СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы»

М инистерство образования Красноярского края КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им М. Горького»









Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы

















г. Красноярск, 2023

Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта Начального Общего Образования.

Составитель: Логинов М. В. – студент группы 21П-5 отделения

«Преподавание в начальных классах».

Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности в начальной школе / Логинов М. В./ Министерство образования Красноярского края КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького», 2024. – 36 стр.

































Аннотация

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит перед школой ряд требований к результатам обучающихся. Из них к личностным результатам относится сформированность мотивации к обучению и познанию. Следуя современной концепции деятельностного подхода, учителю важно вводить в процесс обучения и воспитания новые формы и методы. В данной работе представлены рекомендации по организации проблемно-поисковой деятельности на уроке в начальной школе, с целью развития учебной мотивации младших школьников.

Данные методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов, а также студентов, обучающихся по специальности «Преподавание в начальных классах».


















Оглавление

РАЗДЕЛ 1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ……………………………………………………………………..5

1.1. Исследовательская деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура……………………………….5

1.2 Типичные ошибки при проведении исследования………………………….9

1.3. Критерии оценивания детских исследовательских работ………………...12

1.4. Паспорт №1………………………………………………………………….14

1.5. Паспорт №2………………………………………………………………….16

РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ……………...19

2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура………………………………19

2.2. Проектная задача №1………………………………………………………..22

2.3. Проектная задача №2………………………………………………………..23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….24

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ………………………………………………………25















РАЗДЕЛ 1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ.

1.1. Исследовательская деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура.

       Исследовательская практика ребенка – это не просто один из методов обучения, это путь формирования особого стиля учебной деятельности, позволяющий трансформировать обучение в самообучение.

 Собственную исследовательскую деятельность ребенка следует рассматривать, в первую очередь, как одно из основных направлений развития творческих способностей. Путей развития творческих способностей ребенка существует много, но собственная исследовательская деятельность один из самых эффективных. Умения и навыки исследования, самостоятельного постижения истины легко прививаются и переносятся в дальнейшем на все виды деятельности.

В ФГОС НОО говорится, что в целях обеспечения реализации программы начального общего образования в Организации для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность выявления и развития способностей обучающихся через урочную и внеурочную деятельность, систему воспитательных мероприятий, практик, учебных занятий и иных форм деятельности, включая общественно полезную деятельность, в том числе с использованием возможностей иных образовательных организаций, а также организаций, обладающих ресурсами, необходимыми для реализации программ начального общего образования, и иных видов образовательной деятельности, предусмотренных программой начального общего образования 12; работы с одаренными детьми, организации интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности.

Целью исследовательской деятельности младших школьников является создание условий для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации.

Цель может быть достигнута, если будут решены следующие задачи:

  1. развитие интереса к познанию мира (науки, техники, искусства, природы и т.п.);

  2. создание положительной мотивации учения;

  3. развитие умения самостоятельно, творчески мыслить.

Задачи исследовательской деятельности:

  1. развивать у учащихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал; – познакомить обучающихся с методами исследования, их применением в собственном исследовании; – обучить основам оформления работ;

  2. познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности;

  3. формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.

Виды исследований в начальной школе:

- по количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные;

- по месту проведения: урочные и внеурочные;

- по времени: кратковременные и долговременные;

- по теме предметные и свободные.

Всё бесконечное разнообразие тем для исследовательской работы детей можно условно объединить в группы:

- фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих объектов и явлений;

- эмпирические – темы, тесно связанные с практикой и предполагающие проведение наблюдений, экспериментов;

- теоретические – ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в различных теоретических источниках.

Этапы исследовательской деятельности:

1.Выбор темы;

2.Постановка цели и задач;

3.Гипотеза исследования;

4.Организация исследования;

5.Подготовка к защите и защита работы.

Тема для исследований выбирается, учитывая интересы и потребности ребёнка.

Выделяем четыре блока умений, необходимых ребёнку исследователю:

1 блок. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УМЕНИЯ

- организация рабочего места;

- планирование работы.

2 блок. УМЕНИЯ И ЗНАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ХАРАКТЕРА

- выбор темы исследования;

- целеполагание;

- умение выстроить структуру исследования;

- методы исследования;

- общелогические методы;

- поиск информации.

3 блок. УМЕНИЕ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ

- структурирование информации;

- выделение главного;

- упорядоченное хранение информации.

4 блок. УМЕНИЕ ПРЕДСТАВИТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ СВОЕЙ РАБОТЫ

- формы представления результатов;

- требования к докладу;

- требования к речи докладчика.

Для того чтобы учитель стал руководителем исследовательской деятельности и передал свой опыт учащимся, он должен «прожить» несколько ролей:

1. энтузиаст, повышающий мотивацию детей;

2. специалист, обладающий знаниями и умениями в смежных областях;

3. консультант, организующий доступ к ресурсам, в том числе

информационным;

4. руководитель, планирующий не только свою деятельность, но и помогающий детям выстроить план работы;


5. «человек, который задаёт вопросы», умело поддерживает обратную связь;

6. координатор всего исследовательского процесса;

7. эксперт продукта работы, включающий детей в анализ и рефлексию полученных результатов.

Привлекать родителей к процессу проектирования целесообразно, если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий. Однако при этом важно сделать так, чтобы родители не брали на себя большей части работы над проектом, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей- важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. Особенно неоценима помощь родителей, когда дети делают первые шаги в работе над проектом. На этом этапе важно провести специальное родительское собрание, на котором родителям нужно разъяснить суть метода проектов и его значимость для развития личности детей, рассказать об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия в ней. На собрании родителям можно предложить рекомендации-памятки.

Как мы уже поняли, существует большое количество различных форм, методов, типов исследований, большое количество результатов. И чтобы ребенку было намного проще разобраться со всем этим многообразием и не забросить дело, так как ему ничего не понятно, нужно его поддерживать на каждом этапе его деятельности, от задумки до реализации и заключения. Не стоит забирать на себя всю или большую часть работы, нужно быть ребенку наставником и объяснять непонятные для него моменты. Только тогда получится удовлетворительный результат.

1.2. Типичные ошибки при проведении исследования.

Тему исследования можно выбрать, исходя из трех пунктов:

из жизненно-важных ситуаций, в которые попадает ребенок, систему вопросов;

из предложенных конкурсов различного уровня: школьных, городских, и т.д.;

из предложений учителя (наименьшая степень самостоятельности).

Содержание тем для исследования можно условно объединить в три группы, и отсюда уже отталкиваться из более понравившегося варианта.

Фантастические – темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;

экспериментальные, эмпирические – темы, предлагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;

Теоретические – темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках: книгах, кинофильмах и др.

Нередко ученики сталкиваются с типичными ошибками при выборе своей темы для исследования.

Существуют ошибки при выборе и формулировании названия

темы: тема не должна быть широкой («Птицы»);

не должна иметь вычурное или перегруженное метафорами

название («Плоскостопие и цивилизация», «Как поживаете, господин

позвоночник?»).

Автор рекомендует выбирать узкую и конкретную тему, хорошо, если

формулировка начинается со слов «изучение», «сравнение», «исследование»,

«выявление».

Тема не должна быть чрезвычайно сложной. Она может быть основана на имеющихся наработках, тема должна представлять

интерес для ученика и педагога-помощника, предпочтительно выбирать узкую, а не масштабную тему, не рекомендуется брать темы глобальные, хорошо изученные и уже представленные одноклассниками.

Для того, чтобы написать свою исследовательскую работу, нужно поставить цель и задачи для ее достижения. Так как же поставить цели и задачи?

Цель исследования должна быть конкретна, определять результат деятельности. Формулировка цели должна начинаться с глагола в

неопределённой форме (например, создать,

сформулировать), быть достижимой, измеримой, контролируемой, в отдельных случаях диагностируемой. Определена во времени, так как определены сроки проведения исследования.

Задачи – это маленькие шаги к достижению цели. Существует несколько классов задач.

Связанные с изучением теории:

  1. изучить состояние проблемы…,

  2. провести анализ…


Связанные с изучением состояния практики и проявлением предмета исследования:

  1. охарактеризовать …, описать опыт…, определить роль и место…


Связанные с созиданием новых теорий, идей, учений:


  1. разработать…,

  2. классифицировать…, систематизировать…, обобщить…, выявить…,

  3. подготовить.


Связанные с экспериментом:

  1. экспериментально проверить, изучить…


Разработанные на протяжении всего исследования методические рекомендательные материалы:

  1. рекомендации по использованию..,

  2. комплекс заданий…


Типичные ошибки, встречающиеся при постановке цели и задач:

  1. Неточный выбор слов при написании цели, что может привести к несоответствию между целью и продуктом исследования;

  2. Отсутствие конкретики.

Как сформулировать гипотезу? Требования к гипотезе следующие. Она должна:

- содержать предположение;

- быть проверяема, подтверждена;

- быть логически непротиворечивой;

- быть реально опровергаемая или доказуемая.

Типичные ошибки при формулировании гипотезы:

1 ошибка. Избран ошибочный стиль при формулировке. Гипотезы формулируются в вопросительной форме. Например, начинаются со слов: «Верно ли…».

Гипотеза должна быть сформулирована утвердительно, чтобы в конце предложения стоял знак препинания «точка», а не «вопросительный знак».

2 ошибка. Формулируется избыточное множество гипотез.

3 ошибка. Не соответствует фактам по теме исследования.

Оформление исследовательской работы.

Необходимо придерживаться общих требований, в соответствии с которыми в структуру исследовательской работы входят:

титульный лист;

содержание;

перечень условных обозначений (при необходимости);

введение;

основная часть;

заключение;

библиография (список литературы);

приложение (при необходимости).

Типичные ошибки при оформлении работ:

 проект оформлен не в соответствии с требованиями, обозначенными в положении;

 отсутствие или не всегда верное оформление ссылок и сносок;

 оформление списка литературы и интернет источников не соответствует требованиям.







1.3. Критерии оценивания детских исследовательских работ.

Критерии оценки детских исследовательских работ

Количество баллов

1. Актуальность темы.

0-1

1 – тема актуальна.

0 – тема не актуальна.

2. Соответствие темы содержанию.

0-1

1 – тема соответствует содержанию.

0 – тема не соответствует содержанию.

3. Тема соответствует возрастным особенностям.

0-1

1 – тема соответствует возрастным особенностям.

0 – тема не соответствует возрастным особенностям.

4. Цель конкретна, достижима.

0-1

1 – цель имеет конкретику, достижима.

0 – цель неконкретна, не достижима.

5. Задачи соответствуют теме исследования. (от 3 до 5)

0-2

2 – задачи представлены от 3 до 5.

1 – задачи представлены от 1 до 2.

0 – задачи не представлены, или не соответствуют теме исследования.

6. Гипотеза сформулирована верно.

0-1

1 – гипотеза сформулирована верно.

0 – гипотеза отсутствует, или сформулирована неверно.

7. Гипотеза соответствует цели исследования.

0-1

1 – гипотеза соответствует цели исследования.

0 – гипотеза не соответствует цели исследования.

8. Литература подобрана в соответствии темы исследования.

0-1

1 – литература подобрана в соответствии темы исследования.

0 – литература отсутствует, или не подобрана в соответствии темы исследования.

9. Литература составлена не менее чем из 5 источников.

0-1

1 – литература составлена из 5 или больше источников.

0 – литература составлена менее, чем из 5 источников.

10. Методы исследования подобраны в соответствии с темой, соотносятся с возрастными особенностями.

0-1

1 – методы исследования подобраны в соответствии с темой, соотносятся с возрастными особенностями.

0 – методы исследования отсутствуют, или не подобраны в соответствии с возрастными особенностями.

11. Выдержана структура и логика в исследовании.

0-1

1 – в исследовании выдержана структура и логика в исследовании.

0 – в исследовании нарушена структура и логика.

12. Оформление работы соответствует техническим требованиям.

0-1

1 – оформление работы соответствует техническим требованиям.

0 – оформление работы не соответствует техническим требованиям.

13. Работа исследования представлена в определенных формах (рисунок, описание, схема, диаграмма).

0-2

2 – работа представлена в форме схемы, или диаграммы.

1 – работа представлена в форме описания, или рисунка.

0 – работа не содержит никакого вывода.

14. Грамотность (орфография, пунктуация)

0-1

1 – присутствует грамотность в написании исследования (соблюдены орфография и пунктуация).

0 – отсутствует грамотность в написании исследования (не соблюдены орфография и пунктуация).

Всего

16б


Паспорт исследования №1

Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

Почему чай заваривают в горячей воде?

2

Актуальность исследования

В очередной раз я поставил чайник для того, чтобы вскипятить воду для чая и задумался, а почему я завариваю чай в горячей воде?

3

Проблема исследования

Почему мы завариваем чай в горячей воде, а потом ждем, пока он остынет? Почему нельзя сразу заварить чай в теплой или холодной воде, как нам нужно?

4

Объект исследования

Вода разной температуры; чай.

5

Цель исследования

Для учителя: помочь с реализацией исследования по изучению свойств воды, как растворителя.

Для ученика: изучить свойства воды через опыты, выяснить, почему чай заваривают в горячей воде.

6

Задачи исследования

Для ученика:

  1. Узнать историю возникновения чая.

  2. Изучить сорта чая и их полезные свойства.

  3. Научиться заваривать чай самостоятельно.

  4. Узнать, почему чай надо заваривать в горячей воде.

  5. Узнать, можно ли заваривать чай холодной и теплой водой.

  6. Развить умение делать выводы и правильно их сформулировать.

7

Гипотеза исследования

Чай заваривают в горячей воде потому, что так принято и так вкуснее.

8

Методы исследования

Анализ, просмотр познавательных видеороликов, опыт, обобщение.

9

Тип исследования

По продолжительности: (краткосрочный, долгосрочный) - краткосрочный.

По организационной форме: (групповой, индивидуальный) – групповой

По содержанию: (моно, межпредметный, внепредметный) – моно.

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

1. Подготовительный: посоветоваться с учителем; найти полезную литературу и обсудить её с учителем, найти познавательный видеоролик, продумать с учителем какие можно провести опыты.

2. Теоретический: прочитать полезную литературу, предложенную учителем, посмотреть познавательный видеоролик.

3. Практический: провести опыты.

4. Аналитический: зафиксировать полученные результаты опыта в дневнике исследователя.

5. Презентационный: представить результаты исследования.

6. Рефлексивный: подвести итоги исследования.


11

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Цель исследования: изучить свойства воды и понять, почему чай заваривают в горячей воде.

Ход исследования:

Для начала обсудим выбор полезной литературы по теме исследования с учителем и подберем подходящий видеоролик. После чего мы проанализируем полезную литературу, сделав несколько выводов о свойствах воды. Следом проверим, верны ли выводы, которые мы сделали после изучения теоретического материала, для этого мы проведем опыты.

1) Вначале мы попробовали заварить чай в холодной воде, следом в теплой и потом в горячей воде. Мы сразу увидели разницу между этими тремя стаканами. Каждый стакан с водой мы продублировали 3 раза для достоверности информации, подписав их.

2) Мы дали чаю постоять еще 5 минут, потом еще 5 минут, потом оставили на период, пока горячая вода не стала слегка теплой.

Каждый шаг мы фиксировали в дневнике исследования и там же, по окончанию исследования, оформили заключение и общий вывод по изученному. Нам удалось выяснить, почему чай заваривают именно в горячей воде

3) Чтобы удостовериться, что вода может растворять в себе и другие продукты, мы провели тот же опыт с сахаром. Взяли по три стакана с холодной, теплой и горячей водой, после чего начали растворять в них столько сахара, пока на дне стакана не начнет оседать нерастворившийся сахар.

Данный опыт мы тоже зафиксировали в дневнике исследователя с заключениями и выводами.

11

Оборудование для проведения исследования

По три стакана с теплой, холодной и горячей водой; чай 9 пакетиков; сахар.

12

Продукт исследования

Дневник исследователя.

13

Перспектива исследования

Изучение других природных объектов, которые тоже могут взаимодействовать с водой.

14

Используемые источники

Электронные ресурсы:

  1. https://buturschool.ucoz.ru/Krupnova/proekt_pro_chaj4.pdf

  2. http://terra.pokori.net/index.php/temy-issledovatelskikh-rabot-da-nach-klassov

  3. https://www.maam.ru/detskijsad/1-klas-isledovatelskaja-rabota-pochemu-chai-zavarivayut-v-gorjachei-vode.html

  4. https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-pochemu-chay-zavarivayut-v-goryachey-vode-3893336.html


Паспорт исследования №2

Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

Купальские венки

2

Актуальность исследования

Когда я гостила у бабушки в деревни, то увидела, что девочки постарше перед праздником Ивана Купалы плетут венок. Тогда я спросила бабушку зачем они это делаю, на что получила ответ, что это очень старая традиция. Мне стало интересно узнать об этой традиции больше и почему её соблюдают у нас в городе. И поэтому я решила провести исследование.

3

Проблема исследования

Как вернуть традицию плетения венков?

4

Объект исследования

Венок из полевых цветов.

5

Цель исследования

Для учителя: организация деятельности учащейся 4 класса в исследовании по изучению славянской традиции плетения венков на празднование Ивана Купалы.

Для ученика: изучить традицию плетения венков на празднования Ивана Купалы.

6

Задачи исследования

Для ученика:

  1. изучить литературу о традиции плетения венков, о значении венков у славян, о способах плетения венков из цветов;

  2. опросить людей, чтобы узнать соблюдают они традицию плетения венков или нет, интересна ли людям эта тема, хотят ли они соблюдать эту традицию;

  3. написать статьи для школьной группы о данной традиции, красоте традиции, потери этой традиции;

  4. провести мастер-класс по плетению венков.

7

Гипотеза исследования

Предположим, что традицию плетения венков можно возродить, если о ней узнает как можно больше людей.

8

Методы исследования

Анализ, обобщение, историческая методология, моделирование, опрос.

9

Тип исследования

По продолжительности: (краткосрочный, долгосрочный) - краткосрочный.

По организационной форме: (групповой, индивидуальный) – индивидуальный.

По содержанию: (моно, межпредметный, внепредметный) – внепредметный.

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

1. Подготовительный: посоветоваться с учителем; найти полезную литературу и обсудить её с учителем, продумать с учителем какой материал можно использовать для статьи.

2. Теоретический: прочитать полезную литературу, предложенную учителем.

3. Практический: написать статью и опубликовать, провести мастер-класс по изготовлению венка.

4. Аналитический: написать статью о том, как прошёл матер класс.

5. Презентационный: поделиться исследованием с классами.

6. Рефлексивный: подвести итоги исследования, определить дальнейшие цели.


11

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Цель исследования: изучить традицию плетения венков на Ивана Купалы.

Ход исследования:

Сначала было необходимо обсудить выбор полезной литературе по теме исследования с учителем, чтобы написать статью о данной традиции в школьную газету.

Опрос людей проводится несколько раз. Первый опрос проводится перед написанием статьи, но уже с собранной информацией, чтобы узнать, что люди знают о данной традиции и интересно ли им вообще эта тема.

После анализа опроса пишутся статьи для привлечения внимания к традиции. А именно статьи о красоте венков, о важности этой традиции в прошлом для наших предков, о том, что данная традиция умирает и только в наших руках её сохранить.

После выхода статей, по прошествию время, проводится ещё опрос, чтобы узнать, что теперь думают люди о данной традиции, хотят ли они теперь возродить данную традицию.

Проводится подготовка к мастер-классу. Сбор материала, выбор наиболее подходящей схемы плетения, сбор людей, само проведение мастер-класса.

В конце мастер-класса проводится очередной опрос, в котором уже узнаётся будут ли они в дальнейшем обращаться к данной традиции.

Проанализировав полученные ответы, можно будет сделать вывод по нашей гипотезе, а так же продемонстрировать эти результаты перед классом.


11

Оборудование для проведения исследования

Историческая литература. Полевые цветы. Школьная группа (сайт).

12

Продукт исследования

Статья, венки.

13

Перспектива исследования

Продвижение традиции за пределами школы; организация полномасштабного празднования Ивана Купалы в городе; изучение других «умирающих» традиций.

14

Используемые источники

Электронные ресурсы:

  1. Легенды и поверья о растениях // Режим доступа: http://myphs.jimdo.com/

  2. Зачем плести купальский венок: https://tv3.ru/post/zachem-plesti-kupalskii-venok

  3. Схемы плетения венка: https://decorwind.ru/top-3-sxemy-pleteniya-venkov-na-ivana-kupala/








РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура


Что такое проектная задача?

Под проектной задачей мы понимаем задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата (продукта), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер. Другими словами, проектная задача должна через систему или набор знаний (реперные точки) задать возможные «стратегии» своего решения. (А. Б. Воронцов)

Проектная задача – это система (набор) знаний (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального (до этого – неизвестного) продукта [3, c. 39].

Какие педагогические эффекты имеют проектные задачи?

• Дают реальную возможность организовать взаимодействие (сотрудничество) детей, определяют место и время для наблюдения и экспертных оценок за деятельностью учащихся в группе.

• Учат проектировать через специально разработанные задания.

• В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть сформированы следующие способности:

• Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное — почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки).

• Ставить и удерживать цели.

• Планировать свою деятельность.

• Моделировать.

• Проявлять инициативу при поиске способов решения задачи.

• Взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других.


Алгоритм разработки проектной задачи для учителя

1. Сначала стоит определить вид и место проектной задачи.

1) Стартовая, текущая или итоговая.

2) Монопредметная или тематическая задача - встраивается в тематическое планирование рабочей программы по выбранному предмету;

3) Межпредметная задача - найти точки пересечения областей знаний в нескольких предметах, для проведения выделяются отдельные часы учебного плана данного класса;

4) Одновозрастная или межвозрастная - найти точки пересечения областей знаний в одном (монопредметная) или нескольких (межпредметная) предметах с учетом принципа концентрического освоения предметного содержания.

2. Затем необходимо сформулировать (для себя) диагностическую цель проектной задачи.

3. Следом за эти сформулировать проблему (условие задачи).

1 ) Наличие квазижизненной ситуации.


2) Наличие отвлекающих «шумов» (возможно отсутствие).

3) Наличие сформулированного вопроса (возможно отсутствие).

4. Сразу после этого необходимо составить систему взаимосвязанных сюжетом заданий (инструкцию, по которой будем следовать во время проведения проекта).

1) Учесть, что двигаться от задания к заданию можно как последовательно, так и выборочно (в зависимости от подготовленности группы).

2) Запланировать отвлекающие маневры, создающие разные препятствия для решения поставленной задачи (возможно отсутствие).

3) Составить заключительное «ключевое» задание так, чтобы оно являлось общей «сборкой», позволяющей собрать вместе все то, что выполнила группа в отдельных заданиях (готовый к презентации продукт).

5. Продумать форму рефлексии (устно, письменно, в группе, перед классом и др.).

6. Продумать форму представления готового продукта (решения задачи).

7. Продумать форму оценки (кто, когда и как (по какой форме) оценивает).


Алгоритм решения проектной задачи для ученика

1. Изначально обучающимся необходимо определить роль каждого участника групповой работы (кто и что будет выполнять, каков вклад каждого отдельного учащегося в общий продукт).

2. Далее необходимо ознакомиться с условием задачи.

3. Также обязательно обсудить организацию работы в группе по решению проектной задачи (распределить обязанности между всеми участниками проекта).

4. Дальше следует ознакомиться с инструкцией (содержанием заданий).

5. Следом за этим выполняем все задания, сформулированные в инструкции. В 1 классах (возможно) учитель читает задания совместно с детьми.

6. Дальше следует подготовиться к презентации решения проектной задачи.

7. Обязательным пунктом проектной деятельности так же является предъявление готового продукта.

8. Проводим рефлексию своей деятельности (с выходом на причины).

9. В самом конце мы оцениванием продукт по форме (каждого, группы в целом, взаимооценка между группами). [8, c. 12].

Паспорт №1.

Тип проектной задачи

Мастерская

Место проектной задачи в образовательном процессе

1 класс, 3-я четверть

Дидактические цели проектной задачи


Развитие личностного УУД, направленного на бережное отношение к природе и развитие познавательного УУД, направленного на поиск нужной информации с разных источников. Развитие творческого мышления обучающихся.

развитие познавательных УУД, а именно объединять объекты по определённому признаку при помощи дидактической игры.

Предметные знания и умения и метапредметные действия, на которые опирается задача


Познавательные: называют важность второй жизни вещей.

Коммуникативные: работают в группе/паре; формулируют мысли, высказывания.

Регулятивные: принимают и соблюдают учебную задачу; саморегуляция и самооценивание.

Личностные: проявляют интерес к внеурочной деятельности.

Планируемые результаты


1. Проводят естественно-научные опыты и называют их свойства, создают дневник исследователя;

2. Работают по собственной схем. модели, создают схем. модели;

3. Демонстрируют навыки коммуникации.


Проектный продукт

Поделка из пластмассовых крышек от бутылок; Видеоролик.





Паспорт №2.

Тип проектной задачи

Межпредметная (окружающий мир, музыка) проектная одновозрастная задача

Место проектной задачи в образовательном процессе

Конец 2 класса, несколько уроков по 40 мин.

Дидактические цели проектной задачи


Развитие познавательного УУД, направленного на проведение по предложенному плану опытов, несложное исследование по установлению особенностей музыкальных инструментов.

Предметные знания и умения и метапредметные действия, на которые опирается задача


Познавательные: владеют информацией о высоких и низких звуках.

Коммуникативные: работают в группе; формулируют мысли, высказывания.

Регулятивные: принимают и соблюдают учебную задачу; саморегуляция и самооценивание.

Личностные: проявляют интерес к внеурочной деятельности.

Планируемые результаты


Определяют музыкальные инструменты; выделяют тромбон, называют его отличительные особенности; проводят несложные опыты; играют на созданном музыкальном инструменте (тромбон).

Проектный продукт

Музыкальный инструмент тромбон.

Критерии оценивания


Правильность выполнения предметных заданий.

Составлен оптимальный план проведения выходного дня с посещением трех мест, при этом учтены временные рамки: на перемещение по городу, на посещение каждого из выбранных мест отдыха.














ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На сегодняшний день в России существуют старые традиции реализации данного подхода, которые уже изживают себя, поскольку являются малоэффективными и не удовлетворяют современные требования.

На территории всей страны создаются и функционируют малые академии наук и научно-технические общества, которые и являются «исполнительным органом» проектной деятельности. Они приносят огромную пользу, но могут приносить ещё большую.

Основная цель таких заведений - это создание модели функционирования академических исследовательских объединений. Дети, которые принимают участие в подобных мероприятиях, - это будущие учёные и профессионалы, которым предстоит двигать колесо истории.

Обучение в таких обществах проводится более индивидуализировано и качественно, здесь есть время выслушать каждого, и каждый может реализовать любой свой проект. Современные образовательные стандарты направлены на то, чтобы минимизировать нагрузку на детей. Следует уменьшить количество, но повысить качество.

Проектно-исследовательская деятельность в дополнительном образовании становится всё более популярной. Изначально внедрение данной деятельности происходило только в основном процессе обучения, но позже стало ясно, что она может быть полезна и применима на различных кружках, факультативах и курсах. Эта сфера образования только начинает развиваться, поэтому печатных трудов, посвященных данной теме, практически нет.

Каждый желающий может обратиться к ФГОС. Проектная и исследовательская деятельность, описываемая в государственном стандарте, позволит понять основные моменты данного подхода. Наиболее активно он применяется в сфере информационных технологий. Это позволяет воспитать компьютерно-грамотного человека, который сумеет выразить свои идеи и проекты при помощи современной техники и оборудования. Первые опыты применения данного подхода уже дали свои положительные результаты. Обучение проводится с учащимися 7-16 лет. Поскольку работа должна быть творческой, то каждый волен сам выбирать желаемую тему и способы её представления.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 № 286) — М.: Просвещение, 2021 — 26 с.

  2. Аксенов С.И. Педагогизация детско-взрослого производства в опыте А.С. Макаренко // Народное образование. – 2012 г. – 258 с.

  3. Гусев Д.А., Аксюченко В.Н., Об оценке результатов детского исследования // Современные проблемы науки и образования. – 2014 г.

  4. Зубова О.Е. Исследовательская деятельность в начальной школе // Образование и наука. – 2020 г.

  5. Мастрюков А. В. Как выбрать тему исследования. Практические рекомендации для участников НШО «Эрудит» // Юный ученый. — 2017 г. – 94 с.

  6. Малиновская Е.А. Структура, логика и оформление исследовательских работ учащихся // Открытый урок URL: https://urok.1sept.ru.

  7. Обухов А. С. Развитие исследовательской деятельности учащихся // Народное образование. – 2014 г. – 148 с.

  8. Островская И.Ю. Как избежать типичных ошибок при организации исследовательской деятельности школьников. – 2017 г. – 155 с.

  9. Шашенкова Е.А. Исследовательская деятельность: словарь. - М.: УЦ "Перспектива": 2015 г. - 88 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!