СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по планированию сюжетно – ролевой игры в ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ в первую половину дня

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повысить педагогическую компетентность воспитателей по планированию сюжетно-ролевой игры в ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ в первую половину дня.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по планированию сюжетно – ролевой игры в ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ в первую половину дня»

9


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад № 98»

города Магнитогорска









Методические рекомендации

по планированию сюжетно – ролевой игры в ДОУ

с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ

в первую половину дня































Составила:

Соломкина Ирина Владимировна,

воспитатель высшей кв. категории




Магнитогорск, 2023 год



Цель:

Повысить педагогическую компетентность воспитателей по планированию сюжетно-ролевой игры в ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ в первую половину дня.


« Игра – это огромное светлое окно,

через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток представлений,

понятий об окружающем мире»

В.А. Сухомлинский


В последнее время увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), в том числе и детей-инвалидов.

«Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (далее – дети с ограниченными возможностями здоровья) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации». (Извлечение из ФГОС ДО)

Дети с ограниченными возможностями – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие этим детям вести полноценную жизнь.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.


Дети с ОВЗ в дошкольном учреждении

Дети с ОВЗ в ДОУ - это одна из основных проблем неспециализированного детского сада, поскольку процесс взаимного приспособления очень сложен для ребенка, родителей и педагогов. Приоритетной целью интегрированной группы является социализация детей с ОВЗ. Для них дошкольное учреждение становится начальной ступенью. Дети, имеющие разные возможности и нарушения развития, должны научиться взаимодействовать и общаться в одной группе, развивать свой потенциал (интеллектуальный и личностный). Это становится одинаково важным для всех детей, так как позволит каждому из них максимально раздвинуть существующие границы окружающего мира.

Дети с ОВЗ часто имеют проблемы с речевым развитием, поэтому общение со сверстниками у них часто затруднено как на коммуникативном уровне, так и эмоциональном. Необходима тщательная работа по развитию положительных эмоций, а также овладению умения делать их понятными сверстникам, и затем выстраиванию эмоционально положительно окрашенного взаимодействия с другими ребятами. Реализация этой важной задачи возможна чаще всего при непосредственном общении и игровом взаимодействии детей с ОВЗ с другими ребятами.

Также необходимо при работе с детьми учитывать, что нервная система ребят подвижна, эмоциональный фон бывает, неустойчив, ребята достаточно быстро устают, поэтому необходимо в арсенале иметь игры на физическое и эмоциональное расслабление.

Малыши с ограниченными возможностями имеют право развиваться вместе со сверстниками, начиная с раннего возраста. Недостаток группового взаимодействия отрицательно влияет на состояние детей-инвалидов. В специализированных учреждениях прививают нормы поведения и культуры, воспитатели помогают справиться с гиперактивностью, эмоциональной зажатостью или напряжением. Малыш обучается вместе со специалистами по индивидуально подобранной программе, которая включает развивающие упражнения, игры, адекватную физическую нагрузку. На территории детского сада происходит усиленная корректировка имеющихся нарушений и профилактика отклонений здоровья. Малыши учатся выполнять базовые незначительные движения, постепенно переходя от легких к более сложным упражнениям.

Мы можем выделить следующие направления работы специалистов дошкольного учреждения с детьми с ОВЗ:

  • Социализация в ДОУ

  • Сенсорное развитие.

  • Моторное развитие.

  • Развитие речи и коммуникации.

  • Развитие познавательной деятельности.

  • Развитие игровой деятельности.

  • Формирование бытовых навыков.

  • Взаимодействие с родителями.

Рассмотрим наиболее важные элементы игровой деятельности.


Игровая деятельность

Игра для ребенка – это способ познания мира. В игре у детей развивается общая, мелкая и артикуляционная моторика, фонематический слух, правильное звукопроизношение обогащается словарь, формируется грамматический строй и связная речь, развивается мышление.

Обучение сюжетно-ролевой игре должно быть направлено на формирование у детей с ОВЗ инициативности, мобильности, гибкости, динамизма и конструктивности, на умение адаптироваться к изменяющейся игровой обстановке.

Образовательная практика ДОУ включает в себя несколько видов компетентностей ребенка дошкольного возраста:

- коммуникативная (умение объяснить сюжет игры, распределить роли, вести роль в диалоге с другими участниками игры);

- владение ролью, развитие взятой на себя роли;

- владение ролевой и комментирующей речью;

- владение ролевым поведением со сверстниками;

- владение ролевым поведением с игрушкой (режиссерская игра);

- умение согласовывать свои игровые замыслы с партнером;

- умение менять свое ролевое поведение в зависимости от игровой ситуации (предложенной самим ребенком или сверстником);

- организаторские способности (умение увлечь своей игрой других);

- активное создание предметной игровой обстановки по собственной инициативе и замыслу;

- придумывание самостоятельных сюжетов (сюжето-сложение, новые варианты, новые роли, введение сказочных персонажей в реальные условия);

- сочетание реальных и сказочных персонажей;

- согласование замыслов (умение принять чужой замысел, отклонить замысел аргументировано);

- комбинирование в игре знаний, полученных из разных источников;

- умение решать и предупреждать конфликты.

Все перечисленные выше компетентности ребенка позволят ему овладеть технологией игровой деятельности.

Дети с ОВЗ часто не имеют потребности в игре, плохо овладевают манипулятивными действиями с игрушками. Интерес к игре возникает в процессе обучения. Развивающие игры предшествуют освоению деятельности с предметами.

Игровые действия развиваются в два этапа: ознакомительный и отобразительный. Также воспитатель знакомит детей с функцией замещения игрушки предметом. В старшей дошкольном возрасте, у детей с ОВЗ часто присутствует только предметная игра, поэтому воспитатель ставит перед собой задачу усложнения игровых действий, и затем обучения ребенка сюжетной игре, а затем сюжетно-ролевой игре.

В процессе взаимодействия со сверстниками у детей с ОВЗ чаще всего наблюдается параллельная игра. В парной игре дети взаимодействуют со сверстниками через предмет, используют партнера по игре как объект, показывают отдельные игровые действия. Часто детям с ОВЗ сложно ощущать себя в коллективе. Перед педагогом стоит сложная задача вовлечь такого ребенка в сюжетно-ролевые игры с другими детьми и общеколлективные игры.

Вся работа по развитию индивидуальных способностей ведется постепенно: первый этап – индивидуальные игры, второй – участие в парных, групповых играх, и последний этап – самый главный – вовлечение в коллективные игры

Очень часто инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями мешает то, что они не умеют играть: их уровень игровой деятельности заметно отстает от уровня нормально развивающихся сверстников. Поэтому комплексный подход в обучении сюжетно-ролевой игре дошкольников с особыми образовательными потребностями включает следующие компоненты:

- ознакомление детей с окружающим миром в процессе их активной деятельности;

- организация развивающей предметно-игровой среды;

- обучающие игры;

- общение взрослого с детьми в процессе игры;

- взаимосвязь по обучению сюжетно-ролевой игре в работе воспитателя, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога.

Начинать эту работу следует с определения содержания детских игр. Чтобы отражать их в игре, ребенок должен иметь необходимые знания об этом, поэтому в процессе обучения нужно проводить целенаправленную работу по обогащению жизненного опыта детей, формированию у них умения использовать имеющиеся знания в разных жизненных ситуациях.

В процессе специальных игровых занятий дети с особыми образовательными потребностями тоже должны получить разнообразные впечатления, питающие игру, усвоить смысл действий людей в разных сферах деятельности.

Начинать целесообразно с игр-импровизаций, в ходе которых дети смогут превращаться в бабочек, птиц, зайчиков и т. п. Желательно присутствие музыки, которая будет настраивать детей на выполнение вместе с педагогом эмоционально насыщенных действий. Необходимым в организации игр-импровизаций также является использование игровой атрибутики — деталей костюмов, элементов декораций, фрагментов наглядных изображений. Педагоги (воспитатели, логопеды, дефектологи, психолог) учат детей выразительно передавать движениями, мимикой и голосом характер изображаемого персонажа. Обычно игры-импровизации способствуют возникновению эмоционального контакта между детьми и педагогами, содействуют преодолению у детей безразличия, пассивности, а также негативизма по отношению к взрослым.

В процессе игр-импровизаций педагог как бы сбрасывает привычную маску взрослого над детьми. Физический контакт при этом содействует эмоциональным проявлениям, способствует сближению с каждым ребенком, одновременно давая ему образец адекватного эмоционального игрового действия.

Приведем пример такой игры.

Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Цель: побуждение детей отражать в игре быт семьи; развитие умения создавать воображаемую ситуацию и воспроизводить в игре цепочку игровых действий.

Примерный перечень тем: «Утро в семье», «Обед в семье», «Вечер в семье», «Выходной день в семье», «Помогаем маме стирать белье», «Большая уборка в доме», «Праздник в семье: мамин день, день рождения, Новый год» и т. п.

Предварительная работа:

- наблюдения прогулки мам с маленькими детьми;

- игры-занятия «Приготовим куклам обед», «Купание куклы», «Даша проснулась», «Кукла хочет спать», «Куклы собираются на прогулку»;

- совместные игры детей с воспитателем, младших и старших детей;

- чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций к произведениям «Аленушка», «Бабушка-забота» Е. Благининой, «Мой мишка» 3. Александровой.

Атрибуты для игры: куклы, мебель, посуда, строительный конструктор, игрушки-животные, одежда для кукол.

Игровые роли: мама, папа, бабушка, дедушка, дочка, сынок.

План-сценарий игры «Выходной день в семье»

1. Утром семья собирается за завтраком; они решают, кто чем будет заниматься сегодня (с помощью воспитателя).

2. Мама готовит на кухне обед, папа отправляется на машине за продуктами в магазин.

3. Дочка протирает пыль и поливает цветы.

4. Сынок пылесосит ковры по всей квартире.

5. Потом дочка и сынок вместе играют в компьютер.

6. Мама с папой смотрят телевизор.

7. После обеда вся семья отправляется на прогулку в парк (перекрестные действия).

Игровые умения, необходимые для создания индивидуальных и совместных творческих сюжетов, формируются также в играх- драматизациях, в которых содержание, роли и игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. п. Они сходны с сюжетно-ролевыми играми: в основе тех и других — условное воспроизведение явления, действий, взаимоотношений людей и т. д., а также имеются элементы творчества. Своеобразие игр-драматизаций заключается в том, что по сюжету сказки или рассказа дети исполняют определенные роли, воспроизводят события в точной последовательности.

Чаще всего основой игр-драматизаций являются сказки, в которых образы героев очерчены наиболее ярко. Они привлекают детей динамичностью и ясностью поступков, действия четко сменяют одно другое, и дошкольники охотно воспроизводят их. Легко драматизируются любимые детьми народные сказки «Репка», «Колобок», «Теремок», «Три медведя» и др. В играх-драматизациях используются и стихотворения с диалогами, благодаря которым создается возможность воспроизводить содержание по ролям.

Прекрасный язык, увлекательный сюжет, повторы в тексте, динамика развития действия — все это способствует быстрому усвоению содержания игры. При повторном рассказывании сказки дети достаточно хорошо ее запоминают и начинают включаться в игру, выполняя роли отдельных персонажей. Играя, ребенок выражает свои чувства в слове, жесте, мимике и интонации. Костюм в играх дополняет образ, но не должен стеснять ребенка. Если нельзя сделать костюм, нужно использовать его элементы, характеризующие отдельные признаки того или иного персонажа: гребешок петушка, хвост лисы, уши зайчика и т. п. К изготовлению костюмов хорошо привлекать самих детей.

Руководство играми-драматизациями заключается в том, что педагог, прежде всего, подбирает произведения, имеющие воспитательное значение, сюжет которых детям нетрудно усвоить и превратить в игру-драматизацию. При этом большое значение в развитии игры- драматизации, усвоении характерных черт образа и отражении их в роли имеет интерес к ней самого педагога, его умение пользоваться средствами художественной выразительности при чтении или рассказывании. Правильный ритм, разнообразные интонации, паузы и некоторые жесты оживляют образы, делают их близкими детям, возбуждают у них желание играть. Помогая детям усвоить содержание игры, войти в образ, воспитатель использует рассматривание иллюстраций к литературным произведениям, уточняет некоторые характерные черты персонажей и выясняет отношение детей к игре. Повторяя игру, воспитанники все меньше нуждаются в помощи воспитателя и начинают действовать самостоятельно. В игре-драматизации одновременно могут участвовать только несколько человек, и педагог должен сделать так, чтобы все дети поочередно были ее участниками. В этом помогает использование считалок при распределении ролей.

Введение проблемных ситуаций в процесс осуществления перекрестных игровых действий является важным условием для развития самостоятельной игры у детей с ОВЗ. При этом необходимым условием возникновения самостоятельных форм детской игры является педагогическая помощь детям, направленная на формирование предметных представлений, игровых умений и способов совместной деятельности в процессе активного участия самого педагога в играх с детьми.

Работа с детьми с ОВЗ - кропотливая, не всегда заметная, не такая быстрая, как нам хочется, но она должна быть ежесекундной, постоянной и, в итоге, принесет свои плоды. Доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья любое образовательное учреждение делают, прежде всего, педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все. Это место, где ребенок с ограниченными возможностями здоровья может реализовать не только свое право на образование, но и, будучи включенным в полноценную социальную жизнь ровесников, обрести право на обычное детство.








Литература

1. ФГОС дошкольного образования.[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fgos.ru (дата обращения: 30.04.2019).

2. Басилова Т.А., Александрова Н.А. Как помочь малышу со сложным нарушением в развитии; Пособие для родителей, М. : Просвещение, 2008.

3. Верещагина Н.В. Диагностика педагогического процесса в группах дошкольной образовательной организации. С-Пб.:Детство-Пресс., 2015.

4. Воробьев В.Ф. Теоретический анализ проблемы моторного развития детей с ограниченными возможностями здоровья // Научное обозрение. Биологические науки. – 2017. – № 5. – С. 5-12.

5. Григоренко Н.Ю.Специфика речевого развития детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.//Педагогическое образование в России.-2017.-№2.-С.88-93.

6. Прочухаева М.М., Самсонова Е.В. Инклюзивное образование. Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду/ М.М. Прочухаева, Е.В.Самсонова //Вып.4- М., 2010- 189с.

7. Речевое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья / О.А.Безрукова, О.Н.Каленкова, О.Г.Приходько — М. : Русская Речь, 2016 — 112 с. — (Серия «Наука — практике»/отв.ред. О.А.Безрукова).

8. Танцюра С.Ю., Мартыненко С.М., Басангова Б.М.Сопровождение семьи ребенка с ОВЗ: методические рекомендации. - М.:ТЦ Сфера, 2017 – 64с.

9. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта./ Л.М. Щпицына. - СПб.: 2005.- 477с.

10. Мигель Л.А. Основные цели обучения детей с ОВЗ на занятиях физического воспитания. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru/razvitie-krupnoy-motoriki-u-detey-s-ogranichennimi-vozmozhnostyami-zdorovya-1055204.html/ (дата обращения: 29.04.2019).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!