СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данные рекомендации будут полезны каждому учителю, который будет заниматься проектно-исследовательской деятельностью со своими учениками. В методичке представлены, как теоретические аспекты проектно- исследовательской деятельности, так и примеры практических работ.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся в начальной школе»

Министерство образования красноярского края КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»





Методические рекомендации по организации проектно- исследовательской деятельности учащихся в начальной школе





г. Красноярск, 2024



Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта Начального Общего Образования.

Составители: Игнатьева В.О. – студентка группы 21П-3 отделения «Преподавание в начальных классах».

«Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького», 2024.















































АННОТАЦИЯ

Данные методические рекомендации посвящены организации

проектной и исследовательской работе с обучающимися начальной школы.

В данном сборнике рассмотрены назначение, специфика и структура

исследовательской и проектной деятельности. Типичные ошибки при выборе тем, как правильно ставить цель, задачи и гипотезу исследования.

Рассмотрены методы исследования, а также предоставлены паспорта

исследования и проектные задачи.

Методические рекомендации адресованы учителям начальных классов,

родителям и студентам, обучающимся по специальности начальных классов.

Данные методические рекомендации составлены в соответствии с

требованиями федерального образовательного стандарта начального общего

образования.































ОГЛАВЛЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура ……………………………… 5

    1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура…………………...……5

    2. Типичные ошибки при проведении исследований в детских исследовательских работах………………………………………………..9

    3. Критерии оценивания детских исследовательских работ………………16

    4. Паспорт исследования №1 «Как стать поэтом?» ……………………….18

    5. Паспорт исследования №2 «Свойства звука» .…….……………………25

РАЗДЕЛ 2. Проектная деятельность

2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура………………………………28

2.2. Проектная задача №1 «Мир метеостанции» для обучающихся 2 класса…38

2.3. Проектная задача №2 «Системы органов человека» для обучающихся 3 класса …………………………………………………………………………….44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….53

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ………………………………………………………54







































РАЗДЕЛ 1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура.

    1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура.

Исследование – процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности. Исследование характеризуется объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью. Различаются два его взаимосвязанных уровня: эмпирический и теоретический. (Новая философская энциклопедия, 2001г.)

Исследовательская деятельность – это специфическая человеческая деятельность, которая регулируется сознанием и активностью личности, направлена на удовлетворение познавательных интеллектуальных потребностей, продуктом которой является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью и в соответствии с объективными законами и наличными обстоятельствами, определяющими реальность и достижимость цели. (Шашенкова Е.А.)

Исследовательская деятельность учащихся - это путь формирования особого стиля учебной деятельности, позволяющий трансформировать обучение в самообучение (нахождение путей решения для получения нового знания и продукта деятельности). [2]

К исследовательской деятельности новый стандарт ФГОС НОО предъявляет требования, которые отражены в разделе метапредметных результатов под пунктом «Базовые исследовательские действия». Также захватывает требования, связанные с работой с информацией, таким образом мы опираемся на пункт «работа с информацией».[1]

Основные требования:

  • определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;

  • с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;

  • сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

  • проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);

  • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);

  • прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

  • выбирать источник получения информации;

  • согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

  • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;

  • соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;

  • анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;

  • самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

По стандартам второго поколения в начальной школе закладываются фундаментальные основы формирования универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса. Функция универсальных учебных действий заключается в обеспечении обучающихся умением учиться. Поэтому главной целью исследовательской работы является: формирование мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни в информационную эпоху.

Основными задачами исследовательской деятельности в начальной школе являются:

  • знакомство с проведением учебных исследований;

  • развитие творческой исследовательской активности;

  • стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам;

  • ознакомление с научной картиной мира;

  • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс. [1]

Для достижения основных задач надо правильно организовать само исследование. Поэтому существует два вида исследования: экспресс – исследования и долговременные исследования.

 Экспресс-исследование – эта форма, организации предполагает массовое кратковременное участие детей разных по своему уровню развития. Дети оперативно проводят кратковременные исследования по предложенной педагогом тематике.

Долговременные исследования -это форма индивидуальной работы или небольшой группы обучающихся, которая проходит определённый путь.

Любая исследовательская работа состоит из нескольких этапов:

  • выбор темы;

  • постановка цели и задач;

  • гипотеза исследования;

  • организация исследования;

  • подготовка к защите и защита работы.

Чтобы выбрать тему исследования ученик совещается с учителем, и учитель может посоветовать, какую тему можно выбрать. Тема может быть:

  • фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);

  • экспериментальной;

  • изобретательской;

  • теоретической.

В ходе работы над исследованием, ученики получают и развивают такие исследовательские умения, как:

  • искать информацию для своих исследований;

  • проводить анкетирование, опрос или эксперимент;

  • подбирать фотографии;

  • оформлять готовый материал;

  • выступать перед публикой.

Важную роль в исследовании для ученика, играет учитель. Его роль заключается в том, чтобы дать позитивный настрой и показать перспективу обучающемуся. Учитель должен чутко и умело руководить исследовательской деятельностью своих учеников.

Также роль главного помощника для ученика играет родитель. Он консультирует, отслеживает выполнение плана, решает оперативные вопросы, помогает в предварительной оценке проекта, участвует в подготовке презентации, обеспечивает наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания. [4]

Таким образом, в современной школе важное место занимает исследовательская деятельность. Она дает возможность ученикам проявить себя, свои творческие способности. Также благодаря участию в исследовательской деятельности ученик приобретает различные умения, которые он сможет применять в других сферах жизни.




1.2. Типичные ошибки при проведении исследований в детских исследовательских работах.

Как выбрать тему исследования?

Чтобы выбрать тему исследования можно воспользоваться следующими способами:

  • из жизненно-важных ситуаций, в которые попадает ребенок, вопросов;

  • из предложенных конкурсов различного уровня: школьных, городских, и т.д.

  • из предложений учителя (наименьшая степень самостоятельности).

Как выявить проблему исследования?

Главная задача любого исследователя - найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. Самый простой способ развить у себя умение видеть проблемы - учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения. Можно предложить подумать и записать проблемы, которые волнуют или интересуют ребенка. Для уточнения проблемы можно провести анкетирование.[2]

Темы исследования бывают разные, но их можно условно объединить в три группы:

  • Фантастические - темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;

  • Экспериментальные, эмпирические - темы, предлагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;

  • Теоретические - темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках: книгах, кинофильмах и др.

Тема должна быть должна быть интересна ребенку, должна увлекать его, нести в себе познавательный заряд, должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычности, и обязательно должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Выбор темы — это не просто занятие и всегда можно допустить ошибки. Чтобы этого не случилось рассмотрим типичные ошибки при выборе темы исследования.

  • Тема, навязанная ребенку, какой бы важной она ни казалась взрослым, не дает должного эффекта. Вместо живого увлекательного поиска ребенок будет чувствовать себя вовлеченным в очередное скучное, «добровольно-обязательное мероприятие.

  • Тема зависит в первую очередь от интересов ребенка, но, двигаясь навстречу им, следует держаться ближе к той сфере, где вы сами чувствуете себя одаренным.

  • Часто дети не доводят дело до конца. Выполнить задание «на одном дыхании» практически очень сложно, поэтому следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.

Приведем примеры ошибок.

  • Взята слишком узкая тема исследования («Реалистические черты в рассказе «Бирюк», «Образ моря в элегии А.С. Пушкина «Погасло дневное светило»).

  • Тема исследования сформулирована слишком широко. («Культура Руси XII века», «Слово о полку Игореве» и литература», «Нравственные принципы В.А. Каверина», «Сцены дуэли в произведениях А.С. Пушкина» — темы по глубине и объёму соотносимы с научными монографиями.)

  • Тема не соответствует возрасту. («Непристойная лексика в переписке школьников на страницах Интернета» — 7 класс.[3]

Как поставить цели и задачи исследования?

Определить цель исследования – значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы это исследование проводим. Цель указывает общее направление деятельности.

Цель должна быть:

  • Конкретна, определяет результат деятельности.

  • Формулировка цели должна начинаться с глагола в неопределённой форме (например, создать, сформулировать)

  • Достижима.

  • Измерима, контролируема, в отдельных случаях диагностируема.

  • Определена во времени, так как определены сроки проведения исследования.

Рекомендации по постановке целей:

  1. Краткосрочные цели – самые важные, при их постановке нужно быть более чем реалистичным.

  2. Убедитесь, что сформулированная цель определяет именно ту деятельность, которую вы задумали.

  3. Прислушайтесь к чувствам, возникающим в момент определения целей – любые сомнения или ощущения дискомфорта свидетельствуют о неправильно выбранной или сформулированной цели.

  4. Периодическая коррекция или кардинальная смена целей естественны – мир меняется, и мы меняемся вместе с ним.

  5. Время, потраченное на целеполагание, с лихвой окупается благодаря минимальным потерям от бессмысленных метаний.

Для достижения поставленной цели должны быть подобраны задачи. Деление цели на задачи происходит для того, чтобы:

  1. выделить более простые и доступные для выполнения операции;

  2. создать последовательность выполнения операций с учётом их связи, сложности, времени выполнения, то есть выработать тактику достижения целей;

  3. смоделировать весь объём работы и рассчитать свои силы.

Выделяют классы задач:

  • Связанные с изучением теории: изучить состояние проблемы…, провести анализ…

  • Связанные с изучением состояния практики и проявлением предмета исследования: охарактеризовать …, описать опыт…, определить роль и место .

  • Связанные с созиданием новых теорий, идей, учений: разработать…, классифицировать…, систематизировать…, обобщить…, выявить…, подготовить.

  • Связанные с экспериментом: экспериментально проверить, изучить… .[3]

  • Разработанные на протяжении всего исследования методические рекомендательные материалы: рекомендации по использованию…., комплекс заданий…

Типичные ошибки при определении цели и задач:

  1. Цели исследования завышены.

  2. Несоответствие цели теме и проблеме исследования.

  3. Неясность, неточность формулировки целей.

  4. Формулировка и содержание задач не соответствует теме проекта.

  5. Количество задач более 5-ти.

  6. Нарушена логическая последовательность задач.

Ошибки, которые могут совершать исследователи.

При составлении задач к целям, может получится так, что одна из задач полностью дублирует цель исследования.

Цель исследования: Выяснить, что такое заповедники и рассказать о них своим одноклассникам.

Задачи исследования:

  1. Выяснить, что такое заповедник.

Также цель может быть написана корректно, но результат, который получается у исследователя не соответствует поставленной цели, что является не правильным составлением цели исследования.

Как сформулировать гипотезу?

Гипотеза происходит от древнегреческого – hypothesis – основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Умение выдвигать гипотезы, строить предположения – одно из главных, базовых умений исследователя. В этом процессе обязательно требуются оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества как решительность и смелость.

Методы выдвижения гипотезы:

  1. Метод подбрасывания идей. Суть его в том, что чужая идея не так вдохновляет на деятельность, как своя.

  2. Метод личного примера. Если учитель излагает материал увлечённо и заинтересованно, то проблем не бывает. Материал должен нравиться ученику и учителю.

  3. Мозговой штурм. Это метод свободного генерирования идей.

  4. Дискуссия. Рассматривая дискуссию, как коллективное обсуждение какого-либо спорного или важного вопроса с целью нахождения истины, необходимо помнить, что многое здесь зависит от ведущего. В этой роли лучше всего выступить учителю.[4]

  5. Деловая игра.

Требования к гипотезе.

Она должна:

  • быть проверяема, подтверждена

  • быть логически непротиворечивой

  • быть реально опровергаемая или доказуемая

  • содержать предположение

Умение выдвигать гипотезу можно развивать с помощью различных упражнений.

Упражнения на обстоятельства:

1. при каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? Можете ли вы придумать условия, при которых будут полезными два или более из этих предметов?

  • ветка дерева;

  • телефон;

  • кукла;

  • фрукты;

  • гоночный автомобиль;

Очень эффективно в плане тренировки умения выдвигать гипотезы упражнение, предполагающее обратное действие. Например: при каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?

2. Задания типа «Найдите возможную причину события» также могут помочь научиться выдвигать гипотезы:

  •  Дети стали больше играть во дворах;

  •  Миша весь вечер играл со строительным конструктором;

  •  Пожарный вертолёт весь день кружил над лесом;

  •  Полицейский автомобиль одиноко стоял у дороги;

  •  Медведь зимой не заснул, а бродил по лесу;

  •  Друзья поссорились.

3. Интересное задание для тренировки умений по выработке гипотез и провокационных идей используют в ряде школ для одарённых людей за рубежом. Например: «Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?» (Дж. Фримен – Англия). Надо придумать как можно больше гипотез и провокационных идей, объясняющих, что бы произошло в результате. [5]

4. Птицы низко летают над землёй («На столе лежит открытая книга»; «На улице начал таять снег»; «Троллейбус сигналит под окном»; «Мама сердится» и др.). Необходимо сделать по данному поводу два самых логичных предположения и придумать два самых логичных объяснения. Задание станет интереснее, если ещё попытаться придумать два-три самых фантастических и неправдоподобных объяснения.

Типичные ошибки при формировании гипотезы:

  • Гипотеза не удовлетворяет основному требованию – быть проверяемой и доказуемой;

  • Не содержит предположение;

  • Не соответствует фактам по теме исследования.



















































1.3. Критерии оценивания детских исследовательских работ.

Критерии оценки детских исследовательских работ

Количество баллов

Тема исследования:

  • Тема актуальна

  • Тема соответствует возрасту учащегося

  • Тема соответствует содержанию исследования



0 – не соответствует критериям

1 – частично соответствует критериям

2 – соответствует всем критериям

Цель:

  • Сформулирована четко и доступно

  • Соответствуют теме исследования

  • результаты соответствуют сформулированным задачам

0 – не соответствует критериям

1 – частично соответствует критериям

2 – соответствует всем критериям

Задачи:

  • Соответствует цели исследования

  • Последовательны и выполнимы

  • Не более 6ти задач

  • Задачи не дублируют цель

0 – не соответствует критериям

1 – частично соответствует критериям

2 – соответствует всем критериям

Гипотеза:

  • Имеет предположение

  • Решаема и реальна

  • Должна быть либо доказана, либо опровергнута

0 – не соответствует критериям

1 – частично соответствует критериям

2 – соответствует всем критериям

Последовательность:

  • Содержание исследование должно быть логично и соответствовать плану

0 – не соответствует критериям

1 – соответствует всем критериям

Методы:

  • Должны содействовать решению проблемы

  • Имеют практическую направленность

0 – не соответствует критериям

1 – частично соответствует критериям

2 – соответствует всем критериям

Сбор и обработка информации

  • Использование известных результатов и научных фактов в работе

  • Использование знаний вне школьной программы

0 – не соответствует критериям

1 – частично соответствует критериям

2 – соответствует всем критериям

Анализ и обобщение полученных материалов:

  • Структурировать полученный материал

  • Результаты исследования представлены в наглядной форме

  • Наглядный материал оформлен по требованиям

0 – не соответствует критериям

1 – частично соответствует критериям

2 – соответствует всем критериям

Оформление работы:

  • Работа содержит все необходимые разделы (введение, основное содержание, заключение, список литературы, приложение, если необходимо)

  • Текст исследования соответствует техническим требованиям

0 – не соответствует критериям

1 – частично соответствует критериям

2 – соответствует всем критериям
















































    1. Паспорт исследования №1 «Как стать поэтом?»

Паспорт разработала:

ФИ студентов Игнатьева Виктория


Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

Как стать поэтом?

2

Актуальность исследования

Мы все слушаем различную музыку и песни, кто-то любит классику, кто-то рок, а кто-то любит любую музыку. В моей семь есть поэт, и это папа. На одном из уроков учитель познакомил нас с рифмой и рассказал, что рифма важна для написания стихов и песен, после этого мне стало очень интересно, как же мой папа создает свои стихотворения? Использует ли он рифму? И как научится эту рифму находить и подбирать? Поэтому я решила узнать все эти секреты.

3

Проблема исследования

Как научится подбирать рифму для написания стихотворения?

4

Объект исследования

Рифма в стихотворениях.

5

Цель исследования

Для учителя: организация деятельности по формированию базовых исследовательских действий учащихся 2 класса по теме «Как стать поэтом?»

Для ученика: научится подбирать рифму для написания стихотворения.

6

Задачи исследования

Для ученика:

- изучить и проанализировать литературу о рифме.

-изучить и проанализировать литературу о создании стихотворения.

- провести интервью с поэтом.

- разработать упражнения для развития умения рифмовать.

- проиграть упражнения на параллели классов.

7

Гипотеза исследования

Предположим, что умение рифмовать поможет написать стихотворение?

8

Методы исследования

Анализ, интервью, сравнение, обобщение.

9

Тип исследования

По продолжительности: долгосрочный (с 8 февраля по 25 февраля)

По организационной форме: индивидуальный.

По содержанию: монопроект (литература)

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

1. Подготовительный: Определение темы и объекта исследования, постановка цели и задачи. Создание вопросов для интервью с поэтом. подбор литературы для её изучения и анализа.

2. Теоретический: Работа со словарями, учебниками литературы за второй класс.

3. Практический: проведение интервью с поэтом. Разработка упражнений для развития умения рифмовать.

4. Аналитический: Анализ проведенного интервью с поэтом.

5. Презентационный: презентация исследования и проигрывание упражнений на развитие умения рифмовать.

6. Рефлексивный: выявить проблемы и недостатки в работе.

11

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Цель исследования: Для ученика: научится подбирать рифму для написания стихотворения.

Ход исследования:

1. Подбор литературы для её изучения и анализа. Работа со словарями, учебниками литературы за второй класс. Узнать, что такое рифма, во всех ли стихотворениях она встречается, какая бывает. Также узнать, как детей знакомят с рифмой на предмете - литературное чтение.

2. Подготовка вопросов для интервью с поэтом и проведение интервью. Узнать у поэта, как он пишет стихи, какие советы он может дать начинающим писателям.

3. Проведение интервью с поэтом. На основе полученных данных, разработать упражнения для развития умения рифмовать. Эти упражнения в игровой форме научат детей видеть рифму, понимать, как лучше её использовать в стихотворениях.

  • Как вы выбираете рифму для своих стихотворений?

  • Есть ли у вас предпочтения в выборе определенных типов рифм?

  • Как вы подбираете слова, чтобы они рифмовались друг с другом?

  • Часто ли вы используете нестандартные или необычные рифмы в своих произведениях?

  • Как вы считаете, рифма влияет на ритм и звучание стиха?

  • Есть ли у вас определенный процесс или методика, которую вы используете при работе с рифмой?

  • Вы предпочитаете использовать внутренние или конечные рифмы в своих стихах?

  • Какие советы вы можете дать начинающим поэтам, касательно работы с рифмой?

4. Проигрывание разработанных упражнений на классе.

«Слово - рифма»

Попросите ребенка помочь сочинить коротенькие стишки. Произносите слова двустишия, замолкая на последнем слове. Последнее слово-рифма подбирается вместе с малышом (ему нужно предложить на выбор 2 слова).

Ты куда спешишь, Марина? В лес, где спелая…

К стишку предлагаются на выбор названия ягод: «малина» и «черника». Если ребенок затрудняются сделать выбор, то взрослый произносит двустишие сначала с нерифмующимся словом, а потом – с рифмующимся, предлагая малышу выбрать тот, который лучше звучит. Когда слово-рифма будет подобрано, ребенок повторяет стишок самостоятельно: «Ты куда спешишь, Марина? В лес, где спелая малина».

Примеры двустиший:

Мы купили кошке, К празднику… (Бантик, сапожки)

Я рубашку сшила мишке. Я сошью ему… (Курточку, штанишки)

Постираем мы сейчас, Нужно мыло, нужен… (Порошок, таз)

У моей сестрички Длинные… (Косички, хвостики)

На болотной кочке выросли… (Ягодки, грибочки)

Побывали мы в лесу, Увидали там… (Медведя, лису)

Села у окошечка, Серенькая… (Кошечка, собачка)

У меня тяжелый груз, Я несу домой… (Яблоки, арбуз)

Баю, баиньки, не плачь, Я куплю тебе… (Пирожок, калач)

Подарили мишке, К Дню рожденья… (Машинку, книжки)

Слезы льются у Оксанки, У нее сломались… (Лыжи, санки)

Пес козе принес букет — Сытный будет ей… (Ужин, обед)

Укусила кису муха, И болит у кисы … (Лапа, ухо)

Из каждых четырёх слов ребёнок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальных три:

Мак – так – бак – банан

Сом – ком – индюк – дом

Лимон – вагон – кот – бутон

Мак – бак – веник – рак

Совок – гном – венок – каток

Пятка – ватка – лимон – кадка

Ветка – диван – клетка – сетка

Каток – дом – моток – поток

Игра « Мы играем – рифмы подбираем»

Мартышка и кукушка, петушок и кошка

Решили в рифмы поиграть с детворой немножко:

Мартышка предложила: мишка,… ( далее дети выбирают картинки).

Вторила кукушка: катушка,…

Промурлыкала и кошка: ладошка,…

Прокукарекал петушок: мешок,… .

Задание: Подобрать рифмы. Детям предлагаются картинки: мишка,

шишка, пышка, мальчишка, катушка, погремушка, подушка,

кормушка, ладошка, картошка, гармошка, мошка, мешок, горшок,

ремешок, вершок. Они выбирают картинку и подставляют

слово в стихотворение.

«Придумай рифму»

Учитель читает стихотворение и не говорит последнее слово, ученики придумывают слово, которое будет по рифме подходить. Это упражнение лучше применять тогда, когда ученики уже понимают, как работает рифма.

Соловья неслышно трель,

Заглушает её…(дрель).

Видел я чудесный сон,

Что поехал я на…(Дон).

Тёмная настала ночка,

Засыпает моя…(дочка).

Красивые у кошки лапки-

Пушистые обуты…(тапки).

Не взял в школу Витя ранец,

Весь день разучивал там …(танец).

Пришло судно в дальний порт,

Несёт матрос подруге…(торт).

Возле дома стоит горка-

Ледяная на ней …(корка).

Кто-то вырыл большой грот-

Оказалось, это …(крот).

12

Оборудование для проведения исследования

Компьютер, PowerPoint.

13

Продукт исследования

Упражнения для развития умения рифмовать.

14

Перспектива исследования

В будущем планируется на профессиональном уровне заниматься поэзией. Выступить с упражнениями на других классах.

15

Используемые источники

https://proza.ru/2018/02/23/577 «все о рифме»


https://gufo.me/dict/ozhegov/%D1%80%D0%B8%D1%84%D0%BC%D0%B0 «словарь»

https://saytpozitiva.ru/voprosy-dlya-interv-yu-s-pisatelem.html «вопросы для писателя»































1.5. Паспорт исследования №2 «Свойства звука»

Паспорт разработали:

ФИ студентов: Брилина Екатерина


Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

Свойства звука

2

Актуальность исследования

Каждый раз, когда я смотрю в окно во время грозы, я замечаю, что сначала сверкает молния, а только потом слышно гром. Мне стало интересно, почему? Как распространяется звук в окружающей среде? И я решил провести на эту тему исследование.

3

Проблема исследования

Какие свойства у звука?

4

Объект исследования

Звук

5

Цель исследования

Для учителя: организация деятельности по формированию исследовательских действий учащихся 3 класса по теме «свойства звука».

Для ученика: узнать какие свойства у звука.

6

Задачи исследования

Для ученика:

- изучение и анализ литературы о звуке

- познакомиться со свойствами звука (распространение в твердой среде, сила звука)

- узнать, как скорость звука зависит от среды

- составить сравнительную таблицу

М ипвви 7

Гипотеза исследования

Предположим, что звук распространяется как волна

8

Методы исследования

Анализ, наблюдение, эксперимент, обобщение.

9

Тип исследования

По продолжительности: краткосрочный (с 5.2.24 – 7.2.24)

По организационной форме: групповой;

По содержанию: монопредметный (окружающий мир).

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

1. Подготовительный: Определить тему, проблему, поставить задачу, цель задачи, подбор литературы и видео;

2. Теоретический: узнать виды распространения звука (анализ литературы, просмотр видео про распространите звука);

3. Практический: выдвижение гипотезы, проведение экспериментов по распространению звука и его скорости;

4. Аналитический: сравнение скорости распространения звука в разных средах, формулировка выводов;

5. Презентационный: презентация исследования и сравнительной таблицы;

6. Рефлексивный: выявить проблемы и недостатки в работе.

11

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Цель исследования: узнать какие свойства у зувка?

Ход исследования:

  1. Изучение литературы.

  2. Проведение экспериментов по распространению звука.

Опыт 1:

Приложив ухо к столу, Антон стукнул линейкой на другом конце стола. Я хорошо услышал, как по столу передался звук удара.
Я положил часы на один конец деревянной парты. Петя, приложив ухо к другому концу, ясно услышал тиканье часов.
Вывод: мы узнали, что звук распространяется через твердые поверхности.

Опыт 2:

Петя с Антоном стали на расстоянии 100 м от меня одновременно включили фонарик и ударили ложкой по ведру. Сразу я увидел свет фонарика, потом услышал звук.
Вывод: звук распространяется медленнее, чем свет.

Опыт 3

Сначала мы крикнули в пустое ведро, голос быстро и громко отскочил. Потом крикнули в длинном коридоре.
Вывод: чем ближе препятствие, тем быстрее и громче возвращается звук, чем дальше различные преграды, тем отраженные звуковые волны дойдут в разные моменты времени.

Опыт 4

Я попросил у мамы фольгу и накрыл ею кастрюлю. Зафиксировал резинкой и положил зернышки гречихи на фольгу. Затем ударил несколько раз по крышке жестяной ложкой.
Вывод: звуковые волны заставили зерна подскакивать, значит, они имеют силу.

11

Оборудование для проведения исследования

Часы, линейка, фонарик, ложка, ведро, фольга, кастрюля, резинка, зерна гречки.

12

Продукт исследования

Заполненная таблица свойства звука.

13

Перспектива исследования

Выступление на школьной конференции.

Изучить другие характеристики звуки.

14

Используемые источники

https://uchenikspb.ru/kbase/zvuk-i-ego-svojstva/























РАЗДЕЛ 2. Проектная деятельность

2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура

Проектная деятельность – это способ организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата и ориентирован на интерес, творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы. (Г.К. Селевко).

Над проектами мы работаем с детьми, мы ориентируем их не просто на поиск некоего нового знания, а на решение реальных, вставших перед ними проблем. Детям постоянно приходится учитывать массу обстоятельств, нередко находящихся далеко за пре­делами задачи поиска истины. Разработка проекта - обычно дело творческое, но зависит это творчество от многих внешних обстоятельств, часто никак не связан­ных с задачами бескорыстного поиска истины.[8]

Проектная деятельность занимает важное место в современном начальном образовании. Она направлена на развитие личности ребенка, его творческих способностей, и достижения универсальных учебных действий. Но перед внедрением проектной деятельности в образовательный процесс, необходимо подготовить школьников к ней.

Учитывая возрастные возможности учащихся 7-10 лет, а также беря во внимание опыт работы, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения. В связи с этим необходимо рассмотреть особенности и варианты организации метода проектов с детьми младшего школьного возраста.

У учащихся должны быть сформированы коммуникативные умения, лежащие в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к таким умениям относится:

  • умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий);

  • умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);

  • умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано, его доказывать);

  • умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).[7]

Данные умения формируются с первых дней ребенка в школе, когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях “открывают” и доступно для себя формулируют необходимые “Правила общения”, регулирующие как внешнюю сторону, построение высказываний, так и внутреннюю сторону, содержание высказываний.

Вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, определенная “интеллектуальная зрелость”. Прежде всего, имеется в виду сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя:

  • развитие аналитико-синтетических действий;

  • сформированность алгоритма сравнительного анализа;

  • умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;

  • возможность выделять общий способ действий;

  • перенос общего способа действий на другие учебные задачи.

При этом качественными характеристиками развития всех составляющих обобщенности умственных действий у учащихся начальной школы являются широта, мера самостоятельности и обоснованность.

К “интеллектуальной зрелости” также относится наличие у младших школьников таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность.

Целенаправленное формирование как обобщенности умственных действий, так и названных качеств мышления осуществляется с 1-го по 4-й класс в русле работы над становлением у учащихся центрального психического новообразования младшего школьного возраста - теоретического мышления через особое учебное теоретическое содержание, активные методы и приемы обучения, диалоговые формы взаимодействия учителя с детьми и учеников друг с другом.[6]

В качестве третьего показателя готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности рассмотрим опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:

  • адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;

  • обоснованно и доброжелательно оценивать, как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;

  • выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.

Требуется особо подчеркнуть, что формирование выделенных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для становления субъективности младшего школьника в процессе обучения.

При правильном введение проектной деятельности в жизнь ученика, она способна формировать огромное количество различных умений и навыков, а также является базой для получения узконаправленных и обобщённых знаний об окружающем мире. Для того, чтобы систематизировать работу ученика и направлять его в определенное русло, проекты делятся на различные виды.

  1. Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

  1. Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

  1. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

4. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

5. Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?[8]

По комплексности (иначе говоря, по предметно-содержательной области) можно выделить два типа проектов.

1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть:

- внутриклассными;

- внутришкольными;

- региональными;

- межрегиональными;

- международными.

Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.

Классификация проектов по продолжительности:

- мини-проекты могут укладываться в один урок или менее.

- краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.

Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.[8]

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.

Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.

Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.

Проекты существуют разные, и их классификация помогает ребенку и учителю выбрать путь реализации их идеи, а также упрощает работу с исходной информацией и дает подсказки, как лучше действовать.[8]

Основные требования к проекту

Работа по методу проектов - это относительно высокий уро­вень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию учителя. Если большинство общеизвест­ных методов обучения требуют наличия лишь традиционных ком­понентов учебного процесса - учителя, ученика (или группы учени­ков) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требо­вания к учебному проекту - совершенно особые.

1.  Необходимо наличие социально значимой задачи (пробле­мы) - исследовательской, информационной, практической.

Дальнейшая работа над проектом - это разрешение данной про­блемы. В идеальном случае проблема обозначена перед проектной группой внешним заказчиком.

Например: учащиеся школы посеща­ют спортивный клуб, руководство которого заказало проектной груп­пе дизайн оформления помещений клуба. Однако в роли заказчика может выступать и сам учитель (проект по подготовке методических пособий для кабинета биологии), и сами учащиеся (проект, наце­ленный на разработку и проведение школьного праздника).

Поиск социально значимой проблемы - одна из наиболее труд­ных организационных задач, которую приходится решать учителю-ру­ководителю проекта вместе с учащимися - проектантами.

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами — с проектирования са­мого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации.

Наиболее важной частью плана является пооперационная раз­работка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. Но некоторые проек­ты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до самого конца.

3. Каждый проект обязательно требует исследовательской рабо­ты учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельнос­ти - поиск информации, которая затем будет обработана, осмыс­лена и представлена участниками проектной группы.

4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое раз­работали участники проектной группы для разрешения поставлен­ной проблемы.

5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказ­чику и (или) представителям общественности, и представлен до­статочно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Таким образом, проект - это "пять П": проблема - проектирование (планирование) - поиск информации - продукт - презентация. Шестое "П" проекта - это его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.[8]

Формы продуктов проектной деятельности. Основные требования к проектному продукту.

Выбор формы продукта проектной деятельности - важная организационная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта - презентабельной и убедительной, а предложенные решения - полезными для решения выбран​ной социально значимой проблемы.

Иногда бывает, что вид продукта сразу обозначен в самой теме проекта. Хрестоматийным является проект «Изготовление воздушного змея», выполняя который американские школьники в 1920-е гг. изучали важные законы физики. Но чаще всего выбор продукта - не​простая творческая задача. Проект под названием: «Исследование влияния климата природных зон на растительный и животный мир» может завершиться защитой обыкновенного реферата, а может вы​литься в увлекательную подготовку Атласа несуществующего материка. [7]

Самое важное это досконально продумать продукт проекта, ведь он является основой, самым важным составляющим проекта и проектной деятельности.

Как уже отмечалось, одним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация. Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор “типичных” форм презентации, вообще говоря, весьма ограничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии (в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов – артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных и т.п.)

Педагогической целью проведения презентации является выработка и/или развитие презентативных умений и навыков. К ним относятся умения: кратко, достаточно полно и лаконично(укладываясь в 10-12 минут) рассказать о постановке и решении задачи проекта; демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения; анализировать ход поиска решения для аргументации выбора способа решения; демонстрировать найденное решение; анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом; проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы, адекватности уровня постановки проблемы тем средствам, с помощью которых отыскивать решение.

В современной литературе по педагогике и педагогической психо­логии нередко приходится сталкиваться с тем, что понятия «проект­ное обучение» и «исследовательское обучение», «метод проектов» и «исследовательские методы обучения» строго не определяются, а потому не всегда четко дифференцируются, хотя даже беглый взгляд позволяет увидеть существенную разницу между ними. Выяс­нение сути этих понятий представляется принципиально важной за­дачей с точки зрения современной образовательной практики.[8]

Первым шагом на пути поиска сходства и различий между выше­названными понятиями, вероятно, может быть обращение к их об­щепринятому содержанию, фиксирующемуся в обыденных представ­лениях. Начнем с понятий «проект» и «проектирование».

Проект - слово иноязычное, происходит оно от латинского рго-jectus. Уже его прямой перевод объясняет многое - «брошенный впе­ред». В свою очередь проектирование, в наиболее упрощенном виде, можно рассматривать как процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния).[6]

Теперь обратимся к общепринятой трактовке понятия «исследова­ние». Исследование в обыденном употреблении понимается преиму­щественно как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Принципиальное отличие ис­следования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создание какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, процесс по­иска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной де­ятельности человека.

Таким образом, проектирование и исследование - изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование - бескорыстный поиск истины, а проектирование - решение определенной, ясно осознаваемой за­дачи.

Оценивая возможности исследования и проектирования, важно понять, что в работе с детьми, безусловно, полезны и проектирова­ние, и исследование, а, следовательно, можно выполнять и проекты, и исследовательские работы. В методическом плане важно учитывать, что метод проектов предполагает составление четкого плана проводи­мых изысканий, с неизбежностью требует ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы, выработку реальных гипотез, их проверку в соответствии с четким планом и т.п.

В отличие от проектирования исследовательская деятельность изначально должна быть более свободной, практически не регла­ментированной какими-либо внешними установками. В идеале ее не должны ограничивать рамки самых смелых гипотез. Потому она значительно более гибкая, в ней значительно больше места для импровизации.[8]






































Игнатьева Вика 21п-3

Класс: 2

Проектная задача «Мир метеостанции»

Просмотр видеоролика «Моя метеостанция»

«Письмо о помощи»

Здравствуйте, ребята, я глава метеостанции, случилась беда! В вашу школу были отправлены метеорологические данные на неделю, чтобы вы все были готовы и одевались по погоде. Но как мне сообщили, их потеряли. Я прошу вас, соберите их, чтобы ни у кого не возникло проблем. Мне стало известно, что эти данные потерялись в Храме, где хранятся много знаний. Удачи вам!

Библиотек.

Здравствуйте ребята, это вы пришли найти потерянные погодные данные? Чтобы вам легче было искать разделитесь на 4 групп. Каждой группе я дам подсказки, которые помогут вам в поиске утерянных данных.

Подсказки:

1 группа. Подсказки.

  1. Через это, вы можете увидеть красивый пейзаж нашего города.

  2. Он ответит на любой ваш вопрос.

  3. Откройте хранилище, в котором рассказывается об отважном животном в красивой обуви.

2 группа. Подсказки.

  1. Светит как солнце, но стоит на столе.

  2. С помощью этого предмета можно смотреть фильмы, как в кинотеатре.

  3. Откройте хранилище, в котором деревянный мальчик, отправляется на поиске ключика.

3 группа. Подсказки.

  1. Греют, как солнце.

  2. Эту подсказу, вы получите, если вежливо обратитесь к хранителю этого места.

  3. Откройте хранилище, в котором необычная рыбка исполняет три желания.

4 группа. Подсказки.

  1. Загляните под стол.

  2. Внимательно посмотрите, как зелено вокруг.

  3. Откройте хранилище, в котором животное было трусливым и всем хвасталось, что оно храброе, но потом стало храбрым.



Метеорологические данные оказались еще и зашифрованными, расшифруйте их, чтобы узнать какая погода будет в этот день.



1 группа. 4 марта.

Температура

14 – 13 = - ⁰

Погодное условие

Ответ: ______________________

Ветер

11 – 9 = м/с

Ответ: ________________________ (напишите название ветра, используя таблицу)

(таблица дается каждой группе)

Заполните таблицу

День

Температура

Осадки

Ветер







2 группа. 5 марта

Температура

18 – 15 = - ⁰

Погодное условие

Ответ: ______________________

Ветер

12 – 6 = м/с

Ответ: ________________________ (напишите название ветра, используя таблицу)

День

Температура

Осадки

Ветер







3 группа. 6 марта

Температура

10 – 10 = ⁰

Погодное условие

Ответ: ______________________

Ветер

14 – 9 = м/с

Ответ: ________________________ (напишите название ветра, используя таблицу)

День

Температура

Осадки

Ветер







4 группа. 7 марта

Температура

19 - 15 = ⁰

Погодное условие

Ответ: ______________________

Ветер

9 – 6 = м/с

Ответ: ________________________ (напишите название ветра, используя таблицу)

День

Температура

Осадки

Ветер









Молодца, вы смогли определить метеорологические данные, на каждый день. Дальше вам в группах надо одеть ваших бумажных кукол так, чтобы они были одеты по погоде. Напишите название одежды, которую вы нарисовали. Представить вашу проделанную работу.



Рефлексивная анкета (заполняется каждым участником по окончании работы в микрогруппе).

Поставь галочку на оценочной шкале:

1. Оцени, насколько интересной показалась тебе проектная задача «Мир метеостанции».

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2. Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3. Оцени свой вклад в решение проектной задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении заданий).

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4. Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5. Хотел бы ты работать еще раз в этой же группе? (обведи.)

Да Нет

Почему? ______________________________________________________

Источники

https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/08/02_ФРП_Литературное-чтение-1-4-классы.pdf

https://yandex.ru/pogoda/ru-RU/details/tomorrow?lat=56.009277&lon=92.862999&lang=ru&utm_source=serp&via=ms

































Брилина Екатерина

21П-3


Содержание проектной задачи «Системы органов человека»

Описание проблемной ситуации

Папа третьеклассника Дениса — врач. Однажды он сказал, что каждому человеку необходимо знать строение своего организма. Денис заинтересовался, почему это так необходимо, и как же устроен его организм? Давайте поможем ему разобраться в этом вопросе и создадим модель человеческого организма.


Справка:

Модель — искусственная копия или схема какого-нибудь объекта или явления.




Задание 1

Попробуйте предположить, зачем человеку знать строение своего организма. Запишите свои гипотезы на свободных строчках. Учитывайте мнения всех членов группы.




Человеку необходимо знать строение своего организма для того, чтобы
__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________




Задание 2

Любой организм состоит из органов, которые образуют системы органов. В человеческом организме выделяют следующие основные системы: нервная, кровеносная, пищеварительная, дыхательная. Все органы и системы очень тесно связаны между собой. К примеру, если заболеет один из органов, это отразится на работе всего организма, который представляет собой единую биологическую систему.

Изучите информацию в учебнике на стр. 122-123 и заполните таблицу.

Если информации в учебнике будет недостаточно, прочитайте дополнительную информацию на листке. Заполните таблицу.

Система

Органы

Функция

Кровеносная система







Дыхательная

система







Пищеварительная система







Нервная система









Строение организма человека

Люди могут очень сильно отличаться между собой, однако все они, независимо от возраста, расы, пола, имеют одинаковое строение. Зная расположение органов, можно с высокой точностью определить очаг заболевания, и сразу же обратиться к соответствующему специалисту. Слаженная работа организма – это и есть здоровье.

Системы органов

Все органы, выполняющие общие функции, объединены в системы. Каждая из них имеет собственное предназначение, и вместе с тем очень тесно сотрудничает со всеми другими системами органов.

  • Нервная система. Любая деятельность тела, будь то ходьба, речь, мышление, зрение, контролируется центральной нервной системой. В свою очередь, она управляется мозгом, который «перерабатывает» полученную информацию и отдает «приказы» органам и системам через нервные окончания. Нервная система состоит из головного мозга, спинного мозга и нервов.

  • Кровеносная система. В нее входят кровеносные сосуды и сердце. Сердце без устали прокачивает литры крови, которая снабжает все органы, системы и ткани кислородом и питательными веществами, и уносит с собой продукты распада. Крупные сосуды, по которым кровь движется к органам и тканям, называются артериями. По сосудам, которые называются венами, кровь возвращается в сердце.

  • Пищеварительная система. Благодаря ее работе все, что ест человек, перерабатывается в энергию, необходимую для жизнедеятельности организма. Пищеварительная система включает в себя глотку, пищевод, желудок, кишечник и печень.

  • Дыхательная система. Человеческий организм нуждается не только в пище и воде, но и в кислороде, необходимом для дыхания. Воздух, вдыхаемый через нос, поступает далее в носоглотку, трахеи и бронхи, а потом попадает в легкие, где обогащает кислородом кровь. Одновременно происходит процесс очистки – кровь отдает углекислый газ и другие продукты распада, которые человек выделяет в окружающую среду при выдохе. Лёгкие состоят из лёгочных пузырьков — альвеол.

Задание 3

  1. Воспользуйтесь таблицей, которую вы составили. Вырежьте картинки с изображением некоторых органов, которые относятся к каждой системе и наклейте на модель человека.

2. Подпишите названия органов.









Задание 4

Теперь вы знаете, как устроен наш организм. Проверьте себя, выполнив задание. Вставьте в текст название систем организма и пропущенные слова. В случае затруднений, обратитесь к таблице задания № 2.



__________________________________________________________


Органы, выполняющие общую работу, образуют _____________ органов. В человеческом теле находятся различные системы. Каждая из них выполняет свою работу, но в то же время сотрудничает с другими, для того чтобы поддерживать в теле жизнь.

___________________________система

Она состоит из ___________ и кровеносных сосудов. Перекачиваемая сердцем кровь несет по телу кислород и питательные вещества.

___________________________система

Любая деятельность тела контролируется центральной нервной системой. Эта система состоит из _______________ мозга, спинного мозга и _____________________.

___________________________ система

Эта система перерабатывает всё, что ты ешь или пьёшь, в простые вещества (питательные элементы), которые доставляются кровью ко всем системам организма и используются для того, чтобы дать тебе энергию и помочь вырасти. Пищеварительная система состоит из ______________, кишечника и ________

___________________________ система

Наше тело нуждается в поступающей из пищи энергии в сочетании с кислородом, который поставляет дыхательная система. Когда мы вдыхаем через нос или через рот, содержащийся в воздухе кислород поступает по трахее и бронхам в ____________________.


Придумайте заголовок к данному тексту, напишите его на свободной строке сверху. Вырежьте получившийся информационный лист и наклейте его с обратной стороны модели человека.

Задание 5

Мы выяснили, из каких органов и систем состоит человеческий организм. А теперь давайте попробуем заглянуть в него поглубже и кое-что посчитать.

1. Вес сердца взрослого человека 300г, а ребёнка до года 30 г. Во сколько раз больше весит сердце взрослого человека?

Ответ: ____________________________________________________

2. Длина пищеварительного тракта человека 10 м. Сколько это сантиметров, дециметров?

Ответ: _____________________________________________________

3. Узнайте, сколько литров кислорода перекачивают лёгкие за сутки. Для этого произведение чисел 5 и 10 умножьте на 10.

Ответ: ___________________________________________________



Итоговое задание

Заполните таблицу

Запишите названия основных систем организма человека




Пришло время проверить свои гипотезы. Зачем же нужно знать внутреннее строение человека?



Подтвердились ли ваши гипотезы? Обведите нужный ответ


Да Нет

Сколько литров кислорода перекачивают лёгкие за сутки?




Определите цель проектной задачи «Системы органов человека»






Рефлексивная анкета

Поставь галочку на оценочной шкале

1. Оцени, насколько интересной показалась тебе эта задача.

1

2

3

4

5


2. Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.

1

2

3

4

5


3.Оцени свой вклад в решение задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении задачи).

1

2

3

4

5


4.Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.

1

2

3

4

5


Хотел бы ты работать еще раз в той же группе? (Обведи)

Да Нет Почему?

_______________________________________________________










Оценочный лист публичного представления работы группы

Критерии

Баллы

1. Правильность модели (все органы находятся в нужных местах)


2. Правильность заполнения информационного листа


3. Качество выступления


Итого



Шкала оценок:

3 балла — указанное качество проявляется в полной мере

2 балла — указанное качество проявляется в значительной степени

1 балл — указанное качество проявляется частично

0 баллов — указанное качество отсутствует

Приложение №1



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современное образование требует новых подходов к построению содержания обучения, воспитания и учения. Одной из главных составляющих содержания образования является научно-практическая деятельность, которая объединяет исследовательскую и проектную деятельность. Основной ожидаемый результат - развитие творческих способностей, положительная динамика процесса формирования учебной мотивации, опыт самостоятельной исследовательской работы. Любая форма исследовательской работы учащихся является учебным процессом, одним из этапов развития творческого мышления учащегося. При оценке успешности, обучающихся в исследовательской деятельности положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.

В процессе проектно-исследовательской деятельности дети могут добывать знания самостоятельно, ведь они получили первоначальные навыки исследовательской и проектной работы и знают, что такое дух творчества, поиска.

Возможно, учащиеся и не станут учеными, но знания, которые они приобрели, пригодятся им в жизни. Их ждет множество других открытий, ведь любое открытие зажигает маленькие искорки желания искать и творить, которые обязательно приведут к успешности ребенка в школьной жизни.






























СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021г. №286"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрирован 05.07.2021№ 64100) [Электронный ресурс]. http://publication.pravo.gov.ru/ (дата обращения 15.01.2024)

  2. Воронцова А.Б. «Расширение задачного подхода». [Электронный ресурс]. https://vk.com/doc173590019_670918055?hash=faqS4R96J91JT9LbGPh0volcfbhlk2Dx8zQ1kmbcizg&dl=n8uwUMgdPmnH3rYjfBEIz8hvvmdnTGVyH3Fn5FsthPk (дата обращения 12.02.2024)

  3. Зубова О. А. Исследовательская работа в начальной школе по ФГОС НОО (из опыта работы) [Электронный ресурс]. https://urok.1sept.ru/articles/511559 (дата обращения 15.01.2024)

  4. Леонтович А.В., Саввичев А.С. Исследовательская и проектная работа школьников. 5-11 классы / Под ред. А.В. Леонтовича. – М.: ВАКО, 2014. – 160 с.

  5. Островская И. Ю. Как избежать типичных ошибок при организации исследовательской деятельности школьников [Электронный ресурс]. https://cyberleninka.ru/article/n/kak-izbezhat-tipichnyh-oshibok-pri-organizatsii-issledovatelskoy-deyatelnosti-shkolnikov (дата обращения 22.01.2024)

  6. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011

Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: учебное пособие для работников общеобразовательных учреждений – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005
7. Самыкина С.В. Проектная задача? Да! (Как организовать работу в паре, в группе в начальной школе) [Электронный ресурс] https://www.youtube.com/watch?v=pHIebs2ZjjQ (дата обращения 18.03.2024)
8. Сергеева И.С. «Как организовать проектную деятельность учащихся». [Электронный ресурс] https://vk.com/doc173590019_670810166?hash=4BHMmZG5YZDIEFZFiKEJ2KiLLrOJQ2XzonaSNuDKS4H&dl=P0mYqeJdC0PgCU60vzSDynsh3d9Tg23l4QNsRq5fjsT (дата обращения 5.02.2024)












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!