СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы.»

М инистерство образования Красноярского края

краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»








Методические рекомендации

Организация проектно-исследовательской работы учащихся начальной школы.













Выполнила: Самотий Любовь.

студентка 21П-1 группы

отделения: 44.02.02

«Преподавание в начальных классах»


Красноярск, 2024



Содержание

Аннотация………………………………………………………….……………….…3

Пояснительная записка……………………………………………………….…........4

ГЛАВА I. Исследовательская деятельность младших школьников.

1.1. Организация исследовательской деятельности обучающихся в начальной школе…………………………………………………………………………………..……....6

1.2. Основные требования к исследовательской деятельности по достижению метапредметных результатов в соответствии с новым ФГОС НОО…………………………………………………………………………………..…….…8

1.3.Специфика, структура, логика исследовательской деятельности…………………………………………………………………………….…...10

1.4. Учимся выбирать тему исследовательской работы…………,……………….12

1.5. Цель, задачи, гипотеза – это важно…..............................................................14

1.6. Оформление исследовательской работы……………………………………..16

1.7. Критерии оценивания детских исследовательских работы………………....20

1.8. Рекомендации для подготовки к защите исследовательской работы………………………………………………………………………………………..21

ГЛАВА II. Проектная деятельность младших школьников.

2.1. Проектная деятельность обучающихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура…………………………..………....…23

2.2. Основные требования к проекту………………………………..…………….25

2.3. Формы продуктов проектной деятельности и их презентация………………………………………………………………………….….....…27

2.4. Проектная задача – как средство формирования предметных и метапредметных компетенций обучающихся………………………………….…..……...30

2.5. Алгоритм разработки проектной задачи для учителя……………………..…34

2.6. Алгоритм решения проектной задачи для ученика……………………………………………………….…………………………...….35

СПИСОК ИСПОЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………........….…..36

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………...……..….….37





Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Составители: Самотий Л.В., - студентка 21 группы отделения «Преподавание в начальных классах».

Методические рекомендации по развитию учебной мотивации учащихся младшего школьного возраста через организацию проблемно-поисковой деятельности на уроке в начальной школе / Самотий Л.В., Министерство образования Красноярского края КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького», 2024.- с.

Красноярск, 2024. - 48 с.



Аннотация.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит перед школой ряд требований к результатам обучающихся. Из них к личностным результатам относиться, сформированность мотивации к обучению и познанию. Следуя современной концепции деятельностного подхода, учителю важно вводить в процесс обучения и воспитания новые формы и методы. В данной работе представлены рекомендации по организации проектно – исследовательской деятельности на уроке в начальной школе, с целью развития учебной мотивации младших школьников. Данные методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов, а так же студентов обучающихся по специальности «Преподавание в начальных классах».











ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебный предмет «Окружающий мир», «математика», «литературно чтение» несёт в себе огромный развивающий потенциал: у младших школьников формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Умения, формируемые в рамках данного учебного предмета в урочной и внеурочной деятельности, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.

Отличительной особенностью обновлённого федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС НОО) является применение системно – деятельностного подхода в обучении. Сущность подхода заключается в гармоничном развитии личности обучающегося, освоение им важных знаний и компетенций, необходимых как для жизни в современном обществе, так и для дальнейшего успешного обучения, через выполнение различных видов деятельности., в том числе и исследовательской. Согласно п. 43.5 раздела IV ФГОС НОО 2021 г., обучающиеся в ходе выполнения разного вида исследовательских работ в рамках учебного предмета «Окружающий мир» должны овладеть предметным результатом: «приобретение опыта проведения несложных групповых и индивидуальных наблюдений в окружающей среде и опытов по исследованию природных объектов и явлений с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов и следованием инструкциям и правилам безопасного труда, фиксацией результатов наблюдений и опытов». Это ставит учителя перед необходимостью проведения специальной работы по развитию у младших школьников умения фиксировать результаты проводимых ими опытов и наблюдений [1].

Ученик при содействии учителя должен самостоятельно научиться действовать в ранее неизвестных ему ситуациях, извлекать из собственного опыта новые знания, использовать ранее накопленные знания и умения. Ещё одним немаловажным образовательным результатом, обозначаемым в ФГОС НОО, является формирование у детей умения самостоятельного поиска информации. Стоит отметить, что значимость исследовательских умений у младшего школьника подчёркивал В. А. Сухомлинский, говоря, что к школьнику относиться нужно не как к сосуду, который предстоит наполнить информацией, а как к факелу, который необходимо зажечь.

Доктор педагогических наук А. И. Савенков об исследовательской деятельности, как об одном из видов самостоятельной работы младшего школьника рассказывает так: «Для ребёнка естественнее и гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде» [5] .

По мнению кандидата психологических наук Е. В. Чудиновой «исследовательская деятельность младших школьников» - это специально организованный творческий процесс поиска неизвестного, продуктом которого является полученные самостоятельно новые знания и навыки [8].

Таким образом, подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение умению осуществлять исследовательский поиск и умению фиксировать свои результаты становится одной из важных задач, которые стоят перед учителем при преподавании учебного предмета «Окружающий мир». Это важно и потому, что самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Главным инструментом развития исследовательского поведения в образовании выступают исследовательские методы обучения, где важным является не только «рассказать», «показать» и «дать готовые» пути решения, а организовать самостоятельный поиск путей решения возникшей задачи перед обучающимися.


















1.1. Организация исследовательской деятельности обучающихся в начальной школе.

В настоящее время широко обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества образовательного процесса. Выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём.

Изменения, происходящие в практике современной начальной школы, требуют внедрения таких способов организации образовательного процесса, которые были бы направлены на создание условий для формирования активной, инициативной позиции учащихся в учении, для возникновения у учащихся желания самим добывать знания; создания условий для развития у учащихся познавательного интереса, желания узнавать что-то новое и делиться своими знаниями с другими учащимися; создания условий для формирования общеучебных (в том числе исследовательских и рефлексивных умений, умения работать с разного рода информацией).

Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития, на основе личностно-ориентированной модели образования. Ведущую роль должны играть творческие методы обучения.

В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность младших школьников.

Работа над исследованием – это один из способов вхождения школьников в социально нормированную деятельность, в которой ребенок учится определять границы своей самостоятельности, свободы и ответственности. Участие в исследовательской деятельности позволяет организовать совместную работу учащихся и родителей.

Ни для кого не является секретом, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Постоянно проявляемая детская активность – нормальное, естественное состояние ребёнка. Он настроен на познание мира и хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создаёт условия для исследовательского обучения.

В словаре С. И. Ожегова понятие «исследование» трактуется, как научный текст, в котором описывается процесс изучения и результаты изучения какого-либо вопроса.

Н. А. Семёнова в своей научной статье писала, что исследовательская деятельность – «… это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, связанная с решением обучающимися творческой, исследовательской…» [6].

  Исследовательскую деятельность можно рассматривать как один из путей реализации компетентностного подхода в обучении младших школьников. Понятие компетентности включает мотивационную, этическую, социальную и поведенческую линии, а также результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки. Система ключевых компетенций составляет опыт личности младшего школьника и формируется путем усвоения социального опыта, заложенного в содержании начального образования: в области предметных и надпредметных знаний («Я знаю»), в области предметных и надпредметных умений и навыков («Я умею»), в области творчества («Я создаю»), в области эмоций и ценностей («Я стремлюсь»). Каждая из ключевых компетенций находит отражение в содержании начального образования и конкретизируется в более узких характеристиках учебно-познавательной деятельности ребенка. 

Таким образом. чтобы ребенок мог участвовать в исследовательской деятельности, он должен уметь самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, обладать способностью прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умениями устанавливать причинно-следственные связи.






1.2. Основные требования к исследовательской деятельности по достижению метапредметных результатов в соответствии с новым ФГОС НОО.

К организации исследовательской деятельности младших школьников новый стандарт ФГОС НОО предъявляет требования, которые отражены в разделе метапредметных результатов под пунктом «базовые исследовательские действия». Так же захватывает требования, связанные с работой с информацией, таким образом, мы опираемся на пункт «Работа с информацией».

Основные требования:

1. Определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;

2. С помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;

3. Сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

4. Проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);

5. Формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);

6. Прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

7. Выбирать источник получения информации;

8. Согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

9. Распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;

10. Соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;

11. Анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;

12. Самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации [1].


1.3. Специфика, структура, логика исследовательской деятельности.

По стандартам второго поколения  в начальной школе закладываются фундаментальные основы формирования универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса. Функция универсальных учебных действий заключается  в  обеспечении   обучающихся  умением учиться. 

Целью исследовательской деятельности является: формирование мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни в информационную эпоху.

Основными задачами исследовательской деятельности в начальной школе являются:

  • знакомство с проведением учебных исследований;

  • развитие творческой исследовательской активности;

  • стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам;

  • ознакомление с научной картиной мира;

вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс.

 Какое значение для  обучающихся имеет исследовательская деятельность? Она даёт возможность осознать свою значимость, развивает познавательный интерес, любознательность, умению работать с информационными источниками, учит общению со сверстниками и единомышленниками, приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, даёт возможность принимать участие в научных конференциях по исследовательской и проектной работе

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.

Основными этапами исследовательской работы являются:

  • Найти проблему – что надо изучать (должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования).

  • Тема – как это назвать (должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности, она должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро).

  • Актуальность – почему эту проблему нужно изучать (необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать).

  • Цель исследования – какой результат предполагается получить (какой результат предполагается получить, каким, в общих чертах, видится этот результат еще до его получения).

  • Гипотеза – что не очевидно в объекте (гипотеза – это предвидение событий, это вероятное знание, ещё не доказанное).

  • Новизна – что нового обнаружено в ходе исследования (какие результаты получены впервые).

  • Задачи исследования – что делать – теоретически и экспериментально (задачи показывают, что вы собираетесь делать).

  • Литературный обзор – что уже известно по этой проблеме (краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов).

  • Методика исследования – как и что исследовали (описание того, что и как делал автор исследования для доказательства справедливости выдвинутой гипотезы).

  • Результаты исследования – собственные данные (собственные данные, полученные в результате исследовательской деятельности. Полученные данные необходимо сопоставить с данными научных источников из обзора литературы по проблеме и установить закономерности, обнаруженные в процессе исследования).

  • Выводы – краткие ответы на поставленные задачи (это краткие ответы на вопрос – как решены поставленные исследовательские задачи).












1.4. Учимся выбирать тему своей исследовательской работы.

Начало любого исследования – это ТЕМА работы. Выбрать тему несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент.

Существует несколько способов выбора темы исследовательской работы:

1) Из жизненно-важных ситуаций, в которые попадает ребенок, вопросов.

2) Из предложенных конкурсов различного уровня: школьных, городских, и т.д.

3) Из предложений учителя (наименьшая степень самостоятельности).

Если не можешь определить сразу тему, задай себе следующие вопросы:      

  1. Что мне интересно больше всего?

  2. Чем я хочу заниматься в первую очередь?

  3. Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

  4. По каким учебным предметам я получаю лучшие отметки?

  5. Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко?

  6. Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?

Какими могут быть темы исследования?

Все возможные темы можно условно распределить на три группы:

  1. Фантастические темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;

  2. Экспериментальные  темы, предполагающие проведение собственных наблюдений, опытов и экспериментов;

  3. Теоретические темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных книгах, фильмах и других подобных источниках.

Возможные ошибки при выборе темы:

- тема не интересна ребенку;

- тема не должна быть навязана, любое исследование проводится только на добровольной основе;

- выбранная тема является неоригинальной;

- выбранная тема, не решаемая в принципе или не решаемая для ребенка;

- учитель не компетентен в теме. Да, тема в первую очередь должна быть интересна ребенку, но нужно держаться ближе к сфере, которая увлекательна и понятна самому педагогу.

- тема должна быть такой, чтобы исследование можно было провести в относительно короткий промежуток времени, иначе ребенок перестанет концентрировать на ней внимание, и она станет ему просто не интересной.

Таблица 1. Возможные темы исследования.

Примеры тем исследовательских работ для обучающихся 1- 4 классов

1. «Как приготовить Иван-чай в домашних условиях?»,

2. «Какие заповедники есть в Красноярском крае?»,

3. «Откуда берется радуга?»,

4. «Отличительные особенности грача от черной вороны»,

5. «Польза верблюжьего молока»,

6. «Почему листья осенью меняют цвет?»,

7. «Способы подкармливания зимующих птиц в г. Красноярск»,

8. «Что такое плесень?»


В ходе проведения экспериментальной работы было выделено несколько важных общих положений, назовем их правилами выбора темы:

* Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его, нести в себе познавательный заряд.

* Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. (Тема, навязанная ребенку, какой бы важной она ни казалась взрослым, не дает должного эффекта. Вместо живого увлекательного поиска ребенок будет чувствовать себя вовлеченным в очередное скучное, «добровольно-обязательное мероприятие).

* Натолкнуть ребенка на ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, - задача сложная, но без ее решения работа теряет смысл.

На первый взгляд может показаться. Что это правило противоречит первому. На самом деле идеальная для каждого ребенка в данный момент его развития тема исследования - результат, находящийся на грани между первым и вторым правилом. Искусство педагога при проведении данной работы в том и состоит, чтобы подвести ребенка к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим выбором.







1.5. Цель, задачи, гипотеза.

Выбор цели – один из самых ответственных моментов работы, т.к. она фактически является ответом на вопрос: «Зачем и для чего мы это делаем?».

К постановке цели предъявляются определенные требования:

    • Конкретность.

    • Формулировка цели должна начинается с глагола в неопределённой форме.

    • Достижимость.

    • Измеримость, контролируемость.

    • Определенность во времени.

Бывает, даже, когда кажется, что все требования соблюдены, цель получается неудачной. Разберем несколько типичных ошибок:

    • Завышенность цели.

    • Несоответствие теме или проблеме исследования.

    • Неконкретность, неточность формулировок.

Подсказка: цель всегда конкретна и должна начинаться со слов:

1. Выявление…

2. Определение…

3. Обоснование…

4. Создание…

5. Изучение…

После определения цели идет ее реализация, ответив на вопрос: «Зачем и для чего мы это делаем?», переходим к вопросу: «Как мы это сделаем?», т.е. к задачам исследования.

Важно знать, что задачи делятся на несколько классов:

1. Связанные с изучением теории: изучить состояние проблемы…, провести анализ…

2. Связанные с изучением состояния практики и проявлением предмета исследования: охарактеризовать …, описать опыт…, определить роль и место…

3. Связанные с созиданием новых теорий, идей, учений: разработать…, классифицировать…, систематизировать…, обобщить…, выявить…, подготовить.

4. Связанные с экспериментом: экспериментально проверить, изучить…

5. Разработанные на протяжении всего исследования методические рекомендательные материалы: рекомендации по использованию…., комплекс задач…

Подсказка: задачи должны начинаться с глаголов:

1. Проанализировать…

2. Изучить…

3. Описать…

4. Определить…

Экспериментальные исследования требуют формулирования гипотезы.

Умение выдвигать гипотезы, строить предположения – является так же, одним из главных, базовых умений исследователя. В этом процессе обязательно требуются оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества как решительность и смелость.

Выдвинуть гипотезу значит высказать догадку, предположение, ложность или истинность которого должна установить проверка. Гипотеза, выдержавшая проверку, станет решением проблемы, называется решающей, остальные гипотезы – ошибочными.

Требования к гипотезе, она должна:

  • содержать предположение;

  • быть проверяемой, подтвержденной;

  • быть логически непротиворечивой;

  • быть реально опровергаемой или доказуемой.

Подсказка: гипотеза должна начинаться со слов:

1. Предположим…

2. Допустим…

3. Возможно…

4. Что,


1.6. Оформление исследовательской работы.

Для оформления текстов исследовательских работ и рефератов существуют общие требования и правила.

Объем реферата колеблется от 20 до 25 страниц печатного текста (без приложений), доклада – 1-5 страниц (в зависимости от номера класса и степени готовности ученика к такого рода деятельности).

Для текста, выполненного на компьютере, - размер шрифта 12-14, TimesNewRoman, обычный; интервал между строк – 1,5-2; размер полей: левого – 30 мм., правого – 10 мм., верхнего – 20 мм., нижнего – 20 мм. (при изменении размеров полей необходимо учитывать, что правое и левое, а так же верхнее и нижнее поля должны составлять в сумме 40 мм.). При правильно выбранных параметрах на странице должно умещаться в среднем 30 строк, а в строке – в среднем 60 печатных знаков, включая знаки препинания и пробелы между словами.

Текст печатается на одной стороне страницы; сноски и примечания печатаются на той же странице, к которой они относятся (через 1 интервал, более мелким шрифтом, чем текст).

Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа; цифру номера страницы ставят вверху по центру страницы; на титульном листе номер страницы не ставится. Каждый новый раздел (введение, главы, параграфы, заключение, список источников, приложения) начинается с новой страницы.

Расстояние между названием раздела (заголовками главы или параграфа) и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Заголовок располагается посередине строки, точку в конце заголовка не ставят.

Исследовательская работа должна быть построена не произвольно, а по определённой структуре, которая является общепринятой:

• титульный лист

• оглавление

• введение

• основная часть

• заключение

• список литературы

• приложения

1. Титульный лист является первой страницей работы и заполняется по определенным правилам.

В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения, отделенное от остальной площади титульного листа сплошной чертой.

В среднем поле указывается название темы без слова «тема». Это название пишется без кавычек. Название работы должно отражать проблему, заявленную в нем, и соответствовать основному содержанию работы. При формулировке темы следует придерживаться правила: чем уже тема, тем больше слов содержится в заголовке. Одно-два слова свидетельствуют о расплывчатости, отсутствии конкретности в содержании, о том, что работа «обо всем и ни о чем».

Ниже, по центру заголовка, указывается вид работы и учебный предмет (например, экзаменационный реферат по истории).

Ещё ниже, ближе к правому краю титульного листа, указывается фамилия, имя, отчество ученика, класс. Ещё ниже – фамилия, имя, отчество и должность руководителя и, если таковые были, консультантов.

В нижнем поле указывается город и год выполнения работы (без слова «год»). Выбор размера и вида шрифта титульного листа не имеет принципиального значения.

После титульного листа помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Нельзя сокращать заголовки или давать их в другой формулировке или последовательности.

2. Введение. Введение – очень ответственная часть работы, она ориентирует читателя в раскрытии темы, а также содержит важные квалификационные характеристики.

В этой части работы кратко формулируют актуальность выбранной темы, цели и задачи. Формулируют объект и предмет исследования, указывают методы исследования, теоретическую и практическую ценность полученных результатов, возможности их использования (где, когда, кем).

В конце вводной части желательно раскрыть структуру исследовательской работы, перечислить основные структурные элементы и обосновать последовательность их расположения.

3. Основная часть.  В главах основной части исследовательской работы дается анализ теоретического материала, полученного из литературных источников по данной проблеме, подробно рассматриваются методика и техника исследования, выделяется практическая часть,  обобщаются результаты.

Содержание глав основной части должно полностью соответствовать  теме и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение исследователя сжато,  логично и аргументировано излагать материал.

Основной текст может сопровождаться иллюстративным материалом (рисунки, фотографии, диаграммы, схемы, таблицы). Если в основной части содержатся цитаты или ссылки на высказывания, необходимо указать номер источника по списку и страницу в квадратных скобках в конце цитаты или ссылки.

Например: древняя мудрость гласит: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – и я научусь».

4. Заключение. Заключение – это не просто перечень полученных результатов, а синтез накопленной в основной части информации. Здесь важно последовательно, логически стройно изложить полученные итоги и их соотношение с целью и задачами, поставленными в вводной части работы. Заключение предполагает наличие обобщенной оценки проделанной работы. При этом важно указать, в чем заключается ее главный смысл, какие важные побочные научные результаты получены, какие встают новые задачи. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути дальнейшего исследования, а также конкретные задачи,  которые придется решать в первую очередь. Практические предложения значительно повышают ценность теоретического материала.

5. Список источников. (не менее 3-5), который, как отмечалось выше, может включать самые разные их виды. При оформлении списка источников сначала перечисляется литература: (автор, название книги, город, издательство, год, количество страниц), а затем другие источники.

Список выстраивается и нумеруется по алфавиту фамилий авторов от А до Я. Если в источнике не указан его автор, то в списке такой источник занимает место согласно своему названию.

6. Приложение. Все материалы, которые не являются насущно важными для понимания научной задачи, вспомогательные и дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части выносятся в приложение.

  • копии документов, инструкции по выполнению заданий;

  • схемы, графики, диаграммы, таблицы;

  • бланки опросов, тесты;

  • иллюстративный материал;

  • фотоотчётные документы.

Для проведения исследовательской работы необходимо составить паспорт исследования:

Таблица 2. Паспорт исследования.

Выполнил/а:

Компоненты паспорта

Описание исследования


Тема исследования



Актуальность исследования



Проблема исследования



Объект исследования



Цель исследования



Задачи исследования



Гипотеза исследования



Методы исследования



Тип исследования (по продолжительности)



Этапы реализации исследования, краткое их описание



Оборудование для проведения исследования



Продукт исследования



Перспектива исследования



Используемые источники


Коснусь роли учителя в исследовательской деятельности. Учитель выполняет роль консультанта, подсказывает направления, редактирует текст. Привожу некоторые алгоритмы деятельности учителя по организации исследовательской деятельности:

  1. Создать положительную мотивацию к работе через постановку интересной проблемы.

  2. Совместное участие учителя и ученика в анализе проблемы.

  3. Ознакомление с методами исследования.

  4. Составление плана работы.

  5. Поиск противоречий.

  6. Промежуточный контроль и коррекция выполняемой работы.

  7. Предзащита работы.

  8. Окончательное оформление и защита работы.



1.7. Критерии оценивания детских исследовательских работ.

Исследовательские работы младших школьников оцениваются по двум группам критериев:

1. критерии к оформлению исследовательской работы;

1. критерии оценки защиты исследовательской работы.


Таблица 3. Критерии оценки детских исследовательских работ

Критерии оценки детских исследовательских работ

Количество баллов 

Соответствие темы с этапами реализации исследования и их описанием

1 балл - тема соответствует этапам реализации исследования и их описанию;

0 баллов - тема не соответствует этапам реализации исследования и их описанию.  

Актуальность темы

1 балл - указана актуальность темы; 

0 баллов - актуальность отсутствует или ее нет.

Цель соответствует теме исследования, она конкретна, достижима, измерима.

1 балл - цель соответствует теме исследования;

0 баллов - цель не соответствует теме исследования.

Задачи соответствуют цели исследования.

1 балл - задачи соответствуют цели исследования;

0 баллов - задачи не соответствуют цели исследования.

Наличие проблемы в соответствии с темой исследования

1 балл - указана проблема исследования;

0 баллов - проблема исследования отсутствует.

Гипотеза доказуема и соответствует теме исследования

1 балл - гипотеза доказуема и соответствует теме исследования;

0 баллов - гипотеза не доказуема.

Выделен верно объект и предмет исследования

2 балла - в исследование верно выделены объект и предмет, соответствующие теме исследовательской работы.

1 балл - в исследование верно выделен объект ИЛИ предмет в соответствии теме исследовательской работы.

0 баллов - неверно выделены предмет и объект исследования/не выделены предмет и объект.

Грамотность письменной речи (отсутствие грамматических и пунктуационных ошибок)

1 балл – отсутствуют грамматические и пунктуационные ошибки;

0 баллов – допущены ошибки.

Выдержано оформление: Размер шрифта 12-14, Times New Roman, иёнтервал между строк – 1,5-2; размер полей: левого – 30 мм., правого – 10 мм., верхнего – 20 мм., нижнего – 20 мм

1 балл – оформление выдержано;

0 баллов – присутствуют ошибки в оформлении.

Методы исследования

1 балл – методы исследования соответствуют содержанию;

0 баллов – методы исследования не соответствуют содержанию/ не выделены.

Тип исследования

1 балл – верно выделен тип исследования;

0 баллов – не верно выделен тип исследования/ не выделен.

Указано оборудование для проведения исследования 

1 балл – указано все необходимое оборудование для проведения исследования;

0 баллов – указано не все необходимое оборудование для проведения исследования.

Продукт исследования

1 балла – верно указан продукт исследования;

0 баллов – неверно указан продукт исследования.

Перспектива исследования

1 балла – верно указана перспектива исследования;

0 баллов – неверно указана перспектива исследования.

Используемые источники 

1 балла – использовано не менее 3 источников;

0 баллов – использовано менее 3 источников.

ИТОГО:

16 баллов





Система оценивания:

  • для критериев с максимальным баллом 1: 0 – не выполнено; 1 – выполнено.

16 - 17 б - Отметка «отлично»

12 - 15 б - Отметка «хорошо»

7 – 11 б - Отметка «удовлетворительно»

1.8. Рекомендации к защите исследовательской работы.

Что необходимо подготовить к защите исследовательской работы:

• дать определение основным понятиям, используемым в исследовании;

• выявить и обозначить все замеченные вами парадоксы;

• ранжировать основные идеи исследования;

• выработать суждения и умозаключения;

• сделать выводы по результатам исследования;

• указать возможные пути дальнейшего изучения исследованного явления или объекта;

• подготовить текст выступления;

• приготовить тексты, макеты, схемы, чертежи и другие пособия;

• подготовиться к ответам на вопросы;

• на выступление отводится 5-7 мин.+ 1-2 мин.

Принципы и правила написания защитной речи:

Текст должен быть кратким, по определенной схеме:

1. почему избрана эта тема;

2. какой была цель исследования;

3. какие ставились задачи;

4. какие гипотезы проверялись;

5. какие использовались методы и средства исследования;

6. каким был план исследования;

7. какие результаты были получены;

8. какие выводы сделаны по итогам исследования;

9. что можно исследовать в дальнейшем в этом направлении (рекомендации)

Защита исследовательской работы:

1. Важно вызвать интерес у аудитории с самого начала выступления:

2. Кратко обозначить актуальность выбранной темы, проблему, задачи исследования.

3. Очень кратко, но обстоятельно представить содержание исследовательской работы.

4. Изложение основных результатов исследования.

6. Изложение основных выводов по результатам исследования:

7. Речь должна быть ясной, грамматически правильной, уверенной, выразительной.

8. В конце своего выступления необходимо поблагодарить слушателей за внимание.

9. Быть готовым ответить на вопросы членов комиссии или слушателей.


2.1. Проектная деятельность обучающихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура.

Организация проектно – исследовательской деятельности в начальной школе несёт в себе огромный развивающий потенциал: у младших школьников формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Умения, формируемые в рамках урочной и внеурочной деятельности, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.

Отличительной особенностью обновлённого федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее - ФГОС НОО) является применение системно – деятельностного подхода в обучении. Сущность подхода заключается в гармоничном развитии личности обучающегося, освоение им важных знаний и компетенций, необходимых как для жизни в современном обществе, так и для дальнейшего успешного обучения, через выполнение различных видов деятельности, в том числе и исследовательской. Согласно обновлённому ФГОС НОО (второго поколения) обучающиеся в ходе выполнения проектно – исследовательской деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности, должны овладеть предметным результатом: приобретение опыта проведения несложных групповых и индивидуальных наблюдений в окружающей среде и опытов по исследованию природных объектов и явлений с использованием простейшего лабораторного оборудования и измерительных приборов и следованием инструкциям и правилам безопасного труда, фиксацией результатов наблюдений и опытов» [1]. Это ставит учителя перед необходимостью проведения специальной работы по развитию у младших школьников умения фиксировать результаты проводимых ими опытов и наблюдений.

Доктор педагогических наук А. И. Савенков об проектно - исследовательской деятельности, как об одном из видов самостоятельной работы младшего школьника рассказывает так: «Для ребёнка естественнее и гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде» [4].

Подготовка ребёнка к проектно - исследовательской деятельности, обучение умению осуществлять собственный исследовательский поиск и умению презентовать свои результаты становится одной из важных задач, которые стоят перед учителем. Это важно и потому, что самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.

Под «проектно - исследовательской деятельностью» подразумевается – вид деятельности, связанный с решением обучающимися исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом (продуктом) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:

  • выбор темы проекта (то, что интересно учащемуся)

  • постановка проблематики и описание её актуальности на сегодняшний день (почему это так важно сейчас);

  • выдвижение гипотезы (предположение о чём-либо или о ком-либо)

  • изучение материала, посвященного данной проблеме (подборка методик исследования и практическое овладение ими);

  • исследовательская деятельность (сбор собственного материала, его анализ, систематизация и обобщение);

  • оформление итогового продукта + собственный комментарий (само рефлексия);

  • подготовка и презентация итогового продукта.

Таким образом, можно сказать, что в процессе проведения проектно - исследовательской деятельности обучающиеся начальной школы приобретают практические навыки и умения, исследуют особенности предметов и явлений в окружающем мире. Но стоит помнить, что при организации проектно - исследовательской деятельности очень важно помнить о психологических и возрастных особенностях развития младшего школьника. Организация занятий по урочной и внеурочной деятельности, связанных с проведением каких - либо исследовательских работ, могут послужить в качестве базы по формированию исследовательских умений и навыков на начальном этапе обучения.









2.2. Основные требования к проекту

Работа по методу проектов - это относительно высокий уро­вень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию учителя. Если большинство общеизвест­ных методов обучения требуют наличия лишь традиционных ком­понентов учебного процесса - учителя, ученика (или группы учени­ков) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требо­вания к учебному проекту - совершенно особые.

1. Необходимо наличие социально значимой задачи (пробле­мы) - исследовательской, информационной, практической.

Дальнейшая работа над проектом - это разрешение данной про­блемы. В идеальном случае проблема обозначена перед проектной группой внешним заказчиком. Например: учащиеся школы посеща­ют спортивный клуб, руководство которого заказало проектной груп­пе дизайн оформления помещений клуба. Однако в роли заказчика может выступать и сам учитель (проект по подготовке методических пособий для кабинета биологии), и сами учащиеся (проект, наце­ленный на разработку и проведение школьного праздника).

Поиск социально значимой проблемы - одна из наиболее труд­ных организационных задач, которую приходится решать учителю-ру­ководителю проекта вместе с учащимися - проектантами.

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами — с проектирования са­мого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации.

Наиболее важной частью плана является пооперационная раз­работка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. Но некоторые проек­ты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до самого конца.

3. Каждый проект обязательно требует исследовательской рабо­ты учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельнос­ти - поиск информации, которая затем будет обработана, осмыс­лена и представлена участниками проектной группы.

4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое раз­работали участники проектной группы для разрешения поставлен­ной проблемы.

5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказ­чику и (или) представителям общественности, и представлен до­статочно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Таким образом, проект - это "пять П": проблема - проектирование (планирование) - поиск информации - продукт - презентация. Шестое "П" проекта - это его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

2.3. Формы продуктов проектной деятельности и их презентация

Выбор формы продукта проектной деятельности - важная организационная задача участников проектаОт ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта - презентабельной и убедительной, а предложенные решения - полезными для решения выбран​ной социально значимой проблемы.

Приведем перечень возможных выходов проектной деятельности:

  • Web-сайт;​ 

  • Анализ данных социологического опроса;

  • Атлас;

  • Атрибуты несуществующего государства;

  • Бизнес-план;

  • Видеофильм; 

  • Видеоклип;

  • Выставка;

  • Газета;

  • Журнал;

  • Игра; Карта;

  • Коллекция;

  • Костюм;

  • Макет;

  • Модель и др.

Некоторые примеры удачно выбранных продуктов проектной деятельности:

1)​ дневник путешествия по римским провинциям эпохи распа​да Империи и по СССР конца 1980-х гг. (видеомонтаж с собствен​ным комментарием);

2)​ популярное пособие «Право на каждый день» (брошюра с ре​комендациями и видеофильм);

3)​ частотный словарь английского молодежного сленга;

4)​ главы из учебника будущего «Биология и экология»;

5)​ Манифест Николая II  «О даровании народу России Консти​туции», каким он мог бы быть;

6)​ экологические программы мониторинга и лабораторного ана​лиза питьевой воды, состояния радиационного фона и воздушное среды в микрорайоне (по заказу Управы района);

7)​ сборник научно-фантастических сочинений учащихся 6-го класса «Как принимали гостей в Средневековье»;

8)​ коллекция софизмов, невозможных математических объектов и интересных чисел.

Презентация проектов.

Как уже отмечалось, одним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация. Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор “типичных” форм презентации, вообще говоря, весьма ограничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии (в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов – артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных и т.п.)

Виды презентационных проектов могут быть различными, например: воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа); деловая игр; демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий; диалог исторических или литературных персонажей; защита на Ученом Совете; игра с залом; иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций; инсценировка реального или вымышленного исторического события; научная конференция; отчет исследовательской экспедиции; пресс-конференция; путешествие; реклама; ролевая игра; соревнования; спектакль; спортивная игра; телепередача; экскурсия.

В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся, аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Очень важно, чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом. При этом демонстрируется и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, названное нами продуктом работы над проектом, требует использования определенных знаний и умений по технологии его изготовления. Вид продукта определяет форму проведения презентации.

Педагогической целью проведения презентации является выработка и/или развитие презентативных умений и навыков. К ним относятся умения: кратко, достаточно полно и лаконично(укладываясь в 10-12 минут) рассказать о постановке и решении задачи проекта; демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения; анализировать ход поиска решения для аргументации выбора способа решения; демонстрировать найденное решение; анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом; проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы, адекватности уровня постановки проблемы тем средствам, с помощью которых отыскивать решение.

2.4. Проектная задача – как средство формирования предметных и метапредметных компетенций обучающихся.

«Задача» имеет несколько значений, одно из которых трактуется как «сложный вопрос, проблема, требующая исследования и разрешения» (Толковый словарь С. И. Ожегова).

В образовательной практике используются разные типы задач; учебная, конкретно-практическая, исследовательская, творческая и др.

Ведущей в деятельностной технологии является учебная задача, которая направлена на нахождение общих способов решения большого круга частных задач, требующих детального анализа и теоретического (содержательного) обобщения (В.В. Давыдов). Как правило, учитель (через содержание программы) сам «ведет» класс к постановке и решению очередной учебной задачи, создавая ситуации, приводящие: тетей к выбору именно этой задачи. Учебная задача - всегда новая задача. До нее подобных задач дети не решали, и поэтому «с ходу» она не может быть: решена учащимися. Она - поисковая задача. Именно в результате поиска дети смогут решить эту задачу.

Конкретно-практическая задача ориентирована на применение (отработку) уже освоенных способов действий (знаний, умений) в известной школьникам ситуации, как правило, внутри конкретного учебного предмета. Итогом решения такого типа задач является правильное использование знаний, умений и навыков учащихся (получение правильного ответа). В отдельных случаях конкретно-практическая задача может быть использована для выявления границ применения освоенного способа действия и тем самым становится условием для постановки новой учебной задачи.

Творческая (олимпиадная) задача - это задача, не имеющая готового формального способа решения. Ученик за счет своих способностей, как правило, спонтанно пытается найти его сам.

Как правило, этот способ решения не поддается алгоритмизации. Поэтому такие задачи обычно решает небольшой круг учащихся (обладающих нестандартным мышлением).

Практика современного образования показала, что вышеуказанных типов задач недостаточно для мониторинга результатов и эффектов обучения

Под проектной задачей мы понимаем задачу, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата (продукта), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение детей.

Проектная задача принципиально носит групповой характер. Другими словами проектная задача должни через систему или набор знаний (реперные точки) задать возможные «стратегии» своего решения.

Через опыт решения пробных задач на протяжении 5-6 первых лет обучение в школе, младшие школьники (без специального акцента) осваивают основы проектной деятельности в учебном сотрудничестве. В более старших классах целесообразно вместо использовать неупорядоченный набор: чтобы дети сами строили свою стратегию решения. А первом случае отдельные задания не вообще не выявляются явным образом изначально, самими учащимися. Такая форма проектной задачи наиболее приближена к собственно проекту.

Итак, проектная задача – это система (набор) знаний (действий), направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального (до этого – неизвестного) продукта.

Отличие проектной задачи от проекта лишь в том, что школьникам задаются все необходимые средства и материалы в виде системы (или набора) заданий, требуемые для их выполнения.

Какие педагогические эффекты имеют проектные, задачи?

  • Дают реальную возможность организовать взаимодействие (сотрудничество) детей, определяют место и время для наблюдения и экспертных оценок за деятельностью учащихся в группе.

  • Учат (без явного указания на это) проектировать через специально разработанные задания.

  • Позволяют посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных способов действий в модельную ситуацию, где эти способы изначально скрыты, зашумлены, а иногда и требуют переконструирования.

В ходе решения системы проектных задач у школьников могут быть сформированы следующие способности:

  1. Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное — почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки).

  2. Ставить и удерживать цели.

  3. Планировать свою деятельность.

  4. Моделировать (представлять способ действия в виде схемы - модели, выделяя все существенное и главное).

  5. Проявлять инициативу при поиске способов решения задачи.

  6. Взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других.


Основные этапы любого проекта и соответствующие действия, необходимые для ее реализации:

  1. Анализ ситуации (надо ли ее разрешать?). Переформулирование ее в Проблему (в чем Проблема?)

  2. Выявление дефицитов, их типов. Установление приоритетов ценностей ( почему именно этих ценностей будем придерживаться?)

  3. Оценка необходимости восполнения дефицита. Формулирование принципов отбора целей (зачем двигаться в этом направлении?)

  4. Быстрая и точная постановка (принятие) цели действия. Выработка критериев постановки и достижения цели (куда придем в итоге?)

  5. Поиск средств, возможных путей решения - перевод Проблемы в Задачу.

  6. Выбор средств решения проблемы (адекватных способов действий (что будем делать и каким будет результат?)

  7. Решение проблемы (под решением понимается реальное продуктивное действие, а не только предложение выхода из сложившейся ситуации)

  8. Анализ полученного результата, соотнесение его с проблемой (разрешили ли мы проблему?)

  9. Представление окружающим полученного результата («продукта»).

Общая структура проектной задачи связана напрямую с общим способом разрешения проблемных ситуаций и, как правило, включает в себя в качестве основных этапов этап анализа, моделирования и синтеза.

Моделирование исходной ситуации позволяет провести анализ задачи и выделить в ней отдельные предметные составляющие задачи, что диктует выбор соответствующих средств и способов работы с этими составляющими. На этапе синтеза полученные результаты, касающиеся отдельных сторон рассматриваемой ситуации, объединяются в единый (цельный) «продукт». При этом нужно подчеркнуть, что на этапе синтеза вполне естественным является возврат к этапу анализа с целью коррекции полученных на этом этапе частных решений.

Итак, проектные задачи есть шаг к проектной деятельности в школе. Эти задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания - они вольны придумывать, фантазировать. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность, дают возможность опробования различных путей решения. Они помогают сложиться учебному сообществу, поскольку учат видеть и слышать друг друга. Благодаря проектным задачам уже в начальной школе у детей появляется не только возможность овладения культурными способами действий, но и возможность опробовать их в квазиреальных (модельных) ситуациях. Осваивается реальная практика произвольного поведения: самоорганизация группы и каждого внутри нее, управление собственным поведением в групповой работе.




2.5. Алгоритм разработки проектной задачи для учителя.

1. Определить вид и место проектной задачи.

1) Стартовая, текущая или итоговая.

2) Монопредметная или тематическая задача - встраивается в тематическое планирование рабочей программы по выбранному предмету;

3) Межпредметная задача - найти точки пересечения областей знаний в нескольких предметах, для проведения выделяются отдельные часы учебного плана данного класса;

4) Одновозрастная или меж-возрастная- найти точки пересечения областей знаний в одном (моно-предметная) или нескольких (межпредметная)предметах с учетом принципа концентрического освоения предметного содержания.

2. Сформулировать (для себя) диагностическую цель проектной задачи.

3. Сформулировать проблему (условие задачи).

1) Наличие квазижизненной ситуации.

2) Наличие отвлекающих «шумов» (возможно отсутствие).

3) Наличие сформулированного вопроса (возможно отсутствие).

4. Составить систему взаимосвязанных сюжетом заданий (инструкцию).

1) Учесть, что двигаться от задания к заданию можно как последовательно, так и выборочно (в зависимости от подготовленности группы).

2) Запланировать отвлекающие маневры, создающие разные препятствия для решения поставленной задачи (возможно отсутствие).

3) Составить заключительное «ключевое» задание так, чтобы оно являлось

общей «сборкой», позволяющей собрать вместе все то, что выполнила группа в отдельных заданиях (готовый к презентации продукт).

5. Продумать форму рефлексии (устно, письменно, в группе, перед классом…).

6. Продумать форму представления готового продукта (решения задачи).

7. Продумать форму оценки (кто, когда и как (по какой форме) оценивает).









2.6. Алгоритм решения проектной задачи для ученика

1. Определить роль каждого участника групповой работы.

2. Ознакомиться с условием задачи.

3. Обсудить организацию работы в группе по решению проектной задачи.

4. Ознакомиться с инструкцией (содержанием заданий).

5. Выполнить задания, сформулированные в инструкции. В 1 классах (возможно) учитель читает заданиясовместно с детьми.

6. Подготовиться к презентации решения проектной задачи.

7. Предъявление готового продукта.

8. Рефлексия своей деятельности (с выходом на причины).

9. Оценивание своего продукта по форме (каждого, группы в целом, взаимооценка между группами).
























Список используемой литературы.

1. Федеральный государственный стандарт начального общего образования: утвержден Приказом Министерства просвещения Российской Федерации 31 мая 2021 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://fominschool.uoirbitmo.ru/upload/files/ФГОС. (Дата обращения: 01.03.2024).

2. Емельянова, Н. С. Паспорт учебного проекта или исследования. / Емельянова. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://multiurok.ru/files/pasport-uchebnogo-proekta-ili-issledovaniia (Дата обращения: 26.03.2024).

3. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К.Н. Поливанова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.

4. Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: учебное пособие для работников общеобразовательных учреждений – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005.

5. Савенков А. И. «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников»: Лекции 5–8. — М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2013. — 92 c.

6. Семенова Н. А. Организация исследовательской деятельности младших школьников: метод . пособие . Томск: Издательство ФГУ. «Томский ЦНТИ», 2017 . - 76 с .

7. Лутцева, Е. А. Проектная деятельность в начальной школе. / Лутцева. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://rosuchebnik.ru/upload/iblock/ (Дата обращения: 19.02.2024).

8. Чудинова Е.В., Е. Н. Букварёва Окружающий мир. 1 - 4 класс: Методические рекомендации для учителя. (Система Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова). — М.: Вита-Пресс, 2001. — 112 с.









Приложение 1. Пример паспорта исследования.

Выполнила: Самотий Любовь, 21П-1 группа

Компоненты паспорта

Описание исследования

1.

Тема исследования

«Как измеряли в Древней Руси?»

2.

Актуальность исследования

Часто в нашей жизни встречаются слова, обозначающие единицы измерения Древней Руси.

Не зная старинных единиц измерения нельзя понять смысл русского фольклора. Поэтому в своём проекте я рассмотрю наиболее распространенные старинные русские единицы измерения.

3.

Проблема исследования

В школьных литературных произведениях часто встречаются слова, обозначающие единицы измерения Древней Руси, но мы не знаем значения этих слов, поэтому не всегда правильно понимаем смысл прочитанного.

4

Объект исследования

Мерки длины в Древней Руси

5.

Цель исследования

Изучить единицы длины в Древней Руси и сравнить их с международной системой единиц (длина).

6.

Задачи исследования

- узнать, какими пользовались единицами длины в древней Руси;

- провести опыт по измерению предметов разными единицами длины.

- сравнить единицы длины древней Руси с современными.

7.

Гипотеза исследования

Единицы измерения Древней Руси ушли из нашей жизни, потому что получаются неточные измерения.

8.

Методы исследования

1. Сбор информации (работа с литературными источниками, энциклопедией, поиск информации в сети Интернет).

2. Проведение опыта.

9.

Тип исследования (по продолжительности)

Краткосрочный

10.

Этапы реализации исследования, краткое их описание

1.Обсуждение актуальности, цели и гипотезы исследования.

2. Каждой группе даётся мешочек, в котором на листочках записаны мерки длины. Каждый участник группы вытаскивает одну мерку и готовит небольшое выступление по плану:

План:

1. Происхождение слова.

2. Когда впервые появилось это слово

3.Переведите единицу измерения длины Древней Руси в современную.

3. Каждый в группе работает со своей ед. измерения длины. Фиксирует результат в общую групповую таблицу.

Задача: измерить стену стол.

7. Вывод исследования. Подтверждение гипотезы.

Единицы измерения Древней Руси ушли из нашей жизни, потому что получаются неточные измерения.

Единицы измерений сегодня удобны, лаконичны и понятны. Мир меняется, меняемся и мы, но знания дают нам нужную структуру для понимания духовного мира нашего народа в далёком прошлом.

Каждый человек должен знать и современные меры длины и старинные. Не зная прошлого, нельзя понять настоящее!

11.

Оборудование для проведения исследования

Энциклопедия, раздаточный материал.

12.

Продукт исследования

Лист исследователя

13.

Перспектива исследования

Материал данной работы можно использовать как справочный материал для учителей и учащихся на уроках математики, литературного чтения, на дополнительных занятиях смежных дисциплин для расширения кругозора.

14.

Используемые источники

1) https://www.hobobo.ru/poslovitsy-i-pogovorki/poslovitsy-i-pogovorki-so-starinnymi-merami-dliny-massy-obema/

2) https://iqirma.jimdofree.com/гениальное-просто/русские-меры/








Тип проектной задачи

Предметная (окружающий мир)

Место проектной задачи в образовательном процессе

Рекомендуемое время проведения — до 2-х уроков

Дидактические цели

Создание условий для комплексного использования освоенных читательских и естественнонаучных умений в нестандартных условиях квазиреальной ситуации (проявление

читательской естественнонаучной и

математической грамотности).

Отработка навыков сотрудничества в

микрогруппах: коллективно распределительная деятельность при решении ряда практических задач

Формируемые умения

В области читательской грамотности:

• определять место, где содержится искомая информация;

• находить и извлекать одну и несколько

единиц информации;

• соотносить визуальное изображение с

вербальным текстом;

• использовать информацию из текста для

решения практической задачи;

• соотносить визуальное изображение с

вербальным текстом;

• понимать смысловую структуру текста

В области естественнонаучной грамотности

• анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы;

• преобразовывать одну форму

представления данных в другую;

• выдвигать объяснительные гипотезы.

В области математической грамотности

• выполнять действия с натуральными

числами

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

• умение планировать деятельность;

• умение принимать учебную задачу и

сохранять её до конца учебных действий;

• умение осуществлять контроль процесса и результатов деятельности;

• умение осуществлять самооценку и оценку работы группы.

Коммуникативные УУД

• умение договариваться для выполнения

коллективно-распределительной работы при решении ряда задач;

• построение речевого высказывания в

письменной и устной форме

Содержание проектной задачи «Системы органов человека»

Описание проблемной ситуации

Папа третьеклассника Дениса — врач. Однажды он сказал, что каждому

человеку необходимо знать строение своего организма. Денис заинтересовался,

почему это так необходимо, и как же устроен его организм? Давайте поможем

ему разобраться в этом вопросе и создадим модель человеческого организма.

Справка:

Модель — искусственная копия или схема какого-нибудь объекта или

явления.

Задание 1

Попробуйте предположить, зачем человеку знать строение своего организма. Запишите свои гипотезы на свободных строчках. Учитывайте мнения всех членов группы.

Человеку необходимо знать строение своего организма для того, чтобы

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Задание 2

1. Вырежьте картинки с изображением некоторых органов, которые относятся к каждой системе и наклейте на модель человека.

2. Подпишите названия органов

Задание 3

Теперь вы знаете, как устроен наш организм. Проверьте себя, выполнив задание. Вставьте в текст название систем организма и пропущенные слова.

__________________________________________________________

Органы, выполняющие общую работу, образуют _____________ органов.

В человеческом теле находятся различные системы. Каждая из них выполняет

свою работу, но в то же время сотрудничает с другими, для того чтобы

поддерживать в теле жизнь.

___________________________система

Она состоит из ___________ и кровеносных сосудов. Перекачиваемая

сердцем кровь несет по телу кислород и питательные вещества.

___________________________система

Любая деятельность тела контролируется центральной нервной системой.

Эта система состоит из _______________ мозга, спинного мозга и

_____________________.

___________________________ система

Эта система перерабатывает всё, что ты ешь или пьёшь, в простые

вещества (питательные элементы), которые доставляются кровью ко всем

системам организма и используются для того, чтобы дать тебе энергию и

помочь вырасти. Пищеварительная система состоит из ______________,

кишечника и ________

___________________________ система

Наше тело нуждается в поступающей из пищи энергии в сочетании с

кислородом, который поставляет дыхательная система. Когда мы вдыхаем

через нос или через рот, содержащийся в воздухе кислород поступает по трахее

и бронхам в ____________________.

Придумайте заголовок к данному тексту, напишите его на свободной строке сверху. Вырежьте получившийся информационный лист и наклейте его с обратной стороны модели человека.

Задание 7. Итоговое

Заполните таблицу:

1. Запишите названия основных органов организма человека и их системы.




2. Зачем человеку беречь зрение?



3. Важно ли следить за осанкой? Обведи.

Да Нет

4. Приведите свой перечень продуктов, которые будут полезны детям и обоснуйте



Оценочный лист публичного представления работы группы

Критерии

Баллы

1. Правильность модели (все органы

находятся в нужных местах)


2. Правильность заполнения

информационного листа


3. Качество выступления


Итог:


Шкала оценок:

3 балла — указанное качество проявляется в полной мере

2 балла — указанное качество проявляется в значительной степени

1 балл — указанное качество проявляется частично

0 баллов — указанное качество отсутствует


Рефлексивная анкета

Поставь галочку на оценочной шкале

1. Оцени, насколько интересной показалась тебе эта задача.

1

2

3

4

5

6

7

2. Оцени, насколько сложными для тебя оказались предложенные задания.

1

2

3

4

5

6

7

3.Оцени свой вклад в решение задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении задачи).

1

2

3

4

5

6

7

4.Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.

1

2

3

4

5

6

7

5. Хотел бы ты работать еще раз в той же группе? (Обведи)

Да Нет


32



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!