СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской работы с учениками начальной школы

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методических рекомендациях предложены описание методики организации исследовательской работы с учениками начальной школы. Даны методические рекомендации и требования по организации исследовательской работы в начальной школе, типичные ошибки, допускаемые руководителем учебно-исследовательской деятельностью детей, мониторинга исследовательской деятельности.

Методические рекомендации адресованы учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования детей, студентам специальности «Преподавание в начальных классах», родителям.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской работы с учениками начальной школы»



Министерство образования Красноярского края

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 имени М. Горького»



Селиванова Е. Н.

Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской работы с учениками начальной школы











Красноярск, 2023

Сборник составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Автор – составитель: Селиванова Е. Н., студентка 3 курса КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького» отделения «Преподавание в начальных классах»

Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской работы с учениками начальной школы/ Е. Н. Селиванова – Красноярск: КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького», 2023. – 35 с.



Аннотация

В методических рекомендациях предложены описание методики организации исследовательской работы с учениками начальной школы. Даны методические рекомендации и требования по организации исследовательской работы в начальной школе, типичные ошибки, допускаемые руководителем учебно-исследовательской деятельностью детей, мониторинга исследовательской деятельности.

Методические рекомендации адресованы учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования детей, студентам специальности «Преподавание в начальных классах», родителям.



Оглавление

Пояснительная записка 4

Раздел 1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании 5

1.1. Методические рекомендации при выборе темы исследовательской работы 8

1.2. Типичные ошибки при формулировании цели, задач и гипотезы исследовательской работы 10

1.3. Выбор методов исследования 13

1.4. Паспорт исследовательской работы 15

1.4.1. Паспорт исследования «Дикий газ» 16

1.4.2. Паспорт исследования «Удивительное свойство воды» 18

Раздел 2. Проектная деятельность 20

2.1. Назначение, специфика и структура проектной деятельности учащихся в современном начальном образовании 20

2.2. Проектные задачи 24

2.2.1. Проектная задача «Сбе₽ежения» 25

2.2.2. Проектная задача «Я. Друг. И как не допустить дыру в бюджете» 29

Заключение 33

Список рекомендуемой литературы 34

Приложение 1. Материалы для проведения исследования «Удивительное свойство воды» 35







Пояснительная записка



В связи с обновлением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО) планируемые результаты освоения программы начального образования были скорректированы.

Одной из выделенных групп методов в ФГОС НОО стала группа познавательных универсальных учебных действий (далее УУД), в которой определены базовые исследовательские действия.

Для того, чтобы осуществлять формирование планируемых результатов, учителю важно вводить новые методы и приемы работы с обучающимися. Одним из наиболее эффективных методов работы с обучающимися является исследовательская работа или деятельность.



Раздел 1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании

Исследовательской считается работа, направленная на получение новых знаний в той или иной области науки, техники, искусства объясняющая и предсказывающая факты и явления, дающая ответы на наиболее актуальные в данный момент вопросы, обнаруживающие противоречия, имеющие место в практике.

Исследовательская деятельность – это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля учебной деятельности, позволяющий трансформировать обучение в самообучение.

Собственную исследовательскую деятельность ребенка следует рассматривать, в первую очередь, как одно из основных направлений развития творческих способностей.

Посредством исследовательской работы у обучающихся происходит формирование не только базовых исследовательских действий, но и всей группы познавательных УУД, регулятивных УУД, коммуникативных УУД. Также, используя исследовательскую деятельность с обучающимися, работа может быть направлена на формирование предметных и личностных результатов, так как она углубляет знания обучающихся в определенной предметной области.

Структура исследовательской работы стандартна. В разработке, с которой начинается исследование, выделяют две основные части: методологическую и процедурную.

Необходимо выделить то, что надо изучить – проблему. Проблема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования. Проблему можно определить, используя прием сравнительного анализа.

Затем это надо назвать – тема. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности. Например, можно предложить обучающимся выбрать область, в которой они хотят работать: фантастическая, теоретическая, эмпирическая.

Необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать – это актуальность. Чтобы определить, почему эта проблема актуальна, можно опираться на жизненные ситуации, то есть то, что ученикам интересно изо дня в день.

В исследовательской работе должна быть сформулирована цель – какой результат предполагается получить. Сформулировать цель исследования ученикам может помочь учитель, задавая наводящие вопросы, либо воспользоваться приемом «Продолжи предложение».

В исследовании важно выделить гипотезу и защищаемые положения. Например, можно противопоставить несколько точек зрения.

После определения цели и гипотезы формулируются задачи исследования. Задачи показывают, что вы собираетесь делать. На данном этапе исследования можно использовать клише для составления задач, ключевые слова, либо же деформированные задачи, где обучающимся необходимо будет восставить их последовательность, задачи с лишними данными.

В работе должен присутствовать литературный обзор, т. е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении. На данном этапе обучающийся должен отразить, что ему известно, как данные исследуемые объекты или предметы изучены, опираясь на различных авторов, но он самостоятельно не изучал их. Чтобы усложнить работу, можно дать ученикам лишние источники информации, не относящиеся к данной работе, или, наоборот, облегчить и дать уже готовые источники информации.

Затем описывается методика исследования – это описание того, что и как делал автор исследования для доказательства справедливости выдвинутой гипотезы. Данную работу можно описать графически.

Далее представляются результаты исследования, то есть собственные данные, полученные в результате исследовательской деятельности. На данном этапе работы ученику необходимо создать какой-либо продукт. Продуктом могут выступать плакат, макет, таблица, схема и т.д.

Необходимо отметить новизну результатов, то есть какие результаты были получены впервые.

Чтобы не перегружать основную часть работы, первичный материал может выноситься в приложение.

И завершается работа выводами. В которых тезисно, по порядку выполнения задач, излагаются результаты исследования.

Следующий этап – доклад как закономерный итог выполнения исследовательской работы. Результаты работы представляются на конференции, публично.

Можно сделать вывод, что исследовательская деятельность предполагает активную познавательную позицию, связанную с поиском, осмысленной и творческой переработкой информации, личными и личностными открытиями, а также является одним из способов формирования универсальных учебных действий младших школьников.



1.1. Методические рекомендации при выборе темы исследовательской работы

Исследовательская работа должна иметь конкретную тему, которую обучающийся будет разворачивать на протяжении всего исследования. Формулировать тему собственной исследовательской работы необходимо непосредственно самому ученику. Выбирая тему самостоятельно, ученик сам определяет интересную и увлекательную для себя область изучения. В этом случае исследовательская работа будет носить самостоятельный характер, так как в работе ученик выполняет главную роль в исследовании.

В связи с этим можно выделить типичные ошибки учителей при формулировании темы исследовательской работы:

1. Учитель самостоятельно формулирует тему исследовательской работы, принуждает исследовать определенную область: необходимо дать обучающемуся возможность самостоятельно определить для себя интересную тему исследования, не навязать собственное мнение обучающемуся, а помочь ему определиться с темой, задавая уточняющие вопросы.

2. Определена тема, которая не имеет элемент оригинальности: ученику необходимо определить тему, которая будет неожиданной и оригинальной, так как выбранная тема влияет на содержание исследовательской работы, вызывает удивление и мотивацию у обучающегося на дальнейшую работу по исследованию.

3. Учитель не учитывает способности и интересы обучающегося: необходимо натолкнуть обучающегося на ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки.

4. Выбрана очень емкая тема исследования: тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро, так как при длительной работе у обучающегося утрачивается мотивация закончить исследовательскую работу.

Таким образом, чтобы исследовательская работа обучающегося имела самостоятельный характер, необходимо учитывать и не допускать ошибки при формулировании темы исследовательской работы, так как исследование – это самостоятельная деятельность обучающихся.



1.2. Типичные ошибки при формулировании цели, задач и гипотезы исследовательской работы

Поставить перед собой цель – это значит, сконцентрировать свое внимание и силы на том, чтобы ее достичь. Также цель исследовательской работы необходимо определить для того, чтобы ответить себе и другим на вопрос о том, зачем данное исследование проводится. Цель указывает на то, в каком направлении будет осуществляться деятельность.

Для того, чтобы достичь цель исследовательской работы, важно соблюдать следующие требования: цель должна быть измерима, достижима, конкретна.

Так как цель четко определяет направление деятельности, определены типичные ошибки при формулировании цели:

1) Цели исследования завышены. Цель должна быть краткосрочной, так как при ее формулировании необходимо опираться на такие параметры, как достигаемость, измеримость.

2) Несоответствие цели теме и проблеме исследования. Правильно подобранная цель является успешным решением определенной исследователем проблемы.

3) Неясность, неточность формулировки целей. Цель должна быть четко и конкретно сформулирована, так как цель определяет, что должно быть достигнуто.

Условием для реализации цели является постановка задач исследования. Задачи описывают основные шаги исследователя. Как правило, конкретизированные или более частные цели.

Выделим некоторые ошибки при формулировании задач исследовательской работы, которые стоит избегать:

1) Сформулировано большое количество задач исследования. Как правило, задач исследовательской работы не должно превышать 4 – 5 штук.

2) Не определен верный порядок задач. Необходимо создать последовательность выполнения операций с учётом их связи, сложности, времени выполнения, то есть выработать тактику достижения целей.

3) Задача дублирует цель исследовательской работы. Необходимо спланировать шаги достижения так, чтобы они отвечали цели исследования. Цель должна дробиться на более мелкие шаги для достижения результата.

Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения. Ответ на поставленную проблему достигается посредством умственной деятельности, протекающей в форме выдвижения догадок или гипотез. Для любого исследователя важно уметь задавать вопросы. Именно поэтому умение выдвигать гипотезу является одним из главных, базовых исследовательских умений.

Для того, чтобы верно сформулировать гипотезу исследования, стоит обратить внимание на типичные ошибки при формулировании гипотез:

1) Гипотеза не содержит предположение. Необходимо формулировать гипотезу так, чтобы она содержала в себе предположение, так как в исследовании она должна быть либо подтверждена, либо опровергнута.

2) Гипотеза включает в себя слишком много предположений. Как правило, гипотеза должна состоять из одного предположения, которое будет являться ответом на поставленную проблему.

3) Гипотеза сформулирована так, что ее невозможно проверить. Проверить гипотезу – значит, найти решение поставленной проблемы, именно поэтому важно формулировать гипотезу так, чтобы она была проверяема.

Таким образом, учитывая данные рекомендации по формулировании цели, задач и гипотезы исследовательской работы, то можно избежать вышеперечисленные ошибки, так как данные этапы являются важными компонентами в исследовательской работе и показателем успешности.



1.3. Выбор методов исследования

Этап выбора методов исследования – очень важный этап в исследовательской работе, так как правильный выбор метода повышает эффективность исследования. Для проверки гипотезы используют методы наблюдения и эксперимента.

Наблюдение включается во все виды деятельности и позволяет получить некоторую первичную информацию об объектах окружающего мира.

Для того, чтобы использование метода было продуктивным, выделим типичные ошибки:

1) Не определен план наблюдения. Наблюдение должно проводиться строго по плану, составленному исходя из задачи исследования, то есть наблюдение должно отвечать такому параметру, как планомерность.

2) Заранее не выбран способ фиксирования результатов наблюдения. Перед тем, как обучающие начнут наблюдение, необходимо спланировать способ фиксации результатов наблюдения и показатели наблюдения.

3) Данные наблюдения не фиксируются в протоколах или дневниках наблюдения/ запись не ведется в момент совершения наблюдаемых событий. В методике наблюдения одним из самых важных вопросов является регистрация (запись) наблюдаемых объектов. Основное требование к фиксации данных в том, чтобы запись велась на месте наблюдения в момент совершения наблюдаемых событий.

4) Наблюдение не является целенаправленным. Внимание наблюдателя должно фиксироваться только на интересующих объектах в рамках исследовательской работы.

Научный эксперимент является методом исследования, обеспечивающим научно-обоснованную проверку правильности сформулированной в начале исследования гипотезы. В отличие от наблюдения, эксперимент позволяет искусственно отделить изучаемое явление от других, целенаправленно изменять условия его проведения.

Выделим типичные ошибки использования метода эксперимента:

1) Не определены действия изучения. Необходимо составить рабочий план, где будут рассмотрены действия по подготовке и проведению эксперимента.

2) Эксперимент не предполагает ведения протокола. Эксперимент требует ведения протокола, в котором с помощью текста, символов, схем заносятся факты экспериментальной деятельности.

Можно сделать вывод о том, что к основным требованиям относят планирование и фиксация полученных результатов. При выборе методов исследования необходимо соблюдать требования, которые позволят обучающимся простроить работу так, чтобы уровень качественности и продуктивности не уменьшался.



1.4. Паспорт исследовательской работы

В пунктах 1.4.1 и 1.4.2 представлены паспорта исследований, которые можно использовать при организации исследовательской работы. В данных паспортах исследования продемонстрирован образец формулирования темы, цели, задач, гипотезы исследовательской работы, а также выбор методов исследования.

В приложении 1 можно ознакомиться с таблицей для фиксации результатов исследования, представленного в п. 1.4.2.



1.4.1. Паспорт исследования «Дикий газ»

Разработчики: Селиванова Е. Н., Шиллер Л. А.

Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

«Дикий газ»

2

Актуальность исследования

Человеческому организму требуется для существования небольшое количество углекислого газа. Он контролирует скорость биения сердца и некоторые другие функции организма.

Зеленые растения поглощают углекислый газ из воздуха через поры в листьях. Растение, при этом, выделяет кислород. То есть растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ, а люди и животные вдыхают кислород и выдыхают углекислый газ. Это поддерживает постоянное количество кислорода и углекислого газа в воздухе. Кислород вырабатывается только растениями.

Интересно, а какими способами можно получить углекислый газ?

3

Проблема исследования

Какими способами можно получить углекислый газ?

4

Объект исследования

Углекислый газ

5

Цель исследования

Изучение способов получения углекислого газа

6

Задачи исследования

1. изучить научную литературу об углекислом газе;

2. найти эксперименты, с помощью которых можно получить углекислый газ;

3. провести эксперименты на получение углекислого газа;

4. сделать выводы: доказать или опровергнуть гипотезу.

7

Гипотеза исследования

Мы предполагаем, что углекислый газ можно получить, не только выдыхая его

8

Методы исследования

Анализ, наблюдение, эксперимент

9

Тип исследования (по продолжительности)

Экспресс-исследование

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

1. Теоретический. Изучение научной литературы о свойствах углекислого газа.

2. Практический. Проведение экспериментов для изучения способов получения углекислого газа.

Эксперимент №1. В пластиковую бутылку наливаем уксус (примерно 50 мл). Через воронку засыпаем в эту ёмкость 2-3 чайных ложки соды.

Надеваем шарик на горлышко бутылки, и он начинает медленно надуваться.

В результате взаимодействия соды и уксуса выделяется углекислый газ, который и наполняет шар.

Эксперимент №2. Школьный мел залить уксусной кислотой. В результате этого эксперимента выделяется углекислый газ.

3. Заключительный. Подведение итогов работы, подтверждение или опровержение гипотезы.

11

Оборудование для проведения исследования

3 стакана, 3 воронки, 6 пар перчаток, 6 масок, 3 бутылки, 3 воздушных шара, уксусная кислота, мел, сода.

12

Продукт исследования

Способы получения углекислого газа

13

Перспектива исследования

Способ тушения костра. В случае возгорания с силой потрясите закрытую емкость. Уксус и сода вступят в реакцию, которая будет проходить с бурным выделением углекислого газа. Откройте крышку и выплесните содержимое банки на огонь. Углекислый газ тут же потушит его.

14

Используемые источники

1. Большая детская энциклопедия М.: Махаон - с. 336, 2010 г

2. Детская энциклопедия Потому.ру// Что такое углекислый газ?

3. Светлана Лаврова: Занимательная химия – с. 128, 2016 г





1.4.2. Паспорт исследования «Удивительное свойство воды»

Разработчики: Орлова П. А., Абдорина И. Н.

Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема

«Удивительное свойство воды»

2

Актуальность исследования

Всем известна фраза «Вода – это жизнь». Вода до сих пор остается наиболее малоизученным веществом природы. Она – является «базой» для хорошей работы человеческого организма. Вода покрывает около 2/3 поверхности нашей планеты. Человеку необходима живая вода, так же, как и большинству животных, растений. Жизнь, как мы понимаем её, невозможна без воды. Хотя бы уже поэтому её можно считать волшебной.  Вода удивительна своими самыми обычными свойствами. И некоторые свойства нам предстоит рассмотреть. Известно, что вода является универсальным растворителем. Так ли это? Все ли вещества растворяются в воде? Все это послужило толчком к созданию данной работы, ответить на вышепоставленный вопрос. 

3

Проблема исследования

Все ли вещества растворяются в воде?

4

Объект исследования

Свойства воды.

5

Цель исследования

Исследовать воду и проверить свойство - растворимость. 

6

Задачи исследования

  1. изучить свойство воды: растворимость.

  2. провести эксперимент, который покажет свойство;

  3. провести сравнение растворимости жидкостей;

  4. подвести итог и оформить продукт.

7

Гипотеза исследования

Вода является растворителем всех веществ.

8

Методы исследования

  1. Анализ литературы.

  2. Эксперимент.

  3. Сравнение.

9

Тип исследования (по продолжительности)

Экспресс – исследование 

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

1. Теоретический:

  • анализ и изучение литературы.

2.Практический:

  • проведение эксперимента;

  • наблюдение и описание проведённых исследований;

  • продукт.

3. Заключительный: 

  • вывод, подведение итогов.

11

Оборудование для проведения исследования

1.прозрачная емкость (6 шт);

2.образцы веществ: вода, мёд, масло, краска;

3.карточки с критериями наблюдения.

12

Продукт исследования

Памятка “Вода - универсальный растворитель”

13

Перспектива исследования

Дальнейшее изучение свойств воды и их связи.

14

Используемые источники

  1. Вода и ее химические свойства https://moluch.ru/young/archive/23/1404/ 

  2. “Вода - самая важная жидкость на Земле” https://infourok.ru/nauchnaya-statya-na-temu-voda-samaya-vazhnaya-zhidkost-na-zemle-5549279.html 

  3. Что такое вода: агрегатное состояние воды https://vodasila.ru/o-vode/vsyo-o-vode-rol-na-planete-zemlya 





Раздел 2. Проектная деятельность 2.1. Назначение, специфика и структура проектной деятельности учащихся в современном начальном образовании

Развитие заинтересованности обучающихся в приобретении новых знаний является одной из основных задач педагогического процесса.

Младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность необходимо обязательно. Так как именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений.

Проект – это одна из форм исследовательской работы. Данное высказывание говорит о том, что проявление учебно-познавательной активности у обучающихся основано на достижении поставленной цели по созданию творческого продукта через выполнение последовательных действий с обязательной презентацией результата.

Существует несколько типов проектов. Рассмотрим их подробнее.

1. Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Форма продукта разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

2. Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов.

3. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, либо в Интернете; создание информационной среды класса или школы.

4. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

5. Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, обучающиеся берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания.

В начальной школе проектная деятельность имеет свою специфику. В силу своих возрастных особенностей учащиеся 1-2 классов могут осуществлять проектную деятельность только в групповой форме, поэтому целесообразно применение метода начинать в 3-4 классах в индивидуальной форме.

Разработка проекта – творчество для обучающихся, но зависит это творчество от многих внешних обстоятельств, часто никак не связанных с задачами бескорыстного поиска истины.

Работая с детьми над их проектами, необходимо ориентировать их не просто на поиск нового знания, а на решение реальных, вставших перед ними проблем. Обучающимся приходится учитывать массу обстоятельств, нередко находящихся далеко за пределами задачи поиска истины.

Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) - исследовательской, информационной, практической. Дальнейшая работа над проектом - это разрешение данной проблемы. Поиск социально значимой проблемы - одна из наиболее трудных организационных задач, которую приходится решать учителю-руководителю проекта вместе с учащимися.

Проектирование, в наиболее упрощенном виде, можно рассматривать как процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта, состояния). То есть в результате должен получится продукт, который будет являться решением социально-значимой проблемы.

Проектирование не так однозначно ориентировано на развитие креативности, но оно учит строгости и четкости в работе, умению планировать свои изыскания, формирует важное для жизни стремление - двигаться к намеченной цели.

Проектирование - это не творчество в полной мере, это творчество по плану, в определенных контролируемых рамках.

Метод проектов предполагает составление четкого плана проводимых изысканий, с неизбежностью требует ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы, выработку реальных гипотез, их проверку в соответствии с четким планом и т.п.

Изучив основные типы проектной деятельности и специфику ее организации можно перейти к структуре проектов.

1. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, то есть с проектирования самого проекта, в котором проблема должна иметь социальную значимость.

Наиболее важной частью плана является разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. Но некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до самого конца.

2. После определения проблемы, ученики приступают к формулировке гипотезы. Гипотеза должна быть реальной.

3. Далее происходит работы над темой, целью и задачами проекта. Они должны отражать четкую формулировку, план действий.

4. Выбор методов должен быть обоснован. Необходимо выбрать такие методы, которые позволят подтвердить или опровергнуть гипотезу.

5. Следовательно, работа над изучением материала. Поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.

6. Разработка продукта.

Результатом работы над проектом, то есть выходом проекта, является продукт. Это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.

Существует множество форм продукта: Web-сайт; Анализ данных социологического опроса; Атлас; Атрибуты несуществующего государства; Бизнес-план; Видеофильм; Видеоклип; Выставка; Газета; Действующая фирма; Журнал; Законопроект и т.д.

7. Презентация продукта.

Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Виды презентационных проектов могут быть различными: воплощение; деловая игра; демонстрация видеофильма; диалог исторических или литературных персонажей; защита на Ученом Совете; игра с залом и т.д.

Можно сказать, что проект – это "пять П": проблема + проектирование (планирование) + поиск информации + продукт + презентация. Шестое "П" проекта – это его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

Проект дает ученикам опыт деятельности, и поэтому незаменим. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что во взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям жизни.

Все это позволяет считать проектную деятельность одним из самых эффективных методов обучения на современном этапе развития образования.

2.2. Проектные задачи

Пункты 2.2.1 и 2.2.2 демонстрируют, как теоретическую часть можно перенести в практическую: в готовых проектных задачах можно пронаблюдать структуру, специфику. Данные проектные задачи могут быть использованы при организации проектной деятельности обучающихся, а также могут служить образцом для создания собственной проектной задачи.



2.2.1. Проектная задача «Сбе₽ежения»

Маша Рублева давно занимается бисероплетением. У неё есть аккаунт в инстаграме (запрещено в РФ), где она активно продает свои изделия. Маша хочет накопить деньги на профессиональную камеру, кольцевую лампу, чтобы снимать обучающие видеоролики по созданию изделий из бисера. Она хочет накопить всю сумму денег за 2 месяца.

Задание №1. Чтобы быстрее накопить деньги на камеру и кольцевую лампу, Маша решила сделать копилку и таблицу, на которой указано в каждой клетке определённое количество денег, которое необходимо вносить каждый день.

50

100

150

200

250

300

100

150

200

250

300

350

150

200

250

300

350

300

200

250

300

350

300

250

250

300

350

300

250

200

300

350

300

250

200

150

Сколько Маше необходимо накопить денег, чтобы купить профессиональную камеру и кольцевую лампу?

Задание №2. Маше дают родители карманные деньги в размере 400 рублей. Она собирается за компанию пойти в кино на фильм, который она уже видела. Маша может пойти в кино и потратить 100 рублей, а может и не пойти. Оставшиеся деньги она внесет в копилку. В кино или в магазине у нее есть выбор: купить поп-корн за 150 рублей или не покупать. На оставшиеся деньги Маша может поехать на автобусе за 36 рублей или на такси за 120 рублей. Сколько денег Маша положит в копилку?

Задание №3. Социальная сеть «Инстаграм» стала запрещена на территории РФ. Поэтому заработок Маши значительно уменьшился, поэтому она решила продавать свой товар на Авито.ру. По данной причине Маша создала свод потребностей покупателя за последний месяц, чтобы определить востребованность изготовляемого изделия.

Какое изделие принесет Маше больше дохода?

Название изделия

Стоимость, руб

Количество покупателей, чел

Браслет

150

2

Кулон

170

2

Кольцо

54

10

Колье

120

4

Сережки

90

6

Брошь

190

3

Сумка

500

1



Задание №4. У Маши на счету было 800 рублей. Она потратила в столовой 120 рублей. На телефон пришло СМС-сообщение: «Отправь на номер 8 – 800 – 555 – 35 – 35 в течение 10 минут 250 рублей, и эта сумма тебе вернется удвоенной». СМС-сообщение оказалось мошенничеством. Сколько на счету у Маши останется денег, если она отправит указанную в СМС сумму? Сколько, если не отправит?

Итоговое задание. Заполните таблицу.

Вопрос

Ответ

Сколько Маше необходимо накопить денег, чтобы купить профессиональную камеру и кольцевую лампу?


Сколько денег Маша положит в копилку со своих карманных денег?

Объясните свой ответ.


Какое изделие принесет Маше больше дохода?

Объясните свой выбор.


Сколько на счету у Маши останется денег, если она отправит указанную в СМС сумму?


Сколько на счету у Маши останется денег, если она не отправит указанную в СМС сумму?


Какие основные способы накопления денег вы выявили?


Определите цель проектной задачи «Сбе₽ежения»




Рефлексивная анкета (заполняется каждым участником по окончании работы в микрогруппе).


Поставь галочку на оценочной шкале:

1. Оцени, насколько интересной показалась тебе проектная задача «Сбе₽ежения».

0 (было совсем не интересно)

1 (1 задание показалось интересным)

2 (3 задания показались скучными)

3 (2 задания показались скучными)

4 (1 задание показалось скучным)

5 (все было интересно)


2. Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.

0 (все задания были легкие)

1 (некоторые моменты в заданиях показались сложными)

2 (1 задание показалось сложным)

3 (2 задания показались сложными)

4 (3 задания показались сложными)

5 (все задания были сложными)


3. Оцени свой вклад в решение проектной задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении заданий).

0 (я не работал с группой)

1 (я помог решить 1 задание)

2 (я помог решить 2 задания)

3 (я помог решить 3 задания)

4 (я помог решить 4 задания)

5 (я участвовал в решении всех заданий)

Что надо сделать, чтобы был показатель близился к максимальному? ____________________________________________________________________________________________________________________________________


4. Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.

0 (мы не смогли договориться в группе, поэтому не выполнили задания)

1 (мы часто ссорились, поэтому большинство заданий не выполнили)

2 (мы часто ссорились, но все равно выполнили задания)

3 (иногда не учитывали мою точку зрения или т.з. моего напарника)

4 (мы работали дружно, но иногда были разногласия)

5 (мы работали дружно и слаженно)

Что надо сделать, чтобы был показатель близился к максимальному? ____________________________________________________________________________________________________________________________________


5. Хотел бы ты работать еще раз в этой же группе? (обведи)

Да Нет

Почему? ______________________________________________________



2.2.2. Проектная задача «Я. Друг. И как не допустить дыру в бюджете»

К ребятам Маше и Антону приехал друг из другого города. И для них этот весенний полдень казался самым счастливым. Он никогда не был в Красноярске. Маше и Антону нужно показать ему места для развлечения и отдыха, но у них ограниченный бюджет – 1500 р.

Задание 1. Ребята решили отправиться со своим другом в кино. Из всей суммы они запланировали потратить 400 рублей, часть из которых должна быть потрачена на вкусный карамельный попкорн за 100 рублей. Посмотрите на афишу, скажите, на какой сеанс могли отправиться ребята?

Задание 2. После кинотеатра ребята собрались в кафе. Поблизости кафе не оказалось. Куда могут отправиться ребята, чтобы успеть полакомиться вкусным обедом до 16:00? По какому маршруту отправится ребятам, чтобы потратить наименьшее количество средств на проезд в автобусе, если проезд стоит 40 рублей?




Задание 3. На оставшуюся сумму денег ребята дружно отправились в парк прокатиться на карусели. На какие карусели можно приобрести билет так, чтобы Антон посетил два аттракциона, включая аттракцион «Родео»?

Парк работает с 12:00 до 18:00


Наименование

аттракциона


Количество


Цена


Время


Флайн-карусель

Один билет – одно место

250 рублей

15 минут

Колесо обозрения

Один билет – одно место

150 рублей

10 минут

Родео

Один билет – одно место

300 рублей

7 минут

Автодром


Машина – 2 места

180 рублей

25 минут

Лагуна

Один билет – одно место

100 рублей

30 минут



Перечисли аттракционы: ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Посчитайте, сколько времени и денег ребята потратят на посещение мест развлечений и отдыха, включая время на поход в кафе.

Место

Примерное время

Сумма



















Итоговое задание. Заполните таблицу.

Вопрос

Ответ

Останется ли какое-то количество денег у ребят после посещения всех мест?


На чем можно было минимизировать расходы?

Объясните свой ответ.


Сколько на счету останется денег у ребят, если исключить проезд на автобусе?


Какие основные способы накопления денег вы выявили?


Определите цель проектной задачи

«Я. Друг. И как не допустить дыру в бюджете»




Оцените свою деятельность (каждый ученик в микрогруппе оценивает отдельно).

1.

Оцени, насколько тебе показалась интересной проектная задача «Я. Друг. Дыра в бюджете»









- проектная задача оказалась очень интересной;



- интересны были только некоторые задания;



- задания были неинтересны




2.

Оцени, насколько сложно тебе было выполнять задания.









- было не трудно выполнять все задания;


- сложности возникли при выполнении некоторых заданий;



- задания оказались очень сложными.




3. Опишите действия группы при выполнении задания № 3:

1._________________________________________________________________2.________________________________________________________________

3._______________________________________________________________

4._______________________________________________________________



4.

Оцени, насколько слаженно вы работали в группе.

1

2

3

4

5

1


2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5





Заключение

В современном развивающемся информационном обществе нужны не столько знания, сколько умения добывать их и умение самостоятельно добытые знания применять во всевозможных ситуациях.

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ученика, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Проектно-исследовательская деятельность – это один из самых эффективных видов деятельности обучающихся, это самостоятельный поиск знаний, овладение основными правилами и действиями, творение того, чего ещё не было.

Она оказывает положительное влияние на развитие умственной активности и творческой самостоятельности и позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной интересующей нас проблемы и применять полученные знания на практике, то есть помогает обучающимся не только отработать навыки, но и соотнести школьные знания с процессами, происходящими в реальном мире.

При такой работе включаются практически все виды универсальных учебных действий. И только те знания, которые добыты исследовательским путём, становятся прочно усвоенными и осознанными.




Список рекомендуемой литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2021. – 31 с.

2. Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с. 

3. Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников. // Начальная школа №10/2006, С.8-12

4. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.

5. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2008. – 192 с.

6. Алексеев А.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся// Журнал «Исследовательская работа школьников» №1, 2002. С.24-34.

7. Кулакова Е.А. Развитие творческих способностей учащихся в процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общей редакцией к. пс. Н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006.



Приложение 1. Материалы для проведения исследования «Удивительное свойство воды»



Раствор

Растворимость

Осадок

Комментарий

1

Вода + масло + краски





2

Вода + мёд






3

Вода + мел









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!