СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по половому воспитанию несовершеннолетних

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Половое воспитание – это система мер педагогического воздействия на детей и подростков с целью создания у них правильного представления о сущности взаимоотношений полов и воспитании норм поведения в половой жизни.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации по половому воспитанию несовершеннолетних»

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат»

671325 Заиграевский район с. Новая Брянь тел/факс 8(30136)53-3-02

ул. Школьная, 5 эл. адрес: [email protected]
















МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПОЛОВОМУ ВОСПИТАНИЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ













Педагог – психолог Евдокимова А.А.







Половое воспитание есть особая часть нравственного воспитания. Его составляющая часть – воспитание отношений человека одного пола к другому и связанных с этим сложных и тончайших навыков поведения и самоконтроля.

Половое воспитание – это система мер педагогического воздействия на детей и подростков с целью создания у них правильного представления о сущности взаимоотношений полов и воспитании норм поведения в половой жизни.

В подростковом возрасте проявляется уже истинное половое любопытство в связи с пониманием детородной функции мужчины и женщины, подразумевающей особые, специфические взаимоотношения между полами. Способность осознавать себя носителем определенного пола лежит в основе формирования полового поведения подростка. Выраженность полового влечения у представителей мужского и женского пола одинакова, проявления же его специфичны. У девушки, например, характерными поведенческими реакциями, связанными с половым влечением, являются кокетство, в основе которого лежит побуждение привлечь к себе внимание, застенчивость, стыдливость, ярко выраженная потребность нравиться, хорошо выглядеть. Юноша обычно испытывает желание понравиться конкретной девушке, а не вообще всем и имеет при этом конкретную цель.

Сексуальность подростка носит дисгармоничный характер. Между его эмоционально-психологическим и соответствующим физическим развитием существуют противоречия. Подросток, как правило, обуреваем желаниями, фантазиями и мечтами сексуального характера. В начале полового созревания у подростков формируются своеобразные отношения, которые можно определить как платоническую влюбленность, окрашенную романтически возвышенным чувством. Лишь впоследствии, с завершением процесса полового созревания, пробуждаются специфические сексуальные эмоции, проявляется половая активность и формируется зрелое половое сознание.

С развитием полового самосознания выделяют следующие стадии формирования:

1. Романтическая стадия (или платоническая) у юношей характеризуется фантазиями, в которых совершаются воображаемые подвиги в честь идеализируемого объекта первой влюбленности. У девушек прослеживается стремление нравиться, обращать на себя внимание, появляются фантазии о бескорыстной заботе со стороны прекрасного и храброго «рыцаря».

2. Эротическая стадия выражается в стремлении к нежности и ласкам. Эта стадия длительное время определяет женскую сексуальность, а у мужчин довольно быстро сменяется потребностью в сексуальной разрядке.

3. Сексуальная стадия во многом определяет особенности подросткового возраста у юношей. Прежде всего, это феномен так называемой подростковой гиперсексуальности, проявляющейся в повышенной половой возбудимости у мальчиков.

Любовные чувства юношей и девушек индивидуальны и многообразны. Однако часто наблюдается следующее противоречие. Подростковая мечта о любви выражает, прежде всего, жажду эмоционального контакта, понимания, душевной близости. Потребность в самораскрытии и интимной человеческой близости и чувственно-эротические желания очень часто не совпадают и могут быть направлены на разные объекты. Такая разобщенность чувственно-эротического и нежного влечений особенно типична для мальчиков.

В современном обществе половое чувство у подростков может появляться уже в 14-16 лет, в то время как официальный брачный возраст наступает лишь через несколько лет, а семья создается еще позже. Не для всех подростков характерно раннее желание вступить в половую связь. Как правило, это зависит от культурных, социальных и религиозных традиций, взаимоотношений в семье и с окружающими людьми. Некоторые подростки начинают половую жизнь, глядя на своих друзей; для других - это способ самоутверждения. Подростка надо убедить, что ранняя половая жизнь - это не самоцель и не способ самоутверждения. Девичья чистота, гордость, целомудрие, необходимость полового воздержания до вступления в брак - не устаревшие понятия. Ранние контакты - это серьезные эмоциональные переживания, а в некоторых случаях угроза репродуктивному здоровью. Доказано, что раннее начало половой жизни у подростков, частая смена половых партнеров приводят к очень печальным результатам - болезням, передаваемым половым путем, СПИДу, бесплодию, хроническим воспалительным заболеваниям женских и мужских половых органов.

Если молодая девушка или юноша не хотят интимной близости или хотя бы сомневаются, они должны уметь сказать «нет». Этому их должны научить взрослые в семье и школе. Когда речь заходит о сексе, легко сказать «да», но требуется много сил и мужества, чтобы сказать «нет». И задача взрослых - объяснить прежде всего девушке, что если ее по-настоящему любит юноша, он не порвет с ней дружбу только потому, что она не готова вступить с ним в интимную связь. Часто молодые люди с легкостью разрывают отношения со своими подругами, и это довольно частое явление в процессе взросления и приобретения опыта. Но такой разрыв может быть и очень болезненным. Девушки должны знать, что половое созревание юношей заканчивается позже, они позже задумываются о создании семьи, о детях. Испытывать сексуальные чувства и желать сексуальных отношений - это естественно. Но решиться на половую близость означает принять на себя ответственность за своё поведение. Прежде чем решиться на сексуальные отношения, необходимо всё тщательно продумать и взвесить, так как первый сексуальный опыт может оказаться нелегким и принести разочарование. Взрослые должны объяснить подросткам, что никто не имеет права прикасаться к их телу, заставлять делать по отношению к ним то, к чему они не готовы, или то, что угрожает их безопасности.

Семья имеет важное значение в формировании сексуального поведения подростка. Родители всегда должны думать о том, что они хотят передать своим детям, соответствует ли их собственное поведение тем нормам, выполнения которых они требуют от детей.

Содержание полового воспитания определяется его целями и задачами.

Собственное содержание полового воспитания – это жизнь, окружающая подростка, взаимоотношениями между людьми разного пола, нормы этих взаимоотношений, личная жизнь людей семьи, сферы их деятельности. Воспитание представляет собой систему знаний и специфических умений, позволяющих решать поставленные задачи.

Цель полового воспитания – сформировать у детей и подростков правильное понимание сущности нравственных норм и установок в области взаимоотношений полов и потребность руководствоваться ими во всех сферах деятельности. Такими нормами и установками являются:

- понимание человеком общественного интереса, который заключен в его взаимоотношениях с другим полом;

- умение находить правильное решение конкретных нравственных проблем, возникающих в сфере этих взаимоотношений;

- устойчивость к навязыванию подрастающему поколению сексуальной распущенности, потребительского отношения к другому полу, пренебрежения моральными ценностями.

Задачи полового воспитания:

- воспитание у подростка чувства социальной ответственности за каждый поступок;

- стимулирование стремления к тому, чтобы иметь прочную, здоровую, дружную семью, сознательно относиться к воспитанию своих детей;

- воспитание у подростков чувства культуры поведения к другому;

- выработка умения оценивать свои поступки в отношении других людей;

- воспитание ответственного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, формирование убеждения о вреде ранних половых связей и недопустимости безответственности и легкомыслия в сфере отношений с представителями другого пола;

- разъяснение сути понятия «взрослость».

Формы реализации полового воспитания:

- работа с педагогическим коллективом педагогические советы; педсоветы – практикумы; совещания при директоре; методические семинары; семинары – практикумы; лектории; заседания МО классных руководителей; педагогические дискуссии; круглые столы; презентации; практические занятия; анкетирование; конкурсы методических разработок и т. д.

























ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Памятка - рекомендация «Если к вам обратились по поводу ранней беременности девочки – подростка»

Работа с родителями (формирование у родителей представления о главных этапах полового воспитания и создании оптимальных условий для правильного полового развития ребенка): общешкольные родительские собрания, классные родительские собрания; психолого – педагогические лектории; родительские чтения; дискуссии; диспуты; круглые столы; презентации; лекции и беседы; индивидуальная работа; размещение информации на школьном сайте.

Памятка «Как рассказать детям о личных границах»

Работа с детьми и подростками (выработка у детей навыков и знаний, связанных с полом, с учетом возрастных особенностей): классные часы; беседы; индивидуальная работа; ролевые игры; уроки нравственности; диагностические исследования; конкурсы, викторины, фотовыставки, интеллектуально – познавательные игры; диспуты, круглые столы; конкурсно – развлекательные и игровые программы; тематические вечера; вечера вопросов и ответов;тренинговые занятия (направленные на информирование подростков об институте семьи и брака, профилактику раннего вступления в половую связь, вредных привычек, заболеваний, передающихся половым путем, нежелательной беременности, абортов, сексуального насилия и пр.).

Формы и методы контроля успешности проводимых мероприятий:

- анкетирование;

- тестирование.

Рекомендации по организации профилактической деятельности  социального педагога в случае  подростковой беременности

Социально-педагогическая деятельность - это деятельность, направленная на конкретного учащегося, способствующая решению его индивидуальных проблем посредством изучения развития личности и окружающего его социума.

В своей профессиональной деятельности педагог социальный имеет дело с ребенком в процессе его развития, воспитания, социального становления. В деятельности социального педагога можно выделить следующие основные составляющие: диагностическую, прогностическую, коррекционную, реабилитационную, охранно-защитную, предупредительно-профилактическую.

Для успешной реализации профилактической деятельности социальный педагог должен обладать следующими личностными качествами:

Эмпатия – умение видеть мир глазами других людей, понимать его так же, как они, воспринимать их поступки с тех же позиций и в то же время иметь способность сказать другим о своем понимании и дать возможность подтвердить или опровергнуть эти представления другим.

Доброжелательность – способность демонстрировать свое отношение приязни, симпатии.

Деликатность – вежливость, мягкость в обращении с другими людьми.

Открытость – способность быть искренним, уметь говорить о своих внутренних чувствах и мыслях.

Конкретность – умение конкретно отвечать на вопросы.

Коммуникабельность – интерес к другим людям, легкость в общении с ними.

Уважение, честность.

Конфиденциальность, сохранение тайны.

Социально-педагогическая профилактика — это совокупность социально-педагогических и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков.

Целью профилактической  деятельности с учащимися, склонными к появлению такого явления как подростковая беременность, является устранение негативных факторов окружающей среды, влияющих на личность и жизнь подростков.

Социально-педагогическая профилактика может быть реализована путём решения следующих задач:

1. Создание форм активной и действенной социально-педагогической помощи и защиты для конкретного подростка и его родителей.

2. Организовать получение знаний по вопросам полового и семейного воспитания.

3. Оказать содействие в разрешении психологических и социальных трудностей в семье, в школе, в кругу сверстников.

4. Воспитание активной личности, привитие ей качеств хорошего семьянина в будущем.

5. Способствовать поддержке общественно-значимых семейных ритуалов и традиций.

 6. Укрепление репродуктивного здоровья путём осуществления комплекса медицинских, психолого-педагогических и других мероприятий.

Для решения проблемы подростковой беременности в первую очередь нужно проводить диагностическую работу по ликвидации факторов риска появления подростковой беременности: сбор информации о подростке; изучение его индивидуально-личностных и психологических особенностей ребенка; изучение семьи ребенка; изучение источников негативного влияния на подростка и устойчивости его к этому влиянию; изучение влияния микросреды.

Также необходимо проводить социально-педагогическую работу – помощь в процессе социального  взаимодействия налаживания социальных отношений, создание благополучной  среды для развития ребенка, осуществлять контроль над подростком, еще психологическая, социальная и, возможно, материальная помощь.

Просветительская работа также  важна в профилактической деятельности. Она должна включать в себя обучение и воспитание с целью формирования полных знаний о проблеме подростковой беременности и ранних сексуальных  отношений, овладение подростком знаниями по данной проблеме, необходимыми специальными умениями и навыками противостояния вовлечению в ранние сексуальные  отношения и возникновению подростковой беременности.

Еще одним важным направлением должно быть соблюдение и защита прав несовершеннолетних беременных и всех подростков, кому нужна помощь.

Также важным элементом профилактической деятельности социального педагога должна быть работа по просвещению  родителей, особенно семей, находящихся  в социально опасном положении, малообеспеченных, неполных и родителей, ведущих аморальный образ жизни.

Социальный педагог должен создавать  условия для проведения свободного времени и досуга; должен организовывать социально значимую деятельность детей  и взрослых; должен использовать различные формы профилактики, такие как беседы, кинолектории, тренинговые занятия, индивидуальные и групповые консультации, встречи с медицинскими работниками по предупреждению подростковой беременности, способствовать введению обязательного курса по половому и семейному воспитанию в учебно-воспитательный процесс для разрешения возникших вопросов у подростков и увеличения количества и качества информации по проблеме подростковой беременности и ранних сексуальных отношений, которые являются основной причиной возникновения беременности среди несовершеннолетних.









































ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Анкета

Мы приглашаем тебя к диалогу, ответь, пожалуйста, на вопросы нашей  анкеты.

1. Считаете ли Вы, что современному человеку необходима подготовка к родительству? ___________________________________________________________

2. С какого возраста нужно начинать подготовку человека к родительству?

________________________________________________________________________

3. Кто, по Вашему мнению, должен готовить человека к родительству?

________________________________________________________________________

Спасибо!

Опросник «Шкала любви и симпатии»

(З.Рубин, модификация Л.Я.Гозман, Ю.Е.Алешина)

Тест предназначен для определения, что преобладает во взаимоотношениях: любовь или симпатия.

Изначально шкалы любви и симпатии З.Рубина представляли собой 2 набора высказываний, в каждый из которых входило 13 пунктов, затем по мере работы над созданием методики количество утверждений было уменьшено до 9. При составлении шкал опросника З.Рубин исходил из определенных теоретических представлений о внутренней структуре измеряемых феноменов.
В частности, важными для измерения представлялись три компонента любви: привязанность, забота и степень интимности отношений.
Шкала симпатии регистрирует: степень уважения, степень восхищения и степень воспринимаемого сходства объекта оценки с респондентом.
В окончательный вариант методики, адаптированной Л.Я.Гозманом и Ю.Е.Алешиной, включены 14 пунктов.

Инструкция к тесту

Вашему вниманию представляются следующие утверждения, которые касаются Вас и Вашей половинки. К каждому утверждению необходимо подобрать тот вариант ответа, который, по Вашему мнению, наиболее соответствует сложившимся отношениям с ним (ней). Постарайтесь отвечать как можно откровенней. Не задерживайтесь долго над обдумыванием какого-либо утверждения. И помните: нет правильных и неправильных ответов».
Варианты ответа: «Да, это так»; «Вероятно, это так»; «Вряд ли это так»; «Это совсем не так».

Тест

  1. Я чувствую, что могу доверить ему (ей) абсолютно все.

  2. Когда мы вместе, у нас всегда схожее настроение.

  3. Я могу сказать, что он (она) принадлежит только мне.

  4. Он (она) очень умный человек.

  5. Для нее (него) я готов(а) абсолютно на все.

  6. В большинстве случаев он (она) нравится людям почти сразу же после знакомства.

  7. Когда мне плохо, то хочется поделиться только с ним (ней).

  8. Я думаю, что мы с ним (ней) внутренне похожи друг на друга.

  9. Я чувствую себя в ответе за то, чтобы ему (ей) было хорошо.

  10. Мне хотелось бы быть похожим на него (нее).

  11. Мне приятно чувствовать, что он (она) доверяет мне больше других.

  12. Он (она) один (одна) из самых обаятельных мужчин (женщин), которых я знаю.

  13. Мне было бы очень тяжело, если бы пришлось жить без него (нее).

  14. Я уверен(а), что он (она) хорошо ко мне относится.


Обработка и интерпретация результатов теста

Ключ к тесту

Шкала любви: 1,3,5,7,9, 11, 13.

Шкала симпатии: 2, 4, 6,8,10,12,14.

Ответы оцениваются следующим образом:

ответ «Да» – 4 балла;

ответ «Вероятно, это так» – 3 балла;

ответ «Вряд ли это так» – 2 балла;

ответ «Это совсем не так» – 1 балл.

Баллы по каждой шкале суммируются.

Итоговые оценки могут варьировать от 7 до 28 баллов.
Подсчет суммарного балла по обеим шкалам, дает общий уровень эмоциональных отношений в диаде (от 14 до 56 баллов).


Анкета «Половые отношения»

Мы приглашаем тебя к диалогу, ответь, пожалуйста, на вопросы нашей  анкеты.

Имеете ли вы сексуальный опыт?

а) да

б) нет

Почему вы начали половую жизнь?

а) из любопытства

б) случайно

в) чтобы казаться взрослее

г) под влиянием алкоголя или других веществ

д) свой вариант _______________________________________________________

Откуда вы узнали о сексе?

а) телевидение, интернет

б) от сверстников, одноклассников, друзей

в) из специальной литературы

г) от родителей

д) от учителей

е) свой вариант _______________________________________________________

Что вы понимаете под словосочетанием «половые отношения»?

а) секс

б) ухаживания

в) брак, семья

г) свой вариант _______________________________________________________

5) Считаете ли  вы брак обязательным для вступления 

в сексуальные  отношения?

а) да

б) нет

6) Читаете ли  вы специальную литературу о  сексе?

а) да

б) нет

7) Какие вы знаете  способы предохранения/контрацепции  от нежелательной беременности  или заболеваний передающихся  половым путем, ВИЧ/СПИД?______________________________________________

8) Может ли ранняя  половая жизнь причинить вред?

а) да

б) нет

в) не знаю

9)Какие вы знаете  негативные последствия ранних  половых отношений?

________________________________________________________________________

10) Что вы считаете наиболее эффективным способом защиты от беременности, венерических заболеваний, ВИЧ/СПИД?

а) презервативы

б) таблетки

в) прерывание полового акта

г) воздержание

д) свой вариант _______________________________________________

11) Кому бы вы  сообщили, что вы (ваша подруга)  беременны?

а) друзья

б) родители, родственники

в) классный руководитель/учитель

г) доктор/врач

12) Считаете ли  вы необходимыми курсы по половому  воспитанию в школе?

а) да

б) нет

Спасибо большое за ответы!!!

 

Анкета для  подростков по половому воспитанию.

Мы приглашаем тебя к диалогу, ответь, пожалуйста, на вопросы нашей  анкеты.

Все ответы анкеты останутся  анонимными.

Нам важна ваша честность.

 

1. Твой возраст      __________ Твой пол        М       Ж

2. Был ли у тебя сексуальный опыт? ______________________________________ 

3. В каком возрасте происходит  половое созревание у подростков?___________

4. Как ты думаешь, каков  должен быть мотив вступления  в интимную связь?

а) взаимная любовь

б) расчет на вступление в  брак

в) самоутверждение, чувство  зрелости

г) стремление к получению  удовольствия

д) модно,  престижно

е) любопытство

5. Как ты думаешь, можно  ли забеременеть при первом  половом контакте, если не предохраняться?__________________________________________________

6. Если бы ы узнал(а), что от тебя беременна подруга (ты беременна) как бы ты поступил(а)?_____________________________________________________________

7. Как ты думаешь в  твоем возрасте лучше оставить  ребенка или сделать аборт?

_______________________________________________________________________ 

8. Как ты думаешь, человек  твоего возраста в современном обществе может 

обеспечить самостоятельно  себя и своего потенциального  ребенка?

______________________________________________________________________

9. Какие могут быть  отрицательные последствия аборта?_____________________

10.Как ты думаешь, нужны  ли подросткам познавательные  занятия о сексе и половой  жизни?

Спасибо большое за ответы!!!


Опрос «Первый раз»

Цель: выявить мотивацию заняться сексом в первый раз.

Варианты ответов (можно было давать до 3 ответов)


Из любопытства


Из стремления быть "как все"


Из-за стремления самоутвердиться, доказать что-то приятелям или близким


По любви, из-за влюбленности


Из желания угодить партнеру, доставить ему радость


Для повышения самооценки


Из-за сексуального влечения


Не отдавал(а) себе отчета в том, что делаю (в состоянии алкогольного, наркотического опьянения)



По принуждению


Другое


Замужество, женитьба


Затрудняюсь ответить, нет ответа


















Список использованной литературы

  1. Андреева, Т.В. Семейная психология: учеб.пособие / Т.В. Андреева. - СПб.: Речь, 2004, - 244 с.

  2. Богданова, Е.А. Охрана здоровья девочек и девушек-основа репродуктивного здоровья женщин/Е.А. Богданова, М.И. Кузнецова, О.Г. Фролова // Акушерство и гинекология. - 1992. - №5. - С. 48.

  3. Болотова А.К., Молчанова О.Н. Психология развития. - М.: ЧеРо, 2005

  4. .Григорьев, С.И. Социальная работа с молодежью: Учебник для студентов вузов/С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, С.А. Гусова.-М.: «Гардемарин», 2006

  5. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. - М., 1998

  6. Дорошкевич, М.П. Основы валеологии: Учебное пособие/ М.П. Дорошкевич, Д.М. Муравьева.-Мн.: «Вышейшая школа», 2003

  7. Ермолаева М.В. Психология развития. - М.: МПСИ; Воронеж: издательство НПО «МОДАК», 2009

  8. Ивуть Н. Недетские проблемы детей/ Н. Ивуть // Региональная газета. - 2011. - 2 февраля. - С. 9.

  9. Ковалев, С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни / С.В. Ковалев. - М.: Просвещение, 1991 - 128 с.

  10. Кон И.С. Введение в сексологию. - М.: Медицина, 2003

  11. Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989

  12. Корегин А.Я., Корегина Е.П. Секс нашей культуры. - К: МП «Радуга», 1993

  13. Костиков В. Чем опасен слишком ранний секс/ В. Костиков // АиФ. - 2010. - 26 марта. - С. 6.

  14. Красноярова М.В. Практика социально-педагогической поддержки материнства девочек-подростков/ М.В. Красноярова // Педагогика - XXI: материалы международной научной конференции. - Караганда: Центр гуманитарных исследований, 2010

  15. Крукс Р., Баур. К. Сексуальность. - М.: Мир, 2002

  16. Купчинов, Р.И. Формирование здорового образа жизни молодежи: Пособие для кураторов и преподавателей высших учебных заведений/Р.И. Купчинов.-Мн.:УП» ИВЦ Минифина», 2004.-211 с. Курбатова, В.И. Социальная работа/ В.И. Курбатова. - Ростов н/Д.: «Феникс», 1999.-576 с.

  17. Леонтьев А.А. Психология общения. - М, 2001

  18. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. - М.: Гардарики, 2005

  19. Мастерс У.Г., Джонсон В.Э., Колодни Р.К. Основы сексологии. - М.: Мир, 2008

  20. Немов Р.С. Психология. - М.: просвещение, 1981

  21. Ночевнек М.Н. Человеческое общение. - М.: Политиздат, 1988

  22. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.: Высшее образование: МГППУ, 2006

  23. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М.: ТЦ Сфера, 2004

  24. Подольский, В.В. Репродуктивное здоровье - важнейшая проблема современности/В.В. Подольский // Здоровье женщины. - 2003. - №1.-С. 103.

  25. Психология человека от рождения до смерти/ А.А. Реан [и др.]; под общ.ред. А.А. Реана. - СПб.: ПРАЙМ - ЕВРОЗНАК, 2002

  26. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб: Издательство «Питер», 2000

  27. Сапогова Е.Е. Психология развития: учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2005

  28. Сексопатология: справочник/ Г.С. Васильченко [и др.]; под общ.ред. Г.С. Васильченко. - М.: Медицина, 2003

  29. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения: в 3 т./ В.А. Сухомлинский. - М.: Просвещение, 1980 - 3 т - 640 с.

  30. Сысенко, В.А. Новобрачные в зеркале собственных взглядов, суждений, оценок / В.А. Сысенко. - М.: Мысль, 1985 - 164 с.

  31. Черкасова, В.Ю. Противоречия становления и реализации супружеских ориентаций в современный период: автореф. дис. канд. социол. наук: 22.00.06 / В.Ю. Черкасова; Урал.гос. ун-т им. А.М. Горького. - М., 2004. - 18 с.

  32. Фельдштейн Д.И. Особенности ведущей деятельности детей подросткового возраста/ Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка // под ред. Г.В. Бурменской. - М.: МПСИ, 2004

  33. Эйдемиллер Э.К. Психология и психиатрия семьи. - СПб.: Питер, 2007

  34. Шнейдер, Л.Б. Основы семейной психологии: Учеб.пособие для вузов: 2-е изд./ Л.Б. Шнейдер. - М.: Деловая книга, 2006. - 768 с.









Педагог-психолог Евдокимова А.А.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!