Мастерова Светлана Анатольевна, учитель английского языка
МБОУ «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа №1»
Методические рекомендации
по подготовке к выполнению заданий
раздела «Письмо» ЕГЭ по английскому языку.
Выполнила: Мастерова Светлана Анатольевна
учитель английского языка,
высшей категории
СОДЕРЖАНИЕ
1. Информационная карта учителя…………………………………….……………. …... .3
2. Методические рекомендации по выполнению заданий раздела С1 «Письмо»……….7
2.1 Методические рекомендации по выполнению заданий раздела С2 «Эссе»… ……. .9
2.2 Алгоритм работы при подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по разделу «Письмо»……11
2.3 Критерии оценивания раздела «Письмо»……………………………………. ….. .. 21
3. Список использованной литературы……………………………………………. …… .24
Информационная карта учителя
|
Ф.И.О. Мастерова Светлана Анатольевна |
Место работы | МБОУ «Красногвардейская СОШ №1» 461150, Оренбургская область, Красногвардейский район, с. Плешаново, ул. Ленина, 121, |
Телефон | 8-35345-3-13-71 |
Должность | учитель английского языка |
Стаж работы в должности | 22 года |
Квалификационная категория | высшая |
1. Тема инновационного педагогического опыта | Стратегия подготовки к итоговой аттестации по английскому языку в форме ЕГЭ по разделу «Письмо". |
2.Сущность методической системы учителя, отражающей ведущие идеи опыта | 1.Систематизация банка нормативно-правовых документов по проведению государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ. 2.Совершенствование системы подготовки учащихся к государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ. 3.Организация системы разноуровневого обучения и обобщающего повторения материала. 4. Отбор среди различных систем обучения оптимальных методов и приёмов, которые способствуют более качественной подготовке учащихся для успешной сдачи ЕГЭ. 5.Осуществление индивидуализации обучения за счёт выстраивания индивидуальных образовательных маршрутов. 6.Пополнение банка тренировочных материалов. 7.Повышение качества результатов ЕГЭ. |
|
3.Работа по распространению собственного опыта, представление методической системы на различных уровнях (формы, интеллектуальные продукты) | Мастер-класс «Особенности подготовки к ОГЕ и ЕГЭ » ;2015г Круглый стол «Актуальные проблемы преподавания иностранных языков в школах региона и пути их решения» ;2016г Всероссийский конкурс методических разработок «Инновации педагогики-2015г» обобщение опыта, диплом 2 степени; Свидетельство о размещении методической разработки «Обобщение опыта работы» на интернет-портале Международной фундации педагогических новацийwww.mfpn.ru 2015г Элективный курс для подготовки к ЕГЭ по английскому языку для 10-11классов,2016г. Разработка банка контрольных работ по английскому языку для 6-8,10-11классов. Выступала с докладами на РМО: Доклад по теме: «Современные (активные) методы обучения как средство повышения качества знаний учащихся по иностранному языку», 2015г. Мастер-класс « Стратегии написания и проверки раздела «Письмо» при подготовки к ОГЭ по иностранному языку, 2015г. Круглый стол «Основы учебной, исследовательской и проектной деятельности по иностранному языку». Доклад по теме: Внеурочная работа с учащимися по иностранному языку, как сфера формирования учебно-познавательных компетенций. |
4.Результативность реализации методической системы | Регулярное использование на уроках и внеурочной деятельности заданий в формате ЕГЭ, стратегий и алгоритмов работы с каждым типов заданий, повысило качество подготовленности и качество знаний по предмету, позволило учащимся более уверенно чувствовать себя при выполнении заданий каждого раздела, особенно раздела «Письмо», и, применить свои знания при проведении конкурсов, викторин, олимпиад. |
5. Материалы из опыта работы | Рабочие программы по английскому языку 5-11 класс; Методические рекомендации по тематическому распределению лексических игр в начальных классах.,2014г. Мастер-класс: «Демонстрация ролевой игры при обучении английского языка»,2014г Методическая разработка урока и мультимедийный продукт по теме «Мои планы на выходные», 5 класс; Методическая разработка урока и мультимедийный продукт по теме «Зачем мы изучаем английский?», 7 класс; 2016г Методическая разработка урока и мультимедийный продукт по теме «Телевидение преимущества и недостатки» , 6 класс; 2015г Методические рекомендации по разработке технологической карты современного урока в соответствие с ФГОС. Банк контрольных работ для проведения муниципального мониторинга учащихся 6-8 классов; 2015,2016г Тесты по английскому языку для учащихся 5-11 классов. Разработала методический материал для подготовки учащихся к итоговой аттестации: |
6.Местонахождение обобщенного опыта | Сайт http://multiurok.ru/svetlankamaster |
Аннотация
Данная статья посвящена актуальному вопросу современного образования, а именно: подготовке обучающихся к экзамену по иностранному языку.
Цель данной методической разработки:
- представить систему упражнений, способствующую эффективной подготовке учащихся к успешному выполнению заданий ЕГЭ по разделу «Письмо»;
- оказать методическую и практическую поддержку учителям и обучающимся по работе над формированием соответствующих навыков и умений.
В статье представлены практические рекомендации по подготовке школьников к экзаменупо выполнениюзаданий раздела «Письмо» ЕГЭ по английскому языку и авторская технология подготовки к ЕГЭ с конкретным алгоритмом действий. Учебно-тренировочные задания по разделу "Письмо" можно использовать в качестве практического материала для подготовки к экзамену. Упражнения сгруппированы по типам заданий, которые проверяют различные умения и представляют разные уровни сложности. Перед каждым типом задания приведены рекомендации по его выполнению. В приложении приведены критерии оценивания заданий с развернутым ответом (С1 и С2).
Материалы статьи могут быть полезны для учителей иностранного языка, занимающихся подготовкой обучающихся к экзамену в формате ЕГЭ, и для учащихся 10—11 классов школ, гимназий.
Методические рекомендации по подготовке к выполнению заданий раздела «Письмо» ЕГЭ по английскому языку.
Основная цель обучения иностранному языку в школе – формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции. Единый государственный экзамен (ЕГЭ) по английскому языку позволяет установить уровень владения учащимися иноязычной коммуникативной компетенцией.
Раздел "Письмо" в ЕГЭ по английскому языку включает два задания. Все задания данного раздела направлены на контроль продуктивных умений письменной речи и являются заданиями с развернутым ответом.
Задание С1 Базового уровня (6 баллов) проверяет умение написать личное письмо в страну изучаемого языка. Задание С2 Высокого уровня (14 баллов) проверяет умения написания развернутых высказываний с элементами рассуждения на заданную тему или проблему. Задания данного раздела позволяют прямо или опосредованно проверить эффективность владения всеми компонентами коммуникативной компетенции, а именно:
речевой (владение умениями письменной речи);
языковой (владение лексическими, грамматическими и орфографическими навыками);
социокультурной (владение знаниями о стране изучаемого языка и своей стране и навыками культуры поведения);
учебно-познавательной (владение стратегиями работы с иноязычным текстом, метапредметными умениями, такими как сообщение и запрос информации, высказывание своей точки зрения и ее аргументация, формулирование проблемы, умение делать обобщения и выводы);
компенсаторной (умение выходить из положения при дефиците языковых средств путем замены одних лексических и грамматических средств другими).
Задание 39 «Личное письмо»
Личное письмо оценивается по трем критериям: содержание (2 балла), организация текста (2 балла), языковое оформление (2 балла).
Задание | Тип задания | Проверяемые умения | Требуемый объем | Время выполнения |
39 Базовый 6 баллов | Письмо личного характера | - Дать развернутое сообщение - Запросить информацию - Использовать неофициальный стиль - Соблюдать формат неофициального письма | 100-140 слов +/- 10% (90-150 слов) | 20 мин. |
Правила оформления личного письма:
Адрес пишущего в правом верхнем углу, дата под адресом.
например: Moscow
Russia
24 May 2009
2. Обращение: Dear Tim
3. Вступление:
а) благодарность за полученное письмо
например: Thanks for your letter. It was great to hear from you.
б) извинения, что не писал раньше
например: I’m sorry I haven’t written for ages/for so long.
в) ответная реакция на информацию или причина для написания письма
например: It was great to hear that you are going on holiday to London. Your plans sound fantastic. или I’m writing to you from Paris. I arrived four days ago with some friends.
4. Основная часть
5. Заключение:
а) причина для завершения письма
например: Well, that’s all my news for now. Well, I’d better go now as ….;
б) упоминание о дальнейших контактах
например: Hope to hear from you soon. I’m looking forward to your next letter. Write back soon.
6. Завершающая фраза. Love, Best wishes, All the best, Yours…
7. Подпись автора.
В письме личного характера используется неофициальный стиль письма, а именно:
Сокращенные формы: I’ve got, don’t, there’s, Hope everything’s OK.
Простые короткие связки: but, so, then, also, and ….
Простая лексика, разговорные выражения, фразовые глаголы
Активный залог
Прямые вопросы
Допускаются восклицательные знаки
Неофициальное начало и окончание: Hi, how are you?, I’d better run, I’ll see you on Sunday
После выполнения каждого тренировочного задания учитель оценивает письма учащихся по трем критериям и анализирует их. В результате такого анализа были выделены типичные ошибки учащихся при выполнении задания 39:
невнимательное прочтение письма, данного в задании;
нет решения коммуникативной задачи;
отсутствие благодарности;
слабая аргументация своего мнения;
нарушение логики;
неправильное написание адреса или даты;
неправильное деление на абзацы;
Для успешного выполнения данного задания С1 учащимся предлагается следовать следующей стратегии:
внимательно прочитать инструкции и текст-стимул;
выделить главные вопросы, которые следует раскрыть в ответном письме;
написать адрес и дату в правом верхнем углу;
во вступлении выразить благодарность и, возможно, извинение, что не сразу написал ответ;
в основной части ответить на вопросы, задать вопросы другу по переписке;
в заключительной части упомянуть о дальнейших контактах;
Задание 40 «Сочинение – мнение»
Задание | Тип задания | Проверяемые умения | Объем | Время выполнения |
40 Высокий 14 баллов | Письменное высказывание с элементами рассуждения | - Правильно определить тип высказывания с элементами рассуждения: «ваше мнение» или «за и против» - Высказать свое мнение - Привести аргументы, доказательства, примеры - Сделать выводы - Основываясь на предложенном плане, последовательно и логически правильно строить высказывание с целью решения поставленной коммуникативной задачи - Использовать соответствующие средства логической связи - Правильно оформить стилистически в соответствии с поставленной задачей | 200 - 250 слов
+/- 10% (180-275 слов) | 60 мин. |
Письменное высказывание с элементами рассуждения оценивается по пяти критериям: содержание (3 балла), организация текста (3 балла), лексика (3 балла), грамматика (3 балла), орфография и пунктуация (2 балла).
План сочинения с элементами рассуждения
1 абзац | Постановка проблемы | To my mind, in my opinion/view, I think (consider, believe, suppose), It seems to me… |
2 абзац | Своя точка зрения и 2 или 3 аргумента, подтверждающие свое мнение | I support this view for a variety of reasons. My opinion finds a wide support. Here are some arguments which support my point of view. Аргументы соединяются словами-связками. – In the first place, First(ly), First of all, To begin with, Secondly, The last but not the least, Finally, Besides, Apart from this, In addition to this, Moreover, Furthermore, What is more… |
3 абзац | Противоположное мнение (других людей), его аргументация | However, some people think differently. Some people don’t agree with me…. There is an opinion which is different from mine… Opponents of this view say… There are people who oppose… People аrgue that … Слова-связки: although, yet, however, nevertheless, but, in spite of /despite (the fact that), even if, still, on the other hand, whereas |
4 абзац | Возражение противоположному мнению, объяснение, почему не согласен | I am absolutely sure that they are wrong, because…, From my point of view these arguments are …, Actually, such attitude is wrong/I can agree with this opinion…, However, I disagree with this opinion…, Nevertheless, I think/believe…, In my opinion, it is unfair … Связки, выражающие причины, примеры, эффекты: because of, due to, for this reason for example/instance, such as, like, in particular, therefore, because, as, as a result, consequently, so |
5 абзац | Заключение | To sum up, I strongly believe that…, All in all, In conclusion, I would like to stress/ underline, that in my opinion…, All things considered, it seems that … |
Сочинение-мнение пишется в официальном стиле, который характеризуется использованием полных форм и сложных предложений, сложной пунктуации, инверсии, косвенных вопросов, страдательного залога, а также использованием устойчивых словосочетаний и средств логической связи официального стиля.
Для успешного выполнения задания 40 учащимся предлагается следовать следующей стратегии:
строить высказывание в соответствии с предложенным планом;
начинать введение следует с общего представления темы и предложения, отображающего ее проблемный характер;
логично делить текст на абзацы (первое предложение абзаца рекомендуется делать тематическим, то есть оно должно выражать основную мысль и далее развивать ее, подкреплять примерами и аргументами);
представить другие точки зрения и дать аргументацию, почему вы с ними не согласны;
введение и заключение должны быть приблизительно одинаковы по объему;
в основной части должно быть три абзаца, приблизительно одинаковых по размеру; общий объем основной части не должен быть меньше общего объема введения и заключения;
в заключении еще раз указать на проблемный характер темы; показать, что вы способны видеть другие точки зрения, но своя кажется вам более убедительной.
Необходимо отметить, что при подготовке учащихся к выполнению заданий раздела «Письмо» важно помнить, что при получении 0 баллов по критерию «содержание», а также, если объем сочинения не соответствует установленному параметру, все задание оценивается в 0 баллов. Поэтому при выполнении тренировочных упражнений учителю необходимо, прежде всего, развивать умение учащихся правильно отбирать материал для решения коммуникативной задачи и строить высказывание в соответствии с заданным объемом.
Алгоритм работы при подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по разделу «Письмо»
В задании приводится фрагмент письма предполагаемого друга по переписке, на которое надо ответить с учетом заданной ситуации общения. Как правило, в предлагаемом фрагменте письма задаются 3 вопроса, на которые надо ответить, а также сообщается некоторая информация, для уточнения которой в задании предлагается задать 3 вопроса. Требуемый объем текста для данного задания – 100-140 слов.
При оценивании данного задания принимаются во внимание:
- точность выполнения задания по содержанию;
- правильность структурного оформления текста;
- соблюдение заданных требований к объему текста.
Цель задания: проверить владение продуктивными умениями письменной речи, включая:
- способность точно выполнить коммуникативную задачу, заданную текстом-стимулом (отрывок письма) и текстом инструкции (следует за отрывком письма);
- знание и соблюдение норм написания личного письма, принятых в английском языке;
- способность соблюдать требования к объему текста.
Алгоритм работы над творческим заданием
Можно предложить следующий алгоритм (этапы) работы над заданиями с развернутым ответом:
1) знакомство учащихся с требованиями к выполнению заданий С;
2) разбор заданий;
3) разбор стратегий выполнения заданий;
4) выполнение тренировочных заданий пошагово;
5) разбор типичных ошибок;
6) выполнение коммуникативного задания полностью;
7) самокоррекция или взаимокоррекция выполненного задания.
Первый этап предполагает знакомство учащихся с требованиями к выполнению заданий. Он включает:
1) разбор умений и навыков, которые проверяются в заданиях;
2) изучение критериев и дополнительных схем оценивания данных заданий.
Для этого выделим, прежде всего, умения, которые контролируются и оцениваются. В качестве примера возьмем задание С1 – личное письмо.
Проверяемые умения в личном письме:
дать развернутое сообщение;
запросить информацию;
использовать неофициальный стиль;
соблюдать формат неофициального письма;
правильно использовать языковые средства;
соблюдать объем письма.
Чтобы успешно продемонстрировать умение дать развернутое сообщение, учащемуся следует развернуто ответить на все три вопроса, которые даются в письме-стимуле. Часто один из вопросов содержит несколько элементов, например, "Что ты и твои друзья делали в свободное время?". В этом случае, чтобы ответ считался полным недостаточно ответить, что автор письма делал, нужно также включить в ответ, что делали его друзья.
Чтобы правильно запросить информацию, нужно поставить три вопроса для выполнения коммуникативной задачи, которая сформулирована после текста письма-стимула. Однако учащемуся необходимо задать вопросы, учитывая текст письма-стимула. Вопросы должны быть развернутыми.
Под использованием неофициального стиля предполагается нейтральный стиль. Особенно важно, чтобы учащиеся использовали нейтральный стиль в обращении, завершающей фразе, подписи.
Под соблюдением формата неофициального письма подразумевается правильная организация текста (деление на абзацы, логика, связующие слова, наличие адреса, даты, обращения, подписи) и соблюдение норм вежливости (благодарность, ссылки на предыдущий и последующий контакты).
Под правильностью использования языковых средств понимается соответствие языковых средств нормам, принятым в стране изучаемого языка.
Под соблюдением объема понимается использование количества слов, которое установлено коммуникативным заданием и является частью коммуникативной задачи.
Изучение критериев и дополнительной схемы оценивания позволят учащемуся соотнести требования к выполнению задания с требованиями оценивания. Необходимо обсудить особенности каждого критерия оценивания и проверить, как учащиеся понимают их.
После знакомства учащихся с требованиями к выполнению заданий целесообразно сразу же перейти ко второму этапу – разбору задания. При разборе заданий следует обратить внимание учащихся на то, что каждое задание имеет свою цель и задачи и проверяет определенные умения и навыки учащихся владения уровнем коммуникативной компетенцией и требует особых стратегий выполнения. Для того чтобы выяснить, какие конкретно умения проверяются в каких заданиях, можно отослать учащихся к спецификации и демоверсии для самостоятельного изучения, либо проанализировать с ними вышеназванные документы.
Затем следует разобрать инструкцию к заданию, обращая внимание на выделенные шрифтом слова, на ограничители (время и объем – количество слов). Разбор задания включает выделение всех содержательных линий письма: нахождение имени адресата, вопросов, на которые нужно дать ответы, информации, которую нужно уточнить в поставленных автором вопросах. Ссылаясь на проверяемые умения и критерии, учащиеся должны объяснить, какие умения проверяются и что необходимо сделать в конкретном задании. Если учащиеся недостаточно хорошо владеют стратегиями написания задания С1, то у них возникает много ошибок, из-за которых будут снижены баллы по разным критериям: решение коммуникативной задачи, организация текста и языковое оформление текста.
Типичные ошибки при написании личного письма
К наиболее типичным ошибкам при написании личного письма можно отнести:
а) по критерию "решение коммуникативной задачи":
не даны развернутые или полные ответы на все три вопроса;
неправильно написано обращение (нарушен стиль);
отсутствует благодарность за полученное письмо или ссылка на предыдущий контакт;
отсутствует завершающая фраза или нарушен стиль ее написания;
отсутствует фраза о надежде на будущий контакт или нарушен стиль ее написания;
не поставлены вопросы для получения информации либо даны не все три вопроса;
несоблюдение объема письма (занижение или превышение объема);
б) по критерию "организация текста":
неправильное деление на абзацы;
нарушение логики;
нарушения в использовании лексических средств логической связи;
отсутствие адреса и/или даты;
дан адрес того, кому направлено письмо, а не адрес отправителя;
порядок слов в адресе не соблюден.
в) по критерию "языковое оформление текста":
Таким образом, можно говорить о том, что типичные ошибки возникают, когда учащиеся не владеют стратегиями написания личного письма и не учитывают предложенный набор правил, который способствует реализации тех или иных стратегий для эффективного решения коммуникативной задачи.
Третий этап предполагает осознание учащимися алгоритма выполнения заданий, то есть последовательности действий и операций, необходимых для их успешного выполнения. Здесь также важно вовлечь учащихся в процесс: предложить составить список действий и операций, которые они совершают, выполняя задание с последующим обсуждением. Можно дать список шагов (в произвольном порядке) и просить выстроить их последовательность.
Алгоритм выполнения здания "Личное письмо" (С1):
внимательно прочитать не только инструкции, но и текст-стимул (отрывок из письма друга на английском языке);
при ознакомлении с текстом-стимулом выделить главные вопросы, которые следует раскрыть в ответном письме;
составить разные типы вопросов для запроса информации;
наметить план своего ответного письма;
не забыть написать адрес и дату в правом верхнем углу письма;
во вступительной части письма выразить благодарность за полученное письмо и, возможно, извинение, что не сразу написан ответ;
в основной части письма ответить на все заданные вопросы и задать необходимые вопросы другу по переписке;
в заключительной части письма упомянуть о будущих контактах, написать завершающую фразу, подписать письмо;
проверить:
- соответствие содержания своего ответного письма письму-стимулу (поставленным коммуникативным задачам);
- правильность организации и логичность текста;
- правильность языкового оформления текста.
При написании письма личного характера необходимо придерживаться следующей структуры:
Адрес в правом верхнем углу в следующем порядке:
- номер дома, название улицы (45, Lomonosov Street)
- город, индекс (Tuapse, 352800)
- страна (Russia)
- дата (под адресом) 28thMay, 2014
Далее следует обращение (слева, на отдельной строке):
Dear Mary,....
Ссылка на предыдущие контакты, то есть благодарность за полученное письмо. Например:
Thanks a lot for your letter
Your last letter was a real surprise
I was glad to get your letter
It was great to hear from you
Возможно извинение, что не ответил раньше (после благодарности):
Sorry, I haven’t written for so long but.....Sorry, I haven’t been in touch...
I am sorry I didn’t reply earlier but I was really busy with my school...
Можно также упомянуть какой-нибудь факт из полученного письма:
I am glad you passed your history test!
Sounds like you have a great time in London!
Great news about your....
Основная часть (ответы на вопросы зарубежного друга). Письмо должно быть написано в неформальном стиле, поэтому необходимо использовать неформальные слова – связки такие, как: well, by the way, anyway, so; разговорные выражения, например: Guess what? Wish me luck!
В следующем параграфе следует объяснить, почему вы заканчиваете письмо:
- Well, I’d better go now as I have to do my homework.
- Anyway, I have to go now because my Mum asked me to help her with the washing.
- I’ve got to go now! It’s time for my favourite TV show.
Упоминание о дальнейших контактах:
Write back soon!
Take care and keep in touch!
Drope me a letter when you can.
Hope to hear from you soon.
I can’t wait to hear from you.
Завершающая фраза:
Love,
Lots of love,
All my love,
All the best,
Best wishes,
With best wishes,
Yours
Подпись автора (имя на отдельной строке). Письмо можно представить следующим образом:
| Адрес Дата |
Обращение, | |
Начало письма: - благодарность за полученное письмо; - извинение, что не писал раньше (по желанию). | |
Основная часть письма. | |
Фраза об упоминании дальнейших контактов. | |
Завершающая фраза. | |
Подпись. | |
Кроме того, необходимо выполнять тренировочные задания с учащимися. Приведем несколько примеров:
Task 1. Complete the table with the apropriate parts of the letter.
Revise the rules of letter writing.
You have received a letter from your English-speaking pen-friend Samantha who writes:
Well, my school is rather far from my home. It usually takes me about 15 minutes to get there. As a rule, I go by bus but sometimes I have to walk there. It takes me half an hour and it is the main cause of my being late. What about you? How often are you late for school? Why does it happen? When were you late last and why? How do you usually get to your school? What transport do you use?
Well, I’ve decided to join our school ecology club!
Write a letter to Samantha.
In your letter:
Write 100-140 words.
Remember the rules of letter writing.
| 1.... |
| 2.... |
| 3.... |
4..... | |
5.....6.....7.....8..... | |
9....10.....11..... | |
12.... | |
13....14.... | |
15.... | |
16..... | |
a.Best wishes
b.Pyatigorsk
c.However, I’m sometimes late because I’m a ‘night owl’, it’s so hard for me to wake up in the morning. Well, I was late last Monday because I overslept.
d.Thanks for your letter.
e.First of all, I’d like to say that my school isn’t far from my house. I usually go on foot there and it takes me about 5 minutes.
f.Write back soon.
g.Are there many pupils in the ecology club? What projects are you carrying out now? Do teachers help you?
h.I’m happy to read about your news.
i.25\10\2015
j.It’s wonderful that you help nature.
k.In your letter you ask me about the transport I use to get to school.
l.Dear Samantha,
m.Russia
n.Sorry, I must go to the library.
o.Arina
p.Sorry I haven’t answered you at once because we are preparing a project.
Task 2. Make questions for these answers.
Yes, I can. It’s one of my favourite activities.
No, I haven’t.
With my friends.
Yes, I do. She’s so kind and careful.
Pancakes.
No, I haven’t. All my friends have said that it is so boring.
On Mondays and Fridays.
Yes, I am. My flight is at 5 o’clock.
Yes, I do. It is a real pleasure.
No, I didn’t. Because I visited my granny yesterday evening.
Task 3. Ask your questions according to the task.
Ask 3 questions to Jane about her plans for Christmas.
Ask 3 questions to Paul about his new bike.
Ask 3 questions to James about his town.
Ask 3 questions to Pamela about her last visit to the cinema.
Ask 3 questions to Barbara about her fitness routine.
Task 4. Read the questions from the letter stimulus. Complete the letters below (only the main part of the letter without questions).
You have received a letter from your English-speaking pen-friend Sara who writes: I’m really happy because my summer holidays have started and I have a lot of plans related to them. What about you? What are you going to do during this time? Are you going to visit any places of interests? Would you like to learn anything new? What is it? How do you plan to help ypur parents?... |
In your letter you ask me about....First of all,...Besides,...It’s important to note...Of course,...
2. You have received a letter from your English-speaking pen-friend Jim who writes: As you know I’mpreparing for my exams now and it’s really a very hard time for me. Every day I read my text-books, write notes and memorize them. What about you? Are you preparing for your exams now? How did you pass your last exam? What did you do to prepare for them? Who helped you? Can you give me any useful advice related to the exams and the preparation. |
In your letter you ask me about...Of course,...However...It’s clear...Besides,...You should...
Аналогично следует разобрать с учащимися проверяемые умения и стратегии выполнения задания С2 (40 минут). Данное задание значительно сложнее, а отсюда диапазон проверяемых умений шире. В задании приводится высказывание проблемного характера. Надо высказать свое отношение к предложенной в задании точке зрения и обосновать его. Требуемый объем текста для данного задания – 200-250 слов.
Параметрами оценивания данного задания являются:
- точность и полнота выполнения поставленной коммуникативной задачи (содержательная сторона речи);
- соблюдение заданных требований к объему текста;
- структурная организация текста;
- лексическое разнообразие речи и лексическая грамотность;
- грамматическая грамотность речи;
- орфографическая грамотность;
- соблюдение норм пунктуации, принятых в английском языке.
Типичные ошибки при написании задания С2
Типичные ошибки с точки зрения критерия "решение коммуникативной задачи":
неумение выделить проблему и перефразировать ее;
незнание алгоритма абзаца: тезис-доказательство-вывод;
неумение высказать свою или другую точку зрения;
неумение дать развернутые и весомые аргументы и контраргументы в защиту своей точки зрения, в том числе в нужном количестве;
неумение делать выводы в заключении;
смешение видов сочинений;
"топиковость";
нарушения в объеме.
Типичные ошибки с точки зрения критерия "организация текста":
нарушение логичности и связности текста;
неправильное деление на абзацы;
отсутствие или неправильное использование средств логической связи.
Типичные ошибки с точки зрения языковых средств (лексики, грамматики, орфографии и пунктуации):
несоответствие высокому уровню;
однообразность лексики и грамматических структур;
неправильное употребление лексики и грамматических структур в речи;
орфографические ошибки;
неправильное употребление или отсутствие пунктуационных знаков.
Таким образом, появление ошибок связано с недостаточным знанием коммуникативных стратегий и умения их применения на практике, со знанием требований выполнения конкретных заданий, критериями их оценивания. Коммуникативная задача будет эффективно решена, если учащийся усвоит набор правил, составляющих содержание стратегий, реализующих каждое конкретное задание.
После разбора требований к написанию заданий, знакомства с форматом заданий и выявлением особенностей каждого из заданий, изучения критериев и схем оценивания, усвоения стратегий, способствующих успешному выполнению заданий С, необходимо продумать технологию обучения написанию личного письма и письменного высказывания с элементами рассуждения. Опыт обучения учащихся и экспертов ЕГЭ показывает, что наиболее удачными для обучения учащихся специфике написания заданий с развернутым ответом оказались технология пошагового обучения интегрированная с кейс-методом (анализ ситуативных проблем). Данные технологии основаны на деятельностном, коммуникативно-когнитивном и рефлексивном подходах и отвечают современным требованиям личностно-ориентированной парадигмы образования. Пошаговое обучение позволяет дозировано преодолевать трудности, которые могут возникнуть при выполнении заданий раздела "Письмо". Пошаговому обучению способствует ряд продуманных тренировочных заданий разного характера (четвертый этап).
Алгоритм выполнения задания с элементами рассуждения "Ваше мнение":
сформулировать проблему;
высказать свое мнение и привести аргументы, доказательства, примеры;
высказать чужую точку зрения и объяснить, почему не согласен с аргументацией в ее пользу;
сделать вывод;
последовательно и логически правильно строить высказывание;
использовать соответствующие средства логической связи;
правильно оформить стилистически в соответствии с поставленной задачей;
употреблять языковые средства оформления письменного высказывания точно и правильно.
Так как проверяемые умения касаются разных аспектов написания письменного высказывания с элементами рассуждения, у учащихся могут возникнуть и ошибки разного рода.
Полезные слова и фразы
Выражение мнения:
- I agree / disagree...
- In my opinion, ... / From my point of view, ... / As far as I'm concerned, ...
- I believe that ... / It seems to me that ...
- I am in favour of ... / I am against the idea of ...
- According to ...
- Some people say that ...
- It is said / believed that ...
- There is no doubt that ...
- It cannot be denied that ...
- It goes without saying that ....
- We must admit that ...
Представление аргументов:
- The main argument in favour / against is ...
- First of all, I should like to consider ...
- The first thing (I would like to consider) to be considered is...
- To begin with ... / To start with ...
- Apart from that ...
- Despite the fact that ... / In spite of the fact that ...
- On the one hand ... / On the other hand, ...
- Besides, ... / In addition, ...
- What is more, ... / Moreover, ... / More than that, ...
- What matters most in this case is ...
- Finally, ...
- However, ... / though
- ... although ... / ... even though ...
- Nevertheless, ...
- To sum up, ....
- To conclude, ...
- On this basis, I can conclude that ...
- In conclusion, I would like to stress that ...
- All in all, I believe that ...
Подводя итоги, заметим, что следуя предложенному алгоритму действий, учащиеся могут самостоятельно или с помощью учителя развить коммуникативную компетенцию в области письменной речи и повысить готовность к любому экзамену по английскому языку. Пошаговое снятие трудностей при выполнении раздела "Письмо" позволит учащимся преодолеть стресс и боязнь предстоящего экзамена, создать ситуацию успеха на уроке и на экзамене.
Критерии оценивания выполнения задания С1 «Письмо»
| Критерии оценива-ния | 3 балла | 2 балла | 1 балл | 0 баллов |
К1 | Решение коммуникативной задачи | Задание выполнено полностью: даны полные ответы на три заданных вопроса. Правильно выбрано обращение, завершающая фраза и подпись; есть благодарность, упоминание о предыдущих контактах, выражена надежда на будущие контакты | Задание выполнено: даны ответы на три заданных вопроса, но на один ответ дан неполный ответ. Есть 1-2 нарушения в стилевом оформлении письма И/ИЛИ отсутствует благодарность, упоминание о предыдущих/будущих контактах | Задание выполнено частично: даны ответы на заданные вопросы, НО на два вопроса даны неполные ответы ИЛИ ответ на один вопрос отсутствует. Имеется более 2-х нарушений в стилевом оформлении письма и в соблюдении норм вежливости | Задание не выполнено: отсутствуют ответы на два вопроса ИЛИ текст письма не соответствует требуемому объему |
К2 | Организация текста | | Текст логично выстроен и разделен на абзацы; правильно использованы языковые средства для передачи логической связи; оформление текста соответствует нормам письменного этикета, принятого в стране изучаемого языка | Текст в основном логично выстроен, НО имеются недостатки (1-2) при использовании средств логической И/ИЛИ делении на абзацы ИЛИ имеются отдельные нарушения в структурном оформлении текста письма | Текст выстроен нелогично; допущены многочисленные ошибки в структурном оформлении письма ИЛИ оформление текста не соответствует нормам письменного этикета |
К3 | Лексико-грамматичес-кое оформление текста | Использована разнообразная лексика и различные грамматические структуры, соответствующие поставленной коммуникатив-ной задачей (допускается не более 2-х языковых ошибок, не затрудняющих понимание) | Имеются языковые ошибки, не затрудняющие понимание (допускается не более 4-х негрубых языковых ошибок) ИЛИ языковые ошибки отсутствуют, но используются лексические единицы и грамматические структуры только элементарного уровня | Имеются языковые ошибки, не затрудняющие понимание (допускается не более 5-х негрубых языковых ошибок) ИЛИ допущены языковые ошибки, которые затрудняют понимание (не более 1-2 грубых ошибок) | Допущены многочисленные языковые ошибки, которые затрудняют понимание текста. |
К4 | Орфография и пунктуация | | Орфографические и пунктуационные ошибки практически отсутствуют (допускается не более 2-х, не затрудняющих понимание текста) | Допущенные орфографические и пунктуационные ошибки не затрудняют понимание (допускается не более 3-4 ошибок) | Допущены многочисленные орфографические ошибки и пунктуационные ошибки и/или допущены ошибки, которые затрудняют понимание текста |
Критерии оценивания выполнения задания С2( максимум 14 баллов)
Баллы | Решение коммуникативной задачи | Организация текста |
| К1 | К2 |
3 | Задание выполнено полностью: содержание отражает все аспекты, указанные в задании и отраженные в дополнительной схеме оценивания; стилевое оформление речи выбрано правильно (соблюдается нейтральный стиль). | Высказывание логично, структура текста соответствует предложенному плану; средства логической связи использованы правильно; текст разделен на абзацы. |
2 | Задание выполнено: некоторые аспекты, указанные в задании, раскрыты не полностью; имеются отдельные нарушения стилевого оформления речи. | Высказывание в основном логично, имеются отдельные отклонения от плана в структуре высказывания; имеются отдельные недостатки при использовании средств логической связи; имеются отдельные недостатки при делении текста на абзацы. |
1 | Задание выполнено не полностью: содержание отражает не все аспекты, указанные в задании; нарушения стилевого оформления речи встречаются достаточно часто; | Высказывание не всегда логично, есть значительные отклонения от предложенного плана; имеются многочисленные ошибки в использовании средств логической связи, их выбор ограничен; деление текста на абзацы отсутствует. |
0 | Задание не выполнено: содержание не отражает те аспекты, которые указаны в задании, или не соответствует требуемому объему, или более 30% текста носит непродуктивный характер, текстуально совпадая с опубликованным источником или с другими работами. | Отсутствует логика в построении высказывания; предложенный план ответа не соблюдается. |
Баллы | Лексика | Грамматика | Орфография и пунктуация |
| К3 | К4 | К5 |
3 | Используемый словарный запас соответствует поставленной коммуникативной задаче; практически нет нарушений в использовании лексики. | Используются грамматические структуры в соответствии с постав-ленной коммуникатив-ной задачей. Практиче-ски отсутствуют ошибки (допускаются 1-2 негрубые ошибки). | |
2 | Используемый словарный запас соответствует поставленной коммуникативной задаче, однако встречаются отдельные неточности в употреблении слов (2-3), либо словарный запас ограничен, но лексика использована правильно. | Имеется ряд грамматических ошибок, не затрудняющих понима-ние текста (не более 4-х). | Орфографические ошибки практически отсутствуют. Текст разделен на предложения с правильным пунктуационным оформлением. |
1 | Использован неоправданно ограниченный словарный запас; часто встречаются нарушения в использовании лексики, некоторые из них могут затруднять понимание текста (не более 4-х). | Многочисленны ошибки элементарного уровня, либо ошибки немногочисленны, но затрудняют понимание текста (допускаются 6-7 ошибок в 3-4 разделах грамматики). | Имеется ряд орфографических и/или пунктуационных ошибок, в том числе те, которые незначительно затрудняют понимание текста (не более 4-х). |
0 | Крайне ограниченный словарный запас не позволяет выполнить поставленную задачу. | Грамматические правила не соблюдаются, ошибки затрудняют понимание текста. | Правила орфографии и пунктуации не соблюдаются. |
Список использованной литературы
1. Вербицкая М.В., Манн М., Тейлор-Ноулз Тесты для подготовки к ЕГЭ по английскому языку. Macmillan Exam Skills for Russia. Macmillan Publishers, 2015.
2. Корчажкина О.М. Английский язык 10-11 классы. Пишем сочинение-рассуждение на ЕГЭ: практика аргументации. Ростов н/Д: Легион, 2015
3. Музланова Е.С. Английский язык: Раздел «Письмо» на едином государственном экзамене. Москва: АСТ: Астрель, 2015
4. Музланова Е.С. Английский язык: 120 учебно-тренировочных заданий для подготовки к ЕГЭ: «Письмо». М.: Владимир, 2010
5. Соловова Е.Н. John Parsons ЕГЭ. Английский язык. Практикум. Письмо. М., 2011
6. Фоменко Е.А. Английский язык. Подготовка к ЕГЭ-2016. 20 тренировочных вариантов по демоверсии на 2016 год: учебно-методическое пособие. Ростов н/Д: Легион, 2015
26
с. Плешаново, 2017г.