много следов грязи


Осталось немного следов грязи


Следов грязи не осталось


После этого сравнивают два стёклышка (одно помытое жидким мылом, другое помытое твёрдым мылом), определяют на каком стеклышке осталось больше следов грязи.

Далее учащиеся делают выводы, ориентируясь на результаты проведенного опыта и прочитанных текстов. Гипотеза опровергается/подтверждается.

Список источников:

https://www.yaklass.ru/

Продукт проекта/исследования

Видео с информацией о том, какое мыло: жидкое или твердое более эффективное.

Перспектива проекта/исследования

Исследование самого эффективного жидкого мыла. Исследование самого эффективного твердого мыла.

















РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура

В начальном образовании важную роль играет создание проектов обучающимися. На данном этапе обучения детям даётся возможность проявить себя и показать на что они способны. Проект – это специально-организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ. По мнению Савенкова А.И., проектирование, в наиболее упрощенном виде, можно рассматривать как процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта, или состояния). Согласно статье, Сергеева И.С, проектная деятельность учащихся должна осуществляться согласно следующим, основным требованиям: Определение типа проекта.

1.Проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

2.Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

3.Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории

4.Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.

5.Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна.

Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. По комплексности (иначе говоря, по предметно-содержательной области) можно выделить два типа проектов. 1)Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

2)Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания. Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть:

- внутриклассными;

- внутришкольными;

- региональными;

- межрегиональными;

- международными.

Классификация проектов по продолжительности. Мини-проекты могут укладываться в один урок или менее. Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков. Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя. Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.

Работа по организации проекта носит высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьёзную квалификацию учителя. Таким же высоким уровнем являются и требования к учебному проекту.

1. Наличие социально значимой проблемы.

2. Планирование действий.

3.Наличие исследовательской работы обучающихся.

4. Результат – продукт.

5. Представление готового продукта.

Таким образом, проект – это «пять П»: проблема – проектирование – поиск информации – продукт – презентация. Шестое «П» проекта – это его портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы и т.д. Формы продуктов проектной деятельности От выбора формы продукта проектной деятельности зависит то, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта – презентабельной, а предложенные решения – полезными для решения выбранной социально значимой проблемы. Готовность младших школьников к проектной деятельности В статье Сергеева И. С. «Как организовать проектную деятельность учащихся» говориться о том, что эффективность использования развивающего активного метода обусловлена позицией учителя. «Для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам Сергеев выделяет наличие особой готовности, которая заключается в трёх показателях. Сформированность у обучающихся ряда коммуникативных умений, развитие мышления обучающихся (интеллектуальная «зрелость»), опыт самооценочной и оценочной деятельности.

Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится. Во-вторых, вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, определенная “интеллектуальная зрелость”. В качестве третьего показателя готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности рассмотрим опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей необходимых умений.

2.2. Проектная задача

По мнению, Алексея Борисовича Воронцова содержание образования должно включать в себя систему постановки и решения разных задач: учебных, практических, исследовательских и проектных задач. Разные виды задач могут позволить сформировать личность ребенка и мышление школьников. Современное общество нуждается в самостоятельных, творческих и уверенных в себе специалистах. Поэтому, учителя стараются привлекать обучающихся к участию в проектной деятельности, к решению проектных задач. По мнению, А.Б. Воронцова «проектная деятельность для младших школьников не соответствует их возрастным возможностям» [2]. Автор данного подхода считает, что целесообразнее использовать прототип проектной деятельности – это проектные задачи.

Под проектной задачей подразумевается задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»). При решении проектной задачи происходит качественное самоизменение группы детей. Проектные задачи могут быть как предметными, так и межпредметными.

Проектная задача принципиально носит групповой характер. В более старших классах целесообразно вместо использовать неупорядоченный набор: чтобы дети сами строили свою стратегию решения. А первом случае отдельные задания, которые ведут к созданию готового продукта. Такая форма проектной задачи наиболее приближена к собственно проекту. Итак, проектная задача – это система действий, направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального (до этого – неизвестного) продукта.Конец формы





2.3. Проектная задача «Школьная история»

В данном разделе представлена авторская проектная задача, которая была разработана в ходе групповой работы. Которую можно использовать в четвертом классе. Авторы данной проектной задачи: Карелина Ульяна, Губина Александра, Гирфанова Алена, Ефименко Марина.

Школьная история

Ежедневно мы ходим в школу, узнаем что-то новое, делаем уроки, учим стихи и правила и, даже не задумываемся, как учились много лет назад наши сверстники и как менялось обучение на протяжении этих лет. Давайте это сегодня и узнаем.

1 задание.

А знаете ли вы, когда появилась самая первая школа на Руси и как она называлась? Для того, чтобы узнать вам нужно решить уравнение, ответом будет являться год появления первой школы. А также решить примеры и сопоставить ответ с буквой. Из букв вам нужно будет сложить название первой школы. В этом вам поможет номер примера, который соответствует положению буквы.

4. 6100 * 80 =

5. 667 - 373 =

13. 364000 : 700 =

10. 87500 : 250 =

1.1000 : 25 =

9. 560 * 60 =

11. 994 - 85 =

6. 34500 : 30 =

2.899 - 760 =

8. 730000 : 500 =

12. 440 + 299 =

3.70400 : 44 =

7. 22 * 90 =



1460

9980

139

1600


488000

350

33600

40

909

1150

520

1600

294















Ознакомься с историей возникновения первой школы (приложение 1), вставь не достающую информацию в текст приложения.

2 задание.

Ознакомься с информацией, представленной в приложении 2 и ответь на вопросы. Ответив на вопросы, вы познакомитесь с традициями раздельного обучения, которое берет свое начало в царские времена.

Вопросы:

1. Какой был основной принцип раздельного обучениям в дореволюционной России?

________________________________________________________________

2. Почему у девушек была более облегченная программа?

________________________________________________________________

3. Назовите главную цель образования того времени?

________________________________________________________________

4. Чей образ является примером для образования мальчиков и девочек?

_______________________________________________________________

3 задание.

Прочитай информацию о современной школе в приложении 3.

Воспользуйся информацией с приложений 1,2 и 3, и заполни таблицу.

Заполнив таблицу, вы увидите ключевые различия данных школ.


Первая школа

Школа для девочек

Современная школа

Различия





4 задание.

А одной из современных школ является наша 7 гимназия. Ознакомься с историей возникновения 7 гимназии в приложении 4 и ответьте на вопросы.

1. Сколько директоров школы было от начала создания гимназии №7 до нынешнего времени? Подтверди строками из представленного текста.

__________________________________________________________________

2. Когда появилась традиция школы проводить вечера «За честь школы»? Подтверди строками из представленного текста.

__________________________________________________________________

3. В каком году появилась школа «Гимназия №7»? Сколько ей лет на данный момент?

__________________________________________________________________

4. Знаете ли вы интересные факты о своей школе, которых не было прописано в тексте?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. В 2022 году нашей школе исполнилось 80 лет. И в честь юбилея, подготовьте поздравления для школы в виде плакатов и текстового сообщения.

2.4. Проектная задача «Мой двор»

В данном разделе представлена авторская проектная задача, которая была разработана в ходе групповой работы. Которую можно использовать в четвертом классе. Авторы данной проектной задачи: Степанчёнок Виктория, Назарова Дарья.


Проектная задача “Мой двор”

Краткое содержание проекта: проект предназначен для расширения представлений об архитектурном проектировании. Ребята узнают, что необходимо сделать для благоустройства придомовой территории.

Цель проекта: ознакомление обучающихся с общими понятия градостроительного формирования городской жилой застройки, с проблемами организации существующих жилых дворов и с основными подходами архитектурного проектирования и комплексного благоустройства жилых дворовых территорий.

Задачи проекта:

  • организовать среду для учащихся с целью знакомства с градостроительными понятиями;

  • организовать деятельность учащихся, для развития математической грамотности, читательской грамотности;

  • привлечь внимание учащихся к экологической обстановки их двора.

Предметы интеграции: окружающий мир, математика, литературное чтение.

Форма выполнения проекта: распределение по группам (4-5 человек).

Примерная продолжительность проекта: краткосрочный проект: 2-3 урока.

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта: клей-карандаш, ножницы, письменные принадлежности, листы А4, А3.

Содержание:

- Однажды А.П. Чехов сказал: “Если бы каждый человек на клочке земли своей сделал всё, что он может, как прекрасна, была бы Земля наша”. Много жителей из ближайших домов разделяют его точку зрения и обратились в администрацию города. Граждане хотели бы благоустроить свой двор. Скажите нравится ли вам ваш собственный двор?

- Сегодня вы попробуете создать проект идеального двора. Для этого вам необходимо стать настоящими подрядчиками. Знаете кто это?

-Подрядчик - это человек, который выполняет определенные операции различного характера по заданию заказчика.

- Сегодня у каждой группы уже обозначены задания, вам нужно будет выполнить их, для того, чтобы обустроить идеальный двор. Этот проект вы можете предложить своим родителям и поднять вопрос о детской площадки на общедомовом собрании, и возможно именно ваш проект послужит основой для детской площадки.

Желаем вам удачи!

Задание 1

Определите стоимость затрат, необходимых для благоустройства идеального двора. Занесите результаты ваших расчетов в таблицу «Смета затрат на благоустройство двора».

Воспользуйтесь перечнем оборудования, которые подойдут для благоустройства двора, материалом из справочника “Допустимые материалы для». обустройства двора”, прейскурантом цен из магазина “Забава”.

Смета затрат на благоустройство двора

Наименование товара

Количество

Цена (за 1 товар)

Стоимость





































Общая стоимость покупки



Оборудование, подходящее для благоустройства двора:

  1. Горка

  2. Качели

  3. Песочница

  4. Качалка на пружине

  5. Качалка-балансир

  6. Турник для подтягивания

  7. Карусель

  8. Беседка

  9. Вазоны для цветов

  10. Качеля-гнездо

  11. Полоса препятствий

  12. Скамейка

  13. Урна

  14. Освещение

  15. Игровой комплекс

  16. Забор

Материал из справочника

Допустимые материалы для обустройства двора”

Ко всем перечисленным видам оборудования предъявляют ряд требований безопасности. Края и углы изделий обязательно должны быть скругленными, чтобы исключить риск получения случайной травмы. Детские площадки из дерева считаются самыми экологичными и безопасными для детей, но также допускается использование металлических элементов. Главный минус дерева - его высокая стоимость. И если деревянная площадка стоит совсем небольших денег, нужно выяснить, из чего она изготовлена на самом деле. В производстве детских площадок стали чаще использовать материал - пластик, но оценить безопасность, долговечность, устойчивость материала к выгоранию и перепадам температур сложно.

Для окрашивания применяется краска с повышенной стойкостью к износу и атмосферным воздействиям. Сами конструкции должны иметь достаточный уровень прочности, жесткости и устойчивости.

Благоустройство детских площадок предусматривает использование оборудования, оформленного в ярких насыщенных цветах. Это необходимое условие, поскольку игровые комплексы должны привлекать и заинтересовывать детей.

Не менее важно правильно выбрать место установки. Это не должна быть открытая местность, поскольку тогда в жаркую погоду детям придется играть под прямыми солнечными лучами. Лучше выбрать место в тени деревьев или домов, а если такой возможности нет – использовать навесы или беседки.

Согласно правилам обустройства детских площадок, они должны иметь напольное амортизирующее покрытие, которое поглощает ударные нагрузки и снижает риск получения травмы. В рамках обустройства детской игровой площадки особое внимание необходимо уделить ее наружному освещению.

Прейскурантом цен из магазинов



Наименование

Цена за одну единицу

Горка

Пластиковая - 18 000 руб.

Металлическая - 53 000 руб.

Качели

Деревянные - 25 000 руб.

Пластиковые - 22 040 руб.

Качели - диван - 43 000 руб.

Песочница

Без навеса -11 280 руб.

С навесом - 11 000 руб.

Качалка на пружине

На одного человека - 15 700 руб.

На два человека - 24 000 руб.

Качалка-балансир

25 000 руб.

Турник для подтягивания

34 310 руб.

Карусель

“Дружба” 41 600 руб.

“Вертушка” 47 400 руб.

Беседка

Восьмигранная - 120 000 руб.

Со столиком - 104 964 руб.

Вазоны для цветов

19 800 руб.

Качеля гнездо

15 000 руб.

Лазы

35 000 руб.

Скамейка

12 600 руб.

Урна

5 000 руб.

Освещение

4 600 руб.

Игровой комплекс

“Поезд” -23 910 руб.

“Корабль” - 180 865 руб.

Забор

Цена варьируется в зависимости от периметра площадки



Задание 2

Определите, как лучше всего разместить элементы детской площадки, ориентируйтесь на отзывы жильцов и свой личный опыт. В зависимости от этого разместите на плане придомовой территории место расположения каждого объекта. Для этого используйте изображения оборудования подходящего для благоустройства двора из приложения №4 (№1.)

Отзывы жильцов:



















Макет:



Задание 3

Вы наверняка часто обращаете внимание, что на улицах города есть много дорожных знаков обозначающих как следует себя вести рядом с дорогой.

Все взрослые, и даже дети не умеющие читать, только посмотрев на символы, понимают, как следует себя вести в той или иной ситуации. Вот эти символы и расшифровки к ним.

Таблица символов

Во двор часто приходят семьи с маленькими детьми, которые ещё только узнают как следует вести себя в обществе. Создайте подобные знаки поведения во дворе. Для выполнения задания используйте приложение №2.



Задание 4

Чтобы реализовать ваш проект необходимо согласовать его с управляющей компанией. Для этого напишите письмо-обращение, используя требования к письму.

Не забудьте указать кто разрабатывал проект, материалы созданные вами, рекомендации по реализации данного проекта. Для заполнения письма, воспользуйтесь приложением №3.

Требования к письму:

  1. Наименование организации к которой обращаетесь;

  2. Указать электронный почтовый адрес для обратного ответа;

  3. Текст обращение начинается со слов “прошу” / “просим”.

  4. Указана дата и подпись.





Карточка рефлексии

Имя ______________________



Ответь, пожалуйста, на вопросы:

  1. Тебе понравилось работать в группе? Подчеркнуть свой ответ.

ДА НЕТ

  1. Понравилась ли тебе тема проекта? _______________________

  2. Какое задание было для тебя самым интересным? Почему?

______________________________________________________

______________________________________________________

  1. Какое задание было самым лёгким? Отметь его номер. _______

  2. Какое задание было самым сложным? Отметь его номер. _____



Оцени своё отношение к выполненной работе, раскрасив домик:

  • Всё получилось

  • Были сложности

  • Ничего не получилось



Укажите знак +, напротив фамилии участника группы, обозначив его вклад в решении проектной задачи.

Участники группы

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4













Заключение

Таким образом, проектно-исследовательская деятельность позволяет раскрыть индивидуальные способности детей младшего школьного возраста и дает им возможность приложить свои знания, принести пользу и публично показать достигнутый результат.

Проектно-исследовательская деятельность четко ориентирована на реальный практический результат. Во время работы, строятся новые отношения между учениками, а также между учителем и учащимися. Расширяется их образовательный кругозор, возрастает стойкий познавательный интерес.

Проектно-исследовательская деятельность помогает учащимся проявить себя с самой неожиданной стороны. У них есть возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты, а также умение самостоятельно добывать знания, что является очень существенным для организации процесса обучения в современной школе.









































СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «31» мая 2021 г. № 286) - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028, свободный.

  2. Воронцов А. Б. Проектная задача. /Журнал «Начальная школа» № 6/2007. https://nsc.1sept.ru/article.php?ID=200700608

  3. Малиновская Е.К. Статья: Структура, логика и оформление исследовательских работ учащихся. https://urok.1sept.ru/articles/210579

  4. Савенков А.И. Методические рекомендации по подготовке к Всероссийскому конкурсу исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я — ИССЛЕДОВАТЕЛЬ». — М.: Национальный книжный центр, 2016. — 48 с. (Библиотека журнала «Исследователь/ЯезеагсЬег».) ISBN 978-5-4441-0187-2

  5. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся / И. С. Сергеев. – 6-е изд. – М: АРКТИ, 2008. – 80 с









































ПРИЛОЖЕНИЕ



Приложение 1. «Детская исследовательская работа «Что такое плесень?»

СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ 3-4



ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 4-10

Что такое плесень? Чем она опасна? Полезная плесень?.................4-6

  1. Проведение опытов ……………………………………………………6-7





ЗАКЛЮЧЕНИЕ 8



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………………… 9
























ВЕДЕНИЕ


Однажды автор работы в подполье у бабушки увидела нечто желто-белое, пушистое, что покрыло весь угол дома. Дед объяснил, что это «грибок», или по-другому называется плесень. А бабушка повела автора работы в комнату, отодвинула кровать и показала на обоях серо- желтые пятнами. В связи с этим у автора работы возникло несколько вопросов. Что такое плесень? Где еще можно найти такую плесень? Как она появляется?

Н

Рисунок 1 Плесень на обоях

а эти вопросы и и попробуем ответить в своем исследовании.

Рисунок 2 Плесень в подполье



Актуальность темы: Плесень и грибки скрытно сопровождают человечество на протяжении всей его истории, а появилась она гораздо раньше самого человека. Несмотря на множество научных исследований, плесень остаётся одной из загадок, она до конца не изучена и появляется каждый раз в новом качестве.

Цель: изучение условий появления и развития плесени в домашних условиях.

Задачи:

  1. Узнать, что собой представляет плесень и как она появляется.

  2. Опытным путем изучить особенности появления и развития плесени.

  3. Сделать выводы.

Гипотеза: Предположим, плесень образуется на разных продуктах питания неодинаково.

Объект исследования: плесень

Предмет исследования: плесень на различных продуктах питания.

Методы исследования:

1. Изучение информационных источников по данной проблеме.

2. Проведение серии опытов с целью наблюдения за плесенью.

3. Анализ полученных результатов.

Продолжительность: 1 месяц

Место проведения опыта: домашние условия.

Оборудование и материалы: банки с томатной пастой и лечо, пакеты с хлебом и сыром: томатная паста в банке, белый и нарезка хлеб, сыр, лечо в банке.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ


  1. Что такое плесень? Чем она опасна? Полезная плесень?

Мы изучили несколько источников информации о плесени и выяснили следующее.

Плесень — это грибы, образующие характерные налёты на продуктах питания, фруктах, растительных остатках, обоях, коже и других предметах. Плесневые грибки распространены практически всюду. Они обнаруживаются, как в жилище человека, так во внешней среде. Плесень (плесневые грибки) - особое царство живой природы. Представители этого царства имеют сходства и различия как с бактериями, растениями, так и с животными. Плесень относится к классу грибов, которых насчитывается свыше 100.000 видов, включая шляпочные грибы, ржавчинные грибы и дрожжи.

Плесень образует подобные нитям клетки, называемые гифами. Когда гифы переплетаются между собой, образуется пушистый клубок нитей - мицелий. Это и есть то, что мы называем плесенью. Внешне плесень также может напоминать грязь или пятна, например, когда она образуется на стенах в ванной комнате между плитками кафеля и в подпольях [1].

Нам было интересно узнать, что в отличие от человека и животных, которые сначала проглатывают пищу, а затем переваривают её, у плесени часто всё происходит наоборот. Если органические молекулы слишком велики или их состав очень сложен, плесень выделяет пищеварительные ферменты, которые расщепляют молекулы на более простые, легко усвояемые организмом соединения. Поскольку плесень не может передвигаться в поисках пищи, она должна жить в самой пище. Другими словами, плесень не способна производить пищу для себя самостоятельно - так, как это делают зелёные растения, а потому учёные относят её к простейшим грибковым паразитическим растениям [2].

Мы выяснили, что в повседневной жизни плесень не представляет серьёзной угрозы для здоровья. Обычно от воздействия плесени страдают люди с заболеваниями дыхательных путей, такими, как астма; аллергики и те, кто по роду своей деятельности часто соприкасается с большим количеством плесени, например, фермеры. Наиболее уязвимы также маленькие дети и пожилые. Кроме того, многие плесневые грибы вырабатывают антибиотики, которые нашли применение в медицине.

Наиболее известен пенициллин. Первый антибиотик, то есть антимикробный препарат, полученный на основе продуктов жизнедеятельности микроорганизмов. Он был обнаружен на основе случайного открытия, что попадание в культуру бактерий плесневого грибка из внешней среды оказывает бактерицидное действие на культуру [2].

Самым интересным фактом, который нас поразил, было следующее. Оказывается, не всякий продукт, на котором поселились плесневые грибки, съедобен. Совсем иное дело – сыр с плесенью. Польза и вред такого изысканного кушанья известны немногим, поэтому и спрос на него у нас невысок. Не все решаются приобрести этот деликатес. Некоторых отпугивают его внешний вид и стоимость [3].



  1. Проведение опытов.

Нас заинтересовало, а в каких условиях плесень появляется и развивается быстрее, то есть факторы, которые влияют на появление и разрастание плесени, а также время, которое проходит с момента возникновения первых признаков плесени на продуктах до того, когда продукт покроется ею полностью и будет совершенно не пригодным для еды. Для этого мы провели несколько опытов.

Для опытов мы взяли: белый хлеб в пакете и без упаковки, лечо домашнее в банке и магазинную томатную пасту в банке. Из источников информации мы выяснили, что главным условием появления и роста плесени является влажность, повышенная температура воздуха и плохой воздухообмен: чем выше температура, тем появления и развития происходит быстрее. Поэтому мы поместили продукты в разные условия.

Опыт №1

В

Рисунок 3 Образование плесени на хлебе.

зяли 2 куска одинакового хлеба и полиэтиленовый пакет. Один кусок хлеба положили в пакет, другой оставили на столе. Через некоторое время в пакете появилась плесень. Такой хлеб нельзя есть и нельзя давать животным. А хлеб, который лежал на столе высох и превратился в сухарь, но остался пригодным в пищу.

Вывод: плесень образуется быстрее в закрытом пространстве.


Опыт № 2.

Для опыта взяли томат пасту и лечо домашнее в одинаковых банках. После вскрытия по банке томатной пасты и лечо поставили в холодильник, и по банке оставили в холодильнике:

На томате и лечо на свету и в тепле плесень появилась уже на пятый день, а в холодильнике только к концу второй недели. позднее всего, хотя условия были очень комфортные.

Вывод: плесень активно развивается при комнатной температуре. А в холодильнике продукты хранятся дольше.

П

Рисунок 5 Плесень на лечо

Рисунок 4 Плесень на томат пасте

роведя опыты, мы можем смело сказать, что плесень появляется, если имеются такие факторы как тепло, влага и нет проветривания. Плесень начинает, быстро расти, если появилась питательная среда для образования грибка.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе проведённого исследования, мы узнали, что собой представляет плесень и как она появляется.

Изучили особенности появления и развития плесени.

Наблюдали за развитием плесени в домашних условиях.

Таким образом. Все задачи исследования были решены, цели мы достигли. Гипотезу о том, что плесень образуется на разных продуктах питания неодинаково, подтвердили. Плесень развивается в тёплых влажных местах, которые плохо проветриваемые.





СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Плесень и полезна, и вредна http://www.med2.ru/story.php?id=28243

  2. Полезные и вредные свойства плесени http://biofile.ru/bio/5973.html

  3. Плесень и вред и польза и вред http://polza-ili-vred.ru/plesen-i-vred-i-pol-za-i-vred.html













Приложение 2. Фотографии проведения фрагмента исследовательской работы в модельной ситуации

























Приложение 3. Материалы для проведения проектной задачи «Школьная история»

Приложение 1.

_____ год — это время крещения Руси и зарождения школьного образования.

Князь Владимир Святославович издаёт указ: дети бояр должны учиться книжному делу. Так появилась школа под названием «________________». Там учеников делили на небольшие группы, и в каждой был свой учитель грамоты и чтения.

Впоследствии первые учебные заведения открылись при монастырях в Киеве, Новгороде, Смоленске, Суздале и Курске. Учителями были монахи, а программу утверждал сам князь Владимир.

Спустя столетие, в 1086 году, Анна Всеволодовна, сестра Владимира Мономаха, открыла первое женское училище при церкви, где девочки из зажиточного населения обучались грамоте, чтению и пению.



Приложение 2.

Традиции раздельного обучения России

История раздельного обучения девочек и мальчиков берёт начало в царские времена. Основной принцип раздельного обучениям в дореволюционной России — женщинам и мужчинам необходимы разные знания для продуктивного пребывания в обществе. поэтому девушка – это будущая жена и мать, которая умеет вести домашнее хозяйство.

Девушек готовили к замужеству и материнству. Они изучали иностранные языки, брали уроки словесности. Будущие жёны занимались рукоделием, танцам. Учились вести домашнее хозяйство. Считалось, что у девушек есть трудности в изучении точных и технических наук, так что надобности в их изучении никто не видел.

А вот юношам представляли более широкий спектр дисциплин, считая их способными к овладению техническим наукам. Мужчины имели возможность обучаться в высших учебных заведениях.

После революции и закрепления всеобщего равенства конституционно, раздельные школы сменились смешанными. Главной целью образования было формирование дружбы и товарищества между девочками и мальчиками. Однополые классы были отменены.

В 1943 году раздельное обучение мальчиков и девочек в некоторых городах страны было восстановлено.

Основным в образовании девушек стал образ матери, а в мужском – защитника Отечества. Политики ожидали, что и девушки, и юноши будут добросовестно трудиться на благо Родины. Девушки в школе изучали педагогику, стенографию, занимались рукоделием, а в мужских школах много времени занимались допризывной и физической подготовкой.

В 1954 году советская школа стала вновь смешанной. Современные попытки раздельного обучения наблюдались в 90 годы 20 века.

Современное раздельное обучение мальчиков и девочек заключается в том, что мальчики и девочки учатся в разных классах, но в одном учебном заведении. Базовые предметы одинаковы для мальчиков и девочек, но есть несколько дисциплин, которые входят в вариативную часть.



Приложении 3.

Современная школа

Школа для многих детей – второй дом, ведь здесь приходится проводить полдня, а ученики начальных классов могут ещё и на продленку оставаться. Современная школа отличается от школы советского времени наличием компьютерных технологий. Сейчас у школьников есть электронные дневники, в классах появилось больше нового оборудования, домашние задания стало выполнять легче благодаря вездесущему интернету. Современные школьники, конечно, более продвинутые, чем ученики в школах прошлого столетия. Но я думаю, что и нагрузка в современной системе образования стала намного больше. Например, младшим школьникам порой задают такие задания, решить которые не могут даже их родители. Детям уже в начальных классах задают много заданий, поэтому у них уходит много свободного времени на их выполнение. Получается, что у детей с поступлением в школу быстро заканчивается детство, появляется ответственность за свои успехи в школе, за своё поведение на уроках.

Несмотря на то, что в современном мире появилось много новой техники, – ни один робот и ни один компьютер всё равно не сможет заменить живого учителя, предающего детям свои знания. Я считаю, что современная школа отличается от школ советского времени только тем, что процесс обучения в ней стал более совершенным, в нём стало использоваться больше электронной техники, с помощью которой ученикам показывают слайды, обучающие фильмы, презентации. И сами школьники используют компьютеры в своём обучении, получают в интернете необходимую информацию, печатают рефераты в компьютерных программах. Многие работы, которые раньше сдавались в бумажном виде, теперь сдаются в печатном варианте. Различная информация передаётся друг другу на флэш носителях и на дисках, даже шпаргалки многие школьники распечатывают с помощью принтера. В целом же школа так и осталась школой со строгими учителями, с классным руководителем, с переменами, каникулами и оценками!



Приложение 4.

«Гимназия № 7. Как всё начиналось…»

В Красноярск во время войны эвакуировалось много предприятий из европейской части страны. Многие переезжали вместе с семьями, с детьми, а детей надо было учить. Вскоре приняли решение открыть на правом берегу Енисея новую школу в 1942 году. Эта школа получила № 15 и стала женской средней. Располагалась она на Проспекте красноярский рабочий в здании нынешней аптеки №91. Первым директором новой школы стала Степанова Ольга Васильевна, эвакуированная из Ленинграда. Помещений не хватало, занятия проходили в три смены. В 1944 году на место директора пришла Кужель Елена Павловна. С окончанием войну, школа перешла в другое помещение в здание УПК Ленинского района, где произошло объединение 15 женской и 48 мужской школы. С 1947 года школу возглавила Лихачева Татьяна Николаевна, именно при ней школа получает своё собственное здание, построенное 1952 году. В те годы существовал школьный хор, составленный практически из всех классов, который был хорошо известен в нашем районе. Традиция хорового пения сохранилась в гимназии до сегодняшнего дня.

Гордостью школы были цветники, превратившие двор школы в оранжерею и сегодня учителя биологии кропотливо вместе с ребятами, украшают наш школьный двор. При школе был опытный участок, где производились эксперименты по скрещиванию растений. Перед фасадом гимназии пятьдесят лет назад был фонтан, в который весной запускали рыбок. Примечательной особенностью был в кабинете биологии живой уголок, где жили лисичка, заяц, птички, мышки, рыбки. При новом директоре Медведеве Евгении Васильевиче в конце 50-х годов было завершено строительство спортивного зала и школьных мастерских. За достижения в учебе, работе и спорте школа была награждена грамотами Министерства просвещения СССР. В 1962 году нашу школу принимает Елизавета Ефремовна, в те годы большой популярностью пользовались вечера «За честь школы», «За честь класса». До сегодняшнего дня эта традиция сохраняется, и в конце учебного года подводятся итоги. Самые лучшие ученики получают почетный значок «за честь класса», «За честь Гимназии». Запомнились поезда «Здоровье», когда вся школа выезжала в лес на отдых.

В это же время зародилась традиция 1 февраля проводить вечер встречи с выпускниками. С 1985 года должность директора занимал Андреев Валерий Михайлович. При нём к зданию школы присоединилось здание нынешней начальной школы, тогда школы Рабочей молодежи №6, открылась новая столовая. В трудные годы Толстикова Мария Васильевна собрала коллектив учителей, который из школы №15 создали Гимназию №7. 1990 году появились классы с углубленным изучением предметов, 1995 году школа №15 стала называться школой «с углубленным изучением предметов эстетического цикла и информатики». В 2000-х годах получила статус Гимназии. Школа прошла огромный путь от небольшой школы на окраине города до гимназии, получившей звание «Школа Века». С 2004 года руководителем гимназии является Литвинцева Люция Абрамовна – почетный работник общего образования Российской Федерации, заслеженный педагог Красноярского края, лауреат премии мэра города Красноярска. Сегодня Гимназия №7 – один из лидеров Красноярского образования.

Здесь обучается более 1000 учеников, трудятся более 100 педагогов и являются настоящими мастерами своего дело, много педагогов получили заслуженные награды за свою работу, в том числе и премией мэра города Красноярска. С 2009 года реализуется программа «От одаренности к успеху», позволяющая раскрыть самые разнообразные способности ребят. Гимназисты призеры и победители разных муниципальных региональных и всероссийских олимпиад, спортивных соревнований, творческих фестивалей и конкурсов. Среди выпускников Гимназии последних лет, Иванов Никита – лауреат премии мэра. Замятин Денис – стипендиат губернатора Красноярского края. Чернов Вадим – чемпион мира по хоккею с мячом среди юниоров. Кузин Данил – победитель многочисленных региональных и всероссийских конкуров. Зоркина Полина – лауреат премии главы ленинского района города Красноярска.



























Приложение 4. Материалы для проведения проектной задачи «Мой двор»

Приложение №1













Приложение№2























Приложение №3











15




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!