СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов

Нажмите, чтобы узнать подробности

В рекомендациях даются базовые требования по организации самостоятельной работы и технология организации, виды самостоятельной работы, организация контроля и планирования самостоятельной работы студентов, критерии оценивания. Методические рекомендации составлены на основании требований ФГОС СПО и в соответствии с рабочими учебными планами по специальности     34.02.01.Сестринское дело

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов»

Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа

Государственное профессиональное образовательное учреждение

Ямало-Ненецкого автономного округа

«Надымский профессиональный колледж»
















МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

по предмету ДУП 01.01. Теоретические основы общественных наук


по специальности 34.02.01.Сестринское дело













Надым, 2019

Методические рекомендации разработаны с целью оказания помощи студентам и преподавателям по организации внеаудиторной самостоятельной работы (ВСРС) по по предмету ДУП 01.01. Теоретические основы общественных наук В рекомендациях даются базовые требования по организации самостоятельной работы и технология организации, виды самостоятельной работы, организация контроля и планирования самостоятельной работы студентов, критерии оценивания. Методические рекомендации составлены на основании требований ФГОС СПО и в соответствии с рабочими учебными планами по специальности 34.02.01.Сестринское дело


Организация-разработчик:

Государственное профессиональное образовательное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Надымский профессиональный колледж» (ГПОУ ЯНАО «НПК»)


Составитель:

Абызнакаева С.М., преподаватель истории ГПОУ ЯНАО «НПК»



РАССМОТРЕНА

на заседании УМО преподавателей

гуманитарного цикла

Протокол № 5

от «24» мая 2018 г.

И.о.председателя УМО:

_____________ (Е.Е. Тен)


ОДОБРЕНА

Научно-методическим советом ГПОУ ЯНАО «НПК»

Протокол № 7

от «30» мая 2018 г.

Председатель МС:

_____________ (Е.В. Головань)


Содержание



Пояснительная записка 3

Алгоритм самостоятельной работы по предмету ДУП 01.01. Теоретические основы общественных наук 6

1. Алгоритм работы над сообщением, докладом 6

2. Алгоритм работы над планом, тезисами, конспектом 6

3. Алгоритм работы над эссе по дисциплине «Обществознание» 8

4. Алгоритм подготовки презентации 10

5. Алгоритм подготовки устного выступления 12

6. Алгоритм подготовки к коллоквиуму 13

7. Алгоритм работы с газетными и журнальными публикациями 13

Самостоятельные работы по дисциплине «Обществознание» 15

Список литературы 21



Пояснительная записка

Настоящие методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы по предмету ДУП 01.01. Теоретические основы общественных наук) составлены на основании требований ФГОС СПО и в соответствии с рабочими учебными планами по специальности 34.02.01.Сестринское дело. Целью методических рекомендаций является оказание помощи в освоении учебного материала и в выполнении самостоятельной работы по предмету ДУП 01.01. Теоретические основы общественных наук. Настоящие методические рекомендации содержат работы, которые позволят обучающимся самостоятельно овладеть фундаментальными знаниями, опытом творческой и исследовательской деятельности.

В результате выполнения самостоятельных работ по предмету ДУП 01.01. Теоретические основы общественных наукобучающиеся должны:

Знать:

- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

- необходимость регулирования общественных отношений, сущности социальных норм, механизмов правового регулирования;

- особенности социально-гуманитарного познания.

Уметь:

- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

- объяснять причинно - следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов ( правовых, научно - популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

- подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

- применять социально- экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

- совершенствования собственной познавательной деятельности;

- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

- осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

Методические рекомендации содержат алгоритмы выполнения основных видов самостоятельной работы. Описание каждой самостоятельной работы содержит: тему, цели работы, задания, формы контроля. Для получения дополнительной, более подробной информации по изучаемым вопросам, приведено учебно-методическое и информационное обеспечение.

Методы и формы организации самостоятельной работы

  • Конспектирование.

  • Реферирование литературы.

  • Аннотирование книг, статей.

  • Выполнение заданий поисково-исследовательского характера.

  • Работа на лекции: составление или слежение за планом чтения лекции, проработка конспекта лекции, дополнение конспекта рекомендованной литературой.

  • Участие в практической работе: подготовка конспектов выступлений на семинаре, рефератов, выполнение заданий.

Примерная тематика и вид самостоятельной работы

п/п

Тема самостоятельной работы

Вид самостоятельной работы

Общество как сложная динамическая система.

Доклад

Природа человека, врожденные и приобретенные качества

Эссе

Духовная культура личности и общества

Коллоквиум

Наука и образование в современном мире

Коллоквиум

Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры

Эссе

Экономика и экономическая наука. Экономические системы.

Сообщение-анализ

Рынок.

Конспектирование

Государственное регулирование экономики

Презентация

Экономика потребителя

План бюджета

Россия в мировой экономике

Доклад

Социальная роль и стратификация.

Сообщение

Социальное поведение

Сообщение

Важнейшие социальные группы и общности

Коллоквиум

Государство в политической системе.

Сообщение

Участники политического процесса

Сообщение-анализ

Правовое регулирование общественных отношений.

Тезисный конспект

Основы конституционного права РФ

Развернутый план

Отрасли Российского права

Доклад


Алгоритм самостоятельной работы по дисциплине «Обществознание»

  1. Алгоритм работы над сообщением, докладом


Сообщение вид самостоятельной работы студентов. Он может быть представлен в устной и письменной форме.


Письменное сообщение – это запись устного доклада по какой-либо теме объемом от пяти до пятнадцати страниц. В таком сообщении не обязательно:

  • выделять структурные элементы работы в виде плана;

  • выделять заголовки внутри текста;

  • ссылаться на использованную литературу по ходу текста.

Но обязательно следует приводить список всех используемых источников в конце работы.

При подготовке сообщения целесообразно соблюдать следующий порядок работы:

  1. подобрать литературу по изучаемой теме, познакомиться с ее содержанием;

  2. пользуясь закладками, отметить наиболее существенные места или сделать выписки;

  3. составить план доклада;

  4. используя рекомендации по составлению тематического конспекта и составленный план, написать доклад, в заключении которого обязательно выразить свое отношение к изучаемой теме и ее содержанию;

  5. прочитать текст и отредактировать его;

  6. оформить в соответствии с требованиями к оформлению докладов.


Требования к устному представлению сообщения:

  1. Мотивационная часть: сообщить новую информацию, объяснить причину явлений, описать последствия, показать взаимосвязь фактов;

  2. Аналитико-синтетическая часть: формирование основных мыслей, положений, написание текста;

  3. Исполнительная часть: представление основных выводов сообщения.


  1. Алгоритм работы над планом, тезисами, конспектом


План - первооснова, каркас какой- либо письменной работы, определяющие последовательность изложения материала.

Преимущество плана состоит в следующем:

Во-первых, план позволяет наилучшим образом уяснить логику мысли автора, упрощает понимание главных моментов произведения.

Во-вторых, план позволяет быстро и глубоко проникнуть в сущность построения произведения и, следовательно, гораздо легче ориентироваться в его содержании.

В-третьих, план позволяет – при последующем возвращении к нему – быстрее обычного вспомнить прочитанное.

В-четвертых, с помощью плана гораздо удобнее отыскивать в источнике нужные места, факты, цитаты и т.д.


Тезисный план – это краткая запись содержания чего-нибудь, выделение главных идей и положений работы. Тезисы — это кратко сформулированные основные положения статьи, книги, доклада; это выводы, обобщения, которые читатель выписывает в виде цитат или в собственной формулировке. В тезисном плане сочетаются выписки, цитаты, расположенные в смысловой последовательности. Опираясь на такой план, отвечающий легко может объяснить материал.

Чтобы правильно составить тезисы готового текста, надо научиться находить главное в нем, в каждой его части. Этому вы уже учились при составлении плана. Поэтому составление тезисов какого-либо текста целесообразно начинать с составления плана. Каждый тезис в отличие от соответствующего пункта плана не просто называет ту или иную часть текста, озаглавливает ее, а очень коротко излагает мысль, основное положение, заключенное в этой части.


Этапы работы:

1. Познакомься с содержанием материала, обрати внимание на шрифтовые выделения, эта подсказка тебе поможет в работе.

2. Разбей текст на смысловые блоки (с помощью плана или отчеркиванием).

3. Определи главную мысль каждой части (можно подчёркиванием ).

4. Осмысли суть выделенного, сформулируй своими словами или найди подходящую формулировку в тексте.

5. Тезисы пронумеруй – это позволит сохранить логику авторских суждений.

6. Отделяй пробельной строкой один тезис от другого - это облегчит последующую работу с ними.

Выписки - небольшие фрагменты текста (неполные и полные предложения, отделы абзацы, а также дословные и близкие к дословным записи об излагаемых в нем фактах), содержащие в себе квинтэссенцию содержания прочитанного.

Выписки представляют собой более сложную форму записи содержания исходного источника информации. По сути, выписки – не что иное, как цитаты, заимствованные из текста. Выписки позволяют в концентрированные форме и с максимальной точностью воспроизвести в произвольном (чаще последовательном) порядке наиболее важные мысли автора, статистические и даталогические сведения. В отдельных случаях – когда это оправдано с точки зрения продолжения работы над текстом – вполне допустимо заменять цитирование изложением, близким дословному.


Конспект – сложная запись содержания исходного текста, включающая в себя заимствования (цитаты) наиболее примечательных мест в сочетании с планом источника, а также сжатый анализ записанного материала и выводы по нему.

Этапы работы:

1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта;

2. Выделите главное, составьте план;

3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора;

4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.

5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.

В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.


Критерии оценивания доклада, сообщения, плана, тезисов, конспектов


Для оценки выполненной работы предусмотрена бальная система.

Каждое выполненное задание оценивается максимум в 5 баллов.

«5» баллов выставляется, если к выполненному заданию не имеется замечаний. При выполнении докладов (сообщений) или конспектов учитывается правильная трактовка терминов; развернутое объяснение темы; хронологическая последовательность; объяснены причинно-следственные связи. При выставлении оценки так же учитывается аккуратность выполнения задания, точное выполнение всех методических указаний. «4» балла выставляется, если при выполнении задания допущены неточности, незначительные помарки или ошибки, например неправильное использование термина.

«3» балла выставляется, если в работе допущены грубые ошибки, такие как неправильное раскрытие исторического понятия или темы вопросы, и если был проведено менее двух аргументов.

«2» балла выставляется, если задание выполнено неверно, тема не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы.

  1. Алгоритм работы над эссе по дисциплине «Обществознание»


Эссе по Обществознанию – это рассуждение на определенную тему с приведением аргументов в защиту своего мнения.

Эссе студента – это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем).

Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Писать эссе чрезвычайно полезно, поскольку это позволяет автору научиться четко и грамотно формулировать мысли, структурировать информацию, использовать основные категории анализа, выделять причинно—следственные связи, иллюстрировать понятия соответствующими примерами, аргументировать свои выводы; овладеть научным стилем речи.

Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.

Эссе необходимо писать по следующему плану:

  1. Сформулировать смысл проблемы:

«В данном высказывании автор поднимает проблему…»,

«Автор считает, что…»;

  1. Обозначить свою позицию по отношению к точке зрения автора:

«Я согласна с мнением автора…»,

«Я не согласен с мнением автора …»,

«Не могу не согласиться с мнением автора…»,

«Анализируя высказывание автора, можно отметить…»,

«Далее следует сказать…»,

«Следует считать верным…»,

«Это можно опровергнуть тем, что…»,

«Кажется на первый взгляд верным…»,

«Это можно опровергнуть тем, что…» и т.д.

  1. Теоретическая обоснованность – в рассуждении использование терминов, понятий, цитат, ссылок на источники или другие точки зрения.

  2. Примеры – 2-3 шт. из истории, литературы, обществознания, собственного опыта.

  3. Обобщение:

«Таким образом, приведенные научные положения (точки зрения, данные теории)…»,

«Примеры подтверждают, что…» и т.д.

  1. Свои предположения о перспективах решения поднимаемой автором проблемы.


Пример написания эссе

«Революция – варварский способ прогресса» (Ж.Жорес)

Я полностью согласен с высказыванием известного французского социалиста, историка и политического деятеля первой половины ХХ века Жана Жореса, в котором он говорит об особенностях революционного пути общественного прогресса, об отличительных чертах революции. Действительно, революция – это один из путей прогресса, движение вперед, к более лучшим и сложным формам организации общественного устройства. Но так как революция есть коренная ломка всего существующего строя, преобразование всех или большинства сторон общественной жизни, происходящее за короткий промежуток времени, то эта форма прогресса всегда сопровождается большим количеством жертв и насилия. Если мы вспомним революционный 1917 год в России, то увидим, что обе революции повлекли за собой жесточайшую конфронтацию в обществе и стране, вылившуюся в страшную Гражданскую войну, сопровождавшуюся небывалым ожесточением, миллионами погибших и пострадавших, невиданной до тех пор разрухой в народном хозяйстве. Если мы вспомним Великую Французскую революцию, то тоже увидим разгул якобинского террора, гильотину, «работающую» без выходных и череду непрекращающихся революционных войн. Если мы вспомним Английскую буржуазную революцию, то также увидим гражданскую войну, репрессии против инакомыслящих. А когда посмотрим на историю США, то увидим, что обе буржуазные революции, прошедшие в этой стране, имели форму войны: сначала – войны за независимость, а затем – Гражданской войны. Перечень примеров из истории можно продолжать и продолжать, но везде, где бы не происходила революция – в Китае, в Иране, в Нидерландах и т.д. – везде она сопровождалась насилием, т.е. варварством с позиции цивилизованного человека. И пусть иные мыслители возвеличивали революцию (как, например, Карл Маркс, утверждавший, что революции – это локомотивы истории), пусть реакционеры и консерваторы отрицали роль революций в общественном прогрессе, мне ближе точка зрения Ж.Жореса: да, революция – способ прогресса, движение к лучшему, но совершаемое варварскими методами, то есть с применением жестокости, крови и насилия. Насилием нельзя создать счастья!

1. Методические рекомендации по написанию эссе. Государственный Университет Высшая Школа Экономики Санкт—Петербургский филиал. — СПб., 2005.

2. http://www.library.novouralsk.ru/recommends—esse.html


Критерии оценивания эссе

Баллы

К1

Раскрытие смысла высказывания

Смысл высказывания раскрыт ИЛИ содержание ответа даёт представление о его понимании.

1

Смысл высказывания не раскрыт, содержание ответа не даёт представление о его понимании.

0

К2

Представление и пояснение собственной позиции

Представлена и пояснена собственная позиция

1

Представлена без пояснения собственная позиция (простое согласие или несогласие с суждением автора высказывания).

ИЛИ Собственная позиция выпускника не представлена.

0

К3

Характер и уровень приводимых суждений и аргументов

 

Суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал.

В ходе рассуждений раскрываются различные аспекты проблемы.

3

 

При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на теоретические положения и выводы, но без использования фактического материала.

ИЛИ Раскрыт один аспект проблемы (темы) и приведена аргументация с опорой на теоретические положения и фактический материал.

ИЛИ При раскрытии нескольких аспектов проблемы (темы) суждения и аргументы приведены с опорой на фактический материал, но без теоретических положений выводов.

ИЛИ Раскрыты несколько аспектов проблемы при недостатке теоретической или фактической аргументации.

2

 

Перечислены несколько аспектов проблемы (темы) без аргументации.

ИЛИ Затронут лишь один аспект проблемы (темы), приведена только фактическая или только теоретическая аргументация.

1

 

Затронут лишь один аспект проблемы (темы) без аргументации.

ИЛИ Аргументы и суждения не соответствуют обосновываемому тезису.

0

 

Максимальный балл

5


  1. Алгоритм подготовки презентации


Правила выполнения презентации (общие для всех работ)

Текстовая информация

  • размер шрифта: 24–54 пункта (заголовок), 18–36 пунктов (обычный текст);

  • цвет шрифта и цвет фона должны контрастировать (текст должен хорошо читаться), но не резать глаза;

  • тип шрифта: для основного текста гладкий шрифт без засечек (Arial, Tahoma, Verdana), для заголовка можно использовать декоративный шрифт, если он хорошо читаем;

  • курсив, подчеркивание, жирный шрифт, прописные буквы рекомендуется использовать только для смыслового выделения фрагмента текста.


Графическая информация

  • рисунки, фотографии, диаграммы призваны дополнить текстовую информацию или передать ее в более наглядном виде;

  • желательно избегать в презентации рисунков, не несущих смысловой нагрузки, если они не являются частью стилевого оформления;

  • цвет графических изображений не должен резко контрастировать с общим стилевым оформлением слайда;

  • иллюстрации рекомендуется сопровождать пояснительным текстом;

  • если графическое изображение используется в качестве фона, то текст на этом фоне должен быть хорошо читаем.


Анимация

Анимационные эффекты используются для привлечения внимания слушателей или для демонстрации динамики развития какого-либо процесса. В этих случаях использование анимации оправдано, но не стоит чрезмерно насыщать презентацию такими эффектами, иначе это вызовет негативную реакцию аудитории.


Звук

  • звуковое сопровождение должно отражать суть или подчеркивать особенность темы слайда, презентации;

  • необходимо выбрать оптимальную громкость, чтобы звук был слышен всем слушателям, но не был оглушительным;

  • если это фоновая музыка, то она должна не отвлекать внимание слушателей и не заглушать слова докладчика. Чтобы все материалы слайда воспринимались целостно, и не возникало диссонанса между отдельными его фрагментами, необходимо учитывать общие правила оформления презентации.


Единое стилевое оформление

  • стиль может включать: определенный шрифт (гарнитура и цвет), цвет фона или фоновый рисунок, декоративный элемент небольшого размера и др.;

  • не рекомендуется использовать в стилевом оформлении презентации более 3 цветов и более 3 типов шрифта;

  • оформление слайда не должно отвлекать внимание слушателей от его содержательной части;

  • все слайды презентации должны быть выдержаны в одном стиле.


Содержание и расположение информационных блоков на слайде

  • информационных блоков не должно быть слишком много (3-6);

  • рекомендуемый размер одного информационного блока — не более 1/2 размера слайда;

  • желательно присутствие на странице блоков с разнотипной информацией (текст, графики, диаграммы, таблицы, рисунки), дополняющей друг друга;

  • ключевые слова в информационном блоке необходимо выделить;

  • информационные блоки лучше располагать горизонтально, связанные по смыслу блоки — слева направо;

  • наиболее важную информацию следует поместить в центр слайда;

  • логика предъявления информации на слайдах и в презентации должна соответствовать логике ее изложения.

Помимо правильного расположения текстовых блоков, нужно не забывать и об их содержании — тексте. В нем ни в коем случае не должно содержаться орфографических ошибок. Также следует учитывать общие правила оформления текста.

После создания презентации и ее оформления, необходимо отрепетировать ее показ и свое выступление, проверить, как будет выглядеть презентация в целом (на экране компьютера или проекционном экране), насколько скоро и адекватно она воспринимается из разных мест аудитории, при разном освещении, шумовом сопровождении, в обстановке, максимально приближенной к реальным условиям выступления.


  1. Алгоритм подготовки устного выступления


Этапы и правила подготовки устного выступления (общие для всех работ)

1. Выбор темы речи.

Основные критерии выбора темы – ее соответствие интересам и знаниям оратора и публики, важность и уместность, увлекательность, отсутствие чрезмерной перегрузки информацией и длинных, сложных формулировок в названии. Чрезвычайно важны моментом является то, что знания оратора по выбранной теме должны быть глубже, нежели знания публики.

2. Определение цели.

определение целевой установки речи и ее формы (данные факторы обуславливаются преимущественно особенностями и составом аудитории, для которой готовится речь).

3. Сбор материала.

Сбор необходимого материала, вычленения из него наиболее важной, значимой и интересной информации и ее обдумывания (то есть выработки собственной позиции по отношению к освещаемому материалу).

4. Составление плана.

Составление плана выступления, который, будучи началом работы над композицией и логической структурой речи, должен обязательно соответствовать таким требованиям, как последовательность и логичность, соответствие поставленным целям и теме выступления. После составления плана текст выступления записывается. Данный момент является достаточно спорным, поскольку многие ораторы считают, что в письменной подготовке всей речи нет необходимости, и для хорошего выступления достаточно лишь составить четкий и ясный его план.

5. Запоминание, освоение речи.

Завершительная часть подготовки речи – ее запоминание, риторическое и мысленное освоение (то есть непосредственно подготовка к произнесению). Выступление необходимо многократно отрепетировать, произнося текст до возникновения чувства полной уверенности и свободы. Некоторым ораторам для этого необходимо всего несколько или даже одна репетиция, а некоторым могут потребоваться многие часы изнурительной работы.

  1. Алгоритм подготовки к коллоквиуму


Коллоквиум – это собеседование преподавателя и студента по самостоятельно подготовленной студентом теме.

Целью коллоквиума является формирование у студента навыков анализа теоретических проблем на основе самостоятельного изучения учебной и научной литературы.

От студента требуется:

  • владение изученным в ходе учебного процесса материалом, относящимся к рассматриваемой проблеме;

  • знание разных точек зрения, высказанных в литературе по соответствующей проблеме, умение сопоставлять их между собой;

  • наличие собственного мнения по обсуждаемым вопросам и умение его аргументировать.

Коллоквиум – это не только форма контроля, но и метод углубления, закрепления знаний студентов, так как в ходе собеседования преподаватель разъясняет сложные вопросы, возникающие у студента в процессе изучения данного источника. Однако коллоквиум не консультация и не экзамен. Его задача добиться глубокого изучения отобранного материала, пробудить у студента стремление к чтению дополнительной литературы.

Подготовка к коллоквиуму предполагает несколько этапов.

Подготовка к коллоквиуму начинается с установочной консультации преподавателя, на которой он разъясняет развернутую тематику проблемы, рекомендует литературу для изучения и объясняет процедуру проведения коллоквиума.

Подготовка включает в себя изучение рекомендованной литературы и (по указанию преподавателя) конспектирование важнейших источников.

По согласованию с преподавателем к коллоквиуму могут быть подготовлены эссе.


  1. Алгоритм работы с газетными и журнальными публикациями


1. Начинайте знакомство с материалом с заголовка. Как правило, в заголовок выносятся ключевые слова, отражающие главную идею статьи и привлекающие внимание читателя.

2. Подзаголовок, следующий за названием статьи, рассказывает, кем подготовлена информация (репортером или информационным агентством), где произошли комментируемые события и когда; может содержать дату написания статьи.

3. Текст раскрывает содержание статьи. Обратите внимание, на каких фактах автор заостряет внимание, какой характер носят комментарии к ним.

4. Какую идею поддерживает или опровергает фактический материал? Как правило, идея или проблема формулируются кратко и четко.

5. Если сравниваются разные точки зрения, обратите внимание на аргументацию позиций.

6. Подумайте, чем объясняются позиции авторов (сходные или различные) по отношению к одному и тому же событию, идее, проблеме.

7. Чья точка зрения вам кажется более убедительной? Чью точку зрения вы поддерживаете? Свой выбор обоснуйте.

8. Если ваша точка зрения или оценка отличаются от изложенных, четко сформулируйте и аргументируйте свою позицию.


Самостоятельные работы по дисциплине «Обществознание»


    1. Самостоятельная работа по теме «Общество как сложная динамическая система»

Цель работы:

значение техногенных революций для человека как свидетельство поэтапного развития общества; выяснить влияние процесса глобализации на развитие общество.

Задание:

Подготовить доклад. Примерные темы докладов «Индустриальная революция - плюсы и минусы», «Глобальные проблемы человечества», «Общество и человек перед лицом угроз и вызовов в XXI веке».

Форма контроля: защита докладов на уроке.


    1. Самостоятельная работа по теме «Природа человека, врожденные и приобретенные качества»

Цель работы: понять, какие цели ставят перед собой обучающиеся.

Задание:

Подготовить эссе. Примерные темы: «Потребности, способности и интересы в жизни человека» и «Цель и смысл человеческой жизни». В эссе должны быть отражены следующие вопросы: нужен ли смысл в жизни человека, надо ли ставить цель перед собой, и какие цели в жизни есть у обучающихся.

Форма контроля: собеседование.


    1. Самостоятельная работа по теме «Духовная культура личности и общества»

Цель работы: дать характеристику роли духовной культуры в развитии общества.

Задание:

Подготовить устные ответы на вопросы:

  1. Объясните понятие - культура.

  2. Какие виды культуры вы знаете? В чем состоит их отличие друг от друга?

  3. Охарактеризуйте основные элементы культуры.

  4. Какие функции выполняет культура?

  5. Дайте определение понятиям «субкультура и «контркультура». Приведите примеры их проявления.

Форма контроля: коллоквиум.

    1. Самостоятельная работа по теме «Наука и образование в современном мире»

Цель работы: рассмотреть основные функции науки и ее роль в жизни человека.

Задание:

Подготовить устные ответы на вопросы:

  1. Что такое наука? Как она возникла и развивалась?

  2. В чем отличие науки от обыденного познания?

  3. Каковы функции науки?

  4. В каких учреждениях проводится научная деятельность в современной России? Какие этапы научной карьеры может пройти ученый?

  5. Какие науки изучают человека и общество? Дайте им характеристику.

  6. В чем проявляются нормы научной этики?

Форма контроля: коллоквиум.


    1. Самостоятельная работа по теме «Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры»

Цель работы: рассмотреть такое понятие как «мораль», основные моральные ценности современного общества, и ваше отношение к ним.

Задание:

Подготовить эссе, в котором был бы представлен ответ на вопрос: в чем заключается моральный выбор каждого человека? И необходимо ли задумываться о последствиях своего выбора для окружающих?

Форма контроля: собеседование.


    1. Самостоятельная работа по теме «Экономика и экономическая наука. Экономические системы»

Цель работы: уметь работать со СМИ и интернет-ресурсами, анализировать материалы СМИ.

Задание:

Подобрать материал по теме «Условия для открытия бизнеса в г. Надым» в СМИ (газетные и журнальные статьи) и интернете. Проанализировать его и записать какие условия существуют в городе Надым для открытия собственного дела.

Форма контроля: оформить письменно в рабочей тетради.


    1. Самостоятельная работа по теме «Рынок»

Цель работы: уметь разграничивать и объяснять понятия: «спрос и предложение», «издержки», «выручка», «прибыль», «деньги», «процент».

Задание:

Составить план и законспектировать материал учебника стр. 226-241 (Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / А. Г. Важенин. 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 528 с).

Форма контроля: конспект в рабочей тетради.


    1. Самостоятельная работа по теме «Государственное регулирование экономики»

Цель работы: познакомиться с термином «государственное регулирование экономики»; знать «экономический рост и развитие», «налоги», «государственный бюджет».

Задание:

Подготовка презентаций по темам «ВВП», «ВНП», «Национальный доход», «Экономический рост», «Экономический цикл».

Форма контроля: защита презентации.


    1. Самостоятельная работа по теме «Экономика потребителя»

Цель работы: познакомиться с понятиями: экономика семьи, основные доходы и расходы семьи, реальный и номинальный доход, сбережения.

Задание:

Составить план бюджета семьи на основе типовых рекомендаций.

Планирование семейного бюджета включает в себя составление плана доходов и расходов семьи на определенный расчетный период (как правило – 1 месяц).

Схема планирования семейного бюджета сильно зависит от типа семейного бюджета, который используется в вашей семье. Поэтому, если вы думаете над тем, как составить семейный бюджет, прежде всего, вам следует определиться с видом бюджета семьи, который будет у вас использоваться (совместный, смешанный или раздельный).

Перед составлением семейного бюджета вы обязательно должны проанализировать свои доходы и расходы за предыдущие месяцы. Чтобы вы смогли это сделать, уже заранее следует начать вести учет домашних финансов. После того, как эти данные у вас появятся, вы сможете запланировать семейный бюджет на следующий месяц.

Составлять таблицу «Семейного бюджета» можно разными способами: в ручную на бумаге, в MS Excel, в специальных программах для домашней бухгалтерии или сервисах домашней бухгалтерии онлайн.

Примерная таблица «Семейный бюджет»

Статьи доходов и расходов

План

Факт

Отклонение

Доходы мужа

Основная зарплата

35000

 35000

0

Подработки

15000

 18000

+3000

Доходы жены

Социальное пособие

9000

 9000

0

Заработок в Интернете

6000

 8000

+2000

Доходы семьи

Проценты по вкладу

5000

 5000

0

Итого доходы:

70000

 75000

+5000

Обязательные расходы

Погашение кредита

10000

 13000

+3000

Сбережения

8000

 10000

+2000

Итого обязательные расходы:

18000

 23000

+5000

Расходы на семью

Постоянные расходы

Коммунальные платежи

8000

 7500

-500

Кабельное ТВ

500

 500

0

Интернет

500

 500

0

Переменные расходы

Продукты питания

20000

 21000

+1000

Одежда

2000

 5000

+3000

Бытовая химия

500

 0

-500

Отдых

5000

 2000

-3000

Развлечения

2000

 0

-2000

Итого расходы на семью:

38500

 36500

-2000

Расходы на детей

Оплата за садик

1500

 1500

0

Игрушки

1000

 1500

+500

Развлечения

500

 500

0

Итого расходы на детей:

3000

 3500

+500

Личные расходы мужа

Сигареты

1000

 1000

0

Рыболовные снасти

1000

 1500

+500

Итого личные расходы мужа:

2000

 2500

+500

Личные расходы жены

Косметика

1000

 500

-500

Парикмахерская

500

 500

0

Итого личные расходы жены:

1500

 1000

-500

Непредвиденные расходы:

7000

 2000

-5000

Итого расходы:

70000

 66500

 -3500

Экономия семейного бюджета:

0

3500

+3500

Форма контроля: оформить письменно в рабочей тетради.


    1. Самостоятельная работа по теме «Россия в мировой экономике»

Цель работы: охарактеризовать становление современной рыночной экономики России, ее особенностей и организации международной торговли.

Задание:

Подготовка докладов по темам «Россия в мировой экономике», «Функции государства в экономике», «Особенности современной экономики России», «Организация международной торговли», «Экономические проблемы Надымского района».

Форма контроля: защита докладов на уроке.

    1. Самостоятельная работа по теме «Социальная роль и стратификация»

Цель работы: определить значение социальных ролей человека в обществе.

Задание:

Подготовка сообщения по теме «Я и мои социальные роли».

Форма контроля: заслушивание сообщений с элементами беседы.


    1. Самостоятельная работа по теме «Социальное поведение»

Цель работы: уметь характеризовать виды социальных норм и санкций, девиантного поведения, его форм проявления, социальных конфликтов, причин и истоков их возникновения в обществе.

Задание:

Подготовка сообщения по теме «Современные социальные конфликты».

Форма контроля: заслушивание сообщений с элементами беседы.


    1. Самостоятельная работа по теме «Важнейшие социальные группы и общности»

Цель работы: уметь объяснять особенности социальной стратификации в современной России, видов социальных групп (молодежи, этнических общностей, семьи).

Задание:

Подготовка устных ответов на вопросы:

1. Какую роль в обществе играет семья?

2. В чем различие социологического и юридического подходов к пониманию семьи?

3. Какие виды семьи существуют?

4. Какие функции выполняет семья?

5. Какие стадии можно выделить в жизненном цикле семьи?

6. В чем состоят особенности семейного права?

7. Что такое брак? Как он заключается?

8. Каковы условия заключения брака?

9. Чем признание брака недействительным отличается от развода?

10. В чем состоят права и обязанности супругов?

11. Что такое брачный договор? Для чего он необходим?

12. В чем заключаются права и обязанности родителей и детей?

13. В чем выражаются алиментные обязательства?

14. Охарактеризуйте варианты устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

15. В чем заключается ответственность за нарушение норм семейного права?

Форма контроля: коллоквиум.


    1. Самостоятельная работа по теме «Государство в политической системе»

Цель работы: изучить значение политики в современном мире, уметь характеризовать государство как политическую систему.

Задание:

Составить план и законспектировать материал учебника стр. 330-342 (Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / А. Г. Важенин. 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 528 с).

Форма контроля: конспект в рабочей тетради.


    1. Самостоятельная работа по теме «Участники политического процесса»

Цель работы: охарактеризовать роль СМИ в избирательном процессе.

Задание:

Подобрать материал по теме «Какова роль современных СМИ в политике?» в интернете. Проанализировать его и записать какую роль играют современные СМИ в политической системе общества.

Форма контроля: запись сообщения-анализа в рабочей тетради.


    1. Самостоятельная работа по теме «Правовое регулирование общественных отношений»

Цель работы: охарактеризовать систему права.

Задание:

Составить тезисный конспект материала учебника стр. 401-424 (Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / А. Г. Важенин. 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 528 с).

Форма контроля: конспект в рабочей тетради.


    1. Самостоятельная работа по теме «Основы конституционного права РФ»

Цель работы: уметь давать характеристику основам конституционного строя Российской Федерации, системам государственной власти РФ, правам и свободам граждан.

Задание:

Составить развернутый план ответа по материалу учебника стр. 445-474 (Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / А. Г. Важенин. 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 528 с).

Форма контроля: собеседование.


    1. Самостоятельная работа по теме «Отрасли Российского права»

Цель работы: уметь давать характеристику основных отраслей российского права.

Задание:

Подготовка докладов по темам «Особенности гражданского права РФ», «Виды частной собственности в РФ», «Особенности трудового законодательства», «Организация способов защиты прав человека», «Административные взыскания: особенности применения».

Форма контроля: защита докладов на уроке.


Список литературы

Основные источники

  1. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / А. Г. Важенин. 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. – 528 с.

  2. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: Практикум / А. Г. Важенин. 8-е изд., перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 208 с.

  3. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: Контрольные задания / А. Г. Важенин. 7-е изд., перераб.– М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 128 с.

Дополнительные источники

  1. Обществознание, 10 класс, Базовый уровень, Боголюбов Л.Н. – М.: 2016

  2. Обществознание, 11 класс, Базовый уровень, Боголюбов Л.Н. – М.: 2016

  3. Обществознание, 10 класс, Кравченко А.И. – М.: 2016

  4. Обществознание, 11 класс, Кравченко А.И., Певцова Е.А. – М.: 2016

  5. ЕГЭ 2016. Обществознание. Типовые тестовые задания. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Королькова Е.С. – М.: 2016

  6. Об образовании в Российской Федерации: ФЗ от 29.12. 2012 № 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ).

  7. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413. Зарегистрировано в Минюсте РФ 07.06.2012 N 24480

  8. Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1645 « О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»

  9. Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259)

  10. Готовимся к Единому государственному экзамену. Обществоведение. - М.: 2015

  11. Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ. – М.: 2016

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации 1993 г. (последняя редакция).

  2. Водный кодекс РФ от 3.06.2006 №74-ФЗ // СЗ РФ. - 2006, №23. - Ст. 2381.

  3. Гражданский кодекс РФ: ч. I от 30.11.1994 №51-ФЗ // СЗ РФ. -1994. - №32. -Ст. 3301; ч. II от 26.01.1996 №14-ФЗ // СЗ РФ. - 1996, № 5. - Ст. 410; ч. III от26.11.2001 №146-ФЗ // СЗ РФ. - 2001, №49. - Ст. 4552; ч. IV от 18.12.2006 №230-ФЗ // СЗ РФ. - 2006, № 52 (ч. I). - Ст. 5496

  4. Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 №136-ФЗ // СЗ РФ. - 2001 , № 44. - Ст. 4147

  5. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // СЗ РФ. - 2002, №1 (ч. I). - Ст. 1

  6. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 №197-ФЗ // СЗ РФ. - 2002, № 1 (ч. I). - Ст. 3

  7. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 №63-ФЗ // СЗ РФ. - 1996, № 25. - Ст. 2954

  8. Закон РФ от 7.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» // СЗ РФ. - 1992, № 15. - Ст. 766.

  9. Закон РФ от 19.04.1991 №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. - 1991, № 18. - Ст. 566

  10. Закон РФ от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2002.

  11. Закон РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» (с изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. - 1995, № 10. - Ст. 823

  12. Закон РФ от 11.02.1993 г. № 4462-1 «О Нотариате» (с изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. - 1993

  13. Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ. // СЗ РФ. - 2002

  14. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ // СЗ РФ. - 2012

  15. Федеральный закон от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // СЗ РФ. - 1999, № 14. - Ст. 1650.

  16. Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ. - 2002, № 2. - Ст. 133.

  17. Федеральный закон от 24.04.1995 №52-ФЗ «О животном мире» // Российская газета. - 1995. - 4 мая.

  18. Федеральный закон от 4.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» // СЗ РФ. - 1999, № 18. - Ст. 2222.

  19. Указ Президента РФ от 16.05.1996 №724 «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы» // Российские вести. - 1996, 18 мая.

  20. Указ Президента РФ от 7.05.2012 №596 «О долгосрочной государственной экономической политике» // Российская газета. - 2012, 9 мая.

Электронные ресурсы

  1. www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).

  2. www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).

  3. www.festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»).

  4. www.base.garant.ru («ГАРАНТ» — информационно-правовой портал).

  5. www.istrodina.com (Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина»)

















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!