СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельность в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельность в начальной школе»

Министерство образования Красноярского края

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»






Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы



















г. Красноярск, 2024















































Методические рекомендации составлены в соответствие с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта Начального Общего Образования.

Составители: Черепанова А. В. – студентка группы 21П-7 отделения «Преподавание в начальных классах».

«Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»



Аннотация

Данные методические рекомендации посвящены методике организации проектно-исследовательской работы с учениками начальной школы. В них изложены методические рекомендации и авторские разработки, предлагаемые педагогам начального общего образования, которые могут быть использованы для организации внеурочной или проектно-исследовательской работы с учениками начальной школы. В основе создания данных методических рекомендаций был использован опыт А.Б. Воронцова, К.Н. Поливановой, И.С. Сергеева, И.Р. Островской, Н.А. Семеновой, О.Г. Прохоровой, А.В. Леонтовича, А.В. Миронова и Н.В. Ракитницкой






















ОГЛАВЛЕНИЕ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

РАЗДЕЛ 1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура

    1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура

    2. Типичные ошибки при проведении исследования. Примеры ошибок в детских исследовательских работах

    3. Критерии оценивания детских исследовательских работ

    4. Паспорт исследования №1 «Вода - растворитель»

    5. Паспорт исследования №2 «Что такое почва?»

РАЗДЕЛ 2. Проектная деятельность

2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура

2.2. Проектная задача «Учимся считать деньги» для обучающихся 2 класса

2.3. Проектная задача «Впереди лето!» для обучающихся 2 класса

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ





















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность данных методических рекомендаций обоснована тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения выделено включение детей в проектную и исследовательскую деятельность. В связи с этим актуальным становится введение в учебный процесс проектной и исследовательской деятельности.

Современные развивающие программы начального образования включают проектную и исследовательскую деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Актуальность проектной и исследовательской деятельности также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научной деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Речь идет, во-первых, об универсальных учебных действиях, составляющих основу умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска и анализа информации. Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

Необходимо готовить учащихся начальных классов к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально-волевую сферу, создает условия для самостоятельной активности и сотрудничества.

Ведущее место среди методов обучения принадлежит проектной и

исследовательской деятельности. Ученик, работая над проектом или исследованием, проходит стадии планирования, анализа, синтеза, активной деятельности.

Работа над проектом, исследования должны проходить при целенаправленном педагогическом сопровождении. Педагогическое сопровождение предполагает:

высокий уровень консультирования в различных областях,

консультирование по оформлению работы, подготовки презентации и защиты работы;

- поддержка и поощрение инициативы и самодеятельности;

- создание условий для воплощения творческого замысла:

- поиск мест для представления полученного результата.

Актуальность методики проектной и исследовательской деятельности подтверждается авторитетным мнением учёных. Школа — это место для исследования окружающей жизни.

Савенков А.И. считает, что практика проведения учебных исследований с младшими школьниками может рассматриваться как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков.

Целью составления данных методических рекомендаций является оказание методической помощи педагогам начального общего образования.

Данные методические рекомендации являются особыми в сравнении с другими подобными разработками, существующими в данной области. В данном пособии раскрываются аспекты организации проектной деятельности младшего школьника. Представлены теоретические исследования, раскрывающие актуальность и содержание проектной деятельности, опыт конструирования исследовательских проектов как средства организации проектной деятельности младших школьников.


РАЗДЕЛ 1. Исследовательская работа

    1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура

Понятие исследовательской деятельности и способ организации учебно-воспитательного процесса на ее основе рассмотрены в ряде исследований психологов, философов и педагогов. Исследовательскую деятельность школьников изучали А.В. Леонтович, Е.В. Мещерова, П.И. Пидкасистый, В.И. Андреев, В.А. Далингер, И.Я. Лернер, Д.В. Вилькеев, А.И. Савенков, И.Д. Чечель и другие.

Рассмотрим несколько определений исследовательской деятельности.

Е.В. Ларькина считает, что исследовательская деятельность – это вся деятельность, продуктом которой является новое знание, новые методы получения нового знания или новые методы исследования объекта. Это система умственных действий, объединенных мотивом, и в совокупности обеспечивающих достижение цели исследования [10].

По мнению А.С. Обухова исследовательская деятельность – творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (двух личностей) по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которой является формирование мировоззрения [10].

Анализ определений исследовательской деятельности позволил нам понять под исследовательской деятельностью целенаправленный процесс, связанный с творчеством и направленный на получение личностью нового знания посредством решения исследовательской задачи. Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный, творческий продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде.

Исследовательская деятельность учащихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированная, исходя из принятых в науке традиций: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала. его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы [3].

К исследовательской деятельности новый стандарт ФГОС НОО предъявляет требования, которые отражены в разделе метапредметных результатов под пунктом «базовые исследовательские действия». Так же захватывает требования, связанные с работой с информацией, таким образом мы опираемся на пункт «Работы с информацией».

Основные требования:

- определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;

- с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;

- сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

- проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);

- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);

- прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

- выбирать источник получения информации;

- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;

- соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;

- анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;

- самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

Исходя из выделенных понятий и требования к исследовательской деятельности учащихся, можно выделить цель исследовательской деятельности в начальной школе - в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

Функция универсальных учебных действий заключается в обеспечении   обучающихся умением учиться.  Поэтому главной целью исследовательской работы является: формирование мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни в информационную эпоху [4].

Основными задачами исследовательской деятельности в начальной школе являются:

  • знакомство с проведением учебных исследований;

  • развитие творческой исследовательской активности;

  • стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам;

  • ознакомление с научной картиной мира;

  • вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс.

Существует два вида исследования: экспресс – исследования и долговременные исследования [4].

 Экспресс-исследование. Эта форма, организации предполагает массовое кратковременное участие детей разных по своему уровню развития. Дети оперативно проводят кратковременные исследования по предложенной педагогом тематике.

Долговременные исследования. Это форма индивидуальной работы или небольшой группы обучающихся, которая проходит определённый путь.

Выделяются пять этапов исследовательской деятельности:

  • выбор темы;

  • постановка цели и задач;

  • гипотеза исследования;

  • организация исследования;

  • подготовка к защите и защита работы.

Тема для исследовательской деятельности, может быть:

  • фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);

  •  экспериментальной;

  •  изобретательской;

  • теоретической.

Во время исследовательской деятельности учащихся проходит определенный путь, во время которого у учащегося формируются исследовательские умения:

  • умение выделять и ставить проблему (выбор темы исследования);

  • умение предлагать возможные варианты решения;

  • умение собирать материал;

  • умение делать обобщение;

  • умение готовить проект (доклад, макет и др.);

  • умение защищать проект.

Исследовательская работа может выполняться одним учеником или группой. Уровень трудностей и содержания должны превышать уровень учебного материала не менее чем на один класс. Ученик может и не интересоваться данным предметом, но исследовательской деятельностью занимается и она приносит определенную пользу. На ученика ложатся задачи наблюдения, описания и обобщения результатов работы, т.е. первичные действия. Материал должен быть доступен для исследования, и выполнение работы относительно простое [4].

Коснусь роли учителя в исследовательской деятельности. Учитель выполняет роль консультанта, подсказывает направления, редактирует текст. Привожу некоторые алгоритмы деятельности учителя по организации исследовательской деятельности:

  1. Создать положительную мотивацию к работе через постановку интересной проблемы.

  2. Совместное участие учителя и ученика в анализе проблемы.

  3. Ознакомление с методами исследования.

  4. Составление плана работы.

  5. Поиск противоречий.

  6. Промежуточный контроль и коррекция выполняемой работы.

  7. Предзащита работы.

  8. Окончательное оформление и защита работы.

 Для получения положительного результата детской исследовательской работы учителю необходимо дать позитивный настрой и показать перспективу обучающемуся. Учитель должен чутко и умело руководить исследовательской деятельностью своих учеников [2].

Большими помощниками в исследовательской работе являются родители. Какова роль родителей на каждом этапе исследовательской деятельности?

Этапы исследовательской деятельности:

    1. Выбор темы.

Помочь выбрать лучшую из тем, обосновать свой выбор.

    1. Выдвижение первоначальных идей.

Помочь ребенку выдвинуть как можно больше идей и записать их, а потом систематизировать.

    1. Сбор материала.

Родители могут посоветовать, дополнить список необходимых источников по теме исследования или исключить из него те, которые не совсем соответствуют выбранной теме. Источниками информации могут быть: опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, Интернет, а также книги и периодические издания.

    1. Обобщения материалов.

Родители могут помочь ребенку кратко изложить самое главное и рассказать об этом другим людям.

    1. Подготовка к защите проекта.

Родители могут помочь провести последнюю проверку перед презентацией, прорепетировать выступление, снять волнение ребенка перед выступлением.

В выводе хочется сказать, что исследовательская деятельность дает возможность осознать свою значимость, развивает познавательный интерес, любознательность, умению работать с информационными источниками, учит общению со сверстниками и единомышленниками, даёт возможность принимать участие в научных конференциях по исследовательской и проектной работе. Исследовательская практика ребенка – это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля учебной деятельности, позволяющий трансформировать обучение в самообучение [1].

 Собственную исследовательскую деятельность ребенка следует рассматривать, в первую очередь, как одно из основных направлений развития творческих способностей. Путей развития творческих способностей ребенка существует много, но собственная исследовательская деятельность один из самых эффективных. Умения и навыки исследования, самостоятельного постижения истины легко прививаются и переносятся в дальнейшем на все виды деятельности.


1.2. Типичные ошибки при проведении исследования. Примеры ошибок в детских исследовательских работах


Как выбрать тему исследования?

Существует несколько способов выбора темы:

- из жизненно-важных ситуаций, в которые попадает ребенок, вопросов

- из предложенных конкурсов различного уровня: школьных, городских, и т.д.:

- из предложений учителя (наименьшая степень самостоятельности)

Выбрать тему оказывается несложно, если точно знаешь, что интересует ребенка в данный момент, какая проблема волнует больше других. Для уточнения можно провести анкету:

  1. Что мне интересно больше всего?

  2. Чем я хочу заниматься в первую очередь (например, математикой или поэзией, астрономией или историей)?

  3. Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

  4. Что позволяет мне получать лучшие отметки в школе?

  5. Что из изученного в школе хотелось бы узнать глубже?

  6. Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?

Возможными являются и результаты исследования школьным психологом интересов и склонностей детей.

Все темы можно условно объединить в три группы:

Фантастические - темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;

Экспериментальные, эмпирические - темы, предлагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;

Теоретические - темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках: книгах, кинофильмах и др.

В ходе проведения экспериментальной работы было выделено несколько важных общих положений:

* Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его, нести в себе познавательный заряд.

* Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе.

* Натолкнуть ребенка на ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, - задача сложная, но без ее решения работа теряет смысл.

* Увлечь других может лишь тот, кто увлечен сам.

* Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычности.

Оригинальность в данном случае надо понимать не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.

*Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро [8].

Любое исследование начинается с выбора темы. Это важнейшая составляющая содержания. Именно поэтому надо очень внимательно подходить к формулировке темы, выбирать точные и правильные слова, понятия, термины. Вот наиболее распространённые ошибки, которые не дадут возможности работе стать настоящим исследованием:

1. Взята слишком узкая тема исследования.

(«Реалистические черты в рассказе «Бирюк», «Образ моря в элегии А.С. Пушкина «Погасло дневное светило»)

2. Тема исследования сформулирована слишком широко.

(«Культура Руси XII века», «Слово о полку Игореве» и литература», «Нравственные принципы В.А. Каверина», «Сцены дуэли в произведениях А.С. Пушкина» — темы по глубине и объёму соотносимы с научными монографиями.)

3. Тема не соответствует возрасту.

(«Непристойная лексика в переписке школьников на страницах Интернета» — 7 класс: как избежать типичных ошибок при организации исследовательской деятельности школьников Ирина Юрьевна Островская, учитель русского языка и литературы, методист гимназии № 528 Санкт-Петербурга, председатель жюри секции «Русский язык» конференции «Победители победителей») [5].

4. Отсутствие познавательного интереса учащихся к теме исследования или к исследовательской деятельности в целом.

(Как правило, эта проблема возникает или при навязывании неинтересной учащемуся темы, или при отсутствии у учащегося желания (способностей) к исследовательской деятельности.)

5. Тема содержит широкую интеграцию.

(«Исторические и литературные основы сюжета о кавказском пленнике в одноимённых произведениях А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, М.Ю. Лермонтова «Кавказский пленник» и В.С. Маканина «Кавказский пленный» — тема докторской диссертации интегрированного характера.)

6. Тема не является исследовательской, так как изучается школьной.

(«Проблемы образования и воспитания в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль», «Традиции сентиментализма в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза», «Загадки «Слова о полку Игореве»)

7. Некорректная формулировка темы исследования.

(«Пушкин и одиночество» (грамматическая ошибка: разнородные понятия оформлены как однородные без пояснения), «Сонет» (какая направленность в исследовании жанра выбрана в качестве темы?) [7].

Определение целей и задач исследований.

Определить цель исследования – значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы это исследование проводим. Цель указывает общее направление деятельности. Например, вы сформулировали тему «История чисел», а целью исследования будет изучение истории происхождения счёта, цифр.

Цель должна быть:

1. Конкретна, определяет результат деятельности.

2. Формулировка цели должна начинаться с глагола в неопределённой форме (например, создать, сформулировать..)

3. Достижима.

4. Измерима, контролируема, в отдельных случаях диагностируема.

5. Определена во времени, так как определены сроки проведения исследования.

Задача – это условие достижения цели, последовательность действий, шагов. Задачи описывают основные шаги исследователя.

Задачи – это, как правило, конкретизированные или более частные цели (цель, подобно вееру, развёртывается в комплекс взаимосвязанных задач). Задачи по отношению к цели выступают как самостоятельные «цели».

Технология формирования задач состоит в «расщеплении» цели на составляющие, одновременно в своей совокупности они дают представления о том, каким путём будет достигнута цель. Именно поэтому, задачи формулируются в виде перечисления (изучить, описать, сформулировать, установить) и, как правило, их не бывает более 4-5.

Выделяют классы задач:

1. Связанные с изучением теории: изучить состояние проблемы…, провести анализ…

2. Связанные с изучением состояния практики и проявлением предмета исследования: охарактеризовать …, описать опыт…, определить роль и место…

3. Связанные с созиданием новых теорий, идей, учений: разработать…, классифицировать…, систематизировать…, обобщить…, выявить…, подготовить.

4. Связанные с экспериментом: экспериментально проверить, изучить…

5. Разработанные на протяжении всего исследования методические рекомендательные материалы: рекомендации по использованию…, комплекс заданий…

Примером неправильной формулировки цели исследовательской работы могут послужить «живые» выдержки из работ:

Цель работы: «выделить основные виды литературных блогов; выделить основные особенности литературных блогов» (стилистика автора) [8].

Ошибка этой формулировки заключается в неточном выборе слов, что привело к несоответствию между тем, что заявлено, и тем, что сделано.

Цель работы: выявить эволюцию темы «маленького» человека.

Ошибка этой формулировки заключается в отсутствии конкретики. Слишком широкий замах при объёме работы в 17 страниц. Несоответствие поставленной цели, и выполненной работы привело к тому, что работа не была принята как исследование.

Чтобы не допустить подобных ошибок, следует детально проработать план исследования, наметить ключевые понятия, требующие проработки и пояснения, определить объем работы и методы, которые оптимально (при небольшом объёме дадут лучший результат) пригодны для данного исследования. Именно в формировании структуры сочинения основная роль отводится научному руководителю, так как выстроить исследование (особенно на ранних этапах работы) учащемуся самостоятельно практически нереально. Непонимание того, что должно получиться в итоге, может оттолкнуть молодых исследователей от работы, ослабить (или окончательно убить) научный интерес [7].

Формулирование гипотезы исследования.

Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения, то есть развёртывается следующая фаза мыслительного процесса – фаза решения проблемы. Как говорил, в связи с этим Г. Гегель, мысль «должна возвыситься над точкой зрения удивления, дабы действительно осознать свой объект» [9]. Ответ на поставленную проблему достигается посредством умственной деятельности, протекающей в форме выдвижения догадок или гипотез. Новое знание впервые осознаётся исследователем в форме гипотезы, последняя выступает необходимым и кульминационным моментом мыслительного процесса.

Умение выдвигать гипотезы, строить предположения – одно из главных, базовых умений исследователя. В этом процессе обязательно требуются оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества как решительность и смелость. Гипотезы рождаются как в результате логических рассуждений, так и в итоге интуитивного мышления [6].

Требования к гипотезе:

Она должна:

- содержать предположение

- быть проверяема, подтверждена

- быть логически непротиворечивой

- быть реально опровергаемая или доказуемая

После накопления значительного количества фактического материала рабочий вариант гипотезы уточняется, видоизменяется и приобретает вид окончательной научной гипотезы.

Ошибки:

 гипотеза не удовлетворяет основному требованию

 быть проверяемой и доказуемой;

 не содержит предположение;

 не соответствует фактам по теме исследования [12].

Примеры ошибок:

«Как увеличить срок хранения варенья?»

  1. Если варить варенье дольше, то оно будет лучше храниться.

  2. Попробую найти другой рецепт варенья, для которого требуется меньше сахара.

Как оформить исследовательскую работу?

Рассмотрим правила оформления основных структурных элементов научно-исследовательской работы.

Титульный лист (формат А4) является первой страницей рукописи и оформляется по определенным правилам.

В среднем поле указывается тема исследования. При этом она не заключается в кавычки и само слово «тема» не пишется, точка в конце не ставится.

Ниже, ближе к правому краю титульного листа указывается фамилия, имя, отчество исполнителя, класс в котором он учится.

После этих данных сведения о руководителе: ФИО полностью, место работы, должность. В нижнем поле указывается город год выполнения работы (без слова «год»).

Выбор размера и вида шрифта титульного листа не имеет принципиального значения.

Оглавление включает в себя указание на основные элементы работы: введение, главы, параграфы, заключение, список литературы (библиография), приложения; указывает страницы, с которых они начинаются.

Введение представляет собой наиболее ответственную часть исследовательского проекта, так как содержит в жатой форме все основные, фундаментальные положения работы в целом.

Введение должно включать в себя: актуальность проблемы исследования, цель, задачи, гипотезу (не всегда), методы исследования, этапы исследования, практическую значимость проекта.

Объем введения по отношению ко всей работе небольшой и обычно составляет 1-2 страницы [12].

Основная часть работы может содержать 2-3 главы.

Глава 1 содержит итоги анализа специальной литературы, теоретическое обоснование темы исследования. Обзор литературы по проблеме – часть работы, представляющая теоретическую основу исследовательского проекта.

В этой части приводятся все сведения, которые удалось собрать учащемуся по изучаемой теме. Это могут быть учебники, монографии, статьи из научно-популярных и специальных научных журналов, а также из Интернета. Описывая научные сведения, учащийся должен обязательно сделать ссылки на издания.

В этой части могут быть размещены рисунки и таблицы с указанием их автора. Объем этой части до 10 страниц.

Выводы по теоретической части должны содержать обобщение известных фактов по теме исследования, если есть, то статистические данные, подтверждающие масштаб проблемы, а так же степень изученности проблемы, так чтобы можно было показать актуальность и оригинальность работы учащегося.

Главы 2-3 описывают практические этапы работы, методы, которыми пользуется учащийся для достижения цели исследовательского проекта.

Практическая часть должна содержать данные, которые, учащийся сам получил в ходе наблюдения или исследования. Эти данные должны быть систематизированы в виде таблиц, графиков или рисунков и проанализированы на предмет выявления закономерности или тенденций.

Поощряется проведение статистической обработки собранных данных простыми и специальными методами. Целесообразно привести иллюстрированный материал. Выводы по практической части предоставляют основную ценность работы.

Главное требование к этой части – обоснованность выводов и заключений фактическим данным, полученным самим учащимся.

Заключение обычно составляет не больше 1-2 страниц. Основное требование к заключению: оно не должно дословно повторять выводы по главам.

В заключении формулируются наиболее общие выводы по результатам исследования и предлагаются рекомендации. Отмечается степень достижения цели, обозначаются перспективы дальнейших исследований.

Библиографический список по изученной теме литературы, интернет-сайтов должен быть представлен специальным образом. Наиболее удобен в исследовательской работе учащихся алфавитный (по алфавиту фамилий авторов или заглавиям книг) способ группировки источников. В список литературы входят все использованные в работе источники.

Приложение – это часть текста научного исследования, имеющая дополнительное (обычно справочное) значение, необходимое для более полного освещения темы.

Оно размещается после основного текста. По содержанию среди приложений различают копии документов, статистические материалы и т.п. По форме они представляют собой тексты, графики, карты, таблицы и др.

В оглавлении приложение оформляется в виде самостоятельной рубрики, со сквозной нумерацией страниц всего текста. Каждое приложение оформляется на отдельном листе и должно иметь заголовок в правом верхнем углу.

Общие правила оформления текста исследовательской работы.

 Объем ученической исследовательской работы должен быть не менее 15 страниц и не более 25 (не считая приложения).

 Текст печатается на одной стороне страницы.

 Текст должен быть выполнен в текстовом редакторе Microsoft Word, на бумаге формата А4. Поля - 2 см, основной текст - Times New Roman, кегль 14, полуторный интервал.

 Расположение текста на странице - по ширине, названия глав (разделов) выделены полужирным шрифтом, все страницы работы, начиная с титульного листа (на нем страницы не ставятся) нумеруются в правом нижнем углу страницы, либо внизу в центре страницы. Приложения должны быть пронумерованы в правом верхнем углу. 13

 При цитировании фрагмент текста, переписываемый в работу без изменения, заключается в кавычки. После цитаты в квадратных скобках указывается порядковый номер источника в списке литературы и страница печатной работы, где эта мысль сформулирована.

 Таблица должна иметь порядковый номер при сквозной нумерации всех таблиц работы. Слово «таблица» и присвоенный ей порядковый номер помещается в правом верхнем углу таблицы, а ниже дается ее заголовок.

 Все остальные средства наглядности (кроме таблиц) обозначаются как рисунки. Нумерация рисунков в работе тоже сквозная. Подпись рисунка дается под рисунком.

Типичные ошибки:

 Проект оформлен не в соответствии с требованиями, обозначенными в положении;

 Отсутствие или не всегда верное оформление ссылок и сносок;

 Оформление списка литературы и интернет-источников не соответствует требованиям.


1.3. Критерии оценивания детских исследовательских работ


Критерии оценки детских исследовательских работ


Количество баллов

1. Тема

Соответствие возрастным особенностям

0-1

0 – не соответствует

1 – соответствует

Тема актуальна для социума (актуальна ли?)

0-1

0 – не актуальна

1 - актуальна

Верно, сформулировано название темы

0-1

0 – не верно сформулирована

1 – верно сформулирована

2. Проблема

Проблема исследовательской работы соответствует теме

0-1

0 – не соответствует

1 – соответствует

Проблема исследовательской работы актуальна для социума

0-1

0 – не актуальна

1 – актуальна

3. Цель

Цель соответствует теме и содержанию исследовательской работы

0-2

0 – не соответствует

1 – частично соответствует

2 – полностью соответствует

4. Задачи

Задачи соответствуют теме, содержанию и цели исследовательской работы

0-3

0 – не соответствует

1 – соответствует частично

2 – полностью соответствует

Соответствие возрастным особенностям

0-1

0 – не соответствует

1 – соответствует

5. Гипотеза

Формулировка гипотезы соответствует теме исследовательской работы

0-1

0 – не соответствует

1 – соответствует

Описаны результаты гипотезы (доказана или опровергнута)

0-1

0 – не описаны

1 – описаны

6. Анализ литературы

Список литературы соответствует теме и содержанию исследовательской работы

0-1

0 – не соответствует

1 – соответствует

7. Методы

Методы исследования соответствуют содержанию исследовательской работы

0-1

0 – не соответствует

1 – соответствует

Методы соответствуют возрастным особенностям

0-1

0 – не соответствует

1 – соответствует

8. Выводы

Выводы представлены в конце каждой главы

0-2

0 – не представлены выводы в главах

1 – выводы представлены в главах частично

2 – выводы представлены в полной мере

Выводы сформулированы верно

0-1

0 – не верно сформулированы

1 – верно сформулированы

9. Структура и логика работы

Выдержана структура исследовательской работы

0-1

0 – не выдержана

1 – выдержана

Исследовательская работа написана в логической последовательности

0-1

0 – не имеет последовательности

1 – имеет последовательность

10. Представление данных

Данные полученные в ходе исследовательской работы верно оформлены (рисунки, фотографии, графики, диаграммы , таблицы и т.д.)

0-2

0 – не верно оформлены или не оформлены

1 – оформлены в виде фотографий, рисунков

2 – оформлены в виде диаграмм, схем и т.д.

11. Ошибки

Отсутствие грамматических, речевых и т.д. ошибок

0-2

0 – присутствует от 5 и более ошибок

1 – присутствует от 2 до 4 ошибок

2 – отсутствуют ошибки

12. Оформление работы

Выдержаны технические требования к оформлению исследовательской работы

0-1

0 – не выдержаны

1 - выдержаны


1.4. Паспорт исследования №1 «Вода - растворитель»

У каждой исследовательской работы должен быть свой паспорт. В нем отражается наиболее важная информация, которая для удобства помещена в таблицу. Для наглядности ниже представлен паспорт исследовательской работы. Данный паспорт является моей личной разработкой.

Паспорт разработали:

Ф. И. студента: Черепанова Анастасия студентка 3 курса группы 21П-7



Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

«Вода – растворитель»

2

Актуальность исследования

Вода и жизнь не отделимы друг от друга. Вода – это: передвижение (плоты, лодки, корабли); поддержание чистоты; движение машин, вырабатывающих электрический ток; переносит тепло по трубам; растворение красок, крашение кожи и ткани; изготовление бумаги, мыла, стекла, выпечка хлеба; полив растений и др.

Во многом человек зависит от такого свойства воды как способность растворять другие вещества. Поэтому изучить свойства воды как растворителя на опыте с другими веществами мне показалось очень интересным.

3

Проблема исследования

Низкий уровень знания о свойствах воды как растворителя.

Растворяет ли вода все вещества?

4

Объект исследования

Вода

5

Цель исследования

Для учителя: создание условий для формирования у обучающихся базовых исследовательских умений по средством проведения исследовательской работы по теме: «Вода-растворитель»

Для ученика: изучение свойства воды как растворителя на опыте с другими веществами (соль, сахар, мука, камень)

6

Задачи исследования

- изучить литературу по теме исследования

- провести опыты по изучению свойства воды как растворителя

-проанализировать и обобщить результаты исследования.

7

Гипотеза исследования

Может ли вода растворять некоторые вещества (соль, сахар, мука, камень)?

8

Методы исследования

Теоретические:

- анализ литературы по теме исследования.

Практические:

- Опыт (наблюдение)

- обобщение результатов исследования

9

Тип исследования

По продолжительности: краткосрочный

По организационной форме: индивидуальный

По содержанию: моно

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

1. Подготовительный: выбор темы, определение целей и задач исследования, выбор методов исследования.

2. Теоретический: собрать методическую литературу о свойстве воды как растворителя, собрать материалы для проведения исследования, проанализировать теоретические материалы.

3. Практический: подготовить предмет исследования, подготовить средства для проведения опыта, провести опыт (наблюдение).

4. Аналитический: анализ опыта, подведение выводов по теме исследования.

5. Презентационный: подготовка презентации для выступления, выступление с исследованием.

6. Рефлексивный: обсуждение трудностей, анализ проделанной в ходе исследования работы, самоанализ.

11

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Опыт №1 – вода + соль

Возьмем стакан с водой комнатной температуры добавим туда чайную ложку соли и перемешаем.

Соль растворяется.

Вывод: вода растворитель.

Заполняем лист наблюдения.

Опыт №2 – вода + сахар

Возьмем стакан с водой комнатной температуры добавим туда чайную ложку сахара и перемешаем.

Сахар растворяется

Вывод: вода растворитель.

Заполняем лист наблюдения.

Опыт №3 – вода + мука

Возьмем стакан с водой комнатной температуры добавим туда чайную ложку муки и перемешаем.

муки растворяется.

Вывод: вода растворитель.

Заполняем лист наблюдения.

Опыт №3 – вода + мука

Возьмем стакан с водой комнатной температуры добавим туда один камень и перемешаем.

Камень не растворяется.

Вывод: вода не растворитель.

Заполняем лист наблюдения.



Записываем вывод

Подтверждаем гипотезу

11

Оборудование для проведения исследования

Вода, 4 стакана, ложка, соль, сахар, мука, камень.

12

Продукт исследования

Лист наблюдения

13

Перспектива исследования

Знания о свойстве воды как растворителя можно использовать на уроках окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства и технологии, во внеклассной работе. Изучение данной проблемы обогащает словарный запас и способствует овладению научными знаниями.

14

Используемые источники

https://go.11klasov.net/20460-okruzhajuschij-mir-3-klass-uchebnik-v-2-h-chastjah-pleshakov-aa.html - учебник по окружающему миру



1.5 Паспорт исследования №2 «Что такое почва?»

Данный паспорт является личной разработкой моей одногруппницы.

Паспорт разработала:

Филина А. Р.



Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

«Что такое почва?»

2

Актуальность исследования

Почва – это верхний плодородный слой Земли. ……

3

Проблема исследования

Что такое почва? Какой состав почвы?

4

Объект исследования

Почва – это верхний плодородный слой Земли. По статистическим данным она занимает всего 1/10 от всей поверхности Земли, остальное занимают ледники, озера, горы. Исходя из этого у меня появился вопрос, что особенного в такой маленькой частичке суши, из чего она состоит?

5

Цель исследования

Для учителя: организовать деятельность обучающихся 3 класса по формированию базовых исследовательских умений посредством исследовательской работы «Что такое почва?».

Для ученика: узнать, что такое почва и какой ее состав.

6

Задачи исследования

Для ученика:

  1. изучить литературу по теме исследования;

  2. провести опыты по изучению состава почвы (из учебника окружающего мира);

  3. проанализировать и обобщить результаты исследования.

  4. Лист …

7

Гипотеза исследования

Предположим, что почва состоит из воздуха, воды, глины и песка.

8

Методы исследования

Теоретические:

  1. анализ и обобщение

  2. анализ литературы

Практические:

  1. опыт

9

Тип исследования

По продолжительности: краткосрочный

По организационной форме: групповой

По содержанию: монопредметный

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

  1. Подготовительный:

-постановка учебной проблемы (проблемная ситуация: учащимся предлагается просмотреть ряд картинок и подумать из скольких слоев состоит почва, что она в себе содержит, и почему она имеет такую структуру.

У учащихся возникнут противоречия - это и будет проблемой исследования).

- Подбор необходимой научной литературы вместе с учащимися.

Предлагаемый результат: У учащихся будет сформирована мотивация к изучению строения и особенностей почвы.

2. Теоретический:

Ученики: чтение и анализ информации по теме исследования в учебнике

– найти в подобранной литературе ответы по проблеме исследования (какое строение имеет почва и какими особенностями обладает);

–подготовка необходимого оборудования для проведения опыта.

Предполагаемый результат: понимание последовательности выполнения действий, предъявляемых к проведению подготовленных опытов.

3. Практический:

Учитель: оказывает помощь в проведении опытов

Ученики: выдвигают гипотезу; проводят опыты по выявлению состава почвы

4. Аналитический

После изучения литературы по теме исследования и проведения опытов обучающиеся опровергают/доказывают поставленную гипотезу и формулируют выводы о составе почвы. Оформляют плакат «Состав почвы».

5. Презентационный

Готовит речь для защиты исследовательской работы. Представляет свою работу с результатами проделанной работы. Отвечает на вопросы комиссии.

6. Рефлексивный

Осуществляет самоанализ проделанной работы, отмечает недостатки и хорошие стороны выполненной работы.

11

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Цель исследования: исследовать почву и ее состав.

Ход исследования:

3. Практический

Формулируют гипотезу. Проводят опыты по выявлению состава почвы.

Опыт №1. Почва содержит воздух.

Цель опыта: доказать, что почва содержит воздух.

Материалы и оборудование: стакан с почвой, стакан с водой.

Ход опыта:

– Возьмем стакан с водой и опустим туда 1 комочек почвы.
– Что вы видите? (Из почвы идут пузырьки).
– Какой вывод можно сделать? (В почве есть воздух)

–Для чего нужен воздух в почве? (Воздух помогает корням растений дышать)

– Помешайте воду в стакане палочкой и пока оставьте стакан.

– Запишем в тетрадь вывод «В почве есть воздух».

Вывод: в ходе работы мы убедились, в почве есть воздух. Воздух легче воды и поэтому поднимается на поверхность.

Опыт №2. Почва содержит воду.

Цель опыта: узнать, содержит ли почва воду.

Материалы и оборудование: почва, бумажная салфетка.

Ход опыта:

– Возьмём бумажную салфетку и положим на неё немного почвы. Сильно сожмём и аккуратно стряхнём почву.

– Что осталось на салфетке? (Вода)

– Для чего нужна вода в почве? (Вода необходима для жизни растений)

– Запишем в тетрадь вывод «В почве есть вода».

Вывод: в результате опыта мы убедились, в почве содержится вода.

Опыт № 3. Почва содержит песок и глину.

Цель опыта: доказать, содержит ли почва песок и глину.

Материалы и оборудование: стакан с водой, почва, стеклянная палочка.

Ход опыта:

– А сейчас давайте посмотрим, что произошло в стакане, куда мы бросили комочек почвы.
– Какая стала вода? (Мутная). 
– Это говорит о том, что некоторые вещества растворились, а некоторые нет?

– Что мы видим на поверхности воды? (Мусор, остатки листьев, насекомых) 
– Что вы видите на дне стакана? (На самом дне видны песчинки, глина)
– Какой вывод можно сделать? (В состав почвы входит песок и глина). Песок   хороший разрыхлитель. Глина хорошо удерживает воду.

– Запишем в тетрадь вывод «В почве есть песок и глина».

Вывод: в результате опыта мы убедились, что в почве содержится песок, глина и различный природный мусор.

11

Оборудование для проведения исследования

Вода, стаканы, салфетки, почва.

12

Продукт исследования

Лист исследования.


13

Перспектива исследования

Выступление в классе

14

Используемые источники

https://go.11klasov.net/20460-okruzhajuschij-mir-3-klass-uchebnik-v-2-h-chastjah-pleshakov-aa.html - учебник по окружающему миру

https://go.11klasov.net/5500-okruzhajuschij-mir-3-klass-rabochaja-tetrad-v-2-chastjah-pleshakov-aa.html - рабочая тетрадь по окружающему миру


РАЗДЕЛ 2. Проектная деятельность

2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура

Что такое проектная деятельность?

Проектная деятельность – это способ организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата и ориентирован на интерес, творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы (Г.К. Селевко) [13].

Кроме того, в целом ряде работ отмечается необходимость системности в использовании активных методов, постепенного увеличения степени детской самостоятельности в учебно-познавательной деятельности и уменьшении различных видов учительской помощи. Все это, безусловно, относится к применению проектного метода в начальной школе. Проектная деятельность занимает важное место в современном начальном образовании. Она направлена на развитие личности ребенка, его творческих способностей, и достижения универсальных учебных действий. Но перед внедрением проектной деятельности в образовательный процесс, необходимо подготовить школьников к ней. Для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима еще и особая готовность, “зрелость”, заключающаяся в следующем.

Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:

- умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий);

- умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);

- умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано, его доказывать);

- умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение) [13].

Данные умения формируются с первых дней ребенка в школе, когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях “открывают” и доступно для себя формулируют необходимые “Правила общения”, регулирующие как внешнюю сторону, построение высказываний, так и внутреннюю сторону, содержание высказываний.

Во-вторых, вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, определенная “интеллектуальная зрелость”. Прежде всего, имеется в виду сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя:

- развитие аналитико-синтетических действий;

- сформированность алгоритма сравнительного анализа;

- умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;

- возможность выделять общий способ действий;

- перенос общего способа действий на другие учебные задачи.

При этом качественными характеристиками развития всех составляющих обобщенности умственных действий у учащихся начальной школы являются широта, мера самостоятельности и обоснованность.

Показатели готовности обучающихся к проектной деятельности

Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10 лет, а также беря во внимание опыт работы, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения. В связи с этим необходимо рассмотреть особенности и варианты организации метода проектов с детьми младшего школьного возраста.

По мнению многих отечественных психологов и педагогов (В.В.Давыдов, А.К.Дусавицкий, Д.Г.Левитес, В.В.Репкин, Г.А.Цукерман, Д.Б.Эльконин и др.), эффективность использования того или иного развивающего активного метода, к которым в полной мере относится и проектный, во многом обусловлена позицией учителя, его направленностью на создание личностно-ориентированного педагогического пространства, демократическим стилем общения, диалоговыми формами взаимодействия с детьми. Также в психолого-педагогической литературе неоднократно подчеркивается, что “существенным условием для выбора учителем наиболее эффективных методов, оптимизирующих преподавание, является знание реальных возможностей учащихся, развития их интеллекта воли, мотивов”. Кроме того, в целом ряде работ отмечается необходимость системности в использовании активных методов, постепенного увеличения степени детской самостоятельности в учебно-познавательной деятельности и уменьшении различных видов учительской помощи. Все это, безусловно, относится к применению проектного метода в начальной школе.

Виды проектной деятельности

1.Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

2.Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

3.Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

4.Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

5.Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

Требования к проектной деятельности

Работа по методу проектов - это относительно высокий уро­вень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию учителя. Если большинство общеизвест­ных методов обучения требуют наличия лишь традиционных ком­понентов учебного процесса - учителя, ученика (или группы учени­ков) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требо­вания к учебному проекту - совершенно особые.

1. Необходимо наличие социально значимой задачи (пробле­мы) - исследовательской, информационной, практической.

Поиск социально значимой проблемы - одна из наиболее труд­ных организационных задач, которую приходится решать учителю-ру­ководителю проекта вместе с учащимися - проектантами.

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами — с проектирования са­мого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации.

3. Каждый проект обязательно требует исследовательской рабо­ты учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельнос­ти - поиск информации, которая затем будет обработана, осмыс­лена и представлена участниками проектной группы.

4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое раз­работали участники проектной группы для разрешения поставлен­ной проблемы.

5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказ­чику и (или) представителям общественности, и представлен до­статочно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Формы продуктов проектной деятельности

Выбор формы продукта проектной деятельности важная организационная задача участников проекта. От ее решения в зна​чительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта - презентабельной и убедительной, а предложенные решения - полезными для решения выбран​ной социально значимой проблемы.

Иногда бывает, что вид продукта сразу обозначен в самой теме про​екта. Но чаще всего выбор продукта - не​простая творческая задача.

Приведем перечень (далеко не полный!) возможных выходов про​ектной деятельности:

Web-сайт;​ Анализ данных социологического опроса; Атрибуты несуществующего государства; Видеоклип; Выставка; Газета; Игра; Карта; Коллекция; Макет; Модель; Оформление кабинета; Путеводитель; Серия иллюстрации; Сказка.

Отличие проекта от исследования

В сфере образования присутствует определенная путаница в отношении понятий «исследование» и «проектирование». Го­ворят о деятельности: проектной, исследовательской, проектно­-исследовательской, проектной и исследовательской и др. Рассмотрим, что такое проект и как он соотносится с исследованием.

Исследование – деятельность, направленная на получение новых знаний о существующем в окружающем мире объекте или явлении [11]. Результат исследования заранее неизвестен, поэтому его цель и ставится соответственно – определить, изучить, получить данные. При этом практическая применимость полученных знаний не имеет определяющего значения.

Проект направлен на со­здание того, чего еще не существует (например, создание нового здания, компьютерной программы, социального эффекта и т. д.) и пред­полагает наличие проектного замысла, который достигается в процессе его реализации. Поэтому цель проекта формулируется соответственно – создать, построить, достичь. При построении структуры работы необходимо помнить, что она должна соответ­ствовать проектной логике.

И проектирование, и исследование являются главными «взрос­лыми» средствами производства в науке, технике, социальной жиз­ни, изначально не очень приспособленными к задачам образователь­ной практики. Именно поэтому любые методики в этой области при переносе в образовательные учреждения должны быть адаптированы и приспособлены для работы с учащимися конкретного возраста и уровня способностей [14].

Проектирование и исследование тесно переплетены. Ни одна исследовательская задача не может быть до конца решена без применения технологии проектирования – последовательного движения к поставленной цели [3].

Уяснение учащимися разницы между проектом и исследованием является очень важным, поскольку качество работ, выполненных в этих двух жанрах, оценивается по разным критериям.      

Оценивая, важно различать проектные работы, где исследование выступает средством обоснования необходимости реализации проектного замысла, и исследовательские, где проектирование выступает средством построения процесса исследования, необходимого для достижения конечного результата – подтверждения или опровержения выдвинутой гипотезы.


Деятельность учителя и учащегося в процессе выполнения исследования или проекта

Учащийся

Учитель

Исследовательская деятельность, потому что личная мотивация связана с получением объективно новых знаний об объекте своего исследования

Проектная деятельность, потому что смысл этой деятельности за­ключается в достижении главной цели образования – повышения качества образования учащегося

Научный подход к деятельности, потому что критерием качества исследования является его объ­ективность, т. е. принципиальная воспроизводимость результата

Научно-организационный подход, потому что главный смысл дея­тельности сводится к созданию условий, раскрывающих иссле­довательские способности уча­щегося

Поэтому нужно хорошо понимать, что руководитель занимается педагогическим проектированием, а именно разра­боткой средств — программы, индивидуального плана работы с учеником, конкретных мероприятий, итоги которого дадут об­разовательный результат. Столь строгое разграничение является дидактической схемой.

Умения и навыки, получаемые учащимися при выполнении проектных и исследовательских работ

Проект

Исследование

Умение целенаправленно про­двигаться к заранее намеченной цели, уверенно преодолевать мешающие и тормозящие обсто­ятельства

Максимально вдумчиво про­верять результаты наблюдений и экспериментов, не подтвер­ждающих заранее выдвинутую гипотезу

Оценивать успешность выполне­ния проекта по максимальному соответствию реальной и плани­ровавшейся деятельности

Оценивать успешность выпол­нения исследования по степени достоверности полученных ре­зультатов

Умение максимально широко использовать и рекламировать результат проекта. Осознавать ценность полностью завершенно­го проекта

Замечать, запоминать и следить за «второстепенными» наблюде­ниями, понимая, что это мате­риал для будущих исследований


2.2. Проектная задача «Учимся считать деньги» для обучающихся 2 класса

Название: учимся считать деньги

Предмет: межпредметность (литературное чтение, математика, окружающий мир, русский язык)

Класс: 2 класс

Место проектной задачи в образовательном процессе: 2 класс, 2 четверть.

Цель проектной задачи:

- Формировать навыки исследовательской деятельности, творческое воображение, образное и логическое мышление, внимание, устную и письменную речь.

- Формировать коммуникативные навыки посредством работы в группах.

- Введение учащихся в мир денег, формирование понятий: стоимость, цена, количество.

Планируемый результат:

- Усвоение учащимися предметного материала и способность применять его в нестандартных условиях.

- Умение работать сообща в малой группе.

- Умение создавать конечный продукт – коллаж с иллюстрированным рассказом для решения проектной задачи.

Форма оценивания: лист наблюдения по критериальной оценке (умение находить и использовать предметный материал в разных формах работы; правильность выполнения заданий; умение создавать иллюстрированный материал – коллаж; умение точно и полно излагать ход решения проектной задачи в процессе защиты; умение работать в группе.)

Замысел:

В качестве сюжета взята история брата и сестры. Выполняя посильные поручения по дому, ребята заработали и накопили некую сумму денег. В выходной день они решили совершить прогулку, где могут потратить накопленные деньги.

В рамках этого сюжета учащиеся должны выполнить ряд несложных заданий по учебным предметам. В процессе выполнения заданий дети должны обращаться к текстам, справочным материалам для получения необходимых данных.


Задание 1.

Окружающий мир

Отгадай ребус.

Открой учебник «Окружающий мир», 2 класс, 1 часть на стр. 110

Прочитай текст «Из истории денег»

Придумай свои вопросы по рассказу и задай своим одноклассникам.

Работа с тестом: выбери правильный ответ.


Исходя из прочитанного текста ответь на вопросы в тесте.


Вопрос:

Варианты ответа:

Где впервые появились бумажные деньги?

1) Россия

2) Китай

3) Египет

Из какого материала в наши дни не делают деньги?

1) Бумага

2) Дерево

3) Серебро

Без меня нет и рубля,
Хоть и маленькая я.
Наберёшь меня сто штук —
Вот и рубль, милый друг.

1) Копейка

2) Рубль

3) Алтын

Какую нашу валюту в давние времена «отсчитывали» топором?

1) Копейка

2) Рубль

3) Гривна


Задание 2.

Литературное чтение.

Прочитайте.


А тари – тари – тари!

Куплю Маше янтари:

Останутся деньги –

Куплю Марии серьги.

Останутся пятаки –

Куплю Маше башмаки.

Останутся грошики –

Куплю Маше ложки.

Останутся полушки –

Куплю Маше подушки.


Как вы думаете, к какому жанру устного народного творчества относится прочитанный текст?


Выбери слова, обозначающие старинные названия денег.

Найди в толковом словаре значения этих слов:

грош

полушка

- пятак


Задание 3.

Русский язык.

Вспомни и назови пословицы и поговорки про деньги.


- Уговор дороже денег.

- Копеечка рубль бережет.

- Деньги приходят и уходят, как вода.

- Деньги не люди, лишними не будут.

- Не в деньгах счастье.

- Последняя копейка ребром скачет.


Запиши пословицу. Подчеркни подлежащее и сказуемое.


Задание 4.

Математика.

Чего только не придумают Маша и Саша, чтобы заработать на карманные расходы. Вот какой листок повесили они на кухне.

 

Помогу стирать = 5 руб

Выполню поручение = 10 руб

Выгуляю собаку = 15 руб

Поглажу бельё = 30 руб

Помою машину = 30 руб

Прополю грядки = 5 руб

Уберусь в комнате = 2 руб

 

Всю неделю мама Маши и Саши отмечает выполненные задания. Как только работа закончена, она ставит галочку. Вот что получилось за одну неделю.


Задание

Маша

Саша

Стирка

^ ^ ^

^ ^

Поручения

^ ^

^ ^ ^

Собака

^

^ ^ ^

Глажка

^ ^

^

Машина

^

^

Сад

^

^

Уборка

^ ^

^ ^

А теперь посчитайте, что у них получилось.


Маша заработала ___________ руб., постирав носовые платки.

Саша заработал ____________ руб., выполнив поручения.

Маша погуляла с собакой и заработала __________ руб.

Саша заработал ___________ руб, убрав свою комнату.

Маша заработала 60 руб, _______________________________.

Саша заработал 45 руб., ________________________________.

Всего Маша заработала _________________ руб.

Всего заработал Саша __________________ руб.


Задание 5.

Посчитай сколько денег в копилке, после того как Маша и Саша сходили в магазин?

У Саши в копилке

________ руб

У Маши в копилке

________ руб


Копилка Саши:


Копилка Маши:


2.3. Проектная задача «Впереди лето!» для обучающихся 2 класса

Тип проектной задачи

Межпредметная (русский язык, окружающий мир, литературное чтение) проектная одновозрастная задача

Место проектной задачи в образовательном процессе

Проводится во 2 классе, 4 четверть

Дидактические цели проектной задачи

1. Комплексное использование освоенных языковых и естественнонаучных способов действий в модельной ситуации.

2. Сотрудничество учащихся в малых группах (коллективно-распределённая деятельность) при решении общей задачи.

Предметные знания и умения и метапредметные действия, на которые опирается задача

Предметные:

Окружающий мир:

− умение определять растения, грибы и насекомых с помощью

атласа - определителя и других справочных материалов;

− знание объектов природы, за которыми можно наблюдать летом.

Русский язык:

-умение правильно написать названия растений.

Литературное чтение:

-умение работать с разными видами текстовых заданий (загадки,

ребусы);

- умение создавать собственный текст для презентации конечного

«продукта».

Метапредметные:

- работа в малой группе (коммуникативная компетентность): организация работы, распределение заданий между участниками группы в соответствии с общей структурой задачи и возможностями участников, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль;

− работа с разными видами текстов, умение выделять существенную информацию;

− умение объективно оценивать себя, рефлексировать.

Планируемые результаты

Демонстрация навыков усвоения предметного материала.

Умение применять предметные навыки в нестандартных условиях.

Умение создавать конечный «продукт».

Проектный продукт

Составленный рассказ по своей картине «Впереди лето!»

Критерии оценивания

Оценивается:

- представление в разных формах и разных частях работы содержательный материал;

- правильность выполнения предметных заданий;

- продуктивность взаимодействия обучающихся в микрогруппе при выполнении отдельных заданий и при создании конечного продукта.

- создание иллюстративного материала.


Класс: 2.

Проектная задача «Впереди лето!»

Дорогие ребята! Предлагаемая проектная задача "Впереди лето" необычная: её нельзя отнести к какому-то определенному предмету, но для её решения вам потребуются знания из многих школьных предметов.

Задача большая по объёму, состоит из целого ряда заданий. Поэтому очень важно правильно распределить работу между собой: вы должны продемонстрировать умение работать вместе при решении общей задачи так, чтобы каждый из вас смог внести свой вклад в результат вашей группы. Выполнять работу вы можете по-разному: каждое задание выполнять всей группой или распределиться, кто из ребят будет выполнять задание 1, 2... Обратите особое внимание на последнее задание: выполняя его, вы должны подвести итог всей проделанной работы. У каждой группы должен получиться рассказ на тему проектной задачи "Впереди лето!" по картине - пейзажу, которая получится у вас в процессе выполнения заданий. Надеюсь, что вам понравится эта задача, и вы с интересом будете её решать.

Желаю вам успеха!

Летом дни становятся длинными, а ночи - короткими. Ты побываешь в лесу, на лугу, у водоёма. Лес угостит тебя ягодами и грибами. Луг порадует яркими красками цветов, стрекотанием кузнечиков и гудением насекомых. Ручей, река или озеро освежат и позовут полюбоваться жёлтыми кубышками и стремительным полётом стрекоз... Присматривайся к тому, что окружает тебя в природе. Никогда не причиняй природе вреда!

Задание 1. Изобразите на листе то, о чём говорится в описании проектной задачи и в загадках, но только те объекты природы, которые относятся к теме проектной задачи. В ходе выполнения задания вы можете использовать разные формы изображения: рисунок, аппликацию, можете придумать другие формы.

- Если видишь на картине,

Нарисована река,

Белокурые березки

Или вьюга, или ливень,

Или солнечный денёк.

И любое время года.

Мы в картине разглядим.

А картина эта, скажем-

Называется ...!


Выше леса,

выше гор расстилается ковер.

Он раскинут над тобой и надо мной,

То он серый, то он синий, то он ярко—голубой. 


Утром мы во двор идём –

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят...


Задание 2. Эти растения можно увидеть летом. Узнайте их названия, например, с помощью атласа-определителя. Напишите названия растений на карточках. Поместите на картину туда, где они растут.



Задание 3. Летом на лугу, у реки вам могут встретиться самые разные животные. Отгадайте их названия. А картинки с изображениями загаданных насекомых поместите в ваш пейзаж.







Над цветами заворчал,

Собрал нектар, домой умчал.


С ветки на тропинку, с тропинки на былинку

Прыгает пружинка, зеленая спинка.


Какая коровка,

скажите, пока,

Ещё никому не дала молока?


Встреча с ней - одна беда,

Нос - как острая игла,

В щель забьется, вроде спит,

Только тронешь - зажужжит.


Домовитая хозяйка

Полетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком,

Он поделится медком.






Задание 4.


В хвойных и смешанных лесах Прикамья можно часто встретить летом нарядный гриб мухомор. У него ярко-красная шляпка с белыми крапинками, ножка белая. Просто красавец! Но этот гриб ядовит! Ещё более ядовитым грибом является бледная поганка. Её шляпка плоская, шелковистая, бледно зелёного цвета.

Нельзя употреблять в пищу неизвестные грибы!

При сборе грибов нужно быть очень внимательным, чтоб не пропустить в корзинку "обманщика" - двойника съедобного гриба. Например, ядовитый желчный гриб очень похож на белый гриб - боровик.

Ядовитый гриб — не значит бесполезный. В лесу он приносит свою пользу: является пищей для насекомых, лекарством для животных. Нельзя уничтожать ядовитые грибы только потому, что человек не может их есть. Помните об этом.

А сейчас вы отправитесь в лес собирать грибы. Соберите те грибы, о которых говорится в русской сказке "Война грибов".

В старые-стародавние времена царь Горох воевал с грибами.

Гриб-боровик, над грибами полковник, под дубочком сидючи, на все грибы глядючи, стал приказывать:

-Приходите вы, белянки, ко мне на войну!

Отказалися белянки:

- Мы столбовые дворянки, не пойдем на войну!

- Приходите вы, рыжики, ко мне на войну!

Отказалися рыжики:

- Мы - богаты мужики! Не пойдём на войну!

- Приходите вы

, волнушки, ко мне на войну!

Отказалися волнушки:

- Мы, волнушки-старушки! Не пойдём на войну!

- Приходите вы, опёнки, ко мне на войну!

Отказалися опёнки:

- У нас ноги очень тонки! Не пойдём на войну!

- Приходите вы, мухоморы, ко мне на войну!

Отказались мухоморы:

- Мы, мухоморы-красавцы! Не пойдём на войну!

- Приходите, сыроежки, ко мне на войну!

- Мы, синявочки, девочки - павочки, не пойдём на войну!

- Приходите, грузди, ко мне на войну!

-Мы, грузди, - ребятушки дружны! Пойдём на войну!



Задание 5. Используя все полученные знания, составьте рассказ по вашей картине на тему проектной задачи. Выступите перед одноклассниками.


Рефлексия


Ответь на вопросы.

1. Какие задания были интересны и почему?

2. Какие затруднения встретились?

3. Что нового узнали?

Оценочный лист публичного представления групп.


Критерии/группы

Баллы

1

2

3

4

5

6

Оценка

работы

1. Соответствие названия

текста его содержанию.

2







2. Логичность, четкость,

точность, последовательность

изложения в тексте.

2







3. Полнота содержания текста.

2







4. Соответствие иллюстраций содержания текста.

2







5. Оригинальность работы.

1







Оценка выступления

6. Коммуникативные качества (культура речи, доброжелательность, импровизация)

2







7. Ответы на вопросы (полнота, корректность, убежденность,

аргументированность).

2







Итого


13








СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000 г.-1233 с.

2. Жакулина И.В. Как обеспечить эффективность проектной деятельности учащихся? – 2017 г. [Электронный ресурс]. -  Режим доступа: https://nsportal.ru.  

3. Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии – 2 / Н.И. Запрудский. – Минск: Сэр-Вит, 2017 г. – 256 с.

4. Залуговская В.М. Развитие исследовательской компетентности учащихся. Учимся выдвигать гипотезы. – 2017г. [Электронный ресурс]. -  Режим доступа: https://urok.1sept.ru.

5. Мастрюков А. В. Как выбрать тему исследования. Практические рекомендации для участников НШО «Эрудит» ГБОУ СОШ № 4 пгт Алексеевка, г. о. Кинель Самарской области / А. В. Мастрюков, О. В. Петина. — Текст: непосредственный // Юный ученый. — 2017. — № 4 (13). — С. 92-94.

6. Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников: книга для учителя начальных классах/ Н.В. Матяш, В.Д. Симоненко. – Москва: Вентана – Граф, 2017. - 106 с.

7. Малиновская Е.А. Структура, логика и оформление исследовательских работ учащихся. – 2017 г. [Электронный ресурс]. -  Режим доступа: https://urok.1sept.ru.

8. Островская И.Ю. Как избежать типичных ошибок при организации исследовательской деятельности школьников. - 2017 г. – 147-155 с.

9. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад. - М.: Большая рос. энцикл., 2017г. - 527 с.

10. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К. Н. Поливанова. — 2-е изд.— М.: Просвещение, 2011. — 192 с.

11. Поляк Н.С. Специфика организации исследовательской деятельности в начальной школе. – 2017 г. [Электронный ресурс]. -  Режим доступа: https://nsportal.ru.

12. Прохорова О.Г. Методические рекомендации по организации по содержанию учебно – исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальных классов. – 2019 г. – 19 с.

13. Турчен Д.Н. Проектная деятельность как один из методических приёмов формирования универсальных учебных действий. - 2017 г - 1-10 с.

14. Самсонова В.П. Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности младших школьников. – 2018 г. – 32 с. [Электронный ресурс]. -  Режим доступа: https://nsportal.ru.  


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!