СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы»

Министерство образования Красноярского края

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»











Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы



















г. Красноярск, 2024

Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта Начального Общего Образования.

Составители: Бабкина П. А. – студентка группы 21П-7 отделения «Преподавание в начальных классах».

«Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького», 2024.

























Аннотация

Настоящие методические рекомендации адресованы учителям начальных классов образовательных учреждений, а так же родителям, выступающих в качестве руководителей исследовательских проектов младших школьников. Методические рекомендации разработаны в соответствии с ФГОС НОО (Федеральный государственный стандарт начального общего образования), в котором главной целью является развитие личности обучающегося через деятельностный характер обучения.























Оглавление

РАЗДЕЛ 1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура 5

1.1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура. 5

1.2. Типичные ошибки при проведении исследования. Распространенные примеры ошибок в детских исследовательских работах 9

1.3. Критерии оценивания детских исследовательских работ 12

1.4. Паспорт исследования №1 «Загадочная плесень» 13

1.5 Паспорт исследования №2 «Геометрия вокруг нас» 16

РАЗДЕЛ 2. Проектная деятельность 19

2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура 19

2.2. Проектная задача №1 «Путешествие по островам» 24

2.3. Проектная задача №2 «Учимся считать деньги» 31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 38















РАЗДЕЛ 1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура


    1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура.



Под исследованием в области педагогики понимается процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях. [3].

В фундаменте исследовательского поведения, как подчёркивает А.И. Савенков, лежит психическая потребность в поисковой активности в условиях неопределенной ситуации. Он даёт другое определение: «Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения».

Исследовательскую деятельность младших школьников следует определить как учебно-исследовательскую, так как она направлена на «открытие» субъектных знаний, формирование умений необходимых для осуществления поиска новой информации, усвоение приемов и способов самостоятельного познания.

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования (далее ФГОС НОО) выделяет следующие требования к исследовательской деятельности младших школьников:

Базовые исследовательские умения:

- определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;

- с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;

- сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

- проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);

- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования).

Работа с информацией:

- прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

- выбирать источник получения информации;

- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;

- соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;

- анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;

- самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

Главной целью исследовательской работы является: формирование мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни в информационную эпоху.

Основными задачами исследовательской деятельности в начальной школе являются:

• знакомство с проведением учебных исследований;

• развитие творческой исследовательской активности;

• стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам;

• ознакомление с научной картиной мира;

• вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс.

Существует два вида исследования: экспресс – исследования и долговременные исследования.

Любая исследовательская работа состоит из нескольких этапов:

• выбор темы;

• постановка цели и задач;

• гипотеза исследования;

• организация исследования;

• подготовка к защите и защита работы.

Тема может быть:

- фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);

- экспериментальной;

- изобретательской;

- теоретической.

Основные исследовательские умения которые формируются это развитие познавательного интереса, любознательности; умение работать с информационными источниками; общение со сверстниками и единомышленниками; участие в научных конференциях по исследовательской и проектной работе. [6].

Для получения положительного результата детской исследовательской работы учителю необходимо дать позитивный настрой и показать перспективу обучающемуся. Учитель должен чутко и умело руководить исследовательской деятельностью своих учеников. Следовательно, роль учителя-координирующая.

Большими помощниками в исследовательской работе являются родители. Родитель выступает только как помощник, консультант, «технический секретарь». Родитель может помочь ребенку выдвинуть как можно больше идей и записать их, а потом систематизировать, а также могут помочь провести последнюю проверку перед презентацией, прорепетировать выступление, снять волнение ребенка перед выступлением.

На основе вышесказанного, можно сделать вывод, что исследовательская деятельность является важной частью в учебном процессе, способствует активации учащихся, способствует формированию у детей интереса к изучаемому материалу, позволяет существенно расширить рамки изучаемого. [1].





















1.2. Типичные ошибки при проведении исследования. Распространенные примеры ошибок в детских исследовательских работах



Любая исследовательская работа начинается с выбора темы исследования. Выбор темы школьной исследовательской работы — важный и очень ответственный момент. Руководитель, предлагающий тему исследования ребёнку, или автор, самостоятельно решивший избрать некоторую тему, должны хорошо представлять: каково же направление будущего научного поиска, какую проблему необходимо решить. [8].

И многие сталкиваются с проблемой с выбором темы и формулировкой проблемы и совершают ошибки такие как:

1) отсутствие проблемной ситуации, которую собирается решить учащийся в ходе проектной деятельности. «Реалистические черты в рассказе «Бирюк», «Образ моря в элегии А.С. Пушкина «Погасло дневное светило», «Культура Руси XII века», «Слово о полку Игореве» и литература», «Нравственные принципы В.А. Каверина», «Сцены дуэли в произведениях А.С. Пушкина» — темы по глубине и объёму соотносимы с научными монографиями;

2) неконкретные, неясные формулировки или слишком широкие избыточно витиеватые, кроме того, был ряд случаев, когда тема не соответствовала содержанию. 2) «Исторические и литературные основы сюжета о кавказском пленнике в одноимённых произведениях А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, М.Ю. Лермонтова «Кавказский пленник» и В.С. Маканина «Кавказский пленный» — тема докторской диссертации интегрированного характера;

3) особо можно отметить редкие; но имеющие место случаи, когда объект фантастической темы рассматривался как научный. «Драконы» (ученик был уверен, что они живут сейчас), «Магия в нашей жизни»;

4) тема не соответствует возрасту. «Непристойная лексика в переписке школьников на страницах Интернета» — 7 класс;


5) отсутствие познавательного интереса учащихся к теме исследования или к исследовательской деятельности в целом. Как правило, эта проблема возникает или при навязывании неинтересной учащемуся темы, или при отсутствии у учащегося желания (способностей) к исследовательской деятельности;

6) тема не является исследовательской, так как изучается школьной программой. «Проблемы образования и воспитания в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

И чтобы избежать таких ошибок, нужно соблюдать некоторые правила:

  1. Прежде, чем выбрать тему научного исследования, необходимо

продумать основную идею исследования и осмыслить общий замысел.

  1. Выделить актуальность темы на сегодняшний день.

  2. Выбрать направление темы исследования.

  3. Далее важно корректно сформулировать тему исследования. Тема

исследования – это то главное, о чем в ней говорится, это предмет, который детально рассматривается, это материал, который отбирается и структурируется соответствующим образом.

После выбора темы и определения проблемы работы, ставиться цель и этапы достижения выбранной цели – задачи. И на этом этапе обучающиеся тоже допускают ошибки.

  1. Цель работы: выявить эволюцию темы «маленького» человека.

Ошибка этой формулировки заключается в отсутствии конкретики. Слишком широкий замах при объёме работы в 17 страниц. Несоответствие поставленной цели и выполненной работы привело к тому, что работа не была принята как исследование.

  1. Цель работы: «выделить основные виды литературных блогов;

выделить основные особенности литературных блогов» (стилистика автора).

Ошибка этой формулировки заключается в неточном выборе слов, что привело к несоответствию между тем, что заявлено, и тем, что сделано.

Ошибки при определении задач:

  1. формулировка и содержание задач не соответствует теме проекта;

  2. количество задач более 5-ти;

  3. нарушена логическая последовательность задач.

После определения цели и задач, мы должны сформулировать гипотезу. Но и на этом этапе ученики сталкиваются с ошибками.

  1. гипотеза не удовлетворяет основному требованию - быть проверяемой

и доказуемой;

  1. не содержит предположение. Вода – уникальная и необычна своими

свойствами

  1. не соответствует фактам по теме исследования. Тема «Качество воды»,

а гипотеза Вода – уникальная и необычна своими свойствами.

И на последнем этапе работы, после проведения и определения всех структур, нужно оформить свою работу. Так же при оформлении учащиеся совершают множество ошибок.

  1. проект оформлен не в соответствии с требованиями, обозначенными в

положении;

  1. отсутствие или не всегда верное оформление ссылок и сносок;

  2. оформление списка литературы и интернет источников не

соответствует требованиям. [7].












1.3. Критерии оценивания детских исследовательских работ



Критерии оценки детских исследовательских работ

Количество баллов

1. Тема работы актуальна.

0-1

2. Тема соответствует возрастным особенностям.

0-1

3. Тема сформулирована корректно.

0-1

4. Соответствие цели и темы.

0-1

5. Соответствие цели и задач.

0-1

6. Цель достижима.

0-1

7. Гипотеза соответствует цели исследования.

0-1

8. Последовательность проведения исследования логична.

0-1

9. Методы исследования соответствуют возрасту и характеру исследования.

0-1

10. Представлен результат исследования (вывод, продукт)

0-1

11. Информация структурирована (в таблицах, схемах, диаграммах и т.д.).

0-1

12. Все структурные элементы выдержаны.

0-1

13. Работа оформлена по техническим требованиям (шрифт, абзац, отступ, размер и т.п.).

0-1

14. Отсутствие фактических ошибок.

0-1

15. Отсутствие пунктуационных, орфографических и грамматических ошибок.

0-1

16. Корректно оформлен список литературы

0-1

















1.4. Паспорт исследования №1 «Загадочная плесень»

Данный паспорт исследование, разработан Бабкиной Полиной

Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

"Загадочная плесень"

2

Актуальность исследования

Моя исследовательская работа возникла в результате случайного наблюдения за пищевыми продуктами. Мама купила хлеб в магазине, положила его в целлофановый пакет. Через некоторое время на хлебе образовался странный налет, а мама сказала, что на хлебе образовалась плесень и она растет, а такой хлеб не используется в пищу. Ребята в классе говорили, что тоже видели подобный налёт на разных продуктах. И я решила узнать, что же такое плесень и почему она появляется.

3

Проблема исследования

Почему на хлебе образовалась плесень

4

Объект исследования

плесень

5

Цель исследования

Для учителя: организовать деятельность обучающихся 3 класса для формирования базовых исследовательских умений и работы с информацией по теме "Загадочная плесень"

Для ученика: узнать в каких условиях образуется плесень на хлебе.

6

Задачи исследования

Для ученика:

1.Узучить литературу по теме исл.

2. Провести эксперимент.

3. Заполнить таблицу по итогам эксперимента.

7

Гипотеза исследования

Предположим, что для образования плесени нужны влажные условия.

8

Методы исследования

Теоретические методы: анализ учебной литературы и других дополнительных источников информации, анализ и обобщение.

Эмпирические методы: наблюдение; эксперимент;

9

Тип исследования

По продолжительности: краткосрочный (10 дней)

По организационной форме: инд.

По содержанию: моно (окружающий мир)

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

1. Подготовительный:

– выбор темы, постановка проблемы, цели и задачи, подбор методов, просмотреть видеофильма.

– подбор учебной и научной литературы.

2. Теоретический: изучение и анализ научной литературы и просмотренного видео.

3. Практический: выдвижение гипотезы, проведение эксперимента, наблюдение

4. Аналитический: анализ результатов теоретической и практической частей, формулировка выводов.

5. Презентационный: подготовка к выступлению, выступление с итогами работы (написание текста выступления, презентация, демонстрация) выступление с итогами работы (презентация таблицы перед аудиторией).

6. Рефлексивный: подведение итогов проведения и защиты исследования, корректировка работы (обозначение собственных трудностей, анализ своей деятельности).

11

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Цель исл.: узнать в каких условиях образуется плесень на хлебе.

Ход исл.

эксперимент:

Поместим хлеб в холодильник, в сухое место и в пакет. Наблюдаем в течение 5 дней.

Написание результатов эксперимента.

Вывод:

плесень растет, значит, это живой организм;

• главными условиями развития плесневых грибов являются влажность

воздуха и тепло.

Следовательно, чтобы сохранить продукты питания от плесени, необходимо хранить их в сухом и прохладном месте. Если на хлебе появилась плесень, недостаточно просто срезать испорченную корку – этот хлеб вам придется выбросить. Заплесневевший хлеб есть нельзя! Плесень – это яд, который становится лекарством – пенициллином – только после переработки.



Подведение итогов теоретической и практических частей (подтверждение гипотезы)

Оформления результата исследования (Таблица с результатами эксперимента)

12

Оборудование для проведения исследования

Хлеб, холодильник, пакет

13

Продукт исследования

Таблица с результатами эксперимента

14

Перспектива исследования

Продолжить изучение плесени на других продуктах питания.

15

Используемые источники

1. Олег Чистовский / Грибы-целители (Серия - Исцели себя сам).

2. Энциклопедия для детей. Биология. «Аванта+» 1997 г.

3. http://vladprofessional.ru/plesen--eto-chto-takoe

4. http://www.вокабула.рф/словари/толковый-словарь-ожегова/плесень

5. http://www.вокабула.рф/словари/толковый-словарь-ушакова/плесень

6. https://ru.wikipedia.org/wiki/Плесневые_грибы



































1.5 Паспорт исследования №2 «Геометрия вокруг нас»

Данный паспорт исследование, разработан Ивановой Натальей

Компоненты паспорта

Описание исследования

Тема исследования

«Геометрия вокруг нас»

Актуальность исследования

На уроках математики мы сталкиваемся с геометрическими фигурами. Эти фигуры окружают каждого человека в повседневной жизни, но мы их не замечаем. Эта наука плотно вошла в нашу жизнь, и является её неотъемлемой частью. Обычно мы не задумываемся о том, почему объекты имеют ту или иную форму, а ее выбор далеко не случаен. Что же это за наука геометрия? Что она изучает? Почему многие окружающие нас предметы имеют геометрическую форму? Мне захотелось найти ответы на эти вопросы, и я решил заняться исследованием геометрических фигур.

Проблема исследования

В школе нам часто говорят про разные геометрические фигуры, но нам не рассказывают про науку, которая их изучает и другие геометрические фигуры. Мне хотелось бы больше узнать о геометрических фигурах.

Объект исследования

Геометрические фигуры

Цель исследования

Для учителя: организовать деятельность обучающихся 1 класса для формирования базовых исследовательских умений и работы с информацией по теме “Геометрические фигуры”.

Для ученика: расширить знания о геометрических фигурах

Задачи исследования

Для ученика:

  • Найти и изучить литературу по теме исследования.

  • Провести анкетирование среди обучающихся 1-ых классов.

  • Проанализировать и сравнить предметы в доме, на улице на наличие геометрических фигур.

  • Проанализировать полученные данные и сделать вывод.

Гипотеза исследования

Предположим, что все геометрические фигуры имеют свои образы в предметах, окружающих нас в повседневной жизни.

Методы исследования

Анализ, наблюдение, анкетирование, обобщение

Тип исследования

По продолжительности: краткосрочный (1 неделя)

По организационной форме: индивидуальный

По содержанию: математика и окружающий мир

Этапы реализации исследования, краткое их описание

1. Подготовительный: определение темы исследования, постановка цели, задач, определение гипотезы, планирование хода исследования, подбор научной литературы, разработка анкеты.

2. Теоретический: анализ научной литературы и формулирование вывода по теоретической части.

3. Практический: наблюдение и последующий анализ, проведения анкетирования.

4. Аналитический: соотнесение результатов теоретической и практической частей, подведение итогов.

5. Презентационный: подготовка к выступлению (написание текста выступления, презентация, демонстрация) выступление с итогами работы (презентация кластера/плаката перед аудиторией).

6. Рефлексивный: подведение итогов проведения и защиты исследования, корректировка работы (обозначение собственных трудностей, анализ своей деятельности).

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Цель исследования: расширить знания о геометрических фигурах.

Ход исследования:

1 Анализ литературы: историческое происхождения термина «Геометрия», определение термина, её структура; определение основных геометрических фигур и их описание; анализ обучающего мультфильма с целью закрепления знаний о геометрических фигурах.

2. Анкетирование обучающихся 1-ых классов. В анкете встретились следующие вопросы:

Какие геометрические фигуры ты знаешь?

Какие фигуры чаще всего встречаются на улице?

Как ты считаешь, пригодится ли тебе знание геометрии в жизни?

Вывод: большинство учащихся выбрали фигуры такие как: треугольник, квадрат, круг и прямоугольник. Их и возьмём за основу исследования.

3. Исследование 1: «Геометрические фигуры на улице». Вместе с учителем и родителями на прогулке на улице мы стали тоже обращать внимание на предметы, которые напоминали геометрические фигуры. Составляется сравнительная таблица с примерами (фотографиями).

Вывод: на улице чаще встречаются предметы прямоугольной формы, хотя большее количество обучающихся считают, что чаще в жизни встречаются предметы квадратной формы.

4. Исследование 2: «Геометрия в различных профессиях». Среди взрослых различных профессий мы узнали, кому в их работе нужны знания геометрии. Список исследуемых профессий: строитель, инженер, конструктор, модельер, психолог, библиотекарь, учитель, повар, швея, механик, полицейский, водитель, доктор, бухгалтер, техничка.

Вывод: большинство профессий тоже не обходится без геометрии, я думаю, что те, кто отвечал, что ему не нужна она, или не пригодилась, просто не задумались очень хорошо, что геометрия буквально повсюду с нами, мы постоянно анализируем или сравниваем формы, размеры каких-либо предметов, измеряем содержимое чего-либо, а это уже часть геометрии.

5. Подведение итогов теоретической и практических частей: Таким образом, исследования и анкеты показали, что геометрия действительно существует среди нас: в жизни, на работе, дома и поэтому нужно её изучать, чтобы делать точные измерения, различать и сравнивать объекты, делать более точные описания.

Изучив литературу и проанализировав результаты исследования, хочется отметить, геометрические фигуры и вправду окружают нас повсюду: на улице, у нас в квартире, на работе, так как все окружающие предметы это своего рода образ какой-либо геометрической фигуры. Таким образом, наша гипотеза подтвердилась.

8. Оформления результата исследования (кластер/плакат)

Оборудование для проведения исследования

Компьютер, принтер, бумага, камера телефона

Продукт исследования

Кластер/плакат

Перспектива исследования

Полученные данные могут быть использованы на уроках математики при изучении темы в области «Геометрии»

Используемые источники

1.Занимательная геометрия/ К.И. Шевелёв-М.: Ювента,2009

2. Энциклопедический словарь юного математика. /Сост. Э-68 А. П. Савин. - М.: Педагогика, 1989.

3.Я познаю мир: Детская энциклопедия: Математика./Сост. А.П. Савин, В.В. Станцо, А.Ю. Котова./Под общ. Ред. О.Г. Хинн. – М.: Аванта +, 2002. – 680 с.

Электронные ресурсы:

1. https://yandex.ru/video/preview/1466918888725002620

2. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2023/08/07/issledovatelskaya-rabota-geometriya-vokrug-nas





РАЗДЕЛ 2. Проектная деятельность



2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура


Проектная деятельность – это способ организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата и ориентирован на интерес, творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы. (Г.К. Селевко).

Проектная деятельность занимает важное место в современном начальном образовании. Она направлена на развитие личности ребенка, его творческих способностей, и достижения универсальных учебных действий. Перед внедрением проектной деятельности в образовательный процесс, необходимо подготовить школьников к ней. Для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима еще и особая готовность, “зрелость”, заключающаяся в следующем.

Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:

  1. умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий);

  2. умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);

  3. умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано, его доказывать);

  4. умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

Во-вторых, вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, определенная «интеллектуальная зрелость». Имеется в виду сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя:

  1. развитие аналитико-синтетических действий;

  2. сформированность алгоритма сравнительного анализа;

  3. умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;

  4. возможность выделять общий способ действий;

  5. перенос общего способа действий на другие учебные задачи.

В качестве третьего показателя готовности младших школьников к

эффективной проектной деятельности рассмотрим опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:

  1. адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;

  2. обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;

  3. выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.

Виды проектов:

  1. Практико-ориентированный проект.

  2. Исследовательский проект.

  3. Информационный проект.

  4. Творческий проект.

  5. Ролевой проект.

Основные требования к проекту:

  1. Наличие социально значимой задачи (проблемы).

  2. Планирования действий по разрешению проблемы.

  3. Обязательно требует исследовательской работы учащихся.

  4. Продукт.

  5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику.

Формы продуктов проектной деятельности. Основные требования к

проектному продукту.

Приведем перечень возможных выходов проектной деятельности:

    1. Web-сайт;

    2. Атлас;

    3. Журнал;

    4. Видеофильм;

    5. Видеоклип;

    6. Выставка;

    7. Газета.

Отличие проекта от исследования.

Исследование не ставит целью изменение окружающего мира,

сосредоточившись на его познании. Проектирование – это создание новых, прежде не существовавших объектов и явлений, или изменение известных объектов с целью получить у них новые свойства. Любой проект всегда направлен на решение конкретных технических, идеологических и других задач (создание сайта, разработка модели технического устройства, выработка определенного общественного мнения и т.д.), поэтому главным критерием оценки эффективности проектирования является практическая значимость. Как и в учебном исследовании, главным результатом учебного проектирования является субъективная практическая значимость для автора работы, т. е. возможность самостоятельно получить значимый результат.[4].

Основание для сравнения

Проект

Проектная задача

1

Педагогическая цель

формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.

1-3 класс: формирование разных способов учебного сотрудничества.


Цель детская

Решение конкретной проблемы, достижение оптимальным способом заранее запланированного результата

Решение задачи в результате поиска, освоение основ проектной деятельности в учебном сотрудничестве.

2

Продолжительность

от урочных до годичных

от 1 до 2 уроков – предметных задач, на решение межпредменых задач – по 2 урока ежедневно в течение недели.

3

Форма организации

индивидуальные или групповые

групповая

4

Структура

  1. Проблема (целеполагание)

  2. Проектирование (планирование)

  3. Поиск информации

  4. Продукт

  5. Презентация.

1. Анализ ситуации.

2. Выявление дефицитов.

3. Оценка необходимости восполнения дефицита.

4. Постановка цели.

5. Поиск средств, возможных путей решения.

6. Выбор средств решения проблемы.

7. Решение проблемы.

8. Анализ получения результата.

9. Представление окружающим полученного результата.

5

Деятельность учащихся

Разрабатывают замысел, ищут пути реализации,

воплощают его в продукте, демонстрируют готовый продукт

Решают проблему с помощью конкретных заданий и в последующем реализуют в материальный или нематериальный продукт, которого еще не существовавшего в практике ребенка.

6

Результат

Должно происходить качественное изменение учащегося

не предсказуем

реальный продукт, который можно представить другим

1. реальный «продукт» (текст, схема или макет, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм, графиков), созданный детьми. Он может быть «оторван» от самой задачи и жить своей жизнью;

2. это нематериальный «продукт» - качественное изменение самого ребенка (группы детей).

7

Формируемые универсальные умения

1. Рефлексивные

2. Поисковые (исследовательские)

3. Навыки оценочной самостоятельности.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве.

5. Менеджерские умения и навыки.

6. Коммуникативные.

7. Презентационные умения и навыки.

1. Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное — почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки).

2. Ставить и удерживать цели.

3. Планировать свою деятельность.

4. Моделировать (представлять способ действия в виде схемы - модели, выделяя все существенное и главное).

5. Проявлять инициативу при поиске способов решения задачи.

6. Взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других.

8

Средства

Проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств

Для решения задачи все необходимые материалы предоставляются

9

Возраст участников

Старшеклассники (подростковая школа)

5-6 первых лет обучение в школе















2.2. Проектная задача №1

Проектная задача «Путешествием по островам» кто выполнил

Данная проектная задача, разработана Бабкиной Полиной

Острова: на что они похожи?.. Некоторые острова напоминают своими очертаниями живые существа или что-то другое. Среди них большинство - дело рук природы, но есть и рукотворные. Людей всегда привлекают острова, своей красотой природы, разнообразием флоры и а фауны. И нам пришло письмо от жителей разных островов, и они нас приглашают, но мы должны посетить их за один день все вместе. Каждая команда отправится, на разный остров узнает о нем и после вернется обратно и расскажет нам, что увидели и что узнали. И вы сегодня отправитесь в путешествие по островам мира.

Ваша задача заключается в продуктивном путешествии по этим островам, конечным продуктом этой задачи будет реклама о вашем посещеном острове.

Данная работа имеет большое практическое значение. Вам нужно создать информацию об острове, (картинки, характеристику, название). После Туристическое агентство «Остров-ТУР» готово разместить результаты вашей работы на своем официальном сайте с возможным внесением этого острова в список виртуальных островов.

Вам необходимо будет собрать всю имеющуюся информацию об островах, через всевозможные источники, решить конкретные практические задания, которые будут необходимы для создания своего макета.

Подойдите и вытяните цвет, он будет обозначать цвет и название острова.

Желаем творческих успехов!

Задание 1

1. Прочитать текст.

2. Выписать из текста и занести в таблицу соответствующие данные.

Наша планета Земля имеет разнообразные участки суши, которые со всех сторон окружает вода. Наибольшие такие участки называются континентами или материками. Участки суши поменьше называются островами.

Острова различаются между собой не только размерами, но и своим происхождением. Что заставило подняться острова выше поверхности моря? В редких случаях они являются приподнятыми частями подводной окраины (шельфа) континента. Если островами не достигаются поверхности, получаются отмели; когда же они поднимутся над водной гладью, они станут островами. Ученые установили, что колебание уровня Мирового океана, многие острова часто становились отмелями и наоборот. Остров Ньюфаундленд неподалеку от Северной Америки, На территории острова имеется огромное количество озёр (крупнейшее — Гранд-Лейк), имеются небольшие ручьи и короткие реки, в том числе со стоком в море. Распространены болота. Большая часть населения происходит от переселенцев из Великобритании (англичане, шотландцы) и Ирландии Остров Мадагаскар возле африканского побережья – это участки суши, которые имеют аналогичные геологические особенности, как и материк. Остров расположен у юго-восточного побережья Африки в западной части Индийского океана. 99% населения представляют различные этнические коренные народности.

Наибольший остров мира - это Гренландия, его вполне можно сравнивать по размерам с наименьшим континентом – Австралией. Он расположен на северо-востоке Северной Америки. Основные народы на территории Гренландии — это гренландские эскимосы (на местном языке — калааллиты), составляющие около 90 % всего населения; остальные 10 % — в основном датчане и другие европейцы. Множество островков юго-западной и центральной тихоокеанских частей объединяются в цельную островную страну, прозванную Океанией. Архипелаги – это объединение группы островов. Иногда архипелаги - это 2–3 острова, а иногда это бесчисленно количество мельчайших островков, таких как в Индонезии. Переходные зоны между океанами и материками имеют несколько цепочек островных дуг – архипелагов, расположившихся по краям глубоководных желобов. Таковыми островами являются, Курильские и Алеутские острова. Такие районы обладают повышенной сейсмической опасностью, здесь часто происходят извержения и землетрясения.


Название

Расположение и характеристика

Народы острова

Остров





Задание 2

Каждой группе выдается карта, вы находите свой остров, обведи его в кружочек, на отдельном листочке запиши свой остров, определи, сколько звуков и букв в нем.

Задание 3

Вы получили интересное письмо из племени вашего острова. Прочтите его внимательно, изучите особенности диалекта этого племени. Переведите на русский язык данное сообщение. Напишите ответное письмо для иноземцев на их языке.

В наш племени жив сам ловк и смел островитян. Мы сам удачлив охотник и умел земледелец. У нас сам уютн дом. В наш племени очень весел праздник и вкусн ед. Откуда вы приехал и для чего? Расскаж нам о своей стран, о себ.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4

Прочитай задачу, сделай схему и реши её.

Чтобы отправить письмо. С двух островов, расстояние между которыми 290 км, одновременно вышли навстречу друг другу два катера с в одном мы, а в другой иноземцы. Первый катер шёл со скоростью 70 км/час, второй со скоростью 65 км/час. Через сколько часов катера встретились?

Задание 5

Найдите рисунки животных, обитающих на вашем острове и тексты с их описанием, подпишите названия животных.

1. Парнокопытное млекопитающее, самый крупный вид из семейства оленевых. У самок рогов нет, а у самцов они огромные — самые крупные среди современных млекопитающих. Их размах достигает 180 сантиметров, а масса — 20—30 килограммов. Лось сбрасывает рога ежегодно в ноябре–декабре и ходит без них до апреля-мая.

2. Эти приматы среднего размера обитают исключительно на Мадагаскаре. Мех длинный и обычно красновато-коричневый. В окраске часто проявляется половой диморфизм . Размеры тела от 30 до 50 см в длину, хвост такой же длины, или даже существенно длиннее тела.

3. млекопитающее семейства настоящих тюленей отряда ластоногих; единственный вид одноимённого рода. Длина в среднем 180–185 (до 195) см, масса до 160 кг. Тело покрыто низким жёстким волосом; окраска меняется с возрастом.

4. Средних размеров животным. Длина тела — до 56 см (длина тела самцов — 38-53 см, самок — 35-51 см), хвоста тела — до 20 см (самцов — 12-19 см, самок — 11-17 см). Обладает стройным телосложением, тело гибкое, лапы довольно короткие и толстые.

5. Сложно спутать с другим животным, у него большое крупное туловище, маленькие круглые уши и глаза, короткий хвост и едва заметные лапы, которые спрятаны под густой шерстью. Их окрас изменчив – оттенок шерсти может быть как бурым, так и темно-бурым, рыжеватым. На холке есть горб.


Задание 6

Сделайте модель своего острова.

Нарисуйте по описанию из 1 задания.

Составьте синквейн по своему острову приклейте на а4 иллюстрацию, животного и синквейн.

1 строка – одно существительное, про ваш остров

2 строка – два прилагательных, о острове.

3 строка – три глагола, описывающие остров

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Составленным синквейном закончите презентацию рекламы своего необычного острова.

Задание 7

Вот вы и подошли к концу решения задачи.

Но попробуйте сначала ответить на вопросы:

- Что можете рассказать о необычности своего острова?

-Чем привлекателен ваш остров?

Запишите коротко.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 8

Итог

Выберите задания, которые понравились вам больше всего.

Обсудите свой выбор:

Нам понравились задания №…,……., ………, ……, …

Потому что___________________________________________________


1. Оцени, насколько интересной показалась тебе проектная задача.

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

2. Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

3. Оцени свой вклад в решение проектной задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении заданий).

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

4. Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

5. Хотел бы ты работать еще раз в этой же группе? (обведи.)

Да Нет

Почему? ______________________________________________________

































2.3. Проектная задача №2 «Учимся считать деньги»

Данная проектная задача, разработана Ивановой Натальей

Класс: 2 класс

Предметная область: математика, литературное чтение, окружающий мир

Сюжет: двое друзей Вася и Коля несколько недель копили деньги. Настали

каникулы и ребята решили сходить на ярмарку повеселиться. Помоги

ребятам устроить свой выходной день так, чтобы им было весело и у них

хватило на это денег.

1 задание.

Перед тем как отправиться на прогулку, Васе нужно было помочь своей

сестре с домашним заданием. Необходимо прочитать текст и верно ответить

на задания теста. Помоги Васе с этим заданием.

Текст:

Тест:

Тест:

1) Где впервые появились бумажные деньги?

А) Россия Б) Китай В) Япония

2) Из какого материала в наши дне НЕ делают деньги?

А) Бумага Б) Серебро В) Дерево

3) Что стали делать на деньгах, чтобы их НЕЛЬЗЯ было подделать?

А) Ставить клеймо Б) Стали их прятать В) Стали делать из золота



2 задание.

В это же время Коля помогал своему брату с домашним заданием. Нужно было прочитать стихотворение и определить значение выделенных слов. Помоги Коле правильно выполнить задание.

Что используют для определения значения слов?
Напиши свой ответ:_________________________________

А тари – тари – тари!

Куплю Маше янтари:

Останутся деньги –

Куплю Марии серьги.

Останутся пятаки

Куплю Маше башмаки.

Останутся грошики

Куплю Маше ложки.

Останутся полушки

Куплю Маше подушки.

грош - _______________________________________________________

полушка - ____________________________________________________

пятак - _______________________________________________________



3 задание.

Ребята решили посчитать, сколько денег у них есть. Для того, чтобы заработать денег, ребята повесели каждый у себя дома вот такой список дел:

Помогу стирать 5 руб

Выгуляю собаку 15 руб

Поглажу бельё 30 руб

Уберусь в комнате 2 руб

Ребята в конце каждой недели ставили галочку напротив того дела, которое они сделали. Вот такие результаты у них получились спустя 3 недели:

Работа

Вася (150)

Коля (150)

Помогу стирать

Выгуляю собаку

Поглажу бельё

Уберусь в комнате
















А теперь посчитайте, что у них получилось.

Вася заработал ___________ руб., постирав носовые платки.

Коля заработал ____________ руб., постирав носовые платки.

Вася погулял с собакой и заработала __________ руб.

Коля погулял с собакой и заработал ___________ руб.

Вася заработал 90 руб. за _____________________________.

Коля заработал 60 руб. за ____________________________.

Всего Вася заработал _________________ руб.

Всего заработал Коля __________________ руб.

4 задание.

Наконец-то они отправились на ярмарку. Ниже представлена карта ярмарки и стоимость каждого пункта:

Комната смеха - 10 руб

Мороженое –15 руб

Колесо обозрения - 40 руб

ЦИРК - 70 руб

Тир – 30 руб

Вася очень хотел пострелять в тире, а Коля очень хочет посетить цирк. Куда ребята могут сходить ещё, чтобы у них хватило денег?

Варианты:

1) ЦИРК + Тир + _______________ + _______________

Сколько денег потратят ребята? _______________________

Сколько денег у них останется? _______________________

2) ЦИРК + Тир + _______________ + _______________

Сколько денег потратят ребята? _______________________

Сколько денег у них останется? _______________________



5 задание.

Уходя с ярмарки, радостные ребята встретили своих одноклассников Артёма и Стёпу. Они шли расстроенные. Оказалось, ребята не смогли накопить денег и поэтому не пошли на ярмарку. Из списка, выбери и обведи номера тех советов, которые можно дать ребятам, чтобы в следующий раз им удалось накопить денег. Устно, подготовь аргументы своего мнение.

1. Реши, от каких развлечений ты можешь отказаться (кино, кафе и т.д.)

2. Откажись от вредной и дорогой еды (чипсы, газировка и т.д.)

3. Обсуди с родителя, за что и сколько ты можешь получать карманные деньги.

Рефлексивная анкета (индивидуальная)

1. Оцени, насколько интересной тебе показалась проектная задача «Учимся считать деньги»

1

2

3

4

5

2. Оцени, насколько сложным для тебя оказались задания проектной задачи

1

2

3

4

5

3. Оцени, насколько активно ты принимал участие в процессе решения заданий

1

2

3

4

5



4. Оцени, насколько дружно вы работали в группе

1

2

3

4

5



5. Оцени, насколько ты доволен результатом проделанной работы

1

2

3

4

5

6. Хотелось бы тебе ещё раз принять участие в решение проектных задач

Да Нет

7. Хотелось бы тебе ещё раз поработать в этой группе?

Да Нет

Лист оценивания (для учителя)


Критерии

Номер группы

Верно выполнили задание (1 задание – 1 балл)

0-5 баллов

Доказывают свое мнение с помощью аргументов (1 задание – 1 балл)

0-5 баллов

При выступлении каждый участник демонстрирует свой вклад в работу

(1 человек – 1 балл)

0-5 баллов






















































ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Разбирая вопрос по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы, мы разобрали разные спектры, такие как исследовательская деятельность, проектная задача. Провели анализ и прописали, какие есть ошибки в написании исследования и выделили алгоритм для составления и проведения.

Разработали исследование и проектную задачу, которой можно пользоваться на любом внеурочном занятии и брать как пример для составления своего исследования.





































СПИСОК ИСТОЧНИКОВ



  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от31.05.2021 № 286) — М.: Просвещение, 2021 — 31 с.

  2. Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе ФГОС. / А. Б. Воронцов. – М.: Просвещение, 2021 – 176 с.

  3. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – Москва: Академия, 2002. – 567 с. – ISBN 5-691-00951-6.

  4. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

  5. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся /И. С. Сергеев - 2-е изд., испр. и доп.— М.: АРКТИ, 2005. — 80 с.

  6. Коростелева В. А. Сущность исследовательской деятельности. https://ecosystema.ru/03programs/irsh/gt_issled_korost.htm (Дата обращение 09.04.2024)

  7. Островская И. Ю. Как избежать типичных ошибок при организации исследовательской деятельности школьников. https://vk.com/doc173590019_669850270?hash=ww0CHWG6Zs48gBNbePCi8iaYQz1jmISwhXSrCiaEqu8&dl=SVjOXFqSwlX71Eo3aUe8HSyeWhdyNtKl4beN4WYYuHL (Дата обращения 12.01.2023)

  8. Семенова Н. А. Дошкольное и общее образование. https://vk.com/doc173590019_669850272?hash=XMmWrx7CwJnNcRHDt59V54h0ThdPF2xcd2IC02OP1s0&dl=82ZGVf2V0yHtCxwhjbcNqPuYAHMEyjM4JRLw5iu0ecw (Дата обращения 12.01.2024)
















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!