СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы»

Министерство образования Красноярского края

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»



Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы























г. Красноярск, 2024

Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта Начального Общего Образования.

Составители: Грачева А.А. – студентка группы 21П-7 отделения «Преподавание в начальных классах».

«Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького», 2024.

























Аннотация

Методические рекомендации содержат необходимый теоретический и практический материал по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы. В них изложены общая информация об исследовательской и проектной работе учащихся, типичные ошибки при проведении исследований, критерии оценивания детских работ, а также практический материал (текстовые задания) для собственного исследования с детьми.























Оглавление

РАЗДЕЛ 1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 5

1.1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура 5

1.2. Типичные ошибки при проведении исследования. Примеры распространённых ошибок детских исследовательских работ 8

1.3. Критерии оценивания детских исследовательских работ 16

1.4. Паспорт исследования № 1 «Способы рифмовки в стихотворениях» 18

1.5. Паспорт исследования № 2 «Загадочная плесень» 21

РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 24

2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура 24

2.2. Проектная задача № 1 «Однажды на ферме» 29

2.3. Проектная задача № 2 «Поможем незнакомке вернуть пропавшие вещи» 41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 48

















РАЗДЕЛ 1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


1.1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура


Исследовательская деятельность учащихся — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированная, исходя из принятых в науке традиций: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала. его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы [6].

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования (далее ФГОС НОО) выделяет следующие требования к исследовательской деятельности младших школьников [1]:

Базовые исследовательские умения:

- определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;

- с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;

- сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

- проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);

- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования).

Работа с информацией:

- прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

- выбирать источник получения информации;

- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

- распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;

- соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;

- анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;

- самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

Главная цель исследовательской деятельности в начальной школе – формирование способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры [2].

Процесс формирования исследовательских умений у учащихся начальной школы включает в себя следующие этапы:

Подготовительный:

  • определение темы;

  • постановка цели и задач;

  • постановка проблемы;

  • определение источников информации;

Основной:

  • сбор и уточнение информации;

  • самостоятельная исследовательская деятельность;

  • оформление работы;

Заключительный:

  • выступление на конференции;

  • выступление перед одноклассниками, родителями [2].

Существует два вида исследования: экспресс – исследования и долговременные исследования [5].

Тематика исследовательских работ учащихся разнообразна. Темы работ ребята могли выбрать как предметные, так и свободные. Например, предметные: «Значение воздуха в жизни живых организмов», «Вода – живая субстанция», «Как появляется радуга», «Две химические лаборатории нашего тела» и т.д. [2].

Одна из важнейших задач учителя в современных условиях уметь создать среду, провоцирующую учащегося на появление вопросов и желание найти ответы, то есть на проявление черт исследовательского поведения. В фундаменте исследовательского поведения — психическая потребность в поисковой активности. Она выступает в качестве мотива — двигателя, который запускает и заставляет работать механизм исследовательского поведения [8].

В ходе выполнения проекта родитель может выступать одновременно в нескольких ролях: консультирует, отслеживает выполнение плана, решает оперативные вопросы, помогает в предварительной оценке проекта, участвует в подготовке презентации, обеспечивает наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания [7].

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что исследовательская деятельность в начальной школе играет значимую роль в обучении, стимулирует учеников к активности, способствует развитию интереса к изучаемому материалу и позволяет значительно расширить границы изучаемого.


1.2. Типичные ошибки при проведении исследования. Примеры распространённых ошибок детских исследовательских работ


Исследовательская работа обучающегося начинается с выбора темы исследования. Существует несколько способов выбора темы исследования:

  • из жизненно-важных ситуаций, в которые попадает ребенок, вопросов;

  • из предложенных конкурсов различного уровня: школьных, городских, и т.д.;

  • из предложений учителя (наименьшая степень самостоятельности).

Каждая тема исследования имеет проблему. Для развития умения видеть проблему можно использовать следующий способ - учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения. Можно предложить подумать и записать проблемы, которые волнуют или интересуют ребенка.

Темы исследования условно делятся на 3 группы:

  • фантастические - темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;

  • экспериментальные, эмпирические - темы, предлагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;

  • теоретические - темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках: книгах, кинофильмах и др.

При выборе темы исследования выделяются некоторые правила:

  • тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его, нести в себе познавательный заряд;

  • исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна;

  • натолкнуть ребенка на ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, - задача сложная, но без её решения работа теряет смысл.

При выборе темы для своей исследовательской работы ребёнок может допустить ошибки.

Например, в статье Ирины Юрьевны Островской выделены следующие типичные ошибки и примеры:

  • слишком узкая тема исследования («Реалистические черты в рассказе «Бирюк», «Образ моря в элегии А.С. Пушкина «Погасло дневное светило»);

  • тема исследования сформулирована слишком широко («Культура Руси XII века», «Слово о полку Игореве» и литература», «Нравственные принципы В.А. Каверина», «Сцены дуэли в произведениях А.С. Пушкина» — темы по глубине и объёму соотносимы с научными монографиями).

Также типичные ошибки при выборе темы исследования выделяла Н.А. Семенова:

  • неконкретные, неясные формулировки («Я и дельфин», «Кто хозяин моря?», «Карандаши»); слишком широкие («Лягушки», «Растительный мир»), глобальные («Как решить проблему ГМО»), избыточно витиеватые («Глубокоуважаемый микроб! Ты друг или враг?», «Усищи и хвостищи»);

  • тема не соответствует содержанию («Микроскоп» – тема, связанная с изучением строения насекомых, «Хлеб – всему голова» – о пословицах и поговорках).

Следующим этапом определяется цель исследования и задачи. Цель исследования – это значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы это исследование проводим.

Выделяются следующие требования к цели:

  1. Конкретна, определяет результат деятельности.

  2. Формулировка цели должна начинаться с глагола в неопределённой форме (например, создать, сформулировать).

  3. Достижима.

  4. Измерима, контролируема, в отдельных случаях диагностируема.

  5. Определена во времени, так как определены сроки проведения исследования.

Для постановки цели можно выделить рекомендации, которые помогут определить цель вашего исследования:

  • Краткосрочные цели – самые важные, при их постановке нужно быть более чем реалистичным.

  • Убедитесь, что сформулированная цель определяет именно ту деятельность, которую вы задумали.

  • Прислушайтесь к чувствам, возникающим в момент определения целей – любые сомнения или ощущения дискомфорта свидетельствуют о неправильно выбранной или сформулированной цели.

  • Периодическая коррекция или кардинальная смена целей естественны – мир меняется, и мы меняемся вместе с ним.

  • Время, потраченное на целеполагание, с лихвой окупается благодаря минимальным потерям от бессмысленных метаний.

Далее выделяются конкретные операции, которые помогут достигнуть цель:

  • выделить более простые и доступные для выполнения операции;

  • создать последовательность выполнения операций с учётом их связи, сложности, времени выполнения, то есть выработать тактику достижения целей;

  • смоделировать весь объём работы и рассчитать свои силы.

При определении цели можно совершить следующие ошибки:

  • отсутствие проблемной ситуации, которую собирается решить учащийся в ходе проектной деятельности;

  • цель не конкретна, общая, имеет разные трактовки;

  • цель, содержащая внутри себя несколько целей, не достижимая цель;

  • не явная логическая цепочка «проблемная ситуация-цель-новое знание или новый продукт».

Для достижения цели выдвигаются задачи, при их формулировке также можно допустить ошибки:

  • формулировка и содержание задач не соответствует теме проекта;

  • количество задач более 5-ти;

  • нарушена логическая последовательность задач.

Для проведения исследования обучающимися выдвигается гипотеза. Выдвинуть гипотезу значит высказать догадку, предположение, ложность или истинность которого должна установить проверка. К гипотезе выдвигаются следующие требования:

  • содержать предположение;

  • быть проверяема, подтверждена;

  • быть логически непротиворечивой;

  • быть реально опровергаемая или доказуемая.

При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа: «если…, то…»; «так…, как …»; «при условии, что …»; т.е. такие, которые направляют внимание исследователя на раскрытие сущности явления, установление причинно-следственных связей. Гипотеза подразумевает экспериментальную или теоретическую проверку.

При формулировке гипотезы можно допустить следующие ошибки:

  • гипотеза не удовлетворяет основному требованию – быть проверяемой и доказуемой;

  • не содержит предположение;

  • не соответствует фактам по теме исследования.

Примеры ошибок:

«Как увеличить срок хранения варенья?»

Если варить варенье дольше, то оно будет лучше храниться.

Попробую найти другой рецепт варенья, для которого требуется меньше сахара.

Следующим этапом будет оформление продукта исследовательской деятельности. Оформление результатов исследования – один из самых трудоёмких этапов работы. Выделяются следующие исследовательские умения:

  • самостоятельно проводить исследования с применением современных методик;

  • анализировать полученные результаты;

  • сравнивать их с литературными данными;

  • делать правильные и обоснованные выводы;

  • правильно оформлять свою работу.

Исследовательская работа оформляется в научном стиле, имея свои особенности:

  • строгая логичность – все предложения располагаются в последовательности, соответствующей причинно-следственным связям явлений, а выводы вытекают из фактов, изложенных в тексте;

  • точность – достигается тщательным подбором слов, употреблением их в прямом значении, широким использованием терминов и специальной лексики;

  • объективность – изложения фактов, недопустимость субъективизма и эмоциональности;

  • ясность – умение писать доступно и доходчиво;

  • краткость – умение избежать ненужных повторов и «словесного мусора».

Работа должна быть построена не произвольно, а по определённой структуре, которая является общепринятой:

  • титульный лист;

  • оглавление;

  • введение;

  • основная часть;

  • заключение;

  • список литературы;

  • приложения.

Каждая часть исследовательской работы имеет свою структуру.

Введение:

  • актуальность темы работы – почему важно исследовать эту тему;

  • постановка проблемы – обозначается отсутствие какой-либо информации и одновременно потребность в ней;

  • разработанность исследуемой проблемы – то есть обзор литературы по данному вопросу;

  • цель – то, что предполагается получить по окончании работы, итоговый результат исследовательской деятельности.

  • основные задачи отражают последовательность достижения цели; то есть задачи – это то, что необходимо сделать, чтобы получить намеченный результат;

  • методы решения основных задач – те способы деятельности, которыми будет пользоваться учащийся, чтобы разрешить поставленные задачи и получить намеченный результат.

Основная часть:

  • основная часть может содержать 2-3 главы;

  • глава 1 обычно содержит итоги анализа литературы по теме исследования, её теоретическое обоснование;

  • главы 2-3 описывают практические этапы работы, анализ полученных данных, выявление определённых закономерностей в изучаемых явлениях в ходе эксперимента или исследования;

  • в конце каждой главы пишутся выводы. Принципиальным требованием к основной части является доказательность, последовательность, отсутствие лишнего, необязательного и загромождающего текст материала;

  • если в основной части содержатся цитаты или ссылки на высказывания деятелей науки и культуры, необходимо указать номер источника по списку и страницу в квадратных скобках в конце цитаты или ссылки.

Заключение:

  • основная цель – показать, что поставленная перед работой цель достигнута, то есть основной результат действительно получен;

  • основной результат должен быть соотнесён с заявленной во введении целью работы. Этот основной результат должен быть чётко сформулирован;

  • в заключении приводятся также интересные следствия из результатов работы, указываются области их применения и другие важные выводы.

Список литературы:

  • список литературы завершает работу. Он отражает только ту литературу, которую изучил и использовал автор непосредственно в процессе исследовательской работы (не менее 3-5 источников);

  • наиболее удобен в исследовательской работе алфавитный способ группировки литературных источников;

  • сведения о книгах должны включать следующие необходимые элементы: фамилию, инициалы автора; заглавие; город, в котором издана книга; издательство; год издания; объём страниц;

  • каждая книга, статья записываются с красной строки.

Приложение:

  • это часть текста научного исследования, имеющая дополнительное (обычно справочное) значение, необходимое для полного освещения темы. Оно размещается после списка литературы;

  • к приложениям относят:

- копии документов, инструкции;

- схемы, графики, диаграммы, таблицы;

- бланки опросов, тестов и систематизированный материал по ним;

- иллюстративный материал;

  • каждое приложение нумеруется (без знака №) в правом верхнем углу и должно иметь тематический заголовок по середине строки, оформляется на отдельном листе. В тексте должна быть ссылка на каждое приложение.

Типичные ошибки при оформлении исследовательских работ:

  1. Небрежность в оформлении титульного листа.

  2. Небрежность в оформлении содержания.

  3. Отсутствие нумерации страниц.

  4. Наличие ошибок всех типов (невычитанные работы!).

  5. Ошибки в цитировании.

  6. Стилистический разнобой текста исследования (это наводит на мысль, что основой работы является отсканированный текст какого-то исследования, слегка разбавленный собственными стилистическими (и отнюдь не выигрышными) изысками).

  7. Нет чёткости выводов — как в их формулировке, так и в оформлении.




1.3. Критерии оценивания детских исследовательских работ



Критерии оценки детских исследовательских работ

Количество баллов

1.Тема соответствует возрастным особенностям.

1-0

1-тема соответствует возрасту

0-тема не соответствует возрасту

2.Верно сформулирована тема исследования.

1-0

1-тема сформулирована верно (не кратно, не широко)

0-тема сформулирована неверно

3.Проблема сформулирована в соответствии с темой исследования.

1-0

1-проблема соответствует теме

0-проблема не соответствует теме

4.Цель исследования соответствует теме.

1-0

1-цель соответствует теме

0-цель не соответствует теме

5.Задачи исследования соответствуют цели.

1-0

1-задачи соответствуют цели

0- задачи не соответствуют цели

6.Задачи сформулированы структурированно.

1-0

1-последовательность прописанных задач, ведёт к достижению цели

0-последовательность задач нарушена

7.Верно сформулирована гипотеза.

1-0

1-верно сформулирована гипотеза

0-неверно сформулирована гипотеза

8.Литература подобрана в соответствии с темой исследования.

1-0

1-литература подобрана в соответствии с темой работы

0-литература подобрана неверно

9.Методы в работе соответствуют возрасту.

1-0

1-используемые методы соответствуют возрасту

0- используемые методы соответствуют возрасту

10.Верно оформлен вывод исследовательской работы (подтверждена/опровергнута гипотеза, достигнута/не достигнута цель)

1-0

1-вывод оформлен верно

0-вывод оформлен неверно

11.Работа выстроена структурно и логично.

1-0

1-работа имеет структуру и логику

0-в работе нарушена структура

12.Данные работы представлены разными способами (в работе имеются рисунки, таблицы, диаграммы и т.д.).

1-0

1-в работе есть рисунки, диаграммы, таблицы и т.д.

0-в работе не используются разные способы представления информации

13.Продемонстрирована грамотность письменной речи.

1-0

1-в работе отсутствуют грамматические ошибки

0-в работе есть грамматические ошибки

14.Оформление работы в соответствии с требованиями.

1-0

1-оформление работы соответствует техническим требованиям

0-оформление работы не соответствует техническим требованиям

15.В работе использован научный стиль речи.

1-0

1-вся работа написана с использованием научного стиля речи

0-в работе используется не только научный стиль речи


1.4. Паспорт исследования № 1 «Способы рифмовки в стихотворениях»


У каждой исследовательской работы должен быть паспорт. В нём отражается наиболее важная информация исследования. Следующий паспорт исследования был разработан самостоятельно мной:

Компоненты паспорта

Описание исследования

1.

Тема исследования

«Способы рифмовки в стихотворениях»

2.

Актуальность исследования

Однажды на уроках литературного чтения учительница познакомила нас с рифмой в стихотворении и сказала, что в дальнейшем мы и будем изучать несколько способов рифмовки. Тогда мне стало интересно, какие способы рифмовки нам предстоит изучить во 2-ом, 3-ем и 4-ом классах, а также какой способ рифмовки самый популярный у детских поэтов.

3.

Проблема исследования

На уроке литературного чтения мы познакомились только с определением термина «рифма», а мне хотелось бы узнать, какие способы рифмовки существуют и какой же способ самый распространённый.

4.

Объект исследования

Рифма

5.

Цель исследования

Для учителя: организовать деятельность обучающихся 2 класса для формирования базовых исследовательских умений и работы с информацией по теме «Способы рифмовки в стихотворениях».

Для обучающихся: узнать, какие способы рифмовки представлены в учебниках по литературному чтению 2-го, 3-го и 4-го класса, а также какой способ наиболее популярен среди детских поэтов.

6.

Задачи исследования

Для обучающихся:

  • провести эксперимент, подводящий к теме исследования;

  • найти и изучить литературу по теме исследования;

  • выяснить, какие способы рифмовки можно встретить в стихотворениях учебника 2-4 класса по литературному чтению;

  • определить, какой способ рифмовки наиболее популярен среди детских поэтов;

  • проанализировать и зафиксировать полученные результаты в таблице.

7.

Гипотеза исследования

Предположим, что в учебниках 2-го класса (1 и 2 часть), 3-го класса (1 и 2 часть) и 4-го класса (1 и 2 часть) по литературному чтению использованы все существующие способы рифмовки.

8.

Методы исследования

Анализ литературы, эксперимент, сравнение, обобщение результатов исследования.

9.

Тип исследования

По продолжительности: краткосрочный (1 день)

По организационной форме: групповой

По содержанию: моно (литературное чтение)

10.

Этапы реализации исследования, краткое их описание

  1. Подготовительный: проведение эксперимента для определения темы исследования, постановка цели, задач, определение гипотезы, подбор научной литературы (видеоматериал: познавательный видеоролик про способы рифмовки).

  2. Теоретический: анализ научной литературы и просмотренного видеоматериала.

  3. Практический: групповая работа (анализ учебников по литературному чтению: 2 класс, 3 класс, 4 класс, заполнение таблицы).

  4. Аналитический: анализ результатов теоретической и практической частей (подведение итогов, выводы).

  5. Презентационный: подготовка к выступлению (написание текста выступления, презентация) выступление с итогами работы (презентация заполненной таблицы перед аудиторией).

  6. Рефлексивный: подведение итогов проведения и защиты исследования, корректировка работы (обозначение собственных трудностей, анализ своей деятельности).

11.

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Цель исследования: узнать, какие способы рифмовки представлены в учебниках по литературному чтению 2-го, 3-го и 4-го класса, а также какой способ наиболее популярен среди детских поэтов.

Ход исследования:

  1. Проведение небольшого эксперимента. Учитель предлагает обучающимся прочитать стихотворение, в котором присутствует рифма. Затем предлагает прочитать второе стихотворение, точно такое же только без рифмы. Обучающиеся сравнивают их. Учитель просит ответить на вопрос: «Какое стихотворение больше понравилось? Почему?». Обучающиеся определяют роль рифмы в стихотворении.

  2. Просмотр познавательного видеоролика. Анализ литературы. Обучающиеся вспоминают, что такое рифма, знакомятся с тремя способами рифмовки (парная, кольцевая, перекрёстная). Обсуждают.

  3. Затем обучающиеся делятся на 6 групп, каждая группа выбирает себе учебник (2 класс/3 класс/4 класс) и его часть (1 часть/2 часть). На основе анализа просмотренного видеоролика осуществляют поиск способов рифмовки на страницах своего учебника.

  4. Фиксация данных исследования в таблицу (какой способ рифмовки, сколько раз встречается, 1 пример строк стихотворения каждого способа рифмовки из учебника (прописать не менее двух строк).

  5. Каждая группа представляет результаты своего исследования, обосновывая и подтверждая свои слова данными из таблицы. Учитель фиксирует результаты каждой группы на доске.

  6. Подведение итогов теоретической и практических частей (подтверждение/опровержение гипотезы).

12.

Оборудование для проведения исследования

Учебники по литературному чтению (УМК «Школа России»): 2 класс (1 часть, 2 часть), 3 класс (1 часть, 2 часть), 4 класс (1 часть, 2 часть), компьютер, проектор, таблицы для анализа каждого класса, каждой части, видеоматериал по теме «Способы рифмовки», шариковые ручки.

13.

Продукт исследования

Таблица с результатами исследования

14.

Перспектива исследования

Исследовательскую работу в дальнейшем можно использовать при изучении способов рифмовки в старших классах. Также она может использоваться на уроках литературы при знакомстве с новыми поэтическими произведениями. Выступление на конференции / на конкурсе, размещение материалов на сайте школы. Сочинение собственного стихотворения.

15.

Используемые источники

Видеоматериал:

  1. https://yandex.ru/video/preview/1680012254080668100

  2. Литературное чтение. 2 класс. В 2 частях - Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

  3. Литературное чтение. 3 класс. В 2 частях - Климанова Л.Ф. и др.

  4. Литературное чтение. 4 класс. В 2 частях - Климанова Л.Ф. и др.


1.5. Паспорт исследования № 2 «Загадочная плесень»


Далее будет представлен, как пример ещё один паспорт, разработанный Бабкиной Полиной:

Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

"Загадочная плесень"

2

Актуальность исследования

Моя исследовательская работа возникла в результате случайного наблюдения за пищевыми продуктами. Мама купила хлеб в магазине, положила его в целлофановый пакет. Через некоторое время на хлебе образовался странный налет, а мама сказала, что на хлебе образовалась плесень и она растет, а такой хлеб не используется в пищу. Ребята в классе говорили, что тоже видели подобный налёт на разных продуктах. И я решила узнать, что же такое плесень и почему она появляется.

3

Проблема исследования

Почему на хлебе образовалась плесень

4

Объект исследования

плесень

5

Цель исследования

Для учителя: организовать деятельность обучающихся 3 класса для формирования базовых исследовательских умений и работы с информацией по теме "Загадочная плесень"

Для ученика: узнать в каких условиях образуется плесень на хлебе.

6

Задачи исследования

Для ученика:

1.Узучить литературу по теме исл.

2. Провести эксперимент.

3. Заполнить таблицу по итогам эксперимента.

7

Гипотеза исследования

Предположим, что для образования плесени нужны влажные условия.

8

Методы исследования

Теоретические методы: анализ учебной литературы и других дополнительных источников информации, анализ и обобщение.

Эмпирические методы: наблюдение; эксперимент;

9

Тип исследования

По продолжительности: краткосрочный (10 дней)

По организационной форме: инд.

По содержанию: моно (окружающий мир)

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

1. Подготовительный:

– выбор темы, постановка проблемы, цели и задачи, подбор методов, просмотреть видеофильма.

– подбор учебной и научной литературы.

2. Теоретический: изучение и анализ научной литературы и просмотренного видео.

3. Практический: выдвижение гипотезы, проведение эксперимента, наблюдение

4. Аналитический: анализ результатов теоретической и практической частей, формулировка выводов.

5. Презентационный: подготовка к выступлению, выступление с итогами работы (написание текста выступления, презентация, демонстрация) выступление с итогами работы (презентация таблицы перед аудиторией).

6. Рефлексивный: подведение итогов проведения и защиты исследования, корректировка работы (обозначение собственных трудностей, анализ своей деятельности).

11

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Цель исл.: узнать в каких условиях образуется плесень на хлебе.

Ход исл.

эксперимент:

Поместим хлеб в холодильник, в сухое место и в пакет. Наблюдаем в течение 5 дней.

Написание результатов эксперимента.

Вывод:

плесень растет, значит, это живой организм;

• главными условиями развития плесневых грибов являются влажность

воздуха и тепло.

Следовательно, чтобы сохранить продукты питания от плесени, необходимо хранить их в сухом и прохладном месте. Если на хлебе появилась плесень, недостаточно просто срезать испорченную корку – этот хлеб вам придется выбросить. Заплесневевший хлеб есть нельзя! Плесень – это яд, который становится лекарством – пенициллином – только после переработки.



Подведение итогов теоретической и практических частей (подтверждение гипотезы)

Оформления результата исследования (Таблица с результатами эксперимента)

12

Оборудование для проведения исследования

Хлеб, холодильник, пакет

13

Продукт исследования

Таблица с результатами эксперимента

14

Перспектива исследования

Продолжить изучение плесени на других продуктах питания.

15

Используемые источники

1. Олег Чистовский / Грибы-целители (Серия - Исцели себя сам).

2. Энциклопедия для детей. Биология. «Аванта+» 1997 г.

3. http://vladprofessional.ru/plesen--eto-chto-takoe

4. http://www.вокабула.рф/словари/толковый-словарь-ожегова/плесень

5. http://www.вокабула.рф/словари/толковый-словарь-ушакова/плесень

6. https://ru.wikipedia.org/wiki/Плесневые_грибы


РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ



2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура


Г. К. Селевко даёт следующее определение, проектная деятельность – это способ организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата и ориентирован на интерес, творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы [4].

Проектная деятельность занимает важное место в современном начальном образовании. Она направлена на развитие личности ребенка, его творческих способностей, и достижения универсальных учебных действий. Но перед внедрением проектной деятельности в образовательный процесс, необходимо подготовить школьников к ней.

Должен быть сформирован следующий ряд коммуникативных умений:

  • умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий);

  • умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);

  • умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано, его доказывать);

  • умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

Сформированность обобщенности умственных действий как интегративная характеристика, включает в себя:

  • развитие аналитико-синтетических действий;

  • сформированность алгоритма сравнительного анализа;

  • умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;

  • возможность выделять общий способ действий;

  • перенос общего способа действий на другие учебные задачи.

В качестве третьего показателя готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности рассмотрим опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:

  • адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;

  • обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;

  • выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.

Далее можно выделить следующие виды проектов:

  • практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика;

  • исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование;

  • информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории;

  • творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов;

  • ролевой проект.

Основные требования к проекту:

  • необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) - исследовательской, информационной, практической;

  • выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами — с проектирования самого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации;

  • каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся;

  • результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы;

  • подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Продукты проектов могут быть в различной форме, например следующие: Web-сайт; Анализ данных социологического опроса; Атлас; Атрибуты несуществующего государства; Видеофильм; Видеоклип; Выставка; Газета; Действующая фирма; Журнал; Законопроект и т.д.

Исследование – деятельность, направленная на получение новых знаний о существующем в окружающем мире объекте или явлении. Результат исследования заранее неизвестен, поэтому его цель и ставится соответственно – определить, изучить, получить данные. При этом практическая применимость полученных знаний не имеет определяющего значения [3].

Проект – направлен на со­здание того, чего еще не существует (например, создание нового здания, компьютерной программы, социального эффекта и т.д.) Пред­полагает наличие проектного замысла, который достигается в процессе его реализации. Поэтому цель проекта формулируется соответственно – создать, построить, достичь. При построении структуры работы необходимо помнить, что она должна соответ­ствовать проектной логике.

Отличия проекта от исследования:

  • исследование не ставит целью изменение окружающего мира, сосредоточившись на его познании;

  • проектирование – это создание новых, прежде не существовавших объектов и явлений, или изменение известных объектов с целью получить у них новые свойства.

Далее будет представлена сравнительная таблица проекта и проектной задачи:

Основание для сравнения

Проект

Проектная задача

1.

Педагогическая цель

формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.

Подготовить младших школьников к проектной деятельности

Цель детская

решение конкретной проблемы, достижение оптимальным способом заранее запланированного результата

решение конкретной проблемы, достижение оптимальным способом заранее запланированного результата

2.

Продолжительность

от урочных до годичных

1-2 урока

3.

Форма организации

индивидуальные или групповые

только работа в группе, в паре

4.

Структура

1. Проблема (целеполагание)

2. Проектирование (планирование)

3. Поиск информации

4. Продукт

5. Презентация.

1. Проблема (целеполагание)

2. Проектирование (планирование)

3. Поиск информации

4. Продукт

5. Презентация




5.

Деятельность учащихся

Разрабатывают замысел, ищут пути реализации,

Замысел дает учитель, пути решения указаны

воплощают его в продукте, демонстрируют готовый продукт


6.

Результат

Должно происходить качественное изменение учащегося

+

не предсказуем


реальный продукт, который можно представить другим


7.

Формируемые универсальные умения

1. Рефлексивные

2. Поисковые (исследовательские)

3. Навыки оценочной самостоятельности.

4. Умения и навыки работы в сотрудничестве

5. Менеджерские умения и навыки

6. Коммуникативные

7. Презентационные умения и навыки

-рефлексировать

-целеполагать

-планировать

-моделировать

-проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

-вступать в коммуникацию

8.

Средства

Проектировщики сами определяют весь набор необходимых средств

большой объём разнородного материала предоставляет учитель

9.

Возраст участников

Старшеклассники (подростковая школа)

1-4 класс

Подростковая школа



2.2. Проектная задача № 1 «Однажды на ферме»


Мной был разработан паспорт проектной задачи «Однажды на ферме»:

Тип проектной задачи

Межпредметная (математика, окружающий мир, литературное чтение), проектная одновозрастная задача

Место проектной задачи в образовательном процессе

Проводится в конце учебного года в 3 классе, рекомендуемое время проведения — до 2-х

уроков

Дидактические цели проектной задачи


1. Комплексное использование освоенных математических, читательских и естественнонаучных умений в нестандартных условиях квазиреальной ситуации.

2. Проверка умений пользоваться диаграммами для поиска необходимой информации.

3. Проверка умений заполнять таблицы заданной информацией на основе её самостоятельного поиска.

4. Сотрудничество в микрогруппах: коллективно-распределительная деятельность при решении ряда практических задач.

Предметные знания и умения и метапредметные действия, на которые опирается задача


Предметные

1. Умение применять таблицу умножения и производить действия умножения в концентре «сотня».

2. Умение работать с величинами: сравнивать, вычислять.

3. Умение пользоваться атласом-определителем и различать съедобные, несъедобные и ядовитые грибы.

4. Умение соблюдать правила безопасного сбора грибов.

5. Умение отгадывать загадки, выделять признаки предмета, на которые указывает загадка,

6. Умение разгадывать кроссворд.

7. Умение называть полные имена, фамилии и отчества поэтов и писателей.

8. Умение решать текстовые задачи в 2-3 действия.

Метапредметные

1. Умение анализировать информацию с точки зрения заданного условия конкретного задания и выбирать существенную информацию из предложенного объема.

2. Умение классифицировать объекты по заданным (главным) критериям.

3. Умение пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией.

4. Умение оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.).

5. Умение читать, дополнять и самостоятельно составлять таблицы для решения поставленных задач.

6. Умение читать диаграммы.

7. Умение договариваться для выполнения коллективно-распределительной работы при решении ряда задач.

8. Умение понимать, принимать и сохранять различные учебные задачи; осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи.

Планируемые результаты


Демонстрация навыков усвоения предметного материала.

Умение применять предметные навыки в нестандартных условиях.

Умение создать конечный «продукт» — составить плакат под названием «Список дел» и аккуратно оформить его, работая в группе, на листе ватмана; выполнить все дела из «Списка дел» и указать это на плакате.

Проектный продукт

Готовый плакат «Список дел» + листы с выполненными заданиями от группы.

Критерии оценивания


- правильность выполнения предметных заданий.

- составлен и аккуратно оформлен плакат «Список дел».

- наличие всех выполненных дел в плакате «Список дел» + листы с выполненными заданиями.

- представлена презентация группы своего итогового продукта.

- продуктивность взаимодействия учащихся в микрогруппе при выполнении заданий и при «сборке» конечного продукта.








Проектная задача «Однажды на ферме»

Жила была на ферме семья, состоящая из папы, мамы, сына и дочери.

И решили они в один из осенних будних дней переделать все хозяйские дела.

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

Составьте плакат под названием «Список дел» из приведённых необходимых дел семьи на день и аккуратно оформите его, работая в группе, на листе ватмана.

Необходимые дела:

- вспомнить правила сбора грибов;

- сходить в лес за грибами;

- выполнить домашнюю работу по урокам;

- приготовить ужин;

- почитать книгу перед сном.

После каждого выполненного ниже задания, не забывайте поставить галочку в своём плакате.

Задание 1.

Папа с сыном взяли по одной плетёной корзинке решили пойти в лес, который находился неподалёку от фермы, за грибами для засолки на зиму. По пути папа спросил сына, какие правила сбора грибов ему известны.

Напишите не менее 5 правил сбора грибов.

  1. _________________________________________________________

  2. _________________________________________________________

  3. _________________________________________________________

  4. _________________________________________________________

  5. _________________________________________________________

  6. _________________________________________________________

  7. _________________________________________________________



Задание 2.

Когда они пришли в лес, то начали искать съедобные грибы. И вот какие нашли:

Заполни кроссворд, отгадав все загадки. Пользуясь атласом-определителем, раскрась красным карандашом те ячейки кроссворда, в которых ответом будет являться ядовитый гриб.

По горизонтали:

1. Рано-рано весной

На поляне лесной,

У канавки глинистой,

Сел старик морщинистый:

Греется на солнце

В сереньком суконце.



2. Есть гриб почти домашний —

Сажайте хоть на пашне,

Хоть под яблоней в саду,

Хоть у стёжки на ходу.



4. Рыжие ушки

С лисьей макушки

В травке лежат

Для малых ежат.



6. Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек

В шляпках разноцветных,

Издали приметных.

Собирай, не мешкай!

Это ....

7. Розовая сорочка, да волнистая;

С краю — оторочка, да пушистая.



10. Я родился в день дождливый

Под осиной молодой,

Круглый, гладенький, красивый,

С ножкой толстой и прямой.



12. Есть старуха вредная,

На ней шляпа бледная,

А нога в ботинке,

На чулке — пестринки,

Вокруг ворота —

Пораспорото;

Кто к ней прикоснётся,

Тот не проснётся.



13. Под берёзой старичок,

На нём - бурый колпачок,

И пиджак с пестринкой,

А сапожки с глинкой.



14. Глубоко был спрятан он,

Раз-два-три — и вышел вон,

И стоит он на виду.

Белый, я тебя найду!



По вертикали:

1. Из травки на опушке

Торчат свиные ушки,

А не видно свинки —

Ни боков, ни спинки.



3. Возле леса на опушке,

Украшая темный бор,

Вырос пёстрый, как Петрушка,

Ядовитый ....



5. Стоит мальчонка —

Рыжая шапчонка.



8. Росла «заячья картошка».

Да не взял никто в лукошко;

А теперь прорвёшь бочок —

Пыхнет тёмный табачок.



9. Стоит в шапке дед;

Дождя давно нет,

А шапка мокра,

Как рыбья икра,

И снизу вся в дырках.



11. Нет грибов дружней, чем эти,

Знают взрослые и дети,

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу.

Задание 3.

Пока папа и сын собирали грибы в лесу, мама позвала много гостей на ужин. Для приготовления ужина ей понадобилось 24 кг картошки, свёклы в 3 раза меньше, а лука в 2 раза меньше, чем свеклы. Сколько килограмм лука потратила мама?

Ответ:

Решение:



Задание 4.

Пока мама готовила ужин, дочь выполняла домашнее задание по математике. Ей нужно было ответить на следующие вопросы о своей семье:

1) Кто в семье старше всех? Кто моложе всех?

2) На сколько лет папа старше мамы? На сколько лет дочь моложе сына?

Для удобства она сделала диаграмму, на которой показан возраст всех членов семьи.

Решение:

Ответ:



Задание 5.

После ужина гости разошлись по домам, а дочь попросила папу прочитать книгу перед сном для всей семьи. У них была собственная библиотека, в которой все детские книги были переписаны мамой вручную. Это было её увлечением.

Но однажды, когда дети играли в гостиной, они задели книжную полку, и, оттуда посыпались мамины рукописи. В них были вложены портреты писателей. Некоторые из фамилий испортились на бумаге. Попробуйте восстановить их, чтобы папа смог взять нужную книгу и прочитать семье.

Подпиши фамилии поэтов под их портретами.

Задание 6.

Выступите своей группой с готовым плакатом «Список дел» перед классом и расскажите о трудностях, которые возникли у вас при выполнении дел, приведённых в списке. Что понравилось выполнять больше всего и почему. Ответьте на вопрос: как вы считаете, ваша группа успешно справилась с поставленной задачей? Почему? Объясните.

После выступления своей группы каждый участник должен будет взять у учителя рефлексивную анкету и заполнить её.

Рефлексивная анкета (заполняется каждым участником по окончании работы в микрогруппе).

Поставь галочку на оценочной шкале:

1. Оцени, насколько интересной показалась тебе проектная задача «Однажды на ферме».

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10



2. Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10



3. Оцени свой вклад в решение проектной задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении заданий).

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10



4. Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10



5. Хотел бы ты работать еще раз в этой же группе? (обведи)

Да Нет



Почему? ______________________________________________________

2.3. Проектная задача № 2 «Поможем незнакомке вернуть пропавшие вещи»


Разработала Дарья Тутельман. Паспорт проектной задачи «Поможем незнакомке вернуть пропавшие вещи»:

Тип проектной задачи

Межпредметная (окружающий мир, русский язык, математика, технология)

Место проектной задачи в образовательном процессе

Проводится в конце учебного года во 2 классе, рекомендуемое время проведения – 1 урок.

Дидактические цели проектной задачи


  1. Сотрудничество в микрогруппах: коллективно-распределительная деятельность при решении ряда практических задач.

  2. Проверка умений пользоваться схемами для поиска необходимой информации.

  3. Комплексное использование освоенных математических и языковых умений в нестандартных условиях квазиреальной ситуации.

Предметные знания и умения и метапредметные действия, на которые опирается задача


Предметные:

  1. Умение разгадывать ребусы и загадки.

  2. Умение находить правильный путь выхода из лабиринта.

  3. Умение решать простые математические задачи в пределах сотни.

  4. Умение отыскать наиболее короткий маршрут из предложенных.

Метапредметные:

  1. Умение анализировать информацию с точки зрения заданного условия конкретного задания и выбирать существенную информацию из предложенного объема.

  2. Умение критически подходить к представленной информации.

  3. Умение читать схемы.

  4. Умение договариваться для выполнения коллективно-распределительной работы при решении ряда задач.

  5. Умение выбирать оптимальный вариант решения задачи.

  6. Умение объективно оценивать себя, рефлексировать

Планируемые результаты


Демонстрация навыков усвоения предметного

материала.

Умение применять предметные навыки в нестандартных условиях.

Проектный продукт

Презентация результатов выполненных заданий в общем контексте решения всей задачи.

Критерии оценивания


- правильность выполнения предметных заданий.

- продуктивность взаимодействия учащихся в

микрогруппе при выполнении отдельных заданий и при «сборке» конечного продукта


Проектная задача «Поможем незнакомке вернуть пропавшие вещи»


«Дорогие ребята! От меня убежала вся моя посуда, и сито, и корыто, и метла, и кочерга! Обещаю, что буду хорошо к ним относиться и соблюдать чистоту! Помогите вернуть все предметы домой! Мне очень нужна ваша помощь!»

Задание 1

Для того чтобы отгадать, кто же отправил нам письмо, необходимо решить ребус.

Мы узнали, что письмо пришло к нам в класс от бабушки Федоры. От нее убежало очень много предметов быта. Но тарелки оставили подсказку о том, где они прячутся.

Задание 2

Прочитай слово по первым буквам предметов, изображенных на картинках, и отгадайте, где спрятались тарелки.

Задание 3

Кроме тарелок, от Федоры сбежал и ее любимый утюг. Помогите бабушке пройти через сложный лабиринт и найти ее утюг.

Задание 4

Тарелки рассказали нам, куда сбежало корыто. Но местность окружена непроходимыми лесами, поэтому добраться до него можно только на лодке по рекам и озеру. Посчитайте, сколько километров нам придется проплыть до местонахождения корыта, если река Белая по длине 25 километров, озеро – 5 километров, река Веселая – 27 километров, а река Березовая – 15 километров.

А – наше местоположение

Б – местоположение корыта

Задание 5

Когда мы нашли корыто, оно рассказало нам, что метла тоже оставила подсказку, где ее найти. Разгадайте кроссворд и узнаете!

1. Действие, обратное вычитанию.

2. Праздник – проводы зимы.

3. Лежбище медведя.

4. Сельскохозяйственный инструмент, применяемый для разбивания комьев почвы.

5

4

3

2

1

5. Начальник всех умывальников.








Задание 6

Остальные друзья Федоры спрятались в другой деревне. Каким маршрутом нам нужно воспользоваться? Отыщи наиболее короткий маршрут.

Федора очень рада, что ее друзья вернулись домой. Спасибо за помощь!

Представление результатов выполненных заданий в общем контексте решения всей задачи.

Рефлексивная анкета (заполняется каждым участником по окончании работы в микрогруппе).

Поставь галочку на оценочной шкале:

1. Оцени, насколько интересной показалась тебе проектная задача «Поможем незнакомке вернуть пропавшие вещи».

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2. Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3. Оцени свой вклад в решение проектной задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении заданий).

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4. Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5. Хотел бы ты работать еще раз в этой же группе? (обведи)

Да Нет



Источники:

  1. Создание ребусов: https://rebuskids.ru/create-rebus

  2. К. Чуковский «Федорино горе» https://www.culture.ru/poems/33121/fedorino-gore?ysclid=ltf6mwl62w23647673

  3. Задания: https://learningapps.org/2262741

  4. Задания: https://ino.mgpu.ru/wp-content/uploads/2020/06/Sbornik_Proektnye-zadachi-i-uchebnye-proekty-1.pdf























ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В заключении хочется отметить, что проектно-исследовательская деятельность, став неотъемлемым элементом содержания образования, является устойчивой частью образовательного процесса.

Главный результат – не просто подготовленное ребёнком сообщение, составленная яркая презентация или даже склеенная из бумаги мебель. Это возможность организовать самообучение, самовоспитание детей, что является актуальным в современной школе и жизни.

Если с раннего возраста детей включать в проектную деятельность, то у них развиваются пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке, способность предвидения и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом. С возрастом эти качества совершенствуются, укрепляются и становятся неотъемлемыми чертами личности человека.
















БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК



  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021г. №286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64100) [Электронный ресурс] // ГАРАНТ.РУ: [сайт]. — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/

  2. Организация исследовательской и проектной деятельности младших школьников: учебное пособие / Л.А. Каирова, О.Е. Рыбина. – Барнаул: АлтГПУ, 2022.

  3. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011

  4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. — 2-е изд., испр. и доп.— М.: АРКТИ, 2005. — 80 с. (Метод, биб-ка).

  5. Исследовательская работа в начальной школе по ФГОС / Ляйсан / [Электронный ресурс] // PANDIA: [сайт]. — URL: https://pandia.ru/text/80/269/87233.php

  6. Научно-исследовательская деятельность учащихся. Воронина Н.А. / [Электронный ресурс] // МУЛЬТИУРОК: [сайт]. — URL: https://multiurok.ru/blog/nauchno-issliedovatiel-skaia-dieiatiel-nost-uchashchikhsia-1.html

  7. Рекомендации для родителей по организации исследовательской деятельности / Соколик О.И. / [Электронный ресурс] // ПЕДПОРТАЛ: [сайт]. — URL: https://pedportal.net/nachalnye-klassy/raznoe/rekomendacii-dlya-roditeley-po-organizacii-issledovatelskoy-deyatelnosti-503838

  8. Статья «Роль учителя в проектно-исследовательской деятельности учащихся» / Пиняжина Н.Е. / [Электронный ресурс] // УРОК.РФ: [сайт]. — URL: https://урок.рф/library/rol_uchitelya_v_proektnoissledovatelskoj_deyateln_052421.html




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!