СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся начальной школы  

г. Красноярск, 2024

Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта Начального Общего Образования.

    Составитель: Федюнина А.Д. – студентка 21П-5 группы отделения «Преподавание в начальных классах».

Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности в начальной школе / Федюнина А.Д./ Министерство образования Красноярского края КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им.М.Горького», 2024- стр 48.

«Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького», 2024.

 

 

Аннотация

Методические рекомендации созданы для организации исследования в начальной школе. В пособии описаны доступные методические приёмы, позволяющие успешно разрабатывать содержание, использовать наиболее эффективные формы организации и методы исследовательского обучения младших школьников.

Данные методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов, а также, студентов, обучающихся по специальности «Преподавание в начальных классах».

 

Оглавление

РАЗДЕЛ 1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ 

1.1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура

1.2. Типичные ошибки при проведении исследования

Примеры ошибок в детских исследовательских работах

1.3. Критерии оценивания детских исследовательских работ 

1.4. Паспорт исследования №1

1.5. Паспорт исследования №2

РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ 

2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура

2.2. Проектная задача №1

2.3. Проектная задача №2

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

 

РАЗДЕЛ 1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура

1.1. Исследовательская работа учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура

Исследование -  процесс научного изучения какого-либо объекта (предмета, явления) в целях выявления его закономерностей возникновения, развития и преобразования его в интересах общества» (Н.И. Кондаков).

    Исследовательская деятельность - творческий процесс взаимодействия учителя и учащихся по поиску решения (или понимания) неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которого является развитие исследовательской позиции к миру, другим и самому себе, а также формирование (или расширение) мировоззрения» (А.С. Обухов)

    Исследовательская деятельность учащихся - это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности (Фролова Е.Ю.).

    К исследовательской деятельности новый стандарт ФГОС НОО предъявляет требования, которые отражены в разделе метапредметных результатов. Захватывается два пункта, это «базовые исследовательские действия» и «Работа с информацией».

Далее представлены основные требования к базовым исследовательским действиям:

  • определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;

  • с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;

  • сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

  • проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлениюособенностей объекта изучения и связей между объектами (часть - целое, причина - следствие);

  • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);

  • прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

Работа с информацией:

  • выбирать источник получения информации;

  • согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

  • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного педагогическим работником способа ее проверки;

  • соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности припоиске информации в сети Интернет;

  • анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;

  • самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

Основной целью исследовательской деятельности в начальной школе является, формирование мотивации к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни в информационную эпоху.

Основными задачами исследовательской деятельности в начальной школе являются:

  • знакомство с проведением учебных исследований;

  • развитие творческой исследовательской активности;

  • стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам;

  • ознакомление с научной картиной мира;

  • вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс.

Существует два вида исследования: экспресс – исследования и долговременные исследования.

Экспресс-исследование. Эта форма, организации предполагает массовое кратковременное участие детей разных по своему уровню развития. Дети оперативно проводят кратковременные исследования по предложенной педагогом тематике.

Долговременные исследования. Это форма индивидуальной работы или небольшой группы обучающихся, которая проходит определённый путь: сначала ребенок выделяет и ставит проблему); предлагает возможные варианты решения этой проблемы, подбирает необходимый материал и готовится к выступлению и защите. 

Любая исследовательская работа состоит из нескольких этапов:

  1. выбор темы;

  2. постановка цели и задач;

  3. гипотеза исследования;

  4. организация исследования;

  5. подготовка к защите и защита работы.

 

Тема исследовательской деятельности учащихся может быть:

  • фантастической;

  • экспериментальной;

  • изобретательской;

  • теоретической.

В качестве исследовательских умений младших школьников А.И. Савенков называет: умение видеть проблемы, вырабатывать гипотезы, наблюдать, проводить эксперименты, давать определение понятиям, добывать информацию, проводить самостоятельное исследование, делать сравнения, давать оценку, доказывать правильность точки зрения, составлять внутренний план умственных действий, формулировать суждения.

Задача учителя – является увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Помочь ученикам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. 

Большими помощниками в исследовательской работе являются родители. Но родитель выступает только как помощник, консультант и «технический секретарь».

Таким образом, исследовательская деятельность играет важную роль в процессе обучения. Она развивает творческие способности ребенка, что является немало важным аспектом в образовании. 

 

1.2. Типичные ошибки при проведении исследования

Примеры ошибок в детских исследовательских работах

Как выбрать тему исследования?

Существует несколько способов выбора темы:

- из жизненно-важных ситуаций, в которые попадает ребенок, вопросов

- из предложенных конкурсов различного уровня: школьных, городских, и т.д.:

- из предложений учителя (наименьшая степень самостоятельности)

Для того чтобы начать исследование, надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. А что значит найти проблему?

Главная задача любого исследователя - найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым. Самый простой способ развить у себя умение видеть проблемы - учиться смотреть на одни и те же предметы с разных точек зрения. Можно предложить подумать и записать проблемы, которые волнуют или интересуют ребенка.

Выбрать тему оказывается несложно, если точно знаешь, что интересует ребенка в данный момент, какая проблема волнует больше других. 

Типичные ошибки при выборе темы и примеры этих ошибок

Основные ошибки старшеклассников при выборе и формулировании названия темы:

  • Тема не должна быть широкой 

Например тема «Птицы», данная тема очень широка, не имеет конкретики в исследовательской деятельности;

  • Нe должна иметь вычурное или перегруженное метафорами название

(«Плоскостопие и цивилизация», «Как поживаете господин позвоночник?»).

Постановка цели и задач исследования

Определить цель исследования – значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы это исследование проводим. Цель указывает общее направление деятельности.

Поэтому к постановке цели предъявляют следующие требования.  Цель должна быть:

1. Конкретна, определяет результат деятельности.

2. Формулировка цели должна начинаться с глагола в неопределённой форме (например, создать, сформулировать..)

3. Достижима.

4. Измерима, контролируема, в отдельных случаях диагностируема.

5. Определена во времени, так как определены сроки проведения исследования.

Также при постановке цели, стоит учитывать следующие рекомендации: 

1. Краткосрочные цели – самые важные, при их постановке нужно быть более чем реалистичным.

2. Убедитесь, что сформулированная цель определяет именно ту деятельность, которую вы задумали.

3. Прислушайтесь к чувствам, возникающим в момент определения целей – любые сомнения или ощущения дискомфорта свидетельствуют о неправильно выбранной или сформулированной цели.

4. Периодическая коррекция или кардинальная смена целей естественны – мир меняется, и мы меняемся вместе с ним.

5. Время, потраченное на целеполагание, с лихвой окупается благодаря минимальным потерям от бессмысленных метаний.

Определить цель исследования – это замечательно. Её ещё надо реализовать. Поэтому после того, как определили ЗАЧЕМ, а именно цель исследования, надо решить – КАК ДЕЛАТЬ, это задачи исследования.

Деление цели на задачи происходит для того, чтобы:

1. выделить более простые и доступные для выполнения операции;

2. создать последовательность выполнения операций с учётом их связи, сложности, времени выполнения, то есть выработать тактику достижения целей;

3. смоделировать весь объём работы и рассчитать свои силы.

Ошибки, которые можно допустить при определении цели исследования: 

  • Неточный выбор слов

     Цель работы: «выделить основные виды литературных блогов; выделить основные особенности литературных блогов» (стилистика автора).

  • Отсутствие конкретики 

Цель работы: выявить эволюцию темы «маленького» человека. Ошибка этой формулировки заключается в отсутствии конкретики. Слишком широкий замах при объёме работы в 17 страниц. Несоответствие поставленной цели и выполненной работы привело к тому, что работа не была принята как исследование.

Как сформулировать гипотезу?

Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения, то есть развёртывается следующая фаза мыслительного процесса – фаза решения проблемы.

Часто именно этап выдвижения гипотез исследования вызывает трудности. Избежать их возможно, если применять специальные методы:

1. Метод подбрасывания идей. Суть его в том, что чужая идея не так вдохновляет на деятельность, как своя. Поэтому необходимо в процессе обсуждения подбрасывать разные темы, идеи, решать вместе задачи, и не выяснять далее чьи были предположения.

2. Метод личного примера. Если учитель излагает материал увлечённо и заинтересованно, то проблем не бывает. Материал должен нравиться ученику и учителю.

3. Мозговой штурм. Это метод свободного генерирования идей.

4. Дискуссия. Рассматривая дискуссию, как коллективное обсуждение какого-либо спорного или важного вопроса с целью нахождения истины, необходимо помнить, что многое здесь зависит от ведущего. В этой роли лучше всего выступить учителю.

5. Деловая игра.

Выдвинуть гипотезу значит высказать догадку, предположение, ложность или истинность которого должна установить проверка. Та гипотеза, которая выдержит проверку и станет решением проблемы, называется решающей, остальные – ошибочными.

Выделяют следующие требования к формулировке  гипотезы.

Она должна:

- содержать предположение;

- быть проверяема, подтверждена;

- быть логически непротиворечивой;

- быть реально опровергаемая или доказуемая.

Как оформить исследовательскую работу ?

Оформление результатов исследования – один из самых трудоёмких этапов работы. Оно  должно показать умение обучающихся самостоятельно проводить исследования с применением современных методик, анализировать полученные результаты, сравнивать их с литературными данными, делать правильные и обоснованные выводы, а также уметь правильно оформлять свою работу. Исследовательская работа обучающегося имеет научный стиль изложения, который имеет свои особенности:

- Строгая логичность – все предложения располагаются в последовательности, соответствующей причинно-следственным связям явлений, а выводы вытекают из фактов, изложенных в тексте

- Точность – достигается тщательным подбором слов, употреблением их в прямом значении, широким использованием терминов и специальной лексики

- Объективность изложения фактов, недопустимость субъективизма и эмоциональности

- Ясность – умение писать доступно и доходчиво

- Краткость – умение избежать ненужных повторов и «словесного мусора».

Работа должна быть построена не произвольно, а по определённой структуре, которая является общепринятой:

•    титульный лист

•    оглавление

•    введение

•    основная часть

•    заключение

•    список литературы

•    приложения

При оформлении исследовательских работ возникает больше всего ошибок, а именно:

1. Небрежность в оформлении титульного листа.

2. Небрежность в оформлении содержания. 

3. Отсутствие нумерации страниц.

4. Наличие ошибок всех типов (невычитанные работы!).

5. Ошибки в цитировании.

6. Стилистический разнобой текста исследования (это наводит на мысль, что основой работы является отсканированный текст какого-то исследования, слегка разбавленный собственными стилистическими (и отнюдь не выигрышными) изысками).

7. Нет чёткости выводов — как в их формулировке, так и в оформлении.

 

1.3. Критерии оценивания детских исследовательских работ

Я разработала критерии оценивания детских исследовательских работ, данные критерии представлены в Таблице 1.

Таблица 1.

Критерии оценки детских исследовательских работ

Количество баллов 

  1. Актуальность темы 

1-0

  1. Соответствие темы и содержания

1-0

  1. Тема соответствует возрасту 

1-0

  1. Актуальность проблемы 

1-0

  1. Цель соответствует теме исследования 

1-0

  1. Задачи соответствуют цели исследования

1-0

  1. Количество задач не менее 3

1-0

  1. Гипотеза сформулирована верно

1-0

  1. Гипотеза соответствует теме

1-0

  1. Наличие анализа литературы

1-0

  1. Анализ литературы соответствует теме 

1-0

  1. Количество литературных источников:

2- изучено 5 и более источников;

1 – изучено 3-5 источников;

0 -  изучено менее 5 источников. 

2-0

  1. Верно подобраны методы исследования, соответствуют возрасту.

1-0

  1. Выводы исследования оформлены, верно 

1-0

  1. Структура и логика не нарушены

1-0

  1. Данные представлены:

2-  таблицы, диаграммы, схемы и тд;

1 - рисунок, описание;

0 - данные отсутствуют.

2-0

  1. Оформление работы , соответствие техническим требованиям

1-0

  1. Грамотность  письменной речи (орфография, пунктуация) 

1-0

Всего

20

 

1б – критерий проявлен

0б – критерий не проявлен

1.4. Паспорт исследования №1

В данной главе представлены паспорта детских исследований.

Паспорт разработали:

ФИ студентов: Федюнина А.Д. 21П-5

 

Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

Головоломка «Танграм»

2

Актуальность исследования

Танграм – это самая популярная игра из серии игр – «геометрических конструкторов», которую используют для обучения и развлечения. 

3

Проблема исследования

Можем ли мы сами изготовить головоломку «Танграм»

4

Объект исследования

Головоломка «Танграм».

5

Цель исследования

Для учителя: организовать деятельность учащихся 4 класса по формированию исследовательских умений по теме «Головоломка Танграм».

Для ученика: проверить, можем ли мы самостоятельно изготовить головоломку «Танграм»

6

Задачи исследования

Для ученика:

  1. Подбор и анализ литературы;

  2. Изучить историю головоломки «Танграм»;

  3. Проведение эксперимента по изготовлению головоломки «Танграм»;

  4. Проанализировать результаты эксперимента;

  5. Заполнить дневника исследователя.

7

Гипотеза исследования

Предположим, что мы можем изготовить головоломку «Танграм»

8

Методы исследования

Теоретический (анализ литературных источников)

Практический (эксперимент, наблюдение, сравнение)

Аналитический (анализ, обобщение)

9

Тип исследования

По продолжительности: краткосрочный.

По организационной форме: индивидуальный.

По содержанию: моно (окр.мир)

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

  1. Подготовительный:

- Определение проблемы;

- Выбор темы;

- Определение цели и задач исследования;

- Составление плана исследования;

- Поиск литературы по теме исследования

- Подбор и подготовка необходимого материала для проведения исследования;

  1. Теоретический:

- Изучение литературы по теме исследования.

  1. Практический:

- Формулировка гипотезы и ее выдвижение;

- Проведение эк…;

  1. Аналитический:

- Заполнение дневника исследователя.

- Проанализировать полученные данные в ходе проведения исследования.

  1. Презентационный:

- Оформить полученные результаты;

- Представить результаты исследования.

  1. Рефлексивный:

- Проанализировать исследовательскую работу.

11

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Цель исследования: определение возможности самостоятельного изготовления головоломки «Танграм»

Ход исследования:

  1. Опыт №1. Изготовление головоломки «Танграм»

Оборудование: цветной картон, линейка, ножницы, карандаш.

Ход работы:

1. Этапы изготовления танов:

  1. Сначала нужно начертить квадрат определённых размеров.

  2. Разделим квадрат на 2 равных треугольника.

  3. Найдём середины двух сторон у одного из больших треугольников и соединим их отрезком. 

  4. У нас получился маленький прямоугольный треугольник, нужно отметить середину его самой большой стороны. Теперь проводим большую линию от правого верхнего угла к отмеченной точке. Эта линия должна пройти через середину стороны большого треугольника - в результате он разобьётся на 2 маленьких.

  5. Находим середину стороны у первого из получившихся треугольников и отмечаем точку. Эту точку соединяем с вершиной нижнего треугольника. В результате получим квадрат и маленький треугольник.

  6. Находим середину у второго большого треугольника и соединяем её с серединой нижнего треугольника. Получим ещё один маленький треугольник и параллелограмм.

  7. Вырезаем получившееся фигуры, и танграм будет готов.

 

 

11

Оборудование для проведения исследования

Цветной картон, ножницы, линейка, карандаш.

12

Продукт исследования

Заполненный дневник исследователя.

13

Перспектива исследования

Изучение других головоломок.

14

Используемые источники

Зацепина, Г.Н. Физические свойства и структура воды [Текст]. - М.: МГУ, 1998.

СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода» (второе издание, частично переработанное и дополненное в полном соответствии с современной обстановкой, документальный приемник санитарных правил и норм 2.1.4.559-96);

ГОСТ 2874-82 «Вода питьевая. Гигиенические требования и контроль за качеством» (распространяется на центрально-магистральные системы водоснабжения, отвечающие за одновременную подачу воды для хозяйственно-питьевых и технических нужд).

 

 

1.5. Паспорт исследования №2

Паспорт разработали:

ФИ студентов: Рейтер Ольга 21П-5

Компоненты паспорта

Описание исследования

1

Тема исследования

Можно ли создать радугу самим в школьном кабинете?

2

Актуальность исследования

На нашей земле после дождя можно увидеть радугу на небосводе. Для того, чтобы полюбоваться радугой, необязательно ждать дождя. Всем детям нравится радуга, но радуга появляется редко, особенно в зимнее время года. Можно ли сделать радугу самим, не выходя из школьного кабинета? И поэтому я решил провести исследование на эту тему.

3

Проблема исследования

Как создать радугу самим в школьном кабинете.

4

Объект исследования

Радуга

5

Цель исследования

Для учителя: организация деятельности учащихся 1 класса по формированию базовых исследовательских действий по теме «Можно ли создать радугу самим в школьном кабинете?»

Для ученика: узнать возможно ли создать в школьном кабинете радугу.

6

Задачи исследования

1. Изучить литературу, выделив условия появления радуги.

2. Провести опыт по теме «Можно ли создать радугу самим в школьном кабинете?».

3. Обобщить результаты;

4. Записать видеоролик о том, как создать радугу самим в школьном кабинете.

7

Гипотеза исследования

Предположим, что в кабине возможно создать радугу.

8

Методы исследования

Анализ литературы, опыт, наблюдение, опрос.

9

Тип исследования

По продолжительности: краткосрочный

По организационной форме: групповой

По содержанию: монопроект (окружающий мир)

10

Этапы реализации исследования, краткое их описание

1. Подготовительный этап:

Просмотр мультфильма про радугу.

Проведение опроса. «Знаете ли вы, как создать радугу в нашем школьном кабинете?». Учитель делит детей на 3 группы.

Постановка цели, задач исследования и составление плана исследования.

2. Теоретический

Изучение теоретического материала по выделению условий появления радуги: источник света и высокая влажность воздуха. (Использование энциклопедии «Я познаю мир»).

3. Практический

Дети формулируют гипотезу. Учитель организует проведение опыта по созданию радуги в школьном кабинете для подтверждения гипотезы. Совместно с детьми подводят итоги.

4. Аналитический

Исходя из проведённого опыта, обучающиеся обобщают результаты и делают вывод о том, как создать радугу самим в школьном кабинете. Обучающиеся создают видеоролик.

5. Презентационный

Каждая группа представляет результат своего исследования по теме «Как создать радугу самим в школьном кабинете?». Представляют свой видеоролик.

6. Рефлексивный

Учитель проводит повторный опрос о том, знают ли обучающиеся, как создать радугу самим в школьном кабинете. Обучающиеся оценивают и анализируют свою работу.

11

Исследовательский этап проекта (полное описание)

Ход исследования:

Просмотр мультфильма.

Проведение опроса. «Знаете ли вы, как создать радугу в нашем школьном кабинете?». Учитель делит детей на 3 группы.

После группы, при анализе энциклопедии «Я познаю мир», выделяют условия появления радуги – источник света и высокая влажность воздуха.

Обучающиеся определяют гипотезу исследования. В ходе проверки гипотезы обучающиеся заранее подготавливают пульверизаторы, наполненные водой, находят в школьном кабинете источник света. Проведение опыта проходит следующим образом.

1) Обучающиеся берут пульверизаторы.

2) Поворачиваются спиной к солнцу.

3) Распыляют воду из пульверизаторов вперед. Распыляют воду 5, 10, 20, 40, более 80 раз.

4) Проведение опыта и фиксация результатов в таблице. Наблюдение за облаком капель и источником света.

Количество нажатий на пульверизатор

Радуга

5

-

10

-

20

-

40

-

Более 80

+

Вывод: радуга образовалась после … нажатий на пульверизатор.

4) Записывают видеоролик и демонстрируют его перед классом.

5) Делают вывод о том, что создать радугу можно самим в школьном кабинете с помощью пульверизатора с водой и света солнца при определенной влажности воздуха.

11

Оборудование для проведения исследования

Пульверизаторы с водой.

12

Продукт исследования

Короткий видеоролик, в котором дети расскажут, как сделать радугу самому в школьном кабинете.

13

Перспектива исследования

Определить, возможно ли сделать радугу в кабинете другими способами.

14

Используемые источники

  1. "Волшебная радуга" Е. Пермяк 2008г. Изд.Эксмо

  2. Детская энциклопедия "Я ПОЗНАЮ МИР". АСТ – ЛТД» 1998

  3. https://vk.com/video-53512893_456239535

 

РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

2.1. Проектная деятельность учащихся в современном начальном образовании: назначение, специфика, структура

Проектная деятельность – это  совокупность действий, направленных на решение конкретной задачи в рамках проекта, ограниченного целевой установкой, сроками и достигнутыми результатами (или продуктами).

    Работа по методу проектов - это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию учителя. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса - учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту - совершенно особые.

1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) - исследовательской, информационной, практической.

Дальнейшая работа над проектом - это разрешение данной проблемы. В идеальном случае проблема обозначена перед проектной группой внешним заказчиком. Например, учащиеся школы посещают спортивный клуб, руководство которого заказало проектной группе дизайн оформления помещений клуба. Однако в роли заказчика может выступать и сам учитель (проект по подготовке методических пособий для кабинета биологии), и сами учащиеся (проект, нацеленный на разработку и проведение школьного праздника).

Поиск социально значимой проблемы - одна из наиболее трудных организационных задач, которую приходится решать учителю-руководителю проекта вместе с учащимися - проектантами.

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами — с проектирования самого проекта, в частности — с определения вида продукта и формы презентации.

Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. Но некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до самого конца.

3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы.

4. Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы.

5. Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы [5, c. 43].

Таким образом, проект - это "пять П": проблема - проектирование (планирование) - поиск информации - продукт - презентация. Шестое "П" проекта - это его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

 

Готовность младших школьников к проектной деятельности

Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10 лет, а также беря во внимание опыт работы, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения. В связи с этим необходимо рассмотреть особенности и варианты организации метода проектов с детьми младшего школьного возраста.

Эффективность использования того или иного развивающего активного метода, к которым в полной мере относится и проектный, во многом обусловлена позицией учителя, его направленностью на создание личностно-ориентированного педагогического пространства, демократическим стилем общения, диалоговыми формами взаимодействия с детьми [9, c. 26].

Однако для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима еще и особая готовность, “зрелость”, заключающаяся в следующем.

Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:

- умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий);

- умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);

- умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано, его доказывать);

- умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

Во-вторых, вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, определенная “интеллектуальная зрелость”. Прежде всего, имеется в виду сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя:

- развитие аналитико-синтетических действий;

- сформированность алгоритма сравнительного анализа;

- умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;

- возможность выделять общий способ действий;

- перенос общего способа действий на другие учебные задачи.

К «интеллектуальной зрелости» также относится наличие у младших школьников таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность.

В качестве третьего показателя готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности рассмотрим опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:

- адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;

- обоснованно и доброжелательно оценивать. как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;

- выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.

Требуется особо подчеркнуть, что формирование выделенных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для становления субъективности младшего школьника в процессе обучения.

 

Формы продуктов проектной деятельности. Основные требования к проектному продукту.

Выбор формы продукта проектной деятельности - важная организационная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта - презентабельной и убедительной, а предложенные решения - полезными для решения выбранной социально значимой проблемы.

Приведем перечень (далеко не полный!) возможных выходов проектной деятельности:


Скачать

© 2024 45 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!