СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по подготовке к ЕГЭ по биологии. Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка содержит теоретический материал для подготовки к ЕГЭ Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания. В разработку включены тестовые задания по данному разделу, соответствующие требованиям ФИПИ.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по подготовке к ЕГЭ по биологии. Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания.»

Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания. Теория.

Кодификатор

1.1. Биология как наука, ее достижения, методы познания живой природы. Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира

1.2. Уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы: клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный. Биологические системы. Общие признаки биологических систем: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращения энергии, гомеостаз, раздражимость, движение, рост и развитие, воспроизведение, эволюция

https://ppt-online.org/639638 презентация.


1.1 Классификация биологических наук


Биология — это комплекс наук о живой природе, который изучает строение и функции живых существ, их разнообразие, происхождение и развитие, а также взаимодействие с окружающей средой.

В настоящее время в состав бологии включают ботанику (растения), зоологию (животные), микробиологию (микроорганизмы, микологию (грибы), систематику (классификация живых организмов), биохимию (химический состав живой материи и химические процессы в ней), цитологию (клетка), гистологию (ткани), анатомию (внутреннее строение), физиологию (процессы жизнедеятельности), эмбриологию (индивидуальное развитие зародыша), этологию (поведение), генетику (наследственность и изменчивость), селекцию (выведение организмов с нужными человеку свойствами), биотехнологию (использование живых организмов и биологических процессов в производстве), эволюционное учение (историческое развитие органического мира), палеонтологию (ископаемые останки), антропологию (историческое развитие человека как биологического вида), экологию (популяции, сообщества, биогеоценозы и биосфера).


1.2 Методы биологических исследований.

Достижения в биологии

Метод – это путь исследования, который проходит ученый, решая какую-либо научную задачу или проблему.

Метод (название)

Описание / Суть метода

Применение, достижения

Общенаучные методы.


Эмпирические (практические).


Эмпирические – основаны на чувственном познании

Научный метод — это совокупность приёмов и операций, используемых при построении системы научных знаний.

Описание

В основе его лежит наблюдение. Последующая запись в полевой дневник наблюдений или на другой носитель.

Он широко применялся еще учёными древности, занимавшихся сбором фактического материала и его описанием (изучение и описание животных и растений), а также применяется в настоящее время (например, при открытии/описании новых видов).

Наблюдение

Наблюдение — метод, с помощью которого исследователь собирает информацию об объекте (восприятие природных объектов с помощью органов чувств).

Наблюдать можно визуально, например, за поведением животных.

Можно наблюдать с помощью приборов за изменениями, происходящими в живых объектах: например, при снятии кардиограммы в течение суток, при замерах веса телёнка в течение месяца. Наблюдать можно за сезонными изменениями в природе, за линькой животных и т.д.

Выводы, сделанные наблюдателем, проверяются либо повторными наблюдениями, либо экспериментально.

Измерение

Измерение различных показателей биологического объекта или явления с помощью измерительных приборов.

Измерение ЧСС человека, измерение веса, роста, объема грудной клетки и т.п.

В палеонтологии измерение веса и линейных размеров находок/ископаемых.

Эксперимент (опыт)

Метод, с помощью которого проверяют результаты наблюдений, выдвинутые предположения (гипотезы).

Это всегда получение нового знания с помощью поставленного опыта

Скрещивания животных или растений с целью получения новой породы или сорта, проверка нового лекарства, выявление функций/роли органоида клетки.

Теоретические.


Теоретические - умозаключения (и не только) на основе фактов, полученных эмпирическими методами. Из них чаще всего используются метод исторических аналогий, анализ, моделирование, экстраполяция, абстрагирование и конкретизация, индукция и дедукция, сравнение, обобщение, систематизация и интерпретация фактов.

Одной практикой не обойтись, хороший исследователь должен опираться на практику, но потом хорошенько всё обдумать и систематизировать.

Сравнение

Сравнение полученных в ходе исследования данных с предыдущими исследованиями или литературными данными.

Для наглядности в дальнейшем составление графиков, таблиц, диаграмм и т.п.

Например, сравнение среднего количества птенцов в гнездах в разные годы.

Классификация

Объединение нескольких объектов в группы на основании общих признаков, заданных исследователем.

Основной метод таксономистов (людей, занимающихся биоразнообразием).

Классификация растений и животных, грибов и микроорганизмов.

Анализ

Процесс мысленного разделения предмета на части (признаки, свойства, отношения) с последующим обдумыванием составляющих по отдельности и в целом (а это уже синтез).

Анализ результатов проведенного исследования в соответствии с поставленными задачами.

Или теоретическое обобщение на основе литературных данных изучение отдельных свойств и структуры органоидов клетки.

Синтез

Соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое.

И дальнейшее объединение этих умозаключений в единую систему, описывающую взаимосвязь и необходимость отдельных структур клетки.

Обобщение

Метод построения гипотез и, в дальнейшем, теорий на основе полученных эмпирических и литературных данных.

Установление родства биологических объектов.

Выявление черт сходства и различия и их важности для конкретного исследования.

Синтетическая теория эволюции обобщила факты и результаты экспериментов из различных областей биологической науки.

Моделирование

Метод, при котором создаётся некий образ объекта (явления, процесса), модель, с помощью которой ученые получают необходимые сведения об изучаемом объекте.

При установлении структуры молекулы ДНК Джеймс Уотсон и Френсис Крик создали из пластмассовых элементов модель молекулы ДНК (двойную спираль), отвечающую данным рентгенологических и биохимических исследований.

В настоящее время компьютерное моделирование процессов и явлений встречается в научных исследованиях всё чаще.

Статистический

Проводится сбор и анализ числовых показателей для дальнейшей обработки. Позволяет получать информацию о динамике изменения показателей, позволяет прогнозировать изменения и своевременно принимать определенные меры.

Выявление частоты встречаемости определенных генов в популяции

Исторический

Применяется для установления взаимосвязей между фактами, процессами, явлениями, происходившими на исторически длительном промежутке времени.

Эволюционное учение развивалось во многом благодаря этому методу.

Палеонтологический

Сбор данных во время палеонтологических раскопок. Входит во все исследования по эволюции и применим для изучения практически всех эволюционных процессов.

Позволяет выявить родство между древними организмами, останки которых находятся в земной коре, в разных геологический слоях.

Возможно определение относительного возраста осадочных толщ земной коры по сохранившимся в них ископаемым остаткам организмов. Позволяет составить филогенетические ряды современных лошади и кита.

Абстрагирование

Отвлечение в процессе познания от некоторых свойств объекта с целью углубленного исследования одной его стороны.

Позволяет не учитывать ряд свойств объекта в ходе конкретного исследования.

Помогает выделить то, что важно.

Для классификации организмов важны как свойства в совокупности, как и по отдельности.

Или, в генетике при анализе наследования конкретного признака, к примеру, окраска венчика цветка, нужно анализировать именно его, абстрагируясь при этом от формы и цвета семени, размера куста и прочих.

Частные методы биологических исследований: КЛЕТКА

Цитологический/ цитогенетический

Исследование строения клетки, её структур, с помощью различных методов микроскопирования (далее).

Метод обнаружения болезнетворных микроорганизмов в пробах, мазках и др. Часто используется в мед.диагностике заболеваний.

Цитогенетический исследует кариотип человека (хромосомы ядра), выявляет наследственные заболевания, связанные с изменением структуры и количества хромосом.

Световая микроскопия

Довольно дешевый и эффективный метод исследования. Актуален до сих пор и без него не обойтись практически ни одному биологу. используют световой микроскоп. Строение его довольно простое, обязательно повторите.

Позволяет наблюдать живые объекты. Можно рассматривать клетку целиком, срез органа, ткань, но не органоиды. Иногда видно ядро и хлоропласты, клеточную стенку.

Электронная микроскопия

Требует длительной и сложной подготовки объекта к микроскопированию, дорогостоящий метод, однако позволяющий рассматривать самые мелкие клеточные структуры.

Изучение повехностных структур клетки, её органоидов, отдельных элементов, ультраструктуры, всё это возможно только благодаря электронному микроскопу. Структура вирусов исследуется и была открыта только таким методом.

Биохимический

Исследование химических процессов, происходящих в организме.

Исследование биохимического анализа крови человека.

Может быть частным методом генетики как науки. Был использован для выявления частных болезней обмена веществ, связанных с наследственностью.

Центрифугирование

Разделение смесей на составляющие под действием центробежной силы.

Изучение состава и свойств смесей.

Применяется для разделения органоидов клетки, легких и тяжелых фракций органических соединений.

Хроматография

Метод разделения компонентов смесей веществ за счет движения этой смеси через вязкий субстрат (бумагу, гель). Чем меньше размер и разветвленность молекул, тем дальше они продвигаются, так происходит разделение.

Метод разделения пигментов растительной клетки.

Метод определения беременности (по наличию определенного гормона в моче или в крови)

Электрофорез

Близкий к хроматографии метод, разделению веществ в геле способствует электрический ток. проводится в хроматографической камере с электродами.

Основной метод ДНК-диагностики. Выделяет ДНК-фрагмент определенного размера/веса/длины из смеси.

Фрагменты видны в УФ-излучении, благодаря предварительному окрашиванию.

Метод меченых атомов

Чтобы проследить за превращением какого-либо вещества в него вводят радиоактивную метку (изотоп какого-либо элемента)

Применяется для изучения процессов, происходящих в живых клетках.

Позволяет проследить круговорот элемента в природе или осаждение вещества в каком-либо органе или ткани.

Метод культивирования клеток и тканей

Основан на выращивании отдельных клеток, тканей и органов вне организма.

Отдельные клетки или кусочки тканей выращивают обычно погруженными в питательную среду.

Таким образом можно получить стерильные материалы для посадки растений. Можно вырастить кусочки тканей человека для трансплантации его собственных тканей или даже органов.

Таким методом выращивают редкие орхидеи, продающиеся в каждом цветочном магазине, наращивают биомассу женьшеня и т.п.

Клеточная инженерия

Совокупность методов, используемых для конструирования новых клеток. Включает культивирование и клонирование клеток на специально подобранных средах, гибридизацию клеток, пересадку клеточных ядер и другие микрохирургические операции по «разборке» и «сборке» (реконструкции) жизнеспособных клеток из отдельных фрагментов.

Клеточная инженерия основана на культивировании растительных и животных клеток и тканей, способных вне организма производить нужные для человека вещества.


Соматическую гибридизацию, т. е. получение гибридов без участия полового процесса, проводят, культивируя совместно клетки различных линий одного вида или клетки различных видов. При определённых условиях происходит слияние двух разных клеток в одну гибридную, содержащую оба генома объединившихся клеток. Удалось получить гибриды между клетками животных, далёких по систематическому положению, напр. мыши и курицы. Соматические гибриды нашли широкое применение как в научных исследованиях, так и в биотехнологии.
Этот метод используется для клонального (бесполого) размножения ценных форм растений; для получения гибридных клеток, совмещающих свойства, например, лимфоцитов крови и опухолевых клеток, что позволяет быстро получить антитела.

Генная инженерия

Совокупность приёмов, методов и технологий получения рекомбинантных РНК и ДНК, выделения генов из организма (клеток), осуществления манипуляций с генами, введения их в другие организмы и выращивания искусственных организмов после удаления выбранных генов из ДНК. Генетическая инженерия не является наукой в широком смысле, но является инструментом биотехнологии

Все методы генетической инженерии применяются для осуществления одного из следующих этапов решения генно-инженерной задачи:

Получение изолированного гена.

Введение гена в вектор (плазмиду или бактериофаг) для переноса в организм.

Перенос вектора с геном в модифицируемый организм.

Преобразование клеток организма.

Отбор генетически модифицированных организмов (ГМО) и устранение тех, которые не были успешно модифицированы.

Методы генетики как науки.

Гибридологический

Основной метод исследования в Менделевской генетике. Им же и был введен в науку: подбирают родительские пары по паре альтернативных признаков и анализируют фенотипическое расщепление в потомстве.

Берем чистые линии родительских особей, отличающихся по какому-либо исследуемому признаку, скрещиваем, наблюдаем в потомстве единообразие, делаем вывод относительно доминирования.

Цитогенетический

Был описан выше в общих методах. Применяется для исследования кариотипа человека.

С помощью цитогенетических методов можно выявить геномные мутации у человека (синдром Дауна, синдром Клайнфельтера и т.д.).

Генеалогический

Применяется при составлении родословных людей, выявлении характера наследования некоторых признаков.

С помощью этого метода выявили сцепленное с полом наследование гемофилии.

Близнецовый

Применяется для выявления степени влияния окружающей среды, воспитания и условий жизни на генотип. Изучаются генотипические и фенотипические особенности одно- и двуяйцовых близнецов.

Можно попробовать разделить влияние наслественности и среды на организм. Близнецов иногда даже воспитывают в разных семьях.

Популяционно-статистический

Это метод изучения распространения наследственных признаков (наследственных заболеваний) в популяциях. Существенным моментом при использовании этого метода является статистическая обработка получаемых данных. 

Изучением генетической структуры популяций занимается особый раздел генетики — популяционная генетика. Для выяснения частот встречаемости тех или иных генов и генотипов используется закон Харди-Вайнберга.

Биохимический

Был описан выше, применяется и как частный метод в генетике.

Позволяет обнаружить нарушения в обмене веществ, вызванные изменением генов и, как следствие, изменением активности различных ферментов. Наследственные болезни обмена веществ подразделяются на болезни углеводного обмена (сахарный диабет), обмена аминокислот, липидов, минералов и др.

Методы селекции как науки.

Родственное скрещивание (инбридинг)

Ведёт к повышению гомозиготности, что, с одной стороны, способствует закреплению наследственных свойств, но с другой — ведёт к снижению жизнеспособности, продуктивности и вырождению.

Чаще применяют в растениеводстве при самоопылении сортовых культурных растений. Получение чистопородных популяции лошадей; чистых линии породистых собак; видовое однообразие нужных пород кошек.

Скрещивание неродственных особей (аутбридинг)

Позволяет получить гетерозисные гибриды.

Явление повышенной урожайности и жизнеспособности у гибридов первого поколения, полученных при скрещивании родителей чистых линий, называется гетерозисом.

Таким способом разводят лошадей, коров, свиней, собак и других домашних животных.

Межвидовая (отдалённая) гибридизация

Используется для получения гибридов, сочетающих ценные свойства родительских форм. Обычно отдалённые гибриды бесплодны, так как хромосомы родительских видов отличаются настолько, что невозможен процесс конъюгации, в результате чего нарушается мейоз

Тритикале — гибрид пшеницы и ржи, мул — гибрид кобылы с ослом, лошак — гибрид коня с ослицей.

Искусственный мутагенез

Воздействие на организм в условиях эксперимента каким-либо мутагенным фактором для возникновения мутации с целью изучения влияния фактора на живой организм или получения нового признака. Мутации носят ненаправленный характер, поэтому селекционер сам отбирает организмы с новыми полезными свойствами.

Используется для получения штаммов микроорганизмов.

Индивидуальный отбор

Выделение отдельных особей с желательными признаками и получение от них потомства.


Массовый отбор чаще применяют в селекции растений, а индивидуальный — в селекции животных,

Массовый отбор

Выделение из исходного материала целой группы особей с желательными признаками и получение от них потомства.

Полиплоидизация

Полиплоидия — увеличение числа хромосомных наборов. Получают искусственные полиплоиды при помощи химических веществ, которые разрушают веретено деления, в результате чего удвоившиеся хромосомы не могут разойтись, оставаясь в одном ядре. Одно из таких веществ — колхицин.

Используется в растениеводстве. Полиплоиды отличаются быстрым ростом, крупными размерами и высокой урожайностью. В сельскохозяйственной практике широко используются триплоидная сахарная свекла, четырёхплоидный клевер, рожь и твердая пшеница, а также шестиплоидная мягкая пшеница.

Один из путей преодоления стерильности межвидовых гибридов.


Методы исследования эволюции

Палеонтологические


Практически все методы палеонтологии применимы для изучения эволюционных процессов. Важнейшие из этих методов: выявление ископаемых промежуточных форм, восстановление филогенетических рядов и обнаружение последовательности ископаемых форм.

Наибольшую информацию палеонтологические методы дают о состоянии биосферы на различных этапах развития органического мира вплоть до современности, о последовательности смен флор и фаун.

Биогеографические

Биогеографические методы основаны на анализе распространения ныне существующих видов. Особое значение имеет изучение распространения реликтовых форм.

Даёт информацию о местонахождении очагов происхождения таксонов, путях их расселения, влиянии климатических условий и изоляции на развитие видов.

Эмбриологический

Данный метод основан на проявлении закономерностей эмбрионального развития, таких как закон зародышевого сходства и биогенетический закон

Выявление зародышевого сходства. В первой половине XIX в. выдающийся натуралист К. Бэр сформулировал «закон зародышевого сходства: чем более ранние стадии индивидуального развития исследуются, тем больше сходства обнаруживается между различными организмами. Например, на ранних стадиях развития эмбрионы позвоночных не отличаются друг от друга. Лишь на средних стадиях развития в сравниваемом ряду у зародышей появляются особенности, характерные для рыб и амфибий; на ее более поздних стадиях – особенности рептилий, птиц и млекопитающих.

Морфологические методы


Морфологические (сравнительно-анатомические, гистологические и др.) методы позволяют на основе сравнения сходств и различий в строении организмов судить о степени их родства.

Изучение строения современных организмов, относящихся к группам с различным эволюционным возрастом с целью выявления общих и различных черт их организации. Изучают гомологичные и аналогичные органы, рудименты и атавизмы.

Молекулярно-генетические методы


Сравнения последовательности ДНК разных генов у разных организмов могут сказать учёному много нового об эволюционных взаимоотношениях организмов, которые не могут иначе быть обнаружены на основе на морфологии, или внешней форме организмов, и их внутренней структуре. Поскольку геномы эволюционируют через постепенное накопление мутаций, количество отличий последовательности нуклеотидов между парой геномов разных организмов должно указать, как давно эти два генома разделили общего предка. Два генома, которые разделились в недавнем прошлом, должны иметь меньшие отличий, чем два генома, чей общий предок очень давний. Потому, сравнивая разные геномы друг с другом, возможно получить сведения об эволюционном взаимоотношения между ними. Это является главной задачей молекулярной филогенетики.

Большая и разнообразная группа методов, предназначенная для выявления вариаций (повреждений) в структуре участка ДНК (аллеля, гена, региона хромосомы) вплоть до расшифровки первичной последовательности оснований. В основе этих методов лежат генно-инженерные манипуляции с ДНК и РНК.



Проблема – это вопрос, задача, требующие решения. Решение проблемы ведет к получению нового знания. Решение проблемы требует от исследователя сбора фактов, их анализа и систематизации (к примеру, "как возникает приспособленность организмов к среде обитания"?)

Гипотеза – предположение, предварительное решение ("ответ") поставленной задачи. Гипотеза проверяется экспериментально (например, "гипотеза происхождения жизни на Земле").

Теория – это обобщение основных идей в какой-либо области научного знания (теория эволюции обобщает все существующие на данный момент научные данные, полученные исследователями на протяжении многих десятилетий). Со временем теории дополняются развиваются (например, синтетическая теория эволюции дополняет Дарвиновскую), но некоторые из них могут быть и опровергнуты.

Примеры формулировок, используемых в тестах ЕГЭ (ЛИНИЯ 1)

Метод

Применение метода

биохимический

изучение активности фермента

биохимический

установление состава веществ крови

биохимический

анализ мочи на содержание сахара в ней

биохимический

установление состава веществ лимфы

биохимический (титрование)

определение количества сахара в крови

генеалогический

изучение характера наследования признаков человека

генеалогический

составление родословной человека и изучение характера наследования признака

генная инженерия

конструирование новой комбинации нуклеотидов в гене

искусственное осеменение

получение яйцеклеток и сперматозоидов высокопродуктивных животных, дальнейшее проведение осеменения в пробирке и имплантация эмбрионов в матки беспородных самок

исторический

описание эволюционного развития организмов

клеточная инженерия

конструирование клетки путем соматической гибридизации

клеточная инженерия

реконструкция яйцеклеток и клонирование животных

клеточная инженерия

развитие животного из реконструированной яйцеклетки

клонирование

из яйцеклетки удаляют ядро и в нее пересаживают ядро соматической клетки генетически ценного организма, затем стимулируют дробление реконструированной зиготы электрошоком и трансплантируют эмбрион в матку любой самки того же вида

культура клеток и тканей

изучение факторов размножения, роста клеток в искусственной среде

меченых атомов

введение радиоактивных изотопов элемента в молекулы веществ

меченых атомов

выяснение способа репликации ДНК

микроскопия (микроскопирование)

изучение строения растительной клетки на фиксированном препарате

микроскопия (микроскопирование)

изучение строения органоидов

микроскопия (микроскопирование)

определение структуры митохондрии

молекулярно-генетический

изучение молекулы ДНК

мониторинг

контроль наличия в средах предельно допустимых концентраций вредных для жизни организмов веществ

мониторинг

длительный контроль содержания углекислого газа в атмосфере

наблюдение

сроки впадения в спячку сурков

наблюдение

описание живой природы

наблюдение

регистрация смены месячной температуры

наблюдение

сбор информации о поведении животного

обобщение

формулировка правил, законов на основ сравнения результатов экспериментов

популяционно-статистический

изучение распространения признака в популяции

сравнение

выявление общих закономерностей живой природы

сравнение (обобщение)

сопоставление наблюдаемых свойств биологических объектов

статистический

распространение признака в популяции

флюорография

изменения структуры органов

хроматография (хроматографический)

изучение скорости движения растворенных веществ в адсорбенте

хроматография (хроматографический)

разделение основных пигментов из экстракта листьев

центрифугирование

разделение клеточных структур

центрифугирование

разделение клеточной массы по фракциям

центрифугирование

разделение органоидов клетки по массе и размерам

цитогенетический

исследование хромосомных и геномных мутаций

цитогенетический

синдром Дауна

цитогенетический

микроскопическое исследование количества и морфологии хромосом

цитогенетический, цитологический, микроскопирование

определение числа хромосом в кариотипе

эксперимент

влияние длины дня на цветение растений

эксперимент

описание жизни организма в лабораторных условиях

эмбриологический

установление закономерностей развития зародышей позвоночных животных



1.3 Структурные уровни организации живых систем

Уровни организации живых систем отражают соподчиненность, иерархичность структурной организации жизни; отличаются друг от друга сложностью организации системы (клетка устроена проще по сравнению с многоклеточным организмом или популяцией). Уровень жизни — это форма и способ ее существования.

Уровни организации

Биологическая система

Компоненты, образующие систему

Основные процессы

Молекулярно-генетический уровень

Молекула

Отдельные биополимеры (ДНК, РНК, белки, липиды, углеводы и др.)

На этом уровне жизни изучаются явления, связанные с изменениями (мутациями) и воспроизведением генетического материала, обменом веществ.

Клеточный

Клетка

Комплексы молекул химических соединений и органоиды клетки

Синтез специфических органических веществ; регуляция химических реакций; деление клеток; вовлечение химических элементов Земли и энергии Солнца в биосистемы

Организменный

Организм

Системы органов

Обмен веществ; раздражимость; размножение; онтогенез. Нервно-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности. Обеспечение гармоничного соответствия организма его среде обитания

Популяционно-видовой

Популяция

Группы родственных особей, объединенных определенным генофондом и специфическим взаимо-действием с окружающей средой

Генетическое своеобразие; взаимодействие между особями и популяциями; накопление элементарных эволюционных преобразований; выработка адаптации к меняющимся условиям среды

Биогеоценотический

Биогеоценоз

Популяции разных видов; факторы среды; пространство с комплексом условий среды обитания

Биологический круговорот веществ и поток энергии, поддерживающие жизнь; подвижное равновесие между живым населением и абиотической средой; обеспечение живого населения условиями обитания и ресурсами

Биосферный

Биосфера

Биогеоценозы и антропогенное воздействие

Активное взаимодействие живого и неживого (косного) вещества планеты; биологический глобальный круговорот; активное биогеохимическое участие человека во всех процессах биосферы



1.4 Свойства живого

Признаки биологических систем - критерии, отличающие биологические системы от объектов неживой природы:

1. Единство химического состава. В состав живых организмов входят те же химические элементы, что и в объекты неживой природы. Однако соотношение различных элементов в живом и неживом неодинаково. В неживой природе самыми распространенными элементами являются кремний, железо, магний, алюминий, кислород. В живых же организмах 98% элементарного (атомного) состава приходится на долю всего четырех элементов: углерода, кислорода, азота и водорода. Эти элементы называются органогенами.

2Обмен веществ. К обмену веществ с окружающей средой способны все живые организмы. Они поглощают из среды элементы питания и выделяют продукты жизнедеятельности. В неживой природе также существует обмен веществами, однако при небиологическом круговороте они просто переносятся с одного места на другое или меняют свое агрегатное состояние: например, смыв почвы, превращение воды в пар или лед и др. У живых же организмов обмен веществ имеет качественно иной уровень. В круговороте органических веществ самыми существенными являются процессы синтеза и распада (ассимиляция и диссимиляция — см. дальше), в результате которых сложные вещества распадаются на более простые и выделяется энергия, необходимая для реакций синтеза новых сложных веществ. Обмен веществ обеспечивает относительное постоянство химического состава всех частей организма (гомеостаз) и как следствие — постоянство их функционирования в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды.

3Самовоспроизведение (репродукция, размножение) — свойство организмов воспроизводить себе подобных. Процесс самовоспроизведения осуществляется практически на всех уровнях жизни. Существование каждой отдельно взятой биологической системы ограничено во времени, поэтому поддержание жизни связано с самовоспроизведением. В основе самовоспроизведения лежит образование новых молекул и структур, обусловленное информацией, заложенной в нуклеиновой кислоте — ДНК, которая находится в родительских клетках.

4Наследственность — способность организмов передавать свои признаки, свойства и особенности развития из поколения в поколение. Наследственность обеспечивается стабильностью ДНК и воспроизведением ее химического строения с высокой точностью. Материальными структурами наследственности, передаваемыми от родителей потомкам, являются хромосомы и гены.

5Изменчивость — способность организмов приобретать новые признаки и свойства; в ее основе лежат изменения материальных структур наследственности. Это свойство как бы противоположно наследственности, но вместе с тем тесно связано с ней. Изменчивость поставляет разнообразный материал для отбора особей, наиболее приспособленных к конкретным условиям существования, что, в свою очередь, приводит к появлению новых форм жизни, новых видов организмов.

6Рост и развитие. Способность к развитию — всеобщее свойство материи. Под развитием понимают необратимое направленное закономерное изменение объектов живой и неживой природы. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта, изменяется его состав или структура. Развитие живой формы материи представлено индивидуальным развитием (онтогенезом) и историческим развитием (филогенезом). Филогенез всего органического мира азывают эволюцией.

На протяжении онтогенеза постепенно и последовательно проявляются индивидуальные свойства организмов. В основе этого лежит поэтапная реализация наследственных программ. Индивидуальное развитие часто сопровождается Ростом — увеличением линейных размеров и массы всей особи и ее отдельных органов за счет увеличения размеров и количества клеток.

Историческое развитие сопровождается образование новых видов и прогрессивным усложнением жизни. В результате эволюции возникло все многообразие живых организмов на Земле.

7Раздражимость — это специфические избирательные ответные реакции организмов на изменения окружающей среды. Всякое изменение окружающих организм условий представляет собой по отношению к нему раздражение, а его ответная реакция является проявлением раздражимости. Отвечая на воздействия факторов среды, организмы взаимодействуют с ней и приспосабливаются к ней, что помогает им выжить.

Реакции многоклеточных животных на раздражители, осуществляемые и контролируемые центральной нервной системой, называются рефлексами. Организмы, не имеющие нервной системы, лишены рефлексов, и их реакции выражаются в изменении характера движения (таксисы)- у одноклеточных) или роста (тропизмы) - у растений).

8Дискретность (от лат. discretus — разделенный). Любая биологическая система состоит из отдельных изолированных, то есть обособленных или отграниченных в пространстве, но тем не менее, тесно связанных и взаимодействующих между собой частей, образующих структурно-функциональное единство. Так, любая особь состоит из отдельных клеток с их особыми свойствами, а в клетках также дискретно представлены органоиды и другие внутриклеточные образования.

Дискретность строения организма — основа его структурной упорядоченности. Она создает возможность постоянного самообновления системы путем замены износившихся структурных элементов без прекращения функционирования всей системы в целом.

9Саморегуляция (авторегуляция) — способность живых организмов поддерживать постоянство своего химического состава и интенсивность физиологических процессов (гомеостаз). Саморегуляция осуществляется благодаря деятельности нервной, эндокринной и некоторых других регуляторных систем. Сигналом для включения той или иной регуляторной системы может быть изменение концентрации какого-либо вещества или состояния какой-либо системы.

10Ритмичность — свойство, присущее как живой, так и неживой природе. Оно обусловлено различными космическими и планетарными причинами: вращением Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси, фазами Луны и т.д.

Ритмичность проявляется в периодических изменениях интенсивности физиологических функций и формообразовательных процессов через определенные равные промежутки времени. Хорошо известны суточные ритмы сна и бодрствования у человека, сезонные ритмы активности и спячки у некоторых млекопитающих и многие другие. Ритмичность направлена на согласование функций организма с периодически меняющимися условиями жизни.

11Энергозависимость. Биологические системы являются «открытыми» для поступления энергии. Под «открытыми» понимают динамические, т.е. не находящиеся в состоянии покоя системы, устойчивые лишь при условии непрерывного доступа к ним веществ и энергии извне. Живые организмы существуют до тех пор, пока в них поступают из окружающей среды энергия и вещества в виде пищи. В большинстве случаев организмы используют энергию Солнца: одни непосредственно — это фотоавтотрофы (зеленые растения и цианобактерии), другие опосредованно, в виде органических веществ потребляемой пищи, — это гетеротрофы (животные, грибы и бактерии).



















































Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания. Практика.

Задания: Линия 1

1. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований». Запишите в ответе

пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком. ______________________

2. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований». Запишите в ответе

пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком. ______________________

3. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований». Запишите в ответе

пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком. _____________________

4. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований». Запишите в ответе

пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком. _____________________

5. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований». Запишите в ответе

пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком. _____________________

6. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований». Запишите в ответе

пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком. _____________________

7. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований». Запишите в ответе

пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком. _____________________

8. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований». Запишите в ответе

пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком. _____________________

9. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований». Запишите в ответе

пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком. ________________________

10. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований». Запишите в ответе

пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.________________________

11. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований». Запишите в ответе

пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком. ________________________

12. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований». Запишите в ответе

пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком. _________________________

15. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований». Запишите в ответе

пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком. _______________________

17. Рассмотрите таблицу «Методы генетики» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин

________________________.


18. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований». Запишите в ответе

пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком. ________________________


19. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком. _________________________


20. Рассмотрите таблицу «Методы биологии» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.


21. Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.



22. Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.



23. Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.



24. Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.



25. Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.



26. Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.



27. Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.


28. Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.



29. Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.



30. Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.



31. Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.



32. Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.



33. Рассмотрите таблицу «Признаки (свойства) живой материи». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.

Свойство

Характеристика

Адаптация

Способность приспосабливаться к условиям окружающей среды

?

Способность воспроизводить себе подобных


34. Рассмотрите таблицу «Основные свойства живых систем» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

Свойство

Характеристика

Саморегуляция

Способность живых организмов поддерживать постоянство физико-химического состава, интенсивность физиологических процессов в меняющихся условиях окружающей среды

 _____________

Периодические изменения интенсивности физиологических процессов и функций с различными периодами колебаний


35. Рассмотрите таблицу «Основные свойства живых систем» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

Свойство

Характеристика

Рост

Увеличение размеров, массы и объёма организма

 

Необратимое направленное закономерное изменение живых и неживых систем, в результате которого появляются качественно новые состояния систем


36. Рассмотрите таблицу «Признаки живых систем». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.

 

Признаки живых систем

Примеры

Ритмичность

Чередование сна и бодрствования

?

Появление птенцов в колонии пингвинов


37. Рассмотрите таблицу «Общие признаки биологических систем». Запишите
в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.

 

Признаки живого

Примеры

Эволюция

Филогенез рода Человек

?

Миграция деревенских ласточек как реакция на уменьшение длины светового дня


38. Рассмотрите таблицу «Общие признаки биологических систем». Запишите
в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.

 

Признаки живого

Примеры

Обмен веществ

Фотосинтез в листе растения

?

Деление клетки бактерии


39. Рассмотрите таблицу «Общие признаки биологических систем». Запишите
в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.

 

Признаки живого

Примеры

Клеточное строение

Эритроциты, миоциты, нейроны человека

?

Поддержание нормальных значений температуры тела, уровней артериального давления и глюкозы у человека


40. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.

 

Метод

Применение метода

Генеалогический

Изучение наследования аномальных признаков в поколениях человека

?

Целенаправленное длительное изучение объекта или явления без вмешательства извне


41. Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.

 

Метод

Применение метода

Гибридологический

Скрещивание организмов с альтернативными признаками

?

Систематизация организмов на основе их сравнения и объединения в группы


42. Рассмотрите таблицу «Признаки живых систем». Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в таблице вопросительным знаком.

 

Признаки живых систем

Примеры

Историческое развитие / филогенез

Образование новых видов живых организмов и усложнение жизненных форм

?

Расщепление высокоэнергетических молекул


Задания: Линия «Множественный выбор»


42. Выберите три верных ответа и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие методы используют для изучения строения и функций клетки?

1) генная инженерия

2) микроскопирование

3) цитогенетический анализ

4) культуры клеток и тканей

5) центрифугирование

6) гибридизация

43. Выберите три верных ответа и запишите цифры, под которыми они указаны. Какие признаки служат сходными для живых и неживых объектов природы?
1) клеточное строение
2) изменение температуры тела
3) наследственность
4) раздражимость
5) перемещение в пространстве

6) ритмичность

44. Выберите три верных ответа и запишите цифры, под которыми они указаны. Живое от неживого отличается
1) способностью изменять свойства других объектов
2) способностью изменять свои свойства под воздействием окружающей среды
3) способностью реагировать на воздействия окружающей среды
4) способностью участвовать в круговороте веществ
5) способностью воспроизводить себе подобных

6) способность развиваться
45. Выберите три верных ответа и запишите цифры, под которыми они указаны. Клеточный уровень организации совпадает с организменным у
1) бактериофагов
2) амёбы дизентерийной
3) вирус полиомиелита
4) кролика дикого
5) эвглены зелёной

6) дрожжей

46. Выберите два верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Клеточному и организменному уровням организации жизни одновременно соответствуют.
1) гидра пресноводная
2) спирогира
3) улотрикс
4) хлорелла
5) цианобактерия

6) пеницилл

47. Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. На популяционно-видовом уровне организации жизни находятся
1) рыбы озера Байкал
2) птицы Арктики
3) Амурские тигры Приморского края России
4) городские воробьи Парка культуры и отдыха
5) синицы Европы

6) серые крысы на городской свалке

47. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Научные области, в которых основным методом является микроскопия, — это

1) цитология

2) гистология

3) изучение родословных

4) микробиология

5) бионика

6) биохимия

49. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Сущность гибридологического метода заключается в

1) количественном учете фенотипических признаков потомков

2) применении массового отбора

3) подборе родителей по норме реакции

4) скрещивании особей, различающихся по нескольким признакам

5) использовании генетических карт

6) изучении характера наследования альтернативных признаков

50. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Методами изучения строения и функций структур клетки являются

1) гибридизация

2) центрифугирование

3) микроскопирование

4) близнецовый метод

5) генная инженерия

6) культуры клеток и тканей

51. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Методами селекции являются

1) световое микроскопирование

2) инбридинг

3) гетерозис

4) биохимический

5) аутбридинг

6) центрифугирование

52. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Основными методами физиологии являются

1) наблюдение

2) электронная микроскопия

3) гибридологический

4) эксперимент

5) световая микроскопия

6) лабораторный анализ

53. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. В анатомии современными методами исследования являются:

1) эксперимент

2) компьютерная томография

3) рентгенологический

4) ультрозвуковая томография

5) анкетирование

6) центрифугирование

54. Выберите три верных ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Что из нижеперечисленного можно установить экспериментальным методом?

1) сроки весенней линьки у белки

2) влияние удобрений на рост комнатного растения

3) сроки прилёта или отлёта перелётных птиц

4) высоту комнатного растения

5) условия прорастания семян

6) зависимость скорости фотосинтеза от температуры


Задания: Линия «Установление последовательности»

55. Установите, в какой последовательности располагаются уровни организации живого. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) популяционный
2) клеточный
3) видовой
4) биогеоценотический
5) молекулярно-генетический
6) организменный

56. Расположите в правильном порядке соподчинение систем разных уровней, начиная с наименьшего. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) биосфера
2) экосистема
3) биоценоз
4) консумент
5) плотоядное животное

6) волк

57. Расположите в правильном порядке соподчинение систем разных уровней, начиная с наибольшего. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) соединительная ткань
2) ион железа
3) эритроцит
4) гемоглобин
5) форменные элементы
6) кровь

58. Установите последовательность соподчинения уровней жизни, начиная с наименьшего. Запишите соответствующую последовательность цифр.
1) ключица
2) остеоцит
3) компактное вещество
4) плечевой пояс
5) верхняя конечность
6) рибосома

Задания: Линия «Установление соответствий»

59. Установите соответствие между научным методом и его функциями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЕМ МЕТОД

А) разделение смесей на основе разной скорости движения молекул в абсорбенте 1) центрифугирования

Б) разделение пигментов в зависимости от их цвета и состава 2) меченых атомов

В) осаждение клеточных структур в зависимости от их плотности и массы 3) хроматография

Г) обнаружение вещества в месте его накопления

Д) выяснение времени продвижения вещества через клеточные мембраны к больному органу

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д







60. Установите соответствие между приёмами и методами биотехнологии: для этого к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИЁМ МЕТОД

A) работа с каллусными клетками 1) клеточная инженерия

Б) введение плазмид в бактериальные клетки 2) генная инженерия

B) гибридизация соматических клеток

Г) трансплантация ядер клеток

Д) получение рекомбинантной ДНК и РНК

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д







61. Установите соответствие между методами и видами селекции: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИЁМ МЕТОД

A) метод ментора 1) селекция животных

Б) испытание производителя по потомству 2) селекция растений

B) массовый отбор

Г) оценка по экстерьеру

Д) получение полиплоидов

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д







62. Установите соответствие между примерами исследований и группами методов биологии: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕР ИССЛЕДОВАНИЯ ГРУППА МЕТОДОВ

А) микроскопирование кишечной палочки 1) теоретические

Б) маршрутный учёт животных по следам 2) эмпирические

В) описание нового вида электрического ската

Г) моделирование экосистем озера Байкал

Д) выработка условного рефлекса на звонок у собаки

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д







63. Установите соответствие между примерами и методами изучения эволюции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ЭВОЛЮЦИИ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ

A) закладка жаберных дуг в онтогенезе человека 1) палеонтологический

Б) останки зверозубых ящеров 2) эмбриологический

B) филогенетический ряд лошади

Г) сходство зародышей классов позвоночных

Д) сравнение флоры пермского и триасового периодов

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д







64. Установите соответствие между характеристикой метода изучения наследственности человека и его названием.

ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОД

A) изучается число хромосом на стадии метафазы митоза 1) цитогенетический

Б) исследуется родословная семьи 2) генеалогический

B) определяется наличие геномных мутаций

Г) определяется наличие хромосомных мутаций

Д) устанавливается рецессивный признак

Е) выявляется сцепленность признака с полом

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

Е








65. Установите соответствие между примерами и методами изучения эволюции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ

A) филогенетические ряды 1) палеонтологический

Б) гомологичные органы 2) сравнительно-морфологический

B) переходные формы

Г) рудименты

Д) атавизмы

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д







66. Установите соответствие между примерами самовоспроизведения и уровнями биосистем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.


Примеры самовоспроизведения

Уровни биосистем

А) размножение смородины отводками

Б) редупликация (самоудвоение) ДНК

В) почкование пресноводной гидры

Г) самосборка митохондрий и хлоропластов

Д) образование спор у гриба мукора

Е) дробление зиготы

1) организменный

2) молекулярно-генетический

3) органоидно-клеточный


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д







67. Установите соответствие между примерами саморазвития и уровнями биосистем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Примеры самовоспроизведения

Уровни биосистем

А) развитие наружных жабр у головастика

Б) появление подвидов у белки обыкновенной

В) превращение гусеницы в бабочку

Г) появление лишайников на голых скалах

Д) гибель самцов уток во время зимовки

Е) заболачивание пруда

1) организменный

2) популяционно-видовой

3) биогеоценотический (экосистемный)


Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д







68. Установите соответствие между характеристикой живого и его свойством: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Характеристика живого

Свойства живого

А) использование внешних источников энергии в виде пищи и света.

Б) увеличение размеров и массы.

В) постепенное и последовательное проявление всех свойств организма в процессе индивидуального развития.

Г) в основе сбалансированные процессы ассимиляции и диссимиляции.

Д) обеспечение относительного постоянства химического состава всех частей организма.

Е) в результате этого свойства возникает новое качественное состояние объекта.

1) способность к росту и развитию;

2) обмен веществ и энергии.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д







Задание: Линия 20

69. Проанализируйте таблицу «Методы изучения организма человека». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

Список терминов:

1) кардиограмма

2) центрифугирование

3) анализ крови

4) цитогенетический

5) генеалогический

6) состав смеси веществ

7) метод культуры тканей

8) репликация ДНК

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В





70. Проанализируйте таблицу «Методы изучения организма человека». Заполните пустые ячейки, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

Список терминов:

1) биохимический

2) генеалогический

3) кардиограмма

4) метод культуры тканей

5) микроскопирование

6) репликация ДНК

7) состав смеси веществ

8) центрифугирование

А

Б

В




апишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!