СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы»

Министерство образования Красноярского края

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького»







Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы







г. Красноярск, 2024

Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта Начального Образования.

Составители: Князева В.А. – студентки группы 21п-7 отделения «Преподавание в начальных классах».

«Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького», 2024.



































Аннотация

Данные методические рекомендации посвящены методике организации проектно-исследовательской работы с учениками начальной школы.

Методические рекомендации могут помочь школьным учителям, педагогам дополнительного образования, родителям при организации проектно-исследовательской работы.



































Оглавление

РАЗДЕЛ 1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, спецификация, структура 5

1.1 Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура. 5

1.2. Типичные ошибки при проведении исследования 9

1.2 Критерии оценивания детских исследовательских работ 11

1.3 Паспорт исследования №1 “ Бомбочка для ванны 12

1.5 Паспорт исследование №2 “ Чем полезен лимон?» 15

РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 19

2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура. 19

2.2 Проектная задача №1 «Карлсон просит о помощи » 22

2.3 Проектная задача №2 «Выходной день» 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ: 41

























РАЗДЕЛ 1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, спецификация, структура
    1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура.

Исследовательская деятельность – это направление работы, которое предполагает научное изучение и обоснование определенной темы.

По стандартам второго поколения в начальной школе закладываются фундаментальные основы формирования универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса. Функция универсальных учебных действий заключается в обеспечении обучающихся умением учиться. [1] Поэтому главной целью исследовательской деятельности является: формирование мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни в информационную эпоху.

Основными задачами исследовательской деятельности в начальной школе являются: [2]

•знакомство с проведением учебных исследований;

•развитие творческой исследовательской активности;

•стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам;

•ознакомление с научной картиной мира;

•вовлечение родителей в учебно– воспитательный процесс.

Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно. Так же формируются такие умения как: возможность осознать свою значимость, развить познавательный интерес, любознательный, уметь работать с информационными источниками, учит обобщению со сверстниками и единомышленниками. [2]

Для выполнения исследовательской деятельности в начальной школе должны отображаться следующие познавательные универсальные действия:[4]

базовые исследовательские действия:

-определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;

-с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;

-сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

-проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);

-формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

работа с информацией:

-выбирать источник получения информации;

-согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

-распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;

соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;

-анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;

-самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.



Существует два вида исследования:

 Экспресс-исследование.

Эта форма, организации предполагает массовое кратковременное участие детей разных по своему уровню развития. Дети оперативно проводят кратковременные исследования по предложенной педагогом тематике.[2]

Долговременные исследования.

Это форма индивидуальной работы или небольшой группы обучающихся, которая проходит определённый путь:

  • ребенок выделяет и ставит проблему (выбор темы исследования);

  • предлагает возможные варианты решения;

  • собирает материал;

  • делает обобщение;

  • готовит проект (доклад, макет и др.);

  • защищает проект.

Любая исследовательская работа  состоит из нескольких этапов:

  • выбор темы;

  • постановка цели и задач;

  • гипотеза исследования;

  • организация исследования;

  • подготовка к защите и защита работы.[2]



Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, потому что по собственному опыту и, основываясь на мнении коллег, я знаю, дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати. Дети увлечены компьютером, Интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир.

С 1 по 2 класс почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих.

В 3 - 4 классах многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы:

- Что интересует больше всего?

- Чем занимаешься в первую очередь?

- Чем чаще всего занимаешься в свободное время?

- По каким предметам хорошие отметки?

- О чём хочешь узнать больше?

- Чем можешь гордиться?

Ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать.

Тема может быть:

- фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);

 - экспериментальной;

 - изобретательской;

- теоретической.

В ходе выполнения проекта родитель может выступать одновременно в нескольких   ролях:

  • консультирует,

  • отслеживает выполнение плана,

  • решает оперативные вопросы,

  • помогает в предварительной оценке проекта,

  • участвует в подготовке презентации,

  • обеспечивает наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.

Помогая ребенку, родитель должен помнить: главное действующее лицо осуществляемой работы по исследованию – ребенок! Родитель выступает только как помощник, консультант, «технический секретарь».



Вывод:

Исходя из описанной глав, можно сказать, что исследовательская деятельность – это направление работы, которое предполагает научное изучение и обоснование определенной темы. В начальной школе закладываются фундаментальные основы формирования универсальных учебных действий, главной целью исследовательской деятельности является: формирование мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни в информационную эпоху. Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом. Многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору, а родитель может быть помощником, консультантом.

1.2. Типичные ошибки при проведении исследования.

При составлении исследовательской работы обучающиеся могут допустить ошибки, которые связаны с оформлением, определением темы исследовательской работы, неправильное формулирование цели и задач исследования, некорректную интерпретацию результатов или полное отсутствие интерпретации, неграмотную формулировку выводов, несоответствие выводов с результатами. [3]

Прежде, чем выбрать тему исследования, необходимо продумать структуру, идею, общий смысл исследовательской работы. Нужно выделить актуальность данной темы в настоящие время. выбрать направление исследования. Следующим шагом идет корректировка темы. Тема исследования должна полность отражать структуру. [3]

После определения темы, нужно правильно сформулировать цель и задачи. Цель должна отвечать на вопрос о том, что будет раскрываться в исследовательской работе, а так же для чего проводится исследование. [3]

Ошибки при определении цели:

Цель не связана с рассматриваемым научным противоречием.

Цель определяет содержание деятельности, а не получаемое знание.

Предполагается получить уже известные знания, то есть цель банальна.

В состав ключевых слов темы включены неопределённости или слова, не несущие смысловой нагрузки.

Также в исследование должна быть гипотеза. Это предположение, которое нужно доказать либо опровергнуть. Гипотеза должна содержать в себе:

Содержать предположение.[3]

Быть проверяема, подтверждена.

Быть логически непротиворечивой.

Быть реально опровергаемая или доказуемая.

Исследовательская работа должна иметь такую структуру как:

Титульный лист.

Содержание (оглавление).

Введение.

Основную (содержательную) часть.

Заключение.

Список использованной литературы (библиографический список).

Приложения.

Типичные ошибки при оформлении исследовательской работы:

Проект оформлен не в соответствии с требованиями, обозначенными в положении;

Отсутствие или не всегда верное оформление ссылок и сносок;

Оформление списка литературы и интернет источников не соответствует требованиям.



    1. Критерии оценивания детских исследовательских работ

Таблица 1. Критерии оценки детских исследовательских работ

Критерии оценки детских исследовательских работ

количество баллов

  1. актуальность темы работы

0- критерий не выполнен

1- критерий выполнен

  1. тема соответствует возрастным особенностям

0- критерий не выполнен

1- критерий выполнен

  1. тема соответствует цели

0- критерий не выполнен

1- критерий выполнен

  1. цель соответствует задачам

0- критерий не выполнен

1- критерий выполнен

  1. гипотеза соответствует цели

0- критерий не выполнен

1- критерий выполнен

  1. методы исследования соответствуют возрастным особенностям

0- критерий не выполнен

1- критерий выполнен

  1. представлен вывод исследования 

0- критерий не выполнен

1- критерий выполнен

  1. последовательность проведения исследования логична 

0- критерий не выполнен

1- критерий выполнен

  1. работа оформлена верно (шрифт текста, размер и тд.)

0- критерий не выполнен

0,5- критерий выполнен не в полном объеме

1- критерий выполнен

  1. отсутствие ошибок (пунктуационные, орфографические, ошибки в речи, грамматические ошибки) 

0- критерий не выполнен

0,5- критерий выполнен не в полном объеме

1- критерий выполнен

  1. корректно оформлен список литературы

0- критерий не выполнен

1- критерий выполнен

Представляю вашему вниманию свои паспорт исследовательской работы.

    1. Паспорт исследования №1 “ Бомбочка для ванны

Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

Бомбочка для ванны

2

Актуальность исследования

Актуальность исследования заключается в том, что сегодня жизнь движется быстрыми темпами, и людям некогда расслабиться. Поэтому часто люди после работы принимают ванну для снятия усталости. А ведь эту процедуру можно сделать эстетически приятной и полезной для здоровья.

3

Проблема исследования

Можно ли сделать бомбочку в домашних условиях?

4

Объект исследования

Бомбочка для ванны

5

Цель исследования

Для учителя:

Создать условия для формирования базовых исследовательских действий учащихся 2 класса по теме «Бомбочка для ванны»

Для ученика:

Создание бомбочки для ванны в домашних условия

6

Задачи исследования

Для ученика:

  1. Узнать что понадобиться для создания бомбочки

  2. Изучить этапы создания бомбочки для ванны

  3. Создание бомбочки для ванны

  4. Тестирование бомбочки

  5. Подведение итогов

7

Гипотеза исследования

Предположим, что бомбочки для ванны, можно создать в домашних условиях.

8

Методы исследования

Теоретический

Практический

9

Тип исследования

По продолжительности: (краткосрочный,)

По организационной форме: (групповой)


10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

  1. Подготовительный:

- тема;
- актуальность проекта;
- проблема исследования;
- объект исследования;
- цель проекта;
- задачи проекта;
- гипотеза исследования;
- методы исследования;
- тип проекта;
- этапы реализации проекта;
- оборудование для проведения исследования;
- продукт проекта;
- перспектива проекта;
- используемые источники.

  1. Теоретический:

Первые бомбочки для ванной были созданы в Англии в 1989 году. В России бурлящие гейзеры появились примерно в начале 2000-х годов. Они были привезены из-за границы и быстро стали популярными среди любителей спа-процедур.

Первое время бомбочки были доступны только в специализированных магазинах и салонах красоты, но со временем они стали продаваться и в обычных магазинах. Сейчас бомбочки для ванны можно найти практически в любом супермаркете или интернет-магазине.

Популярность бомбочек объясняется их уникальными свойствами. Они не только создают приятную атмосферу в ванной, но и обладают полезными свойствами для кожи. Например, некоторые бомбочки содержат масла и экстракты растений, которые увлажняют и питают кожу. Морская соль в составе гейзеров помогает расслабить тело после напряженного дня.

Кроме того, бомбочки обладают различными эффектами. Некоторые из них образуют пену, другие дарят эффект ароматерапии. Цветные гейзеры изменяют цвет воды при растворении. Бомбочки с шиммером создают необычные переливы, добавляя воде волшебное сияние.



  1. Практический:

Опыт.1.

Смешать нужные ингредиенты (соль, пищевую соду, лимонную кислоту, эфирные масла, сухоцветы, пищевые красители, отдушки и другие компоненты);

Положить готовую смесь в форму и плотно прижать;

Аккуратно достать бомбочку из формы;

Дать ей застыть в течение определенного времени.



  1. Аналитический:

Подведение итогов и выводов на основе проведения опыта

  1. Презентационный:

Подготовка и выступление с презентацией по теме исследования.

6. Рефлексивный:

Подведение итоги работы (что получилось/не получилось) и формулировка вывода по заданной теме.

11

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Цель исследования:

Исследование бомбочек для ванны.

Ход исследования:

Изучают информацию создания бомбочек для ванны.( Где создавалась первая бомбочка для ванны, какие ингредиенты использовали

11

Оборудование для проведения исследования

Принтер, проектор, интерактивная доска, раздаточный материал, ингредиенты для приготовления бомбочки ( сода, лимонная кислота, краситель,

12

Продукт исследования

Фотоотчет, презентация

13

Перспектива исследования

- Использование материала в профессиональной деятельности учителя начальных классов.

- Формирование ценностных ориентаций.

-Использование природных ресурсов.

-Преемственность полученных знаний для изучения в начальной школе курса «Окружающий мир».

- Привлечение большого количества учащихся к реализации исследования.

14

Используемые источники

https://www.gastronom.ru/text/bombomanija-vse-chto-nuzhno-znat-o-bombochkah-dlja-vannoj-1020059

https://dkl71.ru/wp-content/uploads/2021/04/sozdanie_bombochki_dlya_vann.pdf



Представляю вашему вниманию паспорт исследовательской работы Сенчуковой Полины .



1.5 Паспорт исследование №2 “ Чем полезен лимон?»



Компоненты паспорта

Описание исследования

Тема исследования

Бомбочка для ванны

Актуальность исследования

Актуальность исследования заключается в том, что сегодня жизнь движется быстрыми темпами, и людям некогда расслабиться. Поэтому часто люди после работы принимают ванну для снятия усталости. А ведь эту процедуру можно сделать эстетически приятной и полезной для здоровья.

Проблема исследования

Можно ли сделать бомбочку в домашних условиях?

Объект исследования

Бомбочка для ванны

Цель исследования

Для учителя:

Создать условия для формирования базовых исследовательских действий учащихся 2 класса по теме «Бомбочка для ванны»

Для ученика:

Создание бомбочки для ванны в домашних условия

Задачи исследования

Для ученика:

  1. Узнать что понадобиться для создания бомбочки

  2. Изучить этапы создания бомбочки для ванны

  3. Создание бомбочки для ванны

  4. Тестирование бомбочки

Подведение итогов

Гипотеза исследования

Предположим, что бомбочки для ванны, можно создать в домашних условиях.

Методы исследования

Теоретический

Практический

Тип исследования

По продолжительности: (краткосрочный,)

По организационной форме: (групповой)


Этапы реализации исследования, краткое их описание

  1. Подготовительный:

- тема;
- актуальность проекта;
- проблема исследования;
- объект исследования;
- цель проекта;
- задачи проекта;
- гипотеза исследования;
- методы исследования;
- тип проекта;
- этапы реализации проекта;
- оборудование для проведения исследования;
- продукт проекта;
- перспектива проекта;
- используемые источники.

  1. Теоретический:

Первые бомбочки для ванной были созданы в Англии в 1989 году. В России бурлящие гейзеры появились примерно в начале 2000-х годов. Они были привезены из-за границы и быстро стали популярными среди любителей спа-процедур.

Первое время бомбочки были доступны только в специализированных магазинах и салонах красоты, но со временем они стали продаваться и в обычных магазинах. Сейчас бомбочки для ванны можно найти практически в любом супермаркете или интернет-магазине.

Популярность бомбочек объясняется их уникальными свойствами. Они не только создают приятную атмосферу в ванной, но и обладают полезными свойствами для кожи. Например, некоторые бомбочки содержат масла и экстракты растений, которые увлажняют и питают кожу. Морская соль в составе гейзеров помогает расслабить тело после напряженного дня.

Кроме того, бомбочки обладают различными эффектами. Некоторые из них образуют пену, другие дарят эффект ароматерапии. Цветные гейзеры изменяют цвет воды при растворении. Бомбочки с шиммером создают необычные переливы, добавляя воде волшебное сияние.


  1. Практический:

Опыт.1.

Смешать нужные ингредиенты (соль, пищевую соду, лимонную кислоту, эфирные масла, сухоцветы, пищевые красители, отдушки и другие компоненты);

Положить готовую смесь в форму и плотно прижать;

Аккуратно достать бомбочку из формы;

Дать ей застыть в течение определенного времени.


  1. Аналитический:

Подведение итогов и выводов на основе проведения опыта

  1. Презентационный:

Подготовка и выступление с презентацией по теме исследования.

6. Рефлексивный:

Подведение итоги работы (что получилось/не получилось) и формулировка вывода по заданной теме.

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Цель исследования:

Исследование бомбочек для ванны.

Ход исследования:

Изучают информацию создания бомбочек для ванны.( Где создавалась первая бомбочка для ванны, какие ингредиенты использовали

Оборудование для проведения исследования

Принтер, проектор, интерактивная доска, раздаточный материал, ингредиенты для приготовления бомбочки ( сода, лимонная кислота, краситель,

Продукт исследования

Фотоотчет, презентация

Перспектива исследования

- Использование материала в профессиональной деятельности учителя начальных классов.

- Формирование ценностных ориентаций.

-Использование природных ресурсов.

-Преемственность полученных знаний для изучения в начальной школе курса «Окружающий мир».

- Привлечение большого количества учащихся к реализации исследования.

Используемые источники

https://www.gastronom.ru/text/bombomanija-vse-chto-nuzhno-znat-o-bombochkah-dlja-vannoj-1020059

https://dkl71.ru/wp-content/uploads/2021/04/sozdanie_bombochki_dlya_vann.pdf









РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура.

Проектная деятельность – это способ организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата и ориентирован на интерес, творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы. (Г.К. Селевко)

Проектная деятельность занимает самое важное в начальной школе. проектная деятельность направлена на развитие личности обучающегося, развитие творческих способностей.

 Для продуктивной проектно-деятельности младшим школьникам необходима еще и особая готовность, “зрелость”, заключающаяся в следующем.

  • Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:

- умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий);
- умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);
- умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументированно его доказывать);
- умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

Данные умения формируются с первых дней ребенка в школе, когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях “открывают” и доступно для себя формулируют необходимые “Правила общения”, регулирующие как внешнюю сторону, построение высказываний, так и внутреннюю сторону, содержание высказываний.[6]

  • Вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, определенная “интеллектуальная зрелость”. Прежде всего, имеется в виду сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя:

- развитие аналитико-синтетических действий;
- сформированность алгоритма сравнительного анализа;
- умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;
- возможность выделять общий способ действий;
- перенос общего способа действий на другие учебные задачи.

При этом качественными характеристиками развития всех составляющих обобщенности умственных действий у учащихся начальной школы являются широта, мера самостоятельности и обоснованность.

К “интеллектуальной зрелости” также относится наличие у младших школьников таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность.

Целенаправленное формирование как обобщенности умственных действий, так и названных качеств мышления осуществляется с 1-го по 4-й класс в русле работы над становлением у учащихся центрального психического новообразования младшего школьного возраста - теоретического мышления через особое учебное теоретическое содержание, активные методы и приемы обучения, диалоговые формы взаимодействия учителя с детьми и учеников друг с другом.

  • В качестве третьего показателя готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности рассмотрим опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:

- адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;
- обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;
- выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.

Требуется особо подчеркнуть, что формирование выделенных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для становления субъективности младшего школьника в процессе обучения.

Проектная деятельность имеет разное направление:

  • Практико-ориентированные проекты

Их отличает четко обозначенный ожидаемый, ориентированный на социальные интересы, результат деятельности участников. Практико-ориентированный проект требует хорошо продуманной структуры и организации работы на отдельных этапах (корректировка усилий, обсуждение результатов и способов их внедрения в практику, оценка проекта).

  • Исследовательские проекты

Требуют четкой структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, продуманных методов обработки результата.

  • Информационные проекты

  • Творческие проекты

Творческие проекты разнообразны, как и виды художественно-продуктивной деятельности, осваиваемые детьми. По содержанию они отражают взаимоотношения: ребенок – семья; ребенок – природа; ребенок – рукотворный мир; ребенок – общество и его культурные ценности.

  • Ролевой проект 

Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания.


Основные требования к проекту:

  • Наличие социально значимой задачи (проблемы) — исследовательской, информационной, практической.

  • Планирование действий по разрешению проблемы, то есть проектирование самого проекта.

  • Пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

  • Исследовательская работа обучающихся.

  • Продукт, который должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности.

  • Презентация продукта.

Выбор формы продукта проектной деятельности - важная организационная задача участников проекта.

Приведем перечень возможных выходов проектной деятельности:


Приведем перечень возможных выходов проектной деятельности:

  • Экскурсия

  • Карта

  • Путеводитель

  • Выставка

  • Газета

  • Игра

  • Макет

  • Модель

  • Мультимедийный продукт

  • Сценарий 


Отличие проекта от исследование заключается в том, что исследование не ставит целью изменение окружающего мира, сосредоточившись на его познании. А проектирование – это создание новых, прежде не существовавших объектов и явлений, или изменение известных объектов с целью получить у них новые свойства.

Представляю вашему вниманию свою проектную задачу.



2.2 Проектная задача №1 «Карлсон просит о помощи »

Замысел проектной задачи

Проектная задача состоит из шести заданий, выполнять задания возможно в любой последовательности. В соответствии со стратегией решения заданий внутри каждой группы возможно выделение более мелких подгрупп при условии последующего коллективного обсуждения полученных результатов в группе.

Вам пришло письмо от одного из литературных героев. Он просит вас о помощи.

Задание 1. Чтобы узнать, кто из героев просит о помощи, найдите правильно составленную слого-звуковую модель имени нашего героя.

То, что произошло с героем, написано в письме. Однако, когда он писал вам свое письмо, подул ветер и опрокинул на письмо стакан с водой. Часть букв оказалась размытой. Восстановите весь текст письма и узнайте, что случилось. Задание 2. Дорогие р….бята, недавно у меня был День рождения. В гости я пригласил …..уратино, …..инни-Пуха, и …..езнайку. Мы реш…ли пойти в парк на аттракционы. По пути мы купили по 2 мороженых и столько же – на обратной д…роге домой. Дома мы съели по 4 пирожных, по 3 шокола… ки и по баноч…е варенья. Утром у меня разболелся ж…вотик и горлышко. Пришлось вызвать врач…. Доктор ….йболит выписал лекарство и сказал, чтобы я употреблял в пищ… полезные продукты. А какие продукты полезные, я не знаю, но очень хоч… выздороветь. Подскаж…те мне, пожалуйста, какими продуктами полезно питаться.

Чебурашка советует употреблять в пищу овощи и фрукты. Именно овощи и фрукты богаты витаминами. (Витамины — это вещества, которые поступают с пищей. Они необходимы для нашего роста, жизнеспособности и общего самочувствия.)

Мышонок Пик рекомендует крупы, потому что каши помогают работе желудка, они богаты углеводами. (Крупа — пищевой продукт, состоит из цельных или дробленых зерен различных растительных культур. Углеводы — основа растительных продуктов, главный источник энергии в организме человека.)

Кот в сапогах предлагает включать в меню молоко, творог, яйца, мясо, потому что белки необходимы для пищеварения, они обеспечивают защиту организма.

Доктор Айболит составил таблицу примерного количества пищи для одного приема в течение всего дня так, чтобы наш герой не переедал.

Задание 3. Составьте меню для завтрака или для ужина нашему герою, чтобы завтрак или ужин были полезны для организма, используйте информацию таблиц «Примерное количество пищи для одного приема» и «Масса некоторых блюд»

Представляю вашему вниманию проектную задачу Сенчуковой Полины:









2.3 Проектная задача №2 «Выходной день»

Тип проектной задачи

Межпредметная (русский язык, математика) проектная одновозрастная задача

Место проектной задачи в образовательном процессе

Проводится в конце учебного года во 2 классе.

Рекомендуемое время проведения — до 2х

уроков

Дидактические цели проектной задачи


1. Комплексное использование освоенных математических, языковых и естественнонаучных умений в нестандартных условиях квазиреальной ситуации

2. пользоваться схемами и таблицами для поиска необходимой информации, заполнять таблицу заданной информацией на основе ее самостоятельного поиска и преобразования.

сотрудничать в микрогруппах: коллективно-распределительная деятельность при решении ряда практических задач.


Предметные знания и умения и метапредметные действия, на которые опирается задача


Предметные

1. Умение применять таблицу умножения и производить действия умножения в концентре “Сотня”.

2.Умение работать с величинами: переводить сравнивать, вычислять.

3. Умение ориентироваться относительно сторон горизонта и определять местоположение объекта.

4. Владение приемом коррекции сплошного предложения как косвенным признаком сформированности навыка чтения.

Метапредметные

1. Умение анализировать информацию с точки зрения заданного условия конкретного задания и выбирать существенную информацию из предложенного объема.

2. Умение критически подходить к представленной информации

3. Владение комбинаторными умениями.

4.Умение обобщать полученную информацию (для выполнения итогового задания).

5. Умение читать, дополнять и самостоятельно составлять таблицы для решения поставленных задач.

6. Умение читать схемы.

7. Умение договариваться для выполнения коллективно-распределительной работы при решении ряда задач.

8. Умение выбирать оптимальный вариант решения задачи.

9. Умение объективно оценивать себя, рефлексировать.


Планируемые результаты


Демонстрация навыков усвоения предметного материала.

Умение применять предметные навыки в нестандартных условиях.

Умение создать конечный “продукт” – разработать план проведения выходного дня: подготовить маршрут, состоящий из трех мест отдыха.


Проектный продукт

Схема посещения мест отдыха

Критерии оценивания


Правильность выполнения предметных заданий.

Составлен оптимальный план проведения выходного дня с посещением трех мест, при этом учтены временные рамки: на перемещение по городу, на посещение каждого из выбранных мест отдыха.

Продуктивность взаимодействия учащихся в микрогруппе при выполнении отдельных заданий и при “сборке” конечного продукта.








Замысел проектной задачи:

Проектная задача состоит из шести заданий, при чем выполнение некоторых заданий подчинено определенной последовательности (задания №2,№3,№5), а некоторые можно выполнять в любой последовательности (задания №1,№4,№6). В соответствии с заданиями в проектной задаче класс делится на группы, каждая из которых независимо от других участвует в разработке плана проведения выходного дня.

Задание №1– определить время выхода каждой из подруг из дома. Демонстрируют умение проводить вычисления единиц времени.

Задание №2 – наметить два из трех мест отдыха, ограниченных временными рамками до 14ч 30 минут.

Ученики, на основе схемы движения троллейбусов, должны выяснить до какого объекта подруги смогут доехать за 30-35 минут, чтобы не опоздать на сеанс. Соотнести время окончания сеанса и время на передвижение ко второму месту отдыха таким образом, чтобы и там успеть к началу, при условии, что пребывание их там должно быть не дольше 14ч 30 минут.

В этом задании, ученики должны будут демонстрировать навыки применения арифметических действий с единицами времени, табличного умножения числа 5, а также им представится возможность применить таблицу умножения на числах второго десятка (что является повышенным уровнем сложности для второклассника).

Результат выполнения этих заданий – предложить маршрут отдыха, состоящий из двух мест, при этом, не выходя за указанные временные рамки.

Задание №3 – ответить на вопрос о времени пребывания в зоопарке до его закрытия. Ученики на основе обозначенного во втором задании времени 14ч 30 минут должны определить номера маршрутов троллейбусов, которыми нужно воспользоваться, чтобы доехать до цирка – третьего места отдыха, подсчитать время в пути и, исходя из этих данных, вычислить остаток времени на пребывание в зоопарке.

Обобщением временных затрат на дорогу и пребывание в местах отдыха станет задание №5. Ученикам нужно ответить на вопрос о длительности двух отрезков времени.

Эти задания, как предыдущие, потребуют от учащихся умения производить арифметические вычисления единиц времени.

Задание №4 предполагает демонстрацию учеником знаний классов животных и умения ориентироваться относительно сторон света. Ученики должны вписать в клетки названия классов животных (количество клеток является формой самоконтроля в определении названия; класс млекопитающих дети должны назвать более распространенным термином звери, а класс пресмыкающихся – термином рептилии) и указать направления движения подруг, чтобы оказаться у вольеров с представителями класса зверей и у аквариумов с представителями класса рептилий.

Задание №6 – представляет учащимся возможность продемонстрировать умение читать сплошное предложение, записанное с нарушением правил оформления мысли на письме (слова в предложениях-названиях увеселительных мероприятий написаны слитно).

Результат выполнения этого задания – на основе анализа информации в афише ученики должны отметить недостающую: цену билета и, возможно, контактную информацию (телефон для справки).

На выполнение проектной задачи учащимся отводится до двух уроков.

Итоговое задание – синтез результатов, полученных во всех заданиях: составлен оптимальный план проведения выходного дня. Кроме того, в итоговом задании ученики должны определиться с целью данной проектной задачи.

Продуктом может стать схема посещения мест отдыха и передвижения по городу на троллейбусах, выполненная на основе данной схемы троллейбусных маршрутов.

Частично итог может быть представлен в виде таблицы, тогда за основу можно взять задания №5 и дополнить его информацией о пребывании в зоопарке и недостающей информацией на афише.

После выполнения всех заданий проектной задачи происходит защита разработок, дети сами должны выбрать наиболее точный план проведения выходного дня, наиболее аргументировано представленный, наглядно и красочно оформленный.

3. Содержание проектной задачи

В воскресенье Света и Оля договорились встретиться на троллейбусной остановке в 11часов дня.

Задание 1. Свете до остановки идти 10 минут, а Оле 15 минут. В котором часу нужно выйти из дома каждой из подружек, чтобы не опоздать на встречу?

От места встречи подруг идут несколько маршрутов по городу. Время движения троллейбуса между двумя соседними остановками в любом направлении 5 минут. Места отдыха и маршруты троллейбусов обозначены на схеме движения троллейбусов.

Расписание сеансов городских театров и парков

Название места отдыха

Время сеанса

Название представления

Сеансы для детей

11ч 40мин – 12ч 40мин

12ч 50мин – 13ч 50мин

Мультфильм для детей

Алеша Попович и Тугарин Змей”

16ч 00мин – 17ч 30мин

Художественный фильм для детей “Аленький цветочек”

Сеансы для взрослых

20ч 30мин – 22ч 00мин

Художественный фильм

12ч 00мин – 13ч 00мин

Дело в шляпе”

13ч 30мин – 14ч 30мин

Очаровательные кошки”

11ч 00мин – 12ч 20мин

13ч 10мин – 14ч 30мин

Представление с участием дрессированных дельфинов “Водная сказка”

Задание 2. Куда девочки могут отправиться, чтобы через 30 – 35 минут быть на месте и увлекательно провести время до 14 часов 30 минут? Воспользуйтесь схемой движения троллейбусов и таблицей “Расписание сеансов городских театров и парков”.

После этого девочки решили поехать в зоопарк.

Задание 3. Какими маршрутами троллейбусов нужно воспользоваться, чтобы добраться до зоопарка? Сколько при этом необходимо совершить пересадок?

Сколько времени подруги могут пробыть в зоопарке до его закрытия?

Время сеанса

10ч 00мин–11ч 20мин

12ч 00мин–13ч 20мин

Время работы

с 10ч 00мин

до 18ч 00мин

Время работы

с 11ч 00мин

до 20ч 00мин

Время работы

с 9ч 30мин

до 22ч 00мин

В зоопарке некоторые представители фауны живут в открытых вольерах, некоторые – в закрытых павильонах и аквариумах. Для удобства посетителям предлагается план размещения всех животных, представленных для обозрения. В плане указаны классы животных и место размещения каждого класса на территории зоопарка.

Задание 4. Соотнесите класс животных и место их размещения в зоопарке.

В каком направлении нужно идти Свете и Оле, чтобы посмотреть на представителей млекопитающих и пресмыкающихся?

Возвращаясь с домой, девочки обратили внимание на время, которое они потратили на дорогу.

Задание 5Подсчитайте, сколько всего времени подруги были в пути, пока передвигались от одного места отдыха к другому. Сколько времени они провели в местах отдыха? Внесите числовые данные в таблицу.

маршрута троллейбуса

Время в пути

Место отдыха

Время отдыха

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Когда Оля и Света возвращались домой, они увидели афишу развлекательного центра “Сюрприз”.

Задание 6Какую информацию узнали девочки из этой афиши? Какой важной информации в этой афише нет?

Итоговое задание. Заполните таблицу.

Вопрос

Ответ

В котором часу должна выйти из дома каждая из девочек?

Оля – …..ч …..мин

Света – ….ч ….мин

Какие места отдыха вы определили для посещения подругами? Объясните свой выбор.

 

Сколько времени, по вашим подсчетам, девочки могут провести в зоопарке?

 

Какие классы животных представлены в зоопарке?

 

В каком направлении, согласно плану зоопарка, нужно двигаться Оле и Свете, чтобы увидеть млекопитающих и пресмыкающихся, если они находятся в центре зоопарка?

__________________________________________

Где времени подруги потратили больше: на отдых или в дороге? Докажите, представьте свои расчеты (воспользуйтесь заполненной таблицей задания №5).

 

 

 

 

Какая информация афиши развлекательного центра “Сюрприз” на ваш взгляд наиболее интересная?

Какой важной информацией вы дополнили приглашение? Запишите.

 

Определите цель проектной задачи “Выходной день

 

Рефлексивная анкета (заполняется каждым участником по окончании работы в микрогруппе).

Поставь галочку на оценочной шкале:

1. Оцени, на сколько интересной показалась тебе проектная задача “Выходной день”

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2. Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3.Оцени свой вклад в решение проектной задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении заданий)

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

4. Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5. Хотел бы ты работать ещё раз в этой же группе? (Обведи.)

  • Да

  • Нет

Почему? _____________________________________________







































ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Можно сделать вывод, что проектно-исследовательская деятельность необходима в начальной школе. Такая деятельность способствует организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата и ориентирован на интерес изучение нового материала.

Учебно-исследовательская деятельность - творческая самостоятельная деятельность школьников, направленная на решение исследовательских задач и формирование исследовательских умений. Цель данной работы в школе является переход от усвоения готовых знаний к овладению методами самостоятельного получения новых знаний и переработки полученной информации.

Проектная деятельность формирует командные навыки, укрепляет самостоятельность, стимулирует приобретение знаний, развивает творческий потенциал и усиливает навыки презентации. Включая такую деятельность в образовательный процесс, мы помогаем учащимся стать уверенными, компетентными и готовыми к решению проблем в будущем.



















СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Российской Федерации от 31 мая 2021 г.

2. Общая характеристика «исследовательская деятельность» и «исследовательская компетенция» в современной психолого-педагогической литературе | Воробьева А.В. [Электронный ресурс].

3.Как избежать типичных ошибок при организации исследовательской деятельности школьников/ Островская И.Ю. [Электронный ресурс].

4.Исследовательская деятельность- основа развития творческой личности / Миронов А.В [Электронный ресурс].

5. Развитие исследовательской деятельности учащихся / Леонтович А.В. [Электронный ресурс].

6.Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / Поливанова К.Н [Электронный ресурс].

7. Учебное пособие «Как организовать проектную деятельность учащихся» / Сергеев И.С [Электронный ресурс].

8. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / под ред. А. Б. Воронцова.

21



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!