СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы»


Министерство образования Красноярского края КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького»







Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы







г. Красноярск, 2024

Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта Начального Общего Образования.

Составители: Васильева А.Д. – студентка 33 группы отделения

«Преподавание в начальных классах».

«Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького», 2024.
































Аннотация

В данной работе представлены рекомендации по организации проектно-исследовательской работы обучающихся начальной школы, с целью формирования мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни в информационную эпоху. Данные методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов, а также для студентов по специальности «Преподавание в начальных классах».



СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ 1. Исследовательская деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура 6

1.1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура. 6

1.2. Типичные ошибки при проведении исследования. Примеры ошибок в детских исследовательских работах. 11

1.2.1. Как выбрать тему исследования. 11

1.2.2. Типичные ошибки при выборе темы. 12

1.2.3. Примеры ошибок при выборе темы исследования. 12

1.2.4. Как поставить цели и задачи исследования 13

1.2.5. Типичные ошибки и примеры ошибок 14

1.2.6. Как сформулировать гипотезу 15

1.2.7. Типичные ошибки и примеры ошибок 15

1.3. Критерии оценивания детских исследовательских работ 18

1.4. Паспорт исследования №1 «Как определить качество меда в домашних условиях» 19

1.5. Паспорт исследования №2 ««Чипсы «Lay’s»: любимое лакомство или вредный продукт»» 25

РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 31

2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура 31

2.1.1. Что такое проектная деятельность? 31

2.1.2. Место проектной деятельности в современном начальном образовании. 31

2.1.3. Показатели готовности учащихся к проектной деятельности. 32

2.1.4. Виды проектов. 34

2.1.5. Требования к проекту. 36

2.1.6. Формы продуктов проектной деятельности 38

2.1.7. Отличие проекта от исследования. 39

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 56

ПРИЛОЖЕНИЯ 57
































РАЗДЕЛ 1. Исследовательская деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура
    1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура.

Исследование – это научный текст, в котором описывается процесс изучения и результаты изучения какого-либо вопроса. (С.И. Ожегова).

Исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, связанная с решением обучающимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности. (Н.А.Семёнова).

Исследовательская деятельность учащихся – это один из методов обучения, путь формирования особого стиля учебной деятельности, позволяющий трансформировать обучение в самообучение (нахождение путей решения для получения нового знания и продукта деятельности). (О.А.Зубова). [3]

К исследовательской деятельности новый стандарт ФГОС НОО предъявляет требования, которые отражены в разделе метапредметных результатов под пунктом «базовые исследовательские действия». Так же захватывает требования, связанные с работой с информацией, таким образом, мы опираемся на пункт «Работа с информацией». [1]

Основные требования:

  • определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;

  • с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;

  • сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

  • проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);

  • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);

  • прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

  • выбирать источник получения информации;

  • согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

  • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;

  • соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;

  • анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;

  • самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации. [1]

Целью исследовательской деятельности является привитие интереса учащихся к различным областям науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни и помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Для этой цели в школе создаются исследовательские секции. [3]

Основными задачами исследовательской деятельности в начальной школе являются:

• знакомство с проведением учебных исследований;

• развитие творческой исследовательской активности;

• стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам;

• ознакомление с научной картиной мира;

• вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс. [3]

Существует два вида исследования: экспресс – исследования и долговременные исследования.

Экспресс-исследования - эта форма, организации предполагает массовое кратковременное участие детей разных по своему уровню развития. Дети оперативно проводят кратковременные исследования по предложенной педагогом тематике. [3]

Долговременные исследования — это форма индивидуальной работы или небольшой группы обучающихся, которая проходит определённый путь. [3]

Любая исследовательская работа состоит из нескольких этапов:

  • выбор темы;

  • постановка цели и задач;

  • гипотеза исследования;

  • организация исследования;

  • подготовка к защите и защита работы.

Для выбора темы учащемуся необходимо ответить на следующие вопросы:

  • Что интересует больше всего?

  • Чем занимаешься в первую очередь?

  • Чем чаще всего занимаешься в свободное время?

  • По каким предметам хорошие отметки?

  • О чём хочешь узнать больше?

  • Чем можешь гордиться?

Ответив на эти вопросы, ребенок может получить совет учителя, какую тему исследования можно выбрать. Тема может быть:

- фантастической (ребенок выдвигает какую-то фантастическую гипотезу);

- экспериментальной;

- изобретательской;

- теоретической.

Во время выполнения исследовательской деятельности учащиеся приобретают следующие умения:

  1. находить информацию для своих исследований;

  2. проводить анкетирование, опрос или эксперимент;

  3. подбирать подходящие фотографии для своего исследования;

  4. оформлять готовый материал;

  5. публично выступать с результатами своего исследования.

Для получения положительного результата детской исследовательской работы учителю необходимо дать позитивный настрой и показать перспективу обучающемуся. Учитель должен чутко и умело руководить исследовательской деятельностью своих учеников.[3]

Большими помощниками в исследовательской работе являются родители. В ходе выполнения проекта родитель может выступать одновременно в нескольких ролях:

• консультирует;

• отслеживает выполнение плана;

• решает оперативные вопросы;

• помогает в предварительной оценке проекта;

• участвует в подготовке презентации;

• обеспечивает наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.

Помогая ребёнку, родитель должен помнить: главное действующее лицо осуществляемой работы по исследованию – ребёнок! Родитель выступает только как помощник, консультант, «технический секретарь».

Таким образом, исследовательская деятельность в современных школах играет ключевую роль. Она позволяет ученикам:


  • Почувствовать свою значимость и ценность

  • Развить любознательность и жажду знаний

  • Научиться работать с различными источниками информации

  • Планировать, анализировать и делать выводы на основе полученных данных

  • Участвовать в научных конференциях и представлять результаты своих исследований [3]
















    1. Типичные ошибки при проведении исследования. Примеры ошибок в детских исследовательских работах.

      1. Как выбрать тему исследования.

Есть несколько способов выбора темы:

  • из жизненно-важных ситуаций, в которые попадает ребенок, вопросов

  • из предложенных конкурсов различного уровня: школьных, городских, и т.д.

  • из предложений учителя (наименьшая степень самостоятельности)

Темы для исследования могут быть разными, но все их можно условно объединить в три группы:

  • Фантастические - темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;

  • Экспериментальные, эмпирические - темы, предлагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;

  • Теоретические - темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках: книгах, кинофильмах и др.[5]

Как обозначить актуальную проблему в исследовании?

Главная задача любого исследователя - найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. Самый простой способ развить у себя умение видеть проблемы - учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения. Можно предложить подумать и записать проблемы, которые волнуют или интересуют ребенка.[5]

Для уточнения проблемы можно провести анкету:

  • Что мне интересно больше всего?

  • Чем я хочу заниматься в первую очередь (например, математикой или поэзией, астрономией или историей)?

  • Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

  • Что позволяет мне получать лучшие отметки в школе?

  • Что из изученного в школе хотелось бы узнать глубже?

  • Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?

Существуют определенные правила выбора темы исследования, а именно:

  • Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его, нести в себе познавательный заряд.

  • Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычности.

  • Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.[5]

      1. Типичные ошибки при выборе темы.

Типичные ошибки при выборе темы:

  • Тема, навязанная ребенку, какой бы важной она ни казалась взрослым, не дает должного эффекта. Вместо живого увлекательного поиска ребенок будет чувствовать себя вовлеченным в очередное скучное, «добровольно-обязательное мероприятие.

  • Тема зависит в первую очередь от интересов ребенка, но, двигаясь навстречу им, следует держаться ближе к той сфере, где вы сами чувствуете себя одаренным.

  • Часто дети не доводят дело до конца. Выполнить задание «на одном дыхании» практически очень сложно, поэтому следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.

      1. Примеры ошибок при выборе темы исследования.

  • Взята слишком узкая тема исследования («Реалистические черты в рассказе «Бирюк», «Образ моря в элегии А.С. Пушкина «Погасло дневное светило»).

  • Тема исследования сформулирована слишком широко. («Культура Руси XII века», «Слово о полку Игореве» и литература», «Нравственные принципы В.А. Каверина», «Сцены дуэли в произведениях А.С. Пушкина» — темы по глубине и объёму соотносимы с научными монографиями.)

  • Тема не соответствует возрасту. («Непристойная лексика в переписке школьников на страницах Интернета» — 7 класс.

      1. Как поставить цели и задачи исследования

Определить цель исследования – значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы это исследование проводим. Цель указывает общее направление деятельности.

Цель должна быть:

  1. Конкретна, определяет результат деятельности.

  1. Формулировка цели должна начинаться с глагола в неопределённой форме (например, создать, сформулировать..)

  2. Достижима.

  3. Измерима, контролируема, в отдельных случаях диагностируема.

  4. Определена во времени, так как определены сроки проведения исследования.

Рекомендации по постановке целей:

  1. Краткосрочные цели – самые важные, при их постановке нужно быть более чем реалистичным.

  2. Убедитесь, что сформулированная цель определяет именно ту деятельность, которую вы задумали.

  3. Прислушайтесь к чувствам, возникающим в момент определения целей – любые сомнения или ощущения дискомфорта свидетельствуют о неправильно выбранной или сформулированной цели.

  4. Периодическая коррекция или кардинальная смена целей естественны – мир меняется, и мы меняемся вместе с ним.

  5. Время, потраченное на целеполагание, с лихвой окупается благодаря минимальным потерям от бессмысленных метаний.

Деление цели на задачи происходит для того, чтобы:

  1. выделить более простые и доступные для выполнения операции;

  2. создать последовательность выполнения операций с учётом их связи, сложности, времени выполнения, то есть выработать тактику достижения целей;

  3. смоделировать весь объём работы и рассчитать свои силы.[5]

Выделяют классы задач:

  1. Связанные с изучением теории: изучить состояние проблемы…, провести анализ…

  2. Связанные с изучением состояния практики и проявлением предмета исследования: охарактеризовать …, описать опыт…, определить роль и место… .

  3. Связанные с созиданием новых теорий, идей, учений: разработать…, классифицировать…, систематизировать…, обобщить…, выявить…, подготовить.

  4. Связанные с экспериментом: экспериментально проверить, изучить… .

  5. Разработанные на протяжении всего исследования методические рекомендательные материалы: рекомендации по использованию..., комплекс заданий…[5]

      1. Типичные ошибки и примеры ошибок

Типичные ошибки при определении цели и задач:

  1. Цели исследования завышены.

  2. Несоответствие цели теме и проблеме исследования.

  3. Неясность, неточность формулировки целей.

  4. Формулировка и содержание задач не соответствует теме проекта.

  5. Количество задач более 5-ти.

  6. Нарушена логическая последовательность задач.[5]

      1. Как сформулировать гипотезу

Гипотеза происходит от древнегреческого – hypothesis – основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений.

Умение выдвигать гипотезы, строить предположения – одно из главных, базовых умений исследователя. В этом процессе обязательно требуются оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества как решительность и смелость (в некоторых творческих, социальных, информационных проектах, при отсутствии исследования гипотезы может и не быть).

Методы выдвижения гипотезы:

  1. Метод подбрасывания идей. Суть его в том, что чужая идея не так вдохновляет на деятельность, как своя.

  2. Метод личного примера. Если учитель излагает материал увлечённо и заинтересованно, то проблем не бывает. Материал должен нравиться ученику и учителю.

  3. Мозговой штурм. Это метод свободного генерирования идей.

  4. Дискуссия. Рассматривая дискуссию, как коллективное обсуждение какого-либо спорного или важного вопроса с целью нахождения истины, необходимо помнить, что многое здесь зависит от ведущего. В этой роли лучше всего выступить учителю.

  5. Деловая игра.

Требования к гипотезе

Она должна:

  • быть проверяема, подтверждена

  • быть логически непротиворечивой

  • быть реально опровергаемая или доказуемая

  • содержать предположение [5]

      1. Типичные ошибки и примеры ошибок

Ошибки:

  • Гипотеза не удовлетворяет основному требованию – быть проверяемой и доказуемой;

  • Не содержит предположение;

  • Не соответствует фактам по теме исследования.

      1. Примеры упражнений на определение гипотезы

  1. Давайте вместе подумаем: как птицы узнают дорогу на юг? Почему весной появляются почки на деревьях? Почему течёт вода? Почему дует ветер? Почему металлические самолёты летают? Почему бывают день и ночь?… Какими, например, могут быть гипотезы в данном случае: «птицы определяют дорогу по солнцу и звёздам», «птицы сверху видят растения (деревья, траву и др.): они указывают им направление полёта», «птиц ведут те, кто уже летал на юг и знает дорогу», «птицы находят тёплые воздушные потоки и летят по ним». «А может быть, у них есть внутренний природный компас, почти такой, как в самолёте или на корабле?».

  2. Упражнения на обстоятельства:

1. при каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным? Можете ли вы придумать условия, при которых будут полезными два или более из этих предметов?

- ветка дерева;

- телефон;

- кукла;

- фрукты;

- гоночный автомобиль;

Очень эффективно в плане тренировки умения выдвигать гипотезы упражнение, предполагающее обратное действие. Например: при каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?

  1. Задания типа «Найдите возможную причину события» также могут помочь научиться выдвигать гипотезы:

- Дети стали больше играть во дворах;

- Миша весь вечер играл со строительным конструктором;

- Пожарный вертолет весь день кружил над лесом;

- Полицейский автомобиль одиноко стоял у дороги;

- Медведь зимой не заснул, а бродил по лесу;

- Друзья поссорились.

4. Интересное задание для тренировки умений по выработке гипотез и провокационных идей используют в ряде школ для одарённых людей за рубежом. Например: «Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?» (Дж. Фримен – Англия). Надо придумать как можно больше гипотез и провокационных идей, объясняющих, что бы произошло в результате.

5. Птицы низко летают над землёй («На столе лежит открытая книга»; «На улице начал таять снег»; «Троллейбус сигналит под окном»; «Мама сердится» и др.). Необходимо сделать по данному поводу два самых логичных предположения и придумать два самых логичных объяснения. Задание станет интереснее, если ещё попытаться придумать два-три самых фантастических и неправдоподобных объяснения.











    1. Критерии оценивания детских исследовательских работ

Таблица 1. Критерии оценки детских исследовательских работ.

Критерии оценки детских исследовательских работ

Количество баллов

Тема исследования актуальна.

0-1

Тема исследования соответствует содержанию.

0-1

Тема исследования соответствует возрасту.

0-1

Цель исследования соответствует теме.

0-1

Задачи соответствуют поставленной цели.

0-2

Исследование содержит гипотезу.

0-1

Гипотеза подтверждена аргументами.

0-1

Последовательность соответствует содержанию проведения исследования.

0-1

Методы соответствуют сформулированным задачам работы.

0-1

Исследователь ссылается на научные источники.

0-1

Текст работы представлен в научном стиле.

0-1

Результаты соответствуют заявленной цели.

0-1

Вывод соответствует результатам исследования.

0-1

В работе присутствует список использованной литературы.

0-1

Работа оформлена в соответствии с предъявляемыми требованиями.

0-1

ИТОГО

16

  1. критерий не проявляется;

1 – критерий проявляется в полной мере.








    1. Паспорт исследования №1 «Как определить качество меда в домашних условиях»

В качестве примера представляю разработку своего паспорта исследования.

Компоненты паспорта

Описание исследования

Тема исследования

Как определить качество меда в домашних условиях

Актуальность исследования

В моем доме всегда была банка с медом. Обычно она стояла очень долго и, когда проходило достаточно времени мед превращался в крупинки, похожие на сахар. Есть его было уже не очень приятно, только если растворять в горячем чае. Я задалась вопросом, а качественный ли это мед и правильно ли мы его храним. Это и стало мотивом для организации данного исследования

Проблема исследования

Как проверить качество меда в домашних условиях, и как его правильно хранить.

Объект исследования

  1. Мёд натуральный цветочный

  2. Мёд разнотравье

  3. Мёд гречишный

Цель исследования

Цель учителя: организация деятельности учащихся 3 класса по формированию базовых исследовательских действий по теме «Проверка качества меда».


Цель ученика: провести экспертизу качества мёда разных производителей в домашних условиях и дать рекомендации потребителю- как выбрать качественный мёд.

Задачи исследования

  1. Изучить литературу по теме исследования

  2. Исследовать образцы мёда на содержание примесей, сахара, мела, крахмала

  3. Оценка качества исследуемого мёда с точки зрения потребителя

  4. Создание памятки хранения и выбора меда

Гипотеза исследования

Мы предполагаем, что не весь мёд, который продаётся в магазинах нашего города, качественный.

Методы исследования

  1. изучение литературы,

  2. анкетирование

  3. эксперимент.

Тип исследования

Краткосрочный, групповой, межпредметный.

Этапы реализации исследования, краткое их описание

  1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

- выбор темы исследования;

- определение цели исследования;

- определение задач исследований;

- определение методов исследований.

2. ТЕОРИТИЧЕСКИЙ

- изучение и анализ литературы по выбранной теме.

3. ПРАКТИЧЕСКИЙ

- выдвижение гипотезы исследования;

- проверка гипотезы с помощью опытов.

4. АНАЛИТИЧЕСКИЙ

- анализ полученных результатов;

- формулировка выводов по проделанной работе.

5. ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ

- презентация полученных результатов.

6. РЕФЛЕКСИВНЫЙ

- подведение итогов проделанной работы;

- выделение возникших трудностей;

- выделение успешных моментов проделанной работы.


Исследовательский этап

1 этап - начало исследования (теория);

Мёд – это сладкое вязкое и ароматическое вещество, вырабатываемое пчелами из нектара растений. Медоносные пчелы вырабатывают его, чтобы кормиться во время долгой зимы. Следовательно, процесс изготовления этого продукта — это способ заготовки пищи для колонии пчел.

Мед обладает лечебными свойствами:

- Обладает бактерицидным действием, усиливает обмен веществ.

- Оказывает противовоспалительный и рассасывающий эффект.

- Помогает при язвенной болезни желудка.

- Повышает общий жизненный тонус организма, иммунитет.

- Является очень ценным диетическим продуктом.

По ботаническому происхождению натуральный мёд может быть: цветочным, падевым и смешанными купажированным.

Цветочный мёд получают при переработке пчёлами нектара растений. Цветочный мёд в нашей стране насчитывает более 30 видов (табл. 1, прил.). Падевый мёд образуется при переработке пчёлами медвяной росы и пади со стеблей и листьев растений. Смешанный мёд состоит из естественной смеси цветочных или падевых медов. Купажированный мед - тоже смешанный мёд, но только искусственно, обычно при откачке, из разных сортов.

Цветочный мёд может быть монофлорный- пчела собирает нектар с одного вида растений.

Также бывает полифлорный – нектар собирается с нескольких растений.

Виды цветочного монофлорного мёда:

Липовый мёд – лучший из сортов.

Гречишный мёд.

Боярышниковый мёд.

Каштановый мёд.

Вересковый мёд.

Акациевый мёд.

Натуральный мед содержит в себе половину таблицы Менделеева

(железо, хлор, магний, йод, сера, кальций, натрий, марганец, цинк, олово, медь, бор, свинец, алюминий, кремний, фосфор)

Органолептические показатели это: внешний вид, консистенция, вкус и запах, цвет определяются органами чувств (зрением, обонянием, осязанием).


При исследовании меда в первую очередь обращают внимание на внешний вид и состояние мёда:

Запах

Наименование продукта

Показатели

Консистенция

Вкус

Цвет


Мёд

Если мёд стекает редкими вытянутыми каплями, его консистенция считается нормальной.

Приятный от слабого до сильного, без постороннего запаха.

Сладкий, приятный, без постороннего привкуса. Самые вкусные – липовый, клеверный, малиновый, белоакациевый

Мёд бывает бесцветный, светло-жёлтый, жёлтый, светло-коричневый, тёмный.

2 этап - основная часть исследования;

Мы исследовали мед по нескольким критериям:

1. Проверка по внешнему виду на:

-цвет,

-консистенцию,

-запах,

-вкус

Что вас должно насторожить:

- мед не вызывает першения, и вы не ощущаете кислоты;

- полное отсутствие аромата;

- цвет, несвойственный сорту;

- жидкое состояние продукта в осенний и зимний периоды.


Для увеличения количества продукта и вязкости используют муку, мел, крахмал и даже песок

Опыт № 1. Обнаружение примеси муки или крахмала: в 3-5 мл. водного раствора мёда (1:2) добавить 3-5 капель настойки йода. При наличии крахмала и муки в мёде, смесь окрасится в синий (фиолетовый) цвет. При отрицательной реакции раствор не изменит цвета.

Опыт № 2. Обнаружение мела: 3-5 мл. водного раствора мёда (1:2) + 3-5 капель уксусной эссенции. Если раствор «закипит» с выделением углекислого газа, в мёде присутствует мел.

Опыт № 3.. Обнаружение сахара: 1 способ- выложить мёд на салфетку, если через час мёд не засахарился, то сахара нет; 2 способ- расплавить мед в ложке на огне. Настоящий мед разжижается и прозрачен. Если в нем сахарный сироп, то при расплавлении усиливается карамельный запах, "мед" становится густой и мутный.

Опыт № 4. Обнаружение примесей: растворить ложку мёда в стакане воды. Никакого осадка быть не должно.


Результаты исследования записываются в таблицу:

Результаты исследования

Анализируемое
свойство

Результат образца № 1

Результат образца № 2

Результат образца № 3

Заключение

1. Физические свойства:

А) цвет

Б) консистенция

В) запах

Г) вкус

А)

Б)

В)

Г)


А)

Б)

В)

Г)

А)

Б)

В)

Г)

Образец № 1.

Образец № 2.


Образец № 3.


2. Механические примеси




Образец № 1.

Образец № 2.


Образец № 3.


3. Крахмал или мука




Образцы № 1, 2,3


4. Мел




Образцы № 1, 2,3


5.Наличие сахара




Образцы № 1, 2,3


3 этап - заключительная часть исследования.

В результате проведённой работы было выявлено следующее:

существуют различные виды мёда;

мёд является очень ценным диетическим продуктом и поэтому широко рекомендуется больным, требующим усиленного питания;

мёд обладает лечебными свойствами;

поддельный мёд может содержать различные примеси, что плохо сказывается на его качестве.


Правила хранения меда:

  • В небольшой стеклянной или керамической емкости (не более 0,5)

  • В темном месте (в идеале еще и в банке из темного стекла)

  • В месте без запахов (бензина, рыбы, солений, специй)

  • При температуре от 5+ до 10+ градусов.

Оборудование для проведения исследования

Мед трех видов, стаканчики, йод, вода, уксусная эссенция, салфетки

Продукт исследования

Проверенное качество меда, памятка хранения и приобретения качественного меда

Перспектива исследования

  1. Выступление на школьной конференции;

  2. Выступление на городской конференции;

  3. Отправление исследовательской работы на всероссийские конкурсы, конференции.

Используемые источники

https://go.11klasov.net/14552-bolshaja-jenciklopedija-doshkolnika-shalaeva-gp.html

https://www.nkj.ru/archive/articles/14904/

https://reallib.org/reader?file=632036

https://obuchonok.ru/node/5207






    1. Паспорт исследования №2 ««Чипсы «Lay’s»: любимое лакомство или вредный продукт»»

В качестве примера представляю разработку паспорта исследования своей одногруппницы.

Компоненты паспорта

Описание исследования

Тема исследования

«Чипсы «Lay’s»: любимое лакомство или вредный продукт»

Актуальность исследования

Большинство детей и взрослых любят и предпочитают есть чипсы нежели, например, фрукты. В настоящее время в магазинах можно купить разные виды чипсов, которые привлекают внимание покупателей своей яркой красочной упаковкой. Меня это тоже привлекает. Большинство моих одноклассников во время перекуса отдают предпочтение чипсам. Быстро перекусить и насытиться «этим удовольствием» не всегда бывает полезно. По телевизору я увидела список продуктов, которые несут вред нашему организму. Учёные определили 10 худших продуктов, которые гарантированно приводят к проблемам с весом, сбоям в работе организма и даже могут отразиться на здоровье потомков. И на первом месте по статистике находятся чипсы и картофель фри. Мне говорили родители, что они вредные, но я всё равно их любила.

И я решила разобраться, в чём вред чипсов. Провела опрос среди одноклассников и сверстников.


Исходя из данных опроса было выявлено, что 48,3% в своём рационе питания очень часто употребляют чипсы, а 17,2% - каждую неделю или даже месяц покупают себе чипсы.

Единственный аргумент, который можно привести в пользу картофельных перекусов – их замечательный вкус. Опрошенные считают, что чипсы приносят вред организму человека, но некоторые считают, что чипсы и пользу могут приносить. С этим я и решила разобраться.

Проблема исследования

Основываясь на результатах исследования потребительских предпочтений на рынке снеков в России, россияне не беспокоятся за своё здоровье и большое количество людей приобретает чипсы «Lаy`s».

Таким образом, проблема исследования: чипсы «Lаy`s» - вред или польза?

Объект исследования

Чипсы «Lay’s».

Цель исследования

Для учителя: организация деятельности по формированию исследовательских действий учащихся 2 класса по теме «Чипсы «Lay’s»: любимое лакомство или вредный продукт».

Для ученика: выявить наличие у чипсов «Lаy`s» веществ, которые приносят вред организму человека.

Задачи исследования

  • Собрать информацию по данной проблеме.

  • Проанализировать теоретическую литературу по теме исследования.

  • Провести опрос у одноклассников и сверстников на данную тему.

  • Провести экспериментальное исследование с целью опровержения или подтверждения гипотезы.

  • Сформулировать выводы.

  • Заполнить таблицу исследования.

Гипотеза исследования

Предполагаю, что состав чипсов ««Lаy`s» содержит наибольшее количество вредных веществ.


Методы исследования

Анализ литературы, опрос, эксперимент, обобщение.

Тип исследования (по продолжительности)

По продолжительности: краткосрочный.

По организационной форме: индивидуальный.

По содержанию: монопредметный (окружающий мир).

Этапы реализации исследования, краткое их описание

  1. Подготовительный: определение темы, проблемы, объекта, цели и задач исследования, подбор методов, составление плана.

  2. Теоретический: опрос одноклассников и сверстников на тему «Чипсы «Lay’s»: любимое лакомство или вредный продукт», сбор информации по данной теме, анализ интернет-ресурсов.

  3. Практический: формулировка гипотезы, проведение экспериментов.

  4. Аналитический: анализ результатов, формулировка выводов, создание таблицы исследования.

  5. Презентационный: выступление.

  6. Рефлексивный: провести анализ проделанной работы, выявить положительные стороны, а также затруднения.


Исследовательский этап проекта (полное описание)

Цель исследования: выявить наличие у чипсов «Lаy`s» веществ, которые приносят вред организму человека.


Ход исследования:

1. Проведение опроса одноклассников и сверстников на тему «Чипсы «Lay’s»: любимое лакомство или вредный продукт», который состоит из двух вопросов:

- Как часто Вы едите чипсы?

- Как Вы считаете, чипсы приносят вред или пользу организму человека?

2. Мною были подобраны эксперименты, которые помогли выяснить вредные вещества чипсов.

3. Ознакомление с таблицей исследования и алгоритмами работы.

4. Проведение опыта №1 «Определение жиров».

Оборудование: чипсы, бумага А4, защитные перчатки, влажные салфетки.

Алгоритм работы:

1. Возьмите лист бумаги А4.

2. Возьмите один чипс и положите его на лист бумаги А4.

3. Согните лист пополам, раздавив испытуемый образец.

4. Разверните лист и рассмотрите его. Заметили ли вы на нём что-нибудь интересное? Сделайте вывод, записав в таблицу.

5. Опыт №2 «Определение крахмала».

Оборудование: чипсы, бумага А4, спиртовой раствор йода, защитные перчатки, влажные салфетки.

Алгоритм работы:

1. Возьмите спиртовой раствор йода и аккуратно его откройте.

2. Возьмите ватную палочку, обмокните её в йод.

3. Нанесите спиртовой раствор йода на ломтик чипса.

4. Подождите 1-2 минуты.

5. Какие изменения вы заметили? Сделайте вывод, записав в таблицу.

6. Опыт №3 «Определение количества соли».

Оборудование: чипсы, ложка, вода, глубокая ёмкость, защитные перчатки, влажные салфетки.

Алгоритм работы:

1. Возьмите ёмкость.

2. Раскрошите чипсы, положите их в ёмкость и залейте водой.

3. Размешайте ложкой.

4. Через 1-2 минуты попробуйте воду.

5. Какой вода оказалась на вкус? Сделайте вывод, записав в таблицу.

7. Опыт №4 «Горение чипсов». (под руководством учителя).

Оборудование: спички, пинцет, глубокая ёмкость, чипсы, фартук, защитная маска для глаз, перчатки.

Алгоритм работы:

Попросите учителя помочь вам в проведении данного опыта.

1. Подожгите ломтик чипсов.

2. Какой запах вы почувствовали? Сделайте вывод, записав в таблицу.

8. Формулировка выводов. Возвращение к гипотезе.

Предполагаемый общий вывод исследования: наша гипотеза подтвердилась. Состав чипсов ««Lаy`s» содержит наибольшее количество вредных веществ: масла и крахмала, соли, а также опасного вещества, являющегося ядом для нашего организма. Исходя из полученных данных, мы исключили чипсы из нашего рациона питания, потому что не хотим погубить своё здоровье.

Оборудование для проведения исследования

Чипсы «Lay’s», бумага А4, спиртовой раствор йода, ложка, вода, глубокая ёмкость, спички, пинцет, фартук, защитная маска для глаз, защитные перчатки, влажные салфетки.

Продукт исследования

Таблица исследования.


Перспектива исследования

Таблица исследования может быть использована в:

1) проведении акции (деление опытом исследования, раздача ярких листовок с таблицей, демонстрирующей влияние чипсов на организм человека);

2) помощи организации мероприятия «Здоровый образ жизни» (создание плаката, содержащего информацию из таблицы и представленную в виде рисунков);

3) личной жизни обучающихся.

Используемые источники

https://03nvkz.ru/2023/05/29/топ-10-самых-вредных-продуктов/

https://iom.anketolog.ru/2021/06/04/chipsy - «Какие чипсы вкуснее? Рейтинг популярных торговых марок / Анкетолог».

https://moluch.ru/young/archive/5/253/ - «Молодой учёный. Чипсы для здоровья — мина замедленного действия?».

https://72.rospotrebnadzor.ru/content/465/98060/#:~:text=Картофель%20фри%2C%20чипсы%2C%20хлеб%20из,и%20сахарами%2C%20во%20время%20нагревания – «Что такое акриламид?».

https://svetin-160.ucoz.com/issledovat/mozhno_li_detjam_est_chipsy.pdf

https://school-science.ru/3/1/32491








РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура
      1. Что такое проектная деятельность?

Проектная деятельность – это способ организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата и ориентирован на интерес, творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы. (Г.К.Селевко). [7]

      1. Место проектной деятельности в современном начальном образовании.

Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10 лет, а также беря во внимание опыт работы, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения. В связи с этим необходимо рассмотреть особенности и варианты организации метода проектов с детьми младшего школьного возраста.

По мнению многих отечественных психологов и педагогов (В.В.Давыдов, А.К.Дусавицкий, Д.Г.Левитес, В.В.Репкин, Г.А.Цукерман, Д.Б.Эльконин и др.), эффективность использования того или иного развивающего активного метода, к которым в полной мере относится и проектный, во многом обусловлена позицией учителя, его направленностью на создание личностно-ориентированного педагогического пространства, демократическим стилем общения, диалоговыми формами взаимодействия с детьми. Также в психолого-педагогической литературе неоднократно подчеркивается, что “существенным условием для выбора учителем наиболее эффективных методов, оптимизирующих преподавание, является знание реальных возможностей учащихся, развития их интеллекта воли, мотивов”. Кроме того, в целом ряде работ отмечается необходимость системности в использовании активных методов, постепенного увеличения степени детской самостоятельности в учебно-познавательной деятельности и уменьшении различных видов учительской помощи. Все это, безусловно, относится к применению проектного метода в начальной школе. Проектная деятельность занимает важное место в современном начальном образовании. Она направлена на развитие личности ребенка, его творческих способностей, и достижения универсальных учебных действий. Но перед внедрением проектной деятельности в образовательный процесс, необходимо подготовить школьников к ней. Для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима еще и особая готовность, “зрелость”, заключающаяся в следующем.[7]

      1. Показатели готовности учащихся к проектной деятельности.

Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:

  • умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий);

  • умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);

  • умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано, его доказывать);

  • умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).[7]

Данные умения формируются с первых дней ребенка в школе, когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях “открывают” и доступно для себя формулируют необходимые “Правила общения”, регулирующие как внешнюю сторону, построение высказываний, так и внутреннюю сторону, содержание высказываний.

Во-вторых, вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, определенная “интеллектуальная зрелость”. Прежде всего, имеется в виду сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя:

  • развитие аналитико-синтетических действий;

  • сформированность алгоритма сравнительного анализа;

  • умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;

  • возможность выделять общий способ действий;

  • перенос общего способа действий на другие учебные задачи.[7]

При этом качественными характеристиками развития всех составляющих обобщенности умственных действий у учащихся начальной школы являются широта, мера самостоятельности и обоснованность.

К “интеллектуальной зрелости” также относится наличие у младших школьников таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность.[7]

Целенаправленное формирование как обобщенности умственных действий, так и названных качеств мышления осуществляется с 1-го по 4-й класс в русле работы над становлением у учащихся центрального психического новообразования младшего школьного возраста - теоретического мышления через особое учебное теоретическое содержание, активные методы и приемы обучения, диалоговые формы взаимодействия учителя с детьми и учеников друг с другом.

В качестве третьего показателя готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности рассмотрим опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:

  • адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;

  • обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;

  • выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.

Требуется особо подчеркнуть, что формирование выделенных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для становления субъективности младшего школьника в процессе обучения.

      1. Виды проектов.

1. Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

2. Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

  1. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

4. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

5. Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

По комплексности (иначе говоря, по предметно-содержательной области) можно выделить два типа проектов.

1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть:

  • внутриклассными;

  • внутришкольными;

  • региональными;

  • межрегиональными;

  • международными.

Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.

Классификация проектов по продолжительности:

  • мини-проекты могут укладываться в один урок или менее.

  • краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.[7]

Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.

Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.

Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.

      1. Требования к проекту.

Работа по методу проектов — это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию учителя. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса - учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту - совершенно особые.

1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) - исследовательской, информационной, практической.

Дальнейшая работа над проектом — это разрешение данной проблемы. В идеальном случае проблема обозначена перед проектной группой внешним заказчиком. Например: учащиеся школы посещают спортивный клуб, руководство которого заказало проектной группе дизайн оформления помещений клуба. Однако в роли заказчика может выступать и сам учитель (проект по подготовке методических пособий для кабинета биологии), и сами учащиеся (проект, нацеленный на разработку и проведение школьного праздника).

Поиск социально значимой проблемы - одна из наиболее трудных организационных задач, которую приходится решать учителю-руководителю проекта вместе с учащимися - проектантами.

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами — с проектирования самого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации.

Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. Но некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до самого конца.

3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.

4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.

5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Таким образом, проект — это "пять П": проблема - проектирование (планирование) - поиск информации - продукт - презентация. Шестое "П" проекта — это его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

      1. Формы продуктов проектной деятельности

Выбор формы продукта проектной деятельности - важная организационная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта - презентабельной и убедительной, а предложенные решения - полезными для решения выбранной социально значимой проблемы.

Иногда бывает, что вид продукта сразу обозначен в самой теме проекта. Хрестоматийным является проект «Изготовление воздушного змея», выполняя который американские школьники в 1920-е гг. изучали важные законы физики. Но чаще всего выбор продукта - непростая творческая задача. Проект под названием: «Исследование влияния климата природных зон на растительный и животный мир» может завершиться защитой обыкновенного реферата, а может вылиться в увлекательную подготовку Атласа несуществующего материка.

Приведем перечень (далеко не полный!) возможных выходов проектной деятельности: Web-сайт; Анализ данных социологического опроса; Атлас; Атрибуты несуществующего государства; Бизнес-план; Видеофильм; Видеоклип; Выставка; Газета; Действующая фирма; Журнал; Законопроект; Игра; Карта; Коллекция; Костюм; Макет; Модель; Музыкальное произведение; Мультимедийный продукт; Оформление кабинета; Пакет рекомендаций; Письмо в ... ; Праздник; Прогноз; Публикация; Путеводитель; Серия иллюстрации; Система школьного самоуправления; Сказка; Справочник; Сравнительно-сопоставительный анализ; Статья; Сценарий; Учебное пособие; Чертеж; Экскурсия.

Некоторые примеры удачно выбранных продуктов проектной деятельности:

    1. дневник путешествия по римским провинциям эпохи распада Империи и по СССР конца 1980-х гг. (видеомонтаж с собственным комментарием);

    2. популярное пособие «Право на каждый день» (брошюра с рекомендациями и видеофильм);

    3. частотный словарь английского молодежного сленга;

    4. главы из учебника будущего «Биология и экология»;

    5. Манифест Николая II «О даровании народу России Конституции», каким он мог бы быть;

    6. экологические программы мониторинга и лабораторного анализа питьевой воды, состояния радиационного фона и воздушное среды в микрорайоне (по заказу Управы района);

    7. сборник научно-фантастических сочинений учащихся 6-го класса «Как принимали гостей в Средневековье»;

    8. коллекция софизмов, невозможных математических объектов и интересных чисел.

      1. Отличие проекта от исследования.

В сфере образования присутствует определенная путаница в отношении понятий «исследование» и «проектирование». Го­ворят о деятельности: проектной, исследовательской, проектно­-исследовательской, проектной и исследовательской и др. Рассмотрим, что такое проект и как он соотносится с исследованием.

Исследование – деятельность, направленная на получение новых знаний о существующем в окружающем мире объекте или явлении. Результат исследования заранее неизвестен, поэтому его цель и ставится соответственно – определить, изучить, получить данные. При этом практическая применимость полученных знаний не имеет определяющего значения.

Исследовательская деятельность учащихся – образовательная технология, использующая в качестве главного средства учебное исследование, предполагает выполнение учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлении об объекте и явлении окружающего мира, под руководством специалиста.

Проект («брат» исследования, находящийся с ним в родстве, но имеющий принципиально другую природу) направлен на со­здание того, чего еще не существует (например, создание нового здания, компьютерной программы, социального эффекта и т. д.) и пред­полагает наличие проектного замысла, который достигается в процессе его реализации. Поэтому цель проекта формулируется соответственно – создать, построить, достичь. При построении структуры работы необходимо помнить, что она должна соответ­ствовать проектной логике.

И проектирование, и исследование являются главными «взрос­лыми» средствами производства в науке, технике, социальной жиз­ни, изначально не очень приспособленными к задачам образователь­ной практики. Именно поэтому любые методики в этой области при переносе в образовательные учреждения должны быть адаптированы и приспособлены для работы с учащимися конкретного возраста и уровня способностей.

Вместе с тем эти технологии позволяют открыть для школьников «окно в большую жизнь», ознакомить с главными приёмами, которыми пользуются в своей профессиональной деятельности специалисты, а для последних создают возможность передачи своих знаний и опыта молодому поколению, что делает образование более открытым.

Исследование не ставит целью изменение окружающего мира, сосредоточившись на его познании.

Проектирование – это создание новых, прежде не существовавших объектов и явлений, или изменение известных объектов с целью получить у них новые свойства.

Любой проект всегда направлен на решение конкретных технических, идеологических и других задач (создание сайта, разработка модели технического устройства, выработка определенного общественного мнения и т.д.), поэтому главным критерием оценки эффективности проектирования является практическая значимость. Как и в учебном исследовании, главным результатом учебного проектирования является субъективная практическая значимость для автора работы, т. е. возможность самостоятельно получить значимый результат.

Проектирование и исследование тесно переплетены. Ни одна исследовательская задача не может быть до конца решена без применения технологии проектирования – последовательного движения к поставленной цели. Именно поэтому структура исследования включает в себя все типично проектные этапы:

  • концептуализация (выделение нерешенной проблемы, актуализация недостающего знания);

  • целеполагание – определение целей и задач исследовательской работы (при этом функцию проектного замысла выполняет гипотеза исследования);

  • подбор методов и средств достижения поставленных целей (разработка экспериментов, плана сбора информации, отбор проб и т. д.);

  • планирование хода работы;

  • оценка результатов и соотнесение их с гипотезой (обсуждение и анализ результатов);

  • окончательные выводы и их интерпретация.

Исследовательскую работу часто называют исследовательским проектом. Точно так же и адекватное проектирование невозможно без исследовательских процедур. Отправные точки — сбор и анализ исходной информации для реализации проекта и оценка его возможных последствий. Так, все мы знаем, что, если исследование геоподосновы для проектируемого здания будет проведено неквалифицированно, здание может разрушиться, а неверная оценка влияния тепловых эффектов при строительстве в зоне вечной мерзлоты приведет к просадке здания. Поэтому (и это должно быть предметом специального обучения в учебном проектировании) исследование определяет профессиональный уровень и качество проекта.

Уяснение учащимися разницы между проектом и исследованием является очень важным, поскольку качество работ, выполненных в этих двух жанрах, оценивается по разным критериям.      

Приведем пример. Скажем, ученик исследует загрязнение пруда N. Руководитель ставит ему задачу — установить концентрацию тяжелых металлов в пробах воды из пруда. Ученик честно и корректно выполняет поставленную задачу, получает статистически достоверные результаты, докладывает на конференции и получает низкую оценку. Почему? Один из членов жюри задал вопросы: а зачем вы это делали, какая практическая польза от вашей работы, где внедрены результаты, какой общественный резонанс она имела? На этой же конференции представляется работа, авторы которой поставили себе другую задачу — добиться улучшения экологического состояния того же самого пруда. Для этого они провели социологическое исследование — опрос жителей близлежащих населенных пунктов, в результате чего установили, что, по мнению большинства из них, причиной загрязнений является расположенный поблизости завод, производящий выбросы вредных веществ в атмосферу. Ребята опубликовали ряд материалов в местной прессе, посетили депутата. В результате они сформировали мнение местного сообщества, властей и добились улучшения очистки производимых заводом отходов. Эта работа на рассматриваемой конференции получила высокую оценку. Первый ученик так и не понял, почему его работа оказалась «непризнанной». А авторам второй работы остались неизвестными состав вредных веществ и механизмы их воздействия на природные экосистемы.

Мы не утверждаем, что исследование лучше проекта или наоборот. Каждый из этих жанров творчества имеет свои целевые установки и особенности, которые нужно хорошо понимать.

Оценивая, важно различать проектные работы, где исследование выступает средством обоснования необходимости реализации проектного замысла, и исследовательские, где проектирование выступает средством построения процесса исследования, необходимого для достижения конечного результата – подтверждения или опровержения выдвинутой гипотезы.

Следующим важным вопросом является понимание разницы между тем, что делает школьник и тем, что делает учитель (руководитель работы) в процессе выполнения исследования или проекта (табл. 1).

Таблица 1

Деятельность учителя и учащегося в процессе выполнения исследования или проекта

Учащийся

Учитель

Исследовательская деятельность, потому что личная мотивация связана с получением объективно новых знаний об объекте своего исследования

Проектная деятельность, потому что смысл этой деятельности за­ключается в достижении главной цели образования – повышения качества образования учащегося

Научный подход к деятельности, потому что критерием качества исследования является его объ­ективность, т. е. принципиальная воспроизводимость результата

Научно-организационный подход, потому что главный смысл дея­тельности сводится к созданию условий, раскрывающих иссле­довательские способности уча­щегося

Учебное исследование имеет различный смысл для разных участников этой деятельности. Для ученика учебное исследова­ние должно стать «просто исследованием» в смысле личной причастности к деятельности и учебной задачей в смысле степени ответственности за полученный результат и его представление. Для учителя учебное исследование является творческим педагогическим проектом, при выполнении которого необходимо не только контролировать содержательную часть исследования, но и адаптировать процесс применимо к конкретной личности учащегося. Поэтому нужно хорошо понимать, что руководитель занимается педагогическим проектированием, а именно разра­боткой средств — программы, индивидуального плана работы с учеником, конкретных мероприятий, итоги которого дадут об­разовательный результат. Столь строгое разграничение является дидактической схемой.

Образовательный эффект наиболее высок в случае, когда учитель разделяет исследовательскую позицию вместе с учащимся, при этом максимально реализуется эффект деятельностного сотрудничества.

Еще необходимо отметить, что умения и навыки, получае­мые учащимися при выполнении проектных либо исследователь­ских работ, также различаются. Кратко эти различия приведены в табл. 2.

Таблица 2

Умения и навыки, получаемые учащимися при выполнении проектных и исследовательских работ

Проект

Исследование

Умение целенаправленно про­двигаться к заранее намеченной цели, уверенно преодолевать мешающие и тормозящие обсто­ятельства

Максимально вдумчиво про­верять результаты наблюдений и экспериментов, не подтвер­ждающих заранее выдвинутую гипотезу

Оценивать успешность выполне­ния проекта по максимальному соответствию реальной и плани­ровавшейся деятельности

Оценивать успешность выпол­нения исследования по степени достоверности полученных ре­зультатов

Умение максимально широко использовать и рекламировать результат проекта. Осознавать ценность полностью завершенно­го проекта

Замечать, запоминать и следить за «второстепенными» наблюде­ниями, понимая, что это мате­риал для будущих исследований

(Леонтович А.В., Саввичев А.С. Исследовательская и проектная работа школьников. 5-11 классы / Под ред. А.В. Леонтовича. – М.: ВАКО, 2014. – 160 с.)





















    1. Проектная задача «Переработка мусора. 3 класс»

В качестве примера представляю свою работу по проектной задаче.

Содержание проектной задачи

  1. Описание конкретно-практической, проблемной ситуации

На данный момент вопрос экологии стоит очень остро во всём мире. Одной из главных задач является найти способы переработки и вторичном использовании тех продуктов производства, которые в природе разлагаются несколько десятилетий.

  1. Формулировка задачи

Мы с вами попробуем решить эту задачу и предложим свои варианты решения проблемы. Для этого мы отправимся с вами посетим несколько станций.

  1. Система заданий для решения задачи

Станция 1. «Мусорный полигон»

Учащимся предлагается перечень предметов (Алюминиевые банки, картон, пластиковый пакет, очистки от овощей, стекло, шерстяной носок, батарейки, кожаная обувь, колготки, ветка.)

Сравните представленные предметы, и расположите их в порядке убывания по времени разложения в природе. Также укажите верное, по вашему мнению, время, за которое данные предметы разлагаются.

ДЕТЯМ ДАЕТСЯ ПАМЯТКА О ВРЕМЕНИ РАЗЛОЖЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ В ПРИРОДЕ.

  • 5 дней — 1 месяц: овощи;

  • 1–3 месяца: газета;

  • 6 месяцев: хлопковая футболка;

  • 2 года: офисная бумага;

  • 1–5 лет: шерстяные носки;

  • 10 лет: строительная доска;

  • 25–40 лет: кожаные ботинки;

  • 30–40 лет: нейлоновые ткани;

  • 50–100 лет: консервные банки;

  • 80–100 лет: алюминиевые банки, фольга;

  • 120–140 лет: автомобильные покрышки;

  • до 500 лет: пакет из пластика, пластиковый стаканчик;

  • до 1000 лет: стеклянная бутылки

Станция 2. «Центр исследования разложения продуктов»

Сейчас вы попробуете себя в роли ученых-исследователей и проведете эксперимент. Для этого вам потребуется сравнить влияние внешнего воздействия на скорость разрушения и в дальнейшем разложения бумаги и пластикового пакета.

Эксперимент 1: Механическое воздействие

Нужно потереть в руках бумагу и пластиковый пакет, а затем попробовать их разорвать руками на мелкие части.

Эксперимент 2: Испытание водой

В 2 сосуда с водой опустить кусочки бумаги и пластикового пакета, которые получили в предыдущем эксперименте, подождать 10 минут.

Сделать выводы: на какой из предметов воздействие оказало большее разрушительное действие.

Станция 3. «Завод по сортировке»

На столе находятся 4 листа с изображением контейнера с надписями: «Бумага», «Алюминий», «Пластик», «Стекло», а также мусор: Алюминиевые банки, картон, пластиковый пакет, очистки от овощей, цветная бумага, стекло, шерстяной носок, пенопласт, батарейки, кожаная обувь, колготки, ветка, футболка, фантик из под конфеты (картинки), который нужно распределить правильно в каждый из контейнеров. На выполнение задания дается 5 минут.

После группы рассказывают, какие предметы в какие контейнеры поместили.

Станция 4. «Издательский дом»

Наше путешествие заканчивается на данной станции. Ребята, мы с вами посетили много станций, многое узнали. Предлагаю вам разработать свою рекламную акцию по защите природы. Предлагаю оформить плакат или стенгазету. Вы должны будете указать информацию об экологической ситуации на нашей планете, о способах переработки мусора в разных странах и предположить, что может быть с нашей планетой через 100 лет, если мы будет также мусорить.

В работе можно использовать дополнительные источники информации (телефон, энциклопедия и тд).

Примеры:

Представьте и расскажите о своих работах.











    1. Проектная задача «Строение организма человека. 3 класс»

В качестве примера представляю работу своей одногруппницы по проектной задаче.

Описание проблемной ситуации

Папа третьеклассника Дениса — врач. Однажды он сказал, что каждому человеку необходимо знать строение своего организма. Денис заинтересовался, почему это так необходимо, и как же устроен его организм? Давайте поможем ему разобраться в этом вопросе и создадим модель человеческого организма.

Справка:

Модель — искусственная копия или схема какого-нибудь объекта или явления.

Задание 1

Попробуйте предположить, зачем человеку знать строение своего организма. Запишите свои гипотезы на свободных строчках. Учитывайте мнения всех членов группы.


Человеку необходимо знать строение своего организма для того, чтобы
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2

Любой организм состоит из органов, которые образуют системы органов. В человеческом организме выделяют следующие основные системы: нервная, кровеносная, пищеварительная, дыхательная. Все органы и системы очень тесно связаны между собой. К примеру, если заболеет один из органов, это отразится на работе всего организма, который представляет собой единую биологическую систему.

Изучите информацию в учебнике на стр. 122-123 и заполните таблицу.

Если информации в учебнике будет недостаточно, прочитайте дополнительную информацию на листке. Заполните таблицу.

Система

Органы

Функция

Кровеносная система




Дыхательная

система




Пищеварительная система




Нервная система





Строение организма человека

Люди могут очень сильно отличаться между собой, однако все они, независимо от возраста, расы, пола, имеют одинаковое строение. Зная расположение органов, можно с высокой точностью определить очаг заболевания, и сразу же обратиться к соответствующему специалисту. Слаженная работа организма – это и есть здоровье.

Системы органов

Все органы, выполняющие общие функции, объединены в системы. Каждая из них имеет собственное предназначение, и вместе с тем очень тесно сотрудничает со всеми другими системами органов.

  • Нервная система. Любая деятельность тела, будь то ходьба, речь, мышление, зрение, контролируется центральной нервной системой. В свою очередь, она управляется мозгом, который «перерабатывает» полученную информацию и отдает «приказы» органам и системам через нервные окончания. Нервная система состоит из головного мозга, спинного мозга и нервов.

  • Кровеносная система. В нее входят кровеносные сосуды и сердце. Сердце без устали прокачивает литры крови, которая снабжает все органы, системы и ткани кислородом и питательными веществами, и уносит с собой продукты распада. Крупные сосуды, по которым кровь движется к органам и тканям, называются артериями. По сосудам, которые называются венами, кровь возвращается в сердце.

  • Пищеварительная система. Благодаря ее работе все, что ест человек, перерабатывается в энергию, необходимую для жизнедеятельности организма. Пищеварительная система включает в себя глотку, пищевод, желудок, кишечник и печень.

  • Дыхательная система. Человеческий организм нуждается не только в пище и воде, но и в кислороде, необходимом для дыхания. Воздух, вдыхаемый через нос, поступает далее в носоглотку, трахеи и бронхи, а потом попадает в легкие, где обогащает кислородом кровь. Одновременно происходит процесс очистки – кровь отдает углекислый газ и другие продукты распада, которые человек выделяет в окружающую среду при выдохе. Лёгкие состоят из лёгочных пузырьков — альвеол.













Задание 3

  1. Воспользуйтесь таблицей, которую вы составили. Вырежьте картинки с изображением некоторых органов, которые относятся к каждой системе и наклейте на модель человека (Приложение 1, 2)

  2. Подпишите названия органов.

Задание 4

Теперь вы знаете, как устроен наш организм. Проверьте себя, выполнив задание. Вставьте в текст название систем организма и пропущенные слова. В случае затруднений, обратитесь к таблице задания № 2. (Приложение 3)

Придумайте заголовок к данному тексту, напишите его на свободной строке сверху. Вырежьте получившийся информационный лист и наклейте его с обратной стороны модели человека.

Задание 5

Мы выяснили, из каких органов и систем состоит человеческий организм. А теперь давайте попробуем заглянуть в него поглубже и кое-что посчитать.

1. Вес сердца взрослого человека 300г, а ребёнка до года 30 г. Во сколько раз больше весит сердце взрослого человека?

Ответ: ____________________________________________________

2. Длина пищеварительного тракта человека 10 м. Сколько это сантиметров, дециметров?

Ответ: _____________________________________________________

3. Узнайте, сколько литров кислорода перекачивают лёгкие за сутки. Для этого произведение чисел 5 и 10 умножьте на 10.

Ответ: ___________________________________________________



Итоговое задание

Заполните таблицу

Запишите названия основных систем организма человека



Пришло время проверить свои гипотезы. Зачем же нужно знать внутреннее строение человека?



Подтвердились ли ваши гипотезы? Обведите нужный ответ

Да Нет

Сколько литров кислорода перекачивают лёгкие за сутки?



Определите цель проектной задачи «Системы органов человека»




Рефлексивная анкета

Поставь галочку на оценочной шкале

1. Оцени, насколько интересной показалась тебе эта задача.

1

2

3

4

5

2. Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.

1

2

3

4

5

3.Оцени свой вклад в решение задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении задачи).

1

2

3

4

5

4.Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.

1

2

3

4

5


Хотел бы ты работать еще раз в той же группе? (Обведи)

Да Нет Почему?

_______________________________________________________


Оценочный лист публичного представления работы группы

Критерии

Баллы

1. Правильность модели (все органы находятся в нужных местах)


2. Правильность заполнения информационного листа


3. Качество выступления


Итого



Шкала оценок:

3 балла — указанное качество проявляется в полной мере

2 балла — указанное качество проявляется в значительной степени

1 балл — указанное качество проявляется частично

0 баллов — указанное качество отсутствует













ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современная образовательная практика требует новых подходов к построению содержания образования. Одной из главных составляющих такого содержания является научно-практическое образование, которое объединяет исследовательскую и проектную деятельность. Основной ожидаемый результат - развитие творческих способностей, положительная динамика процесса формирования учебной мотивации, опыт самостоятельной исследовательской работы. Любая форма исследовательской работы учащихся является учебным процессом, одним из этапов развития творческого мышления учащегося. При оценке успешности, обучающихся в исследовательской деятельности положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.

В процессе проектно-исследовательской деятельности дети могут добывать знания самостоятельно, ведь они получили первоначальные навыки исследовательской и проектной работы и знают, что такое дух творчества, поиска.

Возможно, учащиеся и не станут учеными, но знания, которые они приобрели, пригодятся им в жизни. Их ждет множество других открытий, ведь любое открытие зажигает маленькие искорки желания искать и творить, которые обязательно приведут к успешности ребенка в школьной жизни.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021г. №286"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрирован 05.07.2021№ 64100) [Электронный ресурс]. http://publication.pravo.gov.ru/ (дата обращения 15.01.2024)

  2. Воронцов А. Б. Расширение задачного подхода [Электронный ресурс]. https://clck.ru/39vhWU (дата обращения 22.01.2024)

  3. Зубова О. А. Исследовательская работа в начальной школе по ФГОС НОО (из опыта работы) [Электронный ресурс]. https://urok.1sept.ru/articles/511559 (дата обращения 15.01.2024)

  4. Леонтович А.В., Савичев А.С. Исследовательская и проектная работа школьников. 5-11 классы / Под ред. А.В. Леонтовича. – М.: ВАКО, 2014. – 160 с.

  5. Островская И. Ю. Как избежать типичных ошибок при организации исследовательской деятельности школьников [Электронный ресурс]. https://cyberleninka.ru/article/n/kak-izbezhat-tipichnyh-oshibok-pri-organizatsii-issledovatelskoy-deyatelnosti-shkolnikov (дата обращения 22.01.2024)

  6. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011

  7. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: учебное пособие для работников общеобразовательных учреждений – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005















ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1





Приложение 2







Приложение 3


__________________________________________________________

Органы, выполняющие общую работу, образуют _____________ органов. В человеческом теле находятся различные системы. Каждая из них выполняет свою работу, но в то же время сотрудничает с другими, для того чтобы поддерживать в теле жизнь.

___________________________система

Она состоит из ___________ и кровеносных сосудов. Перекачиваемая сердцем кровь несет по телу кислород и питательные вещества.

___________________________система

Любая деятельность тела контролируется центральной нервной системой. Эта система состоит из _______________ мозга, спинного мозга и _____________________.

___________________________ система

Эта система перерабатывает всё, что ты ешь или пьёшь, в простые вещества (питательные элементы), которые доставляются кровью ко всем системам организма и используются для того, чтобы дать тебе энергию и помочь вырасти. Пищеварительная система состоит из ______________, кишечника и ________

___________________________ система

Наше тело нуждается в поступающей из пищи энергии в сочетании с кислородом, который поставляет дыхательная система. Когда мы вдыхаем через нос или через рот, содержащийся в воздухе кислород поступает по трахее и бронхам в ____________________.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!