СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы.»

Красноярский педагогический колледж №1 имени М. Горького



Министерство образования Красноярского края КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»









Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы







г. Красноярск, 2024



Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта Начального Общего Образования.

Составители: Синичкина Ю. Е. – студентка группы 21П-6 отделения «Преподавание в начальных классах»

«Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького», 2024.















































Аннотация

В методических рекомендациях предложены описание методики организации исследовательской работы с учениками начальной школы. Даны методические рекомендации и требования по организации исследовательской работы в начальной школе, типичные ошибки, допускаемые руководителем учебно-исследовательской деятельностью детей, мониторинга исследовательской деятельности.

Методические рекомендации адресованы учителям начальных классов, педагогам дополнительного образования детей, студентам специальности «Преподавание в начальных классах», родителям.





































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время в рамках ФГОС НОО (Федеральный государственный стандарт начального общего образования) наиболее актуальным становиться использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы и умозаключения, принимать самостоятельные решения. Достичь этого можно через организацию проектной- исследовательской деятельности на уроке и вне урока [1].

Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социуме и адаптации в нем. Для решения этой задачи необходимо перейти к идеологии развития, на основе личностно-ориентированной модели образования.

Цель проектно-исследовательской деятельности заключается в развитии интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника. Проектно-исследовательская деятельность занимает особое место в арсенале инновационных педагогических средств и методов, которая ставит учащихся начальной школы в позицию первооткрывателя, искателя истины. Именно в начальной школе закладывается фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приемов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности.

Нередко слова «исследование» и «проектирование» в образовании используются как синонимы, что рождает путаницу, и дезориентирует не только педагогов и родителей, но даже специалистов в области педагогики. Эта путаница совсем не так безобидна, как может показаться на первый взгляд. И исследование, и проектирование, при всей своей несомненной важности для современного образования, принципиально разные виды деятельности. Разницу между ними следует ясно осознавать. Исследование – бескорыстный поиск истины.

В основу стандартов начального общего образования третьего поколения входят новые принципы его построения, дающие возможность обучающимся достичь следующих результатов в направлении личностного развития: включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества.

Под проектированием, напротив, понимается решение определенной четко сформулированной задачи. Неслучайно иноязычное слово «проект» прямо переводится на русский язык как - «брошенный вперед».

Когда исследователь начинает свою работу, он не знает к чему придет, какие сведения получит, будут ли они для него или других людей полезны и приятны. Его задача искать истину, какой бы она не была. В отличие от него проектировщик предельно прагматичен, он твердо знает, что делает, ясно понимает, к чему должен прийти. Нередко реализация проекта требует проведения исследований, но это не обязательно, теоретически проект может быть выполнен и на репродуктивном уровне.

Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность, связанная с решением младших школьников творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:

• постановку проблемы;

• изучение теории, посвященной данной проблематике;

• подбор методик исследования и практическое овладение ими;

• сбор собственного материала, его анализ и обобщение;

• научный комментарий;

• собственные выводы.

Данная цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения [3, c. 167].

Исследовательская работа обогащает социальный опыт обучающихся в труде и общении. Она способствует:

– углублению и актуализации знаний младших школьников, как по предметам школьной программы, так и вне её;

– саморазвитию, самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке учеников;

– расширению представлений о межпредметных связях;

– развитию интеллектуальной творческой инициативы учащихся в процессе освоения основных и дополнительных образовательных программ;

– созданию предпосылок для развития научного образа мышления; – овладению методами научных исследований;

– формированию установки на престижность занятий научно-исследовательской деятельностью;

– обучению информационным технологиям и работе со средствами коммуникации (созданию сайтов, презентаций и т.д.);

– профессиональному самоопределению старшеклассников и содержательной организации свободного времени детей;

– формированию научно-педагогического сообщества детей, педагогов, учёных, реализующих различные программы учебно-исследовательской деятельности [5, c. 98].

Проектно-исследовательская деятельность – это деятельность, направленная на развитие творческих и исследовательских качеств учащихся. Она представляет собой поиск решения какой-то проблемы, где ответ заранее неизвестен. В этом и состоит главное отличие данной деятельности от простого практикума, в котором всё известно и необходимо лишь пройти по изученному [8, стр. 1].

Проектно-исследовательская деятельность учащихся подразумевает наличие этапов, которые характерны для типичного научного исследования: постановка проблемы, изучение теоретического материла, выбор метода, практика, процесс сбора полученных результатов, анализ и обобщение данных, выведение конкретных результатов и собственные выводы.





















































ОГЛАВЛЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура………………………………9

1.1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура………………………………9

1.2. Типичные ошибки при проведении исследований. Примеры ошибок детский исследовательских работ………………………………………………13

1.3. Критерии оценивания детский исследовательских работ………………..17

1.4. Паспорт проекта «Следы рук человека»…………………………………..19

1.5. Паспорт проекта «Пропорции человека»………………………………….22

РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛНОСТЬ

2.1. Проектная деятельность учащихся современном начальном образовании: назначение, специфика, структура …………………………………………….26

2.2. Проектная задача «Помощь маме и ее сыну Коле» ……………………...31

2.3. Проектная задача «Путешествие в сказочную страну» …………………38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………47

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………48

























РАЗДЕЛ 1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура

1.1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура.

В определении А. И. Савенкова исследовательская деятельность – это эффективная система организации познавательной деятельности ребенка. Исследовательская деятельность дает большой простор для развития творческого, критического мышления, речи ребенка, расширяет его кругозор, создавая ему условия для активного изучения самой разной проблематики.

К исследовательской деятельности новый стандарт ФГОС НОО предъявляет требования, которые отражены в разделе метапредметных результатов под пунктом «Базовые исследовательские действия». Так же захватывает требования, связанные с работой с информацией, таким образом ми опираемся на пункт «Работа с информацией». [1, 18]

Основные требования:

  • определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;

  • с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;

  • сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

  • проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);

  • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);

  • прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

  • выбирать источник получения информации;

  • согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

  • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;

  • соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет; анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;

  • самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

В образовании цель исследовательской деятельности заключается в формировании мотивации к обучению, а также познанию и творчеству в течении всей жизни.

Исходя из цели и требований Федерального образовательного стандарта начального общего образования вытекают следующие задачи:

  • знакомство с проведением учебных исследований;

  • развитие творческой исследовательской активности;

  • стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам;

  • ознакомление с научной картиной мира;

  • вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс.

Существует два вида исследования:

1) Экспресс-исследование. Эта форма, организации предполагает массовое кратковременное участие детей разных по своему уровню развития. Дети оперативно проводят кратковременные исследования по предложенной педагогом тематике.

2) Долговременные исследования. Это форма индивидуальной работы или небольшой группы обучающихся, которая проходит определённый путь:

  • ребенок выделяет и ставит проблему (выбор темы исследования);

  • предлагает возможные варианты решения;

  • собирает материал;

  • делает обобщение;

  • готовит проект (доклад, макет и др.);

  • защищает проект.

Основными этапами исследовательской работы являются следующие положения:

Найти проблему – что надо изучать. Должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования.

Тема – как это назвать. Должна быть оригинальной.

Актуальность – почему эту проблему нужно изучать.

Цель исследования – какой результат предполагается получить. Обычно цель заключается в изучении определенных явлений.

Гипотеза – что не очевидно в объекте. Гипотеза – это предвидение событий, это вероятное знание, ещё не доказанное. Изначально гипотеза не истина и не лож – она просто не доказана

Новизна – что нового обнаружено в ходе исследования.

Задачи исследования – что делать – теоретически и экспериментально.

Литературный обзор – что уже известно по этой проблеме. Краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов.

Методика исследования – как и что исследовали. Это описание того, что и как делал автор исследования для доказательства справедливости выдвинутой гипотезы.

Результаты исследования – собственные данные. Полученные данные необходимо сопоставить с данными научных источников из обзора литературы по проблеме и установить закономерности, обнаруженные в процессе исследования.

Выводы – краткие ответы на поставленные задачи.

Значимость – как влияют результаты на практику [6].

Учитель приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. Также он может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору, попросив ответить на наводящие вопросы.

Тема может быть:

  • фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);

  • экспериментальной;

  • изобретательской;

  • теоретической.

Ссылаясь на идеи А. И. Савенкова, в процессе исследовательской деятельности у обучающихся формируются следующие умения:

Исследовательские умения:

  • умение видеть проблемы;

  • умение выдвигать гипотезы;

  • умение задавать вопросы;

  • умение давать определения понятиям;

  • умение классифицировать;

  • умение экспериментировать.

В ходе выполнения проекта родитель может выступать одновременно в нескольких ролях:

  • консультирует;

  • отслеживает выполнение плана;

  • решает оперативные вопросы;

  • помогает в предварительной оценке проекта;

  • участвует в подготовке презентации;

  • обеспечивает наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания. [2, 26]

Помогая ребенку, родитель должен помнить: главное действующее лицо осуществляемой работы по исследованию – ребенок! Родитель выступает только как помощник, консультант, «технический секретарь».

Таким образом исследовательская деятельность с временной школе занимает одно из значимых мест. Она позволяет развивать интеллектуальный потенциал личности, а также открывает возможность принимать участие в научных конференциях по исследовательским работам.

1.2.Типичные ошибки при проведении исследований. Примеры ошибок детский исследовательских работ

Любая исследовательская работа начинается с выбора темы исследования. Выбор темы школьной исследовательской работы — важный и очень ответственный момент.

Учитель, предлагающий тему исследования ребёнку, или ученик, самостоятельность решивший избрать некоторую тему, должны понимать, что существует несколько способов выбора темы:

  • из жизненно-важных ситуаций, в которые попадает ребенок, вопросы;

  • из предложенных конкурсов различного уровня;

  • из предложений учителя.

В статье «Как избежать типичных ошибок при организации исследовательской деятельности школьников», учитель русского языка и литературы Островская И. Ю. выделяет типичные ошибки, которые допускают младшие школьники при выборе и формулировании темы исследования.

1. Взята слишком узкая тема исследования («Реалистические черты в рассказе «Бирюк», «Образ моря в элегии А.С. Пушкина «Погасло дневное светило»).

2. Тема исследования сформулирована слишком широко («Внимание, Акулы!»). Правильное название темы исследования: «Исследование причин и факторов нападения акул на человека».

3. Тема не соответствует возрасту и уровню учащегося («Непристойная лексика в переписке школьников на страницах Интернета»).

4. Отсутствие познавательного интереса учащихся к теме исследования или к исследовательской деятельности в целом.  

Как правило, эта проблема возникает или при навязывании неинтересной учащемуся темы, или при отсутствии желания (способностей) к исследовательской деятельности.

5. Некорректная формулировка темы исследования.

Например: «Пушкин и одиночество» (грамматическая ошибка: разнородные понятия оформлены как однородные без пояснения).

6. Не оригинальность темы исследования.

7. Название темы не соответствует проблеме исследования [4, с.147-148].

Таким образом, формулируя тему исследования, необходимо помнить, что это детское исследование, ограниченное объёмом, возрастом, педагогическими задачами и временем, которого у современных школьников не так много. Ответственность за формулировку темы лежит на научном руководителе, несмотря на то, что часто тему выбирают сами учащиеся.

Определить цель исследования – значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы это исследование проводим. Цель указывает общее направление деятельности.

Типичными ошибками формулирования цели работы является следующее:

  • Цели исследования завышены;

  • Несоответствие цели теме и проблеме исследования;

  • Неясность, неточность формулировки целей;

Поэтому к постановке цели предъявляют следующие требования. Цель должна быть:

  1. Конкретна, определяет результат деятельности;

  2. Формулировка цели должна начинаться с глагола в неопределённой форме (например, создать, сформулировать.);

  3. Достижима;

  4. Измерима, контролируема, в отдельных случаях диагностируема;

  5. Определена во времени, так как определены сроки проведения исследования;

Определить цель исследования – это замечательно. Её ещё надо реализовать. Поэтому после того, как определили ЗАЧЕМ, надо решить – КАК ДЕЛАТЬ.

Задачи – это этапы работы, они не могут быть крупнее цели или повторять ее. Часто конкретная задача связана с определенным методом исследования. Не следует формулировать задачи, которые непосильны для ученика.

Деление цели на задачи происходит для того, чтобы:

  1. выделить более простые и доступные для выполнения операции;

  2. создать последовательность выполнения операций с учётом их связи, сложности, времени выполнения, то есть выработать тактику достижения целей;

  3. смоделировать весь объём работы и рассчитать свои силы.

Технология формирования задач состоит в «расщеплении» цели на составляющие, одновременно в своей совокупности они дают представления о том, каким путём будет достигнута цель. Именно поэтому, задачи формулируются в виде перечисления (изучить, описать, сформулировать, установить) и, как правило, их не бывает более 4-5.

Выделяют классы задач:

  • Связанные с изучением теории: изучить состояние проблемы…, провести анализ…

  • Связанные с изучением состояния практики и проявлением предмета исследования: охарактеризовать …, описать опыт…, определить роль и место…

  • Связанные с созиданием новых теорий, идей, учений: разработать…, классифицировать…, систематизировать…, обобщить…, выявить…, подготовить.

  • Связанные с экспериментом: экспериментально проверить, изучить…

  • Разработанные на протяжении всего исследования методические рекомендательные материалы: рекомендации по использованию…, комплекс заданий…

Экспериментальные исследования требуют формулирования гипотезы.

  • Умение выдвигать гипотезы, строить предположения – одно из главных, базовых умений исследователя. В этом процессе обязательно требуются оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества как решительность и смелость.

  • Выдвинуть гипотезу значит высказать догадку, предположение, ложность или истинность которого должна установить проверка. Та гипотеза, которая выдержит проверку и станет решением проблемы, называется решающей, остальные – ошибочными.

Требования к гипотезе, она должна:

  • содержать предположение;

  • быть проверяемой, подтвержденной;

  • быть логически непротиворечивой;

  • быть реально опровергаемой или доказуемой.



1.3. Критерии оценивания детский исследовательских работ

Критерии оценки детских исследовательских работ



Количество баллов

Название детских работ


Орхидея – символ совершенства

Кока-кола

Какие заповедники есть в Красноярском крае

Актуальность работы, оценка собственных достижений автора

- Субъективная новизна

Текст содержит явные ответы на вопросы: что было известно до выполнения работы? Что было сделано самостоятельно? Что было сделано в совместной деятельности?

0-1

(0 баллов ставится, если критерий не соблюден; 1 балл ставится, если критерий соблюден.)





- Объективная новизна

Получены объективно новые результаты. Указана аналогичная работа и отличие ее от данной работы; указано, продолжением какой работы является данное исследование; указаны работы, которые выступили в качестве прототипа.

0-2

(0 баллов ставится, если критерий не соблюден; 1 балл ставится, если критерий соблюден частично; 2 балла ставится, если выполнены все пункты критерия.)





Эрудированность автора в рассматриваемой области

- Использование известных результатов и научных фактов в работе

0-1

(0 баллов ставится, если критерий не соблюден; 1 балл ставится, если критерий соблюден.)





- Знакомство с современным состоянием проблемы

Автор ссылается на результаты международных исследований; на работы российского, регионального уровня.

0-1

(0 баллов ставится, если критерий не соблюден; 1 балл ставится, если критерий соблюден.)





- Использование знаний вне школьной программы

0-1

(0 баллов ставится, если критерий не соблюден; 1 балл ставится, если критерий соблюден.)





Логика изложения, общая структура работы

- Цель согласована с исследуемой проблемой.

0-1

(0 баллов ставится, если критерий не соблюден; 1 балл ставится, если критерий соблюден.)





- Задачи соотносятся с целью.

0-1

(0 баллов ставится, если критерий не соблюден; 1 балл ставится, если критерий соблюден.)





- Материалы адекватны поставленным задачам.

0-1

(0 баллов ставится, если критерий не соблюден; 1 балл ставится, если критерий соблюден.)





- Результаты соответствуют сформулированным задачам.

0-1

(0 баллов ставится, если критерий не соблюден; 1 балл ставится, если критерий соблюден.)





Текст работы

- Работа содержит все необходимые разделы (введение, основное содержание, заключение, список литературы, приложение, если необходимо).

0-1

(0 баллов ставится, если критерий не соблюден; 1 балл ставится, если критерий соблюден.)





- Содержание структурировано в соответствии с этими разделами согласно требованиям к оформлению.

0-1

(0 баллов ставится, если критерий не соблюден; 1 балл ставится, если критерий соблюден.)





- Работа чётко структурирована, обязательно содержит раздел «Список литературы».

0-1

(0 баллов ставится, если критерий не соблюден; 1 балл ставится, если критерий соблюден.)





- Оригинальность и корректность методов.

0-2

(0 баллов ставится, если критерий не соблюден; 1 балл ставится, если критерий соблюден частично; 2 балла ставится, если выполнены все пункты критерия.)





- Практическая и теоретическая значимость.

0-2

(0 баллов ставится, если критерий не соблюден; 1 балл ставится, если критерий соблюден частично; 2 балла ставится, если выполнены все пункты критерия.)





- Полнота решения исследовательского вопроса.

0-1

(0 баллов ставится, если критерий не соблюден; 1 балл ставится, если критерий соблюден.)





При анализе детских работ были выделены следующие ошибки:

1) Отсутствие новизны.

Исследовательская работа «Кока-кола» не является актуальной, так как уже давно проведены исследования о вреде кока-колы.

2) Нет обращения к авторам, результатам других работ.

В исследовательских работах «О чем рассказывает фонтан «Реки Сибири», «Орхидея – символ совершенства», «Кока-кола» обучающиеся не ссылаются на результаты других исследований.

3) Не соответствие цели с темой исследования.

В работе «О чем рассказывает фонтан «Реки Сибири» цель не соответствует выбранной теме исследования.

4) Отсутствие методов.

В работе «О чем рассказывает фонтан «Реки Сибири» не указаны методы исследования.

1.4. Паспорт проекта «Следы рук человека»

Разработчик: Синичкина Юлия.

Компонент паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

«Следы рук человека»

2

Актуальность исследования

Недавно в программе «След» я увидела, как снимают отпечатки пальцев у людей с помощью специальных порошков. И мне стало интересно, а смогу ли я в домашних условиях снять отпечатки пальцев? Поэтому я решила провести исследование на тему «Следы рук человека»

3

Проблема исследования

Какими способами можно снимать отпечатки пальцев в домашних условиях?

4

Объект исследования

Отпечатки пальцев у человека

5

Цель исследования

Для учителя: организация деятельности по формированию базовых исследовательских умений у обучающихся 3 класса по теме: «Следы рук человека».

Для ученика: узнать, какие способы снятия отпечатков существуют.

6

Задачи исследования

Для ученика:

  1. Узнать, кто и для чего изучает отпечатки пальцев;

  2. Научиться самому снимать отпечатки пальцев;

  3. Изучить, похожи или отличаются узоры на пальцах одноклассников;

  4. Создание буклета со способами снятия отпечатков пальцев.

7

Гипотеза исследования

Предположим, что отпечатки являются неповторимыми.

8

Методы исследования

  1. Анализ научной литературы;

  2. Проведение опыта;

  3. Обобщение результатов.

9

Тип исследования

По продолжительности: краткосрочный (3-4 дня)

По организационной форме: индивидуальный

По содержанию: внепредметный

10

Этапы реализации исследования, кратное их описание

1. Подготовительный: определение темы, постановка целей и задач, поиск необходимой литературы.

2. Теоретический: анализ научной литературы.

3. Практический: выдвижение гипотезы, проведение опытов, подведение итогов результатов опытов.

4. Аналитический: анализ полученных данных (отпечатков) и выявление лучшего способа снятия отпечатков, формулировка выводов.

5. Презентационный: подготовка к защите работы, представление работы.

6. Рефлексивный: анализ проведенного исследования, выявление собственных трудностей, подведение итогов.

11

Исследовательский этап проекта

Цель исследования: узнать, какие способы снятия отпечатков существуют.

Ход исследования:

Опыт №1

Для проведения опыта нужно: белый лист бумаги, точилка и простой карандаш. На лист бумаги настрогать порошок из грифеля.

Пальцами проводим по порошку из грифеля, чтобы подушечка пальца покрылись красящим веществом. Рисунок (узоры) на пальцах должны быть хорошо видны.

Прикладываем палец сразу на белую чистую бумагу и смотрим получившийся отпечаток через лупу.

Вывод: на белом листе бумаге мы не видим четкий отпечаток своего пальца, сделанный с помощью грифельного порошка.


Опыт №2

Для проведения опыта будут нужны белый лист бумаги, кисть, вода и краски. Разрисовываем краской подушечку пальца (берите не очень темный, светлый цвет).

Отпечатываем несколько раз в разных местах бумаги свой палец. Смотрим получившийся отпечаток через лупу.

Вывод: можно четко увидеть отпечаток пальца.


Опыт №3

Для проведения опыта будут нужны черный лист бумаги, скотч и пука.

Окунаем подушечку пальца в муку и прикладываем на липкую сторону скотча.

Приклеиваем скотч с отпечатком на черный лист. Смотрим получившийся отпечаток через лупу.

Вывод: мы четко видим отпечаток пальца.

Вывод: наиболее эффективные способы снятия отпечатков пальце в домашних условиях будут при использовании таких материал как: краска и мука.

12

Оборудование для проведения исследования

Компьютер, лупа, бумага белая и черная, карандаш, краски, скотч, мука, канцелярский нож или точилка.

13

Продукт исследования

Буклет, где будут перечислены способы снятия отпечатков.

14

Перспектива исследования

Выступление на конференции.


15

Используемые источники

https://legalacts.ru/doc/federalnyi-zakon-ot-25071998-n-128-fz-o/

https://ru.wikipedia.org/wiki/Дактилоскопия



1.4. Паспорт проекта «Пропорции человека»

Разработчик: Хейкури Нина.

Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

«Пропорции человека»


2

Актуальность исследования

В художественной школе мне сказали, что при рисовании тела, головы, конечностей человека важно учитывать равные пропорции. Через исследование я решила проверить, правда ли все пропорции человека идеальны?

3

Проблема исследования

Все ли пропорции человеческого тела равны?

4

Объект исследования

Человек

5

Цель исследования

Для учителя: организация деятельности для формирования исследовательских умений у учащихся 4 класса по теме «Пропорции человека»

Для детей: изучить пропорции человеческого тела.

6

Задачи исследования

  1. изучить литературу по теме исследовательской работы;

  2. сформулировать гипотезу исследования;

  3. провести исследование по пропорциям строения человеческого тела;

  4. сделать вывод по исследованию;

  5. заполнить таблицу;

7

Гипотеза исследования

Предположим, что все пропорции взрослого человека идеальны?

8

Методы исследования

  1. анализ литературы;

  2. проведение исследования;

  3. моделирование пропорций человека;

  4. анализ результатов;

  5. сделать вывод;

9

Тип исследования

По продолжительности: краткосрочный.

По организационной форме: индивидуальный.

По содержанию: монопредметный.

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

1. Подготовительный: подготовка материалов для исследования, совместная постановка цели, задач, выведение гипотезы

2. Теоретический: изучение информации про пропорции человека

3. Практический: измерение пропорций человека, внесение результатов пропорций в таблицу

4. Аналитический: анализ результатов пропорций, сделать вывод по таблице

5. Презентационный: представление результатов исследования аудитории

6. Рефлексивный: подведение итогов, самоанализ (выделение трудностей)

11

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Цель исследования: изучение пропорций человека

Ход исследования:

Исследование 1:

Измеряем рост учащегося

Измеряем длину размаха рук

Соотносим рост учащегося с длиной размаха рук

Записываем результаты в таблицу и сравниваем показания

Вывод: если длина размаха рук совпадает с ростом учащегося, то пропорция идеальна



Исследование 2:

Измеряем длину от макушки головы до подбородка

Измеряем рост учащегося

Соотносим расстояние от макушки до подбородка к 1/8 его роста

Записываем результаты в таблицу и сравниваем показания

Вывод: если расстояние от макушки до подбородка равна 1\8 роста учащегося, то пропорция идеальна



Исследование 3:

Измеряем расстояние от линии волос до подбородка

Измеряем рост учащегося

Соотносим расстояние от линии волос до подбородка

к 1/10 его роста

Записываем результаты в таблицу и сравниваем показания

Вывод: если расстояние от линии волос до подбородка равна 1/10 роста учащегося, то пропорция идеальна.



Исследование 4:

Измеряем ширину плеч учащегося

Измеряем рост учащегося

Соотносим расстояние ширины плеч к 1/4 его роста

Записываем результаты в таблицу и сравниваем показания

Вывод: если расстояние ширины плеч составляет 1/4 его роста, то пропорция идеальна



Исследование 5:

Измеряем расстояние от подбородка до носа учащегося

Измеряем длину его лица

Соотносим расстояние от подбородка до носа к длине его лица

Записываем результаты в таблицу и сравниваем показания

Вывод: если расстояние от подбородка до носа составляет длину его лица, то пропорция идеальна



Исследование 6:

Измеряем длину ушей учащегося

Измеряем длину его лица

Соотносим расстояние длину ушей к длине его лица

Записываем результаты в таблицу и сравниваем показания

Вывод: если длина ушей учащегося составляет длину его лица, то пропорция идеальна

11

Оборудование для проведения исследования

Рулетка, карандаш, мел, лист А4

12

Продукт исследования

Таблица с результатами пропорций человека

13

Перспектива исследования

Выступление перед учащимися других классов для изучения своих пропорций тела

14

Используемые источники

  1. Ю. И. Пилясов, Антропометричность пропорций «Золотого сечения», 2012

  2. Интернет-ресурс: https://www.ask4style.ru/shape/body-harmony.html

  3. Интернет-ресурс: https://www.ask4style.ru/shape/body-harmony.html 





РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛНОСТЬ

2.1. Проектная деятельность учащихся современном начальном образовании: назначение, специфика, структура

Развитие заинтересованности обучающихся в приобретении новых знаний является одной из основных задач педагогического процесса.

Младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность необходимо обязательно. Так как именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений.

Проектная деятельность – это способ организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата и ориентирован на интерес, творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы. (Г.К. Селевко) [6].

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательной деятельности технологий деятельностного типа. Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы включают проектную деятельность в содержание различных учебных предметов, курсов и во внеурочной деятельности. [1]

Слово ―проект (в переводе с латинского – «брошенный вперед») в толковом словаре русского языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Швединой определяется как ―замысел, план; разработанный план какого-либо сооружения, механизма, устройства. Это толкование получило свое дальнейшее развитие в виде определения проекта как прототипа, прообраза какого-либо объекта, вида деятельности.

Проект может рассматриваться как реалистический замысел о желаемом будущем, содержащий в себе рациональное обоснование и конкретный способ практического осуществления. Обобщенное понятие проекта может быть сформулировано следующим образом. Проект – это ограниченная во времени деятельность, представленная в виде мероприятий, направленная на решение социально значимой проблемы и достижение определенной цели, предполагающая получение ожидаемых результатов, путем решения связанных с целью задач, обеспеченная необходимыми ресурсами и управляемая на основе постоянного мониторинга деятельности и ее результатов с учетом возможных рисков [6, с.1].

Существует несколько типов проектов. Рассмотрим их подробнее.

1. Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Форма продукта разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

2. Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов.

3. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, либо в Интернете; создание информационной среды класса или школы.

4. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

5. Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, обучающиеся берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания [6].

В начальной школе проектная деятельность имеет свою специфику. В силу своих возрастных особенностей учащиеся 1-2 классов могут осуществлять проектную деятельность только в групповой форме, поэтому целесообразно применение метода начинать в 3-4 классах в индивидуальной форме.

Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этого затруднения при рассмотрении в определенной ситуации.

Разработка проекта – творчество для обучающихся, но зависит это творчество от многих внешних обстоятельств, часто никак не связанных с задачами бескорыстного поиска истины.

Работая с детьми над их проектами, необходимо ориентировать их не просто на поиск нового знания, а на решение реальных, вставших перед ними проблем. Обучающимся приходится учитывать массу обстоятельств, нередко находящихся далеко за пределами задачи поиска истины.

Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) - исследовательской, информационной, практической. Дальнейшая работа над проектом - это разрешение данной проблемы. Поиск социально значимой проблемы - одна из наиболее трудных организационных задач, которую приходится решать учителю-руководителю проекта вместе с учащимися.

Проектирование, в наиболее упрощенном виде, можно рассматривать как процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта, состояния). То есть в результате должен получится продукт, который будет являться решением социально-значимой проблемы.

Проектирование не так однозначно ориентировано на развитие креативности, но оно учит строгости и четкости в работе, умению планировать свои изыскания, формирует важное для жизни стремление - двигаться к намеченной цели.

Проектирование - это не творчество в полной мере, это творчество по плану, в определенных контролируемых рамках.

Метод проектов предполагает составление четкого плана проводимых изысканий, с неизбежностью требует ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы, выработку реальных гипотез, их проверку в соответствии с четким планом и т.п.

Изучив основные типы проектной деятельности и специфику ее организации можно перейти к структуре проектов.

1. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, то есть с проектирования самого проекта, в котором проблема должна иметь социальную значимость.

Наиболее важной частью плана является разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. Но некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до самого конца.

2. После определения проблемы, ученики приступают к формулировке гипотезы. Гипотеза должна быть реальной.

3. Далее происходит работы над темой, целью и задачами проекта. Они должны отражать четкую формулировку, план действий.

4. Выбор методов должен быть обоснован. Необходимо выбрать такие методы, которые позволят подтвердить или опровергнуть гипотезу.

5. Следовательно, работа над изучением материала. Поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.

6. Разработка продукта.

Результатом работы над проектом, то есть выходом проекта, является продукт. Это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы. [8]

Существует множество форм продукта: Web-сайт; Анализ данных социологического опроса; Атлас; Атрибуты несуществующего государства; Бизнес-план; Видеофильм; Видеоклип; Выставка; Газета; Действующая фирма; Журнал; Законопроект и т.д.

7. Презентация продукта.

Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Виды презентационных проектов могут быть различными: воплощение; деловая игра; демонстрация видеофильма; диалог исторических или литературных персонажей; защита на Ученом Совете; игра с залом и т.д.

Можно сказать, что проект – это "пять П": проблема + проектирование (планирование) + поиск информации + продукт + презентация. Шестое "П" проекта – это его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

Проект дает ученикам опыт деятельности, и поэтому незаменим. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что во взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям жизни.

Все это позволяет считать проектную деятельность одним из самых эффективных методов обучения на современном этапе развития образования.

2.2. Проектная задача «Помощь маме и ее сыну Коле»

Разработчик: Синичкина Юлия

Дорогие ребята! Предлагаемая задача необычная: ее нельзя отнести к какому-то определенному уроку, но для ее решения вам потребуются знания из многих школьных предметов. Задача большая по объему, состоит из целого ряда заданий. Поэтому очень важно правильно распределить работу между собой: вы должны продемонстрировать умение работать вместе при решении общей задачи так, чтобы каждый из вас смог внести свой вклад в результат вашей группы. По ходу выполнения работы необходимо ответы некоторых заданий заносить в таблицу. Желаем вам успеха!

Задание 1. Мама второклассника Коли отдыхала у своих друзей на даче. Ярко светило солнце, небо было голубое-голубое, на деревьях искрился иней. Отметьте, в какое время года отдыхала мама Коли на даче:









Задание 2. Неожиданно мама получила СМС на непонятном языке.

Дорогаямамапрошутебяприехатьскореевчерасъел3мороженыхистолькожепирожныхшоколадныхибаночкувареньяутромуменяразболелсяживот.



К сожалению, она ничего не поняла. Помогите ей прочитать СМС, запишите текст на строках ниже.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Задание 4. Колина мама решила как можно скорее отправиться в Москву на помощь сыну. Помогите отыскать самый короткий путь от дачи до автовокзала. Обведите его красным карандашом. Запишите в таблицу номер пути и ваши расчеты.

1 путь

__________________________________

__________________________________

2 путь

__________________________________

__________________________________

3 путь

__________________________________

_________________________________

Задание 5. Когда Колина мама села в автобус, часы показывали столько же времени, что и на картинке №1

Когда она приехала в Москву, часы показывали столько времени, сколько на картинке №2



2

1



Вставьте в пустые прямоугольники на картинках соответствующие числа. Посчитайте, сколько времени мама потратила на дорогу.

Ответ: ________________________________________________

Задание 6. Приехав домой, мама вызвала доктора. Он посоветовал Коле не переедать и включать в свое меню овощи и фрукты. Именно они богаты витаминами. Еще он рекомендовал крупы, потому что каши помогают работе желудка, они богаты углеводами. Доктор советовал не забывать про молоко, творог, яйца, мясо, потому что белки необходимы для пищеварения, они обеспечивают защиту организма. Для того чтобы Коля не переедал, доктор составил перечень примерного количества пищи для одного приема (завтрака, обеда, полдника или ужина).

Помогите Коле и его маме составить меню для завтрака или ужина, чтобы они были полезны для организма. Используйте информацию таблиц «Примерное количество пищи для одного приема» и «Масса некоторых блюд»



















Задание№7 Чтобы с одноклассниками не произошло такой же ситуации, Коля решил составить для них памятку «Будь здоров». Составьте и вы памятку по здоровому питанию. Дополните текст, пользуясь материалом из задания №6.



Ребята! Помните, что наша пища должна быть разнообразной, богата витаминами, белками, жирами и углеводами.

Витамины – это вещества, которые поступают к нам с пищей. Они необходимы для нашего роста, жизнеспособности и общего самочувствия. Витамины есть в _______________________________________________

__________________________________________________________________.

Углеводы – основа растительных продуктов, главный источник энергии в организме человека. Углеводы содержатся в __________________________

__________________________________________________________________.

Белки необходимы для переваривания пищеварения, они обеспечивают защиту организма. Белков много в __________________________________

_________________________________________________________________.

Помните, что переедание плохо влияет на организм человека. Общее количество пищи не должно превышать:

для завтрака ___________________________г.

для обеда ______________________________г.

для полдника __________________________г.

для ужина ___________________________г.

Будьте здоровы!





Рефлексивная анкета

1) Оцени, на сколько интересной показалась тебе эта задача.

1

2

3

4

5



2) Оцени, на сколько сложным для тебя оказались предложенные задания.

1

2

3

4

5



3) Оцени свой вклад в решении задач (на сколько ты оказался полезен совей группе при решении задач).

1

2

3

4

5



4) Оцени насколько дружно и слаженно работала твоя группа.

1

2

3

4

5



5) Хотел бы ты работать еще в этой же группе? (Обведи)

ДА НЕТ

Если нет, то почему? _______________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



2.2. Проектная задача «Путешествие в сказочную страну»

Разработчик: Суслова Карина.

Дорогие ребята, вы любите сказки? Наверное, да. Ведь только там можно побывать в Волшебной стране, встретиться с необычными названиями, спасти друзей от злой колдуньи и многое, многое другое.

А что для этого нужно? Прежде всего, умение работать вместе при решении общей задачи.

Предлагаемая задача – необычная: ее нельзя отнести к какому-то определенному предмету, но для ее решения вам потребуются знания из большинства школьных предметов. Кроме того, задача большая по объему, поэтому очень важно правильно распределить работу между собой. А также не забудьте захватить с собой чуточку фантазии и воображения.

Надеюсь, что вам понравится эта задача, и вы с интересом будете ее решать. Желаю вам успеха!

А в помощь вам- маршрутный лист!

https://youtu.be/ee6XyU

Уехал Кот Учёный в страну Знаний. Получают Маша и Саша письмо по почте от Кота из вершины Фантазии. Не поняли ничего Маша и Саша и обратились к вам за помощью, чтобы расшифровать сообщение.


Задание 1.

Разделите запись на слова. Определите границы предложений. Расшифруйте сообщение кота учёного. Маша и Саша решили, как можно скорее отправиться в путешествие.

Задание 2.

Начать свои поиски кота ребята решили от дуба, вокруг которого ходил кот. Но дети забыли, как выглядит это дерево. Найдите его по описанию и соедините с соответствующим изображением.

Это крупное дерево, достигающее в высоту 30 м. Листья у него красивые, фигурные. Во все времена года он хорош, но особенно красив и приметен он осенью, когда его разные листья окрашиваются в разные цвета.

У нее белый, тонкий, стройный ствол. На ветках листья округлой формы. Это дерево чаще всего растет в лесу. Из коры этого дерева делают различные поделки.

Это листопадное дерево, растущее не больше 50 метров в высоту. У дерева красивая обширная несомкнутая крона. Листья его перистолопастные, которые расположены на коротких черешках. Кора этого дерева темно-серого цвет, сильно растрескивающаяся. Плоды этого

дерева – орехи, которые в народе

Маша и Саша, как и многие люди на нашей планете, любят путешествовать. Наверняка вы тоже уже имеете опыт путешественника: ходили с родителями либо в поход, либо за грибами или ездили отдыхать в незнакомую местность. Самое главное, когда человек оказывается на незнакомой территории, – не заблудиться. Важно уметь ориентироваться в пространстве. А любое ориентирование начинается с определения сторон горизонта. Определите сторону горизонта по стрелке компаса.

Задание 3.

Вам нужно найди дорогу к дубу. Ваша задача проста: определите, в каком направлении нужно идти от места, где вы находитесь (точка А) до дуба (точка Д). Выберите из четырех вариантов ответа.

1) На северо-восток.

2) На юго-запад.

3) На северо-запад.

4) На юго-восток.

Для справки. Чтобы правильно определить направление по карте (плану) необходимо знать, где на плане находится север. Если это будет известно, то все остальные стороны горизонта можно легко восстановить.

Идут Маша и Саша по лесу. Дошли до полянки, а на ней грибов видимо – невидимо! Решили ребята грибы собрать, да не знают какие. Помогите им разобраться.

Задание 4.

Перед вами изображения грибов. Покажите стрелками, какие вы положите в корзину.



  1. Какие грибы не попали в корзину?

___________________________________________________________

  1. Назовите эти грибы одним словом.

___________________________________________________________

3) В каком ряду все слова являются однокоренными?

А) Грибы, грибной, грибник, грибочки.

Б) Молчаливый, молчаливая, молчать.

В) Поляна, полянка, поле, пол.

Долго ли, коротко, но ребята практически добрались. Для того, чтобы было веселее путешествовать, Маша и Саша стали задавать друг другу задачки. Попробуйте и вы их решить.

Задание 5.

1) Дуб – богатырь вырастает за 10 лет на 1 метр. Сколько ему понадобится, чтобы вырасти на 5 метров? 10 метров?

2) Саша с Машей в лес пошли, много там грибов нашли. Принесли по семь маслят, и по тридцать пять опят. Сколько же всего грибов? У тебя ответ готов?

Ура! Ребята добрались до Кота Ученого.

Но они забыли дорогу домой.

Задание 6.

Помогите Маше и Саше вспомнить дорогу домой. Для этого вам необходимо составить карту передвижения в виде изображения, используя все маршруты и иллюстрируя свою деятельность на каждом из пройденных маршрутов.

Вам в помощь будет ваш маршрутный лист.

Рефлексивная анкета (заполняется каждым участником по окончании работы в микрогруппе).

Поставь галочку на оценочной шкале:

1. Оцени, насколько интересной показалась тебе проектная задача «Путешествие в сказочную страну».

0 (было совсем не интересно)

1 (1 задание показалось интересным)

2 (3 задания показались скучными)

3 (2 задания показались скучными)

4 (1 задание показалось скучным)

5 (все было интересно)


2. Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.

0 (все задания были легкие)

1 (некоторые моменты в заданиях показались сложными)

2 (1 задание показалось сложным)

3 (2 задания показались сложными)

4 (3 задания показались сложными)

5 (все задания были сложными)


3. Оцени свой вклад в решение проектной задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении заданий).

0 (я не работал с группой)

1 (я помог решить 1 задание)

2 (я помог решить 2 задания)

3 (я помог решить 3 задания)

4 (я помог решить 4 задания)

5 (я участвовал в решении всех заданий)

Что надо сделать, чтобы показатель близился к максимальному? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


4. Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.

0 (мы не смогли договориться в группе, поэтому не выполнили задания)

1 (мы часто ссорились, поэтому большинство заданий не выполнили)

2 (мы часто ссорились, но все равно выполнили задания)

3 (иногда не учитывали мою точку зрения или т.з. моего напарника)

4 (мы работали дружно, но иногда были разногласия)

5 (мы работали дружно и слаженно)

Что надо сделать, чтобы показатель близился к максимальному? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


5. Хотел бы ты работать еще раз в этой же группе? (обведи)

Да Нет

Почему? ______________________________________________________


























ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современном развивающемся информационном обществе нужны не столько знания, сколько умения добывать их и умение самостоятельно добытые знания применять во всевозможных ситуациях.

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ученика, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Проектно-исследовательская деятельность – это один из самых эффективных видов деятельности обучающихся, это самостоятельный поиск знаний, овладение основными правилами и действиями, творение того, чего ещё не было.

Она оказывает положительное влияние на развитие умственной активности и творческой самостоятельности и позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной интересующей нас проблемы и применять полученные знания на практике, то есть помогает обучающимся не только отработать навыки, но и соотнести школьные знания с процессами, происходящими в реальном мире.

При такой работе включаются практически все виды универсальных учебных действий. И только те знания, которые добыты исследовательским путём, становятся прочно усвоенными и осознанными.













СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «31» мая 2021 г. № 286) - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028, свободный.

  2. Савенков, А. И. Эффективная организация исследовательского обучения школьников./ А. И. Савенков//2011.

  3. Проектные задачи в начальной школе./под редакцией А.Б.Воронцова.-М. «Просвещение»-2011 г. https://gymn52.ru/files/Documents/Proektno-issl-rabota-v-nachalnoy-shkole.pdf

Малиновская / Структура, логика и оформление исследовательских работ учащихся Малиновская Евдокия Андреевна.

  1. Островская/ Как избежать типичных ошибок при организации исследовательской деятельности школьниковhttps://vk.com/doc173590019_669709517hash=FfGhB7taQuostntzZ5vmzLXPm3zxAblOL6zDbVFjcz4&dl=5rSv7ciMopw4rBZzLN7awQXet0WeFPqpzKUotzu1Jlg

  2. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К. Н. Поливанова. — 2-е изд.— М.: Просвещение, 2011. — 192 с. https://olymp.hse.ru/data

  3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!